Тема урока: Б.С. Житков «Про обезьянку» ( 3 урок)
Тип урока: комбинированный.
— продолжать знакомство учащихся с творчеством Б. С. Житкова и его произведением «Про обезьянку»
-предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера;
-личностные: прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных; использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное.
№
Этапы, методы и приёмы
Содержание. Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1
Мотивационный
з
— Приведите рабочие места в порядок.
— Посмотрите на цитату, которую вы видите на доске:
«Чтение –окно в мир»
— Как вы понимаете это высказывание? (мнения детей).
— Сегодня мы будем с вами продолжать читать. Я желаю вам хорошего настроения и ясных мыслей.
Приветствовать;
Читать цитату;
Объяснять её значение;
К: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения;
2
Постановка учебной задачи
-Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку. На доске вы видите стихотворение:
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
— О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень…)
— К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает)
— Прочитайте медленно
— Прочитайте быстро,
— Прочитайте с радостью, гордостью.
— Прочитайте выразительно.
— Ребята, давайте вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Про обезьянку»).
-Кто автор этого произведения? (Б. Житков).
— Мы с вами прочитали произведение, но еще его не анализировали.
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (продолжать знакомиться с творчеством Бориса Житкова.
— Какие цели поставим на урок? (прочитать рассказ, проанализировать его).
— Мы сегодня проанализируем рассказ, разберем незнакомые слова, разделим его на части, подготовимся к пересказу.
Читать с разной интонацией и темпом;
Отвечать на вопросы;
Опредлять тему урока;
Ставить цели урока;
П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;
Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
3
Решение частных задач
— Ребята, а кто может рассказать об авторе? Что вы запомнили?
— Ребята, а кто является главным героем рассказа? (Мальчик Юхименко и обезьянка Яшка).
— Вы читали этот рассказ дома. Встретились ли вам незнакомые слова?
Отвечать на вопросы;
Находить незнакомые слова
П: расширение общего кругозора учащихся;
К: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Словарная работа
— Ребята, какие сложные слова встретились вам в этом тексте? Давайте объясним их значение.
Работа со словами:
Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки.
— Как нужно кушать, вести себя за столом?
Глядел, прищурясь… — покажите как это? Когда человек щурится?
( Когда устают глаза)
Перо и чернила — раньше не было ручек и писали перьями , чернила( как краски) брали из баночки.( Показ картинки).
Вавилоны — кривые линии.
Обвисшая морда — (показ на картинке мордочки макаки)
За пазуху — под рубаху
Набрюшник под курткой – брюхо — это живот.
Заскреб (показ детьми).
Сконфузился — застеснялся.
Сатана — ругательное слово, в речи употреблять не надо.
Разбирать незнакомые сова;
Объяснять значение слов;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;
Р: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
Работа с книгой
Какие победы одержал Яшка во дворе?
— Перескажите.
Учитель выслушивает несколько учащихся
Читать диалог по ролям
Р: Читать в соответствии с целью чтения:
выразительно;
ответы на вопросы
— Итак, ребята давайте проанализируем прочитанный рассказ.
-От чьего имени ведётся рассказ?
— Как обезьянка оказалась у мальчика?
— Как звали обезьянку?
— Какие неприятности она приносила домочадцам?
— Как хозяева решили приручить обезьянку?
— Почему она так себя вела?
— Что произошло во время чаепития?
— Что мальчик сделал с Яшкой, когда ушел в школу?
— Как себя вел Яшка, когда мальчик делал уроки?
— Как чувствовал себя Яшка в зимнее время? Почему?
— Как разыгрывал мальчик своих друзей?
— Как Яшка вел себя при гостях?
— Почему невозможно стало держать Яшку в доме?
— На какие части разделим с вами рассказ?
1.Первое знакомство
2. Яшка дома
3. Первая ночь Яшки
4. Проказы Яшки.
5. Победы во дворе.
6. товарищ
Отвечать на вопросы;
Анализировать содержание рассказа;
К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы
П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков
Информация о домашнем задании
Запишите д/з:
Подготовить краткий пересказ с.83-96
Записывать д/з
Регулятивные, коммуникативные
4
Рефлексия.
Подведение итогов.
С каким произведением мы продолжили знакомиться? Кто его автор? -Чем вам понравилось это произведение?
— Чему учит это произведение?
— Хотелось бы вам иметь такую обезьянку?- Как вы думаете, справитесь ли вы с ней?
Подводить итог урока;
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Р: Осуществлять итоговый контроль
Сказка на ночь «Про обезьянку». Читать и слушать
Когда приходит ночь — это значит, что пора ложиться спать. И детям и взрослым, и птицам, и зверятам.
Слушать сказку (2мин48сек)
Сказка на ночь «Про обезьянку»
Автор сказки: Ирис Ревю
Жила-была на свете обезьянка по имени Нечиташа. Обезьянка, как обезьянка, вот только не любила она читать книги. Даже картинки не хотелось ей рассматривать. Нечиташе казалось, что книга – это очень скучно.
Когда-то обезьянку звали Наташа. Но со временем, когда выяснилось, что Наташа не любит читать, её стали звать Нечиташа. Какие там книжки!? Куда интересней висеть вниз головой, забавляться и чудачествовать.
Не раз мама и папа пытались почитать обезьянке увлекательные сказки, стихи. Но она сразу начинала зевать, жаловалась, что у неё болит голова.
Но вот однажды мама и папа уехали по срочным делам, и Нечиташе стало скучно. Она повертелась у зеркала, повисела вниз головой – но скука не проходила. От нечего делать обезьянка взяла в руки книжку и начала читать:
«Привет, мой дорогой читатель! Сегодня мы вместе с тобой отправимся в путешествие в сказочную страну Книжанию. Ты никогда не догадаешься, кто в ней живёт. А живут в ней герои разных сказок. Вернее, живут-то они в своих сказках, а в Книжанию приезжают, чтобы встретиться друг с другом и обсудить свои сказочные дела. Здесь бывают Буратино и доктор Пилюлькин, Незнайка и сёстры Вишенки, Шпунтик и Карлсон…»
Нечиташе стало интересно, кто все эти герои? Она продолжила чтение. Настроение у неё стало улучшаться. «Как здорово, что я могу читать», — подумала обезьянка.
Когда мама и папа вернулись домой, Нечиташа крепко спала в кресле в обнимку с книгой.
Нечиташа уже уснула, засыпай и ты, дружок. Ярко мерцают звёздочки на синем, безоблачном небе, они скоро тоже лягут спать…
Вопросы к сказке на ночь «Про обезьянку»
Что не любила делать обезьяна Нечиташа?
О какой стране узнала Нечиташа?
Любишь ли ты читать?
Какая твоя любимая книжка?
Про девочку Веру и обезьянку Анфису аудиокнига слушать онлайн Vse-audioknigi.ru
Установить таймер сна
Эдуард Успенский — Про девочку Веру и обезьянку Анфису краткое содержание
Про девочку Веру и обезьянку Анфису — описание и краткое содержание, исполнитель: Алексей Шишигин, слушайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Vse-audioknigi.ru
Девочка Вера и обезьянка Анфиса живут в Москве, в обычной городской квартире. Поэтому Анфиса лазает не по пальмам и лианам, а по шкафам и шторам. Она немножко похожа на зверушку, а немножко — на ребёнка, из-за этого безобразий и хулиганств получается в два раза больше. Но это вы, ребята, наверное, и сами знаете из мультфильмов про Веру и Анфису. Ведь когда девочка и обезьянка вместе ходят гулять, в детский сад, кино, зоопарк и другие интересные места, — смешные истории происходят на каждом шагу!
Про девочку Веру и обезьянку Анфису слушать онлайн бесплатно
Про девочку Веру и обезьянку Анфису — слушать аудиокнигу онлайн бесплатно, автор Эдуард Успенский, исполнитель Алексей Шишигин
Похожие аудиокниги на «Про девочку Веру и обезьянку Анфису», Эдуард Успенский
Аудиокниги похожие на «Про девочку Веру и обезьянку Анфису» слушать онлайн бесплатно полные версии.
Эдуард Успенский слушать все книги автора по порядку
Эдуард Успенский — все книги автора в одном месте слушать по порядку полные версии на сайте онлайн аудио библиотеки Vse-audioknigi.ru
Эдуард Успенский — Про девочку Веру и обезьянку Анфису отзывы
Отзывы слушателей о книге Про девочку Веру и обезьянку Анфису, исполнитель: Алексей Шишигин. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.
Уважаемые читатели и просто посетители нашей библиотеки! Просим Вас придерживаться определенных правил при комментировании литературных произведений.
- 1. Просьба отказаться от дискриминационных высказываний.
Мы защищаем право наших читателей свободно выражать свою точку зрения. Вместе с тем мы не терпим агрессии. На сайте запрещено оставлять комментарий, который содержит унизительные высказывания или призывы к насилию по отношению к отдельным лицам или группам людей на основании их расы, этнического происхождения, вероисповедания, недееспособности, пола, возраста, статуса ветерана, касты или сексуальной ориентации. - 2. Просьба отказаться от оскорблений, угроз и запугиваний.
- 3. Просьба отказаться от нецензурной лексики.
- 4. Просьба вести себя максимально корректно как по отношению к авторам, так и по отношению к другим читателям и их комментариям.
Надеемся на Ваше понимание и благоразумие. С уважением, администратор Vse-audioknigi.ru.
Колыбельная сказка про мартышку — читать онлайн
Время чтения: 2 мин.
Эй, дружочки и подружки, подставляйте ваши ушки,
Закрывайте вашу книжку – сказка будет про мартышку.
В зоопарке есть большие клетки, там деревья распустили ветки,
А по веткам прыгают мартышки и кидают сверху детям шишки.
Дети им кидают апельсины, яблоки, конфеты, мандарины,
А мартышки их едят и по сторонам глядят.
Вечером все клетки закрываются – спать уже мартышки собираются,
Чистят зубы, моют лапы и целуют маму с папой.
У мартышки есть братишка: непослушный шалунишка,
Маму слушать не хотел, даже яблоко не съел!
На кровати спать не хочет, что-то про себя бормочет.
Мама говорит мартышке: «Почитай братишке книжку»,
А мартышка рядом села, сразу книжку завертела,
Смотрит в книжку так и сяк – не читается никак.
Потрясла её руками, повернула вверх ногами,
Прочитала букву А – разболелась голова.
Говорит мартышке мама: «Ты смотри на книжку прямо
И читай подряд все строчки, только не порви листочки!»
Принялась она за дело, тут и муха прилетела,
Села на мартышкин нос и гудит как пылесос,
А потом на ухо села и глазами завертела,
Подскочила вверх мартышка, стукнула по мухе книжкой
И не стало видно мухи, только зазвенело в ухе.
Недовольная мартышка подбирает с пола книжку,
Брат смеется и не спит, а муха к ней опять летит.
-Да, поди-ка посмотри, не одна, а целых три!
Так и кружат над мартышкой, бьет она по мухам книжкой,
Из-за этих вредных мух нос распух и глаз распух.
Буквы ни одной не видно, а мартышке так обидно!
Забралась она под стул – хорошо, что брат заснул.
Успокоилась мартышка, посмотрела на братишку
И, пошла скорее спать на широкую кровать
Чтобы завтра повстречаться, нам с тобой пора прощаться.
Не смотри на потолок, повернись на правый бок,
Глазки быстро закрывай и бай-бай, бай-бай, бай-бай.
Про обезьянку — Борис Житков, читать онлайн
Время чтения: 23 мин.
Мне было двенадцать лет, и я учился в школе. Раз на перемене подходит ко мне товарищ мой Юхименко и говорит:
— Хочешь, я тебе обезьянку дам?
Я не поверил — думал, он мне сейчас штуку какую-нибудь устроит, так что искры из глаз посыплются, и скажет: вот это и есть «обезьянка». Не таковский я.
— Ладно, — говорю, — знаем.
— Нет, — говорит, — в самом деле. Живую обезьянку. Она хорошая. Её Яшкой зовут. А папа сердится.
— На кого?
— Да на нас с Яшкой. Убирай, говорит, куда знаешь. Я думаю, что к тебе всего лучше.
После уроков пошли мы к нему. Я всё ещё не верил. Неужели, думал, живая обезьянка у меня будет? И всё спрашивал, какая она. А Юхименко говорит:
— Вот увидишь, не бойся, она маленькая.
Действительно, оказалась маленькая. Если на лапки встанет, то не больше полуаршина. Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных. На ней был надет синий жилет.
Юхименко закричал:
— Яшка, Яшка, иди, что я дам!
И засунул руку в карман. Обезьянка закричала: «Ай! ай!» — и в два прыжка вскочила Юхименке на руки. Он сейчас же сунул её в шинель, за пазуху.
— Идём, — говорит.
Я глазам своим не верил. Идём по улице, несём такое чудо, и никто не знает, что у нас за пазухой.
Дорогой Юхименко мне говорил, чем кормить.
— Всё ест, всё давай. Сладкое любит. Конфеты — беда! Дорвётся непременно обожрётся. Чай любит жидкий и чтоб сладкий был. Ты ей внакладку. Два куска. Вприкуску не давай: сахар сожрёт, а чай пить не станет.
Я всё слушал и думал: я ей и трёх кусков не пожалею, миленькая такая, как игрушечный человек. Тут я вспомнил, что и хвоста у ней нет.
— Ты, — говорю, — хвост ей отрезал под самый корень?
— Она макака, — говорит Юхименко, — у них хвостов не растёт.
Пришли мы к нам домой. Мама и девочки сидели за обедом. Мы с Юхименкой вошли прямо в шинелях.
Я говорю:
— А кто у нас есть!
Все обернулись. Юхименко распахнул шинель. Никто ещё ничего разобрать не успел, а Яшка как прыгнет с Юхименки маме на голову; толкнулся ножками и на буфет. Всю причёску маме осадил.
Все вскочили, закричали:
— Ой, кто, кто это?
А Яшка уселся на буфет и строит морды, чавкает, зубки скалит.
Юхименко боялся, что сейчас ругать его будут, и скорей к двери. На него и не смотрели — все глядели на обезьянку. И вдруг девочки все в один голос затянули:
— Какая хорошенькая!
А мама всё прическу прилаживала.
— Откуда это?
Я оглянулся. Юхименки уже нет. Значит, я остался хозяином. И я захотел показать, что знаю, как с обезьянкой надо. Я засунул руку в карман и крикнул, как давеча Юхименко:
— Яшка, Яшка! Иди, я тебе что дам!
Все ждали. А Яшка и не глянул — стал чесаться меленько и часто чёрной лапочкой.
До самого вечера Яшка не спускался вниз, а прыгал по верхам: с буфета на дверь, с двери на шкаф, оттуда на печку.
Вечером отец сказал:
— Нельзя её на ночь так оставлять, она квартиру вверх дном переворотит.
И я начал ловить Яшку. Я к буфету — он на печь. Я его оттуда щёткой он прыг на часы.
Качнулись часы и стали. А Яшка уже на занавесках качается. Оттуда — на картину — картина покосилась, — я боялся, что Яшка кинется на висячую лампу.
Но тут уже все собрались и стали гоняться за Яшкой. В него кидали мячиком, катушками, спичками и наконец загнали в угол.
Яшка прижался к стене, оскалился и защёлкал языком — пугать начал. Но его накрыли шерстяным платком и завернули, запутали.
Яшка барахтался, кричал, но его скоро укрутили так, что осталась торчать одна голова. Он вертел головой, хлопал глазами, и казалось, сейчас заплачет от обиды.
Не пеленать же обезьяну каждый раз на ночь! Отец сказал:
— Привязать. За жилет и к ножке, к столу.
Я принёс верёвку, нащупал у Яшки на спине пуговицу, продел верёвку в петлю и крепко завязал. Жилет у Яшки на спине застёгивался на три пуговки. Потом я поднёс Яшку, как он был, закутанного, к столу, привязал верёвку к ножке и только тогда размотал платок.
Ух, как он начал скакать! Но где ему порвать верёвку! Он покричал, позлился и сел печально на полу.
Я достал из буфета сахару и дал Яшке. Он схватил чёрной лапочкой кусок, заткнул за щёку. От этого вся мордочка у него скривилась.
Я попросил у Яшки лапу. Он протянул мне свою ручку.
Тут я рассмотрел, какие на ней хорошенькие чёрные ноготки. Игрушечная живая ручка! Я стал гладить лапку и думаю: совсем как ребёночек. И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапку — раз — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. Вот и ребёночек!
Но тут меня погнали спать.
Я хотел Яшку привязать к своей кровати, но мне не позволили. Я всё прислушивался, что Яшка делает, и думал, что непременно ему надо устроить кроватку, чтоб он спал, как люди, и укрывался одеяльцем. Голову бы клал на подушечку. Думал, думал и заснул.
Утром вскочил — и, не одеваясь, к Яшке. Нет Яшки на верёвке. Верёвка есть, на верёвке жилет привязан, а обезьянки нет. Смотрю, все три пуговицы сзади расстёгнуты. Это он расстегнул жилет, оставил его на верёвке, а сам драла. Я искать по комнате. Шлёпаю босыми ногами. Нигде нет. Я перепугался. А ну как убежал? Дня не пробыл, и вот на тебе! Я на шкафы заглядывал, в печку — нигде. Убежал, значит, на улицу. А на улице мороз — замёрзнет, бедный! И самому стало холодно. Побежал одеваться. Вдруг вижу, в моей же кровати что-то возится. Одеяло шевелится. Я даже вздрогнул. Вот он где! Это ему холодно на полу стало, он удрал и ко мне на кровать. Забился под одеяло. А я спал и не знал. Яшка спросонья не дичился, дался в руки, и я напялил на него снова синий жилет.
Когда сели пить чай, Яшка вскочил на стол, огляделся, сейчас же нашёл сахарницу, запустил лапу и прыг на дверь. Он прыгал так легко, что, казалось, летает, не прыгает. На ногах у обезьяны пальцы, как на руках, и Яшка мог хватать ногами. Он так и делал. Сидит, как ребёнок, на руках у кого-нибудь и ручки сложил, а сам ногой со стола тянет что-нибудь.
Стащит ножик и ну с ножом скакать. Это чтобы у него отнимали, а он будет удирать. Чай Яшке дали в стакане. Он обнял стакан, как ведро, пил и чмокал. Я уж не пожалел сахару.
Когда я ушёл в школу, я привязал Яшку к дверям, к ручке. На этот раз обвязал его вокруг пояса веревкой, чтобы уж не мог сорваться. Когда я пришёл домой, то из прихожей увидал, чем Яшка занимается. Он висел на дверной ручке и катался на дверях, как на карусели. Оттолкнётся от косяка и едет до стены. Пихнёт ножкой в стену и едет назад.
Когда я сел готовить уроки, я посадил Яшку на стол. Ему очень нравилось греться около лампы. Он дремал, как старичок на солнышке, покачивался и, прищурясь, глядел, как я тыкаю пером в чернила. Учитель у нас был строгий, и я чистенько написал страницу. Промокать не хотелось, чтобы не испортить. Оставил сохнуть. Прихожу и вижу: сидит Яков на тетради, макает пальчик в чернильницу, ворчит и выводит чернильные вавилоны по моему писанию. Ах ты, дрянь! Я чуть не заплакал с горя. Бросился на Яшку. Да куда! Он на занавески — все занавески чернилами перепачкал. Вот оно почему Юхименкин папа на них с Яшкой сердился…
Но раз и мой папа рассердился на Яшку. Яшка обрывал цветы, что стояли у нас на окнах. Сорвёт лист и дразнит. Отец поймал и отдул Яшку. А потом привязал его в наказанье на лестнице, что вела на чердак. Узенькая лесенка. А широкая шла из квартиры вниз.
Вот отец идёт утром на службу. Почистился, надел шляпу, спускается по лестнице. Хлоп! Штукатурка падает. Отец остановился, стряхнул со шляпы. Глянул вверх — никого. Только пошёл — хлоп, опять кусок извёстки прямо на голову. Что такое?
А мне сбоку было видно, как орудовал Яшка. Он наломал от стенки извёстки, разложил по краям ступенек, а сам прилёг, притаился на лестнице, как раз у отца над головой. Только отец пошёл, а Яшка тихонечко толк ножкой штукатурку со ступеньки и так ловко примерил, что прямо отцу на шляпу, — это он ему мстил за то, что отец вздул его накануне.
Но когда началась настоящая зима, завыл ветер в трубах, завалило окна снегом, Яшка стал грустным. Я его всё грел, прижимал к себе. Мордочка у Яшки стала печальная, обвисшая, он подвизгивал и жался ко мне. Я попробовал сунуть его за пазуху, под куртку. Яшка сейчас же там устроился: он схватился всеми четырьмя лапками за рубаху и так повис, как приклеился. Он так и спал там, не разжимая лап. Забудешь другой раз, что у тебя живой набрюшник под курткой, и обопрёшься о стол. Яшка сейчас лапкой заскребёт мне бок: даёт мне знать, чтоб осторожней.
Вот раз в воскресенье пришли в гости девочки. Сели завтракать. Яшка смирно сидел у меня за пазухой, и его совсем не было заметно. Под конец раздали конфеты. Только я стал первую разворачивать, вдруг из-за пазухи, прямо из моего живота, вытянулась мохнатая ручка, ухватила конфету и назад. Девочки взвизгнули от страха. А это Яшка услышал, что бумагой шелестят, и догадался, что едят конфеты. А я девочкам говорю: «Это у меня третья рука; я этой рукой прямо в живот конфеты сую, чтоб долго не возиться». Но уж все догадались, что это обезьянка, и из-под куртки слышно было, как хрустит конфета: это Яшка грыз и чавкал, как будто я животом жую.
Яшка долго злился на отца. Примирился Яшка с ним из-за конфет. Отец мой как раз бросил курить и вместо папирос носил в портсигаре маленькие конфетки. И каждый раз после обеда отец открывал тугую крышку портсигара большим пальцем, ногтем, и доставал конфетки. Яшка тут как тут: сидит на коленях и ждёт — ёрзает, тянется. Вот отец раз и отдал весь портсигар Яшке; Яшка взял его в руку, а другой рукой, совершенно как мой отец, стал подковыривать большим пальцем крышку. Пальчик у него маленький, а крышка тугая и плотная, и ничего не выходит у Яшеньки. Он завыл с досады. А конфеты брякают. Тогда Яшка схватил отца за большой палец и его ногтем, как стамеской, стал отковыривать крышку. Отца это рассмешило, он открыл крышку и поднёс портсигар Яшке. Яшка сразу запустил лапу, награбастал полную горсть, скорей в рот и бегом прочь. Не каждый же день такое счастье!
Был у нас знакомый доктор. Болтать любил — беда. Особенно за обедом. Все уж кончили, у него на тарелке всё простыло, тогда он только хватится поковыряет, наспех глотнёт два куска:
— Благодарю вас, я сыт.
Вот раз обедает он у нас, ткнул вилку в картошку и вилкой этой размахивает — говорит. Разошёлся — не унять. А Яша, вижу, по спинке стула поднимается, тихонько подкрался и сел у доктора за плечом. Доктор говорит:
— И понимаете, тут как раз… — И остановил вилку с картошкой возле уха — на один момент всего. Яшенька лапочкой тихонько за картошку и снял её с вилки — осторожно, как вор.
А доктор дальше:
— И представьте себе… — И тык пустой вилкой себе в рот. Сконфузился думал, стряхнул картошку, когда руками махал, оглядывается. А Яшки уж нет сидит в углу и прожевать картошку не может, всю глотку забил.
Доктор сам смеялся, а всё-таки обиделся на Яшку.
Яшке устроили в корзинке постель: с простыней, одеяльцем, подушкой. Но Яшка не хотел спать по-человечьи: всё наматывал на себя клубком и таким чучелом сидел всю ночь. Ему сшили платьице, зелёненькое, с пелеринкой, и стал он похож на стриженую девочку из приюта.
Вот раз я слышу звон в соседней комнате. Что такое? Пробираюсь тихонько и вижу: стоит на подоконнике Яшка в зелёном платьице, в одной руке у него ламповое стекло, а в другой — ёжик, и он ёжиком с остервенением чистит стекло. В такую ярость пришёл, что не слыхал, как я вошёл. Это он видел, как стёкла чистили, и давай сам пробовать.
А то оставишь его вечером с лампой, он отвернёт огонь полным пламенем лампа коптит, сажа летает по комнате, а он сидит и рычит на лампу.
Беда стало с Яшкой, хоть в клетку сажай! Я его и ругал и бил, но долго не мог на него сердиться. Когда Яшка хотел понравиться, он становился очень ласковым, залезал на плечо и начинал в голове искать. Это значит, он вас уже очень любит.
Надо ему выпросить что-нибудь — конфет там или яблоко, — сейчас залезет на плечо и заботливо начинает лапками перебирать в волосах: ищет и ноготком поскрёбывает. Ничего не находит, а делает вид, что поймал зверя: выкусывает с пальчиков чего-то.
Вот раз пришла к нам в гости дама. Она считала, что она раскрасавица. Разряженная. Вся так шёлком и шуршит. На голове не причёска, а прямо целая беседка из волос накручена — в завитках, в локончиках. А на шее, на длинной цепочке, зеркальце в серебряной оправе.
Яшка осторожно к ней по полу подскочил.
— Ах, какая обезьянка миловидная! — говорит дама. И давай зеркальцем с Яшкой играть.
Яшка поймал зеркальце, повертел — прыг на колени к даме и стал зеркальце на зуб пробовать.
Дама отняла зеркальце, зажала в руке. А Яшке хочется зеркало получить. Дама погладила небрежно Яшку перчаткой и потихоньку спихивает с колен. Вот Яшка и решил понравиться, подольститься к даме. Прыг ей на плечо. Крепко ухватился за кружева задними лапками и взялся за причёску. Раскопал все завитки и стал искать.
Дама покраснела.
— Пошёл, пошёл! — говорит.
Не тут-то было! Яшка ещё больше старается: скребёт ноготками, зубками щёлкает.
Дама эта всегда против зеркала садилась, чтоб на себя полюбоваться, и видит в зеркале, что взлохматил её Яшка, — чуть не плачет. Я двинулся на выручку. Куда там! Яшка вцепился что было силы в волосы и на меня глядит дико. Дама дёрнула его за шиворот, и своротил ей Яшка причёску. Глянула на себя в зеркало — чучело чучелом. Я замахнулся, спугнул Яшку, а гостья наша схватилась за голову и — в дверь.
— Безобразие, — говорит, — безобразие! — И не попрощалась ни с кем.
«Ну, — думаю, — держу до весны и отдам кому-нибудь, если Юхименко не возьмёт. Уж столько мне попадало за эту обезьянку!»
И вот настала весна. Потеплело. Яшка ожил и ещё больше проказил. Очень ему хотелось на двор, на волю. А двор у нас был огромный, с десятину. Посреди двора был сложен горой казённый уголь, а вокруг склады с товаром. И от воров сторожа держали на дворе целую свору собак. Собаки большие, злые. А всеми собаками командовал рыжий пёс Каштан. На кого Каштан зарычит, на того все собаки бросаются. Кого Каштан пропустит, и собаки не тронут. А чужую собаку бил Каштан с разбегу грудью. Ударит, с ног собьёт и стоит над ней, рычит, а та уж и шелохнуться боится.
Я посмотрел в окно — вижу, нет собак во дворе. Дай, думаю, пойду, выведу Яшеньку погулять первый раз. Я надел на него зелёненькое платьице, чтобы он не простудился, посадил Яшку к себе на плечо и пошёл. Только я двери раскрыл, Яшка — прыг наземь и побежал по двору. И вдруг, откуда ни возьмись, вся стая собачья, и Каштан впереди, прямо на Яшку. А он, как зелёненькая куколка, стоит маленький. Я уж решил, что пропал Яшка, — сейчас разорвут. Каштан сунулся к Яшке, но Яшка повернулся к нему, присел, прицелился. Каштан стал за шаг от обезьянки, оскалился и ворчал, но не решался броситься на такое чудо. Собаки все ощетинились и ждали, что Каштан.
Я хотел броситься выручать. Но вдруг Яшка прыгнул и в один момент уселся Каштану на шею. И тут шерсть клочьями полетела с Каштана. По морде и глазам бил Яшка, так что лап не видно было. Взвыл Каштан, и таким ужасным голосом, что все собаки врассыпную бросились. Каштан сломя голову пустился бежать, а Яшка сидит, вцепился ногами в шерсть, крепко держится, а руками рвёт Каштана за уши, щиплет шерсть клочьями. Каштан с ума сошёл: носится вокруг угольной горы с диким воем. Раза три обежал Яшка верхом вокруг двора и на ходу спрыгнул на уголь. Взобрался не торопясь на самый верх. Там была деревянная будка; он влез на будку, уселся и стал чесать себе бок как ни в чём не бывало. Вот, мол, я — мне нипочём!
А Каштан — в ворота от страшного зверя.
С тех пор я смело стал выпускать Яшку во двор: только Яшка с крыльца все собаки в ворота. Яшка никого не боялся.
Приедут во двор подводы, весь двор забьют, пройти негде. А Яшка с воза на воз перелетает. Вскочит лошади на спину — лошадь топчется, гривой трясёт, фыркает, а Яшка не спеша на другую перепрыгивает. Извозчики только смеются и удивляются:
— Смотри, какая сатана прыгает. Ишь ты! У-ух!
А Яшка — на мешки. Ищет щёлочки. Просунет лапку и щупает, что там. Нащупает, где подсолнухи, сидит и тут же на возу щёлкает. Бывало, что и орехи нащупает Яшка. Набьёт за щёки и во все четыре руки старается нагрести.
Но вот нашёлся у Якова враг. Да какой! Во дворе был кот. Ничей. Он жил при конторе, и все его кормили объедками. Он разжирел, стал большой, как собака. Злой был и царапучий.
И вот раз под вечер гулял Яшка по двору. Я его никак не мог дозваться домой. Вижу, вышел на двор котище и прыг на скамью, что стояла под деревом. Яшка, как увидел кота, — прямо к нему. Присел и идёт не спеша на четырёх лапах. Прямо к скамье и глаз с кота не спускает. Кот подобрал лапы, спину нагорбил, приготовился. А Яшка всё ближе ползёт. Кот глаза вытаращил, пятится. Яшка на скамью. Кот всё задом на другой край, к дереву. У меня сердце замерло. А Яков по скамье ползёт на кота. Кот уж в комок сжался, подобрался весь. И вдруг — прыг, да не на Яшку, а на дерево. Уцепился за ствол и глядит сверху на обезьянку. А Яшка всё тем же ходом к дереву. Кот поцарапался выше — привык на деревьях спасаться. А Яшка на дерево, и всё не спеша, целится на кота чёрными глазками. Кот выше, выше, влез на ветку и сел с самого краю. Смотрит, что Яшка будет делать. А Яков по той же ветке ползёт, и так уверенно, будто он сроду ничего другого не делал, а только котов ловил. Кот уж на самом краю, на тоненькой веточке еле держится, качается. А Яков ползёт и ползёт, цепко перебирая всеми четырьмя ручками. Вдруг кот прыг с самого верху на мостовую, встряхнулся и во весь дух прочь без оглядки. А Яшка с дерева ему вдогонку: «Йау, йау», — каким-то страшным, звериным голосом — я у него никогда такого не слышал.
Теперь уж Яков стал совсем царём во дворе. Дома он уж есть ничего не хотел, только пил чай с сахаром. И раз так на дворе изюму наелся, что еле-еле его отходили. Яшка стонал, на глазах слезы, и на всех капризно смотрел. Всем было сначала очень жалко Яшку, но когда он увидел, что с ним возятся, стал ломаться и разбрасывать руки, закидывать голову и подвывать на разные голоса. Решили его укутать и дать касторки. Пусть знает!
А касторка ему так понравилась, что он стал орать, чтобы ему ещё дали. Его запеленали и три дня не пускали на двор.
Яшка скоро поправился и стал рваться на двор. Я за него не боялся: поймать его никто не мог, и Яшка целыми днями прыгал по двору. Дома стало спокойнее, и мне меньше влетало за Яшку. А как настала осень, все в доме в один голос:
— Куда хочешь убирай свою обезьянку или сажай в клетку, а чтоб по всей квартире эта сатана не носилась.
То говорили, какая хорошенькая, а теперь, думаю, сатана стала. И как только началось ученье, я стал искать в классе, кому бы сплавить Яшку. Подыскал наконец товарища, отозвал в сторону и сказал:
— Хочешь, я тебе обезьянку подарю? Живую.
Не знаю уж, кому он потом Яшку сплавил. Но первое время, как не стало Яшки в доме, я видел, что все немного скучали, хоть признаваться и не хотели.
Тема: Б.Житков «Про обезьянку».
Задачи урока: $
-
познакомить с рассказом Б.Житкова; обучать составлению сжатого пересказа; учить приёмам, способствующим выразительному чтению;
-
расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся
-
прививать интерес к чтению;
-
воспитывать бережное отношение к природе.$
Оборудование: презентация.
Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова; расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся.
Ход урока.
1. Организационный момент. Пятиминутка чтения.
— Из какого раздела мы читали произведение? («Люби живое»)
2. Речевая разминка.
$— Прочитайте стихотворение про себя. Подготовьтесь к речевой разминке.
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя
Чтение стихотворения.
— Как вы понимаете эти строки?
— О каких зверях внутри себя говорит автор? (Эт$о человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень…)
— К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает)
— Прочитайте медленно
— Прочитайте быстро
— Прочитайте выразительно.
Игра « Хлопни».
Я буду называть различные слова. Как только я назову животное, вы должны хлопнуть, при произнесение других слов, хлопать нельзя. Мы узнаем, кто из вас оказался самым внимательным.
( Слон, камень, стол, мышка, кошка, цветок, машина, киска, миска, рысь, звезда, лиса, ленивец, обезьяна, макака).
$3. Проверка домашнего задания.
Формирование новых знаний.
4. Подготовка к восприятию учащихся к изучению нового материала.
– Сегодня мы познакомимся еще с одной обезьянкой. А рассказал о ней Борис Ст$епанович Житков.
Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность так замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.
— Рассматривание выставки книг, рассматривание портрета.$
Игротека.
-Выбери животных, которых можно встретить зимой:
Муравей, лягушка, медведь, ёж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.
-Рассели животных: белку , медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка– по домикам:
Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.
Составьте слова из рассыпанных слогов.
Вы узнаете, кто герой рассказа:
$БЕЗЬЯНОКА — обезьянка,
ЛЬШМАК – мальчик.
— Попробуйте догадаться, о чём будет рассказ?
$- Что вы знаете про обезьян?
Питаются обезьянки в основном растительной пищей. Передвигаются на четырёх конечностях, опираясь на тыльные стороны ладоней. При возбуждении и угрозе часто припадает на задние конечности.
Продолжительность жизни составляет 35 — 40 лет.
Словарная работа.
— Прочитайте рассказ и скажите, какие сложные слова встретились.
Работа со словами:
Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки.
Как нужно кушать, вести себя за столом?
Глядел, прищурясь… — покажите как это? Когда человек щурится?
$( Когда устают глаза)
Чтобы наши глаза отдохнули, сделаем гимнастику для глаз «Филин».
Перо и чернила — раньше не было ручек и писали перьями , чернила( как краски) брали из баночки.( Показ картинки).
Вавилоны — кривые линии.
Обвисшая морда — (показ на картинке мордочки макаки)
За пазуху — под$ рубаху
Набрюшник под курткой – брюхо — это живот.
Заскреб (показ детьми).
Сконфузился — застеснялся.
Сатана — ругательное слово, в речи употреблять не надо.
5. Знакомство с рассказом Б.Житкова
— Чтение 1 и 2 частей.
Беседа о повадках обезьянки.
— Каковы по размеру обезьянки- макаки?
— Опиши$ поведение этих животных.
— Как они живут в природе группами или в одиночку?
— Чем питаются?
6. Беседа по содержанию рассказа Б. Житкова « Про обезьянку».
— Понравилась ли вам эта часть рассказа?
$— Что именно вам понравилось?
-От чьего имени ведётся рассказ?
— Как обезьянка оказалась у мальчика?
— Как звали обезьянку?
— Какие неприятности она приносила домочадцам?
— Как хозяева решили приручить обезьянку?$
— Почему она так себя вела?
Чтение 2 части рассказа детьми.
— Что произошло во время чаепития?
— Что мальчик сделал с Яшкой, когда ушел в школу?
— Как себя вел Яшка, когда мальчик делал уроки?
— Как чувствовал себя Яшка в зимнее время? Почему?
— Как разыгрывал мальчик своих друзей?
— Как Яшка вел себя при гостях?
— Почему невозможно стало держать Яшку в доме?
Работа над выразительным чтением.
Прочитайте и скажите, какое настроение испытывал хозяин обезьянки. ( Жалость, обида, $гордость, страх, восхищение, грусть, радость, удивление.)
Прочитайте отрывки, передавая различное настроение мальчика
7. Домашнее задание: ,читать выразительно.
8. Итог урока.
— Хотелось бы вам иметь такую обезьянку?
$— Как вы думаете, справитесь ли вы с ней?
9.Рефлексия.
Написать синквейн со словом обезьяна.