Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.
По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.
Малышам
«Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне
Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.
Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.
«Только все вместе» Лоренца Паули
Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.
Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.
Ребятам постарше
«Вратарь и море» Марии Парр
Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.
Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.
«Тео — театральный капитан» Нины Дашевской
Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.
Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.
Подросткам
«Двенадцать зрителей» Инны Манаховой
Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.
Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.
Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.
«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна
Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.
Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.
В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.
Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей
Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».
Тема урока: В. Даль «Девочка Снегурочка» (первый урок).
Цели: знакомство с авторской сказкой с опорой на знания народной сказки, формирование навыка моделирования обложки, обучение работе с текстом, выборочному чтению, умению работать в парах, в группе.
Задачи:
1.Образовательные:
— продолжать знакомство с авторскими (литературными) сказками;
— формировать навык беглого осознанного чтения;
— формировать умение работать с учебным текстом.
2. Развивающие:
— развитие мышления: учить сопоставлять, выделять главное;
— развитие монологической и диалогической речи;
— развитие выразительного чтения;
— развитие памяти;
— развитие эмоциональной сферы.
3. Воспитательные:
— воспитание трудолюбия, умения работать в паре;
— воспитание доброжелательности.
Планируемые результаты УУД:
-
Предметные: развивать умение слушать художественный текст, различать литературные жанры, развивать навык осознанного чтения
-
Метапредметные: а) регулятивные- формировать умение высказывать свое отношение к произведению; б) познавательные- продолжать знакомство с авторскими сказками, устанавливать связи между героями и событиями; в) коммуникативные- учиться работать в малых группах, учить формулировать полные ответы, выслушивать мнения других людей
-
Личностные: оценивать личные достижения и достижения других, формировать нравственные понятия о добре и зле.
Оборудование:
-
учебник «Литературное чтение», 2 класс, часть 1, автор Л.А.Ефросинина, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2016 г.,
-
тетрадь «Литературное чтение» №1, 2 класс, автор Л.А.Ефросинина, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2016 г.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
-
Актуализация (подготовка к восприятию нового материала) .
-Давайте вспомним с вами такое понятие как «фольклор». Что оно значит? (устное народное творчество)
-Какие произведения фольклора нам известны? (пословицы, загадки, песенки, потешки, сказки…)
-Какое самое любимое фольклорное произведение у детей? (сказки)
-Какие бывают сказки? (народные и авторские или литературные)
-Послушайте фрагмент из сказки и определите ее название и автора:
1) «Разыгрались девушки, разожгли костер, стали через него прыгать. Подошла и она к костру, стоит, дрожит. Подружки торопят.
2) Разбежалась она, прыгнула. Зашумело над костром, застонало, и не стало девицы. Только белый пар облачком в небо полетел».
(читают текст две ученицы)
-Определили? (Русская народная сказка «Снегурочка»)
-Откуда вы знаете эту сказку? (родители, бабушка, мультфильм, учитель)
-Какие герои в сказке? (старики, Снегурочка, девушки-подружки)
-Как вы думаете, а есть ли авторская сказка про Снегурочку? (да,нет)
-Хотите узнать?
-
Знакомство с новым материалом
Откройте учебник на с.144 и прочитайте название нового произведения:
В.И.Даль «Девочка Снегурочка»
-Что общего? (Героиня Снегурочка)
-Будет ли отличаться? (да, потому что авторская)
-Какой литературный жанр? (сказка, потому что волшебная героиня, в жизни нет Снегурочки)
—Моделирование обложки. Что укажем: автор, название, сказка-круг, синий цвет-волшебная)
-Подберем однокоренные слова к слову Снегурочка (на доску вывешиваем таблички: снег, снеговик, снежок, снегопад, снежная)
Владимир Иванович Даль, автор сказки, собирал однокоренные слова, пословицы, поговорки и другие произведения фольклора. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», на который затратил 53 года.
-Как вы думаете, все ли слова в сказке нам будут понятны? Почему? (жил давно, слова устарели).
4.Словарная работа.
-Как же нам определить значение незнакомых устаревших слов? (толковый словарь)
Попробуйте найти толкование слова «ветОшка»
Ветошка – лоскут старой ткани.
Кабы – если бы.
Пестовать – нянчить, лелеять, заботливо воспитывать.
Как по маслу- легко, без каких-либо затруднений.
Умаливать-умолять, просить.
Вешнего – весеннего.
Пушняк-хвост (пушистый хвост).
Кокурочка – булочка, булка.
Кузовок – плетёная корзиночка для ягод и грибов.
Лобызала – целовала.
Хлевушек (хлев) – помещение для животных.
5.Первичное восприятие сказки В. Даля «Девочка «Снегурочка» (слушание)
учитель читает с.144-150
6. Беседа после первичного восприятия
— Кому понравилось произведение?
— Что понравилось? Когда волновались, переживали?
-Похожа на народную сказку? (да-название, герои некоторые, появление Снегурочки; нет-авторская, есть другие герои, конец сказки другой). Почему есть различия? (авторская)
-Какие герои в сказке Даля? (старики, Снегурочка, дувицы-подруженьки, Жучка, Лиса, Волк, Медведь)
-Кого можно назвать положительным героем? Почему?
-А Лисица? (отрицательный герой) Докажите (Жучку подвела, Снегурочку хотела заманить )
-Услышали устаревшие слова? У кого был пушняк? (хвост Лисицы)
-Кого называли кокурочкой? (Снегурочку)
-Кто и кого лобызал? (целовали)
-Какие испытания выпали на долю Снегурочки?
-Чтобы произошло, если бы Жучка не помогла Снегурочке?
7. Физминутка.
В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились.
8.Работа с произведением, выборочное чтение.
-с.144 В какое время года происходит событие? Докажите словами из текста.
-О чем печалились старики?
-Что случилось с Жучкой? Почему ее выгнали?
-Куда и почему попала Снегурочка?
-Что произошло бы, если Снегурочка не пошла бы за ягодами?
-Почему Снегурочка не приняла помощь зверей?
-Чем окончилась сказка?
9. Работа в парах в тетради, картинный план.
Откройте тетрадь на с.66, рассмотрите иллюстрации и определите порядок событий, проставьте цифры и выберите «ключевые» слова.
-В какой работе нам это пригодиться? (пересказ)
Проверка работы по эталону (на доску вывести)
10. Подведение итога урока. Рефлексия.
— С каким произведением познакомились? Почему говорим, что это сказка?
— Кто автор сказки?
-Подберите из слов подходящие к сказке (на доске на карточках слова на этическую тему: хитрость, верность, жадность, доброта, помощь, честность, злоба)
— «Сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу урок». Какой урок дает нам В.Даль ? (верность, дружба, помощь, взаимовыручка)
-Поднимите руки и хлопните в ладоши те, кому понравился урок. Чем, что именно?
-Поднимите руки те, у кого что-то не удалось? Над чем еще нужно потрудиться?
9. Домашнее задание
Задание на дом по выбору: 1)учебник с. 144-150 чтение по ролям; 2) ТПО с.66 подготовить краткий пересказ по картинному плану в тетради; 3) придумать свою сказочную историю о Снегурочке.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/449515-dal-devochka-snegurochka