Сказка про детей которые не слушались воспитателя

Методические рекомендации для воспитателей правила поведения и общения воспитателя в доу старайтесь: иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»

Старайтесь:

Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие — основа вашего здоровья.

Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты — в душе, в семье, на
работе. Прививайте это детям.

Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

«Терпение — дар Неба».

Обладающий терпением не унизится до раздражения.

Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

Великая миссия женщины — нести в мир любовь, красоту и гармонию.

Коллектив — это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

■ Не скупитесь на похвалу.

■ Не создавайте конфликтных ситуаций.

■ Следите за внешностью и поведением.

■ Ваше отношение к работе, людям, предметам — образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

■ Любить ребенка таким, каков он есть.

■ Уважать в каждом ребенке личность.

■ Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

■ Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

■ Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

■ Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

■ Кричать и наказывать детей.

■ Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

■ Приходить к детям с плохим настроением.

■ Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

■ Оставлять детей одних.

■ Унижать ребенк

Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Всемирная Организация Здравоохранения.

Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Федеральные государственные требования определили содержание и условия организации образовательного процесса для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, а также выделили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Все эти задачи педагогам необходимо решать интегрировано, обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Такая интеграция возможна только при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ. Назначение таких технологий — объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное — самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки о здоровом образе жизни,
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения здоровому образу жизни;
  • коррекционные технологии.

В ДОУ созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение ДОУ оборудованием, игрушками, играми и пособиями.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая во взаимодействии, каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмопластика.Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показаниям ребенка.

Динамические паузы проводятся во время непосредственно образовательной деятельности, 2–5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате — со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе педагоги используют упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются, этому непростому умению расслабляться и в этом им помогает спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, но особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5–10 мин. В ее комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ — это в первую очередь технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8–10 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии с образовательной программой. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Серия игровых познавательных занятий «Азбука здоровья».Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого в ДОУ проводятся познавательные занятия и индивидуальная работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза — орган зрения», и т.д.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме. Веселые стихи, яркие образы, обыгрыва¬ющие массажные движения, их простота, до¬ступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом дети ведут себя непосредственно и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

На участке ДОУ имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

Сказкотерапия— используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребенком, открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Коррекционные занятия с использованием тренажеров. Ориентированы на развитие различных систем организма ребенка путем оптимального подбора объема физической нагрузки.

«Сенсорная тропа»,ее использование играет важную роль в формировании стопы ног. Наряду с совершенствованием координации, профилактикой и коррекцией плоскостопия эти упражнения способствуют развитию внимания.

Эмоционально-личностная сфера детей корректируется благодаря использованию в режимных моментах тихой, успокаивающей музыке, звукам природы, приятным ароматам, способным подарить душевный комфорт. Важную роль играет эмоциональный настрой детей, их желание работать, способствовать проявлять волевые усилия для достижения цели.

Цветотерапия. Во время движения в зал по «радужному коридору» (от «холодных» к «теплым» тонам) у детей появляется бодрое приподнятое настроение, создается эмоционально-положительный настрой на занятие физкультурой. При возвращении с занятия и ходьбе по коридору в обратном направлении («от теплых» к «холодным» тонам) у детей постепенно ослабевает психическое и физическое возбуждение;

«Сухой дождь», изготовленный из атласных лент семи цветов радуги. В процессе физкультурного занятия в ходе выполнения перестроений после вводной части, ОРУ, основных видов движений (2-3раза) детям предлагается пройти через «сухой дождь» от синих к красным лентам. После подвижной игры в обратном направлении;

«Цветные островки“»- индивидуальные коврики «холодных» (синего) и «теплых» (желтого) тонов. Гимнастические упражнения в основной части занятия выполняются на «теплых» островках, релаксационные движения — в конце занятия на «холодных». Терапевтический эффект цвета заключается в регулировании психо-эмоционального состояния детей в соответствии с психофизическими возможностями и динамикой работоспособности ослабленного ребенка

Заповеди педагога ДОУ

Самое главное в воспитании детей —любовь, терпение и личный пример.

* Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремление к ней.

* Помните, что совершенству нет предела.

* Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.

* Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.

* Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не в других, а в себе.

* Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.

* Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы человек ни взялся.

* Будьте всегда доброжелательны.

* Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

* Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернется многократно увеличенным.

Воспитывая детей, стремитесь:

  • Любить ребенка таким, каков он есть.
  • Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинство и ответственность за себя и свои поступки.
  • Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
  • Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
  • Раскрыть душу ребенка прежде, чем его ум.
  • Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь!» — главная формула образования.
  • Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь.
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  • Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

Сказка про детей которые не слушались воспитателя
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Встречаются дети, которые будто бы намеренно будят в учителе «зверя»: дерзят, матерятся, не реагируют на замечания. О таких говорят «неуправляемый». Есть ли медицинские причины трудному поведению? Как выстроить работу и не потерять контроль над собой, если в классе есть такой ребенок? Разбираемся вместе с российскими и западными экспертами по детским поведенческим проблемам.

Есть причина?

На днях сразу в двух школах на Урале произошли инциденты, связанные с рукоприкладством учителей в отношении школьников. Педагог школы № 49 в Новоуральске дала пощечину первокласснику за то, что он хулиганил на перемене, а в ответ на замечания «обложил» ее матом. А за несколько дней до этого случая, учительница из школы г. Березовского ударила шестиклассника по лицу и порвала его тетрадь: мальчик, который считается трудным подростком, провоцировал педагога, хамил ей и называл на «ты».

Подобные этим ситуации заставляют общество разделиться: одни скорбят об утраченном авторитете учительской профессии, обвиняют родителей в плохом воспитании и поддерживают учителей, которые «не сдержались», — мол, с кем не бывает. Звучат и предложения вернуть в школу систему телесных наказаний. Другие же считают, что такое поведение педагогов нельзя оправдывать, ведь они старше, мудрее и должны владеть собой в любой ситуации, не опускаясь до физического воздействия.

Ученики, которые ни во что не ставят учителей, — не редкость не только в России, но и за рубежом. Бронвин Харрис, учительница с многолетним стажем из Окленда, штат Калифорния, работала со многими проблемными школьниками, но к встрече с одним из них — третьеклассником Антонио — тем не менее, оказалась не готова:

«Иногда он говорил „нет“ еще до того, как я заканчивала задавать вопрос, — вспоминает Харрис. — Однажды я сказала: „Эй, ты даже не знаешь, о чем я хотела тебя спросить“. Он ответил: „Это не имеет значения. Нет!“ В другой раз ребенок просто потрепал его по плечу, а Антонио развернулся и набросился на него, размахивая кулаками».

Бронвин Харрис связалась с семьей мальчика и узнала, что у него диагностировано «оппозиционно-вызывающее расстройство», или ОВР (с англ. Oppositional Defiant Disorder (ODD) — прим. ред.). Согласно определению Американской академии детской и подростковой психиатрии, ОВР — это «модель непослушного, враждебного и вызывающего поведения, направленного на авторитетных лиц». Дети с таким диагнозом отказываются сотрудничать, вызывающе и враждебно настроены по отношению к сверстникам, родителям, учителям.

«Один из моих подопечных учился в коррекционной школе лишь по той причине, что не мог себя контролировать. Только в первом классе он уже был исключен из двух школ. Ребенок не подчинялся учителю, был агрессивен со сверстниками, враждебен к другим взрослым. Он выбегал из класса, посылал „на три буквы“, переворачивал парты, устраивал драки — игнорирование правил было для него привычным поведением», — рассказывает Мария Бурыка, детский клинический психолог, специалист по работе с детьми с поведенческими трудностями. 

Откуда берется ОВР?

Причины возникновения диагноза «Оппозиционно-вызывающее расстройство» до конца не изучены. Исследователи выдвигают две теории:

  1. Теория развития, согласно которой проблемы начинаются, когда дети еще находятся в младенческом возрасте. Возможно, дети и подростки с ОВР были эмоционально привязаны к родителю или другому значимому взрослому и испытывали трудности с тем, чтобы научиться быть независимыми от них. 
  2. Теория обучения, которая предполагает, что негативные симптомы ОВР являются усвоенными установками. Родители и другие люди, обладающие авторитетом для ребенка, используют негативные методы подкрепления — попросту говоря, наказание — для устранения нежелательного поведения. При этом только нежелательное поведение позволяет ребенку получить то, что он хочет: внимание и реакцию со стороны родителей или других людей.

В обоих случаях это дети, получившие психологические травмы на ранних стадиях развития. Как и многие ее коллеги, Бронвин Харрис никогда раньше не слышала об ОВР, но, изучив этот диагноз, поняла, почему, общаясь с Антонио, она чувствовала себя настолько измученной и беспомощной. 

«Трудное поведение ребенка с ОВР не является отражением личного отношения к нам. К этому стоит относиться как к крику о помощи. Это те дети, которым взрослые не смогли помочь справиться с собой, найти свое место в жизни, интегрироваться в общество. Чувства, которые возникают при взаимодействии с ними, порой тяжелы и травматичны, но эти переживания являются отражением того, что ощущает сам ребенок — гнев, бессилие, глубокую грусть. Наверное, нет детей, которые бы больше других нуждались в нашем принятии, понимании и помощи», — объясняет Мария Бурыка.

В России о таком диагнозе тоже слышали немногие. Хотя дети, потенциально его имеющие, встречаются довольно часто. Эксперты утверждают, что им страдают от 1 до 16 процентов учащихся, и многие из них остаются недиагностированными. Несмотря на то, что большинство учителей никогда не работали с детьми с подтвержденым ОВР, они отмечают, что на практике постоянно сталкиваются с противодействием и неповиновением отдельных учеников.

Что делать учителю?

Вот несколько стратегий, которые помогут сохранить здоровую атмосферу в классе и не срываться на ребенка.

Установите реалистичные цели.

Допустим, у вас есть ученик, который отказывается сидеть за партой, а вместо этого устраивает скандал и уходит из класса. Сначала определите, какое поведение вы хотели бы видеть. Будьте реалистами: если ребенок привык уходить из кабинета, то просто оставаться на своем месте — это уже большой шаг для него.

Затем соберите исходные данные. Как часто ребенок ведет себя желаемым образом? Ноль процентов времени? Двадцать процентов? 

«Базовые данные помогут вам поставить разумные цели и отследить рост, — говорит Дэвид Андерсон, старший директор Центра СДВГ и деструктивных расстройств поведения Института детского мозга. — Работайте над достижением желаемого поведения, используя сочетание положительного подкрепления и предсказуемых последствий нарушения правил. Не ждите волшебства. Изменение поведения происходит медленно и требует постоянных усилий».

Хвалите за хорошее поведение.

Дети, демонстрирующие вызывающее поведение, получают много негативного внимания. Переключите внимание на позитив, давая конкретную обратную связь, когда вы замечаете, что ребенок делает то, чего вы от него ждете. 

«Но учтите: некоторые из них настолько привыкли к негативной обратной связи, что позитивная может заставить их чувствовать себя неуверенно. Будьте осторожны, не ставьте их внезапно в центр внимания, так как это может спровоцировать защитную реакцию в виде агрессии. Возможно, лучше похвалить ученика шепотом или поговорить с ним наедине», — советует Рэйчел Ломанн, школьный консультант в Wake Young Men’s Leadership Academy, г. Роли, Северная Каролина. 

Подождите, прежде чем реагировать.

Иногда учителя невольно создают условия для неповиновения, предполагая самое худшее о ребенке. 

«Мы можем быть настолько обеспокоены тем, что ребенок будет вести себя плохо, что в итоге сами его провоцируем. Но во многих случаях он, возможно, и не собирается вести себя плохо. Поэтому сделайте глубокий вдох и не вмешивайтесь без необходимости. Возможно, вам вообще удастся избежать борьбы за власть и вы будете приятно удивлены хорошим поведением ребенка, за которое можно похвалить», — говорит Дэвид Андерсон.

Поговорите с классом.

Вызывающее поведение одного ученика влияет на весь класс, поэтому важно обсудить, что происходит.

«Однажды, когда Антонио не было в школе, я поговорила с классом о том, что некоторым людям легче контролировать свои чувства, чем другим, — рассказывает Бронвин Харрис. — Ученики очень хорошо отреагировали и в дальнейшем смогли игнорировать его выходки.

Помните, что ученики могут быть не так чувствительны к деструктивному поведению, как взрослые. Дэвид Андерсон предлагает учителям обратиться к детям с такими словами: «У всех нас бывают моменты, когда мы теряем самообладание или с трудом выполняем указания. Это то, над чем мы работаем всем классом, и наша задача – помогать друг другу».

Обратитесь за помощью.

Обратитесь за помощью к школьному педагогу-психологу. Он может ненавязчиво понаблюдать за поведением ученика и его взаимодействием с учителем, а также дать полезные советы, как нивелировать проблему. 

«Часто эти дети просто выходят из себя, не понимая, что именно привело к вспышке гнева. Я учу их определять триггеры и рассказываю, что делать, когда они начинают злиться», — говорит Рейчел Ломанн.

Возможно, психолог сможет поработать с учеником индивидуально или порекомендовать его родителям хорошего специалиста, к которому они смогут обратиться. Стоит отметить, что мамы и папы не всегда готовы к сотрудничеству с учителем и психологом: они бывают настолько перегружены и измотаны собственными проблемами, что воспринимают в штыки любые «вмешательства» со стороны.

Создайте систему эмоционального общения.

Вместе с учениками разработайте систему общения, которая позволит им сообщить о том, что они находятся на пределе своих эмоциональных возможностей. Можно использовать шкалу от 1 до 10, где 10 означает «все замечательно», а 1 — «все очень плохо». Ученики могут написать цифры на карточках и передавать их учителю до начала урока, не показывая одноклассникам. 

В те дни, когда ученик сигнализирует о высоким уровне стресса, можно разрешить ему работать в своем темпе, не привлекая к нему лишнего внимания.

Заключите договор.

С учениками средней школы можно заключить «поведенческий контракт». В нем нужно определить поведение, которое вы желаете видеть, а также поощрения и последствия за нарушения условий «контракта». При этом важно не выдвигать слишком высокие требования.

«Если ученик не делает домашнее задание, он, скорее, начнет делать его частично, чем полностью. Вы можете обратить внимание детей, что они могут попросить о помощи в выполнении домашнего задания в специально отведенное время. Также поинтересуйтесь, есть ли у ребенка возможность организовать процесс выполнения домашней работы так, чтобы ничто его не отвлекало», — советует Дэвид Андерсон.

Постарайтесь понять «трудного» ученика.

«Такие дети умеют нажимать на все эмоциональные «кнопки», которые есть у учителя. Чувство неприязни и разочарования — это нормальная человеческая реакция на постоянное неповиновение. Тем не менее, важно понять, что они еще дети. Поставьте себя на их место и подумайте, каково это — все время испытывать такой уровень гнева и разочарования, не иметь друзей. И тогда вы сможете начать развивать отношения с ребенком», — говорит Рейчел Ломанн.

По опыту педагога, когда дети с оппозиционно-поведенческим расстройством доверяют своим учителям и считают, что им действительно хотят помочь, то они наконец начинают сотрудничать, и уровень «непослушания» снижается.


Материалы по теме:

  • Учитель наносит удар. Как и почему педагоги травят своих учеников?
  • Учителя, дышите полной грудью!
  • «Обойдёмся без истерики»: как остановить эмоциональную бурю ученика

Сказка про детей которые не слушались воспитателя
Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Почему ребенок плачет навзрыд, хотя вы просто помыли ему руки? Зачем он делает то, что вы только что запретили? Как научить малышей отличать злость от разочарования и справляться с эмоциями? «Педсовет» составил подборку книг, которые помогут воспитателям лучше понять детей и найти подход к каждому.

Классика литературы о воспитании детей

1. «Как любить ребенка» — Януш Корчак

Сказка про детей которые не слушались воспитателя

О книге: Это настоящая библия для родителей и педагогов и одна из немногих книг о детской психологии, которая не потеряла актуальности более чем за 100 лет с момента издания. Польский педагог и врач Януш Корчак посвятил свою жизнь работе с детьми-сиротами. За годы практики он пришел к выводу, что ребенка важнее любить, уважать и давать ему свободу, а не читать нотации и строить систему запретов. Наблюдения ученого и литературный талант писателя-лирика складываются в душевный текст, полный бесценного опыта. 

В чем польза: Книга дает заряд любви к детям и учит философии, которая поддерживает воспитателя в самые трудные профессиональные моменты. Корчак учит понимать и принимать детей с младенчества до конца переходного возраста, не меняя и не делая их «удобными». Самим учиться жить с этими «иностранцами», которые пока плохо знают язык и законы.

2. «Все-все-все о воспитании детей» — Людмила Петрановская

Сказка про детей которые не слушались воспитателя

О книге: В книге собраны три бестселлера психолога Людмилы Петрановской: «Если с ребенком трудно», «Тайная опора» и «Selfмама: лайфхаки для работающей мамы». Петрановская разбирает самые частые проблемы и кризисы в отношениях с детьми, дает практические советы по каждому случаю. Например, объясняет, почему дети внезапно впадают в состояние истерики и как ее прекратить.

В чем польза: Автор рассказывает, как помочь ребенку выйти из конфликта или сложной ситуации, гармонично расти и не тратить время на борьбу и конкуренцию. Книга учит взрослых становиться значимыми в жизни детей и понимать, что на самом деле стоит за «невоспитанностью». Читатели узнают, почему современные психологи умоляют не делать детей послушными. 

3. «Большая книга общения с ребенком» — Юлия Гиппенрейтер

Сказка про детей которые не слушались воспитателя

О книге: Дополненное издание бестселлеров Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и глав из книги «У нас разные характеры. Как быть?». Книги переиздаются с 1990-х годов, а педагоги часто ссылаются на работы автора — по совместительству профессора МГУ и доктора психологических наук. Ответы на вечные вопросы нескольких поколений родителей собраны здесь в коллекцию. Книга строится по принципу небольших уроков.

В чем польза: Автор учит правильному поведению с детьми «от противного»: приводится разбор неверных стратегий воспитания и пути их изменения, способы решить эмоциональные трудности и создать теплые, доверительные отношения.

Как устроен мозг ребенка

4. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» — Элейн Мазлиш и Адель Фабер 

Сказка про детей которые не слушались воспитателя

О книге: Сборник советов о том, как правильно общаться с детьми от двух психологов-многодетных мам. Содержит рекомендации по выстраиванию общения с детьми разного возраста: много практики, минимум теории.

В чем польза: Авторские методики помогают вести диалог с детьми так, чтобы они слышали просьбы и реагировали на них без крика и наказаний. Есть и советы о том, как расположить ребенка, чтобы он делился со взрослыми своими мыслями и чувствами.

5. «Тридцать миллионов слов» — Дана Саскинд

Сказка про детей которые не слушались воспитателя

О книге: Профессор, детский хирург по кохлеарной имплантации из Чикаго Дана Саскинд рассказывает об исследовании среди детей с врожденными нарушениями слуха и их реабилитации после установки импланта. Оказалось, что дети с одинаковыми исходными данными, перенесшие операцию в одном и том же возрасте, восстанавливались по-разному только из-за манеры родителей общаться с ними.

В чем польза: Приводятся данные о влиянии речи взрослых на детей до четырех лет, что помогает усвоить, какие слова употреблять и как строить предложения, почему лучше назвать ребенка «помощником», а не просить его помощи напрямую, и сколько слов в день нужно для развития детского мозга.

6. «Эмоциональный интеллект ребенка» — Джон Готтман

Сказка про детей которые не слушались воспитателя

О чем: Семейный психолог Джон Готтман считает, что в последние пару десятилетий просто любить ребенка и придерживаться определенной тактики воспитания недостаточно, а один из первых навыков, которому стоит научить детей, — это умение распознавать собственные эмоции. 

В чем польза: Взрослые, прочитавшие книгу, смогут объяснять детям их эмоции и таким образом влиять на их поведение, корректировать его. Есть рекомендации по выстраиванию эмоционального воспитания, которое направлено на устранение нервозности и раздражительности в отношениях детей и взрослых, снижение уровня тревожности и незащищенности у малышей.

7. «Как перестать срываться на детей» — Карла Наумбург

Сказка про детей которые не слушались воспитателя

О чем: Автор — социолог и мама двух дочерей — признается: в ее жизни тоже были срывы и истерики. А большинство советов из интернета касались только того, как справляться с этими вспышками. Но прыгать или кричать в одиночестве, чтобы сбросить негативные эмоции, — это не решение проблемы: иногда быть родителем 24/7 слишком сложно. Карла предлагает собственные пути ухода от раздражительности и чувства вины в воспитании.

В чем польза: Книга написана для родителей, но у воспитателей в детском саду похожие проблемы. Как тут не сорваться и не закричать, если 25 трехлеток не слышат просьбы успокоиться? Автор рассказывает, что становится триггерами для тревоги и спусковым механизмом ярости и крика. Это позволяет гасить негативные эмоции в «зачатке», ведь сам срыв контролировать нельзя и одной силой воли тут не отделаешься.

Для занятий в группе

8. «Улыбочку, Красная Шапочка» — Ришар Марнье и Од Морель

Сказка про детей которые не слушались воспитателя

О книге: Книга с красочными иллюстрациями создана для того, чтобы взрослым было проще изучать с детьми эмоции. На картинках Красная Шапочка проявляет их по-разному, в зависимости от ситуации. Известная история впервые рассказывается с акцентом на чувствах персонажа.

В чем польза: Рекомендации нейропсихолога содержат сценарии работы с книгой. Разглядывать картинки и угадывать эмоции, читать сказку и объяснять, что чувствовала Красная Шапочка, — простое и приятное упражнение на развитие эмоционального интеллекта. 

9. «Кролик, который хочет уснуть» — Карл-Йохан Форссен Эрлин

Сказка про детей которые не слушались воспитателя

О книге: Сказка, написанная шведским психологом-бихевиористом, стала бестселлером, ведь это просто спасение для взрослых, которым необходимо решить проблему детского сна. Все потому, что книга написана особым образом: например, слова, выделенные жирным шрифтом или курсивом, нужно читать медленно, как бы зевая. Да и сама история работает как колыбельная, ведь она о зайчонке, которого мама укладывает спать.

В чем польза: Если «тихий час» в группе на тихий совершенно не похож, книга поможет воспитателю быстро уложить малышей спать. Дети засыпают, как по волшебству, если применять советы автора.

10. «Хорошие манеры. Один день в картинках и в 20 уроках» — Наталья Крылова

Сказка про детей которые не слушались воспитателя

О книге: Книга с великолепными иллюстрациями рассказывает об одном дне из жизни ребенка: вот он не хочет вставать утром, а вот слишком долго занимает ванну, гуляет и прыгает в лужу, забывает поздороваться со знакомым. Этот долгий день поделен на 20 уроков с моралью и практическими советами.

В чем польза: В ненавязчивой форме, используя предлагаемые в книге сценарии, воспитатели объясняют детям, как вести себя в той или иной ситуации, учат правилам гигиены и этикета, а вот скучные наставления отменяются.

Цель диагностики — изучить особенности восприятия музыкальных
произведений П. И. Чайковского детьми старшего дошкольного возраста.

Особенности художественного восприятия детьми музыки
П.И.Чайковского изучаем в единстве трех компонентов художествен­ного
восприятия:

^ эмоциональной отзывчивости на музыку;

^ сформированности интереса к слушанию музыки; музыкальной
эрудиции.

Диагностическое задание
№ 1

Цель — изучение эмоциональной отзывчивости и сформирован­ное интереса
к восприятию музыки.

Ход диагностики. Детям предлагается для прослушивания (1—1,5
минуты) два отрывка из произведений П. И.Чайковского «Песня жа­воронка» из
«Детского альбома» и Марша из балета «Щелкунчик». В процессе наблюдения за
поведением детей в процессе слушания музыки фиксируются следующие особенности
восприятия:

^ эмоциональный отклик на музыку (эмоциональная активность в процессе
слушания);

^ проявление ребенком интереса к слушанию музыки;

^ сосредоточенность (сохранение на протяжении всего процесса
вос­приятия, устойчивость);

^ воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмичес­кого
рисунка;

^ адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведе­нии
настроению.

Результаты.

1 балл — низкий уровень, ребенок отвлекается, не слушает
музыку.

2 балла — средний показатель, внешние реакции проявляются по
инициативе взрослого, носят неустойчивый характер.

3 балла — высокий уровень, реакции проявляются ярко, автоном­но
от взрослого.

Уровень эмоциональной отзывчивости. Высокий уровень — 24—30
баллов. Средний уровень — 20—24 балла. Низкий уровень — до 20 баллов.

Диагностическое задание
№2

Цель — изучение понимания детьми эмоционального настроения,
передаваемого музыкальными средствами выразительности в произве­дении.

Ход диагностики. После прослушивания отрывков (задание №1) с
каждым ребенком индивидуально организуется обсуждение, в про­цессе которого
воспринятый отрывок ребенок характеризует через выбор (так как самостоятельный
подбор слов для ребенка сложен) слов-эпитетов для определения характера
музыкального произведе­ния. Для этого отобраны слова-эпитеты из «Словаря
эмоционально-образного содержания музыки» (по О. П. Радыновой).

Марш из балета «Щелкунчик»

Веселая

Спокойная

Отважная

Игривая

Гордая

Беспокойная

Задорная

Мужественная

Стремительная

Звонкая

Грозная

Осторожная

Забавная

Сердитая

Уверенная

Скачущая

Торопливая

Прозрачная

Солнечная

Праздничная

Суровая

Танцевальная

Маршевая

Грубая

«Песня жаворонка»

Мечтательная

Звонкая

Улыбающаяся

Ласковая

Жалобная

Тоскливая

Задумчивая

Протяжная

Обиженная

Светлая

Неторопливая

Сердитая

Легкая

Спокойная

Сказочная

Плавная

Тревожная

Волшебная

Печальная

Сдержанная

Осторожная

Шутливая

Утренняя

Скачущая

После выбора того или иного эпитета к отрывку ребенка просят
обосновать свой выбор («Почему ты так думаешь?»).

Беседа с детьми

Цель — изучение особенностей музыкальной эрудиции детей стар­шего
дошкольного возраста.

Вопросы беседы:

Зачем людям нужна музыка? Какие чувства выражает музыка? Что
ты любишь делать под музыку?

Что значит «классическая музыка»? Какую классическую музыку ты
знаешь?

Каких композиторов ты знаешь?

Какие жанры музыки ты знаешь?

Какой в музыке бывает ритм?

Опиши мелодию твоего любимого произведения.

Что в музыке можно передать с помощью темпа?

Критерии оценки.

Низкий уровень. Ребенок проявляет активность только в
некоторых видах музыкальной деятельности. Не узнает музыкальные произведения,
которые слушались на занятиях ранее. Плохо ориентируется в музыкаль­ных
средствах выразительности. Не может объяснить их назначение.

Средний уровень. Ребенок понимает средства музыкальной вырази­тельности,
но не всегда может объяснить их использование. Не может проанализировать музыку.
В своих ответах не уверен. Имеет музы­кальные предпочтения, хорошо объясняет на
примере любимых про­изведений свое понимание музыкального образа.

Высокий уровень. Ребенок музыкально эрудирован. Знает музыкаль­ные
средства выразительности, может указать на некоторые из них. Дифференцированное
восприятие носит осознанный, системный ха­рактер. Имеет представления о жанрах
классической музыки.

Диагностическое задание
№3

Цель — изучение особенностей восприятия детьми музыкальных
произведений и умений отражать впечатления через интеграцию ви­зуальных и
слуховых впечатлений.

Ход диагностики. Методика заключается в выборе детьми из ряда
цветовых стимулов-карточек (9 основных цветов спектра), предъявля­емых в
процессе восприятия музыкальных фрагментов, цветового ин­дикатора
эмоционального состояния, соответствующего характеру за­данного для
прослушивания музыкального фрагмента.

Детям в процессе прослушивания небольшого отрывка из музы­кального
произведения П.И.Чайковского («Камаринская», «Болезнь куклы», «Утренняя
молитва») предлагается выбрать карточку именно того цвета, каким бы они
нарисовали данную мелодию. Задача для ребенка — посредством возникающего
эмоционального отношения восстановить структуру отображения, то есть с помощью
эмоциональ­ного кода воссоздать цветовой образ музыкальной композиции.

Единовременное воздействие активизирует процесс согласования
информации различных сенсорных каналов, то есть позволяет ребенку выбрать из
предложенного ряда цветовой стимул, наиболее соответст­вующий эмоциональному переживанию,
возникшему в процессе му­зыкального восприятия.

Посредством введения цветовой символики изучается эмоциональ­ная
реакция на три разнохарактерных (принцип контраста) мелодии.

Результаты диагностики соотносятся с одним из типов
художествен­ного восприятия музыки ребенком старшего дошкольного возраста.

Дети-фантазеры. Эмоциональная отзывчивость на музыкальные
произведения проявляется в большом количестве мимических, двига­тельных
реакций, проявлении интереса к ритмическому рисунку, бы­строй смене темпо-ритма.
Для таких детей в значительной степени характерна эмоциональная активность в
процессе слушания музыки — сопереживание проявляется очень бурно, выражены
адекватные эмо­циональные реакции. Ребенок понимает и по-своему интерпретирует
содержание музыкального произведения, которое для него более зна­чимо,
представляет свои сюжеты, его захватывает процесс его интер­претации, то есть
придумывания своего содержания к отрывку. Инте­рес ребенка к процессу слушания
музыкального произведения ситуа­тивен, обусловлен близостью содержания к
игровым интересам ребенка. У таких детей развито воображение, фантазия. Поэтому
они в значительной степени сензитивны к бисенсорному воздействию. Од­нако само
музыкальное произведение, его средства выразительности занимают второстепенное
место. Тем не менее, именно через понима­ние средств музыкальной
выразительности ребенок строит свое игро­вое содержание. Такие дети обладают
достаточным запасом знаний о музыке и музыкальных средствах выразительности, но
его объяснение носит субъективный, авторский характер.

Дети-мечтатели отличаются высокой восприимчивостью и чуткос­тью
в проявлении эмоциональной отзывчивости на музыкальное произ­ведение.
Характерны устойчивость сосредоточения и его длительное со­хранение. Ребенок
слушает внимательно, почти отключается от внешних раздражителей. Ребенок
познает музыкальное произведение как своеоб­разный, поэтичный мир, что
доставляет ему удовольствие. Ребенок не пытается вникнуть в содержание или
различить средства музыкальной выразительности. Для него ценно и значимо
музыкальное произведение в целостности, в единстве всех компонентов. Ребенок не
проявляет эмо­циональной активности в процессе слушания, эмоциональные реакции
бедные. Ребенок точно отражает эмоциональный настрой произведения через слово
(подбор эпитетов). Иногда затрудняется с ответом, так как не точно понимает
содержание слова и тонкости лексических значений. Часто использует сравнения.
Средства выразительности почти не диффе­ренцируются. Уровень знаний в области
музыки незначителен. У ребен­ка не развито дифференцированное восприятие
музыкального произве­дения. Имеет свои музыкальные предпочтения. Бисенсорное
воздейст­вие продуктивно и индивидуализировано.

Дети-рационализаторы. Для детей данной группы характерен ин­терес
к музыкальным произведениям, проявляющийся в условиях под­крепления слуховых
зрительными или другими впечатлениями. Дети склонны опираться на известные
образы, сравнивать с известными мелодиями. Ассоциативный ряд проявляется во
взаимосвязи с явле­ниями общественной жизни: «Я уже слышал это по телевизору» и
т. п. Музыкальное произведение привлекательно с точки зрения известнос­ти,
«знакоместа», распространенности. Дети данной группы стараются средства
музыкальной выразительности логизировать, пошагово объ­яснить, прокомментировать.
Воображение развито слабо. Эмоцио­нальная активность проявляется в случае, если
произведение знакомо, при многократном повторе. Устойчивость и
сосредоточенность в про­цессе художественного восприятия выражены слабо.
Внешние прояв­ления эмоциональных реакций чаще всего проявляются по инициати­ве
взрослого. Настроение музыкального произведения понимается, но в значительной
степени с опорой на содержание. Знания в области музыки поверхностны,
ситуативны. Отражение музыкальных впечат­лений через интеграцию слуховых и
зрительных впечатлений затруд­нено, впечатления выражаются часто через
графический образ. Основ­ная особенность данной группы детей — стремление к
логической интерпретации музыкального произведения.

Дети-потребители отличаются поверхностностью в восприятии
музыки. Поведение и эмоциональные реакции неустойчивы, в значи­тельной степени
ситуативны. Для ребенка затруднено зрительное со­средоточение при восприятии
музыкального произведения. Эмоцио­нальные реакции, мимические и двигательные
реакции неосознанны, наблюдается их частая смена, не всегда адекватная
передаваемому настроению в музыкальном отрывке. Ребенок часто отвлекается, од­нако
включение музыкальных произведений в повседневные режим­ные моменты
способствует проявлению организованности, собранности, стимулирует
деятельность. Эмоциональное настроение (через слово-эпитет) легче
воспринимается через контрастные эпитеты. При этом часто дети стремятся
угадать, ориентируясь на реакцию экспе­риментатора. Дети-потребители плохо
ориентируются в средствах му­зыкальной выразительности, не проявляют интереса.
Ценностное от­ношение к музыкальным произведениям не сформировано.

В результате использования вышеназванных диагностик воспри­ятия
музыки детьми раннего и дошкольного возраста определяются особенности и уровень
восприятия — первой ступени музыкально-ху­дожественной деятельности
ребенка-дошкольника. Изучив специфику процесса восприятия музыки детьми,
музыкальному руководителю, воспитателю станут очевидны возможные педагогические
стратегии и тактики развития музыкальности ребенка, его музыкальных способ­ностей,
музыкальной культуры и эрудиции не только на музыкальных занятиях, но и в
повседневной жизни воспитанника.

ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В
МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предмет педагогической диагностики: субъектные проявления стар­шего
дошкольника в музыкальной деятельности. Задачи диагностики:

1. Изучить особенности интереса и отношения детей старшего до­школьного
возраста к музыке и к разным видам музыкальной деятель­ности.

2. Изучить особенности музыкальной субкультуры старших до­школьников.

3. Изучить особенности музыкальных способностей старших до­школьников.

4. Определить позиции детей старшего дошкольного возраста в
музыкальной деятельности.

Методы педагогической диагностики: индивидуальные беседы с ре­бенком,
наблюдения за детьми в повседневной жизни и в музыкальной деятельности,
диагностические игровые ситуации, диагностические игры, анкетирование
родителей.

  • Сказка про деда мороза слушать аудиосказку
  • Сказка про день и ночь для детей
  • Сказка про девочку которая плохо себя вела
  • Сказка про девочку сашеньку
  • Сказка про девочку леру