Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.
Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!
«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»
Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!»
И бегут они к Медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать.
Надо солнышко идти выручать!»
Но Медведю воевать неохота:
Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет, Медведь, и ревёт,
Медвежат он из болота зовёт:
«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»
А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только чёрные совы из чащи
На неё свои очи таращат.
Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
«Стыдно старому реветь —
Ты не заяц, а Медведь.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти.
И когда оно опять
Будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые,
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит,-
Солнце красное,
Солнце краденое.
Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю,-
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Ишь разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
Пропадает целый свет,
А ему и горя нет!»
Но бессовестный смеётся
Так, что дерево трясётся:
«Если только захочу,
И луну я проглочу!»
Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.
Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Стали пташки щебетать,
За букашками летать.
Стали зайки
На лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как весёлые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
Анализ стихотворения «Краденое солнце» Чуковского
Знаменитый детский писатель К.И. Чуковский познакомил мир со своим произведением «Краденое солнце» в 1927 году. Не смотря на то, что прошло около 100 лет со дня первого издания, стихотворение не потеряло своей литературной ценности и все также популярно. Как и в других стихах талантливого автора, добро побеждает зло, а главные герои радуются победе.
Действие разворачивается в сказочном мире лесных животных, которые однажды обнаружили пропажу солнца. Всезнающие сороки разнесли весть, что солнце проглотил крокодил, а мир погрузился во тьму. Звери и птицы страдали, но не могли противостоять такому большому и сильному злодею. Единственным возможным защитником был медведь, который не хотел ввязываться в драку: «Но медведю воевать не охота..», а пытался отыскать своих внучат. Но мудрая зайчиха убедила его в необходимости противиться злу, и солнце было освобождено. Радостные звери прославляли солнышко и благодарили своего спасителя, а медвежата нашли путь домой.
Обращение Корнея Ивановича к символу крокодила и медведя — главных действующих лиц сказки — связывают с древней мифологией. Образ медведя — это славянский национальный символ, означающий силу и несокрушимость духа, а крокодил — мифическое божество, враждебное Богу Солнца — Ра. Также, образ крокодила появлялся в произведениях других писателей послереволюционного времени и многие критики того времени находили в нем отсылку к действующей советской власти.
Несмотря на некоторую жестокость в сказке: «разорви его на части, вырви солнышко из пасти», «Уж он мял его и ломал его», произведение является яркой иллюстрацией войны за мир. Автор показывает ребенку, что как бы не был страшен враг, с ним обязательно нужно бороться, особенно если от этого зависит жизнь родных и близких. Поиски медвежат, не увенчавшиеся успехом, означают главенство первопричины над ее последствиями. Ребенок вместе с зайчихой проводит логическую цепочку: победи крокодила — солнышко вернется на небо — станет светло — медвежата найдут дорогу домой. Получив отпор, зло отступает, пусть медведю и нелегко было победить злодея.
Стихотворение тренирует память и внимательность — встречаются отсылки к другим произведениям автора, наверняка знакомые ребенку. Тот же крокодил встречался и в «Мойдодыре», «Тараканище», заиньки — в «Путанице» и «Айболите». Наличие простых и ярких рифм делает «Краденое солнце» легко запоминающимся произведением, которое можно цитировать в любых житейских ситуациях.
Детская литература, по мнению самого Корнея Ивановича, обязана быть не только погружением в детство, но и основываться на всех достижениях мировой поэзии. Произведения для детей должны нравиться и взрослым, чтобы те захотели познакомить с ними своих малышей. Стихи К. И. Чуковского стали классикой детской поэзии, которая проверена временем.
«Может нуль не виноват?»
«Сказочка о счастье»
Главные герои сказки «Аля, Кляксич и буква А» и их характеристика
- Аля. Девочка, которая учится писать аккуратно. Добрая, отзывчивая, смелая.
- Буква А. Помогала девочке. Была изгнана из азбуки.
- Кляксич. Коварный и злобный. Всюду ставил кляксы, ссорил буквы.
- Прочие буквы. Очень разные, каждая со своим характером.
План пересказа сказки «Аля, Кляксич и буква А»
- Буква А зовёт на помощь.
- Угрозы Кляксича.
- Баранки буквы Б
- Вопросительный знак.
- В поезде.
- Загадки глупой Г.
- Добрая Дуня.
- В лесу.
- У реки.
- Освобождение буквы Л.
- Поиски филина.
- Распиленная Ш.
- Загадочная надпись.
- Дописанное письмо.
Кратчайшее содержание сказки «Аля, Кляксич и буква А» для читательского дневника в 6 предложений
- Буква А рассказала Але, что Кляксич проник в азбуку.
- Аля отправилась в азбуку спасать буквы своего имени.
- Она узнала, что Кляксич преследует букву Л.
- Але удалось освободить букву Л и найти филина.
- Она обнаружила загадочную надпись, прочитать которую помогло зеркало.
- Аля дописала письмо маме, но Кляксич сбежал.
Главная мысль сказки «Аля, Кляксич и буква А»
Писать нужно аккуратно, без клякс и помарок.
Чему учит сказка «Аля, Кляксич и буква А»
Сказка учит хорошо писать, знать азбуку. Учит взаимовыручке и взаимопомощи. Учит не бросать друзей в беде. Учит бороться до конца.
Отзыв на сказку «Аля, Кляксич и буква А»
Мне понравилась эта забавная сказка, в которой не только много приключений, но и полезной информации о буквах. Прочитав эту сказку, я лучше запомнила буквы алфавита и поняла, как важно уметь писать без ошибок и помарок.
Пословицы к сказке «Аля, Кляксич и буква А»
Ученье — свет, неученье — тьма.
Век живи — век учись.
Другим не поможем, сами пропадём.
Азбука — к мудрости ступенька.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Аля, Кляксич и буква А» по главам:
Глава 1
Аля писала письмо маме, но буквы скакали и получалось плохо.
Вдруг на листок выбежала буква А и стала жаловаться на злого Кляксича. Она сказала, что Кляксич пробрался в азбуку и ссорит буквы между собой. Он хочет заменить все буквы на кляксы.
Кляксич уже выгнал букву А и заменил её кляксой. А теперь грозится запереть под замок букву Л и спрятать букву Я. И тогда Аля не сможет написать письмо.
Аля решила уничтожить Кляксича. Она взяла резинку и промокашку и вместе с буквой А отправилась в Азбуку.
Дорогу им преградила буква Б, которая требовала купить у неё бублики. Аля купила сколько смогла, но Б требовала покупать больше и больше. Только читатели могут помочь Але купить больше бубликов.
Глава 2
Но вот Б отстала и Аля вошла в Азбуку. На лугу вопросительный знак пас двоеточия. Но он не знал, куда девался Кляксич, только видел, что тот уехал на поезде.
Буква В у вагонов спрашивала у пассажиров вещи. Аля предъявила баранки и её пустили в поезд.
Но вскоре поезд остановился. Кляксич разобрал рельсы и вырубил деревья. Только читатели могут помочь Але починить путь.
Глава 3
Путь починили и поезд поехал дальше. Вечером Аля и А сошли и постучали в дом, где жила буква Г.
Буква Г сказала, что подскажет где искать Кляксича, если Аля решит задачу. Она спросила сколько будет отставших пассажиров, если с двух поездов отстанет по одному.
Аля сказала, что пассажиров будет 2, но Г сказала, что это неправильно. Ведь отставший пассажир уже не пассажир, а растяпа.
Расстроенная Аля пошла дальше. Взошла Луна. Аля увидела дом, в котором горело окно на десятом этаже. Там жила буква Д, которую звали Добрая Дуня.
Добрая Дуня подсказала искать Кляксича в лесу, где он ловит букву Л. Она угостила девочку дыней и спела песню, первые буквы строк которой образовывали имя Дуня.
Глава 4
Утром Аля пошла в лес. На опушке стояла избушка где жили забывчивые старушки Е и Ё. К ним Аля заходить не стала. Она пошла дальше и увидела землянку в которой жили стеснительные буквы З и Ж. Они подсказали Але, как пройти к букве Л.
Для этого нужно было правильно отсчитать шаги и нарисовать ёлочки. Шаги Аля отсчитала, но ёлочки нарисовать не смогла — она забыла карандаш у буквы Г. Оставалось надеяться на читателей.
Глава 5
Читатели помогли и Аля отправилась дальше. Она увидела забор, за котором стоял дом. Там жили буквы И, Ы, Й. Букву Й звали Тимофей. Эти буквы постоянно спорили, кто из них главный.
Они рассказали Але, что Кляксич с дружками был вчера вечером и отправился на левый берег реки Чернилки, ловить букву Л.
Аля пошла следом.
Глава 6
Аля добралась до реки, но моста не было. Она высыпала строчку бубликов и получился мост. Буква А легко пробежала по нему, но Але нужны были перила. Читатели помогли девочке, нарисовав палочки.
В доме буквы Л было пусто. Но вскоре Аля нашла сарай, который стерегли К и М. Злая К выхватила револьвер и стала угрожать Але. Она была из старого букваря и Кляксич обещал ей поставить кляксу на новую букву К.
Но буква М была доброй и помогла Але выпустить букву Л, а вместо неё посадить букву К.
Аля, А и Л побежали выручать букву Я.
Глава 7
Они добрались до НОПа, научно-опорного пункта, где буквы Н,О и П ставили опыты. Они переплавляли слова, заменяя одни буквы другими.
Аля поняла, что они работают на Кляксича и не стала с ними разговаривать.
Глава 8
Аля задумалась, что делать дальше.
Буква Р не могла ей помочь, потому что была собакой Розочкой, но Кляксич написал на её будке слово «сабака» и Розочка тосковала.
Буква С была сорокой и не хотела говорить слов, которые начинались не на букву С.
А буква Т была просто Тютей.
Но тут к ним подбежала буква У. Она давно искала букву А, потому что одна не могла позвать филина Федю, который куда-то исчез, после того, как отказался прятать в дупле букву Я.
Вместе буквы стали кричать «Ау», но филин не отзывался.
Но Аля увидела на дубах надписи «Тен» и «Нилиф» и поняла, что это слова наоборот.
Буква У забралась на нужный дуб и освободила филина.
К ним подбежала буква Х, но она была хитрюгой и Аля не стала с ней разговаривать.
Глава 9
В сквере Аля встретила весёлые буквы Ч и Ц, которые искали друг друга в словах. Они не знали ничего про букву Я и Кляксича.
Тут прибежала расстроенная буква Щ и сказала, что Кляксич растащил букву Ш на чёрточки. Читателям придётся написать её раз сто, чтобы она снова стала буквой.
Щ сказала, что Кляксич о чём-то ругался с Ь и Ъ знаками.
Буквы Э и Ю рассказали, что Кляксич всё-таки поймал букву Я и спрятал её в очень странную надпись, которую никто не может расшифровать.
Но тут прилетела буква З и стала кричать про зеркало.
Аля не поняла, зачем нужно зеркало, но читатели снова помогли.
Глава 10
Все кончилось благополучно. Букву Я освободили и Аля дописала своё письмо.
Но Кляксича и его друзей, Описку и Помарку, поймать не удалось. Они до сих пор бегают по тетрадкам и строят пакости.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Аля, Кляксич и буква А»