Сказка про ангелину балерину читать

Дружба с антоном. из детства ангелины алису выписали через неделю. где-то колыхалась и бутылочно позвякивала голубая даль, ноги утопали в

Дружба с Антоном. Из детства Ангелины

Алису выписали через неделю. Где-то колыхалась и бутылочно позвякивала голубая даль, ноги утопали в слезах умирающей зимы. В сумерки Апрель всё так же бродил по улицам и дворам. Но не было в его взгляде былой беспечности. Он влюбился в шелестящую весеннюю Полночь, но, гордая, синеглазая, она не ответила ему взаимностью.

Мама продолжала бояться за Алису и не отпускала её в школу и на улицу одну. Одноклассницы пробовали смеяться над девочкой, называли маменькиной дочкой. Однако Алиса не обращала на их насмешки никакого внимания, и вскоре девчонкам надоело её дразнить.

Однажды у школьных ворот Алиса столкнулась с долговязым неуклюжим пареньком. Она не сразу узнала Антона. Они не виделись уже несколько месяцев.

— Тут такое дело. У твоих родителей дела в областном центре. Они вернутся только поздно вечером. И мы этот день проведём вдвоём, — Антон улыбнулся Алисе. Куда девались его скованность и невозможность связать двух слов?

День напоминал яркий восточный ковёр. Белел коктейль в высоких стаканах, по-цыплячьи желтела униформа официантки. «Мимо белого яблока луны, мимо красного яблока заката» и другие детские песенки вызывали ностальгию. Алиса и Антон понимали, что в кафе для малышей выглядят немного неуместно, но это только веселило их. Они со смехом наблюдали за капризными, перемазанными сливочным кремом трёхлетками и их утомлёнными мамами.

После отправились в приезжий луна-парк. Алиса ещё долго вспоминала эту многоцветную картинку. Синее небо отражалось в лужах талого снега. Красно-жёлтые вагончики американских горок оглушительно гремели. Вопреки заверениям Антона, кататься на них оказалось совсем не страшно. Пахло попкорном, сахарной ватой и весной, надвигающейся на город.

В комнате ужасов, крошечном вагончике, разрисованном жуткими рожами, Алисе на мгновение стало дурно. Ей показалось, что из темноты на неё смотрит Мара. Но наваждение быстро прошло.

Вместо «Белого яблока луны» и «От улыбки» из динамиков лились солоноватые куплеты воровского шансона. Какой-то мужчина, пришедший сюда вместе с девочкой лет пяти или шести, громко возмущался по этому поводу. Гнусавые голоса пели про тюрьму, ждущих на воле матерей и девушек-предательниц. Алисе вдруг представилось, что и её мама могла оказаться там – в чёрном мире, за изнанкой жизни. Но тряхнула головой, отгоняя ненужные мысли. Сегодня впервые за последние месяцы девочке было по-настоящему весело. За исключением некоторых моментов…

С тех пор Антон практически каждый день встречал Алису после школы. Они гуляли по городу, заходили в кафе, один раз забрели на выставку бабочек. Одноклассницы Алисы дразнили их женихом и невестой. Но девочка никак на это не реагировала, а Антон и подавно.

В город пришёл томный зеленоглазый поэт Май. Целыми днями он сочинял стихи о любви и смерти, подражая Блоку, а порой заимствуя у него целые строки. Берёзы и другие деревца влюбились в этого мечтателя и облачились в неглиже из светло-зелёного кружева.

Наташка вместе со своими родителями уехала на Дальний восток. При прощании девочки обменялись браслетами из киндер-сюрпризов, но говорить было не о чём. Наташа с Алисой уже давно стали чужими. Кроме того, Наташка ни разу не вступилась за Алису, когда одноклассницы поднимали её на смех.

Алиса впервые в жизни закончила год на «четвёрки» и «тройки». Родители, однако, не стали ругать девочку, понимая, что дело тут не в лени или прогулах. Всё лето Алиса усердно занималась, сидя у открытого окна. Самостоятельная учёба, прогулки с Антоном по залитому летним солнцем городу отвлекали девочку от печальных мыслей и страшных воспоминаний.

Что же касается самого Антона, иногда на него находили приступы беспричинный хандры. В такие дни он бесцельно бродил по городу, переставал заглядывать к Алисе и порой даже ввязывался во всякие истории. Но мороки быстро исчезали, и Антон опять превращался в улыбчивого, доброго подростка.

Наступила осень. Алиса опять стала первой ученицей в классе. Одноклассницы оставили девочку в покое. Ведь на их подколы она не реагировала. Бизнес Гориных вновь пошёл в гору. Страхи и ночные кошмары больше не мучили Алису. Только мама продолжала чересчур опекать девочку.

Если не считать маминых страхов, всё было хорошо. Но потом, в конце марта, у Алисы произошел нервный срыв. Отец задержался на полчаса, девочка решила, что он опять пропал без вести, и у неё случилась истерика. Вернулись старые мороки, и вскоре Алиса попала в больницу с аномально высоким давлением.

***

Ангелина возвращалась из больницы, куда в очередной раз положили дочь. «Ведь целый год всё было прекрасно. Она, казалось, обо всём забыла. И вот, опять… Мара-Мара, неужели даже после смерти ты не оставишь нас в покое?» — Ангелина тяжело вздохнула.

Ей вспомнились сцены из далёкого детства. Ангелина всегда была папиной дочкой. Они с отцом понимали друг друга с полуслова. Бабушка тоже относилась к Геле с нежностью и любовью. А мама… Мама постоянно критиковала Ангелину.

— Почему такая мрачная с утра? Твой грустный вид портит настроение окружающим, — говорила она за завтраком.

— Голова болит, — оправдывалась Ангелина.

— У тебя всегда что-нибудь болит. Просто школу опять хочешь прогулять. Вот и весь сказ, — и мама отворачивала своё остренькое, птичье личико.

Отец тяжело вздыхал, не смея перечить жене. Мара хихикала, её тёмные глаза весело блестели. Бабушка жила отдельно и потому редко вступалась за Ангелину. Из-за маминой тирании девочка старалась как можно реже бывать дома. Самостоятельно записалась во всевозможные кружки, бродила по городу, просиживала у бабушки или подруг долгие часы. Маму такое положение вещей полностью устраивало. Вся её любовь принадлежала Маре. Она не хотела лишать её даже крупицы внимания.

По воскресеньям Ангелина с отцом ездили в лес. Осенью под ногами шуршали листья, зимой что-то напевал себе под нос снег. Весной между деревьями скользили белёсые тени, дети болот и влажной земли. Летом за каждый кустом прятался сказочный персонаж. Девчушка-бабочка с ярко-красными крыльями, печальноглазая царевна-лягушка…

В этом мире папа отдыхал от бесконечных претензий жены и капризов Мары. А Геля забывала о постоянном недовольстве матери.

— Я сегодня получила пятёрку с минусом за контрольную, — случалось, говорила вернувшаяся из школы Геля и выжидательно улыбалась.

— С минусом? Ну могло быть и лучше, — мама презрительно поджимала губы.

Если Геля получала пять с плюсом, мама считала, что дочь списала решение у соседки по парте. Стоило Ангелине заболеть, мама начинала сердиться. Думала, что девочка нарочно нагревает градусник. Случалось, что Гелю отправляли в школу больной. Однажды она упала в обморок на уроке русского языка. Мама посчитала это притворством, но тут терпение отца лопнуло.

Он весь вечер кричал на маму. Ангелина лежала у себя на кровати и плакала. Ведь родители ругались из-за неё. Мара торжествовала, по какой-то непонятной причине она просто обожала семейные скандалы. Иногда девчушка шёпотом комментировала услышанное. С тех пор Ангелине позволили оставаться дома при малейшем недомогании. Но мама не стала любить её больше.

— Что это у тебя бровей совсем нет? Да, неяркая у тебя внешность прямо скажем. И зачем только бабушка подарила тебе этот красный свитер? Вот Маре бы он пошёл куда больше. А тебе лучше что-нибудь более неприметное носить, — как-то сказала она Геле.

«Почему мама со мной так? Мара берёт чужое, всем дерзит. По дому ничего не делает и делать не собирается. А я…»- и уткнувшись в подушку, Геля часами плакала.

В детстве и подростковом возрасте Ангелина винила в происходящем себя. И, только повзрослев, поняла, насколько уродливой была их семья. Отец терпеть не мог Мару. То ли из-за её тяжёлого характера и отвратительного поведения, то ли по каким-то другим, неизвестным причинам. Бабушка тоже едва выносила сестру Гели. И только мама любила Мару отчаянно, страстно, наперекор всему миру. Прощала Марийке любые шалости, всегда вставала на её сторону, старалась одеть её как можно лучше, выполняла любой каприз. Из института Мару отчислили. Но мама и тут нашла оправдание своей любимице. Утверждала, что Геля не помогала сестре с занятиями, бросила её на произвол судьбы.

Боясь повторения неприятного сценария, Ангелина даже слышать не хотела о втором ребёнке.

— Обязательно будут перегибы, — говорила она мужу.- Ты будешь больше любить Алису, я — своего младшенького. Начнутся зависть, ревность. Нет уж, пусть Алиса будет одна и никогда не почувствует себя дома лишней, ненужной, неприятной.

Ангелина любила Алису, но старалась не слишком баловать девчушку. Наказывала за серьёзные провинности, пресекала любые капризы или проявления эгоизма.

«Нет, Алиса совсем не похожа на Мару. Да и на меня в детстве. Она сильная, цельная личность. А весенние вспышки… Это пройдёт с годами. Обязательно пройдёт», — успокаивала себя Ангелина. Однако внутренний голос, запрятанный где-то глубоко-глубоко, дрелью впивался в мозг и бубнил: «Неужели ты думаешь, что Мара просто так оставит вас в покое?»

У 2014 році Кремль, критична більшість росіян, які я називаю «колективний Путін», та й сам російський Гітлер, були впевнені, що їхні окупаційні війська в Україні зустрічатимуть хлібом-сіллю, даруватимуть ключі від міст і квартир, а сама окупація Україна буде представлена світу як об’єднання земель російських, тобто відродження СРСР.

Потрібну для вирішення планів картинку надав Крим. Так, саме так. Тому на Донбасі говорили «у нас буде, як у Криму», «ось Крим молодці, все зробили без крові».

Далі текст мовою оригіналу

Крым стал визитной карточкой оккупации. Люди, танцующие с российским флагами, орущие «в родную гавань», жгущие украинские паспорта и обнимающие российских военных, чиновники, вынесшие ключи от городов, да и военные в основной части перешедшие на сторону оккупантов дали нужную Кремлю картинку — крымчане выбрали свой путь в Россию.

Відео дня

То же хотели сделать на Донбассе и у русских почти получилось.

Вот вдумайтесь, была бы война и оккупация, если бы Крым критическим большинством восстал против русских, бил, жег технику, перекрывал русским дороги. Если бы Донбасс вышел к украино-российской границе с плакатами «Донбасс-Украина, мы не хотим в Россию». Войны бы не было. Война — это люди. Их желания политики лишь суммируют. Поэтому Кремль на 100% был уверен, что те области Украины, которые они обозначили на карте «новосроссией» станут оплотом и армией оккупанта, громящей остатки проевропейских украинцев.

Это ему показал и доказал Крым, а вот Донбасс разочаровал. Это, правда!

Если в Крыму оккупанты ставили ставку на критические большинство, то есть все социальные группы населения, которые объединяли и интеллигенцию, и рабочую прослойку, и люмпен. То вот на Донбассе, видя молчаливое отторжение, осторожность и не восприятие идей русского мира социумом, русские столкнулись с не достаточным для красивой картинки «одобрямсом».

Города поднимали желто-голубые флаги. Города пели Гимн Украины. А в «народное ополчение» стекался люмпен, мародеры, зэка, люди с криминальным прошлым, которые брали в руки оружие не по политическим мотивам, а исключительно с целью разбоя.

Это доказано тысячами примеров из биографий «защитников Донбасса», как со стороны местных коллаборционистов, так и со стороны русских добровольцев, ехавших на Донбасс с единственной целью-подзаработать убивая украинцев.

Оплотом оккупантов на Донбассе стал люмпен. Социальный, политический и даже культурный. То есть люди-вырожденцы с заниженной планкой морали, купившие себе дипломы об образовании в РФ, берущие взятки, видящие норму в том, чтобы убивая пополнять свое материальное положение.

Если обратить внимание на всех, кто на Донбассе поддержал русский мир, то вы будете удивлены. Очень. Основная масса русскомировцев и заэСССРщиков Донбасса имели:

— проблемы с законом (были осуждены или же сами представляли закон (полиция, суд, прокуратура);

— в графе «место рождения» указаны федеральные округа РФ или «республики» СССР или же это те, кто родился в Украине, но вот в графе их родителей «место рождения» указаны федеральные округа РФ или «республики» СССР;

— все виды людей, входящих в коррупционные слои (врачи, учителя, чиновники), привыкшие брать-давать взятки, использовать свое служебное положение в корыстных целях.

Первая волна «ополчения» были идейные. Ну, да, вот справедливость, забрать у богатых и отдать им, бедным, идеи СССР, всем поровну, все равные, все для народа… Правда, когда они убивали условно богатых (они же сами определяли, кто из жертв богат и критерии богатство) то, почему-то награбленное не делили, а оставляли себе, ну, как в СССР красные комиссары делали. И все же, это называлось — быть идейным.

Теперь представляете уровень их идей и морали? То-то же!

Остальные волны людей, которые в ОРДЛО брали в руки российское оружие, это уже идейные заробитчане, то есть те, кто реально понимал, главное на войне взять в руки оружие и надеть камуфляж, с этими атрибутами ты всегда прав и можно грабить безнаказанно, война все спишет.

Так вот этих в рядах «народной милиции» 85%. Это и добровольцы из РФ, и местные коллаборанты, которые живут грабежами, контрабандой, на две соцвыплаты (в ОРДЛО и в Украине), тихо минусуя по ОРДЛО все, что им понравилось-не понравилось, и на награбленное покупая квартиры в Одессе, Днепре, Харькове и Киеве.

Удивитесь второй раз, но 85% тех коллаборционистов, кто сейчас с оружием в руках «защищает Донбасс» на стороне оккупантов, имеют справки «переселенца», 35% через решал или сам, получает соцвыплаты в мирных частях Украины, 95% имеет родных, которые получают соцвыплаты в Украине, 40% имеют детей, которые получают образование в мирных частях Украины, 15% сотрудничают с контрразведкой и СБУ передавая данные о своих однополчанах в ОРДЛО.

У Путина не на кого положится в ОРДЛО. Все эти «отряды народной милиции» готовы предать и продать любого: Украину, РФ, Бога, черта…лишь бы платили.

Поэтому все местные коллаборционистские «отряды самообороны» имеют российских командиров, и доукомплектованы россиянами.

Русские местным в ОРДЛО не доверяют. Русские называют местных огребьем и предателями. И если бы в ОРДЛО не было регулярных частей РФ, весь этот пьяный сброд, не производящий никакого оружия в своих «нано-республиках» попросту бы там спился, сгнил и разбежался.

В местах дислокации местных коллаборционистов вечные драки, стрельба и пьянки. На позициях 75% погибших – не боевые потери. Наркомания, не уставные отношения, в том числе, и сексуального характера, суициды, ДТП в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а еще, тысячи преступлений, совершенный в отношении местных граждан. Каждая ОМБР ОРДЛО имеет свою тюрьму, свое кладбище, своих рабов, свои каналы в Чечню, Дагестан, Осетию, Абхазию, РФ по продаже рабов (детей, женщин, молодых мужчин).

И обруби сейчас Украина финансовую поддержку ОРДЛО – извините, ребята, вы стреляете, вы против Украины, поэтому все выплаты тем, кто «переселенец», имеющий отметку о том, что он ездит туда-сюда чаще 1 раза в год, то есть живет в ОРДЛО, а сюда за покушать, — пенсии, детские, родовые и другие выплаты, после возврата территории под контроль Украины. И все. Там не кому будет воевать! Русские это знают.

Русские не ожидали, что ОРДЛО будет черной дырой по отсосу денег из бюджета РФ и сейчас им, Кремлю и Путину, важно и нужно, любой ценой вернуть эти отребья Украине под соусом «автономия, федерация, особый статус».

РФ никогда этот мусор не присоединит к себе, ведь это не только лишние рты в бюджет, а еще и криминал, огромной силы и вооружения криминал, готовый и привыкший убивать русскоязычных мирных граждан.

Поэтому сегодня еще одна социальная история, рассказанная в соцсетях ОРДЛО «героями защитниками наварасии» из 4-ой ОМБр 2-го АК «народной милиции лнр».

Цитата (орфография автора цитаты): «Сегодня нашел время, чтобы поведать Вам всем историю о недавнем приключении наших бравых защитников и их боевых подруг). Конечно, наверное, об этой нашумевшей истории уже слышали все в Республике… И так…

В н.п. Ленино, примерно после 22-00 некий участковый Гапейкин Руслан вместе со своим другом, военнослужащим НМ – Ковалем Николаем, на служебном автомобиле попали в ДТП… Оба как вы уже поняли были в крайне тяжелом состоянии в связи с огромным количеством в их крови алкоголя…

Но и это еще не все… Коля и Руслан, как истинные самцы в состоянии, как они думали, легкого алкогольного опьянения, прихватили с собой пару малолетних девчонок, а именно Мельник Анастасию, и Ващенко Ангелину… Которым всего по 15 лет! Эти девчонки, так же, как и их ухажеры с трудом стояли на ногах…

Не трудно догадаться, какие дальнейшее планы были у этих «защитничков» касаемо этих двух малолеток! Я не говорю, что девчонки «святые» но все же, Руслан – 1997 г.р., Коля – 2000, они на порядок старше их и знают, что согласно УК ЛНР за это предусмотрено наказание…. Как минимум то Руслан, как сотрудник правоохранительного органа должен знать, что совершение развратных действий без применения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста — наказывается обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

В результате ДТП, все пассажиры получили довольно серозные повреждения, поскольку Руслан не справившись с управлением автомобиля въехал на скорости 80 километров в час в большое дерево!

И это еще хорошо, что эти Шумахеры не сбили на своем пути никого!

Вот такая вот история, просто смотришь на это все и понимаешь, что для некоторых закон не писан… И если уже вот к примеру, рядовой НМ и лейтенант полиции «ЛНР» позволяют в свои юные года делать такие вещи, то я уже не знаю, что тогда позволяет себе высший состав руководства…

К сожалению, смотришь на это все и понимаешь, что к несчастью в этом всем беспределе растут с вами дети и как сложится их дальнейшая судьба в этом суровом мире одному Богу только известно»…

А так, да, «наши люди там», которые все время обещают «за 5 минут до Киева и на Берлин».

disclaimer_icon

Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZREVATEL – запосиланням…

И была великая битва лесной нечисти с человеком. Но заключили они перемирие — после него нельзя было людям появляться в лесу. Все строго блюли договор, пока не появилась Василисса. Неведомая сила тянет девочку в лес — там ее ждут встречи с древними духами и разные испытания. Так кратко можно описать сюжет премьерной «страшной сказки» в Молодежном театре Алтая. Поставила ее по современной пьесе Марии Малухиной режиссер Виктория Печерникова. Altapress.ru узнал у Виктории, чего бояться зрителям, кто такие Болибошка и Полуденница и как сказки влияют на нашу современную жизнь.

Нескучная «Курочка Ряба»

— Почему вы решили поставить именно этот материал?

— С драматургом Марией Малухиной мы знакомы и работаем уже несколько лет. Я делала эскиз по ее пьесе «Замыкание» в рамках лаборатории «Детский Weekend» фестиваля «Золотая маска», также Мария писала либретто к мюзиклам, поставленным мною в Челябинске, Орле и Нижнем Новгороде, но непосредственно ее пьес в театре я еще не ставила.

Пьесу «Василисса» Мария написала для театральной лаборатории «Десять минус» в РАМТе.

Эскиз спектакля по этому материалу сделал режиссер Филипп Гуревич. И, поскольку я стараюсь следить за работами моих коллег, я посмотрела запись эскиза — и сразу же влюбилась в пьесу.

Мне вообще очень нравится изучать фольклор, мифологию, сказки, традиции и ритуалы. Но также в этой пьесе поднимается много важных для подростка тем: как трудно познать самого себя, понять и принять свою природу, тема «свой-чужой», и тема необходимого для взросления отделения от родителей.

Режиссер Виктория Печерникова

Режиссер Виктория Печерникова

vk.com/mta_barnaul

После того, как я прочитала «Василиссу» уже как ридер драматургического конкурса «Маленькая Ремарка», я связалась с Марией, и узнала, что права на эту пьесу купил Молодежный театр Алтая, и они сейчас ищут постановщика.

Я попросила, чтобы она порекомендовала меня. Утром — звонок от директора Ирины Лысковец. Оказалось, что меня рекомендовали еще несколько человек. Так все звезды сошлись.

— Когда я прочитала пьесу, у меня сложилось ощущение, что это сериал «Ведьмак» в славянской обертке.

— Не могу ничего сказать на этот счет. Я не видела сериал, хотя он есть в моем списке «Что посмотреть».

Но да, драматург действительно обращается к исконно русскому фольклору. До этой пьесы я ничего не знала о таких персонажах как Полуденница, Болибошка, Летавец. Мало понимала, кто такие на самом деле Лихо Одноглазое или Берендей.

— Может тогда просто взять фольклорную сказку и нескучно ее поставить?

— Безусловно, можно взять и «Курочку Рябу», и поставить небанально и не по шаблону. Ведь сама по себе эта сказка невероятно сложная и мудрая.

Во всех народных сказках можно докопаться до смыслов. Когда я делала мюзикл «Дюймовочка» в Челябинске, я раскопала много информации об истоках этой сказки — кто такая на самом деле Дюймовочка, кто все эти существа, с которыми она общается. Андерсен ведь тоже много обращался к народным сюжетам.

В Барнауле поставили "страшную сказку" "Василисса"

В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»

Евгения Савина

Вообще когда мы говорим о сказках, мы подразумеваем, что все они базируются на архетипических сюжетах. Например, есть герой, с которым что-то произошло, и теперь он должен идти куда-то далеко, чтобы кого-то спасти. Вот и у нас в пьесе девочка идет в лес, чтобы спасти семью от страшного Берендея. Стандартная такая голливудская коллизия.

— Потому я и вспомнила про «Ведьмака» — там тоже есть девочка, которая плутает по лесу.

— Опять же потому, что в мире существует ограниченное количество сюжетов, на которых строится любая история.

Если говорить об оригинальной сказке «Василиса Прекрасная», то там героиня идет в лес к Бабе-Яге, которая дает ей череп со светящимися глазницами, и Василиса освещает им себе дорогу…

— В сети даже есть мем с такой картинкой.

— Наверное, вы говорите про иллюстрацию художника Ивана Билибина для сборника русских сказок Афанасьева.

Сказочная Василиса

Сказочная Василиса

Свободные источники из Интернета

Кстати, мем — это тоже современный атрибут переосмысления давно знакомых историй. Можно сказать, что и наша «Василисса» — это переосмысление классической сказки, где главная героиня после прохождения испытаний из ребенка превращается в девушку.

— То есть, чтобы современному ребенку донести какую-то мысль, нужно говорить с ним на языке Marvel?

— Ну, далеко не все дети любят эти фильмы. Когда я говорю про переосмысление и современную подачу, это не значит, что я имею в виду язык комиксов.

Но говорить на языке, который будет близок и понятен ребенку, нужно обязательно. Понятен не в смысле примитивности — дети не глупы, они умнее нас — но нужно увлечь их историей, найти ключ к их восприятию.

Каждый — супергерой

— Что нового для себя вы открыли в русском фольклоре, который изучали перед постановкой?

— Очень много! Как ни странно, я раньше не слышала ни об одном персонаже из пьесы. Ну, кроме волколака и русалок, само собой. О Берендее знала только из «Снегурочки» Островского.

В Барнауле поставили "страшную сказку" "Василисса"

В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»

Евгения Савина

А Берендей — это самый сильный лесной колдун, оборотень, который может превращаться в медведя. Ничего не напоминает? Например, героя из «Обыкновенного чуда» у Шварца.

Волколак — тоже оборотень, обращается в волка. Летавец — огненный змей, который кометой летит по небу и, залетая в дом к женщине, превращается в соблазнителя. В Средневековой Европе таких духов-искусителей еще называли инкубами.

Полуденница — это дух, в виде девушки или старухи с серпом. Она обитает на поле и один час в сутки имеет власть над миром. Если не спрятаться от нее — можно получить удар по голове. Возможно, так наши предки объясняли, что ровно в полдень надо прекратить работы и уйти в тень, чтобы не получить солнечный удар.

Болибошка — маленький старичок, который встречается в лесу путникам и говорит им, что потерял котомочку. И стоит человеку наклониться, чтобы поискать ее, Болибошка прыгает ему на спину, и у его жертвы начинаются головные боли, мигрени, в таком состоянии можно заблудиться и сгинуть в лесу.

В Барнауле поставили "страшную сказку" "Василисса"

В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»

Евгения Савина

Восточнославянские русалки — хозяйки водоемов — не имели хвоста, хвост — это позднее западноевропейское влияние. На «русалочью неделю» (или «зеленые святки» — неделя перед Троицей — Прим.ред.) они могли позволить себе что угодно — бегали по полям, сидели на деревьях, забирались в дома и могли защекотать людей до смерти. Девушки оставляли голым русалками свои рубахи, таким образом, откупаясь от них.

— А мы помним разве что Бабу-Ягу, Лешего да Кикимору…

— Мы потеряли не только знания о духах предков. Утеряны многие традиции и почти утерян малый фольклор — потешки, пестушки, поговорки, приметы, загадки.

Очень мало осталось и от настоящих славянских сказок. А ведь раньше сказками объяснялось устройство всего мира, они были связаны с обрядовой деятельностью. Таким образом, шла передача сакральных знаний в устном творчестве. В сказках не было морали, мир не делился на плохих и хороших.

В Барнауле поставили "страшную сказку" "Василисса"

В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»

Евгения Савина

Та же Баба-Яга была не злодейкой, а ведуньей, которая много чего знала и ведала. А нога у нее была костяная, потому что она была вхожа в мир мертвых и живых. Печь была проходом в мир мертвых, ушедших предков.

— Поэтому к ней и относились с уважением.

— У нас в пьесе взаимоотношения лесной нечисти и человека подается как тема отношений природы и человека. Люди ходят в лес — как они должны себя там вести? Безусловно, с особым уважением.

Нужно быть чутким к миру, слышать, что он тебе говорит. Сначала Василисса ведет себя в лесу как норовистый подросток, а после того, как сталкивается с лесными обитателями, с другим миром, начинает уже прислушиваться, присматриваться, становится более осторожной.

В Барнауле поставили "страшную сказку" "Василисса"

В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»

Евгения Савина

В сцене, когда главная героиня произносит свой самый сильный заговор, я посоветовала актрисе Анастасии Даниловой представить за своей спиной всех своих предков. Этот секрет энергетической мощности мне рассказали в ГИТИСе.

В познании себя, своих корней и строится вся интрига спектакля. Героиня должна узнать, почему она ходит по ночам, говорит на змеином языке…

— Тут мы должны еще вспомнить Гарри Поттера и момент избранности.

— Да, всякий подросток думает, что он избранный. Гарри Поттер потому и стал таким популярным, потому что это мечта каждого — стать супергероем.

— А потом он взрослеет, устраивается в офис и его мечты об избранности разбиваются вдребезги.

— А здесь и кроется самое важное — выбор собственного пути. Можно не работать в офисе, а делать то, что велит душа. Есть тысячи примеров, когда люди в 50−60 лет кардинально меняли свою жизнь.

В Барнауле поставили "страшную сказку" "Василисса"

В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»

Евгения Савина

Но если уж ты работаешь в офисе, и это твой осознанный выбор — сделай так, чтобы тебе там не было скучно, добавь творчества, креативности. Переверни мир, как Стив Джобс. За это ты тоже ответственен.

Главное — быть счастливым на своем месте, понять, зачем ты пришел в мир, в этом сверхзадача человека.

Сказка для взрослых

— Сказка — страшная. Чего нам бояться?

— Для меня самые страшные моменты в спектакле — это когда Василисса боится себя, своей природы. Мир ее провоцирует, требует проявить свою силу, а она не знает, что с собой делать. Персонажи нашего спектакля кому-то могут показаться страшными и жестокими, но на самом деле нет ничего страшнее, чем предать себя.

— Вы хотите, чтобы дети смотрели ваш спектакль с родителями. Почему для вас это так важно?

— Потому что мамы и папы часто забывают, что когда-то сами были подростками. А иногда не забывают, но всеми силами стараются сделать так, чтобы дети не совершали их ошибок. Но так не работает.

Подросток должен получить свой опыт сам. Родители должны дать ему поддержку, ощущение безопасности, надежного тыла. А не делать из него юриста или балерину, чтобы реализовать собственные амбиции и мечты. Услышать природу ребенка — великая миссия родителей.

В Барнауле поставили "страшную сказку" "Василисса"

В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»

Евгения Савина

Мамы и папы могут увидеть это в нашем спектакле. Родители Василиссы пытаются оберегать ее, защищать, а значит контролировать. И только в финале, они многое переосмысляют и дают сделать ей свой выбор самостоятельно.

— Получается, сказка — ложь, да в ней намек, конкретно тут — родителям.

— Можно сказать и так. Я не люблю, когда говорят, «я лучше знаю, что для моего ребенка хорошо», «так принято», «а что люди скажут», «мы так жили, и он пусть так живет». Все эти фразы и надстройки не про «услышать ребенка», они не позволяют ему найти свой путь, и он вынужден следовать родительской указке или убегать из дома.

Я понимаю, что переходный возраст — это стресс для всей семьи. У меня самой растет подросток.

В Барнауле поставили "страшную сказку" "Василисса"

В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»

Евгения Савина

Некоторые родители с ужасом наблюдают, как их милый малыш прекращается в прыщавое существо с длинными руками и ногами, которое еще вдруг перестает их слушаться и начинает хамить, хлопать дверями, запираться в комнате. Принять такую перемену безумно трудно. Надо искать диалог с подростком, ежедневно выстраивать отношения, это важно для его будущего.

Но трудно и самому подростку, который зачастую сам не понимает, что с ним происходит. Так что тут семье можно пожелать только терпения.

— Говорят, сегодня для подростков пишут мало хороших пьес.

— Это неправда — просто те, кто это утверждает, мало читают. Каждый год на конкурс «Маленькая Ремарка» присылают очень много хорошего материала. Единственный «проблемный» возраст, для которого пишут меньше пьес — это 8−12 лет.

Но режиссеры для этого возраста часто берут не драматургию, а прозу, в том числе зарубежную. Есть прекрасные детские издательства, например, «Самокат» или «Розовый жираф». Они проводят разные конференции по детской литературе, составляют на сайте подборки. И многие переводчики зарубежной литературы, например, Ольга Варшавер, новый интересный материал сразу пересылают режиссерам и завлитам театров.

— Какие сказки сами бы посоветовали почитать-посмотреть?

— Я очень люблю все сказки из моего детства. Джон Р.Р.Толкин, Льюис Кэрролл, Кир Булычев, Астрид Линдгрен, Клайв С. Льюис. Обожаю советские фильмы Александра Роу.

Сама я фанат английского писателя Дэвида Алмонда — ставила спектакли по его книгам «Меня зовут Мина» и «Мой папа — птиц». Еще люблю Кейт ДиКамилло, автора «Удивительного путешествия кролика Эдварда». Кстати, эту сказку можно увидеть здесь, в Молодежном театре Алтая. Из российских писателей мне нравятся Ольга Громова, Нина Дашевская и Мариам Петросян.

В Барнауле поставили "страшную сказку" "Василисса"

В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»

Евгения Савина

Сейчас при желании можно найти всё, выбор огромен, и множество специалистов помогают понять и изучить огромный мир детской и подростковой литературы.

Понимаю, что сложно, некогда — да, родителем быть трудно. Но интересно.

Что известно о собеседнике

Виктория Печерникова родилась в Москве.

В 2000 году окончила оперное отделение школы «Галина Вишневская». В 2004 году — актёрский факультет Института современного искусства.

До 2010 года работала преподавателем актерского мастерства и ассистентом режиссера в колледже музыкально-театрального искусства № 61 «Галина Вишневская».

В 2015 году окончила режиссерский факультет ГИТИСа.

Работала в разных театрах страны — Et cetera, «Школа современной пьесы», Московском ТЮЗе, театре на Таганке и многих других.

Поставила в Бийске два спектакля — «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой и «Мятель» по произведению Пушкина.

Когда смотреть спектакль

Спектакль «Василисса» можно будет увидеть в МТА 8 и 9 января. Начало в 17:00, цена билета — 250−400 рублей.

  • Сказка про ананас для детей
  • Сказка про анкилозавра для детей
  • Сказка про ам няма читать
  • Сказка про алладина дисней
  • Сказка про алюминий по химии 9 класс