Сказка про наречие 4 класс

Цель: познакомить учащихся с наречием как частью речи; учиться упражняться находить наречия в тексте, учиться задавать вопросы к наречиям и

Цель:

  • познакомить учащихся с наречием как частью
    речи; учиться упражняться находить наречия в
    тексте, учиться задавать вопросы к наречиям и
    определять каким членом предложения они
    являются;
  • развивать мышление, формировать учебные умения
    и навыки.

    Учитель: Дети:
    Руки — на месте,
    Ноги — на месте,
    Локти — у края
    Спина — прямая!

Итак, урок русского языка.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой
для вас частью речи, о ней упоминалось в учебнике
русского языка в 3 классе. Будем учиться находить
эту часть речи, задавать к ней вопросы и
определять каким членом предложения является.

— Чтобы подойти к новой теме, давайте повторим
пройденное.

I.  Повторение пройденного.
Я прочитаю вам стихотворение, а вы найдите
известные части речи, назовите их.

Было тихо, очень тихо:
Тихий час теней…
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал,
Козлик мекал,
Кот мяукал,
Поросенок дерзко хрюкал.

В. Орлов.

— Какие части речи вам знакомы?
(час, будильник, мышь, сверчок, козлик, кот,
поросенок — это имена существительные)

— Назовите признаки имен существительных.
(бывают мужского, женского и среднего рода,
изменяются по падежам, бывают I, II, III склонения)

— Какие еще части речи есть?
(тикал, скреблась, пиликал, мекал, мяукал,
хрюкал — это глаголы)

— Назовите признаки глаголов.
(изменяются по лицам, бывают 1 и II спряжения, имеют
3 наклонения)

— А прилагательное есть?
(тихий — имя прилагательное)

— Назовите признаки имен прилагательных.
(изменяются по родам, по падежам).

II. Знакомство с наречием.

img1

— Вот мы с вами и определили тему урока:

Наречие (открываю табличку Наречие).

Какая особенность слов?

— На какие вопросы отвечают?
(как?, где?, куда?, откуда?, когда?, почему?, зачем?)
(открываю вопросы)

— Попробуем изменить слово по падежам.

И. п. есть кто? что? тихо.
Р. п. нет кого? чего? тихо.
П. п. думаю о ком? о чем? о тихо.

— изменяется по падежам? (нет).
— — Попробуем изменить слово тихо по лицам.

Я тихо
Ты тихо
Он, она, оно тихо
Мы тихо
Вы тихо
Они тихо

— — изменяются по лицам? (нет).

См. Приложение 1.

Не изменяются никак —- неизменяемые
слова.
(открываю табличку неизменяемая часть
речи)

— Какая часть слова указывает на изменяемость
слов?
(окончание)

— Что такое окончание?
(изменяемая часть слова, которая служит для
связи слов в предложении
)

— Какая часть слова служит для образования
новых слов?
(приставка, суффикс)

— Какие знаете суффиксы?
(у существительных, прилагательных, глаголов)

— В наречиях тихо, темно суффикс О.
Еще в наречиях есть суффиксы.
(открываю табличку суффиксы о, а, е, у)

— Суффикс доказывает, что наречие —
неизменяемая часть речи.

Вывод: суффикс у наречия есть, а окончания нет!

III . Выделение наречий.

— Прочитайте предложения левого и правого
столбика

img2

— С какой частью речи связано? От какого слова
зададим вопрос к наречию?
(чаще всего наречие связано с глаголом,
поясняет глагол и с другими частями речи
.)

Запишите словосочетания столбиком с
вопросами

Прекратился (когда?) вскоре.
Был (когда?) вчера.
(открываю табличку, поясняет глагол)

— Спасибо, кто написал.
— С какой частью речи познакомились?
— Каковы ее особенности?

Наречие неизменяемая часть речи,
которая отвечает на вопросы где?, куда?, когда?,
откуда?, как?, зачем?, почему?, поясняет глагол и
имеет суффиксы а, о, у, у.

IV. Работа но учебнику.

— Откройте учебник на странице 36, прочитаем
правило
.

См. Приложение 1.

V . Физминутка.

Ночной лес.
Лес ночной был полон звуков:
Кто-то выл,
А кто мяукал,
Кто-то хрюкал, . Кто-то топал,
Кто-то крыльями захлопал,
Кто-то ухал и кричал,
И глазищами вращал,
Но, а кто-то тихо — тихо,
Тонким голосом молчал.

С. Пшеничных.

— Кто услышал наречие?
(тихо — тихо)

VI. Дифференцированная работа.

— А сейчас мы поработаем с наречиями.

1 группа.

Напишите словосочетания, поставьте вопрос к
наречиям.
1)

играет (как?) весело
вернулся (когда?) поздно
2)

прыгали (куда?) вниз
приехал (откуда?) издалека

См. Приложение 2.

2 группа.

Будет работать в тетрадях, 1 ученик у доски.
Разберите предложения по членам предложения,
слова по составу.

— О чем говорится в предложении.

Свисток немного посвистел, махнул крылом и улетел.

— Найдите наречия

Посвистел (как?) немного

— Разберем по составу наречие Немного — есть
окончание? (нет)

3 группа.

— Послушайте стихотворение, найдите наречия.

Но однажды поутру (когда?)
Прискакала кенгуру
Закричала сгоряча (как?)
Неохотно(как?) и несмело.(как?)

К. Чуковский.

— Молодцы! Вы уже умеете находить наречия (напишите
наречия
).
— Сколько услышали наречий? (5)
— А теперь проверим работу на доске.

Немного
— Скажите, из каких частей состоит наречие?

img3

Наречия бывают без окончаний, нулевого
окончания у них нет.
— Для чего нужны наречия?
(если уберем наречия, речь будет неточная и
невыразительная
)

VII. Работа с фразеологизмами.

— Сейчас я прочитаю вам фразеологические
сочетания, а вы будете записывать одним словом —
наречием.
Идти черепашьим шагом — (как?)
/медленно/
— как пишется это слово?
Все идет как по маслу — (как?)
/хорошо/
Встать чуть свет —-
(маме надо) /рано/
Рукой подать —-
(до магазина) /близко/
Яблоку негде упасть — —
(сегодня в классе) |тесно|

VIII. Работа по учебнику.

— Найдите Упр. №4, стр. 38.
— Прочитайте задание. — Какая дана подсказка?
— Кто догадался, какие это дни.
— Затрудняетесь?
— Посмотрите на число.
— Как одним словом можно назвать это число?
— Когда это происходит?
(сегодня)
-18 февраля — пятница это — сегодня, то
суббота будет когда?

(завтра)
(вчера)
(позавчера)
(послезавтра)

— С этим заданием вы справились.

IХ. Диагностическое задание.

1. — Мы с вами 2 раза в год выполняем
диагностические задания, а сегодня будем
готовиться к их выполнению.

— Перед вами карточки с заданиями. Прочитайте
внимательно задание.
— Отметьте Х” только те наречия, где надо писать
букву а. См. Приложение 3.

2. Прочитайте предложение.

Определите, какой частью речи являются
искусственные слова в предложении на языке
племени Крокс.

Гл. Сущ. Когда? Сущ.
Сяпала Калуша чвера по напушке.

Чвера — какая часть речи?
Перестаньте буквы так, чтобы искусственное слово
стало настоящим наречием. (Вчера)

Х. Домашнее задание. Правило стр. 36-38. №2,
стр.37

ХI. Итог урока.

— Какое задание тебе показалось самым легким?
— Самым трудным?
— Самым интересным?

ХII. Как вы чувствовали себя на уроке?

— Как вам сегодня было на уроке скажите
наречиями.

Дети говорят:

— хорошо
— тепло
— уютно
— интересно
— весело
— здорово

ХIII. Оценка за урок.

Дайте себе оценку такую, которую считаете
заработали сегодня на уроке.

Красный —- “5”
Зеленый —- “4”
Синий — — “3”

— Вы работали хорошо, мне с вами на уроке было
интересно.

1 ученица

Существительное — школа,
Просыпается — глагол,
С прилагательным — веселый,
Новый школьный день пришел!

2 ученица

Мы наречием отлично
На урокам дорожим,
Соблюдаем мы привычно
дисциплину и режим.

Учитель

После школы, как известно,
Вы катаетесь в санях.
А потом, прошу вас, дети,
Повторяйте части речи!

О. Высотская.

Использованная литература

  1. Беседы с учителем //4 класс четырехлетней
    начальной школы / Под редакцией Л.Е. Журовой. – М:
    “ Вентана — Граф”, 2003.
  2. Волина В. Веселая грамматика. – М: Знание, 1995.
  3. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: учебник
    для 4 класса. – М: “Вентана — Граф”, 2003.
  4. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М:
    “Вако”, 2005.
  5. Пшеничных С. Ночной лес: Стихотворение//
    Начальная школа, — 2007. — №6./
  6. Чуковский К. Сочинения в двух томах. – М:
    “Правда”, 1990.
  7. Школьный фразеологический словарь русского
    языка. М: “Просвещение”, 1989.

Лингвистические сказки
Лингвистическая сказка по теме наречие. Лингвистические сказки по дороге и предлож.

Лингвистические сказки

IMG 20190628 WA0012 e1561707743744

Очень люблю лингвистические сказки. Сочиняю их сама, предлагаю составлять своим ученикам (о том, как их писать, вы сможете прочитать ниже), но больше всего люблю их читать.

Лингвистические сказки Феликса Кривина не только интересные, но и очень познавательные. Они затрагивают историю языка, содержат интересные факты

image 80

Фе́ликс Дави́дович Кри́вин

(11 июня 1928, Мариуполь, — 24 декабря 2016, Беэр-Шева, Израиль) — русский писатель, поэт, прозаик, автор интеллектуальных юмористических произведений, сценарист.

ВЫБОР ПОЗИЦИИ

— А, здравствуйте!

— Извините, я не А, а О.

— О, значит, тезка! А голос у тебя совсем как у А.

— Стань на мое место, и у тебя будет такой же голос.

Разговор происходит в слове между двумя гласными: Ударным О и О Безударным.

— Слог у меня не тот, — жалуется Безударный. — В твоем-то положении я бы тоже звучал.

— Но ведь я под ударением, — напоминает Ударный. — Стань под ударение и звучи. Кто тебе мешает?

— Больно небось?

— Что — больно?

— Ударяют — больно?

— Когда как. В нашем деле бывает по-всякому…

Безударный произносит какой-то звук, больше напоминающий А, чем О, и умолкает.

— Так договорились? — не унимается Ударный. — Станешь ударным, будешь звучать, никто тебя ни с каким звуком не спутает.

Молчит Безударный. Хмурится. Ему не хочется отвечать. Ему не хочется меняться. Кому охота ставить себя под удар?

Сладкая соль

Тем, кто любит сладкое, хочется, чтоб все было сладким. И кислое было бы сладким. И соленое, и даже горькое было бы сладким.

Между прочим, кисель уже сладкий, хотя он должен быть кислым, потому что он — КИСЕЛЬ. Но кислое любят немногие, а сладкое — чуть ли не все. Поэтому кисель постепенно сделался сладким. Чтоб его полюбили, чтоб ходили за семь верст киселя хлебать, как это делают сейчас в известной пословице.

А соль? Почему бы и ей не сделаться сладкой? Чтобы все соленое стало сладким и чтоб никто не мог никому насолить, а если бы и насолил, то от этого было бы не солоно, а сладко…

Но соленое никогда не бывает сладким. А вот сладкое было сладким не всегда. Когда-то сладкое было соленым.

Тут, конечно, все дело в названии. Когда-то соленое называлось сладким. Только называлось сладким, а на самом деле было таким же соленым, как сейчас. Вот такая путаница, но это путаница только для нас, а древние люди прекрасно друг друга понимали. Они привыкли к тому, что когда просят сладкое, нужно давать соленое, и никто ни на кого за это не обижался. Им даже было вкусно. До того вкусно, что они стали называть сладким вкусное. Не соленое, а вообще вкусное. Они говорили:

— Какой сладкий квас! Какая сладкая вобла!

Квас был кислый, вобла соленая, но они были вкусными, поэтому о них так говорили. Потому что сладким стали называть все, что было вкусным.

А потом, возможно, многие пришли к мнению, что самый сладкий, то есть самый вкусный, мед или, допустим, сахар. Или конфеты. Или пирожные. И с тех пор только это вкусное стали называть сладким.

Теперь сладким называют только сладкое, а соленым — только соленое. Но слова СОЛЕНЫЙ и СЛАДКИЙ сохраняют прежние родственные отношения, потому что, как выяснилось, они происходят от одного и того же древнего слова. И СОЛЕНЫЙ радуется, когда кому-нибудь сладко живется, а СЛАДКИЙ радуется, когда кого-то называют солью земли. Ведь солью земли у нас называют самое главное, самое ценное. Люди, которые были солью земли, никогда не делали жизнь других людей солоней, а всегда старались, чтоб она была слаще…

Когда ели наши предки

Если б наши далекие предки пригласили нас на обед, мы бы ушли с этого обеда голодными. Потому что предки наши не ели во время обеда.

Когда же они ели?

Они ели ДО обеда. Они ели ПОСЛЕ обеда. А ВО ВРЕМЯ обеда они не ели. Это было не принято. У каждого времени свои порядки.

Вот мы приходим к ним на обед. Здороваемся. И что же мы слышим?

— Отдыхайте. Вот кончится обед, тогда поедим.

Или еще хуже того:

— Жаль, угощать вас нечем, все уже съедено. А сейчас извините: у нас обед.

И нам пришлось бы их извинить. Потому что у них ОБЕДОМ называлась не еда и не время еды, а время ДО и ПОСЛЕ еды. Время ОКОЛО еды. Потому что приставка ОБ- означала ОКОЛО.

Вот тебе и обед! Посидишь около еды, да так и уйдешь несолоно хлебавши.

А что наши предки называли ЗАВТРАКОМ? Ведь если вдуматься, ЗАВТРАК — это то, что нужно есть ЗАВТРА. А что есть сегодня? Неужели совсем ничего не есть?

В то время ЗАВТРА называли ЗА УТРА, то есть то, что наступает ЗА УТРОМ. Вот пройдет ночь, наступит ЗА УТРА, по-нашему — ЗАВТРА, и мы будем есть ЗАУТРОК, то есть ЗАВТРАК, как мы теперь говорим.

Если ждать этот ЗАУТРОК после вчерашнего ужина, то можно хорошо проголодаться. Потому что УЖИНОМ наши предки называли не ужин, а полдник — от древнего слова УГ, то есть «юг, полуденное время». Вот как у них было. Не знаешь, когда и поесть.

Хотя, конечно, предков легко критиковать: и ужин у них был не ужин, и обед не обед… А попробуй-ка сам пожить, чтоб твоя жизнь выдержала критику потомков. Только надо учесть, что судить они будут по нашим делам, а не по нашим завтракам, ужинам и обедам.

Особенности лингвистической сказки.

  1. Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.
  2. Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения.
  3. Данная сказка родилась гораздо позже чем фольклорная. Конечно, она очень много взяла от фольклорной сказки.

Композицию лингвистических сказок составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.

В лингвистической сказке в концовках говорится о лингвистических понятиях. Как бы делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.

Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.

  1. Лингвистическая сказка поучительна.
  2. Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.
  3. Герои – буквы или слова.
  4. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.
  5. В лингвистической сказке нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).

Существуют три основные коммуникативные задачи лингвистической сказки:

источники:

https://mtvrus.ru/uchenikam/russkij-yazyk-2/lingvisticheskie-skazki/

Мы вместе!

Перед вами оригинальная версия языкового тренажёра «Наречие как часть речи». Курс построен в форме диалога учеников. Занимаясь по этому курсу, вы сможете в короткий срок овладеть знаниями о значении и правописании наречий.

Вы встретитесь с заданиями и упражнениями, которые мы отобрали и придумали только для вас. Не волнуйтесь, если у вас будут ошибки. Ошибаются все. Итак, вперёд! Желаем удачи! 

Авторы-составители курса:

  • Качанов Дима
  • Федина Таня                    
  • Рыбникова Даша

Рецепт:

— Что?
— Наречие как часть речи.
— Кому?
— Каждому ученику!

Даша: Мы уже немного знакомы с наречиями. И всё-таки нам не всегда удается безошибочно находить их среди других частей речи, а тем более правильно писать. Для этого нужно узнать о них побольше. Представь меня куда-то бегущей. О чём ты меня спросишь?

Дима: А зачем ты бежишь?

Таня: Куда ты спешишь?

Даша: Сначала вперёд, а потом вверх по лесенке.

Дима: А когда это всё происходит?

Даша: Летом.

Таня: А как ты бежишь? Как протекает действие?

Даша:  Быстро.

Дима: Ведь это не все вопросы, которые задаются к наречиям?

Таня: Вот послушай сказку, которую сочинила твоя одноклассница Даша Рыбникова.

Сказка про планету Наречие

В большой галактике  было множество планет, но самая главная из них — это планета Наречие. На ней было всего лишь шесть островов,  и на каждом немного стран. На острове «Образ действия» находилось две страны: «Как?» и «Каким образом?», жители этого острова отвечали за то, как и каким образом происходят события на планете. Второй под названием «Место» имел три страны: «Где?», «Куда?» и «Откуда?».  И люди отвечали за место, где происходили действия. Следующий остров назывался «Время». На нём одна страна – «Когда?», население следило за временем действий. Другой участок суши назывался «Причина» с одной страной – «Почему?», и жители выясняли причину всех действий. Остров «Цель» имел одну страну «Зачем?» Люди отвечали за цель всех действий. На последнем острове «Меры и Степени» находились две страны под названием «Сколько?» и «В какой степени?» Население, жившее на нём, следило за экономикой и финансовыми вопросами. Жители планеты Наречие славились своей точностью, постоянством и обстоятельностью.

Дима: А теперь хочу дать тебе задание. Продолжи эту замечательную историю, используя оставшиеся вопросы: Для чего? В какой степени? Отчего? Откуда? Насколько? Как долго?

Таня: Я готова прочитать целую лекцию о наречиях. Совершим путешествие по страницам словаря.

Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –РЕЧ-, который прежде был более многозначным. Слово речь когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин наречие на современный язык, то получится слово наглаголие.

Какая же связь существует между наречием и глаголом? Основная функция наречия – определять глагол, то есть обозначать признак действия. Такую особенность наречия отмечали и древние римляне, которые так его и назвали adverbium. Слово verbum означает «глагол», а приставка ad – ПРИ-, то есть буквальный перевод этого слова звучал бы как «приглаголие».

Итак, главную особенность наречия учёные видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его, сообщая ему чёткость.

Выдающийся лингвист А. Пешковский говорил, что «в связной речи наречия чаще всего употребляются при глаголе и прилагательном».

Даша: А теперь твоя очередь рассказать нам всё о наречиях. Всё, что ты понял.

Итак, наречие……………………………………………………………..…
Обозначает ……………………………………………………………………
Отвечает на вопросы ..………………………………………………………
В предложении является ……………………………………………………

Таня: Прочитав и дописав сказку о наречии, ты уже понял, что наречие делится на группы. Они так и называются:

  • наречия образа действия,
  • наречия меры и степени,
  • наречия места,
  • наречия времени,
  • наречия причины,
  • наречия цели.

Дима: Понял ли ты, каким основным морфологическим признаком владеет наречие?

Даша: Я тебе помогу. Это разряд.

Таня: Есть ли у наречия непостоянные морфологические признаки?

Даша: А тут и подсказывать не буду. Разбери эти наречия по составу и сразу поймешь.

Быстро, вкусно, грамотно, сверху, снизу, вверх, вниз.

Дима: Я уверен, что ты любишь думать и память твоя предназначена не только для запоминания сюжетов юмористических фильмов. Попробуй:

1) просклонять или проспрягать наречие,
2) изменить по родам или числам.

Думаю, тебе самому смешно и стыдно будет не дать правильный ответ на вопрос: «Изменяется ли наречие?»

Даша: Пока вы тут разговаривали, я уже придумала, как выглядит наречие. Вот его портрет.

Таня: Отгадай загадки, найди в них наречия и определи, к какому разряду относится каждое.

1) Скоро ест, мелко жуёт,
Сама не ест, другим не даёт.

2) Его мы изредка встречаем на дороге,
Без палки ходит он, безглазый и безногий.
Боится не собак, не кошек, не коров,
А кур и петухов.

3) Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.

4) Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели.

5) В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать!

Таня: Помните, как образуются степени сравнения качественных имён прилагательных? Какие они бывают?

Дима: Сравнительная простая и сравнительная составная. Превосходная простая и превосходная составная.

Даша: А я прочитала, что степени сравнения наречий образуются именно от таких прилагательных на О-Е. Попробуй сам. Вот тебе наречия: красиво, высоко, громко, быстро.

Дима: По-моему, Даша, ты решила меня разыграть, но я не попадусь на твою уловку. Рядом с наречиями нужен глагол, иначе эти слова будут не отличимы от кратких прилагательных.

Даша: Хорошо, получай словосочетания: пел красиво, летел высоко, говорил громко, бегал быстро.

Таня: Или так: полотно красиво, небо высоко, сообщение громко, решение быстро.

Дима: Нет, не так, потому что в этом случае перед нами краткие прилагательные.

Даша: Хорошо, начинай тогда образовывать степени сравнения, помни, как это делается.

Наречия, образованные от качественных прилагательных с помощью суффикса  -о-:
далекий — далеко, глубокий — глубоко – могут иметь сравнительную и превосходную формы сравнения.

Даша: Итак, что же у тебя получилось?

Дима: Прекрасно — прекраснее, менее прекрасно, прекраснее всех, наиболее прекрасно.    

Далеко — дальше, более далеко, дальше всех, наименее далеко.

Сухо — суше, более сухо, наиболее сухо, суше всего.

Глубоко — глубже, более глубоко, глубже всего, наименее глубоко.

Таня: Я нашла стихотворение В. Мусатова. Прочитай его и найди наречия в сравнительной степени.

Гвоздь забить
Совсем несложно –
С одного удара можно,
С двух ударов ещё легче…
Молоток возьму покрепче, размахнусь
И стукну ловко
По стальной его головке –
И тогда,
Как по приказу,
Гвоздь на место
Встанет сразу.

Таня: Прочитай наше сочинение и выдели все формы сравнительной и превосходной степени наречий и прилагательных. Обрати внимание на то, что они похожи. Подумай и запиши, как их различать.

Дима сидел на солнышке и, свесив голову набок, с усердием выводил что-то на листе бумаги. Потом прочитал написанное: «Наши ученики 7 Г класса — самые умные из всех известных мне учеников. Да это и понятно, ведь им необыкновенно повезло: трудно найти учителей талантливее нас с Дашей и Таней. Кто сумеет объяснить доступнее всех, рассказать интереснее всех, придумать задания забавнее всех, похвалить громче всех, подсказать быстрее всех? Кто смог бы относиться к ученикам  лучше, мягче, нежнее? Кто смог бы отнестись к ним более терпимо, более внимательно? И наконец, кто самый красивый, самый обаятельный, самый добрый?»

Даша: Пора мне вмешаться. Надо проверить, чем является слово в сравнительной степени. Почему в сравнительной? Потому что с превосходной у тебя не будет проблем, они не похожи. Итак, если в предложении слово относится к глаголу и является обстоятельством, то это наречие. Если оно является сказуемым, то это прилагательное. А ещё лучше сразу вывести их из формы сравнительной степени, и тогда всё станет ясно. Вот в нашем сочинении.

Объяснить понятнее – объяснить (как?) понятно – наречие.

Упражнение забавнее – упражнение (какое?) забавное – прилагательное.

Относиться лучше – относиться (как?) хорошо – наречие.

Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов

Дима: Это замечательная тема. Здесь столько нужно объяснить новых правил!

Таня: Я не уверена, что ученик будет в восторге. Эта тема самые трудные правила собрала. Но начинается она легко. Чаще всего наречия образуются… Посмотри сам.
    Легче —  полегче,
    умнее — поумнее,
    лучше — получше.

Дима: Да, я понял, это приставочный способ. Иногда это происходит с помощью приставки не. Но надо начать с другого, потому что на слух невозможно установить: приставка перед тобой или частица. Надо пользоваться правилом.

Даша: Я предлагаю вспомнить правила правописания не с прилагательными. Это правило полностью повторяется в наречиях:

1)Нелепо, небрежно, невзрачно;
2)нелегко, нечасто, немедленно;
3)не громко, а тихо; не часто, а редко;
4)нисколько не громко, ничуть не интересно, отнюдь не весело, вовсе не красиво.

Дима: Ты обратил внимание на то, что речь идет о наречиях на О-Е. Выведи правило написания не с наречиями на О-Е. А если затрудняешься, то посмотри в учебнике Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой §26.

Таня: Мы тебе предлагаем текст диктанта.

Никогда (не)поздно исправить ошибки в диктанте. Но если ты (не)медленно этого не сделаешь, то что подумают те (не)счастные люди, которые лет этак через  тысячу найдут твою тетрадь. Подумай, как (не)лепо будет выглядеть каждая твоя (не)точность и ошибка! Впрочем, если ошибок будет (не)мало, то никому в голову (не)придёт, что это обычная ученическая тетрадь. Пиши (не)брежно, (не)аккуратно, и тогда в будущем десятки учёных будут годами ломать голову над переводом твоего текста, как учёные нашего времени ломают головы над переводом вавилонских табличек.

Дима: Я предлагаю задание, которое придумал для тебя. Выпиши все слова с НЕ-. Укажи, какими частями речи они являются.

(Не)ходи на улицу в (не)настный день. Прогуливался, когда на (не)босклоне ни облачка. Вот вчера вышел Колобок и сказал: «Ничего (не)понимаю! (Не)нормальное утро!»

И правильно сказал, потому что совершенно (не)зачем выходить в такую (не)погоду.
Другое дело, когда идет (не)долгий слепой дождик. Тогда просто (не)выносимо сидеть дома.

Тяжело жить, когда воздух (не)подвижно стоит над городом. Тогда и люди суетливо и (не)спокойно бегают по улицам. Но это (не)опасно, совсем (не)опасно.

Даша: Все способы образования слов тебе известны. Ты понимаешь, что следующий распространённый способ образования наречий – суффиксальный. Подумай, от каких частей речи чаще всего образуются наречия?

   Высоко – высокий, низко – низкий,
   строго – строгий, опасно – опасный,
   трижды – третий, дружески – дружеский.

Вспомните!

Наречие – неизменяемая часть речи, а потому оно не имеет окончания:  широко, туманно, жгуче, вдогонку, впроголодь, наотмашь.

ПРИМЕНИ ЗНАНИЕ
Запиши словообразовательные цепочки, вставляя пропущенные звенья. Разбери все слова по составу. Сколько наречий в цепочке? Определи способ их образования.

     Роскошь       …        роскошно.
     Тихий         …         потихонечку.
     Вера       …        уверить        уверенный       …       неуверенно.

Таня: Так как мы заговорили об образовании наречий с помощью суффикса, следует вспомнить ещё одно правило, знакомое тебе по предыдущим темам. Это правописание суффиксов О-Ё после шипящих. Давай вспоминать.

В корне слова пишется Ё, если …

В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий под ударением пишется …

Не забудь, что наречие ещё – исключение.

Даша: Вставь пропущенные буквы в текст, придуманный исключительно для тебя.

Ещ… вышло на балкон и удивилось: так было свеж…, хорош… Оно снова зашло в комнату и угрожающ… сказало благоухающ…му цветку : «Осторожно, преступник вооруж…н!» Цветок умоляющ… посмотрел на Ещ… и произнес: «А если он чуж…й?» — «Без если», — зловещ… сказал вошедший в комнату Шерлок Холмс.

Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е.

Дима: Понаблюдай за образованием и правописанием наречий. От слов каких частей речи и каким способом образованы данные наречия? От чего зависит употребление Н и НН в наречиях? Сформулируй правило.

Торжественно            ……….
пустынно             ……….
искусно              ………..
заслуженно             ……….
обдуманно            ……….

Таня: Если ты затрудняешься, вот подсказка.

В наречиях на –о, -е пишется столько н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы.

Говорить искренне (искренний), смотреть удивлённо (удивленный),жить дружно (дружный)

Даша: А теперь, чтобы закрепить всё это, напиши диктант, который придумала я.

Мы заглянем в необыкнове…о красивое царство. Конечно же, в таком месте живут всегда изыска…о одетые жители. Все они медле…о и увере…о ходят по улицам страны. Каждый праздник в царстве проходил торжестве…о важный парад.

Даша: Раньше мы встречались с наречиями, которые  пишутся слитно. Например: впереди, сзади, вверху.  

Таня: Я вынуждена тебя огорчить. Есть множество наречий, которые пишутся через дефис. Но прежде чем изучить новую тему, давай  вспомним, как пишутся неопределённые местоимения .

Даша: Я помню! Наречия с суффиксами -то -либо -нибудь и приставкой кое- пишутся через дефис.

Дима: Наречия также пишутся через дефис с этими морфемами. Но есть и другие случаи. Я предлагаю тебе рассмотреть таблицу. Опираясь на графическое обозначение, определи остальные случаи написания наречий через дефис. Сформулируй правило.

Дефисное написание наречий

Таня: Предлагаю следующее упражнение. Вставь дефис, если это необходимо, исправь ошибки.

1. Быть по сказанному, как по писаному.
2. Если ворону и сахаром кормить будешь, всё таки преданной собакой не станет.
3. Кулик не велик, а всё таки птица.
4. И мягкими руками можно по кошачьи царапнуть.
5. Телятам по медвежьи не реветь.

Образование наречий путем перехода одной части речи в другую

Даша: Сейчас мы поговорим о сложной, но очень интересной теме: о переходе существительных в наречия

Дима: Я прочитал, что этот процесс называется «адвербиализация». Это неморфологический способ образования наречий. Например: ночью, днем, бегом, вечером, даром.

Таня: Но иногда такой переход сопровождается слиянием предлога с падежной формой существительного. И вот этот переход чаще всего вызывает орфографические затруднения. Например: снизу, сверху — надо писать слитно, а на скаку, на бегу, на лету — раздельно

Даша: А есть какие-нибудь орфографические правила?

Дима: В разных учебниках я нашёл некоторые правила. Но, к сожалению, они не всегда работают. Чаще всего наречия просто надо заучивать. Мы вам предлагаем список наречий со слитным и раздельным написанием.

Список наречий с раздельным написанием

без ведома       
без оглядки
без отказа
без просвета
без разбору
без спросу
без толку
без удержу
без умолку
без устали
бок о бок
в виде
в диковинку
в заключение
в меру
в насмешку
в ногу
в обмен
в обнимку
в обрез
в обтяжку
в обхват
во всеоружии
во всеуслышание
в одиночку
во сто крат
в открытую
в отместку
в охапку
в пух и прах
в розницу
в сердцах
в срок
в старину
в струнку
в тиши
в тупик
в упор
до востребования
до зарезу
до крайности
до отказа
до свидания
до смерти
до упаду
за глаза
за полночь
из-под мышек
как  раз
на авось
на бегу
на боковую
на веки веков
на вес
на вид
на вкус
на выбор
на глазок
на диво
на днях
на дыбы
на зависть
на запятках
на износ
на корточки
на лад
на лету
на миг
на ощупь
на память
на плаву
на попятную
на поруки
на редкость
на руку
на рысях
на скаку
на славу
на смех
на совесть
на страже
на ура
на цыпочках
на часах
не в духе
не в меру
не в пример
не к добру
не к спеху
не под силу
не с руки
ни за что
по дешевке
под конец
под мышки
под стать
под  уздцы
по  нутру
по  совести
с маху
с налета
с разбегу
с ходу

 Список наречий со слитным написанием

вброд
вверху
вволю
вдогонку
вдребезги
взаймы
взапуски
вконец
вкратце
внакладку
вничью
воистину
восвояси
вослед
вперегонки
вплавь
вполголоса
вполоборота
впопыхах
вприсядку
вразнобой
вразрядку
врасплох
врукопашную
всухомятку
досуха
дочиста
заодно
запанибрата
зачастую
изнутри
исподволь
исподлобья
испокон
исстари
навзничь
навыворот
навыпуск
навытяжку
наготове
наземь
назубок
Налегке
наотмашь
наотрез
наперекор
наперебой
наповал
напрямик
нараспев
натощак
наугад
наутек
начеку
начистоту
наяву
невдомек
невзначай
неспроста
отнюдь
отчасти
поблизости
поделом
поистине
покамест
понаслышке
поневоле
поочередно
пополудни
попросту
поровну
постольку
сгоряча
сдуру
смолоду
сослепу
спозаранку
спросонок
сродни
сызмала
тотчас
чересчур

Таня: Ты всех запугал! Ведь есть небольшая группа наречий, написание которых можно объяснить логически. Мы составили вот такую таблицу:

                                           Отличай!
          Наречия                                           Другие части речи
1.Надеть фуражку набок                 Повернуться на бок(правый бок)
2.Испугаться насмерть                    Идти на смерть
3.Наутро встретились                     Встречу назначили на утро                             
4.Идти навстречу                           Идти на встречу с другом
5.Увести вдаль                               Идти в даль леса
6.Вначале сомневался                    В начале рассказа       
7.Улететь ввысь                             Улететь в высь неба
8.Сначала подумай.                       Повторить с начала до конца
9.Не трать времени впустую           Войти в пустую комнату
10.Зайти заодно к брату                 Изменилось за одно мгновенье                      
11.Закончим, затем отдохнём         За тем углом

Таня: А пояснение простое: наречие, как правило, примыкает к глаголу в качестве обстоятельства, это неизменяемая часть речи. Существительное обычно имеет зависимые слова, к которым можно поставить падежный вопрос. И прилагательные, и местоимения, и числительные имеют определяемые слова и согласуются с ними.

Возьмите на заметку!

Наречия, схожие по звучанию с формами других частей речи, следует опознавать,  прежде всего, по значению: существительные обозначают предмет, прилагательные – признак предмета, числительные – количество предметов, тогда как наречия обозначают признак действия или признак признака. Наречия относятся к глаголу, причастию, деепричастию или к прилагательному и наречию. В отличие от других знаменательных частей речи наречия не изменяются и не могут иметь при себе определений.

В предложении наречия обычно являются обстоятельствами.

Дима: Выполните задание:

1. Спишите примеры. Наречия подчеркните как член предложения, доказывая, что данное слово – наречие. Учитывайте, на какой вопрос слово отвечает, изменяется ли оно, каким членом предложения является.

     Образец записи:  На силу (сущ.) не надейся, когда требуется ум. – Мы насилу (нареч.) добрались до места назначения.

а)Брат придавал рассказу крошечку таинственности. – Цыпленок схватил крошечку хлеба.

б)Тепло приходилось беречь. – Из-за мороза все было тепло одеты.

в)Зло надо искоренять. – Зло сверкая глазами.

г)Помещение уютно. – Наша компания уютно расположилась на отдых.

д)В начале пути всё было хорошо. – Вначале я с трудом разбился в этой игре.

е)На удачу больше никто не рассчитывал. – Связь прервалась, и приходилось действовать наудачу.

2. Замени сопоставляемые слова синонимами соответствующей части речи.

   Образец6 На силу = на мощь. – Насилу (добрались) = еле-еле

Даша: Всё это хорошо. Но большинство пишутся так, как им это заблагорассудится. Вот смотри. Как это объяснить?
 
Слитно                Раздельно               Слитно                 Раздельно
вообще                в общем                  впотьмах             в потёмках
поочерёдно          по очереди             вмиг                    на миг
поодиночке          в одиночку             вдвое                  по двое
 
Дима: Вот в этом-то и самая большая проблема. Я понял – надо дружить со словарем.

Таня: Попробуй выполнить задание. Слитно или раздельно ты напишешь наречия.

Бойся козла (с)переди, коня (с)зади, а злого человека со всех сторон.
Быть сильным — хорошо, быть умным – лучше (в)двое.
Всякое дело трудно выполнять (в)одиночку.
Делано (на)спех, а сделано (на)смех.
(На)тощак и песня не поётся.
Урок не пошёл (в)прок.
(С)начала дерево пускает корни, а потом уже растет (в)верх.
Нельзя (на)сильно тащить собаку на охоту.

Даша: Если вы прочитали все наши рекомендации и выполнили задания, то приготовьтесь участвовать в турнире.

Дима: Ты обязан победить, а для этого нужно отбить все атаки противников. Противники — это мы: Даша, Таня и я.

Таня: Мы будем безжалостны, зная, что в последующей жизни наречия не пощадят вас, постоянно будут нападать и доставлять вам неприятности. Так что пока тренируйтесь.

Даша: Мы желаем вам удачи!

Наше мнение

Турнир любознательных

1. Найдите неверное утверждение:

А. Наречия зависят от глагола
Б. От прилагательного можно задать вопрос к наречию
В. Наречие- это изменяемая часть речи
Г.  В предложении наречие чаще всего бывают обстоятельством

2. Найди предложение, в котором наречие обозначает причину:

А. За правое дело сражайся смело
Б. Сослепу я наткнулся на бурелом
В. Издалека доносилась песня

3. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречий:

А. Он слушал урок более внимательно
Б. Ты сделал работу лучше всех
В. Мой брат рисует более  красивее
Г. Мой брат учится хуже меня

4. С наречиями на  о — е НЕ пишется слитно:

А. В предложении есть противопоставление
Б. У наречия есть зависимое слово
В. Наречие можно заменить синонимом
Г. К наречию относятся слова далеко, отнюдь, вовсе и слова с ни.

5. Укажите наречие,  которое пишется слитно:

А. Играть (в) открытую
Б. Обидеться (в) сердцах  
В. (Во) время вспомнить  
Г. Разделить (на) семерых.

6. Посчитайте наречия:

Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом,
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым,
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно,
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.

7. Укажите наречие в предложении и определите его разряд: 

Брат впоследствии вспоминал об этой неприятности, полученной им на дороге.

А. Наречие меры и степени.
Б. Наречие образа действия.
В. Наречие места.
Г. Наречие времени.

8. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся с НЕ раздельно?

А. (не)правильно решил, (не)хорошо сказал, (не)льзя
Б.  вовсе (не)легко;  (не)громко, а тихо;  отнюдь (не)красиво
В. (не)стыдно признаться, (не)поздно показать, совсем (не)опасно
Г. (не)легко на сердце; ничуть (не)трудно; очень (не)красиво.

9. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис:

А. (по) вашему, (по) пусту, (по) английски
Б. (во) первых, (по) человечески, (на) скаку
В. (по) лисьи, куда (то), точь (в) точь, (по) настоящему
Г. (в) пятых, бок (о) бок, еле (еле)

10. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно:

А. (с) права, (до ) нельзя, (в) двое, (на) мертво
Б. (с) молоду, (без) толку, (тот) час, (по) трое, (до) бела
В. (в) тридорога, (с) верху, (на) бегу
Г. (в) полголоса, (за) светло, точь (в) точь

11. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется «Ь»:

А. наотмаш.., вскач.., невтерпеж.., навзнич..,       
Б. вскач.., отреж.., уж.., настеж..,
В. помощ.., сплош.., рож.., печ..,                                   
Г. настеж.., лиш.., сплош.., проч..

12. От какой части речи образовано наречие ВПЕРВЫЕ:

А. имя прилагательное            В. причастие
Б. имя числительное               Г. существительное

13. От чего зависит написание в наречиях приставки НЕ и НИ ?

А. от ударения                                            В. от предлога
Б. от раздельного и слитного написания      Г. от лексического значения

14. В каком ряду после шипящих во всех наречиях пишется «О»?

А. горяч.., свеж.., общ.., легч..,
Б. угрожающ.., ещ.., вызывающ.., угнетающ..,
В. горяч.., плеч.., калач…м, луч…м,
Г. свеж.., хорош.., горяч.., общ..

15. Укажи , каким членом предложения являются выделенные слова в предложениях:

а) подлежащим                    г) определением
б) сказуемым                       д) обстоятельством
в) дополнением                   ж) вводным словом
з) СИС                                 е) не является членом предложения

А. Гостиная и зала понемногу наполнялись гостями.
Б. Всё было тихо, огней нигде не было, только слышались шаги удалявшихся женщин.
В. По-вашему, он прав, а, по-моему, он глубоко ошибается.

16. У какого слова неправильно определены грамматические признаки?

А. засохший — действительное причастие прошедшего времени
Б. неожиданно — наречие
В. Организовано — наречие
Г. Даром — наречие

17. Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенных слов.

А. По осеннему озеру плывет лебедь – наречие
Б. Он нёс сумку наперевес – наречие
В. Летом день длится дольше – наречие в сравнительной степени
Г. Сосна пышнее ёлки – прилагательное в сравнительной степени

Ответы турнира любознательных:

1. В)       
2. Б)
3. В)
4. В)
5. В)
6. (13)
7. Г)
8. Б)
9. В)
10. А)
11. Г)
12. Б)
13. А)
14. Г)
15. А – д; Б – з; В – ж.
16. В)
17. А)

Можно воспользоваться презентацией (ppt. 6,46 MB).

Открытый урок русского языка в 4 классе

на тему: «Наречие как часть речи»

Тема урокаНаречие как часть речи.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создать условие для формирования понятия о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи:

Образовательные:

организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи;

— создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;

— содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи.

Развивающие:

— формировать умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность;

— содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию;

— развивать орфографическую зоркость, умение высказываться по предложенной теме, корригировать нарушение речевой деятельности;

— развить и закрепить умение учащихся использовать знания в нестандартных ситуациях;

— прослеживать межпредметные связи с литературой и др. предметами;

— развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

— развивать самостоятельную деятельность;

Воспитательные:

— помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

— формировать устойчивое произвольное внимание;

— воспитывать орфографическую зоркость, культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;

— формирование умения работать в группах;

— воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

учащихся выявили и усвоили способы определения наречия, как части речи;

— у учащихся сформировано умение анализировать, сравнивать, классифицировать морфологические и грамматические признаки наречия и выделять главное;

— сформировано умение наблюдать, исследовать наречия как часть речи.

Личностные УУД: 

— у учащихся сформировано умение ставить цели, планировать свою учебную деятельность;

— сформировано умение осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию;

— у учащихся развита орфографическая зоркость, умение высказываться по предложенной теме, корригировать нарушение речевой деятельности;

— развито и закреплено умение учащихся использовать знания в нестандартных ситуациях;

— сформировано умение прослеживать межпредметные связи с литературой и др. предметами;

— учащиеся могут быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

— сформирована самостоятельная деятельность.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

— сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

 учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

— сформировано умение определить учебные задачи на базе ранее усвоенного материала, составлять план и последовательность действий, контроль знаний.

Коммуникативные УУД:

— сформировано умение работать в группах;

— учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

— сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

— учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

— сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям

Межпредметные связи: Литература

Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование,  учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, групповая

Методы работы: наглядный, диалог

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) (3 мин)

— Здравствуйте!

— Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (С прекрасным, с хорошим.)

— Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с трудностями, с хитростями.)

— Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? (Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу.)
— Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

— Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

— Сегодня у нас необычный урок – урок исследование.

— Кто помнит, что такое исследование? (Поиск новых знаний, установление каких-то фактов, поиск информации по какой-либо проблеме.)

— Правильно. Вот этим мы сегодня и займемся.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии (5 мин)

— Сели правильно. Открыли тетради. Записали число и классная работа. Сегодня . СЛАЙД 2

1636450 1

СЛАЙД 3

1636450 2

— Прочитайте слова на экране.

Писал, заяц, строить, хорошо, весёлый, близко, красивый, плащ.

-Какие орфограммы вам встретились?

— Распределите данные слова на группы по частям речи и запишите их в тетрадь. Каждую группу подпишите.

— Молодцы. Проверяем.

— Прочитаете только существительные (заяц, плащ).

— Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? Изменяется по числам, падежам. В предложении может быть главным членом (подлежащим) или второстепенным (дополнением, обстоятельством)).

— Прочитайте прилагательные (весёлый, красивый).

— Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении бывает второстепенным членом( определением)).

— Прочитайте глаголы (писал, строить).

— Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать? Изменяются по временам, числам, в настоящем и будущем времени по лицам, а в прошедшем времени — по родам. В предложении- главный член ( сказуемое)).

СЛАЙД 4

1636450 3

-Проверим, так ли у вас получилось. (Самопроверка и самооценка.)

— Какие слова вызвали затруднения? (хорошо, близко).

— На какие вопросы отвечают эти слова? (как? где?)

— Почему вы их не выписали? (это слова-ловушки, они не относятся к частям речи, которые мы уже прошли)

Если кто-то записал слова к сущ. или прилаг., пусть докажет по эталону.

— Может кто-то знает, какая это часть речи? Мы о ней уже упоминали на уроках (наречие).

— Можете вы это доказать? (нет, мы не знаем правила, по которому мы можем определить, какая это часть речи)

III.Определение темы урока. Постановка учебной задачи (8 мин)

СЛАЙД 5

1636450 4

— Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Наречие).

— Вы что-либо знаете про эту часть речи?

-Определим цель урока. (Узнать, что такое наречие, учиться находить и использовать наречия в речи.)

Наш урок- урок–исследование. Чтобы исследование прошло результативно, вам , понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

-Давайте составим план. На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе исследования? (На какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, как изменяется, каким членом предложения является.)

IV. Открытие новых знаний.

Работа над решение поставленных проблем (8 мин)

— Итак, начнем наше исследование. Работать будем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах.

СЛАЙД 6

1636450 5

  1. В группе должен быть ответственный.

  2. Работать должен каждый на общий результат.

  3. Один говорит, другие слушают.

  4. Если не понял, переспроси.

  5. Свое несогласие высказывай вежливо.

1. Работа в группах.

— У каждой группы на столе лежит карточка с заданием. Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе.

Задание для 1 группыСЛАЙД 7

1636450 6

— Из данных слов составьте предложение и сделайте полный синтаксический разбор.

Трава, и, облетели, давно, деревья, увяла. (Давно увяла трава и облетели деревья).

(Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены), сложное, т.к. две грамматических основы).

— Назовите наречие? (давно)

— На какой вопрос отвечает? (когда?)

— С какой частью речи связано? (с глаголом)

— Что обозначает наречие? (признак действия)

— Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является второстепенным членом (обстоятельством)).

— Проверяем задание 2 группы.

Задание для 2 группы. СЛАЙД 8

1636450 7

-Распределите наречия на группы по вопросам.

Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направосейчас, вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево.

— Укажите наречия, которые указывают на время действия, на место действия.

— Молодцы, справились с заданием.

— Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей)

— Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми)

СЛАЙД 9

1636450 8

Семь вопросов – просто чудо.

Их запомнить можно так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

— Проверяем задание 3 группы.

Задание для 3 группы.

— Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

СЛАЙД 10.

1636450 9

1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед.ч. мн.ч.

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано;

запел ( ?— запели (______?) ________; проснулся(__________?)__________- проснулись ( ________?) ___________.

Сделайте вывод!

Наречия по числам ____________________________________

Задание для 4группы.

СЛАЙД 11

1636450 10

2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришел ( когда ?) рано;

пришла (_______?) _________;

пришло (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.

СЛАЙД 12

1636450 11

Задание для 5 группы.

3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

Образец: появились ( когда ? ) рано;

разольются (________?) ___________;

цветут (________?) ___________;

Сделайте вывод!

Наречия по временам _________________________________

СЛАЙД 13

1636450 12

4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;

2 л: ты встаешь (_______?) _________;

3 л: он встает (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ____________________________

Задание для 6 группы.

СЛАЙД 14

1636450 13

ПонаблюдайтеОбсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ___________________________

Чего? ________________________

Чему? ______________________

Чем?_______________________

О чем? ____________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________

— А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи)

— Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания.

-Ребята, оцените, как отработала ваша группа. (Самооценка и взаимооценка).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись, вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай.

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись!

— Кто из вас был внимательным, какие наречия вы услышали в стихотворении?

— А теперь давайте попробуем составить эталон, по которому мы сможем определить наречие.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В предложении является обстоятельством.

-А теперь давайте посмотрим, какой эталон у нас получился.

СЛАЙД 15

1636450 14

НАРЕЧИЕ
— обозначает признак действия
— отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда?
— неизменяемая часть речи
— в предложении: обстоятельство.

— Где мы об этом можем прочитать? (в учебнике). Откройте учебники на стр. 74 и прочитайте правило.

— Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Корень -речь- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием.

— Как вы думаете, почему? (потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его).

V. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи

(12 мин)

СЛАЙД 16-17

1636450 15

1636450 16

— Давайте теперь проверим задание, которое выполняла 4 группа.

Задание 6 группы.

Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы.

а) подобрать антонимы (вспомнить, что такое антонимы)

завтра –

быстро –

справа –

тихо –

мало –

впереди –

хорошо –

б) подобрать синонимы (вспомнить, что такое синонимы)

красиво – прекрасно

интересно – увлекательно

печально – грустно

тихо – бесшумно

гладко – ровно

2. Словарная работа

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами (Слайд 18).

1636450 17

Запишите слова впереди и медленно в тетради.

— Объясните значение слова впереди? (на каком-нибудь расстоянии перед кем-нибудь, в будущем)

— Слово впереди образовалось путем слияния предлога в и слова перед (передняя часть)

— Проанализируйте это слово.

в слове 3 слога, ударение падает на 3 –й слог, 2 безударные гласные е, отвечает на вопрос где? Это наречие.

— Запишите однокоренное слово к слову впереди (вперед).

— Вспомните пословицы и поговорки со словом впереди (Это все присказка, сказка будет впереди).

— Составьте и запишите предложение с эти словом (Впереди нас ждут каникулы). Каким членом предложения является здесь наречие?

— Объясните значение слова медленно? (неторопливо, с небольшой скоростью)

— Произошло это слово от древнего слова «медля», что значит медленный.

— Проанализируйте слово.

— В слове 3 слога, ударение падает на 1 слог, безуд. гл. е, удвоенная согласная нн, отвечает на вопрос как? Это наречие.

Составьте и запишите цепочку однокоренных слов (медленный, медлить, медлительный, замедлить).

— Выделите корень, определите часть речи.

— Придумайте и запишите к наречию медленно синонимы и антонимы.

антонимы – быстро, стремительно.

синонимы – неторопливо, небыстро, неспешно.

-Как вы думаете, зачем нужны наречия?

-Найдите в учебнике упр.126. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.

-Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в предложениях? ( Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)

— А вот как сказал о наречии писатель М. Горький: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

СЛАЙД 19

1636450 18

VI. Итог урока (3 мин)

— Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?

-Ответьте на три ключевых вопроса:

ЧТО ДЕЛАЛИ? ( Знакомились с новой частью речи.)

КАК ДЕЛАЛИ? ( Выполняли исследование.)

ЗАЧЕМ? (Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой.)

— Какие же открытия вы сегодня сделали? (Узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в предложении является второстепенным членом.

VII. Рефлексия (3 мин)

— А теперь проанализируйте свою работу на уроке. У вас на столе лежат карточки. Отметьте знаком «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

  1. Я знаю, что такое наречие.

  2. Я смогу определить наречие по эталону.

  3. На уроке у меня все получилось.

  4. Я смог понять ошибку, которую допустил в работе (если была)

  5. Я активно участвовал в открытии нового знания.

VIII.Домашнее задание (3 мин)

Составить и записать 5 предложений с наречиями.

Оценки за урок.

Всем большое спасибо за работу! Урок окончен.

В этом разделе я публикую примеры наиболее удачных работ учащихся.

Творческие работы по теме «Наречие»

Сказка о наречии(творческая работа Волкова Александра, 7А)

Сказка про наречие 4 классВо второй четверти мы изучали очень трудную тему «Наречия». Как их много. И как трудно запомнить все правила, да и правописание наречий очень сложное.
Завтра диктант, и Вася весь вечер усиленно готовился к нему. От усердия голова заболела, спина занемела… И незаметно для себя Вася уснул, уронив голову на руки, прямо на учебник русского языка.
И приснился ему удивительный сон. Будто попал он в страну Грамматика. Перед ним открылся чудесный вид: дворец с причудливыми колоннами, фонтанами и экзотическими растениями. Открыв рот, Вася с интересом оглядывался и не сразу заметил маленького человечка, который дергал его за рукав: «Скорей! В нашей стране может случиться несчастье. Все наречия поссорили, чуть ли не передрались».
Подойдя ближе к дворцу, Вася услышал крики, шум и спор.
— Мы самые главные! – кричали наречия места. – Без нас не найти дороги, не узнать, куда и откуда ведут пути.
— Нет, мы самые важные! – затопав ногами, вопили наречия времени. – Мы определяем, день сейчас или ночь. Благодаря нам вовремя приходят взрослые на работу, а дети в школу.
— Нет, мы важнее и главнее всех! – завизжали наречия превосходной степени.
Поднялся невообразимый шум, все наречия бросились врукопашную. Этого Вася вынести не смог.
— Замолчите все! Вы совсем не главные, в предложении вы всего лишь обстоятельства!
Наречия удивленно замолчали и с обидой посмотрели на Васю.
— Но без вас не обойтись, без вас наша речь бедна, суха и лишена ярких красок. Поверьте, вы нам очень-очень нужны!
Наречия перестали ругаться, заулыбались, окружили Васю.
Вдруг зазвонил телефон. Вася проснулся, закрыл учебник, даже погладил его слегка по гладкой обложке, хитро улыбнулся и убрал в ранец. Диктант он написал на «отлично»!

Наречие (стихотворение ученика 7Б класса Сипилина Романа)

Я, конечно, не поэт,

Спору с этим нету,

Но готов я изложить

Мысли по предмету.

«Наречие, наречие», —

Мы слышим очень часто,

Сейчас узнаем, что это,

И будет просто классно!

Признак действия обозначает

И на вопросы отвечает:

Как? Куда? И

Где? Когда?

Почему и отчего?

С какой целью? Для чего?

Но не буду на месте стоять,

Буду я свой рассказ продолжать.

Наречие не склоняется,

Наречие не спрягается,

Скажу вам по секрету,

Что форм у него нету…

Без наречий нам, конечно,

Ну, никак не обойтись!

Для дальнейшего ученья

Надо ими запастись.

Наречий много в мире есть,

Но всех их мне не перечесть:

По-французски, по-немецки,

Да по-братски, по-советски,

Во-вторых и как-нибудь,

Вдалеке, как-либо,

И по-рысьи, и чуть-чуть,

Дружески, игриво,

Сгоряча и поневоле,

Оттого и потому,

Сдуру, сослепу и вволю,

Вдвое, так и почему.

Люди умные здесь жили,

Хорошо язык учили.

Вместе все наречия были,

Их на группы разделили.

Наречия имеют значения:

Образа и способа действия,

Цели, меры и степени,

Причины, а также и времени.

Есть близняшки «ни» и «не»,

Но какую ставить где?

Ударенье любит «не»,

Без ударенья – «ни» везде:

Нигде, нисколько, никогда,

Никак и ниоткуда,

И негде, некто, некогда,

А также неоткуда.

Язык не может состоять

Лишь только из наречий,

Нам не надо исключать

Другие части речи.

Ну, а если отличить

Их никак не можешь,

То советую читать

Стих сей сколько сможешь.

Кто будет знать наречия «на пять»,

Учить их долго и упорно,

Тот без запинки будет отвечать

На уроке Ларисы Федоровны!

Сказка про наречие 4 класс«Повесть о том, как…»

(То ли сказка, то ли быль.)

Однажды на столе учительница оставила учебник русского языка. Когда она ушла, из книги вылезли маленькие человечки, похожие на какие-то буквы. Это были части речи. И начался у них самый настоящий спор, какая часть речи самая лучшая да самая трудная и интересная. Особенно заядлыми спорщиками были наречие и деепричастие

Наречие ходит боком, искоса поглядывая на деепричастие, и говорит: «Я самая трудная часть речи, я образовалась с помощью приставок, суффиксов, и путем одновременного присоединения приставок и суффиксов, и даже сложением. А я еще «возникаю» в языке в результате перехода одной части речи в другую. Значит, и другие части речи должны повиноваться мне.

Но тут перебивает деепричастие, подвигаясь вплотную и не дав договорить наречию. «Ух, как расхвалилось, так ведь я тоже не лыком шито! Я бываю совершенного и несовершенного вида, да и суффиксов у меня больше – это две сестры-близнецы «а» и «я» да еще три близнеца-брата «в», «ши», «вши». С помощью их я не только образуюсь, но и обозначаю добавочное действие. А если внимательнее посмотреть, может быть, и еще кого-нибудь найду: или братца или сестрицу», — сказало деепричастие, с надеждой показав на раскрытый учебник. А наречие не могло стерпеть такого подвоха и чуть в драку не полезло от такой обиды: топает ногами, размахивает руками – не нравится ему, что деепричастие себя расхваливает. Слово за слово – и началась у них драка не на живот, а насмерть. Деепричастие на наречие лезет, хочет приставку откусить, а наречие – какой-нибудь суффикс, совсем как в сказке Салтыкова-Щедрина «О том, как один мужик двух генералов накормил».

Но вот последний луч солнца упал на книгу, и спорщики испуганно спрятались назад. И так каждый вечер!

Сказка про наречие 4 классРепортаж «Давайте знакомиться». (О самом себе.)

Вы, наверное, знакомы со мной, я неизменяемая часть речи – наречие. Меня не очень трудно найти в предложении, так как я всегда бываю обстоятельством. А вот правописание у меня не очень-то легкое, с этим вам придется помучиться. У меня есть сравнительная и превосходная степени сравнения, если я образованна от качественных имен прилагательных. Знакомясь со мной, вы узнаете много интересных орфограмм: вам придется узнать о правописании и суффиксов и многом другом. Вот, например, приставки «не» и «ни» иногда пишутся со мной раздельно, а иногда слитно. А мягкий знак употребляется только после шипящих «ш» и «щ». Если вы поближе познакомитесь со мной, то и писать все будете правильно. А самое интересное, это образовать меня можно почти от всех частей речи. Значит, и другие правила повторить сможете. Вообще давайте-ка знакомиться ближе.

Другие лучшие работы

«  Январь 2022  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

  • Сказка про настеньку и марфушу
  • Сказка про настеньку и иванушку который превратился в медведя
  • Сказка про нарцисс для детей
  • Сказка про налоги для детей
  • Сказка про наказание для детей