Сказка про богатого и бедного брата

Автор на чтение 11 мин. просмотров 11 опубликовано 08.02.2021 повесть о шемякином суде в некоих местах жили два брата-земледельца: один

На чтение 11 мин. Просмотров 11 Опубликовано

Повесть о Шемякином суде

В некоих местах жили два брата-земледельца: один богатый, другой бедный. Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости его.

По некотором времени пришел бедный к богатому просить лошадь, чтобы было на чем ему себе дров привезти. Брат же не хотел дать ему лошади, говорит: «Много тебя я ссужал, а поправить не мог». И когда дал ему лошадь, а тот, взяв ее, начал просить хомута[90], обиделся на него брат, стал поносить убожество[91] его, говоря: «И того-то, и хомута у тебя нет своего». И не дал ему хомута.

Пошел бедный от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади и привез к своему двору. И забыл он выставить подворотню. Ударил лошадь кнутом, лошадь же изо всей мочи рванула с возом через подворотню и оторвала себе хвост.

И вот бедный привел к брату своему лошадь без хвоста. И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил ее. И, не взяв назад лошади, пошел на него бить челом в город, к Шемяке-судье.

А бедный брат, видя, что брат его пошел бить на него челом, пошел и сам за братом, зная, что будут все равно за ним из города посылать, а не пойти, так придется еще и приставам[92] проездные платить.

И остановились они оба в некоем селе, не доходя до города. Богатый пошел ночевать к попу того села, затем что был тот ему знакомый. И бедный пришел к тому попу, а придя, лег у него на полатях. И стал богатый рассказывать попу про погибель своей лошади, ради чего в город идет. И потом стал поп с богатым ужинать, бедного же не зовут с собою есть. Бедный стал с полатей смотреть, что едят поп с братом его, сорвался с полатей на зыбку[93] и задавил попова сына насмерть. И тот также поехал с богатым братом в город бить челом на бедного за смерть сына своего. И пришли они к городу, где жил судья; а бедный за ними следом идет.

Шли они через мост у города. А из жителей города некто вез рвом в баню отца своего мыть. Бедный же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, задумал себя смерти предать. А бросившись, упал на старика и задавил отца насмерть. Схватили его, привели к судье.

Он же размышлял, как бы напасти избыть и что бы дать судье. И, ничего у себя не найдя, надумал так: взял камень, завернул в платок, положил в шапку и стал пред судьею.

И вот принес брат его челобитную, иск на него за лошадь, стал бить судье Шемяке челом. Шемяка же, выслушав челобитную, говорит бедному: «Ответствуй!» Бедный, не зная, что говорить, вынул из шапки завернутый камень, показал судье и поклонился. А судья, чая, что бедный ему мзду посулил, сказал брату его: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, не бери у него лошади своей до тех пор, пока у лошади не вырастет хвост. А как вырастет хвост, в то время и возьми у него свою лошадь».

А потом начался другой суд. Поп стал искать за смерть сына своего, за то, что он сына у него задавил. Бедный же опять вынул из шапки тот же узел и показал судье. Судья увидел и думает, что по другому делу другой узел золота сулит, говорит попу: «Коли он у тебя сына зашиб, отдай ему свою жену-попадью до тех пор, покамест от попадьи твоей не добудет он ребенка тебе; в то время возьми у него попадью вместе с ребенком».

И после начался третий суд за то, что, бросаясь с моста, зашиб он отца-старика у сына. Бедный же, вынув из шапки камень, в платке завернутый, показал в третий раз судье. Судья, чая, что за третий суд он третий ему узел сулит, говорит тому, у кого убит отец: «Взойди на мост, а убивший отца твоего пусть станет под мостом. И ты с моста сверзнись сам на него и убей его так же, как он отца твоего».

После же суда вышли истцы с ответчиком из приказа. Стал богатый у бедного спрашивать свою лошадь, а тот ему отвечает: «По судейскому указу, как-де говорит, у ней хвост вырастет, в ту пору и отдам твою лошадь». Богатый же брат дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы он ему, хоть и без хвоста, ее отдал. А он взял у брата пять рублей и отдал ему лошадь. И стал бедный у попа спрашивать попадью по судейскому указу, чтобы ему от нее ребенка добыть, а добыв, попадью назад ему отдать с ребенком. Поп же стал ему бить челом, чтобы он попадьи у него не брал. И взял тот с него десять рублей. Тогда стал бедный говорить и третьему истцу: «По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и бросайся на меня так же, как и я на отца твоего». А тот думает: «Броситься мне, так его, поди, не зашибешь, а сам расшибешься». Стал и он с бедным мириться, дал ему мзду за то, чтоб бросаться на себя не велел. И так взял себе бедный со всех троих.

Судья же прислал слугу к ответчику и велел у него те показанные три узла взять. Стал слуга у него спрашивать: «Дай то, что ты из шапки судье казал в узлах; он велел у тебя то взять». А тот, вынувши из шапки завязанный камень, показал. Тогда слуга говорит ему: «Что же ты кажешь камень?» А ответчик сказал: «Это судье. Я-де, – говорит, – когда бы он не по мне стал судить, убил его тем камнем».

Вернулся слуга и рассказал все судье. Судья же, выслушав слугу, сказал: «Благодарю и хвалю Бога, что по нем судил. Когда бы не по нем судил, то он бы меня зашиб».

Потом бедный пошел домой, радуясь и хваля Бога.

Вопросы и задания

1. Какой вид юмора используется в этом произведении?

2. Объясните смысл названия этого произведения. Какие нравственные ценности утверждаются, а какие отрицаются в произведении?

3. Почему бедный земледелец выиграл все три судебные тяжбы?

4. Охарактеризуйте образ Шемяки.

5. Объясните идейный смысл концовки произведения. Почему в конце повести и бедняк, и Шемяка возносят хвалу Богу?

6. Какие фольклорные черты вы отметили в повести?

7. Подготовьте пересказ «Шемякина суда» от лица судьи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Авторы: Владимир ДальЖанр: СказкиФормат: epub

Народную сатирическую повесть о воеводском суде XVII века «Повесть о Шемякином суде» Владимир Даль превратил в сказку, где поднял тему взяточничества и судебного произвола в России.

Главный герой сказки Шемяка благодаря грамотности и хитрости сначала стал старостой, а потом и судьей. Окружающие считали Шемяку Антоновича справедливым судьей, который помогает людям, однако никто и не догадывался, что конфликты он решал в пользу личной выгоды.

После выхода этой сказки появилось крылатое выражение «шемякин суд», которым до сих пор обозначают проявления несправедливости.

Владимир ДальЛиса-лапотницаСказкиВладимир ДальУ тебя у самого свой умСказкиВладимир ДальСказка о бедном Кузе Бесталанной Голове и о переметчике…СказкиВладимир ДальДвухаршинный носСказки

Сказка про богатого и бедного брата«Судья подумал, что свиток полон рублей». Иллюстрация Р. де Росцишевского (R. de Rosciszewski)

Жили два брата-крестьянина: один богатый, а другой — бедный. Много лет богатый давал бедному в долг, но тот оставался таким же бедным. Один раз пришёл бедняк просить у богатого лошадь, чтобы привезти дров. Тот с неохотою дал лошадь. Тогда бедный стал просить хомут. Но брат рассердился и хомута не дал.

Делать нечего — бедный привязал свои дровни к лошадиному хвосту. Когда же он вёз дрова домой, то забыл выставить подворотню, и лошадь, проезжая через ворота, оторвала себе хвост.

Привёл бедняк брату лошадь без хвоста. Но тот лошади не взял, а поехал в город к судье Шемяке бить челом на брата. Бедный пошёл за ним, зная, что его всё равно заставят явиться на суд.

Продолжение после рекламы:

Они дошли до одного села. Богатый остановился у своего знакомого — сельского попа. Бедный пришёл к тому же попу и лёг на полати. Богатый с попом сели есть, а бедняка не позвали. Тот смотрел с полатей, что они едят, свалился, упал на колыбель и задавил ребёнка. Поп тоже пошёл в город жаловаться на бедного.

Они проходили через мост. А внизу, по рву, один человек вёз в баню отца. Бедный, предвидя свою погибель, решил покончить с собой. Он бросился с моста, упал на старика и убил. Его поймали и привели к судье. Задумался бедняк, что же ему дать судье… Взял камень, завернул его в плат и стал перед судьёй.

Выслушав жалобу богатого брата, судья Шемяка велел бедному отвечать. Тот показал судье завёрнутый камень. Шемяка решил: пусть бедный не отдаёт богатому лошади до тех пор, пока у неё не вырастет новый хвост.

Затем принёс челобитную поп. А бедный опять показал камень. Судья решил: пусть поп отдаст бедному попадью до тех пор, пока тот не «добудет» нового ребёнка.

Потом стал жаловаться сын, у которого бедный задавил отца. Бедняк опять показал судье камень. Судья решил: пусть истец убьёт бедного тем же способом, то есть бросится на него с моста.

После суда начал богатый у бедного просить лошадь, но тот отказался отдать, сославшись на судейское решение. Богатый дал ему пять рублей, чтобы он лошадь и без хвоста отдал.

Брифли существует благодаря рекламе:

Тогда бедный стал по судейскому решению требовать у попа попадью. Поп дал ему десять рублей, только чтоб он не брал попадьи.

Бедный предложил третьему истцу выполнить решение судьи. Но тот, поразмыслив, не захотел бросаться на него с моста, а начал мириться и тоже дал бедному мзду.

А судья послал к ответчику своего человека, чтобы он спросил о трёх свёртках, которые бедняк показывал судье. Бедный вытащил камень. Шемякин слуга удивился и спросил, что это за камень. Ответчик объяснил, что если бы судья не по нему судил, то он бы его ушиб этим камнем.

Узнав о грозившей ему опасности, судья очень обрадовался, что судил именно так. И бедный, радуясь, пошёл домой.

Пересказала О. В. Буткова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература <nobr>XI−XVII вв. /</nobr> Ред. и сост. <nobr>В. И. Новиков. —</nobr><nobr>М. : Олимп : ACT,</nobr> 1998. — 608 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Тема

Жили два брата. Один-то был бедный, а другой богатый. Не стало у бедного брата дров. Нечем вытопить печь. Холодно в избе.

Пошел он в лес, дров нарубил, а лошади нет. Как дрова привезти?

— Пойду к брату, попрошу коня.

Неласково принял его богатый брат.

— Взять коня возьми, да смотри большого возу не накладывай, а вперед на меня не надейся: сегодня дай да завтра дай, а потом и сам по миру ступай.

Привел бедняк коня домой и вспомнил:

— Ох, хомута-то у меня нет! Сразу не спросил, а теперь и ходить нечего — не даст брат.

Кое-как привязал покрепче дровни к хвосту братнина коня и поехал.

На обратном пути зацепились дровни за пень, а бедняк не заметил, подхлестнул коня.

Конь был горячий, рванулся и оторвал хвост.

Как увидал богатый брат, что у коня хвоста нет, заругался, закричал:

— Сгубил коня! Я этого дела так не оставлю!

И подал на бедняка в суд.

Много ли, мало ли времени прошло, вызывают братьев в город на суд.

Идут они, идут. Бедняк думает:

«Сам в суде не бывал, а пословицу слыхал: слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Засудят меня».

Шли они как раз по мосту. Перил не было. Поскользнулся бедняк и упал с моста. А на ту пору внизу по льду ехал купец, вез старика отца к лекарю.

Бедняк упал да прямо в сани попал и ушиб старика насмерть, а сам остался жив и невредим.

Купец ухватил бедняка:

— Пойдем к судье!

И пошли в город трое: бедняк да богатый брат и купец.

Совсем бедняк пригорюнился:

Следующая → Перейти к странице Автор книги Автор неизвестен — Народные сказкиИспользуемые источники:

  • https://lit.wikireading.ru/8577
  • https://www.culture.ru/books/932/skazka-o-shemyakinom-sude-i-o-voevodstve-ego-i-o-prochem
  • https://briefly.ru/_/povest_o_shemiakinom_sude/
  • https://mir-knig.com/read_485776-1

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа № 6
г. Сегежи

Районный
фестиваль исследовательских и проектных работ младших школьников

«МОИ ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ — 2021»

Карельские сказки на ленте
времени

Подготовила:            

Жданова Дарья       

обучающаяся    класса

МБОУ
СОШ №6

Руководитель:       

Ильина Алена Борисовна          

 учитель
начальных классов          

г.
Сегежа, 20
21

Оглавление

1.
Введение………………………………………………………………………………………3

2.Основная
часть…………………………………………………………………………………4

2.1
Древние виды сказок…….…………………………………………………………………………4-5

2.2
Древние сказки на ленте времени………….…………………………………………………6                   

2.3
Карельские сказки на ленте времени……………………………………………………….7

3.Заключение……………………………………………………………………………………..8

4.Список
использованных источников и литературы…………………………………………9

5.Приложение…………………………………………………………………………………….10

1.
Введение

            Я очень люблю читать, особенно   мне нравится
читать сказки. Если читать сказки разных народов, можно сделать интересные
открытия. На уроках литературного чтения мы учились определять место сказок
разных народов на ленте времени, находить в сказках черты древней сказки. Я
живу в Карелии. Мне стало интересно, какое место на ленте времени занимают
карельские сказки.

Цель работы:
определение места карельских сказок на ленте времени

Задачи
исследования:

  1. Узнать,
    какие виды сказок являются древними.
  2. Прочитать
    сборник карельских сказок.
  3. Определить,
    есть ли в карельских сказках черты древних сказочных историй.
  4. Определить
    место карельских сказок на ленте времени.

Гипотеза:
карельские сказки можно отнести к просто древним сказочным историям.

Методы
исследования:
изучение литературы, наблюдение, сравнение,
анализ, синтез.

2.Основная
часть

2.1
Древние виды сказок.

Сказка-древнейший жанр устного
народного творчества. Сам жанр в былые времена именовался «байка», «басня». К
их содержанию серьезно не относились, люди не верили в реальность происходящего
в таких текстах, поэтому основной задачей сказки было развлекать слушателя. Но
при этом содержание самых древних сказок было гораздо более сложным, чем может
показаться на первый взгляд. В текстах можно найти реалии быта ранних эпох, а
не только фантастический элемент.

 Сказки
бывают: о животных, волшебные и бытовые.

1.
Сказка о животных —
сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные
наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают
друг друга, проявляют симпатию).
Эта
разновидность сказок —
самая древняя.
В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках
изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень,
коварство, трусость. При этом главными действующими персонажами становились те
представители фауны, которые обитали на территории той или иной страны:

  • На
    Руси это чаще всего волк и лиса, медведь и заяц. В Карелии это чаще всего медведь,
    волк, лиса, лось.
  • В
    сказках коренных американских индейцев ведущими героями были койоты, быки,
    бизоны, бекасы.
  • В
    текстах Древней Индии нередко действуют слоны, змеи, тигры, обезьяны,
    верблюды.

Сказки
о животных отражают языческие верования. Представления древних о связи человека
с одушевленным миром природы называются тотемизмом. Тотем – это животное, с которым
отождествляли себя, от которого вели свое происхождение разные племена. Священных
животных было много, у каждого племени был свой тотемный зверь — покровитель
всего племени, который всегда защитит своих людей от природных опасностей, от
врагов и болезней. Древние славяне верили, что тотемный зверь — медведь,
конь, бык (тур), волк, сокол или олень, обеспечит продолжение рода, спасёт,
обратившихся к нему за помощью, передаст им свою силу, ловкость, мудрость,
выносливость, плодовитость.

2.
Волшебная сказка —
это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция —
завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные
герои, волшебные предметы и волшебные помощники. В волшебной сказке — особый
мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый
человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют
дурачком, бездельником, то в конце сказки герой обязательно красив и умён, как правило
— награждён богатством и женится на первой красавице.

В
волшебных сказках сохранились представления древних племён о том, как устроен
окружающий мир. В древности верили, что все, что существует в природе,
одушевлено. Вода, ветер, солнце, деревья – все это живые существа. Они верили, что
в лесу живут духи леса (леший и его жена кикимора), в воде – водяной. Известные
сказочные персонажи – это переосмысленные духи и божества: Баба-Яга – это
богиня-посредник между миром живых и миром мертвых, Кощей Бессмертный – это
правитель мира мертвых. Костяная нога у Бабы-Яги потому, что этот персонаж относится
к миру мертвых, одной ногой в загробном мире. Марья Моревна – это богиня
смерти. Корень -мор- в ее имени обозначает смерть.

В
сказке герой встречается с духами леса, водяным. Часто герой превращается в
разных животных. Это отголосок представлений древних о том, что разные племена произошли
от разных животных, в которых они способны превращаться.

Волшебные
сказки можно отнести к
менее древним
сказочным историям.

3.Бытовая
сказка
 — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности.
Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он
добивается торжества справедливости. В мире бытовых сказок всё реалистично. Их
герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет
таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки
забавны, сатиричны.

Таким
образом,
к древним
можно отнести только сказки о
животных и
волшебные
сказки. Бытовые сказки не являются
древними, они возникли в более поздний период.

2.2
Древние сказки на ленте времени

image001

Сказки,
объясняющие причины природных явлений, — это самые древние сказки. Они
появились в глубокой древности и объясняли всё самое важное: почему у животных
именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в
мире происходит. Но все объяснения в сказках были не научные, а сказочные. В
самые древние времена люди в разных уголках земного шара жили охотой на диких
животных, со страхом и преклонением перед миром Природы. Похожая жизнь задавала
похожие вопросы, поэтому у разных народов есть похожие сказочные истории. Но
отвечали разные народы по-разному, поэтому похожие сказки всё-таки отличаются. Например,
сказка индейцев Северной Америки «Откуда взялись болезни и лекарства»,
алтайская сказка «Нарядный бурундук».

            В
древности люди постепенно научились хитростью побеждать сильных зверей. Сказочные
истории, которые появились в более поздний период, учат ценить не столько силу,
сколько ум и хитрость. Такие сказочные истории можно назвать
просто
древние
сказочные истории. Например, суданская
сказка «Как хитрый шакал обманул лесных зверей», африканская сказка «Как
мангуст перехитрил крокодила и леопарда».

С
течением времени сказка продолжала изменяться. Люди учились подчинять и
побеждать природу, учились уважать самих себя и друг друга. И постепенно они
стали ценить в человеке не только хитрость, но и благородство, и благодарность.
Сказки тоже стали учить человека быть добрым, благородным, справедливым. Если
сказка учит человека быть добрым и справедливым, значит, в ней появились черты
менее
древней
сказки. Например, русская сказка «Волшебное
кольцо».

            Если
сказка построена, как
цепочка,
значит, в ней использовано
построение самой
древней сказки.

            Если
в сказках разных народов рассказываются слишком похожие истории, если у героев
похожи характеры и к тому же они одинаково построены, значит, это
бродячие
сказочные истории
. Они известны в разных уголках
земного шара благодаря путешественникам.

2.3
Карельские сказки на ленте времени.

Я
прочитала сборник карельских сказок и заполнила таблицу. (Приложение1) В
таблице я отмечала вид сказки (бытовая, о животных или волшебная), есть ли в
сказке черты древней сказки. Я выяснила, что 10 сказок сборника из 23 бытовые.
Они не являются древними, так как бытовые сказки появились в более поздний
период. 10 сказок волшебные. А это признак менее древних сказок,
так как в них побеждает добро и справедливость, зло наказывается. Сказку «Сума,
дай ума», несмотря на наличие волшебных предметов, нельзя считать волшебной,
правильнее её отнести к бытовой с элементами волшебной сказки, так как речь
идёт о взаимоотношениях богатого и бедного брата.

3
сказки о животных, в них есть признаки просто древних сказок. В сказке «Медведь,
волк и лиса» хитрая лиса обманывает простодушных медведя и волка (ценится ум,
хитрость). В сказке «Овод и козы», «Белка, рукавица и иголка» прослеживается
цепочка. Такое построение характерно для самой древней сказки. Таким образом, 3
сказки о животных
можно отнести к просто древним сказочным историям.

Только
у сказки «Почему вода в море солёная» название соответствует самой древней
сказке и содержание сказки объясняет, почему вода в море солёная. Но в сказке
присутствует волшебный жернов, есть богатый мужик и бедный, поэтому, сказку
«Почему вода в море солёная» нельзя считать самой древней сказкой. Может быть,
эта сказка, путешествуя во времени, изменилась и в ней просто сохранились черты
менее древней сказочной истории.  

            У 9 карельских
сказок я отметила сходство сюжета с русскими народными сказками. Это
неудивительно, республика Карелия входит в состав России.

3.Заключение.

            В
своём исследовании я выяснила, что большинство древних карельских сказок можно
отнести к менее древним сказочным историям. В некоторых из них присутствуют
только черты самых древних сказок. Таким образом, моя гипотеза не подтвердилась,
почти половина карельских сказок не являются древними. Большинство древних карельских
сказок менее древние, хотя в них есть черты древних сказочных историй. Почему
среди карельских сказок не оказалось самых древних сказок, которые объясняли бы
всё самое важное? Я думаю, чтобы ответить на этот вопрос, нужно более подробно
исследовать устное народное творчество Карелии. Исследовательскую работу я планирую
продолжить в следующем учебном году, познакомившись с карело-финским эпосом «Калевала».

4. Список использованных
источников и литературы

1. Карельские
сказки.-Издательство «Карелия» Петрозаводск 1977.-113с.

2. Н.А.Чуракова.
Литературное чтение.-М.:Академкнига/Учебник,2014.-Ч.1:175с.

3. https://e-razumniki.ru/samye-drevnie-skazki-prosto-drevnie-skazki-i-menee-drevnie-skazki/

4. https://obrazovaka.ru/literatura/vidy-skazok.html

5. http://ru-sled.ru/svyashhennye-zhivotnye-yazycheskie-oberegi-drevnix-slavyan/

6. https://sitekid-ru.turbopages.org/sitekid.ru/s/literatura/skazka.html

7. https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/355832/samyie-drevnie-skazki-syujetyi-geroi-osobennosti

8. https://www.culture.ru/s/vopros/zhivotnyye-v-skazkakh/

5.Приложение

image002

image003

image004

Сказка про злыдней — украинская народная сказка

Сказка про двух братьев: богатого и бедного. Богатый сторонился своего брата. Как-то бедный брат обнаружил у себя в избе злыдней, засунул их в бочку и в овраг скинул. После этого хозяйство его в гору пошло.

Сказка про злыдней читать

Жил себе мужик, да такой бедный, такой бедный, что иной раз не только ему, а и малым деткам поесть было нечего. И был у того мужика богатый брат. Вот у бедняка — дети, а у богатого — нету сына. Встречает раз богач бедняка и говорит:
— Помолись, братец, богу за меня, может, пошлет он мне сына, а я уж тогда позову тебя в кумовья.

skazka pro zlydnej1

— Хорошо, — говорит бедняк.
Вот прошло, может, с год, и доведался бедный брат от людей, что родился у богача сын. Приходит он к жене и говорит:
— А знаешь, у брата-то ведь сын родился.
— Разве?
— Ей-ей! Пойду-ка я к брату: он говорил, что как пошлет ему господь сына, меня в кумовья возьмет.
А жена говорит:
— Не ходи, муженек, если б он хотел тебя в кумовья позвать, то и сам бы за тобою прислал.
— Нет, пойду уж, хоть на крестника погляжу. Пошел. Вот пришел, уселись они за стол, беседуют. Вдруг приходит богатый сосед, надо богача в красном углу усадить, — вот и говорит он брату:
— Подвинься, брат, пускай человек за стол сядет.
Тот подвинулся. Приходит и другой богач, а брат опять: «подвинься»; а потом как собралась их полная хата, то прежде бедный хоть у стола сидел, а то уж и у порога места ему нету.
Вот потчует брат богачей, а бедного брата не угощает. Уже богачи и пьяным-пьяны, всякий вздор мелют, а бедняку и капли не перепало. Пощупал он карманы, а там семечек немного. Достал он семечки, грызет, будто после чарки закусывает. Вот заметили богачи у него семечки.
— Дай, — говорят, — и нам!
— Берите, — говорит.
Взял себе один, а тут и второй руку протягивает, и третий… да так все и забрали. Посидел бедный брат еще немного да так не солоно хлебавши и пошел домой.
Приходит домой, а жена спрашивает:
— Ну, как?
— Да так, как ты говорила. И в кумовья не взял, и крошки от богачей не видал, да еще все семечки забрали…
А было воскресенье, и был бедняк скрипачом, музыкантом. Вот взял он скрипку и начал с горя да печали играть. Как услышали дети, взялись и давай плясать. Вдруг, глядь, а вместе с детьми и какой-то малышок пляшет, да еще не один. Удивился бедняк, бросил играть, — а они поскорей под печь кинулись, толпятся, толкаются, так их много.
Вот мужик и спрашивает:
— Что вы такое?
А те из-под печки тоненькими голосками:
— Да мы, — говорят, — злыдни!
А мужик задумался и говорит:
— Вот оттого я и бедный, что в хате у меня злыдни завелись!
И спрашивает их:
— А что, хорошо вам под печью сидеть?
А они:
— Да какое там хорошо! Такая теснота, что не приведи господи! Разве не видишь, сколько нас расплодилось?
— Раз так, — говорит бедняк, — постойте, я вам гнездо попросторней найду.

skazka pro zlydnej2

И побежал побыстрей, взял бочку, внес ее в хату, да и говорит этим злыдням:
— Залезьте сюда!
И как начали они туда лезть — все повлезли.
Взял тогда мужик донышко, забил поскорей бочку, вывез ее на поле, да и бросил. Приходит домой и хвалится детям, как он от злыдней избавился!
— Ну, теперь, — говорит, — может, даст бог, наше хозяйство и получшает.
Прошло с полгода, а может, и больше, и пошло у него хозяйство в гору, стали ему и богачи завидовать. Что ни сделает — все ему удается, что ни купит — на всем зарабатывает; посеет на поле рожь или пшеницу, и такая уродится она колосистая, что так к земле и клонится. Вот и стали все люди уже удивляться, что был-де сначала такой бедняк — детей нечем было прокормить, а теперь так хорошо живет.
Одолела богача зависть, приходит он к нему и спрашивает:
— Как оно случилось, что стала тебе во всем по хозяйству удача?
— А потому удача, что злыдней не стало.
— А куда ж они делись?
— Загнал их в бочку, отвез на поле и бросил.
— Где?
— Да вон там, под оврагом.
Вот богач и побежал туда поскорей, а там и вправду бочка.
Выбил он днище, а оттуда злыдни так валом и повалили. И говорит он злыдням:
— Да вы уж лучше к — брату моему ступайте, он забогател уже.
А злыдни:
— Ой, нет, он недобрый, вишь, куда нас запроторил! А ты человек добрый, вот мы к тебе и пойдем.
Богач от них наутек, а злыдни за ним как уцепились и пришли к нему в хату. И уж как разгнездились у него в хате, что совсем обеднял богач — еще бедней стал того брата, что бедняком был. Каялся уж тогда, да поздно было!

Сказка про злыдней (Злыдни)

001

jил себе мужик, да такой бедный, такой бедный, что иной раз не только ему, а и малым деткам поесть было нечего. И был у того мужика богатый брат. Вот у бедняка — дети, а у богатого — нету сына. Встречает раз богач бедняка и говорит:
— Помолись, братец, богу за меня, может, пошлет он мне сына, а я уж тогда позову тебя в кумовья.

— Хорошо, — говорит бедняк.

Вот прошло, может, с год, и доведался бедный брат от людей, что родился у богача сын. Приходит он к жене и говорит:
— А знаешь, у брата-то ведь сын родился.

— Ей-ей! Пойду-ка я к брату: он говорил, что как пошлет ему господь сына, меня в кумовья возьмет.

А жена говорит:
— Не ходи, муженек, если б он хотел тебя в кумовья позвать, то и сам бы за тобою прислал.

— Нет, пойду уж, хоть на крестника погляжу. Пошел. Вот пришел, уселись они за стол, беседуют. Вдруг приходит богатый сосед, надо богача в красном углу усадить, — вот и говорит он брату:

— Подвинься, брат, пускай человек за стол сядет.

Тот подвинулся. Приходит и другой богач, а брат опять: «подвинься»; а потом как собралась их полная хата, то прежде бедный хоть у стола сидел, а то уж и у порога места ему нету.

Вот потчует брат богачей, а бедного брата не угощает. Уже богачи и пьяным-пьяны, всякий вздор мелют, а бедняку и капли не перепало. Пощупал он карманы, а там семечек немного. Достал он семечки, грызет, будто после чарки закусывает. Вот заметили богачи у него семечки.

— Дай, — говорят, — и нам!

Взял себе один, а тут и второй руку протягивает, и третий… да так все и забрали. Посидел бедный брат еще немного да так не солоно хлебавши и пошел домой.

Приходит домой, а жена спрашивает:
— Ну, как?

— Да так, как ты говорила. И в кумовья не взял, и крошки от богачей не видал, да еще все семечки забрали…

А было воскресенье, и был бедняк скрипачом, музыкантом. Вот взял он скрипку и начал с горя да печали играть. Как услышали дети, взялись и давай плясать. Вдруг, глядь, а вместе с детьми и какой-то малышок пляшет, да еще не один. Удивился бедняк, бросил играть, — а они поскорей под печь кинулись, толпятся, толкаются, так их много.

Вот мужик и спрашивает:
— Что вы такое?

А те из-под печки тоненькими голосками:
— Да мы, — говорят, — злыдни!

А мужик задумался и говорит:
— Вот оттого я и бедный, что в хате у меня злыдни завелись!

И спрашивает их:
— А что, хорошо вам под печью сидеть?

А они:
— Да какое там хорошо! Такая теснота, что не приведи господи! Разве не видишь, сколько нас расплодилось?

— Раз так, — говорит бедняк, — постойте, я вам гнездо попросторней найду.

И побежал побыстрей, взял бочку, внес ее в хату, да и говорит этим злыдням:
— Залезьте сюда!

002

И как начали они туда лезть — все повлезли.

Взял тогда мужик донышко, забил поскорей бочку, вывез ее на поле, да и бросил. Приходит домой и хвалится детям, как он от злыдней избавился!

— Ну, теперь, — говорит, — может, даст бог, наше хозяйство и получшает.

Прошло с полгода, а может, и больше, и пошло у него хозяйство в гору, стали ему и богачи завидовать. Что ни сделает — все ему удается, что ни купит — на всем зарабатывает; посеет на поле рожь или пшеницу, и такая уродится она колосистая, что так к земле и клонится. Вот и стали все люди уже удивляться, что был-де сначала такой бедняк — детей нечем было прокормить, а теперь так хорошо живет.

Одолела богача зависть, приходит он к нему и спрашивает:
— Как оно случилось, что стала тебе во всем по хозяйству удача?

— А потому удача, что злыдней не стало.

— А куда ж они делись?

— Загнал их в бочку, отвез на поле и бросил.

— Да вон там, под оврагом.

Вот богач и побежал туда поскорей, а там и вправду бочка.

Выбил он днище, а оттуда злыдни так валом и повалили. И говорит он злыдням:
— Да вы уж лучше к — брату моему ступайте, он забогател уже.

А злыдни:
— Ой, нет, он недобрый, вишь, куда нас запроторил! А ты человек добрый, вот мы к тебе и пойдем.

Богач от них наутек, а злыдни за ним как уцепились и пришли к нему в хату. И уж как разгнездились у него в хате, что совсем обеднял богач — еще бедней стал того брата, что бедняком был. Каялся уж тогда, да поздно было!

Сказка про злыдней — украинская народная сказка

Сказка про двух братьев: богатого и бедного. Богатый сторонился своего брата. Как-то бедный брат обнаружил у себя в избе злыдней, засунул их в бочку и в овраг скинул. После этого хозяйство его в гору пошло.

Сказка про злыдней читать

Жил себе мужик, да такой бедный, такой бедный, что иной раз не только ему, а и малым деткам поесть было нечего. И был у того мужика богатый брат. Вот у бедняка — дети, а у богатого — нету сына. Встречает раз богач бедняка и говорит:
— Помолись, братец, богу за меня, может, пошлет он мне сына, а я уж тогда позову тебя в кумовья.

bg white loading

— Хорошо, — говорит бедняк.
Вот прошло, может, с год, и доведался бедный брат от людей, что родился у богача сын. Приходит он к жене и говорит:
— А знаешь, у брата-то ведь сын родился.
— Разве?
— Ей-ей! Пойду-ка я к брату: он говорил, что как пошлет ему господь сына, меня в кумовья возьмет.
А жена говорит:
— Не ходи, муженек, если б он хотел тебя в кумовья позвать, то и сам бы за тобою прислал.
— Нет, пойду уж, хоть на крестника погляжу. Пошел. Вот пришел, уселись они за стол, беседуют. Вдруг приходит богатый сосед, надо богача в красном углу усадить, — вот и говорит он брату:
— Подвинься, брат, пускай человек за стол сядет.
Тот подвинулся. Приходит и другой богач, а брат опять: «подвинься»; а потом как собралась их полная хата, то прежде бедный хоть у стола сидел, а то уж и у порога места ему нету.
Вот потчует брат богачей, а бедного брата не угощает. Уже богачи и пьяным-пьяны, всякий вздор мелют, а бедняку и капли не перепало. Пощупал он карманы, а там семечек немного. Достал он семечки, грызет, будто после чарки закусывает. Вот заметили богачи у него семечки.
— Дай, — говорят, — и нам!
— Берите, — говорит.
Взял себе один, а тут и второй руку протягивает, и третий… да так все и забрали. Посидел бедный брат еще немного да так не солоно хлебавши и пошел домой.
Приходит домой, а жена спрашивает:
— Ну, как?
— Да так, как ты говорила. И в кумовья не взял, и крошки от богачей не видал, да еще все семечки забрали…
А было воскресенье, и был бедняк скрипачом, музыкантом. Вот взял он скрипку и начал с горя да печали играть. Как услышали дети, взялись и давай плясать. Вдруг, глядь, а вместе с детьми и какой-то малышок пляшет, да еще не один. Удивился бедняк, бросил играть, — а они поскорей под печь кинулись, толпятся, толкаются, так их много.
Вот мужик и спрашивает:
— Что вы такое?
А те из-под печки тоненькими голосками:
— Да мы, — говорят, — злыдни!
А мужик задумался и говорит:
— Вот оттого я и бедный, что в хате у меня злыдни завелись!
И спрашивает их:
— А что, хорошо вам под печью сидеть?
А они:
— Да какое там хорошо! Такая теснота, что не приведи господи! Разве не видишь, сколько нас расплодилось?
— Раз так, — говорит бедняк, — постойте, я вам гнездо попросторней найду.

bg white loading

И побежал побыстрей, взял бочку, внес ее в хату, да и говорит этим злыдням:
— Залезьте сюда!
И как начали они туда лезть — все повлезли.
Взял тогда мужик донышко, забил поскорей бочку, вывез ее на поле, да и бросил. Приходит домой и хвалится детям, как он от злыдней избавился!
— Ну, теперь, — говорит, — может, даст бог, наше хозяйство и получшает.
Прошло с полгода, а может, и больше, и пошло у него хозяйство в гору, стали ему и богачи завидовать. Что ни сделает — все ему удается, что ни купит — на всем зарабатывает; посеет на поле рожь или пшеницу, и такая уродится она колосистая, что так к земле и клонится. Вот и стали все люди уже удивляться, что был-де сначала такой бедняк — детей нечем было прокормить, а теперь так хорошо живет.
Одолела богача зависть, приходит он к нему и спрашивает:
— Как оно случилось, что стала тебе во всем по хозяйству удача?
— А потому удача, что злыдней не стало.
— А куда ж они делись?
— Загнал их в бочку, отвез на поле и бросил.
— Где?
— Да вон там, под оврагом.
Вот богач и побежал туда поскорей, а там и вправду бочка.
Выбил он днище, а оттуда злыдни так валом и повалили. И говорит он злыдням:
— Да вы уж лучше к — брату моему ступайте, он забогател уже.
А злыдни:
— Ой, нет, он недобрый, вишь, куда нас запроторил! А ты человек добрый, вот мы к тебе и пойдем.
Богач от них наутек, а злыдни за ним как уцепились и пришли к нему в хату. И уж как разгнездились у него в хате, что совсем обеднял богач — еще бедней стал того брата, что бедняком был. Каялся уж тогда, да поздно было!

Про злыдней

skazka gore

Жил в каком-то селе мужик, такой бедный, что часто, бывало, и поесть нечего и маленьким его детям, и ему с женой. Работать он не ленился, трудился с самого утра до позднего вечера, а все что-то не ладилось. Бьется он как рыба об лед, никак из нужды вылезти не может.

“Что за причина? Почему я никак из нужды не вылезу?” — думает бедняк.

А причина этому была такая: поселились у него в хате под печкой злыдни и во всем ему мешали.

За что мужик ни возьмется — все злыдни портят, всякие пакости придумывают, всякий вред ему наносят: то пшеницу сгноят, то волов уморят, то в огород чужих свиней впустят.

Как-то раз под праздник раздобыл бедняк кусок сала да краюшку хлеба и стал кормить своих ребят.

А был он музыкант — любил на скрипке играть. И так хорошо играл, что заслушаться было можно.

Вот после ужина взял он скрипку и стал играть. Как услышали дети музыку, вскочили все — руки в боки и давай танцевать!

Танцуют дети, а отец смотрит на них, радуется. Глядь — вместе с ними танцуют какие-то человечки: уродливые, маленькие, ручки длинные, шейки тоненькие, мордочки гадкие, злобные. И так их много, что и не сочтешь.

Догадался бедняк, что это злыдни. Отложил он скрипку в сторону, а злыдни всей гурьбой бросились под печку. Толкались, толкались—спрятались.

Вот бедняк и догадался сразу, как от них избавиться. Как забрались злыдни под печь, он и спрашивает их:

— Может, вам под печью тесно, неудобно сидеть?

А злыдни ему в ответ:

— Нет, не плохо! Нам хорошо! Удобно! Мы всюду можем поместиться!

Достал бедняк свой рожок, понюхал табаку да и говорит:

— А в этот рожок поместитесь?

— Поместимся! — отзываются злыдни.

— А ну посмотрим, как вы поместитесь! — сказал мужик да и опустил открытый рожок пониже.

А голоса уж из рожка слышатся:

— Вот мы все в твоем рожке!

— А под печкой остался кто?

— Никого нет! Все в рожке! Все!

А мужику только того и надо. Закрыл он покрепче свой рожок, потом пошел к заброшенной мельнице и засунул рожок под тяжелый жернов:

— Оставайтесь тут навсегда, не нужны вы мне!

Да и вернулся домой.

И с того дня сразу стало бедняку хорошо: что ни задумает — все ему удается, во всем ему удача. Появился у него достаток, перестали его дети голодать. Завел он волов, свиней. Смотрят на него люди, сами дивятся.

А в том же селе жил другой мужик, богатый — богаче его во всем селе никого не было. И был он такой завистливый, что второго такого и не сыщешь! Очень ему было досадно, если кто другой не нуждался, на поклон к нему не шел.

Проведал он, что бедняк от нужды избавился, ровней ему стал, и так озлобился, что и не расскажешь!

Долго богатей отгадывал да раздумывал, как это разжился мужик-горемыка, но не мог отгадать, не мог додуматься.

Вот пошел он как-то к бедняку и стал с разными шутками да прибаутками выведывать у него, отчего тот стал в таком достатке жить.

— Да вот работаю рук не покладая, оттого и живу хорошо!

— Ну, а прежде разве меньше работал?

— Не меньше, да злыдни мешали: в избе у меня поселились, все дела портили, во все лезли. Хорошо, догадался я избавиться от них!

— Как догадался-то? Как избавился?

— Да вот заманил их в рожок, закрыл крепко-накрепко и засунул этот рожок со злыднями под жернов на заброшенной мельнице.

— Вот оно что! — говорит богатый.— Ну, прощай, мне домой пора!

Попрощался и ушел. Да не домой пошел, а прямо на ту заброшенную мельницу. Пришел, нашел жернов, под который бедняк свой рожок засунул, приподнял его и достал рожок. Открыл крышку и говорит:

— А ну, злыдни, выходите на волю! Идите к своему хозяину! Он по вас соскучился.

Думал богач, что злыдни так и бросятся назад к бедняку.

— Ну нет! Не пойдем мы к нему! Боимся. Он опять какую-нибудь хитрость придумает. Того и гляди, совсем нас погубит, со свету сживет. Ты нас избавил, ты нас на волю выпустил — к тебе в хату и пойдем: ты добрый!

— Э! — закричал богач.— На что вы мне нужны! Не хочу. Не возьму вас к себе в хату! Прочь от меня убирайтесь!

Куда там! Все злыдни разом кинулись к богатею-завистнику, обхватили его крепко со всех сторон, уцепились — и не оторвешь! Скидывал он злыдней, скидывал, да не мог скинуть, не мог освободиться — так и пошел со злыднями домой.

Вошел в хату — злыдни соскочили с него и разбежались, спрятались кто куда. Да так спрятались, что и не найдешь! И стали злыдни с того дня жить у богатого. И пропало все его богатство: волы да коровы стали дохнуть, коней украли, пропали овцы и свиньи, хлеб перестал родиться. А потом сгорела у него и хата, и двор сгорел. И стал завистливый богач нищим.

Про злыдней Украинская народная сказка

pro zlydnej

Про злыдней Украинская народная сказка

  • Сказка Про злыдней
  • Злыдни
  • Всё складно
  • К богачу пойдём

Сказка Про злыдней

Жил в каком-то селе мужик, такой бедный, что часто, бывало, и поесть нечего и маленьким его детям, и ему с женой. Работать он не ленился, трудился с самого утра до позднего вечера, а все что-то не ладилось. Бьется он как рыба об лед, никак из нужды вылезти не может.

«Что за причина? Почему я никак из нужды не вылезу?» — думает бедняк.

А причина этому была такая: поселились у него в хате под печкой злыдни и во всем ему мешали.

За что мужик ни возьмется — все злыдни портят, всякие пакости придумывают, всякий вред ему наносят: то пшеницу сгноят, то волов уморят, то в огород чужих свиней впустят.

Как-то раз под праздник раздобыл бедняк кусок сала да краюшку хлеба и стал кормить своих ребят.

А был он музыкант — любил на скрипке играть. И так хорошо играл, что заслушаться было можно.

Вот после ужина взял он скрипку и стал играть. Как услышали дети музыку, вскочили все — руки в боки и давай танцевать!

Танцуют дети, а отец смотрит на них, радуется. Глядь — вместе с ними танцуют какие-то человечки: уродливые, маленькие, ручки длинные, шейки тоненькие, мордочки гадкие, злобные. И так их много, что и не сочтешь.

Злыдни

Догадался бедняк, что это злыдни. Отложил он скрипку в сторону, а злыдни всей гурьбой бросились под печку. Толкались, толкались — спрятались.

Вот бедняк и догадался сразу, как от них избавиться. Как забрались злыдни под печь, он и спрашивает их:

— Может, вам под печью тесно, неудобно сидеть?

А злыдни ему в ответ:

— Нет, не плохо! Нам хорошо! Удобно! Мы всюду можем поместиться!

Достал бедняк свой рожок, понюхал табаку да и говорит:

— А в этот рожок поместитесь?

— Поместимся! — отзываются злыдни.

— А ну посмотрим, как вы поместитесь! — сказал мужик да и опустил открытый рожок пониже.

А голоса уж из рожка слышатся:

— Вот мы все в твоем рожке!

— А под печкой остался кто?

— Никого нет! Все в рожке! Все!

А мужику только того и надо. Закрыл он покрепче свой рожок, потом пошел к заброшенной мельнице и засунул рожок под тяжелый жернов:

— Оставайтесь тут навсегда, не нужны вы мне!

Да и вернулся домой.

Всё складно

И с того дня сразу стало бедняку хорошо: что ни задумает — все ему удается, во всем ему удача. Появился у него достаток, перестали его дети голодать. Завел он волов, свиней. Смотрят на него люди, сами дивятся.

А в том же селе жил другой мужик, богатый — богаче его во всем селе никого не было. И был он такой завистливый, что второго такого и не сыщешь! Очень ему было досадно, если кто другой не нуждался, на поклон к нему не шел.

Проведал он, что бедняк от нужды избавился, ровней ему стал, и так озлобился, что и не расскажешь!

Долго богатей отгадывал да раздумывал, как это разжился мужик-горемыка, но не мог отгадать, не мог додуматься.

Вот пошел он как-то к бедняку и стал с разными шутками да прибаутками выведывать у него, отчего тот стал в таком достатке жить.

— Да вот работаю рук не покладая, оттого и живу хорошо!

— Ну, а прежде разве меньше работал?

— Не меньше, да злыдни мешали: в избе у меня поселились, все дела портили, во все лезли. Хорошо, догадался я избавиться от них!

— Как догадался-то? Как избавился?

— Да вот заманил их в рожок, закрыл крепко-накрепко и засунул этот рожок со злыднями под жернов на заброшенной мельнице.

— Вот оно что! — говорит богатый. — Ну, прощай, мне домой пора!

К богачу пойдём

Попрощался и ушел. Да не домой пошел, а прямо на ту заброшенную мельницу. Пришел, нашел жернов, под который бедняк свой рожок засунул, приподнял его и достал рожок. Открыл крышку и говорит:

— А ну, злыдни, выходите на волю! Идите к своему хозяину! Он по вас соскучился.

Думал богач, что злыдни так и бросятся назад к бедняку.

— Ну нет! Не пойдем мы к нему! Боимся. Он опять какую-нибудь хитрость придумает. Того и гляди, совсем нас погубит, со свету сживет. Ты нас избавил, ты нас на волю выпустил — к тебе в хату и пойдем: ты добрый!

— Э! — закричал богач. — На что вы мне нужны! Не хочу. Не возьму вас к себе в хату! Прочь от меня убирайтесь!

Куда там! Все злыдни разом кинулись к богатею-завистнику, обхватили его крепко со всех сторон, уцепились — и не оторвешь! Скидывал он злыдней, скидывал, да не мог скинуть, не мог освободиться — так и пошел со злыднями домой.

Вошел в хату — злыдни соскочили с него и разбежались, спрятались кто куда. Да так спрятались, что и не найдешь! И стали злыдни с того дня жить у богатого. И пропало все его богатство: волы да коровы стали дохнуть, коней украли, пропали овцы и свиньи, хлеб перестал родиться. А потом сгорела у него и хата, и двор сгорел. И стал завистливый богач нищим.

Про злыдней

Ж ил в каком-то селе мужик, такой бедный, что часто, бывало, и поесть нечего и маленьким его детям, и ему с женой. Работать он не ленился, трудился с самого утра до позднего вечера, а все что-то не ладилось. Бьется он как рыба об лед, никак из нужды вылезти не может.

«Что за причина? Почему я никак из нужды не вылезу?» — думает бедняк.

А причина этому была такая: поселились у него в хате под печкой злыдни и во всем ему мешали.

За что мужик ни возьмется — все злыдни портят, всякие пакости придумывают, всякий вред ему наносят: то пшеницу сгноят, то волов уморят, то в огород чужих свиней впустят.

Как-то раз под праздник раздобыл бедняк кусок сала да краюшку хлеба и стал кормить своих ребят.

А был он музыкант — любил на скрипке играть. И так хорошо играл, что заслушаться было можно.

Вот после ужина взял он скрипку и стал играть. Как услышали дети музыку, вскочили все — руки в боки и давай танцевать!

Танцуют дети, а отец смотрит на них, радуется. Глядь — вместе с ними танцуют какие-то человечки: уродливые, маленькие, ручки длинные, шейки тоненькие, мордочки гадкие, злобные. И так их много, что и не сочтешь.

Догадался бедняк, что это злыдни. Отложил он скрипку в сторону, а злыдни всей гурьбой бросились под печку. Толкались, толкались—спрятались.

Вот бедняк и догадался сразу, как от них избавиться. Как забрались злыдни под печь, он и спрашивает их:

— Может, вам под печью тесно, неудобно сидеть?

А злыдни ему в ответ:

— Нет, не плохо! Нам хорошо! Удобно! Мы всюду можем поместиться!

Достал бедняк свой рожок, понюхал табаку да и говорит:

— А в этот рожок поместитесь?

— Поместимся! — отзываются злыдни.

— А ну посмотрим, как вы поместитесь! — сказал мужик да и опустил открытый рожок пониже.

А голоса уж из рожка слышатся:

— Вот мы все в твоем рожке!

— А под печкой остался кто?

— Никого нет! Все в рожке! Все!

А мужику только того и надо. Закрыл он покрепче свой рожок, потом пошел к заброшенной мельнице и засунул рожок под тяжелый жернов:

— Оставайтесь тут навсегда, не нужны вы мне!

Да и вернулся домой.

И с того дня сразу стало бедняку хорошо: что ни задумает — все ему удается, во всем ему удача. Появился у него достаток, перестали его дети голодать. Завел он волов, свиней. Смотрят на него люди, сами дивятся.

А в том же селе жил другой мужик, богатый — богаче его во всем селе никого не было. И был он такой завистливый, что второго такого и не сыщешь! Очень ему было досадно, если кто другой не нуждался, на поклон к нему не шел.

Проведал он, что бедняк от нужды избавился, ровней ему стал, и так озлобился, что и не расскажешь!

Долго богатей отгадывал да раздумывал, как это разжился мужик-горемыка, но не мог отгадать, не мог додуматься.

Вот пошел он как-то к бедняку и стал с разными шутками да прибаутками выведывать у него, отчего тот стал в таком достатке жить.

— Да вот работаю рук не покладая, оттого и живу хорошо!

— Ну, а прежде разве меньше работал?

— Не меньше, да злыдни мешали: в избе у меня поселились, все дела портили, во все лезли. Хорошо, догадался я избавиться от них!

— Как догадался-то? Как избавился?

— Да вот заманил их в рожок, закрыл крепко-накрепко и засунул этот рожок со злыднями под жернов на заброшенной мельнице.

— Вот оно что! — говорит богатый.— Ну, прощай, мне домой пора!

Попрощался и ушел. Да не домой пошел, а прямо на ту заброшенную мельницу. Пришел, нашел жернов, под который бедняк свой рожок засунул, приподнял его и достал рожок. Открыл крышку и говорит:

— А ну, злыдни, выходите на волю! Идите к своему хозяину! Он по вас соскучился.

Думал богач, что злыдни так и бросятся назад к бедняку.

— Ну нет! Не пойдем мы к нему! Боимся. Он опять какую-нибудь хитрость придумает. Того и гляди, совсем нас погубит, со свету сживет. Ты нас избавил, ты нас на волю выпустил — к тебе в хату и пойдем: ты добрый!

— Э! — закричал богач.— На что вы мне нужны! Не хочу. Не возьму вас к себе в хату! Прочь от меня убирайтесь!

Куда там! Все злыдни разом кинулись к богатею-завистнику, обхватили его крепко со всех сторон, уцепились — и не оторвешь! Скидывал он злыдней, скидывал, да не мог скинуть, не мог освободиться — так и пошел со злыднями домой.

Вошел в хату — злыдни соскочили с него и разбежались, спрятались кто куда. Да так спрятались, что и не найдешь! И стали злыдни с того дня жить у богатого. И пропало все его богатство: волы да коровы стали дохнуть, коней украли, пропали овцы и свиньи, хлеб перестал родиться. А потом сгорела у него и хата, и двор сгорел. И стал завистливый богач нищим.

Народна творчість

Жил себе мужик, да такой бедный, такой бедный, что иной раз не только ему, а и малым деткам поесть было нечего. И был у того мужика богатый брат. Вот у бедняка — дети, а у богатого — нету сына. Встречает раз богач бедняка и говорит:

— Помолись, братец, богу за меня, может, пошлет он мне сына, а я уж тогда позову тебя в кумовья.

— Хорошо, — говорит бедняк.

Вот прошло, может, с год, и доведался бедный брат от людей, что родился у богача сын. Приходит он к жене и говорит:

— А знаешь, у брата-то ведь сын родился.

— Ей-ей! Пойду-ка я к брату: он говорил, что как пошлет ему господь сына, меня в кумовья возьмет.

— Не ходи, муженек, если б он хотел тебя в кумовья позвать, то и сам бы за тобою прислал.

— Нет, пойду уж, хоть на крестника погляжу. Пошел. Вот пришел, уселись они за стол, беседуют. Вдруг приходит богатый сосед, надо богача в красном углу усадить, — вот и говорит он брату:

— Подвинься, брат, пускай человек за стол сядет.

Тот подвинулся. Приходит и другой богач, а брат опять: «подвинься»; а потом как собралась их полная хата, то прежде бедный хоть у стола сидел, а то уж и у порога места ему нету.

Вот потчует брат богачей, а бедного брата не угощает. Уже богачи и пьяным-пьяны, всякий вздор мелют, а бедняку и капли не перепало. Пощупал он карманы, а там семечек немного. Достал он семечки, грызет, будто после чарки закусывает. Вот заметили богачи у него семечки.

— Дай, — говорят, — и нам!

Взял себе один, а тут и второй руку протягивает, и третий. да так все и забрали. Посидел бедный брат еще немного да так не солоно хлебавши и пошел домой.

Приходит домой, а жена спрашивает:

— Да так, как ты говорила. И в кумовья не взял, и крошки от богачей не видал, да еще все семечки забрали.

А было воскресенье, и был бедняк скрипачом, музыкантом. Вот взял он скрипку и начал с горя да печали играть. Как услышали дети, взялись и давай плясать. Вдруг, глядь, а вместе с детьми и какой-то малышок пляшет, да еще не один. Удивился бедняк, бросил играть, — а они поскорей под печь кинулись, толпятся, толкаются, так их много. Вот мужик и спрашивает:

А те из-под печки тоненькими голосками:

— Да мы, — говорят, — злыдни! А мужик задумался и говорит:

— Вот оттого я и бедный, что в хате у меня злыдни завелись!

И спрашивает их:

— А что, хорошо вам под печью сидеть? А они:

— Да какое там хорошо! Такая теснота, что не приведи господи! Разве не видишь, сколько нас расплодилось?

— Раз так, — говорит бедняк, — постойте, я вам гнездо попросторней найду.

И побежал побыстрей, взял бочку, внес ее в хату, да и говорит этим злыдням:

И как начали они туда лезть — все повлезли.

Взял тогда мужик донышко, забил поскорей бочку, вывез ее на поле, да и бросил. Приходит домой и хвалится детям, как он от злыдней избавился!

— Ну, теперь, — говорит, — может, даст бог, наше хозяйство и получшает.

Прошло с полгода, а может, и больше, и пошло у него хозяйство в гору, стали ему и богачи завидовать. Что ни сделает — все ему удается, что ни купит — на всем зарабатывает; посеет на поле рожь или пшеницу, и такая уродится она колосистая, что так к земле и клонится. Вот и стали все люди уже удивляться, что был-де сначала такой бедняк — детей нечем было прокормить, а теперь так хорошо живет.

Одолела богача зависть, приходит он к нему и спрашивает:

— Как оно случилось, что стала тебе во всем по хозяйству удача?

— А потому удача, что злыдней не стало.

— А куда ж они делись?

— Загнал их в бочку, отвез на поле и бросил.

— Да вон там, под оврагом.

Вот богач и побежал туда поскорей, а там и вправду бочка.

Выбил он днище, а оттуда злыдни так валом и повалили. И говорит он злыдням:

— Да вы уж лучше к — брату моему ступайте, он забогател уже.

— Ой, нет, он недобрый, вишь, куда нас запроторил! А ты человек добрый, вот мы к тебе и пойдем.

Богач от них наутек, а злыдни за ним как уцепились и пришли к нему в хату. И уж как разгнездились у него в хате, что совсем обеднял богач — еще бедней стал того брата, что бедняком был. Каялся уж тогда, да поздно было!

Сказка про злыдней. — Записал Я. Новицкий в с. Ольгино близ Мариуполя (Жданов). Малорусские народные предания и рассказы. Свод М. Драгоманова. Киев, 1876. Злыдни — нужда, голод, бедность. По украинским народным поверьям, это маленькие фантастичные существа; если в крестьянской хате селились злыдни, ее хозяину угрожало большое зло. «Пришли злыдни погостить три дня, а выжили целый век», или: «Деньги идут к богатому, злыдни к убогому» — говорят народные пословицы о бедняках, за кем беда следом ходит.

Составитель сборника и переводчик Григорий Николаевич Петников

Украинские сказки и легенды. Издательство «Таврия», г. Симферополь. 1971 г. 352 c.

Украинские народные сказки: Сб.: Для дошк. и мл. шк. возраста /Пер. с укр.; Худож. В. Г. Мельниченко. — К.: Вэсэлка, 1990. — 222 с: ил.

РНС «Семилетка», жанр-бытовая сказка

Главные герои и их характеристика

Дочь-семилетка. Умная, находчивая, смелая девочка.

Бедняк. Робкий, глупый, неуверенный в себе.

Богач. Брат бедняка. Злой, жадный, глупый.

Царь. Любитель загадок. Равнодушный к справедливости.

О чем произведение

Спор двух братьев о том, кому принадлежит новорожденный жеребенок, дошел до царя. Но решить его смогла обычная маленькая девочка.

Сюжет — краткое содержание

Кобыла бедного брата рожает жеребенка, который прячется под телегой брата богатого.

Богатый утверждает, что жеребенка родила телега, и спор должен решить сам царь.

Царь задает братьям загадки, которые удается отгадать семилетней дочери бедного брата.

Царь удивляется находчивости ребенка и дает девочке еще три задания.

Девочка справляется с новыми загадками и стыдит царя, говоря, что телега никак не могла родить жеребенка.

Царь решает спор в пользу бедного брата.

Понравившийся эпизод

Мне понравилась, как дочь-семилетка выполнила последние задачи царя. Она одела сетку, она поехала на зайце, а подарила царю перепелку, которая тут же улетела. Получилось, что она была не одетой и не голой, ехала не на лошади и не шла пешком, гостинца не принесла, но подарок подарила.

Главная мысль:Находчивость и смекалка помогут решить любую проблему.

Чему учит эта книга

Сказка учит не жадничать и не пытаться присвоить чужое. Учит смекалке и находчивости, учит находить неожиданные решения. Учит тому, что суд должен быть честным и беспристрастным.

Мне понравилась эта смешная сказка, в которой маленькая девочка оказалась умнее двух здоровенных мужиков и самого царя. Вот что значит свежий взгляд на проблему и незашоренное мышление.

Новые слова и выражения

Кума — крестная мать детей.

Кручина — горе, печаль.

Подол — нижний край платья.

Задание:расставить правильно части плана

ПЛАН СКАЗКИ

СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ

ЯЙЦА И ПШЕНО

ОТВЕТЫ ДОЧКИ-СЕМИЛЕТКИ

ЖЕРЕБЁНОК И ТЕЛЕГА

ОТВЕТЫ КУМЫ

СПОР БРАТЬЕВ

ШЁЛКОВАЯ НИТЬ И ПРУТИК

ЗАГАДКИ ЦАРЯ

СЕТЬ, ЗАЯЦ И ПЕРЕПЁЛКА

1. ЖЕРЕБЁНОК И ТЕЛЕГА

2. СПОР БРАТЬЕВ

3. ЗАГАДКИ ЦАРЯ

4. ОТВЕТЫ КУМЫ

5. ОТВЕТЫ ДОЧКИ-СЕМИЛЕТКИ

6. ШЁЛКОВАЯ НИТЬ И ПРУТИК

7. ЯЙЦА И ПШЕНО

8. СЕТЬ, ЗАЯЦ И ПЕРЕПЁЛКА

9. СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ

Пословицы к произведению

Жадность последнего ума лишает.

Каков вопрос, таков и ответ.

И за прялкой нужна смекалка.

Суд крив, коли судья лжив.

Из песка кнута не сплетешь.

Мал, да удал!

Находчивый своё возьмёт.

Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких историях настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает.

  1. Тема: «Как дочь-семилетка спор разрешила»

Идея: Это история о занимательном состязании в находчивости, уме и мудрости. Автор на стороне добра и смекалки. Высмеивает жадность и глупость «сильных мира сего». Восхваляет добро, находчивость и смекалку, а так же чудесные способности семилетней девочки.

Идея раскрывается через сюжет:

Зачин: Ехали два брата, один бедный, другой богатый. У обоих по лошади – у бедного кобыла, у богатого мерин.

Тем самым автор с самого начала подчеркивает проблему социального характера. Указывая на несправедливость положения вещей, заставляя читателя сопереживать и сочувствовать положительным персонажам, а так же испытывать чувства «праведного гнева» к отрицательным.

Путь к правде закрыт, это мнение укрепляется и при дальнейшем развитии сюжета : кобыла бедного крестьянина ночью принесла жеребенка, да тот под телегу богатого закатился. Вот богатый брат и заявил, что его телега жеребенка родила, и требовал жеребенка ему отдать. Кульминационный момент наступает тогда, когда царь спорщикам загадки загадал.

Богатому брату не удалось верного решения найти, а бедному дочка-семилетка помогла. Удивили царя мудрые ответы, и выведал он у крестьянина, кто ему помог. После чего стал давать девочке разные трудновыполнимые задания. А девчушка умна была не по годам и со всеми трудностями справилась.

В конце сказки царь приказал вернуть жеребенка бедному крестьянину, а дочку-семилетку к себе во дворец взял, а когда она стала взрослой, женился на ней, и стала она царицей.

Сказочный сюжет о «мудрой деве» встречается во многих сказках, как например: «Умная внучка», «Василиса — Премудрая» Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения. Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщает детей к устному народному творчеству. Развивает воображение и речь.

К этому произведению можно указать, например, такие пословицы: «Мал, да удал»; «Находчивый свое возьмет»; «Не за бороду – за ум жалуют». А еще в самой сказке упоминается: «От одной беды увернешься — другая навяжется!»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/472199-materialy-k-uroku-literaturnogo-chtenijaruss

  • Сказка про березку 3 класс короткая придуманная
  • Сказка про бобы до небес
  • Сказка про бибику и бобика
  • Сказка про бибу и бобу
  • Сказка про березку для детей