Сказка про пальму гаршин

lt;презентация.слайд1gt; цели: продолжение знакомства с литературной сказкой на примере произведения в. м. гаршина attalea princeps. понимание содержания сказки и ее

<Презентация.Слайд1>

Цели:

  • Продолжение знакомства с литературной сказкой
    на примере произведения В. М. Гаршина «Attalea
    princeps».
  • Понимание содержания сказки и ее основной
    мысли.
  • Развитие навыков анализа художественного
    текста, внимательного отношения к слову.

Оборудование:

  • Художественный текст (учебник-хрестоматия В. Я.
    Коровиной для 5 класса).
  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Ход урока

1. Приветствие.

Постановка целей и задач.

<Презентация.Слайд2>

Беседа

Для беседы можно использовать статью учебника
«Русская литературная сказка»

Что называют литературной сказкой? 

<Презентация.Слайд3>

Приведите примеры литературных сказок,
назовите их авторов.

Ребята приводят примеры прочитанных
произведений — сказки А.С.Пушкина, В. А.
Жуковского, В.Ф.Одоевского, А. Погорельского, В. М.
Гаршина, К. Г. Паустовского, С. Я. Маршака, Г.-Х.
Андерсена и др.

Какие произведения В. М. Гаршина вы уже читали?

Произведения В. М. Гаршина
«Лягушка-Путешественница», «Сказка о Жабе и
Розе».

<Презентация.Слайд4>

Чем для нас интересны произведения этого
писателя?

В его произведениях, как в басне, герои и
события учат нас чему-то, но не говорят об этом
прямо, а намекают, чтобы мы сами сделали вывод.

3. Анализ произведения.

Вы прочитали сказку В. М. Гаршина «Attalea
Princeps». Понравилась ли вам она?

Обсуждение детских впечатлений о прочитанном
произведении.

Текст Гаршина — загадка, которую надо
кропотливо разгадывать, учиться читать между
строк — искать смысловой идейный подтекст.

Сюжет сказки «Attalea Princeps» был разработан
Гаршиным ещё в 1876 году в стихотворении
«Пленница».

<Презентация.Слайд5>

Эпиграфом к нашему уроку станут слова из этого
стихотворения:

Прекрасная пальма высокой вершиной
В стеклянную крышу стучит;
Пробито стекло, изогнулось железо,
И путь на свободу открыт:

О том, каким был путь пальмы на свободу, мы и
поговорим сегодня на уроке.

С чего начинается повествование «Attalea Princeps» В.
М. Гаршина?

С описания оранжереи.

Как Гаршин рассказывает о ней? (зачитываем
эпизод)

«Она была очень красива:» Мы любуемся
оранжереей как чудесным произведением
искусства. Писатель даже сравнивает её с
драгоценным камнем.

Почему описание оранжереи затем резко меняет
свою тональность? Так ли хорошо жилось растениям
в этой прекрасной оранжерее?

<Презентация.Слайд6>

Найдём по тексту и выпишем ключевые слова,
рассказывающие об этой жизни:

  • Заключённые растения
  • Тесно
  • Отнимали друг у друга влагу и пищу
  • Гнулись и ломались
  • Не могли расти, куда хотят
  • Воздух неподвижен

Вывод. Для растений оранжерея была настоящей
тюрьмой, не зря автор называет растения
«заключёнными».

Что нужно было растениям, о чём они мечтали?

Растения тосковали по родине. «Для растений
нужен был широкий простор, родной край и свобода.
Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные
создания:»

«Как ни прозрачна была крыша, но она не ясное
небо» — этими словами автор противопоставляет
«родной край и свободу» тесной и тёмной
оранжерее.

В сказке Гаршина растения действуют как люди,
у них даже разные рассуждения и мысли, разное
отношение к происходящему. Какой же характер у
растений?

Зачитываются эпизоды из «Attalea Princeps».

Выводы.

<Презентация.Слайд7>

  • Саговая пальма — злобная, раздражённая,
    надменная, высокомерная, завистливая.
  • Пузатый кактус — румяный, свежий, сочный,
    довольный своей жизнью.
  • Корица — прячется за спины других растений
    («меня никто не обдерёт»), неприхотливая, любит
    спорить.
  • Древовидный папоротник — не совсем доволен
    своим положением, но не стремится что-либо
    изменить.

Расскажите о Attalea Princeps. Почему такое
название?

<Презентация.Слайд8>

Так назвал по-латыни пальму директор. Это имя не
было родным для пальмы, его придумали ботаники.
Пальма была выше и красивее всех.

Латинский
язык
 — мёртвый язык, который является
предком современных романских
языков
. Возможно, пальма обречена с того
самого момента, как попала в оранжерею и ей было
дано «мёртвое» имя? Ведь, говорят, что имя
определяет судьбу.

Среди персонажей сказки действуют два очень
непохожих человека: директор оранжереи и
путешественник из Бразилии. В чём их непохожесть?
Кто из них ближе главной героине сказки?

Директор — человек науки, заботится
только о внешнем благополучии, бездушный, не
понимающий, что растения могут переживать,
чувствовать боль: «:с довольным видом
похлопывал твёрдое дерево тростью, и удары
звонко раздавались по оранжерее. Листья пальмы
вздрагивали от этих ударов. О, если бы она могла
стонать, какой вопль гнева услышал бы директор!»

Бразильянец — спорит с директором по поводу
названия пальмы, он знает её родное,
настоящее имя. Глядя на пальму, вспоминает свою
родину. Он понимает пальму, её одиночество и то,
что лишь на родине можно быть счастливым.

Почему встреча с бразильянцем стала решающей
для пальмы?

Бразильянец — последняя ниточка, связывающая
пальму с родиной. Он будто бы попрощался с нею.
Возможно, в этот момент Attalea наиболее остро
почувствовала своё одиночество, всю
безысходность ситуации.

Почему стремление пальмы к свободе не нашло
поддержки у других деревьев? О чём они
заботились? Чем гордились? Почему они были
настроены к пальме враждебно?

Все растения тосковали по родине и свободе. Но
лишь Attalea и маленькая травка сопротивлялись
такой жизни и хотели вырваться на волю. Остальные
просто приспособились к тюрьме. Они
испытывают страх за свою жизнь, боятся
изменений. Растения сердятся на Attalea за её гордые
слова. Они ненавидят ее за гордость, за
свободолюбие, за то, что ее не остановила мысль о
«людях с ножами и с топорами», которые придут и
отрежут ее ветви, если она слишком высоко
поднимет свою вершину.

Возможно, они завидуют пальме, потому что у неё
хватает сил для осуществления своей мечты.

Почему травка, в отличие от других растений,
понимала пальму?

«Она не знала южной природы, но тоже любила
воздух и свободу. Оранжерея и для нее была
тюрьмой».

Какое чувство вызывает у нас травка?

Мы жалеем ее и восхищаемся ее способностью
сострадать, понимать чувства пальмы. Она
становится настоящим другом для Attalea, всей душой
желая помочь ей.

Как пальма боролась за свободу? Какой ценой
платила она за желание увидеть настоящее небо?

<Презентация.Слайд9>

«Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная
вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились
в нежные молодые листья, перерезали и
изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело
листьев, несмотря ни на что, давило на решетки, и
решетки уже поддавались, хотя были сделаны из
крепкого железа».

Вернёмся к нашему эпиграфу (зачитать ещё раз).

<Презентация.Слайд5>

Пальма достигла своей цели. Чем закончилась
сказка? Почему директор решил спилить пальму?

Надстраивать над пальмой особенный колпак —
дорого.

Какие чувства мы испытываем, когда читаем о том,
как погибла пальма?

Жалость к Attalea, ненависть к директору, но в то же
время восхищение и уважение по отношению к
пальме.

Почему директор приказал выбросить маленькую
травку?

«Вырвать эту дрянь и выбросить: Она уже
пожелтела, да и пила очень попортила её. Посадить
здесь что-нибудь новое».

Какие мысли возникают после прочтения сказки?
Что нам хотел сказать автор этим произведением?

<Презентация.Слайд10>

  • Все растения чувствуют боль, у всех есть
    душа.
  • Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие,
    когда они настроены враждебно.
  • Противоречие мечты и обретённой реальности.

Всё в этом произведении строится на
противопоставлении, контрасте. Найдите эти
контрастные линии.

<Презентация.Слайд11>

  • Прекрасная оранжерея — растения-заключённые
  • Образы директора и бразильянца
  • Растения  — Attalea
  • Гордость директора — гордость Attalea
  • Мечта и реальность

4. Домашнее задание.

<Презентация.Слайд12>

Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вы
пережили при чтении сказки В.М. Гаршина «Attalea
Princeps»? Как они менялись? Почему?

В одном большом городе был ботанический сад, а в этом саду — огромная оранжерея из железа и стекла. Она была очень красива: стройные витые колонны поддерживали всё здание; на них опирались лёгкие узорчатые арки, переплетённые между собою целой паутиной железных рам, в которые были вставлены стёкла. Особенно хороша была оранжерея, когда солнце заходило и освещало её красным светом. Тогда она вся горела, красные отблески играли и переливались, точно в огромном, мелко отшлифованном драгоценном камне.

Сквозь толстые прозрачные стёкла виднелись заключённые растения. Несмотря на величину оранжереи, им было в ней тесно. Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу. Ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, гнули и ломали их и сами, налегая на железные рамы, гнулись и ломались. Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали проволоками листья, чтобы они не могли расти, куда хотят, но это плохо помогало. Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода. Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания; они помнили свою родину и тосковали о ней. Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо. Иногда, зимой, стёкла обмерзали; тогда в оранжерее становилось совсем темно. Гудел ветер, бил в рамы и заставлял их дрожать. Крыша покрывалась наметённым снегом. Растения стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, тёплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье. И им хотелось вновь почувствовать его веянье, хотелось, чтобы он покачал их ветвями, поиграл их листьями. Но в оранжерее воздух был неподвижен; разве только иногда зимняя буря выбивала стекло, и резкая, холодная струя, полная инея, влетала под свод. Куда попадала эта струя, там листья бледнели, съёживались и увядали.

Но стёкла вставляли очень скоро. Ботаническим садом управлял отличный учёный директор и не допускал никакого беспорядка, несмотря на то, что большую часть своего времени проводил в занятиях с микроскопом в особой стеклянной будочке, устроенной в главной оранжерее.

Была между растениями одна пальма, выше всех и красивее всех. Директор, сидевший в будочке, называл её по-латыни Attalea! Но это имя не было её родным именем: его придумали ботаники. Родного имени ботаники не знали, и оно не было написано сажей на белой дощечке, прибитой к стволу пальмы. Раз пришёл в ботанический сад приезжий из той жаркой страны, где выросла пальма; когда он увидел её, то улыбнулся, потому что она напомнила ему родину.

— А! — сказал он. — Я знаю это дерево. — И он назвал его родным именем.

— Извините, — крикнул ему из своей будочки директор, в это время внимательно разрезывавший бритвою какой-то стебелёк, — вы ошибаетесь. Такого дерева, какое вы изволили сказать, не существует. Это — Attalea princeps, родом из Бразилии.

— О да, — сказал бразильянец, — я вполне верю вам, что ботаники называют её — Attalea, но у неё есть и родное, настоящее имя.

— Настоящее имя есть то, которое даётся наукой, — сухо сказал ботаник и запер дверь будочки, чтобы ему не мешали люди, не понимавшие даже того, что уж если что-нибудь сказал человек науки, так нужно молчать и слушаться.

А бразильянец долго стоял и смотрел на дерево, и ему становилось всё грустнее и грустнее. Вспомнил он свою родину, её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами, её пустыни, её чудные южные ночи. И вспомнил ещё, что нигде не бывал он счастлив, кроме родного края, а он объехал весь свет. Он коснулся рукою пальмы, как будто бы прощаясь с нею, и ушёл из сада, а на другой день уже ехал на пароходе домой.

А пальма осталась. Ей теперь стало ещё тяжелее, хотя и до этого случая было очень тяжело. Она была совсем одна. На пять сажен возвышалась она над верхушками всех других растений, и эти другие растения не любили её, завидовали ей и считали гордою. Этот рост доставлял ей только одно горе; кроме того, что все были вместе, а она была одна, она лучше всех помнила своё родное небо и больше всех тосковала о нём, потому что ближе всех была к тому, что заменяло им его: к гадкой стеклянной крыше. Сквозь неё ей виднелось иногда что-то голубое: то было небо, хоть и чужое, и бледное, но всё-таки настоящее голубое небо. И когда растения болтали между собою, Attalea всегда молчала, тосковала и думала только о том, как хорошо было бы постоять даже и под этим бледненьким небом.

— Скажите, пожалуйста, скоро ли нас будут поливать? — спросила саговая пальма, очень любившая сырость. — Я, право, кажется, засохну сегодня.

— Меня удивляют ваши слова, соседушка, — сказал пузатый кактус. — Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я всё-таки свеж и сочен.

— Мы не привыкли быть чересчур бережливыми, — отвечала саговая пальма. — Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. Мы не привыкли жить как-нибудь. И кроме всего этого, скажу вам ещё, что вас не просят делать замечания.

Сказав это, саговая пальма обиделась и замолчала.

— Что касается меня, — вмешалась корица, — то я почти довольна своим положением. Правда, здесь скучновато, но уж я, по крайней мере, уверена, что меня никто не обдерёт.

— Но ведь не всех же нас обдирали, — сказал древовидный папоротник. — Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле.

Тут корица, забыв, что её обдирали, оскорбилась и начала спорить. Некоторые растения вступились за неё, некоторые за папоротник, и началась горячая перебранка. Если бы они могли двигаться, то непременно бы подрались.

— Зачем вы ссоритесь? — сказала Attalea. — Разве вы поможете себе этим? Вы только увеличиваете своё несчастье злобою и раздражением. Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире, раскидывайте ветви, напирайте на рамы и стёкла, наша оранжерея рассыплется в куски, и мы выйдем на свободу. Если одна какая-нибудь ветка упрётся в стекло, то, конечно, её отрежут, но что сделают с сотней сильных и смелых стволов? Нужно только работать дружнее, и победа за нами.

Сначала никто не возражал пальме: все молчали и не знали, что сказать. Наконец саговая пальма решилась.

— Всё это глупости, — заявила она.

— Глупости! Глупости! — заговорили деревья, и все разом начали доказывать Attalea, что она предлагает ужасный вздор. — Несбыточная мечта! — кричали они. — Вздор! Нелепость! Рамы прочны, и мы никогда не сломаем их, да если бы и сломали, так что ж такое? Придут люди с ножами и с топорами, отрубят ветви, заделают рамы и всё пойдёт по-старому. Только и будет, что отрежут от нас целые куски…

— Ну, как хотите! — отвечала Attalea. — Теперь я знаю, что мне делать. Я оставлю вас в покое: живите, как хотите, ворчите друг на друга, спорьте из-за подачек воды и оставайтесь вечно под стеклянным колпаком. Я и одна найду себе дорогу. Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решётки и стёкла, — и я увижу!

И пальма гордо смотрела зелёной вершиной на лес товарищей, раскинутый под нею. Никто из них не смел ничего сказать ей, только саговая пальма тихо сказала соседке-цикаде:

— Ну, посмотрим, посмотрим, как тебе отрежут твою большую башку, чтобы ты не очень зазнавалась, гордячка!

Остальные хоть и молчали, но всё-таки сердились на Attalea за её гордые слова. Только одна маленькая травка не сердилась на пальму и не обиделась её речами. Это была самая жалкая и презренная травка из всех растений оранжереи: рыхлая, бледненькая, ползучая, с вялыми толстенькими листьями. В ней не было ничего замечательного, и она употреблялась в оранжерее только для того, чтобы закрывать голую землю. Она обвивала собою подножие большой пальмы, слушала её, и ей казалось, что Attalea права. Она не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу. Оранжерея и для неё была тюрьмой. «Если я, ничтожная, вялая травка, так страдаю без своего серенького неба, без бледного солнца и холодного дождя, то, что должно испытывать в неволе это прекрасное и могучее дерево! — так думала она и нежно обвивалась около пальмы и ласкалась к ней. — Зачем я не большое дерево? Я послушалась бы совета. Мы росли бы вместе и вместе вышли бы на свободу. Тогда и остальные увидели бы, что Attalea права».

Но она была не большое дерево, а только маленькая и вялая травка. Она могла только ещё нежнее обвиться около ствола Attalea и прошептать ей свою любовь и желание счастья в попытке.

— Конечно, у нас вовсе не так тепло, небо не так чисто, дожди не так роскошны, как в вашей стране, но всё-таки и у нас есть и небо, и солнце, и ветер. У нас нет таких пышных растений, как вы и ваши товарищи, с такими огромными листьями и прекрасными цветами, но и у нас растут очень хорошие деревья: сосны, ели и берёзы. Я — маленькая травка и никогда не доберусь до свободы, но ведь вы так велики и сильны! Ваш ствол твёрд, и вам уже недолго осталось расти до стеклянной крыши. Вы пробьёте её и выйдете на божий свет. Тогда вы расскажете мне, всё ли там так же прекрасно, как было. Я буду довольна и этим.

— Отчего же, маленькая травка, ты не хочешь выйти вместе со мною? Мой ствол твёрд и крепок: опирайся на него, ползи по мне. Мне ничего не значит снести тебя.

— Нет уж, куда мне! Посмотрите, какая я вялая и слабая: я не могу приподнять даже одной своей веточки. Нет, я вам не товарищ. Растите, будьте счастливы. Только прошу вас, когда выйдете на свободу, вспоминайте иногда своего маленького друга!

Тогда пальма принялась расти. И прежде посетители оранжереи удивлялись её огромному росту, а она становилась с каждым месяцем выше и выше. Директор ботанического сада приписывал такой быстрый рост хорошему уходу и гордился знанием, с каким он устроил оранжерею и вёл своё дело.

— Да-с, взгляните-ка на Attalea princeps, — говорил он. — Такие рослые экземпляры редко встречаются и в Бразилии. Мы приложили всё наше знание, чтобы растения развивались в теплице совершенно так же свободно, как и на воле, и, мне кажется, достигли некоторого успеха.

При этом он с довольным видом похлопывал твёрдое дерево своею тростью, и удары звонко раздавались по оранжерее. Листья пальмы вздрагивали от этих ударов. О, если бы она могла стонать, какой вопль гнева услышал бы директор!

«Он воображает, что я расту для его удовольствия, — думала Attalea. — Пусть воображает!..»

И она росла, тратя все соки только на то, чтобы вытянуться, и лишая их свои корни и листья. Иногда ей казалось, что расстояние до свода не уменьшается. Тогда она напрягала все силы. Рамы становились всё ближе и ближе, и наконец молодой лист коснулся холодного стекла и железа.

— Смотрите, смотрите, — заговорили растения, — куда она забралась! Неужели решится?

— Как она страшно выросла, — сказал древовидный папоротник.

— Что ж, что выросла! Эка невидаль! Вот если б она сумела растолстеть так, как я! — сказала толстая цикада, со стволом, похожим на бочку. — И чего тянется? Всё равно ничего не сделает. Решётки прочны, и стёкла толсты.

Прошёл ещё месяц. Attalea подымалась. Наконец она плотно упёрлась в рамы. Расти дальше было некуда. Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что давило на решётки, и решётки уже подавались, хотя были сделаны из крепкого железа.

Маленькая травка следила за борьбой и замирала от волнения.

— Скажите мне, неужели вам не больно? Если рамы уж так прочны, не лучше ли отступить? — спросила она пальму.

— Больно? Что значит больно, когда я хочу выйти на свободу? Не ты ли сама ободряла меня? — ответила пальма.

— Да, я ободряла, но я не знала, что это так трудно. Мне жаль вас. Вы так страдаете.

— Молчи, слабое растенье! Не жалей меня! Я умру или освобожусь!

И в эту минуту раздался звонкий удар. Лопнула толстая железная полоса. Посыпались и зазвенели осколки стёкол. Один из них ударил в шляпу директора, выходившего из оранжереи.

— Что это такое? — вскрикнул он, вздрогнув, увидя летящие по воздуху куски стекла. Он отбежал от оранжереи и посмотрел на крышу. Над стеклянным сводом гордо высилась выпрямившаяся зелёная крона пальмы.

«Только-то? — думала она. — И это всё, из-за чего я томилась и страдала так долго? И этого-то достигнуть было для меня высочайшею целью?»

Была глубокая осень, когда Attalea выпрямила свою вершину в пробитое отверстие. Моросил мелкий дождик пополам со снегом; ветер низко гнал серые клочковатые тучи. Ей казалось, что они охватывают её. Деревья уже оголились и представлялись какими-то безобразными мертвецами. Только на соснах да на елях стояли тёмно-зелёные хвои. Угрюмо смотрели деревья на пальму: «Замёрзнешь! — как будто говорили они ей. — Ты не знаешь, что такое мороз. Ты не умеешь терпеть. Зачем ты вышла из своей теплицы?»

И Attalea поняла, что для неё всё было кончено. Она застывала. Вернуться снова под крышу? Но она уже не могла вернуться. Она должна была стоять на холодном ветре, чувствовать его порывы и острое прикосновение снежинок, смотреть на грязное небо, на нищую природу, на грязный задний двор ботанического сада, на скучный огромный город, видневшийся в тумане, и ждать, пока люди там, внизу, в теплице, не решат, что делать с нею.

Директор приказал спилить дерево.

— Можно бы надстроить над нею особенный колпак, — сказал он, — но надолго ли это? Она опять вырастет и всё сломает. И притом это будет стоить чересчур дорого. Спилить её!

Пальму привязали канатами, чтобы, падая, она не разбила стен оранжереи, и низко, у самого корня, перепилили её. Маленькая травка, обвивавшая ствол дерева, не хотела расстаться со своим другом и тоже попала под пилу. Когда пальму вытащили из оранжереи, на отрезе оставшегося пня валялись размозжённые пилою, истерзанные стебельки и листья.

— Вырвать эту дрянь и выбросить, — сказал директор. — Она уже пожелтела, да и пила очень попортила её. Посадить здесь что-нибудь новое.

Один из садовников ловким ударом заступа вырвал целую охапку травы. Он бросил её в корзину, вынес и выбросил на задний двор, прямо на мёртвую пальму, лежавшую в грязи и уже полузасыпанную снегом.

10 класс       Контрольная
работа по творчеству А.В. Сухово-Кобылина и В.М. Гаршина     1 вариант

1.      
Выберите факты биографии, которые относятся к А.В.
Сухово-Кобылину:

А) дворянское
происхождение;     Б) закончил физико-математическое отделение Московского
университета;

В) закончил Горный
институт в Петербурге;    Г) изучал философию в Берлине;  Д) мать бросила семью
и детей;

Е) воевал
добровольцем на Русско-Турецкой войне;   Ж) писал сказки и рассказы для детей;

З) написал свое
первое произведение, находясь в тюрьме;  И) умер во Франции;

К) был счастливо
женат на слушательнице медицинских курсов.

       2. Найдите
особенности творчества В. Гаршина:

А) наличие длинных
пейзажных зарисовок;    Б) простота и лаконичность;

В) отсутствие
метафор;  Г) использование жанра дневника;   Д) афористичность и меткость.

……………………………
А.В. Сухово-Кобылина  «Свадьба Кречинского»
…………………………………..

       3. Соотнесите
понятия и определения:                              

1. Перечень
действующих лиц, объявление о спектакле;                                                 а)
резонер;

2. Пояснение автора к
тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актёров;      б) кульминация;

3. Высшая точка
напряжения в развитии действия художественного произведения;   в) интрига;

4. Действующее лицо
пьесы, обычно выражающее отношение автора к событиям;     г) афиша;

5. Развитие основного
действия в драме;                                                                            д)
ремарка.

        4. В какой
губернии находилось имение Муромских?

А) Ростовской;   б)
Ярославской;    в) Симбирской.

       5. Что
требовала Анна Антоновна от Муромского?

А) продать имение;   
 б) закатить вечеринку;   в) вернуть часть ее наследства.

       6. О каком
персонаже эти слова: «Ведь это просто срамота! ….. Что ж, вы думаете? Залез в
угол, да и торчит там, выглядывает оттуда, как зверь какой: никого не знает»?

А) Кречинский;   б)
Расплюев;  в) Нелькин.

     7. Почему
Муромский не хотел спешить выдавать Лиду за Кречинского?

А) он ему совсем не
нравился;   б) мало о нем знал;   в) о нем ходили разные слухи.

      8. Что подарил
Кречинский Лиде?

А) букет белых
роз;    б) букет белых камелий;   в) букет белых лилий.

      9. Кому отдал
Кречинский фальшивый солитер?

А) Муромскому;     б)
Расплюеву;     в) Щебневу;   г) Беку.

     10. Кто
разоблачил Кречинского?

А) Муромский;   б)
Нелькин;   в) Анна Антоновна

……………………В.
Гаршин «Красный цветок»………………………………………………………………..

      11. «Это была
большая комната со сводами, с липким каменным полом, освещенная одним,
сделанным в углу, окном; стены и своды были выкрашены темно-красною масляною
краскою» Что это за комната?
а) столовая;          б) общая палата для тихих больных;   в) палата для буйных
больных;     г) ванная.

      12. О чём так
думает больной: «Что это? Инквизиция? Место тайной казни, где враги его решили
покончить с ним? Может быть, самый ад?»
а) о больнице;             б) о палате для больных;        в) о
ванной;             г) о кабинете врача.

     13. «Это было
таинственное, страшное существо, противоположность Богу, Ариман, принявший
скромный и невинный вид». Что это?
а) цветник;        б) сад;     в) цветок;    г) звёздное небо.

     14. В какое
время года происходит действие рассказа?

А) зима;      б)
весна;    в) лето;     г) осень

     15. Какая деталь
относится к портрету доктора?

А) золотые часы;   б)
золотой перстень;   в) золотые очки

………………………… В. М. Гаршина «Attalea
Princeps»………………………………………………………..

     16. Восстановите порядок событий
сказки В. М. Гаршина «Attalea Princeps»

А) Пальма решает
вырваться из оранжереи на свободу.

Б) Пальму спиливают.

В) Пальма проламывает
крышу оранжереи

Г) Маленькая травка
поддерживает пальму.

     
17. Каков жанр произведения В. М. Гаршина «Attalea princeps»?

А) рассказ     б) баллада    
в) легенда    г) сказка    д) повесть    е) стихотворение

    
18. Чьи это слова: «Скажите, пожалуйста, скоро ли нас будут поливать?
…Я, право, кажется, засохну сегодня?»

А) корицы   б) пузатого
кактуса   в) саговой пальмы    г) древовидного папоротника

…………………………Теория
литературы…………………………………………………………………………

19. Найдите соответствия:   а) Эпос     б) Драма      в) Лирика:

1. развертывание
действия в пространстве и времени;

2. тяготение к
развернутому сюжету;

3. отражение
внутреннего мира человека, его состояния;

4. действие
происходит в настоящем времени;

5. особая роль
монологов и диалогов;

6. ослабленность или
отсутствие сюжета

20. Какие жанры относятся к эпосу?

А) повесть;  б) сонет;  в) мелодрама;  г) элегия;  д) новелла; 
е) буффонада;  ж) очерк;  и) послание.

10 класс    Контрольная работа
по творчеству А.В. Сухово-Кобылина и В.М. Гаршина     2 вариант

1.      
Выберите факты биографии, которые относятся к В.М. Гаршину:

А) закончил Горный
институт в Петербурге;     Б) написал всего три пьесы;  В)  обучался в гимназии
в Петербурге;  Г) изучал философию в Берлине;  Д) в первых произведениях
отразились военные впечатления;   Е) произведения отличаются простой и
краткостью.   Ж) писал сказки и рассказы для детей;  З) закончил
физико-математическое отделение Московского университета;   И) умер во
Франции;  К) страдал наследственной нервной болезнью;

       2. Найдите
особенности творчества А. Сухово-Кобылина:

А) большинство фраз
стали крылатыми;    Б) простота и лаконичность;

В) сочность языка; 
Г) использование жанра дневника;   Д) афористичность и меткость.

……………………………
А.В. Сухово-Кобылина  «Свадьба Кречинского»
…………………………………..

       3. Соотнесите
понятия и определения:                              

1. Ответ, возражение,
замечание на слова собеседника, говорящего;                                                
а) завязка;

2. Часть акта, в
котором состав действующих лиц не меняется;                                                         б)
сюжет;

3. Ход событий,
развитие действия в драматическом произведении;                                                 в)
акт;

4. Событие, с
которого начинается действие;                                                                                        г)
явление;

5. Часть
драматического произведения;                                                                           
                     д) реплика.

        4. Чем хотел
угодить Кречинский Муромскому?

А) подарил бычка;  
б) пригласил его в театр;    в) показал свое имение.

       5. Сколько
денег взял Кречинский за фальшивый солитер?

А) 5000 р.;     б) 6000
р.;   в) 7000 р.

       6. Чьи это
слова: «По-моему, в окольных дорогах проку нет. Это не мое правило: я прямо
действую»?

А) Кречинский;       б)
Муромский;        в) Нелькин.

     7. Кто хотел
записать Кречинского в книгу должников?

А) Нелькин;   б) Бек;  
в) Щебнев.

      8. Чье это
описание: видный мужчина, правильная и недюжинная физиономия, густые
бакенбарды; усов не носит; лет под сорок?

А) Муромский;    б) Кречинский;  
в) Расплюев.

      9. Что
потребовал Кречинский от Муромского?

А) 6000 р.;     б) вернуть
карточный долг;     в) прогнать Нелькина;   г) переписать на него имение.

     10. Как
поступила в конце пьесы Лида?

А) упала в обморок;  
б) отдала солитер Беку;   в) просила прощения у отца

……………………В.
Гаршин «Красный цветок»………………………………………………………………..

      11. В больнице,
устроенной на 80 человек, помещалось
а) 50;        б) до 100;       в) до 200;        г)до 300..

      12. В.Гаршин
посвящает рассказ
а) И.С.Тургеневу;     б)Н.С.Лескову;     в) Л.Н.Толстому;    
г)Ф.М.Достоевскому.    

     13. Что хотел
сделать больной по прибытии в больницу.
а) бунт;        б) ревизию;     в) умереть;    г) поговорить с доктором.

     15. Какая деталь
относится к портрету доктора?

А) золотисты волосы;  
б) золотистая борода;   в) зеленые глаза

………………………… В. М. Гаршина «Attalea
Princeps»………………………………………………………..

     16. Восстановите порядок событий
сказки В. М. Гаршина «Attalea Princeps»

А) разговор растений.

Б) визит бразильца.

В) упавшее стекло

Г) вырванная трава.

     
17. Каков жанр произведения В. М. Гаршина «Attalea princeps»?

А) рассказ     б) баллада    
в) легенда    г) сказка    д) повесть    е) стихотворение

    
18. Чьи это слова: «Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я
все-таки свеж и сочен?»

А) саговой пальмы   
б)кактуса    в)папоротника     г) корицы

…………………………Теория
литературы…………………………………………………………………………

   19.
Найдите соответствия:   а) Эпос     б) Драма      в) Лирика:

1. описание природы
как отражение состояния героя;

2. смена впечатлений,
настроений;

3. передача
авторского отношения через ремарки;

4. сплав
повествовательной речи и речи  и высказываний персонажей;

5. отсутствие
развернутого повествовательно-описательного изображения;

6. изображение
событий как прошедших, описание обстановки, внешности персонажей

20. Какие жанры относятся к лирике?

А) повесть;  б) сонет;  в) мелодрама;  г) элегия;  д) новелла; 
е) буффонада;  ж) очерк;  и) послание.

КЛЮЧ к
контрольной работе по творчеству А. Сухово-Кобылина и В. Гаршина 10 класс  

1 вариант

2 вариант

1

А, б, г, з, и

1

А, в, д, е, к, ж

2

Б, в, г

2

А, в, д

3

1г, 2д, 3б, 4а, 5в

3

1д, 2г, 3б, 4а, 5в

4

Б

4

А

5

Б

5

Б

6

В

6

А

7

Б

7

В

8

Б

8

Б

9

Г

9

В

10

Б

10

Б

11

Г

11

Г

12

В

12

А

13

В

13

Б

14

Б

14

Б

15

В

15

Б

16

А, г, в, б

16

Б, а, в, г

17

Г

17

Г

18

В

18

Б

19

А-1,2; б-4,5; в-3,6

19

А-4,6; б-3,5; в-1,2

20

А, д, ж

20

Б, г, и

Сказка про пальму гаршин

Окончание третьего класса – важный этап в жизни ребёнка. По мнению педагогов, именно в этот период у детей появляется огромный интерес и тяга к знаниям. Вместе с тем, конечно, младшим школьникам, хочется провести летние каникулы на солнце, гуляя с друзьями и хотя бы на время забыть о домашних заданиях и учебниках. Родителям также не хочется загружать детей уроками, однако и отказываться от познавательного процесса на всё лето тоже не стоит.

Важно помнить: нельзя заставлять детей читать силой. Этим вы ничего, кроме отвращения к книгам, не добьётесь. Если ребёнок не любит проводить время за чтением, смените подход. Попробуйте почитать вместе, предложите завести читательский дневник или устройте книжный шопинг – даже самый большой привереда сможет найти среди тысячи экземпляров на полках в магазине что-то на свой вкус.

А в нашем материале вы найдёте несколько списков литературы для чтения после 3 класса.

Содержание:

Список литературы на лето «Школа России»

список литературы на лето 3 класс

Учителя начальной школы чаще всего рекомендуют именно список книг «Школа России» для чтения летом.  Его принято считать основным, т.к. он входит в учебно-методический комплекс российских образовательных учреждений.

Русская литература:

  1. А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  2. М. Лермонтов «Ашик-Кериб».
  3. П. Ершов «Конёк-Горбунок».
  4. И. Крылов «Волк и журавль», «Квартет».
  5. В. Одоевский «Городок в табакерке».
  6. А. Чехов «Мальчики».
  7. В. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
  8. С. Аксаков «Аленький цветочек».
  9. Л. Андреев «Кусака».
  10. П. Бажов «Серебряное копытце».
  11. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
  12. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
  13. В. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка».
  14. Б. Житков «Как я ловил человечков».
  15. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Дремучий медведь».
  16. М. Зощенко «Ёлка».
  17. В. Бианки «Оранжевое горлышко».
  18. Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
  19. А. Куприн «Барбос и Жулька».
  20. М. Пришвин «Выскочка».
  21. В. Астафьев «Стрижонок Скрип».
  22. Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
  23. Е. Велтисов «Приключения Электроника».
  24. К. Булычёв «Путешествия Алисы».

Зарубежная литература:

  1. Д. Свифт «Путешествия Гулливера».
  2. Г.Х. Андерсен «Русалочка».
  3. М. Твен «Приключения Тома Сойера».
  4. Ф. Баум «Страна Оз».
  5. Ф. Бернет «Маленький лорд Фаунтлерой».
  6. Д. Барри «Питер Пен».
  7. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
  8. Р. Брэдбери «Всё лето в один день».
  9. Т. Янссон «Сказки про Муми-тролля».
  10. А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Список на лето по программе «Перспектива»

список литературы на лето 3 класс

Русская литература:

  1. С. Аксаков «Аленький цветочек».
  2. А. Чехов «Каштанка».
  3. А. Горький «В людях».
  4. Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
  5. В. Катаев «Сын полка».
  6. А. Погорельский «Чёрная курица или Подземные жители».
  7. Ю. Олеша «Три толстяка».
  8. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
  9. К. Булычёв «Приключения Алисы».
  10. Г. Скребницкий «Сказки следопыта. Лесной голосок».
  11. Н. Сладков «Бюро лесных услуг».
  12. Г. Снегирёв «Маленькое чудовище».

Зарубежная литература:

  1. Сказки: Ш.Перро, Братья Гримм, Г.Х.Андерсен
  2. Л. Кэролл «Приключения Алисы в стране чудес».
  3. М. Твен «Приключения Тома Сойера».
  4. Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».
  5. Дж. Свифт «Приключения Гулливера».
  6. Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена».
  7. А. Экзюпери «Маленький принц».
  8. В. Гюго «Гаврош» «Козетта».
  9. Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста».

Список книг на лето «21 век»

список литературы на лето 3 класс

Русская литература:

  1. С. Аксаков «Аленький цветочек».
  2. В. Астафьев «Весенний остров», «Конь с розовой гривой».
  3. П. Бажов «Серебряное копытце», «Голубая змейка».
  4. К. Булычёв «Путешествие Алисы», «Девочка с планеты Земля».
  5. Е. Велтистов «Приключения Электроника».
  6. В. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
  7. С. Георгиев «Домик солнечного зайца».
  8. М. Горький «Про Иванушку-дурачка».
  9. В. Даль «Про мышь зубастую и про воробья богатого».
  10. В. Драгунский «На Садовой большое движение».
  11. М. Зощенко «Галоши и мороженое», «Глупая история».
  12. С. Иванов «Зимняя девочка».
  13. М. Лермонтов «Три пальмы».
  14. Н. Лесков «Лев старца Герасима».
  15. В. Одоевский «Город в табакерке», «Бедный Гнедко».
  16. К. Паустовский «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога».
  17. А. Платонов «Солдат и царица», «Волшебное кольцо».
  18. М. Пришвин «Курица на столбах».
  19. А. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
  20. А. Солженицын «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи».
  21. А. Толстой «Илья Муромец».
  22. Л. Толстой «Книга для детей: Рассказы, сказки, басни».
  23. И. Тургенев «Собака».
  24. К. Ушинский «Сумка почтальона», «Слепая лошадь».
  25. С. Чёрный «Серебряная ёлка».
  26. А. Чехов «Беглец», «Детвора».

Зарубежная литература:

  1. Г. Андерсен «Русалочка», «Улитка и розовый куст».
  2. С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете», «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции».
  3. М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот».
  4. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».
  5. Ф. Зальтен «Бемби».
  6. Д. Толкиен «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона».

Список литературы для чтения летом по программе «2100»

список литературы на лето 3 класс

Русская литература:

  1. А. Куприн «Белый пудель».
  2. Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы».
  3. С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года»; «Сто рассказов из русской истории».
  4. А. Гайдар «Тимур и его команда»; «Судьба барабанщика».
  5. О. Гурьян «Мальчик из Холмогор».
  6. Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
  7. Т. Крюкова «Невыученные уроки».
  8. Л. Лагин «Старик-Хоттабыч».
  9. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».
  10. Ю. Олеша «Три толстяка».
  11. В. Осеева «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Отряд Трубачёва сражается».
  12. В. Воскобойников «Жизнь замечательных детей».
  13. В. Крапивин «Оруженосец Кашка», «Тень каравеллы».
  14. Ю. Томин «Карусели над городом».
  15. Е. Ильина «Четвертая высота».
  16. В. Катаев «Сын полка».

Зарубежная литература:

  1. В. Гауф «Холодное сердце», «Карлик-нос».
  2. В. Гюго «Гаврош», «Козетта».
  3. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
  4. Э. Сэтон-Томпсон Э. Рассказы о животных.
  5. А. Линдгрен «Мио, мой Мио!».
  6. М. Метерлинк «Синяя птица».

Внеклассное чтение

список литературы на лето 3 класс

Если ваш ребёнок страстно любит книги и быстро читает, возможно, ему будет не слишком интересно летом читать книги, которые ему предстоит изучать в школе в течение учебного года. Тогда лучше выбрать на период каникул другие произведения. Мы составили список внеклассного чтения, который поможет определиться с выбором литературы.

Если любовь к книгам прививать ребёнку с детства, в будущем родителям не придётся воевать с ним за каждую прочитанную страницу.

  1. Легенды и мифы Древней Греции.
  2. Волшебные сказки народов мира: «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна Несмеяна», «Летучий Корабль», «Финист-ясный сокол», «Волшебная лампа Аладдина».
  3. Былины Киевского цикла.
  4. Басни Эзопа.
  5. Басни Крылова.
  6. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
  7. Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
  8. Ш. Перро «Рикки с хохолком».
  9. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
  10. Ю. Коваль «Соловьи».
  11. Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких».
  12. А. Гайдар «Горячий камень».
  13. К. Паустовский «Стальное колечко».
  14. В. Драгунский «Девочка на шаре».
  15. Сказки Л. Петрушевской.
  16. Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали».
  17. С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими Гусями».
  18. Д. Даррелл «Моя семья и другие звери».
  19. Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса».
  20. К. Льюис «Лев, ведьма и платяной шкаф».
  21. Д. Родари «Приключения голубой стрелы».
  22. Р. Киплинг «От чего у верблюда горб».
  23. Э. Распе «Приключения Мюнхаузена».
  24. Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец».
  25. Ф. Баум «Волшебник страны ОЗ».
  26. О. Пройслер «Маленькое привидение».
  27. П. Треверс «Мери Поппинс».
  28. В. Голявкин «Рассказы».
  29. Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья».
  30. П. Бажов «Серебряное копытце».
  31. В. Губарев «Королевство кривых зеркал».
  32. С. Прокофьева «Ученик волшебника».

Задания после 3 класса на лето

список литературы 3 класс

Очень важно, чтобы младшие школьники любили учиться. Чтобы не растерять уже наработанные за 3 года обучения навыки и без тяжёлой адаптации перейти в следующий учебный год, ребятам необходимо заниматься и летом.

Посвящайте занятиям на каникулах немного времени, чтобы они приносили и пользу, и удовольствие.

Русский язык

  1. Работать с написанием словарных слов. Вести орфографический словарик, добавлять туда новые слова, стараться их запомнить.
  2. Переписывать небольшие тексты или писать их под диктовку. Подчёркивать в них гласные/согласные буквы, находить предлоги и главные члены предложения. Также работать над аккуратностью и скоростью письма.
  3. Закрепить правила правописания безударных гласных в корне слова.
  4. Работать над составом слова: корень, окончание, приставка, суффикс, основа.
  5. Определять падеж и склонения имён существительных.
  6. Повторять все изученные правила русского языка (это нужно делать в августе, в канун возвращения за школьную парту).

Математика

  1. Знать правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3действия (со скобками и без них).
  2. Устно и письменно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000.
  3. Знать основные величины (единицы массы, длины, веса, площади) и уметь выполнять действия с ними.
  4. Распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый», «верно/неверно, что…», «если…, то…» и пр.

Чтение

  1. Посвящайте чтению ежедневно 30-40 минут в день.
  2. Попросите ребёнка пересказать прочитанное, а после помогите ему проанализировать сюжет произведения.
  3. Работайте над скоростью чтения. Старайтесь, чтобы она не снижалась. После первого класса это 35-40 слов в минуту. После третьего – не менее 80 слов.

Лайфхак для родителей: найдите правильную мотивацию к чтению для дошкольника или младшего школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

  • Сказка про пальчики для детей
  • Сказка про пандочку читать
  • Сказка про пана коцкого
  • Сказка про павлина слушать
  • Сказка про осьминожку читать