Сказка про князя владимира

6 декабря 2021 г. 13:38 6 декабря 2021 года, в день памяти благоверного великого князя александра невского, в схиме алексия

В день памяти благоверного князя Александра Невского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве

6 декабря 2021 г. 13:38

6 декабря 2021 года, в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

В течение всего 2021 года в России и ряде других стран проходили торжества, посвященные 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского. Богослужением в Храме Христа Спасителя завершилась основная часть юбилейных торжеств.

Перед началом богослужения протоиерей Михаил Рязанцев перенес в алтарь ковчег с частицей мощей святого Александра Невского, хранящийся в Храме Христа Спасителя. В июне-августе 2021 года в рамках празднования 800-летия со дня рождения благоверного Александра Невского по благословению Святейшего Патриарха Кирилла состоялось четыре масштабных крестных хода по городам России и Белоруссии. Этот ковчег был главной святыней одного из них — так называемого Исторического крестного хода, который прошел по местам жизни и деятельности благоверного князя, а также по маршруту перемещения святых мощей святого Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург в 1723 году. 

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Ювеналий (Поярков); митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения; митрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре; епископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; иерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской области; духовенство г. Москвы.

На богослужении присутствовали: заместитель председателя Правительства РФ, председатель государственного Оргкомитета по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского Д.Н. Чернышенко; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А. Гаврилов; директор Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства РФ Д.В. Молчанов; генеральный директор Уральской горно-металлургической компании, сопредседатель Попечительского совета программы «Александр Невский» Фонда Андрея Первозванного А.А. Козицын; председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин; председатель Попечительского совета Благотворительного фонда равноапостольного князя Владимира В.Е. Бабий; первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, заместитель главы Всемирного русского народного собора А.В. Щипков; члены государственного Оргкомитета по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского.

За Патриаршим богослужением пел сводный хор финалистов I Патриаршего Международного фестиваля духовной музыки «Свет Христов» под руководством А.А. Пузакова, заместителя председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, и В.А. Волковой, ответственного секретаря Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения. Общий состав певчих (210 человек) был поделен на два хора и пел за богослужением на балконах антифонно. В состав сводного хора вошли:

  • Архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора, г. Минск;
  • Архиерейский хор Ярославской епархии;
  • Архиерейский хор Преображенского кафедрального собора, г. Белгород;
  • Хор кафедрального собора святителя Николая, г. Вена;
  • Праздничный хор Свято-Троицкого кафедрального собора, г. Железногорск;
  • Камерный хор «AVES» Сызранской епархии;
  • Камерный хор «Благая Весть», г. Москва;
  • Хор Свято-Троицкого собора, г. Моршанск;
  • Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии;
  • Концертный хор Вознесенской Давидовой пустыни «Держава»;
  • Самарский Губернский хор «София» (Архиерейский хор Самарской епархии).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от распространения коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах: «Призри, Владыко Человеколюбче, на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся скоро услыши и помилуй».

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

Проповедь перед причастием произнес иерей Владислав Мишин, и.о. настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Бибиреве г. Москвы.

По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл вынес из алтаря ковчег с мощами благоверного князя Александра Невского, благословил мощами участников богослужения и возложил святыню на аналой в центре храма. Был совершен молебен святому Александру Невскому.

Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Далее состоялось вручение церковных наград. Указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к помощи и трудам по проведению юбилейных торжеств по празднованию 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского наград Русской Православной Церкви были удостоены:

  • председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон — ордена благоверного князя Александра Невского II степени;
  • заместитель председателя Правительства РФ, председатель государственного Оргкомитета по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского Д.Н. Чернышенко — ордена благоверного князя Александра Невского II степени;
  • председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин — ордена благоверного князя Александра Невского II степени;
  • генеральный директор Уральской горно-металлургической компании, сопредседатель Попечительского совета программы «Александр Невский» Фонда Андрея Первозванного А.А. Козицын — ордена благоверного князя Александра Невского II степени;
  • директор Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства РФ Д.В. Молчанов — ордена благоверного князя Александра Невского III степени;
  • председатель Попечительского совета Благотворительного фонда равноапостольного князя Владимира В.Е. Бабий — ордена благоверного князя Александра Невского III степени.

Во внимание к усердным трудам и в связи с 30-летием начала трудовой деятельности в Московской Патриархии Святейший Патриарх Кирилл вручил протопресвитеру Владимиру Дивакову Патриарший памятный крест с украшениями. Вручая награду отцу Владимиру, Святейший Владыка сказал:

«Вы со смирением и одновременно с очень большой ответственностью несете свое служение в качестве секретаря Патриарха Московского и всея Руси. Помню, как Вы трудились при моем блаженнопочившем предшественнике, отдавали свои силы и время для этого служения. И я благодарю Вас за то, что после моего восшествия на Патриарший престол Вы продолжили свое многополезное служение, помогая мне, особенно в управлении градом Москвой.

Град Москва — это множество храмов, монастырей, это тысячи священнослужителей. Конечно, сразу всех не запомнишь, тем более не разберешься сразу, что за люди, как они служат, кого награждать, кого пожурить. И поэтому Патриарх нуждается в священнослужителях, которые хорошо знают церковную жизнь Москвы и во многом помогают Патриарху принимать правильные решения. Среди них Вы — первый, Вы являетесь секретарем, ответственным за принятие многих решений, и я сердечно Вас благодарю за Ваш беззаветный труд, за Вашу верность Церкви и Патриарху, за то, что Вы никогда не считаетесь ни со своим временем, ни со здоровьем, ни с прочими обстоятельствами, которые иногда становятся поводом для того, чтобы уклониться от каких-то важных дел. Выражаю Вам свою признательность и вручаю этот Патриарший крест в память о сегодняшнем событии и в благодарность за Ваши труды».

Также Святейший Патриарх Кирилл в завершение поблагодарил участников сводного хора, который пел за Патриаршим богослужением:

«Хотел бы поблагодарить хоры, которые сегодня так великолепно пели. Наш фестиваль «Свет Христов» действительно стал важным духовным и культурным событием в жизни Церкви и Первопрестольного града. Сожалею лишь о том, что обстоятельства, связанные с пандемией, сокращают количество верующих, посещающих храмы. Это понятно: кто-то опасается заболеть, хотя, конечно, меньше всего нужно опасаться заболеть в храме. Во-первых, здесь благодать Божия; во-вторых, соблюдается определенный порядок, чтобы люди не входили в очень тесное соприкосновение и чтобы храм не был местом распространения инфекции. Но даже несмотря на то, что количество людей сегодня ограничено, прозвучала прекрасная церковная музыка в исполнении хоров, которые участвуют в этом фестивале. 

Благодарю всех исполнителей и призываю на всех вас Божие благословение. Еще раз поздравляю с праздником, с великим днем — 800-летием со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, великого угодника Божиего, великого полководца и правителя земли нашей!»

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

“Князь Владимир” – мультфильм с трудной судьбой, пробивавший себе дорогу на экраны с упорством, достойным былинного героя.

vladimir1Сначала аниматоры впряглись в эту работу с внушающим уважение упорством (помнится, первые кадры показывали по телевидению не то пять, не то шесть лет тому назад), потом внезапно закончилось финансирование, из-за чего съемки пришлось приостановить. Потом, по прошествии долгого времени, денег на него дали, причем дали столько, что мультфильм пришлось переделать, чтобы он стал еще красивее. И все это время создатели “Князя” с затаенной гордостью утверждали, что их мультфильм представляет собой отнюдь не обычную историко-приключенческую развлекалочку, а некое возвращение к историческим корням, демонстрацию богатого исторического наследия и нравственное наставление для юношей и юниц.

Пафос создателей мультфильма уже тогда вызывал некоторое недоумение. Довольно затруднительно было представить исторического князя Владимира в роли Славянина с кладенцом, который покажет всем этим Шрекам, Муланам и прочим Покахонтас, что такое Настоящая Славянская Духовность. А уж о том, какой нравственный урок смогут извлечь юноши и юницы из внутрисемейных разборок Рюриковичей, страшно было даже и подумать. Оставалась, правда, еще возможность того, что особо разнузданные факты биографии Владимира будут заретушированы, а основной упор будет сделан на собирание русских земель, оборону от злобных кочевников, ну и, конечно, крещение. Это могло бы стать не самым плохим прочтением старой истории, в конце концов, и сам Эйзенштейн в “Александре Невском” изрядно отступил от исторической правды, но это не помешало ему создать историко-военный и пропагандистский шедевр. В общем, надежды на “Князя Владимира” возлагались немалые, сообщения о съемках воспринимались со всё возрастающим интересом, а постоянные отсрочки премьеры здорово раздражали. Оставалось утешать себя любимой фразой древнерусских долгостройщиков: “скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

Но вот наконец-то дело дошло до точки, и мультфильм вышел в широкий прокат. Честно говоря, первой мыслью после просмотра у меня было: “лучше бы он и дальше оставался в состоянии почтиготовности”. Уж лучше бы и дальше создатели “Князя Владимира” кормили публику рассказами о грядущем прорыве в российской анимации, об исторических корнях и нравственных уроках, показывали рекламные ролики и давали интервью, но до премьеры дело не доводили. По недостаткам мультфильма я еще пройдусь; вначале все-таки следует отметить его достоинства, а таковых я вижу ровно два: саундтрек и рисунок.

Саундтрек мультфильма составлен в основном из неофолковых композиций с дудками, гуслями и прочими народными инструментами, слегка подшлифованными на компьютере, что, впрочем, им не слишком вредит. Вся музыка, даже финальная песня в исполнении группы “Любэ”, слащавая до приторности, четко соответствует происходящему на экране и грамотно создает нужное настроение. Так что за музыку можно поставить твердую четверку, а то и пятерку с минусом (все-таки без компьютера было бы натуральней).

Что же до графики, то нарисован «Князь Владимир» очень неплохо, хотя и несколько эклектично по стилю. Три источника и три составных части рисунка видны невооруженным взглядом:

1) в батальных сценах и общих планах с использованием трехмерной графики (особенно в плавании на лодке среди осенних деревьев) чувствуется влияние аниме, причем новейшего аниме вроде Air или замечательных работ Макото Синкая.

2) сцены на природе с птичками-белочками-зайчиками перерисованы с диснеевских мультиков и с картин русских пейзажистов.

vladimir23) при разработке дизайна персонажей, представленных накачанными шкафообразными мужиками и обильно фигурными… э… дамами, похоже, использовалось эстетическое наследие Ральфа Бакши, причем еще и в гротескно преувеличенном виде. Правда, на наших персонажах одежды побольше, чем это было у Бакши, только вот движения у большинства персонажей остались такие же: надменнно-самоуверенные у мужчин и плавно-вульгарные у женщин.

Стили эти друг с другом сочетаться никак не хотят, да, похоже, аниматоры и не старались их как-то объединить, а просто бездумно складывали вместе приемы из совершенно разных жанров мультипликации, как детской, так и взрослой. В результате остается непонятным, а на кого же вообще это зрелище было рассчитано: на любителей кровавого угара и прочих плотских удовольствий, на поклонников холодных трехмерных красот или же на романтиков, тающих при виде дубрав и лужаек?

Впрочем, вопрос о том, для кого снимался этот мультфильм, посещал меня в течение просмотра не раз и не два. И мне почему-то кажется, что и сами авторы вряд ли сумели бы на этот вопрос ответить. Похоже, они слишком уж сильно хотели совместить в своем произведении сказку, исторический боевик и пресловутую “славянскую духовность”, но в итоге не получили ни того, ни другого, ни третьего. Для сказки здесь слишком много сюжетных линий, политических интриг и попыток прорисовать сложную психологию персонажей. Для исторического повествования – слишком много натяжек и упрощений. А о духовности авторы и вовсе имеют весьма смутное представление.

vladimir3Тяжело представить себе, что междоусобица между русскими князьями была вызвана всего лишь совместной интригой предводителя кочевников Кури и злобного жреца Кривжы, что для объединения русских земель всего лишь надо было провести совместное жертвоприношение Перуну или что решение о браке между новгородским князем и византийской царевной могло было принято столь запросто, как это показано в мультфильме. Немалую оторопь вызывает и весьма вольное обращение авторов мультфильма с древнерусской географией. Порой создается такое впечатление, что Новгород, Киев, Константинополь и избушка старика Бояна находятся друг от друга на расстоянии двух, максимум трех дней пути, настолько запросто герои между ними перемещаются. Один раз герои пересекаются каким-то уж совсем непонятным способом. Византийские послы плывут в Новгород, естественно, через Киев. Незадолго до прибытия в Киев на них нападают кочевники; спасается один лишь мальчик Алексей. Он плывет по реке и выплывает… аккурат к лагерю князя Владимира, который движется с войском из Новгорода в Киев. Так что получается либо Алексей как-то ухитрился проплыть мимо Киева, либо Владимир каким-то хитрым стратегическим маневром обогнул цель своего пути. Но ни про то, ни про другое в мультфильме упоминаний нет.

Можно еще долго перечислять непонятные и нелогичные места в сценарии мультфильма, провисающие сюжетные линии, глупые и пошлые шутки, но, по-моему, основная беда мультфильма все же не в этом. Сюжетные натяжки и исторические неточности не такая уж и редкость для легенды; этим страдали и ирландские саги, и русские былины, да что там саги и былины, у самого Толкина и во «Властилине колец», и в “Сильмариллионе” (а это ведь тоже попытка соединить сказку с историей) можно при желании найти немало ляпов, но все-таки и в сагах, и в былинах, и уж тем более у Толкина присутствуют и стройность изложения, и единство стиля, и слаженность композиции, и четкое понимание того, для каких именно целей создавался тот или иной текст. А вот в “Князе Владимире” подвисает именно та часть, которую создатели мультфильма особо выделяют и называют основным посланием своего произведения, а именно духовность, патриотизм, нравственность, в общем, “предками данная мудрость народная”, как поется в современном варианте советского гимна.

Патриотическая идея в мультфильме до определенного момента выглядит вполне логично. Главные задачи князя – объединение земель русских, прекращение междоусобиц и противостояние внешним врагам. У внешних врагов главные задачи, соответственно, противоположные – вызвать междоусобицу среди князей, а потом вдоволь пограбить распавшуюся страну. Как и положено, для своих целей внешние враги прибегают к услугам врагов внутренних. В данном случае в роли такого врага выступает жрец Перуна Кривжа, точнее говоря, бывший жрец. Кривжа еще в самых первых эпизодах мультфильма убил своего учителя, чтобы завладеть его посохом и его силою, то есть “перешел на темную сторону Силы”, отказался от служения Перуну и торжественно объявил, что отныне он будет полагаться только на себя и искать власти только для себя (этот образ, как я понимаю, символизирует собой вольтерянца-богоборца, каким его представляют себе патриоты-государственники).

Затем Кривжа зачем-то влезает в интриги кочевников против русских. Какой ему с этого профит, понять невозможно, создается такое ощущение, что он просто очень хочет уничтожить молодое российское (в смысле, молодое древнерусское) государство и готов для этого на любую подлость. При этом сам он предпочитает загребать жар чужими руками и в драку лезет только в самых крайних случаях, когда другие методы уже не работают. Действует Кривжа в основном клеветой и обманом, то есть, как ныне принято выражаться, “использует грязные политтехнологии с целью ниспровержения существующего строя”, опять же, ведет себя именно так как, по мнению патриотов-государственников, ведут себя все без исключения вольнодумцы, анархисты и либералы.

Что же касается духовности, то и здесь авторы мультфильма проявили себя в полной красе. По всей вероятности, изначально предполагалось, что в этом произведении будет в полной мере отражено перерождение распутного и жестокого князя Владимира и последующее торжество христианства над славянским язычеством. Для этого в сюжет включается линия с мальчиком Алешей (намек на младшего из братьев Карамазовых, надо понимать), который сначала становится свидетелем сговора между внутренними и внешними врагами древнерусского государства, потом попадает в рабство к кочевникам, потом, выкупленный из рабства византийским послом, оказывается в Константинополе и играет на дудочке по просьбе царевны Анны, на пути домой попадает в засаду кочевников, чудом спасается, получив в качестве прощального подарка от посланника Евангелие… Уфф… Не жизнь, а сплошное приключение.

vladimir4Понятно, что именно на этого мальчика-который-много-раз-выжил и возлагается почетная миссия по проповедованию Божьего слова среди темных язычников. При этом никаких знаний и навыков для такой проповеди у Алексея нет, а на одной лишь доброте и кротости в таких делах далеко не уедешь. Впрочем, создатели фильма, как вскоре выяснилось, и не собирались давать Алеше возможность для проповеди. Потому что в сюжете внезапно (так и хочется сказать “как черт из коробки”) появляется добрый жрец бога Рода и вступает с Алешей в крайне занимательную дискуссию по вопросам религии. Жрец упирает на то, что бог Род един, но проявляет себя по разному (“всех нас создал Род и все мы живем при Роде”) и на то, что все люди – божьи дети. Растерявшийся Алеша в ответ выдает, что Христос принес благую весть, которая состоит в том, что “Бог есть любовь”. Бедный Алеша. По одному этому высказыванию можно сразу понять, что ни он сам, ни сценаристы этого “высокодуховного шедевра” не посещали не то что семинарию, но даже воскресную школу.

Иначе бы знали, что Благая Весть – это не просто учение о Божьей любви, не просто красивые слова, произнесенные иудейским учителем, нет, Благая Весть состоит в том, что Иисус Христос доказал людям, что Бог – есть любовь. Доказал Своею смерть на кресте и своим Воскресением, по слову апостола Павел, “если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.” (1 Кор.15:14). Но Алеша ни про распятие, ни про Воскресение так и не вспоминает, а ближе к финалу он уже и вовсе относится к Баяну как к учителю и союзнику в борьбе с силами зла в лице бунтаря-богоборца Кривжы. Вот такое интересное прочтение истории христианства на Руси получается. Вместо борьбы христианства с язычеством намечается их слияние в некую новую синкретичную религию, в которой место Бога-Отца, по всей видимости, займет Род, Иисус Христос будет объявлен пророком-жрецом Рода, ну а дальше наступит полная благодать и взаимопонимание. Мало того, по мультфильму получается, что проповедь учения Христова (о котором сценаристы имеют весьма смутное понятие) на русской почве невозможна без бодрой поддержки со стороны местных божеств и их служителей.

На самом деле, я сильно сомневаюсь в том, что авторы действительно хотели устроить проповедь политеизма и межрелигиозного экуменизма; слишком уж топорно сработаны “духовные” эпизоды мультфильма. Похоже, режиссер потребовал от сценаристов обеспечить “духовность” мультфильма любыми средствами – ну вот они и обеспечивали, как могли. Только вот оказалось, что когда надо показать “русскую духовность”, не прибегая к традиционному ряду образов (купола-свечи-иконы-монахи), у мультипликаторов сразу уходит почва из-под ног, и они начинают хвататься за все, что выплывет из глубин подсознания. А там, в глубинах, живут некие смутные осколки различных верований и представлений, среди которых особо выделяется то, что религия – это когда человек верит во что-то надмирное (неважно, будет ли это Абсолют, Вселенский Разум, Иегова или Перун), слушает учителей (гуру, жрецов, авторитетов), любит родину и ненавидит смутьянов, которые не верят ни во что надмирное, не слушают учителей и не любят родину. Представления эти, еще раз повторю, до крайности запутанные и совершенно не систематизированные, впрочем, как и представления об истории, географии и политике.

Печально, что «Князь Владимир» оказался очередной пустышкой, окрашенным гробом, привлекательным лишь снаружи, а внутри полным костей смрадных. На основе тех исторических событий, о которых пытается повествовать мультфильм, можно было нарисовать мощное и красивое полотно о том, как “слабое и унылое” христианство побеждает воинственных богов языческого пантеона, как склоняются перед Распятым земные цари, как братоубийца и прелюбодей становится защитником веры. Но, увы, прекрасный замысел в очередной раз полностью загублен бездарным исполнением.

Все-таки рано еще нашим авторам всерьез браться за легенды и за духовное наставничество. Пусть уж лучше рисуют пародийный трэш типа “Алеши Поповича и Змея Тугарина”, лишь бы в историю не лезли.

Обупликовано 04.04.2006 г.

В Северодвинске состоялась церемония принятия в состав ВМФ атомных подводных лодок проектов 955А («Борей-А») «Князь Олег» и 885М («Ясень-М») «Новосибирск». По словам Владимира Путина, новые ракетоносцы повысят боевой потенциал Тихоокеанского флота и будут обеспечивать безопасность РФ. Эксперты отмечают, что российский флот планомерно обновляется современными подлодками, строительство которых доступно считаным странам в мире.

Накануне в Северодвинске прошли торжественные церемонии передачи военно-морскому флоту атомных подводных ракетоносцев «Князь Олег» и «Новосибирск». В рамках расширенной коллегии Минобороны РФ Владимир Путин по видеосвязи дал старт церемонии поднятия флагов. На месте, в Архангельской области, присутствовали главнокомандующий ВМФ Николай Евменов и замминистра обороны Алексей Криворучко.

«Сегодня на атомных подводных лодках «Князь Олег» и «Новосибирск» поднимаются военно-морские флаги, новые ракетоносцы входят в состав военно-морского флота», — сказал президент.

Он поблагодарил трудовой коллектив предприятия «Севмаш», где были построены крейсеры, напомнив, что «Князь Олег» является носителем баллистических ракет «Булава», а «Новосибирск» — крылатых ракет «Калибр» и «Оникс».

«В ближайшее время «Князь Олег» и «Новосибирск» пополнят состав Тихоокеанского флота и заметно повысят его боевой потенциал, будут обеспечивать безопасность России, надёжную защиту наших национальных интересов в Мировом океане», — подчеркнул Путин.

Глава государства отметил, что эти АПЛ стали первыми серийными кораблями своих проектов. Президент добавил, что строительство субмарин проектов 955А и 885М продолжится — «Севмаш» передаст ВМФ РФ ещё пять «Бореев-А» и шесть «Ясеней-М».

«Мы будем наращивать темпы обновления военно-морского флота, строить современные надводные и подводные корабли разных проектов и классов, одновременно развивать береговую инфраструктуру и, конечно, укреплять социальные гарантии военнослужащих, повышать престиж военных профессий», — заявил Путин.

Напомним, в декабре 2020-го замглавы Минобороны Алексей Криворучко сообщил, что производственные мощности завода «Севмаш» до 2027 года будут загружены заказами военного ведомства. Предприятию предстоит ежегодно передавать ВМФ по одной атомной подлодке проектов «Борей-А» и «Ясень-М».

«Князь Олег»

«Князь Олег» — первый серийный стратегический подводный ракетоносец, произведённый по модернизированному проекту 955А.

В 2013 году министр обороны Сергей Шойгу назвал АПЛ четвёртого поколения проекта «Борей» будущей основой морского компонента российских стратегических сил.

61c1f30c02e8bd04286de4ba

  • Торжественные церемонии передачи Военно-морскому флоту кораблей «Новосибирск» и «Князь Олег» прошли в день рождения «Севмаша»
  • © Пресс-служба АО «ПО «Севмаш»

Создание подлодок этого типа началось ещё в СССР в конце 1970-х годов. Однако в 1990-х проект был заморожен и возобновлён только в 2000-х годах.

Вместе с постройкой подводных крейсеров серии 955 «Борей» в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» шли работы по модернизации этого проекта. Он получил название 955А «Борей-А», а у проектируемых и строящихся в его рамках подлодок изменились как внешний облик, так и характеристики в целом.

Информации об отличиях проекта «Борей-А» от оригинальной версии в открытом доступе практически нет. Ранее ряд специализированных СМИ предположили, что улучшения, скорее всего, затронули акустическую и магнитную заметность кораблей. Помимо этого, эксперты допускали, что модернизации подверглись средства управления, связи и гидроакустики, а также условия жизнедеятельности экипажа.

Также по теме

Пуск ракеты «Циркон»
«Новая геополитическая реальность»: как современное оружие усиливает безопасность России

Президент России Владимир Путин провёл заключительную встречу в осенней серии совещаний на оборонную тематику с участием военных,…

Подлодки проектов 955 «Борей» и 955А «Борей-А» несут по 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава». Они обладают возможностью так называемого сухого старта — перед пуском шахта, откуда вылетает ракета, не заполняется водой. Это свойство позволяет уменьшить вероятность обнаружения подлодки гидроакустикой противника.

Кроме того, «Булаву» можно запускать из-под толщи арктического льда без необходимости предварительно проламывать его.

Крейсер «Князь Олег» был заложен в июле 2014 года, а спущен на воду — в июле 2020-го. В рамках государственных испытаний стратегический ракетоносец в октябре 2021-го выполнил успешную стрельбу баллистической ракетой «Булава» из Белого моря по полигону Кура на Камчатке.

«Новосибирск»

В свою очередь, «Новосибирск» — первая серийная многоцелевая атомная подводная лодка четвёртого поколения проекта 885М «Ясень-М», оснащённая крылатыми ракетами.

Она была заложена в июле 2013 года и спущена на воду в декабре 2019-го. В данный момент на предприятии «Севмаш» на разных стадиях строительства находятся шесть АПЛ проекта 885М, а уже готовая субмарина К-571 «Красноярск» была спущена на воду в конце июля 2021-го и готовится к испытаниям.

61c1f38102e8bd04286de4bd

  • Прибытие АПЛ К-561 «Казань» проекта 885М «Ясень-М» к месту постоянного базирования в Мурманской области, июнь 2021 года
  • РИА Новости
  • © Павел Львов

Как и в случае с подлодками проектов «Борей-А», точные тактико-технические характеристики кораблей «Ясень-М» официально не разглашались. Однако, как отмечают специализированные издания и эксперты, по массе, габаритам, ударному вооружению, конструктивным и скоростным свойствам они не сильно отличаются от АПЛ проекта 885.

Отличия касаются главным образом бортового оборудования — электронной аппаратуры и гидроакустических средств.

Также по теме

Пуск ракеты «Булава»
«Неуязвимы для любых систем ПРО»: как ракеты «Булава» усиливают морской компонент ядерной триады РФ

Российские межконтинентальные баллистические ракеты Р-30 «Булава» неуязвимы для любой системы ПРО, заявил начальник штаба командования…

Основу арсенала этих АПЛ составляют крылатые ракеты «Калибр» и сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс». Основная задача подводных лодок «Ясень» — отслеживание и уничтожение как подводных крейсеров стратегического назначения, так и надводных и даже наземных целей.

«Ясень» оснащён восемью вертикальными шахтами, которые обеспечивают возможность залповой стрельбы высокоточными крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс». Кроме того, лодка оснащена десятью торпедными аппаратами.

Новое поколение

Военный эксперт Юрий Кнутов отметил в комментарии RT, что приём в состав Тихоокеанского флота сразу двух подводных лодок такого класса значительно усилит его боевые показатели и стратегические возможности.

«Это большое достижение, российский флот резко усилит свой боевой потенциал. И самое главное, появится возможность сдержать потенциальных противников от стремления оказывать военное давление на нашу страну. Наличие подобного рода кораблей вводит наш атомный флот в число наиболее технически совершенных», — отметил собеседник RT.

На сегодняшний день российский ВМФ опережает другие государства по мощи АПЛ, которые находятся в его распоряжении, добавил Кнутов.

«Тем более что эти подлодки, в первую очередь «Князь Олег», являются морским компонентом ядерной триады России. Таким образом у нас появляется определённое преимущество за счёт того, что наша триада имеет более современные носители стратегического оружия, более точные, более быстрые, способные преодолевать систему противоракетной обороны потенциального противника», — подчеркнул военный эксперт.

Также по теме

6112aed6ae5ac95f6c10c63a
«Сдерживать вражеский флот на большом расстоянии»: как ракеты «Циркон» и подлодки «Ясень-М» усилят ВМФ России

Новейшая российская многоцелевая атомная подлодка «Казань» модернизированного проекта 885М «Ясень-М» способна нести ракеты «Циркон»…

В свою очередь, руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов отметил в комментарии RT, что приём на вооружение таких подлодок становится особенно актуальным на фоне нынешней военно-политической обстановки.

«Плановое поступление сверхмощных и современных подводных крейсеров в ВМФ России демонстрирует, что наша страна способна создавать такие высокотехнологичные изделия, которые доступны считаному количеству государств на планете», — заявил он.

Это говорит о хорошем положении дел в ВПК страны, а сами подлодки значительно усилят возможности российского флота, добавил Михайлов.

«Эти модели атомных подводных лодок — результат конструкторских и технических работ по обновлению «Бореев» и «Ясеней». ВМФ России продолжает обновлять свой подводный компонент новым поколением АПЛ, которые значительно усилят его ударные и стратегические возможности», — заключил эксперт.

  • Сказка про ковид три ехидны под окном
  • Сказка про клавиши придумайте и напишите сказку про клавиши
  • Сказка про кленовый листок
  • Сказка про кита на котором был город
  • Сказка про квадрат и треугольник для 3 класса по математике продолжение