Сказка про курочку и петушка и бобовое зернышко

Опубликовано: 08.01.2022 контрольная работа по сказке а. погорельского черная курица или подземные жители контрольная работа в виде тестовой формы поможет

Опубликовано: 08.01.2022

Контрольная работа по сказке А. Погорельского «Черная курица или подземные жители»

Контрольная работа в виде тестовой формы поможет выявить знание учащимися содержания текста и умения анализировать прочитанное.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по сказке А. Погорельского «Черная курица или подземные жители»»

Проверочная работа по произведению А. Погорельского «Чёрная курица…»

Часть 1. «Сюжет произведения «Черная курица…»

1 . Как называлась школа на Васильевском Острове, в которой жил Алёша?

а) пансион б) училище в) интернат

2. Что делал Алеша по воскресеньям и по праздникам:

а ) играл б) рисовал в) читал.

3. Что привлекало Алёшу за двором, отделённым деревянным забором из барочных досок?

а) переулок б) площадь в) магазин

4. Как звали любимую черную хохлатую курицу главного героя?

а) Чернавка б) Черница в) Чернушка

5. Любимая курочка Алеша была:

А) пушистая белая; б) черная хохлатая; в) пестрая.

6. В зале , освещенной тремя большими хрустальными люстрами, Чернушка сражалась :

А) со стражниками; б) с рыцарями; в) с солдатами.

7.В богато убранной зале Алеша обратил внимание на то, что панели и двери там были из:

А) мрамора; б) чистого золота; в) малахита.

8.У маленьких людей в нарядных разноцветных платьях на головах были:

А) маленькие белые шапочки; б) круглые шляпы с перьями; в) рыцарские шлемы.

9. Чтобы кухарка не зарезала Чернушку, Алеша дал ей:

а) империал б) жемчужину в) драгоценный камень.

10. Пройдя через сени, Алеша с Чернушкой оказались:

А) в саду; б) в комнатах старушек голландок; в) в зале с нарядными стенами.

11. Кто подарил герою золотую монету?

а) мама б) бабушка в) директор пансиона

12. Какая должность была у хохлатой любимицы Алёши?

а)министр иностранных дел б) главный министр в) главный писарь

13. На кого пригласили Алёшу поохотится подземные жители?

а) на мышей б) на тараканов в) на крыс

14. Какой подарок сделал король Алеше? О нем он сказал такие слова:»Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали…»

а)бобовое зернышко б) конопляное семечко в) горошинку

15. После того, как король подарил Алёше зернышко какое чувство мальчика «… дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их»?

а) самоуважение б) самолюбие в) чувство собственного достоинства

16. Через некоторое время нрав Алеши из доброго, милого и скромного сделался :

А) злым и непокорным; б) гордым и непослушным; в) своенравным и нахальным.

17. Когда по Петербургу разнесся слух о необыкновенных способностях Алеши, в пансион несколько раз приезжал :

а ) император б)директор училищ в)чиновник – смотритель.

18. Когда учитель задал Алеше выучить 20 страниц, мальчик не смог ответить урок потому что:

а) он растерялся б) конопляное семечко потеряло свою волшебную силу

в) Алёша потерял конопляное зернышко

19. Наказав Алешу, учитель приказал :

А) поставить его на крупу б) посадить его на хлеб и воду в) закрыть в тёмном чулане

а) окно б) форточку в) щёлочку

21.Мышьи и крысьи меха в царстве маленьких людей «дозволено было употреблять»:

А) знатным особам; б) детям; в) всем.

22. «Алеша бросился целовать маленькие ручки министра. Схватив его за руку, он увидел на ней что-то блестящее, и в то же самое время какой-то необыкновенный звук поразил его слух». Что увидел герой на руках Чернушки?

а) цепь б) кольцо в) веревку

23. Какой поступок совершил Алёша, когда, спасая себя, рассказал учителю о подземных жителях?

а) безответственность б) предательство в) безразличие

24. Что случилось с подземными жителями после того, как тайна раскрылась?

а) Они все погибли б) Они все стали курицами и петухами в) Они вынуждены были покинуть

25. Какое чувство испытал мальчик после того, как предал подземных жителей?

а) отчаяние б) раскаяние в) страх

26. .Из- за предательства Алеши Чернушка вынужден был носить:

А) толстые веревки; б) цепь; в) холщовую рубаху.

27. Сколько времени у Алеши была горячка?

а) шесть дней б) шесть недель в) двенадцать дней

Часть 3 «Анализ произведения»

28.. Полное название сказки Погорельского «Черная курица, или…»:

А) «…подземные жители» Б) «…сказка о непослушном мальчике» В) «…конопляное зернышко»

29. Определите жанр произведения.

А) Народная сказка Б) Рассказ В) Литературная сказка
30. Обоснуйте свой выбор жанра:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
31. Ответьте письменно на вопрос: «Почему Алеша стал гордым и непослушным мальчиком?»

32. Определите основную тему произведения Погорельского:
А) Вред знаний для человека. Б) Воспитание в себе человека. В) Животные и человек.

33. Определите основную идею произведения Погорельского:

А) Человек должен всегда помогать животным, заботиться о них.
В) Человек должен получать только те знания, которые ему нужны.
Б) Человек должен воспитать в себе ответс0втенность за поступки.

Ответы на Тест по сказке А. Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»

Вопрос № 1 Какова настоящая фамилия Антония Погорельского?

а) Алексей Перовский б) Александр Петровский в) Алексей Петров

Вопрос № 2 Как называлась школа на Васильевском Острове, в которой жил Алёша?

а) пансион б) училище в) интернат

Вопрос № 3 Что делал Алеша по воскресеньям и по праздникам:

а ) играл б) рисовал в) читал.

Вопрос № 4 Что привлекало Алёшу за двором, отделённым деревянным забором из барочных досок?

а) переулок б) площадь в) магазин

Вопрос № 5 Как звали любимую черную хохлатую курицу главного героя?

а) Чернавка б) Черница в) Чернушка

Вопрос № 6 Чтобы кухарка не зарезала Чернушку, Алеша дал ей:

а) империал б) жемчужину в) драгоценный камень.

Вопрос № 7 Кто подарил герою эту золотую монету?

а) мама б) бабушка в) директор пансиона

Вопрос № 8 Какая должность была у хохлатой любимицы Алёши?

а)министр иностранных дел б) главный министр в) главный писарь

Вопрос № 9 На кого пригласили Алёшу поохотится подземные жители?

а) на мышей б) на тараканов в) на крыс

Вопрос № 10 Какой подарок сделал король Алеше? О нем он сказал такие слова:»Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали…»

а)бобовое зернышко б) конопляное семечко в) горошинку

Вопрос № 11 После того, как король подарил Алёше зернышко какое чувство мальчика «… дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их»?

а) самоуважение б) самолюбие в) чувство собственного достоинства

Вопрос № 12 Когда по Петербургу разнесся слух о необыкновенных способностях Алеши, в пансион несколько раз приезжал :

а ) император б)директор училищ в)чиновник – смотритель.

Вопрос № 13 Когда учитель задал Алеше выучить 20 страниц, мальчик не смог ответить урок потому что:

а) он растерялся

б) конопляное семечко потеряло свою волшебную силу

в) Алёша потерял конопляное зернышко

Вопрос № 14 Наказав Алешу, учитель приказал :

А) поставить его на крупу б) посадить его на хлеб и воду в) закрыть в тёмном чулане

а) окно б) форточку в) щёлочку

Вопрос № 16 «Алеша бросился целовать маленькие ручки министра. Схватив его за руку, он увидел на ней что-то блестящее, и в то же самое время какой-то необыкновенный звук поразил его слух». Что увидел герой на руках Чернушки?

а) цепь б) кольцо в) веревку

Вопрос № 17 Какой поступок совершил Алёша, когда, спасая себя, рассказал учителю о подземных жителях?

а) безответственность б) предательство в) безразличие

Вопрос № 18 Что случилось с подземными жителями после того, как тайна раскрылась?

а) Они все погибли б) Они все стали курицами и петухами в) Они вынуждены были покинуть

Вопрос № 19 Какое чувство испытал мальчик после того, как предал подземных жителей?

Сказке «Черная курица» придумали счастливый финал

1

В новом сезоне Российского академического Молодежного театра (РАМТ) на большой сцене спектакль Екатерины Половцевой «Черная курица» по одноименной сказке Антония Погорельского. Постановка рекомендована детям от 8 лет.

Ганс Христиан Андерсен раздражался, когда его называли детским писателем, считая себя серьезным писателем для серьезных взрослых. Неизвестно, что думал о своих произведениях русский писатель Антоний Погорельский, но в 1829-м году была издана его сказка «Черная курица, или Подземные жители». Самая страшная, до полуобморочного состояния пугающая сказка моего детства.

Литературоведы утверждают, что «Черная курица» — первая книга о детстве в русской литературе. Издатели не сомневаются, что придумана она для детей, поэтому печатают ее с картинками, присущими детской литературе. Книгопродавцы не отстают: сказку можно найти в книжных магазинах на стеллажах с детскими книжками.

«Черную курицу» Антоний Погорельский написал для своего племянника Алеши — будущего поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. Сам Антоний на самом деле тоже Алеша — Алексей Перовский — незаконнорожденный сын министра просвещения Российской империи, графа Разумовского и дочери его берейтора (специалист по обучению лошадей и верховой езде) Марии Соболевской. Кроме Алеши у Разумовского и Соболевской родилось еще 10 детей.

Сделаю тут небольшое отступление. Поскольку меня странно завораживала книга Погорельского, я много читала и о нем самом. Узнала как дружна и прекрасна была семья, сколь любящими и заботливыми оказались родители, как стремились дать детям самое лучшее образование.

Тем не менее, трудно поверить, что для мальчика появившегося на свет в крепостной России в 1787-м году, происхождение «бастард» никак не отразилось на его личности. Скорее всего не случайно, уехав из родного дома, он берет себе псевдоним.

Информации для составления психологического портрета Погорельского не так уж и много, но достаточно. Известно, что обосновавшись в Петербурге (папенька добыл сыну очень приличную должность в департаменте, которым заведовал), юноша познакомился с Тургеневым, Карамзиным, Жуковским и Пушкиным.

Вступил было в масонскую ложу, но граф воспротивился. Погорельский, оскорбившись, отправился было в провинцию, но там ему довольно быстро прискучило. Да и деньги без должности и поддержки отца кончились.

Был вынужден вернуться в столицу. Стихи, семья, общество писателей и поэтов, крепкая дружба с Толстыми, вылившаяся в заботу о маленьком племяннике.

И все же внутреннее состояние Погорельского однажды прорывается. Выплескивается в фантастическую сказку об одиноком мальчике, которого отправили из родительского гнезда в казарменное учреждение. О мальчике, ждущем приезда любимого отца, о мечтателе, фантазере, придумавшем свой особый мир и поселившемся там. О том, какими методами выкорчевывали из него надежду оставаться собой хотя бы в уединении.

Нечасто я пишу столь много и подробно об авторе. Тем более, рассказывая о спектакле. И не о режиссере, а о сочинителе сказки. Но для меня жизнь и судьба Погорельского — это еще один, незримый герой «Черной курицы» и обойти его, не заметить практически невозможно. Что обязательно должен учитывать режиссер, берущийся за ее постановку.

Надо признать, Екатерина Половцева с этой непростой задачей справилась. Чрезвычайно аккуратно, тактично ввела она в мир абсолютно незнакомого детства из далекого прошлого свою аудиторию. С трогательной заботой о зрителе подготовила его к непривычным сегодня установкам и законам жизни. Решению этой задачи ему способствовало сочетание сцены с вертепным театром — в любом столетии завораживающем своей сказочностью и таинственностью.

Непростая комбинация кукол и живых людей дает ощущение иного временного пространства, а с другой стороны облегчает восприятие тревожного, перегруженного чужими психологизмами произведение.

Как и положено, невинные картонные курочки (довольно уродливые, впрочем) довольно быстро сменяются рыцарями, старушками, и на сцене устанавливает свои законы ассорти из Босха с Мольером и Одоевского с Булгаковым: парики, костюмы, дым, фокусы с переодеваниями и пытками. Актеры ускоряют ритм, будто официанты в разгар пира во время чумы: не желаете ли отведать немного фарса, а на горячее абсурда под соусом двусмысленных моральных установок?

А не читавшему книгу зрителю (таких сегодня большинство в зале) тем временем проходилось примириться с мыслью, что курица на самом деле — мужчина.

Сказка кипит, бурлит, переливается через край эмоциями. Визуальный ряд не позволяет отдыхать, держит в постоянном напряжении. Буффонада да и только. Идеально выстроенная.

Поглядываю по сторонам, наблюдая за детьми. Им страшно, что объяснимо разворачивающимся перед ними ужасом издевательств над ребенком — таким же как они. Тревожно, страшно и мне, взрослому человеку.

А еще я знаю развязку. Интересно, как выкрутится режиссер из сцены, где скованная золотой цепью Чернушка отправляется с Подземным народом в изгнание. Потому что финал сказочника не дает никакой возможности для импровизации или иного толкования смысла.

От эпилога Погорельского ушли на максимально далекое расстояние, нырнув с головой в омут хэппи-энда.

От сказки «Черная курица, или Подземные жители» ничего не осталось.

Подземные жители

Последний раз я писал о книгах в школе. Чтение – дело личное; может, самое личное на свете. Мне никогда не хотелось, да и было бы неловко делиться заветными впечатлениями. Самой книгой – да; c близкими. Но в школе пишут сочинения о книгах – писал и я.

chk oblozhka

Прошла целая жизнь, и вдруг мне захотелось написать о книге по доброй воле. Волнуюсь сильнее, чем снимая фильм. Но потому и пишу.

Что мы помним о ней, когда вырастаем? Что это очень грустная история. В отличие от большинства сказок, – в частности, русских сказок. Добро, кажется, не торжествует, мед не течет по усам, герои не обретают счастья. Все там кончается плохо, потому что мальчик – предатель. Да-да: Алеша его звали, точно. Алеша предал сказку – и потерял ее. Не просто потерял, – навсегда. Что-то такое.

Была там мораль, и весьма достойная: не будь предателем. Не предавай друзей, а также не предавай вещей невидимых. Не предавай фантазию и мечту.

Если сама история и оставила по себе темное и грустное воспоминание, то вывод, кажется, хорош.

“Лет сорок тому назад в С.-Петербурге, на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона”.

Запомните это начало. Оно как будто выдает тайну, о которой сам автор знать не хотел.

Дело действительно не о том. Красота или расцвет городов не будут играть в истории совершенно никакой роли. Но зачин действует гипнотически, вовлекая в круг внимания маленького читателя такие грандиозные явления как география и история.

Затем появляется герой.

chk alesha
Алеше девять или десять лет, “родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед”.

Почему так сделали родители, автор не говорит, и сегодняшний читатель предполагает, что так было принято, так все делали, жизнь была суровее нынешней. Время было такое, и глупо предъявлять ему счеты. Не интересуясь мотивами или обстоятельствами родителей, автор однако рассказывает о том, как тосковал по маме и папе Алеша в пансионе, что конце-концов и привело его в мир подземных жителей. Мальчик ждет писем из дому, но, как сказано, давно их не получал.

Чувства Алеши понятны и близки маленьким детям в любые времена. Я, например, бывал отдан в детский сад на пятидневку, а позже каждый год ездил в пионерские лагеря. Своим молчанием автор как бы говорит нам, что нечего и обсуждать мотивы родителей: это не имеет отношения к истории, это надо понять как данность и следить за Алешей. Это он, а не родители – герой истории о хороших и плохих поступках – и об ответственности за них.

Кто же таков Алеша?

“Алеша был мальчик умненькой, миленькой, учился хорошо, и все его любили и ласкали”.

Не будем цепляться к высокомерным суффиксам (умненький, а не умный, миленький, а не милый) – мы же договорились, времена были такие, никто детей особо не уважал. Но вот что по-настоящему интересно: кто эти “все”, которые его любили и ласкали? Идет ли речь об учителях и начальниках – или также о товарищах Алеши по пансиону? Что учителя любили умненького и миленького отличника – дело понятное; не дорого стоит такая любовь. Но давайте допустим, что говоря о любви ВСЕХ, автор ДЕЙСТВИТЕЛЬНО говорит не только об учителях. Ведь он так пишет – и так именно понимает его слова маленький читатель.

Итак, Алешу любили и товарищи. Вряд ли за успехи в учебе, вряд ли именно за ум, хотя сообразительность среди детей ценится; но так или иначе Алеша был другим детям по душе. И они были ему по душе. Их связывали личные и подлинные отношения, которые дети, может, и не обдумывают, но все равно прекрасно знают, кто кому друг, а кто нет.

По воскресеньям и праздникам другие мальчики – или, как сказано у автора, “его товарищи”, – разъезжались по своим семьям, а маленький Алеша оставался в пансионе один.

Отметив, как товарищи его любили, автор не рассказывает о том, что чувствовали мальчики, оставляя Алешу в одиночестве, – или потом, возвращаясь из дому. Это, как бы, неважно. Не это, так сказать, составляет историю. Запомните и это умолчание, пожалуйста.

Оставаясь в пансионе в полном одиночестве, Алеша начинает читать рыцарские романы и волшебные повести. На немецком: учитель, он же владелец пансиона, – немец, и библиотека у него его немецкая.

Алеша начинает читать, попадает в мир фантазий, грез – и катится по хорошо известной нам наклонной. Ведущей вверх. Со времен Дон Кихота или более близкого автору Гофмана. Кроме того, одинокий Алеша дружит с курочками во дворе, плачет, поняв, откуда берется бульон, и однажды спасает свою любимую Чернушку от ножа бессердечной финской кухарки, заплатив золотую монету (добрая женщина без колебаний берет ее у мальчика).

Дальше следует большая, скучная и принужденная сцена, в которой ожидается визит Директора – и Алеша якобы воображает, что приедет рыцарь в латах на коне, а потом удивляется, что приехал лысый человек в сером фраке. Это нужно для развития рыцарской темы; простим автору условность и то, каким дураком он выставляет начитанного мальчика.

chk vizit kuriczy nochyu
Наконец начинается собственно история – говорящая курица и путешествие в подземный мир. В этой части повести находится лучшее достижение автора ­– таинственная связь спящих голландских старушек и мира маленьких людей. Замечательно и то, что когда приходит время автору платить по счетам – т.е. когда Алеша просит у министра Чернушки все-таки разъяснить тайны сюжета, автор уклоняется:

И никогда не узнал ни тайны старушек, ни почему немолодой мужчина превращается на заре в курицу, а не в петушка. Ну, и мы заодно не узнали. Ни в детстве, ни сейчас меня такое умолчание не смущало. Не все тайны должны быть разъяснены – иначе что же это за тайны.

Алеша попадает на аудиенцию к подземному королю, и наконец происходит событие, ради которого совершались чудеса, захватившие воображение читателя. В благодарность за то, что Алеша спас Чернушку от финского ножа кухарки, король предлагает исполнить любое его желание.

— Я бы желал, — сказал он, — чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой бы мне ни задали.

Немного странное желание, но маленький читатель не заметит подвоха. Чего хочет этот одинокий, мечтательный, сердечный и деликатный мальчик? Давайте педантично отметим: он ведь понимает, что желать можно чего угодно, потому что перед ним сказочный король. Но выбирает странную ценность. Ценность, которую пожелал бы, чтобы он выбрал, плохой учитель или какой-нибудь завуч, какой-нибудь начальник над детьми.

Давайте теперь подумаем не учительским, а человеческим умом: что значит “не учившись, знать урок, какой бы ни задали?” Собственно, мальчик попросил ЗНАНИЙ. Прошу вас, будьте внимательны: он не хотел никого обманывать; он предположил, что можно, не тратя времени и усилий, стать обладателем знаний, необходимых, чтобы ответить любой урок.

И получил в подарок конопляное зернышко, присутствие которого в его кармане (но ни на метр дальше) исполнит желание Алеши. Хотя король и отмечает: “не думал я, что ты такой ленивец”, он – вроде бы движимый чувством благодарности и будучи взрослым человеком – дает мальчику опасную для мальчика вещь. И ставит условие: Алеша не должен никому рассказывать о подземном народе, иначе маленьким людям будет плохо и придется навсегда уехать из здешних мест.

chk srazhenie 1

Пропустим большую часть истории, которая доставляет удовольствие детям, окончательно усыпляя их бдительность: увеселения Алеши в подземном мире, разные угощения, аттракционы и крысиный зверинец.

Наутро Алеша просыпается. В кармане его курточки – зернышко.

Посмотрим, что вырастет из этого зернышка.

Алеша не выучил урока истории, но, когда его вызывают отвечать, “с трепетом подошел он к учителю, открыл рот, сам еще не зная, что сказать, и — безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное.”

“В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайными его успехами”.

Автор предлагает своим маленьким читателям принять, не задумываясь, одну удивительную условность. Более удивительную, чем говорящая курица. Условность состоит в том, что можно знать – не зная. Можно, например, перевести с одного языка на другой, не понимая, как это делаешь. Да-да: не ищите в тексте указания, что, например, Алеша, закончив отвечать учителю, не помнил потом ничего из сказанного. Нет-нет: автор нигде такого не говорит впрямую, он обходит эту тему, но имеет в виду, что Алеша был и оставался неучем. Алеша говорил, но не знал. Он не ТРУДИЛСЯ (труд этот, как мы узнаем в последних частях сказки, т.е. вообще труд ученика, заключался в том, чтобы ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ и потом воспроизвести вслух страницы учебника) – он не трудился, но знал. Вернее, даже не то чтобы знал, но получал пятерки за знания, хотя… ими не владел.

Мораль автора проста и понятна независимо от качества исполнения метафоры: без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Но меня – и в детстве, и теперь, хотя и по-разному, – интересовало и интересует только качество исполнения. Потому что если вещь способна тронуть, то способна и убедить, а заодно, раз уж это вдруг нужно автору, привести читателя к мысли или выводу. А если не способна тронуть – кто же читает ради морали? Если метафора не складывается, то есть если я вижу в тексте попытку метафоры – подозрительную суету фокусника над цилиндром, – то мне, уже не маленькому, а взрослому, бывает интересно понять, ЧТО не удалось. Что на самом деле имел в виду автор, когда описывал странное явление: знание без знаний? Что руководило им, когда сам он считал, что пишет о необходимости упорного труда для достижении результата, – и при этом сочинил такую нескладную метафору? Какого, например, рода явления в настоящем, невыдуманном мире его волновали? Что он осмысливал и пытался выразить метафорически?

chk vinoven
Давайте поразмышляем. Много ли людей получают разного рода пятерки, не приложив труда? Конечно. Иван-дурак умел прекрасно это делать. Кому-то просто везет, и не только дуракам. Но много ли людей получают пятерки в области мысли за достижения, к которым не приложили труда? Забудьте про пансион и уроки. Думайте о том, что на самом деле обсуждает тут автор. Вероятно, вы захотите немедленно задать уточняющий вопрос: какого труда? Что именно можем назвать мы трудом в области мысли? Накопление сведений? Вряд ли автора могла беспокоить, например, такая несправедливость: что, бывает, человек наберется сведений, и вот его хвалят как ученого – а хвалить-то и не за что. Нет. Автор сказывает свою сказку о противоположном. Не накопленные сведения, выдаваемые за знание, его тревожат. Его тревожит то, что через несколько лет составило предмет “Моцарта и Сальери” и “Египетских ночей”. Как возможно, чтобы разъявший музыку, как труп, Сальери оставался посредственностью, а веселый, шаловливый Моцарт оказывался гением?

Я очень рано обнаружил, что взрослые врут. Говорят, что заботятся о твоем благе, а на самом деле заботятся о своем. Придумывают сложные объяснения, ссылаются на неведомые тебе авторитеты, подавляют пафосом, громкостью, мимикой. Но концы не сходятся с концами в их объяснениях, и если ты умненький мальчик и вздумаешь поспорить, то скоро узнаешь: надо делать, как велено, не потому, что они правы, а потому что на их стороне сила. Но человек отличается от зверя тем, что не сразу подавляет другого физически: сначала приходится пользоваться словом. Человек вынужден говорить, и часто это мучительная повинность. За умными словами, за хитрыми построениями рассудка – желание собственного удовольствия, выгоды, власти. Ты взрослеешь и понимаешь: их не переговорить не потому, что верных слов не найти. Не потому, что они не понимают. Они и не хотят понимать. Отвечать им придется не словами. Но я всегда хотел также и словами, ваша честь. Я хотел последовательно, скрупулезно, занудно, невыносимо подробно продемонстрировать безосновательность их притязаний и их лицемерие, уже не ведомое им самим.

Черная курица, или Подземные жители / The Black Hen, стр. 1

Алеша – умный и добрый мальчик. Он воспитывается в пансионе. Родители, наперед заплатив за его обучение, редко навещали сына. От одиночества мальчик погружается в мир своих фантазий. Он подружился с черной курицей, даже однажды спас ее от смерти. Чернушка знакомит мальчика с жителями подземного королевства, в котором курочка состоит на службе у короля в должности министра. Король за спасение Чернушки дарит Алеше чудесное семечко. Мальчика предупреждают, что тайну о подземном королевстве он не должен раскрывать никому. Волшебное свойство семечка помогает мальчику выделиться среди других учеников своими знаниями, хорошо отвечать на занятиях. При этом он не прилагал никаких усилий на подготовку. Сначала Алеша чувствовал угрызения совести. Но вскоре стал высокомерным. Из любимого всеми прилежного мальчика Алеша превратился в заносчивого и грубого. Все от него отвернулись. Испугавшись наказания учителя, мальчик предал жителей подземного королевства. Теперь должны они переселиться в другое место. Но добрая курочка не держала зла на мальчика. Чернушка только попросила, чтобы Алеша исправился. Проболев несколько недель, он изменился, снова стал прилежным учеником и любимцем учителей и товарищей. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

План рассказа Черная курица, или Подземные жители.

Черная курица, или Подземные жители – великолепная история, которая понравится многим детям. С одной стороны – это интересная история, которая увлечет своим сюжетом, с другой – положительная мораль, которая отлично проскальзывает в сюжете и будет понятна даже младшим ребятам. Главный посыл рассказа в том, что без доброты невозможно жить в нашем мире в гармонии с собственной совестью и окружающим миром.

Краткий план Черная курица, или Подземные жители.

  1. Алеша попадает в интернат, где чувствует себя одиноко и находит любимицу в лице чёрной курочки, прозвав её Чернушка.
  2. Спасает Чернушка от смерти и попадает в её мир — маленьких человечков, где Чернушка является перед ним министром и знакомит с королём.
  3. Получает от короля зернышко, дающее возможность всегда знать уроки и при этом ничего не делать.
  4. Алёша становится заносчивым, хвастливым, от него отворачивается товарищи.
  5. Чтобы избежать наказания выдаёт секрет маленьких человечков и лишается зернышка. Наказание все равно получает.
  6. Уход маленьких человечков, раскаяние Алеши. Путь к исправлению.

Подробный план Черная курица, или Подземные жители.

Анализ сказки Черная курица, или Подземные жители

Антоний Погорельский — Черная курица, или Подземные жители

Чёрная курица, или Подземные жители

Лет сорок тому назад,[1] в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии,[2] жил-был содержатель мужского пансиона,[3] который ещё до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весёлых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделён был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями, манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом,[4] — одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее… Впрочем, не о том теперь идёт дело. В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском Острове, в Первой линии.

Дом, которого вы теперь — как уже вам сказывал — не найдёте, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жильё, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки-голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали. В нынешнее время вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видал Петра Великого; настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Всё проходит, всё исчезает в бренном мире нашем… но не о том теперь идёт дело.

В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно. Особливо[5] сначала он никак не мог приучиться к мысли, что он разлучён с родными своими. Но потом мало-помалу он стал привыкать к своему положению, и бывали даже минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме. Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки. Учитель был родом немец, в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и на волшебные повести, и библиотека эта большею частию состояла из книг сего рода.

Итак, Алёша, будучи ещё в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки… Особливо в вакантное время,[6] как, например, об Рождестве или в светлое Христово воскресенье, — когда он бывал разлучён надолго со своими товарищами, когда часто целые дни просиживал в уединении, — юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по тёмным, дремучим лесам.

Я забыл сказать вам, что к этому дому принадлежал довольно пространный двор, отделённый от переулка деревянным забором из барочных досок.[7] Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и поэтому Алёше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе, первое движение его было — подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми был усеян забор. Алёша не знал, что дырочки эти происходили от деревянных гвоздей, которыми прежде сколочены были барки, и ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки. Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман,[8] или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия. Но, к крайнему его сожалению, не являлся никто даже похожий на волшебницу.

Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алёшу более, нежели подруг своих.

Однажды (это было во время вакаций, между Новым годом и Крещеньем, — день был прекрасный и необыкновенно тёплый, не более трёх или четырёх градусов мороза) Алёше позволили поиграть на дворе. В тот день учитель и жена его в больших были хлопотах. Они давали обед директору училищ, и ещё накануне, с утра до позднего вечера, везде в доме мыли полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и комоды. Сам учитель ездил закупать провизию для стола: белую архангельскую телятину, огромный окорок и из Милютиных лавок киевское варенье. Алёша тоже по мере сил способствовал приготовлениям: его заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок и украшать бумажною резьбою нарочно купленные шесть восковых свечей. В назначенный день поутру явился парикмахер и показал своё искусство над буклями, тупеем и длинной косой[9] учителя. Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил у неё локоны и шиньон[10] и взгромоздил на её голове целую оранжерею[11] разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые два бриллиантовых перстня, когда-то подаренные мужу её родителями учеников. По окончании головного убора накинула она на себя старый, изношенный салоп[12] и отправилась хлопотать по хозяйству, наблюдая при том строго, чтоб как-нибудь не испортилась причёска; и для того сама она не входила в кухню, а давала приказания своей кухарке, стоя в дверях. В необходимых же случаях посылала туда мужа своего, у которого причёска не так была высока.

В продолжение всех этих забот Алёшу нашего совсем забыли, и он тем воспользовался, чтоб на просторе играть во дворе. По обыкновению своему, он подошёл сначала к дощатому забору и долго смотрел в дырочку; но и в этот день никто почти не проходил по переулку, и он со вздохом обратился к любезным своим курочкам. Не успел он присесть на бревно и только начал манить их к себе, как вдруг увидел подле себя кухарку с большим ножом. Алёше никогда не нравилась эта кухарка — сердитая и бранчливая чухонка. Но с тех пор как он заметил, что она-то была причиною, что от времени до времени уменьшалось число его курочек, он ещё менее стал её любить. Когда же однажды нечаянно увидел он в кухне одного хорошенького, очень любимого им петушка, повешенного за ноги с перерезанным горлом, то возымел он к ней ужас и отвращение. Увидев её теперь с ножом, он тотчас догадался, что это значит, и, чувствуя с горестию, что он не в силах помочь своим друзьям, вскочил и побежал далеко прочь.

— Алёша, Алёша! Помоги мне поймать курицу! — кричала кухарка, но Алёша принялся бежать ещё пуще, спрятался у забора за курятником и сам не замечал, как слёзки одна за другою выкатывались из его глаз и упадали на землю.

Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

Сказка появилась в списке рекомендованной литературы для дочки ещё летом с третьего на четвёртый класс. И была повторена в списке для пятого класса. Дочке я её так и не прочитал. Хотя сам, прошлым летом вроде открывал.

И как всегда неожиданно нагрянуло время , когда прочитать надо было вчера. Половину сокращенного текста дочка прочла сама, вторую мы читали уже вместе.

Интересно, что и у меня и жены Чёрная курица ассоциируется с чем-то мрачным. Мы оба в детстве смотрели мультфильм. И как-то очень жаль было Чернушку в кандалах.

Но при почтении я увидел совсем другое. Произведение очень мрачное и несправедливое. Но совсем не для Чернушки и подземных жителей, а для несчастного мальчика Алёши. И главным утешением становится ощущение сна или даже бреда на протяжении повествования о приключениях в параллельном мире. Тут и Чернушка вырастающая до размеров рыцарей. И сами рыцари, что на самом деле пустые латы. И палочка с лошадиной головой на которой можно скакать.

Итак предположим, что описываемые события не сон. И мальчик Алёша спас свою любимую курицу. Спас, отдав за неё всё своё состояние, не намёк ли на лепту из Евангелия. И вот черная курица, оказалась в параллельном мире мужчиной-министром. И не придумал министр и его король ничего лучше, как позвать мальчика к себе в гости. Рисков при этом было много. Естественно ребёнок спросонья не обязан понимать, что нельзя здороваться за лапку с кошечкой, если просили ничего не трогать, а этого ведь министр чуть не погиб во второй раз. А в полной версии оказалось, что даже поклонится фарфоровым куклам опасно для жизни.

Дальше король всё-тому же вытянутому из постели ребёнку, что недоучил ещё свой урок, предлагает выбрать награду. И когда Алёша выбрал знать всегда свой урок, просто пожурил, вместо того чтобы объяснить, почему этого делать не надо. Кроме того неожиданно оказалось, что нельзя никому рассказывать про подземную страну иначе всему подземному царству будет очень плохо. И Алёша неожиданно оказался хранителем страшной тайны.

Конечно часть вины лежит на Алёше. Но несправедливость той истории в том, что древнее и ( и казалось бы мудрое племя), поставило своё благополучие в зависимость от силы воли и мужественности маленького мальчика. Кроме того у них дурацкие законы, потому как Алёше-то никто не поверил, так что смысла уходить не было.

Дочка попробовала поделится своим (или моим) мнением с учительницей, но та кажется всё-таки считает Алёшу ответственным за ситуацию. Если я правильно понял, критикам тоже не нравилось, что на Алёшу возложили такую тяжёлую ответственность за один детский поступок.

В учебнике особенно обращают внимание на отличие сказки Погорельского от волшебных народных сказок. Очень подробно описано место действия, оно наверное больше интересно жителям Петербурга и время действия. Две старушки голландки привезенные ещё Петром Первым вроде бы реальны, но принадлежат скорее волшебному миру.

Из того на что и ещё обратил внимание. Пансион был вполне прогрессивным. Розги использовались крайне редко. Учитель, как классический взрослый, считает, что если ребёнок ведёт себя непривычно, значит он упрямится и вредничает.

Встречается критика охоты. На вопрос зачем охотитесь, министр отвечает, что боятся, что крысы их вытеснят. Но потом через запятую, выясняется что мех крыс и мышей очень ценится.

Сказка написанная для Алексея Толстого, наверное стоит того чтобы прочитать.Но возможно её стоит читать немного позже пятого класса.

У меня тоже эта сказка ассоциируется с городком в Табакерке. И это ведь фэнтези. Одна из первых, а может и первая, сказок такого типа в литературе.

Черная курица, или Подземные жители краткое содержание

Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, жил-был содержатель мужского пансиона.
В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед. Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.
Дни

Лишь только они подошли к ней, как соскочили со стен два рыцаря и бросились на черную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья и вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на нее наступали, а она защищалась крыльями и носом.

Алеше сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало, и он упал в обморок. На следующую ночь опять пришла Чернушка. Опять пошли, но в этот раз Алеша уже ничего не трогал. Вошли они в другую залу.

Чернушка ушла. Тут вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. Они не замечали Алеши.

Затем вошел король. За то, что Алеша спас его министра, Алеша теперь знал урок, не уча. Король ему дал конопляную семечку. И просили ничего никому про них не рассказывать.

Начались классы, и Алеша знал любой урок. Чернушка не приходила. Алеша сначала стыдился, а потом привык.

Притом Алеша сделался страшный шалун. Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наизусть страниц двадцать к другому утру и надеялся, что он, по крайней мере, в этот день будет смирнее. Но Алеша в этот день нарочно шалил более обыкновенного. На следующий день не мог выговорить ни слова, потому что не было семечки.

Его отвели в спальню и сказали выучить урок. Но к обеду Алеша еще не знал урок. Его опять там оставили.

Учитель сказал, что не будет пороть, если Алеша скажет, когда выучил урок. И Алеша все рассказал, забыв про обещание, данное подземельному королю и его министру. Учитель не поверил, и Алешу высекли. Пришла Чернушка попрощаться.

Министр пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать. На другой день поутру у Алеши была горячка. Недель через шесть Алеша выздоровел и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным.

Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали.

Краткое содержание сказки «Черная курица или подземные жители»

Сказку «Черная курица или подземные жители» Погорельский Антоний (А. А. Петровский) написал в 1829 году. Она стала первым авторским литературным произведением для детей на русском языке. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Черной курицы или подземных жителей» в разных вариантах.

В рассказе прослеживается мотив «двойничества» – произведение имеет волшебную (фантастическую) и реалистическую линии повествования. Пересказ поможет подготовиться к уроку литературы, заполнить читательский дневник.

Основные персонажи сказки

  • Алеша – мальчик 9–10 лет, «умненький, миленький, учился хорошо». Родители его жили далеко, два года назад привезли мальчика в Петербург и отдали учиться в пансион.
  • Чернушка – курочка со двора пансиона, министр.
  • Король.
  • Учитель в пансионе.

«Черная курица или подземные жители» сокращенно

Краткое содержание Черная курица для читательского дневника:

Мальчик Алеша уже в течение двух лет живет в мужском пансионе вдали от родителей и чувствует себя одиноким. По выходным мальчик часто играет с черной курицей, а однажды, когда кухарка хотела зарубить ее, он убедил женщину не делать этого.

Ночью к нему в спальню пришла Чернушка и повела мальчугана под землю в странный город, где она была министром. По дороге мальчик видел различные чудеса. Король подземных жителей подарил мальчугану просяное зернышко, имея которое можно никогда не делать уроков, но всякий раз все знать назубок. При этом мальчика предупредили, что он все случившееся с ним должен держать в строжайшей тайне.

После этого Алеша очень изменился, стал заносчивым и шаловливым и растерял всех своих друзей. И однажды учитель наказал его, и мальчик, сильно испугавшись, рассказал о волшебном зернышке.

Ночью он вновь увидел Чернушку в последний раз, поскольку теперь подземные жители должны были покинуть свой город, потому что их тайна стала известна.

Алеша вновь стал послушным, добрым мальчиком и вновь приобрел друзей в пансионе.

Получив зернышко, Алеша изменился в худшую сторону, а утратив волшебную силу, вновь стал хорошим. Получается, что волшебство не всегда идет на пользу людям.

Короткий пересказ «Черной курицы или подземных жителей»

Действие повести происходит в конце XVIII — начале XIX века в Петербурге. Главный герой повести — юный дворянин Алеша, мальчик 9–10 лет. Он живет и учится в пансионе для детей. Родители мальчика живут далеко от Петербурга. Два года назад они отдали сына в пансион и больше не виделись с ним. Сначала мальчик сильно скучал, но со временем привык к разлуке.

Алеша является добрым, умным и скромным мальчиком, хотя иногда ведет себя легкомысленно. Он хорошо учится, окружающие любят его. На досуге Алеша любит читать рыцарские романы, ему нравится фантазировать о давних временах и рыцарских замках, он верит в существование волшебниц.

Также в свободное время Алеше нравится кормить курочек, которые живут во дворе. Добрый Алеша всегда приносит им крошки со стола. Мальчику особенно нравится черная курочка Чернушка. Сама курочка тоже очень ласкова с ним.

Однажды кухарка решает пустить Чернушку на обед. Добрый мальчик отдает кухарке все свои деньги, и та отпускает Чернушку. Так Алеша спасает жизнь любимой курочке. Однако Чернушка оказывается не простой курицей, а волшебным говорящим существом.

Однажды она ведет Алешу в сказочное Подземное королевство. В этом королевстве Чернушка занимает важную должность — должность главного министра короля. Сам король благодарит Алешу за спасение своего министра (Чернушки) и обещает исполнить желание мальчика. Алеша просит сделать так, чтобы ему не нужно было учить уроки и чтобы при этом он всегда отвечал на отлично.

Король исполняет желание: он вручает Алеше волшебное конопляное зернышко; это зернышко позволит ему всегда быть готовым к урокам. При этом Чернушка и король просят Алешу никому не говорить о Подземном королевстве. Если мальчик проговорится, подземные жители должны будут покинуть эти места и уйти куда-то далеко. Алеша обещает хранить секрет.

С этого момента Алеша совсем не готовится к урокам, но всегда отвечает на отлично. Он становится лучшим учеником в пансионе, о нем узнает весь Петербург. Однако мальчика мучает совесть за то, что его хвалят незаслуженно. Со временем он привыкает к похвале и считает себя умнее других. Так скромный и милый Алеша превращается в гордого и непослушного мальчика, с которым никто не хочет дружить.

Однажды учитель задает ему выучить целых 20 страниц. Алеша не готовится к уроку и, как обычно, надеется на зернышко. Однако на занятии он не может ответить ни слова: оказывается, он где-то потерял зернышко. Ночью добрая Чернушка возвращает Алеше потерянное зернышко, но просит его вести себя скромнее. Однако Алеша не спешит меняться: он снова не готовится к уроку и утром отлично рассказывает 20 страниц. Учитель требует от него объяснений.

Забыв об обещании, Алеша рассказывает о Подземном королевстве. Учитель не верит в эту “сказку” и наказывает мальчика розгами. В этот день Алеша снова теряет волшебное зернышко, на этот раз навсегда. Тем временем по вине Алеши все подземные жители покидают свои жилища, грузят повозки и уходят в далекие края. Король наказывает министра-Чернушку за доверие Алеше — сковывает ему руки золотыми цепями.

На этот раз Алеше становится очень стыдно за свою ошибку и то горе, которое он причинил подземным жителям. Мальчик горько плачет и просит прощения у Чернушки. На прощание та просит его об одном – стать прежним. На утро у Алеши случается сильная горячка. Через несколько недель он выздоравливает. Теперь, без волшебного зернышка, он снова становится добрым и скромным мальчиком, которого все любят.

Сюжет сказки «Черная курица» с цитатами

Сказка «Черная курица или подземные жители» краткое содержание:

«Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии» находился мужской пансион. Среди детей, которые обучались в пансионе, был мальчик Алеша. Здесь его все любили, но иногда мальчику было грустно без родных, особенно когда другие ребята уходили домой.

Рядом со зданием пансиона был большой двор. Алеше нравилось гулять там и кормить курочек, а особенно черную хохлатую, «названную Чернушкою», которая даже разрешала себя гладить.

Как-то во время зимних каникул кухарка собиралась поймать и убить Чернушку, так как та не несла яиц. Чтобы спасти курочку, мальчик отдал кухарке «все его имение» – золотую монету, подарок бабушки. После этого Чернушка весь день ходила за Алешей по двору, будто хотела ему что-то сказать.

Ночью Алеша не спал. Неожиданно в его комнате появилась Чернушка и позвала пойти с ней. Курочка повела его через комнаты старух-голландок, также живших в пансионе. У них был большой серый попугай и кошка. Мальчик позвал кошку, она неожиданно замяукала, а попугай закричал: «Дуррак!». Чернушка и Алеша быстро убежали.

Курочка сказала, что мальчик разбудил рыцарей. Чернушка повела Алешу по незнакомым коридорам, и они вышли к большой двери из желтой меди. Стоявшие у стен два рыцаря набросились на Чернушку, и курочка начала с ними сражаться. Алеша упал в обморок.

Мальчик очнулся уже утром, у себя в постели. За обедом от учительницы Алеша услышал, что черная курочка куда-то пропала.

Следующей ночью Чернушка снова пришла к мальчику. Курочка вновь повела мальчика в комнаты старушек, но на этот раз он старался не отвлекаться. Они вышли к большим дверям из желтой меди. На этот раз рыцари едва стояли на ногах. Чернушка ударила крыльями, и они рассыпались – оказалось, что это были пустые латы.

Они вошли в большую залу. Чернушка оставила Алешу одного. Неожиданно из боковой двери «вошло множество маленьких людей <…> в нарядных разноцветных платьях» и шляпах с перьями. После них вошел «человек с величественною осанкою, на голове с венцом». Алеша догадался, что это был король.

Король поблагодарил мальчика за то, что тот спас их главного министра от «неизбежной и жестокой смерти», указав на маленького человечка, одетого во все черное с малиновой шапочкой. В нем мальчик узнал свою Чернушку. Король сказал, что мальчик может попросить у него любую награду. Алеша попросил первое, что пришло в голову, – чтобы он всегда знал урок, который ему задали. Король дал мальчику конопляное семечко, но попросил никому о них не рассказывать.

Министр рассказал Алеше, что подземные жители давно живут под землей, но если кто-то из людей узнает о них и рассказывает другим, им приходится менять свое место пребывания. Мальчик еще о многом хотел расспросить министра-Чернушку, но начал засыпать.

Утром Алеша нашел в кармане конопляное зернышко. Теперь мальчик всегда правильно отвечал на уроках, учителя были им очень довольны. Алеше же «совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал». Чернушка все это время не появлялась.

Однако вскоре Алеша начал привыкать к похвалам и думать, что он умнее и лучше других мальчиков, «сделался гордый и непослушный», «страшный шалун». Чтобы проучить мальчика, учитель задал ему выучить 20 страниц. Алеша же на этот раз шалил еще сильнее. Но на следующий день мальчик не обнаружил зернышка в кармане и не смог ничего рассказать на уроке. В наказание учитель запер Алешу, пока он все не выучит.

Ночью к Алеше пришла Чернушка. Курочка сказала, что не узнает в нем того доброго и скромного мальчика, который ее спас, но все же дала ему зернышко.

Утром Алеша без запинки пересказал все 20 страниц, соврав, что выучил их с утра. Но мальчики сказали учителю, что Алеша с утра не брал в руки книгу. Учитель, думая, что мальчик все выучил заранее и вчера баловался специально, решил его наказать – распорядился принести розги. Испугавшись, Алеша рассказал все о курочке и подземных жителях.

Ночью к мальчику пришел министр-Чернушка. У него на руках были золотые цепи, которые надели на него из-за поведения мальчика. Министр сказал, что теперь всем маленьким людям нужно будет переселиться далеко от здешних мест, попрощался и исчез.

После этого у Алеши была сильная горячка, он проболел шесть недель. Мальчик стыдился говорить о том, что случилось, старался быть послушным, скромным, прилежным. Вскоре Алеша сделался примером для товарищей, хотя уже и не мог наизусть выучить 20 страниц.

Видео краткое содержание Черная курица или подземные жители

Антоний Погорельский написал сказку «Черная курица или подземные жители» для своего племянника – будущего писателя Алексея Толстого. Исследователи литературы прослеживают в произведении тему инициации, прохождения героем испытаний для получения определенного морально-этического опыта.

Читайте также:

      

  • Как перевести работника в другую местность
  •   

  • Как правильно написать объяснительную на работе за невыполнение должностных обязанностей ржд
  •   

  • Какой агрегатор лучше для работы в такси
  •   

  • Что входит в выслугу лет в росгвардии
  •   

  • Трудовая теория происхождения языка плюсы и минусы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по сказкотерапии «Бобовое зёрнышко»

Цели:

— продолжить знакомство с новым видом устного народного творчества – сказками; учить выделять главную мысль произведения;

учить запоминать подробности сказки и не путать их порядок, совершенствовать навыки чтения;

— развивать связную речь, память, внимание, мышление детей;

— воспитывать чувство товарищества, трудолюбие, желание помочь другу, попавшему в беду

. — Способствовать устранению выявленных у детей затруднений личностного и поведенческого плана путём проигрывания эпизодов сказки;

— Формировать осознанное отношение к прочитанному и научить находить приемлемый выход из проблемных ситуаций;

— Дать возможность детям прочувствовать эмоционально значимые ситуации и «сыграть» эмоции персонажей путём проигрывания эпизодов сказки.

Познакомить с зерновой культурой – бобами.

Обогащение словаря: Ввести в активный словарь детей слова — боб, бобы, бобовое зернышко.

Оборудование: персонажи кукольного театра «Петушок» и «Курочка». Бобы — фасоль, блюдца.

Подготовка к занятию: Два блюдца, на которых лежат: в одном – 1 фасоль, в другом – много фасолин.

Ход занятия:

Дети, сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Бобовое зернышко». А теперь скажите, знаете ли вы, почему сказки называются русскими народными?

Дети: Потому что их сочинил народ.

Дети, взгляните на блюдца, стоящие перед вами. Сколько их?

Дети: Два

Что лежит в первом блюдце? (Ответы детей). Вы верно назвали фасоль. А сколько фасоли? (предполагаемые ответы детей — одна). Она вам знакома? А сколько фасоли лежит во втором блюдце? (предполагаемые ответы детей — много). Вот эти зернышки называются «бобы». (Повторяют дети хором, а затем индивидуально). Много бобов. А один – боб. Или можно сказать – бобовое зернышко. Итак, как называются эти зерна?

Дети: Бобы. (Добиться полных ответов)

А одно зерно?

Дети: Боб. (Предложить нескольким детям повторить это слово, а затем – хором.)

Сейчас я вам прочитаю сказку про бобовое зернышко.

Чтение сказки.

Беседа по сказке:

Физминутка.

Мы устали, засиделись, Одна рука вверх, другая вниз,

Нам размяться захотелось. Рывками менять руки.

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот, Повороты корпусом.

А потом наоборот.

Приседанья начинаем, Приседания.

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели. Дети садятся.

Понравилась вам сказка?

ВИКТОРИНА

1. Кто вырыл боб?

А) Курочка

Б )Петушок

В )Пес

Г) Мышка

2.КТО ПОДОВИЛСЯ ЗЕРНЫШКОМ?

А) Курочка

Б ) Мышка

В )Пес

Г) Петушок

3. ЛИСТОК, КАКОГО ДЕРЕВА ПОНАДОБИЛСЯ ЛИПКЕ?

А) БЕРЕЗЫ

Б ) ЛИПКИ

В )ДУБА

Г) ОСИНЫ

4. ЧТО ВЗАМЕН ПОТРЕБОВАЛАА ЛИПКА?

А) ЛИСТОК

Б ) ЦВЕТОК

В)БОБ

Г) ВОДЫ

5.ДЕВУШКА ОТПРАВИЛА КУРОЧКУ К КОМУ?

А) ПЕТУШКУ

Б ) ЛИПКЕ

В)КАЛАШНИКАМ

Г) ГРЕБЕНЩИКАМ

6. ЧТО НАДОБЫЛО ВЗЯТЬ У КАЛАШНИКОВ?

А) ЛИСТОК

Б ) ЦВЕТОК

В) НИТЬ

Г) ВОДЫ

7. У КОГО ПРОСИЛА ДРОВА КУРОЧКА?

А) ДРОВОСЕКОВ

Б ) КАЛАШНИКОВ

В) ГРЕБЕНЩИКОВ

Г) ДЕВУШКИ

8. К КОМУ КУРОЧКА ОТНЕСЛАКАЛАЧИ?

А) ПЕТУШКУ

Б ) ДРОВОСЕКАМ

В)КАЛАШНИКАМ

Г) ГРЕБЕНЩИКАМ

9. К КОМУ КУРОЧКА ОТНЕСЛА ЛИСТОК ?

А) ПЕТУШКУ

Б ) РЕЧКЕ

В)КАЛАШНИКАМ

Г) ДРОВОСЕКАМ

10. ЧТО СДЕЛАЛ ПЕТУШОК, КОГДА ПОПИЛ ВОДЫ?

А) ЗАСНУЛ

Б ) ЗАПЕЛ

В) СТАНЦЕВАЛ

Г) ПОБЛАГОДАРИЛ

Работа с пословицей

«Поспешишь – людей насмешишь»

Ребята, как вы понимаете эту пословицу?

Этап психокоррекции личностных свойств средствами сказкотерапии.

1. Психогимнастика

При помощи движений, мимики, показать чувство сопереживания за петушка, когда он подавился и радости, когда петушок вылечится.

2. Распределеие ролей.

3. Анализ проблемы «Поспешишь – людей насмешишь» в форме психокоррекционной беседы.

(Дети учатся давать моральную оценку качествам личности)

Петушок:

— Зачем ты, петушок, торопился?

— О чём ты, петушок, думал, когда тебе стало плохо?

Курочка:

— Курочка, почему ты не бросила петушка?

— Почему ты переживала за петушка?

-Что ты почувствовала, когда петушок подавился?

4. Развитие мышления и воображения.

— Если бы петушок послушался курочку и не стал бы торопиться, что бы случилось?

Эта сказка, дети, учит нас всех, не торопиться во время еды. А еще – помогать тому, кто попал в беду.

?останай облысы ?кімдігі білім бас?армасыны? «Жетім балалар мен ата-анасыны? ?ам?орынсыз ?ал?ан балалар?а арнал?ан № 2 ?останай т?зеу мектеп-интернаты» коммуналды? мемлекеттік мекемесі

КГУ «Костанайская коррекционная школа-интернат №2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Управления образования акимата Костанайской области

Конспект занятия по сказкотерапии

«Бобовое зёрнышко»

ВОСПИТАТЕЛЬ: ПЕТРОВА Т.В.

МАРТ 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ДС№50,»Светлячок»

Конспект НОД по здоровьесбережению

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Для детей второй группы раннего возраста с 2 — 3 лет.

Подготовила воспитатель

Сайдуллина Юлия Фаукатовна

Озерск 2021

ОО «Речевое развитие»

«Художественно эстетическое развитие»( рисование),

Вид деятельности: НОД.

Цель: Приобщение детей раннего возраста и художественной литературы по средствам театральной деятельности.

Задачи: 

Обучающая:

Продолжать знакомить с фольклором ( сказками, персонажами произведения), обогащать опыт совместной деятельностью.

Развивающая: 

Развивать речь: формировать умение отвечать на вопросы.

Развивать интерес к творческой изобразительной деятельности.

Обогащать и активизировать словарь детей

— существительными: зёрнышко, маслице, коса, горлышко, кузнец.

— глаголами: торопился, подавился.

— прилагательными: живёхонький, бобовое, разноцветный.

Воспитательная:

Воспитывать у детей интерес к сказкам, заботливое отношение к животным.

Формировать интерес к театральной деятельности.

Предварительная работа:

— чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

— прослушивание аудиосказки

— рассматривание картин и иллюстраций по сказке

-разучивание пальчиковой гимнастики «Петушок зерно клюёт…»

— беседа по КГН: о правилах поведения за столом.

Планируемый результат: 

Дети посмотрели сказку и разгадали загадку про петушка.

Ответили на вопросы воспитателя.

Дети раскрасили хвост петушку.

Средства и оборудования: 

массажная дорожка

магнитный театр по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко

восковые мелки, листы по количеству детей

образец картина петушка

Ход занятия:

Воспитатель с детьми заходят в группу, проходят по массажной дорожке и садятся на свои стульчики смотреть сказку.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку:

Кто рано встаёт

Голосисто поёт

Кукарекууу… (петушок)

Дети: Петушок.

Воспитатель: Правильно ребята, а теперь послушаем сказку «Петушок и бобовое зернышко».

Воспитатель показывает сказку с помощью магнитного театра.

СказкаПетушок и бобовое зернышко читать:

Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:

— Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

— Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяйка говорит:

— Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.

Бросилась курочка к корове:

— Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

— Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину:

-Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

— Беги скорей к кузнецу за косой, — говорит хозяин.
Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

— Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел:

— Ку-ка-реку!

Воспитатель: Ребята, как запел петушок? Давайте вместе ещё раз споём .
Дети:Ку — ка — рекууу…
Воспитатель: Молодцы, у вас хорошо получилось. Ребята смотрите, у нашего петушка хвостик не яркий, давайте мы ему поможем, раскрасим в яркие цвета.
Дети: Давайте.
Воспитатель:
Но сначала мы превратимся в маленьких петушков и пойдем по массажной дорожке, приговаривая потешку к нашим столикам.
Подвижная игра «Петушок»
Вот идёт петушок.
Гордо поднял гребешок.
Красная бородка,
Важная походка.

(Детипроходят к своим местам и садятся за стол).
Воспитатель предлагает посмотреть, как можно раскрасить петушку хвостик. Сначала я возьму в руку мелок на выбор(желтый, красный) и закрашиваю петушку хвостик. Вот такой получается яркий хвостик у петушка. А теперь давайте и вы попробуете раскрасить хвостик своему петушку, но сначала разомнем наши пальчики, чтобы они у нас стали послушными.
Пальчиковая гимнастика:
Петушок зерно клюёт,
Курица к нему идёт,
А гусак стоит, гогочет,
Тоже зёрен клюнуть хочет.
Воспитатель:Молодцы, ребята! Какие красивые у каждого петушка получились хвостики.

Подведение итогов:

Воспитатель:
Ребята про кого мы слушали сказку?(Про петушка)
Как кричит петушок? (ку-ка-реку)
Чем подавился петушок (Бобовым зёрнышком)
А почему подавился петушок? (Потому что петушок торопился)
Кто помог петушку? (Курочка)
Как курочка помогла петушку? (Принесла маслице)
А что мы с вами сделали для петушка? (Раскрасили хвостик)
Чтобы мы с вами видели наших красивых петушков, повесим их на доску.

Список использованной литературы

  • Сказка про куклу аудио
  • Сказка про котенка доброго
  • Сказка про котенка пуха
  • Сказка про колобка фото
  • Сказка про конька горбунка читать текст