Сказка про никиту кожемяку читать в кратком содержание

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 12 крепыш менделеевского муниципального района республики татарстан конспект оод по развитию

Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение

«Детский сад
комбинированного вида № 12 «КРЕПЫШ»

Менделеевского
муниципального района Республики Татарстан

Конспект ООД по развитию
речи

в подготовительной к школе
группы на тему:

«Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Составила и провела:

воспитатель 1
квалификационной категории

Кузнецова Е.В.

Менделеевск 2020 г.

Задачи:

Образовательные:

— обогатить словарь детей словами: пуд, межа, соха, дары.

Развивающие:

— развивать интерес к русскому народному творчеству;

— развивать познавательный интерес, желание получать новые
знания из книг, от взрослых.

Воспитательные:

-воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

Планируемые результаты:
выражать положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) при прочтении русской народной
сказки 
«Никита Кожемяка» в обработке А. Н. Афанасьева;
уметь  поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

2. Чтение отрывков о былинных богатырях.

3. Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».

4. Рассматривание альбома «Доспехи богатыря».

Материалы и
оборудование
: иллюстрации к сказке «Никита Кожемяка», картинки доспехов и оружия
богатырей,  ноутбук, проектор  для показа слайдов

Содержание организованной деятельности детей

 Введение игрового момента.

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель: «Встали дети, встали
в круг, слева друг и справа друг
. Дружно за
руки возьмемся и друг другу улыбнемся»

— Дети, а вы любите путешествовать? (Да)

    
Воспитатель:

— Я приглашаю вас в путешествие по сказочному русскому лесу.

Воспитатель:

— Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем
что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Направо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Прямо пойдешь – много интересного узнаешь.

Воспитатель:
Дети, куда же пойдем?

Дети:
Прямо

Воспитатель
Чтобы попасть в сказочный лес, нам надо закрыть глаза и произнести волшебные
слова  «Раз, два, три – в сказочный лес попади!»

— Вот и очутились мы в  сказочном  лесу. Давайте присядем  и оглядимся вокруг.

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей! (загадываю загадки, на экране появляется
отгадка)

— Отгадайте, какие сказочные герои поселились в русском лесу:

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

2. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна лягушка)

3. Свист соловьиный,

Взор орлиный –

Не зверь, не охотник,

А (Соловей – Разбойник).

4. Из – за сопок и полей

Показался некий зверь.

В ноздри он дышал огнем.

Ночью стало, словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву. (Змей Огненный).

5. Силён,
как вольный ветер, могуч, как ураган
Он защищает землю от злобных басурман
Он силой доброю богат, он защищает стольный град
Спасает бедных и детей, и стариков и матерей. ( Богатырь)

-А кто
такой богатырь? И откуда он появился?

-Давным-давно
много лет назад наше государство было много меньше и называлось оно Русь. А
когда на Русь нападали враги, кто защищал русскую землю в те далекие времена?
Конечно же богатыри.

— А
каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
?
(ответы детей)

 -Как
вы думаете, какими они были? (сильные, смелые,  отважные, ловкие, добрые,
дружные, бесстрашные).  

Посмотрите на картину, которую написал известный русский
художник Виктор Михайлович Васнецов. Она называется «Три богатыря».  Он никогда
не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь
все мы представляем богатырей такими, как на картине В. М. Васнецова. Над этой
картиной художник трудился около двадцати лет.

 Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые известные
русские богатыри. Стоят они у богатырской заставы, мимо которой ни зверь не
проскользнет, ни птица не пролетит. В центре на черном вороном коне сидит
крестьянский сын Илья Муромец. Славный богатырь, сильный и могучий. Богатырь
серьезно вооружен: с правой руки свисает палица, сзади виден колчан со
стрелами, а в левой руке щит и копье. Он одет в железную кольчугу, на голове
металлический шлем. По правую руку от Ильи Муромца  на белом коне сидит –
Добрыня Никитич. Он искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет Добрыня
богато и нарядно. Его щит украшен камнями, меч у него булатный, а взгляд у него
пристальный. Третий богатырь Алеша Попович. Он тоже храбрый и смелый воин, не
такой мудрый, сильный и выносливый, как Илья или Добрыня, но ловкий, молодой,
находчивый. Он те только воин, но и гусляр. И песни петь умеет, и воевать
умеет. В левой руке Алеша держит лук, а в правой – гусли. У богатырей одна цель
– не пропустить врага, всегда крепко стоять на страже Руси.

— Вы хотели бы быть похожими на русских богатырей? А что для
этого нужно? (Ответы детей)

 Физминутка

Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри!        (руки согнуты в локтях, показываю
силу)

Мы ладонь к глазам приставим,  (правую руку подносят
козырьком к        глазам)

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо,
влево)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили
спинки)

Мы теперь богатыри!

— Сегодня я хочу познакомить вас еще с  одним русским
богатырем Никитой Кожемякой. Посмотрите на иллюстрацию. Что вы можете про него
сказать?

—  Ребята, вот про таких отважных, смелых богатырей сочиняли
на Руси стихи, пели песни, рассказывали былины и сказки.


теперь ребята уселись поудобнее. Будем слушать русскую народную сказку «Никита
Кожемяка». А что значит народная сказка?

 Чтение русской народной
сказки 
«Никита Кожемяка».

— Ребята как называется сказка?

— Кто  главные герои в сказке?

— Кем был главный герой?

— В каком городе появился змей?

— Почему змея боялись?

— Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?

— Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?

— Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?

– Кто победил в битве?

—  Что предложил змей Никите Кожемяке?

— Чем закончилась сказка?

— Скажите, ребята, а чему она учит? (смелости, доброте, умению
защищать слабых.)

— Какие непонятные слова встретились вам в сказке?

Дидактическая
игра
«Соберем
богатыря в дорогу»
.

Ребята,
давайте с вами вспомним, а какие вещи могут пригодиться

нашему
богатырю, когда он собирается в дорогу?

(меч, кольчуга, щит, копье, лук,
шлем, конь, булава)
.

Из
предложенных картинок выбрать доспехи и оружие, которое может пригодиться в
бою  и объяснить свой выбор.

Дети
выполняют задание.

-Ребята, интересно было вам в сказочном русском лесу? А теперь настала пора
возвращаться нам к себе в группу.

Скажем  дружно «Раз, два, три – в группу попади».

    
Рефлексия.

— Какую русскую народную сказку мы читали?

— Что вам особенно запомнилось?

— Что вы узнали о Никите Кожемяке?

-Кого мы собирали в дорогу?

— Молодцы! Я думаю, что вы вырастите и будете настоящими
богатырями, защитниками земли русской.

Межа –граница земли  в виде узкой полосы .

 Соха –сельскохозяйственное орудие для вспахивания земли.

 Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом

 Пуд – русская мера веса, равная 16,3 киллограмма.

 Пенька – волокно, веревка

 Булава – дубинка с шипами

 Промысел – охота, добывание добычи.

Информация будет одинаково полезна как школьникам, изучающим в процессе на литературе Стендаля, так и преподавателям. Можно использовать соответствующие сведения для того, чтобы лучше разбираться в повествовании и не упустить важных ключевых моментов.

Герои произведения

Героев, фигурирующих в романе, не так много. Во-первых, это Сорель Жюльен. Так зовут сына местного лесопильщика. Молодой человек грезит построением карьеры. Во-вторых, госпожа де Реналь. Фигурирует как супруга мэра Варьера (город). Является неверной женой, так как изменяет муду с Жюльеном.

Также здесь есть некая Матильда де Ла-моль. Девушка, весьма симпатичная. Это – дочка господина де Ла-Моль. Собирается замуж за Сореля. Является его невестой.

Пересказ романа «Красное и черное»

Далее информация будет изложена по главам. Каждая часть имеет собственные нюансы и ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание. Иначе общий сюжет окажется не понятным.

Красное и черное Стендаль краткое содержание

Часть 1

Начинается все в городе под названием Варьера. Он находится в весьма живописном месте Франции. Настоящая находка для путешественников. Каждый приехавший обязательно увидит на улицах мужчину озабоченной внешности. Это – господин Реналь. Человек, которого назначили мэром города. Не так уж молод – порядка 50 лет. Потомок родовитых испанцев. Собственник фабрики по производству гвоздей. Такого имущества мужчина стыдится. Но ровно с тех пор, как стал главой городка.

Реналю захотелось взять в дом гувернера. Но решение появилось вовсе не во благо детей и внуков. Просто один богач Вально купил несколько лошадей из Нормандии и теперь кичился этом. А вот гувернера у этой выскочки не было. Некий Кюре высказался на соответствующий счет – в помощники лучше взять сына плотника Сореля.

Мужчина – отец троих сыновей. Двое старших – с руками из нужного места, отличные помощники в семейном бизнесе. А младшенький, Жюльен, по словам папеньки, был нахлебником. Тот обожал чтение, а не пиление досок. Внешность у юноши не мужественная – как женщина, которой дали одежды противоположного пола. Избавиться от такой обузы для плотника – несказанный подарок судьбы.

Жюльен не ходил в школу – обучение паренька занимался хороший лекарь. В наследство достались книжки. Парень хотел стать военным, но ждала его участь простолюдина. Выбиться в свет не суждено!

Когда герою исполнилось 14, в городе возвели потрясающую церковь, и подросток загорается мыслью – стать священником. Жюльен хочет произвести впечатление на работников, дабы строить в соответствующей области карьеру. Но он восхваляет Наполеона. А такое у священников недопустимо. Стыд и позор! Такой, которого свет не видывал!

Молодой человек решает заняться самобичеванием. За свои грешные мысли и точку зрения воображает, словно вывихнул руку. Ее он приматывает к телу и ходит так 2 месяца. Кара за грехи и никак иначе.

Далее в кратком содержании романа Стендаля под названием Красное и Черное рассказывается, что у мэра большая семья – трое детей и супруга. Жене не одобряет данное решение, но что делать? Муж уже все решил!

Через некоторое время Жюльен становится главным любимчиком в доме. Его внешность и интеллект вынуждают девиц засматриваться. Хозяйка тоже проявляет благосклонность. А местная горничная Элоиза влюбляется. Только взаимности не добиться – паренек решает посвятить себя карьере и отвергает девицу.

Летом Ренали уезжают в деревню, где супруга мэра много времени проводит не только с детьми, но и с новым «помощником». Его сравнивает с другими молодыми людьми. Разница у новых знакомых – 10 лет, но это не становится помехой для любви. Сорель отвечает дамочке взаимностью, но именно любовных чувств не испытывает. Он связывается с женой мэра ради мести господину за пренебрежительное отношение при общении.

Все идет своим чередом. Однажды Сорель заявляет, что придет ночью в спальню к госпоже, но та негодует. Парень волнуется, но все равно идет к любовнице. Нужно доказать, что он – не ничтожество. После любовной связи Жюльен горячо влюбляется в Реналь.

Некогда обиженная горничная рассказывает об изменах хозяйки, слухи добираются до мэра. Жюльен уезжает в Безансон, где поступает в семинарию. Там были преимущественно деревенщина. Сорель выделялся на их фоне – «грешил», так как позволял себе думать. Успехи молодого человека всех раздражают. Нажита уйма врагов.

А вот Ректор Пирар испытывает к пареньку уважение. Вскоре мужчина уезжает в Париж по приглашению Ла-Молля. Маркиз ищет нового секретаря, на роль которого рекомендуют Сореля. Так главный герой исполняет свою мечту. Если за пару месяцев он не покажет себя полезным, придется воротиться в семинарию.

Персонаж решает пообщаться с бывшей любовью и ночью пробирается к ней. Женщина не рада визиту. Беседа затягивается на всю ночь, а в конце юноша признается о том, что покидает родное гнездо. Информация расстраивает Реналь. Более того, чудо-визит раскрыт! Жюльен спасается бегством. Ему это удается, но сил потрачено немеряно!

Часть 2

Вот и Париж! Наполеоновские планы потихоньку сбываются. Хочется реветь от восторга. Париар рассказывает о будущем хозяине и о том, как себя правильно вести. А еще посвящает в курс предстоящих обязанностей. Ла-Моль рассчитывает, что помощник подружится с его сыном.

Обитателя Ля-Мольского поместья – высокомерные, обожают издеваться. Но дом окутан тайнами и скучными, невеселыми личностями. Вскоре Жюльен вливается в коллектив. Помогают его навыки и умения. А еще – очаровательная нестандартная внешность.

Начал работать в библиотеке. Таланты не остаются незамеченными – удается стать «правой рукой» хозяина. Общаться юноше легко. Матильда, дочь маркиза, умна и красива – мечта мужчин. Романтична. Постепенно начинает общаться с Жюльеном, влюбляется. Кажется, что она – героиня. Аристократка и простолюдин! Немыслимо!

Сорель доволен признанием дочери «хозяина». Он решает, что может быть наравне с женихом дамы – аристократом де Круазнуа. Вскоре завязываются отношения между парочкой. Завоевать маркизу трудно, но мужчина это делает.

Матильда в положении, просит отца отдать «помощника» ей в мужья. Шок, но делать нечего – нужно соглашаться. Жюльен доволен, ведь будущий зять выбивает ему офицерское звание. И все было бы хорошо, если б маркиз не получил письмо от Реналь. Там рассказывается о том, насколько ужасен сын плотника – готов на все ради карьеры и звания.

Соответствующее событие взбесило мужчину, маркиз отменил торжество. Матильда собирается идти с любимым до последнего, но тот отказывается и едет в родной город. Там, в церкви, он стреляет в бывшую любовницу. Убить ее не удалось, но ранить – вполне. Только даже за такой поступок мужчину совсем скоро казнят. Другого выхода нет и быть не может! В заключении Реналь после поправки навещает обидчика.

Эти встречи не порождают негативных эмоций у персонажа. В кратком содержании Красное и черное разбитом по главам повествуется о том, что преступник доволен результатом. Точнее, что женщина осталась жива.

Гостья сообщает – ее письмо написано под руководством некого духовника. Она злилась на то, что мужчина уехал, оставил ее и теперь строит собственную семью. Ревность двигала дамочкой до последнего. Ей жаль, что так вышло.

Персонаж хотел убить себя или сбежать, но смирился с участью. Думал о своем кумире. Чуть позже послал денег своего Шелану и попросил раздать финансы беднякам. Бывшая невеста боролась за свободу возлюбленного, но ничего так и не вышло. Наступило полное смирение.

Казнь прошла. Реналь погибла через трое суток после соответствующего события. Маркиза захоронила голову возлюбленного и теперь не скорбит по предкам. Предпочитает помнить того, кому отдала свое сердце!


Основная мысль

Здесь рассказывается о нравах французских сословий. Как социальное неравенство и предвзятое отношение способны погубить даже самого талантливого человека. Поднимаются семейные проблемы, а также вопросы воспитания потомков.

Любовная тема – это нечто запретное, вечное и романтическое. Стоит задуматься – не всегда человек должен жить по принципу «где родился – там и пригодился», но оставаться человеком с большой буквы придется. Идти по головам – не лучшее решение для карьеры. Наполеоновские планы могут сломать судьбу.

Герои произведения

На протяжении всей истории читатели встречают разнообразных персонажей: основных и второстепенных. К первой категории относят:

  1. Деревянную куклу по имени Буратино. Настоящий инфантильный ребенок. Отличается доверчивостью и наивностью.

  2. Старенького и очень добренького шарманщика, Папу Карло. Мужчина создал Буратино из полена.

  3. Злобного Карабаса Барабаса. Противного, наглого, одержимого деньгами и наживой. Собственник местного театра с куколками.

Также на страничках произведения удастся увидеть:

  • Джузеппе – столяра по кличке «Сизый Нос»;

  • Пьеро – грустного куклу-поэта, любящего Мальвину;

  • Мальвину – девочку-куколку с голубенькими пышными волосами;

  • Черепаху Тортилу – старое животное, которое помогает главному герою;

  • Лису Алису и кота Базилио – местных мошенников;

  • Дуремара – продавца пиявок, друга Барабаса;

  • Артемона – четвероногого друга Мальвины, собачку.

А еще в стареньком домике Папы Карло живет говорящий Сверчок. Отличается мудростью, сообразительностью, изобретательностью.

Краткий пересказ сказки про Буратино

Действия простираются в некотором городке. Он относительно небольшой, все друг друга знают. Ходится прямо на берегу Средиземного моря. Там проживает Джузеппе, который нашел во время прогулки большое полено. Оно было крепким и пищащим.

Мужчина подумал, что спятил. Испуганный столяр пригласил домой Папу Карло, своего друга. Решив избавиться от странной находки, мужчина предложил сделать из нее куклу. С ней у старого приятеля должна была наладиться финансовая жизнь. Шарманщик еле сводил концы с концами.

Нестандартная идея показалась бедняку отличной. В каморке Карло ничегошеньки не было. Только старый разрисованный хост, на котором изображен очаг! Средства в подобном положении совсем не лишние! Вскоре из полена вышел мальчик с длинным носом-веточкой. Парнишку назвали Буратино.

Далее краткое содержание произведения «Золотой Ключик» повествует о том, как новоиспеченный житель каморки знакомится со Сверчком. Новый знакомый советует прислушиваться к отцу, ходить в школу учиться. Только незадача — кукла хотела только дразниться, прыгать, бегать и веселиться.

Шарманщик продает единственную ценность – собственную куртку. Во имя образования сына. На полученные средства покупает Буратино азбуку. По пути в школу действующее лицо продает букварь, приобретает билет в кукольный театр. Он привлек своим внешним видом и доносящимся шумом.

Пьеро, вышедший на публику, читал грустные стихи, а потом выбежал шалопай-Арлекин, который начал дубасить поэта палочкой. Буратино моментально узнали и устроенное шоу оказалось сорванным.

Барабас вышел на шум с плеткой. Внешность у этой персоны по истине страшная – борода, волочащаяся по полу, выпученные глаза, внушительные размеры. Сначала кукольного мальчика думали кинуть в огонь, но тот ответил, что идея провальная. Ведь недавно паренек проткнул носом очаг в доме Карло – и ничегошеньки с ним не случилось.

Эти слова возбудили Карабаса – тот дал несмысленышу 5 монеток и повелевал не переезжать из каморки. Главный герой попрощался с обитателями театра, сообщив, что все происходящее явно скрывает загадку.

Чуть позже, при прогулке, герою удается встретить нищих – Алису и Базилио, которые приглашают пойти в Страну Дураков. Поговаривают, что там есть Поле Чудес. Если закопать в этом месте деньги, на следующий день вырастет денежное дерево.

Мальчишка захотел купить Папе Карло куртку и согласился. Ночью мошенники убежали, а на Буратино напали разбойники. Герой успел спрятать монетки в рот, который раскрыть так и не смогли. Зато юнца повесили головой вниз на дереве. Бандиты удалились в харчевню.

Утром мальчишку нашли Мальвина с Артемоном. Они сбежали от Барабаса, который издевался над куклами. Девочка решила воспитать главного героя, но тот оказался настоящим грубияном. За хамство пришлось поплатиться – паренька заперли в темном чулане, из которого при помощи летучей мышки выбраться-таки получилось.

Снаружи ждали кот с лисой. Герои пошли в Страну Чудес, где главный действующий персонаж закопал монетки и стал ждать. В это время на мальчонку натравили полицейских бульдогов. Те сбросили куклу в грязный пруд, где мальчик познакомился с Тортилой. Она раскрыла глаза на происходящее и подарила золотой ключик. Его когда-то уронил мужчина с длинной бородой. Этим ключом нужно было отворить какую-то дверь, способную принести счастье.

В кратком содержании сказки «Приключения Буратино» говорится о том, что далее главное действующее лицо встречает сбежавшего Пьеро. Парни приходят к Мальвине, но за ними гонится Барабас с собаками.

Куколки вступают в схватку. Им помогают лесные обитатели. Но Буратино хотел узнать, зачем нужен ключ – он отправляется в трактир. Там парень прячется в кувшине и подслушивает разговор Дуремара с Барабасом. У Карло в каморке дверь, которую открывают золотым ключом.

Друзья отправляются к «отцу» главного героя и используют ключ. Открывается дверь в подземелье. Там – невероятно красивый театр. Теперь он принадлежит Карло. Начинается новая, сытая и успешная жизнь.

Все куклы из театра Барабаса сбегают к шарманщику. Они живут в найденном чудном месте, где сами играют пьесы. Люди всех возрастов с удовольствием ходят на представления. А Барабас остается «с носом» — в полном одиночестве и разорении.


Чему учит произведение?

Произведение показывает – не всегда счастье заключается в деньгах. Друзья, настоящие и преданные – вот реальное счастье. Они никогда не бросят в беде, поддержат в самых сложных и безвыходных ситуациях!

А еще история указывает на то, что не стоит верить всем подряд, особенно тем, кто предлагает найти легкие деньги и наживиться без проблем. Без труда добиться успеха в том или ином деле невозможно.

Герои произведения

Главным героем произведения является мальчик Вася Манджура. Ему в начале книги двенадцать лет. Другие основные персонажи представлены его друзьями, с которыми он вместе посещал учебное заведение своего города. Среди них:, Юзик Стародомский, Петя Маремуха, Саша Бобырь. Действующими лицами произведения также являются отец Васи Мирон, его тетя Мария Афанасьевна, учитель истории Лазарев, доктор Григоренко, его сын Костя. В романе фигурируют коммунисты Иван Омелюстый, командир красных Нестор Варнаевич Полевой, комсомолец Никита Федорович Коломиец. Другими персонажами являются девочка Галина Кушнир, девушка Анжелика.

Краткий пересказ «Старой крепости» по томам

Роман состоит из трех книг. Далее представлено краткое содержание романа «Старая крепость» по главам.

беляев старая крепость кратко

Книга 1. — “Старая крепость”

События произведения разворачиваются на Украине в годы гражданской войны. Содержание книги ведется от лица Васи. Он принимает участие в военных действиях на стороне красных. Одновременно мальчик посещает учебное заведение своего города со своими друзьями.

Детям нравятся уроки учителя истории Лазарева. Он нередко рассказывал ученикам про расположенную в некотором расстоянии от города старую крепость, которая, по его рассказу, имела ход под землей. Лазарев не раз собирался отвести туда школьников посмотреть на интересную крепость и подземный ход. Однако вскоре в ходе гражданской войны к городу подошли войска Петлюры, который был противником коммунистов.

Перед вступлением его военных сил в населенный пункт к Васе пришел знакомый его семьи Иван Омелюстый. Он привел с собой незнакомого семье Васи человека и попросил укрыть его на время пребывания войск Петлюры в городе. Родные мальчика согласились. Однако на следующий день этот незнакомый человек исчез.

Войска Петлюры стали вводить в городе свои порядки, они искали коммунистов. В один день Вася и его друзья наблюдали, как Омелюстый в старой крепости отстреливался от нападавших на него петлюровцев. Они также хотели, чтобы отец Васи, который работал в местной типографии, стал печатать новые петлюровские деньги. Однако он не намеревался выполнять их требование и поэтому покинул город, отправившись в село к своему брату.

старая крепость беляев краткое содержание

После этого Вася остался жить со своей тетей. Произошли изменения и в учебном заведении города. В нем стали преподавать новые учителя. Лазарев больше там не вел уроки. В отношениях мальчиков в компании Васи тоже наступили некоторые перемены. Сначала Петя, а потом Саша стали больше дружить с сыном доктора Григоренко. Спустя некоторое время с Васей произошли неприятные для него события. На одном мероприятии, где находился Петлюра, он продекламировал не соответствовавшие политическим предпочтениям новой власти в городе стихи. За это его отвели в помещение для наказанных. Друзья мальчика уговорили сторожа Никифора отпустить Васю через некоторое время.

После этого у него произошла драка с Костей. В результате главного героя перестали принимать в учебное заведение, он больше в нем не учился. Своей тете он про это не рассказал. В один день рано утром друзья отправились за черешней в сад, расположенный около старой крепости. В нем они застали петлюровцев, которые расстреливали человека. Вася понял, что это тот самый незнакомый его семье мужчина, которого Омелюстый привел к ним в дом укрыться. Юзик узнал в нем коммуниста, схваченного недавно около усадьбы, где жил доктор Григоренко.

Вскоре к друзьям вернулся Петя, которого наказали в его новой компании, и он возвратился к прежним товарищам. Они сходили на могилу расстрелянного и положили на нее цветы. После этого компания направилась к дому Григоренко и опрокинула там лампу, вследствие чего случился пожар.

Ночью Вася думал об отце. Он вспоминал, что раньше его родители жили в другом городе, папа много пил, поэтому мама уехала в Одессу к сестре, но пароход, на котором она плыла, попал на мину. После этого отец Васи переехал жить к сестре. Утром друзья сказали главному герою, что его хотят арестовать и посоветовали покинуть город и примкнуть к коммунистам.

Перед этим Вася решил проведать отца. Однако в доме своего дяди он узнал от него, что Мирона хотят тоже арестовать, и он скрывается. Вася со своими друзьями встретился с отцом в пещерах, где он с Омелюстым в спрятанной здесь типографии печатал коммунистические листовки. Ребята рассказали о расстреле человека в саду. Выяснилось, что его после немецкого плена взял жить к себе Омелюстый, потом он был с красными. Перед приходом петлюровцев мужчина не успел покинуть город, переночевал в доме Васи, потом отправился к семье Пети, которая снимала помещение в усадьбе Григоренко. Здесь его нашли петлюровцы.

старая крепость краткое содержание читать

К пещерам подходили другие ребята, которые могли рассказать про отца Васи и Омелюстого петлюровцам. Тогда компания главного героя напала на них и взяла их знамя. Вернувшись , Вася с друзьями застали ситуацию, когда красные подходили к городу и готовились взять его. Компания ребят отправилась к семье Пети, чтобы оттуда наблюдать за происходящим. К ним вернулся Саша. В доме семьи Пети был уже отец Васи и Омелюстый. Красные взяли город. В доме семьи Васи стал жить командир красных Нестор Варнаевич Полевой. Доктора Григоренко коммунисты арестовали. Вася с друзьями давали показания о расстреле в саду около старой крепости.

Юзик отправился в Киев поступать в мореходное училище. Директором учебного заведения, которое Вася опять начал посещать, после всех этих событий стал Лазарев. Таково содержание первой книги романа Беляева «Старая крепость» кратко.

Книга 2. — “Дом с привидениями”

Папа Васи был направлен комитетом коммунистической партии устроить типографское учреждение в советской партийной школе. Все работники этого заведения проживали в предоставленных властями квартирах, потому семья Васи тоже переезжала на новое место жительства. Перед отбытием главный герой договорился получить от Пети пистолет. Друзья гуляли, и в одной рабочей мастерской встретили Костю, который теперь стал трудиться. Семья Васи поселилась в большой квартире, где было три комнаты и две кухни.

В саду около школы главный герой встретил Костю, которого пускал сюда гулять садовник. Вскоре оказалось, что Косте нравится девочка Галина Кушнир, которая также пришлась по душе Васе. В один день вечером к нему пришел Петя, и друзья стали стрелять из пистолета в саду около школы стали стрелять из пистолета. Оказалось, что там был человек. Он тоже выстрелил и скрылся. В кустах ребята обнаружили тарелку и ложку.

старая крепость краткое содержание по главам

Вася вскоре узнал, что Костя приглашал Галю в кондитерский магазин, и они там побывали. Главный герой тоже решил сходить погулять с Галей. Перед этим он решил взял у тети три серебряные ложки, которые она хранила для племянника. Вася продал их ювелиру. Полевой дал разрешение главному герою посещать собрания комсомольцев. Однако он пришел туда первый раз без Полевого, и его не приняли. В этот день вечером Вася с Галей ели пирожные в кондитерской. Их заметил папа Васи. Ночью стали раздаваться выстрелы около старой крепости. Учащиеся советской партийной школы встали и направились выяснять причины происходящего.

Вскоре тетя Васи заметила, что нет трех серебряных ложек. Папа спросил у Васи, на какие деньги он ел с Галей пирожные. Главному герою пришлось признаться, что он взял серебряные ложки и продал их ювелиру. Папа и Вася направились выкупать ложки. Сделав это, они пошли домой, Вася стал просить папу не рассказывать никому о том, что он продал ложки и потратил деньги на угощение пирожными. Отец бросил серебряные ложки в речку.

Вася должен был через некоторое время поступать на рабочий факультет осваивать новую специальность. Перед этим папа посоветовал ему поработать в советском хозяйстве. Первую ночь в своей бригаде Вася ночевал на сеновале. Вечером ему дали поручение собрать ветки для приготовления чая. Выполнив задание, он возвращался и заметил человека с ружьем. Его стали разыскивать в саду, однако не обнаружили. Вася был назначен помощником Никиты Федоровича Коломейца. Сначала они работали со снопами, потом на молотилке. Парни были примерно ровесниками, поэтому быстро подружились.

Рабочая бригада поселилась в помещичьем доме. Вася и Никита сначала жили на балконе. Потом там завелись осы, и ребята стали ночевать около стога сена. Однажды Никита не пришел туда ночевать, и Вася спал один. Ночью громко лаял пес около молотилки. Вася проснулся и заметил, что к дому подходят люди, которые по некоторым признакам намеревались поджечь стог сена. Вася побежал предупредить бригаду, споткнулся, упал и получил травму. Тогда он начал стрелять в этих людей. Они бросали рядом с ним гранату. Вася пришел в себя уже в больнице. Оказалось, что садовник был сообщником местной банды. Это его ночью заметили в саду Вася и Петя. Сын садовника работал на английскую разведку. Когда его заподозрили, стали обыскивать жилье и обнаружили записку от сына и пистолет.

краткое содержание рассказа старая крепость

Галя и Петя рассказали Васе, что Костя хочет вступить в комсомол. Петя и Вася решили помешать этому. Однако Костя рассказал о себе все подробно, и Вася ничего не добавил. Тогда Никита стал рассказывать о связи Кости с садовником, и его не приняли в комсомол. Полевой стал директором училища для рабочих фабрик и заводов и предложил ребятам там учиться. Вася решил осваивать литейное дело, Петя — токарное, Саша — ремонт двигателей, Галя — слесарное дело. Таково краткое содержание второй книги романа Беляева «Старая крепость».

Книга 3. — “Город у моря”

Ребята стали проживать в помещении общежития при фабричном училище. Отец и тетя Васи уехали в город Черкассы устраивать там типографское учреждение. Однажды друзья гуляли по городу и в одном питейном заведении заметили драку, которую устроил комсомолец Яшка Тиктор. Ребята увели его до прихода сотрудников правоохранительных органов. Когда они, то услышали выстрелы. Части особого назначения при рабочих коллективах подняли тревогу. Взрослые выдвинулись к границе с Польшей, молодежь осталась охранять объекты в городе. Вася получил задание сторожить один из самых опасных объектов. Саша заметил незнакомого человека и поднял тревогу. Ребята бежали за этим человеком, но он скрылся.

За несколько месяцев до окончания учебы в город из Харькова прибыл новый руководитель местного учебного округа по фамилии Печерица. Он намеревался закрыть рабочее училище, поскольку посчитал, что региону не нужно столько рабочих. Тогда на собрании комсомольцев ребята решили направить в центральный комитет Харькова Васю, чтобы рассказать о ситуации с училищем. Ему собрали достаточно крупную сумму денег в дорогу. В поезде вместе с ним ехал Печерица. Однако он был уже без усов и делал вид, что не узнавал Васю. Утром, когда главный герой проснулся, Печерицы уже не было в вагоне.

В Харькове Вася захотел сходить в кинотеатр. Выходя, он обнаружил, что собранные для него деньги пропали. Вася переночевал на вокзале, потом отправился в здание комсомола. Здесь он встретил секретаря центрального комитета и рассказал ему о пропаже денег и о Печерице. Секретарь пообещал расследовать это дело. Вася встречался с представителем пограничного отряда Вуковичем, с работниками главного политического управления. Выяснилось, что Печерица был агентом и скрывался.

На собрании комсомола Тиктор предложил исключить Васю из организации, поскольку он ехал с Печерицей. Однако из комсомола исключили самого Тиктора за пьянство и отливку металлических деталей для кустарного производства. По завершении учебы ребята получили распределения на рабочие специальности.

Вася, Петя, Саша и Яшка были отправлены в город у Азовского моря. Яшка не захотел жить с ребятами, которые стали проживать вместе. Они пошли к морю и увидели девушку, которая купалась в ненастную погоду. На машиностроительном заводе начальник отдела по устройству сказал им, что вакансий нет. Тогда ребята пошли к директору, и он устроил их на работу. Вася стал помогать опытному мастеру в литейном деле Василию Науменко.

Ребята узнали, что рядом с ними живет девушка Анжелика, которая купалась в шторм. Она была дочерью инженера завода, за ней ухаживал один рабочий Зюзя Тритузный. Саша хотел поймать Печерицу. Однажды он заметил его около вокзала, но ребята подумали, что тот обознался. Тогда Саша написал об этом начальнику местного отдела главного политического управления.

Главный герой познакомился с комсомольцем Анатолием Головацким, который хотел добиться закрытия местного танцевального заведения, куда часто ходило много молодых людей. Вася встретил там Анжелику. Сначала они немного танцевали, у Васи не очень получалось, а затем решили покататься на лодке. Девушка рассказывала, что хочет спокойной уютной жизни. Вася решил, что у нее не такое настроение, как у рабочих.

Однажды Коломиец прислал Васе письмо с просьбой отправить в их город пять самосеялок. Главный герой сказал об этом директору завода, но он ответил, что на заводе не хватает для этого чугуна. Тогда Вася вспомнил про лом чугуна, который был рядом с их городом, и написал об этом Коломийцу. Чугун собрали, доставили на завод и изготовили самосеялки. Коломиец рассказал, что Печерица сбежал из города, проживал в Крыму, но его видели в городе, где работали ребята. Вскоре его поймали. Однажды на заводе во время уборки была обнаружена мина. Потом выяснилось, что ее хотел взорвать один из рабочих, которому помогла женщина, содержавшая танцевальное заведение.

Ребята устроили в своем театральном заведении пародию на тех, кто часто посещал танцы. Анжелика сказала, что ей хочется перемен, и Вася посоветовал ей переехать в другой город, что она и сделала. Вскоре ребят отправили на конференцию в Мариуполь. Они плыли туда на пароходе, которым управлял Юзик. Ребята долго разговаривали. В таком виде можно читать краткое содержание романа «Старая крепость».

Эпилог. “20 лет спустя”

Спустя два десятилетия Вася вернулся в родной город и пошел к старой крепости. Здесь он встретил Петю, историка Лазарева, который рассказал об обороне этой крепости во время войны. Вася собрался жениться на Анжелике.

Что хотел донести до читателя автор

Это типичное произведение советской литературы, в котором автор положительно описывает главных героев- рабочих, их желание трудиться.

  • Сказка про нефть и газ
  • Сказка про непослушных зверей
  • Сказка про нефть для детей
  • Сказка про неубранные игрушки
  • Сказка про непослушную царевну