Сказка про мусор для детей

Одна из главных проблем современного мира экология, а именно защита окружающей среды. деятельность человека оказывает серьезный и долговременный эффект

Одна из главных проблем современного мира — экология, а именно защита окружающей среды. Деятельность человека оказывает серьезный и долговременный эффект на состояние природы: выбросы токсичных веществ, вырубка леса, браконьерство, и т.д. А все эти факторы влияют на качество жизни, здоровье, продолжительность жизни. Но если осознанно подходить к данной проблеме, то помочь природе способен каждый человек. Сделать шаг к спасению окружающей среды можно при помощи сортировки мусора. Чтобы больше людей прониклись идеей спасения природы — необходимо учить детей заботе об окружающей среде, например, в формате загадок о природе. На первый взгляд, это кажется незначительным действием, а что, если каждый человек на планете будет правильно сортировать мусор?

Зачем нужна сортировка мусора?

Мусор наносит вред окружающей среде: он загрязняет воду, почву, опасен для птиц и животных, и также разрушает местную экосистему. Сортировка мусора если и не спасет экологию, то способна значительно уменьшить вред. Также часть мусора — это сырье для различного производства.

Польза от сортировки мусора:

  • Сокращается число свалок. Территория освобождается для сельского хозяйства, строительства или жизни.
  • Улучшается экология. Сокращаются комплексы по утилизации, поэтому воздух, почва, вода становятся гораздо чище.
  • Упрощается повторная переработка. Большой объем сырья используется повторно.

Все это уменьшает расход на содержание свалок, таким образом себестоимость товаров снижается за счет повторного использования материалов.

Почему важно приучить детей к раздельному сбору?

Говорить об экологии надо не только со взрослыми, но и с детьми, ведь именно в дошкольном возрасте складываются модели поведения будущих взрослых.

Раздельный сбор поможет осознать ценность экологической чистоты в мире.

Также развитие личности ребенка невозможно без соответствующих представлений об отношениях с окружающей средой, ее зависимости от действий каждого человека.

Как научить ребёнка сортировать отходы?

Самое главное в процессе экологического воспитания — это развить познавательный интерес к миру природы, любознательность.

Самым важным будет пример родителей, ведь привычки, знания, навыки, полученные от семьи, определяют его поступки в будущем.

Несколько шагов, с которых можно начать привлекать детей к сортировке отходов:

  • Расскажите ребенку о том, почему важно научится сортировке мусора, так как дети очень любознательные и им будет интересно узнать что-то новое.
  • Начните сортировать мусор, детям обычно нравится этот процесс, потому что он напоминает игру.
  • Смотрите фильмы и видеоролики о природе.
  • Не выбрасывайте опасный мусор (батарейки, градусники и т.д.) в корзину. Объясните ребенку почему важно правильно утилизировать токсичные вещи.
  • Выбирайте стеклянную посуду вместо пластиковой.
  • Используйте пищевые отходы с пользой. Организуйте участок в саду для приготовления органических удобрений для растений. Расскажите ребенку о полезной переработке остатков пищи.

Картинки, презентации и игры на тему раздельного сбора

Дети лучше запоминают информацию при визуальном сопровождении, это могут быть картинки, презентации, игры.

Картинки:

Сказка про мусор для детей

Сказка про мусор для детей

Сказка про мусор для детей

Сказка про мусор для детей

Сказка про мусор для детей

Сказка про мусор для детей

Дидактическая игра «Сортируем мусор» познакомит детей в игровой форме с правилами сортировки мусора. Необходимо предоставить детям экологическую ситуацию: «Друзья приехали на пикник и оставили после себя мусор. Представьте что будет, если никто не будет убирать за собой. А как много станет мусора через несколько лет! Что вы можете предложить? Нам предстоит собрать и распределить мусор.»

Для игры понадобятся контейнеры с надписями «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл», «Пищевые отходы», также карточки с изображением мусора. Дети будут определять вид материала, и выбрасывать в нужный контейнер.

В конце игры рекомендуется задать вопросы, с помощью которых ребята проанализируют свои действия. Например, «Какая проблема у нас возникла, и как мы ее решили?», «Зачем мы раскладывали мусор по разным контейнерам?» и т.д.

Разнообразить процесс обучения, и развлечь детей могут детские загадки по теме, например такая:

Когда наводят дружно
Порядок и уют,
Все, что совсем не нужно,
Мне люди отдают.
(Мусорное ведро)

Также это закрепит их знания о словах «пластик», «стекло» и т.д., и они всегда будут помнить о вреде, который причиняют природе эти материалы.

Экологическое образование — это образование человека, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая при этом основы развития и жизни следующих поколений. Информировать детей о сортировке отходов очень важно, потому что в будущем уже они будут заботиться об окружающей среде. Задача родителей и педагогов сделать все возможное, чтобы это происходило наиболее эффективно.

Материал предоставлен сайтом «Славяна» (slavclub.ru) — портал для молодых родителей и их детей

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1391»

«МУСОР – НАШ ВРАГ»

(экологическая сказка)

Авторы: воспитатели ГБОУ Школа 1391

Горлова Людмила Степановна

Тупикова Лариса Николаевна

                                             Руководитель: Сафонова Галина Викторовна,

       старший воспитатель

                                                  Москва, 2018г.

Актуальность проблемы

Мы пришли на эту землю, чтобы жить, работать, развиваться, творить. Но не нужно забывать о том, что каждый из нас —  часть матушки природы. Никто из нас не может прожить   без воздуха, без воды, без Солнца, без ее щедрых даров, которыми она нас кормит.  Мир вокруг нас такой волшебный, такой цветущий и радостный, что человеку только бы восхищаться им и беречь эту прекрасную и неповторимую красоту, и жизнь нас заставляет задуматься, ибо не все так хорошо, как бы хотелось. Человеческая деятельность уничтожает много природных ресурсов, бездумно уничтожает свою Землю и может наступить такое время, когда природа станет против людей, чтобы человечество задумалось, что наша Земля живая, что она требует к себе лучшего отношения и накажет людей. И чтобы этого не произошло, надо уже сегодня задуматься над своей деятельность и научиться жить на планете в гармонии с природой, не только созерцать ее красоту и пользоваться ее благами, но и заботиться о ее целостности и нерушимости.  

Почему нас волнует проблема мусора, и мы считаю эту тему актуальной?                                               Потому что, с каждым годом количество мусора всё увеличивается и это становится серьёзной проблемой для окружающей среды. Мусором завалены обочины дорог, поля, леса, берега рек и озёр. Окраины городов и сёл превратились в дикие свалки. Полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, пластиковые бутылки наносят вред не только природе, но и человеку. Мусор загрязняет не только атмосферу, но и почву, воду, тем самым уничтожая растительный и животный мир, портит внешний вид.

Через наш поселок протекает река Десна, которая является нашей гордостью и массовой зоной отдыха населения.  Ещё несколько лет назад-это был уникальный уголок с красивым природным ландшафтом, с разнообразной флорой и фауной. В реке было много рыбы, плавали утки, у берега обитали белки, ужи, выдры, выхухоли.

 За последние несколько лет наступила настоящая экологическая катастрофа. В результате катастрофы по данным «Мосрыбвод» погибло около 45 тонн рыбы. Экосистема вырождается –погибла рыба, гибнут водоросли и растения, животные. В летний период складывается крайне неблагоприятная эпидемиологическая ситуация. Пляжи реки Десна закрыты для купания. Это связано это с тем, что воды реки Десна загрязнены. Н берегах реки образовались несанкционированные свалки. И всё это результат деятельности людей. 

(см. приложение 1)

 А мы хотим видеть нашу страну, наш посёлок, леса, поля, реки чистыми, ухоженными, уютными. 

Чтобы наша Родина была красивой, богатой и процветающей. Чтобы все люди наслаждались прекрасными живописными ландшафтами, а не свалками гниющего, далеко не безопасного мусора.

Цель:

Формировать основы экологической культуры дошкольников, показать влияние человека на окружающий мир, привлечь внимание детей к проблемам загрязнения окружающей среды.

Задачи:

 Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления об источниках возникновения мусора.

Формировать представления о влиянии мусора на окружающую среду и здоровье человека.

Приучать детей к культуре поведения на улицах, природном окружении.

Развивать у детей экологическую культуру, основные экологические понятия, познавательный интерес к проблемам родного края.

Воспитывать у детей ответственность за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира, природы.

Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношения к миру природы, родного края.

Ход мероприятия.

Под музыку Г. Гладкова из мультфильма «Пластилиновая ворона» входит ведущий:

Одну простую сказку, а может и не сказку, 
А может, не простую, хотим вам рассказать.
Её мы помним с детства, а может, и не с детства,
А может, и не помним, но будем вспоминать.
Идею этой сказки, а может, и не сказки,
Поймёт не только взрослый, но даже карапуз.

Ведущий:

-Уважаемые зрители! Сказку посмотреть не хотите ли?

Сказка про репку. 


Действующие лица и исполнители:

Ведущий

Дед

Бабка

Внучка

Собачка Жучка

Кошка Мурка

Репка

Мышка

Ведущий:

Жили-были в Подмосковье

На берегу реки Десны привольной

Старик со старухой своей.

Землю имели, без работы не сидели.

Жили с ними в коттедже в том:

Собачка Жучка, Кошка Мурка и мышка с хвостом.

Вскопал дед грядку, посадил репку сладкую.

Сидит, ждёт….

Что же репка не растёт?

Позвал дед бабку.

Дед: Бабушка милая, покажись родимая.

Где пропала, вот беда

Иди скорее ты сюда.        

Бабка:

 Не шуми, дед, не шуми,

Лучше вёдра у меня возьми.

До реки Десны я добрела,

Полные вёдра воды я набрала.  

Репку нашу поливай,

Вырастать ей помогай.

Листочки освежи,

Корешки напои.        

Дед:

Что же это за вода?

Не годиться никуда!        

Мутная и грязная,

Цвета своеобразного.

Разве это наша Десна!

Вот пришла беда, так беда!

(Прибегает внучка)

Внучка:

Не вырастет репка большой,

Если поливать водой такой.  

Грязной, мутной стала в речке водица.

Для полива она не годится.

Из речки чистой и привольной

Люди сделали свалку самовольную.

Мусор гниёт, воняет,

И от вони этой, всё кругом пропадает.

Бабка:

 Как же дальше будем жить?

Внучка: Нужно реку нам освободить.

Мусор весь мы соберём и в контейнер отнесём.

Дед:

 Чем же репку поливать?

Нужно воду отыскать.  

Ты, внучка, камешков неси.

А ты, бабка, песочку набери.

Фильтр сделаем скорей,

Будет речке веселей.

Попьёт водицы репка сладкой,

Будет круглой, да гладкой!

(Дед с бабкой и внучкой пропускают воду через фильтр, поливают репку. А репка всё- равно не растёт).

Бабка:

Чтобы репке расти было проще,

Порыхлить землю Жучку попросим.

Все: Жучка, Жучка, помоги.

Ты земельку порыхли.

Ведущий: Стала Жучка рыхлить, и полетели из земли пакеты, бутылки, бумажки.

Устала бедняжка Жучка-дворняжка!

Жучка: Нужно кого-то на помощь позвать.

Кошку побегу искать!

Кошка: Нечего меня искать.

Я сама шла помогать.

Ведущий: Стали они вместе мусор убирать,

Здесь и репка стала подрастать!

Репка:

Репка я, Репка.

Вырастаю крепкою!

Желтой, круглой, ладной,

Очень, очень сладкой!

Спасибо солнышку, водичке чистой

И земельке пушистой!

Ведущий: И выросла репка большая, и все её опробовали с удовольствием. От такой репки, которую вырастили в чистой земле и полили чистой водой – только здоровья всем добавиться.

Ведущий:

Тут и мышка прибежала,

И плакаты показала,

Что ребята рисовали.

Мышка:

Я мышка-норушка,

Серенькое ушко.

Бежала к вам старалась.

Но знаки все перемешались!

Вы порядок помогите

Навести, мои друзья:

Что в природе можно делать?

А что категорически нельзя?

Дидактическая игра «Да-нет»

(если действие правильное, то дети отвечают –да, если неправильное, дети отвечают- нет).

  1. Мусор — это не страшно, мусор – прекрасно. (нет)
  2. Будем бросать мусор всегда и везде. (нет)
  3. Воду я не загрязняю, в неё мусор не бросаю! (да)
  4. Если чистый водоем, хорошо купаться в нем.(да)
  5. Если съем я пирожок
    Выброшу бумажку? (нет)
  6. Мусор брошу мимо урны (нет)
  7. По лесочку мы пойдём

И весь мусор соберём (да)      

  1. Если разведу костер,
    Я тушить не буду? (нет)
  2. В лесу мусор не бросайте.

 А в пакеты собирайте!

Жизнь растений уважайте! (да)

  1. Я люблю свою природу,
    Я ей помогаю! (да)
  2.  Мы должны и можем жить среди чистоты и порядка (да)
  3.  Мусор в урны! (да)

Мышка:

Не бросайте, дети, мусор!
Может стать большим он грузом…
Дар природы берегите,
Ей внимание дарите!
Присмотритесь, как красиво!
Воды рек, морей, озёр…
это — чудо, это — диво!
Лес, луга, поля и бор…
Всем природа дарит пищу,
Чистый воздух и покой.
Кто природу обижает,
Тех природа не прощает.Так любуйтесь, удивляйтесь,
Красотою наслаждайтесь.
Вы идите верным курсом.
Не бросайте, дети, мусор!       (см. приложение 2)

Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы приносит мусор всему живому на Земле. Давайте будем беречь нашу Землю, не бросать мусор в лесу, в реки, пруды, а будем думать, какое найти ему применение. Если мы все вместе начнем правильно относиться к проблеме мусора, соблюдать правила, то наш посёлок, наш лес, наша река и вся наша Земля станут чистыми, а люди станут здоровее.

Вывод: Любить свою родную землю, беречь её от загрязнений: не бросать мусор где попало, доносить мусор до урны, мусоропровода или контейнера, не бросать мусор там, где находишься, не делать свалок, говорить остальным, чтобы убирали за собой, очищать природу. 

Заключение:

Предложенная сказка способствует формированию у детей знаний о том, как мусор влияет на состояние окружающей среды, какую опасность представляет для жизни человека и природы. В лёгкой и доступной для детей форме, мы старались рассказать и наглядно показать суть экологических проблем, причины их появления и пути их решения.

 Мы надеемся, что мы смогли донести до детей, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую необходимо решать всем вместе, убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении.

Литература:

1. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.

2. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. «Новая школа».1995. 

3. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического

воспитания в детском саду» -МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2010.

3. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка -Пресс, 2002г. – 192с.

Интернет – ресурсы:

https://ecoportal.info/

https://ru.wikipedia.org/wiki/ Переработка_отходов

 http://www.everyday.com.ua/greentea/toothbrush.htm http://www.childrensdentistny.com/childr ens-teeth-lifecycle.ph www.greenpeace.ru www.ecolife.ru www.greenpeace.org/russia/ru

http://wikiredia.ru/wiki/Десна_ (река_ в_ Московской области)

15-1 - 15-2 рыбрусломусорРека Десна. Фото с сайта adm.vidnoe.ruПриложение1 .hello_html_698b2504.jpg

Приложение 2.

Татьяна Цыганок

Не бросайте, люди, мусор!

Не бросайте, люди, мусор!
Может стать большим он грузом…
Дар природы берегите,
Ей внимание дарите!
Присмотритесь, как красиво!
Воды рек, морей, озёр…
это — чудо, это — диво!
Лес, луга, поля и бор…
Всем природа дарит пищу,
Чистый воздух и покой.
Вы всю жизнь её любите.
В холода и в летний зной.
А вокруг кто засоряет,
Тех природа не прощает.
Ведь последствием чревато…
Ну, а вдруг придёт расплата?
Кто сорит вокруг — тот вор.
Оправдание? Всё вздор.
Неужели не понятно?..
Всё даёт она бесплатно.
Так любуйтесь, удивляйтесь,
Красотою наслаждайтесь.
Вы идите верным курсом.
Не бросайте, люди, мусор.

Сказка про мусор для детей
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Разбираемся, как развивать его у детей, вместе с Лилией Шабутдиновой, сооснователем детского онлайн-клуба Botanikids и Вячеславом Хотченковым, организатором детских походов, основателем проекта СлаваДетям.

Что такое экологическое мышление и почему это важно

Экологическое мышление — это понимание ценности каждого элемента живого мира вокруг и оценка своих действий с точки зрения возможных последствий для благополучия планеты.

В докладе экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia экологическое мышление упоминается в числе главных навыков 21-го века наряду с креативностью, эмоциональной и цифровой грамотностью и кросс-культурностью.

Глобальный тренд на экомышление задала шведская школьница Грета Тунберг. В 2019 году она выступила на саммите ООН по климату с очень эмоциональной, а местами даже дерзкой речью. Девочка обвинила мировых лидеров в опасном бездействии в вопросах экологии и призвала незамедлительно принять меры, чтобы сохранить планету для будущих поколений.

Очередной саммит ООН по климату, который недавно прошел в Глазго, показал, что человечество по-прежнему слишком мало делает для сохранения окружающей среды: количество парниковых газов в атмосфере растет, участились природные пожары и наводнения, есть серьезная угроза утраты целых государств из-за повышения уровня мирового океана. 

Основатель натуралистического онлайн-клуба Botanikids Лилия Шабутдинова уверена, что изменить ситуацию смогут только правильно воспитанные представители будущих поколений:

«Сегодня весь мир говорит о том, с какими серьезными глобальными экологическими проблемами сталкивается наша планета. Чтобы решить эти проблемы, нужны умные, преданные делу люди, которых заботит природа. А значит, перед взрослыми стоит непростая задача — растить детей в парадигме экологического мышления, то есть осознания своей ответственности за сохранность всех элементов экосистемы».

Как развивать экологическое мышление у детей

Изучать природу

Любовь и интерес к окружающему миру — это один из факторов, без которых невозможно развитие экологического мышления у детей. 

Изучать природу можно по-разному: читать книги, смотреть фильмы, проводить эксперименты. Но лучший способ, по мнению Лилии Шабутдиновой, — наблюдать самому. Да и не только наблюдать, а ощущать всеми органами чувств:

«Создание кормушек для птиц, свободная игра ребенка на природе и прогулки в «зеленых» районах развивают в детях исследовательский интерес и сопричастность природным процессам. Чем больше ребенок познает окружающий мир, тем роднее и ближе он ему становится». 

Сказка про мусор для детей
Иллюстрация: Ольга Бонитас

Изучение природы не только формирует экомышление, но и благотворно влияет на детское развитие.

  • Прогулки среди деревьев оздоравливают организм и укрепляют иммунитет за счет высокого содержания фитонцидов — природных веществ, обладающих антибактериальным действием.
  • Пребывание в природной среде развивает сенсорное восприятие и мелкую моторику. Ребенок изучает наощупь природные текстуры, сравнивает их, делает свои первые открытия. 
  • Согласно исследованию, чем больше времени ребенок проводит на природе (и чем меньше у монитора), тем более стабильно его психическое равновесие. 
  • Еще одно исследование показало, что прогулки даже раз в неделю в зеленой зоне улучшают здоровье. 
  • За счет статичности природной среды улучшается концентрация внимания — даже гиперактивные дети на природе успокаиваются, становятся более сосредоточенными. 

Читать эколитературу

Кроме прогулок и изучения природы, Лилия Шабутдинова рекомендует родителям читать с детьми книги об экологии и устройстве окружающего мира. На современном книжном рынке есть отличные детские издания. 

  • Для малышей трех-четырех лет подойдут «Экологические сказки» Елены Ульевой. В книге рассказана история мальчика Тимы и супергероя Гринмена, которые вместе спасают планету от мусора. Автор ненавязчиво включает в художественный текст идеи экологических привычек, которые могут освоить даже самые маленькие.
  • Для детей от пяти лет — книга «Мусор. Все о самой неприятной вещи на свете». Из нее ребенок узнает, куда мусор попадает со свалки, какие есть способы переработки отходов и почему батарейки и электроприборы нельзя бросать в общий бак.
  • Младшим школьникам подойдет книга «Как маленькому человеку помочь большой планете» Лилии Шабутдиновой. В ней автор кратко рассказывает об основных экологических проблемах современности и предлагает простые шаги, благодаря которым ребенок может добавить осознанности в свою повседневную жизнь и помочь планете.
  • Подросткам — «Маленькая книга зеленой жизни» Марии Ершовой. Книга рассчитана на взрослую аудиторию. С ее страниц подросток узнает, чем вреден пластик, почему производство овощей и злаков вовсе не так экологично, как принято считать, и как сократить выбросы углекислого газа. Кроме того, сможет добавить собственные экоидеи на специальных страницах в конце книги.

Еще в этом возрасте полезно проводить с детьми простые наблюдения, вести дневник природных изменений или календарь погоды, изучать флору и фауну своего региона. 

Ходить в походы

Школьников можно брать в походы и на экологические мероприятия. Или записать на курсы исследователей природы и осознанного потребления.

Эксперты экообразования научат: 

  • разводить костер разными способами — даже без спичек;
  • ориентироваться по звездному небу и находить некоторые созвездия;
  • находить следы животных; 
  • предсказывать погоду по природным явлениям;
  • ориентироваться по карте;
  • приготовить полезный перекус;
  • делать игрушки из природных материалов;
  • заниматься «партизанским садоводством» — озеленением заброшенных участков, скверов и парков. Для этого можно просто носить в кармане пакетик с семенами цветов и трав и сажать их во время прогулки; 
  • наблюдать за птицами.

Возможно, в эпоху GPS и 5G-вышек такие умения нельзя считать навыками первой необходимости, но они определенно будут способствовать развитию экологического мышления и, помимо этого, научат детей тому, что в этом мире можно прекрасно обходиться и без гаджетов.

О том, как развивается экологическое мышление в походах и для чего стоит ходить в лес детям, рассказал Вячеслав Хотченков — организатор детских походов и основатель проекта СлаваДетям:

«Очень сложно научиться любить и понимать природу только по книжкам, а для развития экологического мышления недостаточно просто посмотреть на YouTube ролик о том, что мусорить плохо и нужно очищать океан. Только погружаясь в природную среду, ребенок может по-настоящему, на практике соприкоснуться с тем, о чем до этого только слышал или читал. И в этом прямом, непосредственном контакте рождается любовь и уважение в окружающему миру». 

Сказка про мусор для детей
Из личного архива Вячеслава Хотченкова

«Мы регулярно проводим «зеленые выходы» — приходим в лес только для того, чтобы убраться. В отличие от теоретического ролика об экологии, такой поход — это проектная практическая деятельность. Ребенок приходит в лес, сравнивает замусоренные и чистые участки и решает для себя, как ему больше нравится. Потом он своими руками собирает мусор и выносит его из леса, то есть преобразует среду вокруг себя. Когда дети видят результаты своей работы, у них появляется гордость и чувство удовлетворения. А если еще и посадить несколько деревьев, то эти чувства станут еще сильнее», — уверен Вячеслав. 

Экопривычки для детей (и их родителей)

Борьба за сохранение планеты кажется многим родителям чем-то героическим, посильным только мировым лидерам. Но начинается все с малого. Вот несколько идей от проекта Botanikids, которые не займут много сил, но положат начало формированию экологического мышления у ребенка. Это можно сделать уже сейчас!

  • Сортировка мусора. Если заниматься полноценной сортировкой вам пока сложно, можно выбрать что-то одно: например, сдавать только бумагу, стекло или конкретный вид пластика.
  • Экономия воды. Закрыть кран во время чистки зубов совсем несложно. А ведь это поможет сэкономить до семи литров воды за один раз!
  • Отказ от пластиковых пакетов. Можно вместе с ребенком сшить тряпичные мешочки-«фруктовки» и брать их с собой в магазин.
  • Участие в субботниках. Это и прогулка на свежем воздухе, и общение с людьми, и уход за местом, в котором вы живете. 
  • Правильная утилизация батареек. Важно рассказать ребенку, что срок разложения батарейки до 100 лет, при этом, попав в экосистему, она будет выделять в среду ядовитые вещества. Ребенок может сам или с вашей помощью доставать из своих игрушек севшие батарейки и сдавать их в специальный ящик, например, в магазине. А лучше купить многоразовые аккумуляторы. 
  • Использование многоразовой посуды. Вместо покупки воды в пластиковой бутылке купите ребенку многоразовую бутылку из стекла или прочной пластмассы с пометкой «bpa free».
  • Развитие осознанного потребления. Детям нелегко отказываться от одноразовых мелочей вроде недолговечных дешевых машинок, «киндер-сюрпризов». Но родителям важно прививать им осознанное потребление и учить задавать себе вопрос: нужна ли мне эта вещь? Также можно подумать, куда деть ненужные вещи в хорошем состоянии. Вариантов много: можно поменяться с друзьями, отдать на благотворительность или переделать во что-то более актуальное.
  • Предпочтение натуральным материалам. Сегодня можно купить классные игрушки из природных материалов: дерева, ткани, натурального каучука. Играть с такими игрушками приятнее и полезнее, и к тому же они не наносят вред планете.

Сказка про мусор для детей
Иллюстрация: Ольга Бонитас

Забота о природе — это не единоразовая акция, а образ жизни. И чем больше людей (и детей в том числе) будет включено в заботу об экологии сегодня, тем больше шансов оставить этот мир чистым для будущих поколений.

Полезные ресурсы:

Recyclemap — интерактивная карта пунктов приема вторсырья от Greenpeace. На карте можно выбрать города, а также сделать выборку по виду мусора, который необходимо сдать.
ЭкоКласс — собрание видео-уроков об экологичном образе жизни. Маст-хэв для родителя и учителя!
Kapoosta — всероссийский гид по «зеленым» мероприятиям, заведениям и организациям.


Материалы по теме: 

  • Не Гретой единой: 8 интернет-ресурсов об экологии для школьников
  • Экологическое образование в России: проблемы и решения

«Щелкунчик», «Двенадцать месяцев», «Морозко»: что посмотреть с детьми в театрах в новогодние праздники

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.

В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.

Космическая музыка, балет и опера

Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.

Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена

Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.

Московский театр кукол

А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.

Мексика, фокусы и танцы

Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».

Театр «Школа современной пьесы»

Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».

Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.

«Театриум на Серпуховке»

Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.

Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.

«Морозко», парижские страсти и русские сказки

Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.

Московский театр оперетты

За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.

Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.

Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.

Новый московский драматический театр

Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.

Московский международный дом музыки: котики и козлики

Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.

Театр кошек Юрия Куклачева

Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.

На первый взгляд, нам кажется, что игра – это синоним развлечения да и только. Но, если задуматься, игра – удивительный инструмент для познания мира, физического развития и развития логики. Удивительно, что в большинство игр играли ещё наши бабушки и прабабушки, не подозревая о том, что огромное количество книг и статей по детской психологии будут посвящены именно детским играм. К примеру, игра «Зарница» – это не что иное, как игра на развитие коммуникативных способностей и лидерских качеств, а игра «Жмурки» используется педагогами в детских коллективах для сплочения коллектива, а также для снятия внутренних зажимов через тактильные контакты. Естественно, игр существует невероятное множество, и они разные для каждой возрастной группы.

Для родителей дошкольников игра – это универсальный и уникальный инструмент для развития и взаимодействия с ребенком. Но какие развивающие игры выбрать и для чего они необходимы для самого нежного возраста?

При выборе игр со своим малышом в первую очередь стоит учитывать возрастные особенности ребенка. В период до двух лет основной потребностью является общение, так как малыш познает мир через вербальное (разговоры, сказки, книги, мультфильмы) и невербальное (жесты, мимика) общение со взрослыми. Основной род деятельности – предметно манипулитивный (покрутить, попробовать на вкус, сломать), мышление же – наглядно-действенное (вижу предмет – беру предмет).

Исходя из этого очевидно, что развивающие игры для детей до двух лет в основном необходимы для развития кругозора ребенка, развития мелкой и крупной моторики, развитие памяти и навыков самообслуживания.

Основное внимание стоит уделить столь популярным сейчас развивающим играм на мелкую моторику. Именно данный вид игр в том числе влияет и на развитие речи, и на формирование психики, путём осознания себя в момент получения различных тактильных ощущений (лёд холодный, шишка колючая, а зефир мягкий и приятный). Через тактильные ощущение формируется своё мнение, своё отношение к тому или иному предмету, а в дальнейшем – и отношение к действиям, поступкам, словам.

Стоит разделить игры для детей до двух лет по направлению развития на несколько групп:

1. Развивающие игры на формирование бытовых навыков.

Кормим зверей. Можно предложить малышу устроить обед с его игрушками. Сложить в глубокую тарелку или контейнер различные предметы (сухие макароны, сухие ягодки, игрушечные ягодки, хлопья. Главное, чтобы помещалось в ложку). И поочерёдно называя предметы предложить малышу кормить своих зверей. Таким образом, малыш научится держать ложку, а также со временем улучшится координация движений.

Веселая уборка. Необходимо: бутылка с широким горлышком, фантики, обрывки бумаги, колпачки, трубочки, ненужные мелкие предметы. Дети невероятно увлекаются этой игрой, их задача сложить все предметы в бутылку, собрать мусор. В ход идут ловкость и логика (какой стороной засунуть предмет, чтобы он поместился)

Сказка про мусор для детей

Поиск сокровищ. Эта игра также поможет научить ребенка хорошо держать ложку и принесет массу удовольствия. Вам понадобится: таз с водой, ложка и, собственно, сами «сокровища». Сокровищами могут быть: пуговицы, бусины, пробки, любые мелкие предметы. Интересно, если они будут из разного материала (например, одни тонут, другие нет). Задача малыша – выловить все «сокровища» из воды ложкой. Воду можно заменить на крупу и искать руками.

Сказка про мусор для детей

Бизиборд. Преимущество данной игрушки в том, что её можно сделать своими руками, или же купить. Бизиборд – развивающая игрушка с подвижными элементами. С её помощью, ребенок с лёгкостью научится пользоваться выключателем, застёгивать пуговицы, расстегивать молнии и многое другое.

Сказка про мусор для детей

Помимо выше описанных игр для развития бытовых навыков детей до двух лет также отлично подойдут самые простые манипуляции: полить цветы, переложить крупы из одной миски в другую, помыть свою тарелку.

2. Игры на развитие мелкой моторики

Огромный вклад в развитие дошкольной педагогики внесла Мария Монтессори. Основной её идеей было то, что игры для развития мелкой моторики можно и нужно делать своими руками из того, что находится дома. Сегодня на рынке представлено огромное количество уже готовых дидактических материалов для занятий. Родитель решает сам, сделать самому или приобрести готовую игру, на результат это никак не повлияет.

Бусы. Нанизывать на шнурок бусины или макароны. Так же, способствует изучению цветов.

Сказка про мусор для детей

Сортеры различных видов. Способствую изучению форм, цветов, а также развитию логического мышления.

Сказка про мусор для детей

Мозаика. Данная игра останется с малышом на долгие годы, вначале ему будет интересно просто ставить и вытаскивать детали, с возрастом же он сможет собирать картины. Оптимальная игра для развития мелкой моторики.

Сказка про мусор для детей

Забавные прищепки. Игра, которую с лёгкостью можно сделать самостоятельно. Достаточно вырезать из картона силуэт животного и купить разноцветные прищепки.

Сказка про мусор для детей

Собери яйцо. Первая игра головоломка для малыша, учитывая, что основной вид деятельности детей до двух лет направлена на манипуляции с предметом, данная игра – находка. Ребенку будет интересно разбирать яйца на две части, изучать, а потом, собирать обратно, подбирая по цвету и форме.

Сказка про мусор для детей

3. Игры на развитие памяти

Звериные прятки. Выкладываем перед малышом несколько игрушек (лучше начинать с двух-трёх), просим его их назвать и запомнить, далее накрываем игрушки тканью и одну забираем. Поднимаем ткань и просим малыша называть пропавшую игрушку.

Игрушки можно заменить на фигуры или цвета.

Одень гномика. Для игры понадобится игрушечный гном (или любая другая игрушка), несколько пар носков, желательно разноцветных и кусок ткани.

Рассказываем малышу, что гномик собрался в гости, но постоянно теряет свои носки, давай ему поможем собрать пару.  Разделяем между родителем и ребёнком носки так, чтобы у каждого был только один из пары.

Родитель достает носочек, показывает малышу и накрывает тканью. Малыш по памяти ищет вторую половину.

4. Игры на развитие интеллекта и творческого мышления

Школа семи гномов. Красочные, интересные книги с заданиями, в соответствии с возрастом, в которых можно и нужно, рисовать, считать, изучать, наклеивать.

Сказка про мусор для детей

Годовой курс развивающих занятий для малышей от года для трёх лет по методике Елены Янушко. Это пособие для родителей с большим и красочным количеством занятий в соответствии с возрастом.

5. Игры на развитие речи

Стоит отменить, что все игры, которые перечислены выше, способствуют развитию речи у детей. Ведь в процессе игры, вы общаетесь, называете новые предметы, помогаете выучить новые слова. Ниже, мы рассмотрим игры, рекомендованные логопедами для развития речи.

Звукоподражание. Повторение за родителем звуков поезда («ту-ту»), ветра («у-у-у»), животных («мяу-мяу», «ку-ку») и прочих, в зависимости от фантазии.

Сказка про мусор для детей

Артикуляционная гимнастика. Поддержание в тонусе и укрепление мышц языка. Например, часики. Рот открыт, язык передвигается от одного уголка рта к другому, как маятник. Примеры подобных упражнений есть в свободном доступе в интернете.

Сказка про мусор для детей

Логоритмика.  Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию и научиться правильному речевому дыханию. Это метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова песенок.  Для домашних игр отлично подходят «Музыкальные обучалки Сергея и Екатерины Железновых» с пояснениями.

Ребенку, особенно в возрасте до двух лет очень важен режим, поэтому, стоит выделить определенное время для игр и развивающих занятий. Оптимальное – после завтрака или после дневного сна, чтобы малыш был выспавшийся и довольный.

Желательно, чтобы во время игры родитель был максимально вовлечен в процесс и не отвлекался. Тогда, игры будут содействовать и установлению доверительных отношений между взрослым и ребенком.

Тем более в возрасте до двух лет дети невероятно интересны, а игры, наверняка, заинтересуют и взрослого.

  • Сказка про мусоровоз аудио
  • Сказка про муравьишку который спешил домой аудио
  • Сказка про музыку и литературу
  • Сказка про музыкальные инструменты для дошкольников
  • Сказка про мулан слушать