Сказка про храброго зайца мультфильм 1978 кадры

Борис джкин борис джкин дата рождения 19.08.1914 место рождения курск дата смерти 13.03.1992 место смерти москва гражданство российская империя, ссср
Борис Дёжкин

Борис Дёжкин

Борис Дёжкин

Дата рождения 19.08.1914
Место рождения Курск
Дата смерти 13.03.1992
Место смерти Москва
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности Режиссёр-мультипликатор
Язык произведений русский

Борис Петрович Дёжкин — режиссёр-мультипликатор, художник, сценарист, педагог.

Борис Дёжкин / Биография

Борис Петрович Дёжкин — легендарный режиссёр и «одушевитель» (так на «Союзмультфильме» называли художников-аниматоров). На его мультфильмах выросло не одно поколение. В докомпьютерную эпоху у детей не было возможности смотреть любимые мультфильмы так часто, как им хотелось бы, зато можно было полистать небольшую книжицу, выполненную по мотивам любимого «мультика». Такие книги назывались «фильмы-сказки», выпускались тиражами в сотни тысяч экземпляров, стоили копейки и были доступны каждому. Как и многие союзмультфильмовцы, Дёжкин иллюстрировал книжки по своим мультфильмам.

Борис Дёжкин родился 19 августа в 1914 году в городе Курске в семье чиновника Московско-курской железной дороги. В то лето началась Первая мировая война. Отец был постоянно в разъездах. Воспитанием пятерых детей занималась мать отца, бабушка Варвара. Она читала им, рассказывала сказки. С ней дети ходили на речку: она полоскать белье, они — купаться. Зимой катались на коньках.

Спортивный Борис рано начал изучать суть движения. Мальчик любил цирк, ходил на все представления, тренировался на турнике, превосходно делал сальто. Гимнастика стала его увлечением на всю жизнь. Еще одной страстью была музыка. Он очень хорошо чувствовал ритм и внутренне понимал характер музыкальных фраз. Но самым любимым занятием, как и любимым предметом в школе, было рисование.

Примерно в 1930–1932 годах его отца перевели на работу в Москву. После окончания средней школы Борис переехал к нему и попробовал поступить в Суриковское художественное училище, но безрезультатно. Тогда он пошел учиться в фабрично-заводское училище. Окончив его, стал работать слесарем-инструментальщиком 5-го разряда на заводе «Шарикоподшипник». Любимое занятие не оставил, рисовал для заводской газеты. Особенно ему удавались карикатуры.

После одной из них Дёжкина вызвал в свой кабинет директор завода. Вместо ожидаемого нагоняя молодой слесарь услышал слова, которые резко изменили его жизнь: «Тебе, дружок, надо учиться. У меня есть друг-художник по фамилии Радаков. Познакомлю. А пока поработай в газете «Труд». Рабочие у нас есть, а вот хороших художников — мало».

Так Дёжкин стал работать в отделе газеты «Труд», а затем попал на курсы художников, созданные при московском Доме Печати. Там его наставником был тот самый друг директора завода — Алексей Александрович Радаков, выдающийся советский график. Он сразу обратил внимание на даровитого юношу и впоследствии не раз отмечал исключительность Дёжкина как мультипликатора. Именно он в 1934 году привел своего любимого ученика в студию Смирнова (Экспериментальная мультмастерская при Научно-исследовательском секторе ГИКа). Спустя два года (в 1936 году) на базе этой мастерской был создан «Союздетмультфильм», через год переименованный в «Союзмультфильм». Дёжкин в числе других художников начал работать на только что созданной студии.

Среди учителей Дёжкина — В. Г. Сутеев, М. С. Пащенко и… Уолт Дисней. Сцены из диснеевских фильмов он знал досконально. Несмотря на прозвище, «русский Дисней» никогда не подражал мэтру американской анимации. Все его фильмы имеют свое лицо. Иван Петрович Иванов-Вано говорил: «Мультипликация — это его стихия, его призвание, его творческое «я». Он принес с собой на студию «Союзмультфильм» какой-то веселый, почти мальчишеский задор. (…) Он быстрее нас постиг такие тонкости, которые нам стали ясны значительно позднее. В сравнительно короткий срок он освоил диснеевскую технику и метод и мог, как говорится, с закрытыми глазами рисовать различные фазы поведения своего персонажа».

Уже в 1940-е годы начинает складываться особый дёжкинский мультипликационный стиль, он удивительно живо изображал движение. Режиссеры «Союзмультфильма» понимают, что художнику требуется отдельное «пространство» в фильме. Ему поручают отдельные эпизоды — пластические номера, трюки, погони, поединки и прочий «экшен». В дальнейшем именно спортивные фильмы и фильмы-концерты станут визитной карточкой его мультипликации. В это же время проявляется гротесковая и сатирическая направленность Дёжкина-режиссера.

В 1941 году, до того, как «Союзмультфильм» был эвакуирован, Дёжкин при одном из обстрелов Москвы потерял глаз (осколками стекла сильно поразило левую сторону лица). Для художника, которому по наследству передалось плохое зрение, потеря была серьезной. Но от операции он отказывался, боялся ослепнуть совсем. С этого времени появляется чёрная повязка на глазу. Дёжкин говорил о своём увечье: «Факт налицо».

В 1948 году в соавторстве с Геннадием Флегонтовичем Филипповым Дёжкин делает мультфильм «Слон и муравей» по басне Гамзата Цадасы — первого аварского автора басен, стихов и сказок для детей. Это поучительная история о том, как находчивый и храбрый муравей спас зверей от ига нахального силача слона. В 1950 году стихотворную басню с иллюстрациями по мотивам мультфильма выпустило махачкалинское издательство «Даггиз».

После войны и в 50-е годы на студии господствовал «эклер» (отснятый киноматериал обводили на пленке, и на основе этой кальки рождался мультфильм). Талант Дёжкина, слишком карикатурный и экспрессивный для такой техники, подавлялся, ему не находилось работы в чинных, плавных фильмах — разве что чёрта нарисовать в «Ночи перед Рождеством». Стало ясно, что самобытному стилю Дёжкина требуется «свой» фильм. В 1946 году Дёжкин создал первый «спортивный» фильм, «Тихая поляна» — про футбольный матч медведей и зайцев. С этого момента тема спорта — визитная карточка Дёжкина.

В 1955 году Дёжкин в соавторстве с Мстиславом Сергеевичем Пащенко делает мультфильм «Необыкновенный матч». Зрелищная картина о состязании в секции игрушек пользовалась огромным успехом у зрителей. История рассказывает, как честные и благородные мягкие игрушки одержали победу над задаваками из набора деревянных футболистов. В 1955 году эта работа получила премию за лучший мультипликационный фильм года на XVI МКФ в Венеции Венецианском фестивале с формулировкой: «За интересную карикатурную форму показа современного зазнайства в футбольном мире». Мораль в конце фильма гласит: «Кто часто задирает нос, тот часто с носом остается». В 1966 году по этому мультфильму вышла книжка-малышка.

Музыкально-пластические способности Дёжкина-мультипликатора проявлялись в фильмах-концертах. В 1957 году в мультфильме «Чудесница» режиссера Александра Васильевича Иванова он создает эпизод с куплетами сорняков: приблатненные чертополохи вальяжно вышагивают и поют под гитару. Эта сцена стала «визиткой» Дёжкина в кино. Первым «полноценным» концертом стал снятый в 1959 году в соавторстве с Евгением Тихоновичем Мигуновым мультфильм «Ровно в три пятнадцать…». Герои «Клуба веселых человечков» попадают в аварию по пути в пионерский лагерь, но выбираются из беды, спешат на встречу с друзьями журнала «Веселые картинки», и концерт начинается ровно в три пятнадцать. Типажи из этого фильма Дёжкин будет использовать в будущих замыслах (например, Чиполлино станет героем одноименного мультфильма в 1962 году).

С начала 1960-х режиссер начинает работать самостоятельно, без соавторов. В этот период выходят его лучшие работы. В 1961 году он снимает мультфильм «Чиполлино» по сказке Джанни Родари. В 1964 году выходит фильм «Шайбу! Шайбу!!». В хоккейном матче «Метеор» — «Вымпел» команда дружных новичков побеждает зазнавшихся «мастеров». Фильм пользуется огромным успехом у публики, собирает многочисленные награды. В 1968 году выходит книжка-малышка по этому мультфильму.

Соперничество двух хоккейных команд продолжается в мультфильме «Матч-реванш» (1968). «Метеор» пытается отыграться у «Вымпела», но самонадеянные и нечестные хоккеисты вновь проигрывают трудолюбивым и дружным ребятам.

Герои Дёжкина узнаваемы: блестящие черные глазки, кустистые брови, нос картофелиной и фирменная улыбка до ушей с выдающимися в буквальном смысле слова зубами. В его персонажах угадываются портретные черты автора. Да и темперамент Дёжкина угадывается в героях его фильмов. По воспоминаниям его жены, «подвижный, как ртуть», даже «будучи 50-летним, оставался совсем молодым человеком. Как-то мы гуляли по парку, я устала, присела. И вдруг — он летит через меня, через скамейку, встает на колено и протягивает собранные кленовые листья».

  • Борис Дёжкин
  • Сказка про храброго зайца мультфильм 1978 кадры

    Борис Дёжкин. Страницы биографии

  • Сказка про храброго зайца мультфильм 1978 кадры

    Борис Дёжкин. Страницы биографии

  • Сказка про храброго зайца мультфильм 1978 кадры

    Борис Дёжкин. Страницы биографии

В 1960-е Дёжкин мультипликатор номер один на студии. Его участие в работе гарантировало успех, он мог оживить любую картину. И вместе с тем на заседаниях художественных советов студии с обсуждением его фильмов разгораются отчаянные споры.
Он преподает на курсах при «Союзмультфильме». «Огнистые линии словно прожигают графитную доску. Персонажи безостановочно появляются и исчезают под их хлестким ливнем, берут новый старт, обрастают гроздьями фаз, мчатся к финишу, замирают в немыслимых компоновках, чтобы вновь развернуться веером графических шедевров. С последними штрихами он буквально вколотил мел в доску, распял его в гениальных линиях. Мы расслышали несколько кратких, одному ему внятных междометий, среди которых промелькнуло: «Федька Хитрук работает иначе». И мистификатор, фокусник, шпагоглотатель, цирковой акробат — он был всё в этот момент — растаял в воздухе. Осталась плотно изрисованная доска с медленно оседающей пылью (сегодня бы эту доску в любой киномузей мира), пол, усыпанный белыми крошками, да еще дворовый возглас — «Федька Хитрук»», — так вспоминает о нём Юрий Норштейн. В 1960-м ему девятнадцать лет, и он пока еще только осваивает профессию мультипликатора на двухгодичных курсах, где преподает в том числе и Дёжкин. Рисунок мастера рождался как будто сам собой, а объяснить, почему нарисовал именно так, художник не мог. «Учить не буду, что украдёшь глазом, то твое», — так говорил он одной из своих учениц, Виолетте Колесниковой.

Экспрессивная манера работы и преподавания неоднозначно оценивается руководством. К началу 1970-х годов отношение к Дёжкину на студии меняется. Его обвиняют в корыстолюбии, злоупотреблении алкоголем и дурном влиянии на молодежь. В очередной раз наступают не лучшие для него времена. В «литературоцентричном» сценарном отделе студии редко находится материал, подходящий для «его» темы (спорт, концерт, хореография). Мультипликатор страдает от дефицита сценариев.

В периоды простоев Борис Дёжкин снимает короткометражки для сатирического киножурнала «Фитиль», занимается иллюстрацией открыток и книжек-малышек по своим мультфильмам. Их выпускает щедрыми тиражами Бюро пропаганды советского киноискусство.
В 1975 году он работает над книжкой в формате набора открыток по своему мультфильму «Шайбу! Шайбу!!». История победы Рыжика и его команды на этот раз пересказывалась на семи отдельных листках.

К Олимпиаде-80 талант Дёжкина снова востребован. Ему доверяют снимать картину с главным героем будущей Олимпиады — олимпийским мишкой. Однако изначальному творческому замыслу повредили неоднократные ревизии, связанные с политическими осложнениями начала 1980 года. В итоге мультфильм «Первый автограф» (1980) стал одной из наименее удачных работ режиссера.

В 1980-х годах Дёжкин снимает фильмы о фигурном катании. Например, «Приходи на каток» (1981). Образ лирической героини на коньках сложился ещё раньше, в мультфильмах «Шайбу! Шайбу» и «Матч-реванш». Беленькие фигуристки, выполнявшие номера в перерывах между периодами матча, походили на юную Ольгу Гайдук, ставшую впоследствии его второй женой.

В 1984 году он снимает фильм, который, как выяснится позже, станет его последней режиссерской работой. Это сатирический рассказ на производственную и спортивную тему «Не опоздал» (1984). Городской служащий показывает мастерство не в одном виде спорта, чтобы ровно в девять оказаться на рабочем месте, где сразу приступает к разгадыванию кроссворда.

В последние годы работы на студии Дёжкин готовится к запуску еще трёх сценарных замыслов (на экологическую и спортивную темы). Однако ни один из сюжетов не был утвержден к запуску в производство.

В 1989 году вышла книжка-малышка по его мультфильму «Метеор» на ринге» (1970). Давние соперники «Метеор» и «Вымпел» договариваются сразиться в новом виде спорта: их капитаны встречаются на боксерском ринге.
Тогда же выходит книжка-малышка по мультфильму Дёжкина «Футбольные звезды» (1974). Молодой тренер приходит в отстающую команду с «цветочным» именем «Тюльпан». Благодаря упорным тренировкам, футболисты одерживают труднейшую победу над «Астрой» и «Гладиолусом».

Умер Борис Дёжкин в Москве 13 марта 1992 года. По воспоминаниям его вдовы Ольги Гайдук-Дёжкиной даже в последние дни своей жизни, будучи тяжело больным человеком, он придумывал танец, лежал и рисовал рукой в воздухе.

Борис Дёжкин / Книги с иллюстрациями

  • Атаманов, Л. Футбольные звезды / Л. Атаманов ; худож. Б. П. Дёжкин, В. И. Соболев. — Москва : Алтей, 1994. — 11 с. : ил.
  • Дёжкин, Б. Необыкновенный матч / Б. Дёжкин, М. Пащенко // Фильмы-сказки : сценарии рисованных фильмов / предисл. Л. Кассиля. — Москва : Искусство, 1950–1979. — Вып. 3. — С. 81.
  • Цадаса, Г. Слон и муравей : басня / Гамзат Цадаса ; в лит. обработке Р. Фатуева ; ил. Дёжкин Б. и Филиппов Г. — [Махачкала] : Даггиз, [1950]. — [18] л. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • «Метеор» на ринге : фильм-сказка / авт. текста Б. П. Дёжкин, С. В. Рунге; худож. Б. П. Дёжкин, В. И. Соболев]. — Москва : Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1989. — [19] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Необыкновенный матч : фильм-сказка / [авт. В. Данилов] ; [ил.: Б. Дёжкин]. — [Москва] : Бюро пропаганды советского киноискусства, [1966]. — [19] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Футбольные звезды : [фильм-сказка] / авт. текста Б. П. Дёжкин, А. В. Кумма; худож. В. [!Б.] П. Дёжкин, В. И. Соболев]. — Москва : Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1988. — [19] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Шайбу — шайбу! : [изоматериал] : [сер. открыток] / авт. текста А. Кумма, С. Рунге ; худож.: Б. Дёжкин, С. Русаков. — Москва : Бюро пропаганды советского киноискусства, 1975. — 7 л. в обл. — [Хранится в РГБ].
  • Шайбу — шайбу!! : фильм-сказка / авт. текста А. В. Кумма и С. В. Рунге ; ил.: Б. Дёжкин и С. Русаков. — [Москва] : Бюро пропаганды советского киноискусства, [1968]. — [20] с. : ил. — [Хранится в РГБ].

Борис Дёжкин / Мультфильмы

  • В Африке жарко. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1936.
  • Колобок. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1936.
  • Лиса-строитель. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1936.
  • Заяц-портной. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1937.
  • Котофей Котофеевич. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1937.
  • Любимец публики. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1937.
  • Привет героям! Мультипликационный фильм. Режиссёр, художник-постановщик. СССР, 1937.
  • Воинственные бобры. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1939.
  • Дед Иван (Как дед Иван смерть прогнал). Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1939.
  • Дядя Степа. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1939.
  • Лимпопо. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1939.
  • Мойдодыр. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1939.
  • И мы на Олимпиаду! Мультипликационный фильм. Художник-постановщик. СССР, 1940.
  • Муха-Цокотуха. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1941.
  • Сластена. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1942.
  • Сказка о Царе Салтане. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1943.
  • Синдбад-мореход. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1944.
  • Синица. Мультипликационный фильм. Художник-постановщик. СССР, 1944.
  • Телефон. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1944.
  • Зимняя сказка. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1945.
  • Пропавшая грамота Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1945.
  • Весенние мелодии. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1946.
  • Лиса и Дрозд. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1946.
  • Конек-горбунок. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1947.
  • Тихая поляна. Мультипликационный фильм. Режиссёр, художник-мультипликатор. СССР, 1946.
  • Слон и Муравей. Мультипликационный фильм. Режиссер, художник-мультипликатор. СССР, 1948.
  • Лев и Заяц. Мультипликационный фильм. Режиссёр. СССР, 1949.
  • Дедушка и внучек. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1950.
  • Желтый аист. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1950.
  • Когда зажигаются елки. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1950.
  • Кто первый. Мультипликационный фильм. Режиссёр. СССР, 1950.
  • Ночь перед Рождеством. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1951.
  • Сердце храбреца. Мультипликационный фильм. Режиссёр. СССР, 1951.
  • Аленький цветочек. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1952.
  • Волшебный магазин. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1953.
  • Непослушный котенок. Мультипликационный фильм. Художник-постановщик. СССР, 1953.
  • Полет на Луну. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1953.
  • Козел-музыкант. Мультипликационный фильм. Режиссёр. СССР, 1954.
  • Необыкновенный матч. Мультипликационный фильм. Режиссёр, художник-мультипликатор. СССР, 1955.
  • Трубка и Медведь. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1955.
  • Старые знакомые. Мультипликационный фильм. Режиссёр, сценарист, художник-постановщик, художник-мультипликатор. СССР, 1956.
  • В некотором царстве. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1957.
  • Чудесница. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1957.
  • Кошкин дом. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1958.
  • Петя и Красная Шапочка. Мультипликационный фильм. Художник-мультипликатор. СССР, 1958.
  • Ровно в три пятнадцать. Мультипликационный фильм. Режиссёр, сценарист, художник-постановщик. СССР, 1959.
  • Железные друзья. Мультипликационный фильм. Режиссёр, художник-мультипликатор. СССР, 1960.
  • Чиполлино. Мультипликационный фильм. Режиссёр, художник-мультипликатор. СССР, 1962.
  • Шайбу! Шайбу!! Мультипликационный фильм. Режиссёр, сценарист, художник-постановщик, художник-мультипликатор. СССР, 1964.
  • Где я его видел? Мультипликационный фильм. Режиссёр, сценарист, художник-мультипликатор. СССР, 1965.
  • Это не про меня. Мультипликационный фильм. Режиссёр, художник-мультипликатор. СССР, 1966.
  • Матч-реванш. Мультипликационный фильм. Режиссёр, сценарист, художник-мультипликатор. СССР, 1968.
  • Метеор на ринге. Мультипликационный фильм. Режиссёр, сценарист, художник-постановщик, художник-мультипликатор. СССР, 1970.
  • По грибы. Мультипликационный фильм в сборнике «Калейдоскоп 71. Выпуск №1». Режиссёр, СССР, 1971.
  • В гостях у лета. Режиссёр, сценарист, художник-мультипликатор. СССР, 1972.
  • Футбольные звезды. Режиссёр, сценарист, художник-постановщик, художник-мультипликатор. СССР, 1974.
  • Исполнение желаний. Мультипликационный фильм, выпуск № 178 сатирического киножурнала «Фитиль». Режиссёр. СССР, 1977.
  • Талант и поклонники. Режиссёр, художник-постановщик, художник-мультипликатор. СССР, 1978.
  • Первый автограф. Режиссёр, сценарист, художник-постановщик. СССР, 1980.
  • Приходи на каток. Режиссёр, сценарист, художник-постановщик. СССР, 1981.
  • Пьянству — бой (мультипликационная вставка). Художественный фильм «Витя Глушаков — друг апачей». Режиссёр. СССР, 1983.
  • Не опоздал. Мультипликационный фильм. Режиссёр. СССР, 1984.

О жизни и творчестве

  • Азарх, Л. Каляевская, 23а / Лана Азарх // Кинограф. — 1999. — № 7. — С. 152–175.
  • Деревянкина, О. Сказочная назидательность / Ольга Деревянкина // Лавры кино. — 2014. — № 16. — С. 36–37. — Ил.
  • Капков, С. Несчастный клоун с внутренним плачем / Сергей Капков // Газета. — 2004. — 23 сент.
  • Малянтович, К. Аниматоры «Союзмультфильма» / Кирилл Малянтович ; литературная редакция, предисловие и комментарии Г. Н. Бородина // Киноведческие записки. — 2007. — № 81. — С. 168–201. — Ил.
  • Мигунов, Е. О, об и про… : ВГИК, 1939-й и другие годы / Евгений Мигунов ; публик. и предисл. Г. Н. Бородина, коммент. Г. Н. Бородина, при уч. А. С. Дерябина // Киноведческие записки. — 2004. — № 68. — С. 324–362.
  • Хитрук, Ф. «Жаль, что к чуду привыкают» : воспоминания / Фёдор Хитрук // Киноведческие записки. — 2005. — № 73. — С. 7–38. — Ил.
  • Хитрук, Ф. Мой «Союзмультфильм» / Фёдор Хитрук // Искусство кино. — 1996. — № 6. — С. 36–39. — Ил.
  • Хитрук, Ф. Профессия — аниматор / Фёдор Хитрук // Искусство кино. — 1997. — № 6. — С. 54-67. — Ил.
  • Чистобаев, С. В. Художники детской книги СССР. 1945–1991 / С. В. Чистобаев. — Санкт-Петербург ; Москва : Российская Академия Художеств : Союз художников Санкт-Петербурга : Издательство «Санкт-Петербург Оркестр», 2017. — Т. [5]: Д, Е, Ё, Ж, З: Давидович И. – Зырянов А. — 2020. — 951 c. : ил.
  • Борис Дёжкин. Страницы биографии : сборник / Союзмульфильм ; авторы-составители: Наталья Авдеева [и др.] ; тексты и редактура: Оксана Саницкая [и др.] ; художники и фотографы: Анна Седикова [и др.]. — Белгород : Константа, 2019. — 237 с. : ил.
  • Наши мультфильмы : лица, кадры, эскизы, герои, воспоминания, интервью, статьи, эссе / [авт. ст. Александра Василькова и др.]. — Москва : Интеррос, 2006. — 351 с. : ил. + Кн. вложена в коробку.
  • Бородин, Г. 100 лет Борису Дёжкину / Георгий Бородин. — Текст : электронный // Анималайф.ру : сайт
  • Бородин, Г. Олимпиада на мультэкране: забег Союзмультфильма — I / Георгий Бородин. — Текст : электронный // Анималайф.ру : сайт.
  • Капков, С. Русский Дисней / Сергей Капков. — Текст : электронный // Аниматор.ру : сайт.
  • Шведов, П. Выставка «Шайбу! Шайбу!» в Измайлово / Паша Шведов. — Текст : электронный // Анималайф.ру : сайт.

Награды, премии

  • 1949 — премия X МКФ в Венеции, Италия (за мультфильм «Слон и муравей»)
  • 1953 — диплом XIV МКФ в Венеции, Италия (за мультфильм «Сердце храбреца»)
  • 1955 — Первая премия XVI МКФ в Венеции, Италия (за мультфильм «Необыкновенный матч»)
  • 1956 — серебряная медаль кинофестиваля в Дамаске, Сирия (за мультфильм «Необыкновенный матч»)
  • 1957 — бронзовая медаль на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве
  • 1957 — Диплом I Британского кинофестиваля мультфильмов в Лондоне, Великобритания (за мультфильм «Необыкновенный матч»)
  • 1957 — почетный диплом кинофестиваля в Польше (за мультфильм «Необыкновенный матч»)
  • 1966 — Вторая премия в категории мультипликационных фильмов на II Всесоюзном кинофестивале в Киеве (за мультфильм «Шайбу! Шайбу!!»)
  • 1966 — Золотая медаль и диплом за лучший мультипликационный фильм на спортивную тему на I ВКФ спортивных фильмов в Москве (за мультфильм «Шайбу! Шайбу!!»)
  • 1967 — Кубок Ассоциации кинопромышленников Италии на XXIII МФ спортивных фильмов в Кортина д’Ампеццо, Италия (за мультфильм «Шайбу! Шайбу!!»)
  • 1968 — Бронзовая медаль на Втором Всесоюзном Фестивале спортивных фильмов в Тбилиси (за мультфильм «Матч-реванш»)
  • 1968 — Почётный диплом на Международном фестивале к/м «Миссия молодёжи» в Мехико в рамках XIX Олимпиады (за мультфильм «Матч-реванш»)
  • 1969 — Заслуженный деятель искусств РСФСР за заслуги в области советской кинематографии

В октябре 2020 с платформы Ютюб исчезло более тысячи мультфильмов т.н. золотой коллекции, снятых во времена Советского Союза на студии Союзмультфильм. В январе 2021 пользователи заметили, что коллекция стала вновь доступна на Ютюбе, но не для жителей России — канал Союзмультфильм выставил региональные ограничения на контент так, чтобы из России его нельзя было загрузить.

Теперь в ответ на запросы граждан ситуацию официально прокомментировали Минкульт, Союзмультфильм и ФАС.

Ответы коротко: «всё ок, это норма». Подробнее под катом, кому интересно.

Через некоторое время после второй публикации мне написал в личку товарищ — пользователь Хабра, и сообщил, что он отправил запрос в Минкульт. Еще через некоторое время прислал ответ из Минкульта, который просто перенаправил запрос в Союзмультфильм, Союзмультфильм тоже ответил.

Ответ Минкульта:

Ответ Союзмультфильма:

В общем, вполне ожидаемо, что в подведомственном Минкульту Союзмультфильме все действия согласованы с Минкультом, а свою позицию Союзмультфим уже и так обозначил.

tlvduk 6lkcqg2d3yiogd6fe6au

Хотя, казалось бы, каким образом наличие контента на платформе Ютюб мешает размещению контента на российских платформах? И с какой стати Минкульт/Союзмультфильм должны заботить битвы коммерческих площадок — Премьера, Окко, Ютюба и т.п. за российский рынок. Юлиана Слащёва еще осенью сообщила прямым текстом, что удаление мультфильмов с Ютюба — это требование площадок (на тот момент — Газпром-Медиа/Премьер), для которых в противном случае контент «не будет иметь ценности». Но почему о монопольном положении коммерческих платформ, хотя бы и с российскими корнями, должен заботиться Минкульт, да еще и жертвуя при этом интересами граждан России?

Если переезжаем на российские платформы с «небезопасного» Ютюба, то почему на каналах Союзмультфильма остались Зебра в клеточку, Оранжевая корова и Новое Простоквашино? Если контент, размещенный на Ютюбе, не интересен коммерческим платформам, то почему свои каналы не удалили Маша и медведь, Смешарики, Фиксики и т.п.? Или это требование об эксклюзивности по какой-то причине согласились выполнить только представители Союзмультфильма/Минкульта, поставив себя в заведомо худшие условия по сравнению с остальными производителями контента? Как вообще Минкульт решил устроить такую ситуацию, когда на одной и той же платформе советские мультфильмы разрешено смотреть во всем мире, но не в России? Вопросы остаются без ответов.

Имея примерно такие мысли в голове, я вспомнил, что у нас в России есть еще такая организация, как ФАС — Федеральная Антимонопольная Служба. Во-первых, как понятно из ее названия, она как раз должна заниматься такими делами, когда игры корпораций ущемляют права обычных граждан. Во-вторых, в течение всей весны в мою новостную ленту попадали эпизоды сериала «ФАС против Альфабанка и Моргенштерна», в котором ФАС решительно озаботился проблемой культурного воспитания молодого поколения России и приложил максимум усилий, чтобы оградить его от дурного влияния Моргенштерна так, что Альфабанк крутился, как уж на сковородке, и в итоге включил заднюю. Хотя, вроде, где монополии, а где Моргенштерн. А тут — ситуация: игры корпораций, делящих российский рынок, нерадивые чиновники, приносящие интересы государства в жертву интересам коммерческих предприятий, ущемленные права простых граждан, иностранцы могут свободно смотреть советские мультики, а россияне не могут (?!? o_O), спасение культурного наследия, проблема воспитания молодежи, вполне себе резонансный бэкграунд с информационным шлейфом — и все это вместе переплетено внутри одной простой истории, пиар-отдел ФАС не сможет мимо пройти.

Еще через некоторое время я составил такой запрос:

Добрый день. Из сообщений в СМИ [3] мне стало известно, что с платформы YouTube была удалена значительная часть содержимого официальных каналов ФГУП «ТПО „Киностудия Союзмультфильм“ classiccartoonsmedia [1] и Soyuzmultfilm [2], — т.н. „золотая коллекция Союзмультфильм“ — более 1 тыс мультипликационных фильмов, созданных на студии в советский период.

Ранее сообщалось, что эксклюзивные права на показы коллекции в интернете были переданы коммерческому онлайн-кинотеатру Premier (холдинг «Газпром-медиа») [4]. В пресс-службе Союзмультфильма подтвердили причину удаления коллекции с YouTube переносом на платформу Premier [5].

Председатель правления ФГУП „ТПО “Киностудия Союзмультфильм» Юлиана Слащева дополнительно пояснила необходимость удаления мультфильмов с YouTube на своей страничке в Фейсбуке: «если контент есть на YouTube, то он уже не имеет ценности для платформ» (цитата) [6].

По данным YouTube канал «Союзмультфильм» ClassicCartoonsMedia на текущий момент имеет 3.57 миллиона подписчиков и более 3-х миллиардов просмотров содержимого [7]. Один из роликов «Винни Пух — Все серии подряд [HD]» имеет 80,655,084 (восемьдесят с половиной миллионов) просмотров [8], сейчас не доступен из России.

По данным ВЦИОМ в 2019-м году более половины Россиян использовало платформу YouTube [9]. На конец 2019 года количество подписчиков платформы Premier насчитывало 1,3 млн человек [10], это значительно меньше аудитории YouTube в России даже с учетом возможного последующего роста аудитории Premier. По словам гендиректора холдинга «Газпром-медиа» Александра Жарова, размещение на платформе Premier эксклюзивного контента является частью стратегии компании по завоеванию доли российского рынка [11].

Таким образом, удаление золотой коллекции с платформы YouTube осуществлено в интересах коммерческой платформы Premier, т.к. даёт ей конкурентное преимущество над другими игроками, вынуждая людей, целенаправленно ищущих золотую коллекцию, обращаться именно к платформе Premier. ТПО Союзмультфильм не является платформой распространения контента, поэтому вопросы конкуренции платформ, в частности, задача усиления позиций российских платформ по сравнению с иностранными, не входят в круг его целей и задач. Вместе с тем, удаление золотой коллекции с платформы YouTube лишило коллекцию подавляющей доли аудитории и ослабило положение коллекции на рынке контента в пользу других производителей мультфильмов, некоторые из которых размещают контент одновременно и на платформе YouTube и на платформе Premier’е, не передавая платформе Premier дополнительные права на эксклюзивность.

Согласно Уставу ФГУП «ТПО „Киностудия Союзмультфильм“ имущество студии, а, значит, и права на золотую коллекцию, является федеральной собственностью [12]. Таким образом, пострадавшей стороной от действий руководства студии так же является государство, т.к. действиями руководства студии золотая коллекция была лишена значительной части своей аудитории, чем был нанесен ущерб ее доступности и возможностям популяризации. Кроме того, пострадавшей стороной являются граждане России, не являющиеся подписчиками платформы Premier, т.к. действия студии лишили их возможности получать доступ к золотой коллекции привычным им способом при том, что ранее в течение многих лет у них была такая возможность. Это противоречит цели деятельности предприятия Союзмультфильм удовлетворять общественную потребность в результатах его деятельности, прописанной в Уставе [12].

В дополнение к изложенному: через некоторое время пользователи интернет заметили, что контент студии стал снова доступен на платформе YouTube, но для него были выставлены региональные ограничения: для жителей России „золотая коллекция“ так и осталась недоступна (в списке видео нет роликов из золотой коллекции, прямые ссылки не играют контент), но для пользователей за пределами России золотая коллекция доступна на этом же канале. Для проверки можно зайти на канал Союзмультфильм с компьютера за пределами России или использовать VPN. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация, когда на популярной платформе доступ к культурному наследию России имеют жители иностранных государств, но не жители России. На момент отправки обращения эта ситуация сохраняется.

В связи с изложенным выше прошу провести проверку и дать заключение по вопросам:

  • Соответствие договора студии Союзмультфильм и платформы Premier о передаче эксклюзивных прав на золотую коллекцию мультфильмов антимонопольному законодательству России
  • Соответствие действий руководства студии Союзмультфильм по удалению золотой коллекции мультфильмов с платформы YouTube антимонопольному законодательству России
  • Соответствие действий руководства ФГУП „ТПО “Киностудия Союзмультфильм» по удалению золотой коллекции мультфильмов с платформы YouTube цели удовлетворять общественную потребность в результатах его деятельности, прописанной в Уставе
  • Соответствие действий руководства ФГУП «ТПО „Киностудия Союзмультфильм“ как государственного предприятия интересам государства и граждан России с точки зрения сохранности, доступности и популяризации культурного наследия
  • Оценить сложившуюся ситуацию, при которой на одной и той же платформе граждане России не имеют доступ к объектам культурного наследия России в то время, как граждане других государств имеют к нему свободный доступ на этой же платформе

Cпасибо

отправил через онлайн-приемную на сайте ФАС и уже представил, как пиар-отдел ФАС публикует новость о том, что „ФАС проверит сделку Союзмультфильма и Премьера“, админ канала Союзмультфильм снимает галочки региональных ограничений с роликов золотой коллекции, зарвавшиеся коммерсанты из „национального достояния“ с недальновидными чиновниками поставлены на место, заголовки пестрят, ФАС на коне весь в белом возвышается над битвой: ему хоть Гугл, хоть Газпром — всё едино, лишь бы защитить дорогих россиян от злых монополий, где-то рядом ликует сообщество интернета и Хабра. Да? Но нет:

nkzz ahlbeilvc7qgocikuvwv6a

hovykz8ge canqueg4eyqzr2dhi

Очевидно, запрос попал не в пиар-отдел ФАС, а в отдел отписок „об оставлении заявления без рассмотрения“. Золотая коллекция — это вам не Моргенштерн, здесь документы о её значимости предъявить надо.

И еще прямая линия Путина подвернулась по времени, без особых ожиданий сократил сообщение до смысла и запулил.

Руководство студии „Союзмультфильм“ выставило региональные ограничения для т.н. „золотой коллекции“ мультфильмов, размещенной на платформе YouTube. Теперь мультфильмы студии Союзмультфильм, созданные в Советском Союзе, не доступны для жителей России (и некоторых других стран) на платформе YouTube, но их могут свободно смотреть на этой же платформе жители любых других государств — достаточно зайти на официальный канал студии „Союзмультфильм“ через интернет за пределами России. Руководство студии и Министерство культуры РФ объясняют это действие „переездом на российские платформы распространения контента“.

Как вы оцениваете ситуацию, когда доступ к культурному наследию России специальным образом ограничен для граждан России, но в то же самое время не органичен для жителей других стран?

kn4qu19y2 tht2varpsiyn9mam

Ожидания оправдались — сообщение не прошло в эфир.

На текущий момент (август 2021):

  • мультфильмы Союзмультфильм выложены на платформе Премьер (бесплатный доступ без регистрации) и появились еще на нескольких других площадках: например, на Окко Винни-Пуха можно смотреть по подписке
  • на Ютюбе на официальных каналах продолжает действовать региональное ограничение — доступ к золотой коллекции имеют все пользователи Ютюба, но не граждане РФ
  • значительная часть старых „неофициальных“ загрузок вычищена, новые достаточно оперативно удаляются
  • культурное наследие (в т.ч. ТО Экран, Киевнаучфильм и т.п.) сохранено вот здесь и еще здесь, рекомендую

  • Сказка про хлеб для детей 6 7 лет слушать
  • Сказка про хоккей слушать
  • Сказка про хвосты слушать
  • Сказка про хомяков от канала хомки
  • Сказка про хому и суслика читать