Сказка про квадрат воскобовича

Развивающие игры воскобовича в детском саду приобрели популярность в начале века. красочные комплекты с инструментами и набором героев для проведения

Развивающие игры Воскобовича в детском саду приобрели популярность в начале века. Красочные комплекты с инструментами и набором героев для проведения занятий стали одними из первых, массово выпускавшихся в фабричном варианте.

Автор программы Вячеслав Владимирович Воскобович предпринял максимум усилий, чтобы педагогов дошла его идея комплексного развития мышления и творчества в игре со сказочной огранкой. И хотя комплекты игр Воскобовича продаются в практически готовом виде, автор настоятельно советует вводить в сказку свои элементы и героев, а для визуализации использовать посторонние предметы. Так в совместном творчестве ребенка и преподавателя будет незаметно и гладко проходить обучение основным навыкам логического и креативного мышления, чтения, счета.

Игры Воскобовича

Автор

Вячеслав Владимирович Воскобович — инженер физик из Санкт-Петербурга в начале 90-х был озадачен поиском развивающих игрушек для собственных детей.

Изучение существующих на текущий момент предложений ничего не дало, — ассортимент отечественного методического материала был крайне скуден, международный опыт практически не использовался.

Знакомство с опытом Зайцева и Никитиных подсказало идею создания кардинально новой системы занятий, которая стала бы не только полезна, но и интересна детям, увлекала и развивала без принуждения к занятиям. Главной идеей стало создание инструментов комплексного развития интеллекта, логики, таланта и личности в игровой форме.

Первые игры Воскобовича — «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Складушки», «Двухцветный квадрат». появились в самом начале 90-х. К 1997 году была написана первая методичка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава», предлагавшая объединить занятия с головоломками со сказочной подводкой, погружающей ребенка в историю, дающей дополнительный стимул к действию и решению поставленной задачи.

В 1999 году авторская программа «Сказочные лабиринты игры» была официально принята и утверждена комитетом образования Санкт-Петербурга. С этого момента Воскобович презентует развивающие игры в ДОУ в качестве дополнения к развивающим интеллектуально-творческое мышление занятиям. К началу века до 90% детских садов города в той или иной мере использовали методику при организации работы с детьми.

В настоящее время автор системы является директором «Развивающие игры Воскобовича». Компания и принадлежащий ей тьюторский центр активно сотрудничает с Союзом Педагогов России, бесплатно проводит обучающие семинары, в том числе и в онлайн-формате в соответствии с текущей действительностью.

Игры Воскобовича для дошкольников и их описания предлагаются комплектами, рассчитанными на определенный возраст, и являются лицензированными. Покупка аналога не приветствуется, так как сам автор считает, что именно в оригинальной системе учтено все. Точное следование авторской программе, которую педагоги достаточно легко осваивают, дает максимальный результат, несмотря на то, что в рамках самой игры всегда оставлена доле непредсказуемого развития. Ребенок и взрослый становятся сотворцами.

Методика

У каждой из игр Воскобовича есть четко поставленные педагогические задачи и цель. Но в процессе занятия от нее отключается не только сам ребенок, но и педагог. Малыш помогает украсить кораблик флажками, располагает цифры из альбома по вагонам паровозика, строит магическую паутину из веревочек, при этом получая наиболее полезные в его возрасте навыки и знания от развития мелкой моторики, если речь идет о малыше 2-3 лет, до решения уравнений. В большинстве случаев персонажи и среда поданы в виде конструктора или мозаики. От самого ребенка будет зависеть, как они будут выглядеть в процессе, — это развивает креативное мышление, визуальную память и чувство вкуса.

Общие задачи развивающей программы:

  • развитие интереса к окружающему миру, внимания, памяти, снижение коэффициента дефицита внимания, установление доверительных взаимоотношений со взрослым и напарниками по игре;.
  • выработка исследовательского интереса, креативного мышления, способности находить нестандартные выходы из ситуаций;
  • тренировка творческого мышления, логической гибкости;
  • психоэмоциональное развитие, повышение стрессоустойчивости, усидчивости;
  • практика развития навыков устной речи, чтения, счета.

Предложенные Воскобовичем сюжеты и среда — только опора для проведения таких занятий. Это многофункциональная среда с секретами, которые неожиданно для себя может открыть и сам педагог, если искренне будет заинтересован в процессе.

Воскобович

Сам Воскобович развивающие игры видел только как часть процесса игры — основной деятельности ребенка в возрасте до 7 лет. Его идея — создание сказочного пространства, в котором ребенку предстоит решать задачи, но не навязанные педагогом, а возникающие как часть той сказки. Именно такую среду «Фиолетовый лес» должна создать сказка, для которой автор и создал своих уникальных персонажей:

  • мудрый ворон Метром и храбрый малыш Гео;
  • незримка Всюсь и смешной Магнолик;
  • Цифроцирка и Филимон Коттерфильд;
  • паук Юк и Нетающие льдинки;
  • Чудо-Цветик и пчелка Жужжа.

Все предметы, которые предлагаются ребенку во время образовательного процесса, привязаны и являются частью этой сказки. Так задачи, поставленные на придуманном значительно раньше Геоконте, стали решаться значительно активнее, когда волей автора он превратился в территорию паука Юка. Ребенку интереснее размещать в соответствии со схемами не абстрактные шнурочки, а волшебную паутину на цветочной поляне. Процесс созидания проходит гладко с получением удовольствия от решаемой задачи — помощи конкретному персонажу.

Универсальная сенсомоторная среда позволяет занятиям расти вместе с ребенком. На основе одного и того же инструмента, иногда с заменой его деталей, ребенок учится сначала определять цвета, потом читать и считать, а затем решать сложные логические алгоритмы.

Преподаватель в этой истории становится напарником. От него же зависит и развитие сюжета — в комплекте с задачами идут только основные элементы, которые можно дополнить подручными материалами, развивая и в себе, и ребенке творческую жилку. Единственным условием для реализации авторской программы остается фиолетовый фон, стимулирующий творческое мышление и креатив. Он же позволяет с первого шага отказаться от стереотипов в отображении элементов.

Развивающая среда

Сказки

Главной средой, в которую педагог погружает ребенка, становится фиолетовый лес и персонажи, которые меняются с этапами взросления. Наиболее любимые детьми:

  • Лопушок — первый инструктор по обращению с предложенными дидактическими материалами;
  • Всюсь — герой прозрачного квадрата, знакомящий с геометрическими формами, цветами, буквами;
  • Китенок Тимошка из комплекта Чудо-Крестики учит детей видеть разницу цветов и форм, сравнивать и искать общности;
  • Крутик По — отвечающий за геометрические формы и пространственное мышление.

Разнообразие героев огромное — Владыка Лучич, Краб Крабыч с Чудо Острова, Гномы и Долька. Все они обитатели того самого Фиолетового леса — пространственно-предметной среды, поделенной на области со своей спецификой.

Герои игры Воскобовича

Многие роли прописаны. Долька — персонаж, который должен в игровой форме познакомить ребенка с понятиями частей и целого, плавно подвести к изучению дробей. При этом дроби будут представлены на такой же готовой фигурке Цветика, из которого можно доставать и добавлять лепестки. Но даже если в процессе игры ее роль сменится или персонаж покинет свою поляну и появится где-то в районе Загадочного острова или отправится в космос, которого в Фиолетовом лесу изначально не было, сказка от этого только выиграет.

Технически персонажи выполнены из плотного ламинированного картона или фанеры и оснащены минимум двумя типами крепления — магнитом и липучкой. Последний позволяет закрепить фигурку на основном дисплее Коврографе или любой другой текстильной поверхности, если того требует развитие сценария. Магнит соединяет деталь с металлическими дисплеями или стандартной обучающей детской, которыми укомплектованы ДОУ. Покупая комплект для собственного ребенка, персонажей можно приобретать отдельно по мере взросления.

Подготовка к занятиям

Методика считается максимально комфортной и простой для освоения педагогами. Ведущий процесс должен сам изучить материал и предложенных героев, усвоить их основные роли, кочующие из одной игры в другую. Затем он знакомит с ними детей. Познакомить ребенка придется и с предложенным инструментом — правилами обращения с ним, техника безопасности. Все детали и элементы в фабричных комплектах выполнены с учетом рекомендованного возраста.

Готовых сценариев нет, — зачитывать подготовленные рассказы не придется. Преподаватель сам решает, в какой форме преподнести задуманное упражнение, опираясь на роли персонажей. Важным соавтором становится сам ребенок. И даже если в процессе игры сюжетная линия полностью преображается, проблемы в этом нет.

Во время занятия педагог должен:

  • постоянно оценивать уровень сложности, снижать или повышать его относительно рекомендованного по возрастам в зависимости от реакции ребенка;
  • подталкивать и стимулировать к решению задачи, не подводя напрямую к решению и не лишая удовольствия выйти победителем из сражения;
  • вместе с ребенком придумывать новые правила и сюжетные линейки, не поддаваясь на желание упростить до элементарного;
  • искать новые формы и инструменты для развития сюжета не по сценарию;
  • контролировать процесс и останавливать занятие, если настроение малыша критически испортилось и мешает дальнейшему прохождению упражнений.

Главная задача педагога — поддержание доверительной атмосферы между ним и ребенком. Со стороны должно казаться, что задачу решают двое.

Ларчик

Преимущества

Применяющие методику педагоги отмечают два главных плюса — комплексный подход развитию и образованию детей и законченность предложенных инструментов.

В комплекте с игрой находятся и развивающая предметная среда для действий, и элементы для манипуляций и полноценная инструкция для сотрудника образовательного учреждения. Это помогает и родителям, не имеющим педагогического образования, — они могут в течение пары часов познакомиться с системой (изучить методичку или на сайте производителя познакомиться с рекомендациями к конкретной игре бесплатно) и провести занятие с ребенком самостоятельно.

Сам автор настаивает, что достоинства его системы — качество развития детей:

  1. появление навыка получать и анализировать информацию;
  2. развитие творческого мышления, навыков чтения и счета;
  3. зарождение модели поведения в обществе, эмпатии и сопереживания;
  4. формирование усидчивости, желания добиться цели, здоровой настойчивости.

При этом все происходит в игровой, незаметной форме. Ребенок просто играет, воспринимая дидактический материал как очередное развлечение.

Отметить нужно и качество фабричных игрушек. Для производства применяются одобренные санитарно-контролирующими органами материалы. При использовании в образовательных учреждениях наглядные пособия долго не теряют внешний вид даже при регулярной санитарной обработке. Содержательно-насыщенная среда является еще и трансформируемой и всесторонне безопасной.

Рекомендации по возрастам

Игры и пособия сопровождаются описаниями, где указан рекомендованный возраст. На практике один и тот же предмет можно использовать в течение всего периода от 2 до 7 лет.

Если двухлетнего малыша паук с паутиной из резинок учит понятию цветов и больше или меньше, тона той же основе при подготовке к школе ребенок может собирать фигуры по задуманной педагогом аббревиатуре (маршрутной карте) или решать задачу по вписыванию равнобедренного треугольника в квадрат.

Все зависит от предложенной ведущим сказки. Даже при использовании одного и того же инструмента в группе можно менять сложность занятий, проходя по уровням как в компьютерной игре. Желание дойти до конца или набрать дополнительные баллы станет дополнительным стимулом.

Игры Воскобовича

Игры

Автор предлагает рассматривать свои игры как комплекс занятий с 2 до 7 лет. Но на практике их можно использовать и отдельно, — большинство головоломок самостоятельны и не требуют дополнительных вложений. Покупка комплекта интересна только вариативностью занятий и расширением возможностей использования каждого элемента.

«Фиолетовый лес»

Основная среда для проведения занятий по методике Воскобовича. Основа из ковролина позволяет легко передвигать и размещать по пространству дополнительные элементы, к которым прикреплены липучки. Базовая комплектация рассчитана на знакомство ребенка с окружающей средой, изучение времен года, природных явлений.

Комплект базовых деталей соответствующий:

  1. деревья и разноцветные листочки;
  2. облака, солнце и луна;
  3. самые популярные животные леса;
  4. оформление для зон озера и леса.

На основу из ковролина преподаватель может крепить как готовые фабричные предметы и персонажей, увлекая ребенка в игру, так и самостоятельно выполненные. К процессу изобретения новых сюжетов и персоналий можно привлечь малыша. Достаточно закрепить на поделке липучку, чтобы самоделка стала обитателем фиолетового леса.

По мере взросления персонажи могут меняться, а пространство из лесного превратиться в комнату дошкольника. К Фиолетовому лесу производители предлагают купить не только картонно-деревянные фигурки, но и часы, технические устройства и сложные головоломки. База остается прежней. Рекомендованный возраст— 2-7 лет.

Фиолетовый лес

«Кораблик Плюх-плюх»

Пластиковый кораблик с пятью разноцветными мачтами. Мачты перфорированы, состоят из сегментов, надевающихся по принципу пирамидки. Игра предлагает продевать через отверстия разноцветные шнурочки — изучать в игре цвета, формы, размеры.

К самостоятельному комплекту приложена методичка, в которой собраны самые популярные авторские задания для головоломки для самых маленьких. Параллельно родители могут придумать неограниченное количество своих заданий или предложить, чтобы ребенок придумал задачу для педагога. Рекомендованный возраст — от года.

Кораблик Плюх-плюх

«Геоконт»

Геоконт Воскобовича — фанерная основа с закрепленными на ней опорами для шнуровки. Опоры подписаны, что позволяет давать задания воспроизвести не только конкретный рисунок, но и маршрут по своеобразной карте с отмеченными точками. Цветные резинки входят в комплект.

На основе Геоконта Воскобовича можно учить буквы и цифры, учить пространственному мышлению (отображать предметы с разных сторон и зеркально), проводить творческие занятия на рисование нетрадиционными материалами. Автор предложил несколько вариантов геоконта, рассчитанных на разные возрастные группы. Возраст от 3 до 7 лет.

Геоконт Воскобовича

«Квадрат Воскобовича»

Вечное оригами — головоломка из ламинированного картона. Из нанесенных на основу красных и зеленых треугольников ребенку предстоит складывать фигуры и предметы.

Игра развивает мышление, логику, мелкую моторику. Методичка с вариантами сборки входит в комплект. Рекомендованный возраст от 2 до 7 лет.

Квадрат Воскобовича

«Математические корзинки»

На основе комплекта с цифрами можно провести целый ряд занятий. Помощниками станут Цифрята из Фиолетового леса, которые после дождя собирают цифры-грибочки.

Ребенок изучает числа и порядок, тренирует устный счет и наблюдательность в игровой форме. Дополнительные элементы комплекта Ларчик можно приобрести отдельно, разнообразив процесс.

Математические корзинки

«Складушки»

Серия карточек с короткими стишками-потешками, по которым ребенок учится читать по слогам (складам). В этой игре автор модернизировал популярную методику обучения раннему чтению Н. Зайцева. Игра рассчитана на детей от 3 лет.

Складушки

«Цифроцирк»

Комплект является частью Фиолетового леса — одной из его зон. Директор цирка — Магнолик. Он будет знакомить детей со счетом, формами, размерами. Дети будут сравнивать и искать общности, оперировать с простейшими математическими действиями.

Дополнения Цифроцирка:

  • Фонарики — размеры, формы, цвета;
  • Конструктор цифр — знакомство с математическими понятиями;
  • Лепестки — понятия цвета;
  • Планета умножения — запоминание таблицы.

Методичка с правилами организации занятий и популярными опорными сюжетами в комплект входит. Рекомендованный возраст — от 3 лет.

Цифроцирк

Пособия для проведения игр

Инструменты для игр от Воскобовича можно приобрести отдельно и комплектами. Во втором случае будет заложен значительный рост и разнообразие с опорой на единую сенсорную среду. В то же время сам автор рекомендует не останавливаться на готовых вариантах, вводить своих персонажей, ставить новые задачи при понимании, что ребенок перерос рекомендованные.

Все модели и элементы дидактического материала рассчитаны на многофункциональное применение. Застежки, магниты, липучки позволяют одних и тех же персонажей переносить из одной игры в другую, располагать на полотне или магнитной доске, не давая ребенку привыкнуть и устать от однообразия.

С созданием собственной среды и технических дополнений ситуация обстоит сложнее. С 2013 года развивающий центр взял в штат профессиональных художников, которые контролируют не только соответствие цветовой гаммы пособий поставленным задачам, но и качество оформления продуктов.

Созданные самостоятельно игры Воскобовича для дошкольников своими руками часто уступают по качеству и визуальной привлекательности для глаз фабричным комплектам. Требовательные к обертке дети не всегда готовы принять замену. Но окончательное решение остается за педагогом и родителем. Даже частичное применение методик Воскобовича в процессе обучения положительно сказывается на результате и динамике работы.

При обилии развивающих игр в настоящее время методика Воскобовича не потеряла своей актуальности. Учебные программы активно используются педагогами ДОУ и могут быть реализованы самими родителями. Простота и увлекательность системы позволяет это сделать. Коллектив компании под руководством своего основателя периодически обновляет ассортимент пособий и предлагает новые, учитывающие интересы современных детей формы.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Автор: Петрова Юлия Игоревна

Организация: МБДОУ детский сад

Населенный пункт: Томская область, Томский район, д. Черная речка

Ни для кого не секрет, что в дошкольном детстве игра является ведущей деятельностью детей. Именно через игру ребенок учится общению и дружбе, через игру легко усвоить счет, цвет и понять мир вокруг. Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка. Полки магазинов заставлены разнообразными куклам, роботами, машинками. Но стоит призадуматься, а «что мой ребенок получит вместе с этой игрушкой? Может ли эта игра одновременно быть красочной, яркой, интересной, но при этом развивать мышление, логику или фантазию?»

Работая в детском саду, хочется, чтобы игра увлекала, завораживала и помогала в развитии ребенка. Развивающие игры В.В. Воскобовича легко подходят под это описание. Они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. На повседневных занятиях мы используем различные пособия В.В. Воскобовича.

Самым любимым среди наших детей оказался двухцветный квадрат, который представляет собой квадратную основу из ткани (140х140 мм) на которую нанесены 16 треугольников из плотного картона, с одной стороны треугольники красного цвета, с другой зеленого.

Играя с ним, ребенок будет: учиться называть и отличать разные формы геометрических фигур; ориентироваться в размерах – большой, средний, маленький; формировать первые представления о пространственных отношениях и пространственном моделировании; уметь пользоваться предложенными схемами или придумывать свои для конструирования плоскостных и объемных фигур; запоминать цвета; развивать внимательность, мыслительные процессы, логику, память; развивать фантазию, творческие данные, креативность; мелкую моторику.

Как сказал Жан Жак Руссо «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» Работая с квадратом, нам хотелось найти ему применение в двигательной активности детей. Для этого мы изготовили аналог квадрата размером 1,4 *1,4 м. нанесли на него треугольники на клеенчатой основе красного и синего цвета.

Первый вариант игры «Волшебный квадрат», подходит детям младшего дошкольного возраста, и детям которые только осваивают «Двухцветный квадрат».

Его цель — закрепить знания о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), о счёте и порядковых числительных; развивать двигательную активность. Перед началом игры воспитатель показывает детям большой квадрат и рассказывает о его умениях превращаться в разные фигуры, звучит музыка, дети начинают движение вокруг квадрата, когда музыка останавливается, дети выполняют задания воспитателя, например: хлопните в ладоши столько раз, сколько углов у фигуры, прыгнете столько раз, сколько сторон у фигуры, сложите из квадрата треугольник.

Далее можно предложить детям двигаться вокруг треугольника с остановкой на выполнения заданий, например: присядем столько раз, сколько углов у фигуры, потопаем столько раз, сколько сторон у фигуры, мастерим из треугольника квадрат, а получившийся квадрат превращаем в прямоугольник.

Второй вариант игры «Путешествие с Волшебным квадратом», на усложнение, подходит детям, которые научились составлять фигуры оригами из маленького квадрата. В этом варианте игры можно использовать схемы. Цель игры закрепить знания о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), о счёте и порядковых числительных; развивать двигательную активность, зрительное и слуховое восприятие, внимание, мыслительные операции. Для игры необходимо заранее подготовить музыкальное сопровождение, под которое дети будут двигаться вокруг квадрата в определенном темпе. Музыкальное сопровождение игры можно подбирать под возраст и предпочтения детей. Учитывая возраст детей, их увлеченность пособием, умение складывать фигуры, можно усложнять или облегчать задания.

Воспитатель читает сказку о превращениях квадрата из приложения к игровому пособию «Двухцветный квадрат». Дети начинают движение в соответствии с ритмом и текстом песни. Например: 1 мелодия «Топ-топ, топает малыш», дети идут обычным шагом, после остановки музыки, выполняют задание: «Квадрат превращается в домик»; 2 мелодия «Марш снеговиков», дети маршируют, после остановки музыки, выполняют задание: «Домик превращается в конверт»; 3 мелодия «Паровозик из Ромашково», дети бегут друг за другом паровозиком, после остановки музыки, выполняют задание «Конверт превращается в конфету»; 4 мелодия «По дороге с облаками», дети идут на носочках, после остановки музыки, выполняют задание «Конфета превращается в лодочку» на которой можно отправиться обратно в детский сад; 5 мелодия « Белые кораблики», дети сидят вокруг лодочки и выполняют дыхательную гимнастику.

Мобильность, многофункциональность и легкость в использовании пособия «Большой квадрат», позволяет включать его в повседневную образовательную деятельность. Например, в математическом центре пособие можно использовать с целью изучения геометрических фигур. В творческом центре, при выполнении аппликации, с помощью пособия можно узнать, как квадрат превратить в треугольник или прямоугольник. Можно использовать данное пособие в качестве физминуток во время совместной образовательной деятельности педагога и детей, а также каждый ребенок может играть с пособием самостоятельно.

Список использованной литературы:

  1. «Познавательно-творческое развитие дошкольников в игровой интегрированной деятельности: методические рекомендации/Т.В. Белова, А.В. Строганова, И.А. Чибрикова и др. Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича» КАРО, 2017
  2. Методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или Сказка об удивительных приключениях Квадрата», приложение к игровому пособию «Двухцветный квадрат»
  3. https://o-krohe.ru/razvivayushchie-igry/kvadrat-voskobovicha/

https://geokont.ru/katalog-tovarov/igrovoj-kvadrat/kvadrat-voskoboviha-2-cveta

Приложения:

  1. file0.docx.. 20,9 КБ

Опубликовано: 24.11.2021

Семинар
– практикум для воспитателей по технологии В.В. Воскобовича
«Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в работе с детьми
дошкольного возраста»

Цель: Внедрить технологию В.
В. Воскобовича «Сказочные
лабиринты игры»
 в педагогическую деятельность
воспитателей.

Задачи:

— познакомить
воспитателей с развивающими
играми В. В. Воскобовича
, их особенностями, формами и методами
работы с играми.

— развивать творческий
познавательный интерес к играм В. В. Воскобовича.

— воспитывать
уважение к авторским играм; желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.

1.     Теоретическая 
часть.

Цель: показать
применение игровой развивающей технологии В.В.Воскобвича в разных формах работы
в детском саду.

Добрый день, уважаемые
коллеги. Я сегодня  расскажу вам об уникальной технологии Вячеслава Вадимовича
Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Технология Воскобовича – это путь от
практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество
образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; знает
и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь,
мышление, память, воображение.

Игра начинается с
простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества
разнообразных игровых заданий и упражнений.

Занимаясь даже с
одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество,
всесторонне развиваться и
осваивать большое количество образовательных задач.

Многие игры сопровождаются
специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются
различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.
Сказки-задания и их добрые герои — сопровождают ребенка по игре, учат его не
только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Когда говорят об
играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:

1.       
универсальный блок – в него входят пособия, которые можно
использовать для решения огромного количества задач;

2.       
предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить
детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;

3.       
конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.

Я сегодня
представлю несколько пособий, и мы с вами их обыграем.

Коврограф «Ларчик» — это игровое
поле изковролина и наглядного материала. Пособие является универсальным так
как: способствует  сенсорному развитию, развитию психических процессов
  (память,  внимание, мышление, воображение). Так же развивает
математические, речевые, экологические предпосылки у детей от двух лет и
школьного возраста.

     Поле
коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с
пространственными и количественными отношениями, и облегчает построение
геометрических контуров, облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в
клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с
такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться
на плоскости.

Коврограф
Ларчик содержит:


сенсорно-конструктивные элементы (веревочки, кружочки, разноцветные квадраты, круговерт,
стрелка).


образные элементы (слоники Лип-лип и Ляп-ляп, образы букв, образы цифр,
пространственные карточки Лев-Павлин-Пони-Лань, 10 цветных гномиков).

«Чудо Крестики»

Игра строится по
понятию «от простого к сложному». Из данных деталей дети по образцу выклыдают
фигурки. Учатся придумывать свои фигурки и складывать их.

Представляю вашему
вниманию еще одну замечательную развивающую игру «Квадрат Воскобовича».Это
игра – головоломка.Ее сопровождает сказка «Тайна Ворона Метра или сказка об
удивительных превращениях – приключениях Квадрата». Игра развивает умение
различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры.

Волшебная
восьмерка

Игра
предназначена для детей от 5 до 10 лет.
Игровые действия конструирование
цифр с помощью считалки «кохле-охле-желе-зеле-геле-селе-фи» (соответствие
цветов кохле – красный, охле – оранжевый, желе – желтый и т.д. по цветам
радуги).
Работа на игровом поле или на столе; — вытаскивание палочек,
подсовывание под резиночку; — одноцветное и разноцветное выкладывание палочек
(поворот); — работа одной и двумя руками; — работа со словесной инструкцией:
покажи, положи, найди…; — моделирование из палочек на столе (заборчик, домик,
цветочек).Дети знакомятся  с цифрами при помощи
этого необычного пособия. Ребенок должен научиться складывать из
деталей-палочек все цифры от 0 до 9.  Самое основное правило — цвета
должны идти в строго определенном порядке, используется считалка. 

Шнур – малыш

На конце шнуровки
завязываем узелок. Начинаем с обучения нырять и выныривать. Затем мы учим их
огибать кнопочки. Это движение более тонкое и хорошо развивает пальчики детей.
А как известно, любое действие руками способствует развитию речи, мышления.
Когда мы овладели действиями одной рукой, делаем все тоже самое другой рукой.

Знакомим с
величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.Для детей
раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим
детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы
должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы
используем 4 цвета: крас, желт, синий и зеленый.

Графический тренажер «Игровизор»
может легко и просто познакомить ребенка с понятиями пространства, симметрии,
научить уверенно рисовать и писать. Развивающее пособие предназначено детям от
четырёх лет.

 Игра «Геоконт»
учит силуэтному конструированию, совершенствует интеллект и развивает
творческие и логические способности ребенка. Согласно определенным заданиям,
ребенок натягивает резинки на гвоздики так, что создает предметные силуэты,
геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы — по образцу, словесному алгоритму и
собственному замыслу.

2.    
Практическая часть.

Предлагаю принять участие
в сказке, где вы сможете
обыграть сразу несколько игр. Давайте представим, что мы находимся в сказочном лесу,
где живут гномы: Сержик, Геле, Белыш, Зеле, Фи.  К ним в гости  прилетела
пчелка Майя.  Она пригласила своих друзей к себе на праздник, на день рождение.
Друзья задумались, какой подарок приготовить. Гномик Сержик сказал – «Я знаю,
какие игрушки любят девочки больше всего! Куклы. Давайте сделаем нашей пчелке
Майе куклу. Достаньте, пожалуйста, игру «чудо – крестики» и постарайтесь по
схеме сделать куклу». Вторым подарок придумал гномик Геле. Гномик Геле любит
практичные подарки, он решил подарить пчелке зонтик, чтобы она могла летать
даже под дождем. – Положите перед собой игру «Геоконт» и попробуйте изобразить
зонтик на нем.  Сначала шляпка затем ножка, ручка». Дольше всех искал подарок
гномик Белыш, что же можно подарить пчелке Майе. Наконец – то придумал, он
принес молча дощечку с дырочками взял шнурок и смастерил нарядный бантик для
нашей именинницы. – Возьмем игру «Шнур – затейник»  и попробуем смастерить
бантик.Зеле  подумал и решил подарить конфету т.к. девочки любят сладкое.
Возьмем игру «Квадрат Воскобовича» и сделаем конфету. Гномик Фи решил подарить
ягодку. Для этого возьмем игру «Прозрачная цифра» и по схеме сделаем ягодку.  Подарки
готовы можно отправляться в путь. Но тут они решили проверить чья дорожка от
дома до дома пчелки Майи самая короткая. Наши друзья побежали через сказочный
лес на день рождения к пчелке Майе, а мы с вами прощаемся.

Развивающие
игры В. Воскобовича
 можно и нужно использовать в совместной
групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также
помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми.
Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться
экспериментировать.

Спасибо за
внимание!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Дюймовочка»

(МБДОУ «ДСОВ «Дюймовочка»)

628126, ул. Крымская,40 пгт. Приобье, Октябрьский район, Тюменская область, ХМАО-Югра

тел./ факс 8(34678) 33-2-56,электронный адрес: thumbelina-ds@oktregion.ru

официальный сайт  http://thumbelina-ds2012.86.i-schools.ru/

_________________________________________________________________

Сказка про квадрат воскобовича

ПРИНЯТА                                                                УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете                                         приказом заведующего

протокол №         1                                                от «31» августа 2020 г.

«27» августа 2020 г.                                                № 153-од                                                        

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

«Умные игры в добрых сказках» (кружок)

социально-педагогической направленности

детей дошкольного возраста 5-6 лет

Разработчик:

Панкеева Виктория Александровна

воспитатель

Приобье

2020

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………..3

2.Основные направления и содержание деятельности ….………………….5

3.Комплексно-тематический план …………………………………………..8

4.Условия реализации программы……………………………………………12

5.Прогнозируемый результат…………………………………………………13

6.Список литературы………………………………………………………….15

7.Приложение………………………………………………………………….16

Пояснительная записка

Актуальность программы.

А. В. Запорожец писал: «Важную роль в развитии воображения играют взрослые, организующие и направляющие деятельность ребёнка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребёнка, побуждение его к творчеству».

Современный ребёнок чувствует себя удобно и комфортно во время игры. Как в саду, так и дома у детей много игрушек, к которым прилагаются дополнительные аксессуары. Есть планшеты, ноутбуки, компьютеры, телефоны, смартфоны и т. п., позволяющие погрузиться в увлекательный мир компьютерных игр. И не нужно придумывать и находить заменителей в игре.

Детям предлагается меньше возможностей для того, чтобы фантазировать, воображать, представлять себе, чтобы они хотели получить в итоге. Им трудно прогнозировать свою работу и нет навыков воплотить этот результат путём проб и ошибок. Из-за этого у современного ребёнка скудеет воображение, которое является основой для формирования всех познавательных процессов детей в дошкольном возрасте. Исходя из этого, очень важно создать такую образовательную среду для ребёнка, которая будет способствовать увлечению его развивающими играми, стимулированию его воображения, научит его составлять целостные образы. Поэтому наша задача как педагогов – подобрать такие игры, которые лишены излишнего дидактизма, будут ему по уму и по сердцу, и ребёнок будет получать не только удовольствие, но и овладеет определёнными компетенциями.

Развивающие игры В. В. Воскобовича представляют большой интерес. Они направлены на развитие мышления ребёнка и творческого начала.

Чтобы привлечь ребёнка к развивающим играм и образовательной деятельности в целом, нужно вначале заинтересовать его сказкой, дать возможность прочувствовать сопричастность к героям. После этого дома или в группе малыш вновь постарается пережить очарование сказкой и потянется к этим играм.

Данная программа разработана на основе парциальной программы С.В.Макушкиной «Умные книги в добрых сказках» под редакцией Л.С.Вакуленко, О.М.Вотиновой.

Цель программы – гармоничное развитие эмоционально – личностной и интеллектуальных сфер у детей.

Задачи программы:

1. Познакомить воспитанников с развивающими играми и внедрить их в повседневную жизнь детей.

2. Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям общества через знакомство со сказкой путём интеграции развивающих игр.

3. Способствовать полноценному развитию личности дошкольников и обогащению их эмоционального опыта через самовыражение и отождествление с героями сказок.

4. Развивать творческие способности дошкольников, учить самостоятельному созданию образов, придумыванию сказочного сюжета.

5. Формировать стремление выполнять более сложные задания.

6. Развивать посредством работы с играми логическое и пространственное мышление, воображение, целостность восприятия, способность к абстрагированию, мелкую моторику рук.

Отличительные особенности программы.

«Умные игры в добрых сказках» реализует задачи по формированию личности дошкольника. Сочетание трёх основных технологий (развивающее обучение, элементы сказкотерапии, ИКТ, направленные на личностное развитие ребёнка и составляют основу системы образовательной деятельности. За основу программы взята технология интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.

Решая, прежде всего, задачи, характерные для области «Познавательное развитие» программа затрагивает аспекты, касающиеся других образовательных областей ФГОС дошкольного образования.

Ряд образовательных областей, включенных в данную программу, представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентом, включающими в себя культуру родного края, через знакомство со сказкой (авторской, народной), былинами. Данные произведения занимают очень важное место в воспитательном процессе и при правильном подходе к их использованию могут стать эффективными средствами общения с ребенком и донесения до него морально-этических ценностей общества, понятий добра и зла, а также непременными средствами развития воображения у дошкольников.

Данная программа предусматривает в соответствии с ФГОС ДО реализацию содержания образовательной области «Познавательное развитие». Изучение народных былин и сказок способствуют охвату области «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», а использование иллюстраций с музыкальным сопровождением – «Художественно – эстетическое развитие».

Основные направления и содержание деятельности

Базовые компоненты данной программы:

• Развивающие игры

Базовыми являются игры В.В.Воскобовича. Главной особенностью его технологии является то, что ее легко внедрить в обычный игровой процесс, не меняя и не перестраивая привычные рамки. Кроме того, в отличии от других авторов, детали конструкторов В.В.Воскобовича «Чудо – Соты 1»; «Чудо – Крестики 1»; «Чудо – Крестики 2»; «Чудо – Крестики 3»; «Прозрачный квадрат»; «Квадрат Воскобовича двухцветный»; «Змейка» легко сочетаются между собой, что дает простор для творчества детей и педагогов.

• Сказкотерапия. 

Данный метод имеет немаловажное значение в воспитании здорового образа жизни ребёнка, помогающий ему сохранять и укреплять свое здоровье на основе физических упражнений и представляет систему ценностей в народной культуре. Любая сказка приобщает к опыту своего народа, социализирует его. У дошкольников формируются чувство товарищества, коллективизма, дружбы, социально –нравственные качества: любовь к Родине; интернациональные  чувства: уважение к взрослым, гуманистическое отношение к природе. Через сказки и былины ребята получают первые представления о чести, справедливости, достоинстве, преданности, помогают герою с помощью развивающих игр. Реализация полученных знаний в оценочных суждениях, которые выражают отношение к духовным и семейным ценностям.

  • Инновационные методы и технологии.

Использование ИКТ способствует развитию эмоционального состояния сказки (детям с большого экрана лучше видно иллюстрации с изображением персонажа, его мимику, жесты, настроение; с помощью музыкального сопровождения дети лучше выполняют движения и справляются со всеми заданиями). Дети знакомятся с прекрасными иллюстрациями к сказкам (художники –иллюстраторы: Н. М. Кочергин, М. Ф. Петров, Т. А. Маврина, И. Я. Билибин, Е. М. Рачёв, Ф. С. Рожановский, В. Е. Ерко). Использование иллюстраций даёт возможность активизировать музыкальное сопровождение (классическая музыка) при выполнении заданий.

Присутствие и участие родителей на занятиях желательно, так как это положительно сказывается на мотивации ребенка, оставляет простор для творчества дома и укрепляет связь семьи и ДОО.

Исходя из этого, стратегия программы направлена на создание и реализацию условий для всестороннего развития детей. Сказкотерапевтический компонент оказывает положительное влияние на эфмоциональную сферу, а работа с играми реализует потенциальные возможности воспитанников.

Основные принципы обучения.

  • «Сказочный сюжет». Занятия выстраиваются вокруг сюжета выбранной сказки. Игровые задания логически взаимосвязаны с выбранной темой.
  • «Осознание успешности». Необходимо регулярно поощрять детей, незаметно оказывать им своевременную помощь. Ребёнок должен осознать чувство успеха.
  • «Стремление к преодолению трудностей». В содержании игровых заданий должен присутствовать элемент трудностей, но в то же время задания должны быть понятными и посильными. Дошкольнику нужно для достижения цели проявить терпение и приложить усилия.
  • «Участие взрослого». Взрослый является полноправным участником игры: он объясняет правила, показывает действия, взаимодействует с ребёнком, наблюдает за выполнением заданий, предупреждает детский травматизм и конфликтные ситуации.
  • «Эмоциональные переживания». В процессе сказочного повествования осуществляется имитация различных эмоциональных состояний.

Перечисленные принципы способствуют формированию условий, направленных на развитие интеллекта ребёнка, его творческих способностей, а также первоначальных норм самооценки и самоконтроля. Это имеет колоссальное воздействие на их дальнейшую учебную деятельность и жизнь в  коллективе.

Возраст детей        , участвующих в реализации программы. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Сроки реализации программы – 1 год обучения и воспитания в детском саду. Занятия проводятся 1 раза в неделю, т.е. 32 занятия в год. Продолжительность занятий составляет: для детей 5-6 лет – 25 минут.

Ведущей формой организации занятий является подгрупповая (8-15 детей). Наряду с подгрупповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей воспитанников. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования

Комплексно-тематический план

Учебный план

Разделы программы

Количество часов

неделя

месяц

год

1

«Моделирование предмета используя схему»

1

4

8

2

«Конструирование объектов способом «приложение встык».»

1

4

8

3

«Закрепление навыков выкладывания изображений по увеличенной неразделенной схеме.»

1

4

8

4

«Формирование способности самостоятельно создавать образы объектов»

1

4

8

Итого:

32

Календарный учебный график

Содержание

5-6 лет

Количество групп

1

Начало проведения кружковых занятий

1 октября 2020 г.

Окончание проведения кружковых занятий

31 мая 2021 г.

Продолжительность учебного года

Всего недель

32

Продолжительность рабочей недели

5 дней

Дни занятий

понедельник

Время занятий

15.45-16.10

Недельная образовательная нагрузка

1

Длительность условного учебного часа (в минутах)

25 мин

Периодичность показа деятельности

 май

                                   Тематическое планирование

№ п/п

Название тем

Количество занятий

1

«Молодильные  яблоки»        

Моделирование предмета, используя схему.

1

2

«Гуси — лебеди».

Понимание основного посыла сказки.

1

3

«Царевна — лягушка»

Умение распознать и построить сказочный образ.

1

4

«Заюшкина избушка»

Развитие конструкторских и творческих способностей ребенка посредством развивающих игр.

1

5

«Зимовье зверей»

Действия по чертежу и по словесной схеме.

1

6

«По щучьему велению»

Умение увидеть образ в чертеже и конструкции деталей.

1

7

«Дюймовочка»

Развитие концентрации внимания и наблюдательности.

1

8

«Гадкий утенок»

Совершенствование процессов логического и пространственного мышления путем работы с объемными фигурами.

1

9

«Снежная королева»

Закрепление навыков выкладывания изображений по уменьшенной схеме.

1

  10

«Двенадцать месяцев»

Развивать чувство языка, продолжение словарной работы с помощью слов: высокомерный, смиренный, подснежник.

1

  11

«Двенадцать месяцев»

Конструирование объектов способом «приложение встык».

1

  12

«Щелкунчик»

Развитие умения «делить» изображение на части, чтобы воссоздать его на столе целиком.

1

  13

«Морозко»

Развитие пространственного восприятия посредством составления из частей.

1

  14

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Понимание социальных качеств: бескорыстие, жадность.

1

  15

«Сказка о царе Салтане»

Понимание сказок А.С. Пушкина, слышать лиричность его строк.

1

  16

«Сказка о царе Салтане»

Закрепление навыков выкладывания изображений по увеличенной неразделенной схеме.

1

  17

«Илья Муромец»

Симметричное выкладывание из деталей конструктора.

1

  18

«Илья Муромец»

Формирование навыков словообразования: беспомощный, бездвижный.

1

  19

«Добрыня и змей»

Перенесение графического образа с вертикальной поверхности на горизонтальную поверхность.

1

   20

«Подарки фей»

Понимание гендерных качеств: стремление к красоте, заботе, дружбе, уюту.

1

   21

«Аленький цветочек»

Освоение пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, под, над, между, горизонтально, вертикально).

1

   22

«Федорино горе»

Симметричное выкладывание.

1

  23

«Муха — цокотуха»

Запоминание и воспроизведение.

1

 24

«Серебряное копытце»

Моделирование предмета.

1

 25

«Серебряное копытце»

Самостоятельное создание образа предмета.

1

 26

«Цветик — семицветик»

Объемные схемы.

1

 27

«Золушка»

Моральная оценка, порождаемая социальной средой (терпение, доброта, обида).

1

 28

«Придумывание сказки»

Формирование умение выбора.

1

29

«Придумывание сказки»

Формирование внутреннего плана действий.

1

30

«Придумывание сказки»

Умение придерживаться избранной сюжетной линии в построении сказки.

1

31

«Придумывание сказки»

Формирование способности самостоятельно создавать образы объектов.

1

32

«Придумывание сказки»

Воспитание самостоятельности детей, умение находить свои способы решения поставленных задач.

1

Всего:

32

Содержание программы проведения кружковых занятий дано в приложении 1.

Условия реализации программы

Для реализации программы «Умные игры в добрых сказках» в образовательной организации должны быть создать следующие условия:

  • наличие в групповой комнате компьютера и музыкальных колонок;
  • развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»;

игр и пособия В. В. Воскобовича для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы (рекомендуемое количество пособий из расчёта на 10 детей в подгруппе).

  • компетентность педагога в вопросах компьютерных технологий, развивающего обучения, сказкотерапии.

Перечень игр для реализации программы:

Игры В.В. Воскобовича

• «Чудо – Соты 1» — 10;

• «Чудо – Крестики 1» — 10;

• «Чудо – Крестики 2» — 10;

• «Чудо – Крестики 3» — 10;

• «Прозрачный квадрат» — 10;

• «Квадрат Воскобовича двухцветный» — 10;

• «Змейка» — 10.

Игры других авторов

  • «Сложи узор» (деревянный) Б.Н.Никитина – 10
  • «Кубики для всех» Б.Н.Никитина – 10
  • «Логические блоки Дьенеша» — 5
  • «Цветные счетные палочки Кьюзенера» — 5

Прогнозируемый результат

Ожидаемые результаты реализации программы

  • В результате освоения программы ребенок овладевает следующими компетенциями:
  • Начинает формироваться произвольность как умение прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения; ребенок учится следовать инструкции взрослого и самостоятельно оценить свой результат деятельности, сравнивая с образцом.
  • Умеет планировать свою деятельность, намечает последовательность, отбирает необходимый материал.
  • Соотносит эталон формы с формой объемных тел и предметов, с формой предметного изображения, составляет целое из частей предметного изображения.
  • Ориентируется на листе (верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины, сверху вниз, снизу верх, слева направо и в разных направлениях)
  • Развита диалогическая речь : задает вопросы и отвечает, умеет оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно пересказывает и рассказывает.
  • Эмоционально откликается на художественные произведения.
  • Осознанно овладевает нравственными и этическими категориями, а особенно категориями добра и зла.
  • С удовольствием слушает программные жанровые произведения в исполнении взрослого, узнает и повторяет понравившиеся.
  • Умеет ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения, оценить поступки героев, определить их характер.
  • Знает произведения известных отечественных и зарубежных писателей и поэтов.
  • Знаком с русскими народными сказками, может назвать пословицы, приметы, загадки и пр.
  • Владеет комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла.
  • Отмечается преобладание общественно-значимых мотивов над личностными.
  • Имеет представление об особенностях родного края, природе и условиях жизни.
  • В целом ребенок обладает широким кругозором, креативностью, проявляет активный интерес к познавательной литературе, адекватно воспринимает символы и схемы, имеет желание применять их в своей самостоятельной деятельности.

Для проверки эффективности реализации программы используются диагностические материалы комплексной методики «School» Е. С. Бахуриной, в частности, такие методики как:

Методика «Бусы» (по А.Л.Венгеру) – направлена на развитие внимания, умения слушать взрослого, умения переводить речевую команду в план деятельности, умения удерживать инструкцию (сформированность внутреннего плана деятельности), на развитие произвольности или преобладание импульсивности, развитие тонкой моторики у ребенка.

Методика «Зеркало» — направлена на выявление способности к пространственным операциям, конструктивной активности мышления, наблюдательности, «зеркальности» восприятия, внимания, способности ориентироваться на образец.

«Хороший, плохой ребенок и Я» — направлена на выявление особенностей личностного развития, тревожности, прогноза социально-психологической адаптации в школе, особенностей семейных отношений, возможных невротических проблем у ребенка, ориентировочной направленности личности ребенка, его ценностей, зрительного восприятия и представлений (перцептивной зрелости), тонкой моторики,энергетических характеристик и т.п.

Проективная просьба «Волшебная палочка» — является вспомогательным средством для определения возможных эмоциональных проблем ребенка.

Форма подведения итогов реализации программы: открытые занятия с участием родителей, викторины.

Список литературы

Афонькина Ю. А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшая группа. Волгоград. Учитель, 2013.

Боровик О.В. Развиваем воображение Дошкольное образование. 2001. №1

Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей  «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие. СПб.: «Развивающие игры Воскобовича»,  КАРО, 2017.

Воскобович В.В. Чтение через игру «Сказочные лабиринты игры»:методическое пособие.ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017 

Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести лет. М.: Интер, 1996.

Давидчук А.Н. Обучение и игра. М. Мозаика – синтез, 2004.

Данилова Л. Новый взгляд на игры Никитиных. – СПб.: издательство «Нева»,2003.

Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка.Теорияи практика. М.: Академия,2004.

Макушкина С.В. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа.  ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017

Харько Т.Г. Сказки фиолетового леса для детей 5-7 лет: методика познавательно-творческого развития дошкольников.СПб.:ООО «издательство «Детство-пресс»,2016.

Приложение 1

Содержание кружковых занятий

 Занятие 1

Тема: «Молодильные  яблоки».

Задачи.

Учить моделировать предмет, используя зрительную опору.

Закреплять умение детей в использовании схем для составления изображений.

Учить подбирать слова, выражающие характерные черты героев сказок.

Оборудование:  «Прозрачный квадрат», «Сложи узор», презентация к сказке «Молодильные  яблоки», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Молодильные  яблоки»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 2

Тема: «Гуси-лебеди».

Задачи.

Формировать умение распознать сказочный образ.

Формировать интерес к развивающим играм посредством погружения в развивающую творческую среду.

Способствовать формированию эмоционального отношения к сказочным героям, понять основной посыл сказки.

Оборудование:  «Чудо – крестики3», «Кубики для всех», презентация к сказке «Гуси — лебеди», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Гуси — лебеди»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 3

Тема: «Царевна — лягушка».

Задачи.

Учить запоминать поэтапные действия педагога и уметь их воспроизвести на плоскости.

Способствовать осознанию детьми нравственных норм.

Оборудование:  «Чудо – крестики», «Цветные палочки Кьюизинера, презентация к сказке «Царевна — лягушка», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Царевна — лягушка»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 4

Тема: «Заюшкина избушка».

Задачи.

Развитие конструкторских и творческих способностей ребенка посредством развивающих игр.

Продолжать развивать интерес к народным сказкам.

Дать понятие словам: сострадание, желание, желание помочь.

Оборудование:  «Чудо – крестики1», «Прозрачный квадрат», презентация к сказке «Заюшкина избушка», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Заюшкина избушка»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 5

Тема: «Зимовье зверей».

Задачи.

Учить детей ориентироваться на плоскости по заданному алгоритму.

Развитие концентрации внимания и наблюдательности.

Снижение остроты негативных переживаний посредством эмоционального реагирования на поступки героев. Оборудование:  «Чудо – крестики1», «Чудо – крестики2», «Цветные палочки Кюизинера», «Кубики для всех»,  презентация к сказке «Зимовье зверей», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Зимовье зверей»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 6

Тема: «По щучьему велению».

Задачи.

Совершенствовать пространственные отношения, закрепить понятия детей о симметрии; развитие зрительной памяти.

Развивать конструкторские и творческие способности ребенка посредством развивающих игр.

Воспитывать любовь к русским сказкам.

Оборудование:  «Чудо – Соты1», «Кубики для всех», «Прозрачный квадрат», «Кубики для всех»,  презентация к сказке  «По щучьему велению», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «По щучьему велению»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 7

Тема: «Дюймовочка».

Задачи.

Учить конструировать объект по образцу и по представлению.

Развитие воображения, творческого и абстрактного мышления, актуализация творческих ресурсов.

Способность пониманию социальных качеств: неприятие коллектива, одиночество, авторитарное мнение взрослых.

Оборудование:  «Прозрачный квадрат»,  «Чудо Крестики 2», «Кубики для всех», «Сложи узор», презентация к сказке «Дюймовочка», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма Дюймовочка»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 8

Тема: «Гадкий утенок».

Задачи.

Совершенствовать процессы логического и пространственного мышления путем работы с объемными фигурами.

Формировать умение распознать и построить сказочный образ; уметь распознать и осознать одиночество, понимать отверженность персонажа, желание прийти ему на помощь.

Оборудование:  «Чудо – крестики2», «Кубики для всех», «Сложи узор»,   презентация к сказке «Гадкий утенок», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Гадкий утенок»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 9

Тема: «Снежная королева».

Задачи.

Закреплять навыки выкладывания изображений по уменьшенной (увеличенной) неразделенной схеме.

Формировать коммуникативные навыки, позволяющие успешно проходить процессы социализации,  учить пониманию и принятию социальных ролей мальчиков и девочек.

Оборудование:  «Прозрачный квадрат», «Чудо – соты 1», «Сложи узор», «Кубики для всех»,  презентация к сказке «Снежная королева», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Снежная королева»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 10

Тема: «Двенадцать месяцев».

Задачи.

Продолжать учить конструировать объекты способом «приложение встык».

Развивать чувство языка, продолжать словарную работу с помощью слов: высокомерный,  смиренный, подснежник.

Оборудование:  «Чудо – крестики2», «Прозрачный квадрат», «Кубики для всех», «Сложи узор», презентация к сказке «Двенадцать месяцев», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 11

Тема: «Двенадцать месяцев».

Задачи.

Совершенствовать процессы логического и пространственного  мышления.

Способствовать пониманию норм культурного общения.

Оборудование:  «Чудо – крестики2», «Прозрачный квадрат», «Кубики для всех», «Сложи узор», презентация к сказке «Двенадцать месяцев», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 12

Тема: «Щелкунчик».

Задачи.

Совершенствовать умение складывать предметные силуэты из кубиков и деталей «Крестиков», развивать восприятие.

Развивать творческое воображение и зрительное восприятие с помощью контурных схем.

Способствовать пониманию основного смысла сказки: борьба добра со злом, умение прийти на помощь другу.

Оборудование:  «Чудо – крестики3», «Кубики для всех», «Чудо – крестики2», «Сложи узор», презентация к сказке «Щелкунчик», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Щелкунчик»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 13

Тема: «Морозко».

Задачи.

Закрепить умение выделить главные части и характерные детали конструкций, ввести понятия: вертикальный, горизонтальный, по диагонали вверху.

Совершенствовать пространственные отношения, закреплять понятия детей о симметрии, уметь соотносить плоскостные и пространственные отношения.

Формировать коммуникативные навыки, позволяющие успешно проходить процессы социализации и адаптации (в условиях школы, в обществе), — умение общаться со взрослыми, проявлять вежливость, доброжелательность, терпимость.

Оборудование:  «Чудо – крестики2», «Кубики для всех», «Цветные палочки Кюизинера», «Прозрачный квадрат», презентация к сказке «Морозко», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Морозко»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 14

Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи.

Развивать умение «делить» изображение на части, чтобы воссоздать его целиком на столе.

Способствовать пониманию социальных качеств: бескорыстие, жадность.

Оборудование:  «Чудо – крестики2», «Прозрачный квадрат», «Сложи узор», «Кубики для всех»,  презентация к сказке «Гуси — лебеди», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 15

Тема: «Сказка о царе Салтане».  

Задачи.

Закрепить навыки выкладывания изображений по увеличенной неразделенной схеме.

Формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера – обида, подозрительность, злость.

Оборудование:  «Чудо – крестики2», «Прозрачный квадрат», «Сложи узор», «Цветные палочки Кьюизинера», презентация к сказке «Сказка о царе Салтане», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 16

Тема: «Сказка о царе Салтане ».

Задачи.

Учить осуществлять анализ объекта и составлять свою форму на основе выделенных признаков (терем, град).

Способствовать формированию положительных черт характера – прощение, умение предложить помощь, умение принять помощь.

Оборудование:  «Чудо – крестики2», «Прозрачный квадрат», «Сложи узор», «Цветные палочки Кьюизинера», презентация к сказке «Сказка о царе Салтане», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 17

Тема: «Илья Муромец».

Задачи.

Совершенствовать процессы творческого воображения и образного мышления при работе с опорой на схему.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Оборудование:  «Чудо – крестики2», «Кубики для всех», «Чудо – крестики3», «Цветные палочки Кюизинера», презентация к сказке «Илья — Муромец», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Илья -Муромец»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 18

Тема: «Илья Муромец».

Задачи.

Учить симметричному выкладыванию из деталей конструктора.

Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе.

Оборудование:  «Чудо – крестики2», «Кубики для всех», «Чудо – крестики3», «Цветные палочки Кюизинера», презентация к сказке «Илья — Муромец», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Илья -Муромец»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 19

Тема: «Добрыня и змей».

Задачи.

Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины, игры, пословицы и поговорки.

Формировать представления о героическом прошлом русского народа, русских богатырях – защитниках земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

Оборудование:  «Чудо – крестики2», «Кубики для всех», «Чудо – крестики3», «Сложи узор»,  презентация к сказке «Добрыня и змей», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Добрыня и змей»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 20

Тема: «Подарки фей».

Задачи.

Совершенствовать процессы творческого воображения и образного мышления при работе с опорой на схему.

Дать моральную оценку женским качествам: величие – это забота, красота – сияющая и светлая т. д.

Оборудование:  «Чудо – крестики3», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Цветные палочки Кюизинера»,  презентация к сказке «Подарки фей», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Подарки фей»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 21

Тема: «Аленький цветочек».

Задачи.

Формировать умение распознать и построить сказочный образ; уметь распознать и почувствовать восхищение, восторг.

Учить ориентироваться на плоскости по словесной инструкции педагога.

Способствовать формированию эмоционального отношения к сказочным героям, пониманию основного посыла сказки – любовь к семье, любовь к Родине, жертвенность.

Оборудование:  «Чудо – соты 1», «Кубики для всех», «Чудо – крестики2», «Цветные счетные палочки Кюизинера»,  презентация к сказке «Аленький цветочек», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Аленький цветочек»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 22

Тема: «Федорино горе».

Задачи.

Формировать навыки самообразования: самовар.

Познакомить  детей с устаревшей посудой: самовар, скалка, кочерга.

Воспитывать заботливость и любовь к своим вещам.

Оборудование:  «Чудо – крестики2», «Прозрачный квадрат», «Цветные счетные палочки Кюизинера», «Кубики для всех»,  презентация к сказке «Федорино горе», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Федорино горе»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 23

Тема: «Муха — цокотуха».

Задачи.

Выявить  степень сформированности зрительно – пространственных функций по предложенной схеме.

Учить детей концентрироваться, чтобы запомнить как можно больше за короткий отрезок времени.

Оборудование:  «Чудо – соты1», «Кубики для всех», презентация к сказке «Муха — цокотуха», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Муха — цокотуха»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 24

Тема: «Серебряное копытце».

Задачи.

Учить моделировать предмет, используя зрительную схему.

Формировать способность самостоятельно создавать образы объектов.

Формировать умение понимать иллюстрации к сказкам, учить наблюдать позы людей, изменения в природе.

Оборудование:  «Чудо – крестики2», «Кубики для всех», «Прозрачный квадрат», «Сложи узор», презентация к сказке «Серебряное копытце», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Серебряное копытце»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 25

Тема: «Серебряное копытце».

Задачи.

Активизировать потенциальные возможности детей, развивать любознательность.

Формировать опыт самостоятельного преодоления  затруднений в играх.

Способствовать пониманию социальных качеств: бескорыстие, стремление к прекрасному, милосердие.

Оборудование:  «Чудо – крестики2», «Кубики для всех», «Прозрачный квадрат», «Сложи узор», презентация к сказке «Серебряное копытце», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Серебряное копытце»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 26

Тема: «Цветик — семицветик».

 Задачи.

Формировать  умение распознать объемные схемы и уметь построить по ним модель.

Систематизировать полученные навыки и умения при работе с развивающими играми.

Воспитывать способность к сочувствию, к оказанию помощи тому, кто в ней нуждается.

Оборудование:  «Чудо – крестики3», «Прозрачный квадрат», «Цветные счетные палочки Кюизинера», «Кубики для всех», презентация к сказке «Цветик — семицветик», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Цветик — семицветик»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 27

Тема: «Золушка».

Задачи.

Закрепить умение детей действовать по чертежу.

Совершенствование  пространственных отношений, закрепление понятия детей о симметрии.

Оборудование:  «Чудо – соты 1», «Прозрачный квадрат», «Цветные счетные палочки Кюизинера», «Кубики для всех», презентация к сказке «Золушка», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Золушка»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 28

Тема: «Придумывание сказки».

Задачи.

Формировать  умение выбора: не брать много игр.

Способствовать формированию внутреннего плана действий:  развивать умение  представить, какие игры нужны и что можно будет построить.

Оборудование:  «Чудо – крестики1,2,3», «Кубики для всех», «Собери узор», «Цветные счетные палочки Кюизинера»,  «Чудо – соты1», «Прозрачный квадрат»

Предварительная работа: Чтение и обсуждение сказок с воспитателями; рассматривание  иллюстраций к  сказкам; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 29

Тема: «Придумывание сказки».

Задачи.

Научить придерживаться избранной сюжетной линии в построении сказки.

Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднений в игре.

Воспитывать культуру работы с развивающими играми, умение относиться к ним бережно.

Оборудование:  «Чудо – крестики1,2,3», «Кубики для всех», «Собери узор», «Цветные счетные палочки Кюизинера»,  «Чудо – соты1», «Прозрачный квадрат»

Предварительная работа: Чтение и обсуждение сказок с воспитателями; рассматривание  иллюстраций к  сказкам; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 30

Тема: «Придумывание сказки».

Задачи.

Формировать способность самостоятельно создавать образы объектов.

Стимулировать эмпатийные переживания, желание прийти на помощь.

Оборудование:  «Чудо – крестики1,2,3», «Кубики для всех», «Собери узор», «Цветные счетные палочки Кюизинера»,  «Чудо – соты1», «Прозрачный квадрат»

Предварительная работа: Чтение и обсуждение сказок с воспитателями; рассматривание  иллюстраций к  сказкам; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 31

Тема: «Придумывание сказки».

Задачи.

Побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний

Способствовать формированию внутреннего плана действий:  развивать умение  представить, какие игры нужны и что можно будет построить.

Оборудование:  «Чудо – крестики1,2,3», «Кубики для всех», «Собери узор», «Цветные счетные палочки Кюизинера»,  «Чудо – соты1», «Прозрачный квадрат»

Предварительная работа: Чтение и обсуждение сказок с воспитателями; рассматривание  иллюстраций к  сказкам; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

Занятие 32

Тема: «Придумывание сказки».

Задачи.

Воспитывать самостоятельность детей,  умение находить свои способы Научить придерживаться избранной сюжетной линии в построении сказки.

поставленных задач.

Оборудование:  «Чудо – крестики1,2,3», «Кубики для всех», «Собери узор», «Цветные счетные палочки Кюизинера»,  «Чудо – соты1», «Прозрачный квадрат»

Предварительная работа: Чтение и обсуждение сказок с воспитателями; рассматривание  иллюстраций к  сказкам; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

  • Сказка про кинг конга для детей
  • Сказка про карабаса барабаса
  • Сказка про картун кэта слушать
  • Сказка про каменный цветок слушать
  • Сказка про илью муромца и соловья разбойника читать