Сказка про храброго утенка

28 ноября 2011автор какпросто!сказка это один из видов фольклора, т.е. устного народного творчества. часто термином сказка называют совершенно разные

28 ноября 2011

Автор КакПросто!

Сказка — это один из видов фольклора, т.е. устного народного творчества. Часто термином «сказка» называют совершенно разные виды прозы: от рассказа о животных до сатирических анекдотов. Поэтому возникает необходимость определить сказку как жанр и отметить ее специфические особенности, чтобы не путать с другими видами прозы. Для этого понадобится инструкция.

Вам понадобится

  • — литературоведческий словарь.

Инструкция

Познакомьтесь с характерными чертами сказки как жанра. Главной ее особенностью является напряженный сюжет с чудесными событиями, который членится на элементы: зачин, завязку, кульминацию, развязку и концовку. Основу композиции сказки составляют повторение эпизодов и сосредоточение действия на главном герое. События в сказке обычно происходят троекратно. Все эти особенности указывают на то, что сказка как жанр отличается наименьшей «импровизационностью» среди других прозаических текстов.

Выясните, к какой жанровой разновидности относится сказка. Традиционно выделяют три группы:• Волшебные сказки переносят читателя или слушателя в вымышленный мир, художественное пространство которого удалено от реальных мест. Время в волшебной сказке «замкнуто», т.е. чудесный рассказ не имеет предыстории и в финале заканчивается, не предлагая подумать о судьбе героев. Необыкновенные события, являющиеся основой этой жанровой разновидности, «объясняют необъяснимое»: волшебные превращения, перемещения, победу главного героя над злом. Финал такой сказки всегда счастливый. Персонажи четко делятся на героев и их помощников и врагов. В волшебной сказке часто встречаются чудесные предметы, помогающие герою победить зло (скатерть-самобранка, волшебный клубок, шапка-невидимка).• Бытовые сказки близки по жанровым признакам к анекдоту. Они высмеивают людские пороки: лень, жадность, глупость и т.д. Их героем является обычный мужик, который в бытовых ситуациях проявляет смекалку и широту души.• Сказки о животных приближены к нравоучительной басне. Их герои аллегоричны, т.е. выражают определенное качество характера: лиса — хитрость, волк — глупость, заяц — простодушие.

Проанализируйте языковые особенности произведения. Общими для всех жанровых разновидностей являются традиционные присказки, зачины, концовки, повторы (жил-был, шел-шел, стали жить-поживать, добра наживать). Стилистика сказки устойчива, в ней используются постоянные эпитеты: красна девица, добрый молодец, живая вода и т.д.

Учтите, что литературная сказка, написанная конкретным автором, так же, как и фольклорная, сохраняет установку на вымысел, использует иносказательность и условность. При этом в традиционные формы добавляются новые темы, которые указывают на современность. Литературная сказка может представлять собой авторский пересказ народного сюжета или оригинальное изложение чудесных событий. Жанровые разновидности литературной сказки многообразны: авантюрные, сказки-перевертыши, социальные, сказки для взрослых и т.д.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?

Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Храбрый утенок — это сказка или рассказ? Как доказать свое мнение?

чтение литература правильные ответы домашнее задание 2 класс борис житков литературное чтение храбрый утенок

Задание по литературе для 2 класса: Обсудите с другом. Это сказка или рассказ? Докажите ваше мнение.

Похвалить 2 Пожаловаться

3 ответа

Это сказочный утенок или реальный персонаж?

Если у вас возникают сомнения в определении формы данного повествования, то можно обратиться к более старшим классам, например, мы в 5-м классе изучаем нюансы и различия данных категорий, где объясняют понятия, терминологию и дают определения тому, что есть сказка, сказка бытовая, рассказ или сказ. Если же вы считаете, что второкласснику пока еще рановато забивать свою голову этими правилами, то можно буквально на пальцах объяснить ребенку почему именно эту историю логичней отнести к сказке, а не рассказу. С этой целью, когда мы в свое время доказывали сказочное происхождение храброго утенка, то условно разделили весь текст на три части, в которых сначала выделили реальные события, которые могли происходить с утятами. А середину определили, как сказочную из-за того, что говорящих человеческим языком утят мы в реальной жизни не встречали.

Здесь очень тонкий момент, т.к. если бы история была написана без диалога, и велась от лица, наблюдавшего за утятами человека, то она претендовала бы на категорию рассказа. А т.к. автор ввел говорящего утенка, то это добавило нотки сказочности, поэтому мы и определили ее, как сказку!

Чтение — это еще не литература, но уже погружение в удивительный мир книг…

  • Какие вопросы можно придумать к стихотворению «Лошадка» Введенского? Малышам — второклашкам будет совсем не сложно сочинить несколько вопросов, если сначала они прочтут, а, может быть, и выучат это стихотворение про умную, грамотную лошадку.

Похвалить 0 Пожаловаться

Автор не против получить вознаграждение за ответ, в знак благодарности за свои старания

Храбрый утенок — это рассказ или сказка?

Советую вам сначала прочитать произведение. С небольшой его частью можно ознакомиться на картинке ниже:

А теперь давайте определим, рассказ это или сказка. Думаю, что это все-таки сказка. Ведь в произведении утята разговаривают, а такое бывает только в сказках. В рассказах же обычно идет повествование, которое в реальности могло случиться или случалось. В сказках — невозможное. Утята разговаривают. А вы видели таких утят, которые умеют разговаривать?

Можно привести различия рассказов от сказок, но, как мне кажется, в этом произведении говорящие главные герои — это главный показатель.

Читайте также: Окружающий мир 2 класс. Какие ошибки допущены в явлениях природы на рисунках?

Похвалить 0 Пожаловаться

Автор не против получить вознаграждение за ответ, в знак благодарности за свои старания

Что это рассказ, а может сказка.

Конечно этот рассказ можно отнести к бытовым сказкам. Тут все касается быта. Это и хозяйка и домашнее хозяйство и утята. И с одной стороны я согласен с автором вопроса. Да, раз утята разговаривают и у соседского утенка есть имя, и это похоже на сказку. Но я предлагаю, как говорится, другой вариант. Тем не менее издатели в основном это произведение называют рассказ.

Вот иллюстрация этого факта.

Да и я даже помню, что в школе нам говорили, что это рассказ. Дело в том, что основные события описанные в рассказе могут реально произойти в жизни. Вот и следующая иллюстрация к этому рассказу взята из реальной жизни.

Так что здесь даже художественного вымысла практически нет. Так как все события реально происходят у тех. кто выращивает животных. И имена часто дают животным, и они на них откликаются.

Единственное это то, что вы отметили, что утята разговаривают. Но тут позвольте заметить, что в рассказе нет подтверждения, что они разговаривают на человеческом языке. А вот то, что животные общаются — этот факт подтвержден. А сейчас стоит вопрос уже о том, что думают животные или нет.

Так что вот факты, что это рассказ.

  • События реально могли происходить в реальной жизни.
  • И в рассказе нет сказочных событий.

Так что разговор животных между собой отрицать нельзя, ведь и люди раньше иначе общались. И вот и вопрос про это — Как и почему люди научились говорить?

Похвалить 0 Пожаловаться

Автор не против получить вознаграждение за ответ, в знак благодарности за свои старания

Дать ответ и заработать:

Есть ли польза от чтения детям сказок?

В 2016 году ученые из Англии и Португалии выяснили, что первая в истории сказка была сочинена 6 тысяч лет назад. Она называлась «Кузнец и черт» и рассказывала о кузнеце, который заключил сделку с дьяволом и получил умение соединять любые материалы. Впоследствии разные народы мира сочинили тысячи сказок, которые сегодня родители читают своим детям перед сном. Но задумывались ли вы о том, зачем детям нужны сказочные рассказы? Считается, что благодаря таким историям дети легче понимают разницу между добром и злом, а также готовятся к различным жизненным ситуациям. И это чистая правда — сказки играют важную роль в воспитании ребенка. Но недавно ученые провели эксперимент и выяснили, что сказочные истории также могут влиять на эмоциональное состояние детей и помогать им легче справляться со стрессом.

Как определить сказку

Ученые доказали, что детям полезно читать сказки

Зачем нужны сказки?

В первую очередь сказки используются родителями в воспитательных целях. Многую информацию дети лучше воспринимают в виде рассказов, а не через взрослую речь. Именно поэтому некоторые матери и отцы сочиняют рассказы с целью приучить детей полезным привычкам. Например, чтобы приучить ребенка всегда доедать кашу, можно рассказать ему о «тарелке, которая очень любила, когда кто-то доедал из нее еду». Сочинение таких историй не требует большой фантазии но они явно прививают детям хорошие ценности. Также стоит отметить, что в сочинении сказок могут участвовать и дети, что развивает их ум и позволяет сблизиться с матерью и отцом.

Как определить сказку

Кадр из мультфильма «Монстры на каникулах»

Во время прослушивания сказки у детей включается воображение и они будто бы уходят от реальности и не замечают происходящие вокруг события. Считается, что пребывание внутри своих фантазий помогает расширить кругозор и больше понять свой внутренний мир. И все это происходит неосознанно — каждый ребенок воспринимает сказку просто как приятное путешествие и даже не представляет, какие большие изменения происходят внутри него во время прослушивания. Происходящие внутри человека процессы сказываются на его самочувствии, поэтому недавно ученые решили выяснить, как сказки могут влиять на физиологическое состояние детей.

Читайте также: Являются ли сны продолжением реальности?

Польза сказок для здоровья

Чтобы узнать больше о влиянии сказок на детей, бразильские ученые провели эксперимент с участием 81 пациента из детского отделения интенсивной терапии. Они были разделены на две группы: дети из первой группы во время пребывания в больнице слушала сказки, а участники второй — разгадывали с сотрудниками загадки. За одну минуту до и после общения с сотрудниками больницы у детей брались образцы слюны, чтобы оценить уровень гормона гормона любви и доверия (окситоцин) и стресса (кортизол). Также после прослушивания сказок и решения загадок детям показывались карточки с изображением врача медсестры, лекарства и так далее, чтобы выяснить их отношение к ним.

Как определить сказку

Карточки, которые демонстрировались детям

В результате ученые выяснили, что сказки и загадки увеличивают уровень окситоцина и уменьшают концентрацию кортизола, то есть дети становятся более доверчивыми и спокойными. Однако, после сказок этот эффект заметен больше всего. Во время демонстрации упомянутых выше карточек исследователи заметили, что слушавшие сказки дети мыслят позитивнее остальных. При показе карточки с доктором они называли его «человеком», который помогает им вылечиться», в то время как остальные считали его «человеком, который дает противные лекарства». Дети из первой группы считали больницу местом для выздоровления, а остальные — местом, куда попадают больные люди. В общем, сказки явно сделали детей менее подверженными стрессу, что должно хорошо повлиять на их здоровье. Подробнее обо всем этом было рассказано в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Как определить сказку

Научно доказано: сказки делают детей счастливее

Целительный эффект сказок ученые связывают с тем, что во время их прослушивания дети отвлекаются от больничной среды и связанных с ней переживаний. В результате увеличения уровня окситоцина и уменьшения уровня кортизола дети испытывают меньше стресса и смотрят на пребывание в больнице с позитивной стороны — как на место, где они могут скорее выздороветь. В конечном итоге ученые пришли к выводу, что сказки являются отличным способом уменьшить уровень стресса у детей, который может отвлечь от семейных проблем, дискомфорта от пребывания в детском саду и так далее.

Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!

Под конец хочу напомнить, что на нашем сайте много статей про особенности детского поведения. Например, недавно моя коллега Любовь Соковикова рассказала, почему дети воспринимают голосовых помощников вроде Google Assistant и Siri как настоящих людей. А в прошлом году я рассказывал, почему дети интересуются динозаврами — вот ссылка.

«Синяя Звезда» А. И. Куприна. Как доказать, что это сказка?

Галин­а Скулк­ина [63.6K]

6 лет назад

Чем отличается сказка от других жанров литературы? Да тем, что конец всегда счастливый и происходит это благодаря тому, что главную героиню спасает рыцарь или принц. А ещё сказочный сюжет очень похож на то, как всё обычно и бывает в жизни, но с примесью волшебства и тайны.

В «Синей Звезде» всё это налицо: неизвестное никому далёкое королевство, тайна, переживания, приключения, принц и принцесса, любовь, а в конце — разгадка и хэппи энд.

В каждой сказке присутствует мораль или элемент поучения: сказка — ложь, да в ней намёк… И это налицо: быть некрасивым среди красивых и чувствовать любовь окружающих может лишь тот, у кого душа красивая.

система выбрала этот ответ лучшим

Иллит [3K]

10 месяцев назад

Чтобы ответить на данный вопрос для начала вспомним какие существуют

У каждой группы сказок есть свои специфические жанровые особенности.

Теперь классифицируем произведение Куприна Александра Ивановича «Синяя звезда». Думаю понятно, что к группе волшебных сказок оно не относится, потому что ни волшебных предметов, ни волшебных превращений в сюжете не наблюдается. К сказкам о животных «Синяя звезда» тоже отношения не имеет, так как главные герои и все персонажи в ней люди. Так что, методом исключения, больше всего подходит группа бытовых сказок.

Теперь вспомним жанровые особенности бытовых сказок:

  • действуют реальные герои (в данном случае принцесса, принц, король, кормилица принцессы и т.д.);
  • отсутствуют чудеса и фантастические образы (уже писала об этом выше);
  • сюжет о женитьбе героев, о господах и слугах, о ленивых баринах, о смекалке главных героев и т.д. (в несуществующем королевстве правит трудолюбивым народом добрый король, находчивость принцессы позволяет ей спасти принца, в конце герои женятся);
  • главный герой чаще всего умный, ловкий, умеет все (под описание подходит образ принцессы Эрны);
  • поучительная история (в произведении фигурирует мысль, что красота относительна и не является главным в жизни, а также воспевается добродель);
  • счастливый финал (принцесса женится и оказывается в стране, где окружающие похожи на нее и наконец узнает, что она красавица).

Ната лия [82.5K]

более года назад

А.И. Куприн один из самых популярных писателей в нашей стране именно поэтому изучать его произведения мы начинаем в школе, одним из таких произведений и стала сказка «Синяя звезда».

Если говорить о ее содержание то она частично очень походит на другую очень популярную сказку, я имею ввиду «Гадкого утенка.

В одной стране жил был цари и был он очень справедлив и честен, правил хорошо , но на внешность был страшен.

И с этого времени иногда в царской семье рождались подобные не слишком привлекательные дети, в этой истории идет рассказ о подобной девочке, на вид она была не очень и отец приказал разбить все зеркала , но однажды когда принцессе исполнилось 15 лет она увидела свое отражение.

Девушка расстроилась и убежала вся в слезах, но когда пряталась в горах , то случайно спасла принца соседнего государства и и он в нее влюбился, в их стране подобная внешность была очень привлекательна.

Если отвечать на вопрос почему это произведение считается сказкой, то все просто здесь есть те повороты сюжета которые есть во всех сказочных историях:

Выдуманное место действия- идеальная страна.

Красивый принц и необычная принцесса- все думают , что она дурнушка, а на самом деле она очень интересная внешне девушка.

Красивая история любви и замечательный счастливый и добрый финал.

Существует несколько признаков, которые позволяют показать, что данное произведение является сказкой. Прежде всего основное действие, до отъезда в Париж, происходит в вымышленной стране, с вымышленными правителями и народом, который весь как один некрасив. Далее, в этой сказке имеется обязательное испытание — обнаружение осколка зеркала и борьба героя, принцессы, с самим собой, то есть преодоление испытания. В этой книге нет сказочных превращений, но это как раз не обязательно, ведь таковым можно посчитать счастливую концовку, когда принцесса оказывается в мире, где все столь же красивы как и она (сходство с «Гадким утенком» Андерсена). То есть обязательное условие сказки о победе добра также соблюдено.

Знаете ответ?

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»

(третий год обучения)

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе разработана в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования (ФГОС) муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» х.Всадник Ставропольского края, на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю (при 34 учебных неделях). На основании базисного учебного плана Ставропольского края и методического письма СКИРО ПК и ПРО в программу включены элементы регионального компонента и нестандартные уроки.

Итоговая контрольная работа (в рамках промежуточной аттестации в форме проекта)

Цели:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школь­ников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие ин­тереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произ­ведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов много­национальной России и других стран

Задачи:

— формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

— повышение уровня коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с ре­чевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

— формирование читательская компетентность, помогающей младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.

— пробуждение интереса учащихся к чтению художественных произведений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

Личностные:

— Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.

— Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

— Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

— Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

— Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)

— Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.

— Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.

— Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

— Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.

— Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

— Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.

— Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.

— Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.

— Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.

— Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

— Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования

— Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.

— Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.

— Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

— Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

— Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).

— Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).

— Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

— Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

— Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.

— Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.

— Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.

— Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения.

— Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.

— Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.

— Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

— Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

— Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).

— Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД:

Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.

— Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

— Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.

— Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.

— Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценирование, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

— Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД:

— Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

— Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

— Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

— Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

— Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

— Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.

— Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

— Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Ученик научится:

Виды речевой и читательской деятельности

— осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

— употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

— читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

— понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

— рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

— пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

— осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

— задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

— делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

— находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

— пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

— сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

— писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.

— пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

— сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Литературоведческая пропедевтика

— понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

— определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

— понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

— осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

— находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Ученик получит возможность научиться:

Виды речевой и читательской деятельности

— понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

— читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

— пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

— участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

— формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

— делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.

— домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

— выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).

— находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

— готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

— пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

— составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).

— подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

писать отзыв на прочитанную книгу.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» (136 ч)

Раздел / тема

Содержание программного материала

Характеристика деятельности учащихся

Введение (1ч)

Знакомство с учебником.

-Ориентироваться в учебнике;                            

 — поиск и выделение необходимой информации(применение систему условных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, пользоваться словарем в конце учебника);              

— задавать вопросы, обращаться за помощью

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части

подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части

Устное народное творчество (14 ч)

Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»).

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части

определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части.

Поэтическая тетрадь 1

(11 ч)

Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима».

 анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения

определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части

Великие русские писатели (24 ч)

А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень».Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).

 подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части

определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

определять тему и главную мысль произведения;

– выразительно читать произведения наизусть.

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Пересказ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

 подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Н.А.Некрасов. («Славная осень!Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»).К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»).

 определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части

определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Литературные сказки (8 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»).

подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части.

Были-небылицы (10 ч)

М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части.

анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части.

определять тему и главную мысль произведения;

– выразительно читать произведения наизусть.

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»).

определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

 объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части.

Люби живое (16 ч)

М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

моциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

 объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части.

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

 объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части

определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»).А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»).

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части

 объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Пересказ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

По страницам детских журналов

(8 ч)

«Мурзилка» и «Веселые картинки».Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»).

 подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части.

Зарубежная литература (8ч)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).

определять эмоциональный тон персонажа;

– проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

Инструктаж по тб на уроке.Требования к результатам освоения ООПНОО.Знакомство с учебником по литературному чтению.

1

Самое великое на свете чудо (4ч)

2

Урок-путешествие. Знакомство с названием раздела.

1

3

Рукописные книги Древней Руси

1

4

Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове.

1

5

Урок-игра. Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо»

1

Устное народное творчество (14ч)

6

Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. р/к Народные песни Ставрополья.

1

7

Урок-конкурс. Шуточные народные песни.

1

8

Докучные сказки. р/к Сказки народов Ставрополья

1

9

Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда; дымковская и богородская игрушка

1

10

Урок-викторина. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

11

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

12

Урок-викторина. Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

1

13

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

1

14

Характеристика героев сказки «Иван – царевич и Серый Волк»

1

15

Урок-рассуждения. Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

1

16

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

1

17

Художники- иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин р/к Художники Ставропольского края

1

18

Урок-игра Обобщающий урок по разделу « Устное народное творчество»

1

19

Проект: «Сочиняем волшебную сказку»

1

Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

20

Урок-путешествие. Знакомство с названием раздела.

1

21

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

1

22

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

1

23

Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья».

1

24

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

25

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1

26

И. С. Никитин «Встреча зимы»

1

27

И. З. Суриков «Детство»

1

28

И. З. Суриков «Зима»

1

29

Урок-выставка. Обобщающий урок по разделу: « Поэтическая тетрадь 1»

1

30

Поэтические посиделки. р/к Стихи Ставропольских писателей.

1

Великие русские писатели (24ч)

31

«Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». А.С.Пушкин « За весной, красой природы…»

1

32

А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало»

1

33

А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…», « Опрятней модного паркета»

1

34

Урок-сказка. А.С. Пушкин « Зимнее утро»

1

35

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

1

36

Урок-викторина. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1

37

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

38

Характеристика героев сказки А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

39

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

40

Урок-викторина. И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А Крылове

1

41

И.А .Крылов « Мартышка и очки»

1

42

И.А. Крылов « Зеркало и обезьяна»

1

43

И.А. Крылов « Ворона и лисица»

1

44

М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

1

45

М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..»

1

46

М. Ю. Лермонтов.«Утес»

1

47

М. Ю. Лермонтов « Осень»

1

48

Детство Л.Н. Толстого. Сообщение о жизни и творчестве Л. Н. Толстого

1

49

Урок-размышления. Л.Н. Толстой « Акула»

1

50

Л.Н. Толстой « Акула»

1

51

Л.Н. Толстой « Прыжок»

1

52

Л.Н. Толстой « Лев и собачка»

1

53

Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря»

1

54

Урок-викторина. Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели»

1

Поэтическая тетрадь 2 ( 6ч)

55

Урок-путешествие. Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов « Славная осень!»

1

56

Н.А. Некрасов « Не ветер бушует над бором…»

1

57

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

58

К.Д. Бальмонт « Золотое слово»

1

59

И.А. Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги» р/к Стихи А.Е. Екимцева

1

60

Урок-конкурс. Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 2»

1

Литературные сказки (8 ч)

61

Урок-путешествие Знакомство с названием раздела.

1

62

Д. Н. Мамин — Сибиряк Присказка « Алёнушкины сказки»

1

63

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

64

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

65

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

66

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

67

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

68

Урок-обобщения по разделу « Литературные сказки »

1

Были — небылицы (10ч)

69

Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

70

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

71

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

72

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

73

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» р/к М.В. Усов «Напрасные страхи»

1

74

А.И. Куприн «Слон»

1

75

А.И. Куприн «Слон»

1

76

Характеристика героев рассказа А.И. Куприна «Слон».

1

77

р/к Г.К. Баев детям

1

78

Урок-игра. Обобщение по разделу «Были — небылицы»

1

Поэтическая тетрадь 1 (6ч)

79

Знакомство с названием раздела С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…»

1

80

С.Чёрный «Воробей». «Слон».

1

81

А.А. Блок « Ветхая избушка»

1

82

А.А. Блок « Сны», « Ворона»

1

83

С.А. Есенин « Черёмуха». р/к А.Е. Екимцев « Светите белые березы»

1

84

Урок-игра. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

1

Люби живое (16 ч.)

85

М.М. Пришвин « Моя Родина» . р/к И.В. Кузнецов «Казаки и Ставрополь»

1

86

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»

1

87

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»

1

88

В.И .Белов « Малька провинилась»

1

89

В.И .Белов « Ещё раз про Мальку»

1

90

В.В. Бианки «Мышонок Пик»

1

91

В.В. Бианки «Мышонок Пик»

1

92

В.В. Бианки «Мышонок Пик» р/к Е.Л. Иванова «Кот и мышонок»

1

93

Б.С. Житков « Про обезьянку»

1

94

Б.С. Житков « Про обезьянку»

1

95

Б.С. Житков « Про обезьянку»

1

96

р/к Произведения И.В. Кашпурова детям

1

97

В. Л..Дуров «Наша Жучка»

1

98

В.П .Астафьев « Капалуха»

1

99

В.Ю. Драгунский « Он живой и светится»

1

100

Обобщение по разделу « Люби живое »

1

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

101

Знакомство с разделом. С.Я. Маршак « Гроза днём»

1

102

С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной»

р/к А.Е. Екимцев «Пожелтела длинная трава»

1

103

А.Л. Барто « Разлука»

1

104

А.Л. Барто « В театре»

1

105

С.В. Михалков « Если»

1

106

Е.А. Благинина « Кукушка», « Котёнок».

1

107

Проект « Праздник поэзии»

1

108

Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2 »

1

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч.)

109

Знакомство с разделом Б.В. Шергин « Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

1

110

А.П. Платонов « Цветок на земле»

1

111

А.П. Платонов « Цветок на земле»

1

112

А.П. Платонов « Ещё мама»

1

113

А.П. Платонов « Ещё мама»

1

114

М.М Зощенко « Золотые слова»

1

115

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

1

116

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

1

117

Н.Н. Носов « Федина задача»

1

118

Н.Н. Носов « Телефон»

1

119

В.Ю. Драгунский « Друг детства»

1

120

Контрольная работа в рамках промежуточной итоговой аттестации

1

По страницам детских журналов (8 ч)

121

Знакомство с разделом. Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

122

Ю.И. Ермолаев « Проговорился»

1

123

Ю.И. Ермолаев « Воспитатели»

1

124

Г.Б. Остер « Вредные советы»

1

125

Г.Б. Остер « Как получаются легенды»

1

126

Р. Сеф « Весёлые стихи»

1

127

Урок-игра. Создание сборника добрых советов

1

128

Урок-КВН. Обобщение по разделу « По страницам детских журналов»

1

Зарубежная литература ( 8ч.)

129

Знакомство с разделом Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»

1

130

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»

1

131

р/к Народные мифы, собранные в Ставропольском крае.

1

132

Урок КВН «По страницам прочитанных книг»

1

133

Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок»

1

134

Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок»

1

135

Урок-игра. Обобщение по разделу « Зарубежная литература»

1

136

Обобщающий урок за курс 3 класса

1

  • Сказка про хоттабыча смотреть
  • Сказка про хлебное зернышко
  • Сказка про хорошие поступки для детей читать
  • Сказка про хорошее поведение для детей слушать
  • Сказка про хоккей для детей