Сказка про листочек осенью

Боль боль это мы, сошедшие с поезда, забывшие о домах, перешедшие лето. это мы, дающие клятву в том, что

Боль

Боль – это мы,
Сошедшие с поезда,
Забывшие о домах,
Перешедшие лето.
Это мы, дающие клятву
В том, что никогда, но…
Почему на страницах
Твоего фотоальбома
Среди жёлтых изрезанных лиц
Я вдруг увижу своё?

Снегурочка

Я приду к тебе белым облаком.
Я приду к тебе тёплым дождиком.
Пусть в душе твоей светлым образом
Лик останется, след и путь в мой дом.

Я приду к тебе снегом мартовским,
Голоском ручья, зеленью цветов.
Почему – об этом не спрашивай,
Это сбудется не сейчас, потом.

Руки холодны, но в душе огонь.
Спой мне у костра песню летнюю.
Проводи тишком до родных окон
И не думая, что встреча – последняя.

Двое целуются на морозе 

Двое целуются на морозе.
Губы к губам – так теплее,
И – наступает лето,
Цветут одуванчики и мимозы.
Двое целуются, глаза закрыты,
Любовь защищает от взглядов досужих.
Стуже
Январской их думы открыты.
Не заморозь душ их стремленье
Январь-лежебока дыханьем суровым,
Сегодня
Для них, для влюбленных, в округе – лето.
Не разольёшь кипятком, не растащишь бульдозером.
Единой скульптурой, застывшей в парке,
Без шапок – от любви сердцам жарко! –
Двое целуются на морозе.

Мастерство

Заплечных дел мастера готовятся к ночи,
Усыпав крошками пол и быстро скомкав постель.
Пяти кагорт легион берёт токсичную ноту.
Гвардейский полк на плацу в душе муссирует степ.
«Слюнявый» кинув на стол, пуская шапку по кругу,
Давясь солёным грибком, рискуют пить до утра,
Не забывают плеснуть побольше яда друг другу
Заплечных дел мастера, заплечных дел мастера…

Заплечных дел мастера идут на работу.
Их столб фонарной любви под утро странно потух.
Их не каснётся табу – ишачить плотно в субботу,
Хоть третий раз простонал на их задворках петух.
Резины стёртую страсть уборщик выметет в мусор.
Обилье лучших из женщин всегда идёт «на ура».
За вами – весь пьедестал, но почему же так грустно,
Заплечных дел мастера, заплечных дел мастера?

Заплечных дел мастера живут по соседству.
Играет модный баян и мхом припудренный рок.
Затяжка счастья на всех и, как последнее средство –
Пяток гвоздей, молоток, пчела и старый звонок.
Заплечных дел мастера – обыкновенные люди,
Порой не в меру нежны и не всегда хороши…
Они такие, как есть, других, пожалуй, не будет –
Заплечных дел мастера моей усталой души.

Месяц обнимет усталость

Месяц обнимет усталость.
Тучи в объятьях деревьев.
Нас на земле не осталось –
Заперты двери.

Пьяницы и скандалисты,
Без остановок пируем.
Нас на земле этой ищут…
Полно. Впустую.

Мы избалованы лаской
Вечных потерь и находок.
Наша любимая сказка
Про безысходность.

Всё остаётся, как прежде.
Эгоистична нежность.
Мы по земле ходим грешной.
Нас на земле этой нету.

Москва времён Петра I

Осень, лист увядший падает,
А юродивый на паперти
Листья в кучу собирает
И опять в толпу бросает.
Листья, светленькие точки,
Прилипают на подошвы,
На кафтаны и кареты.
Листья, где вас только нету!
Хоровод завороженный
У Василия Блаженного.
А на шее у юродивого
Красный листик, словно родинка.
Надрываются литавры,
Первый снег в ладонях тает.
И стоит замёрзшим лесом
Частокол голов стрелецких.

На погосте тишина

На погосте тишина.
На погост пришла весна.
Где-то кончилась война.
…И журчит волна.
Носовые – без торпед,
На столе – краюшкой – хлеб,
На опушке – снега след.
Вроде всё без бед.

Поступь лёгкая внучат –
Ножкой о кровать стучат.
Имена на кирпичах –
Будущего чат.
Не стучась заходят сны
Нашей – прошлого – весны,
Как связующая нить,
Чтобы не забыть.

У потушенных свечей,
У недоспанных ночей,
У необнятых плечей
Сам не знаю чей…
На погосте – тишина.
Помолчим чуть-чуть о нас.
Только полная луна
Как тревожный знак.

Знак о том, что надо знать,
Что простить, что поменять,
И когда придёт закат – 
Нить весны порвать…
Лучше просто помолчим,
В душу громко не стучи,
Ведь уже не различить,
Где же чьи ключи.

Хвоя – пеплом – по холмам,
Мелким щебнем по ногам…
Жить бы, жить назло врагам,
И на радость вам.
Но вернусь опять сюда,
Только пеплом, без следа.
Сможет лишь слеза-вода
В голос прорыдать.

…На погосте тишина.
Что случилось? Кабы знать…

Не надо провожать меня

Я сам уйду походкой лёгкой,
Чуть шаркая ночными шлёпками,
Как колокольчиком звеня
При абсолютной тишине.

Зажжёшь ты от лампады свечку,
Пришёптывая: «Время – лечит»,
Чтоб впредь не вспомнить обо мне
До той поры, пока тебя
Затронут сполохи-седины,
А сердце станет дряхлой льдиной.

В гольфстримы Леты уходя,
Достанешь из шуфлятки ты
Измятый строчками листочек.

Дарил ему я поздно ночью
Свои пожухлые мечты
Словно рождённые в бреду
В осенний день увядшим садом…

Да, провожать меня не надо.

Прости.

Не плачь.

Я сам уйду.

Осенний бал затеял листопад

Осенний бал затеял листопад:
Обнялись листья клёна и берёзы,
Вприсядку вяз – серьёзный и тверёзый,
И ива павой поправляет прядь.

Позёмка охры арендует парк.
Прижав к щеке смущённую рябину
Дуб выглядит и нежным, и любимым,
И чуть неряшливо свои выводит «па».

Как топ-модель в любовном букваре,
К зелёной туе вновь прильнул орешник
Лобзаньем крепким, горечным и грешным
В преддверии снежинок в ноябре.

И смотрят электричеством дома,
Как фат-каштан, качнувшись в такт мазурке,
Вдруг пригласит ольху на вальс дежурный…
А за окном – зима. Почти зима.

Ты проводи меня

Ты проводи меня, мне страшно,
Что в мареве ночного яда
Есть место для разлуки нашей.
«Не бойся, милая, я рядом».

Ты проводи меня, пусть будет
Твоя душа у изголовья.
Пусть бережёт меня и любит.
«Я рядом, милая, не бойся».

Ты проводи меня, рукою
Утри мне слёзы на прощанье.
С тобой пресытились любовью.
«Не бойся, милая, я рядом».

Ты проводи меня, как прежде,
Целуй подольше на прощанье,
Но, может… Может, есть надежда?
«Не бойся, милая, я рядом».

Убереги меня теплом

Убереги меня теплом
Апрельского дневного солнца,
Берёзовым слащавым соком
И трелью птичьей за окном.

Убереги меня собой –
Той хрупкостью, что сродни льдинке,
Мазком пастели на картинке,
Своей изломанной судьбой.

Убереги меня войной,
В которой горечь и потери,
В которой не открыты двери
На поле битвы не ночной.

Убереги меня Крестом.
Молитв начальных Панихида
Есть горя смесь и слов ехидных,
И сожалений на потом.

Убереги не берегя:
Я сам пройду весь путь печали.
Моё прощальное звучанье –
Синкопа с кодой, шум дождя.

Травою-саваном накрой
Мою весеннюю рапсодию,
Сама сыграй мою мелодию,
Сама гордись своей игрой.

В себе себя превзнемоги,
Приди немного попрощаться.
Скрепи мой гроб своей печатью.
Чуть-чуть любовь убереги.

Художник

мы избегаем резких движений нам лень
в наших поступках нету угрозы любви
это не рабство даже если мы стоим на коленях
в наших поступках нету угрозы любви

клетчатый лист можно принять за мольберт
ручку в руке можно представить как кисть
я нарисую стихотворение это всё о тебе
если в руке ручку держу словно кисть

солнцу вина нужен хрустальный бокал
в старой мансарде томных улыбок лучи
я по холстине словно ладонью буду кистью ласкать
волосы тело и томных улыбок лучи

Эскимосская осень
                                                     
(Александру И. Черевченко)

Эскимосская осень – кирзовым сапогом в болото из лета.
Опирается тылом на золотую Аляску.
Лепит
на чужом языке ульчагов в яранге.

Эскимосская осень
точит с зимою старинные лясы.
Косы
сединою свиваются и лопочат на банги.

В море сети купаются, заждавшись последним уловом,
наслаждаются
волной от Анадыря до Онтарио.
И блестит серебро молчаливых вуалевых сопок.
И гадают олени
о жизни костяшками таро.

На планшете – резьбой – распечатан маршрут путешествий.
На бумаге – стихи: сколько было? а сколько осталось?
Сику штрихи.
Неужели, хоть самую малость
не жалко того, что скопилось за море столетий?

Эсскимоская осень. Льдины, ягель, морошка…
Я пришёл бы в неё, но запутался в нитях Европы.
Я вступил бы в неё, но ещё не подшил свою зимнюю обувь изношенную.
И вообще, получается всё через хвостик.

Каюсик наполнится праздничным дымом.
Выпьем. Завтра снова шагами по тундре.
Ойкумена подёрнута дымкою тусклой,
и поёт ёкодзуна на кири про «божественный ветер» свою бесконечную думу.

Эскимосская осень забывается быстро и прочно,
если взгляд на неё упирается в куршские дюны.
Словно нету её, не было,
и поверить так трудно,
что когда-то ты видел вблизи эскимосскую осень.

…атикамеком просятся в рифму корявые строчки.

…глаза утираешь ожикой, словно платочком.

Художник: Елена Сениченко.

  • Осенняя пора самая прекрасная. Осень – это и теплые деньки, и дождь и первые заморозки. Осень – это опавшие листья, которые постоянно говорят нам о приближении холодов. Так приятно наблюдать за тем, как листья на деревьях меняют свой цвет. Листья постоянно показывают нам, насколько может быть богатой природа, как много красок на планете.
    Листья говорят о том, что летом они сочные и зеленые, а осенью яркие желтые или благородные красные. Листья учат нас ценить любое время года и радоваться любой погоде, потому что каждое время года прекрасно по своему и каждый день из жизни неповторимый и уникальный.

    Сочинение №2

    Осень самая яркая пора года. Лето уже позади, теплые деньки остались в прошлом, и наступает царственная погода. Природа окрашивается в разноцветные краски, и осенние листья начинают говорить. Осень начинается с прохладной погоды, первых дождей и холодов. Потом наступает бабье лето, и листья на деревьях начинают менять свой цвет. Они желтеют, краснеют, становятся оранжевыми, тем самым напоминая нам о приближении зимы.
    Всегда приятно пройтись по аллее усыпанной осенними листьями. Всегда приятно взять их в руки, почувствовать их запах и услышать их шуршание. Листья показывают нам, как богата осенняя природа. Листья говорят о том, что не стоит хандрить. Ведь прекрасно абсолютно любое время года и настроение не должно зависеть от погоды за окном.
    Осенние листья прощаются с нами, опадая с деревьев. Они блекнут, сохнут, шуршат. Листья гонит ветер, первые заморозки заставляют их опадать и деревья остаются голыми. Природа замирает, и готовиться встречать зимнюю погоду. Поэтому крайне важно насладиться красотой осенних листьев, погулять по осенним паркам и засушить на память осенний листок, сохранив воспоминание о теплом лете и богатой и яркой осени.
    3 класс

  • Учительница посоветовала писать мини сочинение “О чем расскажут осенние листья” на 10-12 предложений по следующему плану:
    Описание осени
    Что могут нам сказать опадающие листья
    Наше отношение к опавшим осенним листьям и к осени.
    В качестве основы учительница предложила взять стихотворение Федора Тютчева “Листья”:
    Пример сочинения миниатюры “О чем расскажут осенние листья?”:
    Осень – пора ярких красок, листья окрашивается в оранжевые, желтые, багряно-красные цвета. Ветер колышет листву, словно перелистывает золотые страницы древней сказочной книги.
    Но вот набежала туча, подул холодный северный ветер. Листья задрожали, зашелестели: “Как было хорошо весной, когда мы только вылупились из почек, птицы щебетали вокруг нас! А помните жаркое лето, когда солнце палило нас и как мы радовались теплому дождику. А теперь птицы улетели, цветы отцвели. Что же нам остается делать? Лететь вслед за птицами, кружиться на ветру и опускаться на землю, покрывая ее разноцветным ковром”. Листья падали и кружились, рассказывая увядающему лесу о своей недолгой жизни.
    Я люблю осень, ее яркие краски, последние цветы и ковер золотых листьев под ногами. Однако, мне всегда жаль, уходящей осени, опавших листьев и увядших цветов. Буду ждать следующей весны, чтобы снова слушать разговор листьев.

  • Наступила осень и всё вокруг преобразилось. Деревья сменили свои зелёные наряды на ярко-жёлтые, оранжевые и красные. Куда не посмотри, везде стройные деревца в прекрасных нарядах – вон берёзка в жёлтом наряде, а рядом с ней рябина в красном одеянии. Вся эта красота приковывает взгляд и манит разнообразием своей цветовой гаммы.
    Некоторые листочки уже лежат на земле, о чём же они шептались, когда, кружась в воздухе, падали на землю? Один листок упал прямо на мою ладонь, и в какой-то момент мне показалось, что он рассказывает мне о своей нелёгкой судьбе. Это последний этап его жизни, сначала он был маленькой почкой, потом молодым красивым листочком, а сейчас он уже сменил свой цвет и покинул дерево. Злой ветер беспощадно срывает с деревьев листья и это нельзя изменить. Так уж устроена природа.
    Наверное, листья могли бы рассказать нам о многих секретах природы, которые мы не ведаем. Ведь в природе столько необычных явлений, ещё не изученных человеком.
    Вместе со статьёй «Сочинение «О чём расскажут осенние листья?», 3 класс» читают:
    Сочинение на тему «На каких уроках мне не бывает скучно», 3 класс (чтение)
    Сочинение на тему «Осенний лес»
    Сочинение на тему «Осень – моё любимое время года», 4 класс

  • За окном осень. С деревьев облетают яркие листья. Я люблю гулять солнечным осенним днем по парку и слушать шорох листьев под ногами. Оставшиеся на деревьях листочки словно шепчутся между собой. Кажется, что листья рассказывают историю о том, как они провели лето, что видели и слышали в тени крон своих деревьев.
    акончилось теплое и солнечное лето. Пришла дождливая осень. Даже в пасмурный дождливый день от осенних листьев погода кажется солнечной. Листья поменяли окрас, и из зеленых превратились в яркие и разноцветные. Они долго не задерживаются на деревьях и падают пестрым ковром под ноги прохожим. Приятно ходить по этому яркому покрытию, вспоминать веселое лето и мечтать о том, как можно провести грядущую зиму.
    Много стихотворений и песен посвящено осенней поре. В них поэты описывают с небольшой грустью осенний парк или лес, где каждый упавший лист шепчет свою песню. Шорох листьев – это гимн осени, преображению природы и смене времени года. Каждый период в году имеет твои прелести. В лесу под упавшими листьями можно отыскать осенние грибы. Листочки их прикрывают от посторонних глаз и стараются не выдавать свою небольшую тайну.
    Опавшие листья не только умею хранить свои и чужие тайны, но и приносят пользу. Они теплым багряным ковром укрывают землю перед тем как на нее упадет первый снег. Это поможет сохранить корни многолетних растений и насытить питательными веществами грунт.
    А еще из ярких осенних листьев можно собрать великолепный букет, который станет красочным воспоминанием о прекрасной осенней поре, и о том, что жизнь быстротечна, как и жизненный цикл листьев на деревьях. Весной они появляются их почек, растут, радуют нас свой тенью в жаркий солнечный день, а затем осенью падают разноцветным ковром к нашим ногам.

  • Если пойти в парк ранним утром, когда еще не все дорожки убраны, то можно насладиться шуршанием опавшей листвы. Какие только листья можно увидеть под ногами? Это и красно-желтые листья клена, и небольшие листья дуба, и пожелтевшие листья каштана, и совсем мелкие красные листочки рябины. Можно собрать из листьев букет, потом аккуратно положить их сохнуть между страничек в большой книге, и тогда получится красивый гербарий.
    А еще в моем любимом парке есть пруд. Летом там плавают утки, но в октябре пруд пустеет, утки улетают в теплые края, чтобы пережать холодный зимний период. В это грустное время приятно посидеть на берегу и насладиться тем, как на воду падает очередной осенний листок, разводя небольшие круги в разные стороны.
    Увы, необыкновенно красивая пора золотой осени быстро проходит. Наступает череда дождливых прохладных дней. В такие дни уже не особо хочется на улицу. Дождь и ветер за окном быстро сорвут почти все листья, и лес станет сырым и темным. Последние следы поздней осени в виде мокрых листьев на асфальте еще несколько дней будут напоминать нам о красоте и романтичности этой удивительной поры. А совсем скоро выпадет снег, сорвав с веток самые стойкие листочки, и вот теперь уже точно придет к власти зима.

  • “Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!” – эти замечательные строчки написал А. С Пушкин о чудесном времени года – осени! Вот и наступила осень! Заметно похолодало, солнце светит реже, ветер усилился и понес по небу тяжелые серые облака. Пасмурно. Под ногами шуршат осенние листья. Каждый листик по-своему красив! Какие они разноцветные – желтые, красные, оранжевые, золотые. В тихую безветренную погоду листочки падают тихо, нежно, аккуратно, но стоит зашуметь ветру так они начинают трепетать на ветру, как-будто, начинают танцевать, кружиться в осеннем вальсе! Когда ветер утихает – они медленно, изящно падают на влажную и холодную землю. Они напоминают нам об ушедшем лете, о веселых теплых, радостных летних днях, которые так быстро пролетели … они шепчут и рассказывают нам о приближении зимы. С дерева упал последний листочек и наступила тишина … на землю упали первые снежинки! Кто знает, о чем говорят листья? Может об ушедшем теплом лете? Или о том, как скоро закончится отведенный им срок, и они упадут на землю? Уверена, что в солнечные дни, нежась в последних лучах, они радуются теплу и не хотят тратить время на слова. Но когда наступает время дождей, когда ветер безжалостно треплет их и срывает, унося прочь с привычной им ветки, они жалуются и сетуют на холодные порывы и промозглую погоду. На земле же они сохнут, вянут, и им не остается ничего, кроме как рассказывать сказки и истории леса, похрустывая ломкими боками и прожилками, словно старики. Их сказки захватывающие, необычные, о жизни лесных обитателей и нежданных гостях.

  • Сегодня ученики нашего класса на уроке литературного чтения писали мини-сочинения “О чём расскажут осенние листья”. Рассказы получились очень замечательные.
    Вот некоторые из них.
    Я – листик берёзы. Вчера я будто парил в небесах, как птица. Упал я с берёзы и стал маленькой частью ковра. Люблю я дожди моросящие, смотреть в небеса, как падает капелька на меня. А потом люблю лежать и дремать под солнцем. И так каждый день! Смердова Дарья


    Я – осенний лист дуба. Когда наступила осень, то я стал красивый-красивый! Но со мной росла берёзка. И она сказала: “Мои братья и сёстры, ну и я, конечно, – самые красивые в этой округе.” Я заявил, что я самый красивый и мы начали спор. А когда мы начали падать и кружиться, то поняли, что мы оба самые красивые. Азаркова Марина


    Я – осенний лист берёзы. Я люблю смотреть на птиц, улетающих на юг. Я мечтаю упасть с дерева и полететь с журавлями. Мне хочется летать в небе – танцевать вальс и играть со своими братьями, сёстрами. А потом приземлиться на землю и шуршать со всеми листьями. С клёнами поиграть в показ мод или покормить гусеницу. Карстен Лиза


    Я – осенний лист берёзы. Я падаю на другие листья и они осыпаются. Получается ковёр из листьев. Я люблю, когда по мне ходят, потому что я люблю, когда раздаётся шелест. Мне нравится, когда все осенние листья жёлтые. Баркова Соня


    Я – лист клёна. Я люблю быть на дереве. Смотреть, как летают стаями птицы, смотреть на людей, узнавать их мир, смотреть на собак и кошек. Мне интересно узнать весь мир на земле! Шахова Кристина


    Я – лист большого тополя. Мне очень нравится дождь, потому что когда он льётся, он такой холодный. И когда он попадает на нас, листья, мы так здорово шелестим. Мы такие разные и цветные. Я так люблю свою семью. Андрущенко Анжелика


    Я – осенний лист клёна. Я летел с клёна на землю. И упал к маме и папе, к друзьям, к бабе и деду. Мы со всеми листьями укрыли землю. Все люди приходили и смотрели на нас, какие мы красивые. Уколов Данила


    Я висел на берёзе с моими братьями и сёстрами. Мне нравилось висеть! Пришло время падать. И я упал.Мне на земле тоже понравилось лежать. Я с другими листьями был, как коврик, когда по нам проходили – мы шуршали. И это мне тоже нравилось! Там были мои братья и сёстры. Булатов Руслан


    Все мои друзья и знакомые стали красными. А я один стал тёмно-бордовым. И вот ночью я я смотрел на звёзды и вдруг одна звезда упала и я загадал желание, чтобы я стал красным. А утром я посмотрел на себя и увидел, что я красный. Я задумался – как я стал красным? Оказалось на меня случайно вылили красную краску. Но я был всё равно счастлив потому, что я был красным. Захарченко Яна


    Я – берёзовый листок. Всё лето я провёл на берёзе с моими бабушками и дедушками. Наступила осень и все листья разлетелись. Скоро и я полечу. Мне очень нравится летать и кувыркаться с моими друзьями. Коваль Ксения

  • Сочинение на тему: Осенние листья
    Осенние листья
    Все процессы начинают замедлять свой темп, когда приходит пора осени. Это время покоя и умиротворения. Все постепенно подготавливается к большой зимней спячке. Осень – это не только грязь, хлюпающая под ботинками. И даже не постоянные моросящие дожди и лужи на асфальте. Нет. Осень это еще и прекрасная пора бабьего лета. А как прекрасен золотой листопад. И ведь это тоже осень, красивая, золотая, роскошная.
    Вот оно время, когда зеленые листики на деревьях начинают постепенно желтеть и покрываться позолотой или багрянцем. Погода еще продолжает радовать теплом и солнечным лучами. Бабье лето подходит к концу и скоро осенняя морось, и серость вступят в полноправное владение. Именно поэтому нельзя терять ни минуты и нужно скорее идти в парк. Ведь только здесь можно собрать прекрасный, яркий, осенний букет из опавших осенних листьев.
    Осенний парк очаровывает своей романтичной красотой. Когда в свои права вступает октябрь, то он стареется нарядить все деревья в яркие наряды. Это пора желтых листьев. На каждом кустике или деревце пестреют разноцветные листочки. Столько прекрасных ярких оттенков здесь можно увидеть. Вон осина стоит с яркими красными листьями. А вон резные листья клена отливают золотом. Как же прекрасно все вокруг. Именно осенние листья добавляют волшебства парку в эту пору.
    Но вот подул ветер и своим дыханием сорвал с веток листья. Очень интересно наблюдать как лист, кружа в медленном вальсе осени, ложится на землю. Но и тут его танец не окончен. Ветер подхватывает и кружит, и несет все дальше. Желтый листок, оторвавшись от ветки, все больше отдаляется от дерева. Но вот ветер затих, и листочек перестал кружить. Его танец окончился, и теперь он будет лежать здесь, на земле, до тех пор, пока его вновь не подхвати дыханием ветра.
    Так за осенний день очень много листьев нападает на дорожки. И каждый перед своим окончательным приземлением станцует свой танец листопада. Если постараться прийти в парк пораньше утром, когда дворники еще не смели все золото с тропинок с помощью метлы и граблей, то можно собрать прекрасный букет. Красивые листья клена, отливающие красноватым оттенком можно взять за основу. К ним добавить позолоченные каштановые листья. А вот интересные листочки дуба и маленькие рябиновые листья. Хоть и сбрасывает рябина свой наряд, как и все деревья, но все же на долгую зиму остаются на ней ее плоды. Ярко красные ягоды служат едой в морозные дни для многих птиц. Тех, которые не покидают наши края и не улетают на юг.
    Когда букет готов и его яркие завораживающие краски хочется сохранить, то стоит все сделать правильно. Придя домой из парка необходимо выбрать книгу по толще и между ее страниц положить собранные листья по одному. Когда пройдет немного времени, листья высохнут. Вот тогда их можно снова собрать в букет и поставить в вазу. Такая красота будет долго радовать своим пестрым видом.
    Кроме прогулки по тропинкам, с шуршащими листьями под ногами, мне нравится ходить на пруд. В летние деньки здесь плавает много уток и их можно кормить. Мне это очень нравится. Но вот наступил прекрасный октябрь, и пруд стал пустым. Его пернатые обитатели уже улетели на юг. Все правильно, здесь для них стало уже слишком холодно. Но на следующий год, когда опять будет тепло, птицы вновь прилетят на наш пруд. А сейчас тут так тихо.… Даже немного грустно.… Но мне все равно здесь нравится. Я могу долго смотреть как красивые разноцветные листья, словно маленькие кораблики, опускаются на воду. Вокруг него по воде идут круги, а он сам продолжает куда-то плыть.
    Но, конечно же, завершение есть у всего. Так и эта прекрасная золотая осень подходит к концу. Ее яркие краски сменяются мрачными, а на ясном небе все чаще и чаще собираются тяжелые свинцовые тучи. Начинается период дождей. Дни становятся все короче. А солнышко почти не греет. На улице уже холодно. Если выйти гулять, то можно заметить, как изо рта поднимается еле видное облако пара. Холодные ветра и дожди в скором времени оборвут все листочки, и они будут лежать некоторое время на дороге. В лес уже не сходить – там грязно и темно. Деревья без своего багряного убора выглядят мрачно и грустно. Скоро придет зима и укроет все белым покрывалом.

  • Однажды туманным осенним утром я шёл по лесу, погружённый в свои мысли. Я шёл медленно, не торопясь, лёгкий ветерок развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чём-то говорили. Так о чём же говорили осенние листья?
    Быть может, они беседовали об ушедшем лете и о жарких лучиках солнца, без которых они стали совсем жёлтыми и сухими. Или они мечтали о прохладных ручьях, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. А быть может они, наоборот, обсуждали свои новые наряды, гордясь ими. Шёпот осенних листьев нарушил моё уединение, и я стал прислушиваться к ним. Казалось, что им известно всё на свете, что в их шёпоте кроются все тайны мира, жизни и любви. Они говорили на языке, который неведом человеку, но мне казалось, что я их понимал. Пройдет всего несколько дней или недель и на деревьях совсем не останется листьев, они опадут, а потом и вовсе исчезнут.
    Иногда я думаю о том, как они там, мои хрупкие и почти невесомые друзья – красивые разноцветные листья. Их уже давно сменило новое поколение, и сейчас, возможно, кто-то другой, как и я когда-то, прогуливается по тихому лесу, прислушиваясь к шёпоту шуршащих на ветру невероятно красивых осенних листьев…
    Вместе со статьёй «Сочинение «О чём расскажут осенние листья», 3 класс» читают:
    Сочинение по картине Куинджи «Берёзовая роща», 3 класс
    Сочинение по картине Поленова «Золотая осень», 3 класс
    Поделиться:

  • Буро-красные и коричневые дубовые листья прошуршали, что и их веники нравятся многим любителям попариться, а желуди собирали гурманы для приготовления кофе. Оранжево-желтые ажурные листья рябины поделились рецептом вкуснейшего рябинового варенья и гордились тем, что ягоды рябины помогают птицам пережить суровую зиму.
    Золотистые листочки березки прошептали, что их семья поила всех целебным соком, обеспечила вениками, а зимой будет греть людей, ведь березовые дрова самые жаркие! Багряные резные листья клена прошелестели о пользе кленового сиропа и рассказали, какие поделки мастерят дети из их крылаток.
    Все сошлись во мнении, что лето провели прекрасно, их семьи сделали много доброго и полезного, а ведь это самое главное! Можно и потанцевать! Музыку! Буйный ветер со свистом закружил по парку, с шумом подхватил разноцветные листья, и понеслись они в прощальном вальсе над землей.
    Долго продолжался осенний бал, уставшие листья кружились все медленнее, их шепот в перерывах между танцами становился тише и тише. А однажды утром все увидели, что нарядные листья крепко спят под новым пушистым пледом, сотканным из белых холодных снежинок.
    Щедрая на краски художница осень разукрасила листья деревьев в старом парке. Под музыку буйного ветра собрались они на прощальный бал, тихо шуршали пышными нарядами, вели последнюю беседу, вспоминали лето. О чем же они шептались?
    Ярко-желтые листья липы называли себя золотыми и поведали о том, как много пользы принесла их липовая семья. Липовый мед, липовый цвет, липовые веники – все от них! Да еще в жару спасали от обжигающих солнечных лучей всех, кто сидел на скамейке под липами!

  • 4

    Приложение 52

    Конспект НОД с применением нетрадиционного метода рисования,

    здоровьесберегающих и ИКТ-технологий

    (старшая группа)

    Тема: «Золото осени»

    Цель и задачи:

    • познакомить детей с нетрадиционным методом рисования – отпечаток листьями;

    • научить рисовать с помощью красок и кистью подбирать нужные цвета (цветовую гамму, соответствующую краскам осени);

    • наносить кончиком кисти капельки краски на листочек с дерева со стороны прожилок, класть листочек окрашенной стороной на лист бумаги;

    • развивать творческие способности в рассматривании репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»;

    • развивать уверенность в своих силах, чувство колорита, фантазию, воображение, мелкую моторику рук;

    • учить передавать в работе свои впечатления от красоты осенних пейзажей; учить любить и беречь природное окружение;

    • воспитывать чувство удовлетворения от собственного творческого труда.

    Активизация словаря: художник Иван Левитан, пейзаж, пейзажист, золотое убранство, пурпур.

    Материалы и оборудование: репродукция картины «Золотая осень» И. Левитана, аудиозапись – Фредерик Шопен «Осенний вальс», видеозапись – осенний лес, краски, кисти, подставки для кисточек, опавшие листья с деревьев, бумага.

    Ход НОД:

    Организационный момент.

    Воспитатель: — Быстро пробежало лето и скрылось за поворотом, его уже не догнать. Тихо, неслышно подкралась осень. Наступила пора, которую нередко называют сказочной, мечтательной, нежной, словно сама мелодия. Если прислушаться, то в этой осенней мелодии можно услышать и звенящие краски жаркого лета, и ощутить первое дыхание осенних холодов. Всем знакомая примета осени – желтые листья на деревьях, кустарниках. На занятие я неслучайно принесла букет осенних листьев, потому что занятие будет посвящено замечательной золотой осени. Ребята, обратите внимание на эту картину, её написал русский художник Иван Левитан. Как вы думаете, почему художник Иван Левитан назвал картину «Золотая осень»? (ответы детей)

    Воспитатель: — Осень – удивительное время года, когда деревья стоят в золотом убранстве. Солнечные, задумчивые дни ещё тёплые, но уже нельзя не заметить, как Художница-Осень нарядила каждый кустик, каждое деревце в разноцветный яркий наряд. Вот уже и птицы собираются в дальнее путешествие, клином выстраиваются журавли в небе и слышна их грустная, прощальная песня.

    Сколько художников, в своих картинах, отобразили природу в осеннее время года! Но не только художники, многие поэты в стихах воспевали красоту осени 

    (Показ видеозаписи «Осенний лес», чтение стихотворения Бориса Пастернака)

    «Золотая осень»

    Осень. Сказочный чертог,
    Всем открытый для обзора,
    Просеки лесных дорог,
    Заглядевшихся в озёра

    Где деревья в сентябре
    На заре стоят попарно,
    И закат на их коре
    Оставляет след янтарный.

    Как на выставке картин:
    Залы…залы…залы…залы
    Вязов, ясеней, осин
    В позолоте небывалой!

    Воспитатель: — Ребята, а кто-нибудь из вас бывал на выставке картин? А давайте устроим выставку наших картин об осени. Хотите? Тогда поудобнее устраивайтесь за столами.

    — Как, поэт сказал об осени в стихотворении, которое только что вы услышали, запомнил кто-нибудь из вас? 

    (ответы детей)

    Воспитатель: — Осень. Сказочный чертог.

    Действительно, осень – это сама сказка, а осеннюю сказку можно долго пересказывать и, кажется, что ей нет конца.

    А чем обычно пишет художник? 

    (ответы детей)

    Воспитатель: — Верно, пишет красками, с помощью кисти.

    Как называется творение, когда художник пишет природу? (ответы детей)

    Воспитатель: — Правильно, пейзаж. А художника называют пейзажистом.

    Вот сейчас вы будете писать пейзажи с помощью красок, но не кистью. Хотите узнать как? Тогда внимательно слушайте.

    Посмотрите, у нас есть листы бумаги. На них два цвета (голубой цвет – небо и коричневый цвет – земля).

    На доске такой же лист бумаги (образец для детей)

    Воспитатель: — А сейчас эту землю превратим в сказочный лес, парк, сад. Вот такой 

    (показ готового образца)

    Воспитатель: — Вам нравится?

    Чтение стихотворения «Осень на опушке краски разводила»

    Осень на опушке краски разводила,

    По листве тихонько кистью проводила:

    воспитателем:

    Пожелтел орешник,

    и зарделись клены,

    В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

    Утешает осень:

    — Не жалейте лета!

    — Посмотрите – роща золотом одета!

    З. Федоровская

    (во время чтения этого стихотворения идет эмоциональный показ своего образца)

    Воспитатель: — Ребята, какие самые любимые краски у осени?

    (Ответы детей: желтая, красная, оранжевая)

    Воспитатель: — А как вы понимаете, что такое пурпур, какой это цвет?

    (возможные ответы детей)

    Воспитатель: — Пурпур имеет различные оттенки – это от багряного до пурпурно-фиолетового цвета. Чтобы получить этот цвет нужно смешать красную и синюю краску или красную и фиолетовую.

    Ребята, посмотрите, какие деревья разные по форме. 

    (Рассматривание листочков, лежащих на столах у детей)

    Воспитатель: — Каждый листочек с осеннего наряда дерева похож на само дерево. Этот листочек похож на кипарис, тополь, яблоню. У нас много разных листьев и с их помощью мы ваши листы бумаги превратим в осенние картины. Ребята, чтобы у вас получилось изображение, возьмите листочек дерева и кончиком кисти нанесите капельки краски разных цветов, например: красная и жёлтая, а затем приложите листочек окрашенной стороной к бумаге, получился отпечаток. Если из-под листочка появилась лишняя краска, промокните её салфеткой. Промойте кисточку. Каждый раз берётся новый листок и покрывается капельками краски, но уже другого цвета. Ствол дерева можно дорисовать кистью. Деревья растут по всей земле. На заднем плане высокие деревья, в середине низкие, а впереди небольшие кустики. Когда работы ваши будут готовы, то на земле можно изобразить опавшие листочки кончиком кисточки.

    Воспитатель: — Теперь вы поняли, какие будем писать пейзажи? Но для того, чтобы получились пейзажи по-осеннему красивые, впечатляющие, необходимо разогреть пальчики, руки.

    Пальчиковая гимнастика «Деревья»

    Раз, два, три, четыре, пять
    Будем листья собирать.
    Листья березы, листья рябины, листья осины,
    Листики дуба мы соберем,

    Маме осенний букет отнесем.

    (Дети сжимают и разжимают кулачки. Затем загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу. В конце сжимают и разжимают кулачки)

    Воспитатель: — Ребята, продумайте, какие листья будете использовать в своих работах, краски. Пока вы подбираете листочки, краски, я включу музыку для вашего осеннего вдохновения. Ведь осень воспевали в своих произведениях не только художники, поэты, но и композиторы. 

    (Аудиозапись – Фредерик Шопен «Осенний вальс»)

    Воспитатель: — Ребята, приступайте к выполнению задания. Работайте с душой, с творческим настроением!

    (Напомнить детям, как правильно пользоваться красками, промывать кисть в двух водах (2 стакана), идёт индивидуальная помощь. Далее анализ работы совместно с детьми).

    Самостоятельная творческая работа

    Воспитатель: — Ребята, заканчивайте выполнение задания. Отодвиньте работы на край стола, промывайте кисточки и положите их на подставки. У вас у всех интересные работы. А вот представьте, что вы попали на выставку-продажу ваших картин.

    Выставка картин

    Воспитатель: — Давайте, ребята встанем так, как в выставочном зале, отойдем подальше от своих работ. Видите, какие разные, не похожие друг на друга картины. Наверно потому, что вы очень старались написать свой осенний пейзаж. Вам нравится наша выставка? 

    (Дети высказывают свое мнение)

    Воспитатель: — Ребята, пройдет совсем немного времени и волшебница осень с нами попрощается, на смену ей придёт другое время года. А ваши картины будут долго напоминать о чудесной, золотой осени.

    Сценарий осеннего праздника «Осенняя Тучка в гостях у ребят».

    Осенний праздник «Осенняя тучка.»

    Осенний праздник

    «Сердитая Тучка»

    Средняя группа

    Звучит музыка, дети входят в зал.

    Ведущий. Вдруг в окошко постучалась к нам осенняя пора.

    Лето теплое промчалось, и оделась детвора.

    В куртки, шапки и сапожки, и колготки потеплей,

    Чтобы не замерзли ножки, и гулялось веселей.

    Тучки хмурятся на небе, в пору зонтик доставать.

    Ветерок подул сильнее, и дождя не миновать.

    1 ребенок. Все деревья покраснели

    И, как будто дразнятся.

    Это брызги акварели

    Осени – проказницы.

    2 ребенок. Приходи к нам, Осень, в гости,

    В наш любимый детский сад!

    Здесь на празднике веселом

    Тебя каждый видеть рад!

    3 ребенок. Мы тебе стихи прочтем,

    Дружно песенку споем.

    И веселый танец спляшем,

    Приходи! Мы очень ждем!

    Песня «Осень в гости к нам идет», слова и музыка Е. Гомоновой

    Дети присаживаются на места.

    Под музыку в зал входит Осень.

    Осень. Здравствуйте, мои друзья! Звали в гости вы меня.

    Я – природное явленье, вслед за летом я бегу.

    Все деревья разным цветом разукрасить я могу.

    Нагоню я ветер сильный – и листочки полетят.

    Листопадом разноцветным, чтобы радовать ребят. 2.

    В сундучке несу я краски для детишек в детский сад.

    Вместе листья разукрасим, и устроим листопад!

    Ведущий. Здравствуй, Осень – золотая!

    Настоящий ты художник, всё раскрасила кругом.

    Даже дождик шаловливый краску смыть не смог потом.

    Отгадать загадку просим: кто художник этот?

    Дети. Осень!

    Осень. Я очень рада, ребята, что снова встретилась с вами. Я так скучала целый год без вас. Мне очень хочется пригласить всех в осенний лес и рассказать, как живут мои лесные друзья. А поедем мы с вами на поезде, усаживайтесь поудобнее, поехали.

    Звучит музыка, дети выполняют движения по показу Ведущего.

    Ведущий. Деток поезд наш везет в лес и на полянку,

    Будут дети там гулять, повстречают зайку.

    «Так-так-так, так-так-так!» — все колесики стучат.

    «Чу-чу-чу, чу-чу-чу!» — белку встретим и лису.

    Едем, едем, мы быстрей, не боимся мы зверей.

    Паровоз идет всё тише – значит, остановка ближе.

    Ду — ду — ду! Стоп!

    Осень. А вот и мое царство, мой осенний лес.

    Он полон разных сказок, таинственных чудес.

    Ведущий. Листопад! Листопад!

    Листья кружатся, летят!

    С ветки листья сорвались,

    И на землю улеглись.

    Если листики летят,

    Это значит – листопад!

    Песня «Осень золотая», слова и музыка Л. А. Старченко

    Звучит музыка, детям раздают осенние веточки, выходят дети.

    1 ребенок. В руках листочки у ребят, 3.

    Встречает Осень детский сад,

    Листок осенний – разноцветный:

    Вот красненький с полоской светлой.

    2 ребенок. А вот, зелененький, простой.

    Их соберем, возьмем с собой.

    На праздник мы их принесем,

    С листочками плясать пойдем.

    «Танец с желтыми листочками» (ф/н)

    В заключении танца появляется Лесовичок, усаживается на пенек, смеется, глаза у него закрыты, как будто смотрит веселый сон.

    Лесовичок. Хи-хи хи, ха-ха-ха, бух-бух, трюх-трюх.

    Ведущий. Кто же это так весело смеется?

    Осень. Да это же мой знакомый старичок Лесовичок. Ох, и веселый он, никогда не унывает, даже сны у него веселые. Слышите, как хохочет.

    Просыпайся, Лесовичок, к нам гости пришли!

    Лесовичок (потягивается). Ох, и насмешил он меня!

    Осень. Кто?

    Лесовичок. Да старичок Лесовичок!

    Осень. Так, это же ты!

    Лесовичок. Так я сам себя и рассмешил.

    Здравствуйте, мои дорогие, ребята – трулялята!

    Я – помощник Осени в лесу, знаю в нем я каждую тропинку,

    У пенька свой домик сторожу, он чудесный, как картинка.

    Вас к себе я приглашу, вы в гости к Осени пришли,

    Так, знать, вы с Осенью дружны!

    Звучит фонограмма «дождя и грома».

    Осень. Что случилось? Что случилось?

    Всё в лесу переменилось!

    Туча дождевая к нам прилетела, 4.

    Праздник испортить друзьям захотела.

    Звучит тревожная музыка, в зал вбегает Туча.

    Туча. Я туча злая, грозовая, веселиться не люблю,

    Дождем холодным всех залью.

    Что вы с Осенью играете?

    Или правил моих не знаете?

    Всем скучать, не петь, и не смеяться!

    Осень золотую от вас я забираю,

    А дождик осенний вам оставляю!

    Туча уводит Осень за дверь, та «плачет».

    Ведущий. Что же делать? Как нам быть?

    Не хотим ни дождь, ни тучу.

    Лесовичок. Мы по лесу вместе сегодня пойдем,

    Красавицу — Осень, конечно, найдем.

    У меня есть дудочка, дудочка – погудочка.

    Как только в нее ты играть начинаешь,

    То на полянку легко попадаешь.

    А может, мы встретим там добрых зверей,

    Пошли по тропинке, не бойтесь, смелей!

    Звучит музыка, Лесовичок «играет» на дудочке, выходят мальчики – Мухоморы.

    1 Мухомор. Эй, вставай, грибной народ, слышишь, музыка зовет.

    Раз, два, три, четыре, пять, стройся мой грибной отряд,

    Время не теряйте, танец начинайте!

    «Танец мухоморов» (ф/н)

    Лесовичок. Грибочки мои славные, красивые, нарядные,

    Я вас в корзинку соберу, и домой всех отнесу.

    2 Мухомор. Ты сначала нас поймай, а потом и собирай.

    Лесовичок. Скажите нам, грибы, вначале, вы нашу Осень не встречали? 5.

    3 Мухомор. Нет, нет, нет – от лесных грибов ответ.

    Звучит музыка, «Грибочки» убегают, Лесовичок их догоняет.

    Лесовичок. Да, таких ловких грибов не поймаешь. Ну что ж, давайте дальше искать Осень.

    Ну-ка, дудочка, играй, кто придет к нам угадай?

    Звучит музыка, Лесовичок «играет» на дудочке, выходят девочки – Рябинки.

    Ведущий. На лесной опушке, словно на картинке,

    Собрались подружки – яркие рябинки.

    Это наши девочки нарядились тоже,

    Стали, как рябинки, все они похожи.

    1 Рябинка. Вот и осень наступила, всех вокруг позолотила,

    Подрумянила калину, разукрасила рябину.

    2 Рябинка. Наши Ани и Маринки, Тани, Даши и Иринки,

    Нарядились все в косынки, заалели, как рябинки.

    Танец «Ягодки – рябинки», слова и музыка Е. Курячий (ф/н)

    Лесовичок. Вы, красивые, рябинки, дайте нам скорей ответ,

    Где искать нам нашу Осень, знаете вы или нет?

    3 Рябинка. Нет, про Осень мы не знаем, и от вас мы убегаем.

    Звучит музыка, Рябинки убегают.

    Лесовичок. Ну, дудочка, играй и не ленись,

    Осень нам найти поторопись.

    Звучит музыка, Лесовичок «играет» на дудочке, выходит Ежик, в руках у него большое бутафорское яблоко с загадками.

    Ведущий. По дорожке кто спешит и листочками шуршит,

    Вышел из-под елки ежик, весь в иголках колких.

    Ежик. Это вы, мои друзья, из дома прибежал к вам я.

    Принес вам яблоко, оно соку спелого полно.

    Яблоко не простое, с сюрпризом, вот какое.

    В нем загадки, друзья, если вы их отгадаете, 6.

    Где Осень вам искать, может быть, узнаете.

    Ведущий. Спасибо, милый Ежик, ты от нас не уходи,

    Разгадать загадки всем ребятам помоги.

    — Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец.)

    — Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок,

    Врос он в землю крепко. Что же это? (Репка.)

    — Сидит дед в шубу одет,

    Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

    — Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

    — Круглое, румяное, я расту на ветке.

    Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко.)

    Ведущий. Отгадали все загадки наши умные ребятки.

    Ежик с нами в круг вставай,

    Танец дружно начинай.

    Танец «Маленький ежик» (ф/н)

    Звучит музыка, Лесовичок «играет» на дудочке, на пенек усаживается Зайчик — «спит».

    Лесовичок. Снова дудочка играет и зверушек созывает.

    Посмотрите, на опушке вижу я большие ушки,

    Это Заинька сидит, на пенечке тихо спит.

    Он с дороги отдыхает, может, что про Осень знает.

    Зайка, милый, дай ответ. Ты не видел Осень? Нет?

    Зайчик. Заглянул я в огород,

    Там много интересного растет.

    Все созрели, ждут ребят,

    За работу детский сад!

    Инсценировка «На огороде»

    Ведущий. Нынче Ваня очень занят – 7.

    У него не счесть забот – охраняет огород.

    Звучит музыка, выходит мальчик Ваня с ружьем, обходит «овощи» — детей, сидящих на «грядках».

    Ваня. Ох, и трудная работа!

    И устал я отчего-то…

    Пойду посплю…

    Садится в сторонке, «засыпает».

    Звучит музыка, выходит Петушок, останавливается возле Помидора.

    Петушок. Вот и я – Петух… (оглядывается) Ку – ка – ре – ку!

    Хозяев нет?..

    Хорошо, когда на грядке для тебя готов обед!

    Петух уводит за собой Помидор.

    Звучит музыка, выбегает Мышка, останавливается возле Свеклы.

    Мышка. Повезло мне – серой мышке! Пи – пи – пи!

    Что за славный огород!

    За свеклой вперед!

    Мышка уводит за собой Свеклу.

    Звучит музыка, выходит Бычок, останавливается возле Морковки.

    Бычок. Вот и я, Богдан – Богданыч… (оглядывается) Му – му – му!

    Хозяев нет?..

    Хорошо, когда на грядке для тебя готов обед!

    Бычок уводит за собой Морковь.

    Звучит музыка, выходит Коза, останавливается возле Капусты.

    Коза. Вот и я – Коза Козловна… (оглядывается) М-е-е — е!

    Хозяев нет?..

    Хорошо, когда на грядке для тебя готов обед!

    Коза уводит за собой Капусту.

    Звучит музыка, Ваня просыпается, потягивается.

    Ваня. Где морковь? И где капуста? 8.

    Ох, беда! На грядках – пусто…

    Ведущий. Каждый сторож должен знать!

    Если взялся охранять, то не надо засыпать!

    Звучит музыка…

    Ведущий. Овощи всё лето старались, поспевали.

    От солнечного света, как в сказке, вырастали.

    Хотим, чтоб Осень поскорей за летом наступила,

    И урожаем всех людей богатым одарила.

    «Танец витаминов» (ф/н)

    Ведущий. Что же делать, Лесовичок? Никто про Осень ничего не знает, неужели мы так и не найдем ее?

    Лесовичок. А на что у меня дудочка – погудочка, сколько она нам гостей созвала. Играй-ка, дудочка, да повеселее! Туча сама к нам и придет.

    Звучит веселая песенка про дождик, выходят девочки с зонтиками.

    1 девочка. Зонтики цветные взяли в руки мы,

    Под веселый дождик пляску завели.

    Кап – кап – кап, дождинки по зонту стучат,

    Словно к нам под зонтик в гости норовят.

    2 девочка. Ты над головами зонтик покружись,

    И на небосводе радугой зажгись!

    Капельки – шалуньи, не боимся вас,

    На ладошках наших прыгайте сейчас.

    3 девочка. Мы поднимем зонтик прямо к облакам,

    Весело помашем всем своим друзьям.

    Поиграем в прятки: — Дождик, нас ищи!

    Были тут ребятки, а теперь грибы!.. – Вот!

    Танец с зонтиками «Топ сапожки – шлеп сапожки» (ф/н)

    Звучит веселая музыка, Лесовичок «играет» на дудочке, в зал вбегает Туча, начинает танцевать…

    Туча. Ой, ой, ой! Не могу остановиться, так и хочется кружиться. 9.

    Перестань играть, прошу, а не то дождем залью.

    Лесовичок. Как бы не так! Куда спрятала Осень?

    Расскажи, тебя мы просим,

    А не хочешь рассказать, так и будешь танцевать.

    Туча (присаживается). Ой, устала, не могу, сейчас вам Осень приведу.

    Как хорошо иметь таких друзей,

    Выходи к нам Осень поскорей.

    Звучит музыка, входит Осень.

    Осень. Спасибо, милые и добрые друзья,

    От всего сердца благодарна я.

    Ты, Туча, больше нас не пугай,

    Лучше с нами песню запевай.

    Песня «Тучка», слова и музыка Г. Вихаревой

    Туча показывает на зонт, который стоял с начала праздника у центральной стены.

    Туча. А про этот зонтик вы забыли?

    С ним не танцевали, и даже не раскрыли.

    Я с вами, ребята, теперь подружилась,

    Сначала сердилась, потом веселилась.

    Пусть дождик прольется и вкусный, и сладкий,

    А капли дождя превратятся в подарки.

    Ты, Осень, зонтик подними, и ребят всех удиви.

    Осень приподнимает зонтик, внутри которого висят конфеты.

    Осень. Спасибо, Туча дождевая, как хорошо, что ты подружилась с нами.

    Осень отдает зонт Ведущему.

    А я прощаюсь с вами, увидимся в парке, в поле, в лесу. Я везде буду рядом с вами, только повнимательней смотрите. До свидания!

    Звучит музыка, Осень и Туча уходят.

    Ведущий. И нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте дружно попрощаемся с осенним, волшебным лесом! До свидания, осенний лес! 10.

    Под музыку дети «паровозиком» выходят из зала.

    Сценарий осеннего праздника «Сердитая тучка».

    Дети забегают в зал и становятся вкруг в руках у них листочки

    Ведущий:

    Мы пришли в нарядный зал

    На осенний карнавал.

    Яркие листочки осень подарила

    И волшебной краской их позолотила.

    Ветерок веселый листики качает,

    А они, как птички, с веточек слетают.

    Дети читают стихи

    1.

    Осень золотая, мы тебя встречаем

    И все вместе дружно песню напеваем.

    2.

    Осень принесла нам щедрые подарки:

    Урожай богатый и листочек яркий

    3.

    Будем мы сегодня танцевать, кружиться.

    И, конечно, вместе петь и веселиться.

    Ведущий:

    Ветер с листьями играет, листья с веток обрывает.

    Листья желтые летят прямо под ноги ребят.

    Песня-танец с листочками «Осенняя прогулка» А.Чугайкина

    Ведущий: Какой у нас нарядный зал. Сегодня нас ждет много разных встреч, веселья и сюрпризов. А где же хозяйка праздника – волшебница Осень? Мы все собрались, а ее все нет! Давайте ее позовем!

    Все дети: Осень, Осень, в гости просим!

    Играет музыка и слышится голос Осени.

    Осень: Иду, иду!

    Ведущий: Давайте немного пошутим и с нашей гостьей поиграем. Сядем и спрячемся под листиками. (дети садятся на корточки врассыпную по залу и закрывают лицо листочками.)

    Входит Осень с метелкой.

    Осень : Как работы много стало, сколько листиков опало, подметать я их спешу, я порядок навожу. Я метелочку возьму, листья в кучу соберу. (подметает, дети сбиваются в кучу)

    А веселый ветерок, путь его не близок, не далек, все по свету он летает и листочки раздувает (Ведущий с султанчиком «раздувает» листики, дети опять разбегаются и прячутся за листья)

    Осень : Что ты, ветер, в самом деле, все листочки разлетелись, я метелочку возьму, листья снова соберу. (дети сбиваются в кучу)

    Осень : Ой, да это не листочки вовсе, это ребятишки – девчонки и мальчишки, пошутить решили надо мной?

    Скорей листочки соберите и на стульчики бегите!

    Дети складывают листочки в корзинку исадятся а места.

    Я Осень золотая в гости к вам пришла.

    И ребятам подарки принесла! (берет корзинку с овощами)

    Осень: Крепко за руки беритесь, в хороводе закружитесь!

    Хоровод «Осени и зверят» К, 30, 21

    Ведущий: Осень, расскажи ребятам, какие новости в осеннем, волшебном лесу?

    Осень: В осеннем лесу беда приключилась, у нас вдруг злая тучка поселилась

    Туча грозовая – грозная такая.

    Небо все заволокла, тенью на землю легла,

    Засопела, заворчала, всех в округе распугала,

    Вдруг чихнула – грянул гром!!!

    И …расплакалась дождем!

    Залила нам все дорожки. Не пройти, промокнут ножки!

    С ней дружить ни кто не хочет, и она все плачет, плачет!

    Не любит она веселье, песни, игры, а любит только плакать проливными слезами. Вот я ее и не взяла к вам на праздник, а она очень сильно обиделась. Как бы она нам праздник не сорвала, да настроение не испортила.

    Звучит тревожная музыка. На экране картинка с большой тучей.

    Осень : Что случилось? Что случилось? Всё у нас переменилось!

    Туча дождевая прилетела, праздник нам испортить захотела!

    Влетает Туча, бегает по залу.

    Туча: Я туча злая, грозовая, я веселиться не люблю!

    Дождём холодным всех залью!

    Я – серая тучка, по имени Злючка,

    Ни с кем не знаюсь, совсем не улыбаюсь.

    Что, вы с Осенью играете?

    Или моих правил не знаете?

    Всем скучать! Меня бояться!

    И не петь, и не смеяться!

    Осень золотую от вас я забираю, а дождик скучный оставляю!

    Осень отмахивается:

    Осень : Не хотим ни дождь, не тучу! Лучше ты меня не мучай!

    А к ребятам отпусти – песни петь, а не грустить!

    Туча : (тянет Осень за собой):

    Ничего я слышать не желаю! И Осень золотую забираю!

    Ведущий: Подожди, Тучка, не уходи и нашу гостью с собой не уводи. Нам без Осени станет очень скучно и грустно. Оставайся у нас на празднике, поиграй, повеселись, в танце с нами покружись, да с ребятами подружись.

    Тучка : Я Тучка-Злючка! Смех, веселье — не люблю! Песни, танцы – не терплю! Ничего я слышать не желаю! И Осень золотую забираю!

    Ведущий: Что нам делать? Как нам быть? Как нам Осень освободить? Я придумала! Тучка, принимай приглашение на наш праздник. Если мы тебя развеселим, тогда Осень останется с нами.

    Осень : Лучше, Тучка, ты не злись,

    С нами вместе веселись!

    Хлопну громко: 1,2.3!

    Звонко, песенка, звени!

    Песня « Петушок…» муз А. Берляковой

    Ведущий: Понравилась тебе песенка?

    Тучка : Надоело мне вас слушать, заболели даже уши. Все залью дождями ливневыми, чтоб овощи были с гнилью, всем я ноги промочу, кашлять громко научу.

    Осень: Не пугай нас. Ребята дождика совсем не боятся.

    Любят под ним играть, в лужах зайчиков считать.

    Надевают на ноги сапожки и шагают по лесной дорожке.

    Зонтик в руки берут, собирают грибочки там и тут!

    Реб:

    В небе тучка ой-ой-ой!

    Все бегут, спешат домой.

    Только я один смеюсь,

    Чёрной тучки не боюсь.

    Не страшны мне дождь и гром,

    Я гуляю под зонтом!

    Игра- аттракцион: «Собираем грибы в корзинку»

    Тучка: Вот какие вы быстрые и шустрые. А загадки мои каверзные отгадать сумеете, так же ловко как под зонтиком прячетесь? Вы тихонько посидите и на Тучку поглядите! Загадаю вам загадки, отвечайте мне, ребятки!

    Листья жёлтые кружатся,
    На земь ковриком ложатся.
    Жёлтых листьев хоровод
    Осенью случается.
    Танец этот — каждый год.
    Как он называется? (
    Листопад )

    Я под шапкой цветной
    На ноге стою одной.
    У меня свои повадки:
    Я всегда играю в прятки
    .(гриб)

    Лето целое старалась —
    Одевалась, одевалась …
    А как осень подошла,
    Нам одежки отдала.
    Сотню одежонок
    Сложили мы в бочонок. (Капуста)

    Видеозаставка с тучкой

    Ведущий : Все твои загадки ребята отгадали! Тучка, Тучка, не сердись, а ребятам улыбнись!

    Тучка : Надоело мне вас слушать, заболели мои уши!

    Улыбаться не люблю, лучше дождик я пролью.

    Осень: Что-то в парке потемнело.

    Видно, тучка налетела.

    Ветер Тучку подгоняет.

    Туча капельки роняет.

    Тучка : Осенью по небу часто я гуляю.

    Девочек и мальчиков с прогулки прогоняю.

    Осень: Туча, больше нас не мучай, а хочешь-

    С нами поиграй ты лучше!

    Пусть дождик брызнет, но совсем не злой –

    Весёлый, шутливый, озорной!

    Игра «Тучка и дождик»

    Осень: Туча, Туча не мешай детям в парке гулять.

    Мы еще хотим плясать, веселиться и играть.

    Игра в прятки с тучей

    Дети садятся на места

    Тучка : Была я темной Тучкой,

    А стала Облаком пушистым.

    И небо надо мною

    Стало голубым и чистым.

    Как же я развеселилась, так бы сразу в пляс пустилась!

    Осень : Ребята, покажем нашей тучке наш танец с платочками?!

    Танец с платочками А Чугайкина

    Дети садятся на стульчики, а Туча продолжает танцевать и кружиться и не может остановиться.

    Туча : Ой, ой, ой! Не могу остановиться,

    Так и хочется кружиться!

    Меня остановите, вас прошу,ох, сейчас я упаду.

    Осень и ведущий останавливают Тучку..

    Туча : Ой, устала, не могу, я немного отдохну.

    Ребята, вы меня развеселили, с Осенью нас помирили.

    Теперь и с вами мы друзья, благодарна очень я!

    сказка

    Осень: Спасибо, милые и добрые друзья, от всего сердца благодарна я.

    Туча : Я с вами, ребята, теперь подружилась.

    Сначала сердилась, потом – закружилась.

    Пусть дождик прольётся и вкусный, и сладкий.

    А капли дождя превратятся в подарки.

    Осень и Тучка прощаются и уходят!

    Ведущий: Ребята, посмотрите , что это? Тучка дождем поливала грибочки, да он и вырос

    Сюрприз с грибом.

    Да в нем угощение для ребят. Спасибо Тучке! Она теперь не злючка. Видимо у нее доброе сердце.

    А теперь пойдемте в группу детки,

    Кушать подарки от осени и от тучки.

    Дети и ведущий уходят из группы.

    Источники

    • https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/stsienarii_osienniegho_prazdnika_osienniaia_tuchka_v_ghostiakh_u_riebiat
    • https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2018/10/02/stsenariy-osennego-prazdnika-serditaya-tuchka
    • https://multiurok.ru/files/stsenarii-osennego-prazdnika-serditaia-tuchka.html
    • https://infourok.ru/serditaya-tuchka-scenariy-osennego-prazdnika-dlya-detey-mladshey-gruppi-3340256.html
    1. Расширять представление обучающихся о характерных признаках осени, об изменениях, происходящих осенью в жизни растений и животных.

    2. Развивать память, мышление, внимание, речь через игры и игровые упражнения.

    3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Ход:

    1. Орг. момент:

    Прозвенел звонок веселый.

    Мы урок начать готовы.

    Будем слушать, рассуждать,

    И друг другу помогать.

    -Сейчас у нас урок, окружающий природный мир. О чем мы говорим на этом уроке?

    Окружающий нас мир

    Интересно познавать

    Его тайны и загадки

    Вы готовы разгадать?

    1. Актуализация знаний:

    1. Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке»

    «Язычок в чащобе». Показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке, медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности).

    «Пролезаем через бурелом». Губы в улыбке. Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.

    «Мелькает беличий хвостик». Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта.

    «Очень вкусная брусника». Полакомимся брусникой. Рот открыт, облизать верхнюю и нижнюю губу.

    «Почистим зубки». Белочка угостила орешками. Мы их съели, сейчас почистим зубки.

    1. Работа над силой голоса.

    Дует осенний легкий ветерок. (Глубокий вдох, на выдохе «У-У-У-У»)

    Листочки (пальчики) едва шевелятся.

    Подул сильный ветер. Глубокий вдох, на выдохе громко (У-У-У-У).

    В лесу заблудились и закричали сначала громко (АУ-АУ-АУ-АУ), потом тихо (АУ-АУ-АУ-АУ).

    -Отгадайте загадку:

    Утром мы во двор идем-

    Листья сыплются дождем,

    Под ногами шелестят

    И летят, летят, летят…

    -В какое время года листья сыплются дождем и летят, летят, летят…? (Осенью).

    -Какое время года у нас закончилось?

    -Назовите признаки лета.

    -Какое время года наступило? Что мы знаем об осени?

    -Рассмотрите рисунки. Найдите признаки лета и осени.

    -Летом солнце светит ярко. Оно дает много света и тепла. Осенью солнце светит меньше. Становится холоднее, листья на деревьях желтеют и опадают. Часто идут дожди. Осенние дожди холодные, иногда продолжаются несколько дней. Становится холоднее, начинаются заморозки. Исчезают бабочки, прячутся жуки и мошки. Птицам нечего есть. Они улетают в теплые края.

    -Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о признаках осени.

    1. Новая тема:

    Работа с учебником: стр. 5

    -Рассмотрите схемы. Определите, какая из них изображает лето, а какая осень. Почему вы так думаете?

    -Рассмотрите рисунки. Найдите рисунок, на котором изображена осень. Вспомните признаки осени, найдите их на рисунке.

    -Молодцы. Осенью солнце светит меньше, меньше дает оно света и тепла. Листья на деревьях желтеют. Начинается листопад. Осенью дует холодный ветер. Он срывает листья с деревьев, кружит их в воздухе. Листья медленно падают на землю. Часто идут холодные дожди.

    -Рассмотрите нарисованные листья. Подумайте, в какое время года можно найти их на улице. С какого дерева листочек?

    -Молодцы.

    Физ. минутка

    Осень в гости к нам пришла (наклон вперед).

    Свои краски принесла: желтые (круговые движения правой рукой) и красные, (круговые движения левой рукой)

    Листочки разные (круговые движения обеими руками)

    Ветер дунул- раз, два, три, (машем руками перед собой)

    Полетели посмотри. (прыжки, руки в стороны)

    Покружились и упали (кружатся вокруг себя и садятся на корточки)

    Землю листьями услали.

    -Продолжаем наш урок.

    -Что происходит осенью с листьями?

    Работа с учебником: стр. 6

    -Осенью бывают ясные дни и пасмурные дни, часто идет дождь. Из-за частых дождей осенью очень сыро, поэтому нередко по утрам появляется туман.

    -Рассмотрите картинки. Покажите картинку, где пасмурно, а где ясно. Повторили: пасмурно, ясно.

    -Покажите на картинке дождь, туман. Повторили: дождь, туман.

    -Молодцы.

    1. Закрепление.

    -О чем сегодня говорим? Об осени и осенних признаках.

    -Давайте еще раз повторим признаки осени.

    Гимнастика для глаз

    Презентация «Осень»

    -Посмотрите на осенние листья. Раньше они были зелеными, а теперь какие? (желтые, красные, оранжевые, коричневые). А знаете почему? С наступлением осени солнце начинает светить не так ярко, как летом, становится прохладнее и листьям не хватает света и тепла, поэтому они меняют цвет.

    — Как одеваются люди осенью? Люди начинают одевать теплую одежду: шапки, куртки, ботинки. Почему? Потому что осенью становится прохладно.

    — Осенью начинают идти дожди, и вы начинаете пользоваться зонтиками и надевать резиновые сапоги, чтоб побегать по лужам.

    — Птицы улетают в теплые края. Почему? Потому что зимой им не будет хватать пищи, т. к. осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян.

    — В лесу появляются грибы, которые собирают не только люди, но и животные (ежи, белки, так они делают запасы на зиму).

    — Осенью люди начинают собирать урожай. Что такое урожай? (овощи, фрукты)

    -Молодцы.

    -Осень приготовила вам задание: «Обведи по контуру и раскрась».

    Пальчиковая гимнастика «Осень»

    Ветер по лесу летал,

    Ветер листики считал:

    (плавные волнообразные движения ладонями)

    Вот дубовый,

    Вот кленовый,

    Вот рябиновый резной,

    Вот с берёзки – золотой,

    (загибают по одному пальчику на обеих руках)

    Вот последний лист с осинки

    Ветер бросил на тропинку.

    (спокойно укладывают ладони на стол)

    1. Итог. Рефлексия

    -Вам понравилось сегодня работать? И мне понравилось, как вы сегодня работали. Молодцы!

    Вот и кончился урок.

    Снова прозвенел звонок,

    Отдыхать мы можем смело,

    А потом опять за дело.

  • Сказка про лисицу сестрицу
  • Сказка про лешего и кикимору читать
  • Сказка про лилипутов и великана
  • Сказка про липовую ногу у медведя
  • Сказка про лизу капризу слушать