Сказка про хвастливого мышонка

Кадр из мультфильма приключения десперо. режиссеры с. фелл, р. стивенхейген. 2008 годсоветы библиотекаря: с малышами учимся справляться со страхами, с

Совиный волк и мышонок Десперо. Книги для семейного чтения

Кадр из мультфильма «Приключения Десперо». Режиссеры С. Фелл, Р. Стивенхейген. 2008 год

Советы библиотекаря: с малышами учимся справляться со страхами, с подростками отправляемся в яхт-клуб.

По выходным сотрудники московских библиотек рассказывают читателям mos.ru о детских книгах, которые будет интересно читать всей семьей. Заведующая библиотекой No 29 Лидия Деркунская рекомендует произведения Кейт ДиКамилло, Дарьи Варденбург и других авторов.

Лидия Деркунская, заведующая библиотекой № 29

Малышам

«Кролик Питер и его друзья» Беатрис Поттер

Чудесные сказки английской писательницы Беатрис Поттер читают уже больше 100 лет. Главный герой кролик Питер живет со своей семьей под корнями большой мохнатой ели. Как и все дети, он не всегда слушается взрослых и из-за этого попадает в разные истории. По соседству с ним живут другие симпатичные звери — каждый со своим характером и привычками.

Текста здесь немного, что очень подходит для самых маленьких. А чудесные иллюстрации создала сама Беатрис Поттер — рисованием она увлекалась с детства. В ее доме всегда было много животных, и свои первые наброски она делала, глядя на них.

«Тося-Бося и Темнота» Лины Жутауте

Главную героиню произведения, забавную девочку Тосю-Босю, малыши обожают. Оценили в свое время книгу и взрослые эксперты в области детской литературы: в 2010 году она заняла первое место в Латвии среди книг для самых маленьких.

В Тосе-Босе многие узнают себя: она очень боится Темноты, которая только и ждет подходящего момента, чтобы выползти изо всех углов и начать пугать. Но однажды она попадается на глаза девочке днем, и оказывается, что все не так уж страшно.

Я очень рекомендую эту книгу: она написана с юмором, отлично подходит для семейного чтения, а главное, с ее помощью можно побороть страхи, стать отважнее.

Сказка про хвастливого мышонка

Ребятам постарше

«Совиный волк» Анастасии Строкиной

В этой необыкновенно уютной сказочной повести речь идет об обычной девочке и ее не совсем обычном друге — воображаемом совином волке Бубо. Герои учат детей дружбе, ответственности, пониманию всего прекрасного, окружающего нас. Взрослым тоже будет интересно — уверена, вы узнаете много нового о суровом, но очень живописном Севере.

Анастасия Строкина — победитель конкурса «Новая детская книга», лауреат премии «Книгуру», финалист премии имени В.П. Крапивина, поэтесса и переводчица. Ее детство прошло в местах, о которых говорится в книге, — в поселке Луостари Мурманской области.

«Приключения мышонка Десперо» Кейт ДиКамилло

Книгу «Приключения мышонка Десперо» написала современная американская писательница Кейт ДиКамилло. Мне очень нравится это произведение, оно увлекает с первых строк: «Эта сказка началась так: за толстыми, крепкими стенами замка родился мышонок…»

Перед детьми разворачивается удивительная история маленького Десперо, который любит читать, петь, а еще не боится кошек. Это не единственное, что отличает Десперо от других мышей: у него огромные уши, над которыми все вокруг потешаются, и душа настоящего благородного рыцаря. Необычного мышонка, конечно, ждут захватывающие приключения, и он с честью пройдет все испытания.

Кадр из мультфильма «Приключения Десперо». Режиссеры С. Фелл, Р. Стивенхейген. 2008 год

Подросткам

«Правило 69 для толстой чайки» Дарьи Варденбург

Книга о непростом времени взросления и самоопределения в большом мире, о том, как важно, чтобы рядом были близкие люди и надежные друзья. У главного героя, 13-летнего мальчика Якоба, есть мечта — совершить кругосветное путешествие на яхте.

Узнав, что городской яхт-клуб объявил набор учеников, Якоб приходит на занятия. Там он знакомится с девочкой Тохой, Митрофаном и Тимуром. Ему придется не только учиться управлять яхтами, но и налаживать отношения с новыми товарищами. Это будет нелегко — Якоб заикается, а еще у него лишний вес.

С героями книги вы переживете и забавные, и грустные моменты. К финалу персонажи покажутся давно знакомыми и близкими людьми, с ними не захочется прощаться.

Дарья Варденбург — журналистка, писатель, обозреватель детских книг. За «Правило 69 для толстой чайки» в 2017 году она получила премию имени В.П. Крапивина. Как и Якоб, Дарья занимается парусным спортом, ходит на яхтах и участвует в гонках.

«Остров на Птичьей улице» Ури Орлева

Эта книга рассказывает о событиях в Польше времен Второй мировой войны. 11-летний мальчик Алекс и его папа выживают как могут, вспоминая прекрасное довоенное прошлое. Однажды жизнь Алекса резко меняется, и ему приходится в одиночку скрываться в развалинах дома.

Автор — израильский писатель Ури Орлев, лауреат премии имени Ганса Христиана Андерсена, — рассказывает о том, что даже в войну дети остаются детьми. Когда началась война, ему самому было всего 10 лет. Удивительная история, созданная им, учит вере, верности и стойкости. После прочтения у вас с детьми точно появится материал для обсуждения.

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Они дают «Гамлета», но чаще — «Золушку» или «Щелкунчика» для аудитории 4+. К ним ходят всей семьёй — их детские спектакли интересны и взрослым. Московский частный театр «Вернадского, 13» работает уже 20 лет. Почему, работая на грани выживания, классные актёры не уходят на большие сцены и в кино, а остаются играть для своего зрителя — в репортаже корреспондентов RT с новогодней ёлки.

По телефону с сайта театра «Вернадского, 13» попал в кассу. Сообщил, что хотел бы сделать репортаж, и попросил передать мой контакт режиссёру. Через некоторое время приходит сообщение в WhatsApp: «Здравствуйте, Алексей. Меня зовут Надежда, я администратор театра». Посмотрел на аватарку — знакомое лицо. Перезвонил. «Надежда Карпухина-Карпович? — уточняю я. — Вы же робкий Зайчик в «Трям! Здравствуйте!» и Гертруда в «Гамлете», роковая испанская красотка в «Блэзе» и… мышка в новом спектакле. Почему же администратор?» В трубке смех: «Да, это всё я. Придёте — сами увидите».

Зайчик-Гамлет

Впервые в театр «Вернадского, 13» я попал в 2007 году. На новогоднюю ёлку. Какой-то новый театр, возможно, даже самодеятельный. В полуподвале жилого дома по соответствующему адресу — название от него. Ну, чего ожидать? Тоскливо вспомнил дядю Гену, папу моего друга. Доставив нас на ёлку и посадив в зал, сам удалялся в буфет пить кофе с принесённым из дома коньяком. А ведь интеллигентный человек. «Утренники не по моим нервам», — комментировал он тогда. Но я был за рулём — ничего не оставалось, как сесть вместе с детьми. И не пожалел.

С одной стороны, без всякого коньяка я неожиданно уподобился ребёнку — только что не топал при появлении злодея. А главное, с удивлением заметил, что спектакль только на первый взгляд детский.

Взрослые актёры как будто играли для меня: какие-то шуточки, акценты, непонятные детям, отлично считывались их родителями.

Почти всем актёрам не больше 30 лет. Но это точно была не самодеятельность, не утренник в клубе — абсолютно профессиональная постановка.

За следующие 14 лет я посмотрел почти все детские спектакли — на ёлки всегда давали премьеру. И, если удавалось, не пропускал редкие взрослые постановки. Там вчерашний Железный Дровосек из «Волшебника Изумрудного города» (он же волк, стражник и т. д. в других сказках) выходил Горацио в «Гамлете», а тролль, король, ёжик — в главной роли в «Старшем сыне». Классные драматические актёры — в каждой роли они становились другими. Мне казалось, что рано или поздно им станет тесно на сцене «Вернадского, 13» и они уйдут. В кино, в «большие» театры. Но вот сейчас посмотрел на сайте новогоднюю программу — 2021/22. Новый спектакль «Кот-волшебник и мышиное рождество», категория 4+. В роли Виолетты, белой мышки — мамы, — Надежда Карпович.

«Мой муж — Дед Мороз»

26 декабря, воскресенье. Два представления в день: в 12:00 и в 16:00. Зрители могут прийти за час до начала — в фойе будут игры с героями сказок. И так ежедневно весь новогодний сезон — с 24 декабря по 9 января.

Артисты начинают собираться ближе к 11:00. Первой начинает переодеваться и гримироваться Юлия Лукьяшко (Фружи, белая мышка — дочь). Правда, почему-то не в мышь, а в Снегурочку.

«Все занятые в новогоднем спектакле участвуют и в предварительной программе», — поясняет она.

61cb12f502e8bd6a20524b8a

  • Данила Алексеев
  • © RT

И точно, в соседней гримёрке натягивает подушку-пузо под костюм весёлого повара Данила Алексеев (Мартон, серая мышь — папа).

Рядом гримируется Арлекин — уже много лет в разных образах детей перед представлением развлекает актриса и сценарист почти всех постановок Евгения Войцеховская. Чуть позже пузо для солидности образа надевает и Сергей Карпович — в спектакле он Кот, но сначала выйдет Дедом Морозом.

61cb12fa02e8bd6a20524b8e

  • Надежда Карпович
  • © RT

«Ага, мой муж — Дед Мороз, — кивает появившаяся Надежда Карпович (многим зрителям известна под прежней фамилией — Карпухина. — RT). — Вся жизнь здесь — где же ещё мужа искать? Вы интересовались, чувствую ли я себя примой. Конечно, чувствую. Особенно когда на мне нужно дошить последние четыре куска сыра (реквизит на сцену. — RT) перед премьерой. Маленький театр — тут каждый отвечает за кучу всего, совмещая много функций, должностей, делает что-то руками. Мальчики даже шить научились. Ощущения примы нет — есть безмерное чувство ответственности. Веду соцсети театра. Когда организационные вопросы решаю, не представляться же мне примой — называюсь администратором».

Одеваться — что-то быстро натянуть, завязать сбоку — актёрам помогает костюмер Анастасия. Как выяснилось, она режиссёр — как и почти все здесь, закончила Щукинское.

Дальше я уже привыкну, что кто-то из артистов будет стоять у рубильника, заменяя техника, и т. д. А Надежда между выходами на сцену будет спешно отвечать на вопросы зрителей в соцсетях от имени администратора.

Сейчас Надежда надевает парик, белое платье с кружевом. Превращается в этакую светскую даму. Потом рисует усики, носик — дама оказывается «элитарной» белой мышью.

«Какая у меня мышь по счёту? Было две в разных редакциях «Щелкунчика». Эта третья. По роли мы белые мыши — родители. Мы спесивые, заносчивые. Считаем серых мышей деревенщиной, — объясняет Надежда. — Эта сказка — разговор о вполне взрослых проблемах восприятия людьми друг друга».

61cb12f302e8bd6a20524b89

  • Карпович и Лукичев
  • © RT

В этот момент из другой гримёрки выходит Михаил Лукичев — уже в костюме её супруга. «По сути, я папа Капулетти», — отмечает он.

В сыроварне живёт семья серых мышей: папа, мама и молодой сын. Обычные, каких много. Растолстевшая, тянущая на себе дом жена, инфантильный, пытающийся избегать принятия решений муж. Рядом с ними селится супружеская пара белых мышей с красавицей дочкой. Это снобы, как будто бы более успешные и активные. Но если присмотреться, то и в этой семье всё то же самое.

А дальше начинается классическая история Ромео и Джульетты: дети влюбляются друг в друга, а родители против. Причина понятна: «они не такие, как мы».

Евгения Войцеховская написала сценарий по мотивам сказки Дюлы Урбана «Все мыши любят сыр». И, в отличие от Шекспира, тут всё заканчивается хорошо — семьи мирит… Кот. Он объясняет родителям, что различие между ними мерещится только им самим. Мол, вы все боитесь кошек, любите сыр. Короче, живите дружно, а то съем.  

«Кот, уходи!» — слышится громкий крик зрителей. Дети, включая четырёхлетних на первых рядах, в восторге. Родители реагируют куда сдержаннее, но, очевидно, замечают написанное специально для них. Узнают себя, свои отношения. «С таким мужем любая превратится в серую мышь», — кажется, кто-то из зрителей это даже проговаривает. Если убрать мышиные интонации — вполне взрослые, серьёзные диалоги.

«Малыши считают какой-то один план, — пояснила мне основатель и художественный руководитель театра Елена Громова. — Но нужно несколько пластов, чтобы вещь была интересна и детям постарше, и взрослым. А постановки формата «ой, детишечки, у-тю-тю» не переношу. Да и дети всегда чувствуют несерьёзное отношение».

Громова говорит, что на некоторых сказках взрослых пробирает настолько, что даже папы плачут. Верю — один из них.

Представление заканчивается. Выход на поклон. Публика не отпускает. Потом ещё выход, на бис. Актёры возвращаются в гримёрку. До начала следующего спектакля целых полтора часа.

«Слушай, а давай, когда мы набрасываемся на Кота, ты встанешь с другой стороны, — предлагает Надежда своему сценическому супругу Михаилу. — Можно добавить действия. Будет весело, если я его веником сверху отметелю».

Мне всегда казалось, что лучше приходить на 12-часовой сеанс: пока актёры свежие и физически, и психологически.

«Наоборот, второй, в 16:00, всегда ярче, — объяснил мне ещё находящийся в образе грустной мыши Данила Алексеев. — Мы ж совы — чем позже, тем активнее. На утреннем спектакле только разыгрываемся, разгоняемся».

Дом и старики

Полине Шитовой 20 лет, ещё студентка театрального. Самая молодая из нынешней труппы. Надежде Карпович, когда она почти 20 лет назад пришла в этот театр, было ещё меньше. Теперь её и оставшихся от первого состава называют «наши старики».

«Ко мне тут в зале бросилась одна мама — она сама в детстве была на нашем представлении, а сейчас привела уже своего ребёнка», — отмечает Надежда.

В обычном театре актёр живёт и взрослеет со своими зрителями. Развитие самого актёра находит оклик в его аудитории. А здесь как в школе — постоянная смена поколений детей, а заодно и их родителей, для которых ты снова скачешь зайчиком или ёжиком.

«Дети от поколения к поколению меняются. Каждый раз нужны новые подходы, — рассуждает Надежда. — Да, у меня есть ощущение, что не сыграла многого, что хотела. Но не сыграла не где-то там, а здесь. Просто потому, что приходится тратить время на что-то другое».

61cb12f102e8bd6a20524b88

  • Елена Громова
  • © RT

Худрук Елена Громова во время спектаклей сама выполняет работу осветителя — сидит за пультом. Но, пожалуй, она тут одна, для кого театр — единственный источник дохода. Все остальные члены труппы подрабатывают в других местах. Причём отнюдь не всегда искусством. Павел Фартуков (Шома, серая мышь — сын) сейчас играет только по выходным, а по будням занимается продюсированием компьютерных игр в IT-компании.

«Во время самоизоляции всё стояло. Даже сериалы не снимали. Знакомые позвали поучаствовать. Посмотрел, понравилось. И втянулся», — поясняет Павел.

Это при том, что у него — у единственного из всех присутствующих — есть свой агент. Начал сниматься очень рано — в 18 лет получил главную роль в сериале «Невидимки» (2010). И с тех пор участвовал в шести десятках кинопроектов.

Также по теме

618ea043ae5ac956163cfa5a
«Очень сложно притворяться»: для чего москвичи ходят на концерты и спектакли в темноте

По данным Всероссийского общества слепых, сейчас в стране около 103 тыс. людей с тотальным нарушением зрения. Между тем в Москве…

«Кино, особенно сериалы, — вообще другое, — говорит Павел. — Пока снимали 70 серий «Невидимок», сменили 27 режиссёров… А тут — дом».

Но дело даже не в семейном уюте своего театра, оберегающего от интриг и прочих проблем в иных местах. «Елена Валерьевна приучила нас к очень высокому качеству, которое редко можно встретить. А если сравнивать с детскими театрами, то я подобного вообще больше нигде не видел», — поясняет Михаил Лукичев.  

Даже в гримёрке Данила Алексеев, как и его герой, продолжает щипать струны на превращённой в этакую балалайку большой деревянной ложке. «Листал Instagram. Гляжу — приятель сейчас в Таиланде на корпоративе. А я как раз вот эту штуку из ложки для роли мастерил. И подумал, что, видимо, чем-то не тем в жизни занимаюсь», — шутит он.  

Данила не только актёр. Он преподаёт в детской студии «Крылья», открытой при театре много лет назад. Реализуется там и как режиссёр. Работа на детскую аудиторию, видимо, особенно располагает к педагогике — детям в студии преподаёт почти вся труппа. Лучших потом приглашают к себе — Юлия Лукьяшко и Полина Шитова как раз из выпускников «Крыльев».  

«Это мой дом, который я с 17—18 лет строю. Надеюсь, что через 20—30 лет я передам свой театр в руки младшего поколения, которое будет с большим задором на сцене, — отвечает Надежда Карпович на мой вопрос о будущем. — На них будут кричать: «Уходи, Кот!», а я буду сидеть в зрительном зале со своими детьми или внуками. Уйду в педагогику. Или нет, сама уже поставлю какой-нибудь спектакль наконец. В таком темпе, как мы работаем сейчас, через 30 лет будет невозможно. Наркотик ли эта суета? Для кого-то да. Синдром отложенного счастья».

Частный нафталин

Театр частный, существует с 2000 года. «Была идея, был спонсор, — рассказывает Елена Громова. — На его деньги мы оборудовали помещение. Набрали труппу по полному штату. Вспомогательный персонал. Уже было начали работать, как бизнес у спонсора расстроился, — в 2002 году мы остались без финансирования. Сотрудников пришлось распустить и искать форму существования». 

61cb12fd02e8bd6a20524b90

  • © RT

Помещение муниципальное, выделено как объекту социального назначения — аренда бесплатная. Расходы — коммуналка, зарплаты актёрам и персоналу. И постоянные, не всегда предсказуемые затраты на декорации, оборудование, ремонты и т. д.

«Театр частный. Никаких грантов, субсидий. Мы живём только за счёт продажи билетов, — говорит Громова. — В зале 108 мест. Билеты от 300 до 1800 рублей. Если заполнено 70%, то мы окупаемся».

Оклад у актёров в штате — 16 тыс. рублей. Остальное — по занятости на сцене. Выходит до 40 тыс. рублей. Как уже было сказано, артисты совмещают функции декораторов, техников, звукооператоров. В штате нет гримёра. «Когда мы закрылись во время самоизоляции, уборщица уехала домой на Украину. И не вернулась. Новую нанимать не стали — убираем теперь сами», — отмечает Громова.

Понятно, что за каждую дополнительную обязанность актёру доплачивают. О размерах сумм можно только догадываться. Определённые деньги приносит театральная студия — месяц занятий стоит 8 тыс. рублей.

Постоянно занятых артистов — 12 человек. Других приглашают по мере необходимости. Сейчас почти все, кто не занят в спектакле про мышей, работают на новогодних шоу, корпоративах, ёлках.

«Почему мы выбрали для новогоднего представления именно такой сюжет? В том числе из-за пандемии, — неожиданно выдаёт Громова. — Роспотребнадзор разрешил только 70% заполнения зала. Если б мы могли продать билеты на все места, то позволили бы себе спектакль подороже — с большим числом персонажей, другими декорациями».

Детский репертуар — почти всегда простой по будням, разве что кроме каникул. Конечно, по вечерам можно давать взрослые спектакли. Но тут уже маркетинг тонкой настройки: как заманить вечером усталого взрослого в малоизвестный театр далеко за Третьим кольцом, сколько назначить за билет, чтоб и зрителю по карману, и самим окупиться? За 20 лет существования театра успешная схема так и не устоялась: взрослых спектаклей пока в репертуаре мало и показывают их сравнительно редко. Но надежды остаются.

«Мы репертуарный театр, — объясняет Громова. — То есть это не проекты какие-то разовые, а постановки, которые идут годами. И мы не площадка для выступлений, а камерный театр. Дающий возможность для глубокого разговора со зрителем. Хорошо ли это, современно ли? Однажды Пётр Наумович Фоменко свой театр назвал нафталином. И мы нафталин, классика. Ничего плохого в этом нет. Лучше нафталин, чем моль».

Третий партнёр

Со сцены снова звучат финальные реплики. Снова Кот произносит речь. Влюблённые берутся за руки. Дети кричат из зала. Аплодисменты, выход на поклон. И на бис. В гримёрку снова один за другим влетают актёры.

«В этот раз зал совсем другой — куда отзывчивее! — делится впечатлениями Полина. — Дети смеялись даже над теми шутками, над которыми никто никогда не смеялся, даже мы».

61cb12fe02e8bd6a20524b91

  • © RT

Утром были в основном организованные группы под присмотром учителя. Это самая сложная аудитория — дети отвлекаются друг на друга. А на второе представление пришли по отдельности, с родителями.

«Конечно, мы же играем не в режиме кинотеатра — ловим реакцию из зала, откликаемся на неё. Зритель — это третий партнёр», — поясняет Надежда.

Всегда было интересно посмотреть, что происходит с актёрами, когда они после поклонов наконец скрылись за кулисами. Посмотрел. И ничего не понял. Впрочем, и они сами свои ощущения объяснить не смогли.

«Надо ли выйти из роли? У кого как, — пожимает плечами Михаил Лукичев. — Мне, например, нужно ещё какое-то время посидеть в костюме».

В целом была атмосфера какого-то очередного достижения. Возможно, потому что премьера — играют всего третий день. Уходя домой, актёры целовали уже спустившуюся из осветительной Громову.

«Впереди ещё 18 ёлок, спектакль набирает обороты!» — произнеся это, Надежда Карпович машинально, видимо, чтобы не сглазить, подняла сжатые кулаки. Глядя на неё, я понял, что ни в какие зрители с этой сцены она не уйдёт.

Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.

По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.

Малышам

«Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне

Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.

Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.

«Только все вместе» Лоренца Паули

Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.

Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.

Сказка про хвастливого мышонка

Ребятам постарше

«Вратарь и море» Марии Парр

Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.

Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.

«Тео — театральный капитан» Нины Дашевской

Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.

Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.

Сказка про хвастливого мышонка

Подросткам

«Двенадцать зрителей» Инны Манаховой

Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.

Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.

Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.

«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна

Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.

Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.

В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.

Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Режиссер М. Херман. 2008 год

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Длинные праздничные выходные – отличный повод приготовить себе чашку горячего чая или чего-нибудь покрепче, забраться с ногами под плед и насладиться прекрасным настроенческим фильмом. Если старая добрая классика уже пересмотрена или просто надоела, предлагаю ознакомиться с лучшими киноновинками на рождественскую тематику. Я отобрал пятерку самых, на мой взгляд, удачных: думаю, многие из них будут входить в «топ» и через 10 лет.

Мальчик по имени Рождество (2021)

Прекрасный фильм для семейного просмотра, снятый по одноименной книге-бестселлеру британского писателя Мэтта Хейга. В центре сюжета – финский мальчик Николас из небогатой семьи. Он живет обычной жизнью и пока даже не подозревает, что именно ему доведется стать главным символом Рождества. Однажды отец Николаса ушел в экспедицию за полярный круг и не вернулся. Прошло много лет, но Николас по-прежнему верит, что его отец жив. И мальчик полон решимости отыскать папу. Он отправляется на поиски на Северный полюс, туда, где светит полярное сияние. Компанию ему составляют северный олень и домашний мышонок. На пути к эльфийской деревне мальчика ждут испытания, чудеса и важные осознания. Например, что доброе слово способно врачевать сердца, а человека характеризуют его поступки. Фильм снимался в Лапландии, Финляндии, Чехии, Словакии и Лондоне.

Замок к Рождеству (2021)

Эта лента – настоящий подарок для любителей романтических комедий. Американская писательница Софи Браун (Брук Шилдс) сколотила на женских любовных романах целое состояние. Она не только богата, но и умна, иронична и красива. Вот только мужчину себе под стать найти никак не может. Когда очередная книга Софи вызывает шквал негативных рецензий, она решает сбежать куда-нибудь подальше. Например, в богом забытую деревушку под Эдинбургом. Неожиданно для себя Софи влюбляется в размеренную сельскую жизнь и в здешний старинный замок. Владелец замка, нелюдимый герцог Майлз, наотрез отказывается продать свое имение взбалмошной американке. Но мы же помним: Софи красива и умна. И она не намерена сдаваться. Так что история только начинается!

Многие обвиняют ленту в простоте сюжета и шаблонности персонажей – и, пожалуй, это так. Однако «Замок к Рождеству» – фильм не для глубокомысленных рефлексий. Он для праздничного настроения и погружения в атмосферу сказки. И прекрасные актеры, бесподобные шотландские пейзажи, великолепный готический дом Далмени-Хаус справляются с этой задачей просто на «отлично»!

Мистер Джангл и рождественское путешествие (2020)

Добрый семейный мюзикл, который понравится и взрослым, и детям. С первых кадров зрители переносятся в волшебный сказочный мир: вся обстановка и костюмы героев стилизованы под викторианскую Англию. Много лет назад талантливый мастер по игрушкам Джероникус Джангл процветал: у него была прекрасная семья, любимое дело и лавка игрушек в центре города, которая приносила ему неплохой доход. Все рухнуло в один день, когда мистера Джангла предал его ученик и друг Густафсон. Последний выкрал все разработки гениального изобретателя, выдал их за собственные и основал свою империю игрушек. Теперь мистер Джангл едва сводит концы с концами. Впрочем, у него есть шанс вырваться из долгов – если он создаст новое сенсационное изобретение. В мистера Джангла верит его юная внучка – и вместе они принимаются за работу. У них есть все шансы преуспеть, только вот коварный Густафсон намерен выкрасть и это творение своего бывшего учителя…

Компания на праздники (2021)

Netflix впервые снял рождественскую историю про отношения ЛГБТ-пар – получилось тонко и иронично. Впрочем, ленту оценят и те, кто устал от бесконечных вопросов родственников: «Ну когда же, наконец, замуж?» Центральный герой картины – Питер, убежденный холостяк. И каждый раз, когда семья собирается за рождественским столом, родственники обрушивают на беднягу Питера шквал вопросов о его матримониальных планах. Мама, тетушки и сестры постоянно пытаются сосватать ему какую-нибудь симпатичную девушку из своего круга – и Питеру это порядком надоело. Поэтому накануне очередного Рождества он уговаривает своего лучшего друга Ника поехать вместе с ним под видом… его партнера. В итоге эта эскапада оборачивается чередой курьезных и неловких ситуаций.

Робин (2021)

Красивый и добрый анимационный рождественский фильм, снятый студией Aardman (они же выпустили, к примеру, такой хит, как «Барашек Шон»).

Яйцо, из которого должна была появиться на свет птичка-малиновка Робин, случайно оказалось на свалке. Но птенчик не пропал: малышку приютило любящее и заботливое мышиное семейство. Однако никакая любовь и забота не в состоянии превратить птицу в мышь. Робин рождена летать – но отказывается признавать это, страдает и чувствует себя белой вороной в собственной семье. Птичка решает доказать своим приемным родителям, что из нее вполне может выйти отличная мышь – и идет ради этого на дерзкое ограбление. Одновременно Робин решает узнать правду о себе и своем происхождении – для этого она отправляется в полное опасностей путешествие. Прекрасная анимация, масса трогательных моментов и философских выводов о силе любви, семейных узах и о том, как важно в любых обстоятельствах оставаться верным себе.

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Сказка про хитрого лисенка
  • Сказка про хвастливого муравья
  • Сказка про хвосты русская народная
  • Сказка про фрукты аудио
  • Сказка про футбол для детей