Конспект НОД по развитию речи в
старшей группе
«Литературный калейдоскоп»
Цель:
Закреплять знания детей о русском фольклоре, знание сказок.
— Учить детей проговаривать скороговорку, отгадывать
загадки по содержанию знакомых сказок.
— Учить узнавать сказки по иллюстрациям,
называть героев сказки.
— Развивать память,
внимание, логическое мышление, умение выполнять различные игровые задания.
— Закреплять знания детей об
антонимах – словах противоположных по значению и о том, с каких слов
начинаются сказки.
— Упражнять детей в словообразовании.
— Продолжать активизировать
и обогащать словарный запас детей.
— Воспитывать у детей любовь
к сказкам.
Предварительная работа:
Чтение сказок,
рассматривание иллюстраций со сказками, рисование любимой сказки.
Материал:
Игрушки – зайка, лягушка, медведь, лиса; варежка – Колобок; сундучок с
загадками; пазлы-картинки «Угадай сказку»; резиновые «кочки»; рабочие тетради
по развитию речи с закладками-схемами.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята,
вы любите сказки? Какие?
— Но вначале давайте
вспомним с каких слов начинаются сказки.
Дети:
-Жили-были…
— Давным-давно…
-В некотором царстве, в
некотором государстве
-В тридевятом царстве, в
тридесятом государстве
-За синими морями, за
высокими горами
Воспитатель:
Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие на планету сказок.
— Ребята, для того чтобы
оказаться на планете сказок, нам нужно быстро и чётко произнести волшебные
слова.
«Шесть мышат в камышах шуршат»
— А быстрее можете?
Дети:
«Шесть мышат в камышах шуршат»
— А совсем быстро?
Дети:
«Шесть мышат в камышах шуршат»
Воспитатель: Теперь
все вместе ещё раз.
— Сначала медленно, затем
быстрее и совсем быстро.
Воспитатель: Ребята
мы свами очутились на планете сказок.
— А вот и наш первый
сказочный герой.
Колобок: Ой,
здравствуйте ребята!
— Как вас много!
— Давайте поиграем, я буду
говорить вам слова, а вы будете их менять наоборот.
— Например, я скажу весёлые –
а вы …….грустные
— Мокрые — ……………сухие
— Чистые — …………… грязные
— Злые — ……………….добрые
— Смелые — …………трусливые
— Маленькие — …………большие
— Глупые — …………….умные
— Молодцы конечно вы умные,
добрые и весёлые ребята.
— Продолжайте свой путь
дальше, ну а мне пора прощаться. До свидания!
Дети:
До свиданья, Колобок!
Воспитатель: Ребята,
смотрите ёлочка, а кто под ёлочкой?
Дети:
Заяц с сундучком.
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним в каких сказках встречается заяц.
Дети: «Заюшкина
— избушка», «Колобок», «Заяц-хвастун», ……
Воспитатель: Ребята,
давайте посмотрим, что в сундуке.
— Загадки про сказки, а вот
про какие, вы узнаете, отгадав загадки.
Загадки
Воспитатель: Спасибо
зайка нам пора дальше.
— Смотрите болото, давайте
попробуем перебраться по «кочкам на ту сторону.
(Дети
перебираются на противоположную сторону по кочкам)
— Ребята, а кто же здесь нас
поджидает?
Дети: Лягушка.
Воспитатель: В
каких сказках можно встретить лягушку?
Дети: «Царевна-лягушка»,
«Теремок», «Лягушка путешественница»,…
Воспитатель: Ребята
смотрите лягушка приготовила для нас разноцветные конверты.
— Давайте посмотрим, что же
в них. Разрезные картинки.
— Лягушка предлагает нам собрать
картинки из знакомых сказок.
— Делимся на команды и собираем
из разрезных картинок картинку-сказку.
— Что за сказки у вас
получились?
Дети:
«Крочечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Царевна лягушка», «Теремок»
Воспитатель:
Молодцы! А теперь давайте отдохнём на сказочной поляне.
— Посмотрите, а кто это там
собирает ягоды в цветах?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Ребята
в каких сказках мы можем встретить медведя?
Дети:
«Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок»,…
Воспитатель: Вместе
с медведем в сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное
прозвище.
— А вы их знаете? Сейчас я
начну, а вы продолжите:
Мышка-…норушка;
Лягушка-…квакушка;
Зайчик-…побегайчик;
Лисичка-…сестричка
Волк-…зубами щелк.
А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:
Косолапый-…медведь;
Косой-…заяц;
Кумушка-…лиса;
Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.
Крылатый, мохнатый да масляный- воробей,
мышонок да блин.
Воспитатель: А, теперь «Назовите правильно сказку»
«Царевна – индюшка» — «Царевна – лягушка»
«Сестрица Аленушка и
братец Никитушка» — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Даша и медведь» — «Маша и медведь»
«Волк и семеро котят» — «Волк и семеро козлят»
«Сивка- жмурка» — «Сивка- бурка»
«Утки-лебеди» — «Гуси-лебеди»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за рыжий огонёк промелькнул вдали.
Дети: Лисичка.
Воспитатель: В каких сказках нам встречается хитрая и ловкая лисичка?
Дети: «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Петушок-золотой гребешок»,…..
Воспитатель: Лисичка приготовила для вас интересное задание.
— Откройте тетрадки на страничке, где вложена закладка.
— Что нарисовано на картинках?
Дети: Пень, самолёт, ёж, кот, слон, сапоги, машина дом.
Воспитатель: Предметы на картинках обычных размеров.
— А если бы мы оказались в стране Лилипутов, то все эти предметы
были очень маленькие.
— Как бы мы их называли?
Дети: Пенёчек, самолётик, ёжик, котик, слоник, сапожки, машинка, домик.
Воспитатель: А, как бы мы называли эти предметы в стране Великанов, где всё
огромных размеров.
Дети: Пнище, самолётище, ежище, котище, слонище, сапожищи, машинище, домище.
Воспитатель: Ребята посмотрите на закладки-схемы.
— Что на них нарисовано?
Дети: Кружочки
Воспитатель: Каких они размеров?
Дети: Средний, маленький, большой.
Воспитатель: Ребята, давайте повторим наши слова по схеме.
— Нормальные, маленькие, огромные.
— Например: самолёт, самолётик, самолётище.
Воспитатель: Вот
ребята и пришла пора нам возвращаться из сказочного путешествия.
— Давайте произнесём волшебные
слова, чтобы мы смогли вернуться в группу.
(Звучит музыка)
— Ребята, мы снова с вами в
нашем детском саду. Вам понравилось сказочное путешествие?
— Что понравилось больше
всего?
Дети: Да
Воспитатель: Мы
с вами ещё будем совершать такие путешествия и знакомиться с новыми сказками.
— Вы, ребята, молодцы, и за
это сказочные герои передали для вас сюрприз.
(воспитатель достает из сундучка
подарки, раздает)
Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы»
Цель: СССР в процессе познавательной деятельности
Задачи:
Создать условия для:
— Развития умения составлять краткую описательную характеристику о птицах;
Формирования желания отвечать на вопросы воспитателя; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
развития логического мышления, отвечая на вопрос «потому что»; развивать наблюдательность, зрительное восприятие, с помощью взрослого делать выводы.
Материал:
иллюстрации с изображением птиц, перья птиц, веер.
Предварительная работа:
беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход
1. Организационный этап:
Упражнение «Сова»
Воспитатель:
Положите левую руку на правое плечо и сожмите плечо левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь и глубоко вздохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое движение, положив правую руку на левое плечо.
Воспитатель:
Ребята, почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: «Они летать умеют, их пух и перья греют». Кто это? (птицы).
Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Поговорим мы сегодня о зимующих птицах.
2. Основная часть:
— Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей, дятел).
— А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).
— Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
— У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
— Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).
— Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.
— Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).
— Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.
Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?
— Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
— Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?
(Голубь большой, сизый, воркующий.)
— Какие это птицы?
— Почему их так называют?
- Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка».
Воспитатель говорит:
— «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица – угадай-ка». Показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы:голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.
- Игра «Какой птички не стало?»
На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц.Незаметно для детей убирать одну картинку и спросить:
— Какой птички не стало?
- Упражнение «Птицы, которых я видел».
Воспитатель:
— Выберите иллюстрации, на которых изображены птицы нашего края.
Дети выбирают картинки, на которых изображены птицы, обитающие в данной местности.
4. Пальчиковое упражнение «Дятел»
— Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
5.Упражнение «Загадка»
— Выберите картинку с изображением птицы, а я загадаю о ней загадку.
Дети по очереди выходят к столу, где лежат картинки с птицами, выбирают одну и показывают детям, а воспитатель загадывает об этой птице загадку.
Символ мира – это он,
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет (голубь).
Чернокрылый,
Красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
— С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь).
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня (Синичка).
Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУКТУК! (Дятел).
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.(Воробей)
Эта птица всем знакома —
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона).
6. Рассказ воспитателя «Как летают птицы»
— Я приготовила для вас перышки птиц. Посмотрите, одинаковые они или разные? Чем отличаются друг от друга? (Одни — мягкие, маленькие; другие жесткие, длинные)
-Подумайте, какие из них согревают птицу? (Мягкие, пуховые)
— А какие помогают летать? (Длинные, маховые)
На примере веера воспитатель показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.
7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)
— Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».
Снегирь, синица, голубь, воробей.
8. Составление предложений по картине
— Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
— Как называется домик с кормом для птиц?
— Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
— Какие птицы прилетели к кормушке?
— Сколько птиц прилетело?
— Что едят синички?
— Какие птицы остаются зимовать и прилетают на зимовку?
— Почему нужно помогать птицам зимой?
9. Изобразительная деятельность
Раскрашивают картинку «Снегирь на ветке».
10. Итог занятия
— Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
— Что мы делали на занятии?
— Что понравилось?
Оценка детей.
3.Заключительная часть:
— А сейчас я предлагаю превратиться в птиц и поиграть в игру «Воробьи и вороны».
— Какие крылышки у воробья? Как он летает?
— Какие крылья у вороны? Как она летает?
Дети играют в игру «Воробьи и вороны».
— Раз, два, три — обернись, обратно в детей превратись. Превращаемся обратно в детей, возвращаемся в группу и оказываемся в детском саду.
Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:
— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
— Это смотря на какой зимовке, Сорока!
На какой, на какой — на обыкновенной!
Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.
— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!
Но Свиристель не согласен:
— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая куропатка не согласна:
— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!
— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.
Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»?
О чем беседовала с ними Сорока?
Чем понравились гостям наши края?
Что понравилось Свиристели (Рябина).
А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться).
Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается).
А тебе что нравится у нас зимой?
Давайте поиграем. Подвижная русская народная игра «Дятел»
Дети встают в круг. Ребенок, выполняющий роль дятла, стоит посередине круга. Дети водят хоровод вокруг дятла и произносят первые две строчки:
«Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышко пшеницы».
Дятел в ответ говорит:
«Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму».
С последним словом дятел быстро берет за руку одного из ребят в кругу. А дети должны быстро встать парами. Оставшийся без пары ребенок становится дятлом в следующей игре.
Сказки о птицах. Дятел.
Почему дятла уважают все птицы и звери? И что было бы если бы дятлы исчезли? Об этом говорится в сказке «Дятел-труженик».
Дятел-труженик. Сказки озера Байкал
Слетелись птицы со всей тайги и стали ругать дятла.
Кукушка пуще всех сердится: — Покою от тебя нет, дятел, — стучишь, стучишь!
— Голова болит от твоего стука, — жалуется кедровка.
— Бездельники, у вас готовая еда: мухи, комары, козявки, ягоды, древесные почки, орехи. А мне надо дерево долбить, жуков под корою выискивать. Всех вас спасаю, неблагодарные, — с утра до ночи тружусь!
Засвистели, защебетали, затрещали сердито птицы: — Как! Ты нас спасаешь? — Смотрите, какой хвастун! — Давайте его заклюем!
Птичий гам прервал глухарь — птица в тайге важная, слов на ветер не бросает. Топнул он ногой: — Зря шумите, дятел сказал правду! Он оберегает деревья от жадных жуков-короедов. Без него источили бы они все деревья, опустошили бы тайгу. А как нам жить без тайги?.. Крикуны!
Кукушка, сидя на высокой сосне, первая залилась на всю тайгу: — Ку-ку, дятел, ку-ку, милый!
За ней кедровка: — Хвалю, приятель. Давай — стучи, стучи.
— Тук-тук — хороший звук! — громко крикнул лесной голубь.
Птицы окружили дятла, нарушителя лесной тишины, и запели хором.
Спустилось солнце за темную гору, поднялись птицы в золотое небо, разлетелись по всей тайге, но долго слышалась их радостная песня. Они славили труженика.
- За что птицы ругали дятла?
- Почему в конце сказки они стали его хвалить?
- Почему дятла называют «тружеником»? Есть ли еще звери или птицы, которых можно назвать «тружениками»? (Вспомните о труженицах — пчелах, муравьях и других известных малышу представителях животного мира)
Правила подвижной игры «Воробьи и Вороны»
Вариант 1
Участники делятся на две команды. Одна команда будет «воробьями», другая — «воронами». Команды размещаются друг напротив друга на расстоянии 2-3 метра.
По команде водящего (взрослого) «Воробьи!» команда воробёв должна броситься догонять команду ворон, а по команде «Вороны!» — наоборот. Игра продолжается, пока догоняющая команда не переловит всех игроков убегающей.
Теперь можно начинать игру. Хитрость заключается в том, что водящий произносит команды по слогам медленно: «Вооо — роооо — … НЫ!» или «Воооо — рооооо — … БЬИ!», поэтому до самого последнего момента игроки не знают, догониять им или убегать. Кстати, хитрый водящий может называть и совсем другие слова: «Вооо — роооо — … ТА!», «Вооо — роооо — … ЖБА!», «Вооо — роооо — … ВКА!», что добавляет игре большего веселья. А ещё, для усложнения игры можно выстроить команды спиной друг к другу. Тогда убегать будет легко, а догонять — трудно.
Вариант 2
Также игра для двух команд, только теперь потребуются два вида разных предметов, например мячики и кубики. Предметы раскладываются по разные стороны от команд. Игроки по командам водящего-взрослого выполняют несложные задания (приседают, наклоняются, поднимают руку или ногу). Водящий может неожиданно произнести слово «воробьи» (тогда все бегут и хватают по мячику) или «вороны (тогда все должны схватить по кубику). За каждый принесённый правильный предмет команда получает по очку. Побеждает та команда, которая по итогам нескольких раундов заработает большее число очков.
Слайд 1
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» Барабинского района Новосибирской области Проект «Птицы нашего края» Воспитатели: Мингулова Р.А., Нор Е.Н.
Слайд 2
Параметры экологического проекта Название проекта: «Птицы нашего края». Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители. Продолжительность проекта: краткосрочный (1-2 недели февраля). Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Слайд 3
Цель проекта: — помочь зимующим птицам пережить холодный период; — привлечь внимание детей и родителей к судьбе пернатых друзей; — экологическое образование и воспитание детей;
Слайд 4
Задачи: Познакомить с сезонными явлениями в природе и жизни птиц; О богащать знания детей о птицах; Формировать практические навыки гуманного отношения к объектам живой природы; Развивать наблюдательность и внимание ; Воспитывать гуманное отношение к птицам, эмоциональную отзывчивость, умение радоваться достигнутому результату; Вовлекать родителей в проектную деятельность.
Слайд 5
Подготовительный этап экологического проекта «Птицы нашего края»: * Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. * Создание необходимых условий для реализации проекта . * Перспективное планирование проекта. * Подбор необходимой литературы по данной теме.
Слайд 6
Основной этап (практический) реализации экологического проекта:
Слайд 7
НОД Ознакомление с окружающим Тема: «Птицы», «Мы друзья зимующих птиц». Задачи: Познакомить с особенностями внешнего вида и поведения птиц. Развивать мышление; пополнять и активизировать словарь. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Слайд 8
Беседы: «Покормите птиц зимой», «Влияние экологии на здоровье птиц», «Почему птицы улетают на юг», «Как узнать птиц?», «Тайны птичьего мира», «Как живут птицы зимой». Просмотр мультимедийной презентации «Зимующие птицы», «Птицы наши друзья». Просмотр мультфильмов: «Серая шейка», «Кто такие птички», «Птичий праздник», « Воробьишко ». Наблюдение за птицами. Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение птиц (что общего, чем отличаются друг от друга), «Чьё перо?». Чтение и рассматривание энциклопедии о птицах
Слайд 9
Чтение произведений: С. Я. Маршака «Где обедал воробей», «Кто колечко найдет?», И. Токмакова «Десять птичек- стайка»; рассказы В. Бианки про птиц, М . Зощенко «Умная птичка»; русская народная сказка «Воробышек- воробей», удмурдская сказка «Мышь и воробей», нанайская сказка «Кукушка », « Сказка про двух сов», «Как сова олененку помогла», «Сообразительный воробей», « Сказка про сороку», «Желтое брюшко», « Сказка про дятла», «Почему у снегирей грудка красная?».
Слайд 10
Конструирование: Кормушки для птиц
Слайд 11
Аппликация «Сказочная птица», «Моя любимая птица».
Слайд 12
Лепка: «Птицы на кормушке», «Птицы нашего края».
Слайд 13
« Назови ласково», «Счет птиц», «Кто лишний», «Угадай птицу по описанию », «Чей хвост?», «Кто, что ест?», «Что едят птицы ?», Дидактические игры: «Кто как голос подаёт», «Летает – не летает », «Узнай по голосу »
Слайд 14
Настольно-печатные игры : «Домино» (птицы), «Разрезные картинки » ( пазлы ).
Слайд 15
C южетно -ролевые и театрализованные игры : «Птичий двор», «Птицы в лесу», «Птицы у кормушки», «Где обедал воробей?». Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль », «Зимующие и перелетные птицы», «Филин и пташки», «Птицелов», «Совушка», «Ворона и воробьи», «Перелет птиц».
Слайд 16
Выучили стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой». Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма: Горсть зерна нужна. Горсть одна. И не страшна Будет им зима.
Слайд 17
Работа с родителями: Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли Вы дома с ребенком тему недели ?»; Подбор материала по теме «Птицы нашего края»; Изготовление дидактических игр на данную тему; Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц »; Изготовление кормушек; Оформление ширмы «Птицы нашего края».
Слайд 18
Результаты реализации проекта Дети ознакомлены с сезонными явлениями в природе и жизни птиц; Расширены знания дошкольников о птицах; Сформированы практические навыки гуманного отношения к объектам живой природы; Развиты наблюдательность и внимание; У детей воспитаны гуманное отношение к птицам, эмоциональная отзывчивость, умение радоваться достигнутому результату; Родители вовлечены в проектную деятельность.
Слайд 19
Результат: о формление коллажа «Зимующие птицы »
Слайд 20
Творческий конкурс «Кормушка» Мы узнали, что кормушку устроить несложно . Можно приспособить для этой цели различные пакеты из-под молока, банки, авоськи.
Слайд 21
Акция
Слайд 22
Познавательная ширма «Птицы нашего края»
Слайд 23
Спасибо за внимание!
Методические рекомендации
по использованию лепбука на тему «В гостях у сказки»
Григораш Елена Александровна – методист, высшая категория, высшее образование, КГКП «Ясли-сада» «Балдаурен» отдела образования Щербактинского района, управления образования Павлодарской области
В настоящее время особой популярностью среди педагогов пользуется такой вид работы с детьми как лэпбук. Он представляет собой чаще всего интерактивную папку с собранным в ней материалом на определеннуютематику.Чаще всего пособие наполнено разнообразными кармашками, мини-книжками, окошками, вставками, которые ребенок достает, перекладывает, складывает по своему усмотрению. Такая игровая технология решает педагогические, образовательные и воспитательные задачи в области коммуникативного развития.
Цель пособия (лэпбука) на тему «В гостях у сказки»- формирование грамматически правильного строя речи, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, памяти, творчества и воображения ребёнка.
Задачи:
—способствовать закреплению знаний произведений художественной литературы;
— формирование практических навыков в работе с пазлами и разрезными карточками;
-построение содержания сказки по карточкам по порядку;
— учить отгадывать загадки;
-учить называть жанры (загадка, сказка, поговорка)
-воспитывать интерес к художественным произведениям, бережного отношения к книгам; формировать интерес и любовь к сказкам.
Дидактическое пособие лэпбук «В мире сказок» может быть использовано как в индивидуальной, так и в парной или групповой в работе с детьми, рассчитано пособие на детей средней и старшей группы.
Пособие состоит из 18 разделов (кармашков), каждый из которых содержит задание, игру или полезную информацию, один раздел может использоваться в нескольких заданиях.
Разделы:
1.«Узнай сказку по тени»
2.«Сложи сказку по картинкам по порядку»
3.«Угадай сказку-назови»
4.«Расскажи сказку по схеме»
5.«Сказка на магнитах»
6.«Сказка на фланелеграфе»
7.Лото «Сказки»
8.«Что напутал художник?»
9.Пазлы «Сказки»
10. Карточки –раскраски «Сказки»
11.«Что напутал художник?»
12. Домино «Сказки»
13. «Какому сказочному герою принадлежит вещь?»
14. «Доскажи сказку»
15.Пословицы и поговорки по сказкам
16.Загадки по сказкам
17.Физминутки по сказкам
Лэпбук «В гостях у сказки»
«Расскажи сказку по картинке» | «Назови сказку» |
«Посмотри на картинку и назови сказку» | Раскраска «Сказки» |
«Собери сказку по порядку» | Домино «Сказки» |
«Сложи сказку» | «Кто лишний?» |
Продолжи текат сказки: «Жили-были…» «Мышка бежала…» «Дед плачет…» «Не плачь …» | «Репка» фланелеграф |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «СКАЗКИ»
Словесные игры по сказам
«Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве) Кощей — … (Бессмертный) | Конёк — …(Горбунок) |
«Чья песенка».
Цель: Расширение словарного запаса, развитие речи, закрепление знания сказок.
Описание игры: Воспитатель читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти слова. Например:
Я, Колобок, Колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
(Сказка «Колобок», песенка Колобка)
Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Я, Коща, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студёную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечкаво сыру землю.
(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)
Вы, детушки, вы, батюшки
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла,
Полныкопытся водицы!
Сказка «Волк и козлята», песенка волка)
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши) .
Как выскочу, как выпрыгну –
Полетят клочки по закоулочкам.
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы) .
Петушок, Петушок
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы) .
“Узнай героя”
Цель: находить по словам-определениям героя; самостоятельно придумывать и подбирать
слова-определения к характеристике героев.
Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.
Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.
Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.
Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.
Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.
Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.
Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.
«Кто, что?»
Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто, что?
Муха-Цокотуха – самовар
Айболит – градусник
Федора – посуда
Крокодил – солнце и т. д.
Дидактическая игра «Кто за кем? »
Цель игры: Закрепление знания сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Дидактическая игра «Расскажи по картинке».
Цель игры: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.
Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный? »
Цель игры: Закреплять умение составлять рассказ по картинке, развивать внимание, расширять словарный запас.
Данное пособие, лепбук «В гостях у сказки», является многофункциональным, трансформируемым, мобильным, удобным как для детей, так и для педагога; направленно на решение задач по закреплению знаний произведений художественной литературы, на воспитание интереса к художественным произведениям, бережного отношения к книгам; на формирование интереса и любви к сказкам.
В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания и навыки, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это интерес к жанру сказка, который однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/451307-metodicheskoe-posobie-ljepbuk-v-gostjah-u-ska
Фиксики. Вкусная еда.
Познавательный мультфильм «Пчёлка Умняша: полезные и вредные продукты».
Познавательный мультфильм про еду «Жила-была Царевна».
Список рекомендуемой художественной литературы:
Н. Ю.Чуприна «Весной на даче», «День рождения», «Интересный разговор», «Волшебный шоколад», «Поросеночек Пончик», «Молоко, Йогурт и Кефир», «Две мышки», «Кошка в гостях у Свиньи», «Лимончик», «Маша и фруктовый сад», «Государство Пряностей», «В ожидании гостей»;
Н. Г.Копейкина «Поучительная сказка про еду»;
И. Шамаева «Сказка ложь, да в ней намёк и детишкам всем урок!»;
М.Мишкина «Неразлучные друзья»;
Братья Гримм «Сладкая каша»;
Сказка «Три калача и одна баранка»;
Сказка «Каша из топора»;
И. Гурина «Почему нужно кушать»;
С. Цуцура «Терапевтическая сказка о полезных овощах»;
Русская народная сказка «Лиса и журавль»;
А. Милованова «Как появился суп», «Сказка о пользе еды»;
И. Ревю «Молоко. Рассказ детям»;
Н. Н. Носов «Мишкина каша»;
«Про кашу»;
И. Гурина «Волшебный суп»;
Сказка «Сбежавший пирог»;
Л. Поцепун «Печенье для друзей»;
В. Осеева «Печенье»
З. Александрова «Вкусная каша»;
В.Шебзухов «О правильном питании»;
Н.Градицкий «Спор»;
Г.Сапгир «Бутерброд» ;
И. Токмакова «Каша»;
З. Александрова «Вкусная каша»;
Э. Мошковская «Маша и каша»;
М. Пляцковский «Кому что нравится».
И. Токмакова «Каша»
Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите,
Кашу сладкую варите,
Наших деток накормите.
З. Александрова «Вкусная каша»
Каша из гречки.
Где варилась? В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила…
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Соаке и кошке.
И Оля доела
Последние крошки!
Э. Мошковская «Маша и каша»
Вот это —
Хорошая девочка.
Зовут её Маша!
А это — её тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша,
Нет, не каша,
И не угадали!
Села Маша,
Съела кашу —
Всю, сколько дали!
М. Пляцковский «Кому что нравится»
Зайцу нравится капуста:
И хрустит, и очень вкусно.
Обожает кости пёс,
Слон – морковку, конь – овёс.
Воробей клюёт проворно
Из своей кормушки зёрна.
Ищет северный олень
Мох под снегом целый день.
Кошке нравится сметана,
Жаль, дают непостоянно.
А медведь пчелиный мёд
Ел и ел бы круглый год.
На лугу траву корова
Дотемна жевать готова.
Для лохматого щенка
Радость – блюдце молока.
Ну а я люблю варенье,
Это – просто объеденье.
Ничего ведь нет вкусней,
Это – ясного ясней!
В. Осеева «Печенье»
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
– Дели по одному, – строго сказал Миша.
Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.
– Ровно? – спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
– Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.
– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку чёрного хлеба…
Братья Гримм «Горшочек каши»
ила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.
— Здравствуй, девочка, — сказала ей старушка. — Дай мне ягод, пожалуйста.
— На, бабушка, — говорит девочка. Поела старушка ягод и сказала:
— Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:
— Раз, два, три,
Горшочек, вари!
и он начнет варить вкусную, сладкую кашу. А скажешь ему:
— Раз, два, три,
Больше не вари!
и он перестанет варить.
— Спасибо, бабушка, — сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери.
Обрадовалась мать этому горшочку. Да и как не радоваться? Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова.
Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит:
— Раз, два, три,
Горшочек, вари!
Он и начал варить. Много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек всё варит и варит кашу. Как его остановить?
Нужно было сказать:
— Раз, два, три,
Больше не вари!
да мать забыла эти слова, а девочки дома не было. Горшочек варит и варит.
Уж вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он всё варит и варит.
Испугалась мать, побежала за девочкой, да не перебраться ей через дорогу — горячая каша рекой течёт.
Хорошо, что девочка недалеко от дома была. Увидала она, что на улице делается, и бегом побежала домой. Кое-как взобралась на крылечко, открыла дверь и крикнула:
— Раз, два, три,
Больше не вари!
И перестал горшочек варить кашу.
А наварил он её столько, что тот, кому приходилось из деревни в город ехать, должен был себе в каше дорогу проедать.
Только никто на это не жаловался. Очень уж вкусная и сладкая была каша.
Н. Ю.Чуприна «День рождения»
— Совсем скоро придут гости. «Пора ставить на стол угощения», — сказала мама.
Санька побежал на кухню и стал помогать ставить на стол салаты, закуски, различные соки и хлеб. Но вот раздался долгожданный звонок.
— Ура! Это мои гости пришли! – закричал Санька и побежал открывать дверь.
На пороге стояли нарядно одетые друзья Саньки. Ребята прошли в квартиру и поздравили своего товарища с Днем рождения. Санька был счастлив! Еще бы, ведь Петя подарил ему гоночную машину с пультом управления, Игорек со своим братиком Юрой – видеокассету, о которой он мечтал, и конструктор, а соседская девочка Леночка подарила энциклопедию про самолеты. Санька поблагодарил всех за подарки и пригласил гостей за стол.
Ребята ели сначала салаты, потом суп, затем мясо с овощным гарниром. После этого в комнате погасили свет, и мама внесла очень красивый торт с шестью свечками. Санька загадал самое заветное желание и погасил свечки. Ребята кушали торт, пили чай и разговаривали.
— Вот было бы здорово кушать только торт вместо салатов и мяча! – мечтательно произнес Санька.
— Нет, Саша, — возразила мама. – Обед должен стоять из четырех блюд. Закуска и салаты подготавливают наш организм к процессу пищеварения. Суп и второе блюдо обеспечивают нас необходимым количеством питательных веществ. Соки, компоты или чай поддерживают нужное количество жидкости в нашем организме. А торт – это десерт. В нем очень много сахара, а сахар в таких количествах не всегда полезен для нас. Поэтому торты можно кушать, но понемногу и изредка.
После застолья ребята играли в разные интересные игры, а те, кто выиграл – получили разные призы. Все были довольны. День рождения удался на славу.
Н. Ю.Чуприна «Молоко, Йогурт и Кефир»
В молочном магазине на соседних полках стояли разные продукты: молоко, кефир, простокваша, творог, йогурт, ряженка, сметана. Люди с большим удовольствием покупали эти молочные продукты, складывали их в пакеты, приносили домой и ставили в холодильник. А в холодильник их ставили потому, что они страсть как не любили тепло и жару. Им от тёплого воздуха плохо становилось, и они скисали. А в холоде им было хорошо, даже очень хорошо.
Однажды попали в один холодильник Молоко, Кефир и Йогурт. Стоят себе в холодильнике, охлаждаются.
Вдруг Молоко зашевелилось, засуетилось и заговорило:
— Ну — ка, Кефир и Йогурт, подвиньтесь! Не годится стоять мне, Королю всех молочных продуктов, в тесноте. Мне простор нужен.
— Что это ты молоко загордилось? Объясни — ка нам! — попросил Кефир.
— А что объяснять — то! Мало того, что в мой состав входит сто разных веществ, необходимых каждому человеку, так я еще легко усваиваюсь организмом.
— Подумаешь, легко усваивается! — возразил Йогурт. — Я тоже очень легко усваиваюсь. Зато во мне живут особые бактерии, которые, попадая в организм человека, борются с возбудителями всяких заболеваний! Вот!
— Ты что, Йогурт, думаешь один такой борец с возбудителями? Я тоже очень полезный и лечебный продукт питания. Меня дети очень любят! — не успокаивался Кефир.
— А я бываю и вишневый, и черничный, и абрикосовый. Меня можно пить, а можно ложкой есть! — гордо произнес Йогурт. Долго спорили Йогурт с Кефиром. Но тут снова вмешалось
Молоко:
— Как бы там ни было, все равно, я, молоко, являюсь основой и для тебя, йогурт, и для тебя, кефир, и для ряженки, и для творога. Даже масло сливочное получается при сбивании сметаны, а сметана получается из молока.
— Да, тут уж не поспоришь! действительно ты, молоко — Король всех молочных продуктов, — сказали Йогурт и Кефир.
Выслушав все это, Молоко подобрело и сказало:
— Ладно, брат Йогурт и брат Кефир, а вы мне теперь действительно, как братья, давайте рядом стоять на одной полке. Не надо нам ссориться!
Так и стояли они рядом: Молоко, Йогурт и Кефир, пока не пришла хозяйка и не вынула их из холодильника.
Н. Г. Копейкина «Поучительная сказка про еду»
Мальчик Федя Егоров заупрямился за столом: — Не хочу есть суп и кашу не буду. Хлеб не люблю! Обиделись на него суп, каша и хлеб, исчезли со стола и оказались в лесу. А в это время по лесу рыскал злой голодный волк и говорил:
— Люблю суп, кашу и хлеб! Ой, как бы я их поел! Услышала это еда и полетела волку прямо в пасть. Наелся волк, сидит довольный, облизывается. А Федя, так и не поев, ушёл из-за стола. На ужин мама подала картофельные оладьи с киселём, а Федя снова заупрямился:
— Мама, да не хочу я оладьи, я хочу блины со сметаной! Не успел Федя это договорить, как оладьи исчезли с тарелки. Очутились в лесу, где жил злой голодный волк, и снова волк всё съел. За завтраком всё повторилось. Не успел Федя ещё даже договорить о том, что он не любит булку с маслом, булка исчезла. Осталась на столе стоять только кружка с какао. И так стало всегда, как только Федя плохо высказывался о еде, она исчезала и тут же оказывалась в пасти волка. Федя от недоедания перестал расти и даже стал слабеть. Во дворе ребята считали его самым маленьким и самым слабым. Волк же, наоборот, стал расти и крепнуть. Теперь ему не надо было трудиться, он стал зазнаваться и стал обижать маленьких. Когда побольше окреп, волк объявил себя хозяином леса и запретил зайцам, белкам, ежам, мышам, лягушатам рвать в лесу грибы, ягоды и орехи. Только медведя волк немного побаивался, да с лисой дружил. Однажды мальчики из двора, где жил Федя, собрались идти в лес в поход, но Федю брать с собой не хотели. «Ты, — говорят, — слабый. Отстанешь ещё». Но Федя так хотелось пойти с ними, он так просил их, что ребята сжалились над ним и взяли с собой. Шли ребята в лес дружно, весело, с весёлыми песнями. Но Федя быстро устал и стал отставать от отряда. Тогда он решил присесть на пенёк, отдохнуть, набраться сил и с новыми силами догнать ребят. Только Федя присел, слышит, в кустах кто-то плачет. Пригляделся, а это зайка серенький плачет, лапками мордочку утирает.
— Зайка, почему ты плачешь? – спросил Федя зайчика. А зайчик ему отвечает:
— Как же мне не плакать, был у меня огород с капустой, я так ухаживал за ним, так старался, а пришёл волк, потоптал и повыдергал всю капусту. Не вырастит она теперь, не будет у меня урожая.
— Так ты бы не допускал этого, задал бы этому волку как следует! – сказал Федя, погрозив кулаком.
— Что ты, — отвечает зайка, — как же я ему задам. Волк такой большой, такой сильный. Он ко всем придирается, всех обижает. Объявил себя хозяином леса и не разрешает нам собирать в лесу грибы и ягоды.
— Волк всех обижает! – возмутился Федя, — где он, я сейчас с ним разберусь!
— Что ты, что ты, мальчик, — забеспокоился зайчик. – Тебе с ним не справиться, ты такой маленький, такой слабый, а волк сильный и большой. Какой-то плохой мальчик не кушает свою еду, и всю её поедает волк. Волк теперь совсем не знает труда, ходит всегда сытый, крепнет день ото дня и делается всё злее и наглее. Ты, мальчик, уходи отсюда скорее, а то он увидит тебя и задаст тебе.
«Правда, — думает Федя, я такой слабый, вот даже от ребят отстал». Понял Федя, что плохой мальчик, о котором говорил зайчик, это он. Стыдно ему стало.
— Не расстраивайся, зайка, — сказал он зайчику, — в лесу много ягод и грибов, не пропадёшь, а с волком мы разберёмся. Федя побежал догонять ребят, а те, увидев, что он отстал, уже возвращались к нему. Миша дал ему свою палку, с палкой удобнее ходить по лесу, Коля взял у него рюкзак, и ребята пошли дальше.Вернувшись из похода домой, Федя быстро помыл руки и стал ждать, когда мама начнёт накрывать на стол. Как только мама начала накрывать, Федя стал ей помогать. Вместе быстро накрыли на стол, сели всей семьёй кушать. Федя скушал всё, что было подано, и даже попросил добавки. А волк остался голодным. В следующий раз Федя тоже съел всё сам, а волк снова остался голодным. Трудиться волк отвык, сидит он голодный и злой и ждёт, когда же Федя откажется от еды, а Федя всё стал съедать сам. Да ещё Федя стал каждый день делать зарядку, стал крепнуть день ото дня, а волк наоборот, стал слабеть. Когда в очередной раз ребята собрались пойти в лес, все дружно командиром выбрали Федю. Пришли ребята в лес, и спрашивает Федя у зверей:
— Где злой волк, который вас обижает?
А зверята отвечают:
— Наш волк уже исправился, он больше не обижает нас. И верно, некогда волку за ребятами гоняться, надо ему трудиться, надо еду добыть.
Сказка «Каша из топора»
Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:
— Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть.
А старуха в ответ:
— Вот там на гвоздике повесь!
— Аль ты совсем глуха, что не чуешь?
— Где хошь, там и заночуешь!
— Ах ты старая ведьма! Я те глухоту-то вылечу! — И полез было с кулаками. — Подавай на стол!
— Да нечего, родимый!
— Вари кашицу!
— Да не из чего, родимый!
— Давай топор, я из топора сварю!
«Что за диво! — думает баба. — Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит!»
Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил-варил, попробовал и говорит:
— Всем бы кашица взяла, только б малую толику круп подсыпать!
Баба принесла ему круп. Опять варил-варил, попробовал и говорит:
— Совсем бы готово, только б маслом сдобрить!
Баба принесла ему масла. Солдат сварил кашицу:
— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашицу есть!
Похлебали вдвоем кашицу. Старуха спрашивает:
— Служивый! Когда ж топор будем есть?
— Да, вишь, он не уварился, — отвечал солдат, — где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошел в иную деревню.
Вот так-то солдат и кашицы поел и топор унес!
Л. Поцепун «Печенье для друзей»
В канун Нового года Снегурочка обходила лесные владения. Она внимательно смотрела, все ли готовы к встрече праздника, у всех ли хорошее настроение.
На полянке, окруженной хвойным лесом, стояла избушка на курьих ножках. На крыльце сидела маленькая Яга и плакала.
— Что случилось, маленькая Яга? — спросила ее Снегурочка.
— Все вокруг только и твердят про Новый год, вот я и решила себе праздник тоже устроить. И испекла новогоднее печенье, а оно, — Яга всхлипнула, — получилось черствым и невкусным.
Маленькая колдунья указала на кучку красиво украшенных пряников, брошенных прямо на снег. В этот момент к сгоревшему печенью подлетел воробей и съел крошку. Маленькая Яга разозлилась и выгнала птичку.
Посмотрела на все это Снегурочка и говорит:
— А хочешь, я научу тебя печь волшебное печенье?
— Хочу! — вытерла нос маленькая Яга. — А оно будет вкусным?
— Оно будет очень вкусным! Только… — Снегурочка сделала паузу, — оно будет волшебное. И есть его можно будет только с друзьями! Ведь оно так и называется «Печенье для друзей».
Ёжке очень хотелось праздничного печенья, и она с радостью впустила Снегурочку к себе в дом. Однако в избушке у Яги было грязно и темно. А печка уже успела остыть. Снегурочка хлопнула в ладоши и… в миг избушка засверкала чистотой! На столе появилась праздничная скатерть с вышивкой, на окошке занавески с морозным узором. Расписная цветами печка щедро делилась теплом.
— Ну, вот теперь, можно и готовить, — сказала Снегурочка. Она вновь хлопнула в ладоши, и на ней оказался красивый фартук, хлопнула еще раз, и такой же красивый фартук появился и на маленькой Яге.
Вместе с хозяйкой она замесила тесто, раскатала его в тонкий пласт. Маленькая Яга разрезала его сказочными формочками и, уложив на противень, отправила в печку.
Когда печенье спеклось, весело беседуя, о том и о сем, девочки красиво разукрасили его. Маленькая Яга вскипятила чай в самоваре, налила себе чашку чая, взяла печенье и только хотела откусить, а оно возьми и выпрыгнет из ее рук!
Долго бегала Ягушка по избушке за печеньем, да так и не попробовала его. Села она на скамейке и снова заплакала.
— Я же предупреждала тебя, — говорит ей Снегурочка, — это волшебное печенье «Для друзей». Есть его можно только с друзьями.
— Нет у меня друзей, — буркнула Ёжка.
— А как же вон тот мышонок, который старательно подбирал все мучные крошки, упавшие со стола? А воробушек, развлекающий тебя пением по утрам? А белочки, смахивающие снег с твоей крыши?
— Ой, и, правда.
Несмело, маленькая Яга, взяв печенье, подошла к мышонку. Мышонок взял печенье и поблагодарил Ягушу. Затем девочка угостила воробушка и белочек. Налила еще одну чашку чая и пригласила Снегурочку за стол. Теперь печенье не убегало от нее, и она вдоволь наелась ароматного и вкусного новогоднего печенья!
— Снегурочка, а у меня ведь и елки нет наряженной… — вдруг сказала она.
— Как нет? У тебя ведь замечательная елочка растет под окном. Давай мы ее нарядим!
— А чем? У меня нет игрушек…
— Посмотри, сколько у тебя сгоревшего печенья осталось. Оно хоть и невкусное, зато очень красивое. Давай им нарядим елочку. А лесные птицы потом все крошки съедят и тебе спасибо скажут.
Обрадовалась маленькая Яга. Нарядила она вместе со Снегурочкой елочку и поблагодарила ее за все. А в полночь, когда ночное небо светилось яркими огнями, под своей елочкой она нашла красивый подарок от Деда Мороза и Снегурочки.
— Как хорошо, когда у тебя есть друзья! — сказала Яга.