Сказка про грязные и чистые руки

Далеко ли, близко ли, давно ли, недавно ли, в огромной и прекрасной вселенной, среди сотен тысяч сияющих звзд жила-была поющая

Далеко ли, близко ли, давно ли, недавно ли, в огромной и прекрасной Вселенной,
среди сотен тысяч сияющих звёзд жила-была Поющая Планета. Да-да! Именно, поющая! Она пела и пела: и ранним утром, и
поздней ночью; то громко, то тихо; то медленно, то быстро; то радостно, то немного грустно.

(Звучит музыкальный отрывок: П.И. Чайковский. Времена года. Январь. «У камелька»)

Но Музыка непрестанно рождалась в глубинах её необыкновенной поющей Души! И эту Музыку слушали все Планеты и Звёзды
— соседки Поющей Планеты, и их Души наполнялись волшебной Музыкой.

Чтобы эта Музыка могла звучать, Поющая Планета издавала много разных звуков и они, причудливо сплетаясь, сливались
друг с другом и рождалась Музыка…

(Звучит музыкальный отрывок: Сен-Санс «Карнавал животных», «Аквариум»).

Поющая Планета знала, что не все планеты умеют петь, поэтому на дальние планеты, до которых не доходила её Музыка,
она посылала нотки, из которых рождались звуки.

Звуки появлялись тогда, когда нотки или игрались на музыкальных инструментах, или напевались голосом. А уже из
множества разных звуков и получалась Музыка.

Так, однажды, на дальнюю-предальнюю планету «Земля» прилетела маленькая нотка Ля. Планета «Земля» была
большая-пребольшая, красивая и добрая. Из Космоса она казалась голубой, а вблизи зелёной и радостно-разноцветной.

Ля-ля-ля! — пропела нотка Ля, — Мне здесь очень нравится!

Нотка Ля знала, что она не одна на этой доброй планете. Поющая Планета перед отлётом рассказала нотке Ля, что на
планету Земля в своё время уже отправилось много-много её братьев и сестёр, ноток: До, Ре, Ми, Фа, Соль и Си. И что,
когда нотка Ля отыщет их, они все вместе будут звучать и рождать чудесную Музыку для людей, которые живут на этой
замечательной планете.

И вот, нотка Ля шагала, звонко напевая радостную песенку. Чистые звуки этой песенки звенели, переливались и играли,
как солнечные зайчики в тёплых лучах яркого Солнца.

(Звучит отрывок песни: «Если долго, долго, долго» из к/ф «Красная шапочка»).

Одновременно с песенкой нотка Ля думала, как же ей найти своих братьев и сестёр?

«Я поищу Музыку, решила нотка Ля, и она приведёт меня к дому, где живут мои братья,
сёстры!»

Шла она, шла, и вот, на лесной опушке, показался небольшой деревянный домик с красной крышей и очень красивым
благоухающим цветником под окошками. Из окон домика была слышна тихая мелодия. Нотка Ля подошла поближе и заглянула
в окошко.

Молодая женщина с длинной русой косой держала на руках маленького мальчика и тихо напевала:

«Баю-баю-баиньки,
Спи, сыночек маленький…»

Звучит отрывок колыбельной песни…

Нотка Ля слушала и купалась в звуках колыбельной песни. Скажу по секрету: она была не простая нотка, а немного
волшебная, ведь родилась она на волшебной Поющей Планете.

Поэтому, когда нотка Ля слушала какую-нибудь Музыку, она могла не только слышать и чувствовать, но и видеть, как
Музыка действует на тех, кто её слушает.

Она видела, как Музыка задевает те или иные струны Души у того, кто её слушает и от этого начинают происходить
совершенно волшебные вещи: в этой самой Душе начинают плавать, играть, быстро и медленно перемещаться разноцветные
волны, которые рождаются с помощью Музыки.

Поющая Планета называла эти разноцветные волны по-взрослому и умному — «первичные материи», но нотке
Ля нравилось называть их «волняшками», ведь она сама была ещё так мала!

Нотка Ля знала, что эти «волняшки» очень сильно действуют на Душу слушающих Музыку. На разных людей одинаковая Музыка
действует по-разному, потому что ведь одинаковых людей не бывает — люди бывают и старенькие, и
молодые, и уставшие, здоровые и больные, умные и не очень, добрые и не очень.

И Музыка может наполнить их Души радостью, а может очень опечалить. С помощью Музыки можно заставить испытать
огромную нежность, а можно заставить почувствовать огромную злость.

Можно перенести Душу человека в далёкий-далёкий Космос, а можно насовсем уничтожить будущее этой Души…

Именно поэтому с помощью Музыки некоторые нехорошие силы, которые узнали, как можно управлять людьми с помощью
Музыки, стали использовать её в своих недобрых целях.

Нотка Ля, хоть была ещё мала, но уже знала об этих возможностях Музыки и старалась всегда быть там, где звучала
светлая, высокая и чистая Музыка.

Поэтому, когда она стояла под окошком и слушала колыбельную песню, она видела, как добрая мелодия маминой песни
заставляла перетекать с одной части Души малыша в другую голубые, зелёные, белые «волняшки», которые, к тому же,
купались в чудесной серебристой дымке!

И Душа малыша наполнялась спокойствием, радостью, светлым теплом и дрёмой. Нотка Ля почувствовала, что сама готова
уснуть, так тепло и уютно стало и у неё на Душе, но ей нужно было идти дальше и искать своих братьев и сестёр.

Она с сожалением зевнула и зашагала от домика прочь.

(Звучит отрывок песни: «Про алый цветок» из м/ф «Шёлковая кисточка». Куплет и сразу убрать
звук, т.к. припев будет
использован далее.)

Много ли, мало ли времени прошло, как увидела нотка Ля небольшое здание, на котором было написано «Детский сад».

«Пойду, загляну туда, подумала нотка Ля, может быть мне подскажут, где мне искать моих братьев и сестёр».

Она зашла в здание и почти сразу услышала детские голоса, которые пели весёлую песенку:
«Ля-ля-ля-ля-ля-пам-пам-пам-пам-пам-пам…»

(Звучит отрывок песни: «Про алый цветок» м/ф «Шёлковая кисточка», вокализ после припева).

«Это же песенка про меня!», подумала нотка Ля, подойду-ка я поближе».

Она открыла дверь и заглянула в комнату, где пели дети. Было видно, что им очень нравилась песня и они с радостью
пели её.

Нотка Ля своим «волшебным» зрением увидела, как Души детей переливаются во время пения, сверкают белыми, жёлтыми,
розовыми, бирюзовыми «волняшками»!

Душа нотки Ля тоже засверкала и радостно заискрилась.

«Пожалуй, не буду мешать им, решила нотка Ля, спрошу про своих братьев и сестёр у кого-нибудь в другом месте».

Она тихонечко закрыла дверь, вышла из детского сада и зашагала дальше.

(Звучит отрывок музыки без слов: «Если долго, долго, долго» из к/ф «Красная шапочка»).

Много ли, мало ли прошло времени, шагала нотка Ля, шагала и притомилась. Только она подумала, что хорошо бы
отдохнуть, как лёгкий ветерок донёс до неё вкусный запах еды.

И хотя нотка Ля не ела пирожки и котлеты, подкрепиться запахом сладких пончиков с яблоками и корицей, да ещё
присыпанных белоснежной сахарной пудрой, была не прочь..

Она подошла к открытым дверям строения с надписью «Кафе» и зашла внутрь. Вместе с разнообразными запахами разных
«вкусностей» нотка Ля услышала и звуки Музыки.

Присев на краешек стула, она стала впитывать в себя ароматы цветочного чая, сдобных пышных крендельков с маком,
горячего шоколада и многого другого.

Но к этим ароматам примешивался очень неприятный горький запах табачного дыма и едкий запах вина. Нотка Ля
огляделась: за столиками сидели люди. Они ели, пили, разговаривали, некоторые из них курили сигареты.

Музыка, которую услышала нотка Ля отличалась от той, что она слышала под окошком домика и в детском саду. Эта Музыка
была очень громкой, резкой и шумной. Что-то монотонно и сильно стучало в ней, одни и те же слова на непонятном языке
почти не пелись, а говорились.

(Звучит музыкальный отрывок: любая современная дисгармоничная музыка…)

Нотка Ля посмотрела своим волшебным зрением на Души сидящих в кафе людей и увидела, что «волняшки» в их Душах были
какого-то грязного тёмного цвета.

Они бурлили и заставляли людей раздражаться, злиться, ругаться. Чтобы как-то отвлечься от этих чувств и эмоций, люди
хватались за сигарету или бутылку с вином, но от этого им становилось ещё хуже.

Потому что из-за табака и алкоголя ослабевала их волшебная, невидимая простым зрением защита, которая есть у всех-у
всех, и Душу начинали «кусать» разные неприятные существа, которые специально поджидали, когда же человек выпьет
вина и защита его Души станет тонкой-претонкой, а местами даже с дырками.

И вот тогда уж они попируют, «кусая» его Душу, запивая эмоциями и чувствами человека. Потому как существа эти и живут
только благодаря не очень хорошим эмоциям и чувствам людей.

Обычными глазами люди не видят этих существ, а если посмотреть немного по-волшебному, как нотка Ля, то существа эти
становятся заметными.

Посмотрела нотка Ля на такую картину и поняла, что здесь ей никто не скажет о её братьях и сёстрах. Да и не любила
она этих противных существ, которые крутились вокруг людей.

А уж такую Музыку, которая звучала в кафе, её Душа совсем не переносила. Она даже почувствовала себя не очень хорошо
и её стало немножко тошнить, когда она слушала, как звуки так некрасиво сплетаются и в Душах людей бурлят такие
грязные и тёмные «волняшки».

Нотка Ля поспешно вышла из кафе, вдохнула полной грудью свежего воздуха, словно освобождаясь от неприятных ей картин,
и зашагала дальше.
(Звучит музыкальный отрывок: Чайковский, «Детский альбом», «Марш деревянных солдатиков»)

Много ли, мало ли она прошагала, но её внимание привлекла яркая, горящая множеством огней вывеска и большое
количество народа, стоящего под этой вывеской. «Ночной клуб» — было написано на ней. Из-за приоткрытых дверей были
слышны звуки Музыки.

«О! Вот, наверное, где я узнаю о своих братьях и сёстрах-нотках! Здесь так много людей!, подумала нотка Ля».

Раз здесь звучит Музыка, значит, здесь уже побывали мои братья и сёстры, и, может,
кому-нибудь рассказали, куда они
держат путь.

Она незаметно прошмыгнула мимо охранника, так, что он даже глазом не успел моргнуть. Просто что-то у него пропело в
ухе: «Ля-ля-ля!» и он подумал, что это подул лёгкий ветерок.

Нотка Ля радостно влетела в зал и просто остолбенела от увиденного там: клубы едкого удушающего сигаретного дыма
наполняли большой тёмный зал от пола до потолка.

Темноту густо простреливали разноцветные лазерные лучи, которые попадая на глаза, на мгновение просто ослепляли.
Огромное количество пьяных людей двигалось в ритме Музыки.

Но то, что здесь употреблялось, как Музыка, представляло собой или лязг и визг железа, или крики и вопли
исполнителей, или протяжно-заунывное завывание солистов.

И всё это сопровождалось то медленным и глухим, то звонким и частым, отупляющим ритмом, ритмом, ритмом

(Звучит музыкальный отрывок: любой из направления «техно»).

Существа, которых нотка Ля раньше увидела в кафе, здесь, в клубе, в огромных количествах облепляли людей. Но самое
страшное, что увидела нотка Ля своим волшебным зрением, так это было то, что почти все люди были как не живые. Они
ходили, пили, разговаривали, даже танцевали, но те тёмные и грязные «волняшки», рождаемые такой низкой Музыкой в их
Душе, делали своё грязное дело.

И ещё нотка Ля заметила, что кроме тех существ, которые питаются чувствами и эмоциями, к людям протянуты какие-то
«ниточки», и когда эти «ниточки» начинают двигаться, то люди начинают вести себя не так, как они хотят, а как
заставляют их «ниточки».

Нотка Ля решила посмотреть, куда же ведут эти «ниточки». Она вела и вела своим волшебным взглядом по этим «ниточкам»
и аж опешила от неожиданности, когда увидела какого-то страшного монстра, к которому эти «ниточки» стекались.

Нотка Ля была не из пугливых ноток и продолжала разглядывать это страшилище. Тем более, что ему было не до неё и оно
совсем не замечало маленькую нотку Ля.

По этим «ниточкам» от людей к этому монстру стекалась их жизненная сила, а от него к людям шли разные команды и
приказы, которые «ниточки» и доносили до людей.

Некоторые из них были слегка «привязаны» этими «ниточками», а некоторые были опутаны в несколько слоёв. «Ниточки»
дёргались и дёргались в ритме отупляющих звуков, а люди слабели и слабели, теряя свой Разум и Волю и становились
живыми роботами, выполняющими чужие команды.

«Да что же это такое здесь происходит?!», возмущённо подумала нотка Ля. «Надо как можно быстрее, найти моих братьев
и сестёр и скорее наполнить эту красивую и добрую планету такой Музыкой, чтобы все люди освободились от злых чар и
стали радостные и свободные, а всякие там монстры и страшилки не могли бы больше управлять людьми, потому что сами
они не выдержали бы светлой, чистой и высокой Музыки. Они лопнули бы и разлетелись на множество кусочков и никогда
больше не смогли бы соединиться обратно»..

Нотка Ля стремительно вышла из ночного клуба и поспешно зашагала прочь.

(Звучит музыкальный отрывок: Чайковский, «Детский альбом», «Баба-Яга».)

Через некоторое время ноги сами вынесли её к высокому — превысокому белоснежному зданию с величественными колоннами.

Нотка Ля решительно вошла туда, сама не зная, что это было за строение, пересекла просторный красивый зал с огромной
сверкающей хрустальной люстрой под потолком, прошла по длинному светлому коридору, распахнула высокие двери с
золочёными ручками и её буквально снёс с ног и закрутил водоворот сияющих звуков!

Звуки были до боли знакомые и родные! Светлые и чистые, как капельки сверкающего серебряного водопада на фоне
огромной, переливающейся всеми цветами, огромной–преогромной радуги!

Нотка Ля слушала и не могла наслушаться. Душа её наполнялась такими яркими и чистыми «волняшками», которые были
разными-преразными, всех цветов радуги, со всеми оттенками голубого, розового, белого, жёлтого, изумрудного цветов,
с серебристыми и золотистыми «завихрениями» и яркими-преяркими вспышками!

Нотке Ля казалось, что она парит в воздухе вместе с этими волшебными звуками и она поняла, что она, наконец, нашла
всех, кого так долго искала.

(Звучит музыкальный отрывок. Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» …)

Здание, к которому привело нашу нотку Ля, оказалось музыкальным театром и в этот вечер давали большой концерт, на
котором исполнялась разная-преразная Музыка.

Нотка Ля смело подошла к тому месту, где сидела группа людей с разными музыкальными инструментами. А перед человеком
с небольшой палочкой в руке лежало много нотных листков, на которых нотка Ля увидела всех своих братьев и сестёр.

Их было много — премного и они помогали людям с музыкальными инструментами извлекать из этих инструментов разные
звуки. И эти звуки, поднимаясь всё выше и выше, сплетали узоры такой дивной красоты, что Музыка, вливаясь в Души
сидящих в зале людей, рождала в них яркий свет Любви, Радости, Творчества и Свободы!

«Как хорошо, подумала нотка Ля, теперь, все вместе, мы быстро поможем людям спасти эту чудесную планету Земля!»

(Звучит музыкальный отрывок: Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» подольше и
громко).

Свидетельство о публикации
№2021-353 от 29 июля 2021.

Даша практически не встречалась с друзьями и боялась поцеловать маму — вдруг ее кожи коснется частичка пудры или крошка от бутерброда. Алена бросила молодого человека из-за его собаки: девушке казалось, что суп в холодильнике «пахнет псиной». Даша и Алена — мизофобки, люди с патологической боязнью грязи или заражения. +1Люди разбирались, как проявляется эта болезнь и не станем ли мы все мизофобами после пандемии.

Даша долго не может встать с постели. Она лежит и не шевелится — вдруг дотронется до «грязной» тумбочки или пыльной стенки. Ничего не задевая, девушка проходит в ванную. Вдруг капля зубной пасты падает на кожу — нужно немедленно вымыться полностью!

Крошка попала на одежду — бегом в ванную, капелька соуса на руке — да как можно быть такой грязной?

Завтракать — только одной рукой, вторая должна быть чистой. Чтобы поправить волосы или открыть отмытый до блеска кран.

За компьютером — все стерильно, никакой пыли. Можно часами не выходить из комнаты и писать истории. Улица подождет: в общественном транспорте везде грязь, чужая кожа и вещи других людей.

Сказка про грязные и чистые руки Дарья Чапыгина, писательница

В конце дня — скорее спать, потому что в чистую кровать не проберется и кусочек грязи. Только книги, протертый компьютер и вода — конечно, свежая.

У Даши — диагностированное ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство личности) с развитием в мизофобию. Сейчас у девушки все хорошо: она принимает таблетки, которые купируют симптомы. Даша может без страха пойти в магазин или пожать руку другому человеку. Но несколько лет назад все было иначе.

Детские причуды

У Даши с детства были предпосылки к развитию ОКР. Она по нескольку раз проверяла, закрыта ли дверь, выключен ли плеер. Наступала на одну и ту же ступеньку — «чтобы не было беды». Окружающие думали, что это маленькие детские причуды.

В переходном возрасте Даша стала очень тщательно мыть руки, минимум по две минуты. От этих действий не было вреда, все считали девушку «просто очень чистоплотной».

С каждым месяцем руки казались все грязнее, а Даше было все тяжелее вписаться в реальность.

Сначала она проводила над раковиной пять минут, потом — 10, потом — все 20.

Счета за воду стали огромными, а ванная была постоянно занята. В какой-то момент девушка перестала контактировать с близкими: не брала ничего из их рук, не обнимала, пряталась в другом конце комнаты. Однажды Даша потеряла сознание в ванной — после того, как мылась там шесть часов. И поняла: пора обратиться к психиатру.

Не только кран и раковина

Девушка пошла в частную клинику, но там ей не помогли. Мизофобия прогрессировала, и девушка обратилась в районную психиатрическую больницу.

Врач смог назначить нужное лекарство и дозировку. Консультации психолога привели к постепенному росту доверия девушки к людям и общественным местам. Через несколько недель лечение дало результат. И Даша снова смогла обнять близких и потратить время на творчество, а не на мытье рук.

Внутренняя чистота

Психолог Даши считает, что ОКР стало стремительно развиваться из-за нереализованности. Во время учебы в институте девушка старалась хорошо учиться, не разочаровывать близких, и забросила любимое дело — писательство. Груз ответственности, постоянная самокритика привели к тому, что Даше хотелось «отмыться» морально — а получалось только физически.

Сейчас основное занятие девушки — творчество, и она чувствует себя гораздо лучше и спокойнее.

Даша объясняет: даже если человек, заботящийся о чистоте, выглядит идеально, это не значит, что ему комфортно внутри. «Для меня касаться чего угодно, еды, разных поверхностей, — большая радость, я больше не боюсь этого», — делится девушка.

Сказка про Золушку

Алена (имя изменено по просьбе героини), почвовед

Родители с детства называли Алену «Золушкой» — за любовь к порядку и чистоте. Девочка каждый день (иногда по нескольку раз) раскладывала игрушки по полочкам, протирала пыль голубой тряпкой и садилась на пол — завороженно смотреть на ровные ряды.

В школе Алену хвалили за идеальный почерк: в ее тетрадках не было пятен и зачеркнутых букв. Когда девушка повзрослела и поступила в университет в другом городе, она впервые увидела общежитие. С тараканами и кухней, похожей на воронку от взрыва.

Так Алена впервые узнала, что такое паническая атака, — и затеяла в своей комнате ремонт. Для соседей девушка составила «не очень строгий» распорядок уборки: мыть полы два раза в день, протирать ручки шкафов, если к ним прикасались, чистить весь холодильник, если пролил каплю на полку.

«Большая стирка»

Конечно, соседям такой распорядок не понравился, и они объявили Алене: «Если так нужно, убирай сама». И Алена убирала. Она проводила за мытьем кухни и ванной (а потом себя) ночи напролет, сбивая режим сна. На первой сессии вечная отличница получила первый в жизни «неуд».

Когда Алена стала жить с парнем, то сначала обрадовалась. От одного взрослого человека было гораздо меньше грязи, чем от пяти соседок по комнате, недавно съехавших от родителей. Все было хорошо, пока Миша не завел собаку.

Алена выбивала каждый коврик на балконе по 50 минут и стирала свою одежду по нескольку раз в день.

Ей казалось, что весь дом пропитан «псиным» запахом: суп, стоящий в холодильнике, полотенце в душе. Алена поставила Мише ультиматум: «Или я, или собака». И парень посоветовал Алене обратиться к психотерапевту.

В полях мне легче

Специалист обнаружил у девушки ОКР, где мизофобия — частное проявление. Мама посоветовала Алене не пить никаких таблеток и вообще шарлатанам из платных клиник не верить. Миша и Алена расстались из-за постоянных бытовых ссор.

Девушка, потерянная, вернулась обратно в общежитие. А потом началась пандемия: можно было уехать в родной Ульяновск и учиться удаленно.

Сейчас Алена думает снова пойти к терапевту, втайне от родителей. Говорит, что ей надоело каждый день проводить в большом частном доме генеральную уборку (и вставать для этого в 5 утра). Но по-другому не получается.

Алена работает в геологической лаборатории: ей на экспертизу присылают образцы почвы — по почте. Еще эта работа предполагает летние экспедиции: нужно несколько месяцев жить в палатках или летних домиках, купаться и стирать одежду в реке. На вопросы знакомых — «Как может выжить в экспедиции человек, который даже из чужой посуды не ест?» — Алена отвечает: «Ну, природа — это совсем другое!»

Девушка признается: когда выезжает в поле с экспедицией или когда рассматривает образцы пород в микроскопе, тревожность сильно снижается.

Алена мечтает купить свой домик где-нибудь на Алтае и жить там в одиночестве.

Мизофобия — это ритуалы

Сказка про грязные и чистые руки

Григорий Ненашев, врач-психиатр, психотерапевт

«Мизофобия серьезно ухудшает жизнь людей, потому что она не существует изолированно. К страху перед грязью быстро добавляются охранительное поведение и ритуалы. Например, навязчивое стремление многократно мыть руки, протирать вещи, стирать одежду, организовывать „чистые“ и „грязные“ зоны в квартире. Приемы пищи тоже часто сопровождаются ритуалами, не выполнить которые человек не может».

Окружающим такое поведение может казаться странным, что препятствует социализации человека.

Григорий говорит: мизофобия может быть симптомом при ОКР, может быть следствием перенесенной психотравмы — чуть реже.

Психиатр считает, что избавиться от страха перед грязью можно через психотерапевтические техники. А уже если клиент не понимает или не выполняет поведенческие задания, нужно прибегать к препаратам.

Мизофобия и COVID-19

Даша рассказывает: «К счастью, к началу пандемии я уже принимала таблетки. Плюс, моя мизофобия — боязнь именно загрязнения, а не заражения. Мне сейчас не очень страшно, нет панических атак».

Раньше, когда Даша постоянно мыла руки, она мечтала: ах, если бы все люди носили маски и часто дезинфицировали руки, ведь вокруг так грязно! Теперь ей кажется, мир в целом стал чище. Люди уделяют большое внимание гигиене, хотя и по ужасной причине.

Алена смеется: «Пандемия для меня стала счастьем! Наконец можно уехать из общежития и жить в чистом доме. Хотя, конечно, смерти от коронавируса — это ужасно, в целом я стала чувствовать себя спокойнее в магазине или на улице».

Алена мечтает, чтобы масочный режим сохранился навсегда — хотя и сейчас его не все соблюдают.

Девушка добавляет: «Хотя бы поручни в автобусе обрабатывают чаще».

Григорий Ненашев считает, что пандемия может спровоцировать людей на повышение уровня тревоги и фобические ритуалы. Но только тех, кто к этому предрасположен. Ситуация, в которой все станут мизофобами после пандемии, маловероятна.

Автор: Киселева Елена Владимировна

Организация: ГБДОУ 22 Красногвардейского района СПб

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

В детском саду очень интересно вести некоторые занятия в виде долгосрочных проектов. Проект «Страноведение» очень интересно и актуально для групп начиная со старшей группы. Зачастую ребята живущие в одном городе и не путешествуя не могут представить масштабы нашей огромной страны и тем более масштабы земного шара. Не знают и не имеют понятия о количестве разных языков и диалектов на нашей огромной стране и в целом мире. Познакомить их с этим будет очень интересно и познавательно. Расширит их кругозор и словарный запас. Подстегнет их воображение и расширит границы восприятия. Например, взять поучительный рассказ Осеевой В.А. Печенье. Прочесть и поговорить с ребятами правильно ли поступили братья, как поступили бы вы. Взять печенье и разделить поровну на всех и скушать его на полдник вместе с чаем. Можно найти сказки народов мира про маму (в преддверии дня матери). И каждую неделю читать несколько сказок, обсуждая каждую сказку. Ещё можно взять из каждой сказки какие-то моменты и их обыграть. Например, найти сказки, где есть какие-то ягодки: клюковка, облепиха, чай, листочек мяты и читая каждую сказку бросать в чайничек ягодки, листочки. В конце заварить чай из всех ингредиентов, вместе всем его попить. Обсудить какой вкусный чай получился. И свести к тому, что так же вместе все наши народы мира сильные и дружат вместе.

Также можно повесить карту мира и флажком отмечать страны, про которые говорили. В более старшем возрасте можно выучить приветствия каждой страны, изучить необычные традиции разных стран, показать традиционные костюмы. Можно составить очень интересные занятия, опыты. Привлечь к проекту родителей. Например, сделать конкурс лучший костюм народов мира. Или самая интересная традиция одной страны. Интересно и познавательно для всех: и родителям, и детям, и воспитателю, конечно, тоже.

В более младшем возрасте можно делать более простые проекты, основанные на экспериментах. Дети с удовольствием наблюдают и делают выводы.

Возьмем для примера проект «Чистые руки». Можно сделать эксперимент с хлебом. Взять два кусочка и один положить в пакет, а второй каждый из детей потрогает руками несколько раз. Второй кусочек тоже положить в пакетик и оба пакета завязать, чтобы они были герметичны. Понаблюдать как быстро появится плесень на хлебе. На каком кусочке быстрее? Почему? Объяснить ребятам что такое плесень, микробы.

Дальше можно провести эксперимент с водой. В воду высыпать что-то мелкое, например измельченную корицу. Обязательно темного цвета, чтобы было нагляднее видно, что это грязь. Попросить каждого ребенка опустить пальчик в воду. На пальчике остаются частицы грязи. А теперь каждый ребенок опустит пальчик сначала в жидкое мыло, а потом в воду с корицей. На пальчике ничего не будет, а на воде остается большой ореол от мыла. Грязь боится мыла и уходит от него. Подобных экспериментов можно провести множество и все они очень интересны и познавательны для детей. Так же есть ряд поучительных сказок и рассказов для детей. По итогу можно сделать флешмоб «А я всегда мою руки!» Задействовать родителей или другие группы в детском саду.

Можно сделать коллаж «Что нам надо для умывания». Эту работу можно сделать совместно дети с воспитателем. Родители с детьми могут сделать фотовыставку «Любим, любим умываться по утром и вечерам!»

В таких проектах идет укрепление связей между детским садом и семьей, а также сближение ребенка и родителей.

Работа над проектом имеет огромное значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами речевой, художественной, мыслительной и другими видами деятельности. Через объединение всех различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира и приобретается опыт в повседневной жизни. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Так же она объединяет, учит работать в коллективе. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Так же можно работать в проекте и индивидуально с ребенком, если это ему необходимо. Не все дети могут проявить себя в коллективе. Грамотный педагог это обязательно заметит и организует индивидуальный подход для раскрытия определенных качеств ребенка.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В школу многие дети идут не подготовленные. И такие интересные проектные деятельности могут ненавязчиво и очень успешно подготовить ребенка к школе. Он будет лучше запоминать, быстрее схватывать материал.

Список литературы:

Сборник сказок народов мира

Народная сказка «Про грязные ручки»

Чуковский «Федорино горе»

Чуковский «Мойдодыр»

Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект

Лихачева А. А. Встреча с Мойдодыром Дошкольное воспитание №9 2004 г.

Прищепа С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет

Методическое пособие М. ТЦ «Сфера» 2009 г.

Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет [Текст]: методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. — М.: Айрис-Пресс, 2008.

Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011

Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников.

Приложения:

  1. file0.docx.. 16,8 КБ

Опубликовано: 15.11.2021

Классный час «Чистые руки —
залог здоровья»

Из опыта работы Телегиной Е.А.
учителя  начальной школы

 МБОУ «Черно-Ануйской СОШ
им.К.А.Туганбаева»

Цель: закрепить
знания о чистоте тела и окружающей чистоте, порядке и аккуратности. Обратить внимание
на то, что порядок и чистота способствуют укреплению здоровья.

Оборудование: буклеты
«15 октября – Всемирный день мытья рук».

Учитель: 

 
— Здравствуйте, ребята. Прежде чем я скажу, о чём мы будем сегодня
разговаривать, предлагаю сыграть в игру. Я начинаю фразу, а вы её заканчиваете.

Игра
«Доскажи словечко»

1.
В каждом классе есть закон: Вход грязнулям … (запрещён).

2.
Чтобы грязь не собирать, ногти надо … (подстригать).

3.
Даже маленькие хрюшки обожают чистить … (ушки).

4.
Тело мылом мыть не лень, в душе губкой каждый… (день).

5.
Для красивенькой прически носим мы всегда… (расчески).

Учитель: Догадались,
о чём мы будем говорить?

Правильно,
о чистоте и уходе за собой, то есть о личной гигиене.


У  К.И.Чуковского есть сказка  «Мойдодыр»


Почему от мальчика  убежали все вещи?


И когда они к нему вернулись

 А
ещё мы вспомним, (а кто не знает – научится) как правильно мыть руки.

Но
сначала поговорим о микробах. Микробы — это такие мелкие организмы, которые мы
не можем увидеть просто так. А вот если будем смотреть через микроскоп (это
такой прибор, который увеличивает во много раз), то сможем увидеть те самые
микробы, вирусы и бактерии.

Их
так много, особенно на немытых овощах, фруктах, игрушках и на всём немытом и
неочищенном. Микробов целые полчища. Эти тучи микробов очень вредные, всё время
норовят проникнуть к вам внутрь, чтобы там жить и строить своё царство. Когда
бактерий становится очень много, то можно заболеть. Поэтому ягоды, фрукты и
овощи надо тщательно мыть, а лучше всего обдавать их кипятком.

А
ещё много микробов на игрушках, поэтому нельзя их совать в рот. И конечно
нельзя забывать про руки. На грязных руках притаилась армия микробов и чтобы её
победить, достаточно просто хорошо помыть руки с мылом.

Загадки
от Мойдодыра

      Гладко,
душисто, моет чисто,

Нужно,
чтобы у каждого было…..

Костяная 
спинка, на брюшке   щетинка,

 По
частоколу попрыгала,  всю грязь повыгнала.

Лёг в
карман  и караулю рёву, плаксу и грязнулю.

Им
утру потоки слёз,

 не
забуду и про нос.

Целых
25 зубков для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком лягут волосы  рядком
.

Говорит
дорожка-

 два
вышитых конца:

Помойся
хоть немножко,

чернила
смой с лица!

Мудрец
в нём видел  мудреца,

 
Глупец – глупца, баран – барана,

 Овцу
в нём видела овца

И
обезьяну – обезьяна.

Но вот
подвели  к нему  Федю  Паратова

И
Федя  неряху  увидел лохматого.

Вроде 
ёжика  на вид, но не просит  пищи.
По одежде пробежит, и та станет чище.

              
Физминутка:

Хомка-
хомка, хомячок,

Полосатенький
бочок.

Хомка
раненько встаёт ,

Щечки
моет, шейку трёт.

Подметает
хомка хату

И
выходит на зарядку.

Раз,
два, три, четыре, пять!

Хомка
хочет сильным встать.

   
Пословицы о чистоте:

      Чистота
— лучшая красота.

      Посуда
чистоту любит.

      Вода
да мыло грязь с рук смыло.

       Вода
не любит грязных людей.

      Чистота
— залог здоровья.

Учитель: 


Когданадо мыть руки?


Как правильно мыть руки?

1.    
Открой кран и тёплой водой ополосни руки.

2.    
Закрой кран и возьми в руки мыло.

3.    
Намыливай руки мылом в течение 20 секунд. Это примерно то время,
за которое ты успеешь два раза пропеть маленькую песенку.

4.    
Пока поёшь, потри тыльные стороны ладоней, пальцы, не забывай про
промежутки между пальцами и их кончики. Не делай этого под струёй воды.

5.    
Потом смой тщательно мыло.

6.    
Закрой кран и высуши руки.

После рассказа идёт показ и
имитация мытья рук (учитель показывает, а дети повторяют).

Учитель: Как
вы думаете, почему руки пачкаются быстрее всего? (Постоянно что-нибудь берем,
трогаем разные предметы)

Когда
необходимо мыть руки? (Когда собираешься кушать или дотрагиваешься до пищи;
когда приходишь с улицы домой; после посещения туалета; после высмаркивания;
после того, как касался или гладил животное).

Учитель: Что
ещё, кроме рук, нужно мыть? Почему? (Зубы, лицо, волосы, тело, ноги. Это надо
делать, чтобы быть чистым и аккуратным, чтобы не болеть).

А
теперь «Замысловатые вопросы»:

1.
Какие 4-е предмета нужны, чтобы содержать зубы в порядке? (Вода, щетка, паста, зубочистка)

2.
Как превратить грязную одежду в чистую? (Постирать, почистить)

3.
Чем начищают обувь? (Щеткой с кремом)

4.
Кто такой чистюля? (Человек)

5.
Что делает парикмахер? (Подстригает волосы и делает красивые причёски)

6.
У людей когти или ногти? (Ногти)

7.
Сколько раз в неделю нужно купаться?

На
этот вопрос помогли ответить медицинские работники.

Купаться
в душе с мылом (только не жидким) и мочалкой надо один раз в 7 дней. В жаркое
время года можно мыться ежедневно, но без мыльных средств. Просто постоять под
струей тёплой воды и она смоет с вас всю дневную пыль. Если вы будете
купаться один раз, это не означает что от вас должно исходить зловоние. А
вообще, купание часто или не купание, личное дело каждого человека. Но к
мнению докторов многие прислушиваются).

8.
Зачем стричь ногти? (Чтобы под ногтями не собиралась грязь и не размножались
микробы)

9.
Ноги моют утром или вечером? (Вечером)

Рефлексия:        
Учитель: Продолжите предложение.

— Зубы
я буду чистить…

— Принимать
душ я буду…

— Волосы

— Одежду…

— Ногти

— Игрушки
и вещи…

— Я
уверен(а), что ребята нашего класса будут выполнять те правила, о которых мы
говорили, и всегда будут чистыми и опрятными.

Учитель: В
завершении нашей беседы я хочу прочитать вам замечательное стихотворение о
чистоте и раздать памятки, с которыми вы ознакомитесь вместе с родителями дома.

Мойте чашки и тарелки,

Убирайте крошки,

Не ленитесь умывать

Грязные ладошки.

Если глянуть в микроскоп,

То увидеть разных

Можно вирусов на них,

Грозных и опасных.

Там микробы притаились,

Смотрят из засады.

Если грязь они найдут,

Будут очень рады!

Для болезни создадут

Вирусное царство

И тогда придётся пить

Горькие лекарства.

Все микробы нам враги —

Это помнить нужно,

Руки с мылом моем мы

Тщательно и дружно.

А с ленивцем и неряхой,

Грязным, неопрятным

Даже дружбу заводить

Очень неприятно!

Учитель: Наша
беседа завершена. Благодарю всех за внимание.

Проект «Чистые ладошки — залог здоровья» (вторая младшая группа)Проект «Чистые ладошки — залог здоровья» (вторая младшая группа)

Паспорт проекта:

Тип проекта: познавательно-оздоровительный.

Срок реализации: 11. 11. 2019 — 15. 11. 2019 (одна неделя).

Участники проекта: дети второй младшей группы (3-4 года), родители, педагоги.

Авторы проекта: воспитатели Никонова Е. Н., Орехова Е. С.

Проблема: не все дети с желанием соблюдают правила личной гигиены, забывают мыть руки с мылом после туалета, прогулки.

Актуальность: Нет задачи важнее, чем вырастить здорового человека. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку, прекрасное ощущение чистоты и здоровья. Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста как одна из основ здоровьесбережения.

Задачи:

  1. Формировать у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки. Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
  2. Развивать речь, обогащать словарный запас у детей.
  3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, после прогулки, по мере загрязнения.

Предполагаемые результаты:

Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков у детей (пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).

Скачать конспект

Укрепление связи между детским садом и семьей, соблюдение рекомендаций родителями по формированию у детей гигиенических навыков.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап. Постановка проблемы, определение целей и задач, подготовительная работа.

Детская проблема. На занятии по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике дети рисовали пальчиками. Испачкали руки. Вытирали руки салфеткой, на руках остались следы краски. Мыли руки водой — краска смылась плохо. А как вымыть руки, чтобы они стали чистыми?

Гипотеза. Чтобы руки стали чистыми нужно вымыть их с мылом, намылить не менее двух раз.

Задачи: 1. Мыть руки с мылом по мере загрязнения, перед едой, после туалета, после прогулки.

2. При мытье рук соблюдать правила: мыть руки аккуратно, пользоваться мылом, насухо вытирать руки полотенцем.

Подготовительная работа:

  1. Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы.
  2. Изучение методической литературы.
  3. Подбор стихов, загадок, потешек, физкультминуток, подвижных игр, пальчиковых игр, сказок по теме.
  4. Разработка конспектов бесед, НОД.
  5. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
  6. Основной этап. Реализация проекта.

Работа с детьми.

  1. Беседа-наблюдение с детьми по теме «Учимся умываться», «Зачем нам мыло?»
  2. Чтение потешек, стихов про мыло, умывание.
  3. Чтение художественных произведений: народная сказка «Про грязные ручки», «Федорино горе» К. Чуковского, «Мойдодыр» К. Чуковского, «Оля и мыло» Булатова С. С., А.Барто «Девочка чумазая».
  4. Проведение НОД «Знакомство детей с мылом».
  5. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
  6. Рассматривание наглядного пособия «Моем руки правильно».
  7. Дидактические игры «Чистоплотные дети», «Водичка, водичка», «Мыльные перчатки», «Чистые руки».
  8. Подвижные игры «Раздувайся пузырь», «Мыльные пузыри».
  9. Физкультминутки «Котята», «Чтобы быть здоровым, сильным…»
  10. Пальчиковые игры «Моем руки», «Чистим зубки».

Работа с родителями.

1. Консультации «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»,

«Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребенка».

2. Оформление стенгазеты «Чистые ладошки-залог здоровья».

3. Оформление мини-музея «Такое разное мыло».

3. Заключительный этап. Презентация результатов и продуктов деятельности участников проекта.

  1. Создание мини-музея «Такое разное мыло».
  2. Презентация стенгазеты «Чистые ладошки — залог здоровья».

В ходе проекта у детей повысился уровень освоения культурно-гигиенических навыков: дети стали пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться полотенцем после умывания, вешать полотенце на место. Укрепилась связь между детским садом и семьёй: соблюдение родителями рекомендаций по формированию у детей гигиенических навыков.

Используемые ресурсы:

  1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят: популярная литература. /В. Н. Бачурина–М.: ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200. –С. 114-118.
  2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие/Т. Л. Богина. –М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96
  3. Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002. С. 52–55.
  4. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет: методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. С. 30–33, 43-48с.
  5. Интернет-ресурсы.

  • Сказка про грязную девочку
  • Сказка про горшок теремок
  • Сказка про гретта и гензель
  • Сказка про грузовик для детей 3 4 лет
  • Сказка про госпожу метелицу