Сказка про ломаную линию 1 класс

в городе линийпредисловие:герои попадают в город линий, где узнают, как чертить пересекающиеся линии, сколько линий можно провести через одну или
«В городе Линий»
Сказка про ломаную линию 1 класс

Предисловие:

Герои попадают в Город Линий, где узнают, как чертить пересекающиеся линии, сколько линий можно провести через одну или две точки

(путешествие третье)
Как-то утром Карандаш долго ждал Чистюльку:
– Спит, наверное. Пойду, разбужу.
– Привет! — сказал он, очутившись в комнате подруги.
– Подожди минутку.
– Чем это ты так занята?
– Представляешь, ребята столько листов бумаги испортили. Я сейчас закончу.
– Дай- ка посмотрю. Линии проведены. Ты уверена, что здесь ошибка? Зачем ты их стираешь?!
– Да они же друг на друге начерчены.
– Наверное, дети хотели начертить пересекающиеся прямые.
– Что? Пересекающиеся прямые? Такие бывают? А зачем?
– Видно пора нам отправиться в Город Линий.
– В страну Геометрию? Я всегда готова.

Только они подумали о путешествии, как оказались в незнакомом месте. Чистюлька немного испугалась.
– Куда мы попали?
– Да это Город Точек, мы здесь были недавно. Идём дальше, Город Линий должен быть рядом, потому что точки очень дружат с линиями.
Когда друзья пришли, то очень удивились, потому что в этом городе все было необычно. Дома разной формы и размеров. А дороги представляли собой кривые и прямые линии.И жители не было видно, хотя наши герои внимательно осмотрелись. Друзья вышли на площадь, в центре которой высился домик, похожий на теремок. Из него показалась Линейка. Оказывается, Волшебная Линейка жила именно в городе Линий. Обрадовались друзья:
– Как мы рады тебя видеть, Линейка! Не могла бы ты помочь нам подружиться с жителями этого города?

Линейка показала друзьям две улицы, составляющие город. Одна  была кривых линий, другая- прямых. Ещё было много переулков, где жили разные линии.
На улице Прямых Линий им были очень рады. Многие жители вышли навстречу. Поприветствовав старых знакомых, Карандаш сказал:
– Нам нужна ваша помощь.
Желтая Прямая линия оказалась самой смелой:
– Мы всегда рады помочь.
Все линии согласились с ней.
– Чем мы можем вам помочь? — спросила Красная Прямая Линия, выходя вперёд и внимательно глядя на друзей.
– Моя подруга считает, что прямые линии не должны пересекаться.
– Разве же такое возможно! — воскликнула Зелёная Линия. — Мы часто ходим друг к другу в гости. Не можем же мы всегда в обход ходить, это так нерационально, потому что самая короткая дорога — прямая. Вот как я пойду, смотрите.
И она протянулась с одной стороны улицы на другую. Навстречу ей двинулась Зелёная Линия.
– Или вот как мы ходим.

Теперь линии тянулись и пересекались в разных точках. Чистюлька бегала с одного места на другое, от изумления размахивая руками и возбуждённо приговаривая:
– Как же я ошибалась, ведь линии везде пересекаются. Спасибо, что всё мне показали!

Вдруг кто-то произнёс в два голоса, удивительно знакомых:
– А в месте пересечения линий стоят…
Чистюлька оглянулась и увидела точку А и В.
– Точки, конечно, точки.
Линии развеселились и стали пересекаться в разных местах. Точка В таинственно спросила у Чистюльки:
– Посмотри все точки лежат на линиях?
– Не все. Некоторые точки находятся около прямых линий, — ответила громко и уверенно та.
– Про такие точки говорят в математике, что они лежат вне прямой линии или вне фигуры, — пояснила точка.

Тут они услышали:
– Здравствуйте! Как тут сегодня весело.
Все оглянулись и увидели два луча.
– Привет,- сказала Чистюлька. — А у нас тут линии пересекаются.
Лучи переглянулись и в два голоса воскликнули:
– А мы тоже можем так делать. Если нас два, то мы пересекаемся всегда в одной точке, вот так.
– Или так.- И лучи стали изображать свои слова чертежом.
Чистюлька обрадованно спросила:
– А  что вы ещё можете?
– Мы можем пересекать прямую линию в двух точках.
– Или в одной точке.
Чистюлька всплеснула руками-лучиками:  
– Прямо чудеса, да и только!

– Посмотрите,- сказал Карандаш,- сколько точек появилось.
Чистюлька подошла к прямой, на которой увидела точки А и В. Она радостно объявила всем, что узнала эту геометрическую фигуру, которая является частью прямой линии, ограниченной с двух сторон точками. Это отрезок.
Карандаш остановился возле линии, в начале которой встала точка С.  Появился луч.
Луч — часть прямой линии, ограниченная с одной стороны точкой.
Он знал  и научное определение этой фигуры.
Луч — это направленная полупрямая, которая имеет точку начала и не имеет конца;.

Чистюлька и Карандаш стали считать лучи и отрезки, которые образовывались, когда   точки вставали на линии.  Чистюлька показала прямую, на которой лежало 3 точки.
– Два отрезка здесь,- воскликнула Чистюлька, — их же хорошо видно.
Она посмотрела на друга, ожидая одобрения.
– Нет, три,- сказал Карандаш,-  ещё есть большой отрезок, который начинается там, где начало отрезка и заканчивается там, где конец отрезка.
Карандаш стал пересчитывать отрезки на прямой линии, где увидел четыре точки. Он рассуждал вслух.
– Видно 3  отрезка, да большой отрезок и всё? Но ведь от первой точки до третьей тоже будет отрезок.  И от второй точки до четвёртой тоже — отрезок. Следовательно, всего здесь 6 отрезков.

Теперь друзья стали считать лучи. Они посмотрели на линию, в середине которой увидели точку В. Сколько здесь лучей? Кто догадался? Друзья забыли определение, хорошо, что Линейка была рядом. Она напомнила, что, если на прямой вы поставили точку, то этой точкой прямая разбивается на два луча, противоположно направленных.  

На другом появившемся чертеже, стояли две точки на прямой А и В. Сколько лучей получилось?
Наши герои вспомнили подсказку Линейки и догадались, что из каждой точки исходит по два луча, то есть всего лучей оказалось четыре.

Линейка повела гостей на улицу Кривых Линий. В одном из зданий послышались  голоса. Это был детский садик для малышей. Тихо войдя внутрь, друзья узнали, сколько прямых и кривых линий можно провести через одну и две точки. Это им скоро пригодилось.

Идя дальше, друзья увидели запущенный домик. Окна его были закрыты ставнями. Около него не росли не только деревья, но даже ни одного цветочка. Резко остановившись, Чистюлька стала убеждать всех, что жителям этого домика нужна помощь. Линейка молчала, а Карандаш искренне хотел помочь. Когда Чистюлька осторожно постучала в дверь, вышли Прямая и Кривая линии и объяснили, что хотят посадить цветы, но у них ничего не получается, потому что цветы нужны не простые, а геометрические. Как начертить их?

– Карандаш, за дело! Без тебя нам не справиться,- сказала Линейка, а затем обратилась к его подруге.- Правда, Чистюлька?
– Да, потому что я совсем не умею чертить, даже не знаю, как это делается.
Линейка повернулась к её другу:
– А Карандаш знает, правда?
– Я умею рисовать только кривые линии, а прямые линии нужно чертить всегда только по линейке. Я точно знаю, потому что пробовал. Вроде бы кажется прямо ведешь, а на самом деле получается криво.
– Я всегда рада помочь и тебе, и всем детям, которые хотят научиться чертить прямые линии ровно и правильно.
Чистюлька воскликнула:
– Тогда скорее за дело.  Карандаш, черти прямые и кривые линии. А если не получится, я всегда рядом и  сотру то, что неправильно.

Ластик Чистюлька любовно наблюдала за работой друга. Сначала он начертил кривые линии, а потом с помощью линейки- прямые.
– Я так ровно не смогу начертить, даже с помощью линейки. Как у  него получается красиво, не пойму.
Карандаш не отрывался от важной работы, а Линейка ответила:
– Самое главное — правильно держать линейку и карандаш.
Вот Карандаш закончил свою работу. Получилось много прямых и кривых линий. Но эти линии необходимо было превратить в цветы. Вот и пригодился урок из детского сада, потому что надо было знать, сколько прямых линий можно провести через одну точку? А кривых?

Карандаш начертил линии прямые и кривые так, чтобы они проходили через одну точку.
– Кто найдет ошибку у Карандаша?- задала вопрос собравшимся точка А.
Чистюлька задумчиво посмотрела на друга, затем на чертёж.
– Не все линии проходят через одну точку слева, а справа, вообще все линии перемешались.
Точка А обрадовалась:
– Правильно. Запомните алгоритм черчения:
1. Сначала поставьте точку.
2. Теперь с помощью линейки ведите линии так, чтобы они все проходили через эту точку. Вот так (слева рис.).
3. Кривые линии ведите строго через точку, только без линейки. Вот так (рис. справа.).

Теперь нужно было знать, сколько  кривых и прямых линий можно провести через две точки.
– Да столько же, сколько через одну точку, то есть очень-очень много. -закричала Чистюлька.
Карандаш вопросительно посмотрел на Линейку..
– Помоги нам, пожалуйста.
Линейка подошла к Карандашу:
– Ты же умеешь проводить кривые  без линейки, только не повторяй своих ошибок: линии должны проходить точно через точку.
Карандаш обрадованно кивнул и принялся за работу, которую выполнил очень быстро и правильно. Он поставил две точки и провёл через них… всего одну линию.

Видя, как он трудятся, Чистюлька сначала улыбалась, а потом задумалась.
– Да, оказывается, через две точки можно провести только одну прямую линию, кривых же через две точки можно провести много. А я- то думала…, но теперь я навсегда запомню эти определения.

После того, как друзья вспомнили теорию, Карандаш начал рисовать геометрические цветы из прямых и кривых линий, иногда прибегая к помощи Линейки.
– Ой, как красиво! — обрадовались линии. – Теперь мы всем расскажем, какие вы молодцы. Вы стали друзьями всех жителей нашего города.
Чистюлька посмотрела по сторонам и взяла Карандаша за руку:
– Смотри. Все линии вышли из своих домов.
И действительно, улицы города заполнили разные линии. Они улыбались и приветствовали новых друзей.
– Как хорошо в стране Геометрия!- воскликнула Чистюлька, — но нам пора домой. Мне надо исправить свои ошибки, а то ребята огорчатся из-за того, что я стёрла их пересекающиеся линии. Пока.

Дата публикации:

Оценка произведения:
Разное:

МБОУ «Заглядинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока математики проведенного в 1 классе 25 января 2012 года

   Учитель начальных классов I квалификационной категории

Равилова А.Ш.

Тема урока «Ломаная линия» (III четверть)

Цели: формирование понятий ломаная линия, звено ломаной линии, замкнутая и незамкнутая ломаная линия, многоугольник, формирование совокупности компетенций, необходимых для осознания понятий ломаная линия

— развитие логического мышления        воображения, концентрации внимания.

— воспитание аккуратности, трудолюбия, коллективизма.

Оборудование: проектор, экранный компьютер, складной столярный метр.

Наглядный и раздаточный материал: демонстрац. чертежи  «Части и целое», касса цифр, отрезки с магнитами, карточки по проверке знаний состава числа, счетный материал (листья, счетные палочки).

Ход урока

  1. Организационное начало.
  2. Устные упражнения для закрепления изученного.

1. «Найди сходство»

(Цель: формирование умения находить общие признаки предметов)

На доске фигуры, найдите сходство (состоят из частей). С какой фигурой можно соотнести равенство 2+2+2+2=8 и  почему?

2. «Разложи на две полки».

(Цель работа над формированием умения классифицировать по различным признакам).

Запиши выражение.

3. Игра-соревнование «Гонки».

(Цель: проверка знаний состава однозначных чисел).

У каждого карточка с машинкой. Нужно заполнить клетки. Кто быстрее и правильно решил выходит к доске и снимает приз победителя значок с номером 1,2  или 3.

4. Игра – эстафета «Веселый счет».

(Цель: развитие процессов переключения и концентрации внимания).

5. Решение задач в стихах.

(Цель: формирование умений решать простые задачи, записывать решение выражением).

1) Ежик по грибы пошел

    Восемь рыжиков нашел,

    Шесть грибов – в корзинку,

    — Сколько рыжиков везешь

    На своих иголках, еж?  8-6=2

2) В кружку сорвала Марина

    Девять ягодок малины.

    Пять дала своей подружке.

    Сколько ягод стало в кружке? 9-5=4

3) Белка сушит на веревке

    Два гриба и три морковки,

    Прибежал хорек,

    Утащил грибок

    Съел зайчонок две морковки.

    Что осталось на веревке? 2+3-1-2=2

Физминутка.

III.Постановка цели урока

— Сегодня мы познакомимся с новой геометрической фигурой. Научимся её строить.

 IV. Подготовка к восприятию нового.

1. «Найди правильный ответ».

— На уроке ученики получили задание: построить отрезок. Давайте рассмотрим варианты.

                                             (на прямой)- Лена

                                             (на луче)- Сережа

                                             (на луче)- Денис

                                             (из 4 отрезков)- Коля

                                             (отрезок)- Нина

Вывод: отрезок имеет начало и конец.

V. Объяснение нового материала.

— Обратите внимание на чертеж Коли. Чем интересна эта фигура? (тем, что она состоит из нескольких отрезков).

— А на что она похожа? (на планку которую ломали, сгибали, на складной столярный метр).

Демонстрация столярного метра. Его сгибание. Построение ломаной. Эта фигура так и называется ломаная. Она состоит из отрезков, которые называются звеньями.

III. Закрепление знаний.

1. Просмотр фильма «Сказка о ломаной» на слайдах.

Вы помните, что в стране Геометрии живут разные геометрические фигуры. Однажды там произошла вот такая история.

После сильного ливня все вокруг оказалось залито водой. Это было настоящее наводнение. Даже обычную поляну можно было переплыть только на лодке. Геометрические фигуры стали думать, как им быть. Думали, думали, ничего не придумали. И тогда они обратились к очень умному Отрезку. Все знали, что он всегда что-то конструировал и строил. Отрезок ответил: «Как вам помочь, я знаю, но мне нужна помощь моих братьев-отрезков». Тут же прибежали разные отрезки – и длинные, и короткие. И сразу же начали строить необычный мост. Один отрезок перекинулся от дома к дому, второй отрезок побежал по нему до конца, зацепился за его конец и – раз: перекинулся на островок. Третий отрезок пробежал по двум первым, зацепился за конец второго и соединил островок с краем поляны. Долго работали отрезки и построили необычный мост. (Дети рассматривают ломаную линию.) Все начали благодарить умный Отрезок за смекалку. А он ответил так : «У нас получился не просто место мостик, а новая геометрическая фигура». Приглядитесь, ребята, это ведь линия. Но не прямая линия. Издали кажется, будто прямую линию ломали, ломали, да не сломали. Давайте назовем её ломаной линией. Все обрадовались и повторили «Это ломаная линия».

IV. Практическая работа

1. Из счетных палочек построить ломаную. (Сколько звеньев у этой ломаной?)

2. Линия замкнутая или незамкнутая? (а если сделать ее замкнутой, что получится, многоугольник)

V. Работа по учебнику. №272

Замкнутую ломаную линию называют многоугольник.

VI. Работа в тетради с печатной основой.

Страница 16 №29, №30 (сколько звеньев у ломаной 3,6,4,9. Как называются фигуры которые получились)

Итог урока.

Все

Прямые                              Кривые                                  Ломаные

                                                                        Замкнутые                    Незамкнутые

                                                                  Многоугольники

Сказка про точку А и точку В

Однажды вечером Чистюлька стала искать Карандаша, но нигде не смогла его найти. Наконец, она увидела слабый огонёк в одном из шкафов. Заглянув туда, она удивилась, увидев небольшую комнату, где на кровати лежал её друг:

image13 56ee8d9e200d21f13e447c39 jpg

— Добрый вечер! Ты, я вижу, хорошо устроился, на-рисовав себе тоже комнатку.

— Вечер не совсем добрый.

— Так — так… что-то случилось?

— А ты не видишь?!

— Вижу, что ты весь замотался в шарф, ты что заболел? Простудился!

— Не простудился, а источился.

— Сейчас позову Точилку и закончатся все твои проблемы, а потом мы отправимся в наше новое путешествие. Подожди, я быстро.

— Не надо никуда идти, потому что Точилки нет, её взяла учительница домой, а сегодня выходной, так что она будет нескоро.

— Жаль, так хотелось увидеть геометрицу А. Ладно, подождем. А что это такое? — она показала на сверток, что лежал на столе.

— Да это посылка какая-то.

— Давай откроем?

— Открывай.

Чистюлька открыла посылку:

— Смотри здесь диск.

— От кого?

— Ой, как хорошо! Диск прислала геометрица А. Она как почувствовала, что мы хотим попутешествовать. На этом диске записана интересная история из ее жизни.

— Ура! Значит, сегодня мы отправляемся опять в пу-тешествие по стране Геометрии.

— Да, только это путешествие будет воображаемым.

Чистюлька вставила диск в дисковод, и они услышали:

— Я геометрица А, привет всем, кто меня смотрит! Сегодня я расскажу, как подружилась с геометрицей В. Друзья смотрели рассказ, как увлекательный фильм.

Как-то утром геометрица А отправилась гулять. Идёт по прямой линии, а ей не видать конца. Почему?

— Правильно, прямая линия не имеет ни начала, ни конца, — в один голос воскликнули Карандаш и Чистюлька, как будто подруга из страны Геометрии могла их услышать. А почему бы и нет?!

Остановилась геометрица А, подпрыгнула. Вдруг кто-то говорит:

— Ой, как интересно, что же получилось, не подскажите?

Геометрица А удивилась, увидев свою копию красного цвета с жёлтым бантиком на голове:

— Здравствуй! Я геометрица А, а ты кто?

— Не знаю….

— Что? Ты забыла своё имя, дорогая подруга? Как такое могло произойти?

— Не знаю! Давай дружить!? Мне так грустно и скучно одной. Я недавно появилась и многого не знаю.

— Я очень рада буду, если мы подружимся. Назову тебя точка В. А что ты говорила?

— Я спросила, что получилось?

— Получился луч.

image14 56f6334c99404c0500b4ac12 jpg

— Да, луч, — продолжила геометрица А. — Но только не один, а два, потому что, если на прямой вы поставили точку, то этой точкой прямая разбивается на два луча, противоположно направленных. Такие лучи называются дополнительными.¹

image15 56ee8d9b200d21f13e447c33 jpg

— Почему ты сошла с линии? — закричала точка. — Иди скорее сюда, будем рядом стоять.

Геометрица А подошла к новой знакомой, но встала чуть поодаль. Обе точки стояли на одной прямой, образовав новую геометрическую фигуру, которую вы уже знаете. Это… отрезок.

Геометрица А чётко проговорила определение отрезка и рассказала точке В, которая восторженно смотрела на А и запоминала каждое её слово.

Часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками, называется отрезком прямой, или отрезком.

— Как весело, что мы вместе! И имя у меня теперь есть! — воскликнула точка В и стала прыгать по прямой линии, но вдруг упала.

Геометрица А подняла новую знакомую:

— Ты не ушиблась?

— Нет, но я сломала твою линию.

— Ничего страшного, зато теперь у нас появилось две прямых линии.

Тут они увидели, как к ним навстречу двигается ещё одна точка. Она представилась, как точка С.

Точка С остановилась. Сразу же получился луч с началом в точке С. Луч — это направленная полупрямая, которая имеет точку начала и не имеет конца.

А, В и С встали рядом и протянули друг другу руки, как на рисунке, взявшись за руки втроём, и образовали новую линию, которая называется ломаная линия или ломаная. Это ломаная линия, которая состояла из… двух отрезков-звеньев.

image16 56ee8d99200d21f13e447c2d jpg

Ломаная линия — это несколько отрезков, соединенных между собой так, что конец первого отрезка является началом второго отрезка, а конец второго отрезка — началом третьего отрезка и т. д., при этом соседние (имеющие одну общую точку), отрезки расположены не на одной прямой. Если конец последнего отрезка не совпадает с началом первого, то такая ломаная линия называется незамкнутой. Если конец последнего отрезка ломаной совпадает с началом первого отрезка, то такая ломаная линия называется замкнутой¹.

— А нельзя сделать ломаную линию из четырех звеньев?

— Какая ты еще маленькая, точка В, и многого не знаешь! А вы, друзья, знаете?

Друзья вздрогнули и поняли, что обращается геометрица А с диска к ним. Вот чудеса: она их слышит?! Чистюлька и Карандаш переглянулись и одновременно сказали:

— Нужно позвать другие точки.

А точки всегда рады поработать, их даже звать не пришлось, как только услышали, что они нужны, тут же появились. И точка Е, и точка D и другие.

Они стали радостно прыгать по прямой линии. Там, где они прыгнули, ломалась прямая линия. Каждая точка вставала на её конце и получалась ломаная линия.

— Сколько звеньев у этой линии?

image17 56ee8d97200d21f13e447c2a jpg

Чистюлька стала считать вслух:

— 1, 2, 3…7.

А геометрица А продолжала на диске:

— Конечно, вы догадались — 7 звеньев-отрезков.

Точки спрашивают у точки В:

— Хочешь, мы покажем тебе фокус?

— Очень хочу, потому что люблю фокусы.

— Смотри…. — И точки взялись за руки.

— Ой, как интересно, ведь получился…?

image18 56ee8d95200d21f13e447c27 jpg

Если конец последнего отрезка ломаной совпадает с началом первого отрезка, то такая ломаная линия называется замкнутой. Примером замкнутой ломаной служит любой многоугольник. Трехзвенная замкнутая ломаная линия — треугольник. Треугольник — это геометрическая фигура, у которой 3 угла, 3 стороны и 3 вершины.

— Ведь это та же ломаная линия, только замкнутая. А можно мне к вам? — спросила точка В.

— Можно, только теперь будет другая фигура. Какая?

image19 56ee8d94200d21f13e447c24 jpg

— Знаю, знаю. Фигура называется четырехугольник. Четырехзвенная замкнутая ломаная линия — четырехугольник¹. Определение про него такое: четырёхугольник это многоугольник, у которого 4 стороны, 4 вершины и 4 угла.

— Что ты знаешь про этот четырехугольник?

— Ммм…

— Смотри, тебе на помощь спешит Линейка.

Линейка сказала:

— Принимайся, точка В, за дело.

— Какое дело?

— Измеряй стороны, а я буду тебе помогать. Посмотришь, что получится.

Точка В измеряла стороны на диске, а Чистюлька и Карандаш внимательно следили за её действиями. Они очень удивились, потому что, оказалось, что, у этого четырехугольника противоположные стороны…одинаковые.

image20 56ee8d92200d21f13e447c1e jpg

Затем точка В наложила прямой угол Линейки на каждый угол четырёхугольника и оказалось, что у него все углы прямые.

Можете сказать определение этой фигуры?

Прямоугольник это четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны.

— Смотрите, — закричала точка В. — Ещё один прямоугольник, но какой-то необычный. Очень похож на прямоугольник, но чем-то они различаются. И чем же?

Геометрица А сказала:

— Молодец, точка В, ты быстро соображаешь.

Тут Линейка говорит:

— Придется тебе, точка В, еще поработать.

Точка В проверила углы. Углы прямые, как у прямоугольника, а стороны… стороны-то у него оказались все одинаковые. И этот прямоугольник не просто прямоугольник, он называется квадрат. Точка В громко и чётко стала произносить определение квадрата.

Квадрат это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Геометрица А на диске с удовольствием поглядела на новую подругу.

— Как быстро ты всё запоминаешь, точка В.

— Мне с вами очень интересно и весело, — сказала точка В. — Вы будете со мной дружить?

Точки хором воскликнули:

— Обязательно будем, потому что дружба — это главное на свете. Друг поможет тебе и в радости, и в горе, если, конечно, он настоящий друг.

Диск закончил показывать историю знакомства точек. На экране монитора компьютера появилась геометрица А, внимательно посмотрела на друзей, подмигнула им.

— Так я познакомилась с точкой В, — закончила свое повествование геометрица А. — И с тех пор мы не расстаемся. Точка В стала тоже геометрицей. До встречи, Карандаш и Чистюлька!

Чистюлька чуть не заплакала:

— Как жаль, что диск закончился, так не хочется расставаться с точками.

— Ничего, потерпи, — сказал Карандаш, — После моего выздоровления мы опять встретимся с нашими друзьями, а пока я нарисую тебе геометрицу А и В. Смотри и любуйся.

Комментарии преподавателя

На данном уроке Вы изучите простейшие геометрические понятия, о которых вам расскажет мама дракончиков. Вместе с дракончиками Вы изучите такие основные понятия, как прямая линия, луч, отрезок, угол, ломаная и кривая линия. У Вас будет возможность изучить предложенный материал на наглядных примерах.

Тема: На­гляд­ная гео­мет­рия

Урок: На­чаль­ные гео­мет­ри­че­ские по­ня­тия

 1. Начало сказки о дракончиках

На этом уроке будут изу­че­ны про­стей­шие гео­мет­ри­че­ские по­ня­тия. Для луч­ше­го по­ни­ма­ния рас­смот­рим сказ­ку про дра­кон­чи­ков.

Да­ле­ко-да­ле­ко в горах живет боль­шая-боль­шая семья дра­ко­нов: па­па-дра­кон, ма­ма-дра­ко­ни­ха и много ма­лень­ких дра­кон­чи­ков. Когда дра­кон­чи­ки были ма­лень­кие, они учи­лись пол­зать, бе­гать, ле­тать, пры­гать, узна­ва­ли, что такое снег, дождь, звёз­ды, учи­лись в горах ори­ен­ти­ро­вать­ся, учи­лись даже огнём ды­шать. Когда дра­кон­чи­ки немнож­ко под­рос­ли, мама ре­ши­ла их на­учить ма­те­ма­ти­ки, в том числе гео­мет­рии. Дра­кон­чи­ки очень уди­ви­лись, они не по­ня­ли о чём идет речь. Мама пред­ло­жи­ла им сесть на пло­щад­ке перед боль­шой ска­лой и смот­реть, что она будет ри­со­вать. Она на­ча­ла ри­со­вать мелом на этом плос­ком куске скалы раз­лич­ные гео­мет­ри­че­ские вещи, на­чи­ная с самых про­стых. Вна­ча­ле ма­ма-дра­ко­ни­ха на­ри­со­ва­ла линию, ко­то­рая изоб­ра­же­на на ри­сун­ке. (рис. 1)

Рис. 1

Ма­ма-дра­ко­ни­ха ска­за­ла, что эта линия на­зы­ва­ет­ся пря­мая. Это такое гео­мет­ри­че­ское по­ня­тие.

 2. Изображение и определение прямой

Пря­мая линия – это линия, ко­то­рая со­вер­шен­но бес­ко­неч­на.

Пря­мая линия идет бес­ко­неч­но в одну сто­ро­ну и в дру­гую сто­ро­ну. Есть такое даже вы­ра­же­ние «Летит в небе по пря­мой».

Потом мама на­ри­со­ва­ла точку и от неё про­ве­ла линию. (рис. 2)

Рис. 2

 3. Изображение и определение луча

Она объ­яс­ни­ла, что точка – это на­ча­ло, от нее идет линия в бес­ко­неч­ность.  Это на­зы­ва­ет­ся луч.

Луч — это по­лу­пря­мая, ко­то­рая имеет точку на­ча­ла и не имеет конца. 

Он так на­зы­ва­ет­ся по­то­му, что она как луч света. У луча света все­гда есть на­ча­ло. Он все­гда на­чи­на­ет­ся либо на солн­це, либо на свеч­ки, либо в фо­на­ри­ке, либо на звез­де да­ле­кой. Дра­кон­чи­ки по­ня­ли, что такое луч.

 4. Изображение и определение отрезка

Потом ма­ма-дра­ко­ни­ха по­про­си­ла пред­ста­вить дра­кон­чи­ков, что они от пря­мой от­ре­жут ку­со­чек. Такая фи­гу­ра на­зы­ва­ет­ся от­ре­зок. (рис. 3)

Рис. 3

От­ре­зок — это часть пря­мой, ко­то­рая огра­ни­че­на с двух сто­рон.

От­ре­зок может быть длин­ным или ко­рот­ким. Дра­кон­чи­ки сразу не по­ня­ли. Тогда мама на­ри­со­ва­ла еще несколь­ко от­рез­ков: длин­ные и ко­рот­кие. (рис. 4)

Рис. 4

Это всё от­рез­ки. Те­перь дра­кон­чи­ки все по­ня­ли.

 5. Изображение и определение угла

Потом ма­ма-дра­ко­ни­ха из одной точки от­ло­жи­ла два луча, по­лу­чи­лась фи­гу­ра, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся угол. (рис. 5)

Рис. 5

При­чем углом на­зы­ва­ет­ся как вся фи­гу­ра, так и что на­хо­дит­ся внут­ри неё.

Угол – это гео­мет­ри­че­ская фи­гу­ра, об­ра­зо­ван­ная двумя лу­ча­ми, вы­хо­дя­щи­ми из одной точки.

 6. Изображение ломаной

Потом ма­ма-дра­ко­ни­ха ре­ши­ла на­ри­со­вать еще одну форму линии. (рис. 6)

Рис. 6

Такая линия на­зы­ва­ет­ся ло­ма­ная линия. По­то­му что взяли фак­ти­че­ски пря­мую линию и по­ло­ма­ли ее. И каж­дый ку­со­чек на этой линии на­зы­ва­ет­ся звено. Ло­ма­ные линии могут быть самые раз­ные, по раз­но­му по­ло­ман­ные.

 7. Изображение кривой

Сле­дом мама на­ри­со­ва­ла за­го­гу­ли­ну. (рис. 7)

Рис. 7

Это кри­вая линия. Таких кри­вых линий можно на­ри­со­вать мно­го-мно­го самых раз­ных.

 8. Окончание сказки о дракончиках

Потом ма­ма-дра­ко­ни­ха спро­си­ла у ма­лень­ких дра­кон­чи­ков, по какой линии они ле­та­е­те в небе. Дра­кон­чи­ки за­ду­ма­лись. И один ска­зал, что он ле­та­ет по кри­вой линии, он де­ла­ет вся­кие пи­ру­эты, за­кла­ды­ва­ет спи­ра­ли, петли де­ла­ет. А дру­гой дра­кон­чик ска­зал, что когда они в снеж­ки иг­ра­ли, он по­ви­сал в воз­ду­хе, махал кры­лыш­ка­ми, а в него ки­да­ли снеж­ка­ми. Он уле­тал от них и дёр­гал­ся ту­да-сю­да, ту­да-сю­да. По­лу­ча­лась ло­ма­ная линия. Ма­ма-дра­ко­ни­ха ска­за­ла, что дра­кон­чи­ки все по­ня­ли пра­виль­но. Дра­ко­ны ле­та­ют и по кри­вой линии, и по ло­ма­ной, ино­гда про­сто по пря­мой.

И тут мама за­ме­ти­ла, что дра­кон­чи­ки уже стали ску­чать и как-то вер­теть­ся, уже плохо её слу­ша­ют. Она по­ня­ла, что пора их от­пу­стить, она ска­за­ла, что урок за­кон­чен. Дра­кон­чи­ки за­ма­ха­ли кры­лыш­ка­ми, взле­те­ли в небо, раз­ле­те­лись над го­ра­ми, ве­се­ло кри­ча­ли, сме­я­лись. Мама смот­ре­ла на них и улы­ба­лась, ма­ха­ла им лапой.

Итак, на уроке мы вы­учи­ли такие про­стей­шие гео­мет­ри­че­ские по­ня­тия, как пря­мая линия, от­ре­зок, луч, угол. Также мы рас­смот­ре­ли ло­ма­ную и кри­вую линию. После изу­чен­но­го урока Вы бу­де­те знать про­стей­шие гео­мет­ри­че­ские по­ня­тия не хуже ма­лень­ких дра­кон­чи­ков.

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/matematika/1-klass/beksperimentb/nachalnye-geometricheskie-ponyatiya?seconds=0

Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=o8Pu_Q8YFjk

Цель: путём наблюдения, сравнения познакомить
детей с новым типом линий – ломаными линиями.
Дать понятия “звенья ломаной”, “вершины
ломаной”. Применение полученных знаний на
практике, построение ломаных линий. (Приложение)

Организационный момент

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много
интересных заданий, новых открытий, а
помощниками вам будут:

  • Внимание
  • Находчивость
  • Смекалка.

Актуализация

На доске подвижные модели (на магнитах)

Рисунок 1

— Что на доске? (модели линий). В скобках
указываются ответы детей.

Историческая справка: слово “линия” — от
латинского “линеум”, что значит лён, льняная
нить. Ею пользовались римские землемеры для
измерения расстояний.

– Как бы вы разделили данные линии на группы?

Идёт классификация (по цвету, с точками — без
точек, ровные — кривые).

– А встретились ли вам знакомые линии?
Назовите, какие лини вам знакомы и что вы о них
знаете.

Рисунок 2

Учитель добавляет модель ещё одной линии.

– К какой группе вы отнесёте данную линию? (одни
дети пытаются отнести к группе прямых линий, так
как её можно начертить по линейке, другие – к
группе кривых, так как у этой линии имеются
изгибы).

– А может быть это какая-то особенная линия?
Учитель перемещает модель на отдельную часть
доски.

Проблема:

Рисунок 3

  — А что бы вы хотели узнать про эту линию?

 Рисунок 2

 Возможные вопросы детей:

  • Как называется?
  • Как начертить?
  • Из чего состоит?
  • Как сконструировать?
  • Где можно увидеть?

Так вот, сегодня на уроке мы будем наблюдать за
такими линиями, займёмся исследованием и,
надеюсь, ответим на многие ваши вопросы.

Наблюдение

Для этого заглянем в сказку:

“ — А что, замарашка, хотелось бы тебе поехать на
королевский бал? – спрашивали сёстры.

Ах, что вы, сестрица! Вы смеётесь надо мною!
Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих
башмаках?

Что правда, то правда, вот была бы умора, если бы
такая замарашка явилась на бал!”.

Вы узнали героиню? На партах у детей лежат
конверты Возьмите конверт 1 и достаньте из него
карточку.

 Рисунок 4, Рисунок 5

 Карточка с заданием Выполненное задание

Параллельно на доске вывешивается укрупнённый
вариант выполненного задания и ведётся
наблюдение.

– Можно ли сказать, что ты дорисовал дворец одной
линией?

Коллизия

 Нет, это разные отрезки. Да, это она линия.

 В процессе наблюдения выясняем: — части
линии – отрезки

  • — соединяются концами
  • — идут друг за другом
  • — линию можно провести не отрывая карандаша (т.
    е. одной линией)

Рисунок 6

– Какое название вы бы дали этой линии? (дети
пытаются придумать название)

– А где можно узнать точно? (в учебнике)

– Наша линия похожа на эту? (сравнение по ранее
выделенным параметрам)

Рисунок 7

Работа с учебником.

Выясняем, что точное название линии “ломаная
линия”. В процессе самостоятельного добывания
знаний
дети выводят понятие “звено ломаной”.
В учебнике встречается необычная линия:

 Проблемная ситуация:

— Может быть эта линия попала по ошибке?

Доказываем: соответствует определению и можно
провести не отрывая карандаша от бумаги.

 Физкультминутка.

Исследование ломаной линии путём практической
работы.

У детей на партах конверт №2. В нём находится
материал для моделирования ломаной: тесьма,
палочки, пластилин, проволока. Детям нужно
выбрать соответствующий материал и доказать
свой выбор.

— Сколько звеньев выбираете? (3, 4…)

— А 1 звено? (Нет, для этой линии уже есть название
“отрезок”)

Вывод: наименьшее количество звеньев
ломаной – 2.

Работа в парах.

Достаньте жёлтую карточку, прочитайте задание,
обсудите с товарищем, напишите ответ. Если
готовы, покажите результат.

Дети доказывают несоответствие определению
ломаной у линий 1, 2, 4.

 Рисунок 8

 Карточка с заданием

Далее вывешивается рисунок ломаной линии №3 и
вводится понятие “вершина ломаной”. Для этого
предлагается задание: “Обозначьте красным
карандашом точки, в которых звенья соединяются
друг с другом. Запишите результат в клетке на
карточке”. Одна пара учащихся работает за доской
на укрупнённом рисунке.

 Данные точки называются вершинами ломаной.
Чёрные точки – концы ломаной ломаной линии.

 Рисунок 9

Осмысление понятия.

— А где в жизни можно встретить модели ломаных
линий?

Рисунок 10

На доске вывешивается плакат с фрагментом
улицы. Дети находят модели линий и показывают их.

Для сильного класса можно ввести понятие
“вершина ломаной”, построение ломаной на листе
бумаги.

При наличии времени на уроке можно
использовать такой вид задания как построение
ломаных на листе бумаги.

 Заключение.

Мы сегодня познакомились с ещё одной группой
линий – ломаными линиями, ответили на многие
ваши вопросы, но ломаная линия таит в себе ещё
много загадок, а разгадывать мы их будем на наших
следующих уроках.

Рисунок 11

Рефлексия.

Учитель заготавливает модели отрезков из
синего и красного картона. Детям предлагается
выбрать цвет, соответствующий заданным
параметрам и построить на доске коллективную
ломаную линию.

 Рисунок 12 

  • Сказка про лошадку для малышей читать
  • Сказка про лошадку читать детям на ночь
  • Сказка про лубяную избушку и ледяную читать с картинками
  • Сказка про ложь и правду для детей
  • Сказка про лису и петушка аудио