Сказка про лису алису и грязную норку

Сказки про лису интересный сборник фольклорных и авторских историй о жизни и приключениях рыжей плутовки. лисица в произведениях обычно

182 3233

Сказки про лису — интересный сборник фольклорных и авторских историй о жизни и приключениях рыжей плутовки. Лисица в произведениях обычно занимает место отрицательного персонажа, однако она неизменно очаровывает собой читателя сказки. Внешность лисы, её ум, сообразительность, обаяние и умение обернуть любую ситуацию в свою пользу вызывают восхищение слушателей сказки. Произведения о лисице научат детей быть осторожным, замечать лесть и злобный умысел под маской добра.

  • 1001 247

    Лисичкин хлеб

    «Лисичкин хлеб» — сказка Михаила Пришвина, знакомая многим детям. Рассказ ведётся от имени охотника, который приносит дочке Зиночке разные подарки из леса. Однажды он принёс тетерева, ягоды, травы, а под ними нашлась засохшая…

  • 344 157

    Лиса и журавль

    «Лиса и журавль» — русская народная сказка о животных, любимая многими детьми. В ней повествуется, как подружились лисица и журавль, стали навещать и угощать друг друга. Первым в гости пришёл журавль к лисе, но недаром её…

  • 1902 137

    Серая шейка

    Сказка Серая Шейка Д. Н. Мамина-Сибиряка любима с детства многими ребятами. Это удивительная история маленькой уточки. Она не сумела отправиться на юг вместе с семьей: Лиса сломала ей крыло. Серая Шейка осталась в одиночестве…

  • 268 266

    Лиса и тетерев

    Лиса и тетерев — сказка русского народа, любимая не одним поколением детей. В ней говорится про то, как лиса пытается обманом выманить тетерева с древесных ветвей, на которых он сидит, на землю. Лисица рассказывает тетереву…

  • 3 1052

    Лисичка со скалочкой

    Лисичка со скалочкой — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней плутовка на дороге находит обыкновенную скалку. Какую выгоду она извлечет из этой находки? Узнайте вместе с детьми из небольшой…

  • 261 1238

    Кот и лиса

    Кот и лиса — русская народная сказка, которую любят слушать, читать и перечитывать дети и взрослые. В ней рассказывается о коте-проказнике. Он так досаждал своему хозяину, что тот оставил его в лесу. Пропадет ли там домашний…

  • 1758 149

    Тараканище

    Тараканище — произведение Корнея Чуковского, которое любят и взрослые, и дети. В нём ведётся рассказ о том, как маленькая «букашечка» преградила путь животным и птицам, привела в ужас всё царство зверей. Внезапно львы, носороги…

  • 1447 2993

    Лиса и заяц

    Лиса и заяц — произведение русского народа, которое с удовольствием перечитывают дети разных возрастов. В нем рассказывается о двух лесных соседях, лисе и зайце. Когда лисица использовала для строительства своего жилища…

  • 269 239

    Лисичка-сестричка и волк

    Лисичка-сестричка и волк — сказка русского народного фольклора, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается, как лиса обманула старика и волка. Серый хищник даже повторно попался на её лукавые речи…

  • 1446 146

    Лиса и волк

    «Лиса и волк» — русская народная сказка, на какой выросла не одно поколение детей. В ней говорится о приключениях лисы и волка. Лиса однажды притворилась мёртвой посреди дороги, чтобы украсть рыбу у старика. Она скинула…

  • 1304 313

    Лис и мышонок

    «Лис и мышонок» — сказка Виталия Бианки, любимая детьми и взрослыми. В ней показан диалог Лиса и Мышонка. Рыжему хищнику интересно, отчего у собеседника нос в земле. Мышонок отвечает, что рыл норку. Зачем ему понадобилась…

  • 740 155

    Под грибом

    Под грибом — сказка В. Сутеева, знакомая многим детям по мультфильму с тем же названием. В ней главными героями выступают животные. Во время дождя они ищут под грибом спасения. Поначалу им тесно, но потом муравей, бабочка…

  • 267 288

    Лиса и рак

    Лиса и рак — русская народная сказка, которой восхищаются дети и взрослые не одну сотню лет. В ней говорится, как Лиса и Рак однажды решили узнать, кто из них быстрее бегает. Кто победит в споре? Прочтите вместе с детьми…

  • 5141 3116

    Лев и лис

    Лев и лис — азербайджанская народная сказка, которая актуальна и для взрослых. В ней показано, как лев встретил голодного лиса. Благородное сердце царя зверей не позволило ему пройти мимо лисьего горя. Лев принес лису собственную…

  • 1330 3512

    Хитрый Лис и умная Уточка

    Хитрый Лис и умная Уточка — короткая сказка Виталия Бианки, которая будет понятна и малышам. В ней лис желает перед отлетом птиц полакомиться утиным мясом. Он отправился к озеру и даже схватил одну из уточек, которая чистила…

  • 6323 387

    Топтыгин и лиса

    Топтыгин и лиса — потешная сказка Корнея Чуковского в стихах, которая нравится ребятам уже больше полувека. В ней идёт речь о том, что медведь очень хотел себе хвост. Доктор Айболит пообещал Мишке в этом помочь, а хитрая…

  • 977 208

    Лиса и медведь

    Лиса и медведь — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней идёт речь о том, как старая лиса попросилась к медведю на житьё. Косолапый добряк пустил лисицу к себе, не обижал ни в чём, кормил…

  • 1183 1707

    Лиса, заяц и петух

    «Лиса, заяц и петух» — русская народная сказка, знакомая и любимая многими детьми с ранних лет. В ней показывается история двух лесных соседей, лисы и зайца в своих избушках. Что случилось с жилищем рыжей плутовки, когда…

  • 1177 224

    Кот, петух и лиса

    Кот, петух и лиса — сказка русского народа, любимая многими детьми. В ней говорится, как живут старик с котом и петушком. Когда хозяин уходит на работу, кот носит ему еду, а петух остаётся дома. Это подмечает лиса и приходит…

  • 1418 263

    Лиса и козел

    Лиса и козел — русская народная сказка, с которой стоит познакомить своих детей. В нём рассказывается, как лисица попала в колодец, где было не слишком много воды. Сумеет ли рыжая плутовка выбраться из своего плена, как…

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас в детском саду! Как же вы за лето все очень подросли!! А ну-ка, потянули-потянули ручки вверх-покажите как вы выросли!!! Вооот какими большими все стали!!!

И, наверное, все поумнели и знаете какой сегодня праздник…. Правильно! День знаний! Сегодня начинается новый учебный год. Пусть этот год будет для вас увлекательным, интересным и принесет вам новые знания, открытия и новых друзей!

                                Звучит музыка, появляются Мальвина с Буратино

Буратино: (убегая от Мальвины)Не хочу! Не буду! Зачем мне эти знания! Эти занятия..

 Мальвина: (поучительно ,помахивая Азбукой) Уважаемый Буратино! Знания в нашей жизни никому ещё не помешали!

Буратино: (замечает детей) Опачки-притопачки! А это что за народ?

Мальвина: До чего же ты невоспитанный, Буратино! С людьми надо сначала поздороваться!  

Буратино: Ой-ёй-ёй…(кривляется) Да я это умею! ЗДРАСТИ-МОРДАСТИ!

Мальвина: Нет, не так!

Буратино: Всем привет от моих старых штиблет! (приплясывает ногами)

Мальвина: Буратино, тебе ещё учиться и учиться! Вот, смотри и учись!

-Здравствуйте, девчонки!

-Здравствуйте, мальчишки!

-Здравствуйте, взрослые!

Буратино: Ух ты, Мальвина, а ведь они тебе отвечают… Ну-ка, я тоже попробую!

-Здравствуйте, девчонки!

-Здравствуйте, мальчишки!

-Здравствуйте, взрослые!

                                         Игра-танец «Здравствуйте, дети!»

Мальвина: Вот спасибо вам, ребята, первый урок-урок вежливости, мы сейчас для Буратино с вами и преподали! Я очень рада встрече с вами! Приглашаю и вас всех отправиться вместе со мной и  Буратино в Страну знаний! Хотите побывать в Стране знаний? Надеюсь вы хорошо отдохнули летом? Здорово! А вы закалялись? И на озере купались? А зарядку делали?

Буратино:  А как это делать зарядку?

Мальвина: Ты и этого не знаешь? Ну-ка, ребята, давайте покажем Буратино, как надо делать зарядку, чтобы быть сильными и здоровыми!

                  Звучит……………. Все делают зарядку по показу Мальвины!

Буратино:  Слушайте, а мне начинает нравиться всё, чем вы тут занимаетесь!

Мальвина:  Буратино, а в Стране знаний будет ещё интересней! Ведь там  не только получают знания, а ещё и  занимаются физкультурой, танцуют, поют и играют!

Буратино: Ух ты, и играют? Как здорово! Я очень люблю играть! Давайте поиграем в игру «Как живёшь?»(объясняет игру)

                                  Игра-кричалка  с ускорением «Как живёшь?»

Как живёшь?  — (ответ детей) Вот так!

Как идёшь?  — (ответ детей) Вот так!

Как бежишь? ………

Ночью спишь?…………

 Как берёшь? …………

А даёшь? ………..

Как шалишь?…………

 А грозишь? ………

Как плачешь? ……..

А скачешь? ………….

Топаешь? ………..

Хлопаешь?………..

                Звучит музыка, появляются Лиса Алиса и Кот Базилио

                                         (идут, рассматривая план карты-схемы )

Лиса Алиса (толкает Базилио впереди себя) : Да, да теперь вот сюда, потом повернуть надо сюда, потом ещё вот тааак….Да где же он? (и обнаруживают зрителей) Ой, здрасти вам!

Мальвина: Здравствуйте, Лиса Алиса и Кот Базилио! А что это вы тут ищите?

Базилио:  (прячет за спину карты) Кто ищет? Нет, нет мы ничего не ищем!

Лиса: (отвлекая)Ой, какое небо голубое!!! А сколько ребятишек! А что это у вас тут происходит?

Буратино:  мы тут с Мальвиной и всеми нашими друзьями решили  отправиться в Страну знаний!

Алиса и Базилио начинают шептаться, смотреть в карты и опять прятать их за спину…

Алиса: (хитро) Это просто замечательно! (обращается к детям)А вы знаете, что жители Страны Знаний очень любознательные, много знают и очень любят сказки.  А вы любите сказки? (Дети отвечают)

Сейчас проверим, все ли сказки знают ребята. Мы  будем вам загадывать загадки, а вы называть сказки.

Алиса: 1. Стоит в поле дом чудесный — он не низок, ни высок.                                                                 Вы узнали, что за сказка? Ну-ка, хором… (Теремок)

Базилио: 2. Перед волком не дрожал, от медведя убежал,                                                                       А лисице на зубок все ж попался…. (Колобок)

Алиса: 3. Крестницу фея очень любила, туфли хрустальные ей подарила.                                            Девочка имя забыла свое… Дети, скажите, как звали ее? (Золушка)

Базилио:4. У отца был мальчик странный. Необычный, деревянный.                                                      Он имел предлинный нос. Что за сказка? Вот вопрос! («Золотой ключик»)

Базилио: (восклицая) Алиса,это точно здесь!!!!

Алиса : (прикрывая рот Базилио) Какое небо голубое!….. А ещё я знаю,что жители Страны Знаний не только умные, но и музыкальные!!! А вы умеете танцевать?

                                            Танцуют……………………

(в конце танца, Алиса и Базилио потихоньку уходят, приговаривая «быстрее, быстрее» и,  нечаянно теряют карты)

Буратино: (обнаруживает карты) Мальвина, смотри! Алиса и Базилио убежали и что-то потеряли!

Мальвина: (рассматривает карты) Ребята! Так это же настоящая карта поисков сокровищ! Представляете! Сокровища, которые может найти каждый из вас и которые находятся как раз в Стране Знаний!!

Буратино: Так давайте же быстрее пойдём в эту самую Страну Знаний!

Мальвина: Буратино! Ребята! Открою вам небольшой секрет: Страна Знаний- это и есть Детский сад, в котором мы сейчас находимся! Ведь именно в нём ребята получают новые знания, играют, танцуют и занимаются физкультурой!

Буратино: Здорово! Я понял! Это ведь так интересно! Я тоже хочу ходить в Детский сад и получать знания!

Мальвина: Ребята, разрешите Буратино ходить в ваш детский сад? Ну, а сейчас самое время отправиться искать сокровища! Мы раздадим каждой группе план-карту нахождения сокровищ, отправляйтесь скорее искать за своим воспитателем!

Автор: Чакир Ольга Васильевна

Организация: МБДОУ №55 «Пчелка»

Населенный пункт: Калужская область город Калуга

Цель: Формирование элементарных математических представлений.

Задачи

Обучающие:

  • Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном; порядке, умение называть число предыдущее и последующее названному числу.
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
  • Закрепить умение составлять число 7 из двух меньших чисел;
  • Закрепить пространственные представления, умение ориентироваться на листе в клетку.

Развивающие:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение;

Воспитывающие:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
  • Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу.
  • Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методы и приёмы:

Практические: использование сюрпризных моментов;

Наглядные: (использование демонстрационного и раздаточного материала);

Словесные: (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

Словарная работа: активизировать в речи количественные и порядковые числительные.

Материалы и оборудование: «письмо», простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка,), листочки в клетку, клей, плоскостной набор геометрических фигур, цветок «Ромашка» для закрепления знаний о составе чисел, мультмедийная установка с героями сказки «Золотой ключик или приключения Буратино».

Ход занятия:

Логика образовательной деятельности:

1. Мотивационный этап

Воспитатель: — Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, на столе нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Это кто, за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? (Буратино) .

Хотите узнать, о чём он пишет?

Дети: Да!

Чтение письма:

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса перехитрили меня и отобрали мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Мне надо найти кота Базилио и лису Алису и забрать волшебный ключик. Последней кто их видел была Мальвина. Я боюсь, что не справлюсь».

Воспитатель: — Ребята, а зачем Буратино золотой ключик? Поможем Буратино?

Дети: Да!

2. Основной этап

Но прежде чем нам оправиться искать кота Базилио и лису Алису, надо немного размяться. Для этого отправимся на болото к черепахе Тортиле. (звучит музыка из мультика о Буратино. Слайд 1 – Тортила)

Воспитатель: Мы на месте. Черепаха Тортила, мы отправляемся искать Лису Алису и Кота Базилио. Помоги нам набраться сил.

Аудио запись: Хорошо помогу вам. Для того чтобы набраться сил нужно правильно ответить на мои вопросы.

Черепаха Тортила проведет математическую разминку.

Задание №1 .“Математическая разминка”

1.Вспомнить порядковый счет от 10 до 1

2.Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3

3.Сколько ушей у двух кошек?(4)

4.Сколько дней в неделе? (7)

85Сколько глаз у светофора? (3)

6. Сколько пальцев на одной руке? (5)

7. Сколько лап у двух собак? (8)

8. Сколько пальцев на двух руках? (10)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10.Назовите сказки, где упоминается цифра 7.

11. Сколько всего частей в сутках, перечисли их

12. Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе?

Воспитатель: Спасибо Тортила. Мы с вами размялись и можем отправляться к Мальвине. (слайд – 2 дорога. Музыка из мультфильма. Слайд 3 — Мальвина )

Воспитатель: А вот и Мальвина. Ребята давайте у нее спросим где наши хулиганы, которых мы ищем.

Аудиозапись: Мне некогда с вами болтать, мне надо украсить к празднику торты. Хотя если вы мне поможете, я вам скажу куда они пошли.

Воспитатель: Занимайте место за столом. Перед вами ягоды. Что они вам напоминают? Торт Мальвине надо украсить определенным образом. Я нашла фотографию того как надо украсить торт и вам расскажу. Будьте внимательны.

Задание: 1. В Середине торта жёлтый круг.

2. В правом верхнем углу расположите красный квадрат.

3. В левом нижнем углу расположите зелёный квадрат.

4. В правом нижнем углу расположите оранжевый прямоугольник.

5. В левом верхнем углу синий квадрат.

А сейчас поменяйтесь с партнером своими тортиками и проверьте друг друга. Если мы допустим ошибку, Мальвина нам ничего не скажет. Вот вам фотография для сравнения.

Аудиозапись: Молодцы справились. Алиса и Базилио побежали к Пьеро. А что бы вы нашли дорогу отправляю с вами своего друга Артемона.

слайд 4 – Артемон. Дети шагают под музыку. Слайд 5 — Пьеро

Воспитатель: А вот Пьеро и мне кажется, он чем то расстроен…

Аудиозапись: Ребята, ветер сорвал лепестки с цветов, которые я хотел подарить Мальвине и разбросал по всей поляне. Осталась одна середина и на ней обозначена цифра 7. И лепестки мне нужны на которых записано число 7. Помогите.

Воспитатель: Поможем? Ребят я не пойму, тут нигде нет лепестков с числом 7? (ответы детей).

А сколько у нас цветов (2)? Как же быть что найти лепестки для всех цветов? (поделиться на 2 команды)?

(Дети делятся на 2 команды по желанию. Воспитатель следит что бы количество детей в командах было одинаковое)

Воспитатель: Ребята, а вы уверены, что правильно собрали цветы? Почему тогда остались лишние лепестки? (на них записаны другие числа, например 4+4 будет 8, а не 7)

Воспитатель: Вот, Пьеро, мы собрали цветы, скажи нам, пожалуйста, где же Базилио с Алисой?

Аудиозапись: Они направились в харчевню «3 пескаря».

Слайд 6 – Артемон. Дети шагают под музыку.

Аудиозапись: Я Артемон и предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

Физ.минутка

Колокольчик наш звенит, заливается

Мальчики и девочки в круг собираются!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

Топнем левою ногой,

Щелкнем правою рукой.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)

Воспитатель: Отдохнули. Идем дальше. А вот и харчевня. (слайд 7 — харчевня).

Здравствуйте. Вы не видели Лису Алису и Кота Базилио?

Аудиозапись: Видел, но скажу вам если поможете решить задачи.

1. Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро смело!

Сколько всех их прилетело? (7)

2.«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят:

2 матрёшки, Буратино,

И весёлый Чиполлино.

Помогите Танюшке. Сосчитать игрушки. (4)

3. Шесть весёлых медвежат,

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал. А теперь ответ найди. Сколько мишек впереди?(5)

4. Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)

5.Сколько рогов у 3-х коров? (6)

Аудиозапись: Молодцы, все отгадали! Ваши Лиса и Кот тут недалеко, на поле чудес.

Воспитатель: Артамон, веди нас на поле чудес.

(слайд 8 – Артемон. Музыка из песни «какое небо голубое». Слайд 9 – Лиса Ализа и Кот Базилио )

Воспитатель: А, вот и они, проказники… Отдавайте нам ключ.

Аудиозапись: Хорошо, но взамен нам нужно много других ключей. Мы тут на поле дураков нашли много разных дверей.

Воспитатель: Ребята, придется нам с вами отправить взамен другие ключи. Где же мы из возьмем? (ответы детей). А давайте их нарисуем.

Графический диктант «Ключик». Работа детей на листочках в клетку. Работы собираются в конверт.

Аудиозапись: Так и быть отдадим золотой ключик Буратино, а ваши заберем себе.

(слайд 10 – Буратино с ключиком. Аудиозапись: Спасибо ребята вам за помощь, без вас я бы не справился. Этот ключик открывает дверь в кукольный театр, куда я вас и приглашаю. А пока досвидания)

3. Рефлексия

Воспитатель: Вам понравилось помогать Буратино? Какие задания мы выполняли?

У меня есть карточки возьмите себе пожалуйста 1 карточку: красного цвета если вам было сложно, желтого – если не очень, зеленого – если совсем легко.

Воспитатель: Какие молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, все дети были очень внимательными, активными и старательными. Вы помогли Буратино в трудной ситуации и справились со всеми заданиями. А еще завтра мы пойдем в кукольный театр к Буратино, договорились.

Список литературы

  1. Генденштейн Л.Э., Мадышева Е.Л. «Энциклопедия развивающих игр: игры и истории на развитие сообразительности для детей 6-8 лет»
  2. Владимир Житомирский и Лев Шеврин «Геометрия для малышей», «Путешествие по стране Геометрии», «Математическая азбука».
  3. Помораева И. А., Позина В.А. — Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада.

Приложения:

  1. file1.docx.. 113,3 КБ

Опубликовано: 13.12.2021

80 лет назад, 4 марта 1936 года, в библиотеки и книжные магазины Советского Союза стала поступать новая книга советского писателя Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Книгу Толстой задумал еще в 20-е годы, обсуждал замысел, в частности, с Иваном Соколовым-Микитовым (известным писателем, который впоследствии переедет в Карачарово и будет жить на территории нашего района). А когда жил в эмиграции, даже хотел выпустить в своей литературной обработке «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди. Но в 1934 году у писателя прихватило сердце, врачи настояли на госпитализации, и в больнице Толстой решил не переписывать «Пиноккио», а придумать на его основе самостоятельную сказку. В наше время это называется «проект».

Сам Толстой считал отправным моментом работы над «Золотым ключиком» сон, в котором он увидел очаг, нарисованный на старом холсте, и за этим очагом и холстом скрывалась какая-то тайна. Проснувшись, Толстой представил, что этот холст находится на стене в каморке старого папы Карло — и дело пошлО. «Золотой ключик» сильно отличается от «Приключений Пиноккио» и в других моментах. В истории про Пиноккио нет золотого ключика, мечты о театре и куртках для папы Карло. Толстому хотелось, в отличие от итальянской сказки, полной благопристойных нравоучений, сделать героев как можно более азартными, вдохнуть в свою сказку побольше духа авантюризма и веселья. У него получилось!

Сказка сказкой, но Алексею Толстову было скучно писать «просто сказку», поэтому в персонажах «Золотого ключика» оказались зашифрованы известные в стране деятели культуры — правда, об этом догадывались только близкие знакомые писателя, знавшие о его отношениях с окружающими. Все персонажи сказки Алексея Толстого имеют вполне реальных прототипов. Позаимствовав у Карло Коллоди общую канву повествования, Толстой снабдил свою сказку карикатурами на известнейших современников.

Пора уже сбросить маски!

Старый шарманщик папа Карло — это К.Станиславский (тот самый, который «не верю!»). В его каморке, как мы помним, находится дверь в настоящий театр. К нему приходит алкоголик Джузеппе Синий Нос, приносит полено, из которого можно сделать мальчика. Джузеппе — едкая карикатура на партнера Станиславского В.Немировича-Данченко, «поставлявшего» Станиславскому своих протеже, которые хотели стать актерами по система Станиславского (был парнишкой — стал актером, был поленом — стал мальчишкой).

Буратино — это писатель Максим Горький. Маленький деревянный мальчик, продавший свою азбуку за четыре монетки, а позже ставший директором кукольного цирка. Слишком много пересечений с творческой биографией пролетарского классика, вернувшегося из эмиграции ради баснословных гонораров за издание своих книг в СССР и возглавившего Союз писателей. Опять же в «Золотом ключике» постоянно подчеркивается, что деревянный человечек Буратино «совсем, совсем безмозглый», а Алексей Толстой умственные способности Максима Горького ставил, что уж там говорить, невысоко.

Доктор кукольных наук, хозяин кукольного театра Карабас Барабас – знаменитый театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Плетка-семихвостка с которой Карабас не расстается – маузер, который Мейерхольд стал носить после революции и который, бывало, клал перед собой во время репетиций. Кстати говоря, прототипом бороды Карабаса был шарф Мейерхольда, конец которого тот засовывал в карман. Вот как описывается Карабас в «Золотом ключике»: «Не теряя ни секунды, бежать в Страну Дураков! – закричал Карабас Барабас, торопливо засовывая конец бороды в карман». Помощник Карабаса Дуремар – помощник Мейерхольда по театру Соловьев, у которого был псевдоним Вольдемар Люсциниус.

Несчастный поэт Пьеро – поэт Александр Блок. Тут уж Толстой дал волю сарказму. В «Золотом ключике» Пьеро даже говорит так, как говорил Блок, и читает стихи, которые Толстой специально сочинял «под Блока». Мальвина – актриса Мария Андреева, любовница Горького-Буратино. Андреева была из образованнейшей театральной семьи, чего нельзя сказать о Горьком. Едкий Толстой вставил в свою сказку эпизод, когда Мальвина обучает недотепу-Буратино грамоте.

Верный Артемон — писатель и поэт Андрей Белый. В то время он носил роскошные усы и бакенбарды, что вместе с курчавой шевелюрой, как писал один из его современиков, «делало его похожим на пуделя». Лиса Алиса и кот Базилио — известная в литературных кругах супружеская пара Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. Обратите внимание, что в этой паре главной является лиса Алиса, а простоватый Базилио во всем соглашается со своей «женой» — точно такие же отношения были между Мережковским и Гиппиус.

Самые интересные предположения вызвал образ черепахи Тортиллы. Некоторые исследователи полагают, что в этом образе Алексей Толстой «спрятал» самого Сталина. В книжке про Пиноккио такого персонажа нет, Толстой полностью придумал его сам. И, видимо, у него была причина это сделать. Вспомните Тортиллу: говорит неторопливо, мудрая, старая, и очень положительная — ведь она как минимум дважды спасает от опасности маленького деревянного человечка. А кто в нашей стране в 1936 году, когда вышел «Золотой ключик», был лучшим другом маленьких человечков, то есть детей? Вот то-то.

Детские фильмы в Советском Союзе в увлекательной манере постулировали правильные морально-нравственные установки, задавали нужные паттерны поведения, необходимые даже не для будущего строителя коммунизма, а просто для здорового существования общества.

5e010974c9
Конечно, нельзя сказать, что киносказки выполняли свою задачу на все сто процентов, но вот определенный культурный код сформировать им удалось. Фразы из фильмов признанных «сказочных» мастеров быстро уходили в народ, становились крылатыми и в какой-то момент начали составлять необходимый минимум, который нужно знать всякому советскому человеку.
С распадом СССР передача этого культурного кода едва не нарушилась, но советские фильмы-сказки устояли. Не в последнюю очередь устояли потому, что транслировали вечные ценности, которым неважно, что происходит на улице — построение социализма или самая натуральная капиталистическая конкуренция. Да и особой альтернативы советскому золотому кинофонду долгое время не было — новое российское кино почти не снимало фильмы для детей, оставив всё на откуп Голливуду с его «Шрэками» и «Историями игрушек», которые, впрочем, делали почти то же самое, что и сказки Александра Роу или Александра Птушко.

«Каменный цветок», 1946 год

Что за фильм: Александр Птушко поставил картину по уральским сказам Павла Бажова, причем впервые в советском кино снял её на цветную многослойную пленку — даже сразу после страшной войны на детскую сказку не пожалели дефицит. Сюжет картины прост — чтобы познать мастерство обработки камня в совершенстве, Данила-мастер отправляется в подземное царство Хозяйки Медной горы, которая дает ему задание сделать каменный цветок, неотличимый от настоящего. Он может остаться там навсегда и создавать шедевры, но возвращается к своей любимой и своему народу.
Чему учит: любви к родине и просто любви, самопожертвованию и тому, что настоящее искусство должно принадлежать всем, а не избранным. Кстати, популярная фраза «Что, Данила-мастер, не выходит каменный цветок?», ставшая едва ли не крылатой, в фильме (и в произведениях Бажова тоже) не прозвучала. Это народное творчество, свидетельствующее о популярности картины.

a6c1bd49f0
«Каменный цветок», 1946 год

«Старик Хоттабыч», 1956 год

Что за фильм: экранизация одноименной повести Лазаря Лагина, поставленная Геннадием Казанским. Советский пионер Волька внезапно обзавелся собственным джинном по имени Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, который выполняет все его желания. Правда, делает Хоттабыч это иногда слишком буквально, так что радости Вольке ибн Алёше эта услужливость не приносит.
Чему учит: накануне съемок фильма оригинальный текст Лагина (он был впервые опубликован в 1938 году) дважды редактировался, причем серьезно, так что в «Хоттабыче» появилось слишком много идеологии. Но юные зрители, как правило, идеологические моменты пропускали мимо ушей, обращая внимание лишь на дружбу и взаимопомощь, а также понимали, что никакие чудеса не помогут в жизни — надо всё же хорошенько потрудиться, чтобы добиться успеха.

«Сказка о потерянном времени», 1964 год

Что за фильм: в этой картине вместе сошлись два известных сказочника советского времени — драматург и писатель Евгений Шварц и режиссер Александра Птушко. Сюжет, если разобраться, даже страшный: школьники-пионеры, которые слишком легко относились к своему времени и тратили его на всякую ерунду, вдруг резко постарели, а злые волшебники, наоборот, стали молодыми и полными сил причинять неприятности.
Чему учит: конечно, в итоге добро победило, но мысль о том, что стоит бережно относиться к своей жизни и не разбрасываться свободным временем, откладывалась у юных зрителей надолго: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

053dfc5826
«Сказка о потерянном времени», 1964 год

«Три толстяка», 1966

Что за фильм: сказка Юрия Олеши про вымышленную страну, которой правят Три Толстяка, была написана в 1924-м, а опубликована в 1928-м. Её приняли не сразу, но со временем она стала классикой советской детской литературы, а романтические образы героев просто просились на кинопленку. Фильм сняли Алексей Баталов с Иосифом Шапиро, а Баталов сыграл одну из главных ролей — гимнаста Тибула.
Чему учит: картина подарила зрителям незабываемые образы Толстяков (одного из них играл Евгений Моргунов), волшебную девочку Суок (её сыграла юная актриса из Вильнюса Лина Бракните), а заодно напомнила, что даже в самом красивом дворце скрывается уродство и только настоящие люди способны создавать настоящую красоту.

e0d39deff1
«Три толстяка», 1966 год

«Приключения Буратино», 1976

Что за фильм: было много споров, сколько в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» оригинального, а сколько взято из «Приключений Пиноккио» Карло Коллоди. Впрочем, Толстой никогда и не скрывал, что писал именно пересказ, да и читателям в СССР именно Буратино пришелся по нраву — он органично вошел в советскую культуру, в отличие от итальянской марионетки. Сказку Толстого экранизировал ещё в 1938 году знаменитый Птушко, совместивший живых актеров и кукольных персонажей; был ещё и анимационный фильма Ивана Иванова-Вано. Но самым популярным кинопереложением сказки стал двухсерийный художественный фильм режиссера Леонида Нечаева, снятый на киностудии «Беларусьфильм». В этой картине замечательные образы взрослых злодеев — Карабаса-Барабаса или Дуремара, кота Базилио и лисы Алисы, но и дети-актеры постарались на славу.
Чему учит: дружбе, взаимовыручке, уважению к старшим (не ко всем!), стремлению получать знания даже ценой отказа от вещей не первой необходимости и тому, что чудеса всё же возможны, если рядом есть верные товарищи.

  • Сказка про лису и волка ловись рыбка большая и маленькая читать с картинками
  • Сказка про лисичку сестричку читать
  • Сказка про лисичку и зайчика ледяную избу
  • Сказка про лисичку одежду
  • Сказка про листочек осенью