Сказка про крошечку хаврошечку аудио

1 ноября 2021 18:00 отредактировано: 3 ноября 2021 11:23автор статьив сказках дети сталкиваются с проблемами и их решением. если

Автор статьи

В сказках дети сталкиваются с проблемами и их решением. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», сопоставлять их со своей жизнью, он будет расти более сообразительным. И чтобы эти «уроки» хорошо усваивались, они должны быть в доступной для детского понимания форме.

Выбираем сказки по возрасту

Поучительные сказки для детей по возрасту

При выборе сказок нужно учитывать возраст ребенка1.

3–4 года

В этом возрасте детям интересны и близки сказки о животных, которые рассказывают ребенку, как нужно поступить в той или иной ситуации и почему. Благодаря кратким историям ребенок знакомится с явлениями природы, поступками людей, с первыми понятиями о добре и зле.

В этом возрасте дети часто представляют себя разными животными и их детенышами.

Примеры сказок:

  • «Мышонок и карандаш» (В. Сутеев);
  • «В сладком морковном лесу» (С. Козлов);
  • «Мама для мамонтенка» (Д. Непомнящая);
  • «Сказка про маленьких крольчат» (Д. Харрис).

5 лет

С 5 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеком. Среди героев популярны принцы, царевны, персонажи с суперспособностями. Чем старше ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории про людей, представляя себя в разных ролях.

Например, русские народные сказки:

  • «Царевна-лягушка»;
  • «Царевна Несмеяна»;
  • «Волшебное яблочко»;
  • «Сивка Бурка».

6–8 лет

В этом возрасте ребенок уже понимает и любит волшебные сказки с превращениями и чудесами. Такими сказками являются:

  • «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков);
  • «Старик Хоттабыч» (Л. Лагин);
  • «Королевство кривых зеркал» (В. Губарев);
  • «Оле-Лукойе» (Г. Х. Андерсен).

Народные сказки

В сказках разных народов всегда присутствуют общечеловеческие ценности: добро, правда, красота. Народные сказки хороши простотой языка, его приближенностью к разговорной речи и тем, что в них дети узнают о жизни, быте, обычаях народа. Такие сказки учат верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а через преодоление трудностей.

У многих народов сюжеты сказок похожи. Например, «Чудо-яйцо» как пробуждение жизни встречается в 224 сказках, «Золушка» – в 3502.

Сказки для мальчиков и девочек

Поучительные сказки для мальчиков и девочек

Деление сказок на «женские» и «мужские» весьма условно. Однако самыми популярными сказками для мальчиков считаются «Три поросенка» и «Колобок». В «Трех поросятах» показан образ героя-победителя, а в «Колобке» вложено предупреждение о том, что можно потерпеть поражение, будучи невнимательным и легкомысленным.

Популярными «женскими» сказками являются:

  • «Красная шапочка»;
  • «Маша и Медведь»;
  • «Крошечка-Хаврошечка»;
  • «Морозко»;
  • «Золушка».

Во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (в виде человека или животного). Героиня борется с ним («Красная Шапочка», «Маша и Медведь») или влюбляется («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Эти сказки учат девочек любви, состраданию, заботе и житейской мудрости.

Все, что ребенок воспринимает в детстве, сказывается на его взрослой жизни. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мышцу». Если он видит, что побеждают хитрые, он попробует обманывать и хитрить. Если он видит, что лидирует умный, он будет стремиться развивать собственные знания3. Поэтому читайте или хотя бы просматривайте содержание сказки перед тем, как ее услышит или прочтет ребенок.

Как придумать собственную сказку

Придуманные сказки бывают для детей более значимыми, чем из книг, так как они основаны на их интересах и желаниях. Ребенку всегда приятно осознавать, что главный герой сказки – это он сам.

Приведем 7 правил составления сказок4.

  1. Краткие предложения, короткая, неутомительная сказка.
  2. Отсутствие лишних героев.
  3. Подключение всех каналов восприятия (какие звуки слышатся, какие запахи ощущаются, какие цвета, образы и т.д.).
  4. Отсутствие осуждения, назидания.
  5. Минимальное использование частицы «не».
  6. Включение в сказку проблемы. При этом должно быть соответствие отношений между героями в сказке и в реальности.
  7. Учет темперамента ребенка:
  • холерикам – кратко, динамично, с конфликтом;
  • сангвиникам – кратко, динамично, с юмором;
  • меланхоликам – с описанием чувств, сентиментальности;
  • флегматикам – с подготовительным вступлением и структурно.

Как читать

Читаем поучительные сказки для детей

Для малышей хорошо читать на ночь в качестве ритуала перед сном. Следует ограничиться либо одной небольшой сказкой, либо одной главой. Но обязательно с завершенным сюжетом.

Есть специальные сборники сказок на ночь:

  • «Добрые сказки на ночь» (сказки советских писателей);
  • «Сказки-засыпайки для маленьких несонь» (И. Гурина);
  • «Сказки в пижамах» (И. Зартайская).

С детьми постарше хорошо читать поучительные и познавательные сказки. Затем обсуждать прочитанное, задавать вопросы, находить примеры из жизни.

Например:

  • «Не хочу! Не буду! Сказка для капризуль» (Е. Григорьева);
  • «Принцесса Торнада» (А. Игнатова).

Так что же почитать

Чаще всего родители ищут короткие, добрые и интересные сказки. Мы подобрали десяток именно таких. Просто вставляйте в поисковик названия.

  1. «Сказки на один укус» (Ю. Кузнецова).
  2. «12 месяцев» (С. Маршак).
  3. «Маленький ангел» (А. Безлюдная).
  4. «Сказки для добрых сердец» (Н. Абрамцева).
  5. «Сказки от капризов» (И. Гурина, Т. Холкина).
  6. «Сказки про Машу» (Г. Лебедева).
  7. «Трям! Здравствуйте!» (С. Козлов).
  8. «Цветик-семицветик» и другие сказки (В. Катаев).
  9. «Сказки-несказки», «Приключения муравьишки» (В. Бианки).
  10. «Ба из долины прыгучих ручьев» (К. Горбунова).

Видео

Список литературы

  1. Кабаленова Е. Ю. Народные сказки как уникальная возможность формирования духовно — нравственного здоровья дошкольников // Ямальский вестник. – 2015. – № 1. – С. 99-103.
  2. Снопова Т. К. Народная сказка – средство воспитания и обучения детей // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №3.
  3. Сказки для мальчиков и девочек. Санкт-Петербургская мастерская сказкотерапии. сайт
  4. Зеленко О. В. Современные технологии сказки для психолого-педагогической работы с детьми и подростками // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №5.
Фото: © Depositphotos


Просмотры:
3 298

Читал тут намедни с ребенком русские сказки — это оттуда у меня слово «намедни» появилось. Начали с «Колобка», а после чтения, как и просила детская педагогиня, я стал вопросы задавать, для закрепления материала. «Вот что ты, доченька, поняла из этой сказки?» — спрашиваю. «Ничего не поняла», — отвечает. «Ну как не поняла? Если бы Колобок не сбежал от своих бабушки с дедушкой, его бы лиса не съела… Нельзя убегать из дома!» Дочка подумала и сказала: «Если б он не сбежал, они бы сами его съели. Для чего его бабушка испекла-то? А так он хоть по лесу перед смертью погулял, зверюшек разных увидел…»

Тут задумался уже я. Перечитал сказку еще раз, для себя. Действительно, логики никакой — дед, судя по всему, проголодался, послал бабку в сусеки, та наскребла муки вперемешку с пылью и испекла на обед Колобка. И только они хотели его сожрать, как он в окно прыг, прыг и покатился, ну а дальше вы знаете. Мораль-то понятна — тяга к свободе ничем хорошим закончиться не может, это первое; второе: хочешь есть — закрывай окна, а вот почему половина леса разговаривает с хлебобулочным изделием…

Взял другую сказку, всем известную «Курочку Рябу». Там нет ни колобков, ни кулебяк, там одно яйцо. Правда, из золота, которое «…дед бил, бил — не разбил, баба била, била — не разбила, а мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось… Дед и баба плачут…» «А чего они плачут? — дочка спрашивает. — Что яйцо разбилось? Так они сами его разбить хотели. Мышка помогла только хвостиком своим…» Я опять задумался. «Понимаешь, — говорю, — Ксюшенька… Яйцо — это символ жизни, символ солнышка. Разбилось яичко — это как погасло солнышко — жизнь кончилась и все умрут…» «Это, папа, — отвечает дочка, — уже и не сказка совсем, а хоррор какой-то…»

Выбросил я «Курочку Рябу» в мусорное ведро, покопался на полках, нашел «Крошечку-Хаврошечку». С детства помню, что сказка добрая и хорошо кончается, но на всякий случай решил сначала про себя прочитать, благо, она короткая. И что? Говорящая корова бедной сироте помогала-помогала, по хозяйству за нее все делала, пока сиротинушка Хаврошечка отдыхала, и в итоге животное за это зарезали. То есть корова добрые дела делала, а ее на мясо, чтоб неповадно было.

«Крошечка-Хаврошечка» ушла вслед за «Курочкой Рябой», а я пошел остальные сказки перелопачивать. Включил дочке мультик про «Простоквашино», там вроде придраться не к чему, сам книгами обложился, интернет включил, ищу сказку нормальную, чтобы прочитать и никаких вопросов. Чтобы добро победило, зло наказано, все живы и безо всяких хлебобулочных и яично-говяжьих приключений.

«Буратино» я отмел сразу, с современных педагогических позиций это не сказка, а пособие по мелкому хулиганству. Сказки, где участвует Змей Горыныч, тоже отмел — он зверек, конечно, забавный, но характер… То жрет кого-то, то сжигает, то девиц невинных похищает, да и головы у него после отделения от туловища в геометрической прогрессии вырастают, я подсчитал: одна процедура отрубания — это 6 новых голов. Соответственно, 10 процедур — 3072 головы, 100 процедур — сумма с 20 нолями. Если бы богатырь не успокоился, не плюнул и не пошел бы домой, то дня через три масса голов Змея Горыныча превысила бы массу Вселенной.

Сказки, где жабы в Василис Прекрасных превращаются, а Чудища Лесные — в принцев, я выбрасывать не стал, отложил просто. Не хватало еще, чтобы дочь стала лягушек домой таскать и ждать превращений. Пусть подрастет, потом прочитаю.

Дальше — «Гуси-лебеди». Что это за птицы, спросит дочка, ведь есть или гуси, или лебеди? Что отвечать? А богатырь? У камня постоял, прочитал: «Прямо поедешь — женату быть» — и сразу налево повернул, коня спасать… Почему он жениться не хочет? За что он так лошадь любит? Как я это дочке объясню?

Тут она заходит. «Ну ты, папа, и мультик мне поставил… — говорит. — Деревня заброшенная, люди ее покинули, один почтальон странный остался, который полиции боится… Почти Кубрик, „Сияние“…» «Давай, — предлагаю, — я тебе „Машу и медведя“ поставлю». — «Нет, про эту мелкую стерву я даже слышать не хочу…»

А у меня из детских последняя книжка осталась, «Сказки народов Средней Азии». Я только конец первой сказки прочитал, мне уже плохо стало… «Содрал Едгор с Азамата кожу, бросил ее на седло, кишки на копье намотал и поскакал по степи, и только суслики умирали под копытами…»

«Лучше, — говорю, — Ксюша, я тебе диск поставлю музыкальный, а потом песни обсудим…» И я поставил «Шансон-97», под который я с ее мамой познакомился. Там я хоть все объяснить могу, почему «…дочь прокурора рыдала, верность жигану храня, а маманя даже не знала, кого любит дочка ее…»

Вдруг прокурором дочка станет. Областным.

Хотя, если ей «Сказки народов Средней Азии» почитать, то, может, и на федеральный уровень выйдет.

Читайте также:

  • Однажды в Тьматаракани
  • Пасхальный Куличик
  • Индекс запрещенных сказок
  • Спасибо тетушке Барто

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

pejpal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Область «Коммуникация»

Тема: «Русская народная сказка «Хаврошечка»

Подготовил: воспитатель первой категории Будко Елена Владимировна

Цель: развитие фантазии, образного мышления, воображения через театрализованную деятельность. Создание  положительной атмосферы для снятия эмоционального и телесного напряжения детей.

Задачи:

  • Пробуждать фантазию и образное мышление детей с помощью путешествия по сказке «Хаврошечка».
  • Упражнять детей в умении с помощью этюдов изображать состояния человека в разных жизненных ситуациях, понимать нравственную сторону поступков окружающих.
  • Учить детей эмоционально разряжаясь, сбрасывать зажимы, «отыгрывать» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, тревогу. С помощью участия в сказке уравновешивать психику детей, снимать эмоциональное и телесное напряжение. Формировать способность регулировать процессы возбуждения и торможения: развивать умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.
  • Продолжать активизировать и обогащать словарный запас детей. Развивать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, выражать свои мысли при ответах на вопросы.
  • Развивать координацию движений, умение слушать музыку, самостоятельно менять движения в соответствии с изменением характера музыки и быстро реагировать на темповые изменения.
  • Развивать воображение, память, внимание, умение максимально концентрироваться на происходящем.

Ход занятия

Орг. момент: дети с воспитателем стоят на ковре, улыбаются друг другу

— Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, у всех отличное настроение.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Вхождение в сказку

– Ребята сегодня у нас будет необычная встреча. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (мягкая игрушка).

— Что вы знаете о корове?

Д. Корова это домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. Она мычит и бодается. Корова травоядное животное. У коровы теленок.

– Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?

А чтобы попасть в сказку надо взяться за руки и четко повторять за мной волшебные слова:

«Ра-ра-ра  — в сказку нам идти пора.

Ги-ги-ги – нам, коровка, помоги.»

Дети садятся на стулья. Звучит музыка.

Сказка

Есть на свете люди хорошие, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

Упражнение 1. «Чистка кастрюли»

– Ребята, Крошечке-Хаврошечке приходилось еще, и чистить кастрюли. Покажите, как она одной рукой она держала большую кастрюлю, другой напряженно, с силой, чистила стенки и дно кастрюли.

В ходе выполнения игрового задания педагог обращает внимание на напряженность мышц рук детей при выполнении упражнения.

Дети отдыхают после «чистки», потряхивают руками, слегка наклонившись всем телом вперед. Меняют руки и выполняют упражнение еще раз.

Упражнение 2. «Уборка пола»

– Представьте себе, и изобразите как Хаврошечка «смачивала в ведре тряпку» и с силой «отжимала» ее.

Дети выполняют упражнение.

– Ребята, в какой части рук чувствуется наибольшая усталость, наибольшее напряжение? Давайте отдохнем.

Дети «бросают» тряпку на пол, потряхивают кистями. (Пальчиковая гимнастика)

Дай молочка Буренушка,

Хоть капельку на донышке

Ждут меня котятки

Малые ребятки

Дай им сливок ложечку

Творогу немножечко

Масло , простоквашки,

Молочка для кашки

Всем дает здоровье

Молоко коровье

Слушаем сказку дальше:

Были у хозяйки три дочери. Старшая – Одноглазкой, средняя – Двуглазкой, а меньшая – Триглазкой. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.

Упражнение 3. «Печаль Крошечки-Хаврошечки»

– Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала? (печаль, горе, досаду, обиду и т.д.) Попробуйте изобразить как плакала Хаврошечка? (закрывала лицо руками, вытирала слезы и т.д.)

– А как можно пожалеть Хаврошечку? Что можно ей сказать или сделать?

– Давайте мы с вами пожалеем Хаврошечку и скажем ей ласковые добрые слова.

Слушаем сказку дальше:

Коровушка говорила Хаврошечке:
– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Разозлилась хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает.
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле да и забыла матушкино приказание и уснула.

Упражнение 4. «Танец Луговых цветов»

– Много на полянке было разных цветов, пахло травами. Давайте исполним танец цветов на лужке. Наши цветы двигаются под музыку плавно, мягко, красиво. А теперь тихо сядем на коврик и заснем.

Спит Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает:
– Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка и не дозналась.
Послала она вторую дочь Двухглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкины приказания. На солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы скатала. А Двухглазка все спала.

Упражнение 5. «Заветные слова»

Дети повторяют слова от которых уснула Двухглазка «Спи глазок, спи другой»(гимнастика для глаз)

Слушаем сказку дальше:

Старуха рассердилась и послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
Хаврошечка поет:
– Спи, глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.
Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
– Режь рябую корову!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:
– Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:
– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала.
И выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается. Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду.

Упражнение 6. «Танец в саду»

– Представьте себе, как сестры веселились в саду. И изобразите их танец. Для этого вы можете взять платочки.

На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал просить девушек:
– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Упражнение 7. «Изобрази недовольство»

– Какие чувства испытывали сестры, когда не сумели сорвать яблочки? (зло, зависть, недовольство, огорчение и т.д.)

– Ребята, как вы думаете, когда человек завидует, у него какое лицо? (злое, грубое, напряженное, некрасиво). Правильно, потому, что, когда человек злиться, завидует, проявляет недовольство, нетерпение, то это состояние отражается в движениях и на лице. Давайте изобразим их недовольство.

– А теперь опускаем остатки злости, грубости, напряжения. Дышим спокойно, мягко. Становимся красивыми, добрыми и слушаем сказку дальше.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать. Лиха не знать.

Заключение

Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

— С какой сказкой вы сегодня познакомились?

— Назовите главных героев сказки

— Кто помогал Хаврошечке?

— Как относится хозяйка к Хаврошечке; а к своим дочерям?

— Почему хозяйка приказала зарезать корову?

— Кто понравился вам из героев сказки и почему?

— Какая была Хаврошечка?

— Как называется человек который любит трудиться?

— Чем закончилась сказка?

— Чему вас научила эта сказка?

 Дети пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем и повторим волшебные слова

«Ра-ра-ра  — возвращаться нам пора»

И на память о сегодняшнем путешествии Хаврошечка прислала вам угощения – яблочки со своей волшебной яблони.

Тема: Русская народная
сказка «Крошечка – Хаврошечка».

Цель: познакомить с
русской народной сказкой «Крошечка – Хаврошечка».

Задачи:

1)обучающая: научить и
побудить детей перечитывать текст для подтверждения своего ответа, для
обнаружения нужного фрагмента, с целью определить главную мысль, нравственный
смысл сказки;

2)развивающая: развивать
читательскую самостоятельность, читательские умения при работе с текстом,
развивать и совершенствовать устную речь учащихся, мыслительную деятельность,
развивать творческие способности, обогащать словарный запас;

3)воспитывающая:
прививать интерес к чтению, трудолюбие, доброту.

1.Мотивационный
этап

Шифрограмма

СОДУЫКРОШЕЧКАЮЭХЪФ

2.Речевая
разминка, дыхательная гимнастика.

-Ребята,
представьте, что вы пришли в цветочный магазин и почувствовали восхитительный
аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2-3 раза).

— А
теперь представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем
голос выше, и наоборот. Сначала едем с первого на девятый, а потом вниз.


сейчас повторяйте за мной: ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у мальчика
шары, ро-ро-ро – у нас новое ведро.

3.Актуализация
знаний


Ребята, послушайте небольшое стихотворение и скажите, с произведением какого
жанра мы сегодня будем работать. (слайд)

Добрую
сказку

Помню
я с детства.

Хочу,
чтобы сказку

Послушали
Вы,

Чтобы
подкралась

К
самому сердцу

И
заронила зерно доброты.

Овсей
Дриз


Так с произведением какого жанра мы сегодня будем работать? (слайд)

(учащиеся
высказывают свое мнение)


Сказки бывают разные.


Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки?(слайд)

– А
есть сказки, которые сочинил народ. И они называются …(слайд)


на какие виды делятся все сказки — и народные и литературные (авторские)?


Какие сказки о животных вы знаете?


Какие сказки относятся к бытовым?


что значит волшебные сказки?


Сейчас я проверю, сможете ли вы определить вид сказки.

-Летела
стрела и попала в болото.

А в
этом болоте поймал ее кто-то.


Появилась девочка, чуть больше ноготка.

И
жила та девочка в чашечке цветка.


Козлятушки, детушки,

Отопритеся,
отомкнитеся.

Ваша
мать пришла,

Молока
принесла.

Сегодня
мы познакомимся с интересной сказкой, название которой вы узнаете, ответив на
вопросы.


Назовите героя сказки, который нашел денежки, пошел на базар и купил самовар.


Имя курочки, которая снесла золотое яичко.


Как звали братика Аленушки, которого собрали с собой гуси- лебеди.

-Девочка
отправилась к бабушке, которая жила в другой дерене. Только идёт она лесом и
встречает волка . О ком говорится?


Стоит в поле. Он не низок, не высок.


Эта героиня была на балу и потеряла хрустальную туфельку.

— А
дорога — далека, а корзина — нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.


Кто это говорит?


Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слезы льет
бедняжка.


Кто от бабушки ушел, кто от дедушки ушел?

— В
какой сказке понадобилась сила мышки?


Посмотрите на слово, которое написано внизу. Это неполное название сказки.
Чтобы узнать его составьте слово из выделенных букв.

-Что
получится?

-Правильно
Крошечка-Хаврошечка это русская народная сказка, а какая именно: волшебная,
бытовая или о животных, мы выясним позже.

-Крошечка-Хаврошечка.

1часть

б)первичное
восприятие текста

в)проверка
первичного восприятия.

4)
анализ

а)фактическое

б)идейное

в)собственное
отношение

-Сейчас
я прочитаю вам первую часть сказки, а вы внимательно слушайте и скажите, кого
автор так назвал.

-Кто
это Крошечка-Хаврошечка?

-Каких
еще героев вы услышали?

-Какие
сказки вам напоминает данное произведение?

Чтение
«цепочкой».


Как жилось Хаврошечке в чужой семье?

Докажите,
опираясь на текст.


Чем занимались дочери хозяйки?


Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить? Найдите в сказке отрывок и
прочитайте.


этой сказке корова разговаривает с девочкой.

Как
такой прием называется?

-Ребята,
какая это сказка — волшебная, бытовая или о животных?

-Как
бы вы озаглавили эту часть?(записать на доске)

-Как
вы думаете, какая главная мысль в этой части?


Как вы думаете, почему девочку звали Крошечкой — Хаврошечкой?


Выберите, как в сказке Хаврошечка называет свою корову?

Коровушка.
Коровушка любимая. Коровушка — матушка. Коровка моя. (слайд)

-Почему
она ее так называет?


Как относилась корова к Хаврошечке?

-Прочитайте
разговор коровы и Хаврошечки выражая чувства, о которых вы говорили.

-Девочка-сирота.

-Коровушка-матушка,
хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.

-Тайна
Хаврошечки.

-Нужно
помогать тем, кто в этом нуждается; добро всегда поощряется.

2
часть

б)первичное
восприятие текста

в)проверка
первичного восприятие.

4)
анализ

а)фактическое

б)идейное

в)собственное
отношение


Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки?

-Что
помешало другим дочерям хозяйки узнать тайну Хаврошечки?

-Что
делала Хаврошечка чтобы дочери хозяйки не узнали правду? Прочитайте.

-Почему
Триглазка, в отличие от своих сестер, смогла выполнить задание матери?

-Как
бы вы озаглавили данную часть?

-Почему
именно так? (записать на доске)


Как относится хозяйка к Хаврошечке и как к своим дочерям? Докажите, опираясь на
текст.

-Посмотрите
на слайд. Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, а какие каждой из
сестер?

-Посмотрите
внимательно на эти слова и скажите, какие они?


Как называются слова противоположные по смыслу?

-Триглазка.

Выборочное
чтение.

-Противоположные
по смыслу.


Слова противоположные по смыслу называются антонимы.

3
часть

-Как
вы думаете, что сделала мачеха, узнав тайну Хаврошечки?


теперь послушайте следующую часть и ответьте на этот вопрос.

-Что
же задумала злая мачеха?


Какой признак волшебной сказки проявляется?

Чтение
детьми
.


Кому мачеха приказала резать корову?

-Что
сделала Хаврошечка, когда узнала об этом?


Какая была последняя просьба коровушки? Найти в тексте (поисковое
чтение) разговор Хаврошечки и коровушки.


Что стало с косточками, которые Хаврошечка зарыла и поливала каждый день?


как бы вы озаглавили эту часть? Почему?

(записать
на доске)

-Что
вы можете сказать о муже хозяйки?

-Как
вы охарактеризуете в этой части коровушку?

-Как
вы думаете, что чувствовала Хаврошечка, узнав о приказе злой мачехи?

-Как
автор описывает яблоньку? Найдите эпитеты.

поисковое
чтение
где описывается какая яблонька выросла из косточек коровы.


Как же отблагодарила Коровушка Хаврошечку за ее доброту?

— А
кого она наказала? Как?

Чтение
детьми.

-Кто
попросил яблочек у дочерей?

-Как
он попросил об этом? Прочитайте.

-Почему
сестрам не удалось сорвать ни одного яблочка?

-Как
можно назвать последнюю часть?

-Так
какая же главная мысль этой сказки?

-Чему
учит данная сказка?

(записать
на доске)

-Кто
из героев больше всего понравился в этой сказке? Почему?


Читая эту сказку, за кого вы переживали и почему?

-Кого
бы вы заменили в этой сказке на положительных героев?


сказке всегда добро побеждает зло.

-Нужно
жить в мире и согласии. Совершать только добрые поступки.

5.
Закрепление знаний.

 игра
«Чьи это слова?»


Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет
сработано.


Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!


Коровушка — матушка! Меня бьют — журят. Хлеба не дают, плакать не велят.

К
завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать

5.Домашнее
задание (по выбору)

-чтение
сказки, пересказ главы (по выбору)

-подготовить
чтение по ролям;

-нарисовать
эпизод к сказке.

6.
Итог. Рефлексия.

-Что
было главное в уроке?

-Какое
настроение вызвал урок?

Конспект занятия

по программе «Истоки»

Чтение
сказки «Крошечка-Хаврошечка»


Воспитатели: Устинова
А.С.

Цель: Познакомить детей с русской
народной сказкой «Крошечка-Хаврошечка».

Программные задачи:

1. Первоначальное знакомство
с социокультурной категорией » Труд души»

2. Воспитание у детей интереса и любви
к сказке.

3.
Учить детей умению внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, выражать
свои мысли при ответах.

4.
Формировать представления детей о трудолюбивом человеке.

Материал: текст русской народной
сказки «Крошечка — Хаврошечка», мягкая игрушка корова, колокольчик.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли
гости! Давайте улыбнемся гостям и дружно скажем: «Здравствуйте!» (Дети
здороваются с гостями) Молодцы ребята! Проходите и усаживайтесь на стульчики!
Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да очень любим!

Воспитатель: У каждого из вас есть своя
любимая сказка, которую вам рассказывают взрослые: мама и папа,
бабушка и дедушка! Когда вы слушаете сказку, то представляете своих
любимых героев, мечтаете стать такими же храбрыми и добрыми как они.

Воспитатель: Ребята сегодня у нас будет
необычное занятие. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (мягкая игрушка).
Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?

Дети: да.

Воспитатель: Для этого нам  позвонить в
колокольчик, который находится у нее на шее, и тогда мы перенесемся с вами в
сказку. Готовы? Закройте глаза, сейчас мы окажемся в сказке, которая называется
«Крошечка — Хаврошечка».

Сказка
в двери к нам стучится

Скажем
сказке заходи,

Это
присказка ребята,

Сказка
будет впереди.

Русская народная сказка «Крошечка –
Хаврошечка»

Есть
на свете люди хорошие, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К
таким- то и попала Крошечка — Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти
люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает,
она и за все отвечает.

Были у
хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазкой, средняя – Двуглазкой, а
меньшая – Триглазкой. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу
глядеть, а Крошечка — Хаврошечка на них работала: их обшивала, для них пряла и
ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка –
Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и
рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.

Коровушка
говорила Хаврошечке:

-Красная
девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Так и
сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и
наткано, и побелено, и в трубы покатано.

Отнесет
она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а
Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.

Разозлилась
хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

— Дочь
моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и
прядет, и в трубы катает.

Пошла
Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да и забыла матушкино
приказание и уснула.

Спит
Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает:

-Спи,
глазок, спи, глазок!

Глазок
у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и
побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка и не дозналась.

Послала
она вторую дочь Двуглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкино приказанье.
На солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала,
побелила, в трубы скатала. А Двуглазка все спала. Старуха рассердилась и
послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала,
попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.

Хаврошечка
поет:

-Спи,
глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла.

Два
глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка
корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка
вернулась домой и матери все рассказала.

Старуха
обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:

-Режь
рябую корову!

Делать
нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала,
обняла рябую коровушку и говорит:

-Коровушка-матушка!
Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:

-А,
ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек
завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала,
что коровушка завещала.

И
выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листики шумят
золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто
проходит близко – заглядывается.

Много
ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по
саду.

На ту
пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду
наливные яблочки, стал просить девушек:

-Девицы
— красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры
и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить –листья глаза
засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались –
руки изодрали, а достать не могли.

Подошла
Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила
она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать.
Лиха не знать.

Вопросы по сказке:

Низкий уровень: Как относилась Хаврошечка к рябой коровушке?

Средний уровень: Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка
в доме хозяйки?

Высокий уровень: Как вы понимаете фразу «На добро добром
отвечать»?

Рефлексия:

Воспитатель: Закончилась сказка, зазвенел
колокольчик, и волшебная сказка перенесла нас обратно в детский сад. Все в
сказке закончилось хорошо. А кто из героев сказки вам понравился? Почему? Кто
не понравился? Почему?

Все
— взрослые и дети- очень любят сказки, потому что там происходят
чудеса. Сказки учат жить нас в мире и согласии, в них всегда
побеждает добро!

Ребята,
давай встанем, возьмемся за руки и скажем девиз нашей группы. Когда мы вместе,
любое дело по плечу!

Воспитатель:
 
Наше занятие
подошло к концу. Вы все сегодня были активными и порадовали своими ответами.

  • Сказка про кошку собаку и змею
  • Сказка про красную шапочку читать на русском текст полностью
  • Сказка про котика читать ребенку на ночь
  • Сказка про котенка маленькая
  • Сказка про котенка гав читать текст