Сказка про ленивую девочку

На чтение 6 мин. просмотров 3.4k. опубликовано 12.07.2015 прокофьева с. жила-была девочка маша. у не, были мама, папа и бабушка.

На чтение 6 мин. Просмотров 3.4k. Опубликовано

Прокофьева С.

Сказка о ленивой девочке Маше. Прокофьева С. Cказки для самых маленьких

Жила-была девочка Маша. У неё, были мама, папа и бабушка. Мама и папа были молодые, а бабушка — старенькая. Однажды бабушка попросила:

Сказка о ленивой девочке Маше. Прокофьева С. Cказки для самых маленьких

— Машенька, сходи, пожалуйста, в магазин! Но Маше было лень идти в магазин, и она сказала: — Я бы сходила в магазин, бабушка, да вот ноги мои не хотят идти! — А разве ты не хозяйка своих ног! Куда ты им прикажешь, туда они и пойдут! — Нет, я не хозяйка своих ног. Куда они хотят, туда и идут! — сказала Маша. — Ну ладно, я схожу в магазин, а ты пока накрой на стол! — вздохнула бабушка. Но Маше было лень накрывать на стол, и она сказала:

Сказка о ленивой девочке Маше. Прокофьева С. Cказки для самых маленьких

— Я бы накрыла на стол, да руки мои не хотят. А я не хозяйка своих рук. Они что хотят, то и делают. — Как тебе не стыдно говорить такие глупости! — огорчилась бабушка. — А я не хозяйка своего языка. Он что хочет, то и говорит, — сказала Маша. Скоро пришли папа и мама, и все сели за стол. Маша хотела съесть ложку клубничного варенья, но вместо этого её правая рука зачерпнула полную ложку горчицы и сунула её Маше в рот. Маша вскочила со стула. Из глаз её полились крупные слёзы. Только, наверное, на этот раз её слезы были не солёные, а горькие. — Что с тобой, девочка? — спросила мама. А Машины ноги вдруг вынесли её в переднюю, а оттуда прямо на лестницу, а оттуда прямо во двор.

Сказка о ленивой девочке Маше. Прокофьева С. Cказки для самых маленьких

— Ой! Я совсем не хочу бежать во двор! — испугалась Маша. — Это мои ноги сами бегут, куда хотят. Они меня больше не слушаются! Во дворе Маша увидела Серёжку и его собаку Белку. Маша очень уважала Серёжку. Серёжка был отличник и к тому же очень здорово рисовал. И его собаку Белку Маша тоже очень уважала. Она была овчарка и к тому же ищейка.

Сказка о ленивой девочке Маше. Прокофьева С. Cказки для самых маленьких

Маша хотела подойти и сказать что-нибудь умное. — Здравствуй, Серёжа, как ты поживаешь? — хотела сказать Маша, а вместо этого вдруг захохотала и сказала противным голосом: — Уходи отсюда со своей собакой, а то я её укушу!

Сказка о ленивой девочке Маше. Прокофьева С. Cказки для самых маленьких

«Ой! Я совсем не то хотела сказать! — ужаснулась Маша. — Мой язык совсем меня не слушается» Ей хотелось провалиться сквозь землю или хотя бы убежать со двора. Но вместо этого ее ноги побежали к зелёной скамейке, где сидели рядышком две соседки — Анна Спиридоновна и Наталья Петровна. Маша села на скамейку и отвернулась. Но всё равно она чувствовала, что Серёжка смотрит на неё. Она даже чувствовала, что Серёжка моргает глазами от удивления. И вдруг Маша увидела, что её правая рука лезет прямо в сумку Анны Спиридоновны, где лежат большие красные яблоки. Маша попробовала ухватить левой рукой свою правую руку и вытащить её из сумки. Но правая рука, как и все правые руки на свете, была сильнее, чем левая. Она залезла в сумку и схватила самое большое и самое красное яблоко. Глаза у Анны Спиридоновны стали круглые и колючие, как кнопки. — Маша! — охнула она. — Ты… Ты… Неужели ты не могла попросить?

Сказка о ленивой девочке Маше. Прокофьева С. Cказки для самых маленьких

Но тут Машины ноги побежали со двора прямо на улицу. На улице было очень много машин. Машины рычали, фыркали и куда-то очень быстро ехали. Машины ноги совсем не знали правил уличного движения. Правила уличного движения знала Машина голова, а ноги умели только бегать. И они, конечно, побежали прямо под троллейбус.

Сказка о ленивой девочке Маше. Прокофьева С. Cказки для самых маленьких

— Ты куда, девочка? — закричал милиционер и схватил Машу за руку. Лицо у милиционера было очень доброе. А нос был круглый, как у Машиной бабушки. Поэтому он немного был похож на Машину бабушку. Маша хотела заплакать и сказать доброму милиционеру: — Дяденька милиционер, держите меня крепче! А лучше всего отведите меня в милицию! Но вместо этого Маша сказала некрасивым голосом: — Отпусти меня, милиционер. Потому что я не девочка, а серый волк. Я очень люблю есть милиционерские свистки. А Машин язык сам высунулся изо рта и подразнил милиционера. Милиционер обиделся и отпустил Машину. А Маша села в троллейбус, и троллейбус уехал. Троллейбус доехал до конечной остановки. Тут дома стояли далеко друг от друга, а вдали синел лес. Машины ноги побежали по шоссе, потом по дороге, а потом по тропинке между деревьями. Так они бежали и бежали, пока не завели Машу в самую глубь леса. Солнце уже зашло. Конечно, оно не стало задерживаться на небе из-за какой-то глупой девчонки. Стало темно и страшно. Кругом были высокие деревья и глубокие ямы. Маша села на пень.

Сказка о ленивой девочке Маше. Прокофьева С. Cказки для самых маленьких

— Пусть меня съедят волки! — решила она. — Если мой язык будет врать, руки — воровать, а ноги — идти не туда, куда надо, — лучше мне вообще не жить на свете… Как я хотела бы снова стать хозяйкой своих рук, ног и языка. Я больше никогда не стала бы лениться! И Маша горько заплакала.

Сказка о ленивой девочке Маше. Прокофьева С. Cказки для самых маленьких

Вдруг она увидела три жёлтых огонька. Они всё приближались и приближались. — Волк! — испугалась Маша. — Ох! Трёхглазый волк! Или, наверное, два волка. Один двуглазый, а другой одноглазый! Самый злой и старый! Маша вскочила на ноги и схватила длинный сук. И тут она почувствовала, что ноги её слушаются, а рука крепко сжимает сук. — Ой, мамочка! Мне страшно! — закричала Маша. И это было именно то, что она хотела закричать. — Машенька! — вдруг услышала она мамин голос. — Где ты? И тут к Маше подбежали мама, папа и Серёжка. В руках у них были электрические фонарики. Серёжка держал на ремешке свою овчарку Белку.

Сказка о ленивой девочке Маше. Прокофьева С. Cказки для самых маленьких

Ох, Маша! — сказал папа. — Как ты нас напугала! Разве можно быть такой безответственной девчонкой? Тебя надо было бы как следует выпороть… — Это Белка нашла твои следы! — сказал Серёжка, который понял, что надо скорее начать говорить о чём-нибудь другом. — Знаешь, какой у неё нюх? Она своё дело знает! Тут мама поцеловала Машу, и все пошли домой.

На этом и кончается сказка.

Сказка о ленивой девочке Маше. Прокофьева С. Cказки для самых маленьких

«Развития
критического мышления через чтение и письмо».

Предмет

Литературное
чтение

Класс

3

Программа

«Начальная
школа
XXI века»

Тема
урока

«Русские
народные сказки». Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»

Тип
урока

 Изучение 
нового материала

Задачи
урока:

Учить
пользоваться литературоведческим понятием «сказка» и выделять особенности
сказок;

дать
представление о сказочных героях – положительных и отрицательных;

учить
художественному рассказыванию и пересказу по плану;

формировать
умение работать с книгой: правильно называть издание, пользоваться титульным
листом и оглавлением, сравнивать книги с одним и тем же произведением.

Планируемые
результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

–формирование
потребности в систематическом чтении;

-овладение
элементарными приёмами  анализа художественного произведения, используя
литературоведческие понятия;

-умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание произведения, участвовать в его
обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героя,
определять главную мысль произведения.

-овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
планировать,  контролировать и оценивать свои действия в соответствии с
поставленной задачей;


овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами;

-осознанное
построение речевых высказываний в устной форме;

-готовность
слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения,
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событиям;


умение сотрудничать в группе, в паре.


развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
героям произведения;

-наличие
мотивации к творческому труду и бережному отношению к природе.

Вид
используемых на уроке средств

Презентация

Сценарий  урока

Стадии урока

Содержание
этапов. Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

1.Стадия вызова

1.Организационный момент.

Я рада
вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт
нам радость общения друг с другом. Успехов нам и удачи!

2.Речевая
разминка

Чтение
стихотворения:

О чем-то
скрипит половица,

А спице
опять не спится.

Присев
на кровати, подушки

Уже
навострили ушки…

И сразу
меняются лица,

Меняются
звуки и краски…

Тихонько
скрипит половица,

По комнате
ходит …СКАЗКА

3. Выявление читательского опыта

Ребята,
сегодня мы продолжим работать с устным народным творчеством и цитатой нашего
урока станет афоризм: «Сказка – ложь, да в ней намёк,…(продолжите).

А кто
знает автора этих строк?

Молодцы!
Эти строки заканчивают сказку А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». Какая
эта сказка? (Авторская, литературная, волшебная.) А какие сказки мы уже прочитали?

Прием
Кластер

Заполнение
кластера на тему: «Виды сказок».

Ребята,
а почему полезно читать сказки?

У кого
учится читатель, читая сказки?

На какие
группы можно разделить героев сказок?

Приведите
примеры героев сказок для каждой группы.

Как
определить, положительный герой или отрицательный?

4.Сообщение
темы и цели урока.

Прием «Прогнозирование»

Прочитайте
название сказки.

Кто
герои сказки? Что можно о них рассказать?

Можно ли
утверждать, что Ленивая – отрицательный герой сказки, а Радивая –
положительный герой?


Мы попытались предположить, о ком пойдёт речь в произведении, опираясь только
на его название.

Выдвинутая
вами гипотеза будет являться целью нашего урока-

определить
характер героев через их поступки.


Сформулируйте задачи урока, используя опорные фразы.

1.
Познакомимся… с содержанием сказки

2.
Определим …значение непонятных слов

3.
Составим …портреты главных героев.

4.
Сочиним …аннотацию к сказке.

Эмоциональный
настрой.

Чтение
стихотворения с различной интонацией.

А)
удивления

Б)
сердито

В)
разочарования

Г)
иронии

Добрым молодцам
урок.

Пушкин Александр
Сергеевич

Заполняют
кластер

image001

Отвечают на
вопросы учителя

+ положительные

— отрицательные

Приводят примеры

По его поступкам

Русская народная
сказка «Про Ленивую и Радивую»

Отвечают на
вопросы учителя.

Выдвигают
гипотезу: Можно ли определить характер героев через их поступки?

Формулируют задачи
урока, используя опорные фразы.

2. Стадия

осмысления

5. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением

Работа с незнакомыми словами.

Прочитайте
слова: радивый    душегрея    подойник   хлев   парчовая.

Поработайте
в паре. Предположите, что они могут обозначать. Откройте учебник на с.21,
прочитайте значение данных слов, подтвердились ли ваши предположения?

Прием «Чтение с остановками»

— Во
время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Такой приём
называется «чтение с остановками».

а)
Чтение первой части учителем.

б) Чтение второй части хорошо читающими детьми.

в)
Чтение третьей части детьми по “цепочке”.

Откройте
учебник на с.20, прочитайте 1,2,3 вопросы, найдите ответы на них в тексте.

Прием «Фишбоун»

Вам
предстоит выписать из текста произведения поступки героя, слова, которые
характеризуют его. Определить черты характера героя.

image002

Проверим
вашу работу. Оценим правильность выполнения.

6. Обобщение полученных знаний.

Самостоятельная
работа в рабочей тетради на с.12 з.2

Обменяйтесь
тетрадями и проверьте работу соседа по образцу на доске

Читают
незнакомые слова.

Обсуждают
в паре их значение, находят доказательство в учебнике.

Слушают
учителя, отвечают на вопросы, озаглавливают. Читают текст сказки по смысловым
частям.

Читают,
слушают вторую часть, отвечают на вопросы, озаглавливают.

Читают,
слушают третью часть, отвечают на вопросы, озаглавливают.

Читают
вопросы, находят ответы в тексте.

Характеризуют
героев сказки, заполняя рыбий скелет.

Выполняют
задание в тетради.

image003

3.Рефлексия

Определим,
какой вид сказки по содержанию?

волшебная

анималистическая

бытовая

Аргументируйте
свой ответ.

В
чём заключается главная мысль сказки? Чему она учит?

Какая
из пословиц больше всего подойдёт к сказке?

Труд кормит, а лень портит.

Кто хорошо потрудится, тому есть чем похвалится.

Не разгрызть ореха – не съесть ядра.

7. Закрепление и обобщение полученных знаний

Работа в
группах.

Ребята,
вам понравилась эта сказка?

Чтобы
другим ребятам тоже захотелось прочитать ее, предлагаю вам написать аннотацию
к данной сказке. Аннотация — это краткое содержание книги. Благодаря аннотации,
можно сразу понять, о чём пойдёт речь в книге.

8. Подведение итогов урока

Удалось
ли нам подтвердить нашу гипотезу?

Можно ли определить характер героев через их
поступки?

Что
мы учились делать сегодня на уроке?

С
каким произведением познакомились?

Какие
новые приемы использовали в своей работе?

Ну,
что мои юные исследователи. Наш урок подошел к концу. Вы большие молодцы!
Отлично потрудились.

Запишите
домашнее задание.

Тетрадь стр.12, з.3,4 (всем)

*составить
портрет Зелёного старика (по желанию)

Бытовая

Герои
– простые люди.

Описывается
их быт.

Ленивый
человек высмеивается, а трудолюбивый получает вознаграждение.

Сказочный
персонаж (Зелёный старик) сумел верно разрешить проблему.

Выбирают
пословицу. Доказывают свой выбор.

Да

Дети
в группах заполняют шаблон аннотации. После выполнения спикеры от каждой
группы зачитывают получившиеся аннотации.

image004

Да

Учились
характеризовать героев, определяя их характер через поступки

Познакомились
с произведением устного народного творчества

Использовали
новые приёмы: фишбоун, составление аннотации.

Записывают
домашнее задание.

https://ria.ru/20210629/baba-yaga-1739102148.html

Баба-яга: почему ее изображают неверно

Баба-Яга: кто такая, значение в славянской мифологии

Баба-яга: почему ее изображают неверно

Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на… РИА Новости, 29.06.2021

2021-06-29T18:41

2021-06-29T18:41

2021-06-29T20:48

религия

сыктывкар

архангельская область

александр афанасьев

республика коми

религиозные праздники

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151759/32/1517593201_0:72:1561:950_1920x0_80_0_0_935a065370c235a90795ae8a02450f25.jpg

МОСКВА, 29 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на самом деле, – в материале РИА Новости.Баба-ягаПроисхождение образаПодробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко — на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров — живых и умерших.Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.»Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно», — говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова.Как выглядела Баба-ягаСегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога — костяная.Атрибуты и символика Бабы-ягиНезаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов.День Бабы-ягиНесколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.Семья Бабы-ягиСчитается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других — его теткой.Значение Бабы-яги в славянской мифологииСреди ученых существуют и иные трактовки образа Бабы-яги. Например, ее представляли в образе змеи. Это связано с тем, что одноногие или хромые существа с древности ассоциировались с этим животным. А, как мы уже знаем, у Бабы-яги одна нога с дефектом — костяная. Кроме того, колдунья, подобно мифическому змею, летает в ступе. Отсюда, кстати, – представление о сказочном родстве Бабы-яги со Змеем Горынычем: иногда ее считают матерью легендарного чудовища.По другой версии, Баба-яга могла быть берегиней – так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек, которая была доброй хранительницей мира и даже его прародительницей. С принятием христианства, однако, все положительные качества яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.Существует мнение, что Баба-яга могла быть славянской богиней Мокошью (богиня ремесел, жизненных благ и урожая) или женой бога Велеса (славянский бог плодородия и скотоводства). В этом качестве Яга была хранительницей всевозможных знаний и умений. Если верить легендам, в юности она была молодой девушкой необычайной красоты. Но потом боги разгневались на нее и прокляли. В наказание Яга утратила свою привлекательность.Сказки про Бабу-ягуВ XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал воедино все славянские сказки, в которых так или иначе фигурирует Баба-яга. Их условно можно разделить на три группы – в зависимости от того, кем предстает в них лесная колдунья.Во-первых, есть Яга-воительница. Считалось, что меч-кладенец, который хранился у нее, давал огромную силу. Благодаря этому она могла на равных сражаться с богатырями и даже побеждать их.Кроме того, Яга могла быть похитительницей. Некоторые славянские племена верили, что она крадет детей (чаще всего сирот), уносит их в лесную чащу или в поле. А затем съедает.Третий тип – Яга-помощница. В этом образе она была мудрой волшебницей, которая всячески помогала добрым героям в их приключениях: кормила, давала советы (например, как одолеть Кощея Бессмертного) и даже могла подарить один из своих волшебных предметов – клубок ниток или меч-кладенец.У других народовУченые находят у других народов большое количество мифологических персонажей, которые схожи с образом Бабы-яги.Госпожа Метелица – персонаж немецкой сказки с одноимённым названием – имеет, как и Баба-яга, неоднозначную характеристику. Она, согласно легенде, награждает за труды прилежную и послушную девочку, ленивую и нерадивую — наказывает.Другой всемирно известный сюжет, который напоминает истории про Бабу-ягу, – это «Мальчик-с-пальчик». Главный герой обманом и хитростью сумел победить страшного людоеда. И в наших сказках, как известно, старуху тоже часто оставляют «с носом».В образе Бабы-яги можно обнаружить и сходство сразу с тремя персонажами германской мифологии. У богинь Гольды (владычица царства мертвых) и Перхты (богиня земледелия и прядения), как и у Бабы-яги, одна нога либо хромая, либо уродливая. А с богиней Штампой, чье имя буквально переводится как «толочь, мять, тяжело ступать», родство и вовсе очевидно, ведь ним созвучно русское слово «ступа».Другими фольклорными аналогами Бабы-яги, по мнению ученых, могут быть литовская Рагана (ведьма в балтийской мифологии), баскская Мари (богиня-хранительница горы Амбото) или кельтская Бригита (богиня ремесел и врачевания). Все эти зарубежные божества, как и Яга, живут вдали от людей – либо высоко в горах, либо в глуши леса.А некоторые исследователи и вовсе считают, что образ славянской старухи в ступе имеет много общего с античными мифами и легендами. Она охраняет вход в мир мертвых точно так же, как и греческий Харон (бог-перевозчик душ умерших в загробный мир). И похищала детей подобно греческой нимфе Калипсо, которая, как повествует легендарный Гомер, семь лет удерживала на своем острове хитроумного Одиссея.Была ли Баба-яга на самом делеИсследователи также отмечают, что Баба-яга может быть и собирательным образом черной знахарки (целительницы). В народе к ним всегда относились двояко: одновременно боялись и уважали. Потому что считали, что они могут как помочь, так и навредить. «Такие люди были еще совсем недавно. Просто сейчас изменилась культурная ситуация в сельской местности», — пояснила Екатерина Дорохова.Наиболее широко легенда о Яге-целительнице распространена в регионах, где жили финно-угорские племена. Это, например, Архангельская область или Республика Коми. Фольклорист отмечает, что это поверье живо до сих пор: «В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьёзно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи».Баба-яга как оберег домаСегодня нередко можно увидеть в домах маленькие декоративные фигурки Бабы-яги, которые люди ставят на подоконник или вешают над входной дверью.Многие считают, что если «завести» дома Бабу-ягу, то она будет защищать жилище от сглаза и разных зол. Для «охраны» дома сказочную волшебницу можно поставить в прихожей: она будет следить за тем, кто входит через двери.Баба-яга на кухне – верный признак того, что хозяева вас хорошо примут и славно накормят. В народе бытует поверье, что незамужняя девушка должна поставить фигурку Бабы-яги у изголовья своей кровати – и та будет подыскивать ей хорошего жениха.

https://ria.ru/20130629/946498746.html

https://ria.ru/20201218/kostyum-1589849444.html

сыктывкар

архангельская область

республика коми

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151759/32/1517593201_0:0:1561:1172_1920x0_80_0_0_72d28bcd7826acdba168aca9df1a62f3.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

сыктывкар, архангельская область, александр афанасьев , республика коми, религиозные праздники

МОСКВА, 29 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на самом деле, – в материале РИА Новости.

Баба-яга

Происхождение образа

Подробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко — на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров — живых и умерших.

Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.

«Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно», — говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова.

Как выглядела Баба-яга

Сегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога — костяная.

Атрибуты и символика Бабы-яги

Незаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов.

День Бабы-яги

Несколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.

Семья Бабы-яги

Считается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других — его теткой.

Значение Бабы-яги в славянской мифологии

Среди ученых существуют и иные трактовки образа Бабы-яги. Например, ее представляли в образе змеи. Это связано с тем, что одноногие или хромые существа с древности ассоциировались с этим животным. А, как мы уже знаем, у Бабы-яги одна нога с дефектом — костяная. Кроме того, колдунья, подобно мифическому змею, летает в ступе. Отсюда, кстати, – представление о сказочном родстве Бабы-яги со Змеем Горынычем: иногда ее считают матерью легендарного чудовища.

По другой версии, Баба-яга могла быть берегиней – так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек, которая была доброй хранительницей мира и даже его прародительницей. С принятием христианства, однако, все положительные качества яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.

Существует мнение, что Баба-яга могла быть славянской богиней Мокошью (богиня ремесел, жизненных благ и урожая) или женой бога Велеса (славянский бог плодородия и скотоводства). В этом качестве Яга была хранительницей всевозможных знаний и умений. Если верить легендам, в юности она была молодой девушкой необычайной красоты. Но потом боги разгневались на нее и прокляли. В наказание Яга утратила свою привлекательность.

Сказки про Бабу-ягу

В XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал воедино все славянские сказки, в которых так или иначе фигурирует Баба-яга. Их условно можно разделить на три группы – в зависимости от того, кем предстает в них лесная колдунья.

Во-первых, есть Яга-воительница. Считалось, что меч-кладенец, который хранился у нее, давал огромную силу. Благодаря этому она могла на равных сражаться с богатырями и даже побеждать их.

Кроме того, Яга могла быть похитительницей. Некоторые славянские племена верили, что она крадет детей (чаще всего сирот), уносит их в лесную чащу или в поле. А затем съедает.

Третий тип – Яга-помощница. В этом образе она была мудрой волшебницей, которая всячески помогала добрым героям в их приключениях: кормила, давала советы (например, как одолеть Кощея Бессмертного) и даже могла подарить один из своих волшебных предметов – клубок ниток или меч-кладенец.

У других народов

Ученые находят у других народов большое количество мифологических персонажей, которые схожи с образом Бабы-яги.

Госпожа Метелица – персонаж немецкой сказки с одноимённым названием – имеет, как и Баба-яга, неоднозначную характеристику. Она, согласно легенде, награждает за труды прилежную и послушную девочку, ленивую и нерадивую — наказывает.

Другой всемирно известный сюжет, который напоминает истории про Бабу-ягу, – это «Мальчик-с-пальчик». Главный герой обманом и хитростью сумел победить страшного людоеда. И в наших сказках, как известно, старуху тоже часто оставляют «с носом».

В образе Бабы-яги можно обнаружить и сходство сразу с тремя персонажами германской мифологии. У богинь Гольды (владычица царства мертвых) и Перхты (богиня земледелия и прядения), как и у Бабы-яги, одна нога либо хромая, либо уродливая. А с богиней Штампой, чье имя буквально переводится как «толочь, мять, тяжело ступать», родство и вовсе очевидно, ведь ним созвучно русское слово «ступа».

Другими фольклорными аналогами Бабы-яги, по мнению ученых, могут быть литовская Рагана (ведьма в балтийской мифологии), баскская Мари (богиня-хранительница горы Амбото) или кельтская Бригита (богиня ремесел и врачевания). Все эти зарубежные божества, как и Яга, живут вдали от людей – либо высоко в горах, либо в глуши леса.

А некоторые исследователи и вовсе считают, что образ славянской старухи в ступе имеет много общего с античными мифами и легендами. Она охраняет вход в мир мертвых точно так же, как и греческий Харон (бог-перевозчик душ умерших в загробный мир). И похищала детей подобно греческой нимфе Калипсо, которая, как повествует легендарный Гомер, семь лет удерживала на своем острове хитроумного Одиссея.

Была ли Баба-яга на самом деле

Исследователи также отмечают, что Баба-яга может быть и собирательным образом черной знахарки (целительницы). В народе к ним всегда относились двояко: одновременно боялись и уважали. Потому что считали, что они могут как помочь, так и навредить. «Такие люди были еще совсем недавно. Просто сейчас изменилась культурная ситуация в сельской местности», — пояснила Екатерина Дорохова.

Наиболее широко легенда о Яге-целительнице распространена в регионах, где жили финно-угорские племена. Это, например, Архангельская область или Республика Коми. Фольклорист отмечает, что это поверье живо до сих пор: «В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьёзно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи».

Баба-яга как оберег дома

Сегодня нередко можно увидеть в домах маленькие декоративные фигурки Бабы-яги, которые люди ставят на подоконник или вешают над входной дверью.

Многие считают, что если «завести» дома Бабу-ягу, то она будет защищать жилище от сглаза и разных зол. Для «охраны» дома сказочную волшебницу можно поставить в прихожей: она будет следить за тем, кто входит через двери.

Баба-яга на кухне – верный признак того, что хозяева вас хорошо примут и славно накормят. В народе бытует поверье, что незамужняя девушка должна поставить фигурку Бабы-яги у изголовья своей кровати – и та будет подыскивать ей хорошего жениха.

  • Сказка про лень и отеть
  • Сказка про ларри на русском
  • Сказка про лего машинку
  • Сказка про ласточку и солнце
  • Сказка про курочку рябу смотреть мультик