Сказка про курочку рябу текст оригинал

Жили-были дед и баба. жили они в большом, красивом доме, огороженном высоким забором. в доме была установлена сигнализация, а хозяйство

Жили-были дед и баба. Жили они в большом, красивом доме, огороженном высоким забором. В доме была
установлена сигнализация, а хозяйство охраняли две огромные собаки — английские доги. Было у них все, что душа
пожелает: и красивая дорогая машина иностранного производства, и яхта с белоснежными парусами, и собственный
аэродром, где стояли их личные самолеты и вертолеты.

А купили они этот аэродром специально для того, чтобы развозить по всем странам мира яйца, которые несли куры на их
собственной ферме. С каждым годом курочек становилось все больше, потому что был у бабки с дедом новенький японский
инкубатор, который купили они за огромные деньги, когда летали отдыхать за границу.

А еще была у деда с бабкой курочка, и звали ее Ряба. Берегли ее как зеницу ока дед и баба не просто так: несла
курочка яйца, да не простые, а из чистого золота. Однажды в институте новых технологий ее запрограммировали по
уникальной системе, потому что все ее данные идеально подходили для опыта. С тех пор Ряба стала настоящим кладом,
благодаря ей баба с дедом стали богаче всех богатых.

Так и проходили день за днем, Ряба несла золотые яички, дед с бабкой богатели, и между делом продавал обычные яйца в
других странах.

Но Ряба счастливой не была, хоть и жила в хороших условиях на суперсовременной ферме со всеми удобствами. Очень уж
хотелось ей стать мамой, чтобы вместо золотых яичек несла она обычные, а из них вылупились бы маленькие, желтенькие
пушистенькие цыплятки.

Не знаете ли вы, курицы, как мне снести обычные яички, а не золотые?

Спрашивала Ряба у других кур.

Куд-куд-кудах! Какие? Золотые? Это ты что ли такие яйца несешь?

Удивлялись соседки-наседки.

Ну да! А дед с бабкой их продают и на вырученные деньги машины и самолеты себе покупают. А я так хочу стать мамой,
чтобы из моих яичек, из обыкновенных, лупились цыплятки. Я бы их за собой водила, клювиком пшеничку клевать бы
учила.

Отвечала Ряба.

И вдруг одна курица тихонько окликнула Рябу:

Эй, Ряба, иди-ка сюда. Слышала я про какие-то витаминки, название совсем не помню. Но знаю я, что если попить их, то
обязательно вылупятся у тебя цыплятки, гарантию дает научный институт.

А как же я узнаю название?

Расстроенно спросила Ряба.

А интернет на что?

Удивилась курица.

Я знаю, что у бабки с дедом в их хоромах есть все: и телевизоры, и шторы на пульте управления, и даже компьютер. Вот
там ты точно сможешь узнать название этих чудо-витаминок.

И тогда Ряба решила во что бы то ни стало пробраться в дом к деду и бабке и обязательно разузнать название витамин,
которые помогут ей стать настоящей мамочкой.

Наступил вечер, в доме погасли огоньки, дед с бабкой улеглись спать. Ряба ни на минутку не отходила от окна, все
ждала, когда же настанет ночь и она сможет проникнуть в комнату, где на красивом дубовом столе стоит заветный
компьютер.

Ряба тихонько вышла через черный ход с фермы, незаметно проползла мимо камер видеонаблюдения и влетела в открытую
форточку, которую бабка всегда открывала на ночь. Проникнув в дом, курочка тут же услышала громкий рев — это дед с
бабкой храпели, перекликаясь друг с дружкой.

О, значит они крепко спят и ничего не услышат.

Подумала Ряба и тихонько пролетела в комнату, где стоял компьютер. Она нажала на кнопку и монитор включился. В окне
поиска Ряб начала вводить: «Витамины для рождения цыплят, чудо-витаминки для будущих мам…».

И вдруг наткнулась она на яркий, красочный сайт, где были нарисованы красивые, желтенькие цыплятки. Ряба начала
читать, что же это за витамины? Оказалось, это то, что нужно.

Именно такие витамины помогают курочкам нести яйца, из которых через двадцать один день вылупятся маленькие
цыплятки. И тут у Рябы возник вопрос, а как же она эти витаминки получит? Может сбежать с фермы и оббежать все
аптеки? А вдруг дед с бабкой заметят и отправятся на ее поиски, еще и привлекут правоохранительные органы? Неет, так
дело не пойдет.

И тогда у Рябы в голове созрел план — она закажет чудо-витаминки с доставкой на дом, сегодня в нашем мире все
возможно. Она быстренько оформила заявку, вписала данные деда с бабкой и выключила компьютер. Теперь дело оставалось
за малым — перехватить посылку раньше, чем это сделают баб и дед.

Время ожидания пролетело незаметно. Настал долгожданный день, посылка была доставлена. Принесли ее рано утром, когда
дед с бабой еще спали. С этого момента Ряба начала принимать витаминки по назначенному курсу. Прошел месяц, и до
конца курса оставался всего лишь один день.

И вдруг на ферму влетели баба и дед:

Это чьи такие витамины?

Закричали они, махая упаковкой, в которой оставалась последняя витаминка.

Ряба чуть не потеряла сознание. Она начала нервно кудахтать, перья ее взъерошились, она поняла, что все пропало и
теперь назначенный курс она не сможет завершить. Расстроилась Ряба и распрощалась со своей мечтой — стать мамочкой.

И вот, на следующий день, в то время, когда Ряба должна была снести золотое яйцо, снесла она яйцо обыкновенное.
Курица не поверила своему счастью.Бабке с дедом курица сказала, что она заболела, и поэтому яйца нести не может.
Свое обыкновенное яичко Ряба спрятала в укромном уголочке, где его никто и никогда не найдет.

Так каждый день она несла обыкновенные яйца, которые сама же и высиживала. И вдруг, в один прекрасный день она
услышала странный хруст — это маленький цыпленочек своим клювиком пробивал скорлупу, за ним еще один, и еще один.

Шло время, цыплятки росли и начинали громки пищать.

Это что тут за писк?

Вдруг неожиданно заглянула бабка в уголок, где Ряба жила со своими детками.

Это что за цыплятки? Мы таких в инкубаторе не видели!

Ряба так испугалась за своих деток! А вдруг бабка их всех заберет, и курочка больше никогда их не увидит.

Но все сложилось совсем по-другому. Бабка сжалилась над Рябой, и разрешила и дальше жить ей со своими цыплятками.
Ведь к тому времени дед с бабкой были такими богатыми, что никакие золотые яйца им уже были не нужны. Так и зажили
все вместе счастливо: дед, бабка и курочка Ряба со своими детками.

Читайте новые сказки, и вы тоже будет счастливы.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 октября 2021; проверки требуют 16 правок.

Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения.

Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности.

Ку́рочка Ря́ба (белор. Курачка-рабка; укр. Дід, баба та курочка-ряба) — сказочный сюжет в восточнославянской фольклорной традиции. В указателе сюжетов фольклорной сказки этот сюжет обозначается как «Разбитое яичко» (раннее: «Курочка ряба сносит яичко, мышка его разбивает») (индекс 2022В=АА[1]); в Указателе сказочных сюжетов Н. П. Андреева по системе Аарне обозначается как «Курочка снесла золотое яичко» (индекс *241 III[2]) и группируется с сюжетами «Смерть петушка»[3] и «Петушок вышиб глаз курочке»[4]. Структура текста сказки — цепь повторов[5]. В «Курочке рябе», как и в группе родственных кумулятивных сюжетов с моделью «оплакивания» («Петушок подавился», «Вошка и блошка») каждый новый персонаж выражает своё сочувствие по поводу случившегося несчастья[6].

В настоящее время «Курочка ряба» — одна из первых сказок, которые родители читают детям. Используемый для этого текст — ставший каноническим вариант одной из упрощенных (без повторов) версий сюжета «Сказки про курочку Рябу»; при этом сюжет получил «хорошую» концовку — обещание курочки снести новое яичко вместо разбитого. Педагог и писатель Константин Ушинский в своей обработке оставил небольшую часть сказки с доступным и понятным для детей смыслом.

Композиция сюжетаПравить

Завязка сказки — курочка сносит яичко, при этом курочка, а иногда и само яичко описывается как пёстрое (или рябое); затем мышка разбивает яичко.

После этого следует описание бед, вызванных известием о разбитом яичке, представленных как череда эпизодов, присоединяющихся один к другому, при этом повторное описание обрастает новыми подробностями при каждом новом упоминании (что является классическим примером кумулятивного построения композиции). Таких эпизодов в сказке может быть от трёх до 6-7. В них многочисленные персонажи выполняют различные акции: дед и баба плачут — сорока ногу изломала — тын расшатался — дуб с себя листочки посшибал — попова дочь вёдра разбила — попадья выкинула пироги за окошко / кадку с тестом перевернула — поп церковные книги порвал / поп разбежался и ударился о косяк и т. д. За кумуляцией следует финал сказки — последнее звено, ставящее точку в дальнейшем нагромождении эпизодов. Тип сказки про курочку Рябу также называют формульным, так как в ней дословно повторяются однотипные ситуации.

Что касается семантики композиции сюжета, то следует упомянуть В. Я. Проппа, который видел в композиции кумулятивной сказки вообще и сказки про курочку Рябу в частности комическую природу. Учёный говорил о ничтожности событий, стоящих в начале кумулятивной сказки. «Ничтожность этих событий иногда стоит в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из них последствий и с конечной катастрофой (начало — разбилось яичко, конец — сгорает вся деревня)».

Впоследствии «Сказка про курочку Рябу», став достоянием главным образом детской аудитории, сохранила лишь основной мотив традиционного сюжета (курочка Ряба сносит яйцо, мышка его разбивает). Сократилось и количество действующих лиц, ограниченных теперь центральными образами. В то же время сказка получила новую концовку — обещание курочки снести вместо разбитого новое золотое яичко, а затем концовку с обещанием простого яичка. Наиболее известный в настоящее время вариант с таким обещанием зафиксирован в 1864 году в обработке Ушинского[7].

Сказочный сюжет «Курочка Ряба» известен в восточнославянском фольклоре, в фольклоре поляков, румын, литовцев и латышей. В румынских и части литовских вариантов причина горя не связана с яйцом[8]. В фольклоре многих других народов существуют схожие по структуре сюжеты: у словаков, сербов, балтийских народов.

Мифология сюжетаПравить

Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового яйца, которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа (сюжет 301 — «Три царства — медное, серебряное и золотое»)[9] и близким к нему. Предполагалось, что мотив расколотого Мирового Яйца и происхождения из него мира в целом или отдельных его частей (небо, земля, и т. п.) — общий для мифологических представлений многих народов, в том числе славян, прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и т. д.

Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.

По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхний мир — золотое космическое яйцо. Амбивалентный характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звёздного неба) и отрицательном, разрушительном[10].

Толкования сюжетаПравить

Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула и яйцо разбилось».

Александр Ужанков: «Что значит дед и баба? Как их понимать? Мы знаем, что христианство глубоко символичная религия. Значит любой образ можно воспринимать как символ, а в символе всегда много значений. Если будем искать духовный смысл, то можно понять, что речь идёт о прародителях, потому что вся народная сказка строится именно на этом, должны быть ассоциативные связи между современностью и прошлым. Значит дед и баба — это прародители Адам и Ева. Курочка. Вечный вопрос: Что первично: яйцо или курица? Яйцо снесла не простое, а золотое. На многих иконах мы видим золотой фон. Золото означает вечность, отсутствие времени. Если снесли яйцо золотое, а не простое, значит Яйцо — это мироздание. Адам и Ева получили рай, в котором не было времени. Как отнеслись Адам и Ева или дед и баба к этому яйцу? Дед бил-бил и не разбил, баба била-била и не разбила. Зачем, какой смысл в том, чтобы разбить это яйцо? Ведь оно дано для сбережения, а они относятся с небрежением. Почему? Они положили это яйцо на полочку куда-то, мышка бежала, хвостиком вильнула, яйцо упало и разбилось. Кто такая мышка? Это представительница потусторонних сил. В Библии что сказано? Как можно было искусить Адама? Только через Еву — тут и змий появляется. А зачем? А чтобы забрать этот золотой рай, который у них был. А в сказке что? В сказке тоже рай, который не берегут дед и баба. Поэтому они теряют его, то есть он разбился, они остались вне, то есть без него. Дед и баба плачет, курочка кудахчет: не плачь, дед и баба, я снесу яичко, но теперь простое, не золотое. Почему? Потому что Адам и Ева уже изгнаны из рая. Они теперь будут жить мире, где есть время, есть пространство, есть страсти. Это уже другое мироздание. Яйцо — ведь это тоже символ мироздания. Поэтому для них это будет уже другой мир, в котором они будут жить.
Это очень простая сказка. Русская культура — особая. Многие вещи передаются из поколения в поколение и как приуготовление к восприятию Библии. Не все же в народе, в быту читали библию, но многие знания передаются в фольклоре, в частности в сказке : „сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок“ — там есть нечто, что учит, чему-то учит, или приготовляет к христианству»[11].

См. такжеПравить

  • Русская народная сказка
  • Репка
  • Колобок (сказка)

ПримечанияПравить

ЛитератураПравить

  • Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М., 1987
  • Топоров В. Н. К реконструкции мифа о мировом яйце //Труды по знаковым системам, т. 3, — Тарту, 1967
  • Пропп В. Я. Русская сказка. — М., 2000 — ISBN 5-87604-065-7(т. 4) ISBN 5-87604-072-X
  • Соловей Т. Г., Грачева И. В. Яйцо Курочки Рябы. История, философия, мифология // Литература в школе. — 2000. — № 3. — С. 79.
  • Грачева И. В. «Курочка Ряба», или родом из сказки // Литература в школе. — 2000. — № 3. — С. 86-91.
  • Князева М. Жила-была Курочка Ряба : ведическая культура в русском фольклоре // Литература в школе. — №3. — 1997. — 56-67с.
  • Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века : ключевые понятия и тексты. — 3-е изд., доп. и испр. — М.: Аграф, 2009. — 543 с. — С. 196—200

СсылкиПравить

  • Сюжет «Курочка Ряба» в указателе сюжетов
  • Л. Г. Мощенская. У истоков народного слова: семантика и структура сказки «Курочка Ряба» // Studia Wschodniosłowiańskie. — Białystok, 2003. — Т. 3. — С. 63 — 70..
  • Лозовская Н. В. Варианты сказочного сюжетного типа AT 2022 B («Курочка Ряба»).
  • Лозовская Н. В. Сказочный сюжетный тип: проблемы генезиса и структурного моделирования С.258-262. // Кунсткамера. Этнографические тетради. 1995. Вып.8-9. СПб., 1995. ISSN 0869-8384.
  • Лозовская Н. В. Психолингвистическая модель текста (на материале кумулятивных сказок) // Мат. XXVIII межвуз. научно-метод. конф. (15—22 марта 1999 г.). Вып.16. Секция общего языкознания. Ч.2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. С.15—19.
  • Tale type and motif indices: maps (недоступная ссылка)
  • Коваль, Владимир Иванович Сказка о Курочке Рябе: текст, подтекст, неотекст // Текст. Язык. Человек : сборник научных трудов. В 2 ч. Ч.2. / УО МГПУ им. И.П. Шамякина; редкол.: С.Б. Кураш (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2013. – С. 140-142.
  • Дмитрий Колесов Психологический потенциал повседневности // Развитие личности . – 01/2007 . – №1 . – С.44-45.
  • Александр Протасов Курочка Ряба — народная сказка, или графомания Толстого, а может еще, кого? | Рецензия и критика // Глава из книги «Русский рукотворный эпос».

Текст сказки и иллюстративный материалПравить

  •   Тексты по теме Курочка Ряба в Викитеке
  • Курочка: Сказка № 70 // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева — М.: Наука, 1984—1985. — Т. 1. — С. 83.
  • Курочка: Сказка № 71 // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева — М.: Наука, 1984—1985. — Т. 1. — С. 83-84
  • Русская народная сказка «Курочка Ряба»
  • Стариково великое горе — сюжет в обработке В.Даля ПЕРВАЯ ПЕРВИНКА ПОЛУГРАМОТНОЙ ВНУКЕ (стр. 16)
  • «Курочка Ряба» в обработке Алексея Толстого
  • Аудиосказка «Курочка Ряба»
  • Мультфильм «Курочка Ряба» и переводы его на разные языки с озвучкой

  • Сказка про кузнечика и муравья
  • Сказка про кротика и машинку слушать
  • Сказка про крошку енота слушать
  • Сказка про кролика питера читать
  • Сказка про красавицу и чудовище слушать