Сказка про лису кота и воробья

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 2 часть, климанова, виноградская, страницы 93-94. укм перспектива1. вспомните сказки мамина-сибиряка, которые

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 93-94. 

УКМ «Перспектива»

1. Вспомните сказки Мамина-Сибиряка, которые вы уже прочитали. Нравятся ли они вам? Обоснуйте свою точку зрения.

В прошлом году мы читали сказку «Про храброго зайца» из цикла «Алёнушкины сказки». А осенью мы прочитали сказку «Серая шейка».

Мне очень нравятся сказки про Алёнушку, потому что они весёлые и имеют неожиданные концовки. В той сказке хвастливый заяц прослыл храбрецом, потому что в страхе упал на волка. А здесь Алёнушка неожиданно распорядилась яблоками.

А сказка про уточку мне понравилась потому, что уточка смогла выжить зимой и не попалась на обед лисе.

Это добрые сказки, героями которых являются различные животные.

2. Как автор изображает Воробья Воробеича и Ерша Ершовича? Какими чертами характера наделены герои?

Воробей очень эмоциональный, быстрый, торопливый. Наглый и хитрый, всё норовит что-то утащить.

Ёрш спокойный, рассудительный, но тоже хитрый. Может обмануть ради выгоды.

3. Расскажите о дружбе Воробья и Ерша. Как вы понимаете выражение жили душа в душу?

Воробей и Ёрш дружили. Они встречались каждый день и каждый хотел чем-нибудь угостить товарища. Ёрш предлагал водоросли, Воробей — сахар и комаров.

Жить душа в душу — значит всё делить, быть дружными, всегда быть вместе.

4. Как жилось героям зимой и летом? Какие неприятности и трудности были у друзей?

Воробей зимой мёрз и пытался греться в трубах.

Ёрш зимой забирался поглубже и дремал целыми днями.

Летом за Воробьём гонялся ястреб, а за Ершом — щука.

5. Из-за чего возник шум и спор у старых приятелей? Как должны звучать слова Воробья: гневно, торопливо, с возмущением, обиженно, громко? Как должны звучать слова Ерша: спокойно, уверенно, с интонацией оправдания?

Друзья не поделили червяка. Воробей его нёс в клюве, а Ёрш его напугал ястребом и съел упавшего в воду червяка.

Воробей был в ярости. Его слова звучат громко, гневно, торопливо.

Ёрш не считает себя виноватым. Его слова звучат спокойно с интонацией оправдания.

6. Расскажите как Яша разбирал дело по совести. Объясните смысл выражений: по совести, на совесть, чистая совесть, со спокойной совестью, для очистки совести.

Яша пытался решить дело честно. Он выяснял, кто нашёл червяка. Но оказалось, что Воробей сам отобрал червяка у бекасика.

По совести: честно, чтобы никому не было обидно.

На совесть: хорошо, аккуратно, без брака.

Чистая совесть: осознание своей правоты, невиновности.

Со спокойной совестью: не зная за собой греха, преступления.

Для очистки совести: чтобы исправить какое-то нарушение, что-то плохое.

7. Что предложил Яша?

Трубочист предложил друзьям помириться, а бекасику хотел дать своего хлеба.

8. Почему между рыбами и птицами произошла драка? Найдите глаголы, которые помогают изобразить настоящую свалку.

Драка произошла из-за краюшки хлеба, которую украл Воробей, но которая упала вводу.

Свалку помогают изобразить глаголы: рвут, растерзали, схватились.

9. Есть ли что-то общее в поступках героев сказок Мамина-Сибиряка и народной сказки «Лиса и журавль»?

Воробей и Ёрш были друзьями до первого червяка, то есть на словах. Как дошло до дела, они поссорились. Каждый думал лишь о своих интересах.

Лиса и Журавль тоже называли друг друга друзьями и приглашали в гости. Но при этом делали так, что другой ничего не мог съесть.

Герои этих сказок эгоисты и не умеют дружить.

10. Обсуди с друзьями, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других? Они думают больше о себе или о других? А как вы поступаете в таких ситуациях?

Для Ерша и Воробья свои интересы дороже всего. Они думает лишь о своей выгоде. О других они не думают.

Когда мы с подружками хотим чего-то одного, мы не ругаемся. Мы либо делим пополам, либо, если поделить вещь пополам невозможно, бросаем жребий с помощью монетки или считалочки, кому она дастанется.

11. Имеет ли сказка концовку? Какая она: необычная, смешная, поучительная? Почему автор придумал именно такое окончание? Обратите внимание на поступок Алёнушки.

Концовка имеется, но она не такая, как в народных сказках. Она необычная и смешная. Алёнушка поделила четыре яблока на троих с выгодой для себя, взяв два яблока.

Она считает, что поступила правильно, хотя её поступок похож на действия Воробья и Ерша. Автор хотел показать, что людям свойственны те же недостатки, что героям его сказки.

12. Заметили ли вы, что текст состоит из двух частей? Обоснуйте справедливость такого деления. озаглавьте части, выберите одну для пересказа.

В первой части текста рассказывается о самих героях, как они жили и проводили время. Это представление героев, вступление.

Во второй части рассказывается о конкретном случае из их жизни. Это и есть главная часть сказки.

13. Как ещё можно разделить текст?

В первой части можно выделить в отдельную часть описание жизни героев летом и зимой.

Во второй части можно выделить описание ссоры, как Яша пытался помирить друзей, и драку в конце.

План пересказа сказки «Про Воробья Воробеича» по частям:

  1. Два добрых друга.
  2. Жизнь летом и зимой.
  3. Страшная ссора.
  4. Яша судит друзей.
  5. Драка за краюшку.

14. Перескажите сказку от лица Алёнушки.

Пересказ сказки «Про Воробья Воробееча» от лица Алёнушки для 3 класса.

Есть у нас два друга. Воробей и Ёрш. И не важно, что один в воде живёт, а второй летает. Они часто встречаются у воды и делятся наболевшим. Рассказывают про свои радости и огорчения.

Летом жизнь у друзей хорошая, не голодают, радуются. Хотя бывают и неприятности, вроде ястреба или щуки.

А вот зимой они мёрзнут.

Но однажды сильно поссорились они из-за червяка. Мне про это дядя Яша, наш трубочист, рассказал.

Он услышал шум, когда хотел пообедать. Воробей ругал Ерша за то, что тот его напугал и утащил червяка.

Яша хотел рассудить друзей и сперва решил, что червяк действительно принадлежал Воробью, который его откопал. Но выяснилось, что Воробей сам стащил червяка у бекасика.

Яша всё равно хотел помирить друзей, но Воробей утащил краюху хлеба уже у него. Из-за этой краюхи настоящая битва между птицами и рыбами началась. Пока не растерзали хлеб, никто успокоиться не хотел.

А я думаю, что помирить Воробья и Ерша можно было легко. Они должны были просто порвать червяка пополам. Я так яблоки делила — половину отдала папе и Лизе, а вторую половину себе взяла.

15. Сравните основную мысль сказки с пословицей «Не делай другому того, что себе не пожелаешь».

Главная мысль сказки: хочешь быть другом — умей делиться.

Забрать всё себе, значит обидеть другого. Так нечестно. И никто не хочет, чтобы так с ним поступили. Поэтому если ты хочешь, чтобы с тобой делились по совести, сам делись так же честно.

1

Русская народная сказка «Мышь зубастая да воробей богатый» учит жить честно и справедливо, ведь обман всегда раскрывается и виновник бывает наказан.
Решили мышь и воробей жить вместе в крестьянском амбаре и все делить поровну. Два года жили они ладно, а на третий жадная мышь не захотела делиться зерном с воробьем. Она прогрызла дыру в полу, и все зерно туда высыпалось. Прилетел воробей за зерном — а его нет.

Мышь зубастая да воробей богатый

Читать сказку на весь экран

Пришла старуха и стала сказывать про деревенское раздолье: про ключи студеные, про луга зеленые, про леса дремучие, про хлебы хлебистые да про ярицу яристую. Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.Жил-был в селе мужичок, крестьянин исправный… у кого хлеб родится сам-четверт, сам-пят, а у него нередко и сам-десят! Сожнет мужичок хлеб, свезет в овин, перечтет снопы да каждый десятый сноп к стороне отложит, примолвя: «Это на долю бедной братьи». Услыхав такие речи, воробей зачирикал во весь рот:— Чив, чив, чив! мужичок полон овин хлеба навалил, да и на нашу братью видимо-невидимо отложил!— Ши-шь, не кричи во весь рот, — пропищала мышь-пискунья, — не то все услышат: налетит ваша братья, крылатая стая, все по зернышку разнесет, весь закром склюет и нам ничего не покинет!Трудновато было воробью молчать, да делать нечего: мышка больно строго ему пригрозила. Вот слетел воробей со стрехи на пол да, подсев к мышке, стал тихохонько чирикать:— Давай-де, мышка-норышка, совьем себе по гнездышку — я под стрехой, ты в подполье — и станем жить да быть да хозяйской подачкой питаться, и будет у нас все вместе, все пополам.Мышь зубастая да воробей богатый | Изображение - 1Мышка согласилась. Вот и зажили они вдвоем; живут год, живут другой, а на третий стал амбар ветшать; про новый хлеб хозяин выстроил другой амбар, а в старом зерна оставалось намале. Мышка-норышка это дело смекнула, раскинула на умах и порешила, что коли ей одной забрать все зерно, то более достанется, чем с воробьем пополам. Вот прогрызла она в половице в закроме дыру, зерно высыпалось в подполье, а воробей и не видал того, как весь хлеб ушел к мышке в нору. Стал воробей поглядывать: где зерно? Зерна не видать; он туда, сюда — нет нигде ни зерна; стал воробей к мышке в нору стучаться:— Тук, тук, чив, чив, чив, дома ли, сударушка мышка?А мышка в ответ:— Чего ты тут расчирикался? Убирайся, и без тебя голова болит!Заглянул воробей в подполье да как увидал там хлеба ворох, так пуще прежнего зачирикал:— Ах ты, мышь подпольная, вишь, что затеяла; да где ж твоя правда? Уговор был: все поровну, все пополам, а ты это что делаешь? Взяла да и обобрала товарища!— И-и, — пропищала мышка-норышка, — вольно тебе старое помнить, я так ничего знать не знаю и помнить не помню!Мышь зубастая да воробей богатый | Изображение - 2Нечего делать, стал воробей мышке кланяться, упрашивать, а она как выскочит, как начнет его щипать, только перья полетели!Рассердился и воробей, взлетел на крышу и зачирикал так, что со всего округа воробьи слетелись, видимо-невидимо. Всю крышу обсели и ну товарищево дело разбирать; все по ниточке разобрали и на том порешили, чтобы к звериному царю всем миром с челобитьем лететь. Снялись, полетели, только небо запестрело. Вот прилетели они к звериному царю, зачирикали, защебетали, так что у царя Льва в ушах зазвенело, а он в ту пору прилег было отдохнуть. Зевнул Лев, потянулся да и говорит:— Коли попусту слетелись, так убирайтесь восвояси — спать хочу; а коли дело есть до меня, то говори один, ведь петь хорошо вместе, а говорить — порознь!Вот и выскочил воробышек, что побойчее других, и стал так сказывать дело:— Лев-государь, вот так и так, наш брат воробей положил уговор с твоей холопкой, мышью зубастой, жить в одном амбаре, есть из одного закрома до последнего зерна; прожили они так без малого три года, а как стал хлеб к концу подходить, мышь подпольная и слукавила — прогрызла в закроме дыру и выпустила зерно к себе в подполье; брат воробей стал ее унимать, усовещивать, а она, злодейка, так его ощипала кругом, что стыдно в люди показаться; повели, царь, мышь ту казнить, а все зерно истцу воробью отдать; коли же ты, государь, нас с мышью не рассудишь, так мы полетим к своему царю с челобитной!— И давно бы так, идите к своему Орлу! — сказал Лев, потянулся и опять заснул.Мышь зубастая да воробей богатый | Изображение - 3Туча тучей поднялася стая воробьиная с челобитной к Орлу на звериного царя да на его холопку-мышь. Выслушал царь Орел да как гаркнет орлиным клектом:— Позвать сюда трубача!А грач-трубач уж тут как тут, стоит пред Орлом тише воды ниже травы.— Труби, трубач, великий сбор моим богатырям: беркутам, соколам, коршунам, ястребам, лебедям, гусям и всему птичьему роду, чтобы клювы точили, когти вострили: будет-де вам пир на весь мир. А тому ли звериному царю разлетную грамоту неси: за то-де, что ты, царь-потатчик, присяги не памятуешь, своих зверишек в страхе не держишь, наших пернатых жалоб не разбираешь, вот за то-де и подымается на тебя тьма-тьмущая, сила великая; и чтобы тебе, царю, выходить со своими зверишками на поле Арекское, к дубу Веретенскому.Тем временем, выспавшись, проснулся Лев и, выслушав трубача-бирюча, зарыкал на все свое царство звериное; сбежались барсы, волки, медведи, весь крупный и мелкий зверь, и становились они у того дуба заветного. И налетала на них туча грозная, непроносная, с вожаком своим, с царем Орлом, и билися обе рати не отдыхаючи три часа и три минуты, друг друга не одолевая; а как нагрянула западная сила, ночная птица, пугач да сова, тут зубастый зверь-мышь первый наутек пошел. Доложили о том докладчики звериному царю, рассердился Лев-государь на зубастую мышь:— Ах ты, мышь, мелюзга подпольная, из-за тебя, мелкой сошки, бился я, не жалеючи себя, а ты же первая тыл показала!Тут велел Лев отбой бить, замиренья просить; а весь награбленный хлеб присудил воробью отдать, а мышь подпольную, буде найдется, ему же, воробью, головою выдать. Мышь не нашли, сказывают: «Сбежала-де со страху за тридевять земель в тридесятое царство, не в наше государство». Воробышек разжился, и стал у него что ни день, то праздник, гостей видимо-невидимо, вся крыша вплотную засажена воробьями, и чирикают они на все село былину про мышь подпольную, про воробья богатого да про свою удаль молодецкую.
 

  • Сказка про лису и журавля читать с картинками для детей
  • Сказка про лису и кувшин читать
  • Сказка про лису и журавля слушать
  • Сказка про лису и волка битый не битого везет
  • Сказка про лису 3 года