Сказка про имя числительное

Учреждение: анпоо кубанский институт профессионального образованияв процессе написания проекта по русскому языку на тему лингвистические сказки по русскому языку было

Учреждение: 

АНПОО Кубанский институт профессионального образования

В процессе написания проекта по русскому языку на тему «Лингвистические сказки по русскому языку» было проведено исследование лингвистической сказки, как языковедческого инструмента изучения языка в начальных классах школы.

Подробнее о проекте:

Ученический проект по русскому языку на тему «Лингвистические сказки по русскому языку» раскрывает значение литературного термина «сказка», перечисляет типы современных сказок.
Также автором проекта было раскрыто понятие и изучены особенности лингвистической сказки, рассмотрен набор наиболее часто используемых приемов обучения сочинению сказок.

Данный исследовательский проект демонстрирует лингвистические сказки в практическом применении.
Также в рамках проекта было проведено анкетирование среди учащихся на тему использования лингвистических сказок для повышения уровня грамотности, разработан и составлен план лингвистической сказки. Продуктом проведенного исследования стала лингвистическая сказка собственного сочинения.

Оглавление

Введение

1. Исследование лингвистической сказки, как языковедческого инструмента изучения языка.
1.1. Раскрытие литературного термина «сказка».
1.2. Типы современных сказок.
1.3. Понятие и особенности лингвистической сказки.
1.4. Набор наиболее часто используемых приемов обучения сочинению сказок.
2. Лингвистические сказки в практическом применении.
2.1 Анкетирование учащихся на тему «Лингвистическая сказка – путь к грамотности».
2.2 Анализ анкетирования учащихся на тему «Лингвистическая сказка – путь к грамотности».
2.3 Разработка и составление плана лингвистической сказки.
2.4 Лингвистическая сказка собственного сочинения.
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Введение

Одна из трудноразрешимых задач прогрессивного образования — резкое падение энтузиазма учащихся к русскому языку и, как следствие, сокращение грамотности, неумение правильно, наглядно сформулировать свою мысль, составить складный документ или высказывание, писать сочинение или изложение. Поэтому, передо мной, как будущим преподавателем, стоит проблема — научить ребенка обладать словом, выкладывать свои идеи и чувства, правильно писать и уметь приспособлять на практике правила. Как правило, эта работа протекает на уроках русского языка и литературы.

Реализовывать осмысленное, вовлеченное содержание обучения по новоиспеченным условиям ФГОС бесконечно трудно, так как обучающегося надо обучить “чувствовать” Практически все понятия и орфограммы в русском языке остаются для детей «провальными», непонятными. «Зачем мне надобно учиться чисто говорить или писать, ежели я желаю стать предпринимателем или врачом? “У врачей вообще почерк непонятный”, — подобные выражения мы ежеминутно слышим от детей. Они не понимают, как им пригодятся умения правильно утверждать и записывать в будущем, не осознают практического характера лингвистики и языкознания.

Некоторые правила вызывают затруднения для понимания и заучивания. Выработать правила русского языка лёгкими и удобопонятными для учащихся возможно при помощи лингвистических сказок. Превосходным помощником преподавателю могло бы стать беспрерывно пополняемое методическое руководство по орфографии, лингвистике и морфологии, в котором предполагался бы комплекс сказок по сложным правилам. 

Необыкновенная подача нового сложного материала посредством сказки доставляет прекрасную возможность “пробудить” в “спящем” воображении учащегося яркий мир орфографии, лингвистики, морфологии. «Сказочный» дидактический источник дает уроку ослепительную эмоциональную окрашенность, иллюстрируя «сухие» правила учебника. Уроки оборачиваются в творческие мастерские, где всякий состязается в умении написания сказки. И даже у самого несчастного малыша загораются глаза, когда он представляет свою авторскую небылицу.

Гипотеза проекта: Лингвистическая сказка способствует формированию орфографической грамотности и воспитанию нравственных качеств личности школьника.

Цель проекта: Создать развивающее методическое пособие по лингвистике для учеников начальных классов, которое будет не только обучать, но и воспитывать школьников.

Представленная проектная работа направлена на решение ряда задач:

  1. Ознакомиться с литературным термином «сказка»
  2. Узнать о типах современной сказки
  3. Изучить понятие и особенности лингвистической сказки
  4. Ознакомиться с набор наиболее часто используемых приемов обучения сочинению сказок
  5. Разработать план для составления собственной лингвистической сказки
  6. В данной работе использованы методы исследования теоретического уровня: изучение, обобщение, анализ.

Объект проекта: русский язык.

Предмет проекта: лингвистическая сказка, как один из методов изучения русского языка.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для подготовки и организации урока русского языка в начальных классах.

Структура: проектная работа включает в себя введение, две главы, одна из которых содержит теоретическую часть, другая – практическую, а также заключение и список использованной литературы.

Раскрытие литературного термина «сказка»

Сказка — рассказ, исполняющий на ранних стадиях формирования в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, т.е.  выступающий как один из видов мифа; на поздних стадиях существующий как жанр устной образной литературы, имеющий в содержании необыкновенные в бытовом смысле действия (фантастические, удивительные или житейские) и отличающийся специфическим композиционно-стилистическим построением [Григорян Л.Т, стр 89]. В динамике вырабатывания коллективных конфигураций и социального сознания модифицируется и представление термина «сказка».

На ранних стадиях культуры сказка, сага и миф встречаются слитными понятиями и носили первоначально, производственную функцию: охотник жестом и словом приманивал испуганного зверя. Позже вводится пантомима со словом и пением. остатки данных частей сохранила сказка поздних стадий формирования в виде трагического исполнения, мотивных элементов текста и просторных пластов диалога, какого в сказке тем больше, чем она примитивнее.

На более позднем периоде скотоводческой экономики, дородового и разнородового общественного порядка и анимистического миросозерцания сказка приобретает часто функцию волшебного ритуала для воздействия уже не на зверя, а на души и духов. Сказки должны или привлекать и развлекать охотников, лесных и всяких прочих духов (у турок, бурят, сойатов, урянхайцев, орочон, алтайцев, шорцев, сагайцев, обитателей о. Фиджи, Самоа, австралийцев), или они употребляются как заклинания (в Новой Гвинее, у алтайцев, чукчей), или сказки неуклонно помещается в религиозные ритуалы (у малайцев, гиляков, иранских таджиков).

Например, выдающийся мотив магического бегства разыгрывается чукчами в их погребальном обряде. Даже русская сказка была приобщена в свадебный обряд. Именно благодаря данному религиозному значению сказание у многих народов имеется регламентация сказывании сказок: их нельзя утверждать днем или летом, а только ночью после захода солнца и зимой (белуджи, бечуаны, готентоты, уитото, эскимосы). Разумеется, что подобные сказки полигенетичны, и только для более поздней стадии социального развития из них выделяется фактически сказки как охарактеризованный выше разряд фольклора.

Типы современных сказок

Несмотря на конструктивное единообразие, современная сказка различает в себе несколько типов:

Сказки о животных — старейший вид; он восходит частично к простым Natursagen, частично к позднейшему воздействию литературных поэм средневековья (вроде романа о Ренаре) либо к рассказам северных народов о медведе, волке, вороне и особенно о хитрой лисе либо ее эквивалентах — шакале, гиене [Алпатов В.М., Вентцель А.Д, cтр 150].

Сказка волшебная, генетически восходящая к многообразным источникам: к разложившемуся мифу, к волшебным рассказам, к обрядам, книжным источникам и т.д: волшебные сказки бывают мужскими или женскими по герою и брачной или авантюрной целеустановке. Сюда причисляются сказки о «Победителе змея», «Хитрая наука», «О царствах золотом, серебряном и медном», «Муж ищет исчезнувшую жену», «Мачеха и падчерица», «Иван царевич и серый волк», «О юноше, обещанном морскому царю» и д.р.  [Алпатов В.М., Вентцель А.Д, 156]

Сказка новеллистическая с сюжетами бытовыми, но необычными: «Правда и кривда», «Мудрая жена», «Терпеливая жена», Сказки о глупых чертях, великанах, о ловких жуликах и т.д. В их числе присутствуют типы небылицы смехотворной (о пошехонцах, изворотливых женах, священниках и т.д) и эротической. Генетически новеллистическая сказка плотнее корнями покидает уже в феодальное общество с четкими классовыми расслоениями. [Алпатов В.М., Вентцель А.Д, 160]

Сказка легендарная, в такой же степени поздняя, как и новелла. Она корнями ближе к легендам или к религиозной литературе многознаменательных религий: христианства, мусульманства, буддизма, иудаизма и т.д. Например, «Гордый царь», «Божий крестник», «Бог в гостях у человека», «Пустынник и черти» и т.д. [Алпатов В.М., Вентцель А.Д, 164]

Сказки-пародии (совсем свежий жанр), пародирующие фантастическую форму (например, коротушки или бесконечные «докучные» сказки), или смысл сказок («Фома Беренников»), сказки-дразнилки. Особенно среди пародий нужно обозначить небылицы, возникновение которых может статься даже очень древнее. [Алпатов В.М., Вентцель А.Д, 168]

Детская сказка, т.е. повествуемая детьми, а часто и взрослыми для детей, — генетически бесконечно трудоемка и не выяснена, но составляет самостоятельный жанр со своим строением и даже сюжетами. Такие, например, «Петушок подавился зернышком», «Коза и козлята», «Теремок», «Коза за орехами» и т.д. У отдельных народов конструкция разновидностей сказок, конечно, колеблется.

Понятие и особенности лингвистической сказки

Лингвистическая сказка – сказка, которая обучает русскому языку. Она разъясняет нам законы языка. Ей присущи фантастические элементы, чарующие превращения, определённые устойчивые выражения. Предоставленная сказка родилась гораздо поздней нежели фольклорная. Конечно, она огромное количество взяла от фольклорной сказки.

Сюжет сооружен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки. Для удобства нужно ознакомиться с классификацией сказок.

Герои – буквы либо слова, иногда языковедческие понятия. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.

В лингвистических сказках невозможно предполагать фактических ошибок (знание русского языка, знание языковедческого материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините ошибочную сказку).

Композицию языковедческих сказок составляют: присказка, зачин, фантастическое воздействие и концовка.

Лингвистическая сказка заглатывает в себя элементы сказок о животных, колдовских сказок. Зачастую в сказках действия людей приписываются неживым предметам, и тогда глаголы, сочетаясь с неодушевленными существительными, приобретают переносное значение. Использование глаголов в переносном значении в сказках представляется средством создания образности. В сказках зачастую встречаются слова с уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными суффиксами.

Сказки представляются также отличным материалом для изложения. ключевая установку таких изложений – приобщить детей к обществу фантастических героев, предоставить богатство слога и воображения основателей сказок. Поразительное множество фантастических образов обусловливается логическими при ее создании формами преобразующей деловитости воображения: превращением, гиперболизацией, преуменьшением, наделением объектов необыкновенными свойствами, установлением однообразия предметов.

В лингвистической сказке в концовках рассказывается о языковедческих понятиях. Будто производится вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.

У сказочников ученики обучатся выразительно мыслить, организовывать и руководить своей фантазией, композиционно оформлять плоды своего воображения. Восприятие метафоричности слога сказок помогает полнее постичь специфику учения образов. Под воздействием “очарования словом” у ребят завязывается желание самим организовать что-то подобное. Ученики могут не просто пересказать оглавление сказки, однако и написать каким они представляют ее героев, обстановку, где происходит действие, завершить сказку, установить очередное поразительное превращение. Завязывается вероятность “соавторства”

Лингвистическая сказка по фактору адресантов может быть представлена как монологическим, так и диалогическим высказыванием. Но в большинстве случаев это монолог — “устное либо письменное утверждение человека”. Имеются три ключевые коммуникативные задачки языковедческих сказок:

  • Научить, объяснить новый материал.
  • Проверить сведения по теме.
  • Развлечь, увлечь, заинтересовать, увеличить энтузиазм к объекту

Набор наиболее часто используемых приемов обучения сочинению сказок

1. Одним из базисных способов составления сказок является «Морфологический анализ» [Ф.Цвикки]. Морфологическая таблица позволяет представить вариативность и изменяемость содержания сказок, и действий с единичными ее героями. Работу по сочинению сказок посредством Морфологического анализа можно предпринимать с 4 лет, представив ее детям в свойстве «Волшебной дорожки». Конструкция киносюжета сказки базируется на основе изысканий В. Проппа («Исторические корни волшебной сказки»). Это динамический тип сказок. модель поочередной работы с приемом: По горизонтали выбираются положительные герои известных сказок: Красная Шапочка, Золушка, Дюймовочка. По вертикали — перевоплощенные в сказочные герои раздельные негативные черты характера: Ленивица, Злюка, Жадинка и др. Сюжет строится на основе странствования и встреч героев друг с другом. Виды завершения сказок выбираются детьми.

2. «Системный оператор» [Г. Альтшуллер]. Занятие основывается на поставленных правилах. На одном работе возможно утилизировать один или два целых оператора в зависимости от степени изучения способа детьми. Комплексный разбор разрешает организовывать киносюжета сказок, развернутый во времени. практически во всех экранах системного оператора рассматривается подобранныйдальнейший герой сказки. Сюжет может основывается на базе изображения изменения предмета во времени.

3. «Волшебный треугольник» представляется адаптированным видом порядка «вепольный анализ» [Г.С.Альтшуллер]. Фундаментом киносюжета представляется не столько действие, сколько благословение инцидента главных героев с поддержкой какого-нибудь «поля» (волшебного слова, предмета, персонажа и т.д). Отсюда и тип сказок — конфликтный.

4.Чаще всего используют способ соединения сюжетов сказок представляются «Приемы стандартного фантазирования» [Г.С.Альтшуллер]. Например: волшебник большого (маленького) размера, чародей изменения формы, кудесник дроби-объединяй, машина времени и др. Сказка может собираться на базе употребленияПриема стандартного фантазирования, будто метода, или нечто вроде приема.

5. Поступающий прием сконструирован на базе изысканий В.Я.Проппа. Советский морфолог функционировал с текстами сказок многообразных народов. Он заметил, что они в различных аспектах сходны. Это крепко связано с историческим началом сказки. Проанализировав структуру, Владимир Яковлевич определил функции сказки («Морфология русской сказки»). Долговременным постоянным ингредиентом небылицы служат функции воздействующих лиц, вне зависимости от того, кем и как они выполняются. Стройность функций постоянно одинакова.

Согласно изысканию В. Проппа этих функций 31. Им предоставляется возможность колебаться и видоизменяться: вероятны пропуски, добавления, повторы и т.д, но это не противоречит корпоративному сюжету. На первом месте в этих функциях то, что на их основе возможно организовывать многочисленное обилие текстов.

Их достаточно, дабы ударить представление киносюжета любой сказки. Эти функции возможно передвинуть на карточки, каждая из каких возможно обозначать множество мыслей и тем. Вероятна схематизация новоиспеченных историй. Работа после предоставленным картам возможно протесниться с группой детей или по подгруппам, каждая из которых организовывает свой сюжет, состязаясь в том, чьи истории больше интересные.

Анкетирование учащихся на тему «Лингвистическая сказка – путь к грамотности»

Мне стало интересно, часто ли школьники пользуются лингвистическими сказами для запоминания правил русского языка и пользуются вообще.

Для этого было проведено анкетирование среди учеников 3-4 класса МБОУ СОШ №1 им. А. И. Герцена г. Тимашевска. В опросе приняли участие 47 учеников 3 класса: 23 мальчика и 24 девочки; 51 учеников 4 класса: 32 мальчика и 19 девочек. Возраст участников варьировался от 8 до 10 лет.

Для учеников была разработана инструкция пользования анкетой, чтобы сориентировать учащегося, а также 7 простых вопросов по теме анкетирования.

Вопросы были направленностью на оперирование термином «лингвистическая сказка», умение ее использования, а также об общих знаний ребенка в сфере русского языка.

Анализ анкетирования учащихся на тему «Лингвистическая сказка – путь к грамотности»

Я собрала анкеты учащихся, обработала их и данные представила в виде круговых диаграмм для более простого сравнения результатов анкетирования.

Таким образом я получила следующие данные:

1. На вопрос «Во сколько лет ты начал читать?» я получила ответ:

  • 2-3 года – 24 учащихся, что составляет 25%
  • 4-5 лет – 51 учащийся, что составляет 53%
  • 6-7 лет — 20 учащихся, что составляет 21%

Другой вариант ответа — 3 учащихся, что составляет 2%

2. На вопрос «Насколько хорошо, по ТВОЕМУ мнению, ты знаешь русский язык?» я получила ответ:

  • Отлично –45 учащихся, что составляет 46%
  • Хорошо – 41 учащихся, что составляет 42%
  • Удовлетворительно –10 учащихся, что составляет 10%
  • Затрудняюсь ответить – 2 учащихся, что составляет 2%

3. На вопрос «Какие тип современных сказок ты можешь назвать?» я получила ответ:

  • О животных –44 учащихся, что составляет 22%
  • Бытовая – 40учащихся, что составляет 20%
  • Волшебная  — 32 учащихся, что составляет 16%
  • Детская – 66 учащихся, что составляет 34%
  • Другой вариант ответа 14 — учащихся, что составляет 7%

4. На вопрос «Сталкивался ли ты с понятием «лингвистическая сказка»?» я получила ответ:

  • Да – 80 учащихся, что составляет 82
  • Нет – 18 учащихся, что составляет 18

5. На вопрос «Откуда ты узнал об этом виде сказок?» я получила ответ:

  1. С уроков русского языка и литературного чтения – 50 учащихся, что составляет 57%
  2. Самостоятельное изучение материала с родителями – 17 учащихся, что составляет 19%
  3. Сторонние источники (Интернет, дополнительная литература) – 13 учащихся, что составляет 15%
  4. Затрудняюсь ответить – 8 учащихся, что составляет 9%

6. На вопрос «Сможешь ли ты отличить лингвистическую сказку от любой другой? Если да, то по каким признакам» я получила ответ:

Учащиеся дали разнообразные ответы, но общая мысль сходилась к тому, что лингвистическую сказку от любой другой отличало наличие правил русского языка

7. На вопрос «Как часто ты прибегаешь к изучению материала по методу использования лингвистической сказки?» я получила ответ:

  • Почти всегда – 15 учащихся, что составляет 19%
  • Относительно часто — 41учащихся, что составляет 53%
  • Редко – 12 учащихся, что составляет 15%
  • Затрудняюсь ответить –10 учащихся, что составляет 13%

Таким образом мы можем сделать выводы:

Чем в более раннем возрасте ребёнок начинает читать, тем легче им будут осваиваться лингвистическая сказка и удобнее будет ее применение

Учащие, которые почти всегда и относительно часто используют лингвистическую сказку для изучения правил русского языка, оценивают свои знания по предмету выше.

Разработка и составление плана лингвистической сказки

Прежде чем писать лингвистические сказки для учеников начальных классов, мне нужно тщательно все продумать. Чтобы было легче, я разработала план для написания сказки.

План создания лингвистической сказки:

  1. Определить, для кого рассчитана сказка, и в каких условия будет рассказана.
  2. Выбрать языковедческий материал, сведения о лингвистическом понятии.
  3. Подумать, какие герои будут действовать.
  4. Продумать композицию и сюжет.
  5. Составь план.
  6. Записать сказку. При необходимости, произвести иллюстрацию.
  7. Проверить, нет ли логических либо практических ошибок.
  8. Отредактировать текст.
  9. Подготовиться к устному воспроизведению, продумать, какие телодвижения будут уместны, как будет звучать голос.
  10. Прорепетировать выступление.

Чтобы в полной мере проследить правильность лингвистической сказки, необходимо ее проанализировать. Для анализа работ были избраны следующие критерии:

  • соответствие сюжета содержанию;
  • количество структурных компонентов;
  • количество образных средств.

Данные критерии дают представление о том, насколько учащиеся поймут назначение лингвистической сказки, ее основные функции, выделят ее жанрово-композиционными элементами, а также покажет представление об уровне литературного творчества детей.

Лингвистическая сказка собственного сочинения

Сухой материал:
Части речи делятся на 3 ветви: самостоятельные, служебные и междометия.

Самостоятельные:

  • Имя существительное — обозначающая предмет, лицо или явление.
  • Имя прилагательное — обозначающая непроцессуальный признак предмета.
  • Имя числительное -обозначает число, количество и порядок предметов.
  • Местоимение — лово, указывающее на имя и приобретающее значение определённого предмета, качества или числа в зависимости от содержания данной речи.
  • Глагол — обозначает состояние или действие предмета.
  • Наречие — обозначает признак действия, качества, другого признака или предмета.

Служебные:

  • Союз -связывает между собой простые предложения в составе сложного или однородные члены предложения.
  • Предлог — обозначает отношение между объектом и субъектом, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях.
  • Частица — вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова.
  • Междометие — лексико-грамматический класс неизменяемых слов, не входящих ни в знаменательные, ни в служебные части речи и нерасчленённо выражающих эмоциональные и эмоционально-волевые реакции на окружающую действительность.

Лингвистическая сказка:

Дорогой друг! Хочу представить твоему вниманию одну большую и дружную языковедческую семью. Ты с ней знаком давно, но когда-то смотрел ли ты чем занят каждый из проживающих? Ах, да забыла сказать, это семья Частей Речи!

Ну давай начнем знакомство с отца данной семьи. Его зовут Глагол, он постоянно, как и подобает главе семейства, раздает всем задания в плане: «сходи», «вытри» и так далее. За всеми действиями мужа следи Наречие и часто описывает его поступки: «хорошо», «неплохо», «мягче». Так же в этой семье есть три прекрасных дочки! Это Имя Существительное, Имя Прилагательное и Имя Числительное. Девчонки такие разные! Существительное всегда интересуется объектами вокруг себя, поэтому всегда произносит вслух то, что видит: «стол», «кровать», «природа». Прилагательное же ходит следом за Существительным и всегда говорить о том, как выглядит этот самый предмет: «красивый», «большой», «непонятный». А вот Числительное самая тихая из сестер. Она ходит за девчонками и постоянно считает, сколько предметов уже осталось позади: «один», «два», «три» …; который раз по счету Прилагательное описывает предметы одним и тем же словом: «четвертый», «пятый» … Также стоит отметить племянницу, которая очень часто ходит гулять вместе с сестричками. Ее же зовут Местоимение. Если вдруг кто-то из сестер что-то забудет или же просто устанет, то она всегда будет на подхвате! Все вместе они носят фамилию Самостоятельные.

Как мы видим, семья очень большая, поэтому вместе с ними живут также дворецкий, повар и садовник. Нашего дворецкого зовут Предлог. Он всегда знает ЗА чем лежит тот мячик, или В каком комоде искать ту самую блузку. Повар готовит просто бесподобно Он мастерски соединяет различные ингредиенты и получаются изумительные блюда. Союз, так его зовут, всегда в нужных пропорциях соединяет соль И сахар, ЧТОБЫ вкус был просто божественен. Садовнику Частице очень нравится красиво подстригать деревья. За его работай любят наблюдать Самостоятельные и параллельно о чем-то болтать, получая разные чувства и дополнительные оттенки от Частицы. Каждый из персонала очень ценен, не зря ведь они Служебные.

Нельзя не отметить странного зверька, живущего в этой семье. И кличку странную он носит – Междометие. А такой он потому что, в один раз скажет «Мяу», в другой — «Кукареку», а в иной вообще заговорит по-русски: «Ура» или «Привет».

И весь этот большой коллектив живет в одном доме; все здесь имеют свои обязанности. Думаю, что после нашего с тобой детального обзор на каждого, ты больше не будет путаться в Частях Речи.

Очевидно предполагать, что материал в формате сказки запомнится куда проще и для восприятия детей легок.

Чтобы ознакомить детей младшего возраста с моей лингвистической сказкой, я разработала буклет, который поможет детям изучить части речи русского языка.

Заключение

В системе предметов начальной школы значительное место занимает наш родной язык. Русский язык — основа всего течения обучения, состояние вырабатывания мышления, воображения, умственных и творческих возможностей учащихся, социализации личности. Достижения в исследованье российского слога во многом устанавливают итоги изучения прочих школьных предметов.

Исследование русского языка в начальной школе — первый пункт системы языковедческого созиданья и речевого формирования учащихся.

Мы наглядно увидели актуальную ступень вырабатывания методики, направленной на слияния преподавания языку и речи в целое. Данный ход сориентирован для установления мастерства полноценно общаться: исследование грамматической текстуры языка, установление грамматических операций и действий учащихся обязано обнаруживать прямой выход в речь, исполняемую на базе штудирования системы грамматических представлений и соображений и выступающую как речевое действие.

Языковедческие сказки и рассказы подсобляют в интересной и увлекательной форме рассказать об объекте обучения, осуществляют ход познания веселым и живым, упрощают работу над грамматическими правилами, понятиями, законами и закономерностями, поднимают тенденцию ребенка, вырабатывают его созидательное мышление; дают возможность включить ученика в функциональное исследование предлагаемого материала.

Лингвистическая сказка осуществляет приобщение с абстрактным материалом учебника, при этом преподаватель вынужден поставить перед занимающимися учебно-поисковую задачу, а ученик обязан быть готов к тому, чтобы выработать определённые выводы, ответить на поставленные преподавателем вопросы.

Языковедческой сказкой можно будет руководствоваться после ознакомления с теоретическим материалом учебника. В этом случае происходит не объяснение свежеиспеченного материала, а закрепление уже объясненного.

Лингвистическая сказка служит для актуализации знаний, приобретенными учениками ранее, укрепления выученного материала, продвижение уровня абстрактной подготовки, вырабатывания практических навыков учащихся.

В конечном итоге работы я выявила следующие выводы:

Систематическое применение лингвистической сказки на уроках в начальных классах способствует действенному вырабатыванию языковой и коммуникативной компетенции учащихся.

Увеличивает уровень мотивации в исследованье самого языковедческого материала.

Способствует вырабатыванию у детей воображения и литературно-творческих способностей, так как языковедческая сказка — это подобие академического сведения в художественный образ, который позволяет человеку представить действия в конкретном варианте как что-то живое, органическое.

Посредством слова исполняется акт творческого, лироэпического осмысления действительности, объединяется то, что на уроках русского языка существует в обособленном виде: грамматика и фантазия.

Список использованных источников

  1. Алпатов В.М., Вентцель А.Д. Лингвистические задачи.- М.: Просвещение, 1983с 59-103
  2. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: книга для внеклассного чтения (8-10 классы). — М.: Просвещение, 1987 с 6-89
  3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой.- М.: Просвещение, 1988 с 99-148
  4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке: пособие для учителя.- Л.: Просвещение, 1990 с 55-99
  5. Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку.- М.: Высшая школа, 1991 с 4-11
  6. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку.-М.: Просвещение, 1991 с 99-104
  7. Реформатский А.А. Введение в языковедение.- М.: Аспект Пресс, с 1998
  8. Розенталь Д.Э. Словарь — справочник лингвистических терминов: пособие для учителя.- М. : Просвещение, 1985 с 8-206
  9. Розенталь Д.Э. Русский язык для школьников 5-9 классов: путешествие в страну слов.- М.: Дрофа, 1995 с 6-87
  10. Русский язык. Энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия, 1979 с 7-16
  11. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М., 1978 с 55-87
  12. Успенский Л.В. Слово о словах: очерки о языке.- М., 1957 с 4-9
  13. Шанский Н.М. В мире слов.- М., 1985 с 6-33
  14. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку.- М.: Просвещение, 1989 с 45-89.
  15. Энциклопедический словарь юного филолога.- М., 1984 с 11-58

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Тема. Склонение и правописание
числительных

Цель: повторить
лексико-грамматические категории имен числительных               

 Задачи: закрепить знания о
правописании и склонении числительных;

уметь разграничивать имена
числительные и слова других частей речи с числовым лексическим значением;

воспитать чувство патриотизма.                                                     

  Оборудование:
компьютер и проектор, презентация к уроку, материалы для анализа.

ХОД
УРОКА

1.Организационный момент. Психологическая
установка на урок.
                                 I.
Вступительное слово учителя и постановка цели урока перед учащимися
.

 —Сегодня
на уроке мы с вами будем закреплять  знания об именах числительных, которые у
вас уже есть. Мы видим цифры повсюду: в столбцах газет и журналов, слышим по
телевидению и радио. И некоторым людям они кажутся пустыми, ненужными знаками.
Однако они  играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со
счетом. Сегодня урок будет посвящен повторению числительных. Итак, за работу!   
II.Определение темы и цели урока                                                                           1.Проверка
домашнего задания.
Вы должны были вспомнить и назвать произведения, в
которых встречаются числительные. Примерный ответ учащихся.                       
(М.Горький «Трое»,  «А.Дюма «Три мушкетера», В.Каверин «Два капитана», Ж.Верн
«Пять недель на воздушном шаре», С.Маршак  «Двенадцать месяцев», А.Пушкин 
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», К.Федин «Первые радости», 
Ж.Верн  «20 000 лье под водой», Ж.Верн «Пятьсот миллионов Бегумы» и др.)

III.Этап обобщения и систематизации знаний
и способов деятельности

1.Блиц-опрос                                                                                                                                 
 
-Я вам задам несколько вопросов, вы должны ответить
на них. Работать вы будете в группах.
Сейчас ваша задача –
не только скорость, а качество выполнения. Постарайтесь работать дружно, так
чтобы каждый был активен.

1.
Какая часть речи называется именем числительным?

Проверка 
правильных ответов на слайдах. Имя числительное называет число, количество
предметов при счете или порядковый номер того или иного предмета и отвечает на
вопросы: сколько? который? (какой?)

2.
Как отличаются имена числительные от других частей речи, имеющих числовое
значение?

(Числительные
можно записывать словами, цифрами, а другие части речи-только словами.)

3.
По строению какие числительных вы знаете?

(Простые: три,
шесть, сто

Сложные:
шестьдесят, шестьсот, двухсотый

Составные: сто
тридцать два, пятьсот двадцать восемь)

4.
Назовите разряды количественных числительных.

Количественные:семь,
десять, триста.

Порядковые
: седьмой, десятый, трехсотый.

Собирательные
: трое, семеро, оба, обе.

К количественным
числительным примыкают дробные: одна четвертая; пять целых, три десятых.)

5.
С какими существительными сочетаются собирательные существительные?

( Собирательные
числительные сочетаются:

А) с
существительными м.р: трое мужчин;

Б)с
существительными общего рода: четверо сирот;

В) с
существительными, обозначающими детёнышей животных: трое медвежат;

Г) с
существительными,  не имеющими формы ед.ч.: двое очков

Д) с
существительными, обозначающими парные предметы: двое лыж.

6.
Как склоняются количественные числительные?(см.поурочные разработку стр.144)

7.
В каких числительных пишется мягкий знак в середине?

Ь
пишется

Ь
не пишется

На
конце числительных

5-20
и 30

(пять,
двадцать семь, тридцать)

В
середине 15-19

(восемнадцать)

В
середине числительных

От
50-80 (семьдесят)

От
500-900 (шестьсот)

-Какую
закономерность
заметили?

ЕСЛИ Ь ПИШЕТСЯ В
СЕРЕДИНЕ, ТОГДА НЕ ПИШЕТСЯ НА КОНЦЕ СЛОВА.

8.
Устно мы с вами повторили теорию. А сейчас знания закрепим письменно.

Перепишите,
заменяя цифры словами. Укажите разряд числительных и падеж.

1. Школьная библиотека
пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном
состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. В соревнованиях
по прыжкам в воду с трамплина победила молодая спортсменка с результатом 128,55
балла.

4. Если к 489
прибавить 311, то получится ровно 800.

5. Если из 2791
вычесть 1457, то останется 1334.

9.
Определите условия сочетаемости и несочетаемости собирательных числительных с
существительными.(Устно)

I.Пятеро
сыновей, трое сирот; трое суток, двое саней, семеро козлят.

II.Обоих
братьев, у обоих окон;обеих сестёр, обеими руками

III.Трое
волков, четверо кошек; двое подруг, семеро студенток

10.  Работа в
группах.
Вставьте
пропущенные буквы и объясните правописание       

1.      Пен…сионный возр…ст для гос…лужащих в Росси… сост…вляет 55 лет для
жен…щин и 60 лет для мужчин.

2.      Первые с…мптомы по…вились в возр…сте 11- 12 лет.

3.      По данным ст…тистики, грип… в текущ…м году перенесли уже 2800 человек.

4.      По данным ст…тистики, грип… в текущ…м году перенесли уже более 2850 человек.

5.      Пр…парат хранит…ся при температур… (н…)выше 25 градусов.

6.      Пр…парат обеспеч…вает потребность в витамине D в пр…делах 25-30 %
суточ…ной нормы.

7.      Выдержка пр…ведена из учебника по нервным болезням (страницы с 389 по 417).

8.      Испытания пр…парата проводились 27 сотрудниками кл…нических кафедр, и в
них прин…ли участие более 295 пациентов.

9.     
Показатель первичного выхода на инвалидность среди
выживших после инсульта пациентов достигает 3,2 на 10 000 населения.

10.  У 59 (то есть у 71,1%) обследуемых пациентов
(не)было обнаружен…о ч…ткой взаимосвязи между определен…ым сезоном и
наступлением об…стрения заболевания.

VII. Работа у доски.(Спишите заменяя числа словами. Объясните написание имен числительных)

Употребите
собирательное числительное, где это возможно, и запишите словосочетания.

(2)
(пациентка), (2) (пациент), (2) (хирургические ножницы), (2) (шприц), носит с
собой (2) (очки), (3) (сутки), (4) (дети), (4) ребенок, повышенная стипендия
назначена (3) (студент) и (2) студенткам, купить (2) (эластичные компрессионные
чулки), купить (2) (эластичный компрессионный бинт).

2. Спишите заменяя числа словами.

1.     
 (Не)переносимость
различных мед…каментозных средств была обн…ружен…а у 268 (84,3%) из 318 включен…ых
в ис…ледование пациентов.

2.     
К 268 пациентам,
уча…ствующ…м в ис…ледовани…, пр…менялось комплексное лечение.

3.     
За 268 пациентами,
уча…ствующими в ис…ледовании, проводилось постоянное врачебное наблюдение.

4.     
Средняя продолжительность
ремис…ии до 1 месяца была констатирован…а у 92 (28,9%) детей, от 1 до 3 месяцев
— у 187 (58,8%), от 4 до 6 месяцев — у 28 (8,8%), более чем 6 месяцев — у 11
(3,5%).

5.     
Кровь в нынешн…м году была
сдана 897 учащ…мися и сотрудниками мед…вуза: 578 студентами, 217 преподавателями,
а так(же) 102 аспирантами, выпускниками и предствителями администрации.

6.     
За период с 2000 по 2013 год
корпуса клиники (н…)только были выстроен…ы «с н…ля», но и осн…стилась
современ…нейш…й ап…паратурой.

7.     
Клиника осн…стилась 256 кроватями
с под…емным механизмом, 78 единицами специальной ап…аратуры для кабинетов
фукциональной ди…гностики, включая проведение УЗИ, комп…ьют…рной ди…гностики и
др.

8.     
При работе над статьей
проанализирваны результаты многоэтапного хирургического лечения острого калькулезнго
холецистита (ОКХ) у 1559 больных.

9.     
Операция произведена 815 пациентам
(в 203 случаях при катаральном ОКХ и в 612 – при деструктивных формах).

10.  Лапароскопическая холецистэктомия (ЛХЭ) выполнена 567 больным
деструктивным ОКХ.

VIII.Рефлексия.
-Итак, наша пара заканчивается. Сегодня
на уроке мы повторили всё, что нам известно об именах числительных. И это
удалось сделать в результате вашей активной работы.

Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе.
Что на ваш взгляд удалось, не удалось? Почему? Поделитесь впечатлениями о нашем
уроке.
А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг
другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш
урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.
Спасибо за работу.

IX
.Оценки.

X.Домашнее
дифференцированное задание

1.Выписать из
литературы 5 числительных, указать разряд, падеж, каким членом предложения
являются.
2. Составить 3 предложения с количественными и 3 предложения с порядковыми числительными;

Литература:

Русский язык. Пособие для
подготовки к централизованному тестированию и экзамену

Махонь С.В., Супрун-Белевич Л.Р., Чечет Р.Г.

2018, Тетралит, стр.83

      
http://www.iprbookshop.ru/88841.html.

Тема урока «Имя числительное. Простое, сложное, составное»

Цель урока: формирование умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительные

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

 Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный (психологиечский настрой, эпигра)

Ф

Осуществляет психологический настрой учащихся  на  продуктивную работу на уроке.

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна.

— Хочу начать урок с эпиграфа. Прочитайте его.

— «На уроках русского языка формируется личность с ценностным взглядом на родной язык, постоянным стремлением совершенствоваться в знаниях и умениях.»

— Как вы его понимаете?

Ответное приветствие

Отвечают. (Русский язык всегда важен, изучая его, мы совершенствуемся, становимся более грамотными)

Л.: мотивация к учебной деятельности

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический (стихотворение), проблемный, моделирование (аналитический), Ф

1. Задает задание для дальнейшей работы
— Ребята, запишите число в тетради. Сегодня Второе марта. Сидите прямо, держите ручку правильно. Определите часть речи слова второе. Один ученик.

Минутка чистописания

— Запишите предложения, меняя цифры на слова. Сделайте синтаксический разбор предложений.

100рож построил про100рный дом.

Ча100 3 40ножки бродят у него под 100лом.

-Что в этих предложениях интересного? Какая часть речи вам встретилась? Какое это числительное?

2. Организует самооценивание деятельности.

— Сегодня на уроке я приготовила вам карту успеха, куда вы будете записывать баллы за правильно выполненное задание. Критерии оценивания такие: правильно выполнено – это 2 балла, допущено 2-3 ошибки – это 1 балл.

Задает вопрос и предлагает задание на новое понятие, изученное раньше.
— Ребята, а что же такое имя числительное? Посмотрите на слайд и вставьте пропущенные слова. Отвечаем по руке.

Имя числительное — _____ часть речи, которая обозначает ______ предметов, ____ их при счете. По значению имя числительное делится на _______ и ______. ______ числительные отвечают на вопрос ________, _____ числительные отвечают на вопрос ________.

— Молодцы.

3. Создает проблемную ситуацию.

-Давайте откроем учебники на странице 112, упр-е 188. Прочитаем задание.

— Начинаем по цепочке, читаем слово и выделяем в нем корень.

— Что мы с вами заметили в этих словах?

— Давайте распределим эти слова в группы. Как вы думаете, по какому признаку?

— Верно. Но я приготовила вам еще некоторые слова (распечатка на доске), которые вы также должны соотнести в какую-либо группу.

Выполняют. (Имя числительное)

Списывают.

Отвечают. (Имя числительное. Количественное)

Отвечают. (самостоятельная, количество, порядок, количественные и порядковые, кол-ые, сколько, пряд-ые, который)

Читают.

Выполняют.

— У некоторых 2 корня

— Слова с 1 корнем, 2 и более

П: извлечение необходимой информации

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Презентация

Презентация

Учебное пособие

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный (беседа, рассуждение), Ф

4. Предлагает сформулировать  тему и цель.

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Какую цель мы с вами можем поставить?

5. Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке.

— Давайте составим план. Я подготовила вам опорные слова, а вы должно продолжить:

1. Узнать…

2. Находить…

3. Закрепить…

Отвечают.

— Имя числительное.

— узнать, какие имена числительные бывают по строению

— Узнать, какие бывают имена числительные, находить эти имена числительные в тексте, закрепить новый материал

П:  постановка и формулирование проблемы

Р: целеполагание

Презентация

«Открытие» детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный (частично-поисковый), репродуктивный (объяснительно-иллюстративный), Ф, П

— Посмотрите, как мы распределили с вами слова на группы. Как вы думаете, как можно назвать каждую из этих групп? Например, как называется группа, где один корень? Или два?

— Давайте посмотрим, что нам дает учебник, какие числительные бывают по строению.

— Ребята, я предлагаю вам рассказать это друг другу еще раз, чтобы вы запомнили.

Осуществляется проверка материала.

— Я спрошу пару человек. Что тебе рассказал твой сосед? Какие имена числительные называются простыми?

— Правильно. Следующая пара, расскажи, какие числительные бывают сложными?

— И еще одна пара. Какие числительные составные?

— Вы совершенно правы.

— Давайте с вами проверим, как вы запомнили строение имен числительных. Упражнение 189. Прочитайте его.

— Составьте по 3 примера на каждое строение. Запишите примеры у себя в тетрадях, прочитайте их соседу, а ваш сосед должен назвать, какие строения вы использовали в данных примерах. И наоборот. Выполняем.

— Ребята, кто хочет прочитать нам свои примеры, а ваши одноклассники определят, какие числительные вы использовали.

— Вы большие молодцы. Обратимся к нашей карте успеха. Какой вывод мы можем сделать с вами по первому и второму заданию? Чему вы узнали, научились? Что вы умеете?

— Верно. Отметьте свой балл. Напомню, 2 балла – не было ошибок, 1 балл – есть несколько ошибок.

ФИЗМИНУТКА
если услышите простое числительное — простой хлопок перед собой,
сложное числительное – хлопок за спиной,
составное числительное — два хлопка над головой.
Семнадцать, пятьсот, тридцать первое, Триста семьдесят, первый, Сорок, Шестьдесят, восьмое, 1941 

Предполагают.

Читают.

Рассказывают.

Отвечают. (простые – это те, где есть один корень)

(Где есть 2 корня)

(Такие числительные состоят из нескольких слов)

Выполняют.

Один ученик выходит и читает, другие определяют строение.

Отвечают. (умеем определять строение имени числительного: простое сложное, составное)

Р: познавательная инициатива

П: поиск необходимой информации

П: анализ, синтез, обобщение

Учебное пособие

Учебное пособие

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический (упражнение) Ф, И

Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний.

— Давайте обратимся к учебнику. Упражнение 191. Прочитайте задание.

— Итак, ребята. Кто хочет прочитать первый вопрос и ответить на него?

— Назови имена числительные, которые ты употребил. Какие они по строению?

— Запишите все свой ответ в тетради, подчеркните имя числительное и укажите его строение.

Организует проверку.

— Вы большие молодцы! Кто назовет мне еще раз, какие числительные мы с вами употребляли? И почему именно они, а не другие?

Читают.

Отвечают.

Отвечают.

Р: выполнение учебного действия

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К: аргументация своего мнения

Учебное пособие

Самостоятельная работа с взамопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический (упражнение), И

Осуществляется самостоятельная работа с взаимопроверкой.

— Посмотрите на свои парты, у каждого лежит листок, где написаны вопросы, на которые вам нужно ответить, используя числительные.

— На работу у вас есть 4 минуты. Время пошло.
1) Сколько лет жили старик со старухой в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина?(30 лет и 3 года)

2)Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?(семь)

3) Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?(семь)

4) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?(два)

Сверка с эталоном.

— Ребята, а теперь поменяйтесь листочками с соседом. Сверьте с эталоном на экране вопросы. Если правильно, поставьте + за каждый правильный ответ. Внимательно проверяйте, правильно ли ваш сосед ответил и написал имя числительное. Если есть вопросы, задавайте.

— Посмотрите, какого строения не хватает. Придумайте и допишите.

— Обратимся еще раз к нашей карте успеха. Оцените свою работу по тому, как проверил ее ваш одноклассник. Если у вас  не было ошибок, то вы ставите себе 2 балла, если у вас допущены ошибки – ставьте 1 балл.

— Что каждый из вас сейчас умеет, исходя из задания?

Выполняют работу.

Проверяют друг у друга работы.

Отвечают. (Умею писать имена числительные в нужном строении)

П: построение логической цепи рассуждения

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение»открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический (упражнение), взаимопроверка, Ф, Г

Учащимся работа в группах, задание по пройденной теме.

— А теперь вам предстоит работа в группах. Вам нужно в таблицу вписать предложенные числительные, распределив их по значению и строению. Будьте внимательны. Давайте мы с вами вспомним правила работы в группе.

Числительные

Простые

Сложные

Составные

Количественные

Шесть

Сто

Одиннадцать

Двенадцать

Пятьсот двадцать семь

Порядковые

Четвертый

Сотый

Пятидесятый

Восьми сотый

Триста девяносто первый

Проверка с эталоном.

— Давайте сверим с тем, что на экране.

— У какой группы сделано по-другому?

— Давайте рассуждать. Какая из групп хочет обосновать нам, почему они распределили имена числительные именно так?

— Какие словарные слова вы заметили?

— Кто-то считает по-другому? Таких нет. Значит, вы сделали всё правильно! Молодцы. Оцените свою работу в группе. Если вы соотносили слова, помогали, ставите 2 балла, если вы не сильно помогали группе – ставьте 1 балл.

(Говори спокойно ясно, только по делу. Точно выполняй возложенную на тебя роль. Каждый работает в группе.)

Выполняют работу в группах.

Один из представителей группы высказывает мнение своей группы. (Пять и сто – 1 корень, пятьдесят, пятьсот – 2 корня, пятьсот пятьдесят пять – несколько слов и т.д.)

— одиннадцать, двенадцать, двадцать

Отмечают.

Р: познавательная инициатива, волевая саморегуляция

Л: смыслообразование

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный (аналитический)

Задает вопросы по пройденной теме.

— Давайте с вами вспомним, какая тема урока у нас была?

— Какую цель мы с вами ставили? Достигли мы ее?

— Давайте вспомним про наш план на урок. Все ли пункты мы с вами выполнили?

— Отлично. А теперь давайте подсчитаем ваши баллы  в карте успеха. Кто набрал 6 баллов, поднимите руку

— Кто набрал 4-5 баллов?

— Давайте оценим работу всего класса.

— Ребята, вы большие молодцы. Вы изучили очень интересную и важную тему. Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок.

Отвечают. (Имя числительное)

(Да)

(Да)

Поднимают.

Оценивают.

П: рефлексия способов и условий действий

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Открытый урок по
русскому языку в 5 классе на
тему                                                                     «Имя
существительное как часть речи».

Подготовила
учитель русского языка и литературы Скрыпник Нина Николаевна.

 МБОУ СОШ № 11 г.
Пушкино, Московская область.

Тема.
Имя существительное как часть речи.

Тип урока: Урок «открытия новых знаний».

Методическая цель: 
активизация познавательной деятельности обучающихся  на уроках  русского языка 
в процессе работы по технологии развития критического мышления и проблемного
метода обучения.

Цели:

обучающие:
расширить знания учащихся об имени существительном

как части речи
: познакомить со значением имени
существительного, выявить его морфологические признаки и синтаксическую роль;

— формировать
навыки определения морфологических признаков имен существительных;

развивающие:
— развивать навыки устной и письменной речи учащихся;

развивать устную и
письменную монологическую и диалогическую речь;

 развивать
долговременную память в процессе деятельности;

 развивать
аналитические умения выделять главное, анализировать, сравнивать, делать
выводы.

— развивать внимание,
логическое мышление;

воспитательные:
— воспитывать любовь и уважение к русскому языку, интерес к предмету;

— формировать
культуру интеллектуального труда, умение работать с учебником
,
работать в группе.

Оборудование: мультимедийный
проектор, компьютер, презентация,
задания для работы в
группе
, раздаточный материал в
виде снежинок,
учебник «Русский язык».  5
класс. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Москва «Просвещение» 2017
г.

Структура урока:

I Организационный
момент
.

II Актуализация
опорных
знаний.

III Объяснение
нового материала
.

IV Закрепление.

V Рефлексия.

VI
Информирование о домашнем задании.

VII Комментирование
оценок
.

                                        
            
ХОД УРОКА

I.
Организационный момент

Учитель: Здравствуйте,
дети! Я рада вас видеть сегодня. Но прежде чем приступить к объяснению нового
материала, я хочу у вас спросить: на месте ли ваши тетради, ручки, учебники?
Готовы?

Ученики: Да!

—Тогда запишите
число и классная работа.

II.
Актуализация знаний

Учитель: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который
называется « Морфемика». Ответьте, пожалуйста, что изучает этот раздел?

Ученик: « Морфемика» — раздел науки о языке, который изучает части слова – морфемы.

Учитель: Сегодня
мы переходим к изучению раздела «Морфология». Ребята, кто-нибудь из вас знает,
что изучает этот раздел?

Ученик:
«Морфология» — раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Учитель:
Давайте
вспомним с вами, что мы знаем о частях речи. К
акие
части речи называют самостоятельными, а какие служебными?

Ученик:
Все части речи делятся на две группы —
самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и
самые различные признаки. Без самостоятельных слов не могут строиться
словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные части речи являются
членами предложения. Например, имя существительное , имя прилагательное,
имя числительное, местоимение, глагол.

Ученик:  Служебные части речи включают слова, которые не называют ни
предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.
Служебные части речи не являются членами предложения.
Это предлоги, союзы, частицы.  Отдельной группой стоит междометие. Эта часть речи не является
ни самостоятельной, ни служебной.

Учитель:
Правильно.

III.
Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята,
сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам
определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия
предметам». 
О какой части речи эта загадка? Почему вы так
считаете? 

Ученик:
Эта часть речи – имя существительное.
      

Слайд 2.
Выразительное чтение стихотворения А. Шибаева.

Учитель:
Правильно, это имя существительное. 
    Пишем тему
урока. 

Слайд 3.                

 Прочитайте
эпиграф урока: 
Имя существительное – хлеб языка. 
      Л.В.Успенский.
 
Учитель: Запишите эпиграф в тетрадь. Напоминаю,
что эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или
его части (в нашем случае -уроку ) и характеризующая его основную идею.

Учитель:
Объясните значение слов
«Хлеб
всему голова
». Поразмышляйте,
какую роль играет хлеб в жизни людей.
Почему Успенский
имя существительное сравнивает с хлебом?

Ученик:
Имя существительное в языке и речи, так же важно, как
и хлеб для стола.

Учитель: Да, верно. Хлеб — основной продукт на столе, без него немыслимы ни
обед, ни ужин, ни завтрак. Отсутствие хлеба — признак крайней нужды и бедности.
Так же и в языке: без существительного почти невозможно построить предложение,
а если это сделать, то речь будет неясной — невкусной и пресной, как еда без
хлеба. Существительные называют предметы окружающего мира, представить без них
речь и язык невозможно — как и стол без хлеба.
                

О справедливости
этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится
40 имён существительных
.

Давайте
выразительно прочитаем и прокомментируем еще одно очень красивое изречение К.Г.
Паустовского.

—Как вы понимаете
эти слова?

«Нет ничего такого
в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом:
звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна,
тяжкое громыхание грозы, детский шепот, шорох морского гравия».

Комментарии
учеников.

Слайд 4.

Учитель:  
 С
именем существительным вы знакомы с начальных классов. Вспомните, что
такое имя существительное? Какие грамматические признаки имеет имя
существительное? Приведите примеры.

Ученик: Имя
существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает
предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Например, кто? — мальчик, что? –
стул.
Имена существительные бывают одушевленными и
неодушевленными. Давайте приведем примеры.

Слайд 5.   Имена
существительные собственные и нарицательные. Примеры.

Слайд 6.         
Род имен существительных.

Ученик:
Имена существительные относятся к мужскому, среднему, женскому роду
.
Примеры.

Слайд 7.
  Склонения имен существительных.  Примеры.

Слайд 8.
  Как изменяются имена существительные. Примеры.

Слайд 9.
  Синтаксическая роль имени существительного.

Учитель:
А сейчас для того, чтобы вспомнить, каким членом предложения может быть имя
существительное, рассмотрим несколько примеров. Запишите
эти
предложения
в
тетради.
 Работа у доски. Определите
синтаксическую роль имен существительных.

Звезды меркнут и
гаснут. (подлежащее)

Человек—кузнец
своему счастью. (сказуемое)

Лежа хлеба не
добудешь. (дополнение).

Его разбудило
завывание вьюги. (определение).

Еще в полях белеет
снег. (обстоятельство).

—Какой вывод мы
сделаем? (Имя существительное может быть любым членом предложения).

IV.Закрепление
изученного материала.

Учитель:
Откройте учебники на странице 46. Внимательно
прочитайте правило. Как вы думаете, мы правильно дали определение имени
существительному?

Учитель:
Для того, чтобы закрепить нашу тему, мы выполним в тетрадях упражнение 473.

Выполнение
упражнения 473.

Слайд. 10. Работа
в группах.

1 группа. Выписать
1-е предложение. Над именами сущ. Написать род, число, падеж, склонение.

2 группа. Сделать
синтаксический разбор 2 предложения.

3 группа. Подготовить
устное сообщение на тему «Имя существительное».

Задание. Написать
мини-сочинение на тему «Зима», используя имена существительные.

—Предлагаю
провести эксперимент. Прочтите свое сочинение без имен существительных. Что мы
видим?

Слайд 11
Давайте подаблюдаем, как описывал зиму в своем стихотворении А.Фет. Глядя на
эту прекрасную поэзию, давайте сделаем вывод о роли  имени существительного в
речи.

Игра. «Пятеро на
одного». Тема. Имя существительное.

1.Что такое имя
существительное?

2. Как изменяются
имена существительные? (по падежам и числам).

3. Склонения имен
существительных.

4. Какими членами
предложения бывают имена сущ.?

5. Какова роль
имен сущ. в тексте? (невозможно создать текст, не употребляя имена
существительные).

Игра. «Верные и
неверные утверждения».

1.Имя
существительное это служебная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Н

2.Имена
существительные изменяются по родам. Н

3.Имена
существительные изменяются по падежам и числам. В

4.Имя
существительное может быть любым членом предложения. В

5.Имена
существительные бывают 1,2 и 3 спряжения. Н

Сказка о трех
братьях

Жили-были в стране Русский язык три брата:
Существительное, Прилагательное и Числительное. Вместе работали у Грамматики,
дружили, радовались и грустили, пели и смеялись.

Но однажды, увидев учебник
математики, Числительное возгордилось. Как же! Оно обозначает число, т.е.
является главным помощником Царицы наук. И об этом заявило братьям. Тогда
призадумалось Прилагательное. Оно ведь такое красивое, элегантное, обаятельное,
веселое, доброе – разностороннее.

Существительное попыталось
объяснить братьям, что в их стране есть и другие обитатели: Глаголы,
Местоимения… Но братья покинули дом и стали жить врозь. Погрустило
Существительное, но подумало: «Я само могу составлять предложения (Ночь.
Улица. Фонарь. Аптека.).
Могу выбрать и назвать предметы женского,
мужского, среднего рода. Могу называть живые и неживые предметы, один предмет и
много. Не пропаду».

Прошел месяц. В дверь
Существительного постучали. На пороге стояли Числительное и Прилагательное. Они
осунулись, похудели, их лица были грустные, виноватые.

Оказалось, что Грамматика все
больше была недовольна их работой. Ведь Числительное всегда работало в паре с
Существительным. А одно – потеряло смысл. Семь! А кого? Десять! А чего?

Прилагательное стало грустным,
чахлым, озлобленным, потому что не могло определить ни свой род, ни падеж, ни
число. За это отвечало Существительное.

А Существительное простило братьев. И стали они
вновь вместе жить-поживать да добра наживать.

Ребята,
понравилась ли вам сказка? О чем она?

V.
Рефлексия.

Учитель: Что
нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответы учеников.

Задание:
 На белых снежинках написать свои впечатления от урока. Какие задания
понравились, какие не очень.

3,4 ученика
зачитывают свои записи.

Ребята, вернемся к
эпиграфу урока. Как вы думаете, это утверждение верно?

VI.
Домашнее
задание.

Дома вы выучите
определение имени существительного, выполните упражнение 475. Пользуясь
толковым словарем, запишите лексические значения данных слов. В записанных
предложениях подчеркните главные члены. Какой частью речи они выражены?
Обозначьте сокращенно падежи существительных. Объясните постановку тире.

Образец.
Живописец
художник , воспроизводящий предметы и явления действительности с помощью
красок.

VII.Комментирование
оценок.

Учитель:
Сегодня на уроке активно работали … , они
получают оценку «пять». Хорошо дополняли и отвечали на вопросы… , вам ставим
оценку «четыре». Урок окончен. Спасибо за совместную работу.

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе

Подготовила и провела: Гладких М.П.,

учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»

Ход урока.

I. Организационный момент.

1) — Здравствуйте, ребята!

— Сегодня у нас немного необычный урок. Необычность урока ещё в том, что форма его проведения будет в виде занимательной игры. А называется эта игра «В стране выученных уроков».

Слайд.

— Что это за страна?

— Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру.

— Но сегодняшний урок – мечта многих школьников: за 40 минут мы побываем на нескольких уроках.

— Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.

— Для этого мы поиграем в «Третий лишний»:

— один, одиночка, одиночество;

— пятёрка, пятерня, пять;

— четырёхугольник, четыре, четвёрка.

Слайд.

Какие слова лишние?

— Почему?

— Верно.

Слайд.

А остальные слова, какой частью речи являются?

2) – На каких уроках вам помогают имена числительные?

— А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других.

— Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец каждого урока будет наш личный на сегодня колокольчик – звонок.

II. Урок письма.

1)Проверка домашнего задания.

Блиц – опрос:

— Какая часть речи называется числительным?

— Какие бывают числительные?

— Что обозначают количественные числительные, и на какой вопрос отвечают?

— Что обозначают порядковые числительные, и на какой вопрос отвечают?

— Прочитайте данные числительные как количественные, затем – как порядковые: 3, 10, 18, 30, 45, 671, 29.

Слайд.

— Сколько мягких знаков может быть в одном числительном?

— В какой части слова они находятся?

— К какой части речи относятся имена числительные?

— Молодцы!

2) Число, классная работа, тема урока.

3) Работа у доски.

— Продолжаем урок письма.

— Определите, в каком месте нужно поставить Ь в следующих числительных пят?надцат?, пят?десят, сем?десят, сем?надцат?, шест?, шест?надцат?

(один ученик у доски, остальные – в тетрадях)

Слайд.

4) Работа в тетрадях.

— Следующее задание.

— Найдите речевые ошибки в предложениях. Исправьте их.

Первая «Азбука» вышла в нашей стране четыреста годов назад. В этой книге всего тридцать четыре страниц.

Слайд.

Перемена.

  • Отгадайте ребусы:

7я, 40а, 100л, о5, с3ж.

Слайд.

III. Урок чтения.

  1. – Назовите литературные произведения, в названиях которых есть числительные.

( «Три мушкетёра», «Двенадцать месяцев», «Два Мороза», «За 80 дней вокруг света», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и др.)

2) – Люди часто используют в своей речи имена числительные. Не случайно эта часть речи употребляется в пословицах и поговорках.

— Вспомните пословицы с именами числительными, смысл которых заключается в следующем:

* Если будешь делать несколько дел сразу, ни одного дела хорошо не сделаешь.

(За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь)

* Прежде, чем что – либо сделать, всё тщательно проверь несколько раз.

( Семь раз отмерь – один раз отрежь)

* В жизни гораздо важнее хорошие друзья, чем большие деньги.

( Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

Слайд.

Перемена.

-Прочитайте весёлое стихотворение.

Тысяча покупок.

Возвращался грач с базара,

С возом вкусного товара:

Триста сушек, двести плюшек,

Девяносто семь ватрушек

И четыреста коржей для прожорливых детей.

А для жёнушки – три подсолнушка.

Слайд.

— Правильно ли оно названо?

IV. Урок математики.

— Плавно переходим к уроку математики.

— На слайде представлена всеми нами любимая таблица умножения.

— Подсчитайте результат и запишите ответы словами:

6х5=

9х7=

8х10=

12:3=

72:8=

Слайд.

— Проверим ваши решения, а также написание имён числительных.

Перемена.

  • Отгадайте загадки.

  • У двух матерей по пяти сыновей, а имя всем одно. (руки, пальцы)

  • Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)

  • Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (колёса)

  • Тридцать два молотят, один поворачивает. (зубы, язык)

V. Урок истории.

— Следующий урок – история.

— В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются имена числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.

-«Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев».

-«И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцать гривен на человека. А было в каждом корабле по сорок мужей».

( четыре лета, две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей)

— Проверим, что вы выписали.

Слайд.

— Все ли слова понятны?

Словарная работа:

  • Лето – 1) время года; 2) год (устар.)

  • Муж — 1) женатый мужчина; 2) деятель на каком – либо общественном поприще (устар.)

  • Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.)

Слайд.

Перемена.

Соедините близкие по смыслу выражения:

в один голос большое сходство предметов

в два счёта дружно, единодушно

как две капли воды очень быстро

заблудиться в трёх соснах не выходить из дома

сидеть в четырёх стенах запутаться в чём – либо

Слайд.

VI. Урок физкультуры.

— А теперь всеми любимый урок физкультуры.

— На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме этого, я попрошу вас ещё раз вспомнить правило правописания числительных о мягком знаке.

— С чего обычно начинается урок физкультуры?

— Постройтесь около своих парт.

— Я буду называть числительные:

если мягкий знак стоит в середине слова – поверните голову налево,

если мягкий знак стоит в конце слова – поверните голову направо,

если знака в слове нет – шаг вперёд:

700, 11, 40, 16, 80, 200, 900, 19, 90.

VII. Урок музыки.

— Переходим к не менее любимому уроку музыки.

— Прослушайте отрывок из песни.

— Услышанные числительные запишите в тетрадь.

VIII. Урок биологии.

— Ну и, наконец, последний урок – биология.

— На уроках биологии вы изучаете растения.

— Перед вами на столах лежат ромашки. Эти цветы помогут вам в очередной раз проверить и закрепить знания об имени числительном.

— Задание следующее: составит словосочетания существительного рубль с числительными, указанными на лепестках. Записать их в тетрадь.

Взаимопроверка.

IX. Итог урока.

— Как любая игра имеет своё завершение, так и наш урок – игра подошёл к концу.

— И как на любом уроке в конце подводятся итоги, задаётся домашнее задание и выставляются оценки.

— Скажите, на скольких уроках мы с вами поработали за 40 минут?

— Какая часть речи сопровождала нас на каждом уроке и даже на переменах?

— Оценивание учащихся.

— Спасибо за работу!

Слайд.

  • Сказка про ивасика телесика читать на русском
  • Сказка про иван чай
  • Сказка про зубную щетку для детей слушать
  • Сказка про зубы для детей 4 5 лет
  • Сказка про золотую осень