Сказка про медведицу и медвежонка

Автор: макарова вера казимировна организация: мдоу детский сад лесная сказка населенный пункт: иркутская область, г. железногорск - илимский пополняя свой

Автор: Макарова Вера Казимировна

Организация: МДОУ Детский сад «Лесная сказка»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Железногорск — Илимский

Пополняя свой методический опыт, я обращаюсь к предшественникам и современникам. Это   Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, В.А.Сухомлинский,

О. П. Радынова, Б. М. Неменский. Следую словам  К. Д. Ушинского о неразумном копировании чужого опыта. Ведь главное-  понять его идею.  Добавив собственный опыт, составляю авторскую программу интегрированного курса по дополнительному образованию художественно- эстетического направления «Поверьте в красоту!».

В её основе полихудожественный подход, интеграция  разных видов искусства. Это способствует сохранению целостности мировосприятия, позволяет оптимизировать и активизировать творческое  развитие ребенка.

Ведущим технологическим приёмом в моей практике является педагогическая мастерская.

Цель: Совместное развитие познавательной и творческой активности воспитанников и их родителей (слышим — видим — чувствуем — представляем – творим)

Задачи

  • Способствовать обогащению духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства; приобщать к истокам мировой и русской народной культуры.

  • Расширять музыкально-эстетический кругозор через знакомство с искусством разных жанров.

  • Знакомить с творчеством местных писателей, художников, композиторов. (Первые шаги в краеведение).

Неизменный атрибут гостиной- музыкальная шкатулка, из которой по просьбе зрителей появляется свой индуктор, согласно теме. Занятия   готовятся в течение месяца при активном участии родителей, воспитателей, ветеранов, общественности. Три занятия с детьми , 4-е заключительное- совместное.

Моя технология предполагает использование краеведческого материала. Основываюсь на разнообразии форм проведения занятий, например: литературная композиция «Илимские светлячки» по детским стихам местного поэта П.Д. Муратова; путешествие в прошлое «Балалайка на гербе»; встреча с местным мастером резьбы по дереву В. Кирьяновым; встреча с известным горняком В.П. Брянским «Будем, как наши родители- горняками».

 Очередная встреча: «Сказки леса».

Психологический настрой на занятие. Кто сегодня затаился в нашей шкатулке? Загадка.

Выход на индуктор.

Вместе поём:

Ты, шкатулка, открывайся.

Открывайся поскорей.

Интересно, что увидим и узнаем мы теперь…

Шкатулка открывается, появляется  бурундучок. Он сегодня будет нашим проводником в лесу. Беседа. А у меня ещё вопрос: «Почему именно бурундук?»  Про него есть даже песенка местного автора В. Ю. Подкорытова, которую мы сейчас услышим:

«Полосатый бурундук смастерил себе сундук..

Деловито и без спешки он таскал в сундук орешки

Не страшит его зима, если есть что в закромах»

На слайде слова: любознательный, любопытный, деловитый, запасливый.  А можно эти качества отнести к человеку? Какие самые нужные человеку? Ответы детей.

Коренных местных жителей у нас называют бурундуками.

Итак, сегодня мы прогуляемся  по лесным тропинкам, дорожкам, побываем в лесу, который увидим в музыке и услышим в живописи. Будем внимательными, любознательными, как  бурундучок!

Самоконструкция. Знакомство с картиной И.И. Шишкина «Лесные дали» под музыку «Симфонии № 6» П. И. Чайковского. Беседа- погружение. Когда произносится имя – Шишкин, перед взором возникают чудесные картины русской природы: бескрайние густые леса, солнечные поляны, таинственные сумрачные дебри… Художник запечатлел природу величавую и раздольную, неисчерпаемо прекрасную, щедро дарящую людям радость. Шишкина называют певец леса.  Он не просто писал природу, а воспевал её. (3) Как же созвучны музыка и живопись! Что вы чувствуете? Прислушайтесь! Тихий шепот сосен…Давайте, покачаемся, как сосны. Поднимем руки, будем такие же высокие, сильные. Заглянем под кустики, поднимем листочек, послушаем, какие птички поют в лесу.

Социоконструкция. Стихотворение  Н. Рыленкова  на фоне музыки Чайковского.

Всё в тающей дымке..

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки,

Здесь звуки не резки.

Здесь мало увидеть

Здесь надо всмотреться

Чтоб ясной любовью

наполнилось сердце.

Здесь мало услышать-

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно…

Вот они- наша цель и задачи: «Слышим — видим — чувствуем — представляем – творим»

Разрыв. Кульминация.

 На столах музыкальные инструменты, краски. Прошу выразить то, что вы почувствовали, чему удивились, улыбнулись, над чем задумались. Можно нарисовать, сыграть, прочитать стихи, прозу, наизусть или с листа понравившиеся вам строки. Слушаем ответы.

—  Мы живём в лесу, который изображён художником нашего края Г. Замаратским. Слайд «Зимовьё в зимнем лесу» Где то здесь будет зимовать наш бурундучок, который заслушался, засмотрелся на ваши замечательные работы и рассыпал шишки, давайте поможем ему их собрать. Нельзя бросать друга в беде. Впереди его ждёт  суровая зима!

Под припев песни «Настоящий друг» (М. Пляцковский, Б. Савельев) собираем рассыпанные сосновые шишки в корзинку для бурундучка.

«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий верный друг!»

Последний этап занятия в технологии «Педагогическая мастерская»афиширование тоже отличается разнообразием.

Слайд- картина «Утро в сосновом бору». Бурундучок принёс с собой сказку о том, как медведица повстречала Шишкина в лесу и попросила нарисовать её медвежат. А то они скоро вырастут и уйдут. Медведицу с медвежатами удачно вписал в картину Шишкина его друг художник Константин Савицкий. (4)                                                                                 — А теперь закройте глаза. Происходит чудо, как в любой сказке.  Нас ждёт сюрприз – ожившая картина Шишкина. Играю вступление к песне «Веселые медвежатки», появляются 3 медвежонка (дети) с мамой- медведицей (родитель). Это инсценировка  знакомой песни А. Попляновой :

«На полянке медвежатки

разыгрались с мамой в прятки…»

Мы афишируем содружество искусств, которое помогает создать настроение, показывает жизнь во всех проявлениях, как и цвета радуги.

— Сегодня мы с вами видели, слышали, чувствовали, творили! Природа – это огромный дар, врученный человеку для того, чтобы… (для чего? – отвечают дети).

Я обобщаю: чтобы наша душа, соприкасаясь с красотой и величием природы, не только восхищалась ею, но и оберегала её. Всматривайтесь, вслушивайтесь в природу, в окружающую жизнь! (2)

А дома продолжайте  видеть, слышать,  чувствовать и творить. Будьте любознательные, внимательные, деловитые. Прогуляйтесь по лесу, соберите красивые листочки.

На следующей встрече подарите бурундучку свою сказку!

 Рефлексия

Поём  все вместе:

 Когда душа открыта всем ветрам, когда глаза надеждою лучатся- 

так просто начинает получаться, что было раньше недоступно вам!.

                                                                                              (М. Сергеев, В. Зоткин)

Список использованной литературы:

1. Педагогические мастерские.  /под ред.А.Н. Сиваковой.- СПб.: Корифей, 2000г.

2. Пистунова А.М. Родник в лесу. -М.,1987.

 3. Шанина Н.Ф. Я люблю родную землю. -М.,1983.

 4. Ветрова Г.Е. «Шишкин. Сказка о лесном  художнике».- М: Белый город, 2018

Защита домашнего  задание «Сказка илимского леса» на следующей встрече была проведена очень плодотворно. Вот какие работы были представлены родителями и детьми: сказка «Багульник и подснежник» — нарисована на деревянных ложках. Персонажи сказки для домашнего театра «Первый снег»- зайчик, белочка, медвежонок связаны крючком.

Сказка про медведицу и медвежонка

Очередная афиша для встречи в нашей литературно- музыкальной гостиной.

Сказка про медведицу и медвежонкаСказка про медведицу и медвежонка

Сказка про медведицу и медвежонка

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,6 МБ

Опубликовано: 23.11.2021

Èç äåðåâíè óêðàëè ìàëåíüêóþ äåâî÷êó. Ïî ñëåäàì ýòî áûë ìåäâåäü, ñêîðåé – ìåäâåäèöà. Ïðåäïîëîæèëè, ÷òî ñ ðåáåíêîì íè÷åãî íå ñëó÷èëîñü, ïîñêîëüêó íè ñëåäîâ êðîâè, íè îáðûâêîâ îäåæäû ïîêà íå íàøëè. Ïîêà.
Ïðîèçîéäè òàêîå â êðóïíîì öåíòðå, òàêàÿ âåñòü áûñòðî áû îêàçàëàñü íà ïåðâîé ïîëîñå. Íî êóäà îíè óëåòÿò èç êðîõîòíîãî ïîñåëêà. Òåì áîëåå, ÷òî êîððåñïîíäåíòîâ, íàòàñêàííûõ íà òàêèå ñëó÷àè, òóäà íå ïóñòèëè. Îíî è ïîíÿòíî, – â äåñÿòêå êèëîìåòðîâ îò äåðåâíè ÷åãî-òî òàì â ëåñó ïîíàñòðîèëè. ×åãî(?) – íèêòî íå çíàåò, äà íèêòî è íå ñïðàøèâàåò. Èçâåñòíî âåäü â íàðîäå: «ëþáîïûòíîé Âàðâàðå íîñ îòîðâàëè». È ïîòîì: âñ¸ ëåñîì óêðûòî, äîðîã íåò…
Òîëüêî ïðîâîëîêà êîëþ÷àÿ, à äëÿ ñîâñåì íåïîíÿòëèâûõ íàäïèñè: «Îïàñíàÿ çîíà», «Âõîä çàïðåù¸í» (ýòî êóäà? – èíòåðåñíî), «Ôîòîãðàôèðîâàòü çàïðåùåíî».
À ïî äåðåâíå òîé ñëóõè êðóãè ïóñêàþò, êðóòÿòñÿ. Ýòî çíà÷èò – ñíîâà î äåâî÷êå. Èùóò å¸. Èäóò îíè, ïîèñêè ýòè, óæå òðåòèé, åñëè íå ÷åòâåðòûé äåíü.
Íàøëè, íàêîíåö, òðóï ìåäâåæîíêà, âêîíåö çàäðàííûé. ×òî óæ òàì ñëó÷èëîñü… ðûñü ëè íàïàëà, âîëêè… À ïîòîì è áåðëîãó íàøëè. È åù¸ áàíòèê íåïîäàëåêó. Çäåñü-òî âûñêàçàëè ïðåäïîëîæåíèå, ÷òî íåñ÷àñòíàÿ ìåäâåäèöà, âîçìîæíî, èñêàëà è íàøëà óòåøåíèå â óêðàäåííîé äåâî÷êå. Íî! Íè ìåäâåäèöû, íè ðåáåíêà!
Íà êàêîé-òî äåíü ïîèñêîâ ïðîïàëà è ìàòü. Âåðñèÿ áûëà, ÷òî åé ïîêàçàëîñü áóäòî óñëûøàëà êðèê ðåáåíêà, ïîáåæàëà â òîì íàïðàâëåíèè è çàáëóäèëàñü. Âîò òåïåðü îáñòàíîâî÷êà è íàêàëèëàñü. Èç îáëàñòè ïðèåõàëè, îáåùàëè, ÷òî ïðèøëþò êàêèõ-òî ñïåöèàëèñòîâ… êàêèõ? Íàäî ïðîñòî åù¸ íàðîäó, äà ïàðó ñëåäîïûòîâ ñ îðóæèåì. Òåõíèêå òàì äåëàòü íå÷åãî: ëåñ, áóðåëîìû, äîðîã íåò…
 ìåñòíîé ãàçåòå (íå â äåðåâíå, ïîíÿòíî), à â ðàéöåíòðå – ìîë÷îê. Òàì ïîäàëüøå, â îáëàñòíîì öåíòðå, à òî è ïîâûøå, øóìîê êàêîé-òî ïðîáåãàë, êîíå÷íî. Ìåñòíûå æóðíàëèñòû ñ ïîâîäêîâ ðâóòñÿ, íî èõ ïðèäàâèëè, ìîë, «âëàñòè ðàçáèðàþòñÿ, ïðèíèìàþò ìåðû». Òàê ÷òî – íå ïðûãàéòå, äûõàíèå ñîáü¸òå.
È âäðó㠖 íà òå! Ðàäîñòü, – âñ¸ õîðîøî. Ìàòü ñ äî÷êîé ÷óäåñíûì îáðàçîì îêàçàëèñü â äåðåâíå. Îáîðâàííûå, ïîëóæèâûå (ìàòü), íî – æèâûå, õîòü è ïîëó-! Íîâîñòè ðàçãîðàëèñü, íî äî ïðåññû äîøëè ëèøü îáðûâêè: äà, ìàòü âðîäå êàê äåéñòâèòåëüíî âûøëà íà ìåäâåäèöó, òà õîòåëà ðàçîðâàòü å¸, íî ìàëûøêà çàêðè÷àëà è áðîñèëàñü ê ìàòåðè íà ðóêè. Êîðî÷å, ìàòü-ìåäâåäèöà íå òðîíóëà ìàòü ñ äåâî÷êîé. Ôàíòàñòèêà ìàòåðèíñêîé, òèïà, ñîëèäàðíîñòè. Ìàëî òîãî, çâåðü ñúåäîáíîé òîé ïàðîé íå òîëüêî ïðåíåáð¸ã, íî è ÷óòü ëè íå ê ñàìîé äåðåâíå ïðèâ¸ë.
Òóò áû èñòîðèè è çàêîí÷èòüñÿ: ïîäðîáíîñòÿìè îíà íå îáðîñëà, ñïàñèáî ìåñòíîé âëàñòè, à, ìîæåò, è íå ìåñòíîé. Îòêóäà ó ìåñòíîé ñèëà äåðæàòü ïðåññó â íàìîðäíèêàõ. Äà è ñàìîé ïèøóùåé áðàòèè íàäîåëî ãëîäàòü êîñòî÷êè òåõ æàëêèõ ñâåäåíèé, êîòîðûå èì áðîñèëè. È âîîáùå: à íå ïðèäóìàíà ëè ýòà ñêàçî÷êà – «Ìàøà è ìåäâåäü», äà?
Äîëãî ëè, êîðîòêî, çàíåñëî òó èñòîðèþ èëîì, âñ¸ áûñòðî çàáûëîñü, êàê, âïðî÷åì, âñ¸ â ýòîì ìèðå âñåîáùåãî âûòåñíåíèÿ îäíîãî äðóãèì.
Ìåíÿ ýòà òåìà íèêàêèì ìåñòîì íå çàäåëà. ß äàëåêî îòòóäà. Äàâíî â äðóãîé ñòðàíå. È òåìà ìíå íå èíòåðåñíà. Äà, ÷òî-òî ïðîëåòàëî, íî ÿ ïîäóìàë, ÷òî ýòî ïðîñòî î÷åðåäíàÿ óòêà â íåáåñàõ Èíòåðíåòà. Íå áîëüøå…
Ãäå-òî ïðèáëèçèòåëüíî â òî âðåìÿ, î êîòîðîì ðàçãîâîð, ñèæó â êàôå, êîðîòàþ âðåìÿ, ïîêà ïðèíåñóò çàêàç. Ñìîòðþ âèäåî, êòî-òî èç ïðèÿòåëåé ïðèñëàë íà ñîòîâûé, êàê íà Àìàçîíêå íåáîëüøîé ëåîïàðä ñâàëèëñÿ â ðåêó, èëè ÷òî òàì, è ñòàë òîíóòü.
Íå çàìåòèë, êàê çà ñòîëèê ïðèñåë ìîëîäîé ÷åëîâåê. ß óáðàë çâóê, îí ñêàçàë, ÷òîáû ÿ íå îáðàùàë íà íåãî âíèìàíèÿ, ïîòîì ñ óëûáêîé ïîèíòåðåñîâàëñÿ êàêèå-òàêèå íîâîñòè òàê ìåíÿ óâëåêëè, ÷òî îí äâàæäû ñïðîñèë, ñâîáîäíî ëè ìåñòî çà ñòîëîì, à ÿ íå îòâåòèë.  îòâåò ïîêàçàë åìó êîíåö êëèïà, ãäå ñèìïàòè÷íàÿ áðàçèëüÿíî÷êà â ôîðìå êîììàíäîñ è îáíèìàþùèé å¸ çà øåþ ìîëîäîé ëåîïàðä âûõîäÿò èç âîäû íà áåðåã.
– Ñðåæèññèðîâàíî, ÿ äóìàþ, – ïðåäñòàâèëñÿ ÿ. Îí ìíîãîçíà÷èòåëüíî óëûáíóëñÿ è ñêàçàë:
– Íó ïî÷åìó æå.
– Íó ïî÷åìó æå? – ß ñ èíòåðåñîì ïîñìîòðåë íà íåãî. Ëþáîïûòíî, îòêóäà îí òàêîé.
Íà ìîé âîïðîñèòåëüíûé âçãëÿä îí ñêàçàë, ÷òî ïðèåõàë íà íàøó Ñâÿòóþ çåìëþ, îí ïîä÷åðêíóë ýòè ñëîâà, ïîãîñòèòü, âñòðåòèòüñÿ ñ äðóçüÿìè. Ñàì èçäàëåêà. Åãî «èçäàëåêà» äà åù¸ åãî ðóññêèé, àâòîìàòè÷åñêè ïîäòîëêíóëè ìîþ çàìøåëóþ íîñòàëüãèþ ê ñëåäóþùåìó âîïðîñó:
– Íå èç Ñèáèðè ëè? – ß âñïîìíèë ðîäíûå ìíå ìåñòà è çàñòûë â îæèäàíèè îòâåòà.
Îí ñ óäèâëåíèåì ïîñìîòðåë íà ìåíÿ è íåîïðåäåëåííî êèâíóë ãîëîâîé, òèïà – ïîíèìàé, êàê õî÷åøü.
– À-à, – îæèâèëñÿ ÿ. – Âîò òóò êàê ðàç… – è ÿ åìó ïåðåñêàçûâàþ î íåáîëüøîé çàìåòêå, êîòîðàÿ, ïðîëåòàÿ â ñåòè, îñòàâèëà çàðóáêó â ìîåé ïàìÿòè.
– Âîò ó âàñ òàì áûë ïîõîæèé ñëó÷àé? Íó, òàì, ìåäâåäü, äåâî÷êà…
– Íó, äà, äà. Áûëî. – ïîäòâåðäèë îí, íî, ïî-ìîåìó, áåç îñîáîãî æåëàíèÿ. È òóò æå ïîìåíÿë òåìó.
Òàê ìû ïîñèäåëè, ïîêà îí íå ïðèêîí÷èë ñêðîìíûé ñâîé îáåä, ïîïðîùàëñÿ è ïîø¸ë íà âûõîä. Íà ïîëäîðîãå îí âäðóã ïîâåðíóëñÿ è íàñìåøëèâî ãëÿäÿ íà ìåíÿ, ïðîèçíåñ:
– ß, ìåæäó ïðî÷èì, îòåö òîé äåâî÷êè, Ìàøè. È ìóæ å¸ ìàòåðè. À åù¸, äóìàþ, åñëè ÷òî è ñëûøàëè, òî äàëåêî íå âñ¸…

Îí çàäóìàëñÿ íà ñåêóíäó, ðåøèòåëüíî âåðíóëñÿ, íàêëîíèëñÿ íàä ñòîëîì è òèõî-òèõî ñêàçàë:
– Ïîìíèòå ïðî ìåäâåäèöó. Íó, òó, êîòîðàÿ óêðàëà äåâî÷êó?
ß ïðîìû÷àë ÷òî-òî íåîïðåäåë¸ííîå.
– Òàê âîò, ÷åðåç êàêîå-òî âðåìÿ ïîñëå òîãî, êàê ìîè âåðíóëèñü, íàøëè å¸.  ëåñó, íà ñàìîé ïî÷òè îïóøêå. Êîæà äà êîñòè, ìåðòâàÿ. Îíà ñèäåëà, ïðèñëîíèâøèñü ê äåðåâó. Ãîëîâà å¸ áûëà ïîâåðíóòà ê äåðåâíå. Êîãî îíà òàì ñîáèðàëàñü óâèäåòü?.. Áîëüøå æèçíè õîòåëà óâèäåòü…
– Âîò òàê! – îí óø¸ë, à ÿ òàê è îñòàëñÿ çà ñòîëîì. È â ãëàçàõ îíè. Ìàøà. È ìåäâåäèöà.
È íåâèäèìàÿ ñòðóíà ëþáâè è ñêîðáè äðîæèò â âîçäóõå. Ñëûøèòå?

Ñåì¸í Òåñëåð
2018 ã.

Äàëåêî-äàëåêî íà ñåâåðå. Òàì, ãäå çèìîé ìîðå ïðÿ÷åòñÿ ïîäî ëüäîì, à ëåä íàïîëçàåò íà áåðåã, ÷òîáû ëåíèâî îòëåæàòüñÿ òàì äî âåñíû. Òàì, ãäå ìîæíî èäòè è èäòè, ïîêà íå óñòàíåøü, à âñå æå íå äîéòè äî êðàÿ. Æèëà áîëüøàÿ áåëàÿ ìåäâåäèöà. Åå òàê è çâàëè – Áîëüøàÿ ìåäâåäèöà, ïîòîìó ÷òî âîêðóã íå áûëî íèêîãî áîëüøå è ñèëüíåå å¸. Ïîëÿðíûå æèòåëè: ìûøè, ïåñöû è äàæå âîëêè ñòàðàëèñü íå áåñïîêîèòü åå ïîíàïðàñíó, à, ïðîáåãàÿ ìèìî, âñåãäà çäîðîâàëèñü, âèíîâàòî ïîìàõèâàÿ õâîñòàìè.

Íî îäíàæäû ïðîèçîøëî ëþáîïûòíîå ñîáûòèå, ïåðåä êîòîðûì îòñòóïèë äàæå ñòðàõ ïåðåä óâåñèñòîé êîãòèñòîé ìåäâåæüåé ëàïîé.

 ëåäÿíîì äîìå áîëüøîé ìåäâåäèöû ïîÿâèëàñü ìàëûøêà-ìåäâåæîíîê è òàêàÿ ïðåõîðîøåíüêàÿ, áåëåíüêàÿ è ìÿêîíüêàÿ, êàê ïóøèíêà. Íåò, êàê ñîòíÿ ïóøèíîê. Âñå-òàêè ìåäâåæîíîê, à íå ìûøîíîê. Íî òàêàÿ æå øóñòðàÿ è íåïîñåäëèâàÿ, êàê ìûøîíîê.

È èìÿ-òî åé äàëà ìàìà òî÷íîå òàêîå æå, êàê áûëî ó íå¸, âåðíåå, ñîâñåì íàîáîðîò – Ìàëàÿ ìåäâåäèöà.

Âñå ïîëÿðíîå ëåòî – à ïîëÿðíîå ëåòî êîðîòêî, êàê õâîñò Ìàëîé ìåäâåäèöû – ìåäâåæüÿ ñåìüÿ ïðîâåëà âìåñòå. Ìàìà è äî÷ü áûëè íåðàçëó÷íû.

Áðîäÿ ïî ëåäÿíûì òîðîñàì, êîòîðûå ñ êàæäûì ëåòíèì äíåì ñòàíîâèëèñü âñå íèæå, à ÷åðíàÿ âîäà âñå áëèæå ïîäñòóïàëà ê áåðåãó, ïîæèðàÿ áåëûé õðóïêèé ëåä, ìàìà-ìåäâåäèöà âûèñêèâàëà òþëåíüè ïðîðóáè. Íàõîäÿ, íûðÿëà, ïîäîëãó íå ïîÿâëÿÿñü íà ïîâåðõíîñòè è çàñòàâëÿÿ Ìàëóþ ìåäâåäèöó áåñïîêîéíî çàãëÿäûâàòü â çåðêàëî ïðîðóáè. Íî òàì, êðîìå òàêîãî æå ìàëåíüêîãî ìåäâåæîíêà îíà íèêîãî íå âèäåëà. Âîäÿíîé ìåäâåæîíîê ïîÿâëÿëñÿ â ïðîðóáè âñÿêèé ðàç, êàê â íåå çàãëÿäûâàëà Ìàëàÿ ìåäâåäèöà, è îñòàâàëñÿ òàì, êîãäà òà îòáåãàëà, ïðèãëàøàÿ íåçíàêîìöà âûéòè íà ëåä è ïîèãðàòü ñ íåé.

Òåðïåíèå ìàëûøêè ïîäîøëî ê êîíöó – ðàç âîäÿíîé ìåäâåæîíîê íå õî÷åò ñàì âûõîäèòü, òîãäà îíà ñàìà îòïðàâèòñÿ ê íåìó – è îíà ðåøèòåëüíî ïëþõíóëàñü â âîäó. Îò òàêîãî ãîëîâîêðóæèòåëüíîãî ïðûæêà çàõâàòèëî äóõ. À ïîòîì è âîâñå ñòàëî íå ïî ñåáå. Ëàïû ïî÷åìó-òî íå ìîãëè âñòàòü íà ìåñòî. Ðîò ïðèøëîñü áûñòðî çàêðûòü, ïîòîìó ÷òî ïèòü âîäó áûñòðî íàäîåëî. À ÷òî äåëàòü ñ íîñîì – âîäà òàê è íîðîâèëà â íåãî ïîïàñòü? Ïðèøëîñü äàæå ïàðó ðàç ÷èõíóòü.

À âîäÿíîé äðóã âìåñòî òîãî, ÷òîáû ïîìî÷ü, êóäà-òî äåëñÿ.
Âäðóã îãðîìíàÿ òåíü ìåëüêíóëà âíèçó, ïîä áðþõîì. Ìàëûøêà ñíà÷àëà óäèâèëàñü – íå ìîã æå åå íîâûé äðóã, êàçàâøèéñÿ ñâåðõó òàêèì  æå, êàê è îíà, ìàëåíüêèì è áåëåíüêèì, – áûòü òàêèì áîëüøèì. Ïîòîì ñòðàøíî èñïóãàëàñü è çàáîëòàëà âñåìè ëàïàìè, ãîëîâîé è õâîñòîì îäíîâðåìåííî. Ýòî áûë òþëåíü.

Çâåðü áûñòðî ïðèáëèæàëñÿ ê íåé ñ ðàçèíóòîé ïàñòüþ, â êîòîðîé ìàëûøêà, øèðîêî ðàñêðûâ îò ñòðàõà ãëàçà, ìîãëà âèäåòü ðÿä óæàñíûõ çóáîâ.
Ìàëåíüêàÿ ìåäâåäèöà òîëüêî òåïåðü ïîíÿëà, ïî÷åìó Áîëüøàÿ ìåäâåäèöà òàê íå ëþáèëà òþëåíÿ è îäíàæäû ÷óòü íå ñõâàòèëà åãî çàçåâàâøåãî ó ïðîðóáè ñâîåé òÿæåëîé êîãòèñòîé ëàïîé. Ñ ïðîöàðàïàííûì áîêîì òîãäà òþëåíü ñìîã óëèçíóòü, ñîñêîëüçíóâ â âîäó. Òåïåðü îí, âèäèìî, õîòåë îòîìñòèòü.

Çàðûòüñÿ áû íîñîì â ñíåã, êàê ó÷èëà ìàìà, íî ñíåã òàì, âûñîêî íàä ãîëîâîé â îêîøå÷êå ãîëóáîãî íåáà. Íî òóäà íå äàþò âûáðàòüñÿ âûñîêèå è ñêîëüçêèå ñòåíêè ïðîðóáè.
Ìàëåíüêàÿ ìåäâåäèöà óæå ïðåäñòàâèëà ñåáÿ ìàëåíüêîé áåçìîëâíîé áåëîé ðûáîé è ïåðåñòàëà óæå áîëòàòü ëàïàìè, ÷òîáû îñòàòüñÿ íàâñåãäà â âîäå, êàê âäðóã òþëåíü èñ÷åç, ïîÿâèëàñü áîëüøàÿ áåëàÿ ðûáà. Îíà íîñîì âûòîëêíóëà ìåäâåæîíêà íàâåðõ ê ïîâåðõíîñòè ïðîðóáè, ñõâàòèëà íåæíî çóáàìè çà øêóðêó è ñèëüíûì ðûâêîì âûëåòåëà èç âîäû.

Ìàëàÿ ìåäâåäèöà òðÿõíóëà áîêàìè, èëè êòî-òî åå õîðîøåíüêî òðÿõíóë – îíà íå ïîíÿëà. Òîëüêî îòêðûâ ãëàçà è ïîñìîòðåâ ââåðõ, îíà óâèäåëà âìåñòî áîëüøîé ðûáû, ñïàñøåé åå, ñâîþ ìàìó, Áîëüøóþ ìåäâåäèöó.

Çà òàêîé íåðàçóìíûé ïîñòóïîê ìàìà-ìåäâåäèöà õîòåëà áûëî íàêàçàòü ñâîþ äî÷ü, íî, ãëÿäÿ íà íå¸, ìîêðóþ, êàê ðûáó-òðåñêó, è èñïóãàííóþ, êàê ñòî ìûøåé ñðàçó, ðåøèëà íå ëèøàòü å¸ îáåäà, õîòü ñàìà è îñòàëàñü ãîëîäíîé. Ðûáó, êîòîðóþ ïîéìàëà, îíà âûïóñòèëà èç ïàñòè, êîãäà óâèäåëà òþëåíÿ, ïðèãîòîâèâøåãîñÿ ïîëàêîìèòñÿ Ìàëîé ìåäâåäèöåé, êàê êàêîé-íèáóäü òðåñêîé.

 ìàìèíûõ îáúÿòèÿõ áûëî òåïëî è áåçîïàñíî. Ìàëûøêà ïåðåñòàëà ñîñàòü ìîëîêî, òîëüêî êîãäà ïî÷óâñòâîâàëà, ÷òî çàñûïàåò. À ïðèñíèëàñü åé áîëüøàÿ áåëàÿ ðûáà, äîáðàÿ è ìÿãêàÿ, êàê ñàìà Áîëüøàÿ ìåäâåäèöà, è âîäÿíîé ìåäâåæîíîê, òàê áåññîâåñòíî óäðàâøèé, òîæå ïðèñíèëñÿ.
Çà ëåòî Ìàëàÿ ìåäâåäèöà íåìíîãî ïîäðîñëà è îêðåïëà. Îíà, êîíå÷íî, íå ìîãëà åùå òàêæå ëîâêî, êàê è Áîëüøàÿ ìåäâåäèöà, ëîâèòü ðûáó è íå ìîãëà íàïóãàòü òþëåíÿ – íà òî ðÿäîì âñåãäà áûëà ìàìà, — íî çàïðîñòî ìîãëà ïîéìàòü ìûøü è äàæå íàïóãàòü ëþáîïûòíîãî ïóøèñòîãî ïåñöà.

Íå óñïåëà îíà ïîëàêîìèòñÿ ÿãîäîé-ìîðîøêîé, êàê íåîæèäàííî ëåòî çàêîí÷èëîñü, è íàñòóïèëà äîëãàÿ ïîëÿðíàÿ íî÷ü.

Íî÷ü Ìàëàÿ ìåäâåäèöà íèêîãäà åùå íå âèäåëà. Ñâîþ ïåðâóþ íî÷ü îíà ïðîâåëà â áåðëîãå, ïîä ìàìèíûì ïðèñìîòðîì. È åé òàì áûëî õîðîøî, òåïëî è ñûòíî. È ñîâñåì íèêóäà íå õîòåëîñü èäòè.

Íî òîëüêî òåïåðü îíà ïîíÿëà, êàêîå ýòî ÷óäåñíîå âðåìÿ, íî÷ü! Áåëûé ñíåã ïîä ëóííûì ñâåòîì ïåðåëèâàåòñÿ âñåìè öâåòàìè, êàêèå îíà òîëüêî âèäåëà ëåòîì – îò íåáåñíîãî äî áðóñíè÷íîãî. À íåáî, òîëüêî òðîíü åãî, è îíî çàñûïëåò òåáÿ õðóñòàëèêàìè çâåçä. Äî òîãî îíè ÿðêèå è áëèçêèå, ÷òî ïðîòÿíè ðóêó — è äîòÿíåøüñÿ äî ñàìîé êðàñèâîé. À òóò êàêîé-òî âîëøåáíèê ðàñïëåñêàë ïî íåáó êðàñêè è êàê ñòàë ãðîìàäíîé êèñòüþ âîäèòü è ïåðåìåøèâàòü èõ. È âñïûõíóëà çàðíèöà, ñåâåðíîå ñèÿíèå! È ïîìåðêëè êðàñêè ëåòà.

Ìàëàÿ ìåäâåäèöà çàâîðîæåíî ñìîòðåëà íà òàèíñòâåííóþ îãíåííóþ ïëÿñêó. Áîëüøàÿ ìåäâåäèöà ëèøü ñèëêîì óâåëà åå â ñíåæíóþ áåðëîãó. Íî è òàì, â îòâåðñòèå â ïîòîëêå, ÷òî îáðàçîâàëîñü îò òåïëîãî äûõàíèÿ, îíà ðàçãëÿäåëà öâåòíûå âñïîëîõè è äîëãî ñìîòðåëà íà íèõ, ïîêà ìàìà, íå óâèäåâ â òåìíîòå îòáëåñê îãíåé â ÷åðíûõ áóñèíêàõ ãëàç, íå ïðèêðûëà èõ ñâîåé ëàïîé. Íî è òîãäà Ìàëàÿ ìåäâåäèöà íèêàê íå ìîãëà óñíóòü. Åé âñå ÷óäèëîñü ìàãè÷åñêîå ñâåòîïðåñòàâëåíèå, è îíà áåñïîêîéíî øåâåëèëàñü è ïåðåâîðà÷èâàëàñü ñ áîêó íà áîê. ×òî òàì? Êàê òàì áåç íå¸?

Ìàìà äàâíî óæå ïîñàïûâàëà, îáõâàòèâ ëàïàìè äî÷ü. Îñâîáîäèâøèñü îò óæå íåêðåïêèõ ìàòåðèíñêèõ îáúÿòèé, Ìàëàÿ ìåäâåäèöà îñòîðîæíî, ÷òî íå ðàçáóäèòü ÷óòêî ñïàâøóþ ðîäèòåëüíèöó, âûáðàëàñü èç áåðëîãè.

Ñèÿíèå ñòàíîâèëîñü áëåäíåå, îáíàæàÿ ñ íîâîé ñèëîé âñïûõíóâøèå ðîññûïè çâåçä. Êîãäà ïîñëåäíèå áëèêè åãî ïîãàñëè, Ìàëàÿ ìåäâåäèöà îòïðàâèëàñü â ïóòü, âñëåä çà ïîñëåäíèì öâåòíûì øòðèõîì, ðàñòâîðèâøåìñÿ íà ãîðèçîíòå, ãäå óæå íå áûëî ñíåãà, à ñðàçó íà÷èíàëîñü íåáî.

Áîëüøàÿ ìåäâåäèöà íå ñðàçó ïî÷óâñòâîâàëà, ÷òî îñòàëàñü îäíà, ïîýòîìó, î÷íóâøèñü, èñïóãàííî âñòðåïåíóëàñü, íå çíàÿ, ñêîëüêî âðåìåíè ïðîøëî, ñ òåõ ïîð, êàê óøëà ìàëûøêà.  ìãíîâåíüå îêà îêàçàâøèñü íàâåðõó, îíà îñìîòðåëàñü ïî ñòîðîíàì – ñíà÷àëà ïîáëèçîñòè, ðÿäîì ñ áåðëîãîé, à ïîòîì ñ òðåâîãîé ñòàëà âãëÿäûâàòüñÿ â äàëü. È òðåâîãà åå ðîñëà ïî ìåðå òîãî, êàê îíà íå íàõîäèëà ñâîþ äî÷ü.

Òîãäà îíà ñòàëà îáíþõèâàòü ñíåã è îáíàðóæèëà ñëåäû, óõîäèâøèå îò áåðëîãè â òåìíîòó. Îíà ïîøëà ïî ñëåäàì. Ïîøëà ìîë÷à. Çâàòü Ìàëóþ ìåäâåäèöó áûëî è áåñïîëåçíî – íå óñëûøèò çà âîåì âåòðà – è îïàñíî – âäðóã êòî äîãàäàåòñÿ, ÷òî ìàëûøêà îäíà, à îíà åùå íå äîñòàòî÷íî áîëüøàÿ, ÷òîáû çàùèòèòüñÿ îò ñèëüíîãî âðàãà. À ÷òîáû îíà ìîãëà óâèäåòü ìàìó åùå èçäàëåêà, ìåäâåäèöà ðåøèëà äîñòàòü çâåçäî÷êó è íåñòè åå â ðóêàõ.

Õîòü ìåäâåäèöà è áûëà áîëüøàÿ, çíà÷èòåëüíî áîëüøå, ÷åì Ìàëàÿ, íî îíà ïîíèìàëà, ÷òî òàê ïðîñòî åé çâåçäó íå äîñòàòü. È îíà ðåøèëà. Íàøëà çíàêîìóþ ïîëûíüþ, óæå çàòÿíóòóþ ïðî÷íûì ëüäîì, è, âñòàâ íà çàäíèå ëàïû, ñ ñèëîé ñòàëà îïóñêàòüñÿ è áèòü ïåðåäíèìè, ÷òîáû ðàçáèòü ëåäÿíîé ïàíöèðü è îñâîáîäèòü âîäó.

Ëåä íå ïîääàâàëñÿ, íî ìåäâåäèöà áûëà íàñòîé÷èâà è îïûòíà â òàêèõ äåëàõ. Îíà, íàêîíåö, íàøëà íåïðî÷íîå ìåñòî è – õðóñòü! – â îáðàçîâàâøåéñÿ ïîëûíüå âïåðåìåæêó ñ îñêîëêàìè ëüäà ïëàâàëè ëþáîïûòíûå çâåçäû, ãëÿäåâøèå ñ íåáà â òåìíóþ âîäó, êàê â çåðêàëî.

Ìåäâåäèöà âûãðåáëà ëüäèíêè, ÷òîáû ëó÷øå ðàçãëÿäåòü çâåçäû, è âûáðàëà ñðåäè íèõ ñàìóþ áîëüøóþ è ÿðêóþ. Ïîäíÿëà åå âûñîêî íàä ãîëîâîé è ïðîäîëæèëà ñâîé ïóòü ïî ñëåäàì Ìàëîé ìåäâåäèöû.

Äîëãî îíà øëà, îñâåùàÿ ñåáå ïóòü çâåçäîé. Íî ñëåäû íå êîí÷àëèñü, è ìàëûøêà íå íàõîäèëàñü. Çàìåðçíóòü â ìåäâåæüåé øóáêå îíà íå ìîæåò, äóìàëà ìåäâåäèöà, ãëàâíîå, ÷òîáû îíà íå ïîâñòðå÷àëàñü ñ òþëåíåì.

Ñíîâà çàèãðàëî ñåâåðíîå ñèÿíèå.

Ñòàëî ñâåòëåå, è ÷òîáû óâèäåòü êàê ìîæíî äàëüøå, ìåäâåäèöà çàáðàëàñü íà ëåäÿíûå òîðîñû – âçäûáèâøèåñÿ åùå ëåòîì è çàìåðçøèå â íåìîì âåëè÷èè ëüäèíû. Íî è ñ âûñîòû îíà íå óâèäåëà íèêîãî è íè÷åãî. Òîëüêî áåëàÿ ïóñòûíÿ, òîíóâøàÿ â íî÷íîé òüìå. Òîãäà îíà øàãíóëà âûøå è âçîáðàëàñü ïî ãóñòûì âñïîëîõàì, êàê ïî öâåòíûì ñòóïåíüêà, â ñàìûé öåíòð èçóìðóäíîãî ñâå÷åíèÿ.

– Ìàìà, – óñëûøàëà îíà, – ìàìà, ÿ çäåñü.

Ãîëîñ Ìàëîé ìåäâåäèöû ðàçäàâàëñÿ ñíèçó. Íî íà áåëîì ñíåãó â ñâîåé áåëîé øóáêå îíà áûëà íåçàìåòíà, äàæå ÷åðíûõ íîñ åå íå âûäàâàë. È Áîëüøàÿ ìåäâåäèöà ñêîëüêî íè âãëÿäûâàëàñü íå ìîãëà åå óâèäåòü. Ñâåðõó äàæå åå ÷óòêîå îáîíÿíèå íå ìîãëî åé ïîìî÷ü îòûñêàòü ìåäâåæîíêà.

– Ìàëûøêà, – îêëèêíóëà îíà Ìàëóþ ìåäâåäèöó â òåìíîòó, – ÿ òåáÿ íå âèæó. Èäè êî ìíå. Ñìåëåå ïðîáèðàéñÿ ïî òîðîñàì è øàãàé ïðÿìî ïî ñòóïåíÿì ñåâåðíîãî ñèÿíèÿ.

Ñêîðî îíè âñòðåòèëèñü â ñàìîì öåíòðå èçóìðóäíîãî ñèÿíèÿ. Çà òàêîé íåðàçóìíûé ïîñòóïîê ìàìà-ìåäâåäèöà ìîãëà, êîíå÷íî, íàêàçàòü ñâîþ äî÷ü, íî, ãëÿäÿ íà íå¸, óñòàâøóþ è òàêóþ ðîäíóþ, îáíÿëà.
– Ìàìî÷êà, äàâàé îñòàíåìñÿ çäåñü? Çäåñü òàê êðàñèâî!

Áîëüøàÿ ìåäâåäèöà îñìîòðåëàñü ïî ñòîðîíàì è ñêàçàëà:
–  Êðàñèâî. È ê òîìó æå ÿ òåáÿ çäåñü íè çà ÷òî íå ïîòåðÿþ. À òåì, êòî çàáëóäèòñÿ â äîëãîé ïîëÿðíîé íî÷è, ïóñòü ñâåòèò ýòà Ïîëÿðíàÿ çâåçäà. Îíà ïîêàæåò èì äîðîãó äîìîé.

Îíà ïîâåñèëà çâåçäó ïîâûøå – òà çàìåòíî îòëè÷àëàñü îò âñåõ ïðî÷èõ çâåçä è ÿðêîñòüþ ñâîåé è ðàçìåðàìè.

Ñ òåõ ïîð îíè òàì. È åñëè ïîñìîòðåòü íà íî÷íîå íåáî, ìîæíî óâèäåòü Áîëüøóþ ìåäâåäèöó, ðÿäîì ñ íåé Ìàëóþ, à íåïîäàëåêó è Ïîëÿðíóþ çâåçäó.

Îäíàæäû ìàëåíüêèé ìåäâåæîíîê ïî èìåíè Ìèøóòêà íå ïîñëóøàëñÿ ìàìó è óáåæàë â ëåñ äàëåêî-äàëåêî îò äîìà. Ìàìà ìåäâåäèöà î÷åíü ëþáèëà ñâîåãî Ìèøóòêó, áåñïîêîèëàñü çà íåãî è ïîòîìó íå ðàçðåøàëà åìó óõîäèòü äàëåêî îò äîìà áåç íåå. Íî Ìèøóòêà áûë áàëîâíîé, è êîãäà åãî ïóñòèëè ãóëÿòü, íå ïîñëóøàëñÿ ìàìó ìåäâåäèöó, âçÿë è óáåæàë ïîäàëüøå â ëåñ.
Âîò îí èäåò ïî ëåñó, à âîêðóã áîëüøèå è âûñîêèå äåðåâüÿ, êåäðû, åëè è äðóãèå äåðåâüÿ. Âñïîìíèë Ìèøóòêà, êàê åãî ïàïà ìåäâåäü ëàçèë íà äåðåâî, è ðåøèë òîæå ïîïðîáîâàòü çàëåçòü íà äåðåâî, õîòÿ ìàìà òîæå ýòî íå ðàçðåøàëà åìó. Âûáðàë îí ñàìîå áîëüøîå è âûñîêîå äåðåâî – ñîñíó è ïîëåç íà íåå. À íàäî ñêàçàòü, ÷òî ó âñåõ ìåäâåäåé åñòü íà ëàïàõ êîãòè è ïîýòîìó ìåäâåäè ìîãóò çàëàçèòü íà äåðåâî. Âîò è Ìèøóòêà îáõâàòèë ëàïàìè ñòâîë äåðåâà, êîãòÿìè ñòàë öåïëÿòüñÿ è òàê ïîëåç ââåðõ. Äîáðàëñÿ äî âåòîê è ïî íèì ñòàë ëåçòü äàëüøå ââåðõ. À âåòêè íà áîëüøèõ äåðåâüÿõ òîëñòûå, áîëüøèå, è Ìèøóòêà êàê ïî áîëüøîé ëåñòíèöå çàëåç íà ñàìóþ âåðøèíó äåðåâà. Óñåëñÿ íà ñàìóþ òîëñòóþ âåòêó, ëàïêîé çà ñòâîë äåðæèòñÿ, è ñòàë îñìàòðèâàòü ëåñ ñ ýòîãî äåðåâà. Äåðåâî áûëî î÷åíü âûñîêîå, è ñ åãî âåðøèíû áûëî î÷åíü äàëåêî âñå âèäíî: âåñü, âåñü ëåñ, âñÿêèå ïîëÿíû, ðå÷êè, ðó÷üè, ïåðåëåñêè. Î÷åíü èíòåðåñíî ñòàëî Ìèøóòêå. Îí óâèäåë, ÷òî, îêàçûâàåòñÿ, ëåñ î÷åíü áîëüøîé, äî ñàìîãî ãîðèçîíòà. Âäàëåêå áûëî âèäíî êàê ñòàè æóðàâëåé ëåòàþò, à äàëåêî-äàëåêî íà ïîëÿíàõ ïàñóòñÿ ëîøàäè è êîðîâû. Äîëãî òàê ðàññìàòðèâàë âñå, íî âîò ðåøèë, ÷òî ïîðà óæå ñëåçòü íàçàä íà çåìëþ ñ äåðåâà. Ìèøóòêà ïîâåðíóëñÿ è ïîñìîòðåë âíèç. Îêàçàëîñü, ÷òî îí çàëåç òàê âûñîêî, ÷òî äàæå çåìëè áûëî íå âèäíî. À ñëàçèòü âíèç ïî äåðåâó Ìèøóòêà íå óìåë, è î÷åíü èñïóãàëñÿ. Îí ïîäóìàë, ÷òî åñëè îí ñîðâåòñÿ è óïàäåò âíèç, òî ðàçîáüåòñÿ, ïîòîìó ÷òî îí î÷åíü âûñîêî ñèäåë. Ìèøóòêà êðåïêî ïðèæàëñÿ ê äåðåâó è êîíå÷íî æå ñòàë çâàòü íà ïîìîùü ìàìó. Îí ñòàðàëñÿ êðè÷àòü ãðîìêî, íî òàê êàê îí áûë âñåãî ëèøü ìàëåíüêèì ìåäâåæîíêîì, òî ãîëîñîê ó íåãî áûë òîíåíüêèé è ãðîìêî íå ïîëó÷àëîñü. Êîíå÷íî æå ìàìà ìåäâåäèöà åãî íå óñëûøàëà. Äîëãî òàê çâàë ìàìó Ìèøóòêà, íî òàê ê íåìó íà ïîìîùü ìàìà è íå ïðèøëà. «Ýõ, çà÷åì ÿ íå ïîñëóøàëñÿ ìàìó è óøåë òàê äàëåêî- ïîäóìàë ìåäâåæîíîê- êòî ìíå òåïåðü ïîìîæåò?»  È òàê ñòàëî åìó æàëêî, ÷òî îí çàïëàêàë. «Êòî ìåíÿ òåïåðü ñïàñåò, êòî ìíå ïîìîæåò… Òåïåðü ÿ ïðîïàäó çäåñü» —  ïëà÷à äóìàë Ìèøóòêà.
Íî â ëåñó ìíîãî çâåðåé è ïòèö, è â ýòî âðåìÿ ïðîëåòàëà ìèìî ñîðîêà-áåëîáîêà. Óâèäåëà îíà, ÷òî íà äåðåâå ñèäèò îäèí áåç ìàìû ìåäâåæîíîê è ïëà÷åò, ïîäëåòåëà ê íåìó, ñåëà ðÿäîì íà âåòêó è ñïðîñèëà åãî:
— Ìèøóòêà, à Ìèøóòêà, òû ÷åãî ïëà÷åøü?
Ìèøóòêà ïîâåðíóëñÿ ê ñîðîêå è ñêàçàë:
— Êàê æå ìíå íå ïëàêàòü? ß íå ïîñëóøàë ìàìó, óøåë äàëåêî è ìàìà ìåíÿ íå ñëûøèò. À ÿ íå óìåþ ñëåçàòü ñ äåðåâà è òåïåðü íå çíàþ, êàê ìíå ñëåçòü îòñþäà. ×òî ìíå òåïåðü äåëàòü, ÿ íå çíàþ. ß áîþñü óïàñòü è ðàçáèòüñÿ…
— Òàê ÷òî æå òû ìàìó íå ïîñëóøàë?
— ß çàõîòåë áåç íåå ïîãóëÿòü äàëåêî.
— Òàê ðàçâå æå ìîæíî ìàëåíüêèì äåòÿì äàëåêî óõîäèòü áåç ìàìû èëè ïàïû?
— Ñîðîêà, ÿ áîëüøå íå áóäó óõîäèòü îäèí òàê äàëåêî. Ïîìîãè ìíå, ñëåòàé, ïîçîâè ìàìó… ß òåïåðü âñåãäà áóäó åå ñëóøàòü.
— Ëàäíî, à ãäå òû æèâåøü?
— ß íå çíàþ…
— Êóäà æå ìíå ëåòåòü, ÷òîáû ïîçâàòü òâîþ ìàìó?
— ß íå çíàþ,- ñíîâà ïîâòîðèë Ìèøóòêà è ñíîâà çàïëàêàë.
— Ëàäíî,- ñêàçàëà ñîðîêà- íå ïëà÷ü, ïîñèäè çäåñü, à ÿ ïîëå÷ó ðàçóçíàþ ó çâåðþøåê, ìîæåò, êòî çíàåò ãäå òû æèâåøü.
Ñëåòåëà ñîðîêà âíèç, âñòàëà íà ïåíåê è ñòàëà äóìàòü, êàê ìåäâåæîíêó ïîìî÷ü. Âèäèò, áåæèò ìèìî çàÿö, ïîçâàëà åãî:
— Ýé, çàéêà-ïîïðûãàéêà, äëèííûå óøè êîðîòêèé õâîñò, èäè ñþäà.
Ïîäñêàêàë çàÿö ê ñîðîêå, ñòàë íà çàäíèå ëàïêè, óøêàìè ïîâåë.
— ×òî òû ñîðîêà õî÷åøü, çà÷åì ìåíÿ ïîçâàëà?
— Ñëóøàé çàÿö, —  ñòàëà ðàññêàçûâàòü ñîðîêà — âîò çäåñü íà ýòîì äåðåâå íà ñàìîé âåðøèíå ñèäèò ìåäâåæîíîê. Îí íå óìååò ñëåçàòü îòòóäà, áîèòñÿ, è ïîýòîìó ïëà÷åò.
— À ãäå æå åãî ìàìà?
— À îí íå ïîñëóøàë ìàìó è îäèí óáåæàë òàê äàëåêî.
— Òàê äàëåêî è áåç ìàìû — óäèâèëñÿ çàÿö — ðàçâå òàê ìîæíî!
— Âîò òàêîé îêàçûâàåòñÿ áàëîâíîé ìåäâåæîíîê è òåïåðü èç-çà ýòîãî ïîïàë â áåäó. Íàäî åìó ïîìî÷ü.
— Êîíå÷íî íàäî âûðó÷èòü Ìèøóòêó èç áåäû- ñîãëàñèëñÿ çàÿö — à ÷òî íàäî äåëàòü?
— ß ìîãëà áû ñëåòàòü ïîçâàòü åãî ìàìó, äà îí íå çíàåò, ãäå æèâåò. Ïîçîâè ñâîèõ çàéöåâ, îíè äàëåêî áåãàþò, ìîæåò êòî âèäåë.
— Ëàäíî — ñîãëàñèëñÿ çàÿö — ÿ ñåé÷àñ æå ïîáåãó âñåõ ïîçîâó ñþäà.
Ïîñêàêàë çàÿö ïî ëåñó è ïîçâàë âñåõ. Ñîáðàëèñü çàéöû, à åùå ïðèøåë åæèê. Óñëûøàë îí îò çàéöåâ ïðî áåäó ìèøóòêèíó è òîæå ïðèøåë. Ñòàëè âñå äóìàòü äà ðåøàòü, êàê ïîìî÷ü ìåäâåæîíêó. Òóò îäèí ñàìûé ñòàðûé çàÿö âñïîìíèë, ãäå æèâåò Ìèøóòêà.
— Ýé, ñîðîêà, ÿ çíàþ, ãäå îí æèâåò, ÿ òåáå ïîêàæó. Ýòî î÷åíü äàëåêî. ß ïî çåìëå ïîñêà÷ó, à òû ëåòè çà ìíîé.
— Ëàäíî,- ñîãëàñèëàñü ñîðîêà, — áåãè ñêîðåå.
Ïîáåæàë áåãîì çàÿö ê ìèøóòêèíîé ìàìå, à ñîðîêà çà íèì ïîëåòåëà. À çâåðþøêè âñå äóìàþò, êàê ïîìî÷ü ìåäâåæîíêó, ïîòîìó ÷òî åæèê ñêàçàë:
— À âäðóã ìàìà åãî íå óñïååò, è îí óïàäåò îòòóäà. Âñå ðàâíî íàäî åãî âûðó÷àòü.
Ïîäóìàëè çàéöû, äà òàê è íè÷åãî íå ïðèäóìàëè.
— Ìû æå íå ìîæåì ïî äåðåâüÿì ëàçèòü, è òû òîæå. Êàê æå ìû ìîæåì ïîìî÷ü åìó?
— Äà, êîíå÷íî, —  ñîãëàñèëñÿ åæèê — íàäî, ÷òîáû êòî-òî óìåë ïî äåðåâüÿì ëàçèòü.
— Ïîñòîéòå-êà — ðàññóäèòåëüíî ñêàçàë åæèê, — íàäî ïîçâàòü áåëî÷êó. Îíà óìååò õîðîøî ïî äåðåâüÿì ëàçèòü, è îíà íàó÷èò Ìèøóòêó, êàê åìó ñëåçòü ñ äåðåâà.
— Ïðàâèëüíî, ïðàâèëüíî, — çàêðè÷àëè ðàçîì âñå çàéöû, —  íàäî ñêîðåå áåëî÷êó ïîçâàòü. Ïîáåæàëè èñêàòü áåëî÷êó!
Òîò÷àñ æå íåñêîëüêî çàéöåâ áðîñèëèñü áåãîì â ðàçíûå ñòîðîíû èñêàòü áåëî÷êó. Âñêîðå ñàìûé áûñòðûé çàÿö óâèäåë íà äåðåâå áåëî÷êó. Îíà ñèäåëà íà äåðåâå âîçëå ñâîåãî äîìèêà-äóïëà è ëóùèëà îðåøêè.
— Ýé, áåëî÷êà, — ïîçâàë åå çàÿö, — ïîäè-êà ïîáûñòðåå ñþäà!
— Êòî ìåíÿ çîâåò? — îòêëèêíóëàñü áåëî÷êà.
— Ýòî ÿ, çàÿö, ñêîðåå èäè ñþäà! Ó íàñ â ëåñó áåäà ñëó÷èëàñü.
— Áåäà? Ó íàñ â ëåñó? Ñåé÷àñ, ñåé÷àñ ÿ ñïóùóñü ê òåáå.
Òîò÷àñ áåëî÷êà ñïóñòèëàñü ñ äåðåâà è ïîäîøëà ê çàéöó.
— ×òî òàêîå, ÷òî ñëó÷èëîñü? Ãîâîðè, çàÿö, ïîñêîðåå.
— Ïîíèìàåøü, ìåäâåæîíîê Ìèøóòêà íå ïîñëóøàë ñâîþ ìàìó, óáåæàë äàëåêî â ëåñ, ïîòîì çàëåç íà âûñîêîå äåðåâî, à ñëåçòü íå ìîæåò.
— Êàê æå òàê, âåäü ó íåãî åñòü êîãîòêè íà ëàïàõ!
— À îí íå óìååò ñëàçèòü, áîèòñÿ è ïëà÷åò. Ïîéäåì ê íåìó, òû õîðîøî ïî äåðåâüÿì ëàçèøü, ïîêàæè åìó êàê íàäî äåëàòü, ÷òîáû ñëåçòü ñ äåðåâà.
— Êîíå÷íî, êîíå÷íî, ÿ áûñòðî íàó÷ó åãî. Ïîêàçûâàé, êóäà íàäî áåæàòü. Òû áåãè, à ÿ ïî äåðåâüÿì è âåòêàì ïîñêà÷ó, òàê áóäåò áûñòðåå.
Ðàçâåðíóëñÿ çàÿö è ïðèïóñòèëñÿ âïðèïðûæêó áåãîì ê äåðåâó, ãäå ñèäåë Ìèøóòêà, à áåëî÷êà ïîñêàêàëà çà íèì ïî âåòêàì äåðåâüåâ, ïåðåïðûãèâàÿ ñ îäíîé âåòêè íà äðóãóþ, ñ îäíîãî äåðåâà íà äðóãîå. Òàê è ïðèáåæàëè ê äåðåâó, ãäå Ìèøóòêà ñèäåë.
Óâèäåë áåëî÷êó åæèê, ïîçâàë åå è ñêàçàë:
— Çäðàâñòâóé, áåëî÷êà. Âîò õîðîøî, ÷òî òû ïðèøëà. Áåäà òóò ó íàñ ñëó÷èëàñü, ìåäâåæîíîê çàëåç íà ýòî âûñîêîå äåðåâî, à ñëåçòü íå ìîæåò, îí íå óìååò è áîèòñÿ, ïëà÷åò. Òû ó íàñ óìíèöà, ïî äåðåâüÿì õîðîøî óìååøü ëàçèòü. Ñëàçü ê Ìèøóòêå, ïîìîãè åìó. Î÷åíü ìû òåáÿ âñå ïðîñèì.
— Êîíå÷íî, åæèê, ñåé÷àñ æå ÿ çàëåçó ê Ìèøóòêå è íàó÷ó åãî, êàê íàäî ñëåçàòü ñ äåðåâà.
Òîò÷àñ áåëî÷êà áûñòðî âñêàðàáêàëàñü ïî äåðåâó ê ìåäâåæîíêó, ñåëà âîçëå íåãî è ïîòðîãàëà åãî ëàïêîé.
— Ìèøóòêà, à Ìèøóòêà, ÷òî òû ïëà÷åøü?
Óâèäåë Ìèøóòêà áåëî÷êó, îáðàäîâàëñÿ è ïåðåñòàë ïëàêàòü.
— Áåëî÷êà, çäðàâñòâóé. Âîò õîðîøî, ÷òî òû ïðèøëà. Ïîìîãè ìíå, ïîæàëóéñòà. Íàó÷è, êàê ñëàçèòü ñ äåðåâà, à òî ÿ íå óìåþ è î÷åíü áîþñü óïàñòü âíèç.
— À òû íå áîéñÿ. Ó òåáÿ íà ëàïàõ êîãîòêè îñòðûå åñòü. Òû ëàïêàìè îáõâàòè äåðåâî, êîãòÿìè çàöåïèñü è ïîòèõîíüêó ñ âåòêè íà âåòêó ïåðåñòóïàé.
— À ÿ òàê ñþäà ïîäíèìàëñÿ.
— Âîò òåïåðü òî÷íî òàê æå è ñïóñêàéñÿ. Òîëüêî âíèç íå ñìîòðè, ÷òîáû íå ïóãàòüñÿ. Ñìîòðè òîëüêî íà âåòêè, ïî êîòîðûì áóäåøü ñïóñêàòüñÿ. À ÿ ðÿäîì ñ òîáîé áóäó, òàê ÷òî íå áîéñÿ.
— Õîðîøî, áåëî÷êà, ÿ ñåé÷àñ òàê ïîïðîáóþ.
— Âîò, ñìîòðè, ñòàíîâèñü ïîòèõîíüêó íà âîò ýòó âåòêó, êîòîðàÿ íåìíîãî ïîíèæå, à çà äðóãóþ êîãîòêàìè äåðæèñü.
Ñòàë Ìåäâåæîíîê äåëàòü òàê, êàê åãî íàó÷èëà áåëî÷êà è ïîòèõîíüêó ñëåçàòü ñ äåðåâà. Ñ âåòêè íà âåòêó, ñ ñó÷êà íà ñó÷îê ïåðåñòóïàåò, à ëàïàìè è êîãòÿìè äåðæèòñÿ êðåïêî, ÷òîáû íå óïàñòü. Óæå ñîâñåì áûëî ñïóñòèëñÿ, ïî÷òè äî íèçà ñëåç, äà âîò ïîòîðîïèëñÿ íåìíîãî. Ñòàë íà âåòêó, à îíà ñòàðàÿ îêàçàëàñü, è ñëîìàëàñü. Ñîðâàëñÿ ìåäâåæîíîê ñ ýòîé âåòêè, ïîëåòåë âíèç. ×óòü áûëî íå óøèáñÿ, íî íà íèæíåé âåòêå çàöåïèëñÿ øòàíèøêàìè çà íåå è ïîâèñ íàä çåìëåé. Èñïóãàëèñü çàéöû, áðîñèëèñü âðàññûïíóþ. Òîëüêî åæèê íå ïîáîÿëñÿ. Âèäèò, Ìèøóòêà âèñèò, çàêðè÷àë çàéöàì:
— Ýé, âû, äëèííîóõèå. ×òî ðàçáåãàåòåñü? Âèäèòå, Ìèøóòêà íà âåòêå âèñèò, íàäî ñíîâà åãî âûðó÷àòü.
Ñîáðàëèñü îïÿòü âñå âìåñòå: çàéöû, åæèê, áåëî÷êà, ñòàëè äóìàòü, êàê îïÿòü ìåäâåæîíêà âûðó÷èòü. Íàäî áû ëåñåíêó, äà ãäå æå åå âçÿòü â ëåñó? Çàãðóñòèëè çâåðè, íå çíàþò, êàê ïîìî÷ü ìåäâåæîíêó.
— Áîëüíî ìàëåíüêèå ìû, — ïîæàëîâàëèñü çàéöû, —  è òû, åæèê, è òû, áåëî÷êà òîæå ìàëåíüêèå. Íå ñìîæåì ìû ìåäâåæîíêà ñ âåòêè ñíÿòü. Íàäî, ÷òîáû êòî-òî áîëüøîé è ñèëüíûé áûë.
Ñîâñåì çàãðóñòèëè çâåðÿòà, íå çíàþò, ÷òî íàäî äåëàòü è êàê âûðó÷èòü Ìèøóòêó. À Ìèøóòêà ñíîâà èñïóãàëñÿ è çàïëàêàë.
Òåì âðåìåíåì, ñîðîêà-áåëîáîêà äîëåòåëà äî ìèøóòêèíîãî äîìà, ñåëà ðÿäîì íà äåðåâî è ïîçâàëà ìåäâåäèöó, ìàìó Ìèøóòêèíó Ìàðèþ Èâàíîâíó.
— Ýé, Ìàðèÿ Èâàíîâíà, âûéäè-êà ïîñêîðåå, ÿ ÷åãî çíàþ è òåáå ðàññêàæó.
Âûøëà èç äîìà ìåäâåäèöà-ìàìà, ïîäîøëà ïîáëèæå ê ñîðîêå-áåëîáîêå.
— ×òî òû õî÷åøü ðàññêàçàòü, ñîðîêà-áåëîáîêà?
— À âîò ÷òî. Òâîé ñûíèøêà ìèøóòêà óáåæàë äàëåêî, çàëåç íà äåðåâî, à ñëåçòü íå ìîæåò. Ñèäèò è ïëà÷åò. Òîãî è ãëÿäè, óïàäåò ñ äåðåâà, äà ðàçîáüåòñÿ. Ñêîðåå áåãè âûðó÷àòü åãî.
Èñïóãàëàñü ìåäâåäèöà-ìàìà çà ñâîåãî ñûíèøêó Ìèøóòêó. Ìàìû âñå ëþáÿò ñâîèõ äåòåé, è ìåäâåäèöà òîæå.
— Îé, ñîðîêà, âîò ñïàñèáî, ÷òî ñêàçàëà. À ÿ åãî èùó âåçäå è íèêàê íàéòè íå ìîãó. Ñêîðåå ïîêàçûâàé êóäà áåæàòü íàäî.
Ïîëåòåëà ñîðîêà-áåëîáîêà ê Ìèøóòêå, à ìåäâåäèöà-ìàìà çà íåé ïî ëåñó ñêîðåå ïîáåæàëà âïðèïðûæêó. Äîëãî ëè, êîðîòêî ëè áåæàëè, íî ïðèâåëà ñîðîêà ìåäâåäèöó ê äåðåâó, ãäå ìèøóòêà âèñåë íà âåòêå. Îáðàäîâàëèñü çâåðþøêè, ñêîðåå ñòàëè ìåäâåäèöå ðàññêàçûâàòü, ÷òî êàê áûëî. Áåëî÷êà ñ åæèêîì ñêàçàëè åé, ÷òîá îíà ñêîðåå çàáðàëàñü íà äåðåâî è ïîìîãëà Ìèøóòêå. Ìåäâåäèöà Ìàðüÿ Èâàíîâíà ñèëüíàÿ áûëà, áîëüøàÿ. Êðåïêî çàöåïèëàñü ñâîèìè êîãòÿìè çà äåðåâî çàëåçëà ê Ìèøóòêå è îòöåïèëà åãî øòàíèøêè îò âåòêè, ïîñàäèëà ñåáå íà çàãðèâîê è ñïóñòèëàñü ñ íèì íà çåìëþ áëàãîïîëó÷íî.
Îáðàäîâàëèñü âñå çâåðþøêè, ÷òî Ìèøóòêó âûðó÷èëè èç áåäû. Çàéöû äàæå â ïëÿñ ïóñòèëèñü, à áåëî÷êà ñ åæèêîì èì â ëàäîøêè õëîïàëè.
Ìèøóòêà òîæå îáðàäîâàëñÿ, ñòàë âñåõ áëàãîäàðèòü:
— Âîò ñïàñèáî âàì âñåì, ÷òî òàê ïîìîãëè ìíå. È âàì, çàéöû, ñïàñèáî, è òåáå, áåëî÷êà, è òåáå, ñîðîêà, è òåáå, åæèê.
Ïîòîì ïîâåðíóëñÿ ê ìàìå-ìåäâåäèöå è ïîïðîñèë ïðîùåíèÿ:
— Ïðîñòè ìåíÿ, ìàìà, ÿ áîëüøå òàê íå áóäó äåëàòü. ß òåïåðü áóäó âñåãäà òåáÿ ñëóøàòü.
È ìàìà-ìåäâåäèöà åãî ïðîñòèëà, ðóãàòü íå ñòàëà. Ïîòîìó ÷òî âñå ìàìû î÷åíü ëþáÿò ñâîèõ äåòåé è âñåãäà ïðîùàþò èì øàëîñòè.

© Copyright: Âëàäèìèð ×åëóõèí, 2016
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹216122901432

Ðåöåíçèè

Знакомимся с историей создания одной из самых известных песен военных лет и заглядываем в самодельную детскую книжку.

В Государственном музее обороны Москвы открылась выставка «Адресат — наша память. Письмо папе», посвященная семейным перепискам времен Великой Отечественной войны. Более чем из двух с половиной тысяч посланий, хранящихся в фондах музея, куратор Дарья Брунова отобрала 20. Письма, написанные членами пяти московских семей, объединяет одна черта — близким, оказавшимся так далеко друг от друга, хотелось говорить о бытовых мелочах, как будто и нет никакой войны.

Кроме писем и фотографий из семейных архивов, никаких вещей, принадлежавших героям, нет, но каждая витрина дополнена предметами эпохи: здесь можно увидеть небольшого плюшевого медведя, офицерскую планшетную сумку, перьевые ручки, чернильницы. На стенах — плакаты, картины, детские рисунки, созданные в начале 1940-х. За стеклом представлены две маленькие комнаты, составленные также из фондовых предметов: первая (с книгами и граммофоном) рассказывает о незатейливых развлечениях военного времени, а вторая (с собранными чемоданами и коробками) — о подготовке к эвакуации.

1(961722)

Сурковы: стихи о страшном волке и большой любви

В 1941 году поэт и журналист Алексей Александрович Сурков ушел на фронт корреспондентом изданий «Красноармейская правда» и «Красная звезда», оставив дома жену Софью, дочь Наташу и сына Алешу. Где бы он ни оказался, он всегда находил время, чтобы написать родным несколько строк:

«Очень скучаю и очень одиноко. Как бы хорошо было вдруг очутиться во Внукове. <…> Обжился я, видно, дома и теперь трудно отрываться. Как у вас? Тоже чай дожди льют и тоже скучно? А у меня еще не веселая перспектива — не знать о вас ничего суток 15–20 — очень плохо!»

(Здесь и далее тексты писем даны с сохранением авторской орфографии и пунктуации).

Сохранились открытки, которые отправляла отцу Наташа — она рисовала для него членов семьи, цветы, город. А он писал для нее стихи, в которых иногда объяснял, что такое война:

Волк ползет по просторам твоей земли.
Хочет крови твоей добыть,
Чтобы воины наши домой пришли,
Надо злого волка убить.

Эти стихи Алексея Суркова знали только его родные. Другое стихотворение, также написанное им на фронте, позже выучила вся страна. Эти строки, которые он написал осенью 1941-го в землянке под обстрелом авиации, стали песней из репертуара певицы Лидии Руслановой:

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Рукопись в солдатском письме-треугольнике Сурков отправил жене, которая уехала с детьми в эвакуацию в Чистополь (Татарстан). Стихотворение «В землянке» было опубликовано в одном из изданий и быстро стало популярным — люди переписывали его от руки и пересылали друг другу. Одно из таких писем также нашлось в музее.

Песня «В землянке» стала своего рода символом победы: она прозвучала в освобожденном Берлине — у стен поверженного Рейхстага и у Бранденбургских ворот.

1 PismopoetaAASyrkovajenesfronta 1

PismopoetaAASyrkovajenesfronta 1(1)

Масаиновы: холод и арбуз на именины

На примере семьи Масаиновых на выставке рассказывается, как чувствовали себя в эвакуации дети, как скучали по дому и какие письма отправляли родным, оставшимся в своих городах. 10-летняя школьница Зоя уехала вместе с матерью в город Чембар Пензенской области (ныне — Белинский). Оттуда она писала отцу, писателю-фантасту и критику Борису Алексеевичу Масаинову, известному под псевдонимом Борис Анибал. Он почти забросил литературную деятельность, работал на столичной швейной фабрике «Труд». На момент начала войны ему был 41 год, поэтому под призыв он не попал.

«Я в школу не хожу так — как у меня ангина в очень сильной форме. Вчера были мамины именины. Они выразились в том что мы съели зеленый арбуз и выпили по стакану чаю с таким кусочком сахара. Все отсюда постепенно уезжают. На улице холодно у меня нет зимнего пальто и валюты, а так же рукавиц. <…> Я предпочитаю болеть дома чем здесь все равно тем что я далека от пулеметов это меня не спасает», — писала девочка в сентябре 1941-го.

А 26 декабря отец получил от нее очень тревожное письмо. Дочь рассказала, что маму вызвал пензенский военкомат: она знает немецкий язык, поэтому ее могут отправить на фронт, а саму Зою — в интернат или в Москву. В конце Зоя не забыла поздравить родителя с наступающим Новым годом.

В итоге самое страшное обошло семью стороной: маму на фронт не забрали, а девочка вместе с ней потом вернулась домой в Москву.

KartochkapochtovayaZMasainovoivMoskvysvoemyotcyBAMasainovyizevakyacii 1(1)

Новиковы: сказки про медвежонка Костю

Павел Вениаминович Новиков был командиром 175-го стрелкового полка Первой московской пролетарской мотострелковой дивизии. Разлука с детьми, к которым он был очень привязан, давалась ему тяжело. Старшему сыну Виктору было 11 лет, младшему Герману — всего четыре. До войны отец проводил с ними почти все время, любил брать ребят с собой на рыбалку. По воспоминаниям жены, Новиков был отличным отцом, чутким и заботливым, детям никогда не грубил.

«Здравствуй, дорогой Герочка! Посылаю тебе игру и конфекты. Играй и слушай бабушек», — писал он в сентябре 1941-го. Чтобы подбодрить, отвлечь ребенка от плохих мыслей, он сочинял и отправлял ему сказки про медвежонка Костю. Первую страницу самодельной книжки можно увидеть на выставке.

Старший сын Витя получал совсем взрослые послания с наставлениями хорошо учиться, объяснениями, как отремонтировать при надобности полевую сумку, которую прислал ему отец, а также напоминаниями о том, что нужно обязательно носить теплую шапку. Отдельно папа просил Виктора заботиться о младшем брате: «Играй, но не обижай. Он маленький и любит уступку, а ты по больше и по умнее, а поэтому его не раздражай. Крепко целую тебя. Твой папа».

Любимого папы дети так и не дождались. Павел Новиков погиб в том же году в боях за Наро-Фоминск. Сейчас в его честь названа одна из городских улиц.

1 PVNovikovasinyVitesfronta 1(2)

Мочаловы: последнее письмо сыну

До войны Василий Михайлович Мочалов работал руководителем Наркомата заготовок СССР в Ростокинском районе. Призыву он не подлежал, поскольку считался ценным специалистом, однако в стороне не остался: когда объявили сбор в народное ополчение Москвы, Мочалов подал заявление одним из первых. На фронте он занял должность политрука отдельной самокатной разведывательной роты 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения. Письма домой, где остался его сын Гена, он старался писать как можно чаще.

«Геня! Мне сообщили, что ты болел… потому что ты мать не слушал ходил гулять раздетым поэтому и простыл. <…> Я бью фашистских людоедов, как бешеных собак, скоро разобью их тогда я тебе расскажу подробно как их бил», — писал он в сентябре 1941 года.

Буквально через несколько дней после отправки этого письма Мочалов пропал без вести. После войны его семья выяснила, что Василий Михайлович погиб на рубеже реки Днепр в районе поселка городского типа Холм-Жирковский в Смоленской области.

Письмо В. Мочалова сыну Геннадию. Музей обороны Москвы

Кузнецовы: агитационные песни и будущий генерал

Никита Ефимович Кузнецов — старший батальонный комиссар, начальник политотдела 330-й стрелковой дивизии 10-й армии. Сохранилась фотография, на которой под Смоленском он вместе с товарищами раздает бойцам листки с текстом агитационной песни.

На протяжении всей войны Кузнецов вел нежную и трогательную переписку с сыном Борисом, которого время от времени спрашивал: «А поют ли песни дома?» Увлеченный своей деятельностью, Никита Ефимович, вероятно, имел в виду песни, которые пели красноармейцы.

«Ты стал еще лучше писать, — хвалил он ребенка в одном из писем. — Этак через годок ты догонишь и перегонишь меня. <…> Над головами нашими рычат моторы. На переднем крае шумно. Добиваем фашистов. Скоро Борик добьем мы их и тогда я приеду к тебе и буду растить из тебя большого большого инженера. Согласен. А хочешь давай будем расти на генерала танковых войск, чтобы ты командовал этими машинами».

У этой истории счастливый финал. Никита Ефимович закончил войну в Кенигсберге (сейчас — Калининград), вернулся домой и воссоединился с родными.

1 PismoNKyznecovasfrontasinyBorisy

  • Сказка про медведя и ежа
  • Сказка про медведя и зайца читать
  • Сказка про медведя и комара
  • Сказка про медведя и ежика
  • Сказка про машу и три медведя читать