Сказка про петушка и лису и зайца

Творческий проект русские народные сказки сказка великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается

Творческий проект «Русские народные сказки»

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».
Л.Н.Толстой

Цели проекта:

—  Приобщить к русским традициям, к непрерывному общекультурному совершенствованию.
— Систематизировать, углубить знания по теме: «Русские народные сказки».
— Содействовать формированию гуманных, правильных качеств личности.
—   Создать условия для развития творческих способностей ребят.

Задачи проекта:

Обучающие:

— Научить школьников различать виды русских народных сказок.

— Познакомить учащихся с основными сказочными героями русских народных сказок.

Развивающие:

— Развивать у учащихся познавательный интерес.

— Развивать творческие способности учащихся.

— Совершенствовать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

— Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.

— Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.

Основополагающие вопросы:

-Для чего нужны сказки?

-Чему учат сказки?

Проблемные вопросы:

— Что такое сказка?

— Какие виды сказок существуют?

— Композиция сказки.

— Могут ли герои сказок помочь в трудной ситуации?

— Смогу ли я написать свою сказку?

Планируемые результаты:

— Организация выставки иллюстраций и поделок по теме «Моя любимая сказка».

— «Герои русских народных сказок в рисунках».

— Проба пера «Сочини свою сказку».

— Презентация на тему «Русские народные сказки».

— Проведение викторины «Что за прелесть эти сказки».

Время  выполнения проекта:  октябрь – ноябрь 2014 года.
Возраст учащихся: учащиеся 2 класса.
Предметные области: литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, технология.

Алгоритм работы над проектом.

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организационно-подготовительный

Определение темы и целей проекта

1) Обсуждение русских народных сказок с учителем. Деление на группы.

2) Постановка целей и задач.

4) Обсуждение основополагающих вопросов проекта.

 1)Мотивация учащихся.

2) Помощь в постановке целей и задач.

Планирование

— Выбор русской народной сказки.

— Определение методов работы.

— Распределение задач между членами группы.

1) Разрабатывают план действий над проектом.

Предлагаю на выбор несколько сказок, аргументирую свой выбор.

Исследовательский

Сбор информации.

-Чтение русских народных сказок.

— Словарная работа с устаревшими словами.

— Изучение видов сказок: волшебные,  социально-бытовые, сказки о животных.

— Иллюстрации к сказкам.

— Написание собственной сказки.

1) Чтение сказок.

2) Изучение видов сказок.

3) Иллюстрации к сказкам.

4)  Сочинение собственной сказки.

6) Выступление на викторине.

Наблюдаю, советую, косвенно руковожу и контролирую деятельность учащихся.

Готовлюсь к викторине, создаю презентацию.

Получение результатов

Анализ выполненной работы. Решение промежуточных задач.

Проводят анализ своей работы.

Наблюдаю, советую.

Подготовка к презентации проекта и участию в викторине.

Итоговый. Защита проекта.

Письменный отчёт:

— Презентация иллюстраций сказкам.

— Проба пера «Сочини свою сказку».

-Результаты викторины «Что за прелесть эти сказки».

Отчитываются о проделанной работе. Обсуждение работ.

Слушаю, задаю вопросы.

Оценка результатов.

Самооценка своей работы путём коллективного обсуждении.

Оцениваю работу учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов.

Викторина «Что за прелесть эти сказки».

1. Отгадайте загадки про животных и скажите, какие животные были в этих сказках, а какие нет.

1. В красных тапочках хожу 
За собой подруг вожу.
Надоест гулять в саду –
Я поплаваю в пруду.
Ух, и здорово щиплюсь!
угадали, кто я? (Гусь)

2. Он совсем не кровожадный,
Потому что травоядный,
Только смотрит строго.
На носу два рога,
На ногах копыта –
От врагов защита.
Лишь слона не свалит с ног
Африканский … (Носорог)

3. Идёт, иглы на себе несёт,
Чуть кто подойдёт,
Свернётся в клубок –
Ни головы, ни ног. (Ёж)

4. Этому будильнику
Ни к чему завод –
Знай себе по зёрнышку
Целый день клюёт. (Петух)

5. Кто зимой холодной
Ходит по лесу злой, голодный? (Волк)

6. Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.        (Белка)

7. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.      (Лиса)

8. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.      (Кот)

9. Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И… построили плотину.     (Крот)

10.  Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.   (Заяц)

11. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.  (Собака)

2.Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.

1.   … Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила. («Кот и петух»)

2.   … Медведь положил волка в кусты, завалил его сухими листьями, а сам влез на сосну и поглядывает, не идет ли кто… («Кот и лиса»)

3.  … Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке…на курьих ножках… («Гуси-лебеди»)

4.  … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её  уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить… («Лиса и волк»)

3. В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

·       «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

·       «Даша и медведь» – «Маша и медведь».

·       «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

·       «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

·       «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

·       «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

·       «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

·       «У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».

·       «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

4.Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её.

1.  …Бежит лиса, а навстречу ей волк.
– Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!
– А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

3. …Подошли к избушке – петух и запел:
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)

4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя – петушок не выглядывает. Лиса и говорит:
– А что говорит? (– Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)

5. … Кот увидел быка – шерсть на нем взъерошилась, начал он рвать мясо зубами и когтями, а сам урчит: «Мяу, мяу».
А медведю со страху слышится: «Мало, мало!».
– А дальше? («Не велик зверь, а прожорливый»,-думает медведь. «Нам четверым не съесть, а ему одному мало!»)

5.  Собери пословицы.

Друзья познаются
За добро
Под лежачий камень
Без труда не вытащишь
Доброе братство

рыбку из пруда.
дороже богатства.
в беде.
вода не течёт.
добром платят.

6. Восстановите последовательность событий в сказках.

«Лиса и заяц».

·       Зайчик встретился с медведем.

·       Петушок выгнал лису.

·       У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.

·       Зайчик встретился с собакой.

·       Лиса выгнала зайца.

·       Зайчик живёт с петушком.

·       Зайчик встретил  петушка.

«Гуси-лебеди».

·       Машенька встретилась с речкой.

·       Девочка в избушке бабы-яги.

·       Сестрица приводит братца домой.

·       Девочка встретилась с печкой.

·       Гуси-лебеди унесли Иванушку.

·       Мышка помогает Машеньке.

·       Девочка встретилась с яблоней.

·       Машенька бросилась догонять гусей.

7. Отгадай сказку по иллюстрации.

Есть интересная тема, на первый взгляд мало относящаяся к алгоритмам. Она «сказочная» с одной стороны, а со стороны другой в ней есть созвучие с насущными проблемами начинающего свой профессиональный путь программиста.

Репка - медаль

Давайте попробуем разобраться и немного развлечься, рассматривая эти стороны древней алгоритмической медали…

Задача

Вспоминая свой опыт знакомства со сказками, могу точно отметить, что это происходило почти заново три раза. Каждая хорошая книга растет вместе с читателем и обретает новые краски с увеличением его практического опыта. Но в отличие от многих книг сказка имеет особую историю взаимодействия с человеком. Первого знакомства со сказками думаю никто не избежал в своём детстве. Это было знакомство без чтения — на слух — очень часто с помощью наших родителей и в сопровождении с просмотром красочных иллюстраций детских книжек. Мало какие факты в содержании сказки оцениваются ребёнком при таком детском и игровом знакомстве. Но в памяти почти наверняка остаются часто повторяемые образцы: «я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…».

колобок Издание 1910 года. Рис. Елизаветы Бём

Уже позже в сознательном возрасте происходит второе знакомство со сказкой. Часто это происходит в процессе чтения сказки своим детям. У меня же это знакомство случилось в старшей школе. Когда на уроках литературы нас старались научить после прочтения книги не только пересказать сюжет, но и задуматься, что и какими средствами хотел нам сказать автор в своём произведении. Те сказки, которые были выбраны для разбора в текущей статье, в большинстве не имеют известного автора. Их называют «народными». Так что́ «хотел сказать» народ своим растущим детям посредством сказки? Есть ли в сказке польза? Или сказка лишь развлечение, нужное для весёлого и красочного взаимодействия родителей со своим ребёнком?

Эти вопросы становятся еще острее, если попробовать задуматься: какой странный образец поведения демонстрируется многими сказками.

Мы учим ребёнка убегать от бабушки и дедушки? Или лежать на печи и ждать волшебной щуки, исполняющей желания? Конечно, нет. Ну, или очень странно, если — да.

Очень странно, когда в анализе цели и устройства сюжета рассказываемых детям сказок, появляется такое противоречие. А если так, то может стоит запретить такое навязывание вредных образцов поведения и привычек. Ведь цензура «замылила» процесс курения в «Ну, погоди…». Тут тоже есть место, где развернуться общественному фильтру содержания?

Нет! Конечно, пока рано бить тревогу. Польза сюжета сказок есть. И для оценки одной из несомненных составляющих этой пользы стоит начать наше третье и совместное знакомство со Сказкой, предлагаемое в качестве задачи текущей статьи.

Рассаживаемся поудобнее. Жили-были дед и баба…

Введение

Перед тем как вплотную приступить к разбору сказки все же позволим себе небольшое пояснение. Конечно, эта статья не является первым или даже редким обзором, посвященным оценке структуры сюжета сказок. Есть достаточно большое число работ на эту тему, самыми крупными из которых являются системы классификации сказочных сюжетов:

  • классификация Аарне — Томпсона — Утера (англ. ATU Index) «Указатель сюжетов фольклорной сказки»,
  • работа В.Я.Проппа «Морфология волшебной сказки»,
  • статья Акименко Н.А. «Стилевые и текстообразующие характеристики английской народной сказки (диахронический аспект)»,
  • статья Кретова А.А. «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика»,
  • и множество других работ.

Из всего разнообразия анализа сказок выделяются общие части, обнаруживаемые разными исследователями в сказках разных народов мира. Одной из таких общих частей является цепочная сказка (альтернативное название — кумулятивная сказка), представляющая собой особый тип структуры сказочного сюжета. Этот тип сюжета является основой разбора, предлагаемого текущей статьёй. Докучные сказки, так же рассматриваемые в статье, являются подвидами цепочных сказок.

Где же тут будет о программировании? — спросите Вы.

Итерация

А переход от сказки к написанию кода очень прост: все цепочные сказки самым простым из известных мне способов описывают структуру итерационных и рекурсивных алгоритмов. При этом описание выполнено предоставлением образца алгоритма, и в этом образце очень умело опускаются все не важные для описываемого типа алгоритма детали.

Но в сторону обзоры и общие слова. Начнем рассматривать примеры. Первым у нас на очереди — сказочное описание структуры итерационного процесса накопления с остановкой по изменению условия:

acc = []
while not condition:
    v=next_item()
    do_some(v)
    acc.append(v)

Итерационный процесс

Какая же сказка поможет нам в разборе обусловленного цикла?

Ответим первыми строками этого ценного учебника по программированию циклов:

Жил-был старик со старухою. 
Просит старик:
— Испеки, старуха, колобок!

Да, это сказка «Колобок». Давайте рассмотрим основные элементы сюжета этой сказки.

В завязке содержания идет инициализация самого важного элемента — выпекание колобка. Чем так важен это элемент? Ответ программисту: Колобок является главной накапливающей переменной, в которой благодаря хорошей «колобковой» памяти запоминается песенка. Ведь эта песенка является главным результатом сказки? Эту песенку мы в детстве запоминали лучше всего? Разберем посредством какого процесса формируется этот результат в выявленном сказочном аккумуляторе.

Этот процесс характеризуется несколькими повторениями сходных действий. Такое повторение является одним из важных признаков цепочной сказки. В «Колобке» повторяется последовательность следующих действий:

  • убегание из предыдущей локации,
  • встреча с каким-то персонажем,
  • и исполнение этому персонажу песенки.

При каждом выполнении этой последовательности персонаж разный, и имя персонажа после исполнения песенки добавляется в эту песенку новой строчкой.

Результат всей сказки сводится к получению песенки, описывающей историю встреч колобка:

— Не ешь меня, лиса! 
Я тебе песенку спою, — сказал 
колобок и запел:
— Я Колобок, Колобок!
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
И от медведя ушел,
А от тебя, лиса, и подавно уйду!

Цикл такого поведения Колобка никогда бы не закончился, если бы не оказалось условия его остановки. В русских сказках очень часто условием выхода из зацикленных ситуаций является Хитрость. Условием выхода из цикла «колобковых» приключений стала хитрость Лисицы, которая догадалась, что можно не только песенку послушать, но и голод утолить. Тем самым она получила полный набор, как хорошо сказано когда-то, из «хлеба и зрелищ».

Если приводить примеры подобных «Колобку» сюжетов, то сразу можно вспомнить тождественные истории в сказках других стран. Это, например, сказка «Пряничный человечек», у главного персонажа которой не было такой приметной шарообразной формы, но приключения были почти те же. В указателе Томпсона сюжет «Колобка» отнесен в группу Z33.1 «Сбежавший блин: Женщина печёт блин, который убегает. Его тщетно пытаются поймать разные животные. В конце концов его съедает лиса».

Есть сказки подобные сказке «Колобок», которые не полностью совпадают с ней по сюжету. Например, сказка «Зайкина избушка»: про ледяную избу Лисы и лубяную избу выселенного Зайца. В этой сказке Заяц накапливал рассказ о своих встречах с неудачливыми помощниками, а условием выхода из цикла была хитрость Петуха, напустившего на Лису страху своими боевыми песенкам-страшилками. Подробности сюжета иные, а его структура полностью аналогична. Это цикл накопления с условием выхода!

Следствие ведут Колобки

Вызов подфункций

Но продолжим изучение сказочного программирования. И следующим у нас на очереди — использование вызова подфункций и стека.

Нужна хорошая «функциональная» сказка. И такие тоже есть — это, например, сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Жили-были петушок и курочка...
Клевал как-то петушок бобовые 
зернышки, да второпях и подавился. 

Петушок и бобовое зернышко

Задача ясна — нужно спасать Петушка. А вот решение этой задачи отличается от решения «Задачи колобка». В нём больше сходства с сюжетом «Зайкиной избушки».

Курочке так же как и Зайцу необходимо встретить несколько разных персонажей и попросить помощи, но в задаче «Спасти Петушка» (в отличие от действия «Прогнать Лису из лубяного домика») действие каждого помогающего персонажа, встреченного Курочкой, не может быть выполнено самостоятельно. Помощь и действия персонажа зависят от некоторых действий другого персонажа:

— Кузнец, кузнец, дай скорее 
хозяину хорошую косу. 
Хозяин даст коровушке травы, 
коровушка даст молока, 
хозяюшка даст мне маслица, 
я смажу петушку горлышко: 
подавился петушок 
бобовым зернышком.

Это верно почти для всех персонажей, кроме терминального (или «элементарного»), для которого не требуется использования сторонних действий. В этом случае действие может выполниться сразу. В сказке таким действием стало получение косы от Кузнеца: «Кузнец дал хозяину новую косу».

Так что́ есть зависимые действия? Какие есть элементарные действия? Каков способ организации этих действий с точки зрения программиста?

Вы уже догадались? Конечно, перед нами что-то очень похожее на функции. Есть образцы использования зависимыми функциями для своего исполнения вызовов других функций. Элементарные функции отличаются автономным выполнением. В итоге вся сказка становится руководством по решению задачи путем контроля процесса, состоящего из вызова нескольких таких зависимых функций и одной элементарной функции. В качестве способа контроля такого процесса в сказке предлагается использовать специально организованный набор фраз, часто повторяемый и формируемый Курочкой.

Значит, и в этой сказке есть переменная накопления. На этот раз она хранится в «курочкиной памяти». И способ пополнения данных отличается от «колобкового» способа. Посещенные персонажи перечисляются в тексте Курочки в обратном порядке. Последний посещенный персонаж упоминается первым. Это изменение неслучайно. Таким образом формируется список возвратов к предыдущим персонажам для решения всей задачи Курочки. Это же детское описание стекового способа (способ организации и манипулирования данными LIFO, методы обработки товарно-материальных ценностей FIFO и LIFO)!

Мы еще раз столкнулись со странным фактом, что в детской сказке описывается на наглядном примере не самая простая программная технология. Этот сказочный образец использования функций был случайно обнаружен мной в процессе чтения сказки детям. Думаю, что это произошло не без влияния профессиональной деформации, которой никак не избежать, если долгое время работаешь программистом.

Да, вызовы функций не являются самой сложной частью в программировании. Вот если бы найти сказочное описание, например, рекурсии. Это было бы действительно примечательно.

Рекурсивный процесс

И уже без большого удивления после небольшого перебора запомненных в детстве сказок был обнаружен и этот образец. Сказочное описание рекурсии существует!

Нужная нам сказка сразу начинается с задачи:

Посадил дед репку. 
Выросла репка большая-пребольшая...

Решение задачи в сказке «Репка» опять опирается на использование персонажей-помощников. Как и в предыдущей рассмотренной сказке каждый новый помощник использует действия другого персонажа, но в отличие от «Бобового зернышка» он использует помощь не следующего персонажа, а — предыдущего. Отличается также характер действий, выполняемых разными персонажами. В «Бобовом зернышке» все действия были разные, а в «Репке» каждый персонаж делает действия сходно с остальными участниками. Если действие так же как и в предыдущей сказке соотносится с вызовом и исполнением функции, то получается, что функция у каждого персонажа одна и та же?

Каждый персонаж выполняет следующее действие:

  • Пробует решить задачу.
  • Если не может решить, то зовёт другого персонажа.
  • Помогает этому персонажу решить похожую задачу, которая с его помощью становится проще.

Это же точно рекурсия?! Почему каждый новый персонаж меньше предыдущего? В детстве отвечал на этот вопрос: потому что так удобнее тянуть. Но в свете рекурсивного объяснения — ответ другой. В сказке так описано, чтобы показать, что задача на каждом шаге упрощается, и в итоге решение становится доступно даже маленькой мышке.

Репка

Это же гораздо нагляднее, чем примеры в университете с числами Фибоначчи, где рекурсия применяется для вычисления рекурсивно заданных чисел? После «Репки» сразу понятно для чего рекурсия может быть полезна, и в чём её главная ценность — способность уменьшать размер задачи разделением на несколько зависимых и одинаковых действий.

Можно здесь вспомнить многие примеры рекурсивного программного решения задач на основе принципа «Разделяй и властвуй» («Уменьшай и властвуй») — та же быстрая сортировка или бинарный поиск в отсортированном списке. Но, уверен, не стоит пробовать рассказать это ребёнку в качестве полезного образца, чтобы научить поиску решения задач, которые встретятся ему в жизни.

С последней мыслью становится немного яснее, почему сказки так близки к программированию. Сказка — это способ подготовки ребенка к решению появляющихся перед ним задач. А решение задачи с использованием последовательности доступных действий — есть Алгоритм.

Да, очень похоже, что сказкой дети учатся создавать простейшие алгоритмы. Может такой способ обучения будет полезен или хотя бы интересен и программисту? Почти всегда это так. Но есть исключения. Способы создавать вредные алгоритмы тоже есть в детских сказках!

Вред бесконечных циклов

Во всех предыдущих сказках задача успешно решалась, или выполнение прерывалось по некоторому условию. Находилась хитрая Лиса или хитрый Петушок. Находился «автономный» Кузнец. Мышка вытягивала цепочку помощников с репкой на верхушке. А что если такого хитрого, автономного и терминального персонажа в сказке нет? Вдруг Кузнецу понадобится масло для изготовления косы? Ведь задача не будет решена и действия будут продолжаться бесконечно? «Это будет плохо спроектированная сказка» — скажете Вы. И будете правы. Но как это показать ребенку? Как указать ему на необходимость задать условие остановки попыток решения вставшей перед ним задачи?

Конечно, это надо сделать в сказке!

И такие поучительные сказки тоже есть. Их научная классификация — докучные сказки. Для программиста эти сказки — пояснение вреда бесконечного итерационного или рекурсивного решения задачи в детских условиях, когда еще негде искать диспетчер задач для снятия «зависшего» процесса:

while true:
    pass

def f():
    f()

def f():
    g()

def g():
    f()

У всех докучных сказок разное содержание, но выбранный для текущей статьи образец начинается просто:

Купи слона...

Вы говорите, что он Вам не нужен?

Все говорят, 
   что им слон не нужен. 
А ты возьми и купи слона...

Соглашаетесь купить?

Все соглашаются купить. 
А ты возьми и купи слона...

Окончания этой сказки не будет.

Все думают, что 
   окончания этой сказки не будет. 
А ты возьми и купи слона...

Кадр из мультфильма 'Следствие ведут Колобки'

Ну в целом понятно. Если попробовать вставить такую сказку целиком, то это будет очень вредно даже для текущей статьи. Поэтому killall fairytale_elephant.

Продолжая размышлять над задачами встающими перед ребенком и над способами обучить его их решать, подходим к самой страшной для программиста теме. А если алгоритма решения нет?

Неразрешимые задачи

Ведь существуют задачи, которые никак не решить? Например, некоторые задачи не решить из-за отсутствия в текущий момент соответствующих инструментов. Мы же не будем пробовать забить гвоздь в бетонную стену ладошкой?

Как показать ребенку, что́ ему делать при встрече с такой задачей?

Правильно. И это тоже проще всего сделать сказкой!

И в этом нам поможет самая «бесполезная» и «бессмысленная», как представлялось мне долгие годы, сказка. Начнём с первых строк:

Жили-были дед да баба
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, 
не простое - золотое...

Курочка ряба

У сказки «Курочка ряба» есть несколько вариантов. Некоторые варианты имеют структуру цепочной сказки с соответствующими несколькими повторами и множеством персонажей, которые подходят и сочувствуют деду и бабушке, расстроившимся из-за нечаянно разбитого яичка. Но самый известный вариант почти лишен итераций, зато в него добавлены самостоятельные попытки разбить яичко и хорошая концовка, в которой Курочка обещает снести другое «простое» яичко.

Варианты окончания сказки не так важны, как важна́ основа её содержания:

Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.

Здесь у программиста тоже есть прямые аналогии. В программировании пока не говорят о совсем неразрешимых задачах. Но уделяют много внимания задачам, решение которых не получить за приемлемое время. То есть программист пытается оценить насколько сильно задача неразрешима (классы сложности). Это очень важно для взрослых задач. Но ребенку объяснять это пока рановато. А вот объяснить, что некоторые задачи в нашем мире не получается решить, необходимо.

Так же важно показать ребенку, что неразрешимая задача все же может быть легко выполнена, но с соответствующим инструментом, который может быть очень неожиданным. Например, в разбираемой сказке это хвостик мышки:

Мышка бежала, хвостиком задела, 
яичко упало и разбилось.

Этот малый инструмент для решения задачи очень важен. И его нахождение — самое важное в текущей сказке. А в работе программиста поиск и реализация такого способа — это основной профессиональный навык, за который платят.

Выполняя анализ сказки «Курочка ряба», можно вспомнить об еще одной проблеме в задачах программирования. Корни этой проблемы кроются в соотношении класса NP-полных задач и задач класса P. Для использования многих современных средств защиты данных важен ответ на вопрос: равны ли классы P и NP. На этом ответе основываются системы шифрования, в которых сложность расшифровать данные без ключа («мышкиного хвостика») должна намного превосходить сложность расшифровки с наличием этого ключевого инструмента.

Выводы

Сказка — ложь, да в ней намек…

Обзор сказок вышел не совсем полным, но дающим основание к следующим шагам в разборе этой темы. В текущей статье мы ограничились только самыми простыми сказками. Более сложные по структуре сказки чаще основываются на демонстрации устойчивых алгоритмов и признаков социального поведения в среде, с которой ребёнок столкнётся в своей жизни. Это отдельный и не менее интересный разговор, но он для другой статьи.

Основной вывод, формулируемый в результате выполненного нами рассмотрения детских сказок, прост. Сказки определенно полезны. Это не просто развлечение. Как минимум их можно использовать в качестве иллюстрационного материала при обучении программированию. Но это только на поверхности. А в глубине вопрос. Если сказки так близки к процессам обучения созданию алгоритмов, то имеют ли они эти процессы своей целью? Совсем иначе стоял бы этот вопрос, если бы автором проанализированных нами сказок был развлекающийся программист или математик, как это было, например, со сказками «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

Но автор рассмотренных сказок — народ. Так может быть, обучение детей создавать алгоритмы для решения задач — это обычная, но скрытая от внимания часть человеческой жизни?

В заключении этой статьи хочется обратить внимание, что приведенный обзор сказок является лишь маленькой частью научной работы, которая посвящена формализации понятия Алгоритм. В контексте этой работы Сказка является доступным текущему поколению способом передать следующему поколению удачные приёмы синтеза алгоритмов поведения. В текущей статье не ставилось задачи полностью формализовать этот способ, но подчеркивается сам факт наличия этого способа в детской сказке.

Главной задачей, поставленной в научной работе, является поиск и развитие алгоритмов для синтеза алгоритмов. Эта задача из разряда «разбить золотое яичко от курочки рябы», но на текущий момент уже крепнет уверенность, что она не относится к совершенно неразрешимым. Необходимо лишь знать ключ-подход к ней. Если говорить в сказочных терминах: необходима мышка с соответствующим хвостиком…

Спасибо Вам за внимание.

Отзывы

Буду очень благодарен за отзывы, пожелания и предложения, так как они помогают мне скорректировать направление развития работы в этой области.

Отдельное волнение у меня есть по стилю повествования и форматированию, используемым в статье (кавычки, абзацы, цитаты). Напишите, пожалуйста, если у Вас есть замечания к ним. Можно личным сообщением.

Ссылки

  • Главная страница работы (GitLab GPL): Проект «Общая теория алгоритмов»
  • Вводная статья работы «Разрабатываем теорию алгоритмов как проект с открытым исходным кодом». Пожалуйста, не судите строго эту наивную публикацию «сверх-идеи» устаревшей версии 2019 года.
  • Статьи серии «Что такое алгоритм?!»
    • №1 «Действие»,
    • №2 «Обусловленная и связная последовательность»,
    • №3 «Синтез алгоритма запоминанием»
    • №4 «Эволюция памяти»
    • №5 «Копирование иерархии памяти»
  • Для заглавной иллюстрации к статье взят рисунок с обложки книги «Репка. Лиса и журавль». Издание Кнебель, 1916
  • Иллюстрация к сказке «Колобок» и «Репка» выполнены Елизаветой Меркурьевной Бём
  • Иллюстрация к сказке «Петушок и бобовое зернышко» является титульной страницей одноименной книги издательства «Малыш» 1981 г.
  • Иллюстрация к сказке «Курочка Ряба» является титульной страницей одноименной книги издательства Г.Ф. Мириманова 1926 г.
  • Несколько иллюстраций сделаны на основе кадров мультфильма «Следствие ведут Колобки» (1987)

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

AVvXsEg2pwRAor iuQKy71QVGAm eGgQAU3IQ4hoPwtYvhk8XfMrCV3dJnwcfFRDmTH5xD06qbj1wV9Du oimwLAJUSg7XrXrFl4nLx1iDnphd11OKcrmksJw1fyh5esUCKpYBT5jLNkTIpAeByOt528K0sllmmQ8PRWaE8RtuYUk3aQ j3J1QtMQI sXn0 uw=w400 h253

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 127. 

УКМ «Перспектива»

1. Поделитесь с друзьями своими впечатлениями о прочитанном произведении.

Мне очень понравилась эта сказка. Мне было жаль Серую шейку, когда ей пришлось остаться одной. Но она встретила зайца и подружилась.

Я боялась за Серую шейку, когда к ней подкрадывалась лиса. Но Серой шейке удалось спастись и меня это порадовало.

2. Расскажите о Серой Шейке. Когда вам было её особенно жалко? Найдите в тексте этот эпизод. Выделите в нём опорные слова и перескажите.

Серая шейка была совсем молодой маленькой уточкой. У неё было сломано крыло и она не смогла улететь с другим утками. Ей пришлось остаться и бороться за свою жизнь с морозами и лисой.

Особенно жалко мне её было, когда полынья почти замёрзла, и она оказалась в отчаянном положении.

Опорные слова этого эпизода: зеркальным стеклом, в отчаянии, полынья, пятнадцать сажень, лиса.

Пересказ эпизода про отчаяние Серой Шейки.

Морозы крепчали. Пока ещё то, что застывало за ночь бурная река ломала днём. Но в ясные морозные ночи было особенно опасно. В одну из таких ночей холод покрыл реку словно зеркальным стеклом. Серая шейка была в отчаянии. Свободным оставалось небольшая пространство посредине реки. Там была небольшая полынья, не больше пятнадцати сажень. Там плавала Серая шайка. Однажды к ней пришла лиса, та самая, что сломала ей крыло.

3. Выберите в тексте описание осенней и зимней природы. Перечитайте их. Зачем автор их вводит? Какое настроение они создают? Можно ли соотнести эти описания природы с описанием Серой шейки?

Автор вводит описания природы, чтобы показать, в каких условиях приходилось жить Серой шейке.

Осенью ей было грустно и тоскливо, она осталась одна, а всё вокруг опустело. Это показывает пустоту, которая была на душе уточки.

Зимой пришли морозы, все боролись за жизнь, и Серая шейка была в отчаянии. Она боялась, что погибнет.

Описания природы можно соотнести с описанием Серой шейки. Они передают её настроение.

4. Почему, по-вашему мнению, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?

Сказка позволяет передать чувства героев, что было бы невозможно, если бы автор написал рассказ о реальном случае. Мы понимаем, чего боялась Серая шейка, на что надеялась лиса, что чувствовал заяц. Герои в сказке оживают.

5. Вспомните, как называют литературный приём, когда в произведении животные разговаривают как люди.

Этот приём называется олицетворение.

6. Как лиса разговаривала с Серой Шейкой? Выберите ответ.

Выбираем ответ: самоуверенно.

7. Прочитайте диалоги лисы и Серой шейки в лицах.

Лиса говорит самоуверенно, притворно ласково. Серая шейка отвечает со страхом, возмущённо, иногда устало с покорностью к своей судьбе.

8. Озаглавьте каждую часть произведения. Составьте план. Перескажите близко к тексту.

Автор разделил сказку на пять частей. Дадим им названия, которые образуют план.

План пересказа сказки «Серая шейка» по частям

  1. Расставание с утками.
  2. Знакомство с зайцем.
  3. Начало зимы.
  4. Проделки лисы.
  5. Неожиданное спасение.

Пересказ сказки «Серая шейка» для 3 класса по частям

1.

Пришла осень. Утки начали готовиться к отлёту. Одна Серая шейка издалека наблюдала за их приготовлениями. Ей приходилось мириться со своей судьбой, ведь у неё было сломано одно крыло.

Наступило роковое утро. Старая утка давала Серой шейке последние наставления. Она советовала ей держаться у берега, где бил ключ.

Но вот вожак дал команду и стая взлетела. Серая шейка долго провожала её взглядом. Она осталась одна.

2.

По утрам вода у берегов начинала замерзать. Серая шейка с ужасом думала, что река может замёрзнуть вся.

Однажды она выбралась из реки и встретилась в лесу с Зайцем. 

Серая шейка рассказала про крыло, которое сломала лиса. Заяц сказал, что хуже лисы зверя нет, и что он постоянно дрожит со страху.

3. 

Но вот река замёрзла почти вся. Осталась небольшая полынья посредине.

Однажды к полынье пришла лиса. 

Она поздравила Серую шейку с зимой и сказала, что ещё вернётся. Заяц сказал, что лиса так и сделает.

4.

Наступила настоящая зима. Было очень красиво, но Серая шейка трепетала от мысли, что полынья совсем замёрзнет.

Вскоре опять пришла лиса. Она попробовала доползти до Серой шейки, но лёд был тонок и обламывался. Тогда лиса ушла, вновь пообещав вернуться.

Она стала приходить к полынье каждый день. От полыньи осталось только маленькое окошечко и лиса смеялась. Заяц волновался, глядя из леса за проделками лисы.

5.

Так бы лиса и съела серую Шейку, но случилось иначе.

Как-то утром зайцы играли на снегу, как вдруг увидели старичка-охотника. Тот мечтал о шубе для старухи и выцеливал зайца. Но зайцы бросились врассыпную и старик отправился по их следам. У реки он увидел, как лиса ползёт к полынье. Сослепу он не заметил уточки.

Старик прицелился, выстрелил, и со всех ног бросился к полынье. Но вместо лисы увидел утку. Он удивился, решив, что лиса превратилась в уточку, но Серая шейка объяснила старику, что произошло.

Лиса убежала. А старик взял Серую шейку домой, чтобы обрадовать внучек. Он решил ничего не рассказывать старухе про неудачную охоту. Заяц видел всё это и весело смеялся. Он знал, что старуха на печке не замёрзнет и без шубы.

AVvXsEi8mMP012C9AP8wXZYBquuq1 QsKFFcu E1yZUwHc ikUOmrjm27csDfyCb5q3uNBUWslNhb ambQApRNae f 4b vkGX35Y20xf1bPl4zOvfpbIExw75uvBunK 0v9vzcfStiMDOXRS wAx7JwoCZMiyJxQzzPRtU9znFFiiPai bcLRr4RkSFsnFPNw=w400 h249

Новогодняя сказка для детей

Действующие лица:

Лиса, Заяц,
Мышь, Тигренок, Пёс,
Ёлка, Дед Мороз, Снегурочка

Открывается занавес. На сцене лесная поляна. В центре большой «пень», для выступающих, на заднике большая елка как декорация. Выбегает Заяц.

Заяц (в руках множество листов, размахивает ими): Репетиция! Репетиция!.. Нет, это невыносимо! В этом лесу нет никакого порядка, уже полчаса, как идет репетиция, а никого нет! Как вам это нравится?! Репетиция! Репетиция!

Появляется Лиса. Она явно не торопится.

Сценарий на Новый год. Новогодняя сказка «Ловушка для Деда Мороза»

Лиса: Что за шум? У меня от вас перепонки лопаются…

Заяц (бросается к ней, целует ручки): Лисавета Пална! Какое счастье!

Лиса: Что вы, право, так шумите?

Заяц (в отчаянии): Лисавета Пална…

Лиса (возмущенно): Я готова.

Заяц (мечется по сцене): Где все? Боже мой! Где все!

Генеральная репетиция… новогодний концерт… мой

дебют…. Я пропал, пропал, пропал…

Лиса: Ну зачем так нервничать? Возьмите себя в… лапы. И не мелькайте так, у меня глаза за вами не успевают.

Заяц (закрывая голову лапами): Пропал! Пропал!

Выходит Пёс.

Пёс: А, вот вы где! Мой выход? (Распевается)

Заяц (потрясая сценарием): Какой выход! Какой выход?! Вы плавно спускаетесь на облаке. На таком беленьком, пушистеньком облачке, как эльф… Падает снег, звенят колокольчики. Это ход такой, понимаете?! Так у меня задумано!

Пёс: Но, позвольте, какой же я эльф? Я не могу спускаться на облаке, я высоты боюсь.

Заяц (решительно): Все! Мое терпение лопнуло! Я не хочу более в этом участвовать! (Достает большущий пистолет, приставляет к голове)

Лиса (морщится): Ну, вот, опять будет стреляться. Вы бы не могли уже завести пистолет с глушителем, у меня от вашей стрельбы зубы болят!

Заяц: Прощаю всех!

Театрально стреляется, что-то бабахает, включается фонограмма, из-за кулис в танце выпархивает Ёлка.

Заяц: Это еще что такое? (непонятно: это он про выстрел или про фонограмму)

Ёлка (смущенно): Танец маленькой ёлочки…

Заяц (вопит): Кто включил фонограмму?! Кто, я вас спрашиваю?

Пёс: У вас тут по сценарию после фейерверка сразу идет танец маленькой елочки.

Заяц: Какой фейерверк?! Где вы видели фейерверк, это я стрелялся, понимаете! Я обрывал свою жизнь на самом взлете! Нет, в этом лесу даже пистолеты не стреляют!.. (Плачет) Черствые, неблагодарные звери… (Все его утешают)

Лиса: Ну, успокойтесь, голубчик.

Ёлка: Мы вас очень любим! Вы такой талантливый, оригинальный и, вообще, непредсказуемый.

Пёс: Будьте мужчиной!

Заяц (рыдает): Я болен… Я больной маленький зайчик… Я хочу к маме… У меня ОРЗ…

Лиса: ОРЗ? Это еще что такое?

Пёс: ОРЗ – это Очень Рано Зазнался!

Ёлка: Ах, а это не заразно?

Пёс (с видом знатока): Талант всегда заразен.

Лиса: Не говорите глупостей! ОРЗ – это… это Очень Репетиция Затянулась!

Пёс: Она не могла затянуться, так как еще не началась.

Ёлка (робко): А, по-моему, ОРЗ – это Очень Резко Застудился…

Лиса: Ах, бедненький!

Пёс: Может, вам взять бюллетень?

Заяц (стонет): Какой бюллетень? Новый год на носу!

Мышь (несется из зала на сцену): Я знаю, я знаю! ОРЗ – это Очень Радостное Занятие! (Бросается к Зайцу ) Репетиция – любовь моя!

Лиса: Выскочка!

Пёс (поет): Прибежала мышка, хвостиком махнула…

Заяц (тут же вскакивает как ни в чем не бывало): Друзья мои, до Нового года осталась ровно одна репетиция! Мы начинаем! Музыка!

Все (берутся за руки, выходят вперед, поют):

Мы начинаем наш концерт
Для чего? Почему?
Чтобы не скучно было здесь
Никому, никому!

Мы встретим славно Новый год,
И для вас, и для вас
Мы будем петь и танцевать
В добрый путь! В добрый час!

(Затем расходятся по сцене, готовятся к концерту)

Заяц (командует): Супер вверх! Снежинки! Звезды! Музыка! Делай «раз»! Делай «два»! Делай «три»!

Создают скульптурную группу, Заяц выскакивает на подиум.

Заяц: Уважаемая публика! Дамы и господа! Взрослые и дети! Только сегодня и только раз вы увидите настоящий лесной концерт! И не просто концерт, а новогодний, подготовленный силами звериной, или зверской… впрочем, неважно, художественной самодеятельности. Позвольте вам представить артистов!

Лисавета Пална – суперзвезда, суперлиса, исполняет песни всех времен и народов! (Лиса поет, кланяется)

Елочка, которой было холодно и которую из леса мы взяли домой, вернее, в свой творческий коллектив! (Елочка танцует, кланяется)

Пес, который ушел в лес, да так здесь и остался. Умеет художественно выть… простите, петь на луну и прочие небесные светила! (Пес выдает несколько вокальных вариаций)

Мышь – серая непосредственность. Хм, звучит двусмысленно… Может, ее перекрасить? Белая непосредственность, красная непосредственность… надо над этим подумать.

И, наконец, гвоздь нашей программы – Тигренок! (Оглядывается) Где Тигренок?

Все: Где Тигренок? Ты его видел? Нет, а ты?

Заяц (скатывается с подиума и опять мечется по сцене): Боже мой, все пропало… Если нет «гвоздя», вся программа развалится, как… старая табуретка!

Пес: Помилуйте, в наше время с гвоздями нет проблем? Вам какие? Побольше? Поменьше?

Заяц (выскакивает на авансцену, к зрителям): О-о-о, надеюсь, вы-то хоть понимаете, что такое «гвоздь программы»? Это самый-самый главный артист!

Лиса (намекая на себя): Может, этим самым гвоздем может быть кто-нибудь из нас?

Заяц: Из вас?! Из вас можно сделать лапшу, чтобы повесить на мои бедные уши, вату, чтобы законопатить мою несчастную голову, каток, наконец, чтобы проехать по мне, как по асфальту… Но «гвоздем программы» может быть только Тигренок и никто другой…

Мышь: К чему такие сложности, у нас незаменимых зверей не бывает.

Заяц: Я вам уже сто раз объяснял, что наступающий новый год – это год Тигра! Так?

Все: Так!

Заяц: Поэтому в нашем концерте Тигренок должен исполнить главный номер! Понятно?

Все: Понятно!

Заяц: Что мы скажем Деду Морозу?! Зачем все это, если не будет одного маленького тигренка-а-а…

Елка (робко): Может быть, нам его поискать?

Мышь: Правда, причешем… ой, то есть прочешем весь лес и найдем.

Заяц: Все на прическу… то есть, проческу леса! В общем, все искать Тигренка! Сбор на этой поляне через три вороньих карка. (Все разбегаются в разные стороны)

Появляется Тигренок.

Тигренок: Ищите, ищите, ноги не стопчите… Ишь, заладили – гвоздь программы, гвоздь программы… А меня спросили? Хочу я быть этим самым… как его, винтиком-шпунтиком? Не спросили! То-то! А я не хочу! (В зал) А вы, вообще, что тут делаете? (Дети отвечают) Все это баловство! Ерунда на постном масле! У меня есть дело посерьезнее! Настоящее! Новогоднее! Я вам расскажу по секрету, так и быть, только давайте сначала познакомимся. (Спускается в зал) Тигренок. Очень приятно. Тигренок. (Садится на рампу) Угадайте, что я придумал? Ни за что не угадаете! Я придумал ловушку для Деда Мороза!

Дед Мороз скоро придет сюда и принесет подарки. Много-много, целый мешок! (Достает конфетку, разворачивает) Хочешь конфетку? Я тоже. (Ест) Он приходит и, хлоп… попадает в мою ловушку! И все подарки, целый мешок – мои! Машинки там всякие, конфетки… Вот это я понимаю, вот это праздник! Ты хочешь целый мешок подарков? (Спрашивает у ребенка, жмет руку) Молодец, я тоже хочу. Только вы, того, молчите, не спугните Деда Мороза. Сейчас я ловушку поставлю, а сам спрячусь. Капкан, настоящий. Хочешь потрогать? Не дам! (Ставит капкан, маскирует ) Только молчок, зубы на крючок! А я вам, так уж и быть, дам одну конфетку… на всех. Я не жадный. (Слышны три «карка» ) Ой, кто-то идет. Наверное, Дед Мороз. ( Прячется )

Выбегают из разных концов сцены звери.

Заяц: Ну что? Нашли?

Пес: Нет, в чаще его нету!

Елка: И в сосновом лесу тоже!

Мышь: И в березовой роще не было!

Лиса: В орешнике я тоже никого не встретила.

Все собираются вместе, Заяц наступает на ловушку, фонограмма, свет, что-то урчит и чмокает, все с воплями падают на землю.

Пес (поднимает голову): Что это было?

Лиса: Зе-зе-землетрясение?..

Елка (показывает на Зайца): Что это с ним?

Мышь (дрожа от страха): Ой, что-то мне все это не нравится…

Заяц (лязгая зубами): Кажется, я попал… в капкан…

Все (встают и окружают Зайца): В капкан? В нашем лесу? Не может быть! Это невероятно!

Лиса: Но кто мог это сделать?

Дети кричат из зала: «Тигренок!» Все обескуражены.

Мышь: Ну и ну…

Пес: Но зачем это ему понадобилось?

Елка (вслушивается в то, что кричат дети): Ловушка? Но для кого?

Лиса: Так, всем тихо! Вот ты расскажи, что задумал Тигренок. (Обращается к конкретному ребенку в зале)

Пес: Вот хулиган!

Мышь: Неслыханно! Он хочет всех оставить без подарков!

Елка: А если Дед Мороз пострадает? Кто тогда станет разносить детям подарки?

Заяц: Пока что пострадал я! И никто не торопится мне помочь… (Поскуливает)

Все вспоминают про Зайца.

Елка: Ах! Как же мы ему поможем?

Пес: Как-как! Надо снять капкан, как же еще?

Лиса: Дайте-ка я попробую… (Пытается снять капкан) Ничего не выходит. Здесь нужен специалист.

Мышь: Где же мы его возьмем? (Все пожимают плечами )

Елка: Кажется, у меня есть идея!

Все: Какая?

Елка: Обычно, когда кто-то попадает в беду, люди говорят, что надо протянуть ему руку помощи…

Все с недоумением рассматривают свои руки.

Лиса: Это как?

Елка: Точно не знаю…

Пес: Зачем же говорить о том, чего не знаешь?

Мышь: А если мы все вместе возьмемся за руки и потянем, вдруг капкан откроется?

Елка: Давайте попробуем. (Берутся за руки, тянут, Заяц верещит)

Лиса: Ничего не выходит, нас слишком мало. (Озираются, кого бы позвать)

Пес: Подождите, подождите, а что если…

Елка: …попросить детей нам помочь! Вон их сколько в зале!

Мышь: Ребята, вы нам поможете?

Лиса: Придумала! Придумала! У меня есть такие длинные цветные веревочки. Сейчас мы их бросим в зал, и кто достанет, тот возьмется за них, только аккуратно. Под Новый год случается всякое, и, как знать, вдруг мы сможем помочь нашему другу. По моей команде тянем! (Бросает ленты в зал, таким образом, получаются длинные цепочки. Персонажи на сцене берут эти ленты в одну руку, а другой берутся за «капкан» )

Лиса: Раз, два – взяли! Три, четыре – потянули! Пять, шесть – еще раз! Все получится у нас! Семь, восемь – потянули! И… капкан мы разомкнули!!!

Все: Ура! Спасибо вам, ребята, теперь вы понимаете, что, когда мы вместе, мы можем творить настоящие чудеса!

Заяц: Спасибо вам, друзья мои! (Поют песню о дружбе «Дружба крепкая не развалится, не расклеится от дождей и вьюг…» )

Елка: Стойте! А вдруг…

Все: Что вдруг?

Елка: А вдруг этот капкан был не единственной ловушкой, вдруг Тигренок устроил ловушку для Деда Мороза еще в каком-нибудь месте? Например, на лесной дороге?

Все оцепенели.

Заяц (очнулся первым): Что же мы стоим? Надо причесать… простите, прочесать лес и найти этого несносного Тигренка, пока он еще чего-нибудь не натворил!

Все: Скорее! У нас мало времени! Мы найдем его! Ну, берегись, полосатый…

Убегают. Свет гаснет. Фонограмма. Сменяется картина. Лесная дорога, на ней сидит Тигренок, «колдует» над чем-то, бормочет, чихает, пыхтит.

Тигренок: Какой хороший был капкан, я его два дня готовил… изуродовали, изверги! (В зал) А вы тоже хороши. Тянем-потянем… Зачем было им помогать? Не дам никому ни одной конфетки, даже бумажки от конфетки не дам! А Деду Морозу я ловушку все равно устрою, у меня еще есть, с секретом. Я в нее порошок такой специальный насыпал… слезо-чи-та-ти-та… не выговорить, в общем, чтобы плакать. Так что, пока Дед Мороз будет слезы лить, я его мешочек заберу в чащу. Думают, у меня ловушек не хватит! Еще как хватит! Я если захочу, вообще всех переловушу. Вот! (Прикладывает ухо к земле) Т-с-с… слышу шаги… тяжелые. … Ну, дедуля, берегись! (Прячется)

Крадучись выходят звери, озираются, Лиса замечает яркую приманку.

Лиса: Ой, какая прелесть!

Заяц: Не трогай!

Поздно. Хлопок, дым-машина, все с криками: ложись, падают на землю, кроме Лисы. Она словно остолбенела. Все потихоньку поднимают головы, подползают к ней.

Елка: Что это с ней?

Пес: Может, ее контузило?

Мышь: Ой, что-то мне все это не нравится…

Вдруг Лиса взрывается ревом.

Заяц: Лисавета Пална, Лисавета Пална, что с вами? Ничего не понимаю! А вы что-нибудь понимаете?

Пес (в зал): Может быть, кто-нибудь знает, что здесь произошло? (Ему дети очень активно отвечают) Все ясно, это была еще одна ловушка для Деда Мороза.

Елка: Ну, это уже форменное безобразие! Этого Тигренка надо просто… просто… посадить на самую высокую елку, как опасного для леса!

Мышь: Что вы? Что вы? Мы против жестких мер. Его надо воспитывать!

Заяц: Пока что нужно успокоить Лисавету Палну! Голубушка, успокойтесь, не нужно так переживать.

Лиса (она все время плачет): Я абсолютно спокойна, но вот глаза, они плачут сами по себе… Как вы думаете, если я наплачу целое море – мы все утонем?

Мышь: Какой ужас, я не умею плавать…

Заяц: Спокойствие и только спокойствие. Мы должны остановить эти слезные потоки.

Елка: Но как?

Заяц: Точно не знаю.

Пес: Зачем же говорить то, чего не знаете?

Спрашивают у детей, чем помочь Лисе.

Елка: Ну, конечно, рассмешить! Ее надо рассмешить! Как мы сами не догадались!

Заяц: Гениально! По моей команде все громко смеемся! (Смеются) Не помогает.

Елка: И не поможет, ведь мы должны смеяться все вместе!

Мышь: Точно. Все, все, все смеемся!

Заяц: Не помогает!

Пес: Просто очень трудно смеяться, когда кто-то плачет, просто совсем невозможно.

Елка: Получается, что мы смеемся, когда другому плохо, а это очень нехорошо!

Заяц: Как же мы тогда сможем ее рассмешить?

Мышь: Наверное, надо, чтобы смех был искренним… Может, рассказать что-нибудь смешное?

Елка (посовещавшись с Псом): Мы придумали, придумали!

Пес: Когда я был еще щенком, я любил играть в очень смешную игру. Сейчас мы в нее сыграем, и если вам будет смешно, то смейтесь громко и от всей души! Попробуем! (К Елке) Давай придумывать числа или рифмы, у кого смешнее, тот и победил.

Елка: Давай! Чур, я первая! Почти один, чутик два, крохотулик три…

(Примечание: далее отрывок из «Как придумывают числа» Д. Родари)

Пес: Это слишком маленькие числа. Послушай, какие придумал я. Один сверхмиллион биллионов, одна восьмища миллионищ! Один удиви-удивятище! И один изумилище!

Елка: А я могу целую таблицу умножения придумать! Вот смотри! Трижды один – кот Мартын; трижды два – вкусная халва; трижды три – нос утри; трижды четыре – шоколад вкуснейший в мире; трижды пять – просим не мешать; трижды шесть – на дерево залезть; трижды семь – ни за что я суп не съем…

Пес: А скажи-ка быстро, сколько стоит сахарная косточка?

Елка: Дважды надеру уши! А сколько отсюда до Луны?

Пес: Тысяча километров сладких, один километр совершенно кислый и семь шоколадок!

Елка: А знаешь, как считают в нашем лесу? Раз-и-раз, двас-и-двас, трижды-трижки, четыре коврижки и пяток кочерыжек!

Пес: А я посчитаю так! Разик, двазик, третий тазик, а четвертый – безобразик.

Все смеются, Лиса в том числе.

Заяц: Хватит, хватит, а то сейчас и я заплачу… от смеха.

Лиса: Спасибо вам, друзья мои, это очень веселая и смешная игра, а главное, что играть в нее можно везде и с кем угодно. А мне очень хочется спеть для вас свою любимую песню.

Все: Просим! Просим!

Лиса поет, остальные танцуют. Где-то вдали бьют часы.

Заяц: Слышите, часы пробили 10! До Нового года осталось совсем мало времени, а наш концерт… он не готов.

Все: Мы готовы! Все готовы!

Заяц: Но главный номер, его должен исполнить Тигренок, которого нет и от которого сплошные неприятности…

Елка: Нужно, наконец, его найти!

Заяц: Нет уж, хватит! Мы уже причесали, простите, прочесали весь лес вдоль и поперек. Необходимо изменить тактику!

Лиса: А что если мы сами устроим ему ловушку?

Мышь: Но у нас нет ничего такого…

Лиса: А нам ничего такого и не нужно, мы устроим ему хитрую ловушку!

Все: Что это значит? Объясните? Как это?

Лиса: Тигренок расставляет ловушки для Деда Мороза? Так?

Все: Так!

Лиса: Значит, мы можем использовать Деда Мороза для приманки. Как только он его увидит, тут же явится, а мы его… и поймаем!

Пес: И надерем уши!

Заяц: Это невозможно! Впутывать в такие дела Деда

Мороза?! Что он о нас подумает?

Лиса: До чего же вы бестолковые! Вы кто?

Все: Я – Мышка, я – Заяц и т. д.

Лиса: Вы – артисты! А что это значит?

Все: Что?

Лиса: А то, что кто-то из нас может сыграть роль Деда Мороза. Но Тигренок не будет знать, что наш Дед Мороз не настоящий, и обязательно сюда явится – вот и вся приманка!

Заяц (восхищенно): Гениально!! Лисавета Пална – вы ангел!

Мышь: Но кто же будет Дедом Морозом? Может быть, я?

Пес: Ни в коем случае – это моя роль!

Елка: Я мечтала об этом всю свою жизнь!

Заяц: Стоп, стоп, тихо! Будем считаться. (Считалка любая. Выпадает на Мышь)

Мышь: Я так рада, я так рада!

Лиса: Везет же некоторым.

Заяц: Так, принесите из нашего сундука что-нибудь подходящее: бороду там, варежки… (Пока ее одевают, говорит без умолку) Дорогая моя, слушайте внимательно. Это ваш шанс. Завтра утром вы проснетесь знаменитой. О вас заговорит весь лес… впрочем, не будем отвлекаться. Итак, что мы знаем о Дед Морозе? Он старенький, ему очень много лет. (Мышь складывается пополам) Зачем же вы так согнулись? Он, конечно, стар, но не до такой же степени. Живет он на Севере, там холодно, очень холодно (Мышка начинает дрожать) Что это вы так трясетесь?

Мышь: В роль вхожу.

Заяц: А… ну, не нужно так дрожать, он все-таки в шубе. Где шуба? Вы должны найти зерно роли, ее самую суть.

Мышь: Найти зерно? Это я умею.

Заяц: Оно должно вас вдохновлять, будить вашу фантазию…

Мышь (облизываясь): О, оно меня очень вдохновляет.

Заяц: Великолепно! «Я – Дед Мороз!» – говорите вы себе. «Я – Дед Мороз»… уши, уши спрячьте … Ну, кажется, все готово. Все в укрытие.

Мышь: Но что я должна делать?

Заяц: Импровизируйте, дорогая моя, импровизируйте.

Все прячутся, Мышь пробует передвигаться в костюме, который ей велик, торчат хвост и уши.

Мышь: Кажется… кажется… кажется, Новый год начинается…

Заяц (высовывается из-за елки): Замечательно! Великолепно! (Его затягивают обратно)

Мышь (уже бодрее): Кажется, Новый год начинается… Вы думаете, он не заметит под этим меня?

Заяц: Не выпадайте из роли, это непрофессионально.

Мышь (бегает по авансцене туда сюда): Кажется, Новый год начинается, кажется, Новый год начинается…

Появляется Тигренок.

Тигренок: Кто это? Дед Мороз? Но как он сюда попал? Я не заметил. Странно. (Подбирается поближе) Маленький он какой-то…

Мышь (увидела Тигренка, говорит басом, очень старается): Я – веселый Дед Мороз, я подарки вам принес!

Тигренок: Дед Мороз, а Дед Мороз, а где твой мешок с подарками?

Мышь: Мешок? А… а он такой большой, что я оставил его под елкой.

Тигренок: Дед Мороз, а Дед Мороз, а почему у тебя серый хвост торчит?

Мышь: А это, это… я маскируюсь.

Тигренок (подошел совсем близко): Дед Мороз, а Дед Мороз, а почему у тебя борода отклеилась?

Мышь: Да вот, помыл ее Хэдэншолдерс, потом сан-силком, потом керамидами с кератидами – вот борода и полезла…

Тигренок: Рассказывай сказки… Я понял – ты не Дед Мороз.

Звери с криками «лови», «держи» – выскакивают из укрытий и бросаются ловить Тигренка. Музыка. Бегают по залу, наконец, загоняют его на сцену, там и отлавливают.

Тигренок (вопит): Спасите! Сдаюсь! Придавили!

Лиса: Ага, попался, голубчик!

Пес: Отшлепать его как следует!

Заяц: Мы не будем его шлепать.

Все расступаются, Тигренок остается в центре.

Елка (обращаясь к Зайцу): Посмотри на нашего Тигренка, тебе не кажется, что он стал маленьким?

Пес: Он хотел оставить всех без подарков, и мне не хочется его замечать. Пожалуй, он и впрямь уменьшился…

Лиса: О ком это вы? Разве здесь есть Тигренок? Я его не вижу!

Тигренок: Вот же я! Вы что? Почему вы меня не замечаете?

Все расходятся, не обращая на него внимания.

Тигренок (в световом круге, который, соответственно тому, что он говорит, сужается, пока не исчезнет совсем): Это ужасно – уменьшаться под насмешливыми взглядами. Для них это просто шутка, им весело. А я становлюсь все меньше и меньше. Теперь я уже могу поместиться в ящике буфета, где лежат салфетки. А через несколько дней я уже перестану быть Тигренком, а превращусь в безделушку, которую пускают погулять по столу, когда не включен телевизор. Берут лупу, чтобы рассмотреть мои крохотные лапки. Вскоре мне уже будет достаточно спичечной коробки. А потом кто-нибудь обнаружит, что она пуста и… выбросит ее. (Лучик сузился совсем и погас, Тигренок кричит) Я не хочу! Я не хочу уменьшаться! Простите меня! Я был неправ! Я поступал плохо! Я больше никогда, никогда не сделаю ничего плохого!

(Примечание: по мотивам отрывка из «Уменьшаюсь» Д. Родари)

Все: Слышали? Кто это кричит?

Тигренок: Это я! Это я! Тигренок!

Заяц: Ну что, вы верите ему, ребята? Простим его? (Дети отвечают)

Тигренок: Спасибо! Я все понял! Я понял, что не бывает праздника только для себя самого, потому что и себя самого можно потерять. Мне хочется сделать для вас что-нибудь хорошее.

Заяц: Будет очень хорошо, если ты исполнишь в новогоднем концерте какой-нибудь номер.

Тигренок: Ну, это сколько угодно! Я все умею! Петь, танцевать, рассказывать сказки!

Заяц: Сказки? Это интересно. Расскажи-ка нам сказку.

Тигренок: Запросто!

Елка: Я ты уверен, что не ошибешься?

Тигренок: Ни разу.

Пес: Ладно. Ребята, послушаем? А если он где-нибудь ошибется, вы сразу хлопайте в ладоши, и мы будем исправлять.

(Примечание: далее отрывок из «Фантазии и сказки»Д. Родари)

Тигренок: Значит, так! Сказка! Жила-была однажды маленькая девочка, и звали ее Желтая Шапочка-Мышь: Не Желтая, а Красная!

Тигренок: Ах да! Красная шапочка… Мама позвала ее однажды и говорит: «Послушай, Зеленая Шапочка…» (Дети хлопают)

Пес: Да нет же – Красная!

Тигренок: Да, да, Красная… «Пойди к тетушке Клаве и отнеси ей картофельную шелуху…» (Дети хлопают)

Елка: Нет, мама сказала ей: «Сходи к бабушке и отнеси ей вот эти пирожки!»

Тигренок: Ну, пусть будет так… Девочка пошла в лес и встретила жирафа. (Дети хлопают)

Лиса: Опять все перепутал. Она встретила волка, а не жирафа.

Тигренок: И волк спросил у нее: «Сколько будет шестью восемь?» (Дети хлопают)

Заяц: Ничего подобного! Волк спросил у нее: «Куда ты идешь?»

Тигренок: Ты прав. А Черная Шапочка ответила… (Дети хлопают)

Мышь: Это была Красная, красная, красная шапочка!

Тигренок: Ну, ладно, ладно! Красная. Она ответила: «Я иду на базар покупать томатный соус». (Дети хлопают )

Пес: Вовсе нет! «Я иду к бабушке, но я заблудилась!» Тигренок: Правильно. А лошадь ей говорит… (Дети хлопают )

Елка: Какая лошадь? Это был волк!

Заяц: Стоп, стоп! Это никуда не годится. Это не сказка, а абракадабра какая-то получается.

Тигренок: Я очень старался.

Елка: Может, ты петь умеешь?

Тигренок: Пожалуй, пою я чуть похуже, чем сказки рассказываю.

Заяц: Это катастрофа! Все пропало! Тигренок – символ Нового года, и совершенное, абсолютное отсутствие таланта!

Лиса: А может быть, мы попробуем спеть новогоднюю песню все вместе?

Елка: Верно! Ведь петь хором легче!

Заяц: Хорошая идея! Попробуем.

Пес: А Дед Мороз услышит нашу песню и скорее найдет нас!

Лиса: Это что же, получается, опять ловушка для Деда Мороза?

Елка: Ага, только музыкальная!

Все поют новогоднюю песню.

Текст песни (на мотив песни «Солнце мое» Т. Овсиенко ):

1. Время катится по кругу и под Новый год
Возвращает всем нам сказку, и большим, и малым,
И на маленькой опушке, и в домах многоэтажных
Зажигает праздник лица добрых друзей.

Припев:

Пусть Новый год
Всем припасет подарки,
Пусть каждый дом сияет елкой яркой,
Пусть только радость он принесет!
Мы распахнем свои сердца, как двери,
Пусть в эту ночь все снова в чудо верят.
Это приходит к нам Новый год!
Снова приходит к нам Новый год!

2. Все на свете любят праздник и подарков ждут,
Загадать спешат желанья – все это понятно.
Только мы вас очень просим, не забудьте жарким летом
Запах елки, краски чуда и доброты.

Припев тот же.

Фонограмма. Через зрительный зал на сцену идут Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз: С Новым годом! Вот и я! Здравствуйте, мои друзья! Мы, конечно, для начала познакомимся сначала! Ваших я имен не знаю, а вас очень много здесь! В час имен не перечесть!

Снегурочка: Как же быть, что делать тут?

Дед Мороз: Вот что: хором мне скажите, как кого из вас зовут!

Снегурочка: Раз, два, три, свое имя назови!

Дети в зале кричат каждый свое имя.

Дед Мороз: Как? Не слышу! Повторите! Хором дружно говорите! (Кричат еще громче) Ну, а я кто? Догадались? Или сразу растерялись? (Дети отвечают)

Мышь: Дедушка Мороз, мы вас так ждали, так ждали…

Дед Мороз: Не вы ли это пели замечательную новогоднюю песню, друзья мои, я ее еще издалека услышал и подумал, что здесь нас со Снегурочкой ждут.

Снегурочка: И ждут твоих подарков, Дед Мороз!

Заяц: Дедушка Мороз, я сейчас вам все объясню, понимаете, мы готовили для вас концерт, но… у нас тут… кое-что произошло… В общем… мы…

Дед Мороз: Ну, ну, косой, ты что это нос повесил?

Заяц: Так ведь мы ничего не успели…

Снегурочка: Как это не успели, друзья мои? Ведь наш праздник только начинается!

Дед Мороз: Верно. И все ваши песни, танцы, игры, загадки и забавы мы увидим и услышим на празднике у новогодней елки!

Все: Ура! Здорово! Мы готовы веселиться до утра!

Дед Мороз: Но прежде чем начнется настоящий праздник, я хочу подарить вам подарок! Вы верите в то, что все, что мы пожелаем в канун Нового года, обязательно сбудется? Я хочу каждому из вас подарить исполнение самого заветного желания.

Снегурочка: Оно обязательно сбудется у тех, кто в это по-настоящему верит.

Дед Мороз: Сейчас я стукну своим посохом, и пока будут звучать волшебные колокольчики, вы можете загадать свои желания!

Свет. Фонограмма. На сцене «вырастает» большая новогодняя елка.

Дед Мороз: Я дарю вам, друзья мои, эту новогоднюю елку и исполнение ваших желаний! Да будет так! (Стучит посохом )

Снегурочка: Ну, что же, друзья, приглашайте всех гостей на праздник к новогодней елке!

Все: Все на праздник!

Персонажи вместе со зрителями проходят в фойе, где стоит настоящая елка, и продолжается праздник с играми, хороводом и т. п.

24 ноября 2021 в 1:26

  • Сказка про перелетные птицы для детей
  • Сказка про первый снег для детей
  • Сказка про пастуха и принцессу
  • Сказка про палочку выручалочку читать с картинками
  • Сказка про паровозик майор пейн текст