Тютина Светлана Сергеевна
Технологическая карта по развитию речи
Тема: Сказка в гости к нам пришла
Возрастная группа: вторая младшая
Цель: Развитие связанной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: образовательная: Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия. Активизировать речевые высказывания. Упражнять в правильном употреблении падежных форм существительных (род. пад. сущ.)
Развивающие: Развивать произношение, интонационную выразительность речи, ритмичность движений.
Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.
Словарная работа: активизация: заяц, волк, медведь,
Обогащение: теремок
Средства: запись песенки «Паровоз», персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», корзинка с сюрпризом.
Способы: беседа, художественное слово, вопросы к детям,
Форма организации: фронтальная
Предварительная работа: чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций
Предполагаемые результаты: научили детей отвечать полным ответом на вопрос и формулировать свое предложение
№ | Этап, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно-мотивационный | Настроить детей на интенсивную работу, задать положительный настрой | Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Воспитатель: Сказки живут в волшебной стране — за лесами, за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, они думаю, что вы их забыли. А вы считаете, что сможете их узнать. Воспитатель: Давайте попробуем! Едем в гости к сказкам. Садимся в веселый поезд. Набирает поезд ход, Машинист глядит вперед. Держимся мы друг за друга И никто не отстает. Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. Воспитатель вместе с детьми поёт песню «Паровоз», при этом они делают один круг по группе | Дети: Очень любим. Дети: Сможем. |
2. | Основной | Очутились мы с вами на опушке сказочного леса. Давайте отгадаем с вами загадку, что бы узнать в какой сказке мы очутились | ||
2.1 | Этап постановки проблемы | |||
2.2 | Этап восприятия материала | Поезд останавливается на сказке «Колобок». Воспитатель: Не лежалось на окошке Покатился по дорожке…. — Кто покатился по дорожке? — Кто испек Колобка? — Кого встретил Колобок в лесу? — От кого ушёл Колобок? — Кто съел Колобка? — Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок. Дети вместе с воспитателем поют песенку Колобка Воспитатель: Хотите поиграть с героями сказки Речевая игра: Зайка скок-скок-скок, Мишка топ-топ-топ А лисичка хлоп-хлоп-хлоп Воспитатель: А, теперь, ребята, сядем в поезд и поедем дальше в другую сказку. Гудит большой паровоз У-У-У. Маленькие вагончики ему отвечают у-у-у-у. Дети повторяют за воспитателем. Воспитатель: Вот мы с вами приехали в сказку. Скажите, ребята, что за сказка? В этом домике живет Очень маленький народ: Мышка, лягушка, зайчонок, лиса, Серый волчонок — вот чудеса! Только Мишка им помог Развалил их …… Воспитатель: Правильно, ребятки. А кто в теремочке живёт? Воспитатель: А, кто же сломал теремок? Правильно, ребята, сломал медведь. Давайте поможет построить героям новый теремок Тук да тук молотком Мы построим новый дом Дом высокий Дом с окном С острой крышей и трубой. В доме мы живем с тобой | (Колобок) (Бабашка) (Зайца, волка, медведя) (Зайца, волка, медведя) (Съела Колобка лиса) Дети прыгают, как зайки. Топают, изображая мишку (Хлопают в ладоши). (Теремок.) (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и большой медведь) (Медведь!) (Поможем!) (Кулачком стучат по кулачку) (Руки вверх вытянуть). (Руки вместе и развести в стороны). (Руки в виде крыши). (Обнимаемся). | |
2.3 | Этап практического решения | Физкультминутка «Три медведя». Три медведя шли домой Папа был большой-большой. Мама с ним поменьше ростом, А сынок — малютка просто. Очень маленький он был, С погремушками ходил. Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Воспитатель: А, теперь давайте сядем в поезд и поедем в следующую сказку. Едем с горки на горку, с горки на горку, мчится наш поезд вперед. Двигаются, выполняя полу присед. Посмотрите, что это? Правильно, мы попали в сказку «Репка». Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить. — Кто посадил репку? — Кого позвал Дед? — Кого позвала Бабка? — Кого позвала Внучка? — Кого позвала Жучка? — Кого позвала Кошка? Дети расставляют героев сказки по порядку. Вот теперь все хорошо. — Проверим колеса. — Садимся в поезд и едем дальше. Напеваем песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-ту.» (Повторяют слова за воспитателем). — Кто же в этом домике живёт? — Какая это сказка? — Почему же Дед и Баба грустные. — Что же делать? Проводится игра «Собери яичко». Собирают разрезную картинку «Золотое яичко» — Сколько красивых получилось яиц. Дед и Баба очень рады. — А теперь, ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в поезд и поедем, припевая песенку «чух-чух-чух». | Дети шагают на месте вперевалочку Поднять руки над головой, потянуть вверх. Руки на уровне груди. Присесть. Присев, качаться по-медвежьи. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки. Дети имитируют игру с погремушками. (Это репка) (Дед) (Бабку) (Внучку) (Жучка) (Кошку) (Мышку) (Стучат кулачками по коленочкам) (Курочка, Дед, Баба, мышка) («Курочка Ряба») (Мышка разбила яичко, которое снесла Курочка). (Надо им помочь — собрать яичко) | |
3 | Заключительный | Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. «Возвращаются» в группу. — Ребятки, вам понравилось наше сказочное путешествие. — В каких сказках мы побывали? Кого видели? — Какое у вас было настроение? — Вы молодцы. Очень добрые дети — помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе. И у меня для вас есть сюрприз — это волшебные конфеты. Они помогут вам расти добрыми и дружными. | (Понравилось) («Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») (Радостное, веселое). |
-75%
Сохранить у себя:
Сказка в гости к нам пришла (21.59 KB)
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке»
Цель:
• Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу.
• Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав.
• Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие “домашние животные”.
• Закрепить знание сказки Репка.
• Развивать связную речь детей.
• Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.
• Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Оборудование: письмо в конверте, цветы, ворона, воробей, дерево, избушка, кот, собака, мышь, бабушка и дедушка, репка, музыкальное сопровождение, угощение для детей — пирожки.
Ход занятия:
Воспитатель: Заходите ребята, давайте поздороваемся с гостями.
В колыбели золотой, встало солнце над рекой. /ладошки лодочкой
Встало солнце поутру, разбудило детвору. /ручки вверх
Вышли дети поиграть, стали прыгать и скакать.
Здесь и …., и гости дорогие. Здравствуйте, здравствуйте!
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите что это? (на столе лежит письмо).
Дети: Письмо.
Воспитатель: Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Колобок». Она пишет: «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята вы хотите помочь дедушке вытащить репку?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А поедем мы на паровозе-Букашка. Чтобы попасть на него необходимо слово отгадать. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем:
• слон большой, а мышка — маленькая
• кубик квадратный а мяч- круглый
• лук горький, а торт — сладкий
• волк злой, а зайчик — добрый
• скамейка низкая, а забор — высокий
• зимой холодно, а летом — тепло
• днем светло, а ночью — темно
• мишка мягкий, а кирпич – твердый
• (дети по очереди становятся в паровозик)
Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.
Воспитатель: Поехали.
(Играет музыка про паровоз. «Паровоз-букашка»)
Воспитатель: — Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат.
Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” — через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А — ах!”.
Воспитатель: ребята кто это у нас тут?
Посмотрите, кто это сидит? (Ворона)
— А ворона где сидит? (Под деревом)
— А как кричит ворона? (Кар-кар)
Воспитатель: посмотрите, ворона волнуются. Она говорит, что у бабушки и дедушки пропали животные. Они убежали из избушки и заблудились в лесу, поэтому они не могут вытащить репку. Ребята, а как мы узнаем, кто пропал?
Нам дают подсказку. Нужно отгадать загадки:
Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,
Сторожит хозяйский дом, и виляет мне хвостом.
Дети: собака.
Воспитатель: Назовем собаку ласково (Собачка).
— Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)
— Как она лает? (Гав-гав). Загадку мы отгадали, о собачке поговорили, но ее мы не нашли. Где же она?
А я знаю, как ее найти, ее надо позвать. Скажите мы, в какой сказке с Вами?
Дети: (варианты ответов) Репка.
Воспитатель: А как звали собачку в сказке Репка?
Дети: (варианты ответов) Жучка. (дети зовут собачку)
Воспитатель: Ой, смотрите, а чей это хвостик? ()
У нас еще загадка:
В мягкой шубке ходит, песенки выводит,
Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет.
Дети: кошка.
Воспитатель: А как она говорит? (мяу-мяу)
Давайте ласково назовем кошку? (Кошечка, кисонька) А что любит делать кошка (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет) А какая кошка? (Мягкая, пушистая).
Давайте позовем кошку. Как нужно позвать кошечку?
Дети: кс-кс-кс.
Воспитатель: А вот и наша кошечка. Ребята, а какие это животные? Домашние или дикие? (Домашние) А почему? (Потому что они живут дома) Но в сказке Репка был еще один зверек. Кто это? Ребята давайте вспоминать.
Дети: (варианты ответа) мышка.
Воспитатель: А где же она? Давайте найдем ее. Вот она!
Как ласково мы назовем мышь? (мышка, мышенька)
А как пищит она?
Как хорошо, что мы всех нашли. Теперь можем идти дальше.
(звучит тревожная музыка, гром, молния)
Ой, посмотрите, набежали тучки, потемнело все вокруг и теперь не видно куда идти. А давайте поиграем с тучкой.
(звучит веселая шуточная песенка «Тучка»)
Вот и стало светло, выглянуло солнышко. Можно идти.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки).
Бабушка: Ой, спасибо ребята, нашли наших животных. Ребята помогите дедушке вытянуть репку. (дети садятся на стулья)
Воспитатель: Для того чтобы мы помогли дедушке, нам нужно рассказать сказку, а наши гости послушают. (рассказывают сказку 2-3 детей или все вместе.)
Бабушка: спасибо ребятки за помощь. Помогли вытянуть репку.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. (становятся друг за другом, едут на поезде) Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки из сказки Репка). А что мы у них делали? (Помогали домашним животным найти дорогу домой). Спасибо вам. Вы молодцы. Ой, я совсем забыла: Бабушка приготовила для нас с вами угощение — вкусные пирожки. Угощайтесь!
Составитель: воспитатель Жукова Надежда Викторовна
— Äåäóøêà, íó ãäå îíè?
— Êòî, — ñïðîñèë ÿ âíóêà, äåëàÿ âèä, ÷òî íå ïîíèìàþ î êîì îí õî÷åò ñïðîñèòü.
— Íó êòî-êòî, áàáóøêà…
Áûëî óæå äåâÿòü ÷àñîâ âå÷åðà è ÿ óêëàäûâàë âíóêà ñïàòü. Êîíå÷íî, ìîæíî áûëî áû è åù¸ íåìíîãî ïîèãðàòü, íî äí¸ì îí îòäûõàòü íå çàõîòåë, à ñåé÷àñ óæå ÷óâñòâîâàëîñü, ÷òî îí õî÷åò ñïàòü, õîòü è íå ñäà¸òñÿ.
— Íó äåäóøêà, íó ãäå îíè? ß õî÷ó ÷òî á áàáóøêà ìåíÿ óëîæèëà…
— Òàê îíè æå ñ ìàìîé óøëè â òåàòð, à òåáÿ îñòàâèëè ñî ìíîé, òû ðàçâå çàáûë ìàëûø?
— Íåò, ÿ íå çàáûë, íî ÿ õî÷ó, ÷òî á îíà ìåíÿ óëîæèëà ñïàòü…
— Íó ÷òî òû, — ÿ âçÿë åãî íà ðóêè è ñòàë ïîòèõîíüêó êà÷àòü, — áàáóëÿ è ìàìà ñìîòðÿò ïîñòàíîâêó â òåàòðå…
— À òû ïîçâîíè èì è ñêàæè, ÷òî ÿ èõ æäó, è îíè ïðèäóò, — îí ñìîòðåë íà ìåíÿ ñâîèìè ñîííûìè ãëàçêàìè òàê æàëîáíî, ÷òî ó ìåíÿ ìåëüêíóëà ìûñëü, à ïðàâäà, íå ïîçâîíèòü ëè, íåóæåëè òåàòð âàæíåå, íî âîâðåìÿ ïåðåäóìàë…
— Íåò, òàì òåëåôîí íå ðàáîòàåò, — ïîêà÷àë ÿ ãîëîâîé, — ïîíèìàåøü ìàëûø, êîãäà çàõîäèøü â òåàòð, òî âñåõ ïðîñÿò âûêëþ÷èòü òåëåôîíû.
— À ïî÷åìó? À åñëè ïîçâîíèòü êîìó-òî çàõî÷åòñÿ?
— Íó, ïîçâîíèòü êîíå÷íî ìîæíî, íî ïîíèìàåøü, — õî÷åøü-íå õî÷åøü, à îáúÿñíÿé åìó, ïî÷åìó ïðîñÿò âûêëþ÷èòü òåëåôîí â òåàòðå, — êîãäà â òåàòðå ñìîòðÿò ïîñòàíîâêó èëè ïüåñó êàêóþ-íèáóäü, òî ÷òî á àêò¸ðàì íå ìåøàòü, âñåõ çðèòåëåé ïðîñÿò òåëåôîíû îòêëþ÷èòü, íó, ÷òî á îíè çâîíêàìè íå îòâëåêàëè.
— Äåäóøêà, à ÷òî òàêîå ïüåñà?
— Íó, ïüåñà — ýòî ðàññêàç èëè ñêàçêà íà ñöåíå, êîòîðóþ íå ÷èòàþò, à èãðàþò, êàê êèíî, òîëüêî â òåàòðå, ïîíÿë?
— Óãó, — êèâíóë ìàëûø, — à òû ìíå ðàññêàæè ïüåñó, ÿ òîæå õî÷ó, èëè ïîñòàíîâêó…
— Ìäààà, — ÿ äàæå îñòàíîâèëñÿ îò òàêîãî íåîæèäàííîãî ïðåäëîæåíèÿ, — êàê æå ÿ òåáå ðàññêàæó ïüåñó, åñëè ÿ äàæå íå çíàþ î ÷¸ì îíà òàì. À òû íå çíàåøü?
— Íåò, — ïîêà÷àë îí ãîëîâîé, — íå çíàþ…
— Íó, — ÿ ïî÷åñàë çàòûëîê, — à ÷òî äåëàòü?
— ß íå çíàþ, — ïðîøåïòàë ìàëûø. Ñðî÷íî íàäî áûëî ÷òî-òî ïðèäóìàòü.
— À õî÷åøü ÿ òåáå ðàññêàæó ïüåñó ïðî Èâàí-ìàøèíèñòà?
— À Èâàí-ìàøèíèñò ýòî êòî? Ñóïåðìåí?
— Õì, — óñìåõíóëñÿ ÿ, — íó, â íåêîòîðîì ðîäå äà, ñóïåðìåí.
— Íó, òîãäà ðàññêàçûâàé, — ñîãëàñèëñÿ ìàëûø, óäîáíåå óñòðàèâàÿñü ó ìåíÿ íà ðóêàõ.
— Çíà÷èò òàê, — íà ìãíîâåíèå çàäóìàëñÿ ÿ, — çíà÷èò òàê, â íåêîòîðîì öàðñòâå, â íåêîòîðîì ãîñóäàðñòâå, â ãîðîäå Òàãàíðîãå æèë-áûë Èâàí-ìàøèíèñò. Èâàí ýòî ó íåãî èìÿ òàêîå áûëî…
— Äà, ÿ çíàþ, — îòâåòèë âíóê, — ó ìåíÿ äðóã åñòü Èâàí, ìû ñ íèì âî äâîðå èãðàåì…
— Íó âîò, — ïðîäîëæèë ÿ, — áûë ó ýòîãî Èâàíà ñâîé ïîåçä è îí íà ýòîì ïîåçäå ìàøèíèñòîì ðàáîòàë, âîçèë çíà÷èò ëþäåé, èíîãäà ãðóçû âîçèë, êîðî÷å, âîçèë, ÷òî ïîïðîñÿò îòâåçòè, òî è îòâîçèë.
— Êàê ïàïà?
— À ó ïàïû ðàçâå ïîåçä åñòü?
— Ó íåãî ìàøèíà. È êîãäà åãî ìàìà ïðîñèò îòâåçòè â ìàãàçèí, òî îí âåç¸ò…
— Ààà, — ñîãëàñèëñÿ ÿ, — òû â ýòîì ñìûñëå, íó òîãäà êàê ïàïà. Òîëüêî ïîåçä áîëüøå, ÷åì ïàïèíà ìàøèíà.
— ß çíàþ, ÿ âèäåë ïîåçä, îí äëèííûé è òàì ìíîãî ëþäåé â âàãîíàõ. È ÷òî äàëüøå?
— À íè÷åãî. Ïðîñòî ýòîò Èâàí âîçèë ëþäåé, âîçèë…
— À êóäà âîçèë?
— ß íå çíàþ, êîãî êóäà, íàðîäó ìíîãî â ïîåçäå, îäíè íà ñòàíöèÿõ çàõîäÿò, äðóãèå âûõîäÿò, à ïîåçä äàëüøå åäåò. È íè÷åãî íå ïðîèñõîäèò, ïàññàæèðû ëîæàòñÿ ñïàòü, ïðîñûïàþòñÿ, ïüþò ÷àé ñ ïðÿíèêàìè, ðàçãîâàðèâàþò è âñ¸ ó íèõ õîðîøî. À ïîåçä åäåò, òîëüêî êîë¸ñà ñòó÷àò òûäûòûí-òûäûòûí, òûäûòûí-òûäûòûí, è ïàðîâîç ãóäèò óóóóóóó, òàê ãðîçíî è ãðîìêî ãóäèò, ÷òî á âñå ðàçáåãàëèñü è íå ñèäåëè íà ðåëüñàõ, íå ìåøàëè ïðîåçäó…
— À ÿ, äåäóøêà, òîæå åçäèë íà ïîåçäå, òîëüêî äàâíî, êîãäà ñîâñåì ìàëåíüêèé áûë, ÿ ïîìíþ êàê ïîåçä ñòó÷àë, à êàê ïàðîâîç ãóäåë íå ïîìíþ…
— À êàê æå òû çàïîìíèøü, êàê ïàðîâîç ãóäåë? Òû æå â âàãîíå áûë, à â âàãîíå íå ñëûøíî, êàê ãóäèò ïàðîâîç, ýòî òîëüêî ñíàðóæè ñëûøíî.
— Ïîíÿòíî, à äàëüøå ÷òî?
— Äà òîæå íè÷åãî, ïîåçä åäåò, êîë¸ñà ñòó÷àò, ïàðîâîç ãóäèò, çà îêíîì ìåëüêàþò ïîëÿ, ëåñà, ãîðû, òî âåòåð íà óëèöå, òî ñíåã, òî äîæäü, à ïàññàæèðàì òåïëî, îíè ñìîòðÿò â îêîøêè è êóøàþò êóðèöó ñ êîòëåòàìè è êàðòîøêîé…
— Äåäóøêà, ÿ òîæå ëþáëþ êîòëåòû ñ êàðòîøêîé…
— Ýòî õîðîøî, êîòëåòû íàäî êóøàòü,ñèëüíûé áóäåøü, êîòëåòû ýòî ìÿñî, à îò ìÿñà ÷åëîâåê âñåãäà ñèëüíûé…
— À äàëüøå ÷òî?
— Íó, äàëüøå âîò ÷òî áûëî. Åäåò Èâàí íà ñâî¸ì ïîåçäå ÷åðåç òàéãó, ÷åðåç äðåìó÷èé ëåñ, è ïîäúåçæàåò ê ðåêå…
— Ê êàêîé?
— Íå çíàþ, íàâåðíî ê Èðòûøó…
— Èðòûø — ýòî ÷òî òàêîå?
— Ýòî íàçâàíèå ðåêè òàêîå, êàê íàøà Âîðîíà.
— Àààà, ïîíÿòíî, à äàëüøå ÷òî?
— Ñìîòðèò Èâàí, à ðåêà øèðîêàÿ è áóðíàÿ, íàâåðíî ãäå-òî â ãîðàõ ñíåã ðàñòàÿë, âîäû ñòàëî ìíîãî è ðåêà âûøëà èç áåðåãîâ, è òåïåðü âñÿ áóðëèò. Ïîìíèøü, êàê Âîðîíà ðàçëèâàëàñü âåñíîé?
— Ïîìíþ, ñòðàøíî áûëî.
— Âîò è ýòà ðåêà âûøëà èç áåðåãîâ è âñÿ áóðëèò, êàê øòîðì íà ìîðå, ëüäèíû îãðîìíûå ïëûâóò, âñ¸ ñíîñÿò íà ñâî¸ì ïóòè. Äàæå ìîñò ñíåñëè, ïî êîòîðîìó Èâàí íà ñâî¸ì ïîåçäå åõàòü äîëæåí áûë. Ñìîòðèò Èâàí èç äàëåêà, à ìîñòà íåòó, à ðåêà âñÿ áóðëèò. ×òî äåëàòü? Íó, äóìàåò Èâàí — âñ¸ ïðîïàëî, ïîãèáíåì ìû âñå â êèïó÷åé ðå÷íîé ïó÷èíå…
— Äåäóøêà, à ÷òî òàêîå ïó÷èíà?
— Íó, ýòî ãëóáèíà ãëóáîêàÿ, åñëè òóäà óïàñòü, òî âñ¸, êèðäûê è íåòó òåáÿ…
— À ïîåçä?
— È ïîåçäó êèðäûê…
— À ÷òî òàêîå êèðäûê?
— Ýòî çíà÷èò âñ¸. Âîò, åñëè íàñòóïèòü íà òâîþ ìàøèíêó, ÷òî ñ íåé áóäåò?
— Ñëîìàåòñÿ.
— Òî÷íî, à ñëîìàííàÿ ìàøèíêà ýòî óæå íå ìàøèíêà, êèðäûê åé. Ïîíÿë?
— À ìàøèíà, åñëè óïàä¸ò â ðåêó? Òîæå êèðäûê?
— Ñ ìîñòà óïàä¸ò?
— Äà…
— Òîãäà êèðäûê. Âñ¸, ÷òî ðàçîáü¸òñÿ, óòîíåò, ñëîìàåòñÿ — âñ¸ êèðäûê, ïîíÿë?
— Ïîíÿë. À äàëüøå?
— Íó âîò…, à íà ÷¸ì ìû îñòàíîâèëèñü?
— Ïîãèáíóò â ïó÷èíå.
— Àààà, ïîíÿë — åäåò Èâàí è äóìàåò, íåóæåëè õàíà ìíå, íåóæåëè êèðäûê ìîåìó ïîåçäó è âñåì ïàññàæèðàì? Íåò, äóìàåò Èâàí, íå áûâàòü ýòîìó. Ìàøèíèñò ÿ èëè íå ìàøèíèñò, íå çðÿ æå ìåíÿ Èâàíîì-ìàøèíèñòîì êëè÷óò, íå äàì ÿ ñåáÿ è íàðîä ïîãóáèòü, áóäó áîðîòüñÿ çà æèçíü ÷åëîâå÷åñòâà. ×óâñòâóþ ñèëó â ñåáå âåëèêóþ, êîòîðóþ äàëà ìíå çåìëÿ ðóññêàÿ Òàãàíðîãñêàÿ. Óäàðèë Èâàí ïî ãàçàì è ïðîìîëâèë òàêèå ñëîâà:
— Ïîåçä ìîé ïîåçä, ÿ ëè òåáÿ íå õîëèë, ÿ ëè òåáÿ íå ìûë è êðàñèë, äà åù¸ ñìàçûâàë òâîè êîë¸ñà ðàçíûìè ìàñëàìè, íå âûäàé ìåíÿ ìèëûé, ñïàñàé íàñ, äåëî òðóäíîå ÿ çàäóìàë, íàäî íàì ïåðåëåòåòü ÷åðåç ðå÷íóþ ïó÷èíó íà äðóãîé áåðåã ïî âîçäóõó, êàê ïî ìîñòó. È îòâåòèë åìó ïàðîâîç äëèííûì ãóäêîì áîþóóóóóñü, — ïðîãóäåë îí, íî âàãîíû çàãàëäåëè äðóæíî åìó â îòâåò — êàê-íèáóäü, êàê-íèáóäü, êàê-íèáóäü, è ïî÷óâñòâîâàâ òàêóþ ïîääåðæêó ïðîãóäåë òîãäà ïàðîâîç — äåðæèèèèèñü, è çàòàðàõòåëè âàãîí÷èêè äà-äåðæóñü, äà-äåðæóñü, äà-äåðæóñü. È íà÷àë ïàðîâîç íàáèðàòü ñêîðîñòü, è ïîáåæàëè âàãîí÷èêè çà íèì âñ¸ áûñòðåå è áûñòðåå. Âïåð¸ä áåæèò ïàðîâîç, íà âñòðå÷ó îïàñíîñòè áåæèò, âïåð¸ä áåãóò çà íèì âàãîí÷èêè, à ëþäè ñèäÿò, ñìîòðÿò â îêîøêè è íå íå çíàþò êàêàÿ îïàñíîñòü íà íèõ íàäâèãàåòñÿ, ïüþò ñåáå ÷àé è óëûáàþòñÿ. Îäèí Èâàí â íàïðÿæåíèè, ïåðåæèâàåò, õîòü è óâåðåí îí â ñâî¸ì ïîåçäå, êàê â ñåáå. Íå çðÿ îí ãîòîâèòñÿ ê êàæäîìó ðåéñó òùàòåëüíî è ñ îñîáûì ñòàðàíèåì. Âîò óæå ñêîðîñòü ïðåâûñèëà äîïóñòèìóþ, âîò óæå èñêðû ëåòÿò èç òðóáû, óæå äåðåâüåâ çà îêíîì íå âèäíî, îíè ñìåøàëèñü â åäèíóþ ìàññó, íå ðàçëè÷èøü íè÷åãî. Íî Èâàí òîðîïèò, óãîâàðèâàåò ïîåçä, — ïîìîãè ìèëûé, ñïàñàé íàñ, òû äîëæåí âûäþæèòü. È âîò óæå ðåêà, óæå ðåëüñû çàêîí÷èëèñü, Èâàí çàæìóðèë ãëàçà è çàìåð, à ïîåçä íà ñêîðîñòè îòîðâàëñÿ îò çåìëè è ïåðåëåòåë ÷åðåç ðåêó, ÷åðåç áóðíóþ ïó÷èíó. Îòêðûë Èâàí ãëàçà, âûäîõíóëè ïðîèçí¸ñ:
— Ôóóóó, ñïàñ òû íàñ, ÷åñòü è õâàëà òåáå, è ïîêëîíèëñÿ åìó â ïîÿñ…
— Ìàëûø, òû óæå óñíóë? — Äåä ñêëîíèëñÿ íàä âíóêîì è ëàñêîâî óëûáíóëñÿ, — ñïèò ìîé ïàöàí÷èê. Íó äàâàé ìèëûé, ñïè, çàìàÿëñÿ çà äåíü…
Äåä àêêóðàòíî ïîëîæèë âíóêà íà êðîâàòü, óêðûë è ïîø¸ë íà êóõíþ, íî íå óñïåë ñäåëàòü è äâóõ øàãîâ, êàê íàñòóïèë íà èãðóøêó, êîòîðóþ ñ õðóñòîì ðàçäàâèë:
— Óé, — ïðîøåïòàë îí âæàâ ãîëîâó â ïëå÷è îò íåîæèäàííîñòè.
— Êèðäûê ìàøèíêå? — Ñêâîçü ñîí ïðîáîðìîòàë âíóê.
— Íè÷åãî, — ïðîøåïòàë äåä, — êóïèì äðóãóþ. Òû ãëàâíîå ñïè ìîé ìàëûø, ñïè…
© Copyright: Íèêîëàé Ãîëîäÿåâ, 2021
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹221121800748
Ðåöåíçèè
Представляем вашему вниманию окончательные шорт-листы Премии за доброту в искусстве «На Благо Мира» 2021 года.
Художественное кино
- «Беспризорники. Письмо маме», Александр Миронов.
- «Королевство лишних слов», Мария Школева.
- «Спасти Знамя», Александр Миронов.
- «Ванька», Игорь Мельников.
- «Хурма или Успеть за 48 часов», Наталия Лангаммер.
- «Маша», Виктор Баранов, BARANOV GROUP.
- «Корица», Наталья Лебедева, Кинокомпания «Киммерия».
- «Клятва», Роман Нестеренко.
- «Директор», Евгений Мельников.
- «Отряд Таганок», Айнур Аскаров.
- «Смотри как я», Егор Сальников.
- «Полем», Владимир Синяев.
- «Димон», Владимир Вобликов.
- «Песня ветра», Елена Дубровская, Рамиль Габдулхаков.
- «Сохрани жизнь», Михаил Андросов.
- «Навстречу мечте», Ирина Гобозашвили.
Теле/видеопередачи
- «Декабристы в Кургане», Наталья Самойленко.
- «Офицеры победы», Павел Дурандин.
- «Сохраним лёгкие Луганщины», Детская медиастудия «СЕРЕБРЯНЫЙ МАРС».
- «Время героев. История подвига Муслима Далгатова», АНО «Подвиги», Светлана Примак.
- «ProFan. Врач ветеринарной медицины», Детская студия «Серебряный Марс Медиа», Артём Таций, Андрей Тюленев, Альбина Назарова, Татьяна Риснянская.
- «Имя. Символ33», Мария Ремыга-Ганькорва.
- «Как простить себя. Мониторинг будущего как средство от обиды», Сергей Лазарев.
- «Люди не от мира сего. Отец Артемий», Вячеслав Боровских.
- «Музыкальный винегрет», Павел Казаков.
- «На одной волне. Семейные ценности — основа для бизнеса», Константин Вихрев-Смирнов, Катерина Лу Толкачёва.
- «Большое путешествие маленькой колясочки», Виктория Кубышкина.
- «Тайны и легенды из истории города», Крымская республиканская общественная организация родителей детей-инвалидов «РОСТ», Максим Турчев, видеомастерская МЭТООР КРООРДИ «РОСТ».
- «Жить для других», Алёна Рожкова, Екатерина Оводкова, Дарья Рожкова, Школа журналистики «Основа».
- «Медиа-гид по традиционной культуре народов Оренбуржья», Ольга Савенко.
Документальное кино
- «Прикосновение. Ваге Согоян», Артур Варданян.
- «Бурятский костюм — драгоценная память народа», Татьяна Бороноева.
- «Анастасия» — значит «возрождение», Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих.
- «Щит Милосердия», Александр Денисов.
- «А. Беляев. Когда погаснет свет», Любовь Дзись.
- «Я убегаю на фронт…», Владимир Потапов.
- «Невероятные приключения почтмейстера, конверта и марки: аэростатная почта», Валерий Сушков.
- «Ни стеной, ни морем, ни огнём», Екатерина Ушкова.
- «Анализ, который может спасти жизнь», МБООИ «Общество пациентов с первичным иммунодефицитом».
- «Парикмахер добра», Ирина Минигалеева.
- «Успех», Ксения Беззапонная.
- «Подвигом славны твои земляки», Татьяна Васильева.
- «Ниеншанц: по ту сторону забора», Студия «Видео СМИ», ДДЮТ «На Ленской».
Театр
- Мюзикл «Дюймовочка», Ирина Тульчинская.
- «Мистерия о четырёх девочках», Елена Матусевич / Театральная студия «Квазар».
- «Король Лев», Анжелика Гушт.
- «Принц и чудовище», Анжелика Гушт.
- «Тайна золотого ключика», Римма Астафьева.
- «Бах-бах-бах», Елена Гончарова.
- «Пинежский Пушкин», Татьяна Леонова.
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Елена Борзова.
- «Дикий», Наталья Никитина.
- «Мюзикл «Энни», Людмила Галагурская.
- «Бесы», Станислав Голодницкий.
- «Путешествие Муравьишки, или От рассвета до заката», Роман Львович.
- «Слёзы Победы», Денис Беспалов.
- «Как Ёжик и Медвежонок меняли небо», Мария Шиманская.
- «Девочки», Санкт-Петербургский Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации.
- «Одна ночь», Анна Асташкина.
- «Межзвёздный скиталец», Сергей Басалаев.
- «Куда уходит детство», Артём Бураков.
Анимация
- «Фея Лея», Надежда Сячина.
- «Сны», арт-студия «Пчёлка» воскресной школы прихода Храма Воскресения Христова.
- «Голос тишины», студия детской анимации «12 Кадров».
- «Огонёк-Огниво», Константин Щёкин.
- «Золотая рыбка», Светлана Семёнова.
- «Бабушкин кактус», Яна Анциферова.
- «Мама не любит папу», Надежда Меркушева.
- «Мы разные, но мы вместе!», Оксана Готчиева.
- «Таинственный топинамбур», Галина Герасина.
- «Путешествие к другу», Надежда Сячина.
- «Не опоздай!», Полина Березка.
- «Сказ об Аркаиме», Александра Петрова.
- «Тюмень проездом», Евгения Шевцова.
- «Сторожевой пёс Верный», Дмитрий Чирков.
- «СКазбука новогодняя», Екатерина Белорусова.
Художественная литература
- «Мир прекрасен», Анастасия Васильева.
- «Агент разведки, или «Бред разнервничавшихся доктринёров», Рамзан Саматов.
- «Давай-ка обниматься», Анна Зарецкая.
- «Чтобы помнили», Надежда Кузнецова.
- «Спасибо», Светлана Панкова (Орчикова).
- «Про зайчонка Митю. Сказки детям», Сергей Павлов.
- «Фотиния. Стихи и рассказы», Светлана Нагибина.
- «За три дня до бессмертия», Рита Тальвердиева.
- «Сказки про большую принцессу Полину и маленькую королеву Алёну», Виктория Таловерова.
- «Ступая по лесу, поросшему мхом», Юлианна Караман.
- «Баллада о тамплиерах», Дмитрий Насыбулин.
- «Сказки для и про особенных детей», Татьяна Маркинова.
- «Летят Лебеди», Геннадий Веретельников.
- «Спасатель сказочного мира и другие истории», Галина Пигалева.
- «Нижний мир», Евгения Попова.
Познавательная литература
- «Волшебные сказки о детях-героях. Том 2», автономная некоммерческая организация гражданско-патриотического воспитания молодёжи «Подвиги».
- «История совёнка Лори. Удивительная жизнь в темноте», Анна Подбуртная.
- «Желаемое действительное, или Дебют дилетанта», Даниил Дворцов.
- «Сценарии для школьного театра», Лена Шедогубова и Галина Наумова.
- «Человек взломанный», Игорь Шнуренко.
- «Гармония внутри», Нелля Лысенко.
- «Демон внутри. Анатомия искусственного интеллекта», Игорь Шнуренко.
- «Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность», Владимир Древс.
- «Рецепт счастья», Сергей Лазарев.
- «Про вчера», Сергей Шойгу.
- «Поколение», Иван Сорокин.
- «Вторая жена. Как быть счастливым в личной жизни», Рами Блект.
- «Песковка. Краеведческая копилка. Очерки», Алла Плотникова.
- «За каждого человека НАДО БОРОТЬСЯ», Валерий Мирошников.
Интернет-сайты
- «Народное Славянское радио», «Народное Славянское радио».
- «Социальный проект «Когда крылья важнее, или Сказка в каждом из нас», Марина Волкова.
- «Сайт ГАУК Республики Бурятия Республиканская детско-юношеская библиотеки», ГАУК РБ «Республиканская детско-юношеская библиотека».
- «Карта героев», Светлана Примак, Автономная некоммерческая организация гражданско-патриотического развития молодёжи «Подвиги».
- «Лестница», Тимур Хусяинов.
- «Мария», Зоя Кочеткова.
- «Школа Свободных Наук», Сергей Мелихов.
- «Детская музыкальная школа № 4 города Вологды», Ольга Струментова.
- «Родительский Университет», Марина Таргакова.
- «Строгино не склоняется!», Анна Христочевская, Алла Сиятская.
- «Сила Красоты», Ирина Анцупова.
- «Сохраним жизнь вместе», МБООИ «Общество пациентов с первичным иммунодефицитом».
Видеоролики
- «Счастьем надо делиться», Детская медиастудия «СЕРЕБРЯНЫЙ МАРС».
- «12 животных нефритового императора», ГАУК РБ «Республиканская детско-юношеская библиотека».
- «Вспомним всех поименно. День Победы в моей семье», Татьяна Плотникова.
- «Страна Простора», Мария Ганькова.
- «Хоккей без границ», Денис Шаблий.
- «Любовь и Доброта», Елена Городниченко.
- «Нас — миллионы», Елена Виноградова.
- «Мой мир», Ольга Юдина.
- «Знакомьтесь — Гоголь!», Елена Пироженко.
- «Р+Д», Эмилия Любченко.
- «Телефон или жизнь», Антон Граник.
- «СУРХУРИ. Чувашский зимний праздник», Лариса Белова.
- «Chiaroscuro», Галина Пискуновская.
- «ЗаЧасДоВесны», Юлия Терехова (YULTE).
- «Внук героя», Марина Таргакова, Райхан Ибраева.
Художественное кино. Дебют
- «Двое», Краснодарская киностудия «ЛИСАРТ».
- «Настоящие герои: МАКСИМ», Дмитрий Смирнов.
- «Сослагательное наклонение», студия «Лампадка».
- «СамостоЯтельный», Светлана Семёнова.
- «Чуть-чуть о главном», Олег Андросов.
- «Рыцари не трусят», Лиза Алексеевская.
- «Полный ноль», Даниил Малахов.
- «Так хочется жить», Сергей Басалаев.
- «Россия», Александра Алёхина.
- «Креп», Олег Андросов.
- «Держись, капитан!», Андрей Слепихин, Стулия «Лампадка» при Воскресной школе Благовешенского храма г.Володарск.
- «Та, которую я люблю», Эмилия Любченко.
- «Санта-Клаус», Наталья Рузайкина.
- «Позабыть нельзя», Ульяна Васильева.
- «Загадочная находка», Наталья Рузайкина / JuniorFilm.
- «Жемчужины желаний», Наталья Рузайкина.
Профессиональная песня
- «Память», Елена Воробьёва, Дмитрий Любавин, Борис Гастев.
- «Бортпроводница», Ольга Дроздова.
- «Будь благодарен за жизнь», Дарья Чудина.
- «Воспоминания в день Победы», Алла Рыбалко, Ольга Масич, Ольга Никитина.
- «Москва-любовь моя», Александр Стригин, Владимир Синкин, Татьяна Козловская.
- «Граница в сердце», Евгений Винник.
- «Миру на благо», Анастасия Бубнова.
- «Начни с себя», Витольд Петровский.
- «Это лето», Родион Косишнов.
- «Нежность», Александр Перлов.
- «Земля, ты прости нас за боль!», Ольга Сердцева.
- «В мире людей», Niletto.
- «Ты сказал мне: «Прости»», Аркадий Эйзлер-Пузайцер.
- «Песня мечтателя / Dreamer song», Даниил Хачатуров.
Любительская песня
- «Создатель добрых душ», Полина Сабирова.
- «Не бойся быть самим собой», Владислав и Анастасия Галынины.
- «Дорога к Богу», Татьяна Макарцева.
- «Феодосия», Татьяна Макарцева.
- «Васильки», Бронислав Кежун, Надежда Берестова, Мария Махалова.
- «К духовным свершениям призывающая», Орис Орис, Наталья Кобзева, Юлия Реутова, Ольга Моринова, Ирина Новосёлова, Наталья Кобзева.
- «Струна гитарная мне греет душу», Андрей Ястребов, Валентин Корнилов, Валентин Корнилов.
- «Победа деда, Победа внука!», Сергей Шляпужников.
- «Летят Лебеди», Геннадий Веретельников.
- «Скажи, солдат, что в мире высшая любовь?», Лилия Лямина.
- «Благодарю!», Виктория Козачук.
- «Велосипедная история», Даниил Хачатуров.
- «Мечта», Вадим Евтеев.
- «Белгород — любовь моя!», Раиса и Александр Прокофьевы, семейный творческий тандем «Ретро».
- «Белгородский железнодорожный вальс», Раиса и Александр Прокофьевы, семейный творческий тандем «Ретро».
- «Отче наш», Наталия Шакунова.