Сказка про кукушку которая бросила ленивых детей

К школьным зимним каникулам биологический музей составил увлекательную онлайн-программу, ведь в новогодние и рождественские дни так хочется чего-то удивительного и

К школьным зимним каникулам Биологический музей составил увлекательную онлайн-программу, ведь в новогодние и рождественские дни так хочется чего-то удивительного и нового!

При подготовке музейных экскурсий наши научные сотрудники обычно используют не только учебники по зоологии и ботанике, но и результаты последних исследований. На занятиях они рассказывают посетителям о достоверных научных фактах. На этот раз мы покажем разные живые организмы с точки зрения не только научных трудов, но и сказок — народных и авторских, легенд и поверий.

Мы собрали небольшую коллекцию сказок о животных и растениях, которые объяснят, откуда появились наши герои и с чем связаны их удивительные способности. Сказки дополнены комментариями биолога, а также сценками теневого театра.

«БиоСказки» адресованы как юным слушателям, так и их родителям, бабушкам и дедушкам: всем, кто хочет больше узнать о живой природе. Все ролики будут опубликованы на сайте и в соцсетях музея.

27 декабря, 12:00

Рассказ о трёх сойках

Это сказка известно натуралиста и писателя Юрия Коваля. В ней можно узнать, почему сойки издают такие странные звуки и что они означают, а заодно увидеть саму сойку и услышать её песни. Читает сказку и рассказывает о жизни соек старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар.

28 декабря, 12:00

Сказка о крабе и ягуаре

Латиноамериканская сказка о крабе, который умел отправлять свои глаза полетать, и о ягуаре, которому тоже захотелось так уметь поступать со своими глазами. Что в итоге случилось с ягуаром и его глазами и кто помог ягуару в сложной ситуации, можно будет узнать в сказке. Читает сказку и рассказывает о жизни животных завотделом зоологии Маргарита Атрощенко.

29 декабря, 12:00

Беличья память

Из рассказа М. Пришвина можно узнать об интересной способности белки делать запасы орехов на зиму и о её способности находить потом эти запасы. В чём же секрет белки и как ей удаётся находить запасённые орехи, расскажет старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар.

30 декабря, 12:00

Сказка о кукушке

Из этой ненецкой народной сказки можно узнать о том, почему кукушка бросила своих детей и как в тундре появился мох красного цвета. Можно будет увидеть национальную одежду и жилище ненцев, а также узнать, как на самом деле выглядит кукушка и выяснить интересные факты о биологии этой птицы. Читает сказку и рассказывает о жизни животных завотделом зоологии Маргарита Атрощенко.

31 декабря, 12:00

Легенда о том, откуда появились черные дятлы

Из легенды, которую расскажет старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар, можно узнать, откуда появились дятлы и почему они чёрные с красным пятном на голове. Мы покажем, как на самом деле выглядит чёрный дятел и как выглядят отверстия, которые он делает в дереве, а также расскажем об особенностях поведения этих птиц в брачный период.

2 января, 12:00

Сказка о вороне и сарыче

В этой чувашской сказке рассказывается о непростых отношениях между хищной птицей сарычем, вороной и человеком. Кого больше полюбил человек и кто на самом деле помог ему найти родник с водой, можно будет узнать из этой сказки. Рассказывая её, завотделом зоологии Маргарита Атрощенко покажет, как на самом деле выглядят ворона и сарыч и расскажет о том, насколько правдиво описание поведения этих птиц в этой сказке.

3 января, 12:00

В. Бианки «Где раки зимуют»

Из этой сказки можно будет узнать о том, как рак с обеденного стола добрался до того места, где раки зимуют и где же всё-таки находится место зимовки раков. Старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар не только расскажет сказку В. Бианки, но и покажет, как выглядит рак и почему в сказке с раком происходят такие странные изменения и превращения.  

4 января, 12:00

Сказка о змее, комаре и ласточке

Эта казахская сказка знакомит с опасным и коварным змеем, его помощником комаром и о хитроумной ласточкой, которая помогла спасти жизнь человеку. Как ей это удалось, почему комары жужжат и отчего у ласточек теперь раздвоенный хвост, будет рассказано в сказке. Также можно будет увидеть настоящую ласточку и узнать особенности её жизни в природе. Читает сказку и рассказывает о жизни животных завотделом зоологии Маргарита Атрощенко.

С 2 января во время каникул в Биомузее проходят занятия по ботанике, зоологии, анатомии, палеонтологии и химии! 

Возрастное ограничение: 6+ 

С 28 октября музей работает в режиме COVID-Free. Для посетителей старше 18 лет пройти в музей можно только по QR-коду, подтверждающему вакцинацию от COVID-19 или перенесённое заболевание. Помимо QR-кода понадобится паспорт. Дети могут посещать музей в сопровождении взрослых, имеющих QR-код. Справки с результатами вакцинации, ПЦР-тестов и медотводами не являются основанием для посещения музея.

Изменения в режиме работы введены в соответствии с Указом Мэра Москвы «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ». 

График работы музея: вторник, среда, пятница, суббота с 10:00 до 18:00. Четверг с 12:00 до 21:00. Воскресенье с 11:00 до 18:00. Выходной день — понедельник. Санитарный день — последний вторник месяца.

Проезд до ст. м. «Краснопресненская», «Баррикадная» или «Улица 1905 года»

Адрес: Малая Грузинская, 15

Телефон для справок: 8 (499) 252-36-81

Цветы в легендах и преданиях, тайны растений… Это множество мелких историй, которые объединены цветами! И в каждом описании некая тайна! Откуда же пошли названия самых красивых цветов. История, мифы и легенды о растениях, статьи и публикации.

На фото: крокусы, многочисленные упоминания о весенних цветах… Легенды и предания, тайны жизни растений… «В истории цветов заключается часть истории человечества». Ауэрбах

Первое место в легендах отдано розе, которая с незапамятных времен воспевалась поэтами. Может быть именно розы были первыми растениями, которые человек стал разводить ради их красоты.

Цветок посвящен самым прекрасным богиням — Афродите, Венере, Флоре… Роза — царица из цариц. Почему роза стала красной — она зарделась от удовольствия, когда ее поцеловала Ева, гулявшая в Эдемском саду.

Согласно одной из древнегреческих легенд, розу создала богиня Хлорис. Однажды она взяла у каждого божества по самому прекрасному качеству: у Афродиты — привлекательность, у Диониса — пьянящий аромат, у нимф и граций — яркость — так и появился этот царственный цветок.

Какая связь существует между латинской пословицей «in vino veritas» (в вине истина) и… РОЗОЙ?

Роза является символом молчания и пословица указывает на то, что опьяненный вином человек может выболтать все тайны. А так как во время упадка Рима было очень опасно делиться публично своими мыслями, то, чтобы напомнить разгоряченным головам, что нужно держать язык за зубами, во время римских пиршеств вешали на потолке залы искусственно сделанную белую розу. Взгляд на эту розу заставлял сдерживать свою откровенность многих. Говорят, от этой розы и произошло известное латинское выражение: «sub rosa dictum» — «сказанное под розой», в смысле: под секретом.

см. «Волшебство садовой розы»

Когда цветут башмачки?

А где твои башмачки? — Пошла за цветами, а нарвала травы! — Зачем же их рвать, если они кукушкины? — Вовсе они не кукушкины… Просто так говорят, потому что они пестрые, будто кукушкины перья… Вот, возьми! — и она протянула сиреневый цветок в крапинку, который и вправду был похож на маленький башмачок».

Много тайн и загадок хранят «кукушкины башмачки». Эти растения принадлежат семейству орхидных и именуются башмачком крупноцветковым (венерин башмачок) — цветок похож на изящную туфельку красавицы. Их еще называют «сапожками и петушками», «марьин башмачок», «богородицы сапожки»… Зацветает башмачок лишь на 18 году жизни и относится к числу редких, исчезающих видов.

Название «венерин башмачок» используется для трех родов орхидных: циприпедиум настоящий (башмачок), пафиопедилюм (на фото) и фрагмипедиум, что объясняется сходной формой строения цветка, имеющую характерную туфлевидную форму губы.

Забрела однажды в северные леса Венера, и увидев дорогую гостью, страшно обрадовались ей все цветы и деревья. Сразу посветлел их наряд, и небо очистилось от серых туч, а любопытное солнышко тотчас выглянуло из-за облаков. И соловей откуда-то прилетел, начал богиню красоты славить, а Венера, притомившись и устав после долгой дороги, присела на лужайку и башмачки свои сбросила — пусть ноги отдохнут… когда же домой уходила, про башмачки свои позабыла, и превратились они в чудный цветок. Увидели его люди, так и назвали: «венерин башмачок».

В наших лесах можно обнаружить из Орхидных с латинским названием «Platanthera bifolia»- любка, или ночная фиалка, а также ятрышник (Orchis), ореорхис (Oreorchis).

Любая история сводится к экзотичности и небывалой красоте этого растения — domfloris.ru …

См. фото и названия Орхидных: «Тайны несравненной орхидеи»

Легенда о жасмине

Согласно красивой легенде… Когда-то все цветы были белыми. Однажды появился художник с набором ярких красок и предложил окрасить их в разные цвета. Жасмин оказался ближе всех к художнику. Он выбрал золотистый цвет — цвет его любимого солнца.

Но художник отдал самые яркие цвета розе — королеве цветов, а затем взялся за раскрашивание всех остальных цветов. Жасмин вынужден был ждать до самого конца. Золотисто-желтая краска досталась одуванчикам. Жасмин не стал больше просить художника раскрасить его, а в ответ на требование поклониться ответил: «Я предпочитаю сломаться, но не согнуться». Так и остался белым хрупким жасмином.

№13

Древние египтяне считали лотос священным цветком. Лотос процветает в реках и влажных заболоченных местах. Однако он может «засыпать» на несколько лет во время засухи, а затем снова «просыпаться» и продолжать цвести. Так как древние египтяне верили в загробное царство, они полагали, что лотос — это символ воскрешения и вечной жизни.

О, мифы древней Греции, легенду расскажите о Крокусе!

Расцвели крокусы — значит, пришла весна. «Закрыв глаза, представь себе благородный шафран, и тогда ты увидишь все: благородную синеву неба, загадочную желтую луну, розовую утреннюю зарю и лилово-красные сумерки», — так говорили о крокусах на Древнем Востоке.

Однажды на Олимпе Бог Гермес, который покровительствовал всем атлетам, в метанье диска состязался с другом Кроком. Он диск тяжёлый так неосторожно запустил, что прямо в Крока тот случайно угодил. И был смертельно ранен юный Крок, и из груди его кровь медленно струилась нитью, а обезумевший Гермес не верит этому событью. Взмолился он к Богам: — Пошлите мне прощение, помогите! Вы память навсегда о друге сохраните! И вместе том, где крови капельки струились, нежнейшие цветочки распустились. Из крови Крока крокус был рождён, альпийские луга весною покрывает он.

Понятие «шафран» чаще употребляется в кулинарии для обозначения той части цветка, которая идет на изготовление знаменитой специи.

Сирень

Сирень получила своё имя от греческого сиринкс – трубка. Одна древнегреческая легенда повествует. Молодой Пан – бог лесов и лугов, однажды повстречал прекрасную речную нимфу – Сирингу, нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался её красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Пан неутешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя в одиночестве по лесным чащам, и всем старался сделать добро. А именем нимфы Сиринги назвали куст с красивыми цветами – сирень.

Существует и другое повествование о происхождении сирени. Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис , смешала лучи солнца с пёстрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев – и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги осталась только лиловая краска. Вскоре здесь оказалось столько сирени, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сеять белые лучи – так к лиловой сирени присоединилась белая.

В Англии сирень считается цветком несчастья. Старая английская пословица говорит, что тот, кто носит сирень, никогда не будет носить венчальное кольцо. На Востоке сирень служит символом грустного расставания, и влюблённые вручают её друг другу при расставании навсегда.

Легенды о весенних цветах…

Нужно заметить, что именно подснежник распускается первым. Иное название — Галантус — «молочный цветок». Французы и немцы называют его «снежный колокольчик», англичане — «снежная капелька». Его стойкость и сила восхищает, поэтому с ним связано столько красивых историй…

Символически подснежник означает утешение и надежду. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на земле царила зима. Несколько снежинок превратились в белоснежные цветочки, чтобы утешить их и дать надежду, что скоро настанет весна.

Голубые цветы пролесок (Scilla) многие неправильно, хотя и заслуженно называют «подснежниками». Принадлежит семейству лилейных, как и подснежник, − символ надежды, счастья, молодости и красоты.

Сон-трава — название для разных трав, но ее ботаническое название — Прострел, который относится к семейству лютиковых. Сон-трава прорастает значительно позже голубых пролесок…

«Морозник» — название говорит само за себя. В родных местах (в Закавказье) зацветает в конце февраля. Благодаря легенде о цветке, морозник называют «розой Христа». Впервые был найден около хлева, где родился Христос, и с тех пор как бы в память об этом событии морозник на юге цветет зимой.

Фиалка — цветок нежности, скромности и невинности. Самые ранние из них зацветают как только растает снег: алтайская, душистая, болотная, трехцветная, принося радость и весеннее настроение.

Существует легенда, что темно-голубые цветки медуницы — это цветы Адама, первого мужчины. А розовые — цветки Евы, первой женщины. Две различные окраски цветков на одном растении символизируют единство противоположностей.

Нарцисс — название этого прекрасного цветка происходит от греческого слова «narkao» — одурманивать, что вероятно связано с его сильным ароматом. Греки считают его символом холодной красоты, самовлюбленности, тщеславия и эгоизма. Это связано с историей о красивом юноше Нарциссе и безответно влюбленной в него нимфе Эхо. Нарцисс в наказание за пренебрежение любовью Эхо был осужден любить свое отражение.

Анемона или ветреница причисляется к одним из первых вестников весны. А ветреницу дубравную вообще часто называют «подснежником» за раннее цветение и за белоснежную окраску цветка. Этот прелестный цветок покрывает сплошным белым ковром пространство под пологом леса. Нежнейшие лепестки колышутся от малейшего дуновения ветра, вот откуда и происходит название «ветреница».

Хохлатки — это одни из самых ранних весенних цветов, радующих глаз после долгой зимы. Обычно рост начинается под снегом, еще в марте. А затем появляются очень милые соцветия-кисточки. В лесу ранней весной сиреневые островки хохлатки очень красиво разбавляют белые моря ветреницы дубравной.

Калужница болотная незаменима при создании садов. Имеются очень красивые садовые формы с махровыми цветками бледно-желтой и белой окраски.

В народе печеночницу называют «перелеской», так как она не любит открытых мест и растет только в лесу. В цветении выглядят очень нарядно, невозможно пройти мимо ярко-голубых пышных букетиков — domfloris.ru …

Анютины глазки

Этот цветок, конечно же, всем знаком. Ботаники называют анютины глазки виолой или фиалкой трёхцветной. У всех народов фиалка считается символом оживающей природы.

До сих пор неизвестно, откуда у него такое красивое название, в других странах его называют иначе. Немцы называют его мачехой, объясняя это название следующим образом. Нижний самый крупный и красивый лепесток представляет собой расфуфыренную мачеху, два находящихся повыше, не менее красивых лепестка – её родных дочерей, а два самых верхних, беленьких лепестка – её бедно одетых падчериц. В преданиях говорится, что сначала мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но господь сжалился над забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе дал шпорец, а её дочерям ненавистные им усики.

По мнению других анютины глазки изображают лицо сердитой мачехи. Третьи считают, что цветы похожи на любопытное лицо, и рассказывают, что оно принадлежало одной женщине, которая была превращена в этот цветок за то, что из любопытства заглядывала туда, куда ей заглядывать было запрещено. Подтверждает это и другая легенда. Однажды Афродита купалась в отдалённом гроте, куда не мог проникнуть ни один человеческий глаз. Но вдруг она услышала шорох и увидела, что несколько смертных смотрят на неё. Придя в неописуемый гнев, она обратилась с просьбой к Зевсу наказать людей. Зевс сначала хотел покарать их смертью, но потом смягчился и превратил людей в анютины глазки.

Греки называют этот цветок цветком Юпитера. Однажды Юпитер, соскучившись сидеть на троне среди облаков, решил спуститься на землю. Чтобы не быть узнанным, он превратился в пастушка. На Земле он повстречал красавицу Ио, дочь греческого царя Иноха. Заворожённый её необычной красотой, Юпитер забыл о своём божественном происхождении и сразу влюбился в красавицу. Гордая, неприступная Ио не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Об этом скоро узнала ревнивая Юнона. И Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, вынужден был превратить её в в чудную белоснежную корову. Для красавицы это превращение было величайшим несчастьем. Чтобы несколько смягчить ужасную участь Ио, земля по приказанию Юпитера вырастила лакомый для неё корм – необычный цветок, который получил название цветка Юпитера и символически изображал краснеющую и бледнеющую девичью стыдливость.

В средние века цветок был окружён таинственностью. Христиане считали анютины глазки цветком Святой Троицы. Тёмный треугольник в центре цветка они сравнивали со всевидящим оком, а окружающие его разводы – с идущим от него сиянием. Треугольник изображал, по их мнению, три лика святой Троицы, берущие свой начало из всевидящего ока – Бога отца.

Во Франции белые анютины глазки считались символом смерти. Их никогда никому не дарили и не делали из него букетов. В других местностях цветок служил влюблённым символом верности. И было принято дарить друг другу свои портреты, помещённые в увеличенное изображение этого цветка. В Англии в Валентинов день 14 февраля было принято посылать предмету своего сердца букетик анютиных глазок с запиской или письмом с засушенным цветком. В современной символике анютины глазки обозначают задумчивость. Анютины глазки стали выращиваться как садовые цветы с начала XVI века. Анютины глазки или фиалка Витрока – многолетнее растение, относящееся к семейству фиалковых.

Но не только древние греки и римляне почитали этот цветок. Его любили Шекспир и Тургенев, Гёте питал к этому цветку столь страстную любовь, что, выходя на прогулку, всегда брал с собою семена и рассеивал их, где только можно. Посеянные им цветы так размножились, что скверы, парки и окрестности Веймара весной покрывались роскошным разноцветным ковром.

Однако не только свое привлекательностью известно это растение. Его применяют в виде отваров и чаев при простуде, для полоскания горла. Используют отвар и при кожных заболеваниях.

Голландия известна как «страна тюльпанов»

Тюльпаны получили самое широкое распространение в Европе: от дворцовых парков до скромных садов. «Тюльпаномания» — в XVIII веке увлечение тюльпанами доходило до крайности, среди голландцев, и не только богатых, а почти всё население страны. Все, кто мог, выводили и продавали тюльпаны, стремясь к обогащению. Однако, родина тюльпана — Турция, а в переводе «тюрбан».

Легенда о тюльпане гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался, но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.

Растения в легендах и сказаниях Руси

Растения в легендах и сказаниях Руси

Воронкина Людмила Артемьевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ г.о. Тольятти Данный материал будет интересен учащимся среднего и старшего школьного возраста. Цель: расширение кругозора детей. Задачи: познакомить учащихся с красивыми историями, связанными с растениями. По древним преданиям растениями землю одарил восточнославянский бог Ярило (по мнению ученых, слово это восходит корнями к двум словам яра-весна, и яр-год, не секрет, что раньше, в языческое время, год вел свой отсчет от весны). «Ох ты, гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озёрами, зелёной травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми…» И так каждую весну, расцветает земля от зимнего сна. ЛЕГЕНДА О ЛАНДЫШЕ


В древнеславянских сказаниях цветы ландыша называли слезами Волховы (хозяйка подводного царства), которая любила гусляра Садко, сердце которого принадлежало земной девушке — Любаве. Узнав, что сердце возлюбленного занято, Волхова не стала открывать своей любви Садко, но иногда по ночам, при свете луны на берегу озера, она горько рыдала. А крупные слезы-жемчужины, коснувшись земли, прорастали ландышами. С тех времен ландыш на Руси стал символом скрытой любви. ЛЕГЕНДА О РОМАШКЕ


На свете жила девушка и был у нее любимый — Роман, который делал для нее подарки своими руками, превращал каждый день жизни девушки в праздник! Однажды Роман лег спать — и приснился ему простой цветок — желтая сердцевинка и белые лучики расходившиеся в стороны от сердцевины. Когда он проснулся, то увидел цветок рядом с собой и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы такой цветок был у всех людей. Тогда Роман отправился на поиски этого цветуечка и нашел его в стране Вечных снов, но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое ромашковое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. Тогда девушка поняла, что ее Роман больше не вернется и назвала цветок в честь своего любимого — Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке — «Лю-бит-не любит!» ЛЕГЕНДА О ВАСИЛЬКЕ


Старинный народный миф повествует о том, как в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Любовь их была взаимной, но влюблённые никак не могли решить, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием и превратила его в полевой цветок цвета прохладной синевы воды. С тех пор, каждое лето, когда зацветают синие васильки в полях, русалки плетут из них венки и надевают на головы. ЛЕГЕНДА ОБ ОДУВАНЧИКЕ.


Однажды цветочная богиня спустилась на землю. Она долго бродила по полям и опушкам, по садам и лесам, желая найти свой самый любимый цветок. Первым ей встретился тюльпан. Богиня решила поговорить с ним: — О чём ты мечтаешь, Тюльпан? — спросила она. Тюльпан, не задумываясь, ответил: — Я хотел бы расти на клумбе у древнего замка, покрытой изумрудной травой. Садовники ухаживали бы за мной. Меня бы обожала какая-нибудь принцесса. Каждый день она подходила бы ко мне и восхищалась моей красотой. От самонадеянности тюльпана богиня погрустнела. Она повернулась и побрела дальше. Вскоре на пути ей попалась роза. — Могла бы ты стать моим любимым цветком, Роза? — поинтересовалась богиня. — Если ты посадишь меня у стен своего замка, чтобы я могла оплести их. Я очень хрупкая и нежная, я не могу расти, где попало. Мне нужны опоры и очень хороший уход. Ответ розы не понравился Богине и она отправилась дальше. Вскоре она вышла на опушку леса, которая была покрыта фиолетовым ковром фиалок. — Ты бы стала моим любимым цветком, Фиалка? — спросила Богиня, глядя с надеждой на маленькие изящные цветы. — Нет, я не люблю внимания. Мне хорошо здесь, на опушке, где я спрятана от любопытных глаз. Ручей поливает меня, могучие деревья заслоняют от жаркого солнца, которое может повредить моему глубокому насыщенному цвету. В отчаянии Богиня побежала, куда глаза глядят и чуть не наступила на ярко-желтый одуванчик. — Тебе нравится жить здесь, Одуванчик? — спросила она. — Мне нравится жить везде, где есть дети. Я люблю слышать их шумные игры, люблю смотреть, как они бегут в школу. Я мог бы прижиться где угодно: по обочинам дорог, во дворах и городских парках. Лишь бы приносить радость людям. Богиня улыбнулась: — Вот цветок, который будет моим самым любимым. И теперь ты будешь цвести везде с ранней весны и до поздней осени. И будешь любимым цветком детей. С тех пор одуванчики цветут долго и практически в любых условиях. ЛЕГЕНДА ОБ АНЮТИНЫХ ГЛАЗКАХ


На Руси существовало поверье, что жила-была красавица Анюта добрая и доверчивая, да всей душой полюбила она красавца-соблазнителя, но он испугался ее любви и уехал, пообещав скоро вернуться. Долго ждала его Анюта глядя на дорогу, угасая от тоски и умерла. На могиле у нее выросли трехцветные «фиалки», и каждый из цветов олицетворял собой Анютины чувства: надежду, обиду и печаль от неразделенной любви. ЛЕГЕНДА О РЯБИНЕ


Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить семью от позора он решил прибегнуть к помощи колдуна. Его дочь случайно узнала об этом и девушка решила убежать из родного дома. Темной и дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи со своим любимым. В тот же час вышел из дома и колдун. Но парень заметил колдуна. Для того чтобы увести опасность от девушки, храбрый юноша бросился в воду. Колдун дождался, пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Тут сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться». ЛЕГЕНДА О КАЛИНЕ


Когда-то давно, когда ягоды калины были слаще малины, жила-была девушка, влюбленная в гордого кузнеца. Кузнец не замечал ее и часто гулял по лесу. Решила она тогда поджечь лес. Пришел кузнец к своему любимому месту, а там лишь куст калины растет политый слезами, а под ним сидит заплаканная девушка. Пролитые ей слезы не дали сгореть последнему кусту в лесу. И тогда прикипело сердце кузнеца к этой девушке, да было поздно, как и лес, сгорела молодость и красота девушки. Она быстро состарилась, но к парню вернулась способность отвечать на любовь. И вплоть до старости он видел образ юной красавицы в своей сгорбленной старухе. С тех пор, ягоды калины стали горькими, как слезы от неразделенной любви. ЛЕГЕНДА О ШИПОВНИКЕ Существует легенда, которая рассказывает, откуда же появился сам шиповник и как были обнаружены его целебные свойства. Когда-то полюбили друг друга молодая казачка и юноша, но старый атаман тоже положил глаз на красавицу. Он решил разлучить влюбленных и отправил молодого парня на военную службу. На прощание тот подарил своей возлюбленной кинжал. Старый атаман хотел заставить казачку выйти за него замуж, но она сбежала и убила себя подаренным оружием. На месте, где пролилась ее алая кровь и вырос куст, который укрылся красивыми цветками с обворожительным ароматом. Когда атаман хотел сорвать удивительный цветок, куст покрылся колючими шипами и как не старался казак, у него ничего не получилось, только руки все изранил. Осенью на смену цветкам появились яркие плоды, но никто не рисковал их даже попробовать, однажды бабушка старая села отдохнуть с дороги под кустом и услышала, как он к ней девичьим голосом промолвив, чтобы не боялась она, а приготовила чай из ягод. Послушалась старушка и выпив чай, почувствовала себя на 10 лет моложе. Хорошая слава быстро разошлась и шиповник стали знать и использовать в лечебных целях. ЛЕГЕНДА О БОЯРЫШНИКЕ


По русским преданиям, жила в деревне зеленоглазая девушка с красивым лицом, выше всех добродетелей она ценила верность и чистоту. Но приглянулась она внуку Чингисхана, Бату-хану. Несколько дней он безуспешно пыталась поговорить с ней, но девушка была помолвлена и не отвечала Бату-Хану. Тогда Бату-Хан выследил ее, однако не испугалась русиянка, выхватила из-под шушпана кинжал и ударила себя в грудь. Упала замертво к подножию боярышника, и с тех пор молодых девушек на Руси стали называть боярышнями, барышнями, а молодых женщин — боярынями. Легенда о растении кукушкины слезы говорит о том, что кукушка на праздник вознесенья плакала над этим растением и на его цветках остались пятнышки от ее слез. Присмотритесь внимательно и вы действительно увидите пятнышки — вот почему растение назвали кукушкины слезы! Другое название кукушкиных слез — ятрышник пятнистый. ЛЕГЕНДА О ПАПОРОТНИКЕ


Всем известна эта легенда, повествующая об Иванове дне (Языческий праздник Ивана Купалы, ранее, до крещения Руси отмечавшийся в день летнего солнцестояния (т.е. самого длинного светового дня года), сейчас его отмечают 7 июля в день Рождества Иоанна Крестителя т.е. астрономическое соответствие языческому празднику теперь утеряно). Так вот, по легенде, именно в полночь на Ивана Купалу зацветал ярко-огненный цветок папоротника, да такой яркий, что смотреть на него невозможно и раскрывалась земля, выставляя напоказ все сокровища и клады. Невидимая рука срывает его, а руке человека почти никогда не удавалось это сделать. Кто сумеет сорвать этот цветок, тот приобретет власть повелевать всем. После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали «в чем мать родила» по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости. ЛЕГЕНДА ОБ ИВАН-ЧАЕ Связана она с русским старинным словом «чай» (не напиток!), которое обозначало: скорее всего, пожалуй, по всей видимости и пр. В одной русской деревне жил парень Иван. Очень любил он красные рубахи, бывало наденет рубаху, выйдет на околицу и ходит вдоль опушки леса, гуляет. Жители села увидев яркий красный цвет среди зелени говорили: «Да это Иван, чай, ходит». Так привыкли к этому, что даже не заметили как Ивана в селе не стало и стали говорить на появившиеся внезапно у околицы алые цветы «Да это Иван, чай!» ЛЕГЕНДА О КУПАЛЬНИЦЕ


Старинная легенда о купальнице пришедшая к нам из Западной Сибири: «Стройный молодой пастух Алексей пригонял часто табуны коней на водопой к Байкалу. С разгону влетали кони в светлые воды озера, поднимая фонтаны брызг, но неугомонней всех был Алексей. Он так радостно нырял, плавал и так заразительно смеялся, что перепугал всех русалок. Русалки стали придумывать разные хитрости, чтобы завлечь Алексея, но ни одна из них не удостоилась его внимания. Уныло вздыхая, русалки погрузились на дно озера, но одна так полюбила Алексея, что не захотела с ним расставаться. Она стала выбираться из воды и незаметно преследовать пастуха. Волосы ее выгорели от солнца и стали золотыми. Холодный взор загорелся. Однако Алексей ничего не замечал. Иногда он обращал внимание на необыкновенные очертания тумана, схожего с девушкой, протягивающей к нему руки. Но и тогда только смеялся и так разгонял коня, что русалка в страхе отскакивала в сторону. Последний раз она сидела недалеко от Алексея у ночного костра, пытаясь обратить на себя внимание шёпотом, грустной песней и бледной улыбкой, но когда Алексей поднялся, чтобы к ней приблизиться, русалка растаяла в утренних лучах, превратившись в цветок Купальницы, который сибиряки ласково называют Жарками.» Как видите, множество сказаний повествуют нам о событиях связанных с растениями. В основном все связаны с высшими человеческими чувствами: любовью, гордостью, верой, надеждой, верностью, смелостью. Также существует ряд преданий о целительной силе растений. ЛЕГЕНДА О САБЕЛЬНИКЕ. В стародавние времена, жил на русском Севере очень мирный народ, но пришел сильный враг и согнал их с родной земли в глухие и болотистые леса. Трудно пришлось им, начались тяжелые недуги и болезни. Воззвали люди: «Господи, пошли нам помощь и спасение!» Появился всадник в ночи, сверкнула его сабля, рассекая густой туман, а наутро вся земля оказалась усыпана пурпурными цветами. Все части этого растения оказались целительными. С тех пор пошло название сабельник т.к. отсекает все болезни и возвращает здоровье. Наверное, на свете нет ни одного этноса, у которого бы не существовало легенд и поверий о волшебном происхождении и силе растений. С чем это связано? Вероятно с тем, что испокон веков растения были и пропитанием и целителем для людей. Им приписывали волшебные чудодейственные свойства, воспевали в песнях и стихах, изображали в этнических узорах. Жизнь наших пра-пра-пра-пра-пращуров была неразрывно связана с растениями и нашла отражение в фольклоре

Рекомендуем посмотреть:

Экологический проект в начальной школе Сценарий экологического праздника, посвященного Дню воды для 4-9 классов Экологическая акция «Спасатели» Методическая разработка эколого-краеведческого фестиваля для школьников

Похожие статьи:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

День земли. Сценарий для школьников

Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Экологическая викторина для детей 10-14 лет. Сценарий

Классный час 10 класс на тему «Наша природа»

О чем рассказывают легенды о цветах?

Многие до сих пор верят, что в бутоне лилии живет крохотный эльф, который, засыпая, задевает своими легкими радужными крылышками тычинки цветка, вызывая мелодичный звон. Люди не слышат этого звона, потому что эльфы очень надежно охраняют свои жилища и никогда не ложатся спать, если поблизости находится человек.

Когда распускаются цветы у стрелиции, из бутона вылетают волшебные стрелы. Они пронзают сердца влюбленных, которые потом всю жизнь любят друг друга.

Согласно преданию влюблённый ангел рассыпал звёзды над лугом, где любила гулять земная девушка. И звёзды стали цветами всех оттенков жёлтого и красного. С тех пор герберы дарят нам искреннюю радость и говорят о любви.

В девятнадцатом веке одна из парижских цветочниц случайно уронила белую гвоздику в чан с разведенной зеленой краской, которая предназначалась для окраски материи. Цветок позеленел. Случайное открытие оказалось доходным: гвоздики необычайной окраски быстро раскупались по высокой цене, а когда секрет раскрылся, Париж наводнили цветы самых неожиданных раскрасок.

Гвоздика окружена множеством красивых легенд, однако история ее очень сложна, т.к. этот цветок всегда был спутником войн и революций…

Несколько интересных фактов о ранукулюсе… Лютик полюбился тем, что в начале цветения напоминал красивую розу, а в конце был похож на махровый изысканный мак. Название состоит из двух латинских слов: Rana — лягушка и unculus — маленький. Предполагается, что имя свое ранункулюс получил за то, что цветок рос вдоль ручьев в большом количестве, как лягушата в весенний период. Садовый лютик завезли в Европу из Турции в 16 веке.

Легенды рассказывают, что цветы привлекают всех своей красотой и так же губят тех, кто им увлекается. Говорят, что название свое водяная лилия получила в честь нимф, обитающих, как и эти растения в воде. В славянских сказках представление о кувшинках связывают с загадочным образом русалки.

Бархатцы

Родина бархатцев – Америка. Мексиканские индейцы считали, что там, где растёт этот цветок, можно найти золото. Ещё до открытия Америки европейцами коренные жители Мексики начали выращивать бархатцы как декоративное растение.

Интересно происхождение названия этого растения . В Европу это цветок попал только в XVI веке. Карл Линней дал ему название в честь внука бога Юпитера Тагеса, славившегося своей красотой и умением предсказывать будущее. Испанцы дали бархатцам это имя во время завоевания Мексики из-за того, что, поселяясь рядом с золотоносными жилами, цветы не хуже Тадиса указывали местонахождение золота.

Англичане называют бархатцы «мэрилголд» — «золото Мэри», немцы – «студенческим цветком», украинцы – чернобривцами, а у нас – за бархатистость лепестков – бархатцами или бархотками.

Легенда о растении «Кукушкины слезки»

Рассказ «Кукушкины слезки» из книги «Великан на поляне» посвящен замечательному растению под названием «Ятрышник», который в народе прозвали кукушкиными слезами.

Одному мальчику посчастливилось встретить довольно редкое растение — ятрышник. Раздвинув стебли трав, он замер. Перед ним возник цветок, необычной окраски, который он никогда раньше не видел. Внизу были сочные зелёные листья, а наверху — много ярких розовых цветков. Порадовавшись красивому цветку, мальчик не сорвал его, пожалел.

В природе живут разные виды ятрышников. Все они очень красивы. Обитают ятрышники в лесах, зарослях кустарников, на лугах, по окраинам болот. Сильно страдают эти растения от людского любопытства, которые рвут их, не жалея, либо скашивают вместе с другими травами.

Если внимательно посмотреть на длинные листья, то можно увидеть множество мелких темных пятен. Эти пятнышки люди заметили ещё в давние времена. И тогда появилось поверье, что это не просто пятнышки, а следы от слез, которые, как считают, роняет на ятрышник кукушка, когда кукует.

Впрочем существует легенда о том, что слезы эти принадлежат некоей женщине, которая бросила ленивых сыновей и стала кукушкой, но потом пожалела о своем поспешном решении. Не имея своего гнёздышка, кукушка плачет и там, где падали её слёзы, вырастали эти красивые цветы — кукушкины слёзки.

Ландыши

Многие народы почитали ландыш как символ весны. Так, древние германцы украшали им свою одежду в весенний праздник Остерн. В конце праздника увядшие цветы торжественно сжигали, как бы принося в жертву Остаре – богине зари, вестнице тепла.

Во Франции существует традиция о. Традиция возникла ещё в Средние века. В первое воскресенье мая после полудня жители деревень отправлялись в лес. Вечером все возвращались по домам с букетами ландышей. Наутро, украсив дом цветами, устраивали общее застолье, а потом начинали танцевать. Девушки украшали ландышами платья и причёски, юноши вставляли букетики в петлицы. Во время танцев молодёжь обменивалась букетами и любовными признаниями… А совсем в давние времена их уже считали бы помолвленными. Отказ от букета – отказ от дружбы, бросить ландыш под ноги – не иначе как выказать крайнюю степень презрения.

Латинское название в переводе звучит как «лилия долин». Русские прозвища ландыша следующие. Ярославцы и воронежцы его называют ландушка, костромичи – мытная трава, калужане – заячья соль, тамбовцы – виновник. Известен он ещё и как ванник, гладыш, воронец, заячьи уши и язык лесной. Слово «ландыш» происхождением восходит к понятию «гладкий». Возможно, из-за гладких мягких листьев.

Ландыши сравнивают со слезами и старая легенда гласит, что этот чудный цветок вырос из упавших на землю слёз. Тонкий аромат ландыша привлекает пчёл и шмелей, которые способствуют опылению цветков, после чего развиваются вначале зелёные, а при созревании оранжево-красные ягоды. Им посвящена поэтическая легенда: когда-то, давным-давно, Ландыш полюбил красавицу Весну и, когда она ушла, оплакивал её её такими горючими слезами, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слёзы. Влюблённый Ландыш так же безмолвно перенёс своё горе, как нёс и радость любви. В связи с этим языческим преданием, возможно, возникло христианское сказание о происхождении ландыша из горючих слёз Пресвятой Богородицы у Креста Её распятого Сына.

Существует поверье, что в светлые лунные ночи, когда вся земля объята глубоким сном, Пресвятая Дева, окружённая венцом из серебристых ландышей, появляется иногда тем из счастливых смертных, которым готовит нечаянную радость.

Легенды и поверья о папоротниковом цвете

Почему многие народы считали папоротник таинственным растением? Живёт в сырых тенистых лесных чащах, не имеет цветов, и непонятно, как размножается. Поэтому вокруг растения начинали возникать самые невероятные истории.

Легенды о папоротнике распространены у всех славянских народов, каждое из которых по-своему уникально. К легенде обращаются поэты и писатели. Цветок папоротника встречается в народных сказках, поются песни.

Названия папоротника очень выразительны: перунов огнецвет, жар-цвет, разрыв–трава, кочедыжник, чертова борода, сорокозуб, золотник, всех не перечислить.

Согласно славянским поверьям, папоротник цветёт лишь миг, в ночь накануне Ивана Купалы; сорвать огненный цветок очень трудно, тем более что нечисть всячески препятствует и запугивает, в некоторых случаях лишая рассудка и памяти. Сорвавший волшебный цвет папоротника и сохраняющий его при себе приобретает необычные возможности. Он начинает понимать язык цветов и птиц, деревьев и зверей, может стать невидимкой, а главное, видит сквозь землю и, конечно, найдет все клады, спрятанные в земле.

Широко распространен мифологический рассказ о крестьянине или пастухе, к которому попал этот цветок случайно. Один человек отправился в ночь на Ивана Купалу в лес разыскивать пропавших быков, и заблудился. В полночь ему в лапоть упал цветок папоротника. В этот момент человек сразу же узнал, где он находится, стал понимать тайны растений, язык птиц и животных, увидел в земле таящиеся сокровища. Однако по дороге домой цветок стал жечь ему ногу, и человек, вытряхнул лапоть вместе с цветком, а с ним и все чудесные знания.

Ромашка

По сказке, ромашки в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномов. Пойдёт дождь, гномик сорвёт цветок и шагает с ним. Дождь стучит по зонтику, струйки стекают с него. А гном оставался сухим.

А вот легенда о ромашке. Давным-давно жила на свете Девушка. Имя её уже забылось. Она была прекрасной, скромной и нежной. И был у неё любимый человек – Роман. Они очень любили друг друга, их чувства были таким возвышенными и тёплыми, что им казалось, что они не простые смертные.

Каждый день влюблённые проводили вместе. Роман любил дарить своей девушке маленькие красивые, как сама Девушка, подарки, которые он мастерил для неё. Однажды принёс он своей любимой цветок – нигде такого раньше не встречали. Девушка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный – вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки, но такая любовь и нежность исходила от цветка, что Девушке он очень понравился. Она поблагодарила Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девушка предложила назвать этот цветок Ромашкой – по ласковому имени Романа, и молодой человек согласился. Девушка сказала: «И почему же только у нас с тобой будет такой цветок? Давай ты соберёшь целый букет этих цветов в неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем возлюбленным!» Роман понимал, что невозможно достать цветы из сна, но не мог отказать Любимой. Он отправился в путь. Долго он искал эти цветы. Нашёл на краю света Царство снов. Царь снов предложил ему обмен – Роман остаётся навсегда в его царстве, а Царь дарит его Девушке поле цветов. И молодой человек согласился, ради любимой он был готов на всё!

Девушка долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное…Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда Девушка, что жив её Ромашек, но далеко он, не увидеть его больше!

Девушка подарила людям цветы Ромашки. Люди полюбили эти цветы ха их простую красоту и нежность, а влюблённые стали на них гадать. И теперь мы нередко видим, как по одному лепестку отрывают у ромашки и приговаривают: «любит – не любит?»

Как объясняет легенда появление названия «папоротник»

Пригласил однажды царь одну бедную семью. В своих скромных одеждах отправились они во дворец. Дорога туда шла через лес. Ребенок измазался лесными ягодами и одежда стала яркой и веселой, мать украсила себя цветами, а отец сорвал красивые ажурные листья и сделал себе из них большой нарядный воротник. Выглядели они вполне прилично, не хуже других гостей, даже царь остался доволен. Особенно понравился ему наряд главы семейства. Подозвал к себе ребенка — узнать, что это такое красивое у его отца на шее. Тот ответил: «папин воротник», но царь не расслышал и запомнил, как «папоротник». Вот с тех пор так и повелось называть эти резные листья папоротником. Вот такая необычная легенда о растении!

Ирис означает «радуга»

Удивительно устроен цветок этого растения. Его лепестки. Или, точнее, доли околоцветника, развёрнуты таким образом, что любая их деталь видна зрителю. Загадочный блеск цветка, особенно заметный при косых лучах солнца и электрическом освещении, объясняется строением клеток кожицы, фокусирующих свет, как миниатюрные оптические линзы. В переводе с греческого ирис означает радуга.

Цветок, олицетворяющий одно их красивейших явлений природы, у русского народа нежно и ласково зовётся касатиком; украинцы за бойцевато приподнятые над веером листьев ярко окрашенные цветки прозвали ирис петушком.

Как декоративное растение ирис известен очень давно. Об этом свидетельствует фреска на одной из стен Кносского дворца , изображающая юношу, окружённого цветущими ирисами. Этой фреске около 4000 лет.

Ирис беловатый выращивался арабами с древнейших времён. Их Аравии этот ирис с невысоким цветоносом и ароматными белыми цветками был распространён магометанскими паломниками по всему Африканскому побережью Средиземного моря. В период владычества мавров этот период попал в Испанию. После открытия Америки был завезён в Мексику, а оттуда проник в Калифорнию, где его можно встретить в одичавшем виде.

Американский ирисовед Митчелл обнаружил в Мадриде датированные 1610 г. рисунки ирисов, исполненные фламандским художником Яном Брейгелем. По этим рисункам видно, что и в те отдалённые времена европейцам уже были знакомы декоративные формы ириса с окаймлёнными лепестками.

Давно заинтересовали человека и лекарственные свойства ириса. Греческий врач Диоскорид рассказывает о них в сочинении «О лекарственных средствах».

Различными полезными свойствами обладают листья, корневища и даже корни ирисов. Более 300 лет в Италии под названием фиалкового корня выращивают ирис флорентийский, корневище которого содержит ценное ирисовое масло, куда входит особое вещество – ирон – с нежным ароматом фиалки. Это масло используют в парфюмерной промышленности. В корнях и корневищах ириса джунгарского обнаружены вещества с антисептическими свойствами. Листья этого вида дают очень прочное волокно, используемое для изготовления щёток. У большинства видов ириса листья очень богаты витамином С.

Первое печатное упоминание об ирисах как декоративных растениях мы находим в книге ботаника Карла Клузиуса, опубликованной в Антверпене в 1576 г.

Особое значение в истории культуры ирисов имеют конец 19 – начало 20 века. Время это связано с именами двух английских ботаников – Майкла Фостера и Уильяма Дайкса. Первый из них в результате гибридизационной работы с ирисами создал качественно новую группу полиплоидных форм, а Дайкс провёл наиболее обстоятельные исследования видов ириса природной флоры. Он изучил и описал их в монографии «Род Ирис», изданной в 1913 году. Она и по сей день является капитальным справочником для тех, кто хочет познакомиться с мировым разнообразием природных видов.

В 20 веке ирисы как цветочные и декоративно-лекарственные многолетники получили широкое признание у цветоводов большинства стран мира. По количеству сортов, а их зарегистрировано более 35 тысяч, этот многолетник вышел на одно из первых мест среди культурных растений.

Совершенно особое место занимает культура ирисов в Японии. Эта страна является несомненным патриархом ирисоводства. Здесь в итоге многовековой работы в совершенстве освоена культура японских ирисов, многие из которых поразительно красивы, особенно в сочетании с водоёмами.

Легенда гласит, что в IV веке нашей эры ирис спас от поражения в битве короля франков Хлодвига Меровинга. Войска короля попали в западню на реке Рейн. Заметив, что река в одном месте заросла ирисами, Хлодвиг по мелководью перевёл своих людей на другой берег. В честь спасения король сделал своей эмблемой цветок золотого ириса, который с тех пор у французов считается символом власти.

Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивная радуга. До рассвета сияла она над миром, даря людям надежду. А когда утром взошло солнце, там, где горела радуга, расцвели чудесные цветы. Люди назвали их ирисы по имени богини радуги Ириды.

Ирису посвящены легенды многих народов мира. Он известен как древнейшая садовая культура. Его изображение, найденное на фресках острова Крит, выполнено в 3-ем тысячелетии до нашей эры. В Древнем Египте ирис считался символом царской власти, внушал почтение подданным. Итальянцы считают его символом красоты. Город Флоренция получил своё название благодаря полям цветущих ирисов. Поскольку листья ириса похожи на мечи, в Японии цветок считается символом мужества. Слова «ирис» и «воинский дух» обозначаются одним и тем же иероглифом.

Легенды о цветах эдельвейсы…

Романтика покорения вершин и эдельвейс неразделимы. Сердце непревзойденной красавицы покорит тот, кто преподнесет ей гордый цветок. Прекрасная, но очень гордая принцесса решила выйти замуж лишь за того смельчака, который покорит отвесные скалы и достанет цветок — эдельвейс. Многие юноши погибли. Но спустя годы появился юноша, которому покорились скалы и он сорвал цветок. Но красота ее померкла, она превратилась в старуху. С той поры молодые люди пытаются подарить своим невестам эдельвейс.

Представление разных народов о том или ином растении, как древнем, античном, так и более позднем. Тайна жизни растений, мифы и легенды. Немного ботаники, немного географии, истории, литературы и это все сопровождается мировой художественной культурой — domfloris.ru …

Эвенкийская Снегурочка Аяткан рассказала, чем отличается от русской

Фото: Ангелина Сафронова

Амурчанка Ангелина Сафронова уже два года выступает в роли эвенкийской снегурочки – Аяткан. Корреспондент Амур.инфо в преддверии наступающего Нового года встретился с ней и узнал о том, когда эвенки празднуют начало года, кто такие Амаки Инин и Аяткан и когда амурские дети смогут познакомиться с культурой эвенков на празднике Тугэни Нимнакан.

— Ангелина, расскажите немного о себе.

— В 2020 году, когда началась пандемия коронавируса, я переехала в Благовещенск из Москвы. Я посчитала нужным вернуться домой, и так получилось, что осталась здесь. Меня пригласили поработать в Амурский областной Дом народного творчества в качестве режиссёра и наёмного артиста в зимней сказке, и я согласилась. Итогом нашей совместной работы остались довольны и я, и руководство АОДНТ, и здесь я стала работать на постоянной основе.

Я – этнопевица. Мой народ эвенков относится к коренным малочисленным народам, поэтому я стараюсь, чтобы в репертуаре было больше песен на эвенкийском языке. Конечно, у меня в репертуаре есть песни и на других языках, но их исполняю реже. Я считаю, что надо популяризировать свою культуру. Я стараюсь исполнять песни именно на эвенкийском языке, чтобы нашу молодёжь, наше подрастающее поколение мотивировать на изучение родного языка. Сколько бы я не ездила по районам, по посёлкам, где проживают эвенки, в том числе и в других республиках, всем интересно – о чём мои песни. И я могу людям объяснить, рассказать об этом, популяризировать нашу культуру.

— А вы разговариваете на эвенкийском?

— Я разговариваю на бытовом уровне. Но когда попадаются сложные, глубокие тексты, я, конечно, прибегаю к помощи людей, которые лучше знают эвенкийский язык. У нас много языковедов и филологов, которые в этой сфере работают.

022f43a0fbc90222b1f5b9f0fec5bfbc

— Расскажите побольше о Амаки Инин (Дедушка Мороз) и Аяткан (Снегурочка).

— Начнём с Амаки Инин: «амаки» по-эвенкийски это «дед», «инин» значит «мороз». Образ этого персонажа собирательный, сказочный, больше театрализованный. При его создании мы отталкивались от эпоса, эвенкийских сказок, которые у нас есть. Но по сути эти образы вымышленные. Амаки Инин – это образ, созданный для детей, как и Аяткан.

Слово «аяткан» с эвенкийского переводится как «доброта, милосердие». По сюжету, который мы рассказываем, идёт борьба добра со злом. По-другому быть не может! Чтобы что-то произошло, должен произойти конфликт. Даже рожь просто так не прорастёт. И Аяткан очень добрый персонаж. Она помощница Деда Мороза. Играет с детьми, делает всё, чтобы они верили в чудо (улыбается), чтобы надежда и вера в хорошее никогда не пропадала.

— У эвенкийского народа есть духи зимы, снега?

— Ну, конечно. Например, в октябре, когда падает первый снег, у нас есть праздник, который называется Синил Гэн. Кстати, наш традиционный Новый год отмечается летом. Сейчас объясню почему. Так как эвенки люди оленные, то и наш цикл жизни зависит от природы. У оленя весной отпадают старые рожки, а именно летом начинают расти новые. И с этого времени у нас начинается новый цикл жизни: когда всё оживает, всё расцветает. Когда прокукует первая кукушка – это значит всё, наступил новый год. Если будем отталкиваться от языческой мифологии, а эвенки – это язычники, у нас много богов, то новый год наступает в день летнего солнцестояния. Зимой такого праздника, как Новый год в понимании европейцев, у нас нет. Сейчас мы живем совместно с другими народами, и пришла вот такая идея создать Амаки Инин и Аяткан, создать эвенкийскую сказку. Эти образы появились на основе старых легенд, которые передавались из поколения в поколение.

— Костюмы Амаки Инин и Аяткан расшиты различными узорами. Они имеют какую-то смысловую нагрузку или это просто декоративные элементы?

— Конечно, узоры на костюмах имеют смысл! Всё что вышивается, всё, что показывается рисунками, отражает наш мир. Мы живём в трёх мирах: верхнем, среднем и нижнем. Люди живут в среднем мире, в нижнем живут «авахи» (злые духи), в верхнем мире живут добрые духи, те, которым мы поклоняемся, ведь у нас много богов.

К примеру, орнамент с кругами означает солнце. Мы поклоняемся солнцу. Завитушка, как крючочек о двух концах на рукаве, – это традиционный орнамент амурских эвенков, который говорит о том, что мы живём рядом с Амуром. Цепочка из ромбов символизирует наше объединение с природой. Любой наш орнамент расскажет о нас: откуда мы, с какой территории, чем мы занимаемся. Хотела бы отметить костюм Деда Мороза: его выполнила дизайнер, член Союза художников Санатова Светлана. Благодаря её работе получился такой волшебный образ.

— А что символизируют рожки на голове Аяткан?

— Связь с космосом (смеётся). Так как у нас край оленный и амурские эвенки занимаются оленеводством, поэтому и используем рога как элемент костюма. Образ весь продуман. Вот почему белые рога? Почему костюм белый? В нашей мифологии белый олень считается священным. Его нельзя убивать. Именно поэтому мы выбрали белый цвет для костюмов. В наших легендах очень много значения уделяется именно оленям. Поэтому рога стали символом того, что мы всю свою жизнь связываем с этими животными. Олень – это не только транспорт. Олень – это и еда, это и одежда, и музыкальные инструменты. Полностью вся наша жизнь связана с оленями. У нас говорят: «Эвенк без оленя не эвенк».

b05cc121ea055cc9b740fdc5ed87fac1

— Расскажите, как вам удалось попасть на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек?

— Так как я работаю в АОДНТ, к нам приходит информация о многих конкурсах. Когда мне сказали, что есть возможность поехать на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек, я начала узнавать про него. Оказалось, это такое крутое мероприятие! В этот раз в Ханты-Мансийске прошёл ХIV Всероссийский съезд. Так как сейчас пандемия, то провести игровую программу на месте мы не смогли. Мы показывали только свои визитки, общались с людьми, другими участниками, детьми. А сам конкурс проходил заочно. Мы подавали на конкурс в двух номинациях: «Лучшее театрализованное представление для детей» и «Эстрадный номер», где я исполнила свою авторскую песню про Новый год.

В очном формате в Ханты-Мансийске встретились десять пар Дедов Морозов и Снегурочек из других регионов, самый главный Дедушка Мороз из Великого Устюга и местный Дед Мороз из Ханты-Мансийска. Его, кстати, зовут Валерий, и он родом из Свободного. Когда он узнал, что мы из Благовещенска, то так нас обнимал! Как родной отец! (смеётся). Было очень приятно!

1037ae3b41ad5901afd679e0202f19f9

— Какие эмоции остались от этой поездки?

— Это было так волшебно побывать там! Это действительно сказка, которую мы подарили многим детям. Сейчас Ханты-Мансийск считается новогодней столицей, потому что именно здесь проводится в 14 раз такой съезд.

Мы попали в Большую семью всех Дедов Морозов и Снегурочек. Все люди, которые приехали на съезд, – это профессиональные театральные актёры, которые не один год работают в этих образах. Самое приятное в этой поездке – это отдавать, отдавать эти позитивные эмоции детям, дарить им сказку. Наша пара, я и Руслан Валеев (Амаки Инин), ездили поздравлять с Новым годом детей в детскую областную больницу. Всех Дедушек Морозов и Снегурочек отправили в разные места: кого-то в больницу, кого-то в многодетную семью, кого-то в детский дом и так далее.

Это прекрасная социальная акция! Мы не просто приехали, чтобы себя показать. Нет. Мы действительно сделали добрые поступки, добрые дела. Когда ты делаешь добро, то чувствуешь себя счастливым человеком.

— А амурские дети смогут познакомиться с Амаки Инин и Аяткан?

— На этих выходных, 26 декабря, в 12 часов дня в сквере АОДНТ мы будем показывать нашу сказку, которая называется «Тугэни Нимнакан» (по-русски «Зимняя сказка»). Дети послушают наши песни, посмотрят наши танцы и поучаствуют в них, поиграют в эвенкийские игры и смогут принять участие в обряде кормления огня. Мы своей сказкой показываем эвенкийскую культуру и делимся ею со всеми желающими.

1c97906e90bf11d7984f7c0c7c373912

— Совсем скоро 31 декабря и большинство амурчан будут праздновать Новый год. Что бы вы пожелали им?

— Главное, что я хочу всем пожелать, это крепкого здоровья. Чтобы каждый из нас всё-таки верил в чудо, верил в добро. Будьте отзывчивы, будьте миролюбивы – и всё будет хорошо.

Просмотров всего: 607

#Новый год
#лонгрид
#культура

распечатать


whatsapp64

telegram64

  • Сказка про крыс и дудочку как называется
  • Сказка про крысолова с флейтой краткое содержание
  • Сказка про кувшинчик и дудочку слушать
  • Сказка про крысу чучундру
  • Сказка про крепышей из магнита читать