Сказка про чудо юдо и иван крестьянский сын

Иван крестьянский сын и чудо-юдо в некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха. было у них три

Иван — крестьянский сын и чудо-юдо

В некотором царстве, в некотором государстве Жили-были старик и старуха. Было у них три сына, младшего звали Иванушка. Однажды раз­неслась недобрая весть, что чудо-юдо собирается напасть на родную землю. Старшие сыновья со­брались идти сражаться. Младший был слиш­ком молод, поэтому должен был остаться дома. Но Иванушка не стал оставаться дома, тоже со­брался идти сражаться с чудом-юдом. Собрались браться и поехали.
Встретили они старика. Он спросил, куда они путь держат. Братья рассказали. Старик сказал, что для битвы нужны мечи булатные. И расска­зал, где их достать. Нужно было ехать прямо, до­ехать до высокой горы. Там пещера глубокая. В пещере и были мечи булатные. Братья поеха­ли, нашли гору, взяли себе мечи. Ехали они, ехали и приехали в деревню. Здесь никого не бы­ло. Все было поломано, сожжено. Вошли они в одну избушку, там лежала старуха на печи. Старушка сказала, что чудо-юдо разорило всю деревню, всех уничтожило. Осталась она одна. Братья переночевали у старухи и снова отправи­лись в путь-дорогу.
Подъехали к реке Смородине, к калиновому мосту. Здесь они решили остановиться в пустой избушке. Братья решили ходить по очереди в до­зор, чтобы чудо-юдо не переправилось через мост. В первую ночь в дозор пошел старший брат. Он прошелся по берегу, ничего не увидел, лег и уснул. Иванушка лежал в избушке. Не спа­лось ему, взял он меч и отправился к реке. Уви­дел, что под кустом спит старший брат. Не стал его будить Иванушка. Спрятался под мост и стал сторожить.
Вдруг на реке вода взволновалась, подъехало чудо-юдо шестиголовое. Оно выехало на середи­ну моста. Под ним споткнулся конь, за ним на­сторожился черный пес, и на плече черный во­рон встрепенулся. Чудо-юдо спросило, почему споткнулся конь, почему насторожился пес, по­чему встрепенулся ворон. Чудо-юдо сказало: «Или вы знаете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу другой прихлопну!»
Тут вышел Иван — крестьянский сын и стали они сражаться. Иван срубил три головы у чудо­вища. Взмолилось чудо-юдо, попросило пере­дышки. Но Иван отказался дать ему отдых. Сно­ва стали они сражаться. Иван отрубил еще три головы, рассек туловище на части и бросил в ре­ку. Вернулся в избу и стал спать. Утром пришел старший брат. Иван спросил, видел ли он что-ни­будь. Старший брат сказал, что мимо него даже муха не пролетала. Иван ничего не стал гово­рить. На следующую ночь пошел в дозор сред­ний брат. И он уснул под кустом. Иван отправил­ся к мосту. Появилось чудо-юдо девятиголовое. Стал с ним Иван сражаться. Нелегко ему было. Но справился он, победил он чудо-юдо девятиго­ловое. Вернулся в избушку и уснул. Утром при­шел средний брат и сказал, что ничего не видел. Тогда Иван позвал своих братьев с собой и пока­зал головы чудовищ. Братьям стало стыдно.
На третью ночь отправился в дозор Иван. Он ска­зал братьям, что идет на страшный бой. И велел им не спать, прислушиваться. И как услышат свист Ивана, должны братья выпустить коня и сами спешить на помощь. Пошел Иван к мос­ту. Появилось чудо-юдо двенадцатиголовое. На­чался бой. Иван размахнулся мечом и срубил три головы чудовищу. Но чудо-юдо подхватил головы, чиркнул по ним огненным пальцем, приложил к шее, и они приросли. Ивану было очень тяжело. Чудо-юдо жгло его огнем, оглу­шало свистом, осыпало искрами, вгоняло в сы­рую землю по колени. Бросил Иван рукавицу в избушку. Но братья спали и ничего не услы­шал. Снова стал сражаться Иван. Он срубил чу­довищу шесть голов. И снова чудо-юдо чиркнул огненным пальцем, и приросли они на место. Чудо-юдо вогнало Ивана в сырую землю по пояс. Иван бросил другую рукавицу. Она пробила крышу, но братья спали и ничего не слышали. В третий раз размахнулся Иван и отрубил чуду-юду девять голов. Однако и они снова приросли. Тогда Иван бросил в избу свою шапку. От удара чуть избушка не развалилась. Братья просну­лись, отпустили коня и бросились на помощь. Иван вылез из земли и продолжал битву. Он от­рубил чудовищу волшебный палец. После этого отрубил головы и уничтожил чудовище. Прибе­жали братья, но Иван справился сам.
На следующий день Иван незаметно подобрал­ся к дворцу чуда-юда, чтобы подслушать разго­вор. Там сидели три жены чудовищ и их старая мать. Они хотели отомстить. Первая жена сказа­ла, что хочет обернуться колодцем. Иван с брать­ями будут страдать от жажды, выпьют воды и сразу умрут. Вторая жена сказала, что обернет­ся яблоней. Если Иван с братьями съедят по яб­лочку, сразу же их разорвет. Третья сказала, что напустит на них сон, а сама обернется мягким ко­вром с подушками. Только они лягут отдохнуть, как сгорят в огне. Мать чудовищ сказала, что ес­ли не получится их извести, то она обернется ог­ненной свиньей и всех проглотит. Иван все это выслушал и запомнил. Вернулся он к братьям. Поехали они домой. Было жарко, очень хотелось пить. Вдруг увидели они колодец. Захотели на­питься воды. Но Иван стал мечом рубить коло­дец. Послышались крики. Сразу пропала жара.
Едут они дальше, увидели яблоню с красивы­ми яблочками. Братья хотели съесть по яблоку, но Иван принялся рубить дерево. Послышались страшные крики.
Ехали они дальше, сильно устали. Увидели ковер с мягкими подушками. Иван запретил братьям к нему подходить. Но они стали его ру­гать. Иван бросил свой кушак на ковер, сразу ку­шак сгорел в огне. Иван сказал братьям, что с ни­ми случилось бы то же самое. Иван изрубил ковер в мелкие кусочки. Потом разъяснил братьям
о хитростях жен чудовищ.
Поехали они дальше. Вдруг за ними погна­лась огромная свинья. Братья вытащили из сво­их котомок соль и бросили в пасть. Свинья дума­ла, что схватила братьев. Но потом поняла, что ее обманули.
Иван с братьями разделились и поскакали в разные стороны. Свинья не знала, куда бежать сначала. Пока она думала, подбежал Иван, под­нял ее и ударил об землю. Свинья рассыпалась.
Иван с братьями вернулись домой. И стали жить-поживать, добра наживать.
В сказке раскрывается тема мирного труда и защиты родной земли. Простые люди труди­лись на благо своей родины. Но в случае необхо­димости сразу же вставали на защиту родной зем­ли. Главный герой, Иван — крестьянский сын, является выразителем основной мысли сказки. Он олицетворяет собой лучшие качества простого народа — силу, смелость, находчивость, мужест­во. Очевидно нравственное превосходство Ивана над его братьями. Он более ответственен, умен и дальновиден. Именно он спасает родную зем­лю и своих братьев от опасности от врагов.

  • Сказка русского народа «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» мне очень понравилась. У меня вызвала восхищение храбрость и скромность главного героя. Я искренне переживала за Ивана, когда его хотели погубить жены страшилищ. Но, в конце концов, добро преодолело все козни зла, и сказка закончилась очень хорошо.
    Когда ужасное чудо-юдо начало совершать налеты, Иван-крестьянский сын сам вызвался идти на бой с ним вместе со старшими братьями. И это доказывает, что он был храбрым, и вообще ничего не боялся. А еще Иван был верен своему делу. Его братья спали, а он дважды сумел победить чудо-юдо, и никому об этом не сказал. Только братья все знали, и им было стыдно.
    Сказка учит нас доброте и смелости. Иван был очень умным, он умел все подмечать, и поэтому разгадал коварные планы жен чудовищ. Он не позволил никому пить из отравленных колодцев, и всегда был наготове. Именно поэтому козни злодеек не удались, и все герои сказки вернулись домой целыми и здоровыми. Иван-крестьянский сын – это пример мужества, находчивости и удивительной русской смекалки. Он понравился мне еще и своей добротой, скромностью.
    Сказка очень мудрая и поучительная. Я с удовольствием прочитала ее, а Иван-крестьянский сын теперь станет одним из любимых моих героев.

  • Одной из самых любимых мною сказок является «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Мне кажется, что Иван – это герой, достойный уважения, он честный и смелый. Хоть Иван в семье и самый младший, он все равно без страха идет на битву с чудищем, разоряющим его родную землю и убивающим людей.
    Старшие братья, с которыми герой отправился к чудищу, завалились спать, приехав на калиновый мост. А сам Иван в это время две ночи подряд сражался со страшными чудищами и убивал их. Однако главная битва ждала его впереди. На третью ночь самое страшное чудо-юдо вышло из реки. Его победить было совсем не просто. Оно прижигало огненным пальцем отрубленные во время схватки головы, и они прирастали обратно, словно и не падали.
    Враг вогнал Ивана по плечи в землю, но боевая доблесть и смекалка помогли крестьянскому сыну. Он сумел отсечь огненный палец чуда-юда, а после и головы ему отрубил. Не ушли от расплаты ни чудо-юдовы жены, ни ужасная змеиха-мать. Их не смогло спасти даже коварство. С тех пор в том краю перевелись все чуда-юда и змеи, а люди смогли жить без страха. Благодаря внимательности и ответственности Ивана все герои вернулись домой живыми и здоровыми.
    Чудо-юдо представлено в сказке воплощением зла, но не стоит забывать и о том, что есть не менее страшное зло. Это лень, безответственность, неосторожность и глупость, которые ярко представлены в образе старших братьев. Уверен, что эта сказка станет хорошей наукой на будущее всем нам.

  • Когда добры молодцы приехали на калиновый мост, чтобы встретить чудо-юдо, два старших брата просто-напросто завали­лись спать и «ухом не повели», в то время как Иван две ночи под­ряд бился с многоголовыми чудищами и побеждал их. Но главная битва была еще впереди. Когда Иван пошел в дозор в третью ночь, из реки выехало самое старшее и самое страшное чудо-юдо: «Все двенадцать голов свистят, все двенадцать голов огнем-пламенем дышат». Свои срубленные во время битвы головы чудище прижи­гало огненным пальцем, и прирастали они обратно, будто с плеч и не падали.
    По плечи вогнал чудо-юдо в землю Ивана, снова оставшегося без помощи нерадивых братьев. Но смекалка и боевая доблесть не подвели крестьянского сына, он «приловчился и отсек чуду-юду огненный палец», а после этого «давай рубить ему головы». И жены чудо-юдовы, и ужасная змеиха-мать не ушли от расплаты за свои черные дела. Не спасли их ни хитрость, ни коварство. «С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись — без страху люди жить стали».
    Читая сказку, я понимаю, что чудо-юдо — это воплощение зла, но понимаю также, что есть еще зло, не менее страшное. Это та­кие отрицательные черты характера, как леность, безответствен­ность, глупость, неосторожность, которые ярко проявились в об­разе старших братьев. Думаю, что эта битва впредь будет хорошей наукой и им, и нам.[/sms]

  • Можно написать рассказ, придерживаясь следующего плана:
    Место Ивана в семье.
    Иван-крестьянский сын жил в дружной крестьянской семье, которая работала с утра до ночи, не ленилась, была очень трудолюбива. В семье помимо Ивана было еще двое старших братьев.
    Появление Чуда-юда.
    Покой крестьян нарушило однажды чудище поганое, которое вознамерилось погубить всех людей, а их жилища спалить огнем. На борьбу с Чудом-юдом отправилось трое братьев.
    Поведение Ивана в бою с Чудом-юдом и его главные черты характера.
    Главные черты характера героя мы узнаем из поединком с чудовищем. Иван, в отличие от своих братьев, серьезно отнесся к беде своего народа, оказался далеко не легкомысленным, но отважился сражаться в одиночку. Сражался он храбро, отважно, с чувством собственного достоинства.
    Как Иван победил Чудо-юдо.
    Иван-крестьянский сын оказался и очень сообразительным: так, во втором поединке он додумался засыпать Чуду-юду глаза песком, а в третьем поединке он догадался, что сила чудовища располагается в его огненном пальце. Иван отрубил его и одержал победу.
    Поход за Калинов мост.
    Победив Чудо-юдо, Иван не потерял бдительности, он решил отправиться за Калинов мост напрямую в царство страшных чудовищ. Он пробрался к каменным палатам, услышал разговор матери и жены Чуда-юда о том, как те собираются убить братьев. Но Иван смог обхитрить и их.

  • Победа добра над злом. На моей книжной полке на самом видном месте стоят русские народные сказки. Я уже не маленький, но с удовольствием читаю и перечитываю их, потому что мне нравится, что в сказках добро всегда побеждает зло, а ум — глупость и коварство. Я считаю, что многовековая народная мудрость безгранична и ценна для людей любого возраста.
    «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — одна из моих самых любимых сказок, и Иван — герой, достойный подражания. Ему не занимать смелости. Самый младший в семье, он без тени страха идет биться с невиданным чудищем, которое разоряло его родную землю, предавая людей лютой смерти.
    Когда добры молодцы приехали на калиновый мост, чтобы встретить чудо-юдо, два старших брата просто-напросто завали­лись спать и «ухом не повели», в то время как Иван две ночи под­ряд бился с многоголовыми чудищами и побеждал их. Но главная битва была еще впереди. Когда Иван пошел в дозор в третью ночь, из реки выехало самое старшее и самое страшное чудо-юдо: «Все двенадцать голов свистят, все двенадцать голов огнем-пламенем дышат». Свои срубленные во время битвы головы чудище прижи­гало огненным пальцем, и прирастали они обратно, будто с плеч и не падали.
    По плечи вогнал чудо-юдо в землю Ивана, снова оставшегося без помощи нерадивых братьев. Но смекалка и боевая доблесть не подвели крестьянского сына, он «приловчился и отсек чуду-юду огненный палец», а после этого «давай рубить ему головы». И жены чудо-юдовы, и ужасная змеиха-мать не ушли от расплаты за свои черные дела. Не спасли их ни хитрость, ни коварство. «С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись — без страху люди жить стали».
    Читая сказку, я’понимаю, что чудо- юдо — это воплощение зла, но понимаю также, что есть еще зло, не менее страшное. Это та­кие отрицательные черты характера, как леность, безответствен­ность, глупость, неосторожность, которые ярко проявились в об­разе старших братьев. Думаю, что эта битва впредь будет хорошей наукой и им, и нам.

  • Иван — крестьянский сын и чудо-юдо
    В некотором царстве, в некотором государстве Жили-были старик и старуха. Было у них три сына, младшего звали Иванушка. Однажды раз­неслась недобрая весть, что чудо-юдо собирается напасть на родную землю. Старшие сыновья со­брались идти сражаться. Младший был слиш­ком молод, поэтому должен был остаться дома. Но Иванушка не стал оставаться дома, тоже со­брался идти сражаться с чудом-юдом. Собрались браться и поехали.
    Встретили они старика. Он спросил, куда они путь держат. Братья рассказали. Старик сказал, что для битвы нужны мечи булатные. И расска­зал, где их достать. Нужно было ехать прямо, до­ехать до высокой горы. Там пещера глубокая. В пещере и были мечи булатные. Братья поеха­ли, нашли гору, взяли себе мечи. Ехали они, ехали и приехали в деревню. Здесь никого не бы­ло. Все было поломано, сожжено. Вошли они в одну избушку, там лежала старуха на печи. Старушка сказала, что чудо-юдо разорило всю деревню, всех уничтожило. Осталась она одна. Братья переночевали у старухи и снова отправи­лись в путь-дорогу.
    Подъехали к реке Смородине, к калиновому мосту. Здесь они решили остановиться в пустой избушке. Братья решили ходить по очереди в до­зор, чтобы чудо-юдо не переправилось через мост. В первую ночь в дозор пошел старший брат. Он прошелся по берегу, ничего не увидел, лег и уснул. Иванушка лежал в избушке. Не спа­лось ему, взял он меч и отправился к реке. Уви­дел, что под кустом спит старший брат. Не стал его будить Иванушка. Спрятался под мост и стал сторожить.
    Вдруг на реке вода взволновалась, подъехало чудо-юдо шестиголовое. Оно выехало на середи­ну моста. Под ним споткнулся конь, за ним на­сторожился черный пес, и на плече черный во­рон встрепенулся. Чудо-юдо спросило, почему споткнулся конь, почему насторожился пес, по­чему встрепенулся ворон. Чудо-юдо сказало: «Или вы знаете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу другой прихлопну!»
    Тут вышел Иван — крестьянский сын и стали они сражаться. Иван срубил три головы у чудо­вища. Взмолилось чудо-юдо, попросило пере­дышки. Но Иван отказался дать ему отдых. Сно­ва стали они сражаться. Иван отрубил еще три головы, рассек туловище на части и бросил в ре­ку. Вернулся в избу и стал спать. Утром пришел старший брат. Иван спросил, видел ли он что-ни­будь. Старший брат сказал, что мимо него даже муха не пролетала. Иван ничего не стал гово­рить. На следующую ночь пошел в дозор сред­ний брат. И он уснул под кустом. Иван отправил­ся к мосту. Появилось чудо-юдо девятиголовое. Стал с ним Иван сражаться. Нелегко ему было. Но справился он, победил он чудо-юдо девятиго­ловое. Вернулся в избушку и уснул. Утром при­шел средний брат и сказал, что ничего не видел. Тогда Иван позвал своих братьев с собой и пока­зал головы чудовищ. Братьям стало стыдно.
    На третью ночь отправился в дозор Иван. Он ска­зал братьям, что идет на страшный бой. И велел им не спать, прислушиваться. И как услышат свист Ивана, должны братья выпустить коня и сами спешить на помощь. Пошел Иван к мос­ту. Появилось чудо-юдо двенадцатиголовое. На­чался бой. Иван размахнулся мечом и срубил три головы чудовищу. Но чудо-юдо подхватил головы, чиркнул по ним огненным пальцем, приложил к шее, и они приросли. Ивану было очень тяжело. Чудо-юдо жгло его огнем, оглу­шало свистом, осыпало искрами, вгоняло в сы­рую землю по колени. Бросил Иван рукавицу в избушку. Но братья спали и ничего не услы­шал. Снова стал сражаться Иван. Он срубил чу­довищу шесть голов. И снова чудо-юдо чиркнул огненным пальцем, и приросли они на место. Чудо-юдо вогнало Ивана в сырую землю по пояс. Иван бросил другую рукавицу. Она пробила крышу, но братья спали и ничего не слышали. В третий раз размахнулся Иван и отрубил чуду-юду девять голов. Однако и они снова приросли. Тогда Иван бросил в избу свою шапку. От удара чуть избушка не развалилась. Братья просну­лись, отпустили коня и бросились на помощь. Иван вылез из земли и продолжал битву. Он от­рубил чудовищу волшебный палец. После этого отрубил головы и уничтожил чудовище. Прибе­жали братья, но Иван справился сам.
    На следующий день Иван незаметно подобрал­ся к дворцу чуда-юда, чтобы подслушать разго­вор. Там сидели три жены чудовищ и их старая мать. Они хотели отомстить. Первая жена сказа­ла, что хочет обернуться колодцем. Иван с брать­ями будут страдать от жажды, выпьют воды и сразу умрут. Вторая жена сказала, что обернет­ся яблоней. Если Иван с братьями съедят по яб­лочку, сразу же их разорвет. Третья сказала, что напустит на них сон, а сама обернется мягким ко­вром с подушками. Только они лягут отдохнуть, как сгорят в огне. Мать чудовищ сказала, что ес­ли не получится их извести, то она обернется ог­ненной свиньей и всех проглотит. Иван все это выслушал и запомнил. Вернулся он к братьям. Поехали они домой. Было жарко, очень хотелось пить. Вдруг увидели они колодец. Захотели на­питься воды. Но Иван стал мечом рубить коло­дец. Послышались крики. Сразу пропала жара.
    Едут они дальше, увидели яблоню с красивы­ми яблочками. Братья хотели съесть по яблоку, но Иван принялся рубить дерево. Послышались страшные крики.
    Ехали они дальше, сильно устали. Увидели ковер с мягкими подушками. Иван запретил братьям к нему подходить. Но они стали его ру­гать. Иван бросил свой кушак на ковер, сразу ку­шак сгорел в огне. Иван сказал братьям, что с ни­ми случилось бы то же самое. Иван изрубил ковер в мелкие кусочки. Потом разъяснил братьям
    о хитростях жен чудовищ.
    Поехали они дальше. Вдруг за ними погна­лась огромная свинья. Братья вытащили из сво­их котомок соль и бросили в пасть. Свинья дума­ла, что схватила братьев. Но потом поняла, что ее обманули.
    Иван с братьями разделились и поскакали в разные стороны. Свинья не знала, куда бежать сначала. Пока она думала, подбежал Иван, под­нял ее и ударил об землю. Свинья рассыпалась.
    Иван с братьями вернулись домой. И стали жить-поживать, добра наживать.
    В сказке раскрывается тема мирного труда и защиты родной земли. Простые люди труди­лись на благо своей родины. Но в случае необхо­димости сразу же вставали на защиту родной зем­ли. Главный герой, Иван — крестьянский сын, является выразителем основной мысли сказки. Он олицетворяет собой лучшие качества простого народа — силу, смелость, находчивость, мужест­во. Очевидно нравственное превосходство Ивана над его братьями. Он более ответственен, умен и дальновиден. Именно он спасает родную зем­лю и своих братьев от опасности от врагов.

  • Прочитав сказку, мне понравилось то, что Иванушка по своему желанию пошел на чудо-юдо вместе со старшими братьями. Они договорились, что ночью будут стоять в дозоре. В первую ночь охранять пошел старший брат и уснул под мостом, а Ивану не спалось. Взяв свой меч, он вышел, не стал будить брата. Когда чудо-юдо пришло, он начал с ним бой, у него было аж 6 голов, он срубил ему все головы, разрезал его и под мост положил. На следующее утро другой брат пошел охранять и тоже уснул, но Иван не надеялся на него и пошел сам в дозор. За полночь он услышал, что идет чудо-юдо, спрятался за мост, потом вышел и изрубил ему все его 9 голов, и лег спать. Показал он утром все головы, стало стыдно братьям, на третью ночь Иван попросил их помочь ему. На этот раз пришло 12 – головое чудовище, у которого был огненный палец, способный восстанавливать головы. Иван и с ним справился, но тяжело ему было, еле братьев разбудил, чтобы они помогли ему.
    Утром он пошел к логову чудовищ, а там жены убитых думали, как отомстить Ивану, он подслушал их разговор и был начеку. Когда братья ехали домой, стало жарко, они хотели испить водицы из колодца, но Иван не разрешил. Исколол он колодец, тот и испарился, это была одна из жен змеиных, такая же история приключилась и с яблонькой, и с ковром.
    Мне понравилась мужественность Ивана, его сила, находчивость, смелость, решительность. Он настоящий герой, которым можно гордиться и восторгаться.

  • Иван – самый младший из трех сыновей, как сказал о нем один из братьев:
    Однако, несмотря на свою молодость, Иван – явный лидер. Он не только говорит братьям, что нужно делать, он, по сути, берет ответственность за битву с Чудом-Юдом на себя, планирует ее и контролирует исполнение. Если бы не он, исход битвы закончился бы трагически.
    Иван не хвастается и не гордится своими заслугами: убив первого Чуду-Юду, которого проспал его старший брат, он даже ничего не сказал ему об этом. Просто вернулся домой, как ни в чем ни бывало.
    После убийства второго чудища Иван, понимая, что ему может понадобиться помощь братьев, показал им отрубленные головы, но вовсе не для того, чтобы похвастаться, а чтобы показать им степень опасности, воззвать к их чувству долга.
    Правда и это не помогло, пока Иван сражался с чудищем, братья сладко спали.
    На обратной дороге Иван продемонстрировал еще одно качество – предусмотрительность. Случайно подслушанный разговор дочек чудищ спас впоследствии жизнь и ему, и братьям, которые в какой-то момент взбунтовались, дескать, ты нам не указчик, но потом смирились.
    В конц сказки Иван возвращается домой, заниматься любимым делом – землю пахать да хлеб собирать.

  • “В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка», – так зачаровывает слушателя и вводит его в свой мир прекрасная русская народная сказка. Передаваясь из уст в уста, сказки постоянно совершенствуются, достигают необычайной выразительности. В самом деле, народная сказка свидетельствует о кропотливом поиске совершенства содержания и формы; в ней нет случайных эпизодов и диалогов, описаний, без нужды затягивающих действие. Обратим внимание, что даже имя героя дается лишь в том случае, когда подчеркивается его особая роль. Выборочный пересказ «О подвигах Ивана – крестьянского сына» начинается со слов Ивана: «Ну, братцы, заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтобы чудо-юдо через калиновый мост не пропустить… » Последние слова Ивана позволяют школьникам сделать вывод о том, что именно он больше всех других братьев понимает ответственность. Далее читатели выбирают и оценивают именно те фрагменты текста, которые свидетельствуют о героических поступках Ивана – крестьянского сына, превосходящего своего противника не только по физической силе и находчивости, стойкости и терпеливости, но, главное, по силе духа, которую дает ему сознание правого справедливого дела защиты родной земли. Важно иметь в виду, что каждая часть сказки требует во время пересказа и беседы общего и детального ее рассмотрения. Интересен и такой вопрос: каких людей прославляет сказка, а каких порицает? Или: почему три брата покинули родной дом и отправились в опасную дорогу? Как выполнил каждый из них свое обещание биться насмерть с чудищами? Вопрос «Что заставило трех братьев покинуть родной дом? » и ответ нас, пересказ фрагмента сказки, связанного с ее началом, предполагают одновременное и дополнительное рассматривание деталей этого фрагмента. Чем объяснить, что по имени назван только Иванушка? Как описывается мирный крестьянский труд? («…Не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали…» ) Чем страшна весть, которая разнеслась в царстве-государстве? («…Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить». ) Обратим внимание нас, что братья не раздумывая решаются идти на бой и биться насмерть с врагом, что родители не стали «удерживать да отговаривать… Снарядили… всех троих сыновей в путь-дорогу» . Рассказывая о том, как братья приехали в деревню, все верно замечают, что все увиденное братьями в деревне как бы укрепляет их решение, удваивает их силы. Решение братьев подкрепляется и словами старухи: «…за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал! » После этого братья еще больше заторопились в путь-дорогу. С самого начала, как уже было сказано, именно Иван относится к делу серьезнее других братьев, глубоко чувствуя ответственность перед родной землей. С момента начала первого боя с чудом-юдом автор-народ называет уже главного героя не Иванушкой и не Иваном, а Иваном – крестьянским сыном, как бы отдавая ему дан

  • 17/09/21

    № 05

    1.

    Автор

    Попова
    Елена Сергеевна

    2.

    Должность

    Учитель
    русского языка и литературы

    3.

    Название
    материала

    Конспект
    урока

    4.

    Учебный
    предмет

    Литература

    5.

    Класс
    (возраст)

    5

    6.

    Тема
    урока

    «Иван-крестьянский сын и
    чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.Тема мирного труда и
    защиты родной земли. Гипербола

    7.

    Тип
    урока

    Урок
    открытия новых знаний

    8.

    Форма
    урока

    Урок-беседа

    9.

    Цель

    Познакомиться
    с текстом произведения, через анализ образа главного героя воспитывать
    чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности
    учащихся

    10.

    Задачи

    Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать
    текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы,
    выделять важную информацию.

    Развивающая: способствовать формированию
    коммуникативной и исследовательской компетентности пятиклассников, обогащать
    словарный запас учащихся, развивать умение овладевать художественными
    образами, выразительными свойствами языка.

    Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма,
    высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского
    сына

    11.

    Планируемые
    результаты

    Личностные: положительно
    относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания,
    умения, совершенствовать имеющиеся.

    Регулятивные: принимает
    и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и
    одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует
    по плану.

    Познавательные: осознает
    познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также
    самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

    Коммуникативные: задает
    вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли,
    высказывает и обосновывает свою точку зрения

    12.

    Оборудование

    УМК,
    презентация по теме, компьютер

    Ход урока

    I.
    Вступительное слово учителя


    “Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, тем
    легче, тем более глубоко поймем великое значение творимого нами настоящего”, —
    говорил М.Горький.


    Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?

    (Из
    фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной
    деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая
    родную землю, обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем боролись)


    Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали
    необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних
    описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло –
    наказывается.


    Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” — сказка волшебная, но чем же она
    отличается от других волшебных сказок?


    Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.


    Запишите тему урока в рабочие тетради.

    II.
    Прослушивание аудиозаписи сказки

    Анализ
    текста сказки


    Понравилась ли вам сказка? Почему?


    Кто из героев понравился больше? Почему?


    Какое известие опечалило жителей некоторого государства?


    Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? —
    Найдите этот эпизод в сказке

    (“Не
    горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть.
    А чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод он еще,
    чтоб на бой идти”)


    Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать,
    вот и отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли
    братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и
    поехали.


    Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Какая картина представилась
    братьям?

    (Все
    повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита
    еле держится)


    Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

    (За
    дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную))


    Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

    (Сообщение
    заранее подготовленного учащегося)

    Калинов
    мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост,
    являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души
    переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают
    угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

    Существует
    множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит
    единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением
    битвы добра и зла.


    Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?


    Кто оказывается самым организованным?

    (Самым
    бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам
    ко всему прислушиваться да приглядываться”)


    Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие
    защитники Родины?


    Как ведет себя в дозоре старший брат?


    Как ведет средний брат?


    Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

    (Иван
    понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с
    чудом-юдом)


    Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?

    Задание
    по группам:


    Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах


    Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на
    реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля
    всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”


    Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?


    Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?


    первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

    Во
    второй – проявил находчивость, храбрость;

    В
    третий раз Иван решителен, неудержим.)


    Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя,
    после него?

    (Сначала
    Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со
    старшими братьями;

    во
    время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

    после
    побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во
    времятретьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым
    палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах
    змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, -гласит народная мудрость.)


    Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор подчеркивает серьезность
    ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя
    который, автор показывает смелость, храбрость неустрашимость Ивана, чем
    вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

    Значит,
    это не просто волшебная сказка, это сказка с героическим содержанием


    Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько значений имеет это слово?

    (Два
    значения:

    Герой
    – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.

    Герой
    – человек, совершивший героический поступок”)


    Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в
    середине и в конце сказки?


    начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревнеговорит
    братьям “Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

    В
    середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже
    Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно
    маленьких, младших. Обращение “Иван” — уважительное, а Иван – крестьянский сын
    похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили – Иван Петров сын”)
    Обращение по имени отчеству надо было заслужить.


    А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?


    это художественный прием. С помощью такого противопоставления на фоне спесивых
    бездельников ярко показан простой и скромный победитель. А ведь вначале братья
    не хотели брать Ивана с собой. На самом же деле все наоборот: братья
    бесполезны, а Иван — герой, защитник.)


    А как народ показывает нам врага? Почему называет его не просто Змей Горыныч, а
    чудо-юдо поганое)

    (Он
    посягает на чужую землю, приносит горе и страдание народу)

    Композиция
    сказки. Особенности.


    Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.


    Как в этой сказке проявляется цифра три?

    (Три
    боя, три брата, три раза бросал предметы-пощники в избушку братьев, три жены,
    три испытания)


    Какие словосочетания замедляют действие?

    (долго
    ли коротко ли ехали)


    Соедините слова в словосочетания.

    Эпитет
    – художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества,
    свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события.

    Эпитет,
    прочно закрепленный за одним предметом, называется постоянным

    IV.
    Обощение


    Чем заканчивается сказка?

    (“А
    Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали
    они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”)


    В чем необычность концовки сказки?


    этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном
    труде.Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь совесть,
    любящий свою Родину)


    Как можно сформулировать мораль сказки?

    Чудо-юдо
    явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение
    народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы русской
    земли, это и помогло победить врага)

    Игра
    “Собери пословицу” (Соединение частей пословиц в технологической карте)


    Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки.

    В
    каком народе живешь, того и обычая держись.

    Своя
    земля и в горсти мила.

    Чужая
    сторона – мачеха, родимая сторона – мать.

    Русский
    ни с мечом, ни с калачом не шутит.

    На
    Руси не все караси — есть и ерши.

    В
    чужой монастырь со своим уставом не лезь.

    Игра
    “Интервью с литературным героем”

    — 
    Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским
    сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?


    А чтобы он ответил на этот вопрос?

    V.
    Домашнее задание: Выполнить устно задания 4 и 5 из
    раздела учебника «Продолжаем знакомство с фольклором». Выписать из сказки о
    царевне-лягушке примеры присказки, зачина, концовки, повторов, постоянных
    эпитетов и подготовиться рассказывать сказку с использованием этих компонентов

    Русские народные сказки славятся своей красочностью и актуальностью во все времена. Известные персонажи, волшебные мотивы, интересные сюжеты — всё это присуще русской народной литературе. Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ произведения «Иван—крестьянский сын и чудо-юдо». Сюжет в сокращении опишет основные события сказки, что поможет подготовиться к занятию и подобрать аргументацию для сочинений.

    Краткий пересказ

    (790 слов) Сказка начинается с описания простой крестьянской семьи, трудящейся не покладая рук. У родителей было трое сыновей, младшего звали Иванушка.

    По государству прошёл слух о скором нападении жуткого чуда-юда на их земли. Тогда старшие сыновья вызвались пойти на бой против чудища. Мужчины также наказали Иванушке не покидать стариков, ведь он слишком молод для сражения с чудом-юдом. Но младший брат не согласился, и тогда все трое сыновей сели на верных коней и отправились в путь.

    По дороге им встретился старик, который посоветовал храбрый бойцам заменить их дубинки булатными мечами. Старый человек рассказал: нужно дойти до горы, в ней есть пещера, вход в которую закрыт камнем, — в этой пещере и сокрыты мечи. Братья последовали указаниям незнакомца и нашли в пещере много разного оружия. Снарядившись, бойцы отправились дальше. Вскоре они приехали в деревню, где всё было сожжено. Лишь одна избушка уцелела, а внутри на печи лежала старуха. После вопросов об их цели она поведала, что чудо-юдо и уничтожило её деревню. Братья остались на ночь у старухи, а утром двинулись в путь.

    На берегу реки Смородины храбрецы увидели поломанное оружие и человеческие останки. Найдя пустое жилище, братья решили остаться в нём, чтобы не дать чудо-юду пройти через калиновый мост.

    В первую ночь старший брат сторожил мост — ничего подозрительного не заметил и уснул. Но Ивану не спалось: взяв оружие, храбрец пошёл к реке. И вдруг вода зашумела, птицы закричали: к мосту приближалось чудо-юдо с шестью головами. Чудище сказало своим прислужникам — коню, ворону и псу — что волноваться не о чем, ведь Иван – крестьянский сын, вероятно, ещё не появился на свет, а если и так — чудо-юдо с лёгкостью расправится с ним. В этот момент младший из сыновей показал себя и вызвал чудище на бой. Иван одним махом уничтожил три головы чуда-юда, и тогда последний взмолился об отдыхе. Но храбрец не отступал, согласившись остановить бой, когда у обеих сторон будет лишь по одной голове. Бой продолжился: Иванушка снёс и последние три головы чудища, изрезал тело чуда-юда и выбросил в реку, а головы сложил под мост.

    Утром старший брат спрашивал о прошедшей ночи, но Иван ответил, что ничего не видывал.
    На вторую ночь средний брат пошёл сторожить мост и, убедившись в безопасности, лёг спать. Иван же снова вышел к реке и спрятался в кустах. Повторились события прошлой ночи, но только чудище было девятиголовое. Иван снёс три головы, чудо-юдо ответило ударом, но храбрый молодец пошёл на хитрость и бросил в глаза чудищу песок, чтобы потом окончательно его добить. С телом и головами чуда-юда Иванушка расправился как и в прошлый раз. Наутро Иван показал братьям головы чудищ под мостом и пристыдил их за безответственность.

    В третью ночь Иванушка сам отправился наблюдать за мостом и наказал братьям не спать, чтобы они по первому его свисту пришли на помощь и выпустили его коня.
    После полуночи появилось двенадцатиголовое чудище. Завязался бой: Иван срубил три головы чуда-юда, но чудище прирастило их обратно чирком огненного пальца. Так произошло и в следующие разы. Когда младшему из братьев стало совсем тяжело, он свистнул, но братья крепко спали и не пришли на помощь. Лишь когда Иван был по самые плечи в земле, а шапка, брошенная им, зашатала избушку, братья проснулись и выпустили коня, поспешив за ним. Конь колотил копытами чудище, когда Иванушка изловчился и отрубил огненный палец чуда-юда, а затем срезал все его головы и сложил под мост.

    На следующее утро младший из братьев отправился к реке искать свой кушак. На самом же деле он перешёл на другой берег и направился к жилищу чуда-юда, где увидел жён и мать чудовищ. Они обсуждали месть Ивану: первая предложила обернуться колодцем, чтобы братья от жары напились из него и отравились; вторая — стать яблоней, чтобы братьев от плодов разорвало в клочья; третья — обернуться ковром с подушками, чтобы братья сгорели, решив отдохнуть. А мать-змея решила стать свиньёй, чтобы проглотить храбрецов, если предыдущие варианты не сработают.

    Иван, услышав всё это, вернулся к братьям, и они отправились домой. Был жаркий день, а на пути повстречался колодец. Иванушка отговорил братьев пить из него и разрубил колодец, тогда зной спал. Затем на пути храбрецы увидели яблоню. Но и тогда младший из братьев разрубил дерево, а оно закричало. По дороге они заметили и ковёр с подушками. Хоть братья и устали, но Иванушка отговорил их ложиться. В ответ братья рассердились. Тогда Иван бросил свой кушак на ковёр, а тот сразу загорелся огнём.

    Когда братья продолжили путь, вдруг испортилась погода, и они увидали огромную свинью, бегущую за ними. Тогда храбрецы достали из своих запасов соль и бросили свинье в пасть. Животное продумало, что ест Ивана с братьями, но потом поняло ошибку и побежало за бойцами. Тогда они поскакали в разные стороны. Пока свинья решала, за кем бы погнаться, Иван ударил её об землю — животное рассылалось прахом.

    Братья вернулись домой. С тех пор чудищ в государстве больше не видали.

    Отзыв

    (304 слова) Мне понравилась сказка «Иван—крестьянский сын и чудо-юдо». В ней сочетаются актуальные во все времена темы и волшебные мотивы. Главная мысль сказки, как и во многих других произведениях русского народного творчества, заключается в следующем: необходимо сражаться за благополучие своей родной земли и не сдаваться даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.

    При всей тяжести испытаний, которые преодолел Иван, финал оказывается счастливым. Это неожиданно, ведь младший из братьев не подавал надежд в самом начале сказки. Подобное несоответствие в сказке «Иван—крестьянский сын и чудо-юдо» заставляет задуматься над тем, что сила и смелость человека не всегда очевидны, и нужно время для проявления этих качеств. Ведь если бы не решение Ивана отправиться на бой с чудом-юдом вопреки желаниям старших братьев, конец сказки мог бы быть трагичным.

    Моё впечатление о сказке «Иван—крестьянский сын и чудо-юдо» неоднозначно. Несмотря на благополучный финал, в произведении остаётся недосказанность. Старшие братья, которые каждый раз подводили Иванушку, в конце сказки стоят с ним наравне в глазах читателя. Их безответственность и отсутствие силы воли могли погубить не только Ивана, но и всех жителей государства. Но в произведении интересна и реакция самого Иванушки на беспечность братьев: он пристыдил их, но простил, а впоследствии без сомнений доверился им в бою. Это говорит о доброте и милосердии младшего из братьев.

    Мое мнение о сказке положительное. «Иван—крестьянский сын и чудо-юдо» — это история о храбрости и желании помочь своей родной земле. Произведение наполнено волшебными мотивами и интересными поворотами сюжета. Динамичность действий, простой и живой язык повествования, красочные описания сражений — всё это создаёт у читателя ощущение причастности к истории одного государства. Чему учит произведение «Иван—крестьянский сын и чудо-юдо»э? Сказка несёт важные мысли о необходимости отваги, смекалки и милосердия, что актуально и в современном мире. Добро побеждает зло, и это вдохновляет. Таково моё отношение к сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».

    Автор: Татьяна Булычева

    «ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО».

    ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ГЕРОИ СКАЗКИ

    В ОЦЕНКЕ АВТОРА-НАРОДА

    Цели деятельности учителя: учить характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое; раскрыть моральные качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль произведения; совершенствовать работу по восприятию и пониманию волшебной героической сказки, формированию навыков пересказа и речи.

    Планируемые результаты изучения темы:

    Предметные умения:знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его.

    Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

    Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

    Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

    Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

    Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

    Ход урока

    I. Анализ текста сказки.

    Вопросы

    1. Понравилась ли сказка?

    2. Интересен ли вам Иван — крестьянский сын?

    3. Можно ли утверждать, что Иван — сын своего народа, его часть, его защитник? Почему?

    4. Каковы, по-вашему, истоки силы героя?

    ОБРАЗ ИВАНА

    В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.

    Вопрос: Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехал мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться.)

    Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.

    Задание: Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.

    Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз — «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».

    Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

    Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

    Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?

    В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй — проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.

    Вопрос: А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники?

    И это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.

    Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.

    Автор-народ хотел изобразить героя умным, сильным, скромным, простым, преданным своему делу. Таким является Иван-крестьянский сын.

    ОБРАЗ ВРАГА

    Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.

    Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.

    Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.

    КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ

    Вопросы и задания:

    1. Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

    2. Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.)

    3. Какие словосочетания замедляют действие?(«Долго ли коротко, коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)

    4. Приведите примеры постоянных эпитетов.(Добрый молодец, булатный меч и др.)

    Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван — крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».

    В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван — простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.

    — Как можно сформулировать мораль сказки?

    Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:

    • В каком народе живешь, того и обычая держись.

    • Своя земля и в горсти мила.

    • Чужая сторона — мачеха, родима сторона — мать.

    • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

    • На Руси не все караси — есть и ерши.

    • В чужой монастырь со своим уставом не лезь.

    II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ.

    Домашнее задание: чтение и пересказ сказок «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; работа по заданиям «Размышляем о своеобразии сказок о животных», «Размышляем о своеобразии бытовых сказок» (с. 40-46).

    Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/440712-ivankrestjanskij-syn-i-chudo-judo-obraz-glav

  • Сказка про чиполлино аудиосказка
  • Сказка про черепашку ниндзя
  • Сказка про черномора как называется
  • Сказка про черномора читать
  • Сказка про цифру три