Сказка про еженьку и волшебные карандаши

Мастерить волшебные зимние поделки с малышами занятие увлекательное. наступает уютное время зимних праздников пора чудес для взрослых и

Мастерить волшебные зимние поделки с малышами — занятие увлекательное.

Наступает уютное время зимних праздников — пора чудес для взрослых и маленьких. Именно поэтому, зимние поделки — самая любимая тематика у детей и их родителей. Существует множество идей, как легко сотворить новогоднее чудо своими руками.

Мы предлагаем вам рассмотреть идеи интересных новогодних поделок из различных материалов для любого возраста.

Поделки на тему зима своими руками поэтапно: легкий мастер-класс

Основные материалы для зимних поделок

Поделки на тему зима своими руками поэтапно: легкий мастер-класс

Чаще всего используются:

  • цветной картон;
  • цветная бумага;
  • ватные диски и ушные палочки;
  • елочная мишура;
  • фетровая ткань;
  • вязальные нитки;
  • пластилин;
  • шишки;
  • елочные веточки и т.д.

Помимо этого, можно использовать различные крупы, зимние ягоды и овощи.

Поделки на тему зима своими руками поэтапно: легкий мастер-класс

Самые распространённые поделки на зиму выполняют в виде новогодних украшений, зимних фигур и снежных композиций. Изобразить зиму можно в виде аппликаций, картин и объемных композиций. А темой могут быть: новогодние гирлянды, разнообразные снежинки, елки, символ наступающего года, рождественские венки, подсвечники, снеговики, рождественские носки и т.д.

Поделки на тему зима своими руками поэтапно: легкий мастер-класс

Если вы выполняете с ребенком картину или аппликацию на зимнюю тематику, то чаще всего изображают снежные пейзажи, зимний лес, снеговиков, зимних птиц и животных и т.д.

Вы можете использовать самые разнообразные техники для творчества: рисование красками, лепка пластилином, декупаж, вышивка, аппликации и т.д.

Идеи зимних поделок в детский сад

Поделки на тему зима своими руками поэтапно: легкий мастер-класс

Предлагаем вам выполнить следующие поделки:

  • аппликацию из цветной бумаги или картона;
  • поделки с использованием ватных дисков или ушных палочек;
  • пластилинового снеговика;
  • новогоднюю ель из пластилина, бумаги или картона;
  • снежинку.

Проще некуда выполнить поделку из бумаги. Можно изобразить в виде аппликации зимний пейзаж, новогодний праздник или любого тематического зимнего персонажа (деда Мороза, снеговика и т.д).

Аппликация «Новогодняя елка» для малышей

Поделки на тему зима своими руками поэтапно: легкий мастер-класс

Приготовьте материал:

  • цветная бумага;
  • лист белого картона;
  • карандаш;
  • ножницы и клей.

На листе зеленого цвета нарисуйте и вырежьте елочку. На листе коричневого — ствол дерева. Обе детали наклейте на белый картон. Затем из разных цветов бумаги вырежьте новогодние цветные шары и наклейте их на вашу елочку. Из красной бумаги смастерите звезду на макушку ели, вырежьте и наклейте ее. Мелкие детали можно слепить и из пластилина.

Снеговик из ватных дисков

Поделки на тему зима своими руками поэтапно: легкий мастер-класс

Очень простая и оригинальная поделка для малышей. Вам не нужно тратить уйму времени, чтобы сотворить с малышом совместный шедевр в садик или школу.

Подготовьте материал:

  • картон;
  • ватные диски;
  • ножницы;
  • клей;
  • цветная бумага.

На лист картона наклейте три ватных спонжа, имитируя фигуру снеговика. Из цветной коричневой бумаги вырежьте руки-веточки и приклейте к туловищу снеговика. Далее вырежьте из цветной бумаги подходящего цвета ведро на голову снеговика, нос-морковку, глазки и пуговицы на торс. Мелкие детали можно нарисовать и фломастером.

Идеи зимних поделок в начальную школу

Поделки на тему зима своими руками поэтапно: легкий мастер-класс

Поделки для школы как правило исполняются для выставок или в класс для урока труда. Как правило у школьников срабатывает желание по конкурировать между собой. Каждый хочет сделать самую красивую и необычную поделку. Школьники, в отличии от малышей, могут использовать больше техник и материалов для поделок.

Самые популярные идеи для поделок в школу:

  • объемные снежинки;
  • объемные аппликации;
  • елочные игрушки;
  • зимние композиции;
  • объемные новогодние фигуры;
  • новогодние маски в технике папье-маше.

Композиция «Зимняя сказка»

Поделки на тему зима своими руками поэтапно: легкий мастер-класс

Подготовьте материал: 

  • белый картон;
  • вата;
  • ножницы;
  • клей ПВА;
  • цветная бумага.

Из бумаги зеленого цвета вырежьте 3 елочки одного размера. Согните каждую из елей пополам по вертикали. Теперь все три детали необходимо склеить сгибами между собой, чтобы получилась одна объемная ель. Вату нарвите и наклейте ее на белый лист картона, как-будто это снег. Не мните и не прижимайте ее, чтобы создавалось впечатление легкости и воздушности.

Поделки на тему зима своими руками поэтапно: легкий мастер-класс

Поверх ватного покрова наклейте аккуратно получившуюся ель. Теперь из ваты скатайте три шара и слепите из них снеговика. Из цветной бумаги вырежьте и приклейте глазки, носик и пуговицы снеговика. Фигурку приклейте возле ёлочки.

Для того, чтобы композиция была наполненной, можно по этому же принципу вырезать и наклеить еще несколько елочек и снеговиков.

Композиция «Веточки в снегу»

Поделки на тему зима своими руками поэтапно: легкий мастер-класс

Простая поделка своими руками для детского сада и школьников. Также, вы сможете задекорировать такими веточками в снегу свой дом к праздникам Нового года и Рождества.

Подготовьте материалы:

  • пенопласт;
  • клей ПВА;
  • веточки деревьев или кустов.

Разберите пенопласт на мелкие крупинки. Подготовьте ветви: помойте, высушите их и подрежьте равномерно. Не берите слишком длинные и большие ветви. Обмакните ветку сначала в клей, а затем в пенопласт. Дайте композиции хорошенько просохнуть. После ее можно поставить в вазу и дополнительно украсить мишурой, ветками зимней рябины.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ласточка»

ОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

«Путешествие по сказке»

Подготовила: Григорьева Татьяна Алексеевна (воспитатель высшей квалификационной категории)

с. Акатьево, Коломенский район

2017 г.

Цель: формировать математические, конструктивные способности, коммуникативные навыки.

Задачи:

Образовательные:

— целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности;

понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

— закреплять знания о днях недели, частях суток, временах года;

— закреплять понятия о пространственных  ориентирах;

— закреплять знания о составе чисел из единиц в пределах 5;

закреплять знания о геометрических фигурах;

совершенствовать практические навыки детей в моделировании;

— упражнять в решении задач, в счете до 10;

— использовать на занятии элементы занимательной математики;

— совершенствовать общую моторику.

Развивающие:

— развивать внимание и память;

— развивать логическое мышление.

Воспитательные:

воспитывать потребность к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений;

— воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, желание оказывать помощь.

Интеграция образовательных областей: 

— социально-коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— физическое развитие;

— художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Демонстрационный материал:

мультимедийная презентация, «домик» состава числа 5, дидактическое пособие «Танграм», математическая игра «Кубики для всех», музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал:

листки бумаги, цветные карандаши, «домик» состава числа 5, ключ (танграм), разрезанный на три части.

Методические приёмы:

игровая ситуация, постановка проблемы, речевые пояснения к действиям, вопросы, использование ИКТ (мультимедийная презентация), музыкальное сопровождение,  физкультминутка, гимнастика для глаз, конструктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Здоровьесберегающие технологии: обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей, физкультминутка, гимнастика для глаз.

Предварительная работа: беседы, чтение, рассказывание, дидактические, настольно-познавательные игры.

Методика проведения ОД:

1. Организационный момент.

Дети входят в зал под музыку.

Воспитатель. Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение. (Дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям.)

2. Сказка.

Воспитатель. Дети, вы любите слушать сказки?

Дети. Да.

Воспитатель. А сами хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям?

Дети. Да.

Воспитатель.  Хорошо. Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая — волшебная, с математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: « Раз, два, три обернись, в сказке окажись».

Дети.  Раз, два, три обернись, в сказке окажись.

Воспитатель. Открываем глаза. Посмотрите вокруг (Звучит сказочная музыка.), все вокруг волшебно и необычно. Сказка сказывается, да не скоро дело делается. Давайте рассказывать вместе. Жил-был царь (Показать руками над головой.). И была у него дочь-красавица (Руки на пояс, повернуться вправо-влево.). Вот уехал как-то царь по своим царским делам (Скачут на коне.), а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер (Дуют.), подхватил царевну и унес в тридевятое царство (Кружатся.). Поехал ее искать Иван Царевич. Едет день, едет два (Шагают). Подъезжает к большой лесной поляне (Садятся по-турецки.), видит  избушка  на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Сейчас мы  посмотрим, что же было дальше. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич ответит на ее очень трудные вопросы. Задумался Иван Царевич, пригорюнился. Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь Ивану  Царевичу (Ответы детей)

Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:

  • Какое сейчас время года?
  • Если сейчас зима, какое время года было до зимы, какое будет после?
  • Назовите зимние месяцы.
  • Какой сейчас месяц зимы?
  • Какой сегодня день недели?
  • Какой был вчера день недели?
  • Какой будет завтра день недели?
  • Назовите дни недели со вторника по вторник.
  • Назовите, какая сейчас часть суток?

Воспитатель. Справились мы с заданием Бабы Яги и помогли Ивану  Царевичу

Баба Яга отправила царевича к своей сестре Кикиморе. У неё есть волшебный  клубочек. Пришел царевич к болоту. И вдруг перед ним показалась Кикимора. Она выслушала царевича и решила помочь. Но для того чтобы получить клубочек, надо выполнить задание. И опять задумался Иван Царевич, пригорюнился. Придется помочь Ивану  Царевичу. (Ответы детей)

Воспитатель. Для того чтобы выполнить это задание нужны: карандаши и бумага, где же нам это взять? (Ответы детей). Но мы же в сказке, давай те скажем волшебное заклинанье.

Дети. Крибле, крабле, бумс.

(Воспитатель открывает столы, дети проходят и садятся.) 

Воспитатель. Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать:

  • в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
  • в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
  • в центре нарисуйте оранжевый овал;
  • в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
  • в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.

Воспитатель: А сейчас проверим.

Какую геометрическую фигуру нарисовал Ваня в правом нижнем углу? Где нарисовала  Вика желтый круг? В каком углу Илья нарисовала овал?  и т.д.

(Показывает ответ, чтобы все дети проверили себя.)

Воспитатель. Вы справились с заданием, и Кикимора дала клубочек Ивану царевичу.  Можно идти дальше.

Воспитатель. А пока клубочек катится, мы сделаем гимнастику для наших глазок, потому, что в лесу надо быть внимательными, глазки должны быть зоркими. Выходите на полянку.

Гимнастика для глаз

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза.)

Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты.)

Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу, по часовой и против часовой стрелки.)

Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазами.)

Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.)

Увидят наши глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.)

(Звучит тревожная  музыка.)

Воспитатель. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в густую непроходимую чащу. А там — Леший. Забрал Леший клубочек и не отдает, пока Иван Царевич не выполнит его задания.

Воспитатель. Ребята, поможем царевичу?

Дети. Да.

Воспитатель. Нужно решить задачи. Будьте внимательны.

1 задача.

Четыре спелых груши

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

Дети. На веточке осталось две груши.

2 задача.

Четыре гусёнка и двое утят,
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей —
Сколько всего в воде малышей?

Дети. В воде плавают шесть малышей.

Воспитатель. Молодцы! А теперь следующее задание.

(Выставляется домик с числом 5.)

Воспитатель. Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике? Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 5. Давайте начнем с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живет число 4, а какое число должно жить рядом? 1. Молодцы, справились и с этим заданием.

Жители домика посоветовали набраться сил, чтобы идти дальше.

Физкультминутка

Иван Царевич 

Раз — нагнулся, разогнулся,

Два — нагнулсяразогнулся.

Руки в сторону развел

И пошел, пошел, пошел,

За царевной в глушь лесную.

Вдруг пенек он увидал.

Тихо сел и задремал. (Сели на ковер.)

Воспитатель. Дети, откройте глазки, видите, перед нами стоит замок. Там спрятана царевна. Вход в замок завален камнями. Чтобы войти в замок, нужно разобрать камни. Будем разбирать их вместе с Иваном Царевичем. Все приготовились, начали думать.

  • Назовите соседей числа 5.
  • Назовите соседей числа 7.
  • Назовите соседей числа 2.
  • Назовите соседей числа 9.
  • Назовите соседей числа 4.
  • Какое пропущено число? (Ответы: 7, 2, 9, 8, 9)

Воспитатель. Следующее задание  называется «Собери по образцу».  Надо собрать паровозик. Кто желает?

Воспитатель: Молодцы! Дверь в замок мы очистили от камней. Но войти не можем. Иван Царевич уронил ключ на землю, и он сломался на кусочки и затерялся. Ребята! Чтобы ключик нам собрать, нужно все кусочки отыскать.  Если правильно  соберем ключ, дверь откроется. (Дети ищут части и собирают ключ — «Танграм».)

Воспитатель. Как называется наш ключ?

Дети. Танграм.

Воспитатель. Назовите части танграма.

Дети. 2 больших треугольника, 1 средний треугольник, 2 маленьких треугольника, 1 квадрат и 1 четырехугольник. Всего 7 частей.

Воспитатель: Молодцы! Дверь открылась. Вы помогли  Ивану Царевичу найти и освободить царскую дочь. Но сказка не кончается, мне кажется под елкой (деревом) что-то есть. Давайте посмотрим!  Достают математическую игру «Кубики для всех».

Воспитатель:

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 10 до 1.

(Дети считают хором)

Воспитатель. Вот мы и в детском саду. 

Дети. 
Мы в сказке побывали, 
Очень многое узнали, 
Возвратились мы назад, 
Детский сад нам очень рад.

3. Итог.

Воспитатель. Где мы с вами сегодня побывали, ребята?

Дети. В сказке.

Воспитатель. Кому мы помогали? Для чего Ивану Царевичу нужна была наша помощь?  Какие задания вам больше всего понравились?

Воспитатель. Как можно назвать людей, которые всегда готовы оказать помощь?

Дети. Друг, товарищ.

Воспитатель. Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?

Дети. Доброго здоровья, успехов в труде.

Автор статьи

В сказках дети сталкиваются с проблемами и их решением. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», сопоставлять их со своей жизнью, он будет расти более сообразительным. И чтобы эти «уроки» хорошо усваивались, они должны быть в доступной для детского понимания форме.

Выбираем сказки по возрасту

Поучительные сказки для детей по возрасту

При выборе сказок нужно учитывать возраст ребенка1.

3–4 года

В этом возрасте детям интересны и близки сказки о животных, которые рассказывают ребенку, как нужно поступить в той или иной ситуации и почему. Благодаря кратким историям ребенок знакомится с явлениями природы, поступками людей, с первыми понятиями о добре и зле.

В этом возрасте дети часто представляют себя разными животными и их детенышами.

Примеры сказок:

  • «Мышонок и карандаш» (В. Сутеев);
  • «В сладком морковном лесу» (С. Козлов);
  • «Мама для мамонтенка» (Д. Непомнящая);
  • «Сказка про маленьких крольчат» (Д. Харрис).

5 лет

С 5 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеком. Среди героев популярны принцы, царевны, персонажи с суперспособностями. Чем старше ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории про людей, представляя себя в разных ролях.

Например, русские народные сказки:

  • «Царевна-лягушка»;
  • «Царевна Несмеяна»;
  • «Волшебное яблочко»;
  • «Сивка Бурка».

6–8 лет

В этом возрасте ребенок уже понимает и любит волшебные сказки с превращениями и чудесами. Такими сказками являются:

  • «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков);
  • «Старик Хоттабыч» (Л. Лагин);
  • «Королевство кривых зеркал» (В. Губарев);
  • «Оле-Лукойе» (Г. Х. Андерсен).

Народные сказки

В сказках разных народов всегда присутствуют общечеловеческие ценности: добро, правда, красота. Народные сказки хороши простотой языка, его приближенностью к разговорной речи и тем, что в них дети узнают о жизни, быте, обычаях народа. Такие сказки учат верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а через преодоление трудностей.

У многих народов сюжеты сказок похожи. Например, «Чудо-яйцо» как пробуждение жизни встречается в 224 сказках, «Золушка» – в 3502.

Сказки для мальчиков и девочек

Поучительные сказки для мальчиков и девочек

Деление сказок на «женские» и «мужские» весьма условно. Однако самыми популярными сказками для мальчиков считаются «Три поросенка» и «Колобок». В «Трех поросятах» показан образ героя-победителя, а в «Колобке» вложено предупреждение о том, что можно потерпеть поражение, будучи невнимательным и легкомысленным.

Популярными «женскими» сказками являются:

  • «Красная шапочка»;
  • «Маша и Медведь»;
  • «Крошечка-Хаврошечка»;
  • «Морозко»;
  • «Золушка».

Во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (в виде человека или животного). Героиня борется с ним («Красная Шапочка», «Маша и Медведь») или влюбляется («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Эти сказки учат девочек любви, состраданию, заботе и житейской мудрости.

Все, что ребенок воспринимает в детстве, сказывается на его взрослой жизни. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мышцу». Если он видит, что побеждают хитрые, он попробует обманывать и хитрить. Если он видит, что лидирует умный, он будет стремиться развивать собственные знания3. Поэтому читайте или хотя бы просматривайте содержание сказки перед тем, как ее услышит или прочтет ребенок.

Как придумать собственную сказку

Придуманные сказки бывают для детей более значимыми, чем из книг, так как они основаны на их интересах и желаниях. Ребенку всегда приятно осознавать, что главный герой сказки – это он сам.

Приведем 7 правил составления сказок4.

  1. Краткие предложения, короткая, неутомительная сказка.
  2. Отсутствие лишних героев.
  3. Подключение всех каналов восприятия (какие звуки слышатся, какие запахи ощущаются, какие цвета, образы и т.д.).
  4. Отсутствие осуждения, назидания.
  5. Минимальное использование частицы «не».
  6. Включение в сказку проблемы. При этом должно быть соответствие отношений между героями в сказке и в реальности.
  7. Учет темперамента ребенка:
  • холерикам – кратко, динамично, с конфликтом;
  • сангвиникам – кратко, динамично, с юмором;
  • меланхоликам – с описанием чувств, сентиментальности;
  • флегматикам – с подготовительным вступлением и структурно.

Как читать

Читаем поучительные сказки для детей

Для малышей хорошо читать на ночь в качестве ритуала перед сном. Следует ограничиться либо одной небольшой сказкой, либо одной главой. Но обязательно с завершенным сюжетом.

Есть специальные сборники сказок на ночь:

  • «Добрые сказки на ночь» (сказки советских писателей);
  • «Сказки-засыпайки для маленьких несонь» (И. Гурина);
  • «Сказки в пижамах» (И. Зартайская).

С детьми постарше хорошо читать поучительные и познавательные сказки. Затем обсуждать прочитанное, задавать вопросы, находить примеры из жизни.

Например:

  • «Не хочу! Не буду! Сказка для капризуль» (Е. Григорьева);
  • «Принцесса Торнада» (А. Игнатова).

Так что же почитать

Чаще всего родители ищут короткие, добрые и интересные сказки. Мы подобрали десяток именно таких. Просто вставляйте в поисковик названия.

  1. «Сказки на один укус» (Ю. Кузнецова).
  2. «12 месяцев» (С. Маршак).
  3. «Маленький ангел» (А. Безлюдная).
  4. «Сказки для добрых сердец» (Н. Абрамцева).
  5. «Сказки от капризов» (И. Гурина, Т. Холкина).
  6. «Сказки про Машу» (Г. Лебедева).
  7. «Трям! Здравствуйте!» (С. Козлов).
  8. «Цветик-семицветик» и другие сказки (В. Катаев).
  9. «Сказки-несказки», «Приключения муравьишки» (В. Бианки).
  10. «Ба из долины прыгучих ручьев» (К. Горбунова).

Видео

Список литературы

  1. Кабаленова Е. Ю. Народные сказки как уникальная возможность формирования духовно — нравственного здоровья дошкольников // Ямальский вестник. – 2015. – № 1. – С. 99-103.
  2. Снопова Т. К. Народная сказка – средство воспитания и обучения детей // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №3.
  3. Сказки для мальчиков и девочек. Санкт-Петербургская мастерская сказкотерапии. сайт
  4. Зеленко О. В. Современные технологии сказки для психолого-педагогической работы с детьми и подростками // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №5.
Фото: © Depositphotos

9

Методическая разработка педагога дополнительного образования МБУ ДО «ДШИ №12» Титовой И.А.

Тема: Сказкотерапия как метод психологической работы с

детьми в разных возрастных группах.

Введение

Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Знания испокон веков передавались через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? На этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах, для того чтобы заново открыть то, что в глубине души известно.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Нужно знать, как работать с художественными сказками, как самостоятельно создавать истории, помогающие детям учиться и грамотно изменять поведение. Сказку можно использовать в работе в таких ситуациях, в которых, на первый взгляд, психолог бессилен. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

Сказкотерапия – это лечение сказками, имеется в виду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими; это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Приемы сказкотерапии являются одними из оптимальных приемов при работе с агрессивными и тревожными детьми.

Целью данной работы является анализ психологической литературы по теории сказкотерапии и практическое применение ее в работе с детьми в разных возрастных группах.

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич,-Евстигнеева и другие.

Сказкотерапия — означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».

Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей, в случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

1. Жанры, используемые в сказкотерапии.

По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

Как пишет Вачков И.В., главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.

Остановимся на нескольких приемах, которые очень хорошо зарекомендовали в психологическом консультировании. Это работа с притчей и работа со сказкой. Для нас важно выявить функции сказок.

2. Функции сказок

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

· о жизненно важных явлениях;

· о жизненных ценностях;

· о постановке целей;

· о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

· как устроен этот мир, кто его создал;

· что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

· какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

· какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

· какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними

справляться;

· как приобретать и ценить дружбу и любовь;

· какими ценностями руководствоваться в жизни;

· как строить отношения с родителями и детьми;

· как прощать.

3. Типологии сказок.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

Художественные сказки.

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.

Народные сказки.

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление также используется в психолого-педагогической практике сегодня.

В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок «Кто заговорит первый?»

Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана «Гадкий утенок». Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.

Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

Авторские художественные сказки.

Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Сказка Л.Пантелеева «Две лягушки» подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

Дидактические сказки.

В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

Психокоррекционные сказки.

Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

«Жили-были…»

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

«И вдруг однажды…»

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

«Из-за этого…»

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

«Мораль сказки…»

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.

Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм:

1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.

4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.

5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

6.Психотерапевтические сказки

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина. Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие.

Есть мужские сказки («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина). В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка «Серая шейка» Мамин-Сибиряк Д.Н.

К детским сказкам условно можно отнести:

«Красную Шапочку» Ш.Перро, и русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Баба Яга» и ряд других сказок русских и зарубежных авторов.

4. Особенности сказкотерапии с детьми в разных возрастных

группах.

По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др. в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

От психолога требуется выполнение следующих условий:

· При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

· Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

· Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

· Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

· Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

· Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Однако, как пишет Чех Е.В., сказки должны подходить ребенку по возрасту.

В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка».

Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

5. Сказкотерапевтические методы:

По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой:

Рассказывание сказки.

Рисование сказки.

Сказкотерапевтическая диагностика.

Сочинение сказки.

Изготовление кукол.

Постановка сказки.

Ткач Р.М. описывает возможности психотерапевтического использования сказки по методу символдрамы.

1. Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом.

Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Согласно Л. Дюсс , если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); оказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния.

2. Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки.

3. Метод «Изготовление кукол»

Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л.Г., любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

С точки зрения З.Фрейда, все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают ряд психологов, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

· звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;

· дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;

· необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;

· все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол.

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи:

1. Проведение психодиагностики.

2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального

взаимодействия.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Развитие самосознания.

6. Развитие грубой и мелкой моторики.

7. Разрешение внутренних конфликтов.

8. Профилактика и коррекция страхов.

9. Развитие речи.

10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

11. Коррекция отношений в семье.

12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

Таким образом, проанализировав психологическую литературу по теории сказкотерапии, можно сделать вывод: комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Заключение

В общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества. Самое уникальное и многогранное творение не Земле – Человек. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Забота о Душе (в переводе с греческого) – и есть терапия. Так как мы используем простую и понятную ребенку форму Сказки, то этот метод называется Сказкотерапия.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

Список используемой литературы:

1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007.

2. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007.

3. Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. — СПб.: Речь, 2006.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2008.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.

6. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.

7. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. — СПб.: Речь, 2007.

8. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

9. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.

Присоединиться к виртуальным мероприятиям можно будет бесплатно и без предварительной регистрации.

Городские парки приглашают отметить День народного единства не выходя из дома. Специальную онлайн-программу подготовили девять зон отдыха. 4 ноября на страницах парков в социальных сетях, а также на YouTube-канале пользователей ждут познавательные лекции, творческие занятия, концерты и викторины. Присоединиться ко всем виртуальным мероприятиям можно будет бесплатно и без предварительной регистрации.

Вспомнить традиции праздника

Узнать о традиции отмечать День народного единства можно на онлайн-лекции Лианозовского парка. Ее проведет историк Олег Шишкин. Он расскажет любопытные факты из истории возникновения праздника, о которых не пишут в школьных учебниках и на просторах интернета. Лекция будет сопровождаться архивными фотографиями и видеоматериалами. Она пройдет на платформе Zoom. Начало в 11:00. Ссылка для входа на мероприятие появится за несколько дней до начала события на страницах парка в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук» и «Инстаграм».

Кроме того, будет интересно заглянуть в инстаграм-аккаунт парка «Ходынское поле». В 11:00 там состоится познавательная викторина. Вопросы интеллектуальной игры будут касаться культуры и географии России. Например, участникам предстоит ответить, сколько часовых поясов в нашей стране и какие народы ее населяют.

Послушать песни и сказки

Парк «Северное Тушино» приглашает всех желающих на онлайн-концерт. Воспитанники и преподаватели детской музыкальной школы имени В.В. Андреева исполнят музыку народов России. Например, зрители услышат русские фольклорные произведения, фрагмент из еврейской пьесы Sholem-alekhem, rov Feidman! и белорусскую песню «Перепёлочка». Видео концерта опубликуют на страницах парка в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук» и «Инстаграм» в 10:00.

Усадьба Воронцово организует показ мультфильма, снятого по мотивам народной марийской сказки «Любопытный заяц». Это анимационное кино под руководством сотрудников столичного Центра притяжения марийской культуры подготовили юные участники мастер-класса по мультипликации. Видео опубликуют на страницах усадьбы в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук» и «Инстаграм» в 12:00.

Сказка про еженьку и волшебные карандаши

Кроме того, в 12:00 на YouTube-канале парка «Фили» покажут церемонию подведения итогов межнационального онлайн-фестиваля талантов детей и молодежи «Национальная гордость». Зрители познакомятся с лучшими номерами творческих коллективов — участников фестиваля, в которых ребята представляли историю и традиции своей страны. Например, пользователи увидят танцевальные и вокальные выступления, дефиле в национальных костюмах и многое другое.

Сад имени Баумана ждет пользователей на виртуальную лекцию, посвященную изображению фольклорных сюжетов в советской гравюре 1960–1980-х годов. Анна Политова, заведующая отделом графики фонда поддержки и развития культуры «Искусство нации» расскажет о значении сказки в мировой культуре и о том, как волшебные истории разных народов мира передавали в графических работах советские художники. Лекцию опубликуют на страницах сада в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук» и «Инстаграм» в 16:00.

Не пропустить мастер-класс по кокошникам

Сад «Эрмитаж» подготовил для детей и взрослых мастер-класс «Головные уборы народов России». Участников виртуального занятия научат делать разнообразные кокошники и другие национальные головные уборы народов, населяющих нашу страну. Для занятия понадобятся ножницы, разноцветный фоамиран (декоративный пенистый материал) и швейные клепки. Видео мастер-класса опубликуют в 10:00 на страницах сада в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук» и «Инстаграм».

А парк «Красная Пресня» приглашает своих подписчиков на творческое занятие по изготовлению ароматных свечей для праздничного вечера. Для урока нужно будет подготовить лист из вощины, хлопковый фитиль, любое эфирное масло, ленты, сухие листочки или цветы, жгуты и другие мелкие предметы для декорирования подсвечника. Мастер-класс пройдет в прямом эфире в инстаграм-аккаунте парка. Начало в 11:00.

Познакомиться с техникой рисования при помощи нетипичных приспособлений и предметов, например ватных палочек, можно на занятии Таганского парка. В 13:00 на его странице в социальной сети «ВКонтакте» пройдет мастер-класс руководителя студии изобразительных искусств Ларисы Магомедовой. Она покажет, как нарисовать горный пейзаж в цветах российского триколора. Участникам понадобятся гуашь, белый картон формата А4, карандаш, кисть и ватные палочки.

Сказка про еженьку и волшебные карандаши

День народного единства — один из самых молодых государственных праздников в России, однако он имеет глубокие корни. Он был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от войск Речи Посполитой и положило конец Смутному времени. Отмечается праздник 4 ноября с 2005 года, это выходной для всей страны.

В этот день традиционно вспоминают исторические события, которые повлияли на развитие российской государственности, проводят лекции, экскурсии и другие познавательные мероприятия, посвященные национальной культуре и искусству, организуют концерты народной музыки. С 2020 года из-за распространения коронавирусной инфекции празднование Дня народного единства проходит в цифровом формате. Это отличная возможность провести время дома с семьей и близкими, разнообразив свой досуг онлайн-мероприятиями.

  • Сказка про ежика и белочку
  • Сказка про ежика в тумане слушать
  • Сказка про дядю степу слушать
  • Сказка про дрозда еремеевича
  • Сказка про дюймовочку смотреть мультфильм