Сказка про медведя и кошку

Кадр из фильма морозко. режиссер а. роу. 1964 годзаглядываем на новую выставку музея садовое кольцо в поисках новогоднего настроения.в музее

Как снимали «Морозко». Отправляемся в волшебный мир зимней сказки

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Заглядываем на новую выставку музея «Садовое кольцо» в поисках новогоднего настроения.

В музее «Садовое кольцо» открылась выставка «Новогодняя сказка в кино: “Морозко”» посвященная одному из самых известных фильмов советского режиссера-сказочника Александра Роу, снискавшему огромную любовь зрителей и отмеченному профессиональными наградами на родине и за рубежом. Среди наград «Морозко» — главный приз XVII Венецианского международного кинофестиваля в программе детских и юношеских фильмов и «Золотая ветвь» Всесоюзного кинофестиваля 1966 года в Москве. Премьера «Морозко» состоялась 24 марта 1965 года, но в истории отечественного кинематографа фильм навсегда останется одной из главных новогодних сказок.

В экспозицию вошли эскизы художника-постановщика картины Арсения Клопотовского, который не только создавал образы героев и декорации, но и стал автором многих технических находок. Для своего времени фильм стал новаторским — в нем использованы комбинированные съемки, обратная перемотка, двойная экспозиция. Предлагаем прогуляться по волшебному заснеженному миру кинофильма в компании куратора выставки Лидии Еновой.

Северные пейзажи и мастерство художника-постановщика

Действие фильма занимает два времени года — лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Летние сцены снимали недалеко от Москвы, под Звенигородом, а зимнюю натуру нашли на Кольском полуострове, неподалеку от города Оленегорска. Александру Роу нравились тамошние северные заснеженные пейзажи с огромными елями. Он уже снимал в тех местах зимние сцены фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Первым съемочным днем стало 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье весна вступает в свои права, а на Кольском полуострове — мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссер и оператор Дмитрий Суренский, — прозрачный, хрустальный воздух. Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

«Арсений Клопотовский решил эту задачу — декорации возводили на устойчивых платформах, — рассказывает куратор выставки. — Помогали в строительстве местные умельцы. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нем. Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком. Руками работать он умел — в годы Великой Отечественной войны, когда отец ушел на фронт, а мать поднимала младших детей, 16-летнему Арсению пришлось стать главой семьи. В 1944–1946 годах он работал на Алма-Атинской киностудии, что предопределило его будущую профессию — в 1946-м Клопотовский поступил на художественный факультет ВГИКа».

Перед художником стояла еще одна сложная задача — оживить избушку Бабы-яги, и с ней он тоже справился блестяще. Изготовили две избушки: первую, деревянную, приводили в движение системой рычагов. Внешне она должна была выглядеть маленькой, но при этом вмещать персонажей и оператора, поэтому одна из стенок была подвижной. Вторую избушку вырезали из поролона и надевали на статиста, как ростовую куклу. По такому же принципу были изготовлены и костюмы пней.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Кстати, поролон (научное название — эластичный пенополиуретан) в то время был далеко не так доступен, как сегодня. Этот материал изобрели в 1940-х, в массовое производство в СССР запустили лишь в 1970-х. Тогда, в середине 1960-х, о его свойствах в стране знали немногие. Клопотовский, владевший иностранными языками и интересовавшийся мировыми техническими новинками, предложил использовать именно его. Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М.А. Горького закупила дорогой материал.

Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский обнаружил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко — симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна. В нем можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Сотрудники Киностудии имени Горького Александр Роу и Арсений Клопотовский встретились в 1957 году на съемках фильма «Новые похождения Кота в сапогах». Эта работа положила начало их творческому союзу — впоследствии они создали вместе сказочные миры фильмов «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса».

Работа над каждым фильмом начиналась задолго до съемок. Художник рисовал раскадровки будущей картины, позже их обсуждали с оператором, совместно корректировали. Роу ценил профессионализм, новаторский подход и твердый характер Арсения Клопотовского, который предлагал блестящие воплощения его видения той или иной сцены.

477(1972)

К сожалению, полная раскадровка «Морозко» не сохранилась. Представление о ней можно получить, рассматривая представленные на выставке открытки с рисунками Арсения Клопотовского. Серию из 15 двусторонних открыток «Морозко» выпустили в 1984 году тиражом 600 тысяч экземпляров.

476(2384)

Две сказки, четыре актрисы и одна Баба-яга

Сюжет сказки «Морозко» есть у каждого восточнославянского народа. В России разновидностей «Морозко» больше всего — исследователи насчитывают их около 40. Во всех действуют злая мачеха, трудолюбивая падчерица и некий могущественный владыка холода — волшебник Мороз. Но ни в одной из них нет молодца, который превращается в медведя, — это событие пришло в фильм из другой народной сказки, «Ивана — медвежьей головы».

Литературный сценарий фильма написали Михаил Вольпин с Николаем Эрдманом, которые к тому моменту были знакомы советским зрителям по фильмам «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Актриса», «Смелые люди», «Застава в горах» и другим. Сценаристы переложили две сказки, добавили новых персонажей и прописали любовную линию, а главное — привнесли в сюжет много юмора и комичных моментов.

На роль Марфушеньки-душеньки Александр Роу планировал взять Тамару Носову, снимавшуюся у него во всех фильмах. Но однажды ассистентка режиссера увидела юную Инну Чурикову, студентку Театрального училища имени Щепкина, и посоветовала попробовать на эту роль ее. Роу сразу покорил талант Чуриковой. Роль Марфуши стала первой большой работой актрисы в кино — до этого она снималась в эпизодических ролях в фильмах «Тучи над Борском» (1960) и «Я шагаю по Москве» (1963). В 1965 году, вскоре после премьеры «Морозко», Инна Михайловна закончила училище с красным дипломом.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Кроткую Настеньку изначально должна была играть Надежда Румянцева, любимица зрителей Тося Кислицына из «Девчат» (1961). Но в итоге выбор пал на 15-летнюю Наталью Седых, которая училась в Московском хореографическом училище Минкультуры СССР. Юная балерина с огромными глазами в образе умирающего лебедя покорила режиссера.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

По поводу Бабы-яги никаких сомнений не было с самого начала: конечно, ее будет играть Георгий Францевич де Милье, более известный как Милляр. Один из любимых актеров Роу, сыгравший во многих его фильмах, уже имел такой опыт: он играл Бабу-ягу в «Василисе Прекрасной». Сам актер говорил, что отдать эту роль мужчине было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ. Часто Милляр играл сразу нескольких персонажей. В «Морозко» его можно увидеть также в роли дьяка-разбойника и услышать его голос в озвучке петушка Пети.

Роль доброго молодца Ивана получил Эдуард Изотов, а волшебника Морозко сыграл Александр Хвыля. Один из самых известных актеров Советского Союза, на протяжении многих лет он выполнял обязанности главного Деда Мороза страны, выступая в этой роли на главной елке в Кремле.

Сказка Александра Роу стала классикой, ее сюжет и герои знакомы с детства, смешные фразы персонажей («Нет, не принцесса! Королевна!») выучены наизусть. Мы точно знаем, в какой момент на экране должно произойти очередное чудо вроде бегающей избушки или оживающих деревьев. Но «Морозко» неизменно заставляет зрителя замереть от удивления даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов. Особенно перед Новым годом!


АмфиционСказка про медведя и кошку

Представьте себе существо из ныне вымершего семейства, просуществовавшего на Земле почти сорок миллионов лет — с середины эоцена по поздний плиоцен. Мысленно нарисуйте животное, головой похожее на собаку, стопоходящими лапами — на медведя, а продолговатым туловищем и длинным хвостом — на кошку. Наконец, вообразите хищника, достигавшего размеров белого медведя, с челюстями, умеющими дробить кости, и мощными когтями на лапах, способными прорывать кожу и плоть жертвы. А теперь познакомьтесь с этим доисторическим чудовищем: амфицион (Amphicyon, «двойственная собака»), широкой публике более известный как «собакомедведь».

Амфицион принадлежал к одноименному семейству хищных млекопитающих — амфиционидам, примитивным представителям современного отряда хищных, к которому относятся нынешние кошки, собаки, медведи, куницы и прочие плотоядные млекопитающие. Долгое время ученые не могли определить, кому из современных хищников собакомедведи приходятся ближайшими родственниками — собакам или всё-таки медведям, пока проведенный кладистический анализ не определил амфиционид в качестве базальной группы собакообразных, приходящейся одинаково дальней родней и волку, и гризли.


Сравнение размеров некоторых видов амфиционидСказка про медведя и кошку

Предположительно, амфициониды зародились в Северной Америке около 45 миллионов лет назад, отделившись от миацид — примитивных хищных млекопитающих, похожих на современных куниц. Вскоре после этого амфициониды проникли в Европу (вероятно, воспользовавшись сухопутными мостами — в эоцене северный Атлантический океан только начинал образовываться, поэтому расстояние между североамериканским континентом и островами Европы было небольшим), после чего эволюция североамериканских и евразийских амфиционид пошла различными путями.

В Северной Америке амфициониды избрали «собачий» тип развития: даже увеличиваясь в размерах, они сохраняли изящное строение их предков, и, скажем, миоценовый дафенодон (Daphoenodon), хоть и достигал размеров пумы и ста килограммов веса, оставался длинноногим пальцеходящим животным, адаптированным для быстрого бега. В Евразии и Африке же собакомедведи избрали «медвежий» путь к совершенству: по мере укрупнения размеров они становились всё более массивными и стопоходящими, и, скажем, большой амфицион (Amphicyon major), найденный в позднемиоценовых отложениях Франции, достигал веса почти в два центнера, а живший чуть позже гигантский амфицион (Amphicyon giganteus) был уже вдвое тяжелее!


Скелет амфиционаСказка про медведя и кошку

История знает немало примеров подобных эволюционных линий внутри одного семейства, которым географическая изоляция позволила мирно просуществовать на протяжении десятков миллионов лет — одним из примеров являются современные верблюдовые Старого и Нового Света, — однако в отношении амфиционов такой фокус не сработал: около 19 миллионов лет назад, воспользовавшись сухопутным перешейком между Чукоткой и Аляской, евразийские амфициониды вернулись в Северную Америку, где когда-то зародилось их семейство.

Там они столкнулись со своими дальними «кузенами» — североамериканскими амфиционидами… и последствия не заставили себя ждать: около 17 миллионов лет назад, всего через два миллиона лет после встречи со своими давным-давно потерянными родственниками, местные виды амфиционид вымерли, и евразийские вторженцы остались единственными представителями семейства на континенте. Сыграли тут роль грубая сила или же конкуренция между собакомедведями и древними представителями псовых — сказать трудно, но на протяжении еще как минимум десяти миллионов лет амфиционы процветали на равнинах Северной Америки, занимая экологическую нишу современных медведей (хотя, судя по строению и истертостям коренных зубов, амфиционы скорее напоминали хищных белых медведей, чем всеядных бурых).

Амцифион, как и предшествовавшие ему гиенодонты (см. картинку дня Симбакубва), использовал засадный способ охоты: судя по строению его скелета, он не мог развивать столь же высокую скорость, как львы или тигры, но зато мог дольше преследовать добычу. Такая тактика охоты не слишком подходила для того, чтобы изловить шустрое животное вроде лошади или оленя, но вполне годилась для преследования тапиров и носорогов, которых не так уж мало водилось на просторах Северной Америки.


Реконструкция охоты амфициона Сказка про медведя и кошку

Охотились ли эти хищники стаями? К сожалению, точно сказать нельзя: хотя для одного из видов амфиционид получены доказательства социального образа жизни, большинство современных плотоядных, схожих с амфиционом по размерам и пропорциям, — одиночные хищники, так что, скорее всего, этот вымерший зверь также не искал компании сородичей и охотился в основном на тех жертв, которые лишь незначительно превосходили его размерами.


Реконструкция амфиционаСказка про медведя и кошку

Почему же в конце концов эти хищники исчезли с нашей планеты? Вероятно, на их вымирание повлияли несколько факторов, в том числе изменение климата и конкуренция со стороны других плотоядных. Во-первых, с наступлением плиоцена климат начал становиться суше и холоднее, так что лесостепные угодья, в которых гигантские амфиционы чувствовали себя как дома, начали сменяться более открытыми травянистыми ландшафтами, где не слишком резвому животному было уже гораздо сложнее находить себе пропитание.

Во-вторых, свою лепту внесли новые хищники, которые, хоть и были меньше своих дальних родственников, зато были намного более специализированными охотниками. Развившиеся псовые, предки современных волков и койотов, выигрывали за счет быстроты своих ног и стайного образа жизни, саблезубые кошки выступали в качестве охотников на крупных толстокожих жертв, тогда как медведи, не уступая амфиционам в размерах, могли питаться также и растительной пищей, что позволяло им прокормиться в более суровых условиях.

Амфиционида отгоняют от добычи

Также возможно, что к гибели амфиционид привели их менее развитый мозг или необычный паттерн смены молочных зубов, временно лишавший молодых собакомедведей функциональных коренных зубов. В любом случае, уже к концу миоцена разнообразие амфиционид на всех континентах значительно сократилось, и в конце концов они сохранились лишь в отдаленных районах Азии, где и протянули еще несколько миллионов лет до своего окончательного вымирания.

История обожает повторяться: как и гиенодонты до них, собакомедведи оказались еще одними жертвами переменчивого кайнозойского климата и бурного видообразования среди сородичей-млекопитающих. После их исчезновения доминирующее положение в экосистемах раз и навсегда заняли представители современных семейств плотоядных млекопитающих; эпоха древних хищников Земли подошла к концу.

Рисунок © Julio Lacerda с сайта paleoart.tumblr.com.

Анна Новиковская

  • Сказка про машеньку и зубную щетку
  • Сказка про манную кашу читать
  • Сказка про математику слушать
  • Сказка про мастера который сделал цветок
  • Сказка про марью моревну читать