Сказка про белку и орешки пушкин

Мкдоу д/с 2 общеразвивающего вида р.п. таловая воспитатель: ситникова галина александровна подготовительная к школе группа литературная викторина по следам

МКДОУ
д/с № 2 общеразвивающего вида р.п. Таловая

Воспитатель:
Ситникова Галина Александровна

Подготовительная
к школе группа

Литературная
викторина

«По
следам героев сказок А.С. Пушкина»

Мероприятие
проекта: «Творчество А.С. Пушкина»

Цель: Повторить,
закрепить и систематизировать знания сказочного творчества А.С. Пушкина.

Задачи:
Развивать речь, образное мышление, память. Учить объяснять старорусские слова
из сказок А.С. Пушкина. Воспитывать любовь и уважение к творчеству А.С.
Пушкина.

Материалы и оборудование:
Видеопрезентация, в которую входят портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам
«О рыбаке и рыбке», «О золотом Петушке», «О царе Салтане», «О мертвой царевне и
семи богатырях».

Д. игра
«Собери картинку (по сказкам А.С. Пушкина).

Д. игра
«Из какой сказки герой?»

·       
Вводная часть

— Есть имена, как музыка, как звезда, как
солнце. «Солнцем русской поэзии» называют этого человека. (Обращаю внимание
на портрет А.С. Пушкина)

— Дети, о ком я говорю? (об А.С.
Пушкине)

— Как называли Александра Сергеевича,
когда он был маленький? (Саша)

— Свое первое стихотворение Саша написал в
6 лет на французском языке. Ведь в то время было принято говорить на
французском языке.

— Даже учителя у Александра были
французами и назывались они гувернеры. В детские годы у Пушкина была няня,
звали ее? (Арина Родионовна).

— Она была мастерица петь песни, рассказывать
сказки. Именно няня Арина Родионовна воспитывала в маленьком Саше любовь ко
всему русскому – языку, природе, фольклору, русским сказкам и песням.

— Как поэт называл ее? (Мамушка, а в
стихах «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя»)
.

— Саша часто просил Арину Родионовну
рассказать русскую сказку. На основе этих сказок Александр Сергеевич создал
свои сказки, которые вы знаете.

Но поэт превратил их в звучные и красивые
стихи. Там простые и понятные слова, иногда встречаются старорусские слова и
эпитеты. Этим он подчеркивает свою любовь к русскому языку, к старине.

1.
— Скажите, а какие сказки Пушкина вы знаете? (Дети называют).

— А сейчас на экране появится картинка и,
скажите, к какой сказке она относится? (Иллюстрация к сказке «О рыбаке и
рыбке»).

— О ком рассказывается в этой сказке?
старике, старухе и золотой рыбке).

 Ребенок:

«Жил старик со своею старухой у самого
синего моря;

Они жили в ветхой землянке  ровно тридцать
лет и три года».

 Ребенок:

«Раз старик закинул невод в море пришел
невод с одной тиной.

Он в другой раз закинул невод, пришел
невод с травою морскою.

В третий раз закинул невод, пришел невод с
одной рыбкой.

С непростой рыбкой – золотою».

Воспитатель:

— Старухе нравилось жить в землянке? (Нет,
она захотела жить в избе).

 Ребенок:

«Пошел он ко своей землянке, а землянки
нет уж и следа;

Перед ним изба со светелкой, с кирпичной
беленой трубою»

Воспитатель:

— Что такое светёлка? (Светлицы – это
комнаты в избе).

Ребенок:

«Старичок к старухе воротился

Что ж? Пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху.

За столом сидит она царицей».

Воспитатель:

— Чем занимались старик и старуха, когда
жили в землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)

— Что такое невод? (Это большая сеть)

П. игра «Удочка»

— Мы поиграем в игру «Удочка». Я буду
рыбак, а вы рыбки. Согласны? (Да).

2. На экране иллюстрация из «Сказки о
золотом петушке».

Воспитатель:

Вот осьмой уж день проходит, войско в горы
царь приводит.

И промеж высоких гор видит шелковый шатёр.
(«Сказка о Золотом петушке»)

— А что такое шатер? (Это такое
временное жилище, по типу палатки. В нем жила Шамаханская царица)

— А кто еще был в этой сказке? (Царь
Дадон, золотой Петушок и др.)

Ребенок:

«Вдруг шатер распахнулся и девица

Шамаханская царица вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя».

СЦЕНКА        

Царь Дадон:
Кто ты, чья, откуда ты? Дева дивной красоты?

Шамаханская царица:
Знай, Дадон, что я девица – Шамаханская царица!

                                          
Пробираюсь я как тать, весь твой край завоевать!

Царь: Вижу
я, что  ты шутница, Шамаханская царица! (Выносят бокал).

Шамаханская царица: Выпей,
царь Дадон до дна чашу сладкого вина!

Царь:
Ты сама испей сначала! Мы потом…

Шамах. царица:
Не ожидала… Значит встрече ты не рад, коль подумал это яд?…   (Пьет).

Шамаханская царица:
Ну, а что ты, царь Дадон, пел, когда бывал влюблен?

Царь:
Не припомню я никак…

Шамаханская царица:
Постарайся!

Царь:
Как-то так! (поет).

Век тебя я любить я буду, никогда не позабуду!

А так стану забывать ты напомнишь мне
опять.

Шамаханская царица:
(шепчет царю)

Царь:
Ни за что плясать не стану!

Шамаханская царица:
Значит быть со мной Полкану! Эй, Полкан!

Царь:
А как же я? Что ты, Горлинка, моя! Хоть плясать я не умею, сам себя не пожалею!
(Пляшет, падает)

Нет больше сил! Без тебя мне свет не мил! Бью
тебе челом на царство

На велико государство все твое и сам я
твой!

Шамаханская царица: Что
же делать нам с тобой?

Царь:
Как что делать? Сказки слушать, отдыхать и сласти кушать! Отвечай, согласна?

Шамаханская царица:
Да!

Царь:
Мешкать незачем! Тогда.

Эй, Полкан, труби победу! Я домой с
невестой еду! (Обходят по залу)

3. Воспитатель:    

— А теперь внимание на экран.
(Иллюстрация к «Сказке о Мертвой царевне и семи богатырях»).

— О ком говорится в этой сказке? (Царевна, Королевич Елисей, Мачеха, жена Царя, семь богатырей).

Ребенок:

«Но невеста молодая до зари в лесу
блуждая,

Между тем все шла да шла и на терем
набрела».

Воспитатель:

— Кто жил в тереме? (Семь богатырей).

— А что случилось в этой сказке из-за
яблока? (Царевна заснула).

— У нас тоже есть волшебное яблочко, и
чтобы не уснуть, как царевна, нужно быстро передавать его из рук в руки под
музыку. И как только музыка остановится, тот, у кого в руках оказалось яблочко
– выходит в круг.

Муз. Игра «Катилось яблочко».

Таким образом, в кругу собираются несколько человек.
Звучит плясовая. И дети в кругу выполняют плясовые движения, а остальные ребята
хлопают в ладоши.

4. Воспитатель:

— Скажите, дети, а в какой сказке царевич
превращается в насекомых, чтобы пересечь море-океан? («Сказка о царе
Салтане»……..).

— А в кого превращается князь Гвидон? (Комар,
шмель, муха).

— А какие три чуда были в «Сказке о царе
Салтане»? (Белка, тридцать три богатыря и царевна Лебедь).

На экране картинка «Белка грызет орешки и
собирает скорлупки» по сказке.

— Как рассказал А.С. Пушкин о первом чуде?

Ребенок:

В свете ж вот какое чудо:

Ель растет перед дворцом, а под ней
хрустальный дом.

Белка там живет ручная, да затейница
какая.

Белка песенки поет, да орешки все грызет,

А орешки не простые, все скорлупки
золотые.

Ядра чистый изумруд, слуги белку стерегут.

·       
На экране картинка «Тридцать три богатыря»
по сказке.

Воспитатель:

— Как рассказал Пушкин о втором чуде,
диве-дивном?

Ребенок:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо, закипит, поднимет
вой,

Хлынет на берег пустой, разольется в
шумном бете,

И очутятся на бреге в чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Это диво, так уж диво, можно молвить
справедливо.

·       
На экране картинка «Царевна Лебедь» по
сказке

— Как рассказал А.С. Пушкин о третьем чуде?

Ребенок:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает, ночью землю
освещает,

А во лбу звезда горит, а сама-то величава,

Выступает будто пава, а как речь-то
говорит

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо, это диво, так
уж диво.

Воспитатель:

— А кого еще из героев этой сказки вы можете
назвать? (Царица-мать, царь Салтан, ткачиха с поварихой, с сватьей бабой
Бабарихой).

Игра малой подвижности «Море волнуется». (Этюды
на героев сказки: царица-мать, царь Салтан, ткачиха, повариха, князь Гвидон,
царевна Лебедь, дядька Черномор, богатыри, белочка)

5. Нравственные уроки.

— Сказка ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок. Как вы понимаете эту поговорку? (Значит, чему-нибудь
научиться).

— Чему же нас научила сказка о рыбаке и
рыбке?  (Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта).

— А сказка о мертвой царевне и семи
богатырях? (Если хочешь кого-нибудь спасти, помочь, не надо унывать, терять
время, а надо быть упорным, настойчивым,  смелым).

— А вот какую сказку назовете вы, если
услышите: «Не давши слово – кренись, а давши – держись»? («Сказка о золотом
петушке»).

— А кто дал слово и не сдержал? («Царь
Дадон»)

Воспитатель: А какой урок дает нам «Сказка
оцаре Салтане»…..
(Терпение и труд всё
перетрут)

Воспитатель:
В жизни вас ждет ещё много приятных встреч с замечательным русским поэтом.
Читая Пушкина, вы научитесь быть честными, верными, добрыми, научитесь любить
свою Родину, природу, русский народ и друг друга, научитесь беречь русский
язык.

Главные герои

Царь Салтан правитель страны, доверчивый и слабохарактерный человек. Когда он получил недобрую лживую весть, он приказал его дождаться. Но завистники молодой царицы меняют письмо. Они хотят извести царицу и её ребенка. Они злые и хитрые. Но автор изобразил их не страшными, а смешными. Тем более, когда они были укушены перевоплощенным князем Гвидоном в комара, муху и шмеля.

Князь Гвидон, сын царя, представлен настоящим русским богатырем. Он вступается за слабых. Спасает царевну Лебедь от злого коршуна. Волшебница-лебедь отблагодарила его выполнением всех его желаний. Князь правит на острове слава о котором разнеслась по всему свету.

Он мудрый правитель своего острова, гостеприимный хозяин, тепло встречающий купцов. За свою мудрость получает волшебную белку, морскую стражу и жену – красавицу и волшебницу.

Царевна-Лебедь, спасенная Гвидоном от злого колдуна, стала его верной помощницей, а потом и женой. За своё спасения она дарит ему красивый город на острове. Где он стал правителем. Помогает Гвидону побывать у отца в образе комара, мухи, шмеля Она умная, добрая. Она как Василиса премудрая в русских сказках умная, красивая, а еще и волшебница.

Царица она появляется на первых строках сказки. Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после оговора нашла в себе силы простить своих сестер.

Ткачиха, первая сестра Царицы и поварихи. Она злая, завистливая, обидчива и мстительна. Из – за обиды на сестру и оговорила её.

Повариха, ещё одна сестра Царицы. Она завистлива, злопамятна, коварна и эгоистична. Не чем не лучше ткачихи, своей сестры.

Сватья баба Бабриха мать всех трех девиц. Она тоже жестока и мстительна. Она вместе с двумя старшими дочерьми оговаривает Царицу и младенца, избавились от них. Но после этого страшного поступка, они, не стали счастливыми, наоборот их наказали.

Описание героя

По сюжету князь Гвидон является сыном царя Салтана. Когда будущий отец уехал на войну, царица родила мальчика. Его вместе с матерью решили извести завистливые родственники, заколотив в бочку и выкинув в открытое море. По воле судьбы волна выбросила бочку на пустынный остров Буян. Ребенок за время плавания вырос и превратился в прекрасного юношу. Описывая внешность молодого князя, Пушкин не забыл подчеркнуть и его внутреннюю красоту.

В трактовке автора характеристика князя Гвидона выглядит следующим образом:

  • красивый;
  • имеет высокий рост;
  • ловкий и сильный;
  • необычайно отзывчивый и добрый к людям;
  • человек, способный заниматься государственными делами;
  • хорошо воспитанный, умный.

Все эти черты говорят, что из Гвидона выйдет хороший правитель. Будущий царь обладает чудесным даром общаться с морем, ветром и другими природными явлениями. Конечно, это сказка, поэтому вымысел здесь уместен, но такие качества, как коммуникабельность и способность договариваться, высоко ценятся и в современном мире.

Второстепенные герои

Гонец, который ездил к царю отвозил ему письмо от царицы и привозил обратно. Его споили и поменяли послание, из – за которого страдает царица и её сын.

Волна, в сказке представлена, как одушевленная, Гвидон её просит о помощи, и она выполнила его просьбу, вынесла на берег, подарив им жизнь.

Коршун, который нападал на лебедь, стремясь её убить. Но когда Гвидон его убил стрелой выпущенной из лука, оказался злым чародеем.

Белочка является одним из чудес подаренных князю царевной – лебедь. Она жила в домике под елочкой, грызла золотые орехи и пела песенки.

Тридцать три богатыря и дядька Черномор были родными братьями царевны Лебеди. И по её просьбе стали охранять остров, потому что они жили в море.

Корабельщики – это купцы, которые плавали на кораблях между странами и торговали разными товарами. Которые и принесли весть о новом граде на острове Буяне.

Сказка заканчивается хорошо для всех героев: царь Салтан вновь обретает жену и сына и на радости прощает злых сестёр и Бабариху.

Герои сказки о царе Салтане

К группе положительных героев сказки о царе Cалтане

можно отнести:

  • Салтан,
  • его сын Гвидон,
  • девица под окном будущая Царица, Царевна-лебедь.

А к отрицательной группе героев относятся:

  • повариха,
  • ткачиха,
  • сватья баба Бабариха,
  • Коршун.

Можно определить ещё, так называемую, «нейтральную» группу героев знаменитой сказки Пушкина:

  • белка,
  • заморские гости,
  • ветер,
  • волна,
  • дядька Черномор и 33 богатыря,
  • а ещё комар и шмель, в которых превращался князь Гвидон.

Вот, пожалуй, все имена героев сказки о царе Cалтане, разделённых на группы по типу характера.

Прежде всего, хочется сказать о двух сёстрах Царицы – поварихе и ткачихе, а также их матери – сватье бабе Бабарихе. Это, без сомнения, отрицательные персонажи.

Из-за мстительности, злопамятности, зависти и обидчивости они совершили преступление. В письме к царю Салтану — оклеветали Царевну и младенца-Царевича, добившись указа царя, посадить их в бочку и бросить в море.

Совершив этот страшный поступок, они, конечно же, не стали счастливыми, а наоборот – были наказаны!

Другие главные герои сказки о царе Cалтане,

которых смело можно отнести к положительным героям. Во-первых, это князь Гвидон – сын царя Салтана. Его смелость и стремление к цели, отважность и гостеприимство располагают к нему любого читателя этой сказки.

Вторая главная героиня, сделанная поэтом центральным художественном образом произведения, — царевна-Лебедь, которую спас Гвидон от злого колдуна-Коршуна. Её характеру присущи такие качества, как благородство и мудрость.

Её образ в сказке заключал в себе черты русской Василисы Премудрой, наделённой удивительной красотой и волшебством. К слову, 33 морских богатыря были её братья родные.

Следующий главный герой сказки — добрый и мягкий царь Салтан – справедливый и незлопамятный, доверчивый и простоватый.

Порой он кажется даже немного безвольным, но это не так: просто широта и доброта русских царей делала их безоружными перед коварством и вероломством. Поначалу он разгневался на ткачиху, повариху и сватью, но потом великодушно простил завистниц и отпустил их домой.

В заключении «подведём черту»: в сказках, и не только в Пушкинских, злоба, зависть и ненависть обречены на позорное уничтожение, потому что в жизни людей первоначальны Любовь и Добро. В этом вся гармония и красота русских сказок!

Люди, творите всегда добро!

Автор статьи: Игорь Смирнов

Дети, молодые, взрослые и пожилые – большинство из нас знают множество произведений Александра Сергеевича Пушкина. Одно из наиболее известных, любимых и увлекательных произведений Пушкина является . Сюжет данного стиха довольно прост для понимания, но очень увлекает. Ребёнок и взрослый, читая это произведение, представляют яркую картинку, где по-своему преображаются действия, по-своему вырисовывается внешность персонажа. Но абсолютно каждый выделяет для себя поступки злые и добрые и, следовательно, плохого и положительного персонажа.

К позитивным героям относятся:

Царь Салтан

– государь своего царства. С одной стороны, царь – настоящий воин, мужественный и сильный, который готов сражаться за своё государство. С другой – это добрый персонаж, который имеет мягкий характер. По действиям, которые совершает этот герой, становится понятно, что он незлопамятный и даже простой, наивный персонаж и из-за этого, некоторые читатели могут подумать, что он безвольный царь. На самом же деле, это совершенно не так. Просто из-за своей добродушности, он никак не наказал злобных и коварных сестриц, а наоборот, простил их.

Князь Гвидон

– сын царицы и царя Салтана. На протяжении всего стиха проявляет себя как смелого и сильного героя. Свой мужественный характер этот персонаж предпочитает доказывать поступками, а не действиями. Помимо смелости, силы и мужественности он проявляет гостеприимство и целеустремлённость, что очень нравится читателям.

Царевна-лебедь

– рассудительная и прекрасная волшебница, сестра 33 морских богатырей и в конце сказки становится женой князя Гвидона. Будучи одним из главных героев, также относится к добрым персонажам, ведь она олицетворяет великодушие, мудрость и честность.

Царица

– это одна из первых девиц, с которыми встречается читатель в первых строках сказки. В будущем становиться царицей и матерью прекрасного богатыря. Как и сам царь, она является очень позитивным персонажем, ведь она добрая, честная, терпеливая и добросердечная. Благодаря этим качествам, царица симпатизирует многим читателям.

Негативные герои:

Ткачиха

– сестра Царицы и поварихи. Её поступки говорят, что это очень завистливый, злой и негативный персонаж. Помимо этого, она очень обидчива и мстительна, из-за чего и проворачивает коварные действия.

Повариха

– сестра ткачихи и Царицы. Как и ткачиха, повариха является плохим персонажем, ведь имеет такие качества, как зависть, злопамятность, коварство и эгоизм.

Сватья баба Бабриха

– относится к негативным персонажем, так как имеет такие отрицательные черты характера как ненависть, жесткость и мстительность. Из-за этих качеств, многие читатели её недолюбливают.

Действия, которые совершают положительные и негативные персонажи помогают разобраться читателю в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!

А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре — «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Сюжет

Повествование рассказывает о нескольких персонажах. Главными действующими лицами становятся царь Салтан, царица и князь Гвидон. Характеристика героев проста и понятна.


Царь Салтан и царица

Государь по имени Салтан – мужественный и отважный воин, способный вступиться за свои земли. Он обладает покладистым, спокойным нравом, отличается простотой, не держит зла на обидчиков и проявляет некую наивность. Добродушие героя не дает наказать сестриц, наговоривших на царицу и чуть не погубивших ее и сына – князя Гвидона.


Царица и маленький Гвидон

Мудрая царица – первая девица в государстве и первая, с кем встречается читатель, знакомясь со сказкой. Она – положительный персонаж, честная, добрая и верная женщина, неспособная на предательство и обман.

Гвидон – сын царицы и Салтана. Его отчество не зря подчеркивается в названии сказки, потому что с малых лет герой, как и отец, проявляет отвагу и смелость. Для него особую важность имеют поступки, а не слова.


Князь Гвидон

Гостеприимный амбициозный правитель получает титул князя неспроста. Якобы по велению царя Салтана, а на самом деле из-за интриг сестер царицы, младенца с матерью заточили в бочку. Странное судно, ставшее последним пристанищем, опустили в морскую пучину. В нем промелькнули детство и отрочество юноши, и вскоре он превратился в настоящего богатыря, которому суждено спасти от коршуна царевну Лебедь и заполучить под покровительство невиданные земли – остров Буян. Остров князя стал пунктом паломничества купцов, жаждущих выгодного сотрудничества. Это место, где живет белка, грызущая волшебные орешки, а также фантастические воины – тридцать три богатыря.


Царевна Лебедь

Гвидон – основной персонаж сказки. Царевна Лебедь, ставшая позже его избранницей, – олицетворение волшебства в поэме. Она одаряет возлюбленного не только чудесными диковинами (белкой и богатырями), но и магическими силами, благодаря которым Гвидон может стать комаром. В таком образе князь попадает на корабль и прибывает на родину – повидать отца.

Второй раз Гвидон осуществляет визит в образе мухи, а в третий – в качестве шмеля. В каждое посещение он, пусть и невольно, мстит ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе. Завершается все воссоединением царского семейства и пышным свадебным торжеством.

Интересные факты

Светило русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин, умело обращавшийся со стихотворным слогом и прославляющий богатство русского языка, использовал в «Сказке о царе Салтане» только одно слово с буквой «ф» – флот. В пушкинскую эпоху слова с этой буквой считались заимствованными из других языков.


Город Свияжск — прообраз острова Буяна

Однажды, путешествуя, Пушкин попал в город Свияжск. Поэт восхищался красотой этого места и признавался, что так представлял описанный населенный пункт на сказочном Буяне:

«В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами С теремами да садами…»

Некоторые исследователи считают, что прототипом острова является Руян, расположившийся в Балтийском море.


Богиня Умай и царевна Лебедь

Сказка сплетена из фольклорных сюжетов и нюансов, придуманных поэтом. Примечательно, что прообразом царевны Лебедь стало языческое божество Умай. Ее воспевали в монгольских и кыпчакских племенах как женщину в образе лебедя, ходящую по земле и воде. В произведении описание царевны не менее привлекательно, чем в легендах древних народов:

«Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает. Ночью землю освещает — Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит».

История персонажа

«Сказка о царе Салтане» – предназначенное для детей знаменитое произведение из наследия, оставленного миру Александром Сергеевичем Пушкиным. Полное название поэмы звучит так: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Оно было придумано на манер лубочных сказаний, популярных в простонародье. Использованный сюжет пересказывался на Руси из уст в уста. До наших дней легенда дошла в вольной интерпретации. Пушкинисты, исследующие творчество русского поэта, свидетельствуют, что лейтмотив произведения не был уникальным. Гораздо раньше его использовали в своих сказках Чосер и Гоцци.

  • Сказка про белль читать
  • Сказка про белль слушать
  • Сказка про бедного сапожника
  • Сказка про беззубика дракона
  • Сказка про беззубика слушать