С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Консультация для родителей
«О пользе чтения книг или что и как читать детям
5 – 7 лет»
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм ,игр на телефонах и планшетах , компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой или папой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна — лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие).
Как читать?
— В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
— Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
— Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
— Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
— Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.
Если ребенок не хочет слушать
Это довольно распространенная проблема современных детей. Слишком много других развлечений и источников информации. Мультфильмы можно смотреть в любом количестве и какие захочешь. Зачем еще и читать скучные бумажные книжки с неподвижными картинками, когда на экране все динамично, ярко, красиво и при этом сюжет тот же самый. Именно такова позиция детей, которых не ограничивают в просмотре телевизора. Когда же родители спохватываются и начинают пытаться читать детям сказки, в ответ они получают бурный протест. Действительно, зачем книги, когда есть телевизор? Другое дело, когда телевизор есть лишь на 15-20 минут в день. Естественная потребность в новой информации неизбежно привлечет внимание ребенка к книге, и он сам попросит вас почитать.
Не нужно ограничивать репертуар детских книг для вашего ребенка перечисленными ниже произведениями.
Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет
Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное — все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.
Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь. Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок — Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел.
Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.
Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».
Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты:
1. Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т.д.
2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится — лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка.
Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.
3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.
4. Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.
5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.
6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут),
7. Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5 — 10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.
8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание.
Читайте с удовольствием!
Тема урока
«Лиса и журавль»
Тип урока
Урок открытия нового знания
Цели урока
формировать у обучающихся умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.
Задачи урока
Образовательные: формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
Развивающие: развивать речь, память, познавательный и читательский интерес, внимание, умение работать с книгой;
Воспитательные: воспитать потребность к чтению как средству познания мира, воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты изучения темы
Предметные
Метапредметные
Личностные
Учащийся научится:
самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения.
Учащийся научится:
слушать учителя и своих товарищей, понимать речь окружающих людей и оформлять свои мысли в устной форме, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Познавательные УУД
Учащийся получит возможность научиться:
-
определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
-
определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
-
определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
-
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Регулятивные УУД
Учащийся получит возможность научиться:
-
выполнять учебное действие по плану;
-
выполнять учебное задание в соответствие с целью;
-
осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания
Коммуникативные УУД
Учащийся получит возможность научиться:
-
излагать понятно основное содержание сказки, используя план;
-
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
Учащийся получит возможность формирования:
умения выражать своё отношение к героям, их поступкам, формирование мотивации к обучению, умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Ресурсы
Учебно-методическое сопровождение
Дидактические материалы
ИКТ, ЦОР
Учебник литературного чтения 2 класс 1 часть УМК «Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Карточки с заданием по тексту «Восстанови последовательность событий»
Презентация
Межпредметные связи
Окружающий мир, русский язык.
Организация пространства
Традиционна расстановка парт, интерактивная доска, ноутбук, колонки
Этапы урока
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Мотивационный
Приветствуете, проверяет готовности к уроку.
Осознание готовности к получению новых знаний
Регулятивные действия
Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
Проверяет домашние задание и переход к следующей теме.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися, задавая наводящие вопросы.
Отвечают на вопросы
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Коммуникативные действия:
Развиваем умение слушать и понимать других;
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные, познавательные.
Выявление затруднения: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему, поиск противоречия
Знакомит с произведением (открывают страницу 42)
Организует работу учащихся класса, следит за правильностью ответов учащихся, дополняет ответы.
Определяют тему произведения, о ком или о чём говорится в тексте, предполагают, что будет происходить.
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий
о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
Познавательные действия:
Развиваем умения извлекать информацию из текстов;
На основе анализа текста делать выводы;
Ориентироваться по учебнику; Находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные действия, регулятивные
Разработка проекта. Плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения
Познавательные действия
Коммуникативные действия
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения
Организует работу по прослушиванию сказки
Организует работу по формированию умений находить ответы на поставленные вопросы, используя текст
Проводит физминутку для глаз и общеразвивающего действия.
Слушают чтение текста учителем.
Отвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами из текста
Работают над устаревшими словами
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Коммуникативные действия:
Регулятивные, познавательные.
Первичное закрепление нового знания
Организует работу по прочтению текста классом и по ролям.
После прочтения детьми текста, проверка знания содержания текста с помощью вопросов (Почему лиса пригласила журавля к себе? Какое угощение она приготовила журавлю? Почему?
Как вел себя журавль после того, как лиса его «угостила»?
и др.)
Разбор фразы «как аукнулось, так и откликнулось!»
Организация работы над заданием на карточках «Восстанови последовательность событий».
(1. Журавль пригласил лису в гости.
2. Лиса пригласила журавля в гости.
3. Лиса с журавлем подружились.
4. Лиса угощает журавля.
5. С тех пор дружба врозь.
6. Журавль угощает лису.
Ответ: 3, 2, 4, 1, 6, 5)
Проверка вместе с детьми на доске.
Отвечают на вопросы
Работа с пословицами
Выполняют задание на карточках.
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий
о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
Познавательные действия
Коммуникативные действия:
при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника
Регулятивные действия
Самостоятельная работа и проверка по эталон
По предложенному учителем плану, обучающиеся должны пересказать текст:
3. Лиса с журавлем подружились.
2. Лиса пригласила журавля в гости.
4. Лиса угощает журавля.
1. Журавль пригласил лису в гости.
6. Журавль угощает лису.
5. С тех пор дружба врозь.
Подготовка к пересказу и пересказ текста по плану
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Познавательные действия
Регулятивные действия
Коммуникативные действия:
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, рефлексию чувств и эмоций
Подводит итоги урока
Задает вопросы по содержанию урока.
Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности
Организует самооценку учебной деятельности.
Отвечают на вопросы
достижение необходимого уровня читательской
компетентности для продолжения образования, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
Коммуникативные действия
Регулятивные действия
Лиса и журавль — сказка о дружбе между хитрой лисичкой и умным журавлем. Журавль не смог полакомиться манной кашей, которую Лиса размазала по тарелке. Он пригласил ее к себе и угостил вкусной окрошкой, которую положил в кувшин с высоким горлышком. Теперь лиса не смогла доступиться до лакомства.
Лиса и журавль читать
Лиса с журавлем подружилась.Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.
Журавль стук-стук носом, стучал-стучал по тарелке, ничего не попадает.
Когда сердце горячее и сильно бьется, замерзнуть невозможно.
Пеппи Длинный Чулок
А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала.
Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.
Лиса и журавль — русская народная сказка
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
Лиса и журавль — русская народная сказка
— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла голодная. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Лиса и журавль: балаболкины истории
Лиса, журавль и заяц.
Едут на автобусе.
Автобус останавливается, выходит парень.
Водитель говорит: — Я вас не повезу, вам надо выйти.
Все выходят.
А парень садится в автобус.
Журавль: — Садись, парень.
Парень: — Я не сяду.
Я тебя, лиса, знаю, ты водила.
— Да ну, что ты!
— Садись, тебе говорят.
……..
Лиса спросила у журавля: «Ты самый умный в сове?
Я всегда считала, что ты очень мудрый!» «нет, я просто хитрый».
Лиса.
«А ты у нас очень хитрая», — сказал Журавль. —
«Я знаю, что мне делать!»
Он улетел в заросли, а через несколько минут вернулся с маленьким лисенком.
Журавль сказал: «Лис, вы вдвоем будете караулить около норки.
……..
Они дружат, но каждый день лиса ходит на охоту.
И вот однажды лиса увидела журавля и подумала: «Мне всегда было интересно, каков журавль на вкус». И она побежала в лес, поймала журавля, принесла его к себе домой и говорит маме:
— Мама, давай сделаем из него супчик!
— Не надо, доченька, он же такой маленький.
— Но он очень вкусный, я пробовала.
……….
Лиса, чтобы поймать журавля, решила подстроить ему западню — построила мост через болото и стала поджидать журавля у его перехода.
Вскоре увидел журавль лису, которая заманивала его в ловушку.
Он стал размышлять: «Лиса строит такой большой мост, неужели она думает, что я перейду по нему болото?»
И не стал переходить через болото.
Вместо этого перепрыгнул на ту сторону и скрылся в лесу.
……….
— Лиса, смотри, какой красивый журавль! — сказал журавль, глядя на лису.
— Да, очень красивый, только гадкий, противный и вредный! — ответила лиса, посмотрев на журавля.
……….
Однажды лиса, пролетая над болотом, заметила журавля, который, заметив ее, в испуге взлетел.
— Вот это я понимаю, крутой парень! — сказала лиса.
А журавлю, чтобы спуститься, пришлось пописать на дерево.
Когда спустя день он опять пролетал это место, то увидел, что дерево снова в моче.
Лиса решила, что это судьба и тоже стала жить на болоте.
………
Лиса собралась на охоту и легла вздремнуть, а Журавль ей говорит: — Ты с ума сошла!
Ты что не видишь как здесь темно?
— А я по памяти! — ответила лиса.
— Это как? — удивился Журавль.
Тут лиса вспомнила и сказала ему: — Послушай, Журавль!
У меня память как у рыбы, только я могу помнить все, что было со мной с самого детства.
……..
Жила-была Лиса.
И захотелось ей полетать.
Взлетела Лиса и полетела.
День летала, другой.
На третий день видит: журавль в окошке сидит, печальными глазами на Лису смотрит.
— Что ты смотришь? — спросила Лиса.
— Скучно мне…
— А я вот думаю, — сказала Лиса, — как из тебя, такого старого, сделать чучело и на ёлку повесить.
Журавль не растерялся.
………..
Лиса спрашивает: «Ты меня любишь?»
Журавль отвечает: «Всегда!»
Лиса говорит: «Я сейчас полезу на дерево, а ты меня съешь».
Журавлю деваться некуда, соглашается.
Лиса лезет на дерево.
Журавль не выдержал, сорвался и упал.
Пролетел над лисой и говорит: «Если ты меня любишь — перенеси обратно!»
— С удовольствием, — ответила лиса.
Перенесла.
……….
Однажды, журавли улетали на юг и с ними полетела лиса.
Долго она летела за журавлями, чтобы занять свое места в их стае, но журавль ее прогонял.
И как только журавль соглашался, лиса занимала его место.
Так она летая от журавля к журавлю, пока не устала и не отстала.
Прилетела и стала смотреть, чтобы журавль занял ее место в стае.
……..
Лиса, как и большинство животных, очень хорошо умеет притворяться.
Она притворилась, что хочет пить, а сама потихоньку съела журавля.
Но когда лиса поняла, что ее разоблачили, она притворилась, будто бы сейчас заплачет, чтобы журавль сам прибежал к ней.
Ну и конечно же, она съела его.
Так что журавль остался жив.
В конце концов, Лиса съела своего мужа.
………
В начале все идет хорошо.
Ты полностью поглощен лисой, но внезапно она исчезает в кустах.
Теперь ты пытаешься угнаться за журавлем.
Но лиса снова забежала в те же самые кусты и теперь журавли смотрят на тебя.
К чему бы это?
Это происходит во время грозы.
………
Лиса спросила, можно ли ей вместе с журавлем взлететь на дерево.
Журавлям было трудно объяснить таким, как лиса, что они не летают.
И тогда журавль сказал: «У вас на земле есть некоторые вещи, которые вы не можете понять, но есть также и те, которые вы просто не должны трогать».
………
В давние времена, еще до того, как люди научились делать посуду из глины, в лесу жил хитрый лис.
О себе он заявил, что он лучший мастер в этом деле.
Долго он ходил по лесу, предлагая свои глиняные изделия всем зверям и птицам.
Все смеялись над лисом, кроме одного журавля, который не только купил его изделия, но и научил лиса разным хитростям.
С тех пор лис приобрел славу искусного гончара.
……….
Лиса прыгает и кричит: «Я поймала журавля, я поймала журавля!»
Журавль тоже прыгает и, пытаясь поймать лису, в ответ кричит, как же она поймаааала!
Так они прыгали несколько дней, но потом лиса все-таки поймала журавля.
И после того, как они оба успокоились, журавль спросил лису: «Сколько у тебя детей?»
«У меня нет детей», — ответила лиса.
……..
Лиса увидела журавля, стоящего на одной ноге.
«Что с ним?» — спрашивает лиса. «когда он стоит на одной ноге, то занимает полностью весь объём в крыльях», — объясняет журавль.
Когда лиса это поняла, она стала использовать эту способность при своих полётах.
Теперь, когда лиса летает, её крылья занимают полностью весь объем в крыльях.
Лиса была этим очень горда!
……….
Они вместе уже несколько лет, и она всё никак не может решиться, чтобы перейти ему дорогу.
И вот однажды лиса видит, что журавль собирается взлететь, и говорит: «Я тебе перебегу дорогу».
Журавль согласился и лиса быстро перебежала ему дорогу.
Но только лиса начала бежать, журавль поднялся в воздух и полетел за ней.
Тогда лиса остановилась, подождала немного и снова сказала: «Я перебегаю тебе дорогу!»
ТЕМА УРОКА: «Русская народная сказка «Лиса
и Журавль».
ЦЕЛИ:
·
продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения;
·
вести одновременную работу над произведением и речью детей;
·
формировать литературоведческие представления, обеспечивающие
детям полноценное восприятие
произведения;
·
заинтересовать проблемой произведения;
·
учить находить новые краски в знакомом тексте;
·
учить хорошо ориентироваться в тексте, высказывать и отстаивать
свою точку зрения, суждения о произведении, выражать эмоциональное
отношение к прочитанному;
·
воспитывать любовь и уважение к русскому языку и народному
творчеству;
·
развивать навыки общения.
ХОД УРОКА.
1.
Повторение. Актуализация знаний.
Учитель.
(Под
музыку «В гостях у сказки».)
Много
жанров есть на свете:
Басня,
повесть и рассказ,
Но
с рожденья любят дети
Волшебство
и мир прикрас.
—
О каком жанре эта загадка?
—
Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки. Сказки
бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству?
Дети. Авторские
и народные.
—
Почему сказки называются народными?
(Народная
сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а
многих на протяжении целых столетий.)
—
Как создавались народные сказки? (ответы детей)
Обобщение
учителя:
— В долгие зимние вчера, когда за окном
мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или
рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что
было на самом деле, он привирал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил
его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю
своим детям или внукам, но кое-что внёс своё. Его внук через несколько лет
устно, пересказал сказку и тоже внёс в неё что-то своё. Таким образом, со
временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а
многих.
—
Какого вида сказки мы изучаем?
Дети. Сказки
о животных.
2.
Проверка домашнего задания.
1.
Подробный пересказ сказки «Кот, Лиса и Петух».
2.
Проверка задания: докажите, что эта сказка относится к виду
«сказки о животных»
Дети. Герои
этой сказки – зверь и домашние животные.
Сюжет действия строится, как цепочка событий.
Троекратные повторы встреч.
Есть песенка.
Звери имеют прозвища.
Много ласковых слов.
3.
Сообщение темы урока. Мотивация чтения.
—
Сегодня мы будем исследовать сказку, герои которой Лиса и Журавль.
Что
вы можете сказать об этих персонажах?
(Они очень разные, даже
внешне.)
—
Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем
думать, читая текст и прочитав его.
4.
Работа над содержанием сказки.
А)
Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.
—
Кто из героев сказки вам понравился и почему?
(Ответы детей разные.)
Б)
Целевая установка.
Давайте
перечитаем эту сказку и разберёмся, кто из вас прав.
В)
Перечитывание сказки по абзацам и анализ.
—
Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»?
(Ответы
детей)
Обобщение
учителя:
Только-
только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг
другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали.
—
Что значит покумились?
(Породнились
на крестинах ребёнка, стали кумовьями.)
—
Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слов «вздумала»?
-Как
Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.
-Как
же Лиса звала Журавля?
(По-доброму, как принято у
русских людей.)
—
Прочитайте 4 абзац.
—
Что приготовила Лиса? Почему?
(Сказка
давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)
—
А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете?
—
А что сделала Лиса?
—
Зачем она размазала кашу по тарелке?
( Чтобы гость не обжёгся.)
—
Как она угощала гостя?
(Подала
тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай,
голубчик-куманёк, сама стряпала»)
—
Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки?
(Лиса
задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси
правилам.)
—
Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку?
(Тогда, когда начали есть.)
— Прочитайте следующие два предложения.
—
Как ел Журавль? (Клевал)
—
А как едят другие птицы?
—
Знала ли об этом Лиса?
(Знала. Все птицы едят
одинаково – клюют.)
—
Как ела Лиса?
—
В чём была её оплошность?
(Лиса
увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» — и не заметила, что
Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)
—
Как могут вести себя разные люди, когда их обманули?
(
Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)
—
Как поступает Журавль?
(Он
не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису
поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)
Физкультминутка
—
Прочитайте следующий абзац.
—
Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?
—
Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет?
(УМЫШЛЕННО.)
—
Какое слово в этом абзаце подсказывает нам ответ?
(Приготовил.)
—
Прочитайте ещё раз, какими словами Лиса угощала Журавля?
—
Как Журавль угощал Лису?
(Предупредил, что никакого
другого угощения нет.)
—
Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?
—
Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения?
(Видел. Именно этого и хотел Журавль, он
это задумал.)
— Что почувствовала Лиса после такого
угощения? Давайте прочитаем дальше.
-Что
значит «взяла досада»?
—
Вы удивлены этому?
(Нет.
Кому приятно, когда над тобой насмехаются, пригласив в гости.)
—
Но ведь Журавлю тоже было обидно возвращаться домой голодным.
Да,
обидно. Только обида обиде рознь. Почему?
(Лиса
не умышленно обидела Журавля: она его угостить хотела.)
—
Но чего не учла?
(Что,
если приглашаешь гостя, надо знать его вкусы и возможности;
во
время приёма надо заниматься гостем, а не собой.)
— А как должен вести себя гость, если он
пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться?
(Культурно, искренне, честно.)
—
Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае?
Обобщение
учителя:
Тактично
обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность;
намекнуть,
что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог
бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось;
а
если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто
с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружиться.
—
Дочитаем сказку до конца.
—
Что значит «несолоно хлебавши»?
— В этих строках есть пословица.
Перечитаем её ещё раз.
«Как аукнется, так и откликнется».
— Объясните смысл пословицы.
—
Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. И в этой пословице
действительно заключена огромная мудрость. А к кому она обращена?
(К каждому из нас.)
— И, главное до того, как мы обидели
кого-то. Пословица прямо так и говорит каждому из нас: следи за собой, старайся
никого не обижать, даже случайно, потому что, если ты обидел, да, не дай бог,
не слишком умного и не очень культурного человека, он непременно отплатит тебе
ещё большей обидой.
Так что, если, как тебе кажется, кто-то
незаслуженно тебя обидел, подумай, в чём ты виноват, чем ты спровоцировал
обиду, которая вернулась к тебе.
5.
Обобщение.
—
А теперь вернёмся к началу нашего урока, там, где мы выясняли, кто из героев
этой сказки лучше. Как вы теперь ответите на этот вопрос.
(Оба
персонажа не хороши, неприятны.)
—
А что же их объединяет?
(Интерес
к самим себе и безразличие к тому, кто рядом.)
—
Народные сказки были придуманы очень- очень давно. А зачем они нужны нам
сегодня?
(Они
учат людей честности, трудолюбию, доброте.)
—
Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку? (ответы детей)
Обобщение
учителя:
Если в жизни случилась неудача, прежде
всего надо спросить себя: не я ли сам причина моих бед, не моё ли поведение
провоцирует эти беды.
Что мне нужно изменить в себе, чтобы не
было за себя стыдно, и окружающим стало со мной спокойно и хорошо.
6.
Чтение сказки по ролям.
7.
Итог урока.
—
Кому эта сказка была известна до урока?
—
Что нового вы открыли для себя уже в знакомом произведении?
8.
Домашнее задание.
Подробный
пересказ сказки «Лиса и Журавль».