Сказка про осень для начальной школы слушать

Автор на чтение 17 мин. просмотров 1 опубликовано 21.08.2021 за летом всегда приходит осень, дети идут в школу. ребятам бывает

На чтение 17 мин. Просмотров 1 Опубликовано

За летом всегда приходит осень, дети идут в школу. Ребятам бывает очень сложно после каникул включиться в образовательный процесс в полную силу своих возможностей, ведь за окном столько ярких красок и так хочется еще поиграть, побегать. Опытные педагоги обязательно предоставят своим подопечным такую возможность, только во внеурочное время и с учетом образовательной цели.

Какое мероприятие провести осенью?

Если заглянуть в планирование внеурочной деятельности учителей начальных классов, то можно увидеть множество мероприятий, запланированных на осеннее время года. Здесь могут встречаться такие мероприятия, как:

  • осенние конкурсы;
  • всевозможные викторины на тему «Осень»;
  • день рождения осенних именинников;
  • «Осенний бал»;
  • Выставки работ из овощей под названием «Щедрая осень».

Каким бы ни было внеклассное мероприятие, оно должно выполнять образовательные и воспитательные задачи. Осенние конкурсы в начальной школе способствуют творческому развитию детей, помогают ребенку в раскрытии личности.

Как подготовить осеннее мероприятие?

Для того чтобы правильно подготовить осеннее мероприятие, необходимо сначала определиться с его категорией. Оно будет классным или общешкольным. Для классного мероприятия подойдет день рождения осенних именинников. Стоит провести такие конкурсы:

  • «Грибы»;
  • «Дождик»;
  • «Собери листву»;
  • «Осенние ассоциации».

Это соревнования на скорость. Кроме того, таким способом удастся узнать, у кого из ребят смекалка развита больше.

Для мероприятий общешкольного масштаба подходят следующие: «Осенний бал», «Осенняя викторина для начальной школы». Дети на такого рода мероприятиях не только отдыхают, но и узнают много новых интересных фактов, которые пригодятся им в дальнейшем процессе обучения.

Кто должен присутствовать на осенних мероприятиях?

Вопрос о присутствующих на мероприятии решается довольно просто. Если это событие классное, то проводить его нужно совместно с родителями, так как возраст детей еще сравнительно невелик. Ну а если это мероприятие общешкольного плана, то привлечение родителей в качестве гостей не предусматривается. В противном случае можно получить базар. На общешкольных мероприятиях достаточное количество педагогов, которые смогут обеспечить порядок в течение праздника.

Проведение такого мероприятия, как «Осенняя викторина для начальной школы», может проходить в течение недели, без отрыва от образовательного процесса, а именно на переменах. В данном случае дети не только не будут беспорядочно бегать по этажам и толкаться, но и смогут узнать много интересного, связанного с прекрасным временем года под названием осень.

Как подготовить помещение к осеннему празднику?

Безусловно, подготовка праздника — это дело приятное, но вместе с тем хлопотное. Педагогу-организатору нужно продумать множество моментов, одним из которых является подготовка помещения к мероприятию.

Зал должен быть украшен эстетически правильно, но вместе с тем ярко, чтобы у детей создалось ощущение праздника еще до его начала. Здесь могут помочь вырезанные из цветной бумаги на уроках технологии осенние листья или выставка работ учащихся из овощей. Если дети не из первого класса, можно использовать фотографии мероприятий прошлых лет, которые проходили на осеннюю тему.

Подготавливая конкурсы в начальной школе, нужно учитывать фактор безопасности детей. Если праздник проводится в помещении, не нужно выбирать конкурсы, где потребуется большая физическая активность. Нужно обязательно при проведении подвижных конкурсов максимально очистить помещение от лишних предметов.

Оформление осеннего праздника в начальной школе

Как показывает практика, для детей начальной школы очень большое значение имеет музыкальное оформление. Поэтому, проводя осенние игры и конкурсы, нужно учитывать этот фактор. Педагогу-организатору нужно правильно подобрать музыкальное сопровождение, желательно с учетом заданной тематики. Если конкурс или игра не предусматривают большой активности детей, то и музыка должна быть более спокойной. Хорошо, если педагог оформит сопровождение классической музыкой. Осень широко представлена в произведениях классиков данная тема. Есть где разгуляться широкой русской душе.

Осенний конкурс для детей

Один наиболее популярный осенний детский конкурс — «Осень в нашей жизни». Здесь ребята представляют свои работы, выполненные из природных материалов, начиная с аппликаций из осенних листьев и заканчивая поделками из орехов, шишек, ягод, овощей и фруктов.

Осенние конкурсы в начальной школе должны способствовать развитию детей. Участие в конкурсах данного вида способствует развитию внимания, мышления, воображения, требует навыков усидчивости и аккуратности. Кроме того, происходит укрепление семейных уз, так как на помощь своему ребенку в создании шедевров всегда приходят родители.

Каким должен быть праздник осени?

Любой осенний праздник в начальной школе должен быть ярким, щедрым и эмоционально насыщенным, как сама осень.

Для проведения мероприятия необходимо, чтобы у ребенка была сформирована начальная база знаний по определенной тематике. Здесь классным руководителям придут на помощь уроки литературного чтения, где можно показать ребятам, как прекрасна осень в стихах поэтов, познакомить с писателями, рожденными в осеннее время года. На переменах можно проводить осенние конкурсы. В начальной школе это может быть конкурс чтецов стихов об этом времени года. Обязательно нужно помнить, что детей за участие надо поощрять. Для этого можно придумать какие-нибудь призы с осенней тематикой, например вырезанные из бумаги грибы, осенние листья или что-то еще.

В послеурочное время на прогулке можно проводить с детьми подвижные осенние игры и конкурсы. К ним можно отнести такую игру, как «Подбери шишку», игру-конкурс «Посади и собери картошку», «Опустели птичьи гнезда».

Посвящение в старшеклассники

Дети, обучаясь в начальной школе, привыкают за четыре года к активной жизненной позиции в начале учебного года. И перейдя в старшую школу, они еще не осознают своего нового статуса. Для того чтобы помочь детям обрести свое «я», можно провести мероприятие под названием «Посвящение в старшеклассники». Стихи об осени, театрализованные сценки, шуточные клятвы приходят на помощь при организации данного мероприятия. Они в игровой форме расскажут пятиклассникам о школьной жизни детей старшего возраста, объяснят новые требования, предъявляемые им.

Проводимые в первой четверти осенние конкурсы в начальной школе помогут пятиклассникам подготовиться к новому этапу их жизни.

Безусловно, готовить такого рода мероприятие должны шестиклассники, потому что их возрастная группа наиболее близка к пятиклассникам, соответственно, и интересы тоже схожи, кроме того, они недавно сами окончили пятый класс и поведать обо всех трудностях их жизни могут как никто другой. Дополнительно стоит воспользоваться помощью родителей и старших ребят. Такого рода мероприятие наверняка будет интересно всем.

Творите, создавайте, участвуйте! И пусть школьная осень будет самым прекрасным, эмоционально ярким и незабываемым моментом в жизни каждого ребенка!

Афиша осений бал, фото

Подготовившись к осеннему балу, обязательно пригласите на него всех учащихся школы или только те классы, на которые рассчитан подготовленный вами сценарий. Для приглашения не нужно изготавливать отдельные открытки, можно создать афишу и разместить ее в холле или на информационном стенде.

Предлагаем вам сделать вот такой вариант афиши:

  1. Сначала из цветной бумаги нужно вырезать как можно больше листочков. Возьмите разную бумагу — желтую, красную, оранжевую, желтую, коричневую, розовую (можно даже коричневую).
  2. Напишите карандашом на ватмане заголовок: «Осенний бал».
  3. Под надписью напишите дату и время, когда должен состояться праздник. Можно воспользоваться для этого либо гуашевыми красками, либо фломастерами.
  4. Сбоку от заголовка нарисуйте гроздь калины. Ветку наведите коричневым фломастером. В качестве листьев используйте те заготовки из цветной бумаги зеленого цвета, которые вы готовили для заголовка (зеленых просто нужно будет сделать немного больше).
  5. Возьмите красные салфетки, скомкайте их так, чтобы получились шарики. Приклейте их к тем местам, где у вас по задумке должны располагаться ягоды калины.
  6. Останется только обклеить разноцветными листиками основную надпись. Лучше всего для этого использовать сухой клей.

Не ориентируйтесь только на этот вариант. В век информационных технологий можно делать красивые афиши в графических редакторах на компьютере. Это более современно и красиво. Однако, если ваша цель — дать волю детской фантазии и творчеству, то афиша на бумаге своими руками будет актуальной.

Школьный осенний бал

Осенний бал в школе — это мероприятие, которое с нетерпением ждут дети после Дня Учителя. На этом празднике они могут показать себя, проявить лучшие стороны, устроить себе дискотеку и на небольшое время забыть об учебных делах.

Из каких частей обычно состоит школьный осенний бал:

  1. В течение учебного дня на переменах можно устроить розыгрыши разных призов, вручать подарки всем учащимся или какому-то отдельно взятому возрастному звену.
  2. После уроков проводится праздничный концерт, на который, кроме детей, можно пригласить еще и взрослых — учителей, родителей, сотрудников учебного заведения.
  3. После концерта вполне приемлемо провести сладкий стол, чтобы все, кто выступал и остается на продолжение праздника, могли подкрепиться.
  4. После чаепития должна следовать дискотека, на которой дети уже могут переодеться в свою обычную одежду. Если дискотека тематическая, то можно оставаться и в костюмах.
  5. После того, как праздник закончится, обязательно о его результатах следует оповестить всех. Это может быть стенгазета с фотографиями.

Современные школьники большую часть своего времени проводят в социальных сетях, поэтому не обязательно оформлять стенгазету, достаточно разместить информацию в сообществе школы в социальной сети.

Украшение на осенний бал:

Чтобы атмосфера праздника была правильной, нужно по-осеннему украсить зал и школу. Для этого сегодня можно использовать все, что угодно, лишь бы украшения хотя бы отдаленно намекали на то, что отмечается осенний бал.

Мы представим вам несколько вариантов украшения школы и зала, в котором будет проводиться мероприятие. Рекомендуем придерживаться одного стиля при украшении, чтобы вид был завершенным и логичным.

школы, фото

  1. Можно взять гербарий, смешать его с яркими искусственными или сезонными живыми цветами и поставить это в яркие вазы. Вазы, кстати, можно сделать из тыквы или цветного картона.
  1. Украсьте внутреннюю часть прозрачных ваз листьями, а внутрь поставьте небольшую свечку. Получится очень красивый фонарик, который придаст волшебности любому интерьеру.
  1. Можно сделать композицию из сезонных овощей и цветов, все это поместить в старые бочонки. Расставьте эти заготовки по подоконникам, вдоль коридоров и фойе.
  1. Развесьте на нитках гербарий, который заблаговременно обработайте фосфором. Можно просто к веревке за прищепки прикрепить заготовленные листья.
  1. Купите новогодний серпантин и к одному концу каждой ленточки приклейте осенний лист достаточно крупного размера. Такие декорации можно прикрепить к потолку по всей школе.

зала, фото

Как сделать корону для осеннего бала своими руками

Победителям конкурса красоты на осеннем балу обязательно нужно надеть на голову победные короны. Конечно, вы можете приобрести пластиковые варианты в магазине, смотреться эти аксессуары будут красиво. Но осенний бал — это творческое мероприятие, поэтому лучше постараться изготовить короны своими руками.

Мы предлагаем вам такие варианты корон:

Вариант №1:

  • Вырежьте из плотного картона шаблон для короны:
  • Обклейте его золотой оберточной бумагой.
  • Украсьте в нужных местах по вашей задумке корону искусственными камнями (их можно приобрести в магазине фурнитуры).

Используйте в ходе изготовления короны термопистолет. Он поможет вам сделать прочное изделие.

Вариант №2:

Этот вариант больше подойдет для девочки, потому что выглядит такая корона изящно и женственно:

  • Сначала нужно сделать каркас короны из золотистой проволоки. Чтобы изделие было прочным, берите либо проволоку плотную, либо сматывайте каркас в несколько раз.
  • Нанизайте на разные проволоки бисер, а затем получившимися заготовками обмотайте корону.
  • На каждое острие необходимо прикрепить по искусственному камню или же по бусине золотистого цвета.

Интересные веселые конкурсы на осенний бал в школе

Вариант №1

Вариант № 2: «Кто быстрее сможет съесть яблоки»

Все яблоки подвязаны на веревки. Задача участников съесть яблоки, но при этом им запрещается использовать руки, чтобы поддерживать фрукты.

Вариант №3: «Собери картофельный урожай»

На пол разбрасывается картошка. Участникам завязываются глаза и выдается по ведру. Им нужно за время, пока звучит музыка, наполнить свои ведра картофелем. Тот, у кого по итогу будет более полное ведро, победит.

Вариант №4: «Фактор страха»

Участнику нужно под музыку пробежаться в калошах на много размеров больше с поломанным зонтиком. Ему нужно обежать деревья (в качестве деревьев можно брать людей), вернуться на исходную позицию и съесть блюдо в тарелке. Чтобы все выглядело очень смешно, можно в тарелку насыпать кукурузные палочки, но полить их не карамелью, а горчицей.

Вариант №5: Загадки

Современные песни переделки для осеннего бала в школе

Вариант №1: На мотив песни группы «Грибы» — «Между нами тает лед»

Открой глаза, всё постепенно и пусть тебя тут все заметят.

Праздник подарит нам это мгновение и дождик на улице не помеха.

Пока мы здесь на этой сцене, волосы дыбом пусть встанут у всех вас.

Мы выступать будем все перед вами, мы подготовили, то, что долго хотели.

Здесь нас не найдут проблемы, только мы сейчас в этом мире.

Время застынет на этом моменте, всё, что случится, запомню навек.

Аплодируйте нам громко-громко, это всё что нужно нам.

Мы отведем всех на край света, чтобы ещё раз по-новому всё повторить.

Припев:

Мы растопим в сердце лед, пусть нас каждый теперь узнает.

Мы станцуем и под дождем, и под снегом, и под зонтом.

Мы растопим в сердце лед, пусть нас каждый теперь узнает.

Мы станцуем и под дождем, и под снегом, и под зонтом.

Вариант №2На мотив песни Ф.Киркорова — «Цвет настроения синий»

А мы убежали от нелепой суеты,

Ни капли стеснения, ведь стоим на сцене мы.

Бал, нас собрал осенний бал.

Всё, начинаем карнавал!

[Припев]:

Цвет настроения осень. Мы все в костюмах и с макияжем.

Споем мы много песен, сыграем и все от души попляшем.

Цвет настроения осень. Мы все в костюмах и с макияжем.

Споем мы много песен, сыграем и все от души попляшем..

Вариант №3На мотив песни С. Лободы- «Я супер-звезда»

Сегодня покажем столько сценок хороших вам.

А мы — новые, новые, песни сегодня споем, мы вас покорим.

Вы найдете нас в глянце. Мы почти иностранцы там.

Вы хотели прийти и смотреть, как мы будем сейчас выступать

Таланты свои проявлять.

[Припев]:

Сегодня, сегодня, сегодня мы, а завтра вы.

Запомним наш праздник-

Сегодня пусть каждый будет — Суперзвезда.

Звезда! Суперзвезда! Звезда!

Вариант №4: На мотив песни Ани Лорак «Сумасшедшая»

Каждый из вас в этом зале сегодня знает наше имя.

Мы не такие, как все. Мы хотим, чтобы было

Сегодня на празднике все красиво и мило —

Чтобы бал получился просто на диво.

А вы делайте, делайте выводы —

И похлопайте нам от всей души.

Припев:

Ну-ка все, поднимите выше руки!

Помашите нам, гоните грусть и скуку.

Веселись, сотрясая небеса.

Приглашаем вас на осенний бал!

Приглашаем вас на осенний бал!

Вариант №5: На мотив песни группы «Время и стекло» «А мы на стиле»

Припев:

А мы на бале!

Даже не думай это отменять —

И оставайся с нами.

Мы этот бал сегодня будем

Разукрашивать, а мы на бале!

Даже не думай это отменять —

И оставайся с нами.

Наряды надели, и поели, чай попили.

Негатив удалили, в зал всех пригласили.

Будем мы на стиле на балу осеннем.

Это будет не праздник, а фурор.

Lets-Go!

Конкурсы на Новый год Тигра для начальной школы

Первый вариант очень простой для младших школьников, но в тоже время такой Новогодний и детский конкурс поднимет настроение каждому участнику. Особенно, если поставить веселую песню, можно даже про Новый год.

Наш первый вариант называется «Шарик по кругу».

Условия запомнят даже дети 7 – 8 лет (1 -2 класс).

И так, все участники этой игры становятся в круг. Каждому ребенку раздаются надутые воздушные шарики. Но одному участнику шарик не дают.

Ведущий включает какую-нибудь новогоднюю песенку или, если есть способность и музыкальный инструмент, наигрывает мелодию сам.

Когда звучит музыка, игроки передают каждый свой шарик соседу. Когда музыка останавливается, то игрок, который оказывается без шарика, выбывает из игры. После выбывания игрока изымают и один шарик.

Если во время игры у кого-нибудь лопается шарик, тот участник тоже выбывает из игры. Победителем является тот, кто остался последним в игре.

Второй вариант под названием «Пожарник не спи» подойдет не только для детей, но и для взрослой компании.

Условия достаточно просты, но лучше всего это задание выполнять, когда дети немного устанут, тогда сложнее будет справиться с заданием.

Чтобы начать этот конкурс, надо поставить два стула спинками друг к другу на расстоянии 1 м и повесить на каждую спинку стула по куртке, но только рукава этих курток надо предварительно вывернуть наизнанку.

Под стульями следует положить веревку так, чтобы ее концы немного «выглядывали» из-под стульев. Конкурсанты стоят рядом с каждым из своих стульев.

По команде ведущего (звонок колокольчика или слова: «Раз, два — отмечаем год Тигра!») оба участника должны взять каждый «свою» куртку, вывернуть рукава, быстро надеть ее, застегнуть на все пуговицы, обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дернуть за кончик веревки.

Победителем окажется тот участник, который быстрее другого выполнит все предложенные действия при наличии правильно надетой и застегнутой куртки.

Игра № 3 для новогоднего утренника «Художник в плену»

Ребенку, желающему поучаствовать в этом конкурсе надо связать руки за спиной. Затем ведущий дает ему листок бумаги (альбомный лист вполне может подойти для такого творения, но лучше лист белого картона) и фломастер.

Игрок должен связанными руками нарисовать какой- нибудь предмет или животное (лучше то, что связано с Новым годом). После того как «мастер» закончил свой «шедевр», окружающие должны догадаться, что же он нарисовал.

Эту игру можно провести как конкурс. При этом «художников» должно быть несколько. Тем, кто угадывает задумку «рисовальщика», выдается «снежинка», вырезанная из бумаги или конфетка.

Из угадавших победителем будет тот, кто наберет большее количество «снежинок», из «художников» — кто точнее в рисунке передаст свою мысль.

Забавные конкурсы и игры на Новый год в классе

Для учеников старших классов у нас тоже есть интересные задания. Предлагаем изначально определить насколько здоровы их легкие. Особенно в период эпидемии КОВИДа – 19. Возможно и шумный он для маленького помещения, но в этом страшного ничего нет.

Перед началом предлагаем ведущему или учителю зачитать прикольное стихотворение про воздушный шарик:

В нашем детском парке

много детворы,

И всегда у входа

продают шары.

Сто шаров воздушных

я могу поднять,

Отпустить на небо,

а потом поймать!

Я — силач трёхлетний —

всё мне по плечу!

Подниму всю связку,

если захочу!

Отвяжу от стойки,

их освобожу,

За шары спасибо

тётеньке скажу…

Отвязал! Смотрите!

Правда — не шучу.

Ой! Шары ловите!

С ними я лечу!

А теперь предлагаем новогоднюю игру для учеников 14 – 15 лет.

Новогодняя игра «Проверим легкие на пневмонию»

В этой игре советуем участвовать только тем ребятам, которые умеют надувать воздушные шарики и не пугаются, когда они неожиданно лопаются.

Выберем трех самых смелых «надувальщиков». Им надо раздать по не надутому воздушному шарику. Участники должны надувать шарики до тех пор, пока они не лопнут.

Выиграет тот участник, у которого быстрее других лопнет шарик. В качестве приза можно дать целенький и новенький воздушный шарик или конфетку.

Конкурс на Новый год 2022 для школы «Матрешки»

Это очень веселая игра. Всех участников надо поставить в круг друг за другом.

Каждому раздается косынка. В этой игре каждому участнику надо завязать косынку соседу, который находится к нему спиной. При этом сама «матрешка» не должна ничего поправлять на себе, а одновременно завязывать свою косынку впереди стоящей «матрешке».

Когда все участники справятся с заданием, то проводится парад всех «матрешек». Можно провести параллельный конкурс красоты «матрешек» и вручить приз «Самой обаятельной», «Самой неаккуратной», «Самой смешливой» (той «матрешке», которая будет, не переставая, смеяться над собой и окружающими).

Сказка «Снегурочка»  

Царь Берендей:

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случиться. Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится. Скажем сказке: «Заходи»

ВЕДУЩИЙ:

Зима прошла.

Конец зиме! Пропели петухи.

Весна-красна спускается на землю!

Сцена №2

Появляется Весна:

-И все лишь снег! И все лишь блеск холодный!

И нет тепла! Но я люблю полуночные страны. Мне любо их могучую природу будить от сна и звать из недр земных родящую, таинственную силу! И любо мне беспечных берендеев обогревать для радости, любви.

(Весна говорит птичкам)

-Озябли, пташки малые, дрожите вы бедняжки.

(Появляется Мороз)

Мороз:

-Весна-красна, здорова ли вернулась?

Весна:

-Спасибо. Здоров ли ты Мороз?

Хорошо ли время провел?

Мороз:

-Народ зимы долго не забудет. То-то мне было раздолье и простор.

Весна:

-Ладно ты, Мороз, попировал. Пора тебе уйти на север.

Мороз:

-Не гони. И сам уйду. Не рада старику.

Весна:

На кого же Снегурочку оставишь?

Мороз:

-Дочка наша на возрасте, без нянек обойдётся.

Весна:

-Тоска возьмёт меж филинов и леших одной сидеть. Безумный и злой старик!

На свете всё живое должно любить. Снегурочку в неволе не даст тебе томить родная мать.

Мороз:-Ты послушай! Такую речь сболтнула птица-баба, что будто солнце сбирается сгубить Снегурку. Доколе же чиста её душа, не властен он вредить Снегурочке.

Весна:

-Поверил ты рассказам глупой птицы! Отдай мою Снегурочку!

Мороз:

-Послушай, помиримся! Для девушки присмотр всего нужнее

Лучше отдать её в слободку, Бобылю Бездетному, наместо внучки.  Согласна ты?

Весна:

-Согласна, пусть живёт в семье бобыльской, лишь только бы на воле. Покличь ко мне Снегурочку.

Мороз:

-Снегурка! Снегурушка, дитя моё!

Снегурочка:

(выглядывая из лесу)

-АУ!

(подходит к отцу)

Весна:

-Ах, бедная Снегурочка, дикарка. Поди ко мне, тебя я приголублю. (ласкает Снегурочку).  Красавица, не хочешь ли на волю? С людьми пожить?

Снегурочка:

-Хочу, хочу, пустите!

Мороз:

-А что манит тебя покинуть терем родительский и что у берендеев завидного нашла?

Снегурочка:

-Людские песни. Снегурочке без песен жизнь не в радость.

Пусти, отец! И дни, и ночи готова слушать я пастушьи песни Леля. И слушаешь, и таешь…

Мороз (Весне):

-Слышишь: таешь! Ужасный смысл таится в этом слове .Снегурочка, беги от Леля! Солнца любимый сын пастух, и так же зол, как Солнце.

Снегурочка:

-Ни Леля я, ни Солнца не боюсь.

Весна:

-Снегурочка, когда тебе взгрустнётся, иль нужда в чём, — ты приди на озеро, в

Ярилину долину, покличь меня. Чего б ни попросила, отказу нет тебе.

Снегурочка:

-Спасибо, мама. Красавица.

НОМЕР 1  Песня «С кем за руку впервые» 2-3 кл

Мороз:

-Вечернею порой, гуляючи, держися ближе к лесу,

А я отдам приказ тебя беречь.

Ау, Кикимора! Заснула, что ль? Проснися, отзовися на голос мой!

(Из сухого дупла вылезает Кикимора, лениво потягиваясь и зевая).

Кикимора: — Ау!

Мороз:

-Снегурочку блюдите! Слушай, Кикимора,

Чужой ли кто, иль Лель-пастух пристанет: ЗАСТУПИСЬ.

Мани его, толкай его, запутай!

Кикимора:  -Ладно. (зевнула и ушла)

Весна:

-Пойдём, Мороз! Снегурочка, прощай!

Живи, дитя, счастливо!

Снегурочка:

-Мама, счастья найду иль нет, а поищу.

Мороз:

-Прощай, Снегурочка, дочурка! Зимой увидимся!

(Уходят. Д.М. и В. в одну сторону, а Сн. В другую. Остается Кикимора)

Кикимора:

— Весна пришла, все расцветает. Одно лишь плохо – берендеи!

Тот час начнут по лесу шастать, круги водить, костры палить!

Да этот Лель несчастный – всё песни будет петь, на дудочке играть!

Покоя не будет мне!

ПЕСНЯ    КИКИМОРЫ «Отжигают» (Кикимора ушла)

НОМЕР 2 Песня « Мамин день»

Сцена №3

ВЕДУЩИЙ:

Давным-давно, в царстве Берендея, жил-был крестьянин Иван и была у него жена Марья.  Жили Иван да Марья в любви и согласии, вот только детей у них не было. Так они  и состарились в одиночестве. Сильно они о своей беде сокрушались  и  только  глядя на чужих детей утешались. Вот как-то раз, на масленичной неделе пошли они гулять-пировать вместе с другими берендеями. И в этот день произошло чудо!

Парень Брусило: — Масленица! Масленица!

Девушка Малуша: — Честная Масленица идет!

НОМЕР 3  Хоровод — Песня « Масленица» 1 куплет +припев
(поют в хороводе)

НОМЕР 4 Танец «Праздничный» 1 кл.

НОМЕР 5 Танец «Удалой» 3 кл.

(все ушли, остались Иван и Марья)

Марья: -Что ж, Иван, пойдем и мы разгуляемся на старости!

Иван: -Ой, что это? Не наваждение какое? Боярышня из леса вышла!

Марья: — Ой, Иван, все же даровал нам Бог радость на старости! Внучку! Закончилась печаль моя задушевная!

-Как зовут тебя молодушка?

Снегурочка:  -Снегурочка.

Марья: -Пойдем к нам жить. И будешь ты у нас наместо внучки.

(Уходят)

ВЕДУЩИЙ: -И вот  стала Снегурочка  у деда с бабой жить. Они в ней души не чают и растет девочка не по дням, а по часам. Что ни день, то все лучше. Иван да Марья не нарадуются на нее. И весело пошло у них в дому.

НОМЕР 6  Песня «Бабушка» 1 кл

(Выбегают Снегурочка и Лель, играют в догонялки меж березами, смеются.

У Снегурочки в руках цветок, у Леля дудочка)

Сцена №4

Лель (подходя к Снегурочке)

-Прикажешь петь?

Снегурочка: -Приказывать не смею,

Прошу тебя покорно. Слушать песни

Одна моя утеха. Если хочешь,

Не в труд тебе, запой! А за услугу

Покланяюсь.

Лель: —Не стою я твоих поклонов.

Снегурочка: -Чем же платить тебе за песни?

Лель: -За песни не платы жду.

 Мальчонка-пастушонка убогого

 за песню приголубят поласковей, когда и поцелуют.

Снегурочка:

-За поцелуй поешь ты песни? Разве так дорог он?

Не пой для них, для девушек,

Не знают цены твоим веселым песням.

Я считаю их дороже поцелуев.

И целовать тебя не стану, Лель.

Лель:

-Сорви цветок с травы и подари

За песенку, с меня довольно.

Цветок не важность есть,

А дорог мне подарок Снегурочки.

Снегурочка: (подавая цветок)

Возьми!

(Лель берет цветок, начинает играть на дудочке (звучит мелодия) , но его окликают девушки. Лель собирается бежать к ним ).

Снегурочка:

-Куда бежишь? Зачем цветок бросаешь?

Лель:

-На что же мне завялый твой цветок!

Куда бегу? Смотри, вон села птичка

На деревце! Немножко попоет

И прочь летит; удержишь ли ее?

Вон, видишь, ждут меня и ручкой манят.

Побегаем, пошутим, посмеемся,

Пошепчемся у тына под шумок,

От матушек сердитых потихоньку. (Отходит к девушкам)

Снегурочка:

Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!

Тяжелою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, измятый Лелем

И брошенный. И я как будто тоже

Покинута и брошена, завяла

От слов его насмешливых.

Прав Пригожий Лель. Беги туда, где любят,

Ищи любви, ее ты стоишь. Сердце

Снегурочки, холодное для всех,

И для тебя любовью не забьется.

Отец-Мороз, обидел ты Снегурку.

Но дело я поправлю: меж безделок,

Красивых бус, дешевых перстеньков

У матери-Весны возьму немного,

Немножечко сердечного тепла,

Чтоб только лишь чуть теплилось сердечко.

НОМЕР 7   Танец «Весенняя элегия» 2 кл.

Сцена №5

(выходит Снегурочка грустная)

Купава:-Снегурочка, одна стоишь, бедняжка!

Оставили тебя, забыли парни, хоть Леля бы ласкала.

Снегурочка:-Лель не любит скучать со мной, ему веселья нужно.

Купава:-Я- то, Снегурочка, а я-то как счастлива! От радости и места не найду,

Снегурочка, порадуйся со мной! Сбирала я цветы на Красной горке навстречу мне из лесу молодец, хорош-пригож, румяный, круглолицый. Парень по имени Мизгирь, торговый гость из царского посада. Жениться обещает в Ярилин день, на солнечном восходе, в глазах царя Берендея венками обменяться и взять меня женой; тогда прощайте. Сегодня мой Мизгирь приедет и к нам в слободку. Порадуйся со мной.

Повеселимся, круги водить пойдём на Красной горке. Да вот и он!

Купава: -Голубушки-девицы, пришёл красы девичьей погубитель с подружками, с родными разлучитель. Не выдайте подружку, схороните! А выдайте, так за великий выкуп.

Мизгирь:

( учтиво кланяясь)

-Красавицы-девицы, между вами не прячется ли красавица Купава?

Малуша: -Красавица Купава нам, девицам, самим нужна. Отдать, так не с кем будет круги водить и вечера сидеть и тайности девичьи говорить.

Мизгирь: -Красавицы, подружка вам нужна, а мне нужней. Один гуляю, хозяйки нет; кому я золотые ключи отдам от кованых ларцов?

Купава: -Снегурочка, потешь свою подружку

В последний раз, в оставшийся,– пойдем

Круги водить, играть на Красной горке.

Недолго мне резвиться-веселиться.

 (Купава говорит Мизгирю)

-Сердечный друг, пойдем! Они догонят. (Делает попытку уйти)

Мизгирь:

-Постой, постой!

Твоя подружка Снегурочка; а Лель у вас при чем?

Не веселей ли будет Снегурочке со мной идти?

(Снегурочка пытается уйти)

Снегурочка, останься! Кто счастливец любимый твой?

Снегурочка:

Никто.

Купава: —А как же я?

Мизгирь: -А ты возьми хоть Леля.

(Купава закрывает лицо руками и убегает, за ней Малуша. Снегурочка уходит в другую сторону, а Мизгирь за ней)

НОМЕР 8  «Народная » Глотов Федор (скрипка)

Сцена №6

Снегурочка (обращаясь к озеру, ожидая маму)

-Родимая, в слезах тоски и горя

Зовет тебя покинутая дочь.

Из тихих вод явись – услышать стоны

И жалобы Снегурочки твоей.

Весна:

-Снегурочка, дитя мое, о чем

Мольбы твои? Великими дарами

Могу тебя утешить на прощанье.

Снегурочка:

-Любви!

Кругом меня все любят, все счастливы

И радостны, а я одна тоскую;

И чувства нет в груди;

О мама, дай любви!

Любви прошу, любви девичьей!

Весна:

-Изволь, дитя, – любовью поделиться

Готова я; родник неистощимый

Любовных сил в венке моем цветочном.

Сними его! Присядь ко мне поближе!

Снегурочка: (надевая венок)

-Ах, мама, что со мной? Какой красою

Зеленый лес оделся! Берегами

И озером нельзя налюбоваться.

Весна:

Снегурочка, прощай,

Дитя мое!

Таи любовь от глаз Ярила-Солнца,

Прощай, дитя, до нового свиданья,

И матери советов не забудь.

НОМЕР 9     Песня  «Моя мама» 6 кл.  1 куплет+припев.

НОМЕР 10   Танец «Русский народный» 5 класс.

Сцена №7

НОМЕР 11 «МАСЛЕНИЦА» 1 куплет+припев

(В хороводе все герои Купава с Лелем, Царь, Малуша, Аленушка, Иванушка, Иван, Марья.  ВЫНОСЯТ  ТКАНЬ , КЛАДУТ НА ПОЛ)

Приходит Мизгирь и Снегурочка – берутся за руки и подходят к Царю Берендею)

Мизгирь:

-Великий царь, с Снегурочкой на брак благослови.

Царь:

-Охотой ли, девица

Снегурочка, вручаешь жениху

Судьбу свою? С твоей рукою вместе

Даешь ли ты любовь ему?

Снегурочка:

-О царь!

Спроси меня сто раз, сто раз отвечу,

Что я люблю его.

Царь:

-Хвала тебе, Ярило!

Начнем Веселье!

И будем прыгать через костры!

(Начинают прыгать через костер, Снегурочка прыгает последней и тает.

Иван и Марья ищут Снегурочку, Марья плачет.)

Снегурочка:

— Но что со мной? Блаженство или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома! О мать Весна, благодарю за радость, за сладкий дар любви! Не плачьте, не горюйте, Бабушка, Дедушка. Я к вам вернусь. Как только зима наступит… Прощайте….

Царь:

Снегурочки печальная кончина

Тревожить нас не может. Солнце знает,

Кого карать и миловать.

Веселый Лель, сыграй Яриле песню

Хвалебную, а мы к тебе пристанем.

Палящий бог, Ярило, тебя всем миром славим!

Пастух и царь тебя зовут, явись!

НОМЕР 12   ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ   «Про Весну»

Царь:

— Сказка ложь, да в ней намёк

   Добрым молодцам урок!

ВЕДУЩИЙ: -А вас, дорогие женщины, поздравляем с праздником 8 марта!

Конспект
урока по литературному чтению для 3 класса на тему –   Литературные сказки

Цель урока: знакомство с разделом Д.Н.
Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

Задачи урока:

обучающие (дидактические): начать
ознакомление с разделом «Литературные сказки»;

развивающие: создать условия для развития
памяти, внимания, развивать умения выделять главное в тексте;

воспитательные: создать условия для
формирования любви к чтению, к родному языку, интереса к истории родного края

Ход урока.

1. Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и
творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь,
что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем
складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

— Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы
обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром
и горы сдвинем». — Как вы понимаете эти слова?

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

  На занятиях, в игре,

  Верно, четко говорим,

  Никогда мы не спешим!

 • Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном
торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте
одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь
задуйте, сколько вам лет.

Артикуляционная гимнастика

Ы А О У Э И

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо,
разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить
логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

 и певуньей.

1.
Рассмотри обложку книги. Можешь ли ты сказать, какие произведения в неё
включены?

Сказки, но нельзя
сказать, какие именно.

Чем
она отличается от других книг?

Нельзя ответить.

Потом
прочитай аннотацию. Можешь ли ты теперь ответить на эти вопросы?

Да. Это сборник
русских народных сказок о животных. Сборник содержит сказки «Теремок»,
«Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петух и собака».

2.
Выбирая книгу, читаешь ли ты аннотацию?

Да. Аннотация дает
дополнительную информацию о книге, особенно если выбираешь ее в
интернет-магазинах, где нет возможности полистать книгу.

1.
Рассмотри обложки книг. Какие из них тебе знакомы?

Отвечаем
самостоятельно.

2.
В какие книги могут быть включены литературные сказки?

В книги Гаршин Сказки,
Бажов Уральские сказы, Одоевский Пёстрые сказки.

3.
На какие группы можно разделить книги?

Литературная сказка и народная
сказка.

 В каких произведениях
мы встречались с вороной? (Мы читали про нее рассказы, басни, стихи.)

— Сегодня мы открываем новый
раздел учебника. Прочитайте на с. 68 его название. («Литературная сказка».)

— Что значит — сказка
литературная! (Авторская. Написанная писателем.)

— На какие две группы
делятся сказки? (На народные и литературные, или авторские.)

— Как их различить?
(Примерный ответ. Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти
сказки передавали из уст в уста. Записывать и печатать их начали гораздо позже.
У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка — это сказка
особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее есть автор.)

— Рассмотрите выставку книг.
Что вам представляется, что вспоминается? Вспомните сказки, которые вы читали
раньше. Назовите свои любимые.

IV. Работа по теме урока

— Вы узнали название нового
раздела, который мы начнем изучать. Как вы думаете, с какими произведениями мы
в нем познакомимся?

— Чему научимся?

— Прочитайте в учебнике на
с. 68 диалог Ани и Вани.

— Какой вопрос поставили
дети?

— Что вы ответите Ване?

— Прочитайте высказывание
профессора Самоварова.

— Что вы из него узнали?

— Прочитайте на с. 69 слова
Вани.

— Какой вопрос его интересует?
(Как писатели пересказывают сказки? Своими словами?)

— Прочитайте ответ
профессора Самоварова.

— Что вы из него узнали?

— Сделайте вывод. Что мы
будем изучать в этом разделе? На какие вопросы ответим? Какие понятия будем
изучать в нем?

(Учащиеся делают вывод.
Определяют тему и задачи.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Ребята, как по-вашему, что
такое сказка?

— Рассмотрите иллюстрацию на
с. 69. Что авторы хотят нам показать этой иллюстрацией?

— Приведите примеры сказок о
животных, бытовых, волшебных.

— Какие признаки сказки вы
знаете?

— Вспомните, какие сказочные
слова и выражения вы знаете.

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы
заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя
похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали
изучать?

— Как вы понимаете его
название?

Домашнее задание

Принести книгу со своей
любимой сказкой. Читать сказки.

Развитие речи

Главной целью НОД было формирование положительного отношения детей к поэзии, тренировка зрительной памяти при запоминании стиха по схеме, развитие внимания и воспитание умения слушать своих товарищей.

time29.11.2021

Цель: создать условия для развития познавательных способностей и развития речи детей в процессе реализации проекта.

time10.09.2021

Презентация «Речевое развитие детей с ТНР в подготовительной группе».

time31.08.2021

Цель: развитие двигательной активности, словарного запаса, мелкой моторики.

time20.05.2021

Интерактивная игра «Найди предметы по звуком «Ц».

time24.03.2021

Цели: продолжать развивать интерес к стихотворениям.

time28.02.2021

Интерактивная игра «Найди звуки «С» и «Сь».

time23.02.2021

Презентация «Дидактические игры по математике и развитию речи»

time31.01.2021

Цель: закреплять у детей знания о времени года – осень, использовать имеющиеся знания.

time28.11.2020

Подобраны различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определять место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

time27.10.2020

Речевое развитие: развитие диалогической речи, формирование связной речи, отвечать на вопросы полными предложениями, обогащать словарный запас: осенние приметы, косолапый, неуклюжий, ловко.

time04.09.2020

Цель семинара-практикума: совершенствование речевых навыков воспитанников через правильную речь педагогов.

time20.05.2020

23679943

Интерактивная игра для детей дошкольного возраста «Мебель».

time03.05.2020

Цель: учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

time03.05.2020

Цель: познакомить со звуком «З», «ЗЬ», научить его произносить, находить слова в которых есть звук «З», «ЗЬ». Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам.

time24.04.2020

Дети вместе с воспитателем заходят в группу и решают отдохнуть на полянке, звонит телефон.

time14.03.2020

Образовательные цели: уточнение и расширение представлений о животных наших лесов. Особенностях их внешнего вида, образа жизни, среды обитания; расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов» (животное, зверь, стая, хищник, детеныш, волк, медведь, лиса, белка, еж, рысь, барсук, лось, берлога, дупло, хатка, нора); совершенствование грамматического строя речи; совершенствование навыков звукового и словарного анализа слов.

time08.02.2020

Материал полезен воспитателям старших групп, вариативен и позволяет детям проявить творчество, фантазию и логику.

time25.12.2019

Образовательная задача: научить подбирать существительные подходящие по смыслу к прилагательным, стимулировать активность детей.

time23.11.2019

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания. Также им легко дается обучение в начальной школе. Они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание. Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел прямого отношения к педагогике и психологии. Но помимо физики Вячеслав Вадимович всегда увлекался музыкой, был неравнодушен к поэзии, писал стихи, песни для детей и взрослых. Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети.

time23.11.2019

Цель: развивать фонематическое восприятие детей, совершенствовать слуховое внимание,  активизировать речь детей, учить их импровизировать.

time31.10.2019

Образовательные: учить сопереживать героям сказки; учить детей вспоминать знакомую сказку — «Колобок» с опорой на зрительные образы, формировать умение слышать и понимать заданные вопросы по сюжету сказки, отвечать на них; обогащать словарь детей — различать по внешнему виду животных, правильно называть их

time31.10.2019

Материал предназначен для специалистов дошкольного образования. Раскрывается методика с работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о героях и сюжетах произведений К.И. Чуковского.

time10.10.2019

Заниматься развитием ребенка стоит с раннего возраста и подходить к этому вопросу нужно всесторонне. Ребенку необходимо привить не только основные навыки и умения, но и воспитать в нем моральные нормы и правила поведения. Для этого часто родители начинают изучать различные методики воспитания и развития, среди которых стали популярными: Монтессори и Домен. Но кроме использования этих методик, важно научить ребенка еще связной речи, а также умению грамматического строя речи. В развитие речи детям могут помочь дидактические игры.

time16.05.2019

Занятия по составлению рифмованных текстов с детьми подготовительной к школе группы. Тема: “Путешествие на остров сокровищ”. Самоанализ занятия.

time16.03.2019

НОД в образовательной области «Речевое развитие» с использованием мнемотехники. Материал предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций.

time25.02.2019

Непрерывная образовательная деятельность по развитию речи в средней группе детского сада по теме «Стоит в поле Теремок» (по русской народной сказке «Теремок»).

time06.02.2019

Цель: корректировать познавательные процессы, уточнить понятия «витамины», рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.

time25.01.2019

Цель конкурса: реализация творческих способностей детей, укрепление национальных традиций и создание праздничной атмосферы. Конкурс помогает расширить представления детей о традициях празднования Нового Года в России, развивает познавательный интерес

time02.12.2018

Тип занятия: коррекционно-развивающее  занятие по развитию ориентировки в пространстве, дифференцировке предметов по признакам, зрительному восприятию. 

time21.09.2018

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Литературное чтение»

(вариант 7.2)

обучающегося 4 класса

Гайнуллина Руслана

на 2020/2021 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Рабочая  программа составлена на основе Федерального  образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России: М., «Просвещение») и является приложением к Адаптированной  основной общеобразовательной программе начального общего образования  учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)    МАОУ «Средняя школа № 8».                                                  

 «Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности учащихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении.  

Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании.  

Общей целью  изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у учащихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.

Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с (ЗПР). Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
  • формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
  • уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
  • формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
  • развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;
  • преодолевать недостатки в развитии речи учащихся, формировать речевые умения и навыки;
  • развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
  • прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
  • формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
  • способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
  • формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой, умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
  • учить элементам выразительного чтения;
  • учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать содержание прослушанного;
  • учить использовать формы речевого этикета;
  • познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и эстетические представления и чувства;
  • учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению,  на основе личного опыта или впечатлений;
  • развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
  • воспитывать интерес к книгам и чтению;
  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

       Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость учащегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной организацией чтения.

     У детей с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с ЗПР не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи.

         При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в чтении.

         Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.

         Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению. Уметь передавать при чтении различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий пересказ, уметь воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Уметь различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Уметь отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком.

          Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя учатся самостоятельно использовать контекст  при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.

        Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся в правильном интонировании при чтении.

        Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.

Место предмета в учебном плане

В 4 классе – 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.

В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:

  • развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звуко-буквенный анализ слов;
  • понимание содержания звучащей речи.

В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:

  • овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих из слов несложной слоговой структуры;
  • определение последовательности событий, понимание прочитанного.

В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:

  • накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
  • понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.

В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:

  • развитие умение сопереживать героям;
  • умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.

В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:

  • осознание цели речевого высказывания;
  • умение задавать вопрос по услышанному произведению;
  • умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.

В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:

  • умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по содержанию;
  • формирование запаса литературных художественных впечатлений;
  • понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
  • актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;
  • развитие у детей интереса к художественной литературе.

Личностные результаты освоения РП по учебному предмету «Литературное чтение» могут проявиться в:

  • принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);
  • развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
  • развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).

Метапредметные результаты освоения РП по учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР метапредметные  результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;
  • кодировать и перекодировать информацию;
  • осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного, прочитанного).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

  • обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;
  • распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
  • словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

  • в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;
  • в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
  • в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

  • в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;
  • в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

  • в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;
  • в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
  3. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
  4. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
  5. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
  6. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
  7. формирование потребности в систематическом чтении;
  8. выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Виды речевой и читательской деятельности

    Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

 Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объѐму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание еѐ особенностей.  

Работа с разными видами текста

 Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность  поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, еѐ справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

 Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имѐн героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приѐмами анализа различных видов текста: установление причинно —  следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

 Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа

со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики научно — популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного  высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учѐтом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учѐтом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

4 класс

 Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

Примерное содержание занятий

1. Вводный урок по курсу литературного чтения.

1

2.Былины. Летописи. Жития

8

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда…»; «И вспомнил Олег коня своего…»; «Житие Сергия Радонежского».

3. Чудесный мир классики

16

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов «Мальчики».

4. Поэтическая тетрадь

9

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот…»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями…»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И. А. Бунин. «Листопад».

5. Литературные сказки

12

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

6. Делу время — потехе час.

6

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

7.  Страна  детства.

6

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

8.Поэтическая тетрадь

4

В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

9. Природа и мы

10

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

10. Поэтическая тетрадь

6

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка».

11. Родина

6

И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане»

12. Страна Фантазия

5

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

13. Зарубежная литература

13

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлѐф. «Святая ночь», «В Назарете».

Итого

102

  • Сказка про оле лукойе читать
  • Сказка про одежду для дошкольников читать
  • Сказка про оленя читать для детей
  • Сказка про одеяло слушать
  • Сказка про оборотня для детей