Сказка про фразеологизмы 6 класс

Русский язык 6 класс тема: фразеологизмы. цели урока: 1 образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об

Русский язык 6 класс

Тема:  “Фразеологизмы”.

Цели урока: 1) образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи; 2) развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников, обогащать словарный запас учеников;

3) воспитательная: воспитать интерес и любовь к русскому  языку, его красоте и многозначности.

Тип урока:  усвоение новых знаний.

Ход урока

І. Оргмомент.

ІІ. Вступительное слово учителя.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

 Совершенствование умений построения диалогов.

  • Что такое диалог?

IV. Формирование темы и цели урока.

Слово учителя. Ребята, а мы сегодня отправимся в путешествие по стране “Лексикология”. Именно так называется раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу — слово.

“Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

  • Скоро. Ты оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

  • Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…”
  • Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла её?

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге “От двух до пяти”, лежит сложное и интересное явление русского языка.

  В русском языке это более сложные языковые единицы — устойчивые сочетания слов. В этих сочетаниях слова слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет всё выражение в целом. Например, “бить баклуши” — бездельничать, “зарубить на носу” — запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение.

  • Может, кто-то из вас знает, как называются эти сочетания слов? (Фразеологизмы)
  • А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Цель нашего урока: познакомиться с понятием фразеологизмы; учиться отличать фразеологизмы от других лексических групп и правильно употреблять в речи.

Учитель:

Наверное нет человека, который бы не слышал в свой адрес: “Не валяй дурака!”, “Не бей баклуши!” или “Заруби себе на носу!”.

Каждый, кто хорошо владеет русским языком, прекрасно понимает, о чем идёт речь, и не удивляется ни коту, который  мало плачет, ни дождику, который почему-то идёт в четверг.

А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

Итак, не будем бить баклуши,

Вы засучите рукава.

Задания готовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

  • Работа над новым материалом. (Работа с учебником).
  • Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые сочетания слов? (Фразеология).
  • А что такое фразеологизм?

V. Закрепление изученного материала

  1. Работа с текстом.

Задача: обнаружить фразеологизмы.

Стихотворение В. Суслова.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово “вода”.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

“Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!”

А гуси и утки сухие всегда:

Заметили люди: “Как с гуся вода”.

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идет:

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай! »

Работать впустую!. . Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом»!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода… »

  1. Отгадайте загадки:
  1. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу)

  1. Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, … (кто по дрова)

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши … (вянут)

  1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

[“Водой  не разольёшь!”]

  1. Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперёк,

И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги)

  1. Синтаксический разбор предложения.

Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились.

 (А. П. Чехов)

Вывод: фразеологизм выполняет роль одногочлена предложения.

История появления этого фразеологизма.

Во всю ивановскую значит “что есть мочи, изо всех сил”.

Очень давно, в XVI-XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях. Так в Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавше царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую. С тех пор и пошло выражение “кричит во всю ивановскую”.

  • Вы тоже на следующий урок найдёте историю наиболее понравившегося фразеологизма.

Рефлексия.

  • Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?
  • Что такое фразеологизмы?
  • Приведите примеры.

Домашнее задание: Найти историю одного из фразеологизмов, выучить правило.

Каждый день мы употребляем в своей речи различные крылатые фразы. Некоторые из них пришли к нам из глубины веков, сохранившись благодаря сказкам. Народное творчество передавало знания из уст в уста, пока не была проведена огромная работа по сбору фольклора и народных преданий. Так фразеологизмы из сказок появились в печатном виде и прочно вошли в современный язык. Правда, некоторые из них поменяли свое значение. Рассмотрим это подробнее.

Какие бывают фразеологизмы из сказок

Все сказки можно разделить на авторские и народные. То есть пришедшие из устного народного творчества, которое передается веками из поколения в поколение, и имеющие автора – писателя. Он может использовать фольклорный материал, по-своему интерпретируя события легенд и былин. Как правило, автор вводит новых героев, придумывает детали, и все это — на историческом фоне народной сказки.

фразеологизмы из сказок

Известный персонаж многих сказок Кощей Бессмертный давно стал именем нарицательным. Сейчас так могут назвать очень худого мужчину. А первоначально он представлял, по-видимому, волхва с антисоциальной направленностью. Поскольку зародился этот персонаж в языческое время, то и трактовка его значения не совсем понятна исследователям. Известен похожий персонаж в Болгарии. Современные исследователи предполагают, что Кощей – сын Черногора, бога хаоса.

Сказки Пушкина

Самое сказочное место – Лукоморье, описанное А. С. Пушкиным. Пожалуй, до него никто так подробно и поэтично его не описывал. На некоторых иллюстрациях изображено, как берег будто бы делает лук своим изгибом и в образовавшейся лагуне происходят чудеса.

«Там русский дух, там Русью пахнет», — писал Пушкин. У него есть и другие фразеологизмы из народных сказок, видимо, поведанных ему няней Ариной Родионовной, большой любительницей фольклора.

и я там был мед пиво пил

«И я там был, мед-пиво пил», — заключает описание этого сказочного места Александр Сергеевич. Только, в отличие от народной традиции, он не стал подчеркивать, что «по усам текло, да в рот не попало». Он сообщает, что сидел под дубом и кот ему рассказывал сказки. Те, что он передал нам.

А мы с детства повторяем слова из них, порой забывая первоисточник:

  • Во лбу звезда горит — так могут сказать про синяк, прыщик на лбу.
  • У разбитого корыта — говорят о том, кто много хлопотал, да без толку.
  • Ну, теперь твоя душенька довольна? – саркастически спрашивают жадного человека.
  • Сказка ложь, да в ней намек — указание на рациональное зерно рассказа.
  • Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка, — так отзываются о ком-то чрезвычайно нелепого вида.
  • Кабы я была царица — посмеиваясь, напоминают собеседнику, что он не всемогущ.
  • Ты прекрасна, спору нет — заслуженный комплимент.

Сказки Андерсена

Во многие языки вошли фразеологизмы из сказок Г. Х. Андерсена. Он писал сказки-притчи, делая вывод или подытоживая повествование. Например, «Новое платье короля», где хитрые портные уверяют своего государя, что изготовили наряд из тончайшей ткани. Раболепные вельможи повторяли эту ложь. А во время прогулки перед народом наивный мальчик не удержался и заметил:

  • А король-то голый! – и сейчас так говорят в случае, когда суть проблемы не решена, несмотря ни на какие дорогостоящие затраты.
  • Гадкий утенок — скажут о непропорциональном подростке.

сказка ложь да в ней намек

  • Принцесса на горошине, — говорят о чрезмерно щепетильных дамах.

Многие другие фразы писателя, может, не настолько известны, но не менее ценны:

  • Вы стали просто тенью — можно услышать, когда болеешь.
  • Стойкий оловянный солдатик — похвалят верного долгу человека, занимающего невысокое положение.

Сказки Афанасьева

Собиратель фольклора А. Н. Афанасьев проделал грандиозную работу, оставив записи о народных сказках и преданиях. Сейчас по его публикациям изучают быт славянских народов. Часто в них упоминается о времени далекого прошлого, называют эту эпоху «до царя Гороха». В таком же контексте этот фразеологизм употребляется и сейчас.

Известно, что славяне долго носили языческие имена, которые часто употребляли вместе с крестильными. Среди таких «нехристианских» имен есть и Горох. А выражение «при царе Горохе» существует и в белорусском, и в украинском языках.

Сам Афанасьев связывает царя Гороха с Перуном. Исследователь Древней Руси Б. А. Рыбаков видел в нем вождя славянского племени.

фразеологизмы из народных сказок

Постоянный герой русской сказки – Иванушка-дурачок. Он лежит на печи и не работает. Зато потом выходит победителем из всех ситуаций, женится на царевне и получает полцарства. Из этих сказок родились поговорки:

  • Дуракам закон не писан.
  • Дуракам везет.

Иванушка-дурачок в современном понимании – человек, не руководствующийся общепринятыми законами и принципами, а создающий свою наивную логику. Впрочем, часто она оказывается эффективной.

Ярмарочные скоморохи

В 12-14 веках на Руси были популярны скоморохи. Эти бродячие актеры первыми узнавали новости и в отсутствие газет были незаменимыми источниками информации. Знали они также и много народных сказок. Как повелось, сначала слушателей подготавливали – рассказывали присказку. Часто в стихотворной форме, с прибаутками. Затем следовало повествование. Обычные фразеологизмы из сказок, примеры для начала сказания:

  • В некотором царстве, в некотором государстве.
  • За тридевять земель.
  • В тридевятом царстве.
  • На море-окияне, на острове Буяне.

Потом шел рассказ о приключениях главного героя. Он преодолевал трудности и встречал разные чудеса:

  • Шел горами высокими, плыл реками глубокими.
  • Три дня и три ночи.
  • Долго ли, коротко ли.
  • Молочные реки и кисельные берега.

фразеологизмы из сказок примеры

  • Избушка на курьих ножках.
  • Ни в сказке сказать, ни пером описать.
  • Сказано – сделано.

Заканчивалось повествование послесловием:

  • И я там был, мед-пиво пил.

Сказки волхвов

В древних летописях 13-14 веков сохранились сведения о волхвах. Это славянские языческие жрецы, с которыми боролась церковь. Они передавали тайные знания своим последователям через сказы и былины, часто играя на гуслях. До нас дошли фразеологизмы из сказок волхвов, которые сейчас потеряли прежнее значение:

  • Толочь воду в ступе — сейчас так называют бесполезное занятие.
  • Бить баклуши — это символ безделья.
  • Писать вилами по воде — означает неопределенные обещания.

при царе горохе

В волшебных сказках волхвов фигурирует живая и мертвая вода. Чтобы изготовить живую воду, волхв собирал ее из семи разных источников, после чего толок в ступе для очищения. После он брал триглав (это подобие вилки) и писал по воде священные руны, делая ее святой.

Когда рождался ребенок, волхв отмечал день и время его рождения, срубал определенное дерево и разбивал на баклуши. Сейчас баклушами называют заготовки для деревянных ложек. А в древности из баклуш делали и игрушки, и рукоятки для инструментов или оружия, и посуду, и талисманы. Они считались оберегом на всю жизнь.

Поговорки родом из сказок

Всем известно выражение «сказка ложь, да в ней намек». Так заканчивались сказки-притчи. Мудрое изречение подводило итог рассказа одной фразой. Многие из них стали поговорками. Их много:

  • Битый небитого везёт.
  • Утро вечера мудренее.
  • Не в свои сани не садись.
  • В тесноте, да не в обиде.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Мир не без добрых людей.
  • Долг платежом красен.

Подведем итоги

Без фразеологизмов наш язык был бы беден и невыразителен. Вовремя сказанное меткое слово способно разрядить напряженную обстановку, утешить народной мудростью или выразить суть сказанного. Речь, богатая народными присловьями, интересна и самобытна. Недаром сказочники до сих пор пользуются этим кладезем векового наследия.

  • Сказка про флаг россии для детей
  • Сказка про фею искорку
  • Сказка про финансы детская
  • Сказка про фею и эльфа
  • Сказка про фей винкс читать