Сказка про лису и птичку

Сказка лиса и тетерев коротенький рассказ о хитрости и обмане. обманщица лиса персонаж, известный в фольклоре своим плутовством.

Сказка Лиса и Тетерев – коротенький рассказ о хитрости и обмане. Обманщица лиса – персонаж, известный в фольклоре своим плутовством. Но сказка интересна тем, что находится другой хитрец. И к лисе возвращаются ее же уловки. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Лиса и Тетерев читать

Тетерев сидит на дереве. Голодная Лиса пытается лестью и обманом оттуда его сманить. Притворяется глухой, расточает льстивые речи – только б спустился Тетерев на землю. Дискутирует Тетерев с Лисой о гуманном указе, который запрещает животным обижать друг друга, но не верит Лисе. Чтобы от обманщицы избавиться, смышленая птица сообщает Лисе, что к дереву бегут собаки. Забыв о своих разглагольствованиях, Лисичка убегает подальше от греха. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Тетерев

Простой сюжет широко распространен в фольклоре и басенном жанре. Персонажи сказки наделены человеческими качествами: Лиса – хитрая и льстивая, Тетерев – осторожный. Смысл сказки Лиса и Тетерев заключается в том, что следует проявлять бдительность и находчивость, чтобы избежать неприятностей. Остроумная сказка показывает, что с обманщиком можно бороться его же оружием – обманом и хитростью. Чему учит сказка Лиса и Тетерев? Сказка учит быть осмотрительным.

Мораль сказки Лиса и Тетерев

Народная мудрость «На хитреца всегда отыщется хитрец» учит, что всегда можно перехитрить человека, который пытается вас заманить в западню. Мораль сказки Лиса и Тетерев учит эффективному способу борьбы с обманщиками.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Красное словцо, да ложь.
  • Обманщика вдвойне приятно обмануть.

Главные герои русской народной сказки «Лиса и тетерев» — хитрая лиса и осторожный тетерев. Лиса задумала поймать тетерева, но тот сидел высоко на дереве и был недосягаем. Тогда лиса стала нахваливать тетерева. Тот поблагодарил ее за доброе слово.

Но лиса притворилась, что плохо слышит и попросила тетерева спуститься с дерева на траву и поговорить с ней поближе. Осторожный тетерев отказался спускаться с дерева. Он сказал, что птицам на земле грозит опасность от разных хищных животных.

Тогда лиса придумала новую хитрость – она сказала тетереву, что вышел новый указ, по которому звери друг на друга не должны нападать. И теперь тетереву нечего бояться. Но тетерев лисе не поверил. Он решил проверить правдивость слов лисицы.

Тетерев, сидя высоко на дереве, сообщил лисе, что видит собак. Если бы нового указа не было, то лисе следовало бы поскорее скрыться. Но по новому указу ей собак можно не бояться. Однако лиса отговорилась тем, что собаки могут ничего не знать про новый указ и убежала прочь.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Лиса и тетерев» заключается в том, что не следует доверять словам и обещаниям хитрецов. По возможности такие слова надо проверять, что и сделал умный тетерев. Он напугал лису собаками и по ее реакции понял, что лиса сказала неправду.

Сказка «Лиса и тетерев» учит быть осмотрительным и осторожным и не поддаваться на лесть.

В сказке мне понравился тетерев. Он поступил очень продуманно, использовав слова, сказанные лисой, против нее самой. Тем самым тетерев избежал опасности быть схваченным рыжей плутовкой.

Какие пословицы подходят к сказке «Лиса и тетерев»?

Лисье племя только льстит да манит.
Бдительность сестра уму.
Доверяй, но проверяй.

A+

A-



Короткая сказка про хитрую лисичку и смышленого тетерева…(в пересказе Л.Н.Толстого)

Лиса и тетерев читать

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
- Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
- Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:
- Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:
- Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
- Или ты меня боишься? — сказала лисица.
- Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.
- Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
- Вот хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
- Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
- А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.
И убежала.

(Илл. В.Дударенко, изд. Новое знание, Минск, illustrators.ru)

Подтвердить оценку

Оценка: 4.9
/ 5. Количестов оценок: 103

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 5159 раз(а)

Другие русские сказки про животных

  • Петух и жерновцы — русская народная сказка

    Сказка про очень бедных старика и старуху. Хлеба не стало в доме, пришлось идти в лес за желудями. Однажды один из желудей упал в подполье и…

  • Как лиса училась летать — русская народная сказка

    Короткая сказка о том, как журавль учил лису учиться летать. Однако ничего хорошего от его уроков не вышло… Как лиса училась летать читать…

  • Журавль и цапля — русская народная сказка

    Сказка про журавля и цаплю, которые построили избушки по концам болота. Скучно стало журавлю, пошел к цапле свататься. Цапля отказалась, потом…

    • Волк и семеро козлят — русская народная сказка

      Сказка рассказывает про злого волка, который изменил голос, пробрался в дом козы и съел маленьких козлят. Но мама-коза сумеет спасти своих детей…

    • Лиса и журавль — русская народная сказка

      Лиса и журавль — сказка о дружбе между хитрой лисичкой и умным журавлем. Журавль не смог полакомиться манной кашей, которую Лиса размазала…

    • Зайкина избушка — русская народная сказка

      Зайкина избушка — это сказка о том, как хитрая лиса отобрала домик у зайки и никто не мог её выгнать из теплого домика. Однако, петушок…


    Огневушка-поскакушка

    Бажов П.П.

    feat ognevushka poskakushka1

    Сказка про волшебную девочку — сказочную Огневушку, она появилась работникам прииска из костра, стала танцевать, а потом около дерева исчезла. А была такая примета, где она исчезнет — там золото надо искать. Огневушка-поскакушка читать Сидели …

    Каменный цветок

    Бажов П.П.

    feat kamennyy tsvetok4

    Однажды появился у знатного мастера-резчика ученик Данила. Был он сиротой, худенький и болезненный, но мастер сразу приметил в нем талант и глаз верный. Повзрослел Данила, обучился ремеслу, но хотел познать тайну красоты, чтобы в камне …

    Малахитовая шкатулка

    Бажов П.П.

    feat malakhitovaya shkatulka2

    Девушке Танюшке досталась от отца малахитовая шкатулка с женскими украшениями. Мама надевала их несколько раз, но ходить в них не могла: и жмут они, и давят. Драгоценности были волшебные, они из Танюши еще одну Хозяйку Медной Горы сделали. Малахитовая шкатулка …

    Горный мастер

    Бажов П.П.

    feat gornyy master1

    Рассказ о верности и любви к близкому человеку. Девушка Катерина осталась одна, ее жених Данила пропал неизвестно куда. Все ей говорили, что надо забыть его, но Катерина никого не слушала и твердо верила, что он …


    Как мужик гусей делил

    Толстой Л.Н.

    feat kak muzhik gusej delil l tolstoj2

    Сказка про ловкого и смекалистого бедного мужика, который пошел у барина хлеба просить, а в благодарность зажарил барину гуся. Барин попросил мужика разделить гуся на всех членов его семьи. Как мужик гусей делил читать У …

    Про слона

    Житков Б.С.

    pro slona

    Как слон спас хозяина от тигра

    Житков Б.С.

    kak slon spas khozjaina ot tigra

    Один индус пошел в лес со своим слоном за дровами. Все шло хорошо, но вдруг слон перестал слушаться хозяина и стал прислушиваться к звукам. Хозяин рассердился на него и стал бить веткой ему по ушам. …

    Житков Б.С.

    kengura

    Однажды моряки отдыхали на берегу. Среди них был один здоровенный матрос, силы он был медвежьей. Решили матросы сходить в местный цирк. В конце выступления на арену вывели кенгуру в боксерских перчатках. Кенгура читать На парусном …


    feat stihi222

    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    feat stihi ded moroz2

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    stihi2

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    screenshot 2018 10 26 16.26.43 1

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 — Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    feat avtobus

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 — Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    feat tri kotenka15

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка — чёрный, серый и …

    3 — Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    feat jozhik v tumane3

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 — Яблоко

    Сутеев В.Г.

    feat iabloko8

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

Разделы:


Начальная школа

Цели:

  • Познакомить учащихся с русской народной
    сказкой, способствовать формированию целостного
    представления об основной идее сказки.
  • Развивать речь, словарный запас учащихся, учить
    сознательно и правильно читать, выделять
    главное, делать выводы.
  • Прививать интерес к народному творчеству, к
    народным сказкам.

Оборудование:
ИКТ, карточки, рисунки,
книжки.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок литературного чтения. Начнем с
5-тиминутного чтения.

Орфографически, орфоэпически, скороговоркой,
выразительно, как диктор.

II. Проверка домашнего задания.

Прочитайте свои загадки о животных, а мы
постараемся их отгадать.

Дома вы читали сказки: “Лиса и заяц” и
“Петушок-золотой гребешок”.

Какой из петушков тебе больше понравился?
Почему?

III. Работа над новым материалом.

Ребята, отгадайте, а о ком сегодня мы будем
говорить?

ИКТ: картинки лисы и тетерева. (Приложение
1).

Правильно, о лисе и тетереве.

Русская народная сказка “Лиса и тетерев”.

Давайте вместе выберем для этой книги
иллюстрацию на обложку.

Посмотрите на доску. Какая иллюстрация больше
подходит для этой сказки?

(Выбор учащихся)

Почему эту иллюстрацию выбрали? Мне нравится
ваш выбор. Молодцы.

Физкультминутка для глаз.

IV. Словарная разминка.

Перед чтением сделаем словарную разминку. (Приложение 2).

Те-те-рев

Те-те-ре-ви-ный (что?)

Те-те-ре-во-чек (когда так говорим?)

Те-те-ре-вё-нок (кто?)

Кто знает, что означает слово УКАЗ?
(Приложение 3).

Указ — распоряжение, постановление высшей
власти.

V. Первичное чтение — учителем.

Как называет лисица тетерева, прочитайте.

Тетеревочек, дружочек.

VI. Рассказ о тетереве.
(Подготовленный
ученик рассказывает про тетерева).

Что вы знаете о тетереве? Даша нам немного
расскажет о нём.

VII. Физкультминутка.

(Алёна — все о тетереве, да о тетереве, а я хочу
проверить ваше внимание, давайте сделаем зарядку
на внимание. “Делай так — не делай так”.)

VIII. Работа по содержанию.

Что делала лиса, чтоб тетерев спустился на
землю?

Притворилась глухой

О каком указе говорит лиса?

Что все звери живут дружно, никто никого не
трогает.

Поверил ли тетерев, что такой указ появился?

Зачем он сказал лисе о собаках?

Проверить лису, правду говорит или нет.

Почему тетерев не просто лисе сказал о
собаках, а добавил, если бы всё по-старому, тебе бы
уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

IХ. Работа в группах.

Закрепим наши знания.

  • 1 гр.- выбирает пословицу к сказке (5уч.) (Приложение 5).
  • 2 гр. — собирает мозаику — сказке (5уч.), (Приложение
    6).
  • 3 гр. — находите эпитеты к лисе, какая она в
    сказке(5уч.),

Сказка «Лиса и тетерев» очень похожа на басню. В ней рассказывается о хитрой лесе, которая хотела обмануть тетерева и уговорить спуститься с дерева, чтобы скушать птичку. Но тетерев не только не поддался на обман, но и сам перехитрил рыжую.

Сказка Лиса и тетерев скачать:

Сказка Лиса и тетерев читать

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

Спасибо на добром слове, — сказал Тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

Фото

ДЕВОЧКА И ЛИСА

СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ЗАГАДКИ ПРО ЛИСУ

Фото

Русский народ сложил много сказок, пословиц и загадок про лису.

Народ называет лису: Лиса Патрикеевна, лисица-красавица, лиса — масляна губица, лиса кумушка, Лисафья.

Хитрая лиса думает всегда о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо.

Лиса и притворщица, и воровка, и обманщица; она злая, льстивая, злопамятная, ловкая, жестокая.

Но бесчисленные проделки и проказы лисы не всегда приносят ей удачу.

Перед умными и храбрыми и лиса попадает впросак.

Рисунки И. Кузнецова

Фото

ЛИСА И РАК

Лиса говорит раку:

— Давай перегоняться!

— Что ж, лиса, давай.

Начали перегоняться.

Лиса побежала, рак уцепился лисе за хвост.

Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит:

— А я уж давно тут тебя жду.

Фото

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ

Лиса с журавлём подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.

Пошёл журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, голубчик — куманёк, — сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела.

Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманёк! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

— Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.

Фото

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и этак, и лизнёт его, и понюхает-то — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюёт себе да клюёт, пока всё не съел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

Фото

ЛИСА И КОЗЁЛ

Бежала лиса, на ворон зазевалась и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже. Сидит лиса, горюет. Идёт козёл — умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает. Заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:

— Что ты там, лисонька, поделываешь?

— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. — Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо. Водицы холодненькой — сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

— Хороша ли вода-то? — спрашивает козёл.

— Отличная! — отвечает лиса. — Чистая, холодная. Прыгай сюда, коли хочешь: здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил, а она ему:

— Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.

Фото

Вскочила лиса козлу на спину, со спины — на рога да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Фото

ЛИСИЦА И ТЕТЕРЕВ

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает? — сказала лисица. — Может, они указа не слыхали.

И убежала.

Фото

ЛИСА И ДРОЗД

Дрозд на дереве гнёздышко свил, яички снёс и вывел детёнышей. Узнала про это лисица. Прибежала и — тук-тук хвостом по дереву.

Выглянул дрозд из гнезда, а лиса ему:

— Дерево хвостом подсеку, тебя, дрозда, съем и детей твоих съем!

Дрозд испугался и стал просить, стал лису молить:

— Лисонька-матушка, дерева не руби, детушек моих не губи! Я тебя пирогами да мёдом накормлю.

Фото

— Ну, накормишь пирогами да мёдом — не буду дерева рубить!

— Вот пойдём со мной на большую дорогу.

И отправились лиса и дрозд на большую дорогу: дрозд летит, лиса вслед бежит.

Увидел дрозд, что идут старуха со внучкой, несут корзину пирогов и кувшин мёду.

Лисица спряталась, а дрозд сел на дорогу и побежал, будто лететь не может: взлетит от земли да и сядет, взлетит да и сядет.

Фото

Внучка говорит бабушке:

— Давай поймаем эту птичку!

— Да где нам с тобой поймать!

— Как-нибудь поймаем. У ней, видать, крыло подбито. Уж больно красивая птичка!

Старуха со внучкой поставили корзину да кувшин на землю и побежали за дроздом.

Отвёл их дрозд от пирогов да от мёду. А лисица не зевала: вволю пирогов да мёду наелась и в запас припрятала.

Взвился дрозд и улетел в своё гнездо.

А лиса тут как тут — тук-тук хвостом по дереву:

— Дерево хвостом подсеку, тебя, дрозда, съем и детей твоих съем!

Дрозд высунулся из гнезда и ну лисицу просить, ну лисицу молить:

— Лисонька-матушка, дерево не руби, детушек моих не губи! Я тебя пивом напою.

— Ну, пойдём скорей. Я жирного да сладкого наелась, мне пить хочется!

Полетел опять дрозд на дорогу, а лисица вслед бежит.

Дрозд видит — едет мужик, везёт бочку пива.

Дрозд к нему: то на лошадь сядет, то на бочку. До того рассердил мужика, тот захотел убить его. Сел дрозд на гвоздь[1], а мужик как ударит топором — и вышиб из бочки гвоздь. Сам побежал догонять дрозда.

Читать дальше

Сказка про мартышку, которая каждую ночь мерзла под сильным и холодным дождем и мечтала, что днем она построит теплый и уютный дом. Но наступало утро, светило солнце и обезьяна про все забывала.

Мартышкино завтра - Заходер Б.

Тот, кто не был в Африке,
Пусть не забывает:
Иногда и в Африке
Холодно бывает!

Можно даже в Африке
Промокнуть под дождём,
Зверю даже в Африке
Нужен тёплый дом…

Есть у всех животных
В Африке жильё.
Разное, конечно.
Каждому — своё.

У кого — домищи,
У кого — домишки,
Нету дома только
У одной Мартышки!

Мартышкино завтра - Заходер Б.

I

Наступила в Африке
Грустная пора:
Ливень так и хлещет,
Льёт как из ведра.

Льёт без остановки,
Льёт без передышки.
Плохо в это время
Маленькой Мартышке!

Прячутся все звери
Дома в эту пору:
Кто сидит в пещере,
Кто забрался в нору,
Кто в гнездо забился,
Кто залез в дупло.
Хорошо им дома
Сухо и тепло.

Плохо, очень плохо
Маленькой Мартышке!
Ручки посиневшие
Спрятала под мышки,
Съёжилась на ветке,
Кашляет, чихает…
А свирепый ливень
Всё не утихает!

Есть и у Мартышки
Кой-какой умишко.
«Что же я так мучаюсь?
Думает Мартышка.
Виновата в этом
Только я сама!
Ведь у всех соседей
Есть свои дома!

Мартышкино завтра - Заходер Б.

Я одна бездомная.
Это даже странно!
Как-никак, а всё же
Я ведь обезьяна,
Я же человеку
Близкая родня!
Будет непременно
Дом и у меня!

Я получше прочих
Дом себе построю,
Толстою корою
Я его покрою!

Будут в доме окна,
Будут в доме двери,
Будут мне завидовать
Все лесные звери!

До чего же хочется
Жить в своей квартире!
Руки так и чешутся,
Сразу все четыре.

Мне уже на месте
Больше не сидится!
Но, конечно, ночью
Строить не годится.

Вот настанет завтра
Светлая пора,
Я возьмусь за дело
С самого утра!»

Так всю ночь Мартышка
Думала, мечтала…
Наконец и утро
В Африке настало.

Встала и Мартышка,
Кое-как согрелась,
Кое-как умылась,
Напилась, наелась.

— А теперь, — сказала,
Мы займёмся домом!
Только я сначала
Забегу к знакомым.

Нанесу им краткий
Дружеский визит.
Дом — такое дело:
Он не убежит!

Мартышкино завтра - Заходер Б.

А знакомых в Африке
Мно-о-ого у Мартышки!
Всех не нарисуешь,
Не опишешь в книжке.

В десять мест Мартышка
Разом поспевает,
Всех, кого ни встретит,
В гости зазывает:

— Эй вы, звери, птицы!
Завтра дом построю!
Будем веселиться,
Будет пир горою!

Завтра новоселье
В доме у Мартышки!
Музыка и танцы,
Пироги и пышки!

Мартышкино завтра - Заходер Б.

Приходите в гости
Все, кому охота!
Позвала Тушканчика,
Жирафа, Бегемота,
Зебру, Антилопу,
Мышку и Слона
Всех, кто не кусается,
Позвала она.

Даже Черепаху
В гости пригласила
И без опоздания
Приходить просила,
Чтобы не успел
Остыть пирог капустный,
Очень-очень-очень,
Очень-очень вкусный.

Мартышкино завтра - Заходер Б.

Та дала ей честное
Черепашье слово
Быть без опоздания
Ровно в полшестого.

И Мартышка с нею
Ласково простилась.
Смотрит — вот так штука!
Солнце закатилось…

Обложили небо
Тучи грозовые,
И стучат по листьям
Капли дождевые…

Мартышкино завтра - Заходер Б.

И опять на ветке
Зябнет обезьяна,
Кое-как прикрывшись
Листьями банана;

Кашляет, чихает,
Тяжело вздыхает:
«Как же это вышло,
Ты скажи на милость?

И зачем я с ними
Так заговорилась?
В болтовне, известно,
Никакого проку!
Ну, да ладно!
Завтра дом поспеет к сроку».

II

Мартышкино завтра - Заходер Б.

Вновь настало утро.
Солнышко пригрело.
От жары Мартышка
Сразу разомлела…
Жмурится на солнце
И вставать не хочет.

Рядом птичка Ткачик
У гнезда хлопочет,
А внизу Мышата
Ловко ямку роют,
Малыши Термиты
Тоже что-то строят,
Палочки, былинки
Тащат деловито…

— Эй! — кричит Мартышка.
Эй вы там, Термиты!
Что вы суетитесь,
Бедные козявки?
Разве вам не хочется
Полежать на травке?

— Некогда, сестрица!
Надо торопиться!
Мы свой домик строим,
Нам нельзя лениться!

— Дом? В жару такую?
Да кому он нужен?
Надо бы бананов
Поискать на ужин,
Да и то успею
Как-нибудь потом,
Ночь спала я плохо,
Отосплюсь-ка днём…

Сон Мартышке снится,
Снится новоселье,
Будто бы в разгаре
Общее веселье,
Птичий хор выводит
Звучные рулады,
Весело играют
Скрипачи Цикады…

Мартышкино завтра - Заходер Б.

Хорошо играют!
Прямо как по нотам!
А она, Мартышка,
Пляшет с Бегемотом!

Между тем и гости
Собрались к Мартышке:
Прискакал Тушканчик,
Прибежали Мышки,
Бегемот притопал,
Прилетели Птахи,
Словом, все явились,
Кроме Черепахи.

Где же дом Мартышкин?
Нету и в помине.
А сама хозяйка,
Словно на перине,
Спит на верхней ветке
Дерева Модуба
И храпит с присвистом
Слушай, коли любо!

Мартышкино завтра - Заходер Б.

Гости удивились,
Не поймут, в чём дело.
— Может быть, хозяйка
Сильно заболела?

— Эй, Жираф, послушай,
Ты ведь всех длиннее,
Разбуди Мартышку,
Побеседуй с нею!

— Милая Мартышка,
Я прошу прощенья,
Вы не отменили
Ваше приглашенье?

Говорит Мартышка,
Не смутясь нимало:
— Что вы! Приглашенья
Я не отменяла.

Но ведь я сказала:
Завтра приходите,
А теперь — сегодня,
Так что погодите!
Приходите завтра!
Кажется, понятно!

Мартышкино завтра - Заходер Б.

Постояли гости
И пошли обратно.
Прозвучал сердитый
Голос Бегемота:

— По домам, ребята!
Ну её в болото!
— Да, уж это слишком!
— Вот и верь Мартышкам!
— Видно, от Мартышки
Не дождёшься пышки!

А она, бесстыдница,
Только веселится:
— Как бы мне от смеха
С ветки не свалиться!

До чего я ловко
Всех перехитрила!
При-и-ходите за-а-автра,
Я же говори-и-ла-а!

Ожила Мартышка!
Не узнать Мартышку
Как она по Африке
Носится вприпрыжку!

С дерева на дерево
Ей везде дорога…
То гримасы корчит,
Дразнит Носорога,
То хвостом зацепится,
Знай себе качается:
Гляньте, мол, как здорово
Это получается!
То опять несётся
В новые места.
Весело живётся!
Просто красота!

Как-то незаметно
Время пролетело,
Как-то незаметно
Небо почернело.
Молния сверкнула,
Прокатился гром…

Мартышкино завтра - Заходер Б.

Охнула Мартышка:
— Батюшки, а дом?
Дома так и нету!
Так и нету дома!
А кругом всё страшно,
Дико, незнакомо.

Тьма всё гуще, гуще,
Дождь всё чаще, чаще,
Хищники ночные
Где-то бродят в чаще.
Лев рычит голодный,
Словно гром грохочет,
Злобная Гиена
Плачет и хохочет…

Мартышкино завтра - Заходер Б.

— Ой, — пищит Мартышка,
Мне сегодня крышка!
Надо добираться
До знакомых мест
Тут меня, конечно,
Кто-нибудь да съест!

Вы бы поглядели,
Как она помчалась!
Так ещё ей в жизни
Бегать не случалось!

С дерева на дерево
Дикими прыжками,
Так и гнутся ветки
Под её руками,
Так её и хлещут
По лицу лианы,
Так и рвут колючки
Шкуру обезьяны!

Сердце так и бьётся,
Началась одышка…
Кто-то вдруг как крикнет:
— Эй, постой, Мартышка!

Мартышкино завтра - Заходер Б.

Бедная Мартышка,
Задрожав от страха,
Шлёпнулась на землю
Со всего размаха!

Встала, отряхнулась…
Робко оглянулась…
Кто же перед нею?
Тётка Черепаха!

— Я не опоздала?
Где же дом?
Где гости?
Где пирог?

Мартышка
Плюнула со злости:
— Ты ещё смеяться
Надо мной,
Мартышкой?
Получай!
И в гостью
Запустила шишкой…

Мартышкино завтра - Заходер Б.

— Что же было дальше?
Спросят у меня.
— Так и ждёт Мартышка
Завтрашнего дня.

Будет ли когда-нибудь
У Мартышки дом?
Говоря по совести,
Верится с трудом!

* * *

Мартышкино завтра - Заходер Б.

Посвящаю книжку
Своему сынишке,
Чтобы он поменьше,
Подражал Мартышке!

(Илл. Лосина В.)

image_pdfimage_print

Игра с маленькими игрушками и вправду похожа на постановку спектакля: куколки, солдатики, зверюшки, машинки – это персонажи. Что-то с ними по воле ребенка происходит: они существуют в сюжетном поле, которое ребенок придумывает «здесь и сейчас». Если вы ненавязчиво понаблюдаете за игрой ребенка и обнаружите, что внутри его игры происходит нечто сложное, «закрученное», что игрушки вступают между собой в разные отношения, разговаривают, – значит, прочитанные вами с ребенком книжки «работают», понимание развивается.

Механизмы, порождающие режиссерскую игру, очень напоминают механизмы сочинительства. И то и другое – из области творчества. Конечно, ребенок играет «для себя», без учета зрителей. Поэтому мы и называем эту деятельность игрой: в ней процесс важнее результата. Точнее, процесс здесь и есть результат. Но по тому, как возникает сюжет, как он развивается, как включаются в него игрушки и предметы, получая имена и роли, наделяясь определенными качествами, режиссерскую игру вполне можно считать прообразом художественного текста. Это таинство сродни сочинению сказки или рассказа. Иногда случаются даже целые «повести».

В бытность свою учителем я обратила внимание на одну закономерность: лучше всех писали сочинения те дети, которые в дошкольном детстве интересно играли в «режиссерские» игры. Поэтому я считаю, что уровень развитости детской режиссерской игры, степень ее сложности может быть показателем способностей ребенка к сочинительству.

На формирование режиссерской игры оказывают влияние разные факторы. Но чтение – один из важнейших. Именно чтение художественных текстов.

Сказка про лису и птичкуСоветская психологическая школа учила нас, что детская игра «отражает» жизнь, что она по природе своей социальна. Ребенок переносит в игру реалии окружающей жизни. Отсюда «хрестоматийные» сюжеты детских игр – «в больницу», «в магазин», «в дочки-матери», «в машинки», которые описаны в учебниках советской психологии и педагогики. (Сюжеты из сферы обслуживания – если применять сегодняшние характеристики.) В играх современных детей все чаще встречаются персонажи из мультфильмов, кинофильмов и компьютерных игр. Это неоспоримый факт. Это, что называется, «строительный материал» для игры.

Но сложные игры и интересные сюжеты возникают не как социальная калька: пришел – увидел – поиграл. Из реальной жизни (а также из телевизионной и компьютерной) дети черпают темы, роли, отдельные действия, может, быть, двух-трехходовую последовательность действий: «врач» послушал больного трубочкой, велел ему открыть рот и сделал укол. «Мама» сварила суп из цветочков, налила из кастрюльки в тарелочку и покормила дочку. Однако это еще нельзя назвать сюжетом. Безусловно, мы радуемся, обнаруживая, что малыш кормит свои игрушки и что-то при этом приговаривает. Мы отмечаем, что он использует для этого игрушечную посуду или предметы-заменители, т.е. создает «образ» известного ему действия, заменяет его знаком. Игрушечная посуда – это «знак» настоящей посуды, то, что по сути посудой не является, а только ее обозначает. Для двухлетки это важное достижение.

Сказка про лису и птичкуРежиссерская игра становится полноценной после трех лет, когда дети уже не просто подражают увиденным действиям других, а начинают сочинять – придумывать сюжеты, трансформировать в соответствии с этими сюжетами персонажей. В такой игре непременно есть события и конфликты. Причем события должны развиваться, а конфликты решаться.

Игровой сюжет – это не заимствованная, а именно придуманная, самостоятельно созданная конструкция. На самом деле, «позаимствовать» сюжетную конструкцию из реальной жизни крайне сложно. В реальной жизни мы лишены возможности увидеть ее «сюжет» целиком, и даже вообще воспринять его как сюжет. Мы находимся внутри ситуации и похожи на актеров во время киносъемок: в одном эпизоде снялись, в другом, но общий замысел нам не понятен. Мы не знаем, что получится в результате. Чтобы целое нам открылось, жизненный спектакль должен «закончиться».

Художественная литература для этого и существует. Благодаря чтению мы получаем возможность отстраниться от самих себя, раздвоиться: я отождествляюсь с книжным героем, и в то же время слежу за этим героем как зритель, получая возможность пережить его (свой возможный) трагический конец или счастливую развязку событий.

В общем, с сюжетными конструкциями ребенок встречается вовсе не в быту. Он встречается с ними в художественной литературе.

Художественный текст поставляет ребенку материал в форме, родственной самой игре. И дело не в том, что ребенок заимствует из текста персонажей, реплики, обстоятельства. С этой точки зрения и книжка, и быт, и кино равноправны. Но из художественного текста ребенок усваивает способ действий автора: способы «плетения» сюжета, способы «построения» персонажей, способы их придумывания. Художественный текст учит, показывает, как создавать символическое пространство.

Примерно так же ребенок перенимает образцы поведения у более старших в других ситуациях. Старшие что-то строят в песке. Малыш рядом. Можно говорить ему: делай так или так. А можно не говорить. Просто строить и строить день за днем у него на глазах, заселять в пещеры зверюшек, возить по тоннелям машинки. Глядишь – и малыш тоже роет тоннель, наполняет ямку водой, запускает туда игрушку. Старшие рисуют. И младший в какой-то момент начинает им подражать – без всякого побуждения со стороны.

Сказка про лису и птичкуПодражание лежит в основе социализации. Но подражает ребенок не только элементарным вещам (к примеру, очевидным, «наглядным» действиям). Он усваивает то, что психологи называют «моделями поведения». Мы напрасно полагаем, что учим ребенка исключительно тому, чему учим. Мы напрасно полагаем, что ребенок воспринимает нас глазами, ушами и руками и что мы всё знаем про восприятие. Нет. Ребенок еще усваивает и то, как мы его учим: способы давления на него, которые мы используем, способы мышления, способы расслабления. Не на сознательном уровне, конечно. Но то, что мы демонстрируем ребенку (по собственной воле или помимо нее), то, что он «считывает» не очень понятным нам образом, складывается в тайные чуланчики психики (можно называть их «бессознательным», «подсознательным», «неосознанным»). Этот «материал» затем используется для формирования его собственного поведения. Бессознательным усвоением моделей поведения, объясняется, к примеру, неизживаемость некоторых «семейных традиций» – когда из поколения в поколение воспроизводятся одни и те же формы взаимодействия с близкими, одни и те же способы давления, одни и те же способы обучения младших. Как сказала мне одна мама, «помню, как меня заставляли читать и как мне это не нравилось. Но теперь ничего не могу с собой поделать: рука так и тянется к букварю».

То есть усваивается не только то, что «лежит на поверхности». Но и то, что спрятано в глубине. В данном случае – в глубине художественного текста.

***
Маленький ребенок обучается совсем не тогда, когда мы взмахиваем красным флажком и даем ему команду «учись!». Великий российский психолог Лев Выготский считал, что дошкольники вообще не могут учиться по составленным взрослыми программам. По одной простой причине: у них еще не сформирована произвольность. Их внимание (без которого невозможно восприятие) управляется интересом, удивлением, любопытством. Иными словами, в основе детского восприятия лежит эмоция. Она важна и для школьника. Но в дошкольном возрасте главенствует. Эмоции – это локомотивы, доставляющие ребенку вагоны с информацией.

Художественный текст обращается к эмоциям. Он завораживает, «забирает» внимание. Но эмоциональный локомотив тащит за собой и многое другое. К примеру, образцы высокой, сложно организованной речи. Более сложный язык подразумевает более сложную работу понимания, развивает понимание. При этом грамматику, способ речевой организации ребенок усваивает без специального объяснения правил.

И, повторюсь, так же через художественные тексты он усваивает способ построения символического пространства.

Поэтому желание ребенка слушать сорок раз одну и ту же книжку работает на развитие игровых способностей (способностей сочинять): текст не просто запоминается – усваивается еще и как он сделан. Отсюда скрупулезное внимание ребенка к деталям. Он не допускает пропусков, искажений: «Ты не так читаешь! Читай правильно!»

И именно поэтому ребенку полезно слушать волшебные народные сказки: в них легко нащупывается структура, из них легко усвоить «грамматику» символического пространства – в силу того, что она с небольшими изменениями воспроизводится от сказки к сказке. А для ребенка крайне важно иметь устойчивые образцы для подражания.

Вот так и оказывается, что на игру можно взглянуть как на прообраз письменной речи. А на художественные тексты – как на главный питательный источник такой игры.

Сказка про лису и птичку

***
Если чтение и игра так связаны, то мы вправе ожидать наглядных подтверждений этой «связи». Мы желаем обнаружить в детской игре «следы» прочитанных книг: прочитали ребеночку сказку про лису – и ждем, что лиса тут же появится в игровом сюжете. Прочитали про бедную птичку – и ждем, что ребенок тут же придумает операцию по ее спасению.

Но режиссерская игра – дело тонкое, интимное. И дети совсем не обязаны что-то нам демонстрировать, не обязаны говорить «близко к тексту», не обязаны воспроизводить сказочные сюжеты.

Мы вообще можем не обнаружить в детской игре заметных следов прочитанных книг. Вернее, можем их не распознать. Случается, что персонажи и сюжеты, пройдя через сито детского переживания, так неузнаваемо изменяются, что их сразу и не признаешь. От них может остаться только имя, устойчивое выражение, деталь или сюжетный ход. К примеру, мой младший сын в четырехлетнем возрасте постоянно сочинял истории про Бармалеечку. Этот Бармалеечка то в кармане у него сидел, то терялся, то обижался. Имя «Бармалеечка» было явно заимствовано у страшного людоеда из сказки про Айболита, но трансформировано в уменьшительно-ласкательное и присвоено персонажу с совершенно другим, «альтернативным» характером.

Допытываться, как и почему у кого-то в кармане завелся «Бармалеечка», все равно что выяснять, откуда в райском саду взялся Змей. (Один катехизатор на этот вопрос с раздражением ответил: «Откуда-откуда! Приполз!») Но мы знаем, что у детей во время слушания сказок, кроме всего прочего, еще и формируются защитные механизмы, необходимые для преодоления страхов. Собственно, просьбы детей почитать им «страшную сказку» этим и объясняются. Страхи – вещь серьезная. Каждый из нас в течение жизни обзаводится своим набором страхов. И они бы нас «съели», не умей мы им противостоять. А этому надо учиться. Точно так же, как надо учиться падать.

Возможно, трансформация Бармалея в Бармалеечку и есть наглядный пример преодоления страха: когда страшный образ «приручается» ребенком. Бармалей – страшный, ужасный. Он опасен. С ним нужно бороться. Его нужно победить. И я, ребенок, побеждаю его очень хитрым способом: «превращаю» в маленькое, уязвимое существо, нуждающееся в моей защите. Он становится моим другом и спутником жизни.

Иными словами, Бармалеечка – результат работы переживания услышанного (прочитанного ребенку вслух) – причем отсроченной работы. И косвенный признак осмысления текста в логике ребенка.

Марина Аромштам

  • Сказка про лису и зайца избушка лубяная а у лисы ледяная текст
  • Сказка про лису и скалочку читать
  • Сказка про линии для детей
  • Сказка про лисенка людвига
  • Сказка про летающий корабль