УРОК 20
В. А. ЖУКОВСКИЙ.
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»
Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Особенности сюжета сказки. Сходство
и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Сказка в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности учащихся.
Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Составление плана статьи.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и
составление плана сказки (в том числе цитатного). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их
нравственная оценка. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“». Пересказ народной сказки о спящей красавице.
Обсуждение иллюстраций к сказке. Рецензирование актёрского чтения.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки. Составление письменного высказывания на тему
«Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Практическая работа. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)
Рассказ учителя о В. А. Жуковском
с показом презентации, включающей
несколько портретов поэта;
изображения мест, связанных с его именем(см. страницу Рисунки Жуковского);
небольшой фрагмент стихотворения «Сельское кладбище».
II. Чтение вслух статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» (см. текст статьи ниже):
Составление плана статьи.
Чтение сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…».
Учитель может рассказать подробнее о взаимоотношениях Жуковского и Пушкина (см. страницу Друзья Пушкина. Жуковский В.А.) и
прокомментировать слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
III. Особенности сюжета сказки.
Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки
Выявление восприятия сказки Жуковского «Спящая царевна»:
Почему сказка называется «Спящая царевна»?
Какие народные сказки о спящей царевне вы знаете?
Вспомните народную сказку «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро. Чем на неё похожа сказка В. А. Жуковского?
IV. Выразительное чтение сказки Жуковского по частям с выделением этапов развития сюжета.
Составление плана сказки и беседа по содержанию
:
1. Чтение сказки с начала до слов «…Ни пером не описать».
Пункт плана сказки: «Пророчество рака» или «Рождение царевны»
(пятиклассники могут обосновать, какой из заголовков плана им кажется наиболее удачным, или предложить свой вариант).
Чем начало сказки Жуковского напоминает народные сказки?
2. Чтение сказки со слов «Вот царём Матвеем пир…» до слов «…До земного их конца».
Пункт плана сказки: «Происшествие на пиру у царя» или «Месть злой чародейки». Чем одарили царевну чародейки?
3. Чтение сказки со слов «Скрылась гостья…» до слов «…Вот и триста лет прошло».
Пункт плана сказки: «Заколдованный сон» или «Пророчество чародеек сбылось».
Спас ли царевну от злого пророчества запрет царя на использование веретён?
Почему эта мера предосторожности оказалась бесполезной?
Кто был объят сном в царстве Матвея?
Почему то был сон, а не смерть?
Почему, по-вашему, никто из смельчаков не смог разбудить спящую царевну до истечения срока пророчества?
Почему погибали все, кто хотел освободить царевну от сна?
4. Чтение сказки со слов «Что ж случилося?..» до слов «…Весь тот край был погружён».
Пункт плана «Пробуждение» или «Поцелуй царского сына».
Почему, когда царский сын попал в заколдованное сном место, ему уже не было страшно?
Как встречала его природа, окружающая царский дворец?
Почему царский сын не заснул, когда попал во дворец царя Матвея?
Что поразило его во дворце?
Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал?
5. Чтение сказки со слов «Царь на лестницу идёт…» до конца.
Пункт плана «Конец злых чар» или «Свадьба».
Как понять строки: «Всё бывалое — один / Небывалый царский сын»?
Сравните описание царского дворца после пробуждения с описанием сна и сопоставьте детали этих эпизодов.
Что было и что стало с царём, царицей, свитой, стражей, мухами, собаками, конями, поваром, огнём и дымом?
V. Рецензирование выразительного чтения сказки.
VI. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“»
(см. страницу текст статьи ниже):
Какое соревнование устроили Жуковский и Пушкин в Царском Селе?
Чем «Сказка о царе Берендее» Жуковского напоминает «Сказку о царе Салтане…» Пушкина
(отчёт о выполнении индивидуального задания)?
Чем сказка Жуковского «Спящая царевна» близка народным сказкам и чем от них отличается?
Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
VII. Обсуждение иллюстраций к сказке «Спящая царевна».
VIII. Сказка в актёрском исполнении
Прослушивание звукозаписи чтения сказки по фонохрестоматии.
Рецензирование актёрского чтения.
Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 и 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).
Домашнее задание
Выучить наизусть фрагмент сказки «Спящая царевна» и подготовиться читать его выразительно.
Составить небольшое письменное высказывание на тему «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Прочитать балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться читать её выразительно.
Индивидуальные задания.
Выполнить устно задания 3 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).
Следующие уроки: Урок 21. В. А. Жуковский. «Кубок» >>>
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.
Василий Андреевич
ЖУКОВСКИЙ
1783-1852
Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни.
В. Г. Белинский
Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в Тульской губернии. Его отец — тульский помещик, мать — пленная турчанка. Мать легко овладела русской грамотой,
была умна, обаятельна. После смерти отца в семье относились к нему ласково, но он чувствовал необычность своего положения. Позднее он писал: «Я привыкал отделять
себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому всякое участие ко мне казалось мне милостию».
Учился Жуковский сначала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения были написаны, по-видимому, в возрасте семи-восьми лет.
Позднее мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский пансион…
В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский помещает своё произведение «Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грея), которым начинается
длинный ряд его переводов. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтоб произведения поэта
могли быть вместе и лучшею его биографиею», — писал русский критик В. Г. Белинский.
Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского — важная страница в истории русской литературы. В течение всей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение
и был к нему привязан. Жуковский ещё в 1815 году, прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!»
Имя Жуковского — одно из наиболее известных в русской поэзии. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал Белинский.
По И. М. Семенко
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
СКАЗКИ
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе (см. страницу Пушкин в Царском Селе). Там они вступили в своеобразное
«состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой
стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались
мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…
Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку
«Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся
осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».
Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О царе Салтане…», «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке».
Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую он нашёл у братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро.
Сюжет сказки Жуковского сходен с сюжетом «Сказки о мёртвой царевне…». Жуковский стремился придать речи народный характер. В народном духе выдержан зачин:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.
Пословицы, поговорки, народные речения и выражения — всё вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух и язык народной речи. Мы часто
встречаем в сказке книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет её ланит» и пр.). Жуковский сделал
очень важный шаг вперёд в литературной обработке сказки.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Спящая царевна»
1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на
лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ЛИТЕРАТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Спящая царевна»
Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна».
Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
В. А. Жуковский. «Спящая царевна»
1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом.
Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?
2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
3. Прочитайте описание «сонного царства» так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.
4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?
5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?
6. Сравните описания «сонного царства» и проснувшегося, ожившего царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность
в первом случае и движение, оживление во втором.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
Русская народная сказка
Иван — крестьянский сын и чудо-юдо.
Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Нравственное превосходство главного героя.
Работать над составлением плана сказки.
Рассмотреть особенности волшебной сказки.
Прививать учащимся любовь к Родине на примере образа Ивана — крестьянско-го сына.
Цель урока:
Волшебная богатырская сказка
героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.
Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
Герой – человек, совершивший героический поступок. Мы можем назвать героями , то есть персонажами всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат Иван.
Как вы понимаете слово «герой»? Сколько значений имеет это слово?
Братья отправляются втроём на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Поэтому сказка называется «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?
Волшебная сказка.
К какому виду сказок относится эта сказка?
Эта сказка посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ.Главный герой сказки не царского роду, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд.
Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет?
Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ.
Почему сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической?
План сказки.
Отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать.
Братья в чужедальней стороне.
Сражение Ивана – крестьянского сына с
чудом-юдом:
а) первая битва;
б) вторая битва;
в) третья битва.
4. Возвращение домой.
5. Неожиданные препятствия на пути.
6. Погоня змеихи, её гибель.
7. Братья вернулись.
Нравственное превосходство главного героя
Чем занимались старик и старуха – родители трёх братьев?
Старик и старуха, родители трёх сыновей, были
крестьянами. В сказке об этом
говорится так: «Жили они –
не ленились, целый день трудились:
пашню пахали да хлеб засевали». Братьям
пришлось уехать из родной деревни,
потому что они решили вступить в
битву с чудом-юдом поганым, которое
собиралось «на их землю напасть, всех
людей истребить, города-сёла
огнём спалить».
Кого встретили братья в сожжённой деревне? Что убедило братьев, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»?
В сожжённой деревне братья встретили старую старуху. Старуха рассказала, что злодей уже все ближние царства «разорил, разграбил, лютой смерти предал». Поняли братья, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с чудом-юдом сражаться. Нужно было победить чудо-юдо и спасти людей от беды.
Как проявили себя братья в дозоре?
Старший брат первым
пошёл в дозор и уснул.
Младшему брату не
спалось. Он вышел к реке Смородине,
обнаружил предательство брата и стал сам сторожить переезд.
Когда появилось
чудо-юдо
шестиголовое, он
вступил с ним в бой и победил его.
Средний брат в дозоре тоже
заснул в кустах.
Ивану –
крестьянскому
сыну было
сложнее сражаться во
во вторую ночь, потому
что у чуда-юда было
уже девять голов.
Почему каждый новый бой с чудом-юдом для Ивана – крестьянского сына становится всё тяжелее?
Ивану было тяжело, потому что он знал о том,
что братья предали не только его, но и всю землю, и ему надеяться не на кого. В третьем бою Иван чуть не погиб от предательства братьев, которые обещали не спать и всё же заснули. Спас от гибели верный конь, который отвлёк внимание чуда-юда о двенадцати головах.
Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки?
В начале сказки братья называют младшего
Иванушкой: «молод он ещё, чтобы на бой идти». Ива-
нушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших.
В середине сказки сказитель называет героя Иваном.
Обращение «Иван» — уважительное.
Чудо-юдо, змеиха и сказитель в середине сказки называют его «Иван — крестьянский сын». Это похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили – Иван Петров сын). Обращение по имени и отчеству надо было заслужить.
Какие черты Ивана -крестьянского сына раскрываются:
После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторож-ностью. Он узнал о замыслах
змеевых жён. «Кто предупреждён, тот вооружён» —
говорит пословица.
После него?
Во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие.
Во время боя?
Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями.
Перед боем?
Как жёны чуда-юда решили отомстить братьям? Удалось ли им это?
Кто и когда помогал братьям?
Когда в погоню бросилась сама старая змеиха, братьям помогли кузнецы, которые спрятали братьев, а кузницу закрыли на двенадцать кованых замков.
Почему в конце сказки Иван возвращается домой, к отцу, к матери, чтобы «поле пахать, рожь да пшеницу сеять»?
Образ Ивана – это воплощение
лучших черт русского крестьянина-
землепашца: сила, храбрость,
верность своей родине, любовь к
труду на земле.
Поэтика сказки
Как в этой сказке проявляется цифра 3?
* У старика и старухи было 3 сына,
* 3 ночи братья в дозор ходили,
* 3 раза Иван – крестьянский сын сражался с чудом-юдом,
* в каждом бою у чуда-юда прибавлялось по 3 головы,
* в последнем бою 3 раза звал Иван своих братьев на помощь,
* у чуда- юда было 3 жены,
* по возвращении домой братьям на пути 3 раза встречались жёны чуда-юда, которые хотели навредить им.
Выпишите в тетрадь:
Задание на дом:
Подготовить пересказ русских народных сказок:
а) о животных;
б) бытовой сказки;
в) волшебной.
2. Нарисовать иллюстрации к выбранным сказкам.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83
Размышляем о прочитанном.
1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.
2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.
Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.
Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»
Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.
Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.
3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.
Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.
Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.
Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.
Литература и изобразительное искусство
Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.
В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.
Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги.
На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.
Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.
Фонохрестоматия
1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?
Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.
При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.
2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.
Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.
3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.
Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.
4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?
Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.
5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?
Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.
6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.
Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.
Жил на свете богатый мужик. Жил пышно, за семь вёрст его слышно. Взял он к себе в дом жену, а та привела с собой сироту-племянника Аки-мушку. Невзлюбил мужик парня и задумал извести его. А был мужик первым колдуном на селе.
Однажды вернулся Аким с поля и видит — со стола уже убрано, а на сковороде блин лежит. Взял он этот блин, да не успел попробовать, как мужик ударил его сковородой по спине. Выбежал Аким из хаты, а мужик вслед ему кричит: «Был молодцом — стань псом!»
И как сказал, так и сделалось. Обернулся Акимушка собакой и побежал прочь из дому. Бегал он, бегал и прибежал в лес. С утра не пил, не ел, с голоду чуть не воет. Вдруг видит: на опушке пастух стадо пасёт. Стал он к пастуху ластиться — тот и накормил его. Вечером погнал пастух стадо домой, а пёс за стадом бежит. Какая корова отобьётся, пёс её обратно в стадо загонит. Доволен пастух новым помощником! Вот пришёл он к своей хозяйке и говорит: «Дай-ка, хозяюшка, крынку молока и хлеба краюху». Накрошил хлеба в грязную миску, налил молока и даёт псу. А пёс нюхает, да не ест. Разум-то у него человеческий!
Налил тогда пастух молока в чистую миску, набросал хлеба и даёт псу. Поел Аким и смотрит на пастуха человечьими глазами: спасибо, мол. Утром повёл пастух стадо в лес. И собака за ним. Пастух спать завалился, а пёс около стада бегает, волков отпугивает. Стали люди смотреть да завидовать: не пастух стадо пасёт, а пёс у него пастухом служит.
Прослышал о пастуховой собаке сам царь. А к нему во дворец каждую ночь повадился чёрт ходить. Всех детей у царя перетаскал, один младший сын остался. Снарядил царь карету и поехал к пастуху. «За сколько, — спрашивает, — отдашь пса?» «Ни за что его не отдам», — говорит пастух.
«Отдашь — возьму и не отдашь — возьму. Бери из казны что хочешь, а пёс мой», — сказал царь и увёз его во дворец. Накормили пса, напоили и на пуховую перину уложили. Аким думает: «На такой перине только сны смотреть, а не чёрта сторожить!» Спрыгнул он на пол и лёг под люлькой. Лежал-лежал, ждал-ждал да и задремал. В полночь пробрался во дворец чёрт, всех нянек и мамок усыпил, потом подхватил ребёнка из люльки — и бежать.
Тут пёс проснулся, смотрит: чёрт уже у порога. Догнал его пёс и давай грызть! У чёрта одно в мыслях: как бы ноги отсюда унести. Бросил он свою добычу, а пёс обхватил царского сына лапами и тут же на пороге вместе с ним заснул. Утром мамки и няньки докладывают царю, что пропал ребёнок. Опечалился было царь, но вдруг видит: спит у порога пёс и лапами ребёночка обнимает. Тут все разом заохали, зашумели, не могут нахвалиться на пса. Целый день пса ублажали, кормили да поили. А ночью опять лёг пёс под люлькой. Не спит, сторожит чёрта. В полночь он задремал, а тут появился чёрт, схватил ребёночка — и бежать. У вторых дверей догнал его Аким, вырвал добычу и прямо у порога вместе с ребёночком заснул крепким сном.
Утром приходит царь — сынка в колыбели нет. Царь туда, сюда, в одни двери, в другие — а пёс как раз тут и лежит, ребёночка сторожит. Обрадовался царь, подарил псу золотой ошейник.
Приходит третья ночь. Чуть только пробило полночь, чёрт уже тут как тут. Схватил он царского сына и пустился прочь со всех ног. У самых ворот настиг пёс чёрта, схватил за ногу и держит, не разжимая зубов. Понял чёрт, что дело его плохо, и взмолился: «Отпусти! Никогда больше не приду!» И ребёночка на землю положил. «Ну, смотри, — говорит Аким, — чтобы духу твоего здесь больше не было! Убирайся восвояси!»Утром просыпается царь — опять люлька пустая. Ходит царь по всему дворцу — нигде нет ребёночка. Наконец подходит он к воротам и видит: лежит пёс и обнимает лапами его сынка.
Подхватил царь сына на руки и приказал слугам с почётом отвести пса прямо в свою царскую столовую. И уж такое пошло у пса житьё, что лучше не надо: ест с царского стола, спит в царской спальне, гуляет в царском саду. Вот вздумалось как-то Акиму родной дом посмотреть. Прибежал он домой, а тётка увидела его и кричит мужу-колдуну: «Наш пёс вернулся!»
Муж услышал — и скорей за сковороду. Стукнул собаку по спине и проговорил: «Был псом, стань воробьём!»
Обернулся Аким воробушком и полетел прочь. Летал он, летал, залетел в амбар, а там сам чёрт сидит. Схватил он воробья своими цепкими лапами. «Знаю я, что ты за птица! — говорит. — Это я с тобой злом посчитался за то, что ты у меня царского ребёночка три раза отнял. А за то, что отпустил меня, я с тобой добром рассчитаюсь». С этими словами бросил чёрт воробья на землю и говорит: «Где был птенец, стань молодец!» И стал Аким самим собой. Дал ему чёрт узду и говорит: «Кого ударишь этой уздой, тот конём станет. А что делать дальше — своим умом соображай». Взял Аким узду и пошёл домой. Не успели тётушка со своим мужем рот раскрыть, а он их уздой по спине хлестнул и говорит: «Где был молодец -стань жеребец! Где была молодица — стань кобылица!»
Как сказал, так и сделалось. Запряг Акимушка своих лошадей в работу и уж спуску им не давал — и пахал, и сеял, и по воду гонял, и лес возил. По заслугам с ними рассчитался.
Сказки
Если вы не знаете чем занять ребенка на выходных, в период долгожданных каникул или длинными осенними и зимними вечерами, мы с радостью вам поможем. Рубрика «Советские сказки фильмы» создана для того, чтобы взрослые могли на часок окунуться в яркое и безоблачное детство, а малыши познать окружающий мир, развить воображение и фантазию, научится прощать и помогать слабым. Еще с времен СССР детские добрые фильм сказки были неотъемлемой частью развития и развлечения для маленьких непосед. Сегодня их значимость нисколько не умалилась. Но к сожалению современные варианты нередко заставляют возвращаться к более удачным и куда более гуманным советским экранизациям.
Эта рубрика сайта заполнена широкой коллекцией детских фильм сказок, в которых добро всегда побеждает зло, а положительные герои непременно наказывают вредных и злых персонажей. Поэтому смотреть сказки онлайн это едва ли не идеальный способ отвлечься от обыденных проблем и невзгод, настроиться на позитивный лад.
Великие сценаристы, режиссеры и постановщики былых времен положили свой талант и все свободное время, чтобы подрастающее поколение разных стран наслаждалось просмотром волшебных историй. Безусловно, современным малышам старые сказки не всегда интересны и понятны. Им неведомы октябрята, красные галстуки и прочие атрибуты. Поэтому мы собрали в нашем разделе лишь самые лучшие, положительные и легкие для восприятия картины. Здесь и сказки Роу («Конек-Горбунок», «Морозко», «Новые похождения Кота в сапогах»), известны каждому школьнику, и творения Александра Птушко («Садко», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане»), обожаемые не только маленькими зрителями, но и многими взрослыми киноманами, и прочие легендарные произведения.
Подбор репертуара для детского просмотра всегда должен быть обдуманным и взвешенным. Он ни в коем разе не должен допускать элементы агрессии, разного рода злость, жестокость и бессердечие. Составляя и заполняя рубрику «Советские сказки фильмы», мы учли все эти и много других важных условий. Фильмы Роу, Кошеверовой, Фридмана, Василевского не только безвредны, но и неимоверно полезны для развития ваших детей. Ведь кто как не мудрый, добрый и отважный герой может стать идеальным примером для подражания?
-
01:03:33
Акмаль, дракон и принцесса (1981)
9183
1Фильм-сказка о маленьком мальчике Акмале и о добром милиционере Джахангире, который помог ему спасти принцессу Гузаль от страшного дракона. Мальчик Акмаль и его подружка Гузаль оказываются в сказке, в которой им приходится пройти многие испытания.
-
01:05:08
Аленький цветочек (1977)
9964
1Было у купца три дочери. Отправляясь в заморское странствие, пообещал он им привезти подарки, какие они пожелают. Две старшие попросили себе тканей и красивых безделушек. И лишь меньшая, любимая, Алена, заказала отцу чудо диковинное, невиданное — аленький цветочек, который видела она во сне. Рос…
-
01:08:42
Андрей и злой чародей (1981)
6761
1Давным-давно появился в одном поселении вредный колдун Цмок. Народ отделился от него большой стеной. И впервые на дозорной вышке караулит Андрей-Всех-Добрей. В это самое время Цмок приказывает Лешему и Водяному расположить сети в лесу и поймать красавицу Путеводную Звезду, которая является…
-
00:58:39
Андриеш (1954)
4474
1Фильм снят по одноименной сказке Емилиана Букова о герое молдавских сказок — пастушонке Андриеше, мечтавшем стать витязем, о волшебной свирели, которую однажды ему подарил сказочный богатырь Вайнован, и борьбе со злым волшебником Черным Вихрем, ненавидящем все живое.
-
01:09:11
Арабелла — дочь пирата (1982)
6426
2Отчаянная и дерзкая Арабелла, дочь капитана пиратского корабля «Скорпион», поощряет во всем своего отца, который охотно делится награбленным с бедными. Девочка раздражает всю команду, а ее отец — Пуля — становится для них главным врагом. Однажды пираты поднимают на борт «Скорпиона» странного…
-
01:59:45
Безумная Лори (1991)
5577
0Фильм снят по мотивам повести Пола Гэллико «Томасина». На самом севере Англии, в крохотном городке жили мрачный ветеринар Макдьюи, его семилетняя дочь Мэри Руа и рыжая кошка Томасина. А в соседнем лесу обитала затворница Лори, которая умела разговаривать с ангелами и гномами, лечить зверей и…
-
01:04:58
Белая роза бессмертия (1984)
5365
0Фильм снят по мотивам грузинских народных сказок. Влюбленные — молодой пастух Мзечабука и крестьянская девушка Теона — выдерживают все испытания, выпавшие на их долю, и в счастливые дни соединяют свои жизни.
-
01:21:31
В тридевятом царстве… (1970)
8706
1Сказка о том, как солистка самодеятельного ансамбля девочка Оксана поменялась местами с юной королевой сказочного королевства Карликия Изабеллой, как две капли воды похожей на Оксану. Девочка решает воспользоваться ситуацией и занимает место своего двойника на троне, взяв на себя управление…
-
01:20:18
Варвара краса, длинная коса (1969)
15560
8Жил да был царь Еремей. Отправился он в годовой поход, чтобы составить опись своего царства-государства. Наклонился он как-то к колодцу напиться, но тут его и схватил подводный царь Чудо — Юдо. Да потребовал выкуп за освобождение — такой, о чем Еремей не ведал и не гадал, что оно есть в его…
-
01:16:32
Василий Буслаев (1982)
4461
1Василий Буслаев — былинный русский богатырь, вставший на защиту свободы и независимости своего народа. Сила и мощь Василия, сына Новгородского посадника (губернатора), водившего дружбу с простым народом, приводила в бешенство и нагоняла страх на разжиревших купцов новгородских. Когда они узнали,…
-
01:10:07
Василиса Прекрасная (1939)
8156
2Задумал отец женить трех своих сыновей. Вышли братья в чистое поле и пустили стрелы в разные стороны. Стрела старшего сына упала на боярский двор, к боярской дочери, стрела среднего сына — упала на двор купеческой, а стрела Ивана, младшего сына упала на болото к лягушке-квакушке.
-
01:05:01
Весёлое волшебство (1969)
5248
3Сорвав в поле неведомые цветы, Катя и не подозревала, что нашла чудодейственную «кощееву траву», способную расколдовать Василису Прекрасную. Об этом девочке поведала старая уборщица Акулина Ивановна, в далёком прошлом — Баба-Яга. Верхом на метле они вылетают из окна библиотеки навстречу…
-
01:02:14
Весёлое сновидение или смех и слёзы (1 серия) (1976)
6641
2Любитель шахмат Андрюша Попов простудился. В ночь перед игрой с гроссмейстером Карповым, ему снится сон: он попал в сказочное королевство, где игральные карты воюют с шахматными фигурами, мечтая захватить трон короля Унылио. Андрюше удается расстроить козни карт и спасти шахматное королевство.
-
01:02:13
Весёлое сновидение или смех и слёзы (2 серия) (1976)
4201
1Любитель шахмат Андрюша Попов простудился. В ночь перед игрой с гроссмейстером Карповым, ему снится сон: он попал в сказочное королевство, где игральные карты воюют с шахматными фигурами, мечтая захватить трон короля Унылио. Андрюше удается расстроить козни карт и спасти шахматное королевство.
-
01:08:35
Вечер накануне Ивана Купала (1968)
7320
4Широкоформатный фильм по мотивам повестей Н.В.Гоголя и украинских народных сказок. Влюбился нищий батрак Петро в местную красавицу. И завоевать любовь, по наущению колдуньи, решил ценой чужой жизни. Тут и подвернулся ему Басаврюк, суля несметные богатства.
-
01:04:23
Вкус халвы (1975)
4905
1Много лет великий эмир Бухары не знает счастья — он утратил волшебный вкус халвы, и теперь жизнь для него кислая, как лимон. А в доме бедного гончара Шир-Мамеда — счастье: у него чудесным образом появился маленький сынок, и звать его — Ходжа Насреддин. И кто бы знал, на что способен этот юный…
-
00:52:41
Внимание! В городе волшебник! (1963)
4865
0Мальчик читает книжку о сказочном городе, а когда его глаза устают, он отдыхает и размышляет о том, что произойдет, если все люди будут думать только о себе. Ему представляется, что в удивительном городе живет молодой волшебник: хорошим людям он помогает, а плохих — превращает куклы. Но тот из…
-
01:26:51
Возвращение Ходжи Насреддина (1989)
6688
2Историческая фантасмагория. По воле создателей фильма известный герой восточных преданий Ходжа Насреддин оказывается молочным братом и другом юности Тимура Тамерлана. Два брата прожили долгую, насыщенную и очень разную жизнь, и вот на склоне лет они направляются на встречу друг с другом в родной…
-
01:13:01
Возьми меня с собой (1979)
6710
1Деревенская сиротка Дуняша с первой встречи полюбила скомороха-озорника Митроху. Любовь оказалась несчастной, потому как Митроха был нечувствительным хамом. За хамство его и выгнали из деревни. Дуняше стало жаль Митроху — и она решила составить компанию изгою…
Комментарии ()