Сказка про мальчика витю

Московский академический музыкальный театр имени к.с. станиславского и вл.и. немировича-данченкозрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые

«Щелкунчик», «Двенадцать месяцев», «Морозко»: что посмотреть с детьми в театрах в новогодние праздники

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.

В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.

Космическая музыка, балет и опера

Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.

Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена

Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.

Московский театр кукол

А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.

Мексика, фокусы и танцы

Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».

Театр «Школа современной пьесы»

Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».

Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.

«Театриум на Серпуховке»

Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.

Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.

«Морозко», парижские страсти и русские сказки

Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.

Московский театр оперетты

За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.

Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.

Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.

Новый московский драматический театр

Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.

Московский международный дом музыки: котики и козлики

Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.

Театр кошек Юрия Куклачева

Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.

Жанр: сказочная повесть

Читайте краткое содержание других сказок Софьи Прокофьевой:

«Лоскутик и облако»

Главные герои сказки «Приключения мальчика без тени» и их характеристика

  1. Витя Веткин. Заносчивый, гордый мальчик. Понял, как плохо быть без тени.
  2. Люся Веткина. Его сестра. Добрая и весёлая девочка.
  3. Петька. Новый чемпион по шахматам. Отзывчивый и нежадный.
  4. Тень Вити. Обиженная, несчастная, потерянная.
  5. Тени зверей. Тигра, зебры, верблюда и медведя. Добрые и отзывчивые.
  6. Тень обезьяны. Грубая, жадная, невоспитанная.

План пересказа сказки «Приключения мальчика без тени»

  1. Тень дуба.
  2. Витя ругает свою тень.
  3. Тень на верёвочке.
  4. Побег и погоня.
  5. Витя страдает от жары.
  6. Тень в зоопарке.
  7. Тень на шнурках.
  8. Тень обезьяны освобождает тень Вити.
  9. Проигрыш в шахматы.
  10. Тень с хвостиком.
  11. Рассказ тени воробья.
  12. Солнечное затмение.
  13. В кафе-мороженом.
  14. Возвращение тени.
  15. Витя счастлив.

Кратчайшее содержание сказки «Приключения мальчика без тени» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Витя оскорбил тень и она убежала от него.
  2. Витя очень страдал от жары и пытался вернуть тень.
  3. Тень подружилась с тенями животных, но её обманула тень обезьяны.
  4. Витя проиграл чемпионат по шахматам и к нему прицепилась тень обезьяны.
  5. Тени животных помогли Вите поймать тень обезьяны.
  6. Тень вернулась к Вите и мальчик был счастлив.

Главная мысль сказки «Приключения мальчика без тени»

Счастлив лишь тот, кто по-доброму относится к другим.

Чему учит сказка «Приключения мальчика без тени»

Сказка учит не быть грубым, заносчивым, не считать себя лучше других. Учит дорожить своим имуществом. Учит помогать тем, кто попал в беду. Учит отзывчивости и умению прощать.

Отзыв на сказку «Приключения мальчика без тени»

Мне очень понравилась эта смешная и поучительная повесть. В её начале Витя был грубым и отвратительным, с таким никто не захотел бы дружить, и даже тень от него сбежала. Но Витя понял свою ошибку и нашёл в себе силы попросить прощения. Он исправился и стал хорошим и добрым мальчиком. А большой беды удалось избежать потому, что друзья не бросили героев в беде.

Пословицы к сказке «Приключения мальчика без тени»

Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.

Чужое добро впрок не пойдёт.

Друг познаётся в беде.

У хромого и тень хромая.

На ошибках учатся.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Приключения мальчика без тени» по главам:

Глава 1.

Во дворе школы рос огромный дуб, который все любили, и только Витя его ненавидел. Тень дуба мешала ему смотреть, во что играют ребята.

Витя был чемпионом школы по шахматам и в тот день готовился защитить свой титул. Он презирал других ребят и считал себя исключительной личностью.

Глава 2.

Ребята копали ямы и сажали саженцы. Витя не хотел помогать, ругая тень дуба. Он считал, что может легко обойтись без тени. И он в запале схватил топор и ударил по дубу.

Вдруг он чуть не упал. 

Ребята обозвали его заносчивым дураком, но Витя смотрел на свою тень, которая выдёргивала свою ногу из-под ноги мальчика.

Витя разозлился, схватил тень и притащил домой. Там он привязал её верёвкой к спинке кровати. Потом Витя ушёл ругаться с ребятами, а тень нашла в кармане тень от ножниц и перерезала тень от верёвки. Потом она сбежала, решив начать теневую жизнь.

Глава 3.

Витя пытался догнать тень, но та улизнула и шла в раздумьях по улице. Вдруг на неё маляры опрокинули сверху ведро с извёсткой. Тень стала плоской и белой. 

Она увидела Люсю Веткину, сестру Вити, и выпросила у неё двадцать копеек. Потом она стала покупать стаканы с газировкой и выливать их на себя. И вскоре стала чёрной. В руках у неё почему-то появилась тень от зонтика.

Люся поперхнулась малиновым сиропом.

Глава 4.

А Вите было жарко. Он пытался спрятаться в тень дуба, но та сбежала от него. Витя сходил домой и взял зонтик, но солнечные лучи огибали тень от зонтика и светили ему прямо в лицо.

Тут его встретила Люся и стала требовать двадцать копеек. Витя узнал, что девочка видела тень возле зоопарка и бросился туда.

Глава 5.

Витя безуспешно гнался за тенью по улице, но та скрылась в зоопарке. У Вити не было денег на билет и он изнывал от жары. Он пытался загородиться от солнца ладошкой, но у ладони не было тени. Витя попросил дворника облить его, но дворник закрыл шланг.

Тогда Витя купил стакан газировки и вылил его на голову. От головы пошёл пар.

Голова у Вити кружилась, он был на грани солнечного удара.

Глава 6.

В зоопарке тень встретила плачущую тень лошади. Оказалась, это была тень зебры, которую никто не узнавал.

Тень Вити вырезала ножницами полоски в тени зебры и та была счастлива. Она познакомила тень со своими друзьями — тенями тигра, одногорбого верблюда и белого медведя. Они были очень заинтересованы историей с полосками, ведь у каждой из них были свои проблемы.

Тут появилась тень обезьяны, но другие тени предупредили тень Вити, что с тенью обезьяны нельзя общаться, потому что она вредная.

Глава 7.

А Витя дождался, когда его тень покинет зоопарк и схватил её. Он привязал тень к шнуркам и пошёл в школу. Он не видел, что за ним следуют тень зебры, тень тигра с полосками, тень верблюда с двумя горбами  и тень медведя с зонтиком.

Эти тени пытались развязать шнурки Вити, но у них ничего не получалось.

Зато получилось у тени обезьяны, которая в благодарность потребовала от тени Вити ехать в зоопарк и ждать её в клетке обезьяны.

Глава 8.

А Витя, раздосадованный потерей тени, пришёл в школу и проиграл финальный матч по шахматам Петьке. Ведь он ничего не соображал от жары.

Но когда матч закончился, Витя увидел тень. Он решил, что это вернулась его тень и обрадовался.

А тень стала требовать мороженого и подбивать Витю на хулиганства.

Витя купил эскимо и с ужасом смотрел, как тень поедает тень эскимо огромными кусками.

У Вити больше не было денег, но тени было мало. Она запустила руку в ящик и вытащила целую кучу теней эскимо. Она стала их жадно есть, а Витя увидел, что у тени болтается хвост.

Глава 9.

Тени зверей неторопливо возвращались в зоопарк, когда увидели тени воробьёв. Тени воробьёв рассказали им, что тень обезьяны прицепилась к мальчику, а тень мальчика попалась обезьяне.

Потрясённые коварством, тени зверей бросились на поиски тени обезьяны.

Глава 10.

А Витя пытался избавиться от тени обезьяны, но та не отпускала его. Но вдруг появились тени зверей и схватили тень обезьяны. Они были очень сердиты и тень тигра даже мечтала съесть тень обезьяны.

Витя стал торопливо говорить, что исправился, понял важность тени и просит у неё прощения.

Тень обезьяны безуспешно вырывалась, как вдруг все тени стали бледнеть, а потом и вовсе пропали. Случилось солнечное затмение.

Когда затмение прошло и тени зверей вновь появились, оказалось, что тень обезьяны сбежала.

Но тени воробьёв всё видели и сказали, что она побежала в кафе-мороженое.

Тени зверей бросились следом, а у Вити не было денег.

Он огляделся и увидел Люсю с Петькой, новым чемпионом по шахматам. Витя подбежал к ним и стал слёзно умолять дать ему денег. Люся не хотела давать, но Петька посмотрел на Витю, и дал денег.

Глава 11.

В кафе-мороженом разыгралась ужасная сцена. Тень обезьяны металась между и под столами и везде успевала схватить тень мороженого.

Витя гонялся за ней и все люди смотрели на него, как на сумасшедшего.

Тени зверей тоже были тут и им удалось схватить тень обезьяны и даже заткнуть ей рот. Они связали её обрезками от тени зебры и повели в зоопарк.

Глава 12.

Зоопарк уже закрывался. Тень Вити висела на перекладине в клетке обезьяны, а обезьяна удерживала её и приставляла к тени мальчика тень верёвки. Она не могла смириться с отсутствием у тени хвоста.

Вдруг обезьяна рассвирепела и бросила тень мальчика на пол. Но тут подоспели тени зверей и протолкнули в клетку тень обезьяны.

Обезьяна схватила свою тень, поняла в чём дело, и стала стегать свою тень тенью верёвки.

А Витя извинялся перед своей тенью и она тоже просила прощения у мальчика.

Тени зверей сказали, что больше не сердятся на Витю, и что между ними теперь тень дружбы.

Счастливый Витя шёл домой по ночной улице и всё время оглядывался на свою тень. Он любовался ею и говорил, что они всегда будут вместе. Тень ничего не отвечала, а только кивала.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Приключения мальчика без тени»

1

КАРТОТЕКА
ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Ситуация
№1

Проблемная ситуация: В детском саду Саша и Ваня решили играть в гараж.
Они взяли конструктор и построили большой, красивый гараж. У каждого мальчика
было по 3 машины. Они очень весело играли, что это заметил Павел, и ему тоже
захотелось с ними поиграть. Когда Павел подошел и спросил: «можно, пожалуйста,
я тоже с вами поиграю», ребята ему ответили: «нет, сказав, что будут играть
одни и никого в свою игру не возьмут». Павел расстроился и чуть не заплакал,
ведь ему очень хотелось поиграть с мальчиками.

Ситуация
№2

Проблемная ситуация: Мальчик длительное время один прыгает на скакалке.
Девочка хочет с ним поиграть, но не знает, что ему сказать. Помогите девочке.

Ситуация
№3

Проблемная ситуация: Дети вышли на прогулку, девочка споткнулась и
упала. Как нужно поступить?

Ситуация
№4

Проблемная ситуация: Саша и Сережа играли вместе. Привозили на машине
кирпичи, строили гараж. Сначала играли дружно. Потом Саша стал отбирать у
Сережи кирпичи: «Ты всё неправильно делаешь». Сережа его толкнул, Саша
закричал: «Не толкайся, плохой!». Дети начали друг друга толкать, обзываться,
поссорились. Сережа заплакал.

Ситуация
№5

Цели:
углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям;
закреплять этические понятия «хорошо» и «плохо» на конкретных примерах.

Проблемная ситуация: Сегодня я видела такую ситуацию. По улице шла
девочка и ела мороженое. Как вдруг ей навстречу ей проехал на велосипеде
озорник и специально толкнул девочку. Она выронила мороженое. Оно упало прямо в
лужу. От огорчения и обиды девочка заплакала. Но мороженое из лужи не вытащишь.

Какие чувства испытала эта девочка? Вы бы хотели ей помочь?
Как? С вами случались похожие истории? Что вы испытывали в тот момент? Что вы
делали, когда оказывались в похожих ситуациях? Как можно поступить еще? Как
можно назвать поступок мальчика?

Ситуация
№6

Цели:
продолжать анализировать переживания, события; учить видеть взаимосвязь своего
поведения с реакцией окружающих.

Проблемная ситуация: Во время тихого часа в детском саду воспитатель
сказала детям: «Полежите тихо, не шумите. Мне нужно ненадолго выйти из
спальни». Когда она вышла, дети начали кричать, прыгать на кроватях. Ваня тоже
прыгал по кроватям и шумел. Перед приходом воспитателя ребята успокоились и
сделали вид, что спят.

После тихого часа Ваня подошел к воспитателю и наябедничал,
что во время ее

отсутствия все дети, кроме него самого, скакали по кроватям
и кричали. Воспитатель собрала ребят и сообщила, что просмотр мультфильмов
после ужина отменяется, так как дети плохо себя вели во время тихого часа.
«Только Ванечке разрешаю посмотреть телевизор, так как он не хулиганил». Ване
стало стыдно, и он признался, что шумел вместе с ребятами.

Выполнили ли просьбу воспитателя дети? Этот поступок
красивый? Как можно назвать Ваню за то, что он сообщал воспитателю про то, что
все шумели? Как вы думаете, сложно было Ване сказать правду? Хорошо ли он
поступил? Как поступить на месте Вани

Ситуация
№7

Цель:
продолжать закреплять этические понятия «хорошо» и «плохо», «добро-зло»,
«можно-нельзя» на конкретных примерах

Проблемная ситуация: В одном волшебном городке жили старенькая больная
бабушка и два ее внука. Однажды в их саду выросло молодильное яблоко. Тот, кто
съест это яблоко, — помолодеет и будет жить долго. Мальчики решили, что бабушке
яблоко не нужно. Но и между собой яблоко разделить не могли. Пока они ругались
и дрались, яблоко укатилось.

Кому больше всего было необходимо молодильное яблоко? Можно
ли поступок братьев назвать хорошим? Как они должны были поступить? Вы бы
хотели помочь старенькой бабушке? Как? Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ситуация
№8

Цели:
продолжить формировать этические представления ребенка (взаимосвязь своего
поведения с реакцией окружающих, быть ответственным); закреплять этические
понятия «жадность» и «щедрость» на конкретных примерах.

Проблемная ситуация:Витя вынес во двор новую машинку, которую ему
подарили на день рождения. Его сразу окружили дети и стали просить у него
машину для игры: «Ну дай машинку! Не жадничай! Тебе жалко? Если не дашь, то мы
не будем с тобой играть». Тут к Вите подошел Саша и что-то тихо сказал ему.
Всего одно слово. Витя улыбнулся и дал Саше машинку.

Какое волшебное слово сказал Саша Вите? Почему Витя сразу
отдал Саше машинку? Почему он не давал играть машинку другим детям? Можно ли
Витю назвать жадиной? Правильно ли ребята говорили, что не возьмут Витю в свою
игру, потому что он не дал им машинку? А вы как бы поступили?

Ситуация
№9

Цель: закреплять
этические понятия «жадность» и «щедрость» на конкретных примерах.

Проблемная ситуация: Воспитатель попросила детей принести в детский сад
свои любимые игрушки и устроить выставку. Дети с удовольствием это сделали.
Выставка была интересной. Сначала все рассматривали чужие игрушки. Потом все
получили возможность поиграть. Только Дима не разрешил взять свою игрушку. Он
взял свою игрушечную пожарную машинку и играл ею в одиночестве. Как дети ни
просили машинку для совместной игры, Дима так и не разрешил. Затем дети
организовали общую игру «Магазин игрушек» и позвали Диму к себе. Дима отнес
машинку в свой шкафчик и присоединился к ребятам.

Правильно ли поступил Дима, когда не дал ребятам свою
машинку? Как его можно назвать? А почему дети позвали в свою игру Диму, ведь он
не дал им свою машинку для игры? Правильно ли поступили дети? А вы бы дали свою
игрушку для общей игры? Почему? Какое правило можно применить сейчас в нашей
Стране Добра?

Ситуация
№10

Цель: закреплять
представления о вежливости; продолжать учить позитивным моделям поведения;
формировать коммуникативные навыки.

Проблемная ситуация: Воспитатель (обращается к ребенку). Ребята
из твоей группы играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась.
Попроси, чтобы они тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят
принять тебя? Самое время вместе дружно поиграть!

Ситуация №11

Цель: углублять
представления о значении доброжелательного и вежливого отношения к окружающим.

Проблемная ситуация: Лена зашла утром в свою группу и увидела вместо
Ирины Васильевны новую воспитательницу. Лена не знала как ее зовут, и поэтому
не стала здороваться, а сразу пошла играть к ребятам.

Правильно поступила Лена? Каких людей мы называем
вежливыми? Ее поступок можно назвать вежливым и культурным? Ей необходимо было
поздороваться с новой воспитательницей? А как бы вы поступили в такой ситуации?
Какие вежливые слова вы знаете?

Ситуация
№12

Цель: воспитывать
умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения с другими детьми на
основе развития гуманных чувств.

Проблемная ситуация: Юра забрал себе почти весь конструктор и начал
сооружать дом. Для Игоря почти не осталось материала. Тогда он обратился за
просьбой к Юре.

— Дай, пожалуйста, мне немного из конструктора материала.
Ведь у тебя много.

— Отстань! Не дам! Я хочу построить большой дом!

— А ты построй маленький дом, тогда и мне конструктора
хватит.

— Нет, — отвечает Юра. – А вдруг мне не хватит? Сначала я
построю дом. А оставшийся конструктор отдам тебе.

Справедливо ли Юра поделил конструктор. Можно ли его
назвать другом? Игорь предложил правильное решение? Как бы вы поступили на
месте Юры? Как поделить конструктор по справедливости?

Ситуация
№13

Цель: раскрыть
сущность этического понятия «чёрствый»; продолжать развивать чувства доброты,
сопереживания и стремление поддерживать других.

Проблемная ситуация: В группе детского сада играли три подружки: Оля,
Надя и Света. Они принесли из дома своих любимых кукол и одежду для них. Оля и
Света захотели пошутить над Надей и спрятали ее куклу. Надя очень расстроилась,
вместе с подружками искала ее. У девочки так испортилось настроение, что она
даже не смогла продолжать игру. Она села в уголок и заплакала. Оля и Света не
сразу сказали, что они в шутку спрятали куклу. Не подошли и не пожалели
подружку. Лишь вечером они поалели Надю и вернули куклу, сказав, что они просто
пошутили. Т их слов Надя заплакала еще сильнее.

Красиво поступили Оля и Света со своей подружкой? Зачем они
так сделали? Это оказалось смешным? Удачная ли это шутка? Как можно назвать
поступок Оли и Светы? (Чёрствый.) Почему Надя, когда узнала,
что это Оля и Света спрятали ее куклу, расплакалась еще сильнее? Вам жалко
Надю? А вы бы как поступили на месте Светы и Оли?

Ситуация
№14

Цель: раскрыть
сущность понятий «милосердный» и «жестокий» ; упражнять в установлении
причинно-следственных связей при определении причин смены настроения людей;
учить сопереживать.

Проблемная ситуация: Дети, представьте себе, что вы идете из детского
сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую Таню в лужу. Девочка
вся мокрая и горько плачет.

Кто испортил настроение Тане? Можно сказать, что у мальчика
доброе сердце? Как можно назвать мальчика и его поступок? (Жестокий.) Настроение
человека зависит от поступков и поведения окружающих? Вы хотите помочь девочке?
Давайте поможем. Как? Что бы вы сделали?

Ситуация
№15

Цель: закреплять
этическое понятие «терпимость» на конкретных примерах; продолжать учить умению
самостоятельно разрешать конфликты.

Проблемная ситуация: За завтраком дети кушали кашу. Миша вертелся за
столом, опрокинул Катин стакан с какао на стол и испачкал платье девочке.
Вместо извинения он промолчал и принялся пить какао. Катя обиделась на Мишу за
испорченное платье и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он просил.
Миша рассердился и сказал, что никогда больше не даст ей свои игрушки.

Правильно поступили дети? Кто из них прав? Что должен был
сделать Миша, пролив какао на платье Кати? Почему Катя не дала лопатку Мише?
Она права? Почему рассердился Миша? Он прав? Как бы вы поступили на месте Миши?
На месте Кати?

Ситуация
№16

Цель: развивать
поведенческую пластичность, возможность поиска и приобретения новых стратегий
нравственного поведения.

Проблемная ситуация: Валера перед самым своим днем рождения поссорился с
лучшим другом Геной. Теперь Валера не знает: приглашать ли гену на празднование
дня рождения или нет? И обида осталась, и хочется, чтобы друг пришел в этот
день.

Приглашать ли Валере Гену на день рождения? Почему?

А Вы в такой ситуации пригласили бы друга на день рождения?
А он бы вас пригласил? В нашей Стране Добра есть правило: «Берегите дружбу!».

Проблемные ситуации при работе над
художественными произведениями

Сказка «Гуси-лебеди»

Проблемный вопрос: А если
бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать,
чтобы спастись самой и спасти братца?

Сказка «Репка»

Проблемный вопрос: Что
было бы, если бы не прибежала мышка?

Сказка «Три медведя»

Маша
дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь,
навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго
шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и
пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

Сказка «Красная Шапочка»

У
Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей
новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения
красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила
внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка,
чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

Сказка «Волк и семеро
козлят»

Проблемная
ситуация: 
Жили-были коза с козлятами. Каждый день
коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и
удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза
попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но
вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой
обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре
коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

Сказка «Айболит»

Животные
Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Сказка «Три поросенка»

Поросята
хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого
материала это сделать.

Сказка «Золотой ключик или приключения
Буратино»

Проблемная ситуация: Буратино
уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает.
Как ему помочь?

Дети
рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут»,
« Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе
рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а
затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной
проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ
металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы»,
«Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и
всплыть».

Сказка «Лиса и журавль»

Проблемная ситуация: Кувшин
с узким горлом наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?

Примеры проблемных
вопросов:

-Что
будет ,если в сказке появится новый герой?

-Как
вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

-Если
бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?

-Почему
говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?

-Можно
ли словами «нарисовать» портрет?

-Как
бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?

 —
Как медведю жить в теремке и не сломать его?


Как сделать так, чтобы колобок не укатился с окошка?


Как козляткам не пустить волка в дом?


Как Маше не заблудиться в лесу?


Как помочь медведю полить малину?


Как помочь Великану прочитать маленькую книжку?


Как козленку не заблудиться в саду?


Как бычку пройти по доске и не упасть?


Как зайке не промокнуть под дождем?


Как девочке быстро найти козленка в саду?


Как сделать так, чтобы яичко со стола не упало? Вот яичко покатилось, а что
может помешать, ему упасть?


Нужно, чтобы бычок прошел по доске и не упал. Как быть?


Может ли мяч сам приплыть к Тане? Как Таня сама может достать мяч? С помощью
чего можно достать мяч?

Проблемные ситуации при лего-
конструировании.

«Пожарная станция»

Словарь: огонь,
станция, пожарник, тушить, узкий, ширина, выполняемые функции, безопасность.

Жила-была
Пожарная Машинка. Она была совсем новая, красная, блестящая и очень красивая.
Машинка только совсем недавно приехала с завода и была самой красивой в городе.
Когда где-то случался какой-нибудь парад, смотр или другое торжественное
мероприятие, Пожарная Машина всегда была в первых рядах, и красовалась перед
фотокамерами и журналистами. Но у Пожарной Машинки не было домика. Она очень
мечтала о своей Пожарной станции, где будет много гаражей, в которых смогут
жить её подружки, такие же как она.

Проблема: Ребята,
а как вы думаете, мы можем осуществить мечту Пожарной Машинки. Каким образом? С
помощью каких материалов мы можем это сделать?

«Магазин продуктов»

Словарь:
продавец, магазин, покупатель, касса, продукты, фрукты, овощи.

Жили-были
овощи и фрукты на грядке. Они очень любили солнышко, которое их грело, любили
дождик, который их поливал. Овощи и фрукты жил и горя не знали, пока не
наступили холода. Помидорчик стал замерзать, Огурчик перестал расти, а Вишенка
и вовсе от происходящего упала с дерева на сухую траву.


С этим нужно срочно что-то делать! – сказал Лучок.

Все
молчали, так как никакие идеи не приходили в их фруктово-овощные головы.


Был бы у нас магазин… — подумала Капустка.


Точно! Нам нужен магазин! – пробормотал Лучок.

Проблема: Ребята,
а мы сможем помочь овощам? Что мы можем для них сделать? Какие материалы для
этого вы можете выбрать?

«Ферма»

Словарь:
пристроить, надстроить, достроить, ферма, фермеры, загоны, тележка, корма.

Жила-была
на свете одна козочка. Больше всего на свете козочка –Маруся любила бегать по
холмам. Ферма, где жила козочка располагалась в низине, холмы же раскинулись со
всех сторон, покрытые вкусной зеленой травкой и пушистыми елочками, и
сосенками. Из-за холмов выглядывало утром игривое солнышко, а между холмами
пряталось оно вечером, когда всем козочкам полагалось заходить в свой сарайчик
на ночлег.

Маруся
помнила, как еще совсем недавно резвились они всем стадом на склонах,
перебегали через деревянный мосток над шумной рекой. Но с тех пор, как
повадились в их леса злые волки, хозяйке фермы пришлось переехать. Трудно было
смириться молодой и резвой козочке с унылой жизнью на одном берегу.

Проблема: Ребята,
а давайте подумаем, чем мы можем помочь Марусе? А какие материалы нам могут
понадобиться?

«Любимые игрушки»

Словарный
запас
:
деталь, Шериф, ловушка, безопасность, тревожный.

В
огромной Лего-стране есть тихий, красивый городок
Мастеров. Этот городок был тихим до тех пор, пока в нем не появился, но об этом
чуть позже.

Главным
героем нашей сказки будет офицер полиции Дима. Каждое утро он умывался, чистил
зубы и делал зарядку, поэтому он был сильным и ловким. Все жители города
Мастеров очень его любили и уважали.

В
городе было все в порядке, но тут произошло ужасное. Тревожный звонок раздался
в полиции, оказалось, произошло нечто ужасное. Свидетели преступления
рассказывали, что преступник был вооружен и очень опасен.

Офицер
сел в свой автомобиль и помчался в погоню, но поймать в этот раз преступника не
удалось, и он украл все игрушки у детей города Мастеров. Но одну маленькую
коробку с деталями «Лего» он
не заметил.

Проблема: Ребята,
как вы думаете, мы можем чем-нибудь помочь детям города Мастеров? Что
необходимо для этого?

«Машина»

Словарь:
огорчение, перемещение.

В
одном большом Лего-городе жили Лего-человечки. Они
были очень весёлыми и добрыми и любили ходить в гости.

У
каждого человечка был свой домик, и домов стало так много, что человечки не
успевали ходить ко всем в гости. И те человечки, к кому не успевали прийти
гости, очень огорчались. Тогда человечек Петя опять начал думать, как всем
помочь, но ,к сожалению ,он ничего не придумал, и пришел к нам в группу
попросить о помощи.

Проблема: Ребята,
как вы думаете, чем мы можем помочь Лего-человечкам,
чтобы они смогли быстрее перемещаться и успевать ходить друг к другу в гости.

«Жираф»

Словарь: башенка,
заново.

Жил-был
мальчик Коля. Он был очень хорошим и послушным. Его друзья — слон, пингвин и
шмель, подарили ему на день рождения башенку из кирпичиков. О, это была не
простая башенка! Это был жираф, который смотрел на всех сверху и улыбался! Коля
очень радовался подарку, Друзья тоже радовались. Ведь дарить подарки — это еще
приятнее, чем их получать.

Но
вдруг подул ветер. И башенка распалась. Всем стало грустно. Петя заплакал.
Тогда пингвин сказал: А давайте мы заново соберем жирафа для Пети.
Друзья принялись собирать жирафа, но у них ничего не получилось.

Проблема: Ребята,
мы сможем помочь Пете? Каким образом мы можем это сделать?

«Постройка ограды для животных»

Словарь: доила
корову.

Ребята,
послушайте, что случилась сегодня. Пока бабушка Федора доила свою любимую
коровушку, со двора убежал маленький телёнок. Бабушка полдня искала его, а
оказывается, телёнок гулял у дороги. А ведь это очень опасно. Он мог попасть
под машину.

Проблема: Как
можно помочь Федоре?

«Домик для зайки»

Словарь:
снежинка-пушинка.

Ребята,
посмотрите, какая Снежинка залетела к нам в группу сегодня утром!
Снежинка-пушинка не простая, а волшебная… Она принесла с собой письмо, а от
кого мы сейчас узнаем, отгадав загадку. Готовы…

Загадывание
загадки
:

Хмурой
осенью он серый,

А
зимой холодной — белый.

Кто
же это? Отгадай-ка!

Ну,
конечно, это. (Зайка)

Зайка
прислал нам письмо, его опять обманула хитрая лиса, выгнала из домика.

Проблема: Ребята, что делать
как помочь зайке? Предложения детей.

А
вы сможете построить для зайчика домик?

«Космическая ракета»

Словарь: спутник.

Ребята,
я получила письмо от нашего друга Незнайки, он просит нас о помощи. Сейчас он
находится на Луне – спутнике Земли, и просит срочно прибыть к нему. Вы согласны
помочь Незнайке?

Проблема: Как
мы поможем Незнайке? На чем мы сможем отравиться на Луну?

«Машина для Карлсона»

Словарь:
Стокгольм, пропеллер.

Ребята,
сегодня к нам в гости прилетели любимые герои из мультфильма, отгадайте кто?

Все
девчонки и мальчишки

Полюбить
его успели.

Он
— герой веселой книжки,

За
спиной его — пропеллер.

Над
Стокгольмом он взлетает

Высоко,
но не до Марса.

И
малыш его узнает.

Кто
же это? Хитрый.

(Карлсон)

Проблема: Ребята,
Карлсон и Малыш вылетели на прогулку, и пролетали мимо нашего детского сада,
как вдруг моторчик Карлсона стал барахлить и теперь они не могут добраться
домой.

Ребята,
что делать, как можно помочь нашим друзьям?

Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.

По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.

Малышам

«Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне

Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.

Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.

«Только все вместе» Лоренца Паули

Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.

Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.

Сказка про мальчика витю

Ребятам постарше

«Вратарь и море» Марии Парр

Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.

Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.

«Тео — театральный капитан» Нины Дашевской

Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.

Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.

Сказка про мальчика витю

Подросткам

«Двенадцать зрителей» Инны Манаховой

Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.

Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.

Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.

«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна

Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.

Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.

В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.

Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Режиссер М. Херман. 2008 год

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

  • Сказка про мальчика драчуна
  • Сказка про мальчика диму
  • Сказка про малышариков читать
  • Сказка про мальчика алешу
  • Сказка про мальчика егора