Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.
Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!
«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»
Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!»
И бегут они к Медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать.
Надо солнышко идти выручать!»
Но Медведю воевать неохота:
Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет, Медведь, и ревёт,
Медвежат он из болота зовёт:
«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»
А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только чёрные совы из чащи
На неё свои очи таращат.
Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
«Стыдно старому реветь —
Ты не заяц, а Медведь.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти.
И когда оно опять
Будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые,
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит,-
Солнце красное,
Солнце краденое.
Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю,-
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Ишь разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
Пропадает целый свет,
А ему и горя нет!»
Но бессовестный смеётся
Так, что дерево трясётся:
«Если только захочу,
И луну я проглочу!»
Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.
Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Стали пташки щебетать,
За букашками летать.
Стали зайки
На лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как весёлые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
Анализ стихотворения «Краденое солнце» Чуковского
Знаменитый детский писатель К.И. Чуковский познакомил мир со своим произведением «Краденое солнце» в 1927 году. Не смотря на то, что прошло около 100 лет со дня первого издания, стихотворение не потеряло своей литературной ценности и все также популярно. Как и в других стихах талантливого автора, добро побеждает зло, а главные герои радуются победе.
Действие разворачивается в сказочном мире лесных животных, которые однажды обнаружили пропажу солнца. Всезнающие сороки разнесли весть, что солнце проглотил крокодил, а мир погрузился во тьму. Звери и птицы страдали, но не могли противостоять такому большому и сильному злодею. Единственным возможным защитником был медведь, который не хотел ввязываться в драку: «Но медведю воевать не охота..», а пытался отыскать своих внучат. Но мудрая зайчиха убедила его в необходимости противиться злу, и солнце было освобождено. Радостные звери прославляли солнышко и благодарили своего спасителя, а медвежата нашли путь домой.
Обращение Корнея Ивановича к символу крокодила и медведя — главных действующих лиц сказки — связывают с древней мифологией. Образ медведя — это славянский национальный символ, означающий силу и несокрушимость духа, а крокодил — мифическое божество, враждебное Богу Солнца — Ра. Также, образ крокодила появлялся в произведениях других писателей послереволюционного времени и многие критики того времени находили в нем отсылку к действующей советской власти.
Несмотря на некоторую жестокость в сказке: «разорви его на части, вырви солнышко из пасти», «Уж он мял его и ломал его», произведение является яркой иллюстрацией войны за мир. Автор показывает ребенку, что как бы не был страшен враг, с ним обязательно нужно бороться, особенно если от этого зависит жизнь родных и близких. Поиски медвежат, не увенчавшиеся успехом, означают главенство первопричины над ее последствиями. Ребенок вместе с зайчихой проводит логическую цепочку: победи крокодила — солнышко вернется на небо — станет светло — медвежата найдут дорогу домой. Получив отпор, зло отступает, пусть медведю и нелегко было победить злодея.
Стихотворение тренирует память и внимательность — встречаются отсылки к другим произведениям автора, наверняка знакомые ребенку. Тот же крокодил встречался и в «Мойдодыре», «Тараканище», заиньки — в «Путанице» и «Айболите». Наличие простых и ярких рифм делает «Краденое солнце» легко запоминающимся произведением, которое можно цитировать в любых житейских ситуациях.
Детская литература, по мнению самого Корнея Ивановича, обязана быть не только погружением в детство, но и основываться на всех достижениях мировой поэзии. Произведения для детей должны нравиться и взрослым, чтобы те захотели познакомить с ними своих малышей. Стихи К. И. Чуковского стали классикой детской поэзии, которая проверена временем.
Сценарий
музыкальной сказки
по мотивам произведения
К. И. Чуковского
«Краденое солнце»
Автор: Саутина Вера Анатольевна
Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский
сад «Берёзка»
Республика Татарстан
г. Заинск
Программное содержание:
1.Продолжать знакомить детей с творчеством К.И.
Чуковского посредством музыкально – театрального творчества.
2.Прививать навыки изображения героев посредством
выразительного чтения, пения, танцев, действия.
3.Развивать чувство сопереживания героям сказки. Учить
детей выражать чувства, эмоции. Прививать эстетическую культуру.
Предварительная работа:
1. В группе: громкое чтение произведений К.И.
Чуковского, в том числе «Краденое солнце». Обсуждение персонажей и их
поступков.
2. Просмотр иллюстраций к произведениям К.И.
Чуковского.
3.Составление сценария музыкальной сказки по мотивам
произведения «Краденое солнце». Подбор музыкального материала.
4.Репетиция ролей, музыкальных номеров.
5. Изготовление декораций, костюмов.
Аудиозаписи:
Реквизит: муляжи деревьев
4шт., солнце, ткань белая, ткань синяя, серая, кресло, детская кроватка,
кух.плита, веник, пирог, посуда, муляж дома.
Действующие лица:
1. Ведущий.
2. Мама, Весна – ребёнок
3. Сын Миша, Медведь- ребенок
4. Дочь Маша, Солнце – ребёнок
5. Воробьи – дети
6. Зайцы- 2 ребёнка.
7. Сороки – девочка, мальчик
8. Сом- мальчик
Пролог:
На переднем
плане стол, кровать, плита. На втором плане — деревья в инее, лес. На третьем
плане в центре река (синяя ткань, накинутая на стулья)
Дети —
участники под музыку Ковалив В.В. «Бесконечная весенняя» входят в зал и
занимают свои места.
Ведущий: Добрый
день, ребята! Скоро уже весна и мы с нетерпеньем ждем её прихода! Зимой холодно
и вся природа спит, но как только пригреет весеннее солнышко, что происходит?
Дети
называют признаки прихода весны.
Ведущий: Ребята, а
может так случиться так, что солнышко утром не встало?
Дети: Нет!
Ведущий: А мы с
ребятами вам покажем сказку, в которой солнце однажды не встало. Что же
случилось потом, мы с вами узнаем. Но у меня для вас одно задание: назовите
сказку, очень похожую на нашу. И так, мы начинаем!
А началось всё с
того, что был праздничный день. Миша и Маша с нетерпеньем ждали свою маму с
работы домой, чтобы поздравить её с праздником 8Марта.
Сцена№1.
Под
веселую музыку моют посуду и поют
Маша и
Миша (поют): Всё
я в доме приберу, вымою посуду
Даже пол подмести
я не позабуду…
Оба берут
к веник, тянут его и ломают
Миша: Вот так,
Маша, постарались!
Напекли,
наубирались!
Маша: Чем же
будем убирать!
Похвалы нам не
видать!
Ещё больше стало
дел!
Ой-ой-ой, пирог
сгорел!
Бегут к
плите. Открывают духовку.
Миша: Как же
мама всё успевает?
Гладит, моет,
убирает.
Обойди хоть целый
свет
Лучше нашей мамы
нет!
Звенит
звонок. Дети быстрее собирают прутики от веника. Входит мама.
Мама:
Ах, какая чистота!
Ах, какая красота!
Ах, как пахнет
пирогом!
В свой ли я попала
дом?
Миша: Мама,
мама, мы старались
И пекли и
убирались.
Только Маша, как
всегда,
Перепортила дела.
Маша: Нет, не я,
а это Миша!
Мама: Да
постойте, дети, тише!
От всей души
благодарю,
Мои родные, за
старанье…
Не важно, что не
получилось-
Мне дорого
внимание!
Поздно, вам пора в
кровать!
Будем сказочку
читать!
Дети
ложатся в кровать. Мама берет книгу Чуковского.
Миша: А какую?
Маша: А какую?
Звучит
колыбельная из сборника «Классика для детей». Мама садится на стул.
Мама: Сказку
самую простую
Про лесных зверят
весной,
Про медведя под
сосной,
Про огромного Сома
И как в лес пришла
Весна.
Музыка
усиливается. Дети засыпают. Мама прикладывает палец к губам и уходит.
Ведущий: Не успели
дослушать сказку до конца….И снится им удивительный сон, как они попали в лес и
стали героями сказки, которую они давным — давно выучили наизусть, но очень
любили, когда её читала мама…
Дети тихо
встаю, уходят менять костюмы: Маша- Солнце, Миша – Медведь.
Сцена№2
Звучит
вступление песни Солнца.
Ведущий: Солнце по
небу гуляло
И за тучу забежало…
Выходит Солнце в
окружении птиц и зайцев.
Песня
Солнца и танец Птиц, зайцев и цветов.
1.Ах, как
чудесно, как расчудесно
Ходить
вокруг большой планеты!
Ах, как
чудесно, как расчудесно
Дарить
лучи и песню эту!
Припев:
Там, где
солнце – нет места ночи
Там, где
солнце – яркий свет.
И до
темна, люблю дарить я
Жаркий
солнечный привет!
2. Ах, как
чудесно, как расчудесно
Слушать,
как щебечут птицы.
Ах, как
приятно, что из-под снега
Простой
подснежник распустился!
Припев:
Зайцы,
солнце, цветы и птицы танцуют
Припев:
поют все. Звери и цветы прощаются с солнцем
Солнце: Мне пора
идти к закату
Сяду я за той
рекой.
Завтра снова
покажусь я
Вон за этою горой.
Звучит
мотив Сома. Солнце заходит за реку, его хватает Сом.
Солнце: Ой,
спасите, помогите!
Ваше Солнце
воротите!
Сом (грозно): Я —
огромный старый Сом.
Здесь в реке мой мрачный
дом.
Посвети-ка мне
пока,
Да погрей мои
бока.
Ведущий: А сороки
– белобоки, поскакали по полям
Закричали, что
есть мочи:
Сороки: Горе,
горе, горе нам!
Воробьи: Там один
огромный Сом,
С десятиэтажный
дом
Вместе: Наше
Солнце утопил,
А быть может,
проглотил!
Сцена№3
Звучит
тема Сома.
Зайцы (трусливо):1.
Наступила темнота
2. Не ходи за
ворота.
1. Кто на улицу
попал
2 . Заблудился и
пропал!
Воробьи (плачут):
Выйди, Солнышко,
скорей!
1. Нам без
зернышка обидно-
2. В поле зернышка
не видно!
Зайцы: 1. А что
самое опасное,
Не видать Весны
нам красной!
2.Знаем, с
Солнышком она
Как с сестрой
своей дружна!
Звучит
вступление песенки Весны
Сороки: 1.
Неужели, к нам пришла Синеокая Весна?
2. Ну-ка, Заяц, к
ней беги к нам пробраться помоги!
Заяц
встречает Весну.
Песенка
Весны, Зайца и зверей.
(на мотив « Наш
сосед» муз. Зацепина)
Весна: Что
случилось, милый Зайка,
Что – то
Солнца не видать?
И в лесу
таком дремучем
Мне его не
отыскать.
Заяц: Ой,
Весна, подружка наша
Дело
видишь ли ты в чем,
Что
большой и очень страшный
Солнце
вдруг похитил Сом.
Пам, пам……горе,
горе нам….
Весна:
Надо срочно что-то делать
Я без
Солнца не могу!
Не
распустятся листочки
Будет
вечно лес в снегу!
Все звери:
Ой, Весна, подружка наша
Дело
видишь ли ты в чем,
Что
большой и очень страшный
Солнце
вдруг похитил Сом.
Пам,пам……горе,горе
нам….
Весна: Эй, вы,
звери, выходите
И Сома того
сразите,
Чтобы страшный
тот злодей
Солнце воротил
скорей!
Зайцы: 1. Эй,
товарищи — соседи
Побежим скорей к
Медведю
2. Он поможет, как
узнает,
И Сома того
поймает!
Сцена№4
Звучит
мотив Медведя
Ведущий: И бегут
они к Медведю в берлогу,
И зовут его на
подмогу,
А Медведь в
берлоге мается
И без Солнца не
просыпается.
Весна:
Выходи-ка, Медведь, поскорей
Не бросай ты в
беде зверей!
Полно лапу тебе
сосать
Надо Солнце идти
выручать!
Медведь
ревёт в берлоге.
Зайцы: 1. Стыдно
уж тебе реветь-
2. Ты не заяц, а Медведь.
Воробьи: 1. А пойди
— ка, косолапый,
Чудо- рыбу
исцарапай,
2. Разорви Сома на
части
Вырви Солнышко из
пасти!
Сороки: И тогда
оно опять будет на небе сиять!
Песня
Медведя.
( на мотив
песни « Все было» муз. Зацепина.)
Медведь: А
кто стучится там, шумит в такую рань?
Ох, не
дадут поспать! Зачем же мне вставать?
Для
пробуждения мне нужен Солнца свет…
Не буду я
вставать, нужды в том нет…
Звери: Наш
миленький Мишка, доволно тебе спать!
Нам нужно
скорее Солнце выручать!
Наш
славненький Мишка, а дело знаешь в чем?
Ведь
Солнце большое вдруг похитил Сом.
Медведь (выходит):
Вот удочка моя, её возьму друзья!
А вот
большой червяк, смотрите, вьётся как!
Бежим
скорей к реке, где прячет Солнце Сом
Что ждёт
его сейчас — не знает он.
Звери: Наш
миленький Мишка, скорее выходи!
Большая
работа ждет нас впереди! 2 раза.
Воробей: И встал
медведь!
Заяц: И зарычал
Медведь!
Сороки: И к
большой реке побежал Медведь.
Все идут
за Медведем
Все: Мы тебе,
Медведь, поможем!
Весна: Чем
сможем, чем сможем!
Сцена
№5
Ведущий: А В
большой реке тот Сом лежит
И в зубах Сома
наше Солнце горит
Увидал он зверей
давно
Да и потом
погрузился на дно.
Прижал Солнышко
хвостом и толкает его в дом.
Весна: Подходи
уж Медведь. Пора!
Доставай-ка большого
червя!
Насади – ка его на
крючок,
Чтобы Сом
проглотить его смог!
Медведь:
Разойдитесь, разбегитесь!
Эй, ребята,
берегитесь! (закидывает)
Песня
Сома.
(На мотив
песни Зацепина)
1. Ах,
какой чудесный червячок!
Как же
очутиться в речке смог?
Я его поймаю,
изловлю
Я червяков
особенно люблю.
Припев: А
подплыву-ка я да ещё посмотрю
А не
пророчит ли тот червяк беду-ду-ду.
А может
это хи, это хитренький рыбак.
Ах,
изловить мечта, меня мечтает так.
2. А если
тронусь с места я сейчас,
Солнце уплывает
наверх тот час.
Ну, если
мне лежать на дне,
То червяк
достанется не мне.
Припев.
Ведущий: Очень
жадный, страшный Сом
С десятиэтажный
дом,
Изогнулся,
изловчился
На крючке он
очутился.
Медведь: Всё!
Держитесь за удило,
И тяните что есть
силы!
Все: Мы тебе
Медведь поможем
Чем сможем, чем
сможем!
Медведь: Вспомните
про сказку « Репка»
И тяните
крепко-крепко! Раз-два! Раз-два! (Тянут Сома)
Ведущий: И
взмолился бедный Сом
С десятиэтажный
дом.
Сом: Эй, вы
звери отпустите!
Все: Не-е-ет!
Сом: Своё
солнце лучше заберите!
Все: Отпусти
его злодей!
И не зли ты нас
зверей!
Сом: Отпускаю,
отпускаю, его видеть не желаю!
Звучит
мотив Солнца. Солнце поднимается из реки.
Солнце: Вам тепло
своё дарю!
Вас, друзья
благодарю!
Все Медведю
помогали
Меня вместе
выручали.
(к Весне)
Здравствуй, милая Весна,
Радо видеть я
тебя.
Будем вместе мы
опять,
Всю природу
украшать,
Песня
Солнцу и Весне.
(Муз. Зацепина)
1.Здравствуй,
наше солнце золотое!
Здравствуй,
небо голубое!
Распрощались
мы с холодным снегом
И с
метельною зимой.
Припев:
Знай, пришла она
Ранняя
весна.
Лучшая
пора, что зовут весною.
Будут нам
опять
Птички
щебетать,
Мотыльки
порхать.