Кретова Кристина Александровна | |
Кристина Кретова | |
Дата рождения | 30.08.1981 |
Место рождения | г. Санкт-Петербург, СССР |
Гражданство | СССР, Российская Федерация |
Род деятельности | писатель |
Кристина Александровна Кретова — писательница.
Кристина Кретова / Биография
Кристина Кретова родилась в Санкт-Петербурге в семье инженеров. Семья жила в коммуналке на Петроградской стороне. Когда родился младший брат Кристины, вчетвером в комнате жить стало тесно, и девочку временно отправили жить к дедушке с бабушкой в Бобруйск. Детство в Белоруссии Кристина Кретова вспоминает с большой теплотой. В Санкт-Петербург Кристина вернулась в 8 лет, когда родители получили квартиру.
Училась будущая писательница хорошо, любила математику, историю, литературу. Обожала театр. В юности сочиняла стихи. Окончила Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. После университета Кристина работала на разных должностях в коммерческом секторе, быстро сделала карьеру руководителя, достигнув финансовой самостоятельности. Это позволило исполнить одну из её детских целей — путешествия. ККристина Кретова объездила более 60 стран мира.
Замужем, воспитывает двух дочерей.
Сочинять сказки Кристина Кретова мечтала еще в детстве: в одной из своих грёз она видела себя писательницей, живущей в домике у моря. В декрете постепенно собрала большую библиотеку детских книг, в интервью называет себя «фанатом детской литературы».
Свой творческий путь Кристина начала в 33 года, когда ее старшей дочери, которую зовут Аста, было 4 года. Сначала писательница просто рассказывала Асте истории, но чтобы не забыть их, пришлось записать на ноутбуке.
«Моя бабушка в детстве рассказывала истории — заслушаешься; моя мама в детстве рассказывала истории — заслушаешься, а все это потом забывается. Свои истории я решила записать, потому что это должно остаться в семье».
Первой такой записанной историей стала будущая книжка «Аста-Ураган. Географические приключения». Это познавательная сказка про девочку, которая умеет путешествовать вместе с дуновением ветра и оказываться в самых разных местах мира, когда какому-нибудь ребенку нужна помощь. Заодно с приключениями сообщаются и интересные факты о странах и континентах.
Кристина задумала издать эту книгу в нескольких экземплярах и подарить родным и друзьям. Для создания иллюстраций автор обратилась к знакомой художнице Наталье Романьковой. И, поскольку книга планировалась «для личного пользования», Наталья рисовала и саму дочь Кристины Асту, и ее друзей, и ее личные вещи. А получилось, что волшебные акварельные иллюстрации увидели дети многих городов России. Все потому, что книга получила среди родных такой отклик, что ее решено было отдать в издательство. Через год поисков и переговоров издательство «Питер» согласилось выпустить книгу в свет. А уже через месяц продаж книга вошла в топ-10 лучших детских книг по версии магазина Озон.ру, став бестселлером в России.
«Это была моя первая книга, которая дала мне дорогу в писательский мир. Помню, на одной из встреч с читателями меня попросили её прочитать вслух, потому что пришла девочка, которая очень хотела услышать, как именно я читаю эту книгу».
Вскоре Кристина придумала продолжение истории: «Аста-Ураган. Путешествие по России», где героиня путешествует уже по Транссибирской магистрали. Кристина объясняет популярность книг про Асту тем, что героиня живет в Санкт-Петербурге, поэтому читатели идентифицируют ее с собой.
- Кристина Кретова
-
Аста-Ураган : Путешествие по России / текст К. Кретовой
-
Аста-Ураган: географические приключения / текст К. Кретовой
-
«#Другзадруга: книга о дружбе животных и людей» / Кристина Кретова
Еще одно произведение Кристины Кретовой, положительно оцененное читателями — «Лина-Марлина. Сказка о необычной девочке, музыке и свободе быть собой». Её Кристина написала в подарок знакомой девочке-подростку. Эта сказка изначально была выложена в инстаграм Кристины, а иллюстратора к ней искали народным голосованием. Теперь эту сказку не только издали в книжном варианте, но её озвучили актеры Большого театра кукол, её читали на Детском радио, на YouTube-канале «Дремота — сказки на ночь, перед сном». Много ли блогеров могут похвастаться тем, что просто выложили свое произведение в сеть — и оно получило порцию такого широкого внимания? Кристина шутит, что литературный талант она оттачивала в деловых письмах, которые, даже будучи руководителем, писала сама просто для удовольствия.
«Лина-Марлина…» стала популярна не только у детей, но и у подростков (отчасти потому, что у её героини — синие волосы, отчасти потому, что из-за врожденных особенностей внешности её не принимают в свой круг ни сверстники, ни учителя). Это современная версия «гадкого утёнка», с таким же хорошим концом, но написанная более взрослым и понятным сегодняшним детям языком.
Сейчас Кристина Кретова пишет книги в жанре детской документальной прозы (детский нон-фикшн). Первая книга в этом направлении — «#Другзадруга: книга о дружбе животных и людей». В ней собраны реальные истории, когда дикие животные помогали людям, или люди — диким животным. Гонорар за книгу «Друг за друга» Кретова направила на поддержку программы WWF по сохранению Камчатских лесов (да и сама книга была напечатана на бумаге, сертифицированной Лесным попечительским советом, что означает экологичное использование древесины). Вторая книга в жанре нон-фикшн, выпуск которой только анонсирован, будет про детей, участвовавших в военных конфликтах, произошедших во второй половине XX века, и в XXI веке.
Вместе с тем, автор продолжает серию «географических приключений», только уже с другими героями. Вышла книга про мышонка Недо в Калининграде (квест с достопримечательностями города). На момент подготовки этой статьи готовятся к изданию познавательные сказки «Приключения мышонка в библиотеке», «Приключения снегиря в Африке», «Приключения щенка на Красной площади», «Приключения котёнка в Петербурге» и другие.
Помимо писательства, Кристина — бизнесвумен, вместе с братом она руководит строительным бизнесом. Кроме того, она колумнист питерского сетевого издания Собака.ру (пишет талантливые колонки про литературных героев и известных писателей), радиоведущая, общественный деятель, благотворитель, ведет кулинарный блог, пробежала полумарафон и марафон. Увлекается рисованием и фуд-артом.
Кристина Кретова / Книги
- Кретова, К. Аста-Ураган : географические приключения : [для детей младше 6-ти лет] / текст К. Кретовой ; иллюстрации Н. Романьковой. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2018. — 49 с. : ил. — (Вы и ваш ребёнок). — [Хранится в РГБ].
- Кретова, К. Лина Марлина : сказка о необычной девочке, музыке и свободе быть собой, прочитанная в компании с психологом : [для детей младше 6 лет] / Кристина Кретова, Аглая Датешидзе. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2018. — 64 с. : ил., портр. — (Вы и ваш ребёнок). — [Хранится в РГБ].
- Кретова, К. Лина-Марлина : сказка-раскраска / Кристина Кретова, Аглая Датешидзе ; рисунки Екатерины Литвиновой и Яны Гончаровой. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — [55] с. : ил. — (Вы и ваш ребёнок). — [Хранится в РГБ].
- Кретова, К. Аста-Ураган. Путешествие по России : [для детей младше 6 лет] / текст К. Кретовой ; иллюстрации Н. Романьковой. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2019. — 64 с. : ил. — (Вы и ваш ребёнок).
- Кретова, Кристина. #Другзадруга : книга о дружбе животных и людей / Кристина Кретова. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2019. — 64 с. : ил. — (Вы и ваш ребенок).
- Кретова, К. Про Барабашку, трын-траву и смелого Петю : сказка, прочитанная в компании с психологом / Кристина Кретова, Аглая Датешидзе, Дмитрий Ковпак. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2019. — 63 с. : ил. — (Вы и ваш ребёнок). — [Хранится в РГБ].
- Кретова, К. Приключения мышонка Недо в Калининграде, или Квест Мышиного короля : [для детей старше 6 лет] / Кристина Кретова ; иллюстрации Натальи Романьковой. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2020. — 35 с. : ил. — (Вы и ваш ребёнок). — [Хранится в РГБ].
- Кретова, К. Новогоднее путешествие зайчат / Кристина Кретова ; ил. Евгения Форсайт. — Scentbook
О жизни и творчестве
- Книги Кристины Кретовой : разговор с писателем : [интервью с Кристиной Кретовой 11.05.2020 г.] / беседовала Марина Хмыз. — Текст : электронный // Я читаю дома. Родители для родителей про чтение и книги. : сайт. — (дата обращения: 01.07.2020).
- Каждая моя книга немного про меня : интервью с детской писательницей Кристиной Кретовой : [интервью от 30.11.2019 г.] / беседу вела Анна Федулова. — Текст : электронный // Letidor : сайт. — (дата обращения: 01.07.2020).
- На то я и детский автор, чтобы верить в лучшее : [интервью с Кристиной Кретовой от 21.05.2020 г.] / беседу вела Анна Федулова. — Текст : электронный // Яндекс.Дзен. Канал Дети и книги : сайт. — (дата обращения: 01.07.2020).
- Кристина Кретова о детях, бизнесе и книгах. Аста-Ураган и отзывы детей. #ЗвездныеСети 02.06. : [интервью с Кристиной Кретовой 02.06.2018] / беседу вела Ника Вишневская. — Изображение. Устная речь : видео // Youtube-канал : сайт. — (дата обращения: 01.07.2020).
- Голоса детских писателей / Кристина Кретова. Автор: Тульская областная детская библиотека (© ГУК ТО РБИК)
Награды и премии
- 2019 — финалист премии «На благо мира» в номинации «Познавательная литература», 3-е место (за книгу «#ДругзаДруга. Книга о дружбе животных и людей»).
- Премия была учреждена в 2011 году Валентиной Толкуновой и направлена на создание гармоничного, здорового общества, в котором культура и искусство служат развитию, укреплению и распространению идей нравственности, справедливости, доброты.
Полвека на сцене — такой грандиозный юбилей в этом году отметила заслуженная артистка России, педагог Нина Таякина. В честь этого в ее родном Молодежном театре Алтая устроили творческий вечер. Altapress.ru артистка рассказала, как в студенчестве «сбегала» в Москву на спектакли с Высоцким, пряталась от билетеров, а также о работе с режиссерами и о феномене Золотухина.
Все должно быть на изломе
— Как прошел ваш творческий вечер?
— Мне трудно судить. Очень волновалась, много думала, нужен ли творческий вечер вообще? Но я влюблена в то, что делаю, и решила, что найдутся еще люди, которые смогут разделить это чувство со мной. Наверное, только так бывает у творческих людей.
Конечно, сложнее всего выступать, когда на тебя смотрят коллеги и ученики. Но мне потом сказали много хороших слов. Так что думаю, вечер прошел достойно.
Актриса Нина Таякина на сцене Молодежного театр Алтая
Предоставлено МТА
— Бенефис можно назвать моноспектаклем?
— В какой-то мере так и получилось. Я читала отрывки из Тэффи, воспоминания о «Вишневом саде», стихи Беллы Ахмадулиной из цикла «Времена года», Мандельштама — кстати, по его произведениям раньше шла музыкально-поэтическая постановка.
Долго сомневалась, читать ли Мандельштама — это трагический поэт, к его стихам надо правильно подготовить зрителя. Но его темы гражданина и поэта созвучны с темой любого творчества. Когда на последних строчках все исчезает, остается только пространство, звезды и певец — метафора художника, который через века будет доносить до нас строки Гомера и красоту Микеланджело.
— Сегодня очень редко можно услышать стихи со сцены.
— Время такое. Я стараюсь смотреть по каналу «Культура» передачи, где молодые поэты собираются и читают свои стихи.
Когда мы были молодые, то устраивали в театре поэтические вечера. Читали алтайских поэтов, писателей. И, конечно, классиков — Гумилева, Ахматову, Цветаеву, всех подряд.
— А вы помните, какое стихотворение читали при поступлении в театральный вуз?
— Я читала своего любимого Лермонтова — «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?». Это из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Из современного — «Учительница Элькина» Евтушенко (из «Азбуки революции» — Прим.ред). Я трагическая актриса — мне нравится, чтобы все было на изломе.
— Как вы готовились к поступлению (Нина Таякина закончила Горьковского театральное училище — Прим.ред.)? Слушали, как читают стихи другие артисты? Или брали у кого-то «консультации»?
— Обычно у всех поступающих есть какая-то творческая база. Дети занимаются в театральных кружках при школах. В мое время ходили во Дворец пионеров, Дома культуры.
Актриса Нина Таякина на сцене Молодежного театр Алтая
Предоставлено МТА
Но я готовилась сама. Просто читала так, как мне нравится. Не всегда и не у всех это получается хорошо. Поэтому иногда на вступительных экзаменах бывает очень весело. Одна знаменитая актриса рассказывала, как на вступительных она, «гэкая», плакала и падала на колени, а вся комиссия смеялась под столом.
Но все равно — когда готовишься сам, то и проявляешься ты сам, какой ты есть на самом деле. А опытный педагог обязательно рассмотрит игровую природу.
Я готовила то, что знала со школы. На уроках мы читали «Мцыри» Лермонтова — я уливалась слезами на моменте боя с барсом. Потом нашла другое стихотворение, которое мне тоже очень понравилось, я его ярко представляла. Но после Лермонтова на вступительных у меня все равно спросили: «А у вас что-нибудь девичье есть?».
Вообще мне больше нравилась мужская поэзия. И больше Ахматова, чем Цветаева. Хотя у Цветаевой — весь излом женской души. Может быть, я думала, что во мне меньше женственности, чем в ее стихах… Зрительный образ все-таки должен совпадать с поэтическим.
— А вы в юности были бойкой девушкой?
— Я была борцом. Выступала в школе против всякой несправедливости. Мне обязательно нужно было выхлестываться, проявляться каким-то образом.
— Но при этом вы любили книги.
— Я даже вела тетрадку, в которой писала, что прочитала, что понравилось, что запомнилось.
Иногда могла что-то от души сочинить, какой-нибудь «белый стих». Но не все записывала, к сожалению. Помню, на 70-летие мамы (а она всегда красилась в рыжий цвет) написала: «Цвет осени тебе идет».
Гражданский романтизм
— Вы уехали учиться в город Горький (сейчас Нижний Новгород — Прим.ред.), за тысячи километров от дома- не было страшно?
— Нет. А все потому, что было стремление быть похожими на своих героев. Иногда смотришь, как играет какая-то артистка и думаешь: «А я сделаю лучше» или: «Ну почему играет она, а не я?».
Я сначала поехала поступать в Ленинград, но не прошла. С этим опытом пришло понимание, что мои герои — недосягаемые небожители. Но я все равно хочу играть — и неважно, где.
В Горьковском училище я училась у Ривы Яковлевны Левите-Дворжецкой, ученицы Юрия Завадского, сокурсницы Эфроса. Она прожила 95 лет, выпустила много учеников. Недавно посмотрела ее биографию, там написано: «Среди воспитанников Левите — Александр Панкратов-Чёрный, Андрей Ильин и др». Так вот я — «и др.».
Актриса Нина Таякина на сцене Молодежного театр Алтая
Предоставлено МТА
Из ее биографии узнала, что она после школы сначала поступила на юридический факультет, как и я. Не выдержала и ушла с третьего курса. А я — со второго. Она пошла в студию Завадского — я в училище. Дома у меня был скандал: как же так, из университета — и в училище!
Рива Яковлевна учила нас даже своим обликом — как она заходила в аудиторию, как выглядела, как говорила, как вела себя. Все это оставляло в нас след. Как говорила Аркадина в «Чайке» у Чехова: «Я никогда не выглядела фефелой, не распускала себя. Хоть пятнадцатилетнюю девочку играть». Вот Левите была такая. И судьба у нее, как у чеховской героини, трагическая — она похоронила своего сына, актера Евгения Дворжецкого.
Мне везло на педагогов — глубоких, мудрых. Я же сама не всегда себя так вела. Когда у Ривы Яковлевны случилось несчастье с сыном, я два года ей не звонила. Хотя до этого мы постоянно были в переписке, созванивались. Просто не знала, что сказать. А когда, наконец, позвонила, услышала ее голос в трубке: «Ой, Ниночка!». И мы очень долго разговаривали. И думаю — дура ты, дура, Ниночка, чего ждала, надо было раньше позвонить…
— А как сложилась судьба ваших однокурсников?
— Из девочек в артистки ушла только я. Другие стали преподавать, одна работала ведущей в филармонии. Мальчишки почти все ушли в режиссуру.
До сих пор переписываюсь с Александром Мюрисепом — он заслуженный артист, служит в Нижегородском театре драмы. Уникальный человек — играет роли, ставит спектакли, пишет книги.
— Есть ли у вас какие-нибудь теплые воспоминания об учебе?
— Как с подружкой на выходных ездили в Москву. От Горького до столицы — ночь на поезде. В субботу и воскресенье мы ходили на спектакли, а утром в понедельник возвращались на учебу. За два дня взахлеб могли посмотреть четыре-пять спектаклей.
Актриса Нина Таякина на сцене Молодежного театр Алтая
Предоставлено МТА
— Куда ходили, что смотрели?
— Конечно, на Таганку. Прорывались туда с боем. Стояли на одной ноге на балконе.
Обычно в театр всегда пропускали студентов. Но однажды мы приходим на «Отелло» в театр на Малой Бронной, а нам говорят: «Мест нет!». А мы понимаем, что в другой раз на спектакль можем и не попасть.
И тут я вижу, что у входа стоит сам Эфрос и разговаривает с какими-то женщинами. Я снова подхожу к билетеру и говорю: «Я к Анатолию Васильевичу, мне к нему на минуточку надо!». Подхожу к ним, стою минуту-две. Эфрос раз на меня покосился, два, потом говорит: «Здравствуйте!», а я: «Ой, наверное, я вам мешаю, я отойду!» — и бегом в гардероб. А потом, дрожа, пряталась от контролеров по углам на втором этаже, ждала, пока поскорее выключат свет, чтобы занять какое-нибудь свободное местечко.
— В чем был феномен Таганки?
— Юрий Любимов (тогда он занимал должность главного режиссера — Прим.ред.) очень чутко чувствовал время. И подбирал актеров, в которых соединялись гражданственность, талант и веяния времени.
Тогда поэты собирали стадионы — Евтушенко, Вознесенский, Высоцкий. Молодежь страстно упивалась их стихами. Они были одержимы не желанием купить новую кровать, диван, квартиру, а бурлящей жизнью, творчеством. Я бы назвала это гражданским романтизмом.
Высоцкого я видела в роли Лопахина и Гамлета — конечно, этого забыть нельзя. Мне кажется, что сейчас так сложно найти хорошего исполнителя на роль Гамлета, потому что это должно быть соединение личности и того самого гражданского романтизма. Гамлет должен быть поэтом. Иначе все превратится в бытовую историю о том, как сын мстит за отца, без всякого философского звучания.
Актриса Нина Таякина на сцене Молодежного театр Алтая
Предоставлено МТА
— А Золотухина видели на Таганке?
— Да, видела его в «Вишневом саду», он играл Петю Трофимова.
— Вы знали, что он ваш земляк?
— Не помню, не буду врать. Возможно, знала, но не принимала близко к сердцу. Но когда узнала его поближе — а я была педагогом его курса в Алтайском институте культуры — для меня он стал иконой русскости.
Его уникальный голос — это потрясение. Особенно хорошо Золотухин раскрывается в песнях. Когда он поет — такое ощущение, что можно кинуться к нему, обнять, поцеловать, просто и по-свойски, рассказать ему что-то свое — и он обязательно поймет.
— Есть такое устойчивое убеждение, что раньше артисты играли лучше. Вы с ним согласны?
— От поколения к поколению мир меняется, меняется и манера игры.
Даже театры в одно время предлагали разные манеры игры. Например, в «Современнике» говорили очень естественно, как в кино, ничего не наигрывая. В Таганке говорили громко, пафосно — звучание совсем другое.
Но что обидно — это 90-е годы, когда произошел разлом, потеря почвы под ногами, своей социально-гражданской идентичности. Я наблюдаю поколение мальчишек и девчонок, которые не следят за современностью. Мы знали всех своих современников, которые играли и в театре, и в кино — Высоцкого, Демидову, Румянцеву и других, восторгались ими. А они не знают своих артистов, но зато прекрасно знают голливудских. И уже воспитаны на западной манере игры.
Пошел другой тип актеров — сейчас мало таких «глыб», чтобы выдавались и ростом, и статью, и громким голосом. Сейчас артисты «помельче». Это не лучше и не хуже — они другие.
«Слепые» пионеры и «голая» Смерть
— Помните свой первый рабочий день в ТЮЗе (прежнее название Молодежного театра Алтая — Прим.ред.)?
— Это была осень 1971 года. Я зашла к главному режиссеру Владимиру Чернину, сказала, что закончила Горьковское театральное училище, вот мой красный диплом. Тут живут мои родители, жилья мне не надо. Нужна ли я вам тут? Он сказал: «Идите, оформляйте документы».
Меня сразу же стали вводить в спектакль «Вечно живые» на главную роль Вероники. Это стало моей «проверкой». Артисты удивились моей ретивости, тому, что я даже на репетициях все делала по-настоящему — и рыдала, и целовала. Я говорю: «Ну как учили, так и играю, иначе это будет вранье». И дальше пошло-поехало, много разные интересных ролей удалось сыграть.
Режиссер Михаил Бычков, который сейчас руководит театром в Воронеже, ставил «Бумажный патефон» по пьесе Червинского. Главной героине в произведении — 17 лет, а мне уже было 30. Прочитала пьесу дома, заплакала — потому что поняла, что это должна быть моя роль, но мне ее не дадут, по возрасту не подхожу. Но когда увидела распределение, была поражена — Бычков дал эту роль мне. Это было такое счастье! Я все думала — как он угадал, что я хотела именно ее?
— А как складывалась работа с другими режиссерами?
— Моим «крестным отцом» был Захар Китай. Он задал мне планку, дал актерский трамплин. Например, я сильно выросла в спектакле «Поэма о любви» — это история казахских Ромео и Джульетты. Помню, специально из Алма-Аты нам привезли красивые шапки, костюмы, украшения.
Для постановки пластики он пригласил Андрея Дрознина, с которым я потом училась в Щукинском училище на режиссерском факультете. Дрознин ходил с чемоданчиком, в котором были разные чаи, он себе заваривал для здоровья. Всегда был очень худым. Потом он стал настоящей звездой, ставил спектакли в Студии Табакова, Московском ТЮЗе, новосибирском «Глобусе», работал по пластике с актерами и студентами во многих театрах.
Актриса Нина Таякина на сцене Молодежного театр Алтая
Предоставлено МТА
Потом Бычков поставил одиозный спектакль «Прости меня» по Астафьеву. Мы сыграли его всего два раза, и постановку закрыли.
История в постановке следующая — мальчик уходит на фронт, и за ним по пятам ходит Смерть. Когда его раненого положили в госпиталь, она снимает с себя бушлат, и зрители видят, как голая Смерть ложится рядом с ним. То есть, она, как женщина, хочет его соблазнить, забрать с собой. А я — медсестра Лида — ее прогоняю.
Обнаженная Смерть не понравилась крайкому партии. Хотя она не была совсем голой — актриса Елена Зотова (сейчас она работает в театре драмы) надевала телесные тонкие колготки и натягивала их выше груди, все было закрыто. Еще не понравилось, что в госпитале пионеры пели в черных очках. Задавали вопрос: «У нас что, пионерская организация слепа?». Режиссер не захотел ничего менять. Спектакль закрыли, а Бычков тут же подал заявление об уходе.
Мой муж, Виктор Захаров, подходил к театру как к дому. Все знали, что я не получу главную роль только потому, что я его жена. У него я исполнила только две главные роли, но одна из них — Раневская — роль всей жизни.
Актриса Нина Таякина на сцене Молодежного театр Алтая
Предоставлено МТА
Так сложилось, что у меня сейчас осталась только одна роль в театре — бабушки в спектакле «Валентин и Валентина» Алексея Бурдыко. Свой столик в гримерке я делю вместе со своей ученицей Дашей Чиж, которая только пришла в МТА.
— Какими качествами обладает хороший режиссер?
— Талант, ощущение сегодняшнего времени. А про работу с актерами сложно сказать. Тактичность? Ерунда. Бычков иногда доводил меня до слез. Он не вмешивался в то, что я делаю. Но когда наступал момент, когда я не знала, как играть и спрашивала у него, он отвечал: «Ты играешь эту роль. Почему ты спрашиваешь? Делай». Я начинала рыдать, он смягчался: «Ну, давай думать».
Многие говорят, что режиссер должен быть еще и педагогом, но я считаю, что не всегда это уместно. Все-таки он должен знать, чего он хочет и попытаться разными способами это сделать. Тогда получится хорошо, даже если в работе есть неприятие, слезы и прочее.
Актриса Нина Таякина на сцене Молодежного театр Алтая
Предоставлено МТА
— Самая главная пьеса всех времен и народов, по вашему мнению?
— Банально, но «Вишневый сад». Удивительно, что Чехов в свои 40 с небольшим смог написать Фирсу такие слова — «Прошла жизнь, словно и не жил». И до сих пор пьесу ставят, и ищут в ней что-то новое. А все потому, что написан «Вишневый сад» про человека — это самое важное.
Что известно о собеседнице
Нина Таякина родилась 2 апреля 1949 года в Барнауле.
В 1971 году окончила актёрский факультет Горьковского театрального училища, позже режиссёрский факультет Театрального училища имени Бориса Щукина.
Сразу после учебы стала работать в Алтайском ТЮЗе. К бесспорным актёрским удачам относятся роли Раневской в спектакле по пьесе Антона Чехова «Вишнёвый сад», Состраты в «Мандрагоре» Никколо Макиавелли, Счастливой в «Дамах с комедиями» Надежды Тэффи, Алёны Ивановны в «Преступлении и наказании» по роману Фёдора Достоевского.
В 1998 году Нине Васильевне Таякиной присвоено звание заслуженной артистки Российской Федерации.
Больше 15 лет работает педагогом по актерскому мастерству в Алтайском институте культуры. В 2021 году выпустила свой актерский курс.