Сказка про норку лисы ларисы

Восточнославянская народная сказка колобок известна каждому, но что же на самом деле она означает? у михаила задорнова, который старался понять

Восточнославянская народная сказка «Колобок» известна каждому, но что же на самом деле она означает? У Михаила Задорнова, который старался понять сакральный смысл сказок, есть объяснение этой на вид очень простой, но удивительной истории, которую дети слушают с замиранием сердца, сразу бессознательно проникаясь сюжетом.

Задорнов начинает с того, что древнеславянское слово КОЛО на многих древних языках индоевропейской группы означает солнце. А на боку от солнца, вращаясь вокруг него, появилась новая планета, то есть наша Земля. Испекли же её дедка с бабкой, что означает две мощнейшие божественные энергии, дающие начало всему живому в мире: инь и ян.

Дальше колобок сбежал от дедки с бабкой — можно сказать, что он ушёл от Бога, а если ещё точнее — люди перестали верить в Создателя. Далее следует путешествие Колобка по лесной тропинке, где каждый из встретившихся на пути зверей пытается съесть его.

Исследователь русской культуры и истории славянства, Михаил Задорнов перечисляет такие качества, как ненависть, агрессия, эгоизм и т. д. Можно рассматривать каждый персонаж отдельно, но это не самое главное, ведь никому не удалось съесть Колобка, кроме лисы. Что же в иносказательном смысле означает лиса? Задорнов считает, что это «торгаши», именно те люди, которые за деньги готовы продать всё и всех.


Колобок — это всего лишь метафора для образного мышления древних русских людей. Восприятие их было столь богато, что нам и не снилось, мыслили они более образно и сакрально, чем нам пытаются сегодня представить.

Вариантов сказки «Колобок» у древних славян было несколько.

Одна из них — это движение месяца по небосклону, начиная от полнолуния в чертоге Раса (священный белый леопард) до новолуния в чертоге Лисы. Замес Колобка происходит в чертоге Девы и Раса, что примерно соответствует созвездиям Девы и Льва.

Начиная с чертога Вепря, месяц идёт на убыль, и далее каждое созвездие, которое древние называли чертогом — Лебедя, Ворона, Медведицы — уменьшает Колобка, и в чертоге Лисы уже почти ничего не остаётся, Земля полностью закрывает Месяц от Солнца.

Такая версия сохранилась в собрании русских народных сказов Владимира Даля. КОЛО — это круг, а БОК — это бок всего лишь одной небесной сферы, которых на Небесах видимо-невидимо. Просто мы видим бок одного какого-то круга, который сам тоже ходит по кругу.

Три ведические сказки про то, что запечатано в Колобке

Кто рассказывал сказки? Наши деды же и рассказывали. Фото: Скриншот/youtube.com

Итак, сказка «Колобок»

Попросил Тарх Перунович Дживу: «Создай Колобок!» и Она по Сварожьим Сусекам поскребла, по чертожьим амбарам помела, слепила колобок и положила на окно Чертога Рады.

И засиял Колобок и покатился по Перунову пути (галактика Млечный путь). Катился-катился Колобок и докатился до чертога Вепря, и откусил Вепрь от него кусочек. Колобок покатился дальше и докатился до чертога Лебедя, который тоже отклевал от него кусочек. Потом в чертоге Ворона лишился ещё одного кусочка.

Дальше в чертоге Медведя (созвездие Большой Медведицы) очень сильно досталось Колобку, в следующем чертоге Волка осталось от Колобка уже только половина, а когда он докатился до чертога Лисы, она его доела.

А вот ещё одна удивительная сказка про Колобка, которая рассказывает о формировании человека, его образа и Души. Развитию самого человека способствуют дед с бабкой, и к 14-18 годам полностью формируются два образа Души, поэтому дед с бабкой уже дают волю Колобку, положив его студиться на окошко.

А дальше он вступает в новую жизнь, и ему предстоит много узнать, преодолеть много страхов — это и есть первое испытание на пути. При этом тот, кто поборол их, тот и сбежал от зайца, но многие люди застревают в своих страхах, не позволяя сформироваться полноценной личности.

Заяц олицетворяет слабость и трусость. Только пройдя испытание страхом и научившись контролировать свои эмоции, формируется третий образ Души, и человек вступает в следующую стадию развития. Волк олицетворяет силу и мужество, встречу с сильным соперником, то есть человеку понадобится сила и разум для преодоления такого большого препятствия. В народе говорят про волка в овечьей шкуре, про волчью хватку и т. д.

После прохождения четвёртого испытания формируется ещё одно духовное тело Силы. Что же представляет собой медведь? Он словно входил в состояние смерти, а потом оживал.

У древних славян был обряд захоронения заживо, а потом человека откапывали, и он оживал. У йогов это состояние достигается естественным путём, йога можно закопать на несколько дней, он достигает глубокого состояния созерцания. Это трудный процесс, но необходимый, при котором формируется ещё одно пятое духовное тело человека.

После прохождения чертога Медведя появляется мудрость, ловкость и хитрость Лисы, так думали древние славяне, считая, что при этом формируется шестое Духовное тело. Когда удастся овладеть всеми этими качествами и легко контролировать их, это означает, что все семь Душ прошли полную закалку и готовы к следующему этапу — восхождению Человека. О самосовершенствовании человеческого тела и духа говорилось во многих древних культурах, не только в древнеславянской.

Каждый народ имеет подобные сказки, которые скорее являются уроками жизни. Кстати, слово «урок» произошло от слова рок (судьба, предназначение). Каждый получает уроки жизни, чтобы исполнить своё предназначение.

  • Все в их семье было хорошо, только об одном мама просила лисенка: не ходить одному в лес. Однажды, когда мама Лиса была занята домашними делами, лисенок играл во дворе возле дома и вдруг заскучал. День был погожий, на небе ярко светило солнце, и хотелось гулять. Лисенок взглянул в сторону леса и увидел вдалеке большой и красивый гриб боровик. Он сразу же подумал о том, какой вкусный суп мама может из него сварить. И решил, что если быстро за ним сбегает, то ничего плохого не случится, и мама даже не заметит.
    Он тихонько встал, вышел за калитку и пошел в лес. Маленький лисенок напевал какую-то песенку, у него было хорошее настроение. Подойдя к грибу, он его сорвал и тут же облизнулся. Перед глазами возникла тарелка ароматного грибного супа. Но тут он увидел чуть поодаль еще один красивый боровик. И в его воображении возникла уже большая кастрюля супа. Лисенок побежал за вторым грибом. Сорвав его, он заметил третий. Малыш очень обрадовался такой удаче.
    Спустя какое-то время, у лисенка в руках было уже много грибов и он решил, что теперь их хватит и на суп, и на жаркое. Вот мама его похвалит. Но когда он обернулся вокруг, то понял, что заблудился. Лисенок испугался и заплакал. Не зря мама говорила, чтоб в лес один не ходил.
    Мама Лиса увидела, что малыша нет во дворе и запереживала. Она звала-звала, но никто не отвечал. Тогда мама попросила знакомую сороку поискать сыночка с высоты. Та полетела и вскоре нашла его в лесу. Когда сорока вывела лисенка из лесу, он растерял все грибы, был измазан в земле и заплакан. Хорошо, что в этот раз ничего страшного не случилось, но слушаться маму надо обязательно!

  • На уроках литературы  большой интерес у учащихся 5-6 классов вызывает такой вид работы, как написание сочинения. Учащимся нравится составлять собственные высказывания на заданную тему. Создание прозаического текста  способствует развитию устной и письменной речи . Сочинение передает ход собственных соображений пишущего, его отношение к окружающему, к людям, животным, к явлениям, действиям и впечатлению от них.
    При написании сочинения выявляются способности ученика, его интеллект, осведомленность по данной теме. Ниже приводятся работы моих учеников, созданные после изучения темы «Сказки о животных».
    Егорова Полина, 5 «Б»
    Волшебная палочка.
    Жили – были два мышонка Однажды на прогулке нашли они волшебную палочку. Мышата решили её проверить, взмахнули палочкой и попросили сыра. И тот час же на пеньке появился большой кусок сыра. Обрадовались мышата! Взяли палочку себе. Стали жить – поживать, да добра наживать.
    Однажды проснулись мышата, а палочки нет! Стали её искать. А тем временем хитрый крысёнок украл волшебную палочку себе в норку. Стал палочку трясти и сыра просить, но палочка не работает. Разозлился крысёнок и выбросил волшебную палочку. Мышата догадались, кто украл палочку, пошли к крысёнку и подобрали волшебную палочку возле дома крысёнка. Ворованная волшебная палочка не исполняла желания.
    Не бери того, что тебе не принадлежит.
    Курчанова В.5Б
    Как лиса и заяц мудрости научились.
    Встретились как-то лиса и заяц. Видит заяц, тащит лиса в своей пасти рыбу. Спрашивает заяц:
    -Где рыбу взяла? Украла ,небось ,опять!?
    -Да, у дедки с бабкой стащила. Старые, не замечают, как я рыбку-то таскаю! -с хитрой ухмылкой сказала лиса.
    -Ух, ты! А морковь у них есть?- с восхищением спросил заяц.
    -Да целая грядка!
    -Думаю, не жалко им пару-тройку будет.
    Вдруг подлетает к ним старый ворон.
    -Пару-тройку не жалко. А вот если увлечёшься, то заметят. Не хорошо это, чужое брать!
    Никто не послушал ворона. Так и разошлись по обе стороны.
    Вот как-то захотелось зайцу есть, а нечего, и вспомнил про бабку с дедкой, и пошёл к ним в огород.
    Взял заяц одну  морковку, вторую, третью…И сам не заметил, как всё съел. Видит, бабка с дедкой выходят. Увидели они, что морковь всю съели, и заплакали, загрустили.
    Стыдно стало зайцу, и пошёл он к ворону. Пока шёл он к ворону, лису встретил, и сказал, что о поступке их думает. Лисе тоже стыдно стало, и вместе они к ворону пошли.
    -Что нам делать?- спрашивают они у мудрого ворона.
    -Уже ничего,- ответил им ворон. – Впредь думать будете, прежде чем что-то делать!
    Надолго они запомнили свой урок. И прежде чем сказать  что-нибудь или сделать, как следует всё обдумывают.
    Еремина Лиля 5Б
    Кот и Мышонок
    Встретились как-то раз Кот и Мышонок. Кот уж нацелился на Мышонка, а тот заметил Кота и бежит на утёк от него. Загнал Кот Мышонка в угол, а Мышонок и говорит:
    – Не ешь меня, мне больно, лапка у меня болит.
    Знает Кот, что такое боль, у самого тоже было. Пожалел он Мышонка, и на этом подружились они и дружили так до конца своих дней.
    Ведь силен не тот, кто слабого обидел, а тот, кто помог ему и пожалел.
    Кристова Полина 5А
    Ворона и синица.
    Жили были ворона и синица.  И как то посчастливилось синице найти и украсть бусы у               барыни. Вот села она на ветку и любуется. А тут и ворона прилетела, и принесла себе и деткам сыр.    Увидела бусы и говорит : «Ой, какие бусы, да какие новые, красивые, поменяй ты мне их на мой сыр.»
    Ну думает синица: «Зачем мне бусы?» – и отдала их вороне за сыр.
    – А где ты их взяла?
    – Да там, у барыни подобрала.
    И полетела ворона за новыми драгоценностями. А синица за едой.
    И вот наступила зима. У вороны все гнездо было в драгоценностях, а у синицы было много запасов. Как то раз гуляла барыня в лесу, увидела свои драгоценности, и забрала себе. Прилетела ворона, видит – нет ничего, и пришлось ей умирать от холода, пока синица жила в тепле и сытости.
    Русакова Инна 5А
    Лисички
    Жили были две лисицы-сестрицы. Поспорили как-то они ,у кого дом лучше получится… Построили сначала из кирпича да из камня. Ходили -ходили друг к другу в гости да все завидовали. Начали перестраивать. Построили дом соломенный и из листьев. Ходили друг  к другу в гости да опять начали завидовать… В конце концов, когда наступили холода, построили они себе дома из снега да изо льда. Уж не пускали они друг друга к себе- то в гости. Так и замерзли они порознь в своих ледяных домах.

  • Сочинение сказки 5 класс
    1 Повторение изученного, подготовка к сочинению сказки.
    – Что такое сказка?
    – Из каких частей она состоит?
    – Что обязательно должно быть в сказке?
    – Какие типы сказок вы знаете?
    – Какие вам больше нравятся и почему?
    – Кто сочинял сказки, которые мы изучили?
    – Трудно ли быть сочинителем?
    – Сочиняли ли вы когда-нибудь сказки?
    4. Постановка цели и задач урока
    Зная законы композиции сказок, их художественные особенности, мы сегодня будем учиться созданию авторских сказок.
    5. Работа над темой урока
    1. Беседа с элементами поисковой работы
    – С чего нужно начать сочинять сказки? (С выбора её типа, темы.)
    Тип сказки: мы будем сочинять сказку о животных, тема сказки
    – С чего начинается сказка?
    – Найдите, зачитайте и выпишите зачины сказок.
    – Жил себе…
    – Жили-были старик со старухой…
    – Однажды…
    – В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну, в тёплые лета…
    – В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…
    – Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудесные…
    2.В сказках есть устойчивые выражения, которые употребляются в определённых местах:
    1) шёл он долго ли, коротко ли… — когда герой путешествует;
    2) ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать… — при описании красавицы.
    3.Концовка сказки обычно бывает счастливая: зло уничтожают или наказывают. Найдите в сказках и зачитайте традиционные концовки.
    – Вот, видишь, как бывает оно на свете.
    – Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
    – И стали они в добре поживать, лиха не знать.
    – И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.
    – Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили,
    в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.
    – …и теперь живёт, хлеб жуёт.
    Язык сказки народный. Встречаются повторы, постоянные красоч-ные выражения.
    5. Запись плана работы
    План работы над собственной сказкой
    1. Выбрать тип и тему сказки.
    2. Подобрать или придумать героев сказки исходя из её типа.
    3. Выбрать нужный зачин.
    4. Использовать народные языковые обороты.
    5. Составить план, схему, сюжет сказки.
    6. Подобрать концовку.
    7. Продумать оформление сказки.
    8. Записать сказку, проверить.
    6. Домашнее задание
    Написать дома сказку, оформить её.
    7. Подведение итогов урока
    Рефлексия
    – Какие вопросы у вас есть по домашнему заданию?
    – Выбрали ли вы уже тип своей сказки?
    Кот и Мышонок
    Встретились как-то раз Кот и Мышонок. Кот уж нацелился на Мышонка, а тот заметил Кота и бежит на утёк от него. Загнал Кот Мышонка в угол, а Мышонок и говорит:
    – Не ешь меня, мне больно, лапка у меня болит.
    Знает Кот, что такое боль, у самого тоже было. Пожалел он Мышонка, и на этом подружились они и дружили так до конца своих дней.
    Ведь силен не тот, кто слабого обидел, а тот, кто помог ему и пожалел.
    Лисички
    Жили были две лисицы-сестрицы. Поспорили как-то они ,у кого дом лучше получится… Построили сначала из кирпича да из камня. Ходили -ходили друг к другу в гости да все завидовали. Начали перестраивать. Построили дом соломенный и из листьев. Ходили друг к другу в гости да опять начали завидовать… В конце концов, когда наступили холода, построили они себе дома из снега да изо льда. Уж не пускали они друг друга к себе- то в гости. Так и замерзли они порознь в своих ледяных домах.

  • Ыли брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
    Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:
    – Нашёл? Нашёл?
    Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
    – Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
    Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
    Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
    Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
    Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
    Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
    “Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
    Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.
    Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

  • Все дети любят сказки, особенно волшебные. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение.
    Сказка – это маленькая модель мироздания.
    Малышу, ещё так мало знающему об окружающем мире и боящемуся его, проще всего знакомиться с ним, вникая в захватывающий сказочный сюжет. Ведь так ли проста сказка, как кажется? Всего на нескольких страницах она открывает нам удивительный мир реальных и вымышленных стран, добрых и злых героев, диковинных говорящих зверей и птиц. И чудо – естественный элемент не только для сказки, но и для ребёнка. В него он верит безоговорочно, а значит, верит и в сказку.
    Так какие же полезные уроки может извлечь малыш под мамину сказку?
    Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
    Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
    Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
    Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
    Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
    Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
    Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
    Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
    Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
    И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?
    Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.
    Предложите малышу самостоятельно придумать сказку по определённому сценарию, запишите её в красивую тетрадку. Пусть малыш “поработает” иллюстратором для Вашей самодельной книжки. Вот увидите, как загорятся у него глазки, и сколько идей он Вам выдаст. Ведь нет сказочников лучше, чем дети.
    Примерный сценарий для работы может выглядеть таким образом:
    Малыш придумывает (с Вашей помощью) главного, положительного Героя, затем испытание для этого Героя. Следом черёд придумывать Волшебных помощников (людей или зверей), которые (возможно, при помощи магических предметов) помогут Герою справиться с заданием, а также тех, кто будет Герою всячески мешать (злодеев). И, когда испытание позади, можно подумать, чем наградить Героя и как наказать злодеев.
    Малышу будет приятно почувствовать себя создателем чуда и “почти настоящим писателем”. А уж с каким удовольствием перечитываются потом эти самодельные книжки!!! И с каким нетерпением ребёнок хочет научиться читать! Ведь тогда он станет независим от родительского чтения, и ему уже не придётся ждать до завтра, чтобы узнать, чем закончились приключения Героя! Поэтому не стоит забывать о старых, веками проверенных сказках, которые, чего тут скрывать, интересны не только детям, но и нам, их родителям.
    Ведь самое главное, чему учит нас сказка — оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.
    Источник: minibanda.ru

  • ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН
    Приключения Герды в поисках Кая

    Во всех сказках датского сказочника X. К. Андерсена по­беждают добро, любовь, верность, искренность. Герои его ска­зок отважны, бесхитростны, поэтому, пройдя через всевозмож­ные испытания, они обогащаются жизненным опытом, обре­тают множество друзей, разрушают злые чары и выходят по­бедителями.
    Мне очень нравится сказка “Снежная королева”, в ко­торой маленькая девочка Герда борется за освобожде­ние своего названого брата Кая из ледяных рук Снежной королевы.
    Герда отправляется на поиски Кая после его похищения Снежной королевой. Ей предстоит пережить много приклю­чений, но она упорно продолжает искать своего друга, отваж­но идя навстречу опасностям.
    Вначале Герда попадает в мир доброй волшебницы, где цветут сады, поют птицы. Но Герде не нужен этот спокойный сказочный мирок, она идет дальше, попадая в зимнюю стужу в летней одежде.
    По дороге Герда повстречала доброго ворона, который по­мог ей попасть во дворец, где, вполне возможно, обитает Кай. Но и во дворце Герду настигает разочарование — женихом невесты оказался не ее названый брат. Герда делится с прин­цессой своими печалями. Принцесса искренне хочет помочь Герде, предлагая ей богатства. Но Герду сердце зовет дальше в дорогу, поэтому принцесса распорядилась выдать Герде теп­лую шубку, муфту, шапочку, лошадей и золотую карету, и Герда снова отправляется в путь.
    Когда Герда едет через лес, на карету нападают разбойни­ки. У Герды отбирают все, что ей подарила принцесса. Не­обузданная маленькая разбойница, дочь атаманши, выслуша­ла печальную историю Герды. Она никогда не знала о такой любви и верности и отпускает Герду, отдав ей своего лНо зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении юбимо­го оленя, который сможет доставить девочку в царство Снеж­ной королевы.
    Еще долго путешествует Герда, ее силы постепенно исся­кают, северные жители вовремя поддержали девочку с серд­цем, полным любви и надежды.
    В конце пути Герда попадает в царство Снежной короле­вы. Увидев равнодушного и холодного Кая, она бросилась к нему и горько заплакала. Отчаянные, горячие слезы растопи­ли кусочек льда в сердце мальчика, и Снежная королева по­теряла силу и власть над детьми. Счастливые Герда и Кай возвратились домой.
    Только стойкость и верность помогли Герде выдержать все испытания, через которые ей пришлось пройти, а самоот­верженная любовь помогла вернуть Кая к нормальной, пол­ноценной жизни.

  • В первый учебный день к большому старому дубу пришли лисенок, маленький зайчик, двое близнецов бельчат, медвежонок и ежик. Всем было интересно попасть в школу, ведь они никогда раньше ничего подобного не видели. Старый филин со всеми поздоровался и рассади зверят за большие пни, чтобы они могли на них писать. Он объяснил, что будет их обучать, а потом ставить оценки. Все с энтузиазмом принялись за учебу.
    Озорные бельчата всегда соперничали друг с другом и в этот раз решили посоревноваться, кто получит больше оценок. Оба они слушали филина, тянули лапки, давая ответы. К концу недели бельчата прискакали к маме белке, чтобы похвастать своими успехами. Один бельчонок радостно пискнул:
    – Мама! Я за неделю получил три пятерки!
    А второй засмеялся:
    – Эка невидаль, я пять двоек получил, значит, я выиграл!
    Первый бельчонок приуныл, он очень хотел обогнать брата, но не получилось. А мама белка погладила его по голове и сказала:
    – Важно не сколько ты получил оценок, а какие. Пятерка означает, что ты прилежно учился и правильно отвечал, а двойка – что слушал невнимательно и спешил.
    Бельчата задумались, они поняли, что «больше» не всегда означает «лучше».

  • Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.
    Сказки о животных – настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – “свой парень”, но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот “зайцы” и “лисицы”, “волки” и “медведи”!
    Что касается волшебных сказок, то это – огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня – непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая “армия зла”: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть “испытание”.
    Например, в сказке “Царевна-лягушка” главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке “Морозко” бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.
    Сказки – это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.” Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.
    Таким образом, сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка – не только “преданье старины глубокой”, но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

  • Предлагаем познакомиться с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», рассказывающем удивительную историю маленькой уточки.

    Главные герои

    Серая Шейка – уточка, которая не могла улететь в теплые края.

    Селезень и Утка – ее родители.

    Заяц – друг Серой Шейки.

    Лиса – виновница всех бед в жизни Серой Шейки.

    Акинтыч – старик-охотник, спасший уточку.

    Краткое содержание

    Первые осенние заморозки стали сигналом к тому, что пора птицам собираться в теплые края. С озабоченным видом они начали подготовку к дальнему перелету. Птицы понимали всю опасность этого пути. Многие погибают в дороге «от разных случайностей».

    Лебеди и гуси имели важный вид. Мелкие птички суетились больше всех. Старый Селезень ворчал, не понимая, в чем причины беспокойства. Утка, его жена, назвала его лентяем и плохим отцом. Она привела в пример гусей и лебедей, которые всегда несут ответственность за свое потомство. Селезень не остался в долгу и указал на неприятный характер Утки. Он считает, что не стоит вмешиваться в чужие дела. Все должны жить по-своему. Селезень любил порассуждать, считал себя умным, в отличие от гусей, а потому был всегда прав.

    Обычно Утка не обращала внимания на недостатки мужа, но в этот раз она очень переживала из-за их дочери Серой Шейки. Весной к выводку подкралась Лиса и схватила утенка. Утка смогла отбить Серую Шейку, но Лиса сломала уточке крылышко. Из-за этого она не могла летать. Зимой Серой Шейке предстояло остаться одной на реке. Мать очень беспокоилась за нее и даже хотела остаться с ней. Селезень был против, ведь нужно присматривать за другими детьми. Он не понимал, какую душевную боль испытывает Утка, думая о Серой Шейке.

    Старая Утка проявляла к Серой Шейке больше нежности, чем к другим утятам. Та смотрела с любопытством и легкой завистью на сборы своих родичей. Она даже не догадывалась, как тяжело ей придется. Серая Шейка надеялась на встречу весной. Мать не была в этом уверена. Она сожалела, что нельзя перенести дочь на теплый ключ. Старая Утка тайком от всех плакала, думая о судьбе несчастной Серой Шейки.

    Вода в реке потемнела. Последние листья облетали с деревьев. Провожая взглядом журавлей, уточка затосковала. Наконец, ее сородичи стали готовиться к отлету. Каждое утро молодежь тренировалась, укрепляя крылья. Они шумно радовались. Серая Шейка издалека любовалась ими. Она с удовольствием плавала и ныряла, плавание заменяло ей полет.

    Ранним утром сбился утиный косяк на реке. Мать не спала всю ночь. Она дала последние наставления Серой Шейке. Стая поднялась в небо, выстроилась треугольником и скрылась из глаз. Серая Шейка подумала, что лучше бы Лиса ее тогда съела, так ей стало одиноко.

    По утрам вода у берегов начала замерзать. Серая Шейка скучала по своим родным. Река опустела, только в лесу было движение. Там остались рябчики, по деревьям прыгали белки, под деревьями зайцы. Серая Шейка однажды зашла в лес и встретила Зайца. Они подружились. Утка рассказала о своей горькой доле. Заяц поделился своими бедами. Оказалось у них есть общий враг Лиса. Заяц все время от нее прячется. Только зимой это делать сложнее, нет ни травы, ни листьев на деревьях.

    Выпал снег, на реке осталась только полынья посредине. Мороз подкарауливал речку, когда она засыпала по ночам. Особенно опасны были звездные ночи, тогда мороз особенно лютовал. В эти дни на берегу появилась Лиса, которая уже однажды чуть не съела Серую Шейку. Она очень образовалась, увидев знакомую уточку. Заяц и Серая Шейка теперь боялись вместе.

    Зима украсила природу, все вокруг стало белым, без единого пятнышка. Серая Шейка не могла любоваться этими чудесами. Уточка очень боялась, что полынья скоро замерзнет, и ей некуда будет спрятаться.

    Вскоре Лиса появилась снова. Она попыталась подползти к краю полыньи, но лед был слишком тонкий. Лиса стала приходить каждый день. Она садилась на край полыньи, пугая Серую Шейку. Та ныряла под воду, прячась от хищницы. Заяц сидел на берегу и возмущался проделками Лисы.

    Однажды утром зайцы вышли позавтракать и поиграть. Был сильный мороз, звери бегали, постукивали лапкой об лапку. Вдруг они увидели в лесу старого охотника. Он подкрался к зайцам и хотел подстрелить самого крупного старухе на шубу. Они разгадали его планы и бросились врассыпную. Старик попытался разыскать зайцев по следам, но где уж там. Обругав «лукавцев», он присел у реки отдохнуть.

    Тут охотник увидел на середине реки Лису. Он обрадовался, что воротник сам ползет в руки. Старик старательно прицеливался, чтобы не испортить воротник. Наконец, он выстрелил, но глаза подвели его. Когда Акинтыч подбежал к полынье, Лисы, как и не бывало. В воде он увидел Серую Шейку и удивился, что она не улетела. Уточка объяснила ему, в чем дело. Старик пожалел ее и забрал с собой. Внучатам радость, весной яйца принесет утка. Про Лису Акинтыч жене решил не говорить. Зайцы смотрели на него и весело смеялись.



    Сказка про норку лисы ларисы


    © Предоставлено: Parents.Ru


    Первая книжка у малыша может появится уже через месяц после рождения. Выбирайте старые добрые истории с большими картинками, чтобы их малышу было легче воспринимать.



    Сказка про норку лисы ларисы


    © Предоставлено: Woman.ru


    «Ладушки»

    Стишок «Ладушки» принадлежит к малому фольклорному жанру — потешкам. Эта короткая веселая рифмовка — отличный способ развлечь маленького непоседу. Потешки не только забавляют и веселят, но еще и развивают малыша: такие стишки задействуют ручки и ножки ребенка.

    Детям очень нравятся «Ладушки»: им нравится хлопать в ладошки вместе с родителями. Несмотря на то, что в самом маленьком возрасте кроха еще не может выполнять все движения, в потешки можно начинать играть уже с 4 месяцев. Малыш запомнит движения, которые мама будет делать его ручками, и потом сам начнет их повторять.



    фото: издательство «Дрофа Медиа»


    © Предоставлено: Parents.Ru
    фото: издательство «Дрофа Медиа»



    фото: издательство «РОСМЭН»


    © Предоставлено: Parents.Ru
    фото: издательство «РОСМЭН»

    «Репка»

    Веселый рассказ о попытках героев вытянуть репку — один из любимых русскими детьми. Сказка представляет собой простую для восприятия историю с живыми, яркими персонажами. Простейший, как и во всех сказках, смысл преподносится маленькому читателю через большое количество повторов. Они же развивают и детскую память.

    Невозможно себе представить русский фольклор без этой доброй истории, ведь именно она показывает ребенку, как важна семья и как здорово, когда каждый в ней приходит на помощь другому.

    «Волк и семеро козлят»

    Русские народные сказки рассказывают об удивительной жизни зверей, птиц, растений — это основные темы фольклорных произведений. Эти герои встречаются во многих сказках, и детям они знакомы очень хорошо. Поэтому «Волк и семеро козлят», без сомнения, понравится всем маленьким читателям. Эта сказка помогает в развитии внимания, вызывает интерес к животным и их повадкам. Она также учит малышей добру, ведь, как известно, добро всегда должно побеждать зло. В этой сказке как раз такой финал — маленькие козлята спасены благодаря хитрости и уму их мамы-козы, а злой волк наказан.

    Нравственная составляющая этой сказки помогает ребенку правильно сориентироваться в окружающей его действительности и понять ее.



    фото: издательство «Проф-Пресс»


    © Предоставлено: Parents.Ru
    фото: издательство «Проф-Пресс»



    фото: издательство «Проф-Пресс»


    © Предоставлено: Parents.Ru
    фото: издательство «Проф-Пресс»

    «Сорока-белобока»

    Этот стишок также принадлежит к жанру потешек. Читая рифмовку, мама обыгрывает ее сюжет при помощи пальчиков малыша: «Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала». Так, играя можно развивать мелкую моторику ребенка. Становясь старше, дети начинают подключаться к процессу: им самим хочется загибать пальчики, повторяя запомнившиеся движения, которые раньше делала мама.

    «Курочка-ряба»

    Дети попадают в волшебный мир сказок в самом раннем возрасте и учатся воспринимать действительность через их призму. Поэтому именно с помощью сказок легче всего объяснить ребенку такие понятия как «хорошо» и «плохо». Слушая русские народные сказки, невозможно не сопереживать главным героям. Так и в истории о Курочке-рябе ребенок сочувствует деду с бабкой, ведь золотое яичко, которое им снесла Ряба, разбила мышка, смахнув его хвостиком.

    Малыши, слушая сказки, учатся не только чувствовать, но и тренировать фантазию, воссоздавая при этом в уме обстоятельства, о которых говорится в истории.



    фото: издательство «Умка»


    © Предоставлено: Parents.Ru
    фото: издательство «Умка»



    фото: издательство «Школьная книга»


    © Предоставлено: Parents.Ru
    фото: издательство «Школьная книга»

    «Лиса и заяц»

    Русские народные сказки мудры и поучительны. В них — великолепные образы животных — милых, ярких, настоящих. Они всегда похожи на людей с их недостатками и достоинствами. С помощью этих историй дети учатся понимать, что такое хорошо, а что — плохо.

    В сказке «Лиса и заяц» маленькие читатели смогут встретить любимых героев, которые встречаются во многих других произведениях русского фольклора: зайчика, лисицу, медведя, волка и петуха. Здесь, как и во многих других народных сказках, счастливый конец.

    «Идет коза рогатая»

    Популярность жанра потешек не ослабевает на протяжении столетий: еще наши прабабушки играли в них со своими детьми. И это неудивительно: с помощью них даже самые нелюбимые малышами занятия можно превратить в увлекательную игру.

    Каждый родитель сталкивался с тем, что ребенок капризничает во время приема пищи. А потешка «Идет коза рогатая» может помочь в этом нелегком деле. Но ее можно использовать не только как один из способов привлечения крохи к процессу еды, но и просто так. Ведь одна из самых важных функций таких стишков — это физическое развитие ребенка: изображая козьи рожки, мама может делать точечный массаж животика малыша. Это поможет укрепить мышцы брюшного пресса крохи.



    фото: издательство «Проф-Пресс»


    © Предоставлено: Parents.Ru
    фото: издательство «Проф-Пресс»



    фото: издательство «Эксмо»


    © Предоставлено: Parents.Ru
    фото: издательство «Эксмо»

    Стихи Агнии Барто, цикл «Игрушки» («Мишка», «Бычок», «Мячик», «Зайка»)

    Стихи Агнии Барто любимы и мамами, и бабушками. Это классика советской детской литературы. Оптимизм и добрый юмор, коими полны произведения поэтессы, делают процесс воспитания ребенка веселее и проще. Но это не просто детские стихи. Через умную игру словами писательница учит детей думать и чувствовать. Ее стихотворения учат малышей осознанным, нравственным поступкам: не бросать зайку под дождем, а мишку — с оторванной лапой. Совсем маленьким читателям только предстоит знакомство с творчеством Агнии Барто. Веселые стихи писательницы порадуют ребенка, а грустные — заставят задуматься. А после прочтения малыш с удовольствием будет декламировать их на семейных праздниках.

    «Колобок»

    Русские народные сказки — это бесценный источник разных жизненных ситуаций, усваивать которые ребенку помогают интересные ему образы — животных, растений, фантастических персонажей. Сказка не заставляет, но учит малышей мыслить логически, так как они этого делать еще не умеют.

    «Колобок» — это одна из самых первых сказок, которую родители читают своим малышам. Простой сюжет и незатейливый слог — то немногое, что нужно деткам на самом раннем этапе развития. Недаром подобный персонаж встречается в фольклоре и других стран. Например, в США очень распространена сказка о сбежавшем пряничном человечке, которого, в конце концов, съедает лиса. А в Англии популярностью пользуется сказка «Джон из теста».



    фото: издательство «Эксмо»


    © Предоставлено: Parents.Ru
    фото: издательство «Эксмо»



    фото: издательство «Оникс»


    © Предоставлено: Parents.Ru
    фото: издательство «Оникс»

    «Теремок»

    Сказка «Теремок» очень любима малышами за простоту языка, но в то же время за яркость родной речи и чудесные образы сказочных животных. Она прививает малышам любовь к русскому фольклору, развивает воображение, учит дружбе и взаимовыручке. Эта история содержит в себе все то, что нравится деткам: сказочные лесные звери, их приключения и взаимоотношения, а главное — счастливый конец. Эта добрая сказка поможет прекрасно провести время с ребенком.

    Больше полезных материалов для родителей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

    Материалы по теме:

    • Чем народные потешки и пестушки полезны для развития малыша
    • Почему так важно научить ребенка любить и слушать сказки
    • «Жена просит, чтобы я менял подгузники по ночам. А мне нужен полноценный сон»
    • «Попросил кормящую мать отсесть подальше, а меня сделали негодяем»
    • В Сети появилась петиция в защиту 9-летней студентки МГУ: «Устроили зоопарк из детей»

  • Сказка про ноль и единицу 3 класс проект математическая сказка с рисунком
  • Сказка про новый год для детей смотреть
  • Сказка про нло для детей
  • Сказка про непослушного котенка читать
  • Сказка про народные промыслы