Сказка про глаголы исключения 4 класс

Урок: русский язык 4 класс.тема урока: глаголы-исключениявид урока: комбинированный.тип урока: изучение и первичное закрепление новых знанийцели урока:обучающие: познакомить с глаголами-исключениями

УРОК: РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС.

ТЕМА УРОКА: «ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ»

ВИД УРОКА: КОМБИНИРОВАННЫЙ.

ТИП УРОКА: ИЗУЧЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

ЦЕЛИ УРОКА:

  • ОБУЧАЮЩИЕ: ПОЗНАКОМИТЬ С ГЛАГОЛАМИ-ИСКЛЮЧЕНИЯМИ И ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ СПРЯЖЕНИЯ;
    УСВОИТЬ ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПО ЧИСЛАМ И ЛИЦАМ ГЛАГОЛОВ-ИСКЛЮЧЕНИЙ;
    ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ С БЕЗУДАРНЫМ ОКОНЧАНИЕМ ПО НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ.
  • РАЗВИВАЮЩИЕ: РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ В ТЕКСТЕ И ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ.
  • ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА, ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ОБОРУДОВАНИЕ: КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, , КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ, СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ, УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 4 КЛ. В 2 Ч. Ч 2. / Т.Г.РАМЗАЕВА- М.: ДРОФА, 2007.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Сегодня наш урок будет немного необычным, потому что к нам приехали гости. А знаете, зачем они приехали? Они услышали, что вы —  самые красивые, самые хорошие, самые умные ученики. Давайте поприветствуем их.  

     Уважаемые гости, мы рады видеть вас у нас в гостях и готовы показать, что мы умеем и чему научились.

     II. Проверка дом. задания.

-Что было задано на дом?  Стр. 97 №475, выучить правило.

— Какие трудности вызвало у вас это задание?

    III. Работа по теме.

— Итак, ребята, начинаем наш урок.

— Посмотрите на доску. Прочитайте и скажите, о чём мы будем говорить на уроке?      (Слайд 1)

А Глагол всегда в работе,
В напряженье и заботе.
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать –
Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делать?» – есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Тоже дело выполняет.

— Сегодня на уроке мы откроем новые тайны глаголов, применяя ранее полученные знания.

1)  Минутка чистописания.

2)  Повторение пройденного. Работа с глаголами.

На доске:           (Слайд 2)    

                                                 Гасн…т вечер, даль син…т,

Солнышко садится.

— Прочитайте строки на доске.

— Назовите глаголы.

— Что вы знаете о глаголах?

— Какие окончания имеют глаголы ГАСНЕТ и СИНЕЕТ ?

— Как определить безударное личное окончание глагола? (Нужно вспомнить памятку, с которой работали дома. Выполнить следующие действия:

                            (Слайд 3)

  1. Определить время, лицо и число глагола. (наст., 3 лицо,  ед. ч.)
  2. Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом   -ть  определить спряжение (гаснуть, синеть).
  3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

                                    1 спряжение                        2 спряжение

ешь                                         ишь

ет                                            ит

ем                                          им

ете                                         ите

ут (- ют)                                ат (- ят)

( гаснуть – 1 спряжение, синеть – 1 спряжение)

Итак, на прошлом уроке мы говорили о том, что глаголы, оканчивающиеся на

                          (Слайд 4)

АТЬ

ЯТЬ

ЕТЬ

ЫТЬ

ОТЬ

УТЬ — это глаголы … 1 спряжения. Они имеют окончания

ешь

ет

ем

ете

ут (- ют)

 А глаголы, которые оканчиваются на

ИТЬ — это глаголы …2 спряжения. Они имеют окончания

ишь

ит

им

ите

ат (- ят)

3) Актуализация знаний.  Работа с сигнальными карточками.

Сейчас давайте немного закрепим наши знания. Я буду называть глагол, а вы определите  его спряжение.

Благодарим, мешаем, читаем, рисуете, носят, злить.

Хорошо, молодцы!

Давайте ещё раз сформулируем правило, которое вы учили дома.

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределённой форме.

Глаголы, которые оканчиваются в неопределённой форме на     -ить, относятся ко 2 спряжению: строить, клеить.

Большинство глаголов на  -ать,   -ять,   -еть,   -ыть,   -оть,   -уть   —  1 спряжения: думать, сеять, зеленеть, рыть, полоть, тянуть.

4) Постановка проблемы. (два ученика у доски)

Первый ученик записывает на доске слово ОБИДЕТЬ.

— Что значит «Обидеть»? (огорчить)

— Выделите мне глагольные суффиксы глагола. ( е   ть ).

—  К какому спряжению вы бы его отнесли? (к 1 ) Почему? ( оканчивается на ЕТЬ)

Хорошо. Запишите ниже цифру 1.

Второй ученик будет спрягать этот глагол по лицам.

Я ОБИЖУ,  МЫ ОБИДИМ

ТЫ ОБИДИШЬ,  ВЫ ОБИДИТЕ

ОН, ОНО ОБИДИТ,  ОНИ ОБИДЯТ.

— Обозначьте окончания.

— К какому спряжению вы отнесли бы этот глагол? (ко 2 ) Почему? ( глаголы имеют окончания 2 спряжения)

Вывод: Мы думали, что слово ОБИДЕТЬ 1 спряжения, судя по глагольным суффиксам Н.Ф.  Но при склонении, выделив окончания, мы заметили, что безударные личные окончания  относятся ко 2 спряжению.

5) Сообщение темы урока.

— Почему мы не смогли определить спряжение?

-Ребята, это слово не подчиняется изученному ранее правилу, потому что это – глагол-исключения.  И это тема нашего урока.

              (Слайд 5)

Глаголы-исключения.

Цель нашего урока: запомнить глаголы-исключения, учиться определять спряжение таких глаголов  и  правильно писать окончания глаголов-исключений.

6) Работа над новой темой.

— Чтобы понять, почему же эти глаголы называются глаголами- исключениями, послушайте сказку.

А) Чтение сказки.

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом.

                (Слайд 6)

ГЛАГОЛ.

Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя 2 сына:

              (Слайд 7)

1 спряжение и 2 спряжение.

Позвал однажды Глагол своих сыновей и стал говорить им:

— Стар я стал, дети мои. Трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Три дня и три ночи думали сыновья и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределё1нной форме заканчиваются на  -ить, а 1 спряжение  —  всеми остальными.

Пришли сыновья к отцу и сказали ему о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные и дружные дети, и издал указ о разделении царства.

               ( слайд 8 )   1 СПРЯЖЕНИЕ     2 СПРЯЖЕНИЕ

                                      — ИТЬ                         — АТЬ

           -ЯТЬ

          -ЕТЬ

           -ЫТЬ

          -ОТЬ

          -УТЬ

Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах.

А какая это семья, вы узнаете, послушав стихотворение. Давайте отдохнём  и послушаем.

               (Слайд 9)    

Очень хочется

Через стёклышко СМОТРЕТЬ.

Целый мир зелёным ВИДЕТЬ,

Лук и слёзы НЕНАВИДЕТЬ.

Научиться боль ТЕРПЕТЬ,

Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,

Чтоб  от сильных не ЗАВИСЕТЬ,  

Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.

Как же хочется всё СЛЫШАТЬ,

Птицу синюю ДЕРЖАТЬ,

Чистым воздухом ДЫШАТЬ.

Не спешите мысли ГНАТЬ

Надо просто помечтать.

Именно эти глаголы: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, зависеть, вертеть, слышать, держать, дышать, гнать  и обратились к царю с просьбой.

— Милостивый государь, помоги нам! По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве 2 спряжения. Разреши нам остаться с ними.

— Рад бы я вам помочь, но не могу нарушить указ.

— Смилуйся, государь, сделай исключение.

Решил царь познакомиться с родителями этих глаголов.

Б)Выполнение упражнения 479 стр. 99

— Прочитайте задание.

— Что нужно сделать в упражнении?

— Спишите глаголы, выделите окончания.

— Не смотря на то, что глагольные суффиксы  е   ть   в окончаниях пишем И,   т.к. это глагол 2-го спряжения.

— Что заметили? (Слова не подчиняются изученным ранее правилам)Но не мог царь устоять перед просьбой и разрешил остаться молодым глаголам в царстве 2 спряжения.

В)Работа с правилом в учебнике на стр. 99.

-Что узнали о глаголах-исключениях? (относятся ко 2 спряжению).

— Семь  глаголов на   -ЕТЬ,  и четыре глагола на   -АТЬ ко 2 спряжению.

-А теперь проверим, как вы запомнили глаголы-исключения.

Г) Выполнение  упражнения 483 на стр. 101  с комментированием

— Прочитайте задание (вверху)

— Выполните упражнение с комментированием.

(Дети работают по памятке: (раздать памятки)

  1. Читаю слово.
  2. Вспоминаю на что оканчивается

1 спряжение                 2 спряжение

АТЬ                                         —  ИТЬ

 -ЯТЬ

             -ЕТЬ      

 -ЫТЬ

             -ОТЬ

 -УТЬ

     3. Вспоминаю, относится ли слово  к глаголам-исключениям.

     4. Определяю склонение.

     5. Записываю слово в …  столбик.

Вернёмся к нашей сказке.

А глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ как услышали о глаголах-исключениях во 2 спряжении, закапризничали и стали просить царя сделать и их глаголами- исключениями 1 спряжения.

Не смотря на то, что глагольные суффиксы и  ть  , в окончании пишем  Е  т.к. глагол 1 спряжения.

Д) Физминутка.

— А пока царь думает, мы немного отдохнём.

Игра называется « Поймай глагол-исключения»

 Я бросаю мяч, дети, услышав глагол-исключения, ловят мяч. Если простой глагол, то отбрасывают мяч обратно.

Писать, дышать, гнать, петь, видеть, слышать, рисовать, варить, держать, кипеть, вертеть, слышать.

— А теперь  встаньте.

Я буду называть глаголы. Если это глагол 1 спряжения, вы понимаете руки, а если 2 спряжения, то присядете.

Гнать, ходить, писать, строить, обедать, клеить, петь, играть, отдыхать, работать.

-Молодцы!

— Итак, разрешил ли царь сделать глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ исключениями?

— Сейчас вы на минуту превратитесь в царских гонцов и прочитаете указ царя.

1 ученик:

Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на  -ИТЬ,

Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

2 ученик:

Гнать, дышать, держать, обидеть,

Видеть, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть

И опять терпеть смотреть.

И запомните, друзья,

Их на  -Е  писать нельзя!

Е) Упражнение в замене выражения глаголами.

— А теперь задание такое:  замените выражение глаголом, определите спряжение.

1. Доставлять радость кому-то. (Радовать)

2. Втягивать и выпускать воздух (Дышать)

3. Воспринимать окружающее с помощью зрения. (Видеть)

4. Вызывать удивление. (Удивлять)

5. Вести спор. (Спорить)

6. Срезать волосы до корня. (Брить)

IV. Итог урока.

 -Что нового узнали на уроке?

-Какие глаголы-исключения относятся ко 2 спряжению?

— Какие глаголы-исключения относятся к 1 спряжению?

— Что должны запомнить?

Заполнение таблицы детьми:

                 (Слайд 10)

-Поставьте плюс, если согласны, минус, если не согласны.

Тема урока мне понятна

Я достиг цели урока

Я умею определить спряжение глагола

Мне нужно поработать над…

V. Выставление оценок.

Поднимите руки те, кому понравился урок.

           (Слайд 11)

— Оцените, на какую оценку вы работали сегодня:

«5» — все задания выполнял правильно.

«4» — Выполнил задание, иногда ошибался.

«3» — Часто ошибался при выполнении заданий.

«2» — Почти ничего не смог выполнить правильно.

— Сегодня за работу на уроке я поставлю следующие оценки…

VI. Домашнее задание:

           (Слайд 12)

  1. Выучить глаголы- исключения.
  2. Упражнение 480.

— Посмотрите дом. задание.

— Кому не понятно, как выполнять задание?

           (Слайд 13)

Ребята, вы молодцы!

Спасибо за урок!

(УМК «Классическая начальная школа»)

Учебник «Русский язык» 4 кл. В 2 ч. Ч 2. / Т.Г.Рамзаева- М.: Дрофа, 2006. Страницы с 99 по 101.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Цели урока:

  • Обучающие: познакомить с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения;
    усвоить особенности изменения по числам и лицам глаголов-исключений;
    закрепить умение распознавать спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределённой форме.
  • Развивающие: развивать умение распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания глаголов.
  • Воспитывающие: развивать интерес к урокам русского языка, формировать умение организовывать и оценивать свою деятельность.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютеры, карточки с заданиями, сигнальные карточки, учебник «Русский язык» 4 кл. В 2 ч. Ч 2. / Т.Г.Рамзаева- М.: Дрофа, 2006.

ХОД УРОКА 

1. Организационный момент. (1 мин.)

Прочитайте народную мудрость (Слайд 2).

Чему не гореть, того не зажечь.

– Объясните смысл пословицы.

+ Отдаваться полностью, отдавать все силы.

– Я попрошу вас сегодня «гореть», чтобы ваша «искорка» «зажгла» наш урок. 

2. Каллиграфическая минутка. (2 мин.)

Разминка для пальцев.

– Приготовим наши руки. Разогреем их для нашей работы.

  1. Перекатывание ручки в руках.
  2. Игра на сноровку.

– удерживать карандаш большим и указательным пальцами (левой и правой рукой), передавать дальше между указательным и средним, средним и безымянным, безымянным пальцем и мизинцем.

– Сядьте правильно, откройте тетради и запишите число.

– Какая буква пропущена в слове «гореть»?

+ Пропущена буква о, это словарное слово.

– Мы напишем цепочку из букв о (Слайд 3).

ооо ооо

Обратите внимание на соединение. Какое оно?

+ Верхнее соединение.

– Напишите цепочку из букв о

– Спишите пословицу соблюдая правила каллиграфии.

3. Словарная работа. (4 мин.)

– В слове гореть поставьте ударение и выделите орфограмму.

(У доски ученик)

+ Гореть – ударение падает на второй слог, гласную е, безударная непроверяемая гласная о. Так как это слово является неопределенной формой глагола, в нем пишется т с мягким знаком на конце.

– Новое словарное слово дано в транскрипции (Слайд 4).

1

– Какое слово дано в транскрипции?

+ Слово обидеть.

– Слово обидеть имеет два значения. Какое значение этого слова вы можете назвать?

+ Причинить обиду кому-нибудь. Например, обидеть мальчика.

– Какое значение имеет слово обидеть в предложении Природа обидела его талантами.

+ В этом случае слово обидеть означает, что природа наделила его талантом в недостаточной степени.

– Напишите слово обидеть, пользуясь орфографическим словарем.

Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.

(Комментирование учеником с места).

+ Ударение падает на второй слог, на гласную и. В слове обидеть непроверяемая безударная гласная о в первом слоге.

Так как это слово является неопределенной формой глагола, в нем пишется т с мягким знаком на конце.

4. Актуализация знаний. (2 мин.)

– Выделите в неопределённой форме словарных слов глагольные суффиксы.

+ В словах гореть и обидеть выделяем глагольные суффиксы е и ть

– Что мы определяем по глагольным суффиксам?

+ Мы определяем спряжение.

– Вспомним, как определить спряжение глагола?

+ Ответы детей.

5. Постановка проблемы. (3 мин.)

(Слайд 5)

– Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть глаголы?

– Судя по глагольным суффиксам эти глаголы первого спряжения. Глаголы, которые оканчиваются на –ить, относятся ко второму спряжению. Большинство глаголов на –ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть относятся к первому спряжению.

Проверим ваши догадки.

Проспрягайте глаголы. I вариант слово гореть, II вариант — обидеть.        

(Два ученика у доски)

  ед. ч. мн. ч.
1 л. горю горим
2 л. горишь горите
3 л. горит горят

  ед. ч. мн. ч.
1 л. обижу обидим
2 л. обидишь обидите
3 л. обидит обидят

– Выделите личные окончания.

– О чём они говорят?

– Какого же спряжения глагол “гореть”? Слушаем ответ I варианта

+ Мы думали, что слово обидеть первого спряжения, судя по глагольным суффиксам неопределенной формы. Но при склонении заметили, что личные окончания ударные и «гореть» относится ко второму спряжению.

ПОМНИ: Если у глагола личные окончания ударные, неопределенная форма нам не нужна.

– Какого спряжения слово обидеть ? Заслушаем ответ II варианта

+ Мы думали, что слово обидеть первого спряжения, судя по глагольным суффиксам неопределенной формы. Но при склонении, выделив окончания, мы заметили, что личные окончания безударные и большинство относятся ко 2 спряжению (Слайд 6).

– Поднимите руки те, кто считает слово обидеть первого спряжения?

– Поднимите руки те, кто считает слово обидеть второго спряжения?

– Определили спряжение?

+ Спряжение определить не смогли.

– Почему не справились?

+ Это слово не подчиняется правилам.

6. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи. (1 мин.)

– Этот глагол относится к глаголам-исключениям. И сегодня на уроке речь пойдет об этих глаголах (Слайд 7).

– Какую задачу вы поставите перед собой?

+ Запомнить глаголы-исключения.

+ Учиться определять спряжение таких глаголов.

+ Правильно писать их окончания.

7. Работа над новой темой. (15 мин.)

– Чтобы понять почему же эти глаголы называются глаголами – исключениями?

– Послушайте сказку.

Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом (Слайд 8).
Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение (Слайд 8).
Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:
– Стар, я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства (Слайд 8).
Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах.

– А какая это семья, мы узнаем, прослушав стихотворение. Закроем глаза, расслабимся и послушаем музыку.

(Учитель под музыку читает стихотворение)

Очень хочется
Через стеклышко СМОТРЕТЬ –
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ,
Лук и слезы НЕНАВИДЕТЬ.

Научиться боль ТЕРПЕТЬ,
Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,
Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ,
Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.

Как же хочется: все СЛЫШАТЬ,
Птицу синюю ДЕРЖАТЬ,
Чистым воздухом ДЫШАТЬ,
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ…

Не спешите мысли ГНАТЬ,
Надо просто помечтать!

(Слайд 9)

Именно эти глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, и обратились к царю с просьбой:
– Милостивый государь, помоги нам.
– Что случилось?
– По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.
– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.
– Смилуйся, государь, сделай исключение.
Решил царь познакомиться с родителями этих глаголов.

Упражнение 479 с. 99 учебника.

– Спишите глаголы, выделив окончания. (По цепочке у доски)

– Что заметили?

– Глаголы в данном упражнении имеют личные окончания второго спряжения.

Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.

Работа с правилом в учебнике.

– Прочитайте правило на стр.99

– Что узнали о глаголах-исключениях?

+ Глаголы-исключения относятся ко второму спряжению.

– Проверим как вы запомнили глаголы-исключения 2 спряжения.

– Выполним упражнение 483 (определение спряжения глаголов).

Выполняем у доски по цепочке.

Образец рассуждения:

+ Рисовать – глагол на -ать, не является исключением, относится к 1 спряжению.

+ Слышать – глагол на -ать, исключение, относится ко 2 спряжению.

– Вернемся к нашей сказке.

А глаголы Стелить и Брить на -ить как услышали о глаголах-исключениях во 2 спряжении закапризничали и стали просить царя сделать их глаголами-исключениями 1 спряжения.

Физминутка «Эстафета с пакетом» (1 мин.)

– Разрешил ли им царь? Мы узнаем об этом из царского указа. Сейчас вы на минутку превратитесь в царских гонцов и доставите мне пакет с указом. Мы поиграем в эстафету. Чей ряд быстрее доставит пакет с указом. Пакет должен пройти через руки каждого «гонца» (Слайд 10).

– Читаю указ царя

«Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и вертеть» (Слайд 8).

ГЛАГОЛ

Дополним таблицу «Спряжение глаголов» новыми сведениями.

– Следующее задание надо выполнить, вспомнив все, что изучили по теме «Спряжение глаголов» (Слайд11).

Комментированное письмо (сигнальные карточки I и II спряжение):

  • Тихо в лесу. Перелетают с дерева на дерево пугливые рябчики.
  • Смело бежит волк по знакомому следу.
  • Хорошо знает он дорогу в своё логово.
  • Сидит на голом суку головастый совёнок.
  • Серый часовой видит жизнь зимнего леса, слышит малейший шорох и хруст.

Рассуждаем по алгоритму:

А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?

Б) Является ли глаголом-исключением?

В) Определяем спряжение.

Во время комментированного письма самостоятельная работа по карточкам.

(2 ученика работают по карточкам).

– Подбери и запиши ответы, используя глаголы-исключения. Определи спряжение.

1 карточка 2 карточка
  1. Различать, воспринимать звуки –
  2. Причинить огорчение –
  3. Воспринимать окружающее с помощью зрения –
  4. Заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь –
  5. Не давать упасть, вырваться –
  6. Укладывая, раскладывать по поверхности –
  1. Втягавать и выпускать воздух –
  2. Срезать волосы до корня –
  3. Подчиняться другим –
  4. Испытывать неприязнь или огорчение –
  5. Безропотно и стойко переносить что – либо неприятное, нежелательное –
  6. Приводить в круговое движение –

8. Закрепление изученного. (2 мин.)

– А теперь посмотрим, все ли успешно усвоили новый материал. Выполним тесты на компьютере.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

(Учитель проверяет самостоятельную работу по карточкам)

9. Итог урока. (2мин.)

– Над какой темой работали?

– Решили задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

– Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению.

– Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению.

Что должны запомнить?

– Поднимите руки кто «горел» сегодня на нашем уроке?

– Оцените, на какую оценку вы сегодня горели (смотри оценочный лист)?

«5» – все задания выполнял правильно;
«4» – выполнил все задания, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался при выполнении заданий;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.

(Слайд 12)

10. Домашнее задание. (1 мин.)

Чтобы упрочить ваши знания даю домашнее задание (Слайд 13).

  1. Выучить глаголы-исключения.
  2. Упражнение 480
  3. Нарисовать рисунок, который поможет вам запомнить глаголы исключения (по желанию).

– В благодарность за то, что вы так хорошо работали на уроке, я вам раздам веселые стихи. Они помогут вам запомнить глаголы-исключения.

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и терпеть.

Используемая литература:

  1. Учебник «Русский язык» 4 кл. В 2 ч. Ч 2. / Т.Г.Рамзаева- М.: Дрофа, 2006.
  2. М. Волина «Веселая грамматика» – Москва: Изд-во «Знание», 1995.
  3. Е.А. Арбатова «Русский язык для младших школьников в таблицах и схемах» Издательский Дом «Литера» – С.-Петербург, 2004.
  4. Л.П. Николаева, И.В. Иванова «5000 заданий по русскому языку 4 класс» изд-во «Экзамен», 2006.
  5. Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» – Москва: «ВАКО», 2007.

Интернет:

  1. Сайт «Завуч-Инфо»,
  2. «Фестиваль педагогических идей. 1 сентября»,
  3. Стихотворение Винокурова А. М. (Журнал «Самиздат»).

Презентация – Приложение 1, Тест – Приложение 2.

Тема

Глаголы-исключения

Тип урока

Освоение новых знаний.

Вид урока

Урок по проблемно – диалоговой технологии.

Цель

Познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи

Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глаголы-исключения, Iспряжение, II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

— Учебник «Русский язык» авторы Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

— презентация

— тетрадь

— раздаточный материал

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

УУД

I. Организационный момент(Мотивация к учебной деятельности )

Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

— Ребята, мы стоим с вами на пороге новых открытий , поэтому пожелаю вам успеха на уроке ,плодотворной и эффективной работы.

II. Актуализация знаний.

Цель:

-актуализировать знания по теме глагол

Выполняют логическое задание «Путаница»

Делят слова на две группы.

Записывают словарные слова.

Обобщают знания по теме глагол.

Определяют спряжение глаголов.

Организует деятельность обучающихся.

А). Словарная работа. Игра «Путаница»

Вы должны собрать слова, переставив буквы в правильном порядке.

Строит ягода портрет терпит лечит дышит

Оиттср ояагд оеттпрр еиттрп тчлие ыиштд

-На какие 2 группы можно разделить слова, написанные на доске? Обоснуйте свой ответ.

(Существительные(словарные слова), отвечают на вопрос что? и глаголы отвечают на вопрос что делает?)

-Назовите словарные слова.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Запишите в тетрадь словарные слова, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Что вы знаете про глагол? (обозначает действие, бывают совершенного и несовершенного вида, 1 и 2 спряжения, изменяются по лицам и по числам, а в прошедшем времени по родам)

-Как определить спряжение глагола? (Поставить глагол в неопределённую форму: если глагол на –ить, то это 2 спр., все остальные глаголы -1спр. или поставить глагол в 3 лицо мн. число : если окончание –ат, -ят —2 спр.; если –ут, -ют— 1 спр.)

Запишите в тетрадь глаголы выделите окончания, определите их спряжение.

Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых

положений;

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

III. Проблемное объяснение нового знания.

Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы .

Рассказывают сказку про царство «Глагол»

Анализируют полученную от учителя информацию, делают выводы и формулируют правило.

Организует проблемную ситуацию и помогает обучающимся сформулировать правило.

Объясните свой выбор.

Строит – строить, строят -2 спр.

Терпит – терпеть, терпят ?

Едет – ехать, едут – 1 спр.

Дышит – дышать, дышат — ? спр.

Лечит –лечить, лечат – 2 спр.

У нас возникла проблема, которую мы с вами постараемся решить.

Давайте вспомним сказку про страну Глаголов. Рассказывают учащиеся

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

— Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.

Вступление учителя.

Но у этой сказки есть продолжение

Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, , ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:

— Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

— По твоему указу оказались мы в разных царствах с нашими старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.

Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.

Я, царь Глагол , повелеваю:

жителей своего царства –

глаголы гнать, держать, дышать, слышат; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть оставить проживать во 2 спряжении,

а глаголы брить, стелить — в 1 спряжении.

Так и появились глаголы – исключения.

Мы создали с вами схему – помощницу.

Как вы думаете, почему она так называется?

— Сколько глаголов – исключений на –ать? Назовите их.

-Сколько на –еть? Назовите их.

Сколько на –ить? Назовите их.

-Давайте теперь попробуем определить спряжение глаголов ДЫШИТ и ТЕРПИТ. Обоснуйте свой ответ.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: отдых

Проводит обучающаяся.

Выполняют движения под музыку.

Распечатывает схему-помощницу и раздаёт каждому обучающемуся.

IV.Первичное закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Определяют спряжение глаголов-исключений.

Спрягают глаголы исключения.

Вставляют пропущенные буквы в текст (личные окончания глаголов-исключений)

Находят лишнее слово среди глаголов (глагол-исключение)

Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.

-Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий.

1 Задание. Проспрягайте глаголы – исключения.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

Смотреть слышать стелить

(Проверка на доске)

— Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

2 Задание. (на доске)

-Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится ?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

Мягко стелет, да жестко спать. В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа.

(Проверка: обменяться тетрадями с товарищем по парте)

— Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

-Поднимите руки те, у кого возникли противоречия.

3 Задание. (устно) на доске

Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.

Писать, дышать, бежать, читать

Гореть, смотреть, петь, лететь

Ходить, чистить, стелить, купить

Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации;

Регулятивные УУД: ;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

V. Итог урока.

Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.

Анализируют полученную информацию, делают выводы.

Организует деятельность обучающихся

-С какой проблемой мы с вами сегодня столкнулись?

Что мы сделали, что бы эта тема не вызывала у нас трудности?

Рифмованное стихотворение.

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать,

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –Е спрягать нельзя!

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»)

VI. Домашнее задание.

Выучить стихотворение. Стр.82 упр.63

Оценка работы обучающихся на уроке.

Оценивает работу обучающихся

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Делают самооценку своей деятельности.

Организует рефлексию

-Предлагаю вам написать СМС сообщение о нашем уроке и оценить свою работу на уроке:

Личностные УУД: способность к самооценке

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», с использованием технологии уровневой дифференциации. Так как мы работаем в классах, наполняемость которых не превышает 10 человек, это позволяет спланировать работу индивидуально с каждым учеником, учитывая его психологические особенности.

Тема: «Глаголы – исключения»
Цели урока:
• познакомить с глаголами — исключениями;
• развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания.
Задачи урока:
Образовательные:
• развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;
• совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
• закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.
Развивающие:
• развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально;
• повышать культуру речи;
• прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина.
Воспитательные:
• формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
• воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.
Оборудование: экран, проектор, стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.

Ход урока
I. Сообщение темы урока. (слайд 1)

Учитель: Кто о себе так заявляет?
Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
Дети: Глагол.
Учитель: Сегодня мы
1) продолжим учиться определять спряжение глаголов;
2) правильно писать безударные окончания глаголов;
3) познакомимся с глаголами-исключениями из этого правила.
II. Чистописание.
Учитель: Эпиграфом нашего урока послужит пословица (слайд 2)
Кто много видит и слышит, тот много знает.

Учитель: Как вы её понимаете? Обратите внимание на правильное соединение букв “сл” и красиво запишите пословицу. (Учитель следит за аккуратностью письма и правильной посадкой).
III. Словарная работа
Учитель: Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.
(слайд 3)
отт . чить – тoчит
отб . жать – бег
отн . сти – нёс
Учитель: Где находится безударные гласные? (В корне).
– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).
– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”).
– Чем похожи эти глаголы? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив).
– Что это за форма глагола? Какова её роль?
1) инфинитив + “буду” = будущее время;
2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь);
3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать -е и -и: -ить (II), -еть (I).
III. Индивидуальные разноуровневые задания для осуществления контроля за усвоением изученного.
1 вариант (с низким уровнем развития)
Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение.
Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим, брать.
2 вариант (со средним уровнем развития)
В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются люди. Во второй — глаголы, обозначающие, как передвигаются животные. В третий — глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение.
Ходить, бегать, ползать, порхать, плавать, учить, считать, писать, читать.
3 вариант (с высоким уровнем развития)
К устойчивым сочетаниям подберите близкий по значению глагол, напишите его в неопределенной форме, определите спряжение.
Гладить по головке -…, повесить голову -…, зарубить на носу -…, бить баклуши -… э класть зубы на полку -… .
Учитель: Давайте проверим, как вы справились с заданием. (слайд 4)
Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки, одну ошибку, две. Оцените самостоятельно свою работу.
IV. Постановка проблемы
Учитель: Татьяна Рик предлагает нам шуточный стишок, прочитаем его: (слайд 5)
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.
Учитель: Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но в ней есть глаголы-исключения на — ить, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два: «брить» и «стелить».
(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).
Неопределённая форма 2 лицо, единственное число 3 лицо, множественное число
Побрить Побреешь (побреишь) Побреют (побреят)
Неопределённая форма 2 лицо, единственное число 3 лицо, множественное число
Постелить Постелешь (постелишь) Постелют (постелят)
Учитель: Закончили? Проведём самопроверку по правилам. (слайд 6)
Алгоритм определения безударного окончания глагола.
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2. Определи его спряжение по гласной букве перед –ть.
3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.
V. Открытие детьми темы урока
Учитель: Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил. Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами — исключениями. (слайд 7)
(Учитель читает стихотворение и по ходу на экране появляются глаголы — исключения).
Глаголы в неопределенной форме на — ить
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье
Включить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “е” спрягать нельзя.
VI. Самостоятельная группировка по суффиксам и запись глаголов в тетрадь.
Проверка записи в тетради по таблице (слайд 8)
VII. Физминутка для головного мозга и глаз.
1. Ученики вытягивают руки вперёд и двумя руками одновременно выписывают горизонтальные восьмёрки влево, вправо; в разном направлении движения рук.
2. Дети смотрят на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз, выписывают глазами вертикальные и горизонтальные восьмёрки.
VIII. Закрепление знаний о глаголах-исключениях.
Учитель: А сейчас вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы закрепим знание глаголов-исключений.
Рассуждение по алгоритму: (слайд 9)
А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.
Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его.
Найдите в отрывке глагол-исключение и определите его спряжение.
Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его в форме 2-го лица единственного числа.
1. “К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…”
2. “Смотрит – видит, дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей…”
3. “Их он кормит и поит,
И ответ держать велит…”
4. “Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал…”
5. “И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…”
6. “Крепко связаны ей локти,
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть…”
7. “Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…”
Учитель: Из каких сказок вы услышали отрывки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») (слайд 10)
Проверка записи в тетради у учащихся 3-го уровня:
Слышишь, смотришь, видишь, держишь, догонишь, вертишь, терпишь, дышишь.
IX. Итог урока.
• Какова была тема урока?
• С какой проблемой столкнулись?
• Глаголы-исключения 1-го спряжения.
• Глаголы-исключения 2-го спряжения.
• Почему эти глаголы являются исключениями?
• Как у них определить спряжение?
• Назовите глаголы-исключения в эпиграфе урока.
Способ запоминания
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед
(он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы… (В. Воскобойников)
Учитель: Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают.
X. Домашнее задание:
Выучить глаголы-исключения.
1 уровень. Составить словосочетание с каждым глаголом-исключением в неопределённой форме.
2 уровень. Поставить каждый глагол-исключение в форму 2-го лица, единственного числа и составить с ним словосочетание.
3 уровень. Написать мини-сочинение “Случай с другом”, используя глаголы-исключения.
XI. Оценивание работы учеников на уроке. (слайд 11)

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Сказка про гену носов слушать
  • Сказка про гарри поттера сказка про гарри поттера
  • Сказка про вспышка читать
  • Сказка про вспышка слушать
  • Сказка про времена года для детей 4 5 лет