Сказка про пиноккио слушать

Текст: павел басинскийседьмого июля 1881 года в римской газете для детей началась публикация книги карло коллоди приключения пиноккио. история деревянной

Сказка про пиноккио слушать

Текст: Павел Басинский

Седьмого июля 1881 года в римской «Газете для детей» началась публикация книги Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». А в 1935 году «красный граф» Алексей Толстой сдал в издательство «Детгиз» переделку, или, как сказали бы сегодня, ремейк, «Пиноккио» – сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Параллельно она печаталась в газете для советских детей «Пионерская правда».

Рinocchio в буквальном переводе – «сосновый глаз», круглый след от сучка в бревне или полене. Burattino – «кукла», «марионетка». Не только сюжет, но и имя героя Алексей Толстой позаимствовал у Коллоди, ведь на итальянском название его сказки звучит как «Le avventure di Pinocchio. Storia d’un burattino».

Но на сюжетной схеме и имени главного героя сходство двух сказок и кончается. Это две совершенно разные и самостоятельные вещи – и по содержанию, и по морали, и даже по смыслу.

Толстой писал своего «Буратино», на некоторое время оторвавшись от работы над «Хождением по мукам». Перед этим он перенес инфаркт. Можно понять, почему ему хотелось превратить назидательную и в целом грустную сказку Коллоди в веселую, жизнерадостную сказочку о счастливом деревянном человечке. Ведь «Приключения Пиноккио» – это тоже своего рода «хождение по мукам», потому что в сказке деревянная кукла проходит целый ряд мытарств и испытаний, и все для того, чтобы из дерева стать живым мальчиком. В сказке Толстого дерево так и остается деревом, и это, пожалуй, самое главное различие двух книг.

Сказка про пиноккио слушать

Иллюстратор Mattotti Lorenzo — Приключения Буратино/Пиноккио/kids-pix.blogspot.com

Так случилось, что в детстве первой мне попала в руки книга Коллоди в изумительно красочном болгарском издании на русском языке. Да, сперва заинтересовался картинками. Но сказку я читал со слезами и потом, читая «Буратино», возмущался: здесь все не так, зачем Толстой врет!

Я и сегодня остаюсь фанатом «Пиноккио». Кстати, во Флоренции, родном городе Карло Коллоди, стоит памятник Пиноккио с надписью: «Бессмертному Пиноккио — благодарные читатели в возрасте от 4 до 70 лет».

Да, книга Коллоди, в отличие от сказки Толстого, назидательна. Коротко ее мораль можно сформулировать так: слушайся отца своего, не ленись, учись, трудись в поте лица, не верь тем, кто обещает тебе быстрый успех и дармовое богатство, ухаживай за больными, и тогда есть шанс, что ты станешь человеком. В противном случае ты станешь ослом или, в лучшем случае, так и останешься деревянным болваном. Но согласитесь, что мораль эта очень актуальна для нашего времени.

Сказка про пиноккио слушать

Иллюстратор Mattotti Lorenzo — Приключения Буратино/Пиноккио/kids-pix.blogspot.com

В сказке Толстого мораль иная. Будь веселым и беспечным, не слушай никого, живи по своей воле, будь смекалистым и ловким, если нужно, обманывай, за это все тебя полюбят, и в конце концов ты поймаешь птицу удачи за хвост. А то, что при этом так и останешься деревом, не важно.

Я благодарен судьбе, что первым прочитал «Пиноккио». Может, где-то на уровне подсознания эта книга меня чему-то научила. Так же, как безумно талантливая сказочка Толстого чему-то научила других.

«Пиноккио» – книга весьма сложная. В ней постоянно присутствуют библейские мотивы. Чего стоит огромная рыба, которая проглотила сначала создателя Пиноккио старого Джеппетто, а потом и самого Пиноккио. Это явный отсыл к библейской Книге пророка Ионы. В ней Иона не послушался Господа, призвавшего весь город раскаяться в грехах, и бежал на корабле, но на море поднялась страшная буря. С помощью жребия моряки узнали, в этой каре повинен Иона и бросили его в море, где его проглотил кит. Пиноккио часто оказывается в море и не тонет, потому что деревянный. Его пытаются утопить – тоже бесполезно.

В сущности, оставаясь деревом, Пиноккио практически неуязвим, да и бессмертен. Став человеком из плоти и крови, он становится уязвимым и смертным.

Но именно к этому кукла шла через ряд испытаний, и в этом она обретает свое счастье.

Счастье Буратино – Золотой Ключик, которым открывается потайная дверца в стене хижины Папы Карло (прозрачный намек на создателя «Пиноккио» Карло Коллоди), где находится волшебный театр, где всем будет весело.

Только не думайте, что я занижаю значение сказки Толстого. Просто это разные книги.

Я выбираю «Пиноккио».

Пять отличий сказки Коллоди от сказки Толстого:

– Хозяин кукольного театра Манджафуоко (буквально – «огнееед») – добрый и щедрый. Карабас Барабас – злой и жадный.

– Пиноккио помогает Добрая Фея. У Толстого кукла Мальвина сама постоянно нуждается в помощи.

– В книге Коллоди нет Золотого Ключика. В сказке Толстого – это главный двигатель сюжета.

– Характер Пиноккио меняется на протяжении книги. Буратино как был куклой, так и остается.

– Действие «Пиноккио» занимает 2 года и 8 месяцев, примерно 1000 дней. Приключения Буратино – 6 дней.

ПОСЛЕСЛОВИЕ МИХАИЛА ВИЗЕЛЯ

Сказка про пиноккио слушать

Я обычно не позволяю себе дополнять коллегу Басинского, но итальянская литература отчасти входит в число моих профессиональных интересов. И я, естественно, немало размышлял об одном из самых известных ее персонажей, давно ставшим нарицательным, как Дон Кихот или Остап Бендер. Разумеется, речь идет именно о Пиноккио: Буратино за пределами русского языка неизвестен до такой степени, что однажды в 2002 году я поставил в неловкое положение американского итальянца, профессора соответствующей кафедры ведущего американского университета, который написал монографию о Пиноккио как о первом андроиде и похвастался мне, что собрал упоминания о нем во всех культурах – но, как выяснилось, о русском Буратино от меня услышал впервые. Что, подозреваю, стоило мне академической американской карьеры, да и бог бы с ней.

Сказка про пиноккио слушать

Иллюстратор Mattotti Lorenzo — Приключения Буратино/Пиноккио/kids-pix.blogspot.com

Сейчас я понимаю, что был категорически неправ – не только потому, что не удержал язык за зубами, сам проявив наивность, достойную Буратино в начале его пути, но, главное, потому, что Пиноккио и Буратино – персонажи действительно совершенно разные. И книги, главными героями которых они являются, — тоже.

«Приключения Пиноккио» — это, я совершенно согласен с Павлом Валерьевичем, «Хождение по мукам»: долгая и мучительная эпопея, в ходе которой герои набираются экзистенциального опыта и нравственно совершенствуются. При этом, несмотря на игривое вступление, одно из самых известных в европейской литературе («Жил-был… «Король!» — немедленно воскликнут мои маленькие читатели. Нет, дети, вы не угадали. Жил-был кусок дерева».) – эпопея непомерно затянутая и чудовищно дидактичная, если не сказать «морализаторская». Особенно если читать ее не до, а после остроумной и стремительной авантюрной истории, «пикарески», говоря языком Премудрого Сверчка, про Буратино.

Даже если не вчитывать, что рыдающий по кукле с голубыми волосами декадентствующий Пьеро – это утрированный Александр Блок (Бессонов в «Хождении по мукам»), а «доктор кукольных наук, директор знаменитого театра» Карабас, деспотичный режиссер с кнутом в руках – народный артист республики Мейерхольд (хотя отчего же не вчитать?), несомненно: Буратино – это не персонаж-страдалец, а персонаж-трикстер, взбаламучивающий пространство вокруг себя. Попав в театр, против своей воли срывает представление. Попав в болото – буквально взбаламучивает и болото. И умудряется при этом выходить сухим из воды именно потому, что он как бы деревяшка – то есть не склонен к рефлексиям, как Пьеро, и совершенно неутомим и неуязвим, в отличие от доблестного Артемона.

Сказка про пиноккио слушать

Иллюстратор Mattotti Lorenzo — Приключения Буратино/Пиноккио/kids-pix.blogspot.com

Он и впрямь не развивается нравственно, а только набирается житейского опыта. Но его счастье – это всё-таки не просто место, где ему и его друзьям «будет весело», как коллодиевская «страна игрушек», а театр – место, где они смогут реализовывать свои таланты. На пользу общества, между прочим. «Мы свое призванье не забудем – смех и радость мы приносим людям», – мог бы спеть Буратино. Развитие через нравоучение – девиз века XIX, века Пиноккио и Коллоди. Развитие через игру, через энтертейнмент – девиз века XX. Нетрудно прикинуть, какой из них oкaзaлся ближе к нам, людям века ХХI. К добру ли? Судить нашим потомкам.

Все мы воспитаны на сказках и баснях. Например, такие старые классические произведения, как “Белоснежка и семь гномов”, “Пиноккио”, “Золушка”, “Питер Пэн”, “Аладдин” или “Гензель и Гретель”.

Все эти сказки преподают нам ценные жизненные уроки в детстве и продолжают делать это во взрослой жизни. Некоторые люди, например, все еще перечитывают или пересматривают их. Я думаю, что на каждом этапе своей жизни вы можете почерпнуть что-то новое из этих историй.

Влияние сказок на развитие ребенка

Когда мы становимся взрослыми, у нас появляется больше обязанностей, мы «должны» повзрослеть, поэтому мы думаем, что такие истории, как «Пиноккио» или «Бэмби», предназначены для детей. На самом деле это неправда. Сказки не только вечны, они могут дать полезный совет и развлечь любое поколение.

В современном мире, когда родители не всегда имеют возможность уделить достаточно внимания ребенку, мы всегда можем включить хорошую аудио запись, и ребенок сможет слушать сказку перед сном, не зависимо от занятости своих родителей.

Сказки и басни учат нас очень многому:

1. Они преподают нам жизненные уроки, обернутые в историю

В «Принцессе и лягушке» мы учимся тому, что должны давать людям шанс (даже если они не очень привлекательны на вид). В «Алисе в стране чудес» мы узнаем о том, что, покинув зону комфорта и позволив своему любопытству руководить, можно найти приключения, которые не всегда забавные. Волк в «Красной шапочке» учит нас тому, что внешность обманчива и не стоит быть слишком доверчивым. И, конечно же, в Пиноккио мы учимся тому, что не стоит лгать.

2. Они преподают вашим детям жизненные уроки

Мы сами когда-то были детьми, и у многих из нас уже есть собственные дети. Вспомните дни, когда вы смотрели “Короля льва” на видеокассете VHS. Или когда мама читала вам “Спящую красавицу”.

Уроки, которые скрыты в сказках, помогают в обучении детей. И самое замечательное в том, что они окутаны сказочной историей. Это привлекает ребенка слушать, читать или смотреть сказку.

Такие истории рассказывают нам о людях, отношениях, эмоциях, ценностях, пороках и, конечно же, о добре и зле.

3. Когда реальная жизнь – не сказка, и тебе так сильно хочется счастливого конца

Все люди сталкиваются с трудностями – это неизбежная часть жизни. Но одним удается выйти из таких ситуаций, извлекая для себя полезный урок. Другие же застревают в этой проблеме надолго, если не навсегда. Сказка со счастливым концом может смягчить такие удары.

4. Бегство от реальности

Читать – значит отвлекаться от повседневных проблем. Это главная причина , почему люди читают художественную литературу. Было проведено исследование, почему люди читают. Я думаю, что следующие причины относятся, в частности, к сказкам:

Истории открывают нам доступ к различным человеческим взглядам, которые иначе недостижимы или, возможно, даже невообразимы.

Чтение – это способ думать о себе. Благодаря этому вы становитесь лучше, и это помогает сохранить вашу интеллектуальную и этическую целостность.

5.  Сказки развивают эмоциональную устойчивость

Сказки показывают реальные жизненные проблемы в фантастическом сценарии, где чаще всего побеждает герой. Дети должны в безопасной обстановке обнаружить, что плохие вещи случаются со всеми. Потому что никто в жизни не застрахован от проблем, поэтому нам нужно развивать у наших детей способности их преодолевать. Создаем ли мы так званые “эмоциональные мускулы”, чтобы наши дети могли держаться в трудные времена, или наоборот делаем их настолько слабыми, что они не могут справиться с чем-либо, требующим силы?

6. Сказки, пересекающие культурные границы

Многие культуры имеют общие сказки, такие как Золушка, с их собственным культурным колоритом. Мы читаем их, понимая, что все мы разделяем что-то важное, необходимо осмыслить жизнь с помощью истории и надежду на победу добра над злом.

7. Сказки учат истории

Сказки имеют в себе основы истории – сюжет (восходящее действие, кульминация и развязка), а также разницу между художественной и научной фантастикой. Когда ребенок понимает структуру рассказа, это поддерживает его способность делать прогнозы и понимать другие рассказы, которые он читает.

8. Сказки развивают воображение ребенка

«Когда я исследую себя и свои методы мышления, я прихожу к выводу, что дар фантазии значит для меня больше, чем любой талант к абстрактному, позитивному мышлению»

Альберт Эйнштейн

9. Сказки дают родителям возможность научить их критическому мышлению

Я абсолютно ненавижу «Русалочку» Диснея. Девушка, бросившая жизнь ради мальчика, – это чушь и не образец для подражания для моих дочерей. Даже в оригинальной версии изображена слабая женщина, которая умирает за мужчину – мне это не нравится. (Но, по крайней мере, она страдает от последствий!)

P.S. Все сказки сперва нужно самим хорошо понимать, и осознавать, чему они могут научить детей, потому, что мы всегда стараемся дать детям самое лучшее, и вырастить ребенка хорошим человеком, уверенным в себе, способным с легкостью преодолевать любые препятствия.

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Violetta

Проект »Экология жизни» создан для тех, кто ценит и хочет сохранить свое здоровье и планету, на которой мы живем! Мы любим природу и эко жизнь!

Violetta

  • Сказка про полезные ископаемые для 4 класса
  • Сказка про поли робокар аудиосказка
  • Сказка про петю и волка слушать
  • Сказка про перо жар птицы
  • Сказка про незнайку и его друзей читать