Сказка про барабашку слушать

На сцене нижневартовского тюза сыграют лучшие российские спектакли для детей и молодежи. соглашение об этом подписали директор департамента культуры югры

Ян Смоленцев: Возьмем Барабашку на работу

На сцене нижневартовского ТЮЗа сыграют лучшие российские спектакли для детей и молодежи.

Соглашение об этом подписали директор Департамента культуры Югры Артур Латыпов и художественный руководитель Большого детского фестиваля, народный артист России Сергей Безруков. Программа, которую привезут в наш округ, называется «Эхо БДФ». По традиции в неё входят лучшие работы фестиваля. Спектаклем открытия станет спектакль Московского Губернского театр «Маленький принц». О том, как это получилось и о многом другом, мы поговорили с самым молодым театральным директором России. Ровно полгода назад 29-летний Ян СМОЛЕНЦЕВ возглавил Нижневартовский ТЮЗ. 

Хозяйство молодому руководителю досталось интересное во многих отношениях. И он нет-нет, а обмолвится об этом:


— Сейчас все удивляются: «ТЮЗ? Не знаем. Откуда вы взялись?» А мы раньше театром кукол были. Спрашивают: «Такое возможно?» Драмтеатры музыкальными становятся, из ТЮЗа переходят в драму, а вот куклы и ТЮЗ – два разных берега. Видно, в Москве за эту историю зацепились. Вот теперь на нашей сцене будет играть Сергей Безруков.


— Когда это произойдёт?


— Событие запланировано на лето 2023 года. Не так быстро, потому что нужно подготовиться. Планируем, что пройдёт всё в июне или в июле, чтобы ребята, которые посещают школьные лагеря, смогли посмотреть спектакли. Их будет шесть. Два названия уже известны. Откроет программу «Маленький принц», моноспектакль Сергея Безрукова. Это не Сент-Экзюпери. Это «сказки под музыку». Безруков приедет с дирижёром губернского театра, а оркестр будет местный. Еще 3-4 спектакля мы отберём сами. А завершится показ также спектаклем Сергея Безрукова «Маугли». Это такая традиция.



Кроме того, в программе лаборатории для актёров и детских студий, проект «БДФ-Книга», в котором организаторы определяют, какие книги дети в городе читают, большая образовательная программа, приедут критики.


— Уже удалось пообщаться с Сергеем Безруковым?


— Да. У него очень интересная позиция. Он говорит: «Я к детскому театру не имею прямого отношения, но при этом возглавляю общественный совет театра для детей, чтобы воспитывать зрителя, который потом придёт и ко мне». На подписании Сергей Витальевич каждого поприветствовал, пообщался. Не было такого: «Я звезда, а вы региональный театр», сказал: «Если есть вопросы по организации, сразу задавайте мне, я буду выходить на другой уровень». В общем, это здорово, что лучшие спектакли видят не только московские дети, что они едут в регионы.


— В культурных кругах Нижневартовска многим интересно, откуда Вы взялись. Такой молодой, а уже директор.


— Я из Екатеринбурга. Там родился, учился. После армии меня пригласил на работу генеральный директор театра музыкальной комедии Михаил Сафронов. В мире искусства этот человек в представлении не нуждается, грандиозная личность, погуглите. И это 
лучший музыкальный театр в России, 450 человек штат, гастроли по всему миру, самое большое количество «Золотых масок» (национальная театральная премия – примеч. автора) за пределами Москвы и Питера. Окончил Высшую школу деятелей сценического искусства Геннадия Дадамяна. Это тоже, я считаю, лучшее учебное заведение для театральных менеджеров.


Пять лет проработал главным администратором в музкомедии и начал задумываться о росте, мониторил ситуацию и нашёл информацию о конкурсе на должность директора Нижневартовского ТЮЗа. Подал документы, волновался, думал, что в России не бывает, конкурсов с поиском кандидата, всё заранее ясно. Был приятно удивлён, когда прошёл первый отбор: из 8-ми фамилий остались 3 фамилии. Пригласили подать документы на согласование с губернатором. Подал, согласовали, назначили, приехал. Когда приходишь в театры поменьше, не составляет труда вникнуть в закупки, юридические вопросы, финансово-хозяйственную деятельность, планирование репертуара, его финансовую аналитику. Перейти из заместителей директора в директора было не так сложно.


— Насколько несложно было переехать из города-миллионника, в котором Вы выросли, в небольшой Нижневартовск?


— Я себе Нижневартовск представлял иначе, потому что видел маленькие города. Например, Нижний Тагил. Здесь уровень жизни такой же, как в Екатеринбурге. Ну, если не брать глобальную инфраструктуру. Главное, что здесь есть культурная жизнь. Есть детские школы искусств, театры. Два театра на 300 000 населения. Семье моей комфортно. Вот только лифта нет в доме. Жене с коляской приходится спускаться со второго этажа. Она, кстати, родилась в Нижневартовске. Правда, через полгода переехали в Екатеринбург. Но она всё рано как местная: в паспорте написано «Нижневартовск». Это был знак, когда я подавал документы.


— Вы обмолвились, что считаете свой театр театром кукол. Значит ли это, что вы вернётесь к прежней истории и названию?


— К названию возвращаться не будем. Решение на нормативном уровне уже принято. Нужно придумывать какие-то истории, которые будут объединять прошлое и настоящее, театр кукол и ТЮЗ. ТЮЗ – это молодёжный театр. В городе большое количество детей и взрослых, которые детьми сюда ходили. Тему с «Барабашкой» мы будем развивать, но внутри маркетинговых историй. Может быть, даже Барабашку на работу примем. Думаем, что он сейчас в отпуске и надеемся, что к нам вернётся. Нельзя иначе. Мне даже таксисты говорят «Вам куда? В ТЮЗ? Аааа, это «Барабашка».



Работать как драматический театр и при этом, в особых режиссёрских решениях использовать кукол – это интересный синтез и хорошая визитная карточка. В вечернем репертуаре мы можем использовать ребрендинг, маркетинг, а утренние подавать под прежним брендом.



Я всем так говорю: «Мы молодой театр с 30-летней историей». Надо наращивать молодёжную историю, но при этом не терять кукольную. Пока, кстати, в основном подаём заявки на кукольные фестивали. «Гуси-лебеди», «Бременские музыканты» — отличные 
спектакли. Правда, вот отвезли «Тараканов» на безруковский фестиваль, где про нас и узнали. Это отличный опыт: он уже имеет результат, и мы будем его расширять.

— Из заметных вещей: у театра появился фирменный стиль, сайт, на который приятно зайти. Что ещё?


— Ещё капремонт. Не знаю, когда на него уйдём: пока в подвешенном состоянии, проект на экспертизе. Детали будем решать с подрядчиком, как только он определится. По проекту мы выходим на два года из здания, потом возвращаемся. Но, в принципе, у нас два крыла, автономных друг от друга. Мы можем работать сначала в одном, потом в другом. Если всё же придётся выходить, округ и город обещают помочь площадками. Придётся поскитаться, поэтому основные премьеры планируем на весну, чтобы всё выпустить, так как спектакли будут большие, постановочные команды приезжие (Москва, Питер, Краснодар): перенести на потом нельзя. Я лично попросил директора департамента культуры Артура Латыпова, чтобы капремонт начался в апреле-мае, чтобы мы доработали сезон, могли спокойно съехать и наладить работу.


— Какие, кстати, премьеры вы планируете?


— Это «Роман и Юлька» (по нашумевшей в своё время повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось» — примеч. автора), которую будет ставить московский режиссёр Олег Лобозин со своей командой. «Карлик Нос» — это краснодарская команда, режиссёр Константин Мохов. Спектакль будет драматический с элементами кукольного. «Пряничный домик» (режиссёр наш, Варвара Шмелёва) выйдет в декабре на малой сцене. И пойдёт потом в новогоднюю кампанию. Сейчас мы готовим проект «Театр на подушках». Это для самых маленьких зрителей. Там будет «Колобок», «Загадки природы». Ещё мы задумали череду читок современных пьес. В конце сезона подведём итоги и спросим у зрителей, что больше понравилось и что взять в репертуар. Хотим это сделать, но пока побаиваемся. С классикой работать проще. В любом случае, площадок у нас много.


— Давайте вернёмся к разговору о технической части…


— Будем пока наращивать материально-техническую базу. Идёт закупка оборудования: поменяем полностью звук в большом зале, чтобы играть музыкальные спектакли, идёт к нам новый лазерный проектор, очень дорогой, лет 5 он будет современным, световые приборы.



Будем знакомиться с бизнесом. Недавно к нам приезжала специалист по фандрайзингу Евгения Карпанина. Это лучший специалист в России. Провела семинар с отделом продаж и развития. Все вдохновлены, хотят реализовывать проекты.


— Вы, когда входите в зал, чего ждёте?


— Полного зала. Чтобы люди приходили на спектакли, но сами, «естественным путём», чтобы целевая аудитория соответствовала. Чтобы на «Тараканов» приходили старшеклассники, а десятилетки: им это пока не интересно ещё. А на «Гуси-лебеди» малыши и младшие школьники, но не как не подростки.


— Если средний спектакль будет приносить деньги, Вы его уберёте из репертуара?


— Средний нет. Он должен остаться, чтобы поддерживать спектакли, которые не приносят дохода, но отражают нашу миссию, закрывают творческие вопросы. Должен быть баланс.


— Какая задача сейчас самая главная, где Ваши мысли в первую очередь?


— Театр нужно перестраивать, чтобы нас узнавали в России, знали Нижневартовск, знали, где это находится, что там есть такой театр. Подаём заявки на фестивали, планируем гастроли, ищем деньги, чтобы ставить лучшие спектакли. Нам помогают с переоборудованием по федеральной программе, округ выделяет деньги. Но мы должны сами зарабатывать и делать проекты на свои деньги.



Нужно работать так, чтобы люди в городе сами шли и покупали билеты. Не классный руководитель привёл, не профсоюзы нефтяных компаний приобрели, потому что есть такая статья расходов, а чтобы человек сам зашёл на сайт и купил. Надо играть чаще, а не только в пятницу, субботу и воскресенье, чтобы зрителю было удобно прийти тогда, когда он хочет. Надо конкурировать с диваном, с онлайн-кинотеатрами. Там тоже спектакли показывают. Здесь так не привыкли работать. Нужно играть разные спектакли, в выходные несколько раз в день.


— Ян Александрович, какого директора театра кукол все знают – Карабаса Барабаса. Не боитесь, что с ним будут ассоциировать?


— У меня бороды нет.


— Бороду отрастить можно.


— У меня не вырастет такая густая. И потом, Карабас кукол не любил. У нас иначе. Театр нужно любить и понимать, не слушать, а слышать. Если ты слышишь, что говорят актёры, цеха, ведь есть же нематериальные проблемы, а жизненные, нужно пробовать их решать. Актёр человек особенный, специфический, его нужно понимать.



С другой стороны, артистам тоже нужно повышать требования к себе. Мы не можем держать тех, кто ничего не делает, они занимают чужое место. Они учились, у них есть образование. Возможно, сменились времена — нужно актуализироваться. Можно приходить, предлагать свои моноспектакли, проекты. Главное, быть актуальным, чтобы про тебя зрители спрашивали. Общение театра и зрителя может быть только через артиста. Город должен узнавать своих артистов, оглядываться, улыбаться.

Сказка про барабашку слушать
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

30-летию Великой августовской демократической революции 1991 года посвящается
(фрагменты будущей книги «От Ельцина до Путина. И обратно»)

КС (короткое сообщение) 40. Ельцин и Путин. Часть 3. Сказка про компромат

Любого правителя любой серьёзной страны окружают мифы. Наша Россия – совсем не исключение. Некоторые мифы прочно поселились в массовом сознании. Хотя по сути они идиотские. Например, что последний русский царь Николай II принимал все важнейшие решения под прямым влиянием полуграмотного старца Григория Распутина. Как будто лохматый Гришка с утра до вечера сидел в канцелярии императора и подписывал бумаги (а именно в этом состоит процесс управления страной).

Есть устойчивый миф о том, что Хрущев развенчал культ личности Сталина из-за того, что «вождь народов» не пощадил сына Хрущева и расстрелял его. Дескать, Хрущев ползал на коленях в кабинете Сталина и вымаливал пощаду для своего сына. А вождь, мол, был непреклонен. За это Хрущев якобы Сталину отомстил после смерти. Примитивная версия. В реальности весь партийный аппарат после смерти Сталина мечтал отказаться от сталинских жёстких методов управления, сформированных ещё в эпоху революции 1917 года и Гражданской войны (когда человеческая жизнь не стоила вообще ничего, а Советская республика ощутила себя «в кольце врагов»).

А Брежневым якобы управляли его медсестра Нина и приехавшая из Тбилиси целительница Джуна. Возможно, они помогали ему бороться с адской бессонницей, но точно не принимали решение о вводе войск в Афганистан. И вообще вряд ли он с ними говорил о политике. Но зато сколько статей про Нину и Джуну написано! Сколько снято фильмов и телепередач! Причём и в России, и на Западе.

Есть устойчивые мифы и вокруг личности Бориса Ельцина. Один из них таков. Мол, Ельцин выдвинул Владимира Путина в преемники, поскольку обладал на него суперкомпроматом. Мол, и семья Ельцина про это знает. Разрешите высказаться на эту щекотливую тему.

Начну с конца. Никакого компромата нет и быть не может. Не существует заветного сейфа, где лежат чудо-материалы. Этих материалов не может быть в принципе и по определению. Ибо надо понимать, как столетиями устроена власть в России. С момента прихода человека на высшую позицию в стране он становится космонавтом. Никакие земные законы на него не распространяются. Неважно, как называется наш правитель. Царь, генеральный секретарь или Президент. И все люди в погонах, и вся гражданская бюрократия подчиняются строго ему. Он – центр не просто принятия всех решений, но бытия всей системы власти. Без его подписи и его слова государственная машина не сможет работать. Поэтому никакая информация о прежней жизни этого человека не имеет никакого значения. Она просто не интересна бюрократии.

На Западе, конечно, по-другому. Там есть реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ветви власти конкурируют между собой. Плюс независимая пресса. Эта конкуренция стимулирует политическую борьбу и поиск слабых сторон друг у друга. Отсюда компромат.

В нашей же системе координат Президент возвышается над всеми ветвями власти. Что даст в этих условиях компромат? Только проблемы для обладателя такого компромата.

Ельцин – суперматёрый аппаратный волк. Как устроена российская власть, он отлично знал изнутри. Сам её реконструировал в новых условиях. Пугать своего сменщика компроматом в условиях безграничности кремлевской власти? На такую глупость многоопытный Ельцин никогда бы не пошёл.

А вот игры в компромат в отношении людей из окружения первого лица вполне в российских традициях. Тут вплоть до уголовных дел. Не исключаются войны против членов семьи. Вспомним, сколько распространялось разных слухов о поведении дочери Брежнева Галины! До сих пор журналисты не могут успокоиться. При жизни Сталина в Москве много шептались на тему сына вождя — Василия.

Но компромат на высоких чиновников – это одно. Это Система допускает. Даже компромат на членов семьи. Но компромат на Первого в России бессмысленен. Как и любые легальные попытки отодвинуть его от высшей власти. Типа громких политических скандалов, расследований, свидетельств каких-то «информированных» лиц. Никакие Моники Левински у нас не пройдут. Любые бумаги и видеофайлы имеют значение только до воцарения. Потом – это пустое. Потом – наступает невесомость и космос. А в космосе главное – здоровье. Главная проблема вождей в России – здоровье. Этот ресурс – самый ценный. И ещё вождь не должен запутаться в своих же интригах. Как это получилось у царя в 1917 году и у Горбачёва в 1991.

Лично Ельцин не любил обсуждать частные проблемы других людей. Перемывать им косточки, сплетничать. Как-то я задал ему вопрос про личную жизнь одного политического деятеля. Он посмотрел на меня так, что я все понял. Больше такого рода вопросов я никогда не задавал. Даже после добрых напитков в разговорах один на один со мной он не ругал кого-то из людей вокруг себя. Не выдавал никакую «эксклюзивную» информацию. Хотя, я думаю, ему много что докладывали.

Монархия всегда держится на святости трона. И на непогрешимости монарха, которому, как сказала по другому поводу Анна Ахматова, «не пристали грехи». А российская государственность – такая, какой мы её привыкли знать – стоит на монархической традиции. Альтернатива которой – русская революция, жестокая и кровавая.

Так складывалась и так продолжается наша история.

Продолжение следует

  • Сказка про барби слушать
  • Сказка про аркадия паровозова
  • Сказка про бабку и про дедку
  • Сказка про бабушку и дедушку и внучку
  • Сказка про бабайку читать на русском