Сказка про ивана крестьянского сына и чудо юдо слушать

Текст сказки иван крестьянский сын и чудо-юдо: в некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у


Текст сказки «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»:

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они — не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали.
Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сыновья утешают их:
— Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть! А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он еще очень молод, чтоб на бой идти.
— Нет, — говорит Иванушка, — не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!
Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли браться дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.
Долго ли, коротко ли ехали — встречается им старый человек.
— Здорово, добрые молодцы!
— Здравствуй, дедушка!
— Куда это вы путь держите?
— Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать!
— Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные.
— А где же их достать, дедушка!
— А я вас научу. Поезжайте-ка вы, добрые молодцы, все прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе — пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные.
Поблагодарили братья прохожего и поехали прямо, как он учил. Видят — стоит гора высокая, с одной стороны большой серый камень привален. Отвалили братья тот камень и вошли в пещеру. А там оружия всякого — и не сочтешь! Выбрали они себе по мечу и поехали дальше.
— Спасибо, — говорят, — прохожему человеку. С мечами-то нам куда сподручнее биться будет!
Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят — кругом ни одной живой души нет. Все повыжжено, поломано. Стоит одна маленькая избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.
— Здравствуй, бабушка! — говорят братья.
— Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?
— Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.
— Ох, молодцы, за доброе дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил! И до нас добрался. Только я одна здесь уцелела…
Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.
Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие.
Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.
— Ну, братцы, — говорит Иван, — заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калиновый мост не пропустить.
В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел за реку Смородину — все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Лег старший брат под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.
А Иван лежит в избушке — не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине.
Смотрит — под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить. Спрятался под калиновый мост, стоит, переезд сторожит.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — подъезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.
Говорит чудо-юдо шестиголовое:
— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или вы чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!
Вышел тут Иван — крестьянский сын из-под моста и говорит:
— Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелил ясного сокола — рано перья щипать! Не узнал доброго молодца — нечего срамить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится.
Вот сошлись они, поравнялись, да так ударились, что кругом земля загудела.
Чуду-юду не посчастливилось: Иван — крестьянский сын с одного взмаху сшиб ему три головы.
— Стой, Иван — крестьянский сын! — кричит чудо-юдо. — Дай мне передохнуть!
— Что за отдых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.
Снова они сошлись, снова ударились.
Иван — крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся и спать улегся.
Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:
— Ну что, не видал ли чего?
— Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала!
Иван ему ни словечка на это не сказал.
На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.
Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калиновый мост и стал караулить.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались — подъезжает чудо-юдо девятиголовое. Только на калиновый мост въехал — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился… Чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам!
— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или чуете вы, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!
Выскочил Иван — крестьянский сын из-под моста:
— Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще посмотрим, чья возьмет!
Как взмахнул Иван своим булатным мечом раз-другой, так и снес у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил — по колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван — крестьянский сын захватил горсть песку и бросил своему врагу прямо в глазищи. Пока чудо-юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом рассек туловище на мелки части, побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся. Лег и заснул, будто ничего не случилось.
Утром приходит средний брат.
— Ну что, — спрашивает Иван, — не видал ли ты за ночь чего?
— Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пищал.
— Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу.
Привел Иван братьев под калиновый мост, показал им чудо-юдовы головы.
— Вот, — говорит, — какие здесь по ночам мухи да комары летают. А вам, братцы, не воевать, а дома на печке лежать!
Застыдились братья.
— Сон, — говорят, — повалил…
На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.
— Я, — говорит, — на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист — выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.
Пришел Иван — крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается.
Только подошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут. Конь у чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо-юдо на калиновый мост — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам!
— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: только дуну — и праху его не останется!
Вышел тут из-под калинового моста Иван — крестьянский сын:
— Погоди, чудо-юдо, хвалиться: как бы тебе не осрамиться!
— А, так это ты, Иван — крестьянский сын? Зачем пришел сюда?
— На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!
— Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной!
Отвечает Иван — крестьянский сын чуду-юду:
— Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!
Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.
Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем его жжет-палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет… А сам посмеивается:
— Не хочешь ли ты отдохнуть, Иван — крестьянский сын?
— Что за отдых? По-нашему — бей, руби, себя не береги! — говорит Иван.
Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стекла в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат.
Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов. Чудо-юдо подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил — и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю.
Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат.
В третий раз размахнулся Иван — крестьянский сын, срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил — головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в сырую землю по самые плечи…
Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась. Тут только братья проснулись, слышат — Иванов конь громко ржет да с цепей рвется.
Бросились они на конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами побежали.
Иванов конь прискакал, стал бить чудо-юдо копытами. Засвистел чудо-юдо, зашипел, начал коня искрами осыпать.
А Иван — крестьянский сын тем временем вылез из земли, изловчился и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы. Сшиб все до единой! Туловище на мелкие части рассек и побросал в реку Смородину.
Прибегают тут братья.
— Эх, вы! — говорит Иван. — Из-за сонливости вашей я чуть головой не поплатился!
Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.
Поутру рано Иван встал, начал одеваться-обуваться.
— Куда это ты в такую рань поднялся? — говорят братья. — Отдохнул бы после такого побоища!
— Нет, — отвечает Иван, — не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой кушак искать — обронил там.
— Охота тебе! — говорят братья. — Заедем в город — новый купишь.
— Нет, мне мой нужен!
Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо-юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать — не замышляют ли здесь еще чего?
Смотрит — сидят в палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются.
Первая говорит:
— Отомщу я Ивану — крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить — и с первого же глотка мертвыми свалятся!
— Это ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.
Вторая говорит:
— А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть — тут их и разорвет на мелкие кусочки!
— И ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.
— А я, — говорит третья, — напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и обернусь мягким ковром с шелкóвыми подушками. Захотят братья полежать-отдохнуть — тут-то их и спалит огнем!
— И ты хорошо придумала! — молвила змеиха. — Ну, а если вы их не сгубите, я сама обернусь огромной свиньей, догоню их и всех троих проглочу!
Подслушал Иван — крестьянский сын эти речи и вернулся к братьям.
— Ну что, нашел ты свой кушак? — спрашивают братья.
— Нашел.
— И стоило время на это тратить!
— Стоило, братцы!
После того собрались братья и поехали домой.
Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. Пить хочется — терпенья нет! Смотрят братья — стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает. Говорят они Ивану:
— Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим!
— Неизвестно, какая в том колодце вода, — отвечает Иван. — Может, гнилая да грязная.
Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Тут спустился туман, жара спала — пить не хочется.
— Вот видите, братцы, какая вода в колодце была, — говорит Иван.
Поехали они дальше. Долго ли, коротко ли ехали — увидели яблоньку. Висят на ней яблоки, крупные да румяные.
Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать. А Иван забежал вперед и давай яблоню мечом под самый корень рубить. Завыла яблоня, закричала…
— Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблочки!
Сели братья на коней и поехали дальше.
Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят — разостлан на поле ковер узорчатый, мягкий, а на нем подушки пуховые.
— Полежим на этом ковре, отдохнем, подремлем часок! — говорят братья.
— Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! — отвечает им Иван.
Рассердились на него братья:
— Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!
Иван в ответ не словечка не сказал. Снял он свой кушак, на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем и сгорел.
— Вот с вами то же было бы! — говорит Иван братьям.
Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутья рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:
— Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблоня, и ковер — все это чудо-юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!
Поехали братья дальше.
Много ли, мало ли проехали — вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела: бежит за ними большущая свинья. Разинула пасть до ушей — хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили свинье в пасть.
Обрадовалась свинья — думала, что Ивана — крестьянского сына с братьями схватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала — снова помчалась в погоню.
Бежит, щетину подняла, зубищами щелкает. Вот-вот нагонит…
Тут Иван приказал братьям в разные стороны скакать: один направо поскакал, другой — налево, а сам Иван — вперед.
Подбежала свинья, остановилась — не знает, кого прежде догонять.
Пока она раздумывала да в разные стороны мордой вертела, Иван подскочил к ней, поднял ее да со всего размаха о землю ударил. Рассыпалась свинья прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял.
С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись — без страха люди жить стали.
А Иван — крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять.

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного
труда и защиты родной земли. Нравственное превосходство главного героя.

 Цель:  через анализ образа главного героя
воспитывать чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности
учащихся.

Задачи:

Познавательная: формирование умения
анализировать художественный текст, выделять в нем главное.

Регулятивная: обогащение словарного запаса,
овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

Коммуникативная: воспитание чувства патриотизма,
высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского
сына.

Вопросы к русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

№ 1. Назовите основные занятия старика и старухи – родителей трёх
братьев.


Старик и старуха, родители трёх братьев, были крестьянами. Стр. 28: «Жили
они — не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали».

№ 2. Почему братьям пришлось уехать из дома?


Братьям пришлось уехать из дома, потому что они решили вступить в битву с чудом
– юдом поганым, которое собиралось «на их землю напасть, всех людей истребить,
города-сёла огнём спалить».

№ 3. Кого встретили братья в сожжённой деревне?


В сожжённой деревне братья встретили старуху. Она рассказала, что злодей уже
все ближние царства «разорил, разграбил, лютой смерти предал». Поняли братья,
что не напрасно они покинули родную землю: нужно было победить чудо-юдо и спасти
людей от беды.

№ 4. Как проявили себя старший и средний братья в дозоре?


Старший брат первым пошёл в дозор и  заснул. Младшему брату не спалось. Он
вышел к реке Смородине, увидел нерадивость брата и стал сам сторожить переезд.
Когда появилось чудо-юдо шестиголовое, он вступил с ним в бой и одержал победу.


Средний брат в дозоре тоже заснул в кустах. Ивану – крестьянскому сыну было
сложнее сражаться во вторую ночь, потому что у чуда-юда было уже девять голов,
кроме того, чудо-юдо вогнало Ивана по колено в землю.

№ 5. Каков был бой Ивана с последним чудом-юдом?


В третьем бою – с двенадцатиголовым чудом-юдом — Иван чуть не погиб от
предательства братьев, которые обещали не спать, но всё же заснули. Спас Ивана
от гибели верный конь, который отвлёк внимание чуда-юда, и Иван смог отсечь ему
волшебный огненный палец.

№ 6. Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во
время боя и после него? (кластер)


Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти
в бой со старшими братьями. Во время боёв он проявляет храбрость и упорство,
мужество и бесстрашие. После побед он не хвастает перед братьями
(скромность), а просит их поддержать его во время третьего боя.
Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно
назвать бдительностью, предосторожностью. Он узнал о замыслах
змеевых жён. «Кто предупреждён, тот вооружён!» — гласит пословица.

№ 7. Кто и когда помог братьям?


Когда в погоню бросилась сама старая змеиха, братьям помогли кузнецы, которые
спрятали братьев, а кузницу закрыли на двенадцать кованых замков.

№ 8. Как вы объясните название сказки?


Иван освободил родную землю от нашествия чуда-юда, он – настоящий герой,
подлинный защитник своего Отечества, поэтому сказка и называется «Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо».

Вопросы
к русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

№ 1. Назовите основные занятия старика и
старухи – родителей трёх братьев. № 2. Почему братьям пришлось уехать из
дома? № 3. Кого встретили братья в сожжённой деревне? № 4. Как
проявили себя старший и средний братья в дозоре? № 5. Каков был бой
Ивана с последним чудом-юдом? № 6. Какие черты Ивана – крестьянского
сына раскрываются перед боем, во время боя и после него? № 7. Кто и
когда помог братьям? № 8.
Как вы объясните название
сказки?

——————————————————————————————————————————————————————

Вопросы
к русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

№ 1. Назовите основные занятия старика и
старухи – родителей трёх братьев. № 2. Почему братьям пришлось уехать из
дома? № 3. Кого встретили братья в сожжённой деревне? № 4. Как
проявили себя старший и средний братья в дозоре? № 5. Каков был бой
Ивана с последним чудом-юдом? № 6. Какие черты Ивана – крестьянского
сына раскрываются перед боем, во время боя и после него? № 7. Кто и
когда помог братьям? № 8.
Как вы объясните название
сказки?

——————————————————————————————————————————————————————

Вопросы
к русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

№ 1. Назовите основные занятия старика и
старухи – родителей трёх братьев. № 2. Почему братьям пришлось уехать из
дома? № 3. Кого встретили братья в сожжённой деревне? № 4. Как
проявили себя старший и средний братья в дозоре? № 5. Каков был бой
Ивана с последним чудом-юдом? № 6. Какие черты Ивана – крестьянского
сына раскрываются перед боем, во время боя и после него? № 7. Кто и
когда помог братьям? № 8.
Как вы объясните название
сказки?

——————————————————————————————————————————————————————

Вопросы
к русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

№ 1. Назовите основные занятия старика и
старухи – родителей трёх братьев. № 2. Почему братьям пришлось уехать из
дома? № 3. Кого встретили братья в сожжённой деревне? № 4. Как
проявили себя старший и средний братья в дозоре? № 5. Каков был бой
Ивана с последним чудом-юдом? № 6. Какие черты Ивана – крестьянского
сына раскрываются перед боем, во время боя и после него? № 7. Кто и
когда помог братьям? № 8.
Как вы объясните название
сказки?

——————————————————————————————————————————————————————

Вопросы
к русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

№ 1. Назовите основные занятия старика и
старухи – родителей трёх братьев. № 2. Почему братьям пришлось уехать из
дома? № 3. Кого встретили братья в сожжённой деревне? № 4. Как
проявили себя старший и средний братья в дозоре? № 5. Каков был бой
Ивана с последним чудом-юдом? № 6. Какие черты Ивана – крестьянского
сына раскрываются перед боем, во время боя и после него? № 7. Кто и
когда помог братьям? № 8.
Как вы объясните название
сказки?

——————————————————————————————————————————————————————

Вопросы
к русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

№ 1. Назовите основные занятия старика и
старухи – родителей трёх братьев. № 2. Почему братьям пришлось уехать из
дома? № 3. Кого встретили братья в сожжённой деревне? № 4. Как
проявили себя старший и средний братья в дозоре? № 5. Каков был бой
Ивана с последним чудом-юдом? № 6. Какие черты Ивана – крестьянского
сына раскрываются перед боем, во время боя и после него? № 7. Кто и
когда помог братьям? № 8.
Как вы объясните название
сказки?

——————————————————————————————————————————————————————

Вопросы
к русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

№ 1. Назовите основные занятия старика и
старухи – родителей трёх братьев. № 2. Почему братьям пришлось уехать из
дома? № 3. Кого встретили братья в сожжённой деревне? № 4. Как
проявили себя старший и средний братья в дозоре? № 5. Каков был бой
Ивана с последним чудом-юдом? № 6. Какие черты Ивана – крестьянского
сына раскрываются перед боем, во время боя и после него? № 7. Кто и
когда помог братьям? № 8.
Как вы объясните название
сказки?

——————————————————————————————————————————————————————

Вопросы
к русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

№ 1. Назовите основные занятия старика и старухи
– родителей трёх братьев. № 2. Почему братьям пришлось уехать из дома?
3.
Кого встретили братья в сожжённой деревне? № 4. Как проявили себя
старший и средний братья в дозоре? № 5. Каков был бой Ивана с последним
чудом-юдом? № 6. Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются
перед боем, во время боя и после него? № 7. Кто и когда помог братьям?
8.
Как вы объясните название сказки?

——————————————————————————————————————————————————————

17/09/21

№ 05

1.

Автор

Попова
Елена Сергеевна

2.

Должность

Учитель
русского языка и литературы

3.

Название
материала

Конспект
урока

4.

Учебный
предмет

Литература

5.

Класс
(возраст)

5

6.

Тема
урока

«Иван-крестьянский сын и
чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.Тема мирного труда и
защиты родной земли. Гипербола

7.

Тип
урока

Урок
открытия новых знаний

8.

Форма
урока

Урок-беседа

9.

Цель

Познакомиться
с текстом произведения, через анализ образа главного героя воспитывать
чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности
учащихся

10.

Задачи

Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать
текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы,
выделять важную информацию.

Развивающая: способствовать формированию
коммуникативной и исследовательской компетентности пятиклассников, обогащать
словарный запас учащихся, развивать умение овладевать художественными
образами, выразительными свойствами языка.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма,
высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского
сына

11.

Планируемые
результаты

Личностные: положительно
относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания,
умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает
и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует
по плану.

Познавательные: осознает
познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также
самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает
вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли,
высказывает и обосновывает свою точку зрения

12.

Оборудование

УМК,
презентация по теме, компьютер

Ход урока

I.
Вступительное слово учителя


“Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, тем
легче, тем более глубоко поймем великое значение творимого нами настоящего”, —
говорил М.Горький.


Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?

(Из
фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной
деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая
родную землю, обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем боролись)


Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали
необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних
описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло –
наказывается.


Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” — сказка волшебная, но чем же она
отличается от других волшебных сказок?


Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.


Запишите тему урока в рабочие тетради.

II.
Прослушивание аудиозаписи сказки

Анализ
текста сказки


Понравилась ли вам сказка? Почему?


Кто из героев понравился больше? Почему?


Какое известие опечалило жителей некоторого государства?


Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? —
Найдите этот эпизод в сказке

(“Не
горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть.
А чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод он еще,
чтоб на бой идти”)


Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать,
вот и отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли
братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и
поехали.


Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Какая картина представилась
братьям?

(Все
повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита
еле держится)


Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

(За
дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную))


Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

(Сообщение
заранее подготовленного учащегося)

Калинов
мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост,
являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души
переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают
угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

Существует
множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит
единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением
битвы добра и зла.


Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?


Кто оказывается самым организованным?

(Самым
бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам
ко всему прислушиваться да приглядываться”)


Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие
защитники Родины?


Как ведет себя в дозоре старший брат?


Как ведет средний брат?


Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван
понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с
чудом-юдом)


Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?

Задание
по группам:


Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах


Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на
реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля
всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”


Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?


Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?


первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во
второй – проявил находчивость, храбрость;

В
третий раз Иван решителен, неудержим.)


Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя,
после него?

(Сначала
Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со
старшими братьями;

во
время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

после
побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во
времятретьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым
палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах
змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, -гласит народная мудрость.)


Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор подчеркивает серьезность
ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя
который, автор показывает смелость, храбрость неустрашимость Ивана, чем
вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Значит,
это не просто волшебная сказка, это сказка с героическим содержанием


Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько значений имеет это слово?

(Два
значения:

Герой
– это действующее лицо, персонаж художественного произведения.

Герой
– человек, совершивший героический поступок”)


Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в
середине и в конце сказки?


начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревнеговорит
братьям “Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В
середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже
Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно
маленьких, младших. Обращение “Иван” — уважительное, а Иван – крестьянский сын
похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили – Иван Петров сын”)
Обращение по имени отчеству надо было заслужить.


А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?


это художественный прием. С помощью такого противопоставления на фоне спесивых
бездельников ярко показан простой и скромный победитель. А ведь вначале братья
не хотели брать Ивана с собой. На самом же деле все наоборот: братья
бесполезны, а Иван — герой, защитник.)


А как народ показывает нам врага? Почему называет его не просто Змей Горыныч, а
чудо-юдо поганое)

(Он
посягает на чужую землю, приносит горе и страдание народу)

Композиция
сказки. Особенности.


Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.


Как в этой сказке проявляется цифра три?

(Три
боя, три брата, три раза бросал предметы-пощники в избушку братьев, три жены,
три испытания)


Какие словосочетания замедляют действие?

(долго
ли коротко ли ехали)


Соедините слова в словосочетания.

Эпитет
– художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества,
свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события.

Эпитет,
прочно закрепленный за одним предметом, называется постоянным

IV.
Обощение


Чем заканчивается сказка?

(“А
Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали
они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”)


В чем необычность концовки сказки?


этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном
труде.Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь совесть,
любящий свою Родину)


Как можно сформулировать мораль сказки?

Чудо-юдо
явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение
народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы русской
земли, это и помогло победить врага)

Игра
“Собери пословицу” (Соединение частей пословиц в технологической карте)


Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки.

В
каком народе живешь, того и обычая держись.

Своя
земля и в горсти мила.

Чужая
сторона – мачеха, родимая сторона – мать.

Русский
ни с мечом, ни с калачом не шутит.

На
Руси не все караси — есть и ерши.

В
чужой монастырь со своим уставом не лезь.

Игра
“Интервью с литературным героем”

— 
Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским
сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?


А чтобы он ответил на этот вопрос?

V.
Домашнее задание: Выполнить устно задания 4 и 5 из
раздела учебника «Продолжаем знакомство с фольклором». Выписать из сказки о
царевне-лягушке примеры присказки, зачина, концовки, повторов, постоянных
эпитетов и подготовиться рассказывать сказку с использованием этих компонентов

  • Сказка русского народа «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» мне очень понравилась. У меня вызвала восхищение храбрость и скромность главного героя. Я искренне переживала за Ивана, когда его хотели погубить жены страшилищ. Но, в конце концов, добро преодолело все козни зла, и сказка закончилась очень хорошо.
    Когда ужасное чудо-юдо начало совершать налеты, Иван-крестьянский сын сам вызвался идти на бой с ним вместе со старшими братьями. И это доказывает, что он был храбрым, и вообще ничего не боялся. А еще Иван был верен своему делу. Его братья спали, а он дважды сумел победить чудо-юдо, и никому об этом не сказал. Только братья все знали, и им было стыдно.
    Сказка учит нас доброте и смелости. Иван был очень умным, он умел все подмечать, и поэтому разгадал коварные планы жен чудовищ. Он не позволил никому пить из отравленных колодцев, и всегда был наготове. Именно поэтому козни злодеек не удались, и все герои сказки вернулись домой целыми и здоровыми. Иван-крестьянский сын – это пример мужества, находчивости и удивительной русской смекалки. Он понравился мне еще и своей добротой, скромностью.
    Сказка очень мудрая и поучительная. Я с удовольствием прочитала ее, а Иван-крестьянский сын теперь станет одним из любимых моих героев.

  • Одной из самых любимых мною сказок является «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Мне кажется, что Иван – это герой, достойный уважения, он честный и смелый. Хоть Иван в семье и самый младший, он все равно без страха идет на битву с чудищем, разоряющим его родную землю и убивающим людей.
    Старшие братья, с которыми герой отправился к чудищу, завалились спать, приехав на калиновый мост. А сам Иван в это время две ночи подряд сражался со страшными чудищами и убивал их. Однако главная битва ждала его впереди. На третью ночь самое страшное чудо-юдо вышло из реки. Его победить было совсем не просто. Оно прижигало огненным пальцем отрубленные во время схватки головы, и они прирастали обратно, словно и не падали.
    Враг вогнал Ивана по плечи в землю, но боевая доблесть и смекалка помогли крестьянскому сыну. Он сумел отсечь огненный палец чуда-юда, а после и головы ему отрубил. Не ушли от расплаты ни чудо-юдовы жены, ни ужасная змеиха-мать. Их не смогло спасти даже коварство. С тех пор в том краю перевелись все чуда-юда и змеи, а люди смогли жить без страха. Благодаря внимательности и ответственности Ивана все герои вернулись домой живыми и здоровыми.
    Чудо-юдо представлено в сказке воплощением зла, но не стоит забывать и о том, что есть не менее страшное зло. Это лень, безответственность, неосторожность и глупость, которые ярко представлены в образе старших братьев. Уверен, что эта сказка станет хорошей наукой на будущее всем нам.

  • Когда добры молодцы приехали на калиновый мост, чтобы встретить чудо-юдо, два старших брата просто-напросто завали­лись спать и «ухом не повели», в то время как Иван две ночи под­ряд бился с многоголовыми чудищами и побеждал их. Но главная битва была еще впереди. Когда Иван пошел в дозор в третью ночь, из реки выехало самое старшее и самое страшное чудо-юдо: «Все двенадцать голов свистят, все двенадцать голов огнем-пламенем дышат». Свои срубленные во время битвы головы чудище прижи­гало огненным пальцем, и прирастали они обратно, будто с плеч и не падали.
    По плечи вогнал чудо-юдо в землю Ивана, снова оставшегося без помощи нерадивых братьев. Но смекалка и боевая доблесть не подвели крестьянского сына, он «приловчился и отсек чуду-юду огненный палец», а после этого «давай рубить ему головы». И жены чудо-юдовы, и ужасная змеиха-мать не ушли от расплаты за свои черные дела. Не спасли их ни хитрость, ни коварство. «С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись — без страху люди жить стали».
    Читая сказку, я понимаю, что чудо-юдо — это воплощение зла, но понимаю также, что есть еще зло, не менее страшное. Это та­кие отрицательные черты характера, как леность, безответствен­ность, глупость, неосторожность, которые ярко проявились в об­разе старших братьев. Думаю, что эта битва впредь будет хорошей наукой и им, и нам.[/sms]

  • Можно написать рассказ, придерживаясь следующего плана:
    Место Ивана в семье.
    Иван-крестьянский сын жил в дружной крестьянской семье, которая работала с утра до ночи, не ленилась, была очень трудолюбива. В семье помимо Ивана было еще двое старших братьев.
    Появление Чуда-юда.
    Покой крестьян нарушило однажды чудище поганое, которое вознамерилось погубить всех людей, а их жилища спалить огнем. На борьбу с Чудом-юдом отправилось трое братьев.
    Поведение Ивана в бою с Чудом-юдом и его главные черты характера.
    Главные черты характера героя мы узнаем из поединком с чудовищем. Иван, в отличие от своих братьев, серьезно отнесся к беде своего народа, оказался далеко не легкомысленным, но отважился сражаться в одиночку. Сражался он храбро, отважно, с чувством собственного достоинства.
    Как Иван победил Чудо-юдо.
    Иван-крестьянский сын оказался и очень сообразительным: так, во втором поединке он додумался засыпать Чуду-юду глаза песком, а в третьем поединке он догадался, что сила чудовища располагается в его огненном пальце. Иван отрубил его и одержал победу.
    Поход за Калинов мост.
    Победив Чудо-юдо, Иван не потерял бдительности, он решил отправиться за Калинов мост напрямую в царство страшных чудовищ. Он пробрался к каменным палатам, услышал разговор матери и жены Чуда-юда о том, как те собираются убить братьев. Но Иван смог обхитрить и их.

  • Победа добра над злом. На моей книжной полке на самом видном месте стоят русские народные сказки. Я уже не маленький, но с удовольствием читаю и перечитываю их, потому что мне нравится, что в сказках добро всегда побеждает зло, а ум — глупость и коварство. Я считаю, что многовековая народная мудрость безгранична и ценна для людей любого возраста.
    «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — одна из моих самых любимых сказок, и Иван — герой, достойный подражания. Ему не занимать смелости. Самый младший в семье, он без тени страха идет биться с невиданным чудищем, которое разоряло его родную землю, предавая людей лютой смерти.
    Когда добры молодцы приехали на калиновый мост, чтобы встретить чудо-юдо, два старших брата просто-напросто завали­лись спать и «ухом не повели», в то время как Иван две ночи под­ряд бился с многоголовыми чудищами и побеждал их. Но главная битва была еще впереди. Когда Иван пошел в дозор в третью ночь, из реки выехало самое старшее и самое страшное чудо-юдо: «Все двенадцать голов свистят, все двенадцать голов огнем-пламенем дышат». Свои срубленные во время битвы головы чудище прижи­гало огненным пальцем, и прирастали они обратно, будто с плеч и не падали.
    По плечи вогнал чудо-юдо в землю Ивана, снова оставшегося без помощи нерадивых братьев. Но смекалка и боевая доблесть не подвели крестьянского сына, он «приловчился и отсек чуду-юду огненный палец», а после этого «давай рубить ему головы». И жены чудо-юдовы, и ужасная змеиха-мать не ушли от расплаты за свои черные дела. Не спасли их ни хитрость, ни коварство. «С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись — без страху люди жить стали».
    Читая сказку, я’понимаю, что чудо- юдо — это воплощение зла, но понимаю также, что есть еще зло, не менее страшное. Это та­кие отрицательные черты характера, как леность, безответствен­ность, глупость, неосторожность, которые ярко проявились в об­разе старших братьев. Думаю, что эта битва впредь будет хорошей наукой и им, и нам.

  • Иван — крестьянский сын и чудо-юдо
    В некотором царстве, в некотором государстве Жили-были старик и старуха. Было у них три сына, младшего звали Иванушка. Однажды раз­неслась недобрая весть, что чудо-юдо собирается напасть на родную землю. Старшие сыновья со­брались идти сражаться. Младший был слиш­ком молод, поэтому должен был остаться дома. Но Иванушка не стал оставаться дома, тоже со­брался идти сражаться с чудом-юдом. Собрались браться и поехали.
    Встретили они старика. Он спросил, куда они путь держат. Братья рассказали. Старик сказал, что для битвы нужны мечи булатные. И расска­зал, где их достать. Нужно было ехать прямо, до­ехать до высокой горы. Там пещера глубокая. В пещере и были мечи булатные. Братья поеха­ли, нашли гору, взяли себе мечи. Ехали они, ехали и приехали в деревню. Здесь никого не бы­ло. Все было поломано, сожжено. Вошли они в одну избушку, там лежала старуха на печи. Старушка сказала, что чудо-юдо разорило всю деревню, всех уничтожило. Осталась она одна. Братья переночевали у старухи и снова отправи­лись в путь-дорогу.
    Подъехали к реке Смородине, к калиновому мосту. Здесь они решили остановиться в пустой избушке. Братья решили ходить по очереди в до­зор, чтобы чудо-юдо не переправилось через мост. В первую ночь в дозор пошел старший брат. Он прошелся по берегу, ничего не увидел, лег и уснул. Иванушка лежал в избушке. Не спа­лось ему, взял он меч и отправился к реке. Уви­дел, что под кустом спит старший брат. Не стал его будить Иванушка. Спрятался под мост и стал сторожить.
    Вдруг на реке вода взволновалась, подъехало чудо-юдо шестиголовое. Оно выехало на середи­ну моста. Под ним споткнулся конь, за ним на­сторожился черный пес, и на плече черный во­рон встрепенулся. Чудо-юдо спросило, почему споткнулся конь, почему насторожился пес, по­чему встрепенулся ворон. Чудо-юдо сказало: «Или вы знаете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу другой прихлопну!»
    Тут вышел Иван — крестьянский сын и стали они сражаться. Иван срубил три головы у чудо­вища. Взмолилось чудо-юдо, попросило пере­дышки. Но Иван отказался дать ему отдых. Сно­ва стали они сражаться. Иван отрубил еще три головы, рассек туловище на части и бросил в ре­ку. Вернулся в избу и стал спать. Утром пришел старший брат. Иван спросил, видел ли он что-ни­будь. Старший брат сказал, что мимо него даже муха не пролетала. Иван ничего не стал гово­рить. На следующую ночь пошел в дозор сред­ний брат. И он уснул под кустом. Иван отправил­ся к мосту. Появилось чудо-юдо девятиголовое. Стал с ним Иван сражаться. Нелегко ему было. Но справился он, победил он чудо-юдо девятиго­ловое. Вернулся в избушку и уснул. Утром при­шел средний брат и сказал, что ничего не видел. Тогда Иван позвал своих братьев с собой и пока­зал головы чудовищ. Братьям стало стыдно.
    На третью ночь отправился в дозор Иван. Он ска­зал братьям, что идет на страшный бой. И велел им не спать, прислушиваться. И как услышат свист Ивана, должны братья выпустить коня и сами спешить на помощь. Пошел Иван к мос­ту. Появилось чудо-юдо двенадцатиголовое. На­чался бой. Иван размахнулся мечом и срубил три головы чудовищу. Но чудо-юдо подхватил головы, чиркнул по ним огненным пальцем, приложил к шее, и они приросли. Ивану было очень тяжело. Чудо-юдо жгло его огнем, оглу­шало свистом, осыпало искрами, вгоняло в сы­рую землю по колени. Бросил Иван рукавицу в избушку. Но братья спали и ничего не услы­шал. Снова стал сражаться Иван. Он срубил чу­довищу шесть голов. И снова чудо-юдо чиркнул огненным пальцем, и приросли они на место. Чудо-юдо вогнало Ивана в сырую землю по пояс. Иван бросил другую рукавицу. Она пробила крышу, но братья спали и ничего не слышали. В третий раз размахнулся Иван и отрубил чуду-юду девять голов. Однако и они снова приросли. Тогда Иван бросил в избу свою шапку. От удара чуть избушка не развалилась. Братья просну­лись, отпустили коня и бросились на помощь. Иван вылез из земли и продолжал битву. Он от­рубил чудовищу волшебный палец. После этого отрубил головы и уничтожил чудовище. Прибе­жали братья, но Иван справился сам.
    На следующий день Иван незаметно подобрал­ся к дворцу чуда-юда, чтобы подслушать разго­вор. Там сидели три жены чудовищ и их старая мать. Они хотели отомстить. Первая жена сказа­ла, что хочет обернуться колодцем. Иван с брать­ями будут страдать от жажды, выпьют воды и сразу умрут. Вторая жена сказала, что обернет­ся яблоней. Если Иван с братьями съедят по яб­лочку, сразу же их разорвет. Третья сказала, что напустит на них сон, а сама обернется мягким ко­вром с подушками. Только они лягут отдохнуть, как сгорят в огне. Мать чудовищ сказала, что ес­ли не получится их извести, то она обернется ог­ненной свиньей и всех проглотит. Иван все это выслушал и запомнил. Вернулся он к братьям. Поехали они домой. Было жарко, очень хотелось пить. Вдруг увидели они колодец. Захотели на­питься воды. Но Иван стал мечом рубить коло­дец. Послышались крики. Сразу пропала жара.
    Едут они дальше, увидели яблоню с красивы­ми яблочками. Братья хотели съесть по яблоку, но Иван принялся рубить дерево. Послышались страшные крики.
    Ехали они дальше, сильно устали. Увидели ковер с мягкими подушками. Иван запретил братьям к нему подходить. Но они стали его ру­гать. Иван бросил свой кушак на ковер, сразу ку­шак сгорел в огне. Иван сказал братьям, что с ни­ми случилось бы то же самое. Иван изрубил ковер в мелкие кусочки. Потом разъяснил братьям
    о хитростях жен чудовищ.
    Поехали они дальше. Вдруг за ними погна­лась огромная свинья. Братья вытащили из сво­их котомок соль и бросили в пасть. Свинья дума­ла, что схватила братьев. Но потом поняла, что ее обманули.
    Иван с братьями разделились и поскакали в разные стороны. Свинья не знала, куда бежать сначала. Пока она думала, подбежал Иван, под­нял ее и ударил об землю. Свинья рассыпалась.
    Иван с братьями вернулись домой. И стали жить-поживать, добра наживать.
    В сказке раскрывается тема мирного труда и защиты родной земли. Простые люди труди­лись на благо своей родины. Но в случае необхо­димости сразу же вставали на защиту родной зем­ли. Главный герой, Иван — крестьянский сын, является выразителем основной мысли сказки. Он олицетворяет собой лучшие качества простого народа — силу, смелость, находчивость, мужест­во. Очевидно нравственное превосходство Ивана над его братьями. Он более ответственен, умен и дальновиден. Именно он спасает родную зем­лю и своих братьев от опасности от врагов.

  • Прочитав сказку, мне понравилось то, что Иванушка по своему желанию пошел на чудо-юдо вместе со старшими братьями. Они договорились, что ночью будут стоять в дозоре. В первую ночь охранять пошел старший брат и уснул под мостом, а Ивану не спалось. Взяв свой меч, он вышел, не стал будить брата. Когда чудо-юдо пришло, он начал с ним бой, у него было аж 6 голов, он срубил ему все головы, разрезал его и под мост положил. На следующее утро другой брат пошел охранять и тоже уснул, но Иван не надеялся на него и пошел сам в дозор. За полночь он услышал, что идет чудо-юдо, спрятался за мост, потом вышел и изрубил ему все его 9 голов, и лег спать. Показал он утром все головы, стало стыдно братьям, на третью ночь Иван попросил их помочь ему. На этот раз пришло 12 – головое чудовище, у которого был огненный палец, способный восстанавливать головы. Иван и с ним справился, но тяжело ему было, еле братьев разбудил, чтобы они помогли ему.
    Утром он пошел к логову чудовищ, а там жены убитых думали, как отомстить Ивану, он подслушал их разговор и был начеку. Когда братья ехали домой, стало жарко, они хотели испить водицы из колодца, но Иван не разрешил. Исколол он колодец, тот и испарился, это была одна из жен змеиных, такая же история приключилась и с яблонькой, и с ковром.
    Мне понравилась мужественность Ивана, его сила, находчивость, смелость, решительность. Он настоящий герой, которым можно гордиться и восторгаться.

  • Иван – самый младший из трех сыновей, как сказал о нем один из братьев:
    Однако, несмотря на свою молодость, Иван – явный лидер. Он не только говорит братьям, что нужно делать, он, по сути, берет ответственность за битву с Чудом-Юдом на себя, планирует ее и контролирует исполнение. Если бы не он, исход битвы закончился бы трагически.
    Иван не хвастается и не гордится своими заслугами: убив первого Чуду-Юду, которого проспал его старший брат, он даже ничего не сказал ему об этом. Просто вернулся домой, как ни в чем ни бывало.
    После убийства второго чудища Иван, понимая, что ему может понадобиться помощь братьев, показал им отрубленные головы, но вовсе не для того, чтобы похвастаться, а чтобы показать им степень опасности, воззвать к их чувству долга.
    Правда и это не помогло, пока Иван сражался с чудищем, братья сладко спали.
    На обратной дороге Иван продемонстрировал еще одно качество – предусмотрительность. Случайно подслушанный разговор дочек чудищ спас впоследствии жизнь и ему, и братьям, которые в какой-то момент взбунтовались, дескать, ты нам не указчик, но потом смирились.
    В конц сказки Иван возвращается домой, заниматься любимым делом – землю пахать да хлеб собирать.

  • “В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка», – так зачаровывает слушателя и вводит его в свой мир прекрасная русская народная сказка. Передаваясь из уст в уста, сказки постоянно совершенствуются, достигают необычайной выразительности. В самом деле, народная сказка свидетельствует о кропотливом поиске совершенства содержания и формы; в ней нет случайных эпизодов и диалогов, описаний, без нужды затягивающих действие. Обратим внимание, что даже имя героя дается лишь в том случае, когда подчеркивается его особая роль. Выборочный пересказ «О подвигах Ивана – крестьянского сына» начинается со слов Ивана: «Ну, братцы, заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтобы чудо-юдо через калиновый мост не пропустить… » Последние слова Ивана позволяют школьникам сделать вывод о том, что именно он больше всех других братьев понимает ответственность. Далее читатели выбирают и оценивают именно те фрагменты текста, которые свидетельствуют о героических поступках Ивана – крестьянского сына, превосходящего своего противника не только по физической силе и находчивости, стойкости и терпеливости, но, главное, по силе духа, которую дает ему сознание правого справедливого дела защиты родной земли. Важно иметь в виду, что каждая часть сказки требует во время пересказа и беседы общего и детального ее рассмотрения. Интересен и такой вопрос: каких людей прославляет сказка, а каких порицает? Или: почему три брата покинули родной дом и отправились в опасную дорогу? Как выполнил каждый из них свое обещание биться насмерть с чудищами? Вопрос «Что заставило трех братьев покинуть родной дом? » и ответ нас, пересказ фрагмента сказки, связанного с ее началом, предполагают одновременное и дополнительное рассматривание деталей этого фрагмента. Чем объяснить, что по имени назван только Иванушка? Как описывается мирный крестьянский труд? («…Не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали…» ) Чем страшна весть, которая разнеслась в царстве-государстве? («…Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить». ) Обратим внимание нас, что братья не раздумывая решаются идти на бой и биться насмерть с врагом, что родители не стали «удерживать да отговаривать… Снарядили… всех троих сыновей в путь-дорогу» . Рассказывая о том, как братья приехали в деревню, все верно замечают, что все увиденное братьями в деревне как бы укрепляет их решение, удваивает их силы. Решение братьев подкрепляется и словами старухи: «…за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал! » После этого братья еще больше заторопились в путь-дорогу. С самого начала, как уже было сказано, именно Иван относится к делу серьезнее других братьев, глубоко чувствуя ответственность перед родной землей. С момента начала первого боя с чудом-юдом автор-народ называет уже главного героя не Иванушкой и не Иваном, а Иваном – крестьянским сыном, как бы отдавая ему дан

  • В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они — не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали.

    Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сыновья утешают их:

    — Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть! А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он еще очень молод, чтоб на бой идти.

    — Нет, — говорит Иванушка, — не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

    Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли браться дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

    Долго ли, коротко ли ехали — встречается им старый человек.

    — Здорово, добрые молодцы!

    — Здравствуй, дедушка!

    — Куда это вы путь держите?

    — Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать!

    — Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные.

    — А где же их достать, дедушка!

    — А я вас научу. Поезжайте-ка вы, добрые молодцы, все прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе — пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные.

    Поблагодарили братья прохожего и поехали прямо, как он учил. Видят — стоит гора высокая, с одной стороны большой серый камень привален. Отвалили братья тот камень и вошли в пещеру. А там оружия всякого — и не сочтешь! Выбрали они себе по мечу и поехали дальше.

    — Спасибо, — говорят, — прохожему человеку. С мечами-то нам куда сподручнее биться будет!

    Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят — кругом ни одной живой души нет. Все повыжжено, поломано. Стоит одна маленькая избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.

    — Здравствуй, бабушка! — говорят братья.

    — Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?

    — Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.

    — Ох, молодцы, за доброе дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил! И до нас добрался. Только я одна здесь уцелела…

    Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.

    Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие.

    Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.

    — Ну, братцы, — говорит Иван, — заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калиновый мост не пропустить.

    В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел за реку Смородину — все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Лег старший брат под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.

    А Иван лежит в избушке — не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине.

    Смотрит — под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить. Спрятался под калиновый мост, стоит, переезд сторожит.

    Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — подъезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.

    Говорит чудо-юдо шестиголовое:

    — Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или вы чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!

    Вышел тут Иван — крестьянский сын из-под моста и говорит:

    — Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелил ясного сокола — рано перья щипать! Не узнал доброго молодца — нечего срамить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится.

    Вот сошлись они, поравнялись, да так ударились, что кругом земля загудела.

    Чуду-юду не посчастливилось: Иван — крестьянский сын с одного взмаху сшиб ему три головы.

    — Стой, Иван — крестьянский сын! — кричит чудо-юдо. — Дай мне передохнуть!

    — Что за отдых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.

    Снова они сошлись, снова ударились.

    Иван — крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся и спать улегся.

    Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:

    — Ну что, не видал ли чего?

    — Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала!

    Иван ему ни словечка на это не сказал.

    На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.

    Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калиновый мост и стал караулить.

    Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались — подъезжает чудо-юдо девятиголовое. Только на калиновый мост въехал — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился… Чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам!

    — Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или чуете вы, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!

    Выскочил Иван — крестьянский сын из-под моста:

    — Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще посмотрим, чья возьмет!

    Как взмахнул Иван своим булатным мечом раз-другой, так и снес у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил — по колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван — крестьянский сын захватил горсть песку и бросил своему врагу прямо в глазищи. Пока чудо-юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом рассек туловище на мелки части, побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся. Лег и заснул, будто ничего не случилось.

    Утром приходит средний брат.

    — Ну что, — спрашивает Иван, — не видал ли ты за ночь чего?

    — Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пищал.

    — Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу.

    Привел Иван братьев под калиновый мост, показал им чудо-юдовы головы.

    — Вот, — говорит, — какие здесь по ночам мухи да комары летают. А вам, братцы, не воевать, а дома на печке лежать!

    Застыдились братья.

    — Сон, — говорят, — повалил…

    На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.

    — Я, — говорит, — на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист — выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.

    Пришел Иван — крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается.

    Только подошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут. Конь у чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо-юдо на калиновый мост — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам!

    — Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: только дуну — и праху его не останется!

    Вышел тут из-под калинового моста Иван — крестьянский сын:

    — Погоди, чудо-юдо, хвалиться: как бы тебе не осрамиться!

    — А, так это ты, Иван — крестьянский сын? Зачем пришел сюда?

    — На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!

    — Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной!

    Отвечает Иван — крестьянский сын чуду-юду:

    — Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!

    Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.

    Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем его жжет-палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет… А сам посмеивается:

    — Не хочешь ли ты отдохнуть, Иван — крестьянский сын?

    — Что за отдых? По-нашему — бей, руби, себя не береги! — говорит Иван.

    Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стекла в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат.

    Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов. Чудо-юдо подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил — и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю.

    Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат.

    В третий раз размахнулся Иван — крестьянский сын, срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил — головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в сырую землю по самые плечи…

    Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась. Тут только братья проснулись, слышат — Иванов конь громко ржет да с цепей рвется.

    Бросились они на конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами побежали.

    Иванов конь прискакал, стал бить чудо-юдо копытами. Засвистел чудо-юдо, зашипел, начал коня искрами осыпать.

    А Иван — крестьянский сын тем временем вылез из земли, изловчился и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы. Сшиб все до единой! Туловище на мелкие части рассек и побросал в реку Смородину.

    Прибегают тут братья.

    — Эх, вы! — говорит Иван. — Из-за сонливости вашей я чуть головой не поплатился!

    Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.

    Поутру рано Иван встал, начал одеваться-обуваться.

    — Куда это ты в такую рань поднялся? — говорят братья. — Отдохнул бы после такого побоища!

    — Нет, — отвечает Иван, — не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой кушак искать — обронил там.

    — Охота тебе! — говорят братья. — Заедем в город — новый купишь.

    — Нет, мне мой нужен!

    Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо-юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать — не замышляют ли здесь еще чего?

    Смотрит — сидят в палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются.

    Первая говорит:

    — Отомщу я Ивану — крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить — и с первого же глотка мертвыми свалятся!

    — Это ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.

    Вторая говорит:

    — А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть — тут их и разорвет на мелкие кусочки!

    — И ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.

    — А я, — говорит третья, — напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и обернусь мягким ковром с шелкóвыми подушками. Захотят братья полежать-отдохнуть — тут-то их и спалит огнем!

    — И ты хорошо придумала! — молвила змеиха. — Ну, а если вы их не сгубите, я сама обернусь огромной свиньей, догоню их и всех троих проглочу!

    Подслушал Иван — крестьянский сын эти речи и вернулся к братьям.

    — Ну что, нашел ты свой кушак? — спрашивают братья.

    — Нашел.

    — И стоило время на это тратить!

    — Стоило, братцы!

    После того собрались братья и поехали домой.

    Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. Пить хочется — терпенья нет! Смотрят братья — стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает. Говорят они Ивану:

    — Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим!

    — Неизвестно, какая в том колодце вода, — отвечает Иван. — Может, гнилая да грязная.

    Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Тут спустился туман, жара спала — пить не хочется.

    — Вот видите, братцы, какая вода в колодце была, — говорит Иван.

    Поехали они дальше. Долго ли, коротко ли ехали — увидели яблоньку. Висят на ней яблоки, крупные да румяные.

    Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать. А Иван забежал вперед и давай яблоню мечом под самый корень рубить. Завыла яблоня, закричала…

    — Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблочки!

    Сели братья на коней и поехали дальше.

    Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят — разостлан на поле ковер узорчатый, мягкий, а на нем подушки пуховые.

    — Полежим на этом ковре, отдохнем, подремлем часок! — говорят братья.

    — Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! — отвечает им Иван.

    Рассердились на него братья:

    — Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!

    Иван в ответ не словечка не сказал. Снял он свой кушак, на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем и сгорел.

    — Вот с вами то же было бы! — говорит Иван братьям.

    Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутья рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:

    — Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблоня, и ковер — все это чудо-юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!

    Поехали братья дальше.

    Много ли, мало ли проехали — вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела: бежит за ними большущая свинья. Разинула пасть до ушей — хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили свинье в пасть.

    Обрадовалась свинья — думала, что Ивана — крестьянского сына с братьями схватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала — снова помчалась в погоню.

    Бежит, щетину подняла, зубищами щелкает. Вот-вот нагонит…

    Тут Иван приказал братьям в разные стороны скакать: один направо поскакал, другой — налево, а сам Иван — вперед.

    Подбежала свинья, остановилась — не знает, кого прежде догонять.

    Пока она раздумывала да в разные стороны мордой вертела, Иван подскочил к ней, поднял ее да со всего размаха о землю ударил. Рассыпалась свинья прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял.

    С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись — без страха люди жить стали.

    А Иван — крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять.

  • Сказка про ивана царевича и елену прекрасную
  • Сказка про ивана царевича и змея горыныча
  • Сказка про ивана царевича и кощея слушать
  • Сказка про ивана дурака как он ходил за тридевять земель набираться ума разума
  • Сказка про зубную щетку и пасту