сказкаОднокоренные, родственные и проверочные слова к слову «сказка». Подберите однокоренные слова к слову в нашем словаре. Самый большой словарь однокоренных и родственных слов.
Однокоренные, проверочные и родственные слова с корнем — сказ
Слово — сказка. корень: сказ
Однокоренные (родственные) слова / омонимичные корни:
сказанные сказанную сказанном сказанной сказанное сказанного сказанная сказания сказаните сказаний сказании сказанием сказание сказани сказанем сказана сказало сказали сказала сказал недосказываем недосказать недосказанные недосказанную недосказанном недосказанной недосказанного недосказанная насказывая насказываем насказаны насказанный насказана насказан насказала досказываем досказать досказаны досказанный досказанные досказанном досказанной досказанное досказанного досказанная досказана досказан досказало досказали досказала досказал досказав высказывая высказывать высказыванья высказываньи высказываньем высказыванье высказывания высказываний высказывании высказыванием высказывание высказывало высказывали высказывала высказывал высказываете высказывает высказываем высказать высказаны высказано высказанный высказана высказан высказало высказали высказала высказал рассказывая рассказывать рассказыванья рассказываньем рассказывания рассказывании рассказыванием рассказывание рассказывали рассказывала рассказывал рассказываете рассказывает рассказываем рассказы рассказчицы рассказчицу рассказчице рассказчиц рассказчику рассказчике рассказчикам рассказчика рассказчик рассказцы рассказцу рассказце рассказцами рассказцам рассказца рассказу рассказом рассказовы рассказовкой рассказовки рассказова рассказов рассказищу рассказище рассказищами рассказищам рассказищ рассказику рассказиком рассказики рассказике рассказикам рассказик рассказец рассказе рассказаны рассказано рассказанный рассказанные рассказанном рассказанное рассказанная рассказана рассказан рассказало рассказали рассказала рассказал рассказав рассказа рассказ предсказуемы предсказуемую предсказуемость предсказуемая предсказуема предсказательный предсказательного предсказательницам предсказательница предсказательниц предсказательная предсказатель предсказаньи предсказаньем предсказанье предсказаны предсказанную предсказанном предсказаний предсказании предсказанием предсказание предсказана предсказало посказовее порассказаны подсказывая подсказывать подсказыванья подсказываньи подсказываньем подсказыванье подсказывания подсказываний подсказывании подсказыванием подсказывало подсказывал подсказываете подсказывает подсказываем подсказчицу подсказчицей подсказчицами подсказчица подсказчиц подсказчику подсказчиком подсказчики подсказчике подсказчиками подсказчикам подсказчика подсказчик подсказов подсказке подсказкам подсказка подсказаны подсказано подсказанные подсказанную подсказанном подсказанной подсказанное подсказанного подсказанная подсказала подсказал подсказав подсказа пересказывая пересказывать пересказываем пересказчице пересказчицами пересказчицам пересказчица пересказчиц пересказчику пересказчиком пересказчикам пересказчика пересказчик пересказу пересказом пересказов пересказе пересказать пересказаны пересказано пересказанный пересказанном пересказанной пересказанное пересказанного пересказана пересказами пересказам пересказало пересказали пересказала пересказал пересказав пересказа пересказ несказанный несказанные несказанны несказанно несказанная нерассказанные нерассказанную непредсказуемость непредсказуемого понижесказанней понижесказаннее поиносказательней поиносказательнее повышесказанней повышесказаннее нижесказанную нижесказанном нижесказанной нижесказанна нижесказан иносказательный иносказательные иносказательны иносказательную иносказательном иносказательной иносказательное иносказательного иносказательно иносказательней иносказательнее иносказательна иносказаньи иносказанье иносказания иносказаний иносказании пересказчики сказительскую сказительском сказительской сказительское сказительский сказительские сказительски сказительская сказительницы сказительницу сказительницей сказительнице сказительницами сказительницам сказительница сказительниц сказитель сказаньи сказаньем сказанье сказаны сказано сказанный досказывая досказывать иносказанием иносказание вышесказанную вышесказанном вышесказанной вышесказанное вышесказанного вышесказанно вышесказанная вышесказанна сказывая сказывать сказываем сказы сказу сказочные сказочны сказочное сказочного сказочница сказочниц сказочником сказочниками сказочникам сказочника сказочник сказочкой сказочен сказом сказовый сказовые сказовы сказовую сказовой сказовое сказового сказово сказовей сказовее сказовая сказова сказов сказку сказкой сказки рассказчиками предсказуемой сказкам
Обратите внимание, проверочные слова не всегда однокоренные.
Юный друг!Ты, конечно, любишь волшебные сказки. Открыв эту книгу, ты попадёшь в Лингвистическое царство, по которому ты сможешь совершить сказочное путешествие и познать некоторые тайны Русского Языка, царя этой волшебной страны. Ты узнаешь, из чего слова русские рождаются, подружишься с Частями речи. Царевна Орфография научит тебя правильно писать слова, а царевна Пунктуация – правильно расставлять в предложении знаки препинания. Желаю тебе увлекательного и познавательного путешествия!
Оглавление
- Сказки о Русском Языке, царе Великом и Могучем, да о дочерях его Премудрых – Грамматике, Морфологии, Орфографии и Пунктуации
- СКАЗКИ О ЗВУКАХ ДА БУКВАХ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ
- СКАЗКИ О ЧАСТЯХ СЛОВА, ИЗ КОТОРЫХ СЛОВА РУССКИЕ РОЖДАЮТСЯ
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки о Русском Языке, царе Великом и Могучем, да о дочерях его Премудрых. Лингвистические сказки предоставлен нашим
книжным партнёром — компанией
ЛитРес.
Купить и скачать полную версию
книги в
форматах FB2,
ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
СКАЗКИ О ЧАСТЯХ СЛОВА, ИЗ КОТОРЫХ СЛОВА РУССКИЕ РОЖДАЮТСЯ
Из чего слова рождаются?
На этом белом свете всё состоит из чего-нибудь: дом строят из кирпичей или брёвен (совсем в давние времена дома строили из камней), лес состоит из деревьев, а дождь из отдельных капелек. Это только присказка, а сказка будет впереди…
Давным-давно жили-были части слова: Приставки, Корни, Суффиксы и Окончания. Но жили они все разрозненно, сами не зная для чего.
Как-то раз Корень — УЧ — заскучал. И вот что он придумал. Позвал он к себе в гости Приставки, Суффиксы и Окончания и сказал им:
— Вместе мы сможем создавать слова! Много-много новых слов!
— А что для этого нужно? — спросили у Корня части слова.
— Чтобы появились на свет новые слова, ты, Приставка, вставай передо мной, ты, Суффикс, после меня, а ты, Окончание, становись после Суффикса! — ответил им Корень — УЧ-.
Послушали части слова Корень — УЧ-, поступили, как Корень — УЧ — им велел, и появились слова: ученик, ученица, обучение, заучивать, учебник, учёный, учитель и многие другие.
— Как интересно! Теперь мы знаем, для чего живём на этом свете! — воскликнули части слова.
— Объединившись с тобой, уважаемый Корень, мы можем создавать слова! Много-много новых слов!
Так Корень — УЧ — стал главой большого семейства слов, которые стали называть родственными или однокоренными. А стали их так называть потому, что, хоть эти слова и были разными по своему составу, но, как братья родные были похожи друг на друга и были близки по своему значению. И у всех у них был один корень. Посмотрели другие корни, как Корень — УЧ — рождает слова, да тоже стали создавать свои семьи однокоренных слов.
И поныне части слова в русском языке живут и на радость всем слова новые создают да загадки школьникам загадывают:
Корень мой в «записке» найди,
Приставку в «рассказе» ты отыщи,
Суффикс спрятался в конфете «ириска»,
С окончанием А получится…
Сказка о частях слова
Жили-были части слова: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание. Дружно жили, друг к другу в гости ходили, в игры разные играли. Каждая часть слова жила в своём доме. Однажды собрались Приставки, Суффиксы и Окончания вместе, а Корень не пригласили, и заскучали.
— Почему мы так скучно живём? — сказала Приставка.
— Потому, что без интересного и полезного дела жить скучно, — ответил Суффикс.
— Тогда давайте вокруг наших домов разведём красивый и богатый сад слов! — предложило Окончание.
Части слова с радостью принялись за дело, но у них ничего не получилось, никак не росли деревья со словами. Решили они ещё разок попробовать. Взялись за дело приставка По-, суффикс — К — и окончание — И, но ничего у них не вышло, нет такого слова ПО + К + И. Расстроились части слова и обратились за помощью к волшебнику и царю того государства, которого зовут Русский Язык. Они его спросили:
— Уважаемый Русский Язык, почему в нашем саду не растут деревья слов?
— Без корня дерево слов не вырастет. Без корня слов не бывает. Корень — это главная часть слова, в которой заключено значение всего слова, — ответил им Русский Язык. — Поняли свою ошибку части слова и побежали к Корням — САД — и — ЦВЕТ-.
Ребята, а вы сможете определить, в каком домике живёт каждая часть слова?
Посадили они их, и выросли деревья однокоренных слов да большие-пребольшие, красивые, много-много на них было листочков-слов. Все слова на этих деревьях стали называть однокоренными, потому что выросли все из одного корня. Обрадовались Части слова и впредь решили дружить с Корнем. Приставка всегда стояла перед Корнем, а Суффикс после Корня, Окончание же вставало после Суффикса и придавало словам особую форму. И вместе стали Части слова выращивать новые деревья однокоренных слов. Вскоре всем на загляденье их дома окружал большой и красивый сад однокоренных слов.
Ну, а ты, дружок, запомни:
Строят дом из кирпичей,
А слова из их частей.
Выучи все части слова,
Будешь ты писать толково!
Сказка об однокоренных словах
Жили-были слова с корнем — ГОР — — горы, горец, горное, гористая. Теперь вы, ребята, уже знаете, почему их называли однокоренными или родственными. Ведь знаете, правда? Дружно жили однокоренные слова, да и как иначе, ведь они были одной семьёй, родственниками. У них были одни истоки, похожи они были друг на друга, были близкими по значению, у них был один корень. Поэтому эту семью называли — однокоренные слова.
Однажды в их горную местность из далёкой стороны пришло слово Горе. И сказало Горе: «Я ваша дальняя родственница, у нас с вами один корень — ГОР-, примите меня в свою семью». Приняли её в свою семью слова, относились к Горю с уважением, во всём её слушали. Но с тех пор начались в семье ссоры да раздоры. За какое бы дело ни брались однокоренные слова — ничего у них не получалось. Горе одно, да и только! Задумались слова и поняли, что мир покинул их семью, когда Горе поселилось вместе с ними. Поняли слова, что Горе не их родственница, хоть корень у них одинаковый, да характер у них другой, значение разное. Ничего общего у них с Горем не было.
Выгнали однокоренные слова Горе и снова зажили дружно и счастливо, стали жить-поживать да горя не знать!
Ребята, а вы можете сказать, почему семья гусиная — гусь, гусыня и гусята — не приняли в свою семью гусеницу, несмотря на то что гусеница убеждала семью гусей, что она их тётушка, что она их родственница да и корень-то у них одинаковый?
Сказка о суффиксе-богатыре, суффиксах-тружениках и малютках
За высокими горами, за тёмными лесами, на ровном месте, как на бороне, от дороги в стороне, в сказочной стране есть город Состав Слова. Там живут части слова: Приставки, Корни, Окончания и Суффиксы. Расскажу вам о суффиксах подробнее.
Суффиксы всё время образовывают новые слова. Встанут после Корня, и получится новое слово. Все части слова уважают Суффиксы за их талант и трудолюбие. У каждого Суффикса есть своё значение. Суффикс — ИЩ — называют богатырём, так как силищей обладает он неимоверной. Все маленькие предметы превращает в большие. С ним все слова чувствуют себя сильными и мощными. Дом превращается в домище, рука — в ручищу, глаз — в глазище, хвост — в хвостище.
Суффиксы — ТЕЛЬ-, — ИСТ-, — ЧИК-, — ЩИК-, — НИК — называют трудягами. Встанут суффиксы-труженики после корня и получаются слова со значением труда. На гитаре начинает играть гитарист, в футбол играть футболист, на тракторе работает тракторист, груз грузит грузчик, а на барабане барабанит барабанщик, детей учит учитель, романы пишет писатель, дома строит строитель. А пойдёт Суффикс — НИК — в лес, и вот за порядком в лесу уже следит лесник. У Суффиксов-тружеников есть ещё один брат — Суффикс — ЁР-. Он тоже очень талантливый и трудолюбивый. Все другие части слова называют его мастером на все руки и большим фантазёром. Дни и ночи напролёт он трудится и что-то придумывает. Многие профессии ему по плечу. Он может быть и монтёром, и шофёром, и даже жонглёром! Суффикс — ЁР — очень любит театр. Придёт в театр, выйдет на сцену и станет актёром. У него прекрасная память, он знает все роли наизусть, поэтому он часто служит в театре суфлёром и дублёром. Нравится Суффиксу — ЁР — помогать актёрам готовиться к спектаклю. Он с удовольствием выполняет роль гримёра и костюмера. А возьмёт в руки палочку и станет дирижёром, ловко руководящим целым оркестром.
В городе Состав Слова много Суффиксов живёт. Но особой любовью пользуются Суффиксы-малютки. Знакомьтесь, это Суффиксы — — К-, — ОК-, — ИК — и — ЕК-, — ЕНЬК — и — ОНК-, — ОЧК-, — ИНК-. Все части слова их любят за характер ласковый и называют эти суффиксы уменьшительно-ласкательными. Суффиксы-малютки все слова делают добрыми, маленькими и ласковыми. Суффикс — ИК — большой дом превращает в маленький домик. Суффикс — К — превращает глаза — в маленькие глазки. Суффикс — ОК — всегда приветливый и доброжелательный. Увидит своего друга и скажет: «Привет, дружок! Пойдём гулять во лесок!». А суффиксы — ЕНЬК — и — ОНЬК-/-ОНК — ему подсказывают: «Собирайте ягодки красненькие, сладенькие! Серенькому зайчонку и маленькому медвежонку привет передавайте!» А Суффикс — К — и — ОЧК — добавят: «Долго не гуляйте! Ночки сейчас тёмные. Постарайтесь вернуться до первой звёздочки». А Суффикс — ИНК — посоветует: «Чтобы в лесу не заблудиться, запомните тропинку, по которой пойдёте!»
Так и до сих пор живут-поживают Суффиксы, лиха не знают да добра наживают.
Сказка о том, как однажды суффиксы — ЧИК — и — ЩИК — поссорились
Однажды суффиксы — ЧИК — и — ЩИК — поссорились. Решил — ЧИК — слово грузчик образовать, а — ЩИК — ему перечет: «Нет, здесь я буду стоять! Будет слово писаться грузщик!». «Нет, я! Я первый придумал это слово!», — начал с ним спорить суффикс — ЧИК-.
Конец ознакомительного фрагмента.
авторы: Косенок Ирина Васильевна, учитель КОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»
при ФКУ УФСИН России по Омской области ИК-7
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.
Миссия школы при исправительной колонии заключается в том, чтобы обучающиеся-осужденные, отбывая срок наказания, научились жить в современном обществе, исправлять свои жизненные ошибки, пересмотрели своё негативное отношение к школе, стремились повысить своё образование и, в первую очередь, моя задача состоит в том, чтобы научить писать грамотно. И в заключение хочу сказать, что, работая в нашей школе, мы можем позитивно влиять на наших обучающихся, создавать условия для их самореализации, развивать в них нравственные общечеловеческие ценности, осуществлять ресоциолизацию осуждённых.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- введение понятия «корень слова»;
- формировать умение находить в словах корень;
- уточнение представлений обучающихся о признаках родственных слов.
Развивающие:
- развивать умение распознавать и подбирать родственные слова;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
- развивать устную и письменную речь;
- развивать творческую активность.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.
Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.
Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Методы: частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Минутка чистописания
III. Словарная работа
(Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).
IV. Сообщение темы урока
У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова?
Обучающиеся: Корень.
Учитель: Правильно. Все вы прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит (вспомним урок окружающего мира по теме «Тела, вещества, частицы»). Например, облака состоят из мельчайших капелек воды, воздух состоит из смесей различных газов, наш класс – из учеников, наша речь состоит из предложений, предложения из слов. А слова, которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек. И каждая из этих частичек вносит в слово свою часть смысла. Но есть в словах и самая главная частичка, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой частичке веду я речь? (О корне)
У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.
V. Изучение нового материала
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Мотивация
У.: Послушайте сказку.
Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску). Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева). И выросло вот такое дерево!
У.: Из чего же состоит это дерево?
О.: Из слов.
У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся)
У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень).
– Чем похожи все эти слова?
О.: У них есть общая часть.
У.: Как она называется?
О.: Корень.
У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).
Фронтальная работа. Постановка учебной задачи (проблемы) и поиск решения учебной задачи (проблемы)
У.: Правильно. Давайте сами «вырастим» такие слова из корня. Например, из корня – ход. (На доске написано слово «ход»). Записываем слова на доске и в тетрадях. (Обучающиеся называют слова: выход, выходить, поход, походка, обход, обходить, выходка, переход; записывают в тетрадь, один ученик работает у доски).
У.: Вот, сколько слов у нас получилось вырастить из одного корня. Прочитайте их. (Обучающиеся читают записанные слова). Чем похожи эти слова?
О.: У них есть общая часть.
У.: Назовите мне ее.
О.: Это часть – корень – ход.
У.: Правильно, корень – ход. Давайте выделим этот корень специальным значком – дугой во всех словах. (Выделяют корень – ход во всех записанных словах).
У.: А теперь попробуйте прочитать только корень (Читают).
У.: Вы поняли, что означает это слово? (Да).
– Давайте уточним значение слова ход в толковом словаре. Ход – движение, перемещение в каком-н. направлении.
– Теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)
– Ясен ли смысл слов? (Нет.)
– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы обучающихся.)
У.: Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. В корне передается значение слова. От него «растут» другие слова.
– А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 99 и прочитайте правило самостоятельно.
– Прочитали? Тогда ответьте мне на вопрос: что такое корень слова? (Выслушиваются ответы нескольких обучающихся).
О.: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.
У.: Приведите примеры однокоренных слов (ответы обучающихся). Прочитайте правило еще раз.
2. Работа над двумя признаками однокоренных слов (Проблемный метод).
Дидактическая игра «Найди свой дом».
– А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень «земл», во втором – «звер», в третьем – «вод». У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.
– Начинаем заселять дома: (по очереди прикрепляют свои слова).
Постановка проблемы: как различать однокоренные слова со словами с одинаковым корнем?
У.: Внимательно посмотрите и скажите, у всех ли слов в каждом столбике одинаковые корни? (Да)
– Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее).
– Верно, слово водитель «лишнее». Значит однокоренные слова – это, какие слова? (Ответы обучающихся).
– Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл (признаки).
У.: Какой вывод можно сделать?
О.: У всех однокоренных одинаковый корень и одинаковое значение.
У.: Мы с вами только что выделили 2 признака однокоренных слов.
– А как написан корень в однокоренных словах?
О.: Одинаково.
У.: Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково. И это вам нужно будет запомнить.
– А чтобы лишнему слову не было «скучно», подберём ему однокоренные слова и запишем их, корень выделим. (Письмо с комментированием учителя. Обучающиеся называют слова, учитель пишет на доске и проговаривает, Обучающиеся пишут в тетрадях: водитель, приводить, провод, проводка, подводить, проводы).
(После записи выделяется корень в словах.)
У.: Закончили работу? Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Проверьте работы, поставьте отметки (работа в парах, взаимопроверка).
VI. Закрепление
1. Упражнение в выделении корня в однокоренных словах (работа по карточкам).
Задание: спишите слова, выделите корень.
1 вариант: | 2 вариант: | |
Лётчик, самолёт, полёт. | Род, родители, родил. | |
Ледяной, ледовый, лёд. | Трудовой, трудись, труды. |
(Групповая работа). Проверка:
У.: Выделим корень в словах, расположенных на доске (по одному ученику от каждого варианта.)
– Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок? (Самопроверка).
2. Игра «Найди лишнее слово»
У.: А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть «лишнее» слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.
На доске:
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
У.: Молодцы! А теперь на слух:
Моряки, морской, моржи
Корень, корневой, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Носик, носит, носок.
Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга, друзья.
3. Работа в учебнике
Выполняется упражнение 45 на странице 107.
VII. Итог урока
У.: Что нового вы узнали на уроке? Какие слова можно называть однокоренными? (Ответы обучающихся).
О.: Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.
У.: Что же такое корень слова? (Рассказывают правило).
– Назовите признаки однокоренных слов. (У однокоренных слов есть общая часть и общее значение. Все корни в однокоренных словах пишутся одинаково).
У.: Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?
О.: Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.
VIII. Рефлексия урока
Конкурс «Верю – не верю»:
- Верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные?
- Верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные?
- Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные корня чередуются?
- Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные?
– Вы сегодня очень хорошо работали. За работу на уроке я ставлю отметку «пять» – …, «четыре» – …, отметку «три» – ….
– Урок окончен. Всем спасибо.
Домашнее задание: Наши обучающиеся не имеют возможности выполнять домашние задания, и весь процесс обучения проходит только на уроке.
Чтобы правило понять,
Никогда не забывать,
Его надо изучать,
В виде сказки представлять.
Корень слова
Встретились корень слова и корень растения.
– Здравствуй, ты кто?
– Я – корень растения. Живу в земле.
– А я – корень слова. Живу в словах
– Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень.
Не то что я! От меня в земле берут начало ростки,
из которых вырастают травы, кустарники и целые
деревья А из тебя разве может что-нибудь вырасти?
– Конечно. От меня тоже берут начало кусты.
Только не растения, а кусты слов. Погляди-ка:
корень – —добр-. А на нем растут
слова добро, доброта, добрый добряк, по-доброму,
добродетель, задобрить. И это еще не все. Видишь
какой пышный куст получился
Так же, как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Выясни умело линию родства.
Однокоренные подбери слова
Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
Игра «Лишнее слово»: нужно найти
слово, которое не является однокоренным
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок
Моряки, морской, моржи,
Корень, коренной, коржи.
Игра «Листочки»
Карточки с однокоренными словами вырезаны в
виде листочков. Этими листочками можно украсить
деревья ( на каждом дереве определенная группа
однокоренных слов. )Или на стволах даны корни,
нужно подобрать как можно больше однокоренных
слов, записав их на лист
КОРЕНЬ СЛОВА
Клад
(Рассказ кладоискателя)
Идём мы как-то с Петькой по лесу, собираем грибы,
складываем в корзину. Вдруг видим: избушка.
Фундамент старинной кладки—в виде курьих ног.
Наличники на окнах с резьбой — прямо прикладное
искусство! Я Петьке говорю: «Бьюсь об заклад,
что здесь клад есть!» Решили, не откладывая,
проверить. Подходим к двери, и. . . ясно стало:
накладка вышла. На двери замок висит огромный
накладной!
— Может, отложим до другого раза? — говорит
Петька.
— Нет, — говорю, — рано руки складывать! Видишь,
окошко открыто. Оно в кладовку ведёт.
Залезли в кладовку, а там склад разного оружия
старинного: меч-кладенец, мушкет с прикладом. . . и
другое всякое. Словом, выходим наружу с полной
выкладкой. И вдруг слышим: «Стой!» Сторож с
рогами и окладистой бородой из чащи выходит!
Леший — кладовщик!л — Клади всё на землю! —
кричит. В общем, всё у нас отобрал! Зря, что ли, ему
Баба Яга оклад платит. И обыскал ещё, даже
подкладку курток прощупал. Ножи маленькие
складные в корзинке были, и те отнял.
— Это, — говорит, — будет ваш вклад в нашу лесную
копилку. Оказывается, все, кто до нас в этом месте
за тысячи лет побывали, своё оружие здесь в
кладовке оставляли.
И уклад этот Баба Яга менять не собирается.
А насчёт вас, — говорит сторож, — я Бабе Яге
докладную записку представлю. Яга у нас —
кладезь мудрости и справедливости! И ума тоже,
хоть по складам читает! Хотели мы со сторожем
поспорить, но видим, расклад не в нашу пользу. Ещё
колдовство применит, обратит нас в
кровать-раскладушку. Или в резиновую прокладку
для водопроводного крана. А может, в кусок сахара,
чтобы чаю с нами попить внакладку или вприкуску.
В общем, накладно нам этот поход в лес вышел…
Хотя, когда дома уроки стали делать и на закладке
учебник открыли, то там задание прочли: придумать
рассказ с однокоренными словами. И корень указан:
«клад»! Вам это о чём-нибудь говорит? Если
нет, то прочтите мой рассказ ещё раз.
Найдите в этом рассказе все слова с корнем —клад-.
Интересно, кто найдёт больше?
Сказка о разделительных Ь и Ъ
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в
третьем классе. Однажды Незнайкин писал диктант.
«Сел» кашу; «пю» воду; веду «семку»; забить
«коля», – старательно выводил он.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные
слова. – В таком виде нельзя показаться в
обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю,
я – в этих словах мы обозначаем по два звука (йэ),
(йо), (йу), (йа), но делаем это только с помощью
твердого знака, который ставится перед нами
после приставок, и мягкого знака, который
ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
– Ты же наших помощников потерял, и теперь все
думают, что мы обозначаем только один звук (э), (о),
(у), (а)?и читают «сел», «семку», «коля» вместо съел,
пью, съемку, колья!
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно
взял знаки и поставил их на свое место. С тех пор
он очень внимательно стал относиться к тем
буквам, которые ничего не значат, но другим
помогают.
Сказка о падежах
В самом центре города Слов стоит высокий дом со
стеклянной крышей, в нем живут мама Склонение и
шесть её сыновей-падежей.
Самое любимое место в доме – кухня. Как хорошо по
вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай,
смотреть на звезды и рассказывать о том, что
произошло за день! Когда часы бьют полночь, все
желают друг другу спокойной ночи и расходятся по
своим комнатам. . .
Каждое утро, как только проснутся первые лучи
солнца, мама спускается вниз с полным подносом
горячих пирожков. На верхнем этаже живет
именительный падеж, он самый старший и
предпочитает в предложении быть главным членом
– подлежащим. Правда, как говорит мама Склонение
иногда ему приходится соглашаться и на
сказуемое. Любимые вопросы этого падежа – кто?
что?
– Тук -тук-тук! – стучит мама в дверь.
– Кто?
– Мама!
– Что?
– Пирожки!
Этажом ниже живет родительный падеж. Он уже давно
проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а
мамы все нет и нет.
– Нет кого?
– Мамы!
– Нет чего?
– Пирожков!
Догадались, какие вопросы он любит больше всего?
Правильно – кого? чего?
Ещё ниже живет дательный падеж – самый добрый из
братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его
любимые вопросы – кому? чему?
– Рад кому?
– Маме!
– Рад чему?
– Пирожкам!
А вот и винительный падеж! Как вы думаете, почему
его так назвали? Правильно, потому что он всегда и
во всем всех обвиняет. Солнце – в том, что оно
рано встает, маму – в том, что она недостаточно
его любит ( хотя это и неправда ), а братьев –
падежей – в том, что они разобрали самые хорошие
вопросы. Что-то мамы давно нет. А может, про него
забыли? Или пирожки кончились?
– Виню кого?
– Маму?
– Виню что?
– Пирожки?
Давайте познакомимся со следующим братом –
творительным падежом. Этот падеж – мастер на все
руки. Вечно что-то пилит, строгает, чертит. Солнце
только что взошло, а он уже за работой. Мама
поставила ему тарелку с пирожками на верстак.
– Доволен кем?
– Мамой!
– Доволен чем?
– Пирожками!
Его любимые вопросы – кем? чем?
Слышите песню? Это самый младший из падежей –
предложный. Голос у него чистый, звонкий,
заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.
– Пою о ком?
– О маме!
– Пою о чем?
– О пирожках? Его любимые вопросы – о ком? О чем?
И. п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д. п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чем
Как падежи убежали из школы
Надоело падежам
В человечьей школе.
Захотелось падежам
Погулять на воле!
Чем попусту склоняться,
Не лучше ль послоняться?
Убежали падежи
За дома, за гаражи
И несутся в поле ржи:
— Вот где воля!
Вот где жизнь!
В лес бежим!
Среди зверей
Мы найдём себе друзей!
И стали падежи жить в лесу. . .
Не будет больше здесь невежд!
Пусть каждый выберет падеж!
И звери прибежали,
Все падежи забрали.КТО? Именительный? Медведь.
Он видный и общительный.
«Приятно дело с ним иметь», —
Подумал Именительный.
Родительный, он для КОГО?
Взял ёжик вежливый его
. И для родителей ежа
Не сыщешь лучше падежа.
А Дательный падеж КОМУ?
Достался волку. Почему?
Попробуйте падеж не дать
Тому, кто может сам отнять!
На ЧТО? вернее, на КОГО?
В лесу летят все шишки?
Винительный падеж — его,
Зайчишки-хвастунишки!
А с КЕМ Творительный?
С лисой! Хитрюга, право слово.
Всех покорит своей красой
И натворит такого!
О ЧЁМ? Предложный, ты грустишь?
«Меня взяла лесная мышь.
Живу в мышиной норке.
Есть предложили корки».
И что же случилось с учениками школы?
Пишут в лес письмо в слезах:
«Возвращайтесь, падежах!
Вам не будем обижать.
Мы вам будем изучать.
Нам без вами трудно жить.
Будем вам и нам дружить!»
Алфавит
У Алёнушки был братец, и звали его Верлиока.
Унесли его гуси-лебеди к дубу, где царевич Елисей
на цепи сидел да кричал: «Ёрш-Ершович
помоги мне!» Но прилетела к дубу Жар-птица и
стала с него золотые орешки склёвывать. А Иванушка-дурачок
скорлупки собирал для Кощея. Приходили сюда и
Лиса со скалкой, и Медведь с коробом, и
старик с неводом … Орёл прилетал и Петушок
Золотой Гребешок. Работник на попе верхом
прискакал. Соловей-разбойник Терёшечку
принёс. Устиньюшка прибегала с Финистом
Ясным Соколом и Хаврошечкой. Елисей цепь
разорвал и всех чудовищ наградил щедро, а на Шамаханской
царице женился. По щучьему велению в избушке
поселился. А вскоре оказалось, что женился этот
юноша … на Бабе Яге!
Отгадайте, из каких сказок эти герои. А заодно
проверьте, все ли выделенные здесь слова стоят по
алфавиту?
Глаголы-исключения
Изучение темы «Глаголы – исключения»
совпадает с изучением сказки «Русалочка» Г.
Андерсена Вот какое письмо может написать принц
Русалочке, используя глаголы – исключения:
Мне от вас зависеть – радость.
Мной вы можете вертеть,
Видеть, слышать вас – награда.
Всё готов от вас терпеть!
Мукой было б вас обидеть!
Всё бы мне на вас смотреть
Гнать меня иль ненавидеть
Ваше право. Буду впредь
Я в руках себя держать.
Рядом с вами не дышать.
Cостав слова
В одном доме жило – было слово загадка.
Дружно жили между собою все части этого слова –
приставка, корень, суффикс и окончание. Жили не
тужили. Но однажды возгордился корень слова.
– Я здесь самый главный, – раскричался корень. –
Корень главная часть слова. Все вы должны мне
подчиняться и выполнять все мои прихоти.
Словом обидел он и братца суффикса, и сестричек
окончание и приставку. Ушли они из его домика, не
стали с ним жить. Никто не хочет дружить с корнем.
Да и кто захочет с таким водиться. Корень ведь -гад-.
«Репка»
Вариации с одним корнем и десятью приставками.
Посадил дед репку. Выросла репка
большая-пребольшая. Соседи стали деда ругать:
«Почему тянешь, репку никак не ВЫтянешь? Она на
наш забор того и гляди повалится». А дед кепку
на глаза НАтянул и РАСтянулся на поленнице. А
соседи не могут понять, почему дед всё тянет, ведь
того и гляди, репку кто-нибудь Стянет, хоть бы
колючей проволокой ОБтянул… В общем, ОТтянул дед
сбор урожая до глубокой осени, а там и до зимы
ПРОтянул. Словом, ДОтянул дед до зимы, а потом
ПРИтянул на помощь родственников, животных, а в
самом конце мышь. Вот она кота за хвост
тянет-потянет и …
Род имен существительных
Найдите в тексте сказки имена существительные
мужского, женского и среднего рода.
Пришёл щенок домой из собачьей школы и
спрашивает:
— Мама, я какого рода: мужского или женского?
— Рано тебе это знать, — говорит мама, — ты ещё
щенок.
– «Щенок, — подумал щенок, — значит, мужской
род», — и вышел на улицу. Идёт и вдруг слышит,
как цыплёнок говорит про него курице:
— Смотри, смотри, собака!
– «Собака — значит, я женского рода», —
решил щенок и побежал дальше.
— Какой славный пёсик! — похвалила его корова.
«Пёсик — значит, мужской», — подумал щенок.
— Это, наверное, дворняга, — показал на щенка
гусь.
— Нет, это боксёр, — возразила гусыня. Щенок
совсем запутался. Тут он поскользнулся и упал в
лужу.
— Фу, какое чудовище! — поморщилась овца, когда
он выкарабкался из грязи.
— Горе моё луковое, где же ты так измазался? —
встретила щенка мама.
– «Чудовище? Горе луковое? Не хочу быть
среднего рода!» — подумал щенок и полез в ванну
мыться.
Мягкий знак на конце
существительных после шипящих
Жил-был на свете мягкий знак. И не было у него
друзей. Скучно и грустно было ему. Решил он пойти
по свету друзей поискать. Долго гулял он и вдруг
увидел свет в дали. Побежал он на свет, вдруг его
там ждут. Но чем ближе подходил он к домику, тем
все меньше ему хотелось иметь таких друзей. Грязь
кругом, забор поломан, пауки и тараканы кругом.
– Кто живет здесь? – спросил ь.
– Мы, существительные мужского рода с шипящим на
конце! – ответили меч, товарищ и грач.
– А почему у вас такой беспорядок?
– Не мужское это дело чистоту наводить!
Оставайся с нами, будем делать, что хотим.
Не захотел ь оставаться у них, решил ещё друзей
поискать. Долго бродил он по полям, по лесам.
Совсем устал. Видит огонек мерцает. Пошел на свет.
Вот так чудо. Встретила его девица. Завела речь о
здоровье, затопила печь. Каждую вещь положила на
место. Понравилось мягкому знаку в гостях у
существительных женского рода с шипящим на
конце. Так и остался он у них жить. Где и поживает
до сих пор.
Главные члены предложения.
Словосочетание
Предложение мы с ребятами представляем в виде
семьи. Нераспространенное предложение – это
семья, в которой нет детей. Распространенное –
это семья, в которой есть дети. Чем больше
второстепенных членов, тем больше детей в семье.
Кто в семье главный? Конечно, мама и папа. Так и в
предложении – подлежащее ( мама), сказуемое (
папа). Кто жалеет вас больше – мама. Она часто
говорит – ты у меня такой красивый, умный,
большой. Чаще всего подлежащее в предложении
задает вопрос – какой? Какая? и т. д. , а папы
бывают строгие и серьезные и задают вопросы–
где? когда? куда? откуда? и т. д. – ну прямо, как
сказуемое в предложении.
Очень, часто в качестве словосочетания дети
выписывают подлежащее и сказуемое. Мы выяснили,
что главные в семье – папа и мама, они не
подчиняются друг другу – они оба главные, значит
подлежащее и сказуемое, тоже не подчиняются друг
другу, и их нельзя считать словосочетанием.
Литература:
1. В.В. Волина «Русский язык. Учимся играя».
2. А. Ундзенкова «Русский с увлечением».
Екатеринбург, 2003г.
3. Н.В. Нечаева «Задания по развитию речи». М.,
«Чистые пруды», 2007г.
4. В.Б. Маркина «Занимательное чистописание».
М., «Чистые пруды», 2007г.
5. Е. Синицына «Умные сказки».