Сказка про настеньку и марфушу

Время чтения: 9 мин.сказка морозко толстой живало-бывало, жил дед да с другой женой. у деда была дочка и у

Время чтения: 9 мин.

Сказка Морозко (Толстой)

Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница.

Сказка Морозко - картинка 1

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.

Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Сказка Морозко - картинка 2

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: – Садись, милая дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.

Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

– Тепло ли тебе, девица?

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Сказка Морозко - картинка 3

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

– Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

Сказка Морозко - картинка 4

А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу: – Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.

Сказка Морозко - картинка 5

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин:

– Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…»

Собака съест блин и опять:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, а собачка – все свое…

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый.

Сказка Морозко - картинка 6

Старуха глянула и руки врозь…

– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

Сказка Морозко - картинка 7

– Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Сказка Морозко - картинка 8

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. Чуть свет старуха посылает мужа:

– Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:

– Тяф! Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

Сказка Морозко - картинка 9

Старуха кинула ей пирог: – Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…»

А собачка – все свое: – Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.

Сказка Морозко (Афанасьев)

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: «Умница!» А падчерица как ни угождает — ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:

— Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши о ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!

Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой — и то побоялся; повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти.

Осталась бедненькая одна в поле, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

— Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

— Добро пожаловать, Мороз. Знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

Мороз хотел ее тукнуть и заморозить; но полюбились ему ее умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, поджала ножки, сидит.

Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

— Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

— Добро пожаловать, Мороз. Знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной девушке сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого. Уселась она в шубке на сундучке, такая веселенькая, такая хорошенькая!

Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она его и стала такая красавица, такая нарядница! Сидит и песенки попевает.

А мачеха по ней поминки справляет; напекла блинов.

— Ступай, муж, вези хоронить свою дочь. Старик поехал. А собачка под столом:

— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

— Молчи, дура! На блин, скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!

Собачка съела блин да опять:

— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

Старуха и блины давала, и била ее, а собачка все свое:

— Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!

Скрипнули ворота, растворилися двери, несут сундук высокий, тяжелый, идет падчерица — панья паньей сияет! Мачеха глянула — и руки врозь!

— Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей! Посади на то же поле, на то же место.

Повез старик на то же поле, посадил на то же место. Пришел и Мороз красный нос, поглядел на свою гостью, попрыгал-поскакал, а хороших речей не дождался; рассердился, хватил ее и убил.

— Старик, ступай, мою дочь привези, лихих коней запряги, да саней не повали, да сундук не оброни! А собачка под столом:

— Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!

— Не ври! На пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут!

Растворились ворота, старуха выбежала встретить дочь, да вместо ее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!

Жили-были старик да старуха. У старика со старухою было три дочери. Старшую дочь старуха не любила (она была ей падчерица), почасту ее журила, рано будила и всю работу на нее свалила. Девушка скотину поила-кормила, дрова и водицу в избу носила, печку топила, обряды творила, избу мела и все убирала еще до’ свету; но старуха и тут была недовольна и на Марфушу ворчала: «Экая ленивица, экая неряха! И голик-то не у места, и не так-то стоит, и сорно-то в избе». Девушка молчала и плакала; она всячески старалась мачехе уноровить и дочерям ее услужить; но сестры, глядя на мать, Марфушу во всем обижали, с нею вздорили и плакать заставляли: то им и любо было! Сами они поздно вставали, приготовленной водицей умывались, чистым полотенцем утирались и за работу садились, когда пообедают. Вот наши девицы росли да росли, стали большими и сделались невестами. Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Старику жалко было старшей дочери; он любил ее за то, что была послушляная да работящая, никогда не упрямилась, что заставят, то и делала, и ни в чем слова не перекорила; да не знал старик, чем пособить горю. Сам был хил, старуха ворчунья, а дочки ее ленивицы и упрямицы.

Вот наши старики стали думу думать: старик – как бы дочерей пристроить, а старуха – как бы старшую с рук сбыть. Однажды старуха и говорит старику: «Ну, старик, отдадим Марфушу замуж». – «Ладно», – сказал старик и побрел себе на печь; а старуха вслед ему: «Завтра встань, старик, ты пораньше, запряги кобылу в дровни и поезжай с Марфуткой; а ты, Марфутка, собери свое добро в коробейку да накинь белую исподку: завтра поедешь в гости!» Добрая Марфуша рада была такому счастью, что увезут ее в гости, и сладко спала всю ночку; поутру рано встала, умылась, богу помолилась, все собрала, чередом уложила, сама нарядилась, и была девка – хоть куды невеста! А дело-то было зимою, и на дворе стоял трескучий мороз.

Старик наутро, ни свет ни заря, запряг кобылу в дровни, подвел ко крыльцу; сам пришел в избу, сел на коник и сказал: «Ну, я все изладил!» – «Садитесь за стол да жрите!» – сказала старуха. Старик сел за стол и дочь с собой посадил; хлебница была на столе, он вынул челпан и нарушал хлеба и себе и дочери. А старуха меж тем подала в блюде старых щей и сказала: «Ну, голубка, ешь да убирайся, я вдоволь на тебя нагляделась! Старик, увези Марфутку к жениху; да мотри, старый хрыч, поезжай прямой дорогой, а там сверни с дороги-то направо, на бор, – знаешь, прямо к той большой сосне, что на пригорке стоит, и тут отдай Марфутку за Морозка». Старик вытаращил глаза, разинул рот и перестал хлебать, а девка завыла. «Ну, что тут нюни-то распустила! Ведь жених-то красавец и богач! Мотри-ка, сколько у него добра: все елки, мянды и березы в пуху; житье-то завидное, да и сам он богатырь!»

Старик молча уклал пожитки, велел дочери накинуть шубняк и пустился в дорогу. Долго ли ехал, скоро ли приехал – не ведаю: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Наконец доехал до бору, своротил с дороги и пустился прямо снегом по насту; забравшись в глушь, остановился и велел дочери слезать, сам поставил под огромной сосной коробейку и сказал: «Сиди и жди жениха, да мотри – принимай ласковее». А после заворотил лошадь – и домой.

Девушка сидит да дрожит; озноб ее пробрал. Хотела она выть, да сил на было: одни зубы только постукивают. Вдруг слышит: невдалеке Морозко на елке потрескивает, с елки на елку поскакивает да пощелкивает. Очутился он и на той сосне, под коёй де’вица сидит, и сверху ей говорит: «Тепло ли те, де’вица?» – «Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!» Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощелкивать. Мороз спросил де’вицу: «Тепло ли те, де’вица? Тепло ли те, красная?» Де’вица чуть дух переводит, но еще говорит: «Тепло, Морозушко! Тепло, батюшко!» Мороз пуще затрещал и сильнее защелка’л и де’вице сказал: «Тепло ли те, де’вица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?» Де’вица окостеневала и чуть слышно сказала: «Ой, тепло, голубчик Морозушко!» Тут Морозко сжалился, окутал де’вицу шубами и отогрел одеялами.

Старуха наутро мужу говорит: «Поезжай, старый хрыч, да буди молодых!» Старик запряг лошадь и поехал. Подъехавши к дочери, он нашел ее живую, на ней шубу хорошую, фату дорогую и короб с богатыми подарками. Не говоря ни слова, старик сложил все на’ воз, сел с дочерью и поехал домой. Приехали домой, и де’вица бух в ноги мачехе. Старуха изумилась, как увидела девку живую, новую шубу и короб белья. «Э, сука, не обманешь меня».

Вот спустя немного старуха говорит старику: «Увези-ка и моих-то дочерей к жениху; он их еще не так одарит!» Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Вот поутру рано старуха деток своих накормила и как следует под венец нарядила и в путь отпустила. Старик тем же путем оставил девок под сосною. Наши де’вицы сидят да посмеиваются: «Что это у матушки выдумано – вдруг обеих замуж отдавать? Разве в нашей деревне нет и ребят! Неровен черт приедет, и не знаешь какой!»

Девушки были в шубняках, а тут им стало зябко. «Что, Параха? Меня мороз по коже подирает. Ну, как суженый-ряженый не приедет, так мы здесь околеем». – «Полно, Машка, врать! Коли рано женихи собираются; а теперь есть ли и обед на дворе». – «А что, Параха, коли приедет один, кого он возьмет?» – «Не тебя ли, дурище?» – «Да, мотри, тебя!» – «Конечно, меня». – «Тебя! Полное’ тебе цыганить да врать!» Морозко у девушек руки ознобил, и наши де’вицы сунули руки в пазухи да опять за то же. «Ой ты, заспанная рожа, нехорошая тресся, поганое рыло! Прясть ты не умеешь, а перебирать и вовсе не смыслишь». – «Ох ты, хвастунья! А ты что знаешь? Только по беседкам ходить да облизываться. Посмотрим, кого скорее возьмет!» Так де’вицы растабаривали и не в шутку озябли; вдруг они в один голос сказали: «Да кой хранци! Что долго нейдет? Вишь ты, посинела!»

Вот вдалеке Морозко начал потрескивать и с елки на елку поскакивать да пощелкивать. Де’вицам послышалось, что кто-то едет. «Чу, Параха, уж едет, да и с колокольцом». – «Поди прочь, сука! Я не слышу, меня мороз обдирает». – «А еще замуж нарохтишься!» И начали пальцы отдувать. Морозко все ближе да ближе; наконец очутился на сосне, над де’вицами. Он де’вицам говорит: «Тепло ли вам, де’вицы? Тепло ли вам, красные? Тепло ли, мои голубушки?» – «Ой, Морозко, больно студёно! Мы замерзли, ждем суженого, а он, окаянный, сгинул». Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать и чаще пощелкивать. «Тепло ли вам, девицы? Тепло ли вам, красные?» – «Поди ты к черту! Разве слеп, вишь, у нас руки и ноги отмерзли». Морозко еще ниже спустился, сильно приударил и сказал: «Тепло ли вам, девицы?» – «Убирайся ко всем чертям в омут, сгинь, окаянный!» – и девушки окостенели.

Наутро старуха мужу говорит: «Запряги-ка ты, старик, пошевёнки; положи охабочку сенца да возьми шубное опахало. Чай девки-то приозябли; на дворе-то страшный мороз! Да мотри, ворове’й, старый хрыч!» Старик не успел и перекусить, как был уж на дворе и на дороге. Приезжает за дочками и находит их мертвыми. Он в пошевёнки деток свалил, опахалом закутал и рогожкой закрыл. Старуха, увидя старика издалека, навстречу выбегала и так его вопрошала: «Что детки?» – «В пошевнях». Старуха рогожку отвернула, опахало сняла и деток мертвыми нашла.

Тут старуха как гроза разразилась и старика разбранила: «Что ты наделал, старый пес? Уходил ты моих дочек, моих кровных деточек, моих ненаглядных семечек, моих красных ягодок! Я тебя ухватом прибью, кочергой зашибу!» – «Полно, старая дрянь! Вишь, ты на богатство польстилась, а детки твои упрямицы! Коли я виноват? Ты сама захотела». Старуха посердилась, побранилась, да после с падчерицею помирилась, и стали они жить да быть да добра наживать, а лиха не поминать. Присватался сусед, свадебку сыграли, и Марфуша счастливо живет. Старик внучат Морозком стращал и упрямиться не давал. Я на свадьбе был, мед-пиво пил, по усу текло, да в рот не попало.

morozkoМОРОЗКО ПСИХОЛОГИЯ

Мы воспринимаем сюжеты сказок буквально — поэтому считаем их детским жанром. Смысл же сказок — и смысл сказки «Морозко» в том числе — куда более глубокий. Зачастую мы даже представить не можем, что сюжеты, герои и предметы подавляющего большинства всеми нами известных сказок выросли практически из первобытных времен. Сейчас психологи начали использовать сказкотерапию для лечения. Один из методов — выяснить у клиента, какое произведение ему нравится больше всего и на основании этого разбирать личностные проблемы. Так что в сказке «Морозко» психология такова — если это одна из ваших любимых сказок, то вам вполне могут сказать про проблемы с матерью, болезненную ревность к братьям-сестрам, раннее замужество, чтобы поскорее уйти из родительской семьи и т.д. Это все очень интересно, и в этом определенно что-то есть. Да, но! — не спешите ставить себе диагнозы. «Иногда банан, это просто банан». Например, лично мне очень нравится эта сказка, при том, что я не имею ни одной из вышеперечисленных проблем — просто потому что она ассоциируется с Новым Годом. По этой же причине я люблю «Двенадцать месяцев».

Кратко напомню сюжет. Жили-были старик со старухой и двумя дочерьми — дочерью старика Настенькой и дочерью старухи Марфушкой. Мачеха, как водится, постоянно притесняет добрую и работящую падчерицу, а конце концов когда она становится соперницей Марфушки за красавца Ивана, заставляет старика отвезти ее зимой в лес и там оставить. Когда Настенька почти замерзла, появляется Морозко, который приветливо с ней разговаривает, но одновременно подвергает испытаниям — морозит ее еще сильнее и спрашивает «Тепло ли тебе, девица?» Вежливая Настенька отвечает «Тепло, Мороз-батюшка». Тронутый Морозко одаривает Настеньку богатым приданным, надевает свою шубу и возвращает домой. Марфушка тоже хочет подарков и отправляется в лес, но грубит Морозко, за что он ее наказывает и с позором отправляет восвояси.

СЮЖЕТ СКАЗКИ МОРОЗКО

Задумайтесь! Сказочные сюжеты едины для всего мира! Мы встречам одних и тех же персонажей (просто с другими именами) в России, Европе, Америке, Африке, в Китае, Индонезии, Египте, среди эскимосов, на островах Тихого океана и т.д. В любой точке земного шара люди из поколения в поколение пересказывают друг другу одно и то же. Это значит, что происхождение сказок случилось в настолько древние времена, когда само человечество еще было единым. Сюжет сказки «Морозко» не исключение — ведь ее смысл не в рассказе о волшебнике из зимнего леса, а о сверхестественном существе, которое подвергает героев испытанию. У Братьев Гримм есть аналог в виде Госпожи Метелицы, у Андерсена — Снежная Королева. Если мы изучим фольклор других континентов — в нем будут похожие герои. Только с другими именами и в других условиях. Но те же волшебники будут испытывать похожих героев в схожих ситуациях.

«…И на этом построены комиксы, сериалы, культуры пласты,
Наркотрипы и антиутопии, сказки, басни, скульптуры и сны.
И настолько, что если сравнить египетские мифы и «Бандитский Петербург»
Вы увидите путь одного героя под личинами этих двух».

(Oxxxymiron «Тысячеликий герой»)

МОРОЗКО, ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Сказки делятся на волшебные и бытовые. «Морозко » — волшебная сказка. Этот вид сказок более древний. Хотя их герои не кажутся такими уже далекими — Иван-царевич, царь, царица, Серый Волк, Василиса Премудрая и т.д. обычно ассоциируются с относительно недавним славянским прошлым — на самом деле они зародились одновременно с возникновением Homo Sapiens, то есть где-то 70 000 лет назад. А, может быть, с появлением человечества вообще (2 млн лет назад). Конечно, тогда это были не царевичи и Бабы Яги — только их далекие прообразы. В этом и заключается символизм сказок. В.Я. Пропп, крупнейший филолог-фольклорист, считал, что в основе волшебной сказки лежат табу (запреты) Древнего Мира — нельзя пробовать неизвестную еду и питье, оставлять дверь открытой, ходить одному в лес, контактировать с опасными животными, противостоять природным стихиям и т.д. Если человек нарушает запрет — его карают сверхестественные силы. Вернуть прежнее благополучие он может тоже только с помощью других сверхестестественных сил или волшебных предметов. Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший и другие — упрощенные и осовремененные формы древних языческих божеств, к которым человек либо обращался за помощью, либо противостоял.

Другие исследователи считают, что помимо табу в основе сказок лежит инициация. Герой должен измениться — повзрослеть, обрести мудрость — через испытания. Само по себе это невозможно.

СЛАВЯНСКИЙ БОГ МОРОЗКО

На инициации остановимся подробнее. Есть версия, что Морозко — который в фильме выглядит один в один как добродушный Дед Мороз — вышел из образа славянского бога Морозко. Который в свою очередь ранее частично выполнял роль древнего бога смерти. Он — повелитель зимы, а зима — время смерти для всего живого. Сводные сестры Настенька и Марфушка — девушки, недавно вышедшие из детского возраста. Как и любые подростки, они находятся на распутье, когда детство позади, взрослая жизнь впереди, а сами они в некоем безвременьи, когда нужно взрослеть, умнеть, находить смысл жизни, но нет ни опыта, ни средств, ни вообще малейшего понятия, как и что делать. У древних людей для этого и существовал обряд инициации — символической смерти — после которой прежний человек (ребенок) умирал и рождался взрослый. В сказке Морозко играет роль того, кто проводит этот обряд. Настенька смогла его пройти, Марфушка нет. Поэтому Настенька — символ взрослой самодостаточной и самостоятельной женщины, ответственной за свои поступки. А Марфушка — инфантил, живущий с родителями и надеющийся, что они всегда его прикроют. Так что задумайтесь — может, если вы любите эту сказку, то невольно находитесь в положении Марфуши?)

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ СКАЗКИ «МОРОЗКО»

Главных героев сказки «Морозко» шесть — дед, бабка, дочь деда Настенька, дочь бабки Марфушка, Иван и сам Морозко. За всеми стоит множество символов. Первое, что бросает в глаза — большая разница в возрасте между родителями и детьми. Настенька и Марфуша — девушки на выданье, значит совсем юные, потому что раньше супружеская жизнь разрешалась с момента появления месячных, то есть с 13-14 лет. Обычно так и женились. До 20 «в девках» не сидели. Поэтому их родители тоже должны быть очень молодыми — то есть около 35 лет, а то и меньше. Но они изображаются, как старик и старуха. Неспроста, конечно.

Из предыдущих статей про символизм сказок вы можете помнить, что Мужчина — это символ логики, разума, интеллекта. Женщина — символ эмоциональной сферы, души. Поэтому Царь — апофеоз мужского начала, Царица — женского. Обычно в сказках 2 поколения — Царь и Царевич, Царица и Царевна. Они обозначают необходимость смены старого закостенелого сознания новым. Конфлик Старухи с падчерицей — это аллюзия на вечный конфликт поколений, когда старое «упертое» мышление не желает знать о новых веяниях.

В «Морозко» Старик — символ старого, ограниченного сознания, находящегося в полном подчинении Старухи — такого же отжившего, неуправляемого эмоционального начала. Поэтому ему и в голову не приходит защитить дочь перед мачехой — он слишком инертен, зашорен. На смену Старику и Старухе давно должны были прийти сын и дочь в виде нового мышления и новой эмоциональной сферы. Поэтому в сказке также есть Иван — жених Настеньки, сама Настенька и Марфуша. Иван и Настя сменят стариков, Марфушка станет копией Старухи. Ну а Морозко — это та самая сверхестественная сила, которая проведет обряд инициации через символическую смерть в лесу. В более древней версии сказки дочь Старухи погибает. По мере развития общества, одной из движущих сил которого является развитие идеи гуманности и сострадания, Марфушка просто возвращается домой с позором, в санях, запряженных поросятами, и с сундуками, в которых вместо приданного вороны.

Настеньку же Морозко богато одаривает. Он дает ей шубы, расшитые золотом и серебром. Шуба — символ защиты от зимы, то есть от смерти. Золотое шитье, золото — символ истины, мудрости, мужского начала. Серебро — символ отраженной мудрости, тайных знаний, духовной сферы, женского начала. Все это приобретает Настенька, успешно прошедшая обряд инициации и испытания Морозко.

Хотя в современной сказке очень трудно узнать древние символы, сложно представить, что речь о жизни, смерти, посвящении и пр., но обратите внимание на скрытые подсказки. Одна из основных — птичка, прикоснувшаяся к посоху Морозко и превратившаяся в льдинку. Это и есть намек на то, что Морозко несет смерть и каждый должен пройти испытание ею, чтобы перейти на новый этап своего существования.

ÌÎÐÎÇÊÎ
Ñêàçêà â 9 ñöåíàõ ñ ïðîëîãîì
Ïîñâÿùàåòñÿ ìëàäøåé äî÷åðè Þëèè
 (àâòîð Ì.Áàòîðèÿ)
Äåéñòâóþùèå ëèöà:
Ìîðîçêî-
Ñòàðóõà-
Ñòàðèê-
Ìàðôóøà-
Íàñòåíüêà-
Áàáà ßãà ìîëîäàÿ-
Áàáà –ßãà ïîæèëàÿ-
Èâàíóøêà-
Ñòàðóøêà-âåñåëóøêà-

ÏÐÎËÎÃ
Çâó÷èò ôîíîâàÿ ìóçûêà. Çàíàâåñ îòêðûâàåòñÿ. Íà ñöåíó âûõîäèò Èâàí.  ðóêàõ -êîòîìî÷êà èëè óçåëîê. Îí ìàøåò ðóêîé çà êóëèñû .
Èâàí. Ïðîùàéòå ,ìàòóøêà! Íå ïîìèíàéòå ëèõîì.  (Ñàäèòñÿ  íà ïåíåê. Îçèðàåòñÿ ïî ñòîðîíàì. Ðàçâÿçûâàåò  óçåëîê.) Íó,÷òî òàì ìàìàøà íàñîáèðàëà â äîðîãó…Òàê..Ïèðîæîê…Ìîëî÷êî ïàðíîå…Õììì   Íå ãóñòî,íå ãóñòî….Àõ,ñàëî! Ìíàêà !(åñò ñ óäîâîëüñòâèåì) Ýòî æ íàäî äîäóìàòüñÿ ïîñëàòü ðîäíîãî ñûíî÷êà â íåâåäîìûå äàëè æåíó èñêàòü! Ýòî æå ïðîñòî íåñïðàâåäëèâî-òî êàê! Íå õî÷ó æåíèòüñÿ!! Äà è íå ðîäèëàñü åùå òà êðàñàâèöà, êîòîðàÿ äîñòîéíà òàêîãî, êàê ÿ!(Äîñòàåò çåðêàëî è ðàññìàòðèâàåò ñåáÿ). Âîò íà öàðåâíå ÿ áû æåíèëñÿ! Íè÷åãî íå äåëàé: òðàâó íå êîñè, âîäó íå íîñè. Âñå ñäåëàþò ñëóãè. Ýýýýýýõ, ìàìàíÿ!
Çâó÷èò ôîíîâàÿ ìóçûêà. Ïîÿâëÿåòñÿ Ñòàðóøêà-âåñåëóøêà.
ÑÂ.Ñëûøàëà,ñëûøàëà òâîå æåëàíèå,Èâàí. È ìîãó åãî èñïîëíèòü.Äà òîëüêî ïðîñüáà  ó ìåíÿ ê òåáå åñòü îäíà.
Èâàí.(ñïåøíî ïðÿ÷åò åäó â êîòîìêó) Èäè êóäà øëà,ñòàðàÿ êëþêà. Òû Çîëîòàÿ ðûáêà,÷òî ëü,æåëàíèå èñïîëíÿòü?
ÑÂ.Íó,íå ðûáêà,êàê âèäèøü,íî æåëàíèå òâîå ìîãó èñïîëíèòü. Ñëóøàé ñþäà. (ïîäõîäèò ê Èâàíó, íàêëîíÿåòñÿ) Æåëàíèå òâîå èñïîëíèòñÿ ïðè óñëîâèè: åñëè òû ñäåëàåøü äîáðîå äåëî.
Èâàí. Êàêîå åùå, äîáðîå äåëî? Äðîâà íàêîëîòü? Íåò óæ, ìåíÿ ìàìàíÿ è òàê ýòèì óìîðèëà.(âíèìàòåëüíî ñìîòðèò íà ñòàðóøêó) Íåå, íå æåíþñü ÿ íà òåáå. È íå ìå÷òàé (âñòàåò, ÷òîáû óõîäèòü)
ÑÂ.Ïîãîäè! Õì,Èâàí,Èâàí…Ëåíü ðàíüøå òåáÿ ðîäèëàñü,äà íå òîáîé çàêîí÷èòñÿ.. Õî÷åøü æåíèòüñÿ íà öàðåâíå?
Èâàí. À êòî æ íå õî÷åò? Õî÷ó!
Ñ ñòó÷èò ïî ïîëó ïîñîõîì .
ÑÂ. Ñáóäåòñÿ! Íî ïîìíè: äîáðîå äåëî…(èñ÷åçàåò)
Èâàí.(âñòàåò, îãëÿäûâàåòñÿ)×òî çà áðåä…Äîáðûå äåëà…âîò åùå..(óõîäèò.
Çàíàâåñ.
1 ñöåíà
Çâó÷èò ôîíîâàÿ ìóçûêà. Íà ñöåíå óáðàíñòâî ðóññêîé èçáû.  èçáó âõîäèò Ñòàðèê è Ñòàðóõà. Îíè ðóãàþòñÿ.Áåãàþò äðóã çà äðóãîì âîêðóã ñòîëà.
Ñòàðóõà.Àõ,òû ,ïåíåê òðóõëÿâûé! Íà óëèöå ìîðîç,à òû äðîâ íå ìîæåøü ïðèâåñòè èç ëåñó?  äîìå åñòü íå÷åãî,ïå÷ü íå òîïëåíà! Õîëîä ñîáà÷èé! À íè Íàñòüêà òâîÿ íè òû íå ÷åøèòåñü ñîâñåì!!
Ñòàðèê. Òàê âåäü ÿ õîòåë,íî òû âåëåëà âîäó öåëûé äåíü òàñêàòü, áî÷êó íàïîëíÿòü.âîò âðåìÿ è óøëî..
Ñòàðóõà.Àõ,ÿ âåëåëà! Òàê çíà÷èò ýòî âñå èç-çà ìåíÿ? Àõ,òû èðîä! Àõ,òû ïîëîâíèê äûðÿâûé! À íó,åçæàé çà äðîâàìè â ëåñ!
Ñòàðèê. ×òî òû! Ñîâñåì,÷òî ëè? Íî÷ü íà äâîðå. Çàâòðà ïîåäó.
Ñòàðóõà. À äî çàâòðà ìû ñ Ìàðôóøåé äóáà äàäèì!! Ïîåçæàé, ãîâîðþ!
Ñòàðèê.Íå ïîåäó!
Ñòàðóõà. Ëàäíî. Íàñòüêà!
Íà ñöåíó âõîäèò Íàñòåíüêà.
Ñòàðóõà. Ñîáèðàéñÿ. Ïîåäåøü â ëåñ çà äðîâàìè. À òî ïàïàíå òâîåìó ëåíü.
Íàñòåíüêà. Ìàòóøêà, äà êóäà æå ÿ ïîåäó? Íî÷ü, õîëîäíî. Ïðîïàäó ÿ.
Ñòàðóõà. Íå ïðîïàäåøü. Îáà ïîåçæàéòå — âàøå óïóùåíèå!
Ïîäõîäèò ê Ñòàðèêó ,áåðåò ïîä ëîêîòîê. Øåï÷åò íà óõî.
Ñòàðóõà. Ïîñëóøàé, áàëàáîëêà. Ïîåäåøü â ëåñ. Îñòàâèøü ñâîþ äåâàõó ïîä ¸ëêîé. È ìîæåøü øóðîâàòü íàçàä. Ìû åå íå ïðîêîðìèì. Ëèøíÿÿ îíà.À òû åùå ïðèãîäåí.
Ñòàðèê. (ñ èñïóãîì) Äà òû ÷òî ìåëåøü!
Ñòàðóõà. Íå ìåëþ. Ìîë÷è, à òî è òåáÿ â ëåñó îñòàâëþ. Íàì ëèøíèå ðòû íè ê ÷åìó.
Çàíàâåñ.
2 ñöåíà
Çâó÷èò ôîíîâàÿ ìóçûêà. Ëåñ. Ïîä ¸ëî÷êîé ñèäèò Íàñòåíüêà. Ìîðîç. Ñëûøíî çàâûâàíèå âüþãè. Âäðóã çâó÷èò ìåëîäèÿ ïåñåíêè «Â ëåñó ðîäèëàñü ¸ëî÷êà».Íà ñöåíå èç-çà åëêè ïîÿâëÿåòñÿ Ìîðîçêî,â ðóêå ïîñîõ,â äðóãîé-áëîêíîò. íàïåâàÿ ïðî ñåáÿ ïåñåíêó è îãëÿäûâàÿ äåðåâüÿ íà ïðåäìåò èíåÿ íà âåòêàõ.
Ìîðîçêî. Òàê..(çàïèñûâàåò â áëîêíîò )»ïîëÿíêà ó ðåêè-âñå â èíåå».êàê è ïîëîæåíî. Î! ×òî ýòî çà ìåøîê ïîä åëêîé? Ñíîâà 12 ìåñÿöåâ îñòàâèëè ïîäàðîê áåëêàì. Âîò ñïàñèáî çà çàáîòó, áðàòöû!(ïîäõîäèò .Âèäèò Íàñòåíüêó. Îòøàòûâàåòñÿ)  Àõ! Äà ìåøîê – è íå ìåøîê âîâñå, à …êòî òû?
Íàñòåíüêà.(ñòó÷à çóáàìè) Íàñòåíüêà ÿ,Ìîðîçêî.
Ìîðîçêî. Òû ñåáÿ èñïûòûâàåøü àëè æèòü íåãäå?
Íàñòåíüêà. Æèòü íåãäå. Ìà÷åõà âåëåëà óõîäèòü â ëåñ æèòü. Íå ïðîêîðìèò ìåíÿ.
Ìîðîçêî.(ñòó÷èò ïîñîõîì) Ýõ! Äà òû çàìåðçëà ñîâñåì. Íó-êà ,íàêèíü øóáåéêó.(íàêèäûâàåò ñâîþ øóáó) .È âàðåæêè íàäåíü. Òåïëî ëè òåáå ,äåâèöà?Òåïëî ëè òåáå,êðàñíàÿ?
Íàñòåíüêà.Ìîðîçêî,òû æå çàìåðçíåøü ñàì! Íå âîçüìó ÿ ïîäàðêè. Òåïëî ìíå.
Ìîðîçêî.äîáðàÿ äóøà ó òåáÿ,Íàñòåíüêà.Òàê è áûòü! Ó ìåíÿ ïîæèâåøü.À òàì ïîñìîòðèì.Ó ìåíÿ äîì áîëüøîé äà è ðÿäîì ñîâñåì. À ìà÷åõà..÷òî æ è ìà÷åõå ìîè ïîäàðêè äîñòàíóòñÿ.
Íàñòåíüêà.Ñïàñèáî,Ìîðîçóøêî,çà òåïëî,çà äîáðîòó.
Çàíàâåñ.

3 ñöåíà
Çâó÷èò ôîíîâàÿ ìóçûêà.Èçáóøêà ñåñòåð ßãà.Ìîëîäàÿ ñèäèò çà ñòîëîì,÷èòàåò âñëóõ ðåöåïò.Âòîðàÿ âàðèò ïî ðåöåïòó çåëüå.
ßÌ.Òààê… «Ñóøåíûé ïàëåö ñ íîãè ìåðòâåöà,êðûëûøêî ëåòó÷åé ìûøè è òðè âîëîñèíêè».
ßÏ.âñå! ãîòîâî!íà ïîïðîáóé ïåðâàÿ.
ßÌ.À ÷òîé- òî ÿ ? Ñàìà ïðîáóé! È åñëè â òå÷åíèè 6 ÷àñîâ ñ òîáîé íè÷åãî íå ñëó÷èòñÿ ,òî è ÿ ïîïðîáóþ.
ßÏ.Ñëóøàé,êíèæíàÿ äóøîíêà! Íå õî÷åøü çàìóæ-íå íàäî,à ìíå íå ìåøàé!(ïðîáóåò çåëüå,íè÷åãî íå ïðîèñõîäèò)
ßÌ.À òû âñå ïî ðåöåïòó çàêèíóëà? Ìîæåò, óïóñòèëà ÷åãî?
ßÏ.ß ýòèì çàíèìàþñü ïîáîëå âðåìåíè,÷åì òû,ñåñòðèöà!
Ñìîòðèò â çåðêàëî.Âäðóã ó ßÏ âûðàñòàåò îãðîìíûé íîñ.
ßÌ.À-õà-õà-õà! Çàâëåêàé íîñîì! Äàëåêî òåáÿ òåïåðü áóäåò âèäàòü! À-õà-õà-õà!
ßÏ.Ñìåøíî? Äà ÿ òåáÿ ñåé÷àñ â êðûñó ïðåâðàùó äà Êîòîôåþ ñêîðìëþ! Äàâàé ïðîâåðÿòü ðåöåïò.
ßÌ. Òóò  ïðîâåðÿòü íå÷åãî: «Ñóøåíûé ïàëåö ñ íîãè ìåðòâåöà,êðûëûøêî ëåòó÷åé ìûøè è òðè âîëîñèíê軅
Ñòóê â äâåðü.
ßï.Î! Äåéñòâóåò..
ßÌ.Íî èìååò ïîáî÷íûå ýôôåêòû.Êòî òàì?
Èâàí. Èâàí. Íî÷ëåãà èùó.Ïóñòèòå íà íî÷êó?
ßÏ.Ïî ãîëîñó-ìîëîäåíüêèé ñîâñåì. Ìîæåò ñïðÿòàòüñÿ ïîêà?(ïðÿ÷åòñÿ çà øèðìó)
Âõîäèò Èâàí.Êëàíÿåòñÿ.
Èâàí.Çäðàâñòâóéòå,ëþäè …(çàìå÷àåò ßÌ, êîòîðàÿ çàâëåêàòåëüíî óëûáàåòñÿ) äîáðûå… È òåáå, ÷ó÷åëêà, çäðàñüòå!
ßÌ.×òîîîî? Êòî ÿ? ×ó÷åëêà?Ýòî ìíå?
Èâàí. (èñïóãàííî) Íåò,íåò…Ýòî…âîò êîòó!À âû äàæå ñîâñåì íè÷åãî…Íè÷åãî õîðîøåãî…
ßÌ.×òî ñêàçàë?
Èâàí.ß ãîâîðþ-õîðîøàÿ âû.êàêàÿ.õîðîøàÿ.
ßÌ.Êòî òû? Òåáå ÷åãî?
Èâàí.Èâàí ÿ.Äà ìíå áû íà íî÷ü .Íà îäíó.À óòðîì ÿ ..òîãî…èñ÷åçíó…
ßÌ.Âîò âñå âû òàê ãîâîðèòå. Èñ÷åçàåòå. À ìû ñíîâà îäíè.
Èâàí. Êòî-ìû?
ßÌ.Íó…ìû-ýòî ÿ. Çíà÷èò òàê. Âîò íàøå óñëîâèå: äðîâ íàêîëè,âîäó ïðèíåñè,ñíåã ðàçãðåáè.
Èâàí.×åãî? ß íà ýòî ðàáñêèé òðóä íå ïîäïèñûâàëñÿ. Ìíå á ïåðåíî÷åâàòü äà è æåíó èñêàòü äàëüøå. Ìàìàíÿ âåëåëà áåç íåå íå âîçâðàùàòüñÿ. À ìíå è òàê æèòü íåãäå.Ïîýòîìó,ïî-ëþáîìó ïðèäåòñÿ æåíó èñêàòü.
ßÌ.Õììì…(îãëÿäûâàåò Èâàíà ) ëîïàòà â ñàðàå!Æåíèõ!
Èâàí óõîäèò. Èç-çà øèðìû âûõîäèò ßÏ áåç íîñà.
ßÏ.Îãî!À ïàðíèøêà-òî ñ àìáèöèÿìè. Áåðè,ñåñòðèöà ,ñåáå. Ìíå òàêîå íå íóæíî è äàðîì è çàäàðîì.
ßÌ. Êñòàòè ãîâîðÿ, ó òåáÿ íîñà íåò!! Çíà÷èò çåëüå èìååò âðåìåííûé ýôôåêò. Çíàåøü,ìíå îí òîæå íå ãëÿíóëñÿ. ÒÎ ëè äåëî Ìîðîçêî!
ßÏ.Ìî¸-íå òðîæü!
ßÌ.Ïîìíþ,ïîìíþ. Ìîë÷ó. Âîò ÷òî äóìàþ-ïóñòü õîòü äåëà ïî äîìó  ñäåëàåò.À òàì –óìàòûâàåò íà âñå 4 ñòîðîíû.
ßÏ.Òî÷íî! (äåëàþò «ëàäóøêè)À ðåöåïòèê-òî íå òîò îêàçàëñÿ…íå òîò…íàäî èñïðàâëÿòü.
Çàíàâåñ.
4 ñöåíà
Çâó÷èò ôîíîâàÿ ìóçûêà. Èçáà ñåñòåð ßãà.Çà ñòîëîì ñèäÿò ñåñòðû.Âõîäèò Èâàí.Óäèâëåííî ñìîòðèò íà ßÏ.
ßÏ.×åãî ñìîòðèøü? Âñå ñäåëàë? Ñàäèñü çà ñòîë.
ßÌ.Ýòî ñåñòðà ìîÿ ñòðàøíàÿ…îé…ñòàðøàÿ.
Èâàí.Ñïàñèáî çà ïðèãëàøåíèå.(ñàäèòñÿ çà ñòîë) .
ßÏ.Çíàþ òâîþ ïðîáëåìó,Èâàí. Ìîãó ïîìî÷ü.(áåðåò ïëàíøåò,êàòàåò ÿáëîêî)
Êàòèñü,êàòèñü ÿáëîêî
Ïî ïåðâîìó êðóãó.
Ïîêàæè íàì,ÿáëîêî,Èâàíîâó ïîäðóãó!
âîò ñìîòðè íà íåâåñòó ñâîþ, Èâàí.
Èâàí âèäèò Íàñòåíüêó.
Èâàí.Àõ,êàêàÿ êðàñàâèöà! Äà êàê ñûñêàòü ìíå åå?
ßÌ.. Õì..Äàæå íå çíàþ,÷òî è ñêàçàòü…Î! Èäåÿ!Ñïðîøó-êà ó ñîñåäà íàøåãî-Ìîðîçêî.
ßÏ.Äà,äà,îí âñå çíàåò! Çâîíè!
Èâàí.Òàê  ïîìîãèòå  ìíå,êðàñàâèöû,äåâîíüêè?
ßÌ èßÏ.Ïîìîæåì!
ßÌ.Ùàç,ïîçâîíþ.
Çâîíèò ïî òåëåôîíó Ìîðîçêî.
ßÌ.Ïðèâåò,ïîñîõ!ß âîò ÷òî çâîíþ=òî,ñëûøàë ëè òû î äåâóøêå….àãà..àãà…äà ëàäíî! …âîíà ÷å…Õîðîøî,ïîìîæåì!(êëàäåò òðóáêó) îáùåì äåëî íå àéñ: Íàñòÿ òâîÿ áûëà ó Ìîðîçêî,åå ïî ïðèêàçó ìà÷åõè îòâåçëè â ëåñ ,îñòàâèëè ,à Ìîðîçêî íàøåë. Íî ïîòîì îíà èñ÷åçëà.
Èâàí.Ýòî êàê ýòî?
ßÏ.Äà…êàê?
ßÌ. Äà ýòîò ñíåãîâèê áåç øàïêè,ðåøèë åå ïîñëàòü ñíåæèíêè ñäóâàòü ñ ïòè÷üèõ êîðìóøåê â ëåñ.È òþ-òþ…
ßÏ.Ðàçáîéíèêîâ äåëî!Íàäî ê Ìîðîçêî èäòè.
Çàíàâåñ.
5 ñöåíà
Çâó÷èò ôîíîâàÿ ìóçûêà. Íà ñöåíó âûõîäèò ðàçáîéíèöà, êîòîðàÿ òàùèò ñâÿçàííóþ Íàñòþ íà âåðåâêå. Òà ñîïðîòèâëÿåòñÿ.+

2Ð.Íó,÷åãî òû? Äàâàé òîïàé! Ñ÷èòàé,ÿ òåáÿ îò õîëîäà ñïàñëà. Ó íàñ òåïëî, à òû âñå ñîïðîòèâëÿåøüñÿ. Äà è äàäóò çà òåáÿ êó÷ó ìîãó÷ó äåíåã.Çàæèâåååì!
Íà ñöåíó âûõîäèò âòîðàÿ ðàçáîéíèöà.
1Ð.Ýòî òû ÷åãî? Ýòî òû êîãî ïðèòàùèëà?
2Ð.íå êèïèøóé, ñåñòðèöà! Ýòî íàøå ñïàñåíèå-öàðåâíó â ëåñó íàøëà. Ìû çà íåå ñòîëüêî äåíüæèù îòõâàòèì!!!
1Ð.Ýòî ÷òî æå öàðåâíå â ëåñó çèìîé îäíîé äåëàòü?
2Ð.Äà îíà íà ñíåæèíêè äóëà..
1Ð.×åãî? Ñëóøàé, íàì ïðîáëåìû íè ê ÷åìó. Òåì áîëåå ñ òàêèìè(êðóòèò ó âèñêà ïàëüöåì). Âåäè îòêóäà ïðèâåëà!
2Ð. Äà òû ÷òî! Âïåðåäè Íîâûé ãîä. À ó íàñ òîëüêî ¸ëêè êðóãîì. Íåíàðÿæåíûå. À ÿ ïîäàðêè õî÷ó. Ìàíäàðèíêó õî÷ó, øîêîëàäêó è ãàçèðîâêè!
1Ð.Òàê òàê…(ðàçãëÿäûâàåò â çàäóì÷èâîñòè Íàñòþ)À åñëè çà íåé ïðèäóò?
2Ð.Äà êîìó îíà íóæíà-òî (êðóòèò ó âèñêà ïàëüöåì ,äóåò íà ëàäîøêó)òàêàÿ?
Ñëûøèòñÿ ãîëîñ Âàíè.
Èâàí.Íàñòÿ! ß èäó! ß ñïàñó!
1Ð.íàäî ïðÿòàòü! (Ïðÿ÷óò Íàñòþ,âûõîäÿò ê Èâàíó).
2Ð. È ÷òî òóò äîáðûé ìîëîäåö çàáûë?
Èâàí. Äåâóøêè! ß ñâîþ ñóæåíóþ èùó-Íàñòåé çîâóò. Ìîæåò âèäåëè?
1Ð. À êàêàÿ îíà?
Èâàí. íó…òàêàÿ…
2Ð. Ïîõîæå îí åå è íå çíàåò.
1Ð.È íå÷à ñ íèì ðàçãîâîðû ðàçãîâàðèâàòü. Èäåì.
Èâàí. Ïîñòîéòå, äåâóøêè. ß æå åå âèäåë  îäèí ðàç. Âñåãî îäèí. Íî ñðàçó âëþáèëñÿ.(ðàçáîéíèöû îñòàíàâëèâàþòñÿ, ñëóøàþò, çàâèäóþò) Îíà êðàñèâàÿ. Ó íåå äëèííàÿ êîñà, ó íåå áåçäîííûå ãëàçà. È èìÿ ó íåå òàêîå íåæíîå..
1Ð è 2Ð (íàïåðåáîé) Êàêîå,êàêîå èìÿ?
Èâàí. Íàñòåíüêà. Àíàñòàñèÿ. Íàñòþøà. Íàñò¸íà….íà çàäíåì ïëàíå
ßÌ è ßÏ êðàäóò Íàñòþ.
1Ð.íååå.Íå çíàåì ìû òàêèõ.
2Ð.íåò.íå çíàåì.À åñëè áû çíàëè-îòäàëè.Ïðàâäà.Ïðàâäà..
Èâàí.íó,÷òî æ.ïîéäó ÿ.
1Ð.Ýééé,à ó òåáÿ äåíüãè åñòü?
2Ð.Àõ,ýòî…(äîñòàåò ãîðñòü ìîíåò)
Èâàí.×åì áîãàò..(îòäàåò ðàçáîéíèöàì äåíüãè,óõîäèò)
1Ð.ñ ïàðøèâîé îâöû õîòü øåðñòè êëîê. Âî ìû åãî íàäóëè,à!(çàëèâåòñÿ ñìåõîì)
2Ð.ìóà-õà-õà!À äåíåæêè-òî êàê ëåãêî îòäàë!
Îáå õîõî÷óò, ïîêà âèäÿò, ÷òî Íàñòè íåò.
1Ð.Ãîâîèëà òåáå-íå ê äîáðó ïðèòàùèëà åå.
2ðàçáîéíèöà ðàçãëÿäûâàåò äåíüãè.
2Ð.îáìàíóë! Äåíüãè-òî íå íàñòîÿùèå!
1Ð.Âñå èç-çà òåáÿ!
Óáåãàþò äðóã çà äðóãîì.Çàíàâåñ

6 ÑÖÅÍÀ
Çâó÷èò ôîíîâàÿ ìóçûêà. Ñâåòåëêà Ìîðîçêî.  ãîñòÿõ ó Ìîðîçêî ñåñòðû ßãà è Èâàí. Ìîðîçêî, ñåñòðû ñèäÿò çà ñòîëîì. Ïüþò ÷àé.
Ìîðîçêî. À êóäà æå íàøè ìîëîäûå çàïðîïàñòèëèñü?
ßÌ. Ùàç ïîãëÿäèì.(äîñòàåò ïëàíøåò)
êàòèñü ÿáëî÷êî ïî êðóãó
ïîêàæè íàì Èâàíà è åãî ïîäðóãó.
Âóàëÿ! Ãóëÿþò,àêè ãóñèêè ïî òðàâêå.
Ìîðîçêî. Îòïðàâëþ ñåãîäíÿ äîìîé.
ßÏ.Ñëóøàé,Ìîðîç,ÿ äàâíî õî÷ó ñïðîñèòü òåáÿ: îò÷åãî íå æåíèøüñÿ? Ñòîëüêî ñïàñàåøü ëþäåé,à ñàì..
Ìîðîçêî.Íó.. äàâàé ïîòîì ïîãîâîðèì…ß æå ïîìíþ íàøè ïðèêëþ÷åíèÿ…
ßÌ.ýé,îíè èäóò.
Âõîäÿò Èâàí è Íàñòåíüêà äåðæàñü çà ðóêè.
Èâàí.(êëàíÿåòñÿ â ïîÿñ) Ñïàñèáî âàì,ëþäè äîáðûå çà øèðîòó äóøè âàøåé.ñïàñèáî çà Íàñòåíüêó!Íèêàêîé öàðåâíû ìíå íå íàäî.
Íàñòåíüêà.ñïàñèáî,Ìîðîçóøêî,çà òî,÷òî ïðèþòèë,îáîãðåë.À âàì,áàáóøêè,ñïàñèáî çà Âàíå÷êó.(êëàíÿåòñÿ)
ßÌ.Áàáóøêè?? Õì..Çíàëà áû- çàðåêëàñü áû ïîìîãàòü…
ßÏ.Íå êèïÿòèñü,ñåñòðèöà!ñàìîå ãëàâíîå âïåðåäè!
Ìîðîçêî. Ïðàâà áûëà Ñòàðóøêà –âåñåëóøêà.Ïðàâà.(Íàñòå è Èâàíó)Îòïðàâëÿþ âàñ ÿ äîìîé. Äà íå ïðîñòî òàê,à ñ ïîäàðêàìè. Çà äîáðîòó òâîþ Íàñòåíüêà, ïðèìèòå îò Ìîðîçêî øóáêó äà øàïêó òåïëóþ. Äà ðóêàâè÷êè. ×òî á íå ìåðçíóòü. Äà âîò åùå íåáîëüøîé ëàðåö..À ñåé÷àñ –äîìîé!!Âîçëå äîìà ìîåãî óâèäèòå òðîéêó –âàøà îíà.Äî äîìà äîñòàâèò îäíèì ìèãîì! Ïðîùàéòå!
ßÌ è ßÏ ìàøóò óõîäÿùèì Âàíå è Íàñòå.
ßÌ.À ìà÷åõó íàäî áû íàêàçàòü.
Çàíàâåñ.

7 ñöåíà

Çâó÷èò ôîíîâàÿ ìóçûêà. Èçáà Ñòàðèêà è Ñòàðóõè. Ìàðôóøà ïûòàåòñÿ ÷òî-òî âàðèòü.
Ìàðôóøà. Îé! Àé! Àéÿ — ÿé! Ìàìàíÿÿÿ!
Îáæèãàåòñÿ.Âáåãàåò Ñòàðóõà.
Ñòàðóõà.×òî ìîÿ çîëîòåíüêàÿ?
Ìàðôóøà.(ïîêàçûâàåò ïàëåö) Îáîæãëàñÿ..
Ñòàðóõà.Ïîäóþ äàé.(äóåò íà ïàëåö).Îé,áåäíåíüêàÿ…Ýé, âàëåíîê!
Âõîäèò Ñòàðèê.
Ñòàðèê.×òî òåáå?
Ñòàðóõà.Ýòî òåáå áûëî ñêàçàíî,÷òîáû îáåä ñîñòðÿïàë?Òåáå.Òàê ïî÷åìó ýòî ìîÿ ìåäîâåíüêàÿ ðó÷êè ñâîè áåëåíüêèå ïîæãëà? À?Îòâå÷àé,ñóïîñòàò,ëîïàòîé òåáå â áîê!
Ñòàðèê. Òàê òû ñàìà âåëåëà âîäó â áî÷êó íîñèòü. Áî÷êà – òî õóäàÿ!!
Ñòàðóõà. Äà ñêîëüêî ìîæíî âîäó òàñêàòü! Âñþ äåðåâíþ çàëüåøü! Ëó÷øå áû çà äðîâàìè â ëåñ ñúåçäèë.
Ñòàðèê.Òàê äðî⠖òî íà âñþ çèìó õâàòèò.7 êóáîâ íàðóáèë. Ëîøàäü ÷óòü íå óìîðèë.Ðóêè áîëÿò.Ñïèíà…À òåáå âñå ìàëî!
Ñòàðóõà. Òû ìíå ÷òî,ïåðå÷èòü âçäóìàë? (áåðåò âåíèê.áüåò âåíèêîì äåäà) Àõ, òû ,êîðçèíà ñ ìóõîìîðàìè! Íàñòüêó âåçè îáðàòíî! Íå äåëî áåëû ðó÷åíüêè íàøè íàïðÿãàòü.
Ñòàðèê. Òàê åå ,ïîäè è íåò óæå..Íåò åå,ìîåé Íàñòåíüêè…íåòó äî÷åíüêè ìîåé ëþáèìîé(ïëà÷åò).
Çâó÷èò çâîí êîëîêîëü÷èêîâ òðîéêè. Ñòàðèê ñìîòðèò â îêíî,âñïëåñêèâàåò ðóêàìè.
Ñòàðèê. Àõ! Íàñòåíüêà! Äî÷êà ìîÿ ëþáèìàÿ!Âåðíóëàñü!!(áåæèò âñòðå÷àòü)
Ñòàðóõà è Ìàðôóøà áðîñàþòñÿ ê îêíó. Âñïëåñêèâàþò ðóêàìè. Äâåðè îòêðûâàþòñÿ, âõîäÿò óëûáàþùèéñÿ Ñòàðèê, Íàñòåíüêà è Èâàí. Êëàíÿþòñÿ Ñòàðóõå è Ìàðôóøå.
Íàñòåíüêà. Âîðîòèëèñü ìû, ìàòóøêà äîìîé. Ìåíÿ ïîä ¸ëî÷êîé Ìîðîçêî âñòðåòèë äà â ñâîåì äîìó ïðèâåòèë. (ïîêàçûâàåò íà Èâàíà)Ñ Âàíåé ïîçíàêîìèë. Ïîäàðêàìè îäàðèë è äîìîé îòïóñòèë.

Èâàí. Áóäüòå çäîðîâû,õîçÿþøêà ñ õîçÿéêîé! Ýòî âàì! (ïîäàåò ëàðåö.Ñòàðóõà è Ìàðôóøà âûðûâàþò èç ðóê Èâàíà ëàðåö,îòêðûâàþò,à òàì –ñàìîöâåòû,çîëîòî è ïðî÷åå)
Çàäåðæèâàòü âàñ ìû áîëå íå â ñèëàõ. Ïîåäåì ê ìàòóøêå ìîåé. Çàåçæàéòå â ãîñòè!(êëàíÿþòñÿ â ïîÿñ, óõîäÿò)
Ìàðôóøà è Ñòàðóõà ñòîÿò â îöåïåíåíèè äî îòúåçäà ìîëîäûõ.
Ìàðôóøà. Ìàìàíÿ!
Ñòàðóõà.Äà,äåòîíüêà ìîÿ!
Ìàðôóøà.×åì ÿ õóæå Íàñòüêè? Âîíà êàêîãî æåíèõà îòõâàòèëà! ß òîæå õî÷ó! Ïîäàðêîâ! Æåíèõà! Ëàðåö!(ñêàíäèðóåò) Ïîäàðêîâ! Æåíèõà! Ëàðåö!
Ñòàðóõà.(ïîâîðà÷èâàåòñÿ ê Ñòàðèêó)Âåçè â ëåñ!
Çàíàâåñ.
8 ñöåíà
Ëåñ.Çàâûâàíèå âüþãè. Çà îäíîé èç ¸ëîê ïðÿ÷óòñÿ ßÌ è ßÏ è Ìîðîçêî.
Ìîðîçêî. Äà ãäå æå îíà?
ßÏ.Ïîäîæäè,ÿâèòñÿ.
ßÌ.î! Ñëûøèòå? Òîï÷åòñÿ! Ñíåæíûé âàëåíîê,ãîòîâñü!
Ìîðîçêî.ß ïîïðîñèë áû.
Èäåò Ìàðôóøà. Îçèðàåòñÿ. Âèäèò ïåíåê ïîä ¸ëî÷êîé, ñàäèòñÿ. Îãëÿäûâàåòñÿ, äîñòàåò èç êîòîìêè ìîëîêî è õëåá. Ïåðèîäè÷åñêè ¸æèòñÿ îò õîëîäà. Ïîÿâëÿåòñÿ Ìîðîçêî.
Ìîðîçêî. Îçÿáëà,äåâèöà-êðàñà?
ÎÒ íåîæèäàííîñòè Ìàðôóøà âñêàêèâàåò.
Ìàðôóøà.Òû,÷¸?Òû êòî?
Ìîðîçêî. Ïðîñòè,äåâèöà,ïóãàòü íå õîòåë.Ïðîñòè ñòàðèêà! Ìîðîçêî ÿ. À òåáÿ êàê çâàòü-âåëè÷àòü? È ÷òî òû òóò äåëàåøü â íî÷ü,â ëåñó? Ñåáÿ èñïûòûâàåøü àëè æèòü íåãäå?
Ìàðôóøà óòèðàåò ðóêàâîì ðîò íàñòóïàåò íà Ìîðîçêî.
Ìàðôóøà. Çíà÷èò òû-Ìîðîç?
Ìîðîçêî.(îòñòóïàåò.Ðîáêî)Ìîðîçêî… ÿ.
Ìàðôóøà. Íå ñóòü. Òàê çíà÷èò ýòî òû íàøó Íàñòüêó æåíèõîì è áîãàòñòâîì îäàðèë?
Ìîðîçêî.Íàñòåíüêó? Íó,ÿ…À âàì ÷òî íàäî?
Ìàðôóøà.(ñêàíäèðóåò êóëàêîì ,íàñòóïàÿ íà Ìîðîçêî.) Ïîäàðêîâ! Æåíèõà! Ëàðåö! Ïîäàðêîâ! Æåíèõà! Ëàðåö!
Ìîðîçêî ïàäàåò.
Ìîðîçêî. Áóäåò! Áóäåò âñå! Õâàòèò!
Õëîïàåò â ëàäîøè. ßÏ è ßÌ âûíîñÿò ÷àøó ñ çåëüåì,øóáêó,øàïêó,âàðåæêè è ëàðåö.
Ìîðîçêî. Ëàðåö îòêðîåøü,  êîãäà äîìà áóäåøü. Íî æåíèõà ïîëó÷èøü,êàê òîëüêî ÷àþ çàâåòíîãî ïîïüåøü. Áóäåò òåáÿ æåíèõ äîæèäàòüñÿ äîìà.Êàê ïðèåäåøü âñòðåòèò ó ïîðîãà. Ñîãëàñíà?
Ìàðôóøà.Ñîãëàñíà! Äàâàé ñâîþ áîäÿãó! À íå îáìàíåøü,âàëåíîê?
Ìîðîçêî. Ñëîâî Ìîðîçà!
Ìàðôóøà. Íå î÷åíü-òî âåðþ,íî ïðèõîäèòñÿ.Íî åæåëè ÷î-âåðíóñü è òîãäà(ïîêàçûâàåò êóëàê)
ßÏ è ßÌ ïåðåìèãèâàþòñÿ. Ìàðôóøà ïüåò çåëüå. Çàáèðàåò ëàðåö.
Ìàðôóøà.×àî,Ñíåãóðî÷êè!(óõîäèò)
Ìîðîçêî ,ßÌ è ßÏ îáëåã÷åííî âçäûõàþò.
ßÏ.Ëèøü áû çåëüå íå ïîäâåëî
Ìîðîçêî.Íó,÷òî,òåïåðü ñ íîâûì ãîäîì,÷òî ëè?
ßÏ.Ñ íîâûì ñ÷àñòüåì(ãîâîðèò ,ñìîòðÿ Ìîðîçêî â ãëàçà)
ßÌ.Îé,äàâàéòå óæ çà ñòîë!
ßÏ,ßÌ è Ìîðîçêî óõîäÿò.
Çàíàâåñ
9 ñöåíà
Çâó÷èò ôîíîâàÿ ìóçûêà(â ïåùåðå ãîðíîãî êîðîëÿ). Èçáà ñòàðèêà è ñòàðóõè.
Ñòàðóõà.Âîò óâèäèøü,ñòàðûé ÷óëàí,ìîÿ Ìàðôóøåíüêà áîãà÷å Íàñòüêè ïðèåäåò.  øåëêà-áàðõàò è æåíèõ-öàðåâè÷,à íå ýíòîò –ãîëîäðàíåö!   Àõ! Âîçâðàùàåòñÿ!
Îòêðûâàåòñÿ äâåðü è âõîäèò Ìàðôóøà ñ ëàðöîì.Íà ëèöå –óðîäëèâûé íîñ.
Ìàðôóøà.Ìàìàíÿ! Ãäå æåíèõ?
Ñòàðóõà è Ñòàðèê  â ñòóïîðå. Ñòàðèê,î÷íóâøèñü,íà÷èíàåò òèõî ñìåÿòñÿ.
Ìàðôóøà.Ìàìàíÿ,÷å îí ðæåò? Ìàìàíÿ,óãîìîíè åãî!Ãäå æåíèõ?
Ñòàðóõà ïîêàçûâàåò ðóêîé íà çåðêàëî. Ìàðôóøà ïåðåâîäèò âçãëÿä è âèäèò íîñ.Ìàðôóøà êðè÷èò è óáåãàåò .Çà íåé Ñòàðóõà.Ñòàðèê ,ñìåÿñü,óõîäèò.Ãîëîñ ßÌ,ßÏ,Ñ è Ìîðîçêî.

Ìîðîçêî. Ìîæåò ïðîñòèì?
ÑÂ.Íåò,Ìîðîçêî,òàêèå æàäíûå ëþäè íåèñïðàâèìû.
ßÏ.À ðåöåïòèê âñå æå ïðèãîäèëñÿ. Ðàáîòàåò!
ßÌ.Íó,ñ Íîâûì ãîäîì!
Ìîðîçêî è âñå.Ñ Íîâûì ñ÷àñòüåì!

ÊÎÍÅÖ

  • Сказка про нарцисс для детей
  • Сказка про налоги для детей
  • Сказка про наказание для детей
  • Сказка про мышонка пика читать
  • Сказка про мячик для детей