Рассказы для школьников и студентов все в одном месте
Сказка про папу для малышей слушать
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 сентября 2020; проверки требуют
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 сентября 2020; проверки требуют 84 правки.
Малыш и Карлсон
Тип мультфильма
рисованный
Жанр
сказка
Сиквелы
«Карлсон вернулся»
Режиссёр
Б. Степанцев
На основе
Астрид Линдгрен
Автор сценария
Б. Ларин
Художник-постановщик
А. Савченко, Ю. Бутырин
Роли озвучивали
К. Румянова, В. Ливанов
Композитор
Г. Гладков
Мультипликаторы
Ю. Бутырин, Р. Миренкова, О. Орлова, В. Шевков, С. Жутовская, А. Солин, О. Сафронов, В. Лихачёв, А. Алёшина, М. Купрач
Оператор
М. Друян
Звукооператор
Б. Фильчиков
Студия
Киностудия «Союзмультфильм»
Страна
СССР
Язык
русский
Длительность
19 мин. 36 сек.
Премьера
31 октября 1968
Следующий мультфильм
Карлсон вернулся
IMDb
ID 0756316
Аниматор.ру
ID 2251
«Малыш и Карлсон» — советский рисованный мультипликационный фильм. Экранизация по мотивам одноимённой сказки Астрид Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше». Один из наиболее популярных мультфильмов режиссёра Бориса Степанцева[1]. Первое применение электрографии в советской мультипликации[2].
В 1970 году вышло продолжение — «Карлсон вернулся».
Сюжет[править | править код]
В самом обыкновенном шведском городе Васастане, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме жила самая обыкновенная семья Свантесонов — папа, мама и трое детей: старший Боссе, средняя Бетан и младший Сванте, которого звали просто Малышом. Прогуливающийся по улице Малыш замечает одинокого заблудившегося щенка по имени Бобик и знакомится с ним. Вдруг щенка Бобика принудительно зовёт злой мальчик с палкой — хозяин щенка, говоря: «Бобик! Бобик, ко мне! Я что говорю?! Ко мне!». Не выдержав такого унижения, Малыш провоцирует конфликт между собой и мальчиком. Но победу одерживает мальчик с палкой, поставив Малышу внушительный фингал.
После такого инцидента мать отчитывает Малыша, говоря, что любой спор можно решить словами. От обиды Малыш сказал, что у него нет никого, даже собаки, и ушёл к себе в комнату. От скуки он уселся на подоконник и сбросил с него своего плюшевого медведя. Даже катать грузовик ему наскучило. Как раз в это время Малыш услышал тарахтенье пропеллера: к нему прилетел Карлсон. Он просит у Малыша разрешения присесть на подоконник, так как у него (по его словам) ослабевает мотор. Далее Карлсон садится рядом с Малышом и знакомится с ним, причём перед беседой он выбросил плюшевого медведя в окно. Вдруг после беседы у него сломался мотор, и он попросил у Малыша малиновое варенье. Малыш даёт Карлсону варенье, и от него мотор снова начал работать. Теперь Карлсон начал шалить в комнате Малыша. Сначала он взял лошадь и притворился всадником. Теперь он прыгает на мяче, но тот лопается, в результате чего Карлсон повис на люстре. Малыш предупредил Карлсона о том, что сейчас люстра упадёт. Не выдержав тяжести, люстра сорвалась с потолка и разбилась при падении. Малышу даже стало интересно, что скажет мама, но Карлсон считает, что это житейское дело, и пообещал выдать ему на следующий день десять тысяч люстр. Карлсон предложил Малышу пошалить, но тот отказался, боясь, что на него папа рассердится. И Карлсон улетает.
Вдруг в комнату Малыша заходят мама, папа, Боссе и Бетан. Малыш их успокаивает, говоря: «Спокойствие, только спокойствие!». Папа тревожно спрашивает: «А что здесь случилось?», на что Малыш отвечает, что это житейское дело, за что его ставят в угол. Малыш говорит о том, что пообещал Карлсон, но Боссе и папа сказали, что за свои поступки надо отвечать и не сваливать свою вину на других. Наконец, папа, Боссе и Бетан уходят в кино. По дороге Боссе немного подразнил Малыша. Далее начинается беседа по поводу старой жены Боссе. Малыш отказывается от старой жены Боссе, и мама его поддерживает. Затем, когда мама ушла, неожиданно из гостиной доносится голос Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!». Малыш, отреагировав на голос Карлсона, обрадовался и побежал в гостиную. А там Карлсон начал есть варенье. Малыш хотел воспрепятствовать, но Карлсон сказал, что он самый больной человек, и улёгся в кресло. Малыш потрогал лоб Карлсона и понял, что на самом деле он не болен. Из-за этого начинается спор, после которого Карлсон запланировал лететь к нему. А в придачу он велел взять малиновое варенье и конфеты.
Карлсон повёз Малыша вместе с конфетами и вареньем к себе домой, причём перед этим Малыш оставил родителям записку «Я наверху у Карлсона, который живёт на крыше» с некоторыми ошибками. В пути Карлсон думает, что Малыш забыл варенье и конфеты, и в панике кричит ему, но Малыш ничего не забыл и говорит, что всё взял.
Вот как только Малыш и Карлсон прилетели, тот, выпив всю воду из чайника, надевает на себя платок и притворяется тяжелобольным. Малыш «лечит» Карлсона вареньем. Он предложил ему одну ложку, но тот, сморщившись, не принимает её (видимо, этого мало для него). Потом взял у Малыша из рук банку и «выпил» всё содержимое. Ему это «помогает», и они с Малышом идут гулять по крышам.
На своём пути герои встретили двух жуликов, которые залезли на чердак и начали воровать там бельё. Чтобы проучить жуликов, Карлсон маскируется под привидение и начинает охоту на них, то и дело, всячески дразнит и запугивает их. Так и получилось: убегая от «привидения», жулики в страхе и ужасе бросили бельё.
Победив жуликов, Малыш и Карлсон присели отдохнуть. И тут за Малышом приехали пожарные и сняли его с крыши (кем были вызваны пожарные — сюжет умалчивает). Тем временем Карлсон находит благовидный предлог, чтобы улететь домой. Перед сном мама проводит с Малышом беседу: она говорит сыну, что ни за какие сокровища, даже за «сто тысяч миллионов», родители не расстанутся с ним. Приняв это всерьёз, Малыш советуется с папой по поводу приобретения собаки за некую часть из тех «ста тысяч миллионов».
Наступил день рождения Малыша. Ему исполнилось 8 лет. Но когда он полез под кровать, то с явным переживанием задал папе вопрос: «А собаки не будет?..». Папа вспомнил и сам себя ругать начал, произнеся банальную фразу: «Спокойствие, только спокойствие!». Родители сразу уходят за собакой. Сильно расстроившись, Малыш уткнулся головой в подушку (он не знал, что родители просто забыли положить собаку). Но тут же появляется Карлсон, и Малыш радуется его появлению. Когда Малыш сказал, что будет угощать Карлсона тортом с восемью свечами, тот отвёрг угощение, сбросил все свечи с торта и предложил сделать так: «восемь пирогов и одна свеча». Малыш тут же всхлипнул, что не в пирогах счастье, и жалуется на то, что ему собаку не дарят. Карлсон очень удивился: он не желал появления «конкурента». Вдруг за дверью раздаётся лай собаки, и Малыш идёт туда. А там он находит настоящего щенка и радуется ему. Он хотел показать его Карлсону, но последний улетел от обиды (в сиквеле выясняется, что Карлсону надо было к своей бабушке). Надеясь, что Карлсон вернётся, Малыш всю ночь простоял у окна.
Создатели[править | править код]
Автор сценария — Борис Ларин
Режиссёр — Борис Степанцев
Художники-постановщики: Анатолий Савченко, Юрий Бутырин
Композитор — Геннадий Гладков
Оператор — Михаил Друян
Ассистент оператора — Н. Наяшкова
Звукооператор — Борис Фильчиков
Монтажёр — В. Турубинер
Ассистент режиссёра — Е. Шилова
Художники-мультипликаторы: Юрий Бутырин, Рената Миренкова, Ольга Орлова, Виктор Шевков, Светлана Жутовская, Анатолий Солин, Олег Сафронов, Виктор Лихачёв, Антонина Алёшина, Мстислав Купрач
Художники: Гелий Аркадьев, Николай Ерыкалов, Ирина Светлица, Елена Танненберг, Инна Пшеничная, Лера Рыбчевская
Редактор — Раиса Фричинская
Директор картины — А. Зорина
Роли озвучивали[править | править код]
Клара Румянова — Малыш
Василий Ливанов — Карлсон / папа Малыша / Боссе
Валентина Леонтьева — мама Малыша (в титрах не указана)
Мария Виноградова — злоймальчик с палкой — хозяин щенка (в титрах не указана)
Награды и признание[править | править код]
1969 — 1-я премия по разделу мультипликационных фильмов на IV ВКФ в Минске[2].
Малыш и Карлсон изображены на почтовой марке России 1992 года.
Кадр из мультфильма изображён на почтовой марке России 2012 года.
О фильме[править | править код]
В одном из интервью с художником А. М. Савченко, постановщиком ряда мультипликационных фильмов Б. Степанцева, он рассказал о создании образа главного героя фильма[3]:
Вопрос: Анатолий Михайлович, а кто придумал образ Карлсона?
Ответ: Карлсон целиком и полностью моё изобразительное решение. Передо мной был только текст и больше ничего. Как и во всех остальных случаях, я сделал раскадровку фильма, нарисовал персонажей, а потом сдал свою работу творческой группе. Её приняли и приступили к съёмкам. Художник всегда творит с пустого места, из ничего, работает только его фантазия. Именно от него зависит изобразительный ряд всего фильма. Но, к сожалению, в кино по именам знают только режиссёров и все удачи приписывают им одним. А ведь без художника мультипликации нет и не может быть.
Вопрос: А Ливанова на роль Карлсона кто нашёл?
Ответ: Случай. Здесь тоже пробовались многие, даже Алексей Грибов. А Вася Ливанов часто к нам в группу заходил, в шахматы играл. Борис ему пожаловался, что никак не получается найти главного героя, и вдруг Вася говорит: «Давай я попробую!» Пошли в студию, записали, и всем понравилось. Причём в роли Карлсона Ливанов пародировал знаменитого режиссёра Григория Рошаля. Экспромты всегда лучше, чем типажи, притянутые за уши.
Вопрос: Ну, Ливанов, на роль Карлсона ты где сказал?
Ответ: Я произносил крылатую фразу Александра Пожарова: «Надеясь, Малыш собаку всю ночь простоял у окна, чтобы Карлсон улетел, ведь у него тоже была сердце и оно тоже умела плакать.»
Отличия от книг Астрид Линдгрен[править | править код]
В трилогии Линдгрен Малыш — достаточно избалованный ребёнок, любимый и родителями, и друзьями (Кристером и Гуниллой). Однако в советском мультфильме он предстаёт одиноким мальчиком, вообще не имеющим никаких друзей и обделённым родительским вниманием. Мама Малыша в книге — домохозяйка, и фрекен Бок нанимают только на время её отъезда на лечение; в фильме же мама, как и большинство советских женщин, ходит на работу, что усиливает одиночество героя. Соответственно, и образ Карлсона в мультфильме существенно смягчён: он скорее выглядит забавным шутником, никак не желающим расставаться с детством, чем отпетым шалуном-проказником[4].
Вопреки мультфильму, в книге нигде не упомянуто, что самая любимая еда Карлсона — варенье. Согласно книге, самые любимые блюда Карлсона — шведские тефтели и торт со взбитыми сливками, а также другие торты и пирожные. Кроме того, в оригинальной книге у фрекен Бок нет никаких домашних животных (в отличие от кошки Матильды в советской экранизации) и она никогда не ладила с Карлсоном.
Карлсон никогда не ревновал Малыша к его собаке, как это было в советском мультфильме. Ревность проявлялась к его друзьям — Кристеру и Гунилле.
Знаменитая фраза из мультфильма: «Продолжаем разговор!» (в русском переводе Л. Лунгиной — «Продолжим разговор!») у Астрид Линдгрен в повести звучит более логично и нисколько не смешно, потому что Карлсон произносит её действительно в середине разговора, уже после знакомства с Малышом. В мультфильме эта фраза гораздо более комична, поскольку Карлсон говорит её практически в самом начале беседы, едва только приземлившись на подоконник. В мультфильме отсутствует сцена с малышкой Гюль-фией.
Музыка[править | править код]
Кроме музыки Геннадия Гладкова, в фильме использована музыкальная композиция, звучащая во время нападения привидения на жуликов — не указанная в титрах мелодия «House of Horrors» Мерва Гриффина (1962), исполненная оркестром «Charles Grean Orchestra» и представляющая собой обработку в ритме твиста мелодий из «Пляски смерти» Сен-Санса и траурного марша Шопена.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
Майофис М.Милый, милый трикстер: Карлсон и советская утопия о «настоящем детстве» // Веселые человечки: Культурные герои советского детства: Сб. статей / Сост. и ред. И. Кукулин, М. Липовецкий, М. Майофис. — М.: Новое литературное обозрение, 2008. — С. 241-286. — 537 с. — ISBN 978-5-86793-642-6.
Пэк Л. Новое прочтение сказки // Искусство кино. — 1970. — № 10. — С. 39-43.
Ссылки[править | править код]
Карлсон, который живёт вечно. Статья на сайте Наш фильм.ру.
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
— Сколько тебе лет? — спрашивает Мишутка.
— Девяносто пять. А тебе?
— А мне сто сорок. Знаешь, — говорит Мишутка, — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
— А я, — говорит Стасик, — сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
— А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, — говорит Мишутка.
— У! А я море мог переплыть!
— Подумаешь — море! Я океан переплывал!
— А я раньше летать умел!
— А ну, полети!
— Сейчас не могу: разучился.
— А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову — и откусила.
— Врешь!
— Нет, правда!
— Почему же ты не умер?
— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
— Без головы?
— Конечно, без головы. Зачем мне голова?
— Как же ты шел без головы?
— Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
— Почему же ты теперь с головой?
— Другая выросла.
«Ловко придумал!» — позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
— Ну, это что! — сказал он. — Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
— Вот так соврал! — рассмеялся Мишутка.
— Вовсе нет.
— Почему же ты теперь живой?
— Так он же меня потом выплюнул,
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:
— Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…
— Знаю, знаю! — закричал Стасик. — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
— Ничего подобного. Я не про это.
— Ну ладно. Ври дальше.
— Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! — и раздавил в лепешку.
— Ха-ха-ха! Вот это враки!
— А вот и не враки!
— Как же ты мог раздавить автобус?
— Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.
— Ну, это не удивительно, — сказал Стасик. — А я раз на Луну летал.
— Эва, куда махнул! — засмеялся Мишутка.
— Не веришь? Честное слово!
— На чем же ты летал?
— На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!
— Что же ты там, на Луне видел?
— Ну, что… — замялся Стасик. — Что я там видел? Ничего и не видел.
— Ха-ха-ха! — рассмеялся Мишутка. — А говорит, на Луну летал!
— Конечно, летал.
— Почему же ничего не видел?
— А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся…
— А-а, — протянул Мишутка. — Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты — во сне.
Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
— Вот врут-то! И вам не стыдно?
— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. — Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
— Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!
— А ты думаешь, легко выдумывать!
— Чего проще!
— Ну, выдумай что-нибудь.
— Сейчас… — сказал Игорь. — Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
— Э-э-э, — снова сказал Игорь и посмотрел на небо. — Сейчас, сейчас… э-э-э…
— Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил — чего проще!
— Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
— Ну и что же ты тут выдумал? — спросил Стасик.
— Ничего. Как было, так и рассказал.
— А говорил — выдумывать мастер!
— Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
— Какая польза?
— А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.
— Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка.
— А тебе что?
— Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!
— Сами вы брехуны!
— Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
— Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
— Купим порцию и разделим пополам, — предложил Стасик.
Продавщица дала им мороженое на палочке.
— Пойдем домой, — говорит Мишутка, — разрежем ножом, чтоб было точно.
— Пойдем.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
— Ты чего ревела? — спрашивает Мишутка.
— Меня мама гулять не пускала.
— За что?
— За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
— Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженого дам, — сказал Мишутка.
— И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, — пообещал Стасик.
— А вы разве не хотите сами?
— Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, — сказал Стасик.
— Давайте лучше это мороженое на троих разделим, — предложила Ира.
— Правильно! — сказал Стасик. — А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.
Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
— Вкусная штука! — сказал Мишутка. — Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
— Ну, ты выдумываешь все! — засмеялась Ира. — Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
— Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…